Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Культура народов российской империи в 19 веке. Русская культура XIX в

Культура народов российской империи в 19 веке. Русская культура XIX в


XIX в. в истории культуры России занимает особое место. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху золотым веком русской культуры.

Выступление декабристов в 1825 г. привело к появлению духа революционных преобразований. Литература занимала первое место по степени влияния на русское общество, отражая разные стороны общественной жизни, содействовала развитию общественного сознания. Огромное влияние на общественную жизнь оказывали журналы, отражающие литературные веяния различных стилей. Сентиментализм Н. Карамзина и В. Жуковского сменил классицизм Г. Державина и выступал за сближение литературного языка с разговорным. После войны 1812 г, пришел романтизм, отвечавший настроениям в обществе и свое выражение нашедший в балладе. Поэма выступала второй формой романтической литературы. В ней действительность представала в раздвоенном виде («Демон» М. Лермонтова). Лирика Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева стала высшим достижением русского романтизма в литературе. После войны 1812г. в обществе сформировались идеи патриотизма, служения Родине, чувства национального самосознания, которые отразились в искусстве первой половины XIX в. Особую популярность приобрел исторический жанр, пейзажная живопись стала значительно эмоциональнее, приобрела живой колорит: солнечные, полные живым теплом работы С. Щедрина, морские пейзажи И. Айвазовского, мелкие проникновенные пейзажи, в которых прославляется девственная русская природа, И. Шишкина. Во второй половине XIX в. в живописи проявляется реализм, представители которого пытались преодолеть каноны академического классицизма, что привело к появлению нового направления - «бунт тринадцати». Скульптура еще оставалась верной классицизму, оставаясь связанной с архитектурным творчеством, постепенно отдавай предпочтение реалистическим направлениям: П. Клодт (скульптура конных групп на Аничковом мосту). Поздний классицизм, преобладающий в архитектуре, постепенно отдавал свои права эклектике. Началась эпоха градостроительства. На основе памятников древнерусской архитектуры были построены здание Исторического музея в Москве (О. Шервуд), церковь Воскресения «на крови» в Петербурге (А. Парланд). К концу XIX в. стал появляться стиль модерн.

Культурный процесс рубежа XIX-XX вв. получил название «декаданс». Итальянский писатель Ф. Маринети основал в 1909 г. футуризм, позже возникают новое общество экспрессионистов «Синий всадник», дадаизм, аудизм, кубизм. Стили и методы в культуре XX в.. отходят от классических приемов художественного творчества, их многообразие получает название модернизм, который объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса. Реализм, существуя параллельно с модернизмом, проявлял себя по-разному, но ярче всего - как неореализм, особенно в кинематографе (Л. Висконти, М. Антониони, Р. Росселлини, Ст. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). Имена А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда связывают с символизмом, которым представлена декаданская литература рубежа веков. Одним из ведущих литературных направлений середины XX в. является экзистенциализм. Как литературное направление он возник во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю) и утверждал «чистое» немотивированное действие, индивидуализм, отражал одиночество человека во враждебном ему абсурдном мире. Как вызов обществу, как последовательное разрушение реального образа, который отражает мир привычными средствами, возник так называемый абстракционизм - крайняя форма модернизма. У его истоков стоят В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее и др. На смену ему в 60-х гг. пришли авангардизм, поп-арт и постмодернизм.

Развитие экономики и культуры проходило в России на протяжении всего XIX в. в условиях сохранения самодержавия (неограниченной монархии). Императору принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти. В начале столетия были созданы Государственный совет и министерства. Правительство императора Александра I (1801-1825 гг.) осуществило до Отечественной войны 1812 г. некоторые либеральные реформы. В их числе - меры по развитию системы образования. Это был последний период политики «просвещенного абсолютизма». Суть ее в попытке приспособить самодержавно-крепостническую систему к требованиям современности. Идеология «просвещенного абсолютизма» делала упор на «просвещение умов» и «улучшение нравов», смягчение законов и веротерпимость. Однако пределы проводимых реформ были узкими. Развитие системы образования, поощрение промышленности, «покровительство наукам и искусствам» - но все это под строгим надзором бюрократии и полиции.

В 1811-1815 гг. произошел поворот к реакции и мистицизму. На первый план выступил милитаризм и охранительные тенденции. Носителем их стал всесильный временщик Аракчеев. Возникают военные поселения, призванные укрепить военную мощь империи без особых затрат. Россия вступает в «Священный союз» - своего рода «интернационал» монархов, помогающих друг другу в борьбе с революционным движением. Такая политика вызвала недовольство передовой части дворянства, создавшей подпольные революционные организации. Дворянские революционеры мечтали превратить Россию либо в конституционную монархию, либо в республику, отменить крепостное право. Движение закончилось неудачным восстанием 14 декабря 1825 г. Декабристы были разгромлены и на трон вступил Николай I (1825-1855).

Политика нового императора, не доверявшего дворянам и опиравшегося на бюрократию и полицию, была реакционной. Он подавил польское восстание 1830-1831 гг. и помог разгромить революцию в Венгрии (интервенция 1849 г.). Отдельные реформы (финансовая, опубликование Свода законов, улучшение управления государственными крестьянами) сочетались с беспощадным подавлением оппозиции. Милитаризм, взяточничество, волокита в судах, бесправие и произвол - вот черты «николаевской системы», приведшей страну к военному поражению.

С вступлением на трон Александра II (1855-1881) началась т.н. «оттепель». В обществе обсуждались назревшие преобразования, были амнистированы декабристы, расширились права печати. В 1861 г. отменено крепостное право, а вскоре последовали новые реформы - отмена телесных наказаний, введение суда присяжных, установление выборного местного самоуправления (земства). Однако «увенчания здания» реформ, как называли либералы введение в России конституции и парламента не последовало. С 1866 г. (неудачное покушение на императора) правительство повернуло к реакции.

Между тем в образованной молодежи разных сословий (т.н. разночинцы) все большее распространение получали идеи народничества (социализм Н.Г. Чернышевского и др.). Недовольство росло и возникли подпольные организации. В 1874 г. началось т.н. «хождение в народ» - агитационное движение. Оно потерпело неудачу. Народ не пошел за социалистами, а полиция вылавливала их. В ответ революционеры встали на путь террора. Концом этого пути стало убийство Александра II 1 марта 1881 г.

Опыт Отечественной войны впервые существенно сблизил элитное сословие с простым народом, сделав на время социальную пропасть между ними менее значимой, чем национальные приоритеты. В.Г. Белинский писал о 1812 г. Как об эпохе, с которой «начиналась новая жизнь для России», усматривая смысл этих изменений не только «во внешнем величии и блеске», но прежде всего во внутреннем развитии в обществе «гражданственности и образования». Новая для России идея ответственности дворянства перед своим народом, усилившая влияние общественно-политической европейской мысли эпохи Просвещения, создала другой культурный феномен 19 в.- движение декабристов. Декабризм в России продемонстрировал обществу совершенно новый тип русского человека, способного бросить вызов произволу деспотичной власти, и стал для нескольких поколений критерием дворянской чести, нравственной почвой для будущих общественных преобразований.

Именно дворянское сословие сыграло главную роль в развитии русской культуры первой половины 19 века., поскольку главным образом дворяне имели в данный период благоприятные материальные и социальные условия для образования и художественного творчества. Тем не менее представленная преимущественно дворянами передовая русская культура объективно выступала против сословного неравенства, крепостного права, самодержавного и чиновничьего беззакония. Парадоксален тот факт,что гигантский скачок в культурном развитии, совершенный Россией в 19 веке, произошел на фоне «запоздалой» и во многом непоследовательной экономической и политической модернизации.

Подъем русской культуры в 19 веке был вызван целым рядом обстоятельств:

Русское общество переживало период радикальной трансформации, становления национального самосознания и постепенной демократизации общественной жизни. Наиболее интенсивно эти изменения проявляются во второй половине 19 века, в пореформенный период, поставивший перед страной собственные задачи.

Усиливается специализация различных сфер культурной деятельности, особенно в науке, где появляются новые направления исследований, и в то же время устанавливается тесное взаимовлияние философии, и в то же время устанавливается тесное взаимовлияние философии и литературы, литературы и других видов искусства.

Модернизация экономики требует все большего числа грамотных, квалифицированных специалистов, развивается сеть специализированных учебных заведений, расширяется база буржуазной демократической культуры.

Но остается сильным и груз традиционных отношений, буржуазное общество в России 19 века, ещё не сложилось. Великая русская культура в полной мере отразила все противоречия и болезненную конфликтность своего времени, наиболее ярко проявившиеся в творческой деятельности российской интеллигенции.



Культура России 19 века

Предмет: Культурология

План

Введение

1. Наука и образование России XIX века

1.1 Развитие образования в России

1.2 Развитие российской науки

2. Искусство России XIX века

2.1 Изобразительное искусство и архитектура

2.2 Музыкальная культура России

2.3 Русский театр

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первый год нового XIX столетия ознаменовался для России рядом событий, резко изменивших направление ее внутренней и внешней политики. На престол России взошёл молодой монарх Александр I. Для укрепления своего положения он вынужден был искать новые общественные силы, которые он мог бы противопоставить и деятелям павловского времени и сановной оппозиции екатерининских вельмож.

К подготовке целого ряда либеральных реформ были привлечены «молодые друзья» императора – младшее поколение богатейших и знатнейших дворянских семей. В 1801 году они составили неофициальное совещание, так называемый Негласный комитет, который, как предполагалось, должен был изучить состояние государства и разработать ряд реформ по важнейшим вопросам экономической, социальной и культурной жизни.


1. Наука и образование России XIX века

1.1 Развитие образования в России

Наряду с крестьянским вопросом и реорганизацией государственного аппарата большое внимание Негласного комитета было уделено народному просвещению.

В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения , первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. В 1804 году вышли два устава – «Устава университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

Создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты. Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой.

Согласно уставу, начальным звеном школы становились приходские училища , которые были предназначены дать в течение одного года детям «низших слоев» религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета, подготовив их к поступлению в уездное училище.

Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались в уездных и губернских городах и предназначались для детей ремесленников, мелких торговцев, зажиточных крестьян. Учебный план уездных училищ был рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию.

Гимназии должны были открываться в губернских городах. Курс обучения в них был четырехлетним. Целью обучения была подготовка детей дворян к государственной службе или поступлению в университет.

Наконец, завершали систему обучения университеты. Согласно «Уставу университетов Российской империи» управление ими, разработка учебных планов и т. п. производилась выборными учеными советами во главе с ректором, профессора и деканы факультетов также выбирались ученым советом. Ректор университета выбирался с последующим утверждением.

Реформа учебных заведений 1804 года, безусловно, отличалась рядом прогрессивных черт, отражала влияние идей русских просветителей XVIII века и передовой общественности начала XIX века. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

Все это создавало видимость буржуазной реформы школы, доступности образования для всех сословий Российской империи. Однако видимость эта была обманчивой, и буржуазный характер проводимых мероприятий значительно ограничивался сохраняемыми феодальными чертами.

При Николае I официальная политика в области просвещения была направлена на то, чтобы воспитать образованных людей, необходимых стране, избежав при этом распространения «революционной заразы». С. С. Уваров, ставший министром народного просвещения в 1833 г., предложил ввести «истинно русское» просвещение, которое бы основывалось на трех неразрывных началах: православии, самодержавии, народности . Возникнув как принцип отечественного просвещения, теория «официальной народности» С. С. Уварова стала краеугольным камнем государственной идеологии николаевской эпохи.

Николай I основал Учительский институт и Главный педагогический институт. Цель его состояла преимущественно в ограждении русской молодежи от влияния иностранных учителей. Запрещено было посылать молодых людей учиться за рубеж, кроме исключительных случаев, в которых испрашивалось особое разрешение. В учрежденных правительством учебных заведениях отдавали преимущество русскому языку, литературе, статистике и отечественной истории. Особенно заботились о военных учебных заведениях, корпусах, военных академиях.

Под влиянием общественного движения 60-х годов XIX века были проведены школьные реформы, предусматривающие централизацию управления школами ; началось превращение сословной школы в школу буржуазную.

По Уставу 1864 г. было утверждено два типа средней школы : классическая гимназия с 7-летним сроком обучения, готовившая к поступлению в университеты, и реальные гимназии с 6-летним сроком обучения, дававшие право поступления в высшие технические учебные заведения.

Известное развитие получило женское образование (женские гимназии, женские училища).

Женские гимназии основаны в 1858 г. под покровительством царствовавшей императрицы. Их было 26. Министерство народного просвещения, в свою очередь, открыло в 1871 г. по тому же образцу 56 гимназий и 130 прогимназий с 23404 воспитанницами. «Нигде в Европе не дали столь широкого развития образованию девиц, нигде они не имеют столь легкого доступа к свободной карьере и должностям по определению правительства, – например на телеграфе, почтамтах и пр.».

Были организованы Высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В. И. Герье), в Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин – вошли в историю как Бестужевские), Казани, Киеве.

В 60–70-е годы основаны первые земские и правительственные учительские семинарии. С 1872 г. учреждены реальные и воскресные училища ; получают распространение церковно-приходские школы .

В результате реформ если в начале XIX в. в России было всего лишь тридцать две гимназии, то к середине века их стало около ста, к концу века – полтораста (точнее, 165), а в 1915 г. средних учебных заведений в России было около двух тысяч (точнее, 1798)4.

И все-таки, несмотря на такой, казалось бы, бурный рост числа учебных заведений, четверо из пяти жителей страны оставались неграмотными. Относительно первоначального обучения Россия уступала любой из европейских держав.

1.2 Развитие российской науки

«Развитие производительных сил, особенно начавшийся переход мануфактуры в фабрику, становление капиталистического уклада в экономике оказывали благоприятное влияние на научную жизнь страны, активизировали русскую научную и техническую мысль, способствовали началу сближения науки с производством».

Центрами научной мысли стали Академия наук, университеты и научные общества (Общество истории и древностей российских, Археографическая комиссия, Общество испытателей природы, Русское географическое общество и др.).

Русские ученые в первой половине XIX в. сделали ряд выдающихся открытий. Великий математик Николай Иванович Лобачевский (1792–1856), ставший в 23 года профессором, создал учение о «неэвклидовой геометрии». Он доказал, что математические законы являются не категориями человеческого сознания, а отражением реальных отношений, существующих в природе.

Ученый П. Ф. Горянинов сделал вывод, что все растения и животные, обладая единым принципом строения, состоят из клеток. Он стал одним из основоположников «клеточной теории».

Профессор химии Н. Н. Зинин впервые получил анилин – красящее вещество из каменноугольного дегтя. Он положил начало созданию синтетических материалов . Металлург П. П. Аносов раскрыл тайну древнего булата, создал сверхтвердую сталь, основал новую науку – металлографию. Физик В. В. Петров доказал возможность применения электричества для освещения и для плавки 154 металлов, он, по сути, явился основоположником электрохимии и электрометаллургии.

Академик Б. С. Якоби работал над превращением электрической энергии в механическую, сконструировал электромотор, открыл метод гальванопластики, обосновал возможность телеграфа. Изобретения и открытия Л. Шиллинга (электромагнитный телеграф), П. П. Аносова, П. М. Обухова, В. С. Пятова (металлургия) соответствовали уровню развития мировой науки.

Известный всему миру астроном В. Я. Струве создал под Петербургом Пулковскую обсерваторию , которую стали называть «астрономической столицей мира». Знаменитый хирург Н. И. Пирогов – участник обороны Севастополя – предложил применение антисептических средств , обезболивающих веществ и эфирного наркоза при операциях. Его метод спас жизнь тысячам раненых.

Русские мореплаватели ученые Ф. Ф. Беллинсгаузен, Г. И. Невельской, М. П. Лазарев, В. М. Головнин совершили несколько кругосветных путешествий, открыли Антарктиду, многие острова в Тихом океане, внесли большой вклад в развитие географической науки. Придворный историограф Н. М. Карамзин написал «Историю государства Российского».

Во второй половине XIX в. жил и работал гениальный русский ученый Д. И. Менделеев (1834 – 1907). Менделеев открыл периодический закон химических элементов (1869), предсказал свойства и атомный вес многих неизвестных элементов. Книга ученого «Основы химии» была переведена на все европейские языки.

НОУ ВПО "Институт управления"

Ярославский филиал


Контрольная работа

По дисциплине:

История отечественного государства и права

Культура России XIX века


Преподаватель: Сакулин М.Г.

Выполнил студент: Головкина Н.С.


Ярославль


Введение

1.1 Образование

1.2 Наука

1.3 Литература

1.4 Живопись и скульптура

1.5 Архитектура

1.6 Театр и музыка

2.1 Просвещение

2.2 Наука

2.3 Литература

2.4 Живопись и архитектура

2.5 Театр и музыка

Заключение

Библиографический список


Введение


История культуры России 19 в. занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике.

Достижения русской культуры определялись многими факторами: петровскими преобразованиями, екатерининской эпохой просвещенного абсолютизма, установлением более тесных контактов с Западной Европой. Большую роль играл и тот факт, что в экономической и социально-политической структуре России медленно, но неуклонно складывались капиталистические отношения. Появились фабрики и заводы. Росли города, ставшие основными культурными центрами. Увеличилась численность городского населения. Усилилась потребность в грамотных и образованных людях. Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812 г., которая оказала существенное влияние на литературу, музыку, театр, изобразительное искусство.

Однако внутреннее положение в стране сдерживало развитие культуры. Правительство сознательно тормозило бурно развивающиеся процессы, активно боролось против общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостническая система не давала возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культура оставалась привилегией незначительной части господствующего класса. Культурные запросы и потребности верхушки общества были чужды народу, у которого складывались собственные культурные представления и традиции.

Цели курсовой работы:

изучить различные аспекты русской культуры 19 века;

выявить основные направления развития культуры;

выявить влияние социальных, политических, и экономических факторов на культурную и социальную жизнь.

Тема культуры XIX очень актуальна для настоящего времени т.к. ее изучение и рассмотрение выполняет важные функции образовательные информационные, культурные.

культура россия петровский екатерининский

Глава 1. Культура России в первой половине XIX века


1.1 Образование


Образованность общества является одним из показателей культурного состояния народа, страны. В конце 18 - первой половине 19в. сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования.

Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Для государственных крестьян были созданы приходские школы с программой обучения, рассчитанной на один год. Для городского населения недворянского происхождения создавались уездные училища, для детей дворян - гимназии, окончание которых давало возможность получения высшего образования. Для дворян открывались и специальные средние учебные заведения - военизированные кадетские училища .

Образцовым учебным заведением стал знаменитый Царскосельский лицей, программа которого почти соответствовала университетской. В лицее учились многие выдающиеся общественно-политические деятели и представители русской культуры (поэты и писатели А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин, дипломаты А.М. Горчаков и Н.К. Гирс, публицист Н.А. Данилевский, будущий министр народного просвещения Д.А. Толстой и др.)

Широко была распространена система домашнего образования, в которой основное внимание уделялось изучению иностранных языков, музыки, словесности, привитию хороших манер, живописи .

Весьма ограниченными оставались возможности для развития женского образования. Для дворянок существовало несколько закрытых институтов (школ). Наибольшую известность приобрел Смольный институт благородных девиц, открытый в Петербурге в конце 18в. и положивший начало женскому образованию в России. По его образцу открывались женские институты в других городах. Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, историю, словесность, иностранные языки, танцы, музыку, различные виды домоводства. В начале 19в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек "обер-офицерского звания". В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин России была лишена возможности получить даже начальное образование.

Крупнейшие политические деятели понимали, что государству требуется все больше образованных или хотя бы грамотных людей, в то же время они боялись широкого просвещения народа .

Развивалось университетское и высшее специальное образование. Университеты играли основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особенно прославились лекции по всеобщей истории профессора Т.Н. Грановского, созвучные общественным настроениям того времени. Высшие специальные учебные заведения готовили квалифицированные кадры для дальнейшей модернизации России.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила, демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н.А. Полевой, А.В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.

В отличие от 18в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине 19в., началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь .


1.2 Наука


В первой половине 19 в. началась дифференциация науки, выделение самостоятельных научных дисциплин. Наряду с углублением теоретических познаний, все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

В естественных науках наблюдалось стремление к более глубокому познанию основных законов природы. Открытия Я.К. Кайданова, И.Е. Дядьковского, К.Ф. Рулье внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К.Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.И. Лобачевский в 1826 г., намного опередив современных ему ученых, создал теорию "неевклидовой геометрии". Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы 19 в.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, медицины, биологии и механики. Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал первые пригородные электромоторы, работавшие от гальванических батарей. Академик В.В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П.Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина - органического вещества, употреблявшегося как закрепитель краски в текстильной промышленности. Профессор Московского университета М.Г. Павлов внес большой вклад в развитие агробиологии. Н.И. Пирогов, участник обороны Севастополя во время Крымской войны, впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А.М. Филомафитский ввел в практику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н.И. Пироговым разработал метод внутривенного наркоза.

Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803 - 1806 гг. под командованием И.Ф. Крузенштерна. На двух кораблях "Надежда" и "Нева" экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю.Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головниным предприняли попытку второго кругосветного путешествия, обследовали Курильские острова, но были захвачены японцами. Трехлетнее пребывание в плену В.М. Головнин использовал для сбора ценнейших данных о малоизвестной для европейцев Японии. В 1819 г. на двух кораблях "Восток" и "Мирный" была осуществлена русская экспедиция в Антарктиду .

В особую отрасль выделились и успешно развивались гуманитарные науки. Усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент общенациональной культуры. Было создано Общество истории и древностей Российских при Московском Университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце ХVIII в. "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской литературы.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. Этот труд вызвал широкий резонанс общественности и неоднозначные оценки его консервативно-монархической концепции.

Тем не менее "История" Н.М. Карамзина имела огромный успех и неоднократно переиздавалась. Она способствовала дальнейшему пробуждению дальнейшего интереса к историческим знаниям. Под влиянием Карамзина были созданы "Исторические думы" К.Ф. Рылеева, трагедия "Борис Годунов" А.С. Пушкина, драматические произведения А.К. Толстого, исторические романы И.И. Лаженчикова и Н.В. Кукольника.

Большую известность получили работы историков К.Д. Кавелина, Н.А. Полевого, Т.Н. Грановского, М.П. Погодина. В конце 40-х годов начал свою исследовательскую деятельность корифей русской исторической науки С.М. Соловьев, написавший 29-томную "Историю России" и много других сочинений по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей становления культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что дворяне призирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Часть ученых выступала за захоронение архаизмов, характерных для 18 в. и в целом для эпохи классицизма. Некоторые справедливо выражали протест против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использование многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.

Большое значение для решения этой проблемы имели создания словесного факультета в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности.

Разработка основ русского литературного языка окончательно завершилась в творчестве писателей Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др. Публицист Н.И. Греч написал "Практическую русскую грамматику", за что был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук .

1.3 Литература


Особого расцвета в первой половине 19 в. достигла литература. Именно она определила это время как "золотой век" русской культуры. В литературе нашли отражение сложные общественно-политические процессы того времени. Писатели расходились в своих убеждениях и стремлениях. Существовали и различные литературно-художественные стили, в рамках которых развивались противостоявшие течения. В это время в русской литературе утверждались многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Русская литература была важным средством развития общественной мысли.

На рубеже 18 - 19 вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому направлению пришел Г.Р. Державин. Главным представлением русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин (повесть "Бедная Лиза" и др.)

Война 1812 г. вызвала к жизни романтизм. Этот литературный стиль был широко распространен в России, в других европейских странах. В русском романтизме существовали два течения. В.А. Жуковский считался представителем "салонного" романтизма. В своих балладах он воссоздал мир поверий и мистицизма, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Гражданский пафос, подлинный патриотизм были свойственны другому течению в романтизме, связанному с именами поэтов и писателей декабристов: К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского. Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. В своем раннем творчестве А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов наполнили романтизм высочайшим художественным содержанием.

Большое значение для развития русской литературы имела деятельность "толстых" журналов "Современник" и "Отечественные записки". На страницах этих журналов возникло новое явление для России - литературная критика. Журналы стали центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и общественная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Жестко действовали цензурные ограничения, доходившие порой до крайности. Кромсались произведения писателей. Штрафовались и закрывались журналы. Был наказан цензор, пропустивший при издании "Евгения Онегина" в поэтическом описании А.С. Пушкиным въезда Татьяны в Москву строку "… И стаи галок на крестах". Жандармы и священники усмотрели в этом оскорбление церкви .


1.4 Живопись и скульптура


В русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе, утверждались романтизм и реализм. Официальным направлением в живописи был академический классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовала любым попыткам свободы творчества. Ее основным принципом было строгое следование канонам классицизма, преобладание религиозной тематики, библейских и мифологических сюжетов.

Ярким представителем романтизма в России был О.А. Кипренский, кисти которого принадлежат замечательный портреты В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Портрет А.С. Пушкина - молодого, овеянного политической славой - является одним из лучших созданий романтического образа. В этом же жанре работал и другой художник - В.А. Тропинин. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина, но уже в реалистической манере. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек.

Влияние романтизма испытал К.П. Брюллов. Картина "Последний день Помпеи" написанная, казалась бы, в традициях классицизма, выразила ожидание художников общественных перемен, грядущих крупных политических событий.

Особое место в русской живописи занимает творчество А.А. Иванова. Его картина "Явление Христа народу" стала событием в мировом искусстве. Грандиозная картина, которая создавалась на протяжении 20 лет, продолжает волновать многие поколения зрителей.

В первой половине 19 в. в русскую живопись входит бытовой сюжет, к которому одним из первых обратился А.Г. Венецианов. Его картины "На пашне", "Захарка", "Утро помещицы" посвящены простым людям, духовными нитями связаны с жизнью и бытом народа. Продолжателем традиции А.Г. Венецианова был П.А. Федотов. Его полотна не только реалистичны, но и наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества ("Сватовство майора", "Свежий кавалер" и др.). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.

На рубеже 18 - 19 вв. наметился подъем русской монументальной скульптуры. П.А. Мартос воздвиг первый в Москве памятник - Минину и Пожарскому на Красной площади. По проекту Монферрана была воздвигнута 47 - метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б.И. Орловский создал памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге. И.П. Витали оформил скульптуры фонтанов на Театральной площади в Москве. П.К. Клодт воздвиг четыре конные скульптурные группы на Аничковом мосту и конную статую Николая I в Петербурге. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г .

1.5 Архитектура


Русская архитектура первой половины 19 в. связана с традициями позднего классицизма. Для нее характерно создание крупных и завершенных ансамблей.

Это особенно проявилось в Петербурге, где сложились целые проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармоничностью. Было воздвигнуто здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. От Адмиралтейства разошлись лучи петербургских проспектов. Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А.Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту Монферрана создан Исаакиевский собор - самое большое здание России того времени. Именно в первой половине 19 в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета, Манежа и Александровским садом под стенами Кремля. Грандиозное здание Манежа было построено для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода 1813-1815 гг. Сад был разбит на месте грязной и мутной речки Неглинки, воды которой заключили в специальные трубы, отведенные под землю. На берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Он был задуман как символ избавления от нашествия французов 1812 г. и победы русского оружия. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, приспособленное для охоты на зайцев.

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. По проекту Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю.

К концу первой половины 19в. в архитектуре начал проявляться кризис классицизма. Современников уже утомляли его строгие формы. Он оказывал сдерживающее воздействие на развитие гражданского строительства. Получил распространение "русско-византийский стиль", мало связанный с национальными градостроительными традициями .


1.6 Театр и музыка


В первой половине 19в. в России оживилась театральная жизнь. Существовали различные виды театров. По-прежнему широкое распространение имели крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой правительства, которая постоянно вмешивалась в репертуар, подбор актеров и другие стороны их деятельности. Это в значительной степени тормозило театральное творчество. Появились и частные театры, которые бесконечно то разрешались, то запрещались властями.

Театр развивался под действием тех же тенденций, что и литература. В нем в первые десятилетия 19в. господствовали классицизм и сентиментализм. В духе классицизма написаны исторические трагедии В.А. Озерова ("Эдип в Афинах", "Дмитрий Донской"). На театральных подмостках ставились романтические пьесы русских и зарубежных авторов. Играли пьесы Ф. Шиллера, В. Шекспира и др. Из русских авторов наиболее был популярен Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес ("Рука Всевышнего Отечество спасла" и др.). В опере и балете господствовали итальянская и французская школы. В 30-40-е годы 19в. усилилось влияние русской литературы на театральный репертуар, в котором стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием общественно-культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор".

В России складывались национальная театральная школа, воспитавшая многих талантливых артистов.

Русская музыка получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление русского романса - особой разновидности музыкального жанра. Романсы А.А. Алябьева "Соловей", А.Е. Варламова "Красный сарафан", А.Л. Гурилева "Матушка-голубушка" популярны и сегодня.

Выдающимся композитором той эпохи был М.И. Глинка, создавший ряд крупных музыкальных произведений. Опера "Жизнь за царя" Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина заложили основы русского оперного национального искусства. М.И. Глинка написал много романсов на стихи известных русских поэтов. Наибольшую известность приобрел его романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина. Замечательным композитором был А.С. Даргомыжский, который смело вводил в музыкальные произведения сюжеты из обыденной жизни и народные песенные мелодии. Наибольшую известность приобрела его опера " Русалка", восторженно принятая публикой.

Итак, наиболее впечатляющих успехов Россия в первой половине 19в. добилась в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей и поэтов, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом - формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине 19в., развивались и приумножались в последующее время .

Глава 2. Культура России во второй половине XIX века


2.1 Просвещение


Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу; она была необходима присяжному заседателю и новобранцу в армии, крестьянину, ушедшему на фабрику или в торговлю. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г. огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. - 21%. В России сложилось три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. В церковных школах учили прежде всего закону Божьему, церковному пению и церковнославянскому языку; в школах министерских и земских шире преподавались светские предметы. Огромный вклад в становление сельской школы внесло подвижничество земской интеллигенции. Там, где не было ни государственных, ни земских, ни церковных школ, крестьяне вскладчину заводили свои "школы грамоты". Просвещать взрослое население помогали воскресные школы.

Количество начальных школ выросло в 17 раз - к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс. учащихся. И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на образование, и соперничество между светской и церковной школами .

Развивалось и среднее образование: его давали классические гимназии, где упор делался на гуманитарные предметы и древние языки, и реальные гимназии - в них шире преподавались естественные и точные науки. Возникли женские гимназии. К концу 19в. в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся и около 200 женских средних учебных заведений с 75 тыс. учащихся.

Совершенствовалось высшее образование. Во второй половине 19в. был основан ряд новых университетов - Варшавский, Новороссийский, Томский; но больше внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям - их возникло около 30. Появилось высшее женское образование. Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период в 4 с лишним раза (с 14 до 63), в них обучались около 30 000 студентов.

Просвещение в Росси всегда было тесно связано с политикой и зависело от общего государственного курса. В 60-е годы в высшей школе была дана автономия, средняя школа открывалась для всех сословий, военные и духовные училища сближались с общегражданскими, в начальном образовании сосуществовали школы разных типов. В 80-е годы усилился правительственный надзор над просвещением, укреплялись сословные начало, замкнутость военных и духовных училищ; доступ женщин к высшему образованию был затруднён, в начальном образовании делался упор на церковные школы.

Число публичных читален выросло за полвека после крестьянской реформы в 3 с лишним раза (с 280 до 862). Во второй половине 19в. были основаны Исторический музей, Политехнический музей, Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека, Русский музей .


2.2 Наука


Развитие просвещения создавало базу для расцвета науки. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л. Чебышева, физиков А.Г. Столетова и П.Н. Лебедева. Ученица Чебышева С.В. Ковалевская стала первой женщиной - членом-корреспондентом Академии наук. Великим открытием был периодический закон химических элементов, сформулированный в 1869 г. Д.И. Менделеевым. А.М. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии; высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

Значительные успехи были достигнуты в географических исследованиях: Н.М. Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н. Миклухо-Маклай - Океанию. Пореформенная эпоха ознаменовалась рядом технических открытий: П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С. Попов - радиоприемник. В 80-е годы была построена первая в России электростанция.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Иную позицию занимали позитивисты. Позитивизм являлся самым популярным философским направлением второй половины 19в. Позитивистами были многие либералы, в том числе К.Д. Кавелин, известный трудами по философии и психологии. Во второй половине 19в. на значительную высоту поднялась русская историческая наука. Великий историк С.М. Соловьев создал фундаментальную "Историю России с древнейших времен" в 29 томах. Следуя взглядам Гегеля, он изобразил развитие России как органический, внутренне закономерный процесс, вытекающий из борьбы противоположностей - созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов, казачьей вольницы и др.) .


2.3 Литература


Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины 19в., колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы - о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф.М. Достоевского - "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" - и Л.Н. Толстого - "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье".

Яркой чертой пореформенной литературы был реализм? стремление изобразить "правду жизни", обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Н.А. Некрасова и сатирах М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иные взгляды отстаивал лирик А.А. Фет, считавший, что искусство не должно непосредственно вмешиваться в реальность, а призвано отражать вечные темы и служить красоте. Борьба между сторонниками теории так называемого "чистого искусства" и искусства гражданского стало одной из важнейших тем литературных дискуссий первых пореформенных лет. В ходе этой борьбы в русской литературе надолго утвердился культ социального, гражданского искусства .


2.4 Живопись и архитектура


Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением "передвижников", в музыке - кружком "Могучая кучка", в театре - драматургией А.Н. Островского.

Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В.Г. Перова - "Сельский крестный ход на Пасху", "Чаепитие в Мытищах". Мастером портретной живописи был И.Н. Крамской - "Л. Толстой", "Некрасов". Н.А. Ярошенко создал образы молодых интеллигентов-разночинцев (картины "Студент", "Курсистка").

Вершиной русской живописи были полотна И.Е. Репина (1844 - 1930), в творчестве которого совместились основные направления передвижничества - мысли о народе ("Бурлаки на Волге"), интерес к истории ("Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), тема революции ("Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста").

В архитектуре начался поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17в. В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями - примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора А.А. Парланда на месте гибели Александра II. В "неорусском стиле" были выстроены здания Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды - ныне здание Гумма (А.Н. Померанцев), здание Городской думы Москвы (Д.Н. Чичагов) .


2.5 Театр и музыка


В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А.Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы "темного царства". Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге. Опера и балет были представлены, прежде всего, петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Развивался театр в провинции, возникали частные и "народные театры".

Большие успехи были достигнуты в музыке. Продолжала развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М.И. Глинкой. Ее традиции продолжали композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Они создавали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы ("Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Садко" Римского-Корсакова). В Петербурге (1862г.) и Москве (1866г.) открылись первые русские консерватории .

Заключение


Россия прошла путь из культурной изоляции - к интеграции с европейской культурой.

Большинству же населения страны - крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству - новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде "барскую забаву", развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию "как на чуждую расу" (Бердяев).

Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья - народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, "почвенное" и "просвещенное". Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, "почвенное" бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.

Библиографический список


1. Балакина Т.И. История русской культуры. - М., 2004. - с.95-98

Грегорьев А.А., Федорова В.И. История России с древнейших времен и до наших дней. - Красноярск: КГПУ, 2002. - с.104-106

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - Москва, 2000. - с.63-64

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 2003. - с.15-19.

Орлов А.С., Полунов А.Ю. Пособие по истории Отечества. - М., 2004. - с.27

Орлов А.С., Терещенко Ю.А. Основы курса истории России. - М.: Простор, 2002. - с.119-120

Павлова Г.Е. Организация науки в России в первой половине 19 века. - М., 2003. - с.65-70

Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины 19 века. - М., 1999. с. - 14

Сельванюк М.И., Гладкая Е.А., Подгайко Е.А. История России.100 экзаменационных ответов. - М. - Ростов-на-Дону: "МарТ", 2003. с.77

Шульгин В.С., Кошман Л.В. Культура России 19-20 в.М., 2005. с.171-182


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

XIX век стал Золотым веком русской культуры. Господствующим видом искусства становится литература. Смена литературных направлений определяет развитие всей эпохи.

Русская культура 19 века и Европа

Начиная с реформ Петра I Россия находилась под мощным культурным влиянием Европы. Особенности развития культуры 19 века выразились в проникновении западных стилей и направлений.

Кратко о культуре 19 века в России сказал А. И. Герцен: на реформы Петра Россия ответила гением Пушкина.

Литературные стили

На рубеже XVIII-XIX вв. в литературе утвердился сентиментализм. Его ведущим представителем стал Н. М. Карамзин.

В 20-е гг. XIX века на смену сентиментализму приходит романтизм. Прежде всего это связано с творчеством В. А. Жуковского.

Рис. 1. Портрет В. А. Жуковского. О. А. Кипренский. 1815.

Романтиками были поэты-декабристы:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • К. Ф. Рылеев,
  • В. К. Кюхельбекер,
  • А. И. Одоевский.

С 30-х гг. в русской литературе ведущим направлением становится реализм. А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь заложили основы современного русского языка. Русская литература вступила в свой Золотой век.

Во второй половине XIX века русские писатели прочно утверждаются в мировой литературе. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова относятся к критическом реализму. В них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.

Архитектурные стили

В первой трети XIX века в русской архитектуре наступает период “строгого” классицизма или ампир. Он пришел в Россию под влиянием наполеоновской Франции и представлен архитекторами:

  • К. Росси (Александринский театр);
  • А. Д. Захаров (Адмиралтейство);
  • А. Н. Воронихин (Казанский собор).

В 30-50-е гг. XIX века формируется новое направление – эклектика или историзм. В отечественной архитектуре оно проявилось в появлении русско-византийского стиля. По проектам К. А. Тона были построены:

  • Храм Христа Спасителя,
  • Большой Кремлевский дворец,
  • железнодорожные вокзалы в Москве и Петербурге.

Рис. 2. Современный вид Храма Христа Спасителя.

Во второй половине XIX века разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль. Он представлен следующими архитекторами:

  • А. А. Семенов (Исторический музей в Москве);
  • Д. Н. Чичагов (московская Городская дума);
  • А. Н. Померанцев (современный ГУМ).

Стили в живописи

В первой половине XIX века в творчестве русских художников преобладали классицизм и романтизм. Для первого было характерно использование античных и библейских сюжетов. Ведущими представителями классицизма были Ф. А. Бруни и Ф. И. Толстой.

Художники-романтики предпочитали портретную и пейзажную живопись. Среди них выделяются:

  • С. Ф. Щедрин;
  • О. А. Кипренский;
  • А. Г. Венецианов.

Особое место занимает К. П. Брюллов, вершиной творчества которого является картина “Последний день Помпеи”.

Во второй половине XIX века в живописи прочно утверждается реализм. В 1870 г. возникает “Товарищество передвижных выставок”, в котором объединились художники-реалисты:

  • И. Е. Репин,
  • Н. Н. Ге,
  • И. Н. Крамской и др.

Скульптура XIX века

Особое значение в России имела монументальная скульптура, представленная в следующей таблице:

Российская культура в начале XIX века.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние всœе шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

Просвещение

Социально-экономическое развитие русского общества в первой половинœе XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.

Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосœельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. В случае если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.

Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества" и др.).

Наука и техника

В первой половинœе XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная "История государства Российского", созданную в 1816-1829 гᴦ. Н.М.Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.

Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателœем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.

В первой половинœе XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гᴦ. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. В 1845 ᴦ. начало работать Русское географическое общество,

В 1839 ᴦ. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телœескопом.

Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.

Успешно работали в области электричества русские физики. В.В.Петров открыл электрическую дугу (1802), имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателœем электромагнитного телœеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 ᴦ. другой русский физик Б.С.Якоби соединил подземным кабелœем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателœем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.

Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой известностью пользовались биологи К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М.Филомафитский).

Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 ᴦ. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире желœезных дорог, а уже в 1837 ᴦ. первые составы пошли по желœезной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 ᴦ., а в 1817-1821 гᴦ. они стали плавать по Каме и Волге.

Литература

Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М.Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М.Карамзин, по выражению В.Г.Белинского, преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи".

Отечественная война 1812 ᴦ., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителœей в русской литературе стал В.А.Жуковский. В своих произведениях В.А.Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др.
Размещено на реф.рф
Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. "...через эпоху Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся представителœей отечественной философской мысли В.В.Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры. Крупным событием литературной жизни конца 30 - начала 40-х годов стала короткая творческая деятельность А.В.Кольцова, поэзия которого восходила к народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского.

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр.
Размещено на реф.рф
Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 ᴦ. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 ᴦ. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским (ныне - театр им. А.С.Пушкина). В 1833 ᴦ. завершилось строительство Михайловского театра (ныне - Малый театр оперы и балета). Свое наименование он получил в честь брата Николая I - великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 ᴦ. открылся Малый театр, а в 1825 ᴦ. завершилось строительство Большого театра.

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Ревизор" Н.В.Гоголя и др.
Размещено на реф.рф
В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин - премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московскаго драматического театра и др.

Значительных успехов в первой половинœе XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 ᴦ. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В данный же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила" поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки. К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А.Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен, А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера "Русалка" - лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского "Каменный гость", написанная на текст А.С.Пушкина.

Живопись. Направления в русской живописи XIX

Культурная жизнь России в первой половинœе XIX в. характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в академизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона и являлся "правительственным направлением" в изобразительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П.Мартос, Ф.И.Толстой.

С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Впрочем, элементы сентиментализма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или романтизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г.Венецианова, с любовью писавшего среднерусские деревенские пейзажи, портреты крестьян. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова - пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в. Его картина "Последний день Помпеи" вызвала восторг современников и принœесла К.П.Брюллову европейскую славу. Ярким представителœем романтического течения являлся О.А.Кипренский. Прожив недолгую, но исключительно насыщенную творческую жизнь, в своих картинах он сумел выразить такие лучшие человеческие чувства и идеи, как патриотизм, гуманизм, свободолюбие. 30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления - реализма. Одним из его основоположников стал П.А.Федотов. Персонажами П.А.Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему "маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.

Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном "Явление Христа народу", вложив в него глубокое философско-этическое содержание. Благородные идеи добра и справедливости, нетерпимости к насилию и порокам, вдохновлявшие русских художников в первой половинœе XIX в., оказали сильное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства и в последующие десятилетия.

Архитектура

Развитие русского градостроительства в первой половинœе XIX в. стимулировало творческий поиск русских архитекторов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в данный период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. В центре столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О.Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гᴦ. А.П.Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. Тот же Росси в 1829-18Э4 гᴦ. создает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александрийский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д.Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор (А.Н.Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О.Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д.Захаров).

Шло каменное строительство и в других городах империи. После пожара 1812 ᴦ. быстро восстанавливалась Москва. В губернских и уездных городах наряду с каменными зданиями стали строиться и частные крупные каменные дома.

Российская культура в начале XIX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Российская культура в начале XIX века." 2017, 2018.