Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Культура в эпоху средневековья кратко. Культура в средние века

Культура в эпоху средневековья кратко. Культура в средние века

Средними веками в культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять, по меньшей мере, 3 периода:

Ранее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X-XI веков);

Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV;

Позднее Средневековье,XIV и XV века.

Раннее Средневековье – время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего – это вторжение варваров. Они закончились падением Рима. Второй важнейший исторический процесс - это то, что новые западноевропейцы, как правило, принимали христианство. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же варварами.

Высокое(Класс.)Средневековье - период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха Высокого Средневековья сменила Ранее Средневековье и предшествовала Позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Позднее Средневековье - термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV - XVI веках.

Позднему Средневековью предшествовало Высокое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы Позднего Средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения. Эта культура была связана с христианскими вероучениями, церковью. Это культура эпохи феодализма. Интеллектуальной доминантой и основным системообразующим элементом было христианство. Культура средневековья была неоднородной. В ней можно выделить несколько уровней – несколько субкультур. Христианство стало основой средневековой картины мира. Противопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела. К дуализму мира восходят такие черты ментальности как универсализм, символизм, аллегоризм. Средневековый человек – личность особого типа, «частичка общ-ва», которая подчиняет себя требованиям этикета, обычая, традиции. Христианство утверждает иную систему ценностей (сознание греха и неминуемым загробным наказанием) следовательно, склонность к простому смеху. Человек в Средневековье представлялся суще­ством сугубо амбивалентным: с одной стороны, он - венец творения, воплощение божеского, созданный по образу и подобию верховного творца, с другой сторо­ны, он - плод искушений дьявола, греховная тварь. Человек постоянно выступал объектом борьбы, средо­точием противоборства высших альтернативных сил мира - Бога и дьявола. Смыслом жизни человека провозглашается спасение души. Фундаментальной добродетелью христианина объявляется смирение, отречение от самого себя, подчинение воле божьей. Таким образом, христианство определяло своеобразие науки, философии, искусства, права и морали. Наиболее важной особенностью культуры Средневековья является характер отношений, который сложился с античной культурой. Иногда утверждается мысль о том, что Средневековье "наследует" культуру античности, "сохраняет" её традиции и нормы и т. д. В целом, можно сказать, что средневековая наука лишь восстановила те знания, которые открыл античный мир. Но по многим позициям: в области математики, астрономии - она лишь приблизилась к античной науке, но так и не превзошла её. Во многом тормозом развития науки выступила идеология - религия, христианство. Попытки освободиться от влияния христианства предпринимались на всём протяжении Средневековья, особенно в период его упадка, но эти попытки были непоследовательными. Одной из таких попыток выступало учение о двойственности истин: есть истины божественные, истины Писания, и есть истины научные. Но высшие истины - истины теологии.



Культура Возрождения.

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Эпоха великих открытий. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа:

Проторенессанс (предвозрождение) – вторая половина XIII-XIV вв.

Ранее Возрождение – XV в.

Высокое Возрождение – конец XV в.- первая треть XVI в.,

Позднее Возрождение-конец XVI в.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».Он запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В нем больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Философской основой был пантеизм - не отрицая прямо существования Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими,как вечность, бесконечность, безграничность. Средневековье ставило в центр своего мировоззрения и всей духовной жизни Бога, было, как говорят, Теоцентричным; а Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека, было, как говорят, Антропоцентричным. Отсюда эпоху Возрождения называют также эпохой Гуманизма. Духовная культура масс в период Средневековья формировалась устною проповедью церковников. Господствовала сплошная неграмотность. Преобладающее большинство священников воспринимали от своих умудренных иерархов и богословов содержание религиозного учения на слух, поскольку и сами были неграмотными. В 1445 году немецкий изобретатель Йоган Гутенберг (1399-1468) создал печатный станок, на которой отпечатал текст Библии. Церковь - и православная, и католическая - проклинала книгопечатание, сжигала отпечатанные Библии вместе с ее владельцами. Средние века не случайно были прозваны веками темноты и мракобесия. Средневековому бескультурью и неграмотности Возрождение противопоставило просвещение. А поэтому Возрождение называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии, издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют на национальных языках свои произведения.

Возрождение прославилось расцветом Реалистического искусства, которое пришло на смену иконописного, условного и мистифицированного, искусства Средневековья. Возрождение дало человечеству таких гениев живопись, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджелло, Ботичелли; таких писателей, как Бокаччио, Франсуа Рабле, поэта Петрарка и других непревзойденных художников. И, наконец. Возрождение было культурой Оптимизма в противоположность средневековой культуре - Пессимизма. Таким образом,Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры,стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ».

__________________

______________________________________________

ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Средневековая эпоха охватывает более чем тысячелетний период господства феодализма, сменившего греко-римскую рабовладельческую цивилизацию. С рождением средневекового общества в историю вошли новые территории и народы, уже не ограниченные одним Средиземноморьем и прилегающими областями.

Западноевропейский культурный тип сложился на основе синтеза античного наследия, христианства и духовного развития германских племен. Главную же роль в становлении и развитии средневековой культуры сыграло христианство.

Термин «средние века » ввели в употребление итальянские гуманисты эпохи Возрождения (XV век). Средневековьем они назвали эпоху, отделяющую их. Новое время, от классической древности. С тех пор в историческую науку прочно вошло деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую.

Оценка средневековой культуры итальянскими гуманистами была в целом негативной: они считали средние века «темными столетиями», «темной ночью христианства», перерывом в развитии культуры и т.п. Тем не менее, констатируя факт во многом негативной роли церкви в средние века, все же не следует забывать, что средневековая эпоха заложила основы культурной общности Европы, что тогда сложились современные европейские языки, возникли новые государства, были открыты новые земли, было изобретено книгопечатание и многое другое. И если в античных Греции и Риме не были использованы многие выдающиеся открытия и гениальные догадки греческих и римских ученых (потому что дешевый рабский труд делал ненужным применение машин и механизмов), то Средневековье началось с широкого распространения водяных колес и ветряных мельниц.

Средневековая культура обладала рядом отличительных особенностей: это символизм и аллегория (иносказательность), тяга к обобщенности, универсализму, анонимность большинства произведений искусства и пр.

Важнейшей чертой средневековой культуры является ее теоцентризм , господство религиозного мировоззрения, в основе которого лежала христианская теология. Средневековое мироощущение было основано на представлении о двойственности мира , который, согласно теологическим взглядам, делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый человеческими чувствами земной мир и мир небесный , идеальный, потусторонний, существующий в нашем воображении. При этом главным считался высший, небесный, «горний » мир, а земное существование («дольний мир »)рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Из учения о дуализме мира исходила символика средневекового искусства: в расчет брались лишь символы, т.е. скрытый смысл реальных предметов и явлений.

Подобно тому, как мир делится на две части, так и в человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала - тело и душа. Разумеется, душа первенствует над телом, называемым «темницей души». Поэтому в средние века усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека были монахи и аскеты, добровольно отказавшиеся от мирских благ.

Господство религиозного мировоззрения в средние века предопределило особенности средневекового искусства. Практически все его творения служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего мира, пользуясь языком символов и аллегорий. В отличие от античного средневековое искусство почти не выражало радость земного бытия, а располагало к созерцанию, глубокому размышлению и молитве. Его не интересовало детальное, конкретное изображение пространства или человека: ведь подлинно реальным, истинным представлялся лишь «горний» мир. Поэтому искусство средних веков передавало только типичное, общее, а не индивидуальное и неповторимое.

Господствующая роль церкви в средние века привела к тому, что наиболее распространенным и популярным жанром средневековой литературы (особенно в раннее Средневековье) были жития святых ; самым типичным образцом архитектуры являлся собор ; самым распространенным жанром живописи - икона , а излюбленными образами скульптуры - персонажи Священного Писания .

Влияние религии и христианской церкви было особенно сильным в первые века Средневековья. Но по мере усиления светских тенденций в культуре из-под контроля церкви постепенно вышли светские жанры литературы, театр, городская культура, развивавшееся научное знание и др.

Историки подразделяют средневековую эпоху на три этапа , соответствующие стадиям становления, расцвета и упадка феодализма. Так, V-Х века охватывают период раннего Средневековья , когда на обломках Западной Римской империи рождалась новая феодальная Европа. Массовые вторжения различных племен (кельтов, германцев, славян, гуннов и др.) на римскую территорию (этот процесс получил название Великого переселения народов) привели к образованию в Европе так называемых варварских королевств: Вестготского - в Испании, Остготского - в Италии, Франкского - в Галлии и др. В этот период наблюдался значительный хозяйственный, политический и культурный упадок, связанный с бесконечными войнами и сопровождавшими их разрушениями.

С конца Х века в Западной Европе начинается период бурного развития, затронувшего самые разные сферы: экономическую, технологическую, политическую, социальную, религиозную, художественную и пр. На смену варварским королевствам приходят сильные национальные государства - Франция, Англия, Испания, Португалия, Италия, Германия, - в которых средневековая культура переживает пору своего расцвета. Подъем культурной жизни нашел выражение в появлении и расцвете новых архитектурных стилей - романского и готического , в развитии светских школ и университетов , в широком интеллектуальном движении и распространении образованности, в расцвете литературы и средневековой схоластики (школьной науки).

РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ было итогом встречи античности и варварского мира:

1. Важнейшим истоком культуры раннего Средневековья было античное наследие, которое было усвоено и творчески переработано в V-X вв. Огромную роль в становлении средневековой культуры сыграла латынь , сохранившая свое значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Взаимодействуя с разнообразными местными наречиями (германцев, кельтов и пр.), латинский язык вскоре сделался непохожим на самого себя и стал в то же время основой развития европейских национальных языков. Латинский алфавит был воспринят и нероманизованными народами. Латынь была не только языком - носителем учености, но и единственным языком, которому обучали. В средние века «умение читать» означало «умение читать по-латыни». С другой стороны, в раннее Средневековье продолжала существовать масса местных народных диалектов и языков. Латинский язык в средние века был сакральным языком , гарантом единства веры. Ввиду господствующего положения латыни на раннем этапе Средневековья историки часто называют эту эпоху «латинским Средневековьем ». Повсеместно все Средневековье прошло в условиях сосуществования двух языков - местных и латыни.

В процессе усвоения культурного наследия античности важнейшую роль сыграла риторика . В Древнем Риме она была и частью образования, и неотъемлемым элементом римского образа жизни. В средние века риторическая культура сохранила свое значение и существенно повлияла на облик средневековой культуры.

Большое влияние на культуру раннего Средневековья оказала также римская система образования , которая дожила до VII в. Средневековье восприняло такой важный ее элемент, как система «семи свободных искусств » -septem artes liberates, обязательный набор школьных дисциплин, включавший грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию . Но если в римской риторической школе аудитория была достаточно узкой и состояла из избранных членов римского общества, то в раннее Средневековье в школы начали принимать и крестьян, и горожан, и рыцарей, и клириков. Все же старое римское классическое образование оказалось в средние века ненужным. Поэтому на смену античной школе пришла новая - монастырская , или епископская школа (в последних изучались «семь свободных искусств»). В раннее средневековье качество обучения было низким, т.к. содержание предметов было максимально приближено к нуждам церкви. Так, риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди, диалектика - как умение вести беседу, астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников. Каждому ученику школы полагалось знать песнопения и молитвы, основные события священной истории и несколько цитат из Библии. Таким образом, система образования в раннем Средневековье была достаточно примитивной и имела утилитарный характер.

2. Другим важнейшим источником культуры средних веков была духовная жизнь варварских племен , их фольклор, искусство, обычаи, особенности мировосприятия. Хотя наши знания о культуре варваров очень скудны, мы достаточно осведомлены, например, о складывании героического эпоса народов Западной и Северной Европы (древненемецкого, скандинавского, англосаксонского, ирландского). В народном сознании жили остатки дохристианской мифологии и культов, которые проникали даже в церковное искусство. Фольклор , одно из слагаемых средневековой культуры, породивший и народную поэзию, и сказки, стал основой героического эпоса.

Художественное творчество варваров представлено главным образом предметами прикладного искусства . Это богато украшенное оружие, культовая и обрядовая утварь, разнообразные фибулы, пряжки, застежки и предметы быта, свидетельствующие о высокоразвитой технике обработки металлов, кожи и других материалов. В произведениях искусства варваров предпочтение всегда отдавалось орнаменту .

Представления о могучих германских и кельтских богах, героях и их борьбе со злыми силами породили причудливые орнаменты так называемого «звериного» стиля, в котором изображения фантастических животных вплетались в замысловатые узоры. «Звериный» стиль впоследствии широко применялся в прикладном искусстве и в романской архитектуре. В раннесредневековую ирландскую и английскую миниатюру проникли образы ирландских саг (былин), кельтские языческие символы, встречающиеся даже в изображениях святых. А строительная техника варварских племен, воплощенная в деревянном зодчестве, составила славу бургундских и нормандских плотников.


Похожая информация.


История средних веков Европы охватывает период с V до середины XVII века внутри периода можно выделить такие этапы: а) раннее средневековье: V - XI века; б) развитое средневековье: XI - XV века; в) позднее средневековье: XVI - середина XVII века.

Термин «средние века» (от лат. medium aevum - отсюда название науки, изучающей средневековье, медиевистика) возник в Италии периода Возрождения в среде гуманистов, считавших, что это время было периодом культурного упадка, в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.

Средние века - это время феодализма, когда человечество значительно продвинулось вперед в развитии материальной и духовной культуры, расширился ареал цивилизации.

Для феодального общества характерно: 1) господство крупной земельной собственности; 2) сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей - крестьян, которые были лишь держателями земли, а не собственниками; 3) внеэкономическое принуждение в разных формах: от крепостничества до сословного неполноправия.

Феодальная собственность (от лат. - feodum) - наследственная земельная собственность, связанная с обязательным несением военной службы. В средневековом обществе возникает иерархия с большой ролью личных вассально-ленных связей.

Государство прошло разные этапы: для раннефеодального периода характерны крупные, но рыхлые империи; для развитого средневековья - мелкие образования, сословные монархии; для позднего средневековья - абсолютные монархии.

Феодальное право защищало монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьян, на судебную и политическую власть над ними.

Огромную роль в обществе играла религиозная идеология и церковь.

Таким образом, особенности феодального производства порождали специфические особенности социальной структуры, политической, правовой и идеологической систем.

Основными чертами средневековой культуры являются: 1) господство религии, богоцентрического мировоззрения; 2) отказ от античной культурной традиции; 3) отрицание гедонизма; 4) аскетизм; 5)

усиленное внимание к внутреннему миру человека, его духовности; в) консерватизм, приверженность к старине, склонность к стереотипам в материальной и духовной жизни; 7) элементы двоеверия (христианство и язычество) в народном сознании; 8) фетишизация произведений искусства; 9) внутренняя противоречивость культуры: конфликт между язычеством и христианством, противоположность ученой и народной культуры, отношения светской и духовной, церковной властей, двойственность ценностных ориентаций (духовность и телесность, добро и зло, боязнь греха и грех); 10) иерархичность культуры, в которой можно выделить культуру духовенства, рыцарскую культуру, городскую культуру, народную, в основном, сельскую культуру; 11) корпоративность: растворение личностного начала человека в социальной группе, например, сословии.

Средневековая европейская культура сложилась на развалинах Римской Империи. В раннем средневековье углубился упадок культуры, имевший место еще в позднем Риме. Варвары разрушили города, являвшиеся сосредоточением культурной жизни, дороги, ирригационные сооружения, памятники античного искусства, библиотеки, произошла аграризация общества с господством натурального хозяйства, товарно-денежные отношения были неразвиты.

Церковь установила на многие века монополию на образование и интеллектуальную деятельность. Все области знания оказались подчинены церковно-феодальной идеологии. Обладая во времена политической децентрализации прочной организацией и сложившейся доктриной, церковь располагала и мощными средствами пропаганды.

Сутью церковного мировоззрения было признание земной жизни временной, «греховной»; материальная жизнь, природа человека противопоставлялись «вечному» существованию. Как идеал поведения, обеспечивающего загробное блаженство, церковь проповедовала смирение, аскетизм, строгое соблюдение церковных обрядов, подчинение господам, веру в чудо. Презирались разум, науки, философия, которым противопоставлялась вера, хотя из античного наследия были позаимствованы отдельные элементы философского и светского знания. Система образования: так называемые «семь свободных искусств античности», - делилась на низшую - «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и высшую - «квадривиум» (геометрия, арифметика, астрономия, музыка части). Использовались работы античных авторов: Аристотеля, Цицерона, Пифагора, Эвклида, но в ограниченных пределах. Выше всех наук ставился авторитет Священного писания. В целом, для системы знаний Средневековья были свойственны такие черты: 1) универсализм; 2) энциклопедизм; 3) аллегоризм; 4) экзегеза (греч. толкование) - умение толковать и давать религиозное объяснение Библии.

Вселенная (космос) рассматривалась как творение бога, обреченное на гибель. Господствовала геоцентрическая система с различными сферами, адом и местопребыванием бога. Каждый материальный объект рассматривался как символ сокровенного и идеального мира, а задача науки - раскрыть эти символы. Отсюда проистекал отказ от изучения подлинных связей вещей при помощи опыта. Символизм наложил отпечаток на всю средневековую культуру. Считалось, что слова объясняют природу вещей. Непосредственное реалистическое восприятие мира в искусстве и литературе часто облекалось в форму символов и аллегорий.

Феодально-церковной культуре противостояла народная культура. Она уходила корнями в дофеодальную древность и связана с варварским культурным наследием, языческими мифами, поверьями, легендами, праздниками. Эти традиции, сохранившиеся в крестьянской среде на протяжении всего средневековья, были пронизаны религиозными представлениями языческого толка, чуждыми мрачному аскетизму христианства, его недоверию к живой природе: в ней виделась не только грозная сила, но и источник жизненных благ и земных радостей. Народному мировосприятию был присущ наивный реализм. Формы народного творчества разнообразны: сказки, предания, песни. Народные сказания легли в основу эпоса (ирландский эпос о герое Кухулине, исландский эпос - «старшая Эдда», англосаксонский эпос - поэма «Беовульф»). Выразителями и носителями музыкального и поэтического творчества народа были мимы и гистрионы, а с XI века жонглеры - во Франции, хуглары - в Испании, шпильманы - в Германии, бродившие по всей Европе.

Искусство раннего средневековья утратило многие достижения античности: почти полностью исчезли скульптура и вообще изображение человека; забылись навыки обработки камня, в архитектуре, преобладало деревянное зодчество. Для искусства этого периода характерно: варваризация вкуса и мироощущения; культ физической силы; выставляемое напоказ богатство; вместе с тем, ему присуще живое, непосредственное чувство материала, особенно проявившееся в ювелирном и книжном деле, где господствовали сложный орнамент и «звериный» стиль. При примитивизме варварское искусство было динамичным, его главным изобразительным средством являлся цвет. Яркие предметы создавали ощущение материальности, соответствующее варварскому чувственному видению и восприятию мира, далекому от христианского церковного аскетизма.

В раннем средневековье VII - IX веках наблюдался некоторый подъем феодально-церковной культуры при дворе Карла Великого (768 - 814) - так называемое «Каролингское возрождение», вызванное потребностями в грамотных людях для управления империей. Открывались школы при монастырях и для мирян, приглашались образованные люди из других стран, собирались античные рукописи, началось каменное строительство, но этот подъем культуры был непрочным и непродолжительным.

Развитое Средневековье отмечено значительным ростом городов и возникновением университетов.

Возникновение городов, как центров ремесла и торговли, означало новый этап в развитии средневековой культуры. Предпосылками роста городов были интенсивное развитие товарного производства и денежного обращения на базе частной собственности. Возникла потребность в грамотных людях; производство породило интерес к опытному знанию и его накоплению; для горожан характерно активное восприятие жизни, трезвый расчет, деловитость, что способствовало выработке рационалистического типа мышления; росли умственные запросы и интересы и, соответственно, тяга к светскому образованию. Монополия церкви на образование оказалась нарушена, хотя церковь и господствовала в идеологии. Городские школы успешно конкурировали с монастырскими.

Города росли в связи с притоком в них крестьян, бежавших от господ или отпущенных на оброк. По численности населения средневековые города были невелики; в XIV - XV века те из них, где проживало 20 тыс. человек, считались крупными. Население городов активно боролось за свою независимость от феодалов: города либо откупались, либо добывали независимость в вооруженной борьбе. Многие города стали коммунами, то есть они обладали правом вести самостоятельную внешнюю политику, иметь свое самоуправление, чеканить монету, все горожане были свободными от крепостной зависимости. По сути, они являлись городами-государствами, напоминавшими античный полис. Городское население, или «третье сословие», становилось духовным лидером и преимущественным носителем культуры.

С развитием городской культуры появляется светское образование, возникают университеты (от лат. universitаs - объединение, общность). В 1088 году на основе Болонской юридической школы открылся Болонский университет, в 1167 году в Англии начал работу Оксфордский университет, в 1209 году - Кембриджский университет, во Франции в 1160 году открывается Парижский университет.

Всего к концу XV века в Европе насчитывалось 65 университетов (кроме Италии, Франции, Англии университеты появились в Испании, Германии, Чехии, Польше). Преподавание в университетах велось на латинском языке, ставшим европейским языком культуры. Общий язык и религия создавали определенное культурное единство в Европе, несмотря на феодальную раздробленность и политические конфликты. Основными факультетами (от лат. facultas - возможность) были младший, на котором изучали «семь свободных искусств античности», и старшие, где изучали богословие, право, медицину.

В своей рафинированной форме духовная культура получила выражение в философии. В ходе философских споров сложились основные направления средневековой схоластики (от лат. schola - школа). Возникло два основных направления: «номинализм» (от лат. nomina - имя), считавший, что объективно существуют лишь единичные вещи, доступные человеческим ощущениям, а общие понятия - «универсалии» реально не существуют, номинализм явился зародышем материализма; «реализм», считавший, что реально существуют только общие понятия - «универсалии», единичные вещи рассматривались лишь как порождение и несовершенное отражение этих понятий. Основным вопросом схоластики был вопрос об отношении знания к вере. Проблема соотношения веры и разума получила воплощение и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке. Религиозное мировоззрение, как стержень духовной культуры, и христианский Бог, как основа нравственного мира средневекового человека, определили подчиненную роль философии по отношению к религии.

Фома Аквинский (1225/26 - 1274) - самый крупный философ- схоласт утверждал, что философия и наука являются служанками теологии, поскольку вера превосходит разум в человеческом бытии. Он аргументировал это тем, что, во-первых, человеческий разум непрерывно ошибается, тогда, как вера опирается на абсолютную правдивость бога, и, во-вторых, вера дается каждому человеку, а обладание научным и философским знанием, требующее напряженной умственной деятельности, доступно далеко не каждому.

Выдающимся схоластом был Пьер Абеляр (1079 - 1142) - французский философ, теолог и поэт, яркий выразитель свободомыслия, выступавший против крайних форм, как номинализма, так и реализма. Его свободомыслие основывалось на приоритете разума по отношению к вере: «пониманию, чтобы верить». Он был признан еретиком с запретом преподавать и писать.

Наряду со схоластикой в средние века существовали иные направления философии и богословия, в частности, мистика. Мистики отвергали необходимость изучать Аристотеля и пользоваться логическими доказательствами веры. Они считали, что религиозные доктрины познаются не с помощью разума и науки, а путем интуиции, озарения или «созерцания», молитв и бдений. Отрицая роль разума в познании мира и бога, мистики были более реакционны, чем схоласты. Но среди них были сильны демократические настроения: мистические секты критически относились к феодальному строю и проповедовали необходимость установления «царства божия на земле» без частной собственности, неравенства, эксплуатации. Среди мистиков можно выделить Бернарда Клервосского, Иогана Таулера, Фому Кемпийского.

В средневековой Европе хотя и медленно, но шло развитие науки и техники. Так, профессор Оксфорда Роджер Бэкон (1214 - 1294), исходивший из того, что опыт является основой знания, создал «Большой труд» - энциклопедию того времени. В средневековой науке развивалась алхимия, которая выражала связь ремесла, религии, мистики, магии, оккультизма. Алхимия предваряла собой возникновение опытного естествознания.

Значительное влияние на европейскую философию и науку оказала арабо-исламская цивилизация, в частности, труды Аль- Бируни (980 - 1048), Ибн-Сины (980 - 1037).

В средние века сделаны изобретения, повлиявшие на всю дальнейшую жизнь общества: изобретение пороха, бумаги, книгопечатания, очков, компаса. Особое значение имело книгопечатание, начатое в Европе Иоганном Гуттенбергом (1400 - 1468), способствовавшее развитию национальных литератур, унификации правописания и, соответственно, образованию, науке, культуре.

В XII - XIII века расцветает латино-язычная литература, в частности, поэзия вагантов (от лат. vagary - бродить). Развивается национальная литература, в частности, записывается эпос: французский - «Песнь о Роланде», испанский - «Песнь о Сиде», германский - «Песнь о Нибелунгах». Формируется рыцарская литература: светская лирическая поэзия трубадуров, прославляющая «куртуазную любовь» (от старофранцузского - придворный), рыцарские романы. Возникает интерес к личности человека, его чувствам. Развивается городская литература на национальных языках: например, на французском языке создан «Роман о Лисе», «Роман о розе»; предшественником Возрождения во Франции был Франсуа Вийон (1431 - 1461). Отцом английской литературы считается Джеффри Чосер (1340 - 1400), создавший сборник стихов на английском народном языке «Кентерберийские рассказы».

В средневековой Европе место искусства было противоречиво. Искусство рассматривалось как Библия для неграмотных. Главная задача искусства - укрепить религиозные чувства, раскрыть образы Священного писания, произведения, как правило, анонимны. От художника требуется не реализм, а раскрытие идей божественной святости. Переход из пространства внешнего мира во внутреннее пространство человеческого духа - вот главная цель искусства. Она выражена знаменитой фразой Августина: «не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Xристианская идеология отвергала идеалы, воодушевлявшие античных художников: радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент космоса, - она разрушала античную гармонию тела и духа, человека и земного мира.

Важнейшим видом искусства становится зодчество, воплотившееся в двух стилях: романском и готическом. Романская архитектура отличается массивностью, приземистостью, ее задача - смирение человека, подавление его на фоне монументального величия мироздания, бога. С XII века возникает готический стиль, чертами которого является устремленность ввысь, стрельчатые арки, витражи. В. Гюго назвал готику «симфонией в камне». В отличие от суровых, монолитных, внушительных романских храмов, готические соборы украшены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 м. Античный храм считался местом жизни бога, религиозные церемонии проходили снаружи, а средневековый храм воспринимался как место общения религиозной общины и особое внимание уделялось внутреннему убранству.

В живописи главным жанром была иконопись. Живопись выступала как немая проповедь, «умозрение в красках». Иконы рассматривались как эмоциональная связь с богом, доступная неграмотным, они являются глубоко символичными. Изображения часто нарочито деформированы, условны, существует эффект, так называемой, обратной перспективы для большего воздействия на зрителя. Кроме икон, изобразительное искусство средневековья представлено также росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами.

Система образования. В период раннего Средневековья потребность западноевропейского общества в образованных людях была минимальной. Церковь и государственный аппарат грамотными кадрами в полном объеме обеспечивали монастырские и епископские школы.

В высокое Средневековье новый импульс развитию системы образования дало формирование городского сектора экономики и связанный с этим устойчивый спрос на ряд специальностей - медицину, юриспруденцию. Взять на себя задачу по подготовке подобных специалистов могли только относительно крупные учебные заведения, обладающие соответствующим интеллектуальным потенциалом

Такими центрами стали университеты. Первый из них был образован в 1119 г. в Болонье (Италия). Позднее университеты появились в Англии (Оксфорд, вторая половина XII в.), Франции (Париж, 1215 г.).

Подготовка врачей, причем на самом высоком уровне, происходила в стенах Салернской медицинской школы (Италия).

Наука. Раннее и начало высокого Средневековья в западноевропейской науке отмечено господством умозрительного книжного знания, основанного на наследии античной цивилизации, взятом, однако, далеко не в полном объеме.

О создании какой-либо новой информации научного характера можно говорить только с начала XIII в. Среди наиболее заметных ученых западноевропейского Средневековья следует выделить Роберта Гроссетеста (1175 - 1253), который одним из первых выступил за переход от умозрительной науки к экспериментальной. По его мнению, процесс изучения природы проходит следующие ступени: 1) опыт; 2) тезис-гипотеза; 3) дедуктивный вывод из тезиса-гипотезы следствий; 4) практическая проверка последних. Данная линия на переход к экспериментальному естествознанию была продолжена учеником Гроссетеста Роджером Бэконом (1214 - 1290).

Западноевропейская средневековая история. Одним из первых историков средневековой Западной Европы был Флавий Кассиодор (ок. 487 - 578), написавший «Историю готов» в 12 книгах, дошедшую до нашего времени в конспективном пересказе гота Иордана, сделанном в 551 г. («О происхождении и деяниях готов»). С течением времени появились истории других германских народов: «История франков» Григория Турского (VI в.), «История королей готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского (VII в.), «История лангобардов» Павла Диакона, «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (VIII в.). Последним по времени создания стал труд «Деяния данов» Саксона Грамматика (XII в.).

Кроме историй путь развития западноевропейской средневековой цивилизации излагался в хрониках, которые писались, как правило, на латинском языке. Исключение составляют «Англосаксонские хроники», записанные в конце IX в. на народном языке и позднее переведенные на латынь.

Ряд хроник (например, Оттона Фрейзингенского, XII в.) описывали всю историю человечества. Начинались они с изложения сотворения мира, затем следовали события мировой истории, современные автору события и картины Страшного суда. С XIII в. появляются хроники, посвященные истории отдельных стран: «Великие французские хроники», «Великая хроника» Англии, начатая Роджером Уэндоверским (умер в 1236 г.).

Архитектура. Наиболее характерными архитектурными памятниками западноевропейского Средневековья были рыцарские замки и соборы.

Первый самобытный архитектурный стиль западноевропейского Средневековья, известный под названием «романский», начал распространяться в X в. Он основывался на использовании системы простых объемов - кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров. Стены построек были очень массивными, с узкими, похожими на бойницы окнами.

В светской архитектуре романский стиль представлен замком-крепостью с донжоном, центральной башней, служившей убежищем семье феодала и его вассалам в случае нападения. Здесь же располагались продовольственные и оружейные склады, тюрьма.

В церковной архитектуре основным памятником стала трехнефная базилика с трансептой и башней над пересечением центрального нефа и трансепты.

В XII в. началось формирование нового архитектурного стиля - готического. Технической основой готики стало изобретение сложной каркасной структуры. Свод поддерживался теперь не только стенами. Часть нагрузки распределялась на относительно невысокие, но очень массивные контрфорсы, связанные со стенами специальными арками. В результате появились огромные окна с витражами, наполнявшие собор светом.

Обязательным элементом готического собора были две башни в западной части здания. Это, вероятно, отражало древнее германское поверие о том, что после захода солнца с запада приходят демоны. От них-то и призваны были защищать людей эти башни.

Символика готического собора давала средневековому человеку наглядное представление о строении Вселенной, месте человека в ней, общественной иерархии.

Рыцарская культура. Формирование рыцарского сословия повлекло за собой создание целого слоя специфической культуры. Особо следует выделить турниры, известные с конца IX в. В XI в. были записаны первые турнирные правила, а в XIII в. рыцарские турниры стали устойчивой западноевропейской традицией.

Неотъемлемой частью рыцарской культуры была геральдика, прошедшая путь от опознавательных знаков для выделения своих рыцарей во время крестовых походов до своеобразного удостоверения личности рыцаря - участника турнира, языка символов, способного передать достаточно объемную информацию.

С рыцарством были связаны и многочисленные произведения художественной литературы разных жанров. К ним относятся эпические произведения: «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), лирические стихотворения, романы.

Наибольшей популярностью среди последних пользовались сочинения, входившие в «артуровский» цикл, связанный с именем легендарного короля Артура. В его замке Камелоте стоял круглый стол, над которым можно было видеть надпись: «Сила - это еще не справедливость, справедливость - это и есть сила». Каждый год здесь собирались 12 рыцарей и рассказывали о своих подвигах за истекшее время.

Городская культура. Основные литературные произведения, вышедшие из-под пера городских авторов, в основном анонимных, относятся к жанру стихотворений, новеллы комического или сатирического содержания, известной во Франции как фаблио, в Германии - как шванк. Весьма популярными были также произведения, в которых основные персонажи - крестьяне и рыцарь - скрывались под масками животных: сообразительного лиса Ренера и глупого волка Изенгрима («Роман о Лисе»).

Театр. О зарождении средневекового театра можно говорить приблизительно с IX - X вв., когда в католических богослужениях появились сначала диалоги, основанные на евангельских текстах, а затем пантомимы. С конца XI в. началась трансформация этих вставок в небольшие бытовые сценки.

Первый по-настоящему театральный жанр появился в XII - XIII вв. Это была мистерия - массовое самодеятельное представление на библейские темы с участием десятков и даже сотен человек. Примерно в это же время возникает миракль - театральная постановка, основанная на христианских легендах о чудесах. Весьма остроумными, хотя и часто грубыми шутками были наполнены французские фарсы XIV - XV вв.

Ранний гуманизм. Развитие городского сектора экономики в период позднего Средневековья (в основном в Италии) усилило светское начало в культуре, определив ориентацию на человека-творца.

Первым представителем новой культуры стал Данте Алигьери (1265 - 1321), чье творчество не только венчает средневековый период развития западноевропейской культуры, но и открывает в ней новую страницу - эпоху Возрождения.

Деятели Возрождения стремились поставить в центр внимания человека, что и дало название всему движению - гуманизм (от лат. humanus - человеческий). Главными чертами определения ценности человека при этом выступали не происхождение, богатство, а стремление к гармоничному и всестороннему развитию личности, творческой активности. Образцом же для себя деятели Возрождения избрали культуру античности. Однако речь при этом не шла и не могла идти о простом возобновлении культуры полуторатысячелетней древности. Фактически началось формирование принципиально новой культуры, устремленной в будущее.

Наиболее полно гуманистические принципы были воплощены в творчестве Франческо Петрарки (1304 - 1374), Джованни Боккаччо (1313 - 1375), Мазаччо (1401 - 1428), Сандро Боттичелли (1445 - 1510), Донателло (1386 - 1466).

1. Средневековая культура - что это?

2. Периоды средневековой культуры.

3) До ХХ столетия средневековая культура воспринималась, как что-то темное, жестокое, варворское (Хейзинг, "Осень Средневековья").

5-11 века раннее средневековье

11-14 века собственно средневековье

14-17 века позднее средневековье

Периодизация позволяет увидеть различия в развитии сред- невековой культуры. В целом средневековая культура - это развитие языков, образование государств. Для средневековой Европы развитие языков характерезовалось развитием двуязычия. Христианство возникает в древней империи. Римлянин должен помогать, но не унижаться, а христианство - человеколюбие, равенство людей. Христос происходит от женщины. Женщина - мать становится ценностью. В средневековьи жизнь разграничивается на внешнюю и внутреннюю стороны.

Ле Гофф "Воображение", Швейцер:"Смерть и воскресение Христа - это есть победа духовного над физическим".

Величие Европейской культуры состоит в том, что человек своей мыслью превосходит самого себя, изменяет самого себя.

Ле Гофф "Средневековая цивилизация".

1. Духовные ориентиры культуры средневековья.

2. Картина мира.

3. Культурные типы в средневековье.

1) Духовные ориентиры определяются христианством. Оно было религией и идеологией. Все делалось в соответствии с тем, как говорилось в библии, по канону. Основой средневековой культуры были рецептурные знания. Период V-X в. это был период борьбы варварского с хрис- тианским.

2) Картина мира. Пространство воспринималось иначе чем в античности. Пространство воспринималось, как пространство усадьбы. За пределами усадьбы - незащищенное пространство. Все это ограничивало мировоззрение человека. В средневековье человек не мог заявить о своей созидательной способности. Развитие человека, всегда связано с развитием общества. Восприятие пространства относительно библии.Отсутствие перспективы в средневековом сознании. Это представлено в иконе (обратная перспектива). Обратная перспектива в иконе осмысливается еще и следующим образом: не я смотрю на икону, а икона на меня.

Раушенбах:

Картина мира - это модель мира, та сетка координат, при посредствии которых люди воспринимают действительность и строят образ мира.

В средневековье картина мира была религиозная, и пространство и время воспринимаются в соответствии с этим. Иерархическая структура в религии.

Античность была патриархальна, а в средневековьи женщина - мать почитается и изменяется вообще отношение к женщине. Рыцарская любовь- женщине нужно поклоняться, совершать в честь ее подвиги, но ничего не требовать взамен. Телесное и духовное разграничивается. Образ рыцаря возникает из права собственности, т.к. был майорат. Если наследство оставалось старшему сыну, то младшие становились рыцарями.

"Вассал моего вассала - мой вассал"

Происходит разграничение внешнего и внутреннего во всех смыслах.Христианство открывает одиночество. ХХ век оказался перед проблемой одинокого сознания. Путь приближения к человеку - любовь. "Возлюби ближнего, как себя". Христианство дает исповедь. Человек дает внутренний обет токого не совершать более.

Средневековье накапливает материал для развития самосознания.

3) Ценился труд: труд монаха, крестьянина. Дворянин должен был заботиться о своих подданных.

Крестовые походы необходимы церкви для поддержания своего влияния, а с другой стороны они нужны были тем, кто хотел обаготиться. Рыцарь должен быть знатным, красивым (если не на лицо, так на одежду), сильным, искать славу и добыть ее, верность слову, щедрость, обязан быть влюбленным. Развитие рыцарства представляет универсальные требования.В университетах учились рыцари.

С XV века развиваются города и появляются купцы. Учитывается время. Крестьянин не следил за ходом времени. Открытие рулевого управления на кораблях позволило выйти за пределы Атлантического океана.

4) Ученая культура начинается в монастырях. Монастыри создаются вVI веке. Собирают все, что является античной культурой. Каждый монастырь имеет библиотеку и скрипторий. Все монастыри собирали книги двух типов: религиозные и еретические.

Короли были неграмотные. Университет - подобие кафедры церковной.Все население было неграмотное. Народная культура развивалось на основе устного слова. Поэтому ценились проповедники. Саги, баллады характерная форма передачи текста. Говорили на латыни.

Ментальность - это естественное, само сабою разумеющееся, часто даже импульсивное, поведение или реагирование. Непроизвольный, мало подвергающийся воздействию сознания образ мышления. Менталитет - логика сознания.

Средневековье существовало на основе устного слова. Храм был местом, где человек мог узнать все библейские истины по рисунку.

Пространство близь пола олицетворяло землю. Алтарь - рай.Троица, молчаливая беседа возможна в средневековье, т.к. была культура жеста. Более значимо появление святого, чем появление книги.

В культуре все пласты сохранены. Особенно в языке.

Иконы с изображением святых были связаны для крестьянина с его проблемами. Поэзия иконы сливалась на традиции. Новшества и изменения были редки.