Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Горе от ума бал. Сочинение бал в доме фамусова анализ эпизода

Горе от ума бал. Сочинение бал в доме фамусова анализ эпизода

«Горе от ума» предшествовала восстанию декабристов. Уже в 1820-х годах в обществе накалялась атмосфера, так как идеи свободы будоражили умы передового дворянства. Читая это произведение, мы сталкиваемся с острым социальным конфликтом двух противоположных лагерей – нового героя Александра Чацкого и «фамусовского общества».

Человеку несведущему трудно понять, что такое «фамусовское общества». Это представители «высшего» света, которые собираются в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова . Это люди, которые признают только богатое наследство, высокие чины и положение в обществе. Это люди, готовые врать, лицемерить и лебезить, лишь бы не терять своего «лица» друг перед другом и добиваться «высших» целей.

Именно их разоблачает А. А. Чацкий во время бала в доме Фамусова. Этот герой остается верен себе и своим принципам. Он не может, молча наблюдать за тем, что гостей Фамусова волнуют только чины и выгодные браки. Так, например, чета Тугоуховских появляется на балу с шестью дочерьми, которым присматривают богатых женихов. Узнав о том, что Чацкий из среднего звена, они сразу же теряют к нему интерес.

Почти все присутствующие своим поведением возмущают героя. Внучка Хрюминой, молодая графиня, является «подражательницей модисток», а Чацкий никак не может понять, отчего в России наряды, манеры и культура заимствованы из-за границы. В обществе появляется и Загорецкий – известный мошенник, плут и лжец. Приходит и бывший друг Чацкого Платон Михайлович , перемены в котором поражают.

Все это только обостряет конфликт между идеями главного героя и образом жизни чиновничьей Москвы. Сам Чацкий всегда хорошо относился к Софье и симпатизировал ей, но при этом никогда не лебезил и не выпрашивал любви. В противовес ему автор знакомит нас с Молчалиным – человеком, готовым ради высокого положения в обществе и получения «степеней известных» прислуживать каждому гостю Фамусова и притворяться влюбленным в Софью.

Сама Софья показана нам не с лучшей стороны. Во время бала она пускает слух о сумасшествии Чацкого, который быстро разносится по цепочке. Самое удивительное, что никто даже не потрудился проверить так ли это на самом деле. К концу вечера все сошлись в едином мнении, что он и вправду сумасшедший. Причины могут быть разные:­ наследственность, пьянство, излишняя просвещенность и т.д. Именно во время этого бала происходит окончательный разрыв Чацкого с обществом Фамусова.

Кроме того, выясняется настоящее отношение Софьи к нему и ее неприкрытое пренебрежение. Софья, в свою очередь, узнает, что Молчалин ухаживает за ней только ради повышения по карьерной лестнице. А Фамусова к концу дня интересует, что же скажет обо всем этом некая княгиня Марья Алексеевна. На мой взгляд, автору прекрасно удалось передать существующие на тот момент разногласия в обществе. Еще более увлекательна эта комедия оттого, что она подходит и для нынешней реальности.

Комедия Грибоедова "Горе от ума" входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества - эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова "Горе от ума". И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что "в девках целый век", или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал "под каблук" своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.

И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: "Я от него было и двери на запор; да мастер услужить".

Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.

Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.

Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет.

Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею "лишних" людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.

В комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова важное место занимает сцена бала. В этом вы убедитесь, прочитав эту статью. В ней представлен анализ эпизода "Бал в доме Фамусова".

Подготовка сцены бала

В комедии сцена бала подготавливается заранее. Развитие действия с позиции идейного конфликта этой пьесы предвосхищается монологами Фамусова и Чацкого, в которых противопоставляются идейные убеждения и взгляды "века минувшего" и "века нынешнего", выявляется также неприятие обществом мыслей и идей главного героя, который представляет передовую дворянскую молодежь в России 10-20-х годов 19 века.

Проводя анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", следует отметить, что явления и картины, предшествующие этой сцене, имеют большое значение. Стремясь добиться признания у Софьи в начале третьего действия, Чацкий подает ей сам повод для насмешек: "Не правда ли, смешон?" Он отождествляет любовь, которую испытывает к этой героине, с безумием. Реакция девушки на это сравнение и послужила основой для быстро разнесшейся на вечере у Фамусова сплетни.

"Галерея типов", представленная на балу

Как показывает анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", сцена эта является типичной картиной, изображающей царящие в то время нравы. Это "галерея типов" Москвы. Каждая приглашенная к Фамусову семья состоит из повсеместно распространенных представителей тогдашнего общества. Она разыгрывает свою собственную маленькую комедию.

Чета Горичей

Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" по плану можно начать с семьи Горичей, поскольку она приезжает первой. Платон Михайлович, муж, - сослуживец и старый друг Чацкого. Он был в молодые годы живым, подвижным и веселым человеком. Сейчас, по словам Чацкого, этот человек "ленив" и "спокоен", он позабыл товарищей и "шум лагерный". Думается, что до замужества Наталья Дмитриевна также знала главного героя довольно хорошо. Судить об этом можно по ее реакции при встрече с Александром Андреевичем: "Ах! Александр Андреич, вы ли?" Эта женщина - яркий пример женской власти. Она убила в своем муже своими заботами о его здоровье живость, присущую ему в молодости. В результате он превратился в безвольного человека. Жена полностью подчинила супруга постоянными волнениями о его здоровье, замечаниями. В этой паре роль мужа сведена до уровня забавы, игрушки в руках жены. Он сам признается, что скучна.

Чета Тугоуховских

Продолжая анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", переходим к следующим гостям. После Горичей появляется чета Тугоуховских: княгиня и князь вместе с шестью дочерьми, которые представляют, "контингент невест", по словам Гончарова. Поведение этих дам соответствует полностью тому, как Фамусов описывает московских барышень: "вкус", "отменная манера". Они умеют по моде "принарядиться" "дымкой", "бархатцем" и "тафтицей". К разговорам о нарядах сводятся все их диалоги.

Поведение гостей во время бала подтверждает, что в этом обществе определяющими являются деньги и чин. Княгиня Тугоуховская отправила уже было к Чацкому мужа посватать дочерей, однако, узнав, что Александр Андреевич небогат и не служит нигде, начала звать князя обратно.

Прием "говорящих фамилий"

Грибоедов в комедии использует прием "говорящих фамилий", традиционный для классицистических пьес. Князь Тугоуховский служит ярким тому примером. Он считает единственным своим недостатком глухоту. Этот человек плохо слышит сам и вынужден по нескольку раз переспрашивать, приставив слуховую трубку к уху. Как и Платон Михайлович, Тугоуховский находится в подчинении у своей жены. Настолько незначительна его роль в семейной жизни, что он не произносит в течение бала никаких слов, кроме различных междометий типа "У-хм!"

Старуха Хлестова

Старуха Хлестова, что доказывает проведенный нами анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" ("Горе от ума"), является пережитком екатерининского века. Это "Фамусов в юбке", ярая крепостница, которая в обществе держится уверенно, высказывает смело свои суждения, зная, что никто возражать ей не смеет. Эта героиня старается всеми силами защитить "подлейшие черты" "прошедшего житья", выступая против всего нового, что может изменить действующий порядок, в частности, образования.

Загорецкий

Следующий персонаж, без которого была бы неполной представленная на балу галерея типов, - это Загорецкий. Он описывается как "плут" и "отъявленный мошенник". Об этом знают все, однако принимают этого человека всюду, поскольку он "мастер услужить". Загорецкий предлагает учтиво Софье билет на спектакль, соглашается во всем с окружающими, поддакивает всем.

Чем вызывает Чацкий неприязнь гостей?

Чацкий умудряется на балу вызвать раздражение и неприязнь у всех гостей, которые присутствуют у Фамусова, своими резкими высказываниями и едкими замечаниями. Проведя анализ эпизода "Бал в доме Фамусова", кратко изложенный в этой статье, мы заметили, что этим главный герой приближает развязку общественного конфликта, который состоит в столкновении с "веком минувшим" "века нынешнего". Например, он говорит колкости графине-внучке, которая "целый век" сидит в девках.

Характеристика фамусовского общества

Сплоченность, единство, согласие - важные характеристики описанного в эпизоде бала общества. Единство заключается в том, как оно восприняло речи Чацкого. Фамусовская Москва столь же единодушна была и в распространении сплетни о том, что Александр Андреевич якобы а также в быстроте, с которой она разнеслась благодаря господам N. и П.. Вы можете убедиться в этом, проведя самостоятельно анализ эпизода "Бал в доме Фамусова". Вывод: общество исключительно единодушно.

Всех героев объединяет эта сплетня. Пущенный слух о сумасшествии Александра Андреевича - единственное оружие против его речей. Таким образом московский "свет" выразил отношение к поведению этого героя. Сплетня является средством раскрытия характеров, причем это относится не только к главным, но и к второстепенным персонажам. Например, Платон Михайлович не верит сначала в сумасшествие Чацкого, но вынужден его признать, когда понимает, что так считают все.

Завершая анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" по плану, скажем пару слов о том, чем же закончились все эти события для главного героя. Трагичен для Александра Андреевича финал. Он узнает, что слух был пущен Софьей - девушкой, в которую он влюблен. В финале сцены от Чацкого отвернулись все гости, и герой оказался одинок среди толпы.

Итак, как показывает анализ эпизода "Бал в доме Фамусова" ("Горе от ума"), данная часть произведения играет в комедии важную роль. Происходит кульминация любовного и общественного конфликта. Приближается также благодаря этому эпизоду развязка. Перед зрителем на балу предстает галерея типов барства Москвы первой четверти 19 века.

Мы провели анализ эпизода "Бал в доме Фамусова". Краткое содержание этой сцены не исчерпывается изложенными событиями. Мы отметили лишь основные, необходимые нам для анализа.

/В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума" (Бенефис г-жи Н. Репиной). «Московский телеграф», 1830, № 11 и 12./

В бывшем своем опекуне Фамусове он находит того же человека, закоснелого в предрассудках, того же самого идолопоклонника богатств и почестей, врага всего, что, по мнению его, носит отпечаток вредных и опасных нововведений, человека, душою принадлежащего к тому времени, когда вельможе без достоинств и без заслуг поклонялись, как кумиру, в чаянии от него богатых и высоких милостей. Чацкий не может уважать Фамусова и с невоздержностью, свойственною молодому человеку, опровергает все суждения старика умными, но тем не менее дерзкими выходками. В этом случае ясно видно, что Чацкий томим желанием лучшего, что он страдает, глядя на несовершенства, на предрассудки своих современников, что он облегчает душу свою высказыванием горьких истин, и нельзя не согласиться, что в этом же случае всякий человек, поступающий по примеру Чацкого, необходимо должен казаться странным и даже безумным при всем его уме! Так и представлено в комедии Грибоедова. Но теперь мы посмотрим, с каким необычайным искусством (NB. при соблюдении трех единств!) дал автор правдоподобие этому приключению.

В доме зажиточного московского хлебосола Фамусова дается нечто вроде бала, в тот самый день, когда приехал Чацкий, и хотя Софья, хозяйка дома, не приглашала на этот вечер новоприезжего друга своей молодости, но нетерпеливый Чацкий является сам и прежде всех. Мучимый недоразумением и подозрениями, колеблемый в своих догадках насчет глупого Молчалина и слишком ласкаемого Фамусовым Скалозуба — герой пьесы пользуется прежнею привилегиею и свойственными влюбленному расспросами надоедает Софье и даже мешает ей переодеться. Это очень неучтиво, и, между тем, как это натурально!

Влюбленный Чацкий забыл о протекших трех годах и о том, что Софья уже не дитя, что молодой мужчина не должен обходиться с нею так фамильярно, как прежде. Вот страсть, заглушающая рассудок и в самом естественном виде представленная автором. Оскорбленная этою вольностию Чацкого и еще более его колкими насмешками над ее любовником, Софья пожимает плечами и уходит в свою комнату. Это злее самых гневных ответов! Это явное доказательство совершенной холодности и даже презрения! Это не только задело честолюбие Чацкого, но даже растревожило его желчь, возжгло в нем какую-то злость, которая оказывается в нем при встрече со многими знакомыми ему лицами, приехавшими на вечер. Он почти всех их угощает сарказмами, очень остроумными, но не приличными в обществе.

От Софьи Чацкий не отстает и, увлекаясь своею досадою, бесит ее вторичною злою эпиграммою насчет любимого ею Молчалина. У рассерженной Софьи вырывается самое обыкновенное выражение: он не в своем уме! Это слово подхвачено одним из тех лиц, которые живут пустословием, не находя в своих головах двух порядочных и связных мыслей. «Ужели с ума сошел?» — спрашивает Софью пустомеля. У раздосадованной девушки сейчас породилась идея жестокой мистификации. Она подтвердила вопрошаемое, и в пять минут весть о сумасшествии Чацкого по секрету разнеслась во всем собрании.

Эти сцены написаны с неподражаемым мастерством; миниатюрный и очень верный портрет стогласной молвы, дающей правдоподобие самым нелепым и вздорным слухам. Тут, по-видимому, автор держался во зло употребляемой пословицы: глас народа — глас божий * , и для довершения своей прелестной картины олицетворил другую поговорку: дошли вести до глухого! — Сцена недослышавшей графини Хрюминой с совершенно оглохшим князем Тугоуховским может назваться не только истинно комическою, но даже образцовою. Как забавны недоразумения глухой старухи и ее толки о бусурманстве Чацкого! Как смешны ответы князя, который ничего не может сказать, кроме: Ахм и Эхм!..

Вся компания собирается на сцену, все действующие толкуют о мнимом сумасшествии Чацкого, судят по-своему — и вот из другой комнаты выходит герой пьесы, раздраженный пустословием какого-то француза и по своей запальчивости воспламенившийся патриотизмом. Весьма некстати, однако самым естественным образом, заносчивый Чацкий начинает многоглагольствовать о любви к отечеству, о вредном влиянии иностранных обычаев и проповедь свою, по привычке, приправляет сарказмами. Такой язык не может быть понятен для праздных жителей столицы, собравшихся повеселиться на бале. Все это для них, как говорится, сущая тарабарская грамота. Они пожимают плечами, отходят в сторону и более убеждаются в мнимом безумии бедного Чацкого.

Но этого еще мало: Чацкий обязан сам узнать о сей нелепой вести. В последнем действии он сам слышит, как шесть княжен уверяют доброго враля Репетилова о достоверности помешательства Чацкого. Мастерская черта! Но за оною следует и другая. Чацкий нечаянным образом делается свидетелем низости Молчалина и негодования обманутой Софьи. Изменница наказана, но счастливее ли оттого Чацкий?

Он принужден вырвать из сердца ту любовь, которая его утешала, которая питала его надеждою блаженства! Какое глубокое знание страстей человеческих является в сем случае! Если бы автор комедии был жив, то мы посоветовали бы ему избрать к оной следующий эпиграф: «Если хочешь иметь врагов и отравить жизнь свою огорчениями, то будь умнее других и люби правду!» Такова была судьба героя пьесы. Кажется, в наш век нет недостатка в подобных случаях!

Читайте также другие статьи критиков о комедии "Горе от ума":

  • Афоризмы, крылатые слова и выражения в комедии Грибоедова "Горе от ума"

В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума"

  • Бал у Фамусова. Чацкий и Софья
  • Общество в комедии "Горе от ума". Век нынешний и век минувший

В. Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.

Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».

Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!

Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:

И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…

На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.

В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:

Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…

Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.

Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.