Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Секреты леонардо да винчи. Техника Леонардо да Винчи раскрыта

Секреты леонардо да винчи. Техника Леонардо да Винчи раскрыта

Техника масляной живописи - одна из самых доступных. Ею может овладеть даже начинающий художник. Однако трудно переоценить роль этой техники в истории мирового искусства. Благодаря ей создавались шедевры, возникали новые направления в искусстве. Использование масляной краски способствовало настоящей революции в живописи.

Разнообразные приёмы и выразительные возможности масляной живописи в руках мастеров способствовали появлению самых удивительных и таинственных явлений в мировой культуре.

1. Сфумато - секрет живописи Леонардо да Винчи

Несколько столетий человечеству не дает покоя тайна портрета Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи. Каких только гипотез того, кто изображен на нём не предлагали исследователи: от автопортрета самого да Винчи или портрета его матери - до изображения знаменитой авантюристки и любовницы флорентийского правителя Джулиано Медичи Пачифики Брандано. Гипотеза Вазари о том, что модель - Лиза Герардини, супруга флорентийца Франческо дель Джокондо почему-то не устраивает исследователей творчества Великого Леонардо.

Но не это главная тайна. Поражает тонкость и мастерство изображения. Знаменитый биограф художников эпохи итальянского Возрождения Джорджо Вазари писал, что если присмотреться, то кажется, что видишь биение пульса в углублении шеи. «Самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной», - таково мнение Вазари. Может быть причина такого поразительного воздействия портрета на зрителя заключается в технике сфумато ,виртуозное использование которой возможно только в рамках масляной живописи.

Сфумато в переводе с итальянского языка означает «исчезающий как дым». Очень мелкие мазки кистью позволяют достичь тончайших переходов от света к тени, от одного цвета к другому. Но только совсем недавно французские реставраторы открыли то, насколько микроскопическими были эти мазки. Толщина слоя лессировок составляла один-два микрона. Реставраторы не могут объяснить, как Леонардо да Винчи смог совершить такое чудо. Художник сам изобретал добавки к лакам, краскам, маслам, он добивался чередования слоев красок, достигая великолепного эффекта различного преломления лучей света, падающих на картину. Так достигалось впечатление глубины, объема, особой живости и трепетания красок.

Одним из изобретений Леонардо да Винчи было совершенствование процесса изготовления масляной краски, благодаря добавлению в неё пчелиного воска.

2. Масляные краски изменили способ работы живописца

Масляные краски медленно сохнут. В отличие от работы с темперой и любыми клеевыми красками, художник может исправить картину, переписать слои. У него гораздо больше времени на раздумья, а значит, больше возможностей для творческого эксперимента, на воплощение своих идей на полотне. Кроме того, краски при этой технике не тускнеют, не меняются оттенки цветов, что способствует долговечности произведений искусства. Именно эти возможности сделали открытие масляных красок поистине революционным.

Искусство Гандхара

3. Новое - хорошо забытое старое

Так уж повелось у человечества, что некоторые изобретения были известны ещё много столетий назад. То же случилось и с масляной живописью. В европейском искусстве эта техника стала известна с XV века, благодаря усилиям фламандского художника Яна ван Эйка.

Но по разным данным, масляную живопись изобрели ещё пять тысяч лет назад. Более достоверная информация - эта техника была широко распространена на территории Западного Афганистана в VII веке нашей эры. Об этом свидетельствуют находки в Бамианской долине образцов искусства Гандхара, оставившего свой след в росписях комплекса буддийских монастырей.

4. Основа красок - масло

Связующим веществом в масляной живописи являются масла: ореховое, льняное, сафлоровое. Основные элементы этих красок - измельчённый пигмент, связующие масла и скипидар в качестве разбавителя. На создание пигментов идут как минеральные вещества, так и органические. Их изготовляли даже из полудрагоценных камней. В прошлом самым дорогим пигментом был синий ультрамарин. Для его создания использовали ляпис-лазурь, а это вещество когда-то было дороже золота.

Тициан, картина «Флора»

5. У каждого мастера живописи прошедших веков были свои секреты состава масляных красок

Почти каждый великий мастер живописи XVI–XVIII веков изобретал свои способы изготовления масляных красок. Например, Альбрехт Дюрер использовал ореховое масло в качестве связующего вещества, он пропускал его через просеянный уголь. А Тициан предпочитал маковое масло, которое осветлял на солнце и лавандовую эссенцию. Рубенс писал свои замечательные полотна лаком, который создавался на основе кокосовой копры, лавандовой эссенции и макового масла.

6. Масляная краска использовалась для окраски щитов

В средние века масляным краскам нашли неожиданное применение. Тогда для создания картин и фресок предпочитали темперу, а вот подобием масляных красок раскрашивали щиты. Считалось, что так они становились прочнее.

Художник Яна ван Эйк, картина «Богоматерь каноника ван дер Пале»

7. Трещины на поверхности картины заставила ван Эйка вновь изобрести масляные краски

Существует предание о том, что именно заставило художника искать другой состав красок. Как-то он создал прекрасное полотно, использовав темперу. Он покрыл свою картину маслом и оставил сушить её на солнце. Ян ван Эйк был неприятно поражен, что его полотно покрылось трещинами. Художник стал искать масло, которое можно было бы высушить в тени. Множество попыток окончились неудачей, но усилия ван Эйка в конце-концов увенчались успехом. Уже отчаявшийся художник смешал льняное масло и так называемый «белый лак из Брюгге», который мы сейчас называет скипидаром. В этот раствор он добавил пигменты, добившись нужной густоты. Выяснилось, что такая краска медленно сохнет, что позволяет внести поправки в уже готовую работу. А главное – готовая картина не покрывается трещинами и краски не тускнеют.

8. Изобретение тюбика для хранения масляных красок способствовало появлению нового направления в живописи

Один из основателей импрессионизма Пьер Ренуар говорил, что без изобретения красок в тюбиках не было бы и импрессионизма. Ведь художники сами делали масляные краски, они были привязаны к мастерским, студиям. Для импрессионистов было очень важно запечатлеть мгновение, изменчивость окружающего мира. Без красок в тюбиках работа на пленэре, на открытом воздухе была очень проблематична. В 1841 году американским художником Джоном Рендом был изобретен оловянный тюбик, который можно было сжимать и выдавливать из него необходимое количество красок. Тюбик был снабжен крышечкой. Все эти усовершенствования способствовали тому, что краска не высыхала и художник мог спокойно создавать свою картину на пленэре.

9. Как долго сохнут масляные краски

На ощупь масляные краски становятся сухими спустя две недели после окончания работы над картиной. Однако окончательно их можно считать сухими лишь по истечении шести месяцев, а то и года.

10. Как твердеют масляные краски

Затвердение этого вида красок происходит, благодаря окислению кислородом, а не испарению.

Техника сфумато выполняется почти прозрачной тонкой штриховкой и позволяет сделать переходы между линиями, цветами и тонами. Эффект размытости похож на исчезающий дым. Термин происходит от итальянского «sfumate» — «приглушить» или «дымка». В живописи технику Леонардо да Винчи относят к процессу наслоения тонких глазурей полупрозрачной краски таким образом, что не остается никаких видимых мазков при переходах тонов или четких линий, разделяющих светлые и темные области.

Сфумато применяется в стороне от координационного центра картины. Полутона сливаются в тень, цвет рассеивается в монохроматические темные оттенки, как на фотографическом изображении с плотным диапазоном фокусного расстояния. Техника включает использование ряда полупрозрачных слоев, чтобы получить поэтапный тональный спектр от темного к светлому.

Леонардо да Винчи

Великий мастер западной живописи эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи был сторонником сфумато: то есть, живопись без линий или границ, в виде дыма или вне фокальной плоскости. Вместо жестких границ, картина опирается на мягкие края и тонко упорядоченные переходы областей различного цвета и тональных значений. При правильном применении, это усиливает иллюзию глубины, атмосферы, но не ставит под угрозу структурную целостность объектов в пределах картины.

Леонардо Давинчи » Мона Лиза»

Работы Леонардо да Винчи чаще всего ассоциируется с этим термином — например, лицо Джоконды, особенно, глаза. Художник был мастером техники сфумато, так как она способствовала реализму и таинственности. Волосы, свечение кожи «Моны Лизы» Леонардо да Винчи создавал тончайшими слоями полупрозрачного цвета, что позволяет передать внутреннее эфирное и магическое свечение женских лиц.

Особенности техники рисования акварелью

В изобразительном искусстве сфумато в масляной живописи похоже на завесу дыма между картиной и зрителем. Способ Леонардо да Винчи существует, чтобы:

  • приглушить яркие участки и осветлить темные;
  • произвести мягкий, незаметный переход между разными тонами, где оттенки сливаются и плавно переходят друг в друга;
  • создавать незаметные градации между тонами и цветами;
  • сделать картину реалистичной с минимальными контрастами между светом и тенью;
  • техника также используется для создания тонких атмосферных, дымных эффектов, мягких и реалистичных черт лица.

Сфумато менее известна в масляной живописи, чем глазурь, импасто или алла прима. Техника Леонардо да Винчи выполняется с помощью огромного количества тональных вариаций, слаживающих границы, и создает визуальную текстуру дыма. Контуры трудно различить, но можно догадываться об их расположении. В картинах нет резких линий, только призрачные тональные области, которые сцепляются и перетекают из одной в другую.

Живопись по сырому акварелью

Секреты техники


Не существует единого рецепта или инструкции получения тонкого изящного эффекта сфумато. На самом деле, несколько методов Леонардо да Винчи в масляной живописи используются для этой техники:

Тонкая глазурь

Применение тонких глазурей является одним из таких способов — подмалевок модифицируется, сглаживается и совершенствуется с каждым последующим слоем масляной краски. Глазурь используется прозрачная, с достаточным количеством льняного масла для добавления к телесному цвету. Работа выполняется натуральными мягкими соболиными кистями. Соответствующие смеси цветов краски для работы — для кожи или фоновой тени, создаются на палитре, а затем, гладкой, прозрачной глазурью применяется в определенной области картины. Каждый слой скрывает и сглаживает небольшие неровности и следы кисти, создает мягкий блеск.

Имприматура в живописи

Сухая кисть

Другой метод в сфумато – это использование сухой кисти. На заключительной стадии картины наносят небольшое количество масляной краски кончиком тонкой, но твердой кисти.

Ветошь и пальцы

Метод смазывания с использованием ветоши и пальцев.

Чистка

Сухая чистка аккуратно проводится на больших участках картины. Темные или бледные оттенки краски, слегка затененные в соответствующих областях, создают эффекты, как на рисунках мягким древесным углем. Контуры скрыты, а глубина тона усилена. С каждым слоем краски, цвет и текстура приобретают большее значение, чтобы сделать верхний гладкий мазок с минимальным количеством штрихов для эффекта сфумато. К концу сессии, сухую смесь краски наносили вокруг важнейших черт лица или объекта, а после высыхания подчищали. Очистка создает нерафинированное затенение. Затем поверх глазурей и очищенного участка наносится масляная краска, которая по тональности сливается с основной цветом выбранной области – это создает мягкие эффекты перехода.

История готического стиля в живописи

В пастели

В конце прошлого века концепция сфумато стала применяться в пастельной живописи. Работы начинают походить на почти абстрактный эскиз. С помощью изменения давление кисти во время рисования, можно избежать эффекта обычного раскрашивания и создать ощущение глубины и атмосферности. В работах рекомендуется использовать размытый или влажный подмалевок в крупных формах, изменяя тональность и глубину цвета.

Чем больше подмалевок смягчает края, тем лучше эффект сфумато. Даже при использовании дополнительных цветовых схем для последующего подкрашивания, подмалевок поддерживает мягкий переход между областями. При нанесении пастели можно применять тонкие стачные мазки для постепенного перехода между цветами и тональностями. Этот едва различимый визуально способ позволяет стирать границу между объектами, не изменяя характер работы и улучшить внешний вид, формы и перспективу.

Особенности гиперреализма как стиля в живописи

Сфумато — это тонкая градация тона, направленная на полное сглаживание острых краев и создание синергии между светом и тенью в картине. Тонкой штриховкой художник создает мягкие, незаметные переходы между цветами и оттенками. Леонардо да Винчи научил делать тонкую градацию, без линий или границ, от света к темным областям, и его последователи — Йохан Абелинг, Омар Галлиани, Стивен Макки, Тициан и другие продолжили использовать иллюзорные изображения атмосферных явлений и лиц в портретах.

Сфумато в живописи - это уникальная техника, изобретенная гением Леонардо да Винчи. До сих пор она вызывает восторг у зрителей и профессиональное восхищение у художников. Расскажем о том, в чем особенности этой манеры письма, кто ею пользовался и где сегодня можно посмотреть на шедевры сфумато.

Значение слова

Итальянское слово «сфумато» буквально обозначает «исчезающий как дым». Во времена Возрождения этот термин стали использовать живописцы, подразумевая под ним особое затушеванное изображение. Позже этот термин стал применяться для наименования особой техники передачи полутонов.

Технические особенности

Считается, что Леонардо да Винчи, которого считают родоначальником сфумато, обобщил и усовершенствовал существовавшие во времена итальянского Возрождения способы передачи полутонов. Техника заключается в нанесении тончайших, полупрозрачных слоев, которые не перекрывают друг друга, а лишь затемняют или высветляют фрагменты полотна. Тонкие глазури минимального цветового различия позволяют создать ощущение дымки, тумана. Сфумато в живописи Леонардо да Винчи было доведено до совершенства. Современные исследования показывают, что он мог наносить слои толщиной всего в 3-4 микрона. Приемы сфумато применяются для выделения композиционного центра. Размытые контуры позволяют более рельефно и эффектно подчеркнуть самый главный объект на полотне. Полутона постепенно переходят в плотную тень, не создавая видимых глазом границ переходов.

Классическое сфумато создается при помощи специальных полупрозрачных красок, глазурей. Для работы художники используют легкие кисти из соболя, которые позволяют делать практически невидимые мазки. Позже появилась техника «сухой кисти», когда по основному изобразительному полотну художник проходился легчайшими мазками с небольшим количеством сухой красящей смеси. А после полного высыхания изображения он еще подчищал излишки, чтобы оставить буквально микроскопический слой.

Отличительные признаки сфумато

Увидеть всю прелесть сфумато в живописи можно на полотнах Леонардо да Винчи. Фон на его полотнах лишен четкости, выраженных линий и мазков. Дымчатость и размытость заднего плана позволяет сконцентрировать внимание зрителя на главном объекте картины. При этом мягкий фон придает произведению атмосферности и глубины.

Существует заблуждение, что сфумато - это исключительно живописная техника. Это не так. Тот же Леонардо прекрасно использовал технику в Добиваясь штриховкой и растушевкой тончайших переходов. Также этот прием эффектно работает в технике пастели. Изменяя степень нажима на пастельную кисть, художник достигает разной степени интенсивности цвета, а применение влажного мелка позволяет получить разную степень глубины изображения. Также в пастели для создания эффекта сфумато используется растушевка и подкрашивания. Это позволяет стереть границу между цветовыми и тональными переходами и получить желаемый эффект тумана и дымки.

Шедевры Леонардо

Есть всего несколько гениев, которые смогли придумать что-то исключительно новое в живописи, и один из них - Леонардо да Винчи. Прием в живописи сфумато, также как пространственная перспектива, - это важнейшая находка художника. Когда мы говорим о сфумато, то, естественно, вспоминается главный шедевр да Винчи - «Джоконда». Фон этой работы является образцом классической «дымчатой» живописи. Фигура Моны Лизы становится рельефнее и выразительнее именно благодаря размытому, неяркому и такому атмосферному заднему плану. Таинственность ее улыбки во многом проявляется именно благодаря прозрачности фона. Также техника сфумато в живописи представлена еще в нескольких работах мастера, в том числе это «Мадонна в скалах», «Мадонна с младенцем», «Иоанн-креститель», «Мадонна с гвоздикой».

Юнионэ

Свое развитие сфумато в живописи получило в технике юнионэ. Она характерна в первую очередь для Рафаэля. В сравнении с классическим сфумато в юнионэ применяются более яркие краски, а контуры фигур остаются более выраженными. Однако здесь также сохраняется основной принцип незаметности тональных переходов и прозрачности, что создает ощущение воздуха на полотне. Эта новая техника, вобравшая в себя лучшие черты сфумато, а также другие приемы итальянской живописи представлены в таких работах Рафаэля, как «Три грации» и несколько «Мадонн» флорентийского периода.

Канджианте

Появление сфумато в живописи привело к тому, что возникает несколько его вариаций. Так, Микеланджело создает свой вариант многослойно манеры письма - канджианте. Техника построена на передаче света и тени, но, в отличие от сфумато, где переходы были максимально сглажены, здесь применяется цветовой контраст. Задача приема та же - придание изображению глубины и перспективы. Ярким примером этой техники является работа Микеланджело «Мадонна Дони».

Кьяроскуро

Появление сфумато в живописи спровоцировало художников на поиски подобных возможностей в графике. Это привело к появлению многослойной техники кьяроскуро. Она заключается в последовательном оттиске изображения с нескольких досок, что позволяет передать игру света и тени и создать объемную композицию. Родоначальником этой техники был Уго да Карли. Самым известным мастером, который владел данной техникой, был французский график Жорж де Латур.

Последователи да Винчи

Со времен Леонардо сфумато в которого можно найти в разных странах, стало классической техникой создания глубоких, атмосферных произведений. Многие художники применяли и применяют это прием. Самыми заметными последователями да Винчи считаются Тициан, Йохан Абелинг, Омар Галлиани.

  • Пастозные, кроющие краски
  • Живопись «алла прима»
  • Лессировки и лессировочная техника живописи
  • Техника сырым по сырому
  • Многослойная живопись
  • Причины ошибок

Пастозные, кроющие краски

В этой главе показано применение масляных красок и их диффе-ренцированное ис-пользование в сочета-нии с разбавителями и с учетом изобрази-тельных задач. Коро-че, мы покажем, каки-ми техниче-скими средствами вы можете решить ту или иную изобразитель-ную задачу.

Специальное масло для смешения красок (льня-ное, подсолнечное, мако-вое и др.), выдержанное на солнце для осветле-ния.

Пастозная краска - это густая, едва стекающая цветная паста. Большинст-во пигментов от природы имеют крою-щие способности, они поглощают свет и рефлектируют его. Свет не просвечи-вает сквозь них.

Способ действия: наносимые масляные краски некото-рое время должны полежать на палит-ре, пока они не «загустеют».

Задача краски: немного, лишь самое необходимое ко-личество связывающих веществ пере-работать с большим количеством пиг-мента. Масляные краски из туб можно обогатить пигментом.

Добавление связывающих веществ: Связывающие вещества нужно загус-тить. В краску добавляются масла. При смешении будьте осторожны, не набирайте слишком много краски! В противном случае вскоре появится за-мутненный, грязный однородный цвет. При письме пастозной краской нельзя наносить краску слишком густо, иначе очень быстро появится цветовая одно-родная «каша», что вряд ли удастся исправить. Кисточку по мере необходи-мости следует очищать. Промежуточ-ные тона можно смешивать непосред-ственно на поверхности картины, но при этом опять же работать очень ак-куратно и не торопиться. Как правило, пастозными красками ставят «пятно рядом с пятном».

Осветление или притемнение проще всего осуществлять с помощью белой и черной краски (но не берите чистые свинцовые белила или кроющие бели-ла, они темнеют). Более изысканно в живописном отношении добиваться затемнения или преломления красок не с помощью черной краски, а с помо-щью дополнительных цветов, напри-мер зеленой окиси хрома или крапла-ка или умбры, добавленных в неболь-шом количестве в ультрамарин. Таким образом появляются глубокие, однако цветные и очень четкие темные тона.

Живопись «алла прима»

Это понятие происходит от латинского «alia prima vista» (на первый взгляд) и означает спонтанную живопись пас-тозной краской. Картина готова после первого сеанса. Предпосылкой для этого служит уверенность художника и его опыт обхождения с красками. Кра-ски в основном смешиваются на пали-тре, где кажутся свежими и светящи-мися. Во время письма на пленэре, при спонтанной живописной передаче это очень подходящий способ работы. Краски кладутся щетинными кистями. В качестве полотна хорошо подходит грубоструктурный холст, но также и картон. Нанесение красок в живописи «алла прима» создает типичную ком-пактную, иногда рельефную структуру. Ее можно «затушевать», растирая или «размывая» участки контуров. При этом слои красок легко растирают су-хой, мягкой кистью из коровьего воло-са. Края цветов и контуров таким об-разом становятся более мягкими и ка-жутся чуть «расплывчатыми». Этот спо-соб еще называют «сфумато» («с раз-мытыми контурами»).

Техника работы шпателем

Техника работы шпателем - вариант живописи «алла прима». С помощью монохромного подмалевка заклады-вают основную структуру картины, затем эластичным мастихином кладут краску пастозным способом пятно ря-дом с пятном.

В отличие от белых рельефов здесь можно нанести блики света на чуть подсохшую краску.

Прозрачные лессировочные краски

Ряд красок являются прозрачными (ультрамарин, карминно-красная, соч-но-зеленая, асфальт и т. п.)- Эти краски пропускают свет. Их называют также лессировочными и в зависимости от прозрачности полулессировочными или полукроющими красками. Техниче-ские живописные возможности позво-ляют кроющим и полукроющим крас-кам тоже придать прозрачность.

Способ действий: разбавление маслгных красок (краски в тубах как пигмент) полумасляным разбавителем в соотношении 1:1 или 1: 2. Это позволяет прозрачно нано-сить краску очень тонким слоем и в очень небольших количествах! Добавление так называемой прозрач-ной пасты в масляную краску. Обраща-ются с ней так же, как с художествен-ным маслом. В обоих случаях никогда не следует допускать, чтобы добавлен-ная масса превышала количество соб-ственно краски, иначе связывающая сила красочного слоя ослабеет. Прозрачные масляные краски наносят мягкой кистью из коровьего волоса, чтобы избежать грубых структур, как при технике живописи «алла прима», которые могут отвлекать от тонкой, многооттеночной, переливающейся красочной картины. Картину, которая полностью написана прозрачной краской, называют выпол-ненной в технике лессировок.

Лессировки, лессировочная техника живописи

Рабочий процесс лессировочной жи-вописи скучен, он требует много вре-мени и терпения, я бы сказал, даже ме-дитативной самоотдачи художника. Прежде всего здесь необходимо яркое воображение и мысленное представ-ление о будущем изображении. Карти-на строится монохромно, тон в тон, подмалевки решающим образом влия-ют на общий вид картины. Лессировоч-ная живопись видна почти до «основа-ния», до «дна», как в озере с прозрач-ной водой. После успешной живопис-ной предварительной работы отдель-ные цветовые участки (это могут быть также общие плоскости картины) по-крываются слоями лессировочных красок. Отдельные слои картины долж-ны по меньшей мере наполовину вы-сохнуть, прежде чем вы начнете по-крывать их следующим слоем краски.

Техника живописи сырым по сырому

После некоторой тренировки и приоб-ретения ремесленно-художественного опыта вам удастся также несколько видов красок перерабатывать сырым по сырому, то есть наносить их на еще не высохшие слои красок. Здесь тоже действует основное правило письма «жирным по тощему», то есть от слоя к слою применяют все более густые раз-бавители! Действие цветов лессиро-вочной живописи зависит от прелом-ления света и рефлексов, этого впе-чатления невозможно добиться крою-щими красками. Здесь краски должны смешиваться в определенные цвето-вые тона на полотне. В качестве полот-на для лессировочной живописи под-ходят мелкозернистые, плотно спле-тенные холсты, а также гладкий живо-писный картон и дерево. Так называе-мые сиккативы (сушащие материалы) могут ускорить процесс высыхания и затвердения слоев краски; они по кап-ле добавляются в разбавители. Обыч-ные сиккативы содержат кроме проче-го кобальт. Поэтому следует просле-дить, чтобы при их использовании в разбавитель не попадали дополни-тельные вещества, от которых он мо-жет потерять свою эластичность.

Слишком много сиккатива в разбави-теле приведет к образованию трещин. Во время высыхания кар-тину следует защитить от попадания пыли. Для этого перед ней можно по-ставить на некотором расстоянии стек-ло.

Многослойная живопись

Распространенным, исходящим из осо-бенностей рабочего процесса спосо-бом письма является многослойная живопись. Обычно не так часто удается закончить картину в один сеанс. В на-чале работы над картиной многое по-хоже на эскиз и кажется незавершен-ным. Затем появляется желание пере-делать то одно, то другое, картину хо-чется переработать, перерисовать или вообще переписать заново. Таким об-разом возникают отдельные, различ-ные этапы работы. Художник не закан-чивает картину и оставляет ее «откры-той». В многослойной живописи содер-жатся все описанные выше способы письма и их комбинации. Если быть более точным, то нельзя ска-зать, что начал картину, а потом ее (как единственную цель) закончил. Рабо-чий процесс в технике многослойной живописи обнаруживает так много, за-частую даже не предсказуемых новых открытий, что вскоре они становятся даже более важными, чем результат картины как таковой. Работа над кар-тиной должна таким образом всегда оставаться «открытой» и не должна на-зываться «незаконченной». С этой точ-ки зрения предпочтение отдается кри-териям художественным, а не ремес-ленным.

Причины ошибок

Ремесленные ошибки художника вы-зываются разными причинами. Это может быть как незнание, так и (нака-зуемое) желание экспериментировать, а также личностные особенности ху-дожника (сильная, темпераментная работа). Вне сомнения, у каждого ху-дожника или художницы случаются по тем или иным всевозможным причи-нам те или иные ошибки в масляной живописи. В завершение главы, по-священной описанию ремесленных ас-пектов, я хотел бы перечислить наибо-лее частые ошибки и одновременно объяснить, отчего они появляются, как их можно избежать и как устранить вред от них.

Провисание холста

Причины: слишком много проклеиваю-щего материала, слишком толстый слой грунтовки, различные по составу слои живописных материалов, колеба-ния температур, высокая влажность. Устранение ошибок: осторожно, не-большими порциями проклеивать и грунтовать холст. Холст с обратной сто-роны сбрызнуть водой из аэрозольно-го распылителя для полива цветов, вбить клинья в подрамник, и холст сно-ва натянется. Картину храните или под-весьте в неподвижном положении в помещении с постоянной температу-рой, не допускайте попадания прямых лучей солнца.

Отслоение краски

Причина: слишком жирная грунтов-ка. Нанесенная краска недостаточ-но связана, возможно, она слишком гу-стая.

Устранение ошибки: в таких случаях от-слоившиеся участки картины можно осторожно переработать красками на смолистых маслах, которые обладают хорошей клеевой способностью. Перед этим углубления нужно выровнять шпателем (или мастихином) масляной краской нейтрального тона.

Осыпание краски

Причины: грунт слишком сухой, плохая впитываемость. Включение пигмен-тов, недостаток связывающих ве-ществ.

Как избежать ошибок: существуют раз-личные способы в зависимости от при-чины.

Устранение вреда: так же, как при от-слоении краски.

Краска не схватывается

Причина: перенасыщенные пигментом нижние слои краски, из-за чего разба-витель больше не в состоянии удержи-вать красочный слой.

Как избежать ошибки: не подмалевы-вайте жирным! На тему письма «жир-ным по тощему».

Краска растворяется

Причина: нижние слои краски раство-рились от разбавителя нового слоя; из-за того, что разбавитель более «то-щий», чем на нижних слоях краски, он действует как растворитель. Чтобы избежать ошибки, всегда пиши-те «жирным по тощему».

Растрескивание

Причины: грунт был нанесен толстым слоем; краски положены слишком пастозно (натяжение поверхности); ниж-ний слой краски недостаточно высох; перенасыщение сиккативом в связы-вающих веществах, в результате про-изошло неравномерное высыхание от-носительно основы картины; картина преждевременно покрыта лаком; слишком толстый слой лака; непра-вильное очищение картины.

Как избежать ошибки или устранить вред: за счет тщательно продуманного построения картины можно избежать преждевременного образования тре-щин на ее поверхности; при необходимости картину можно переработать, трещины «заполнятся». Готовые карти-ны спасти не удается. Если картина слишком рано покрыта лаком, легко появляются трещины из-за различных темпов высыхания. Масляные картины никогда нельзя чистить водой или тем более мыльными растворами! За счет глубокого проникновения воды в поры красочные слои повреждаются до грун-та и при определенных обстоятельствах разрушаются (отслаиваются и т. п.). Картину нужно осторожно почистить на мягкой простыне слабым растворяю-щим средством (лаковым керосином и смесью с терпентином).

Потемнение, пожухание

Причина: определяется количеством разбавителя (прежде всего льняного масла), каждая картина с «возрастом» получает так называемый «галерейный тон». Некоторые краски (коричне-вые земли, металлы, прежде всего свинцовые краски) со временем силь-но темнеют.

Как избежать ошибки: применяйте «облагороженные масла», т.к. краски на смолистых маслах почти не темнеют и не желтеют; не наносите светлые краски на темные подмалевки, не применяйте свинцовые белила (чистые) для освет-ления!

Разрывы и прочее на холсте

По самым разным причинам чувстви-тельные холсты, бязь и подобные мате-риалы могут быть повреждены. Как устранить вред: шишки и вмятины на холсте можно удалить за счет обрызгивания обратной стороны хол-ста водой. Разрывы нужно тщательно загладить и заклеить воском, а на об-ратной стороне продублировать. При этом кусок холстины, который будет за-крывать разрыв, наклеивают с обрат-ной стороны некислотным клеем. Повреждения на передней стороне картины можно отреставрировать тем же материалом. В сложных случаях вам поможет художник-реставратор. Реставрационную мастерскую вы най-дете в любом музее.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сфумато" в других словарях:

    - (итальянское sfumato, буквально исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов, позволяющее передать окутывающий их воздух. Прием сфумато разработан Леонардо да Винчи … Современная энциклопедия

    - (итал. sfumato букв. исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Прием сфумато разработал Леонардо да Винчи … Большой Энциклопедический словарь

    - (итал. sfumato затушёванный, буквально исчезнувший как дым), приём в живописи: смягчение очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато как важнейший элемент… … Художественная энциклопедия

    Живопись, прием Словарь русских синонимов. сфумато сущ., кол во синонимов: 2 живопись (41) прием … Словарь синонимов

    Сфумато - (итальянское sfumato, буквально исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов, позволяющее передать окутывающий их воздух. Прием сфумато разработан Леонардо да Винчи. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (итал. sfumato, буквально исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи. * * * СФУМАТО СФУМАТО (итал. sfumato, букв … Энциклопедический словарь

    - (итал. sfumato затушёванный, буквально исчезнувший как дым) приём в живописи: смягчение очертаний изображаемых предметов, фигур (и светотеневой моделировки в целом), которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём С., один из… … Большая советская энциклопедия

    сфумато - сфум ато, нескл., ср … Русский орфографический словарь

    сфумато - невідм., с. Прийом в образотворчому мистецтві: пом якшення обрисів постатей і предметів, яке дає можливість передати повітря, що їх оточує … Український тлумачний словник

    сфумато - (итал. sfumato) ум. 1. нејасно, разлеано, матно (насликано) 2. сликање со благи сенки … Macedonian dictionary

Книги

  • Сфумато , Купер Юрий Леонидович , Юрий Купер - всемирно известный художник, чьи работы хранятся в крупнейших музеях и собраниях мира, включая Третьяковскую галерею и коллекцию Библиотеки КонгрессаСША. "Сфумато"-роман большой… Категория: Современная отечественная проза Издатель: АСТ ,
  • Сфумато , Юрий Купер , Юрий Купер - всемирно известный художник, чьи работы хранятся в крупнейших музеях и собраниях мира, включая Третьяковскую галерею и коллекцию Библиотеки КонгрессаСША. "Сфумато" - роман… Категория: