Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » К чему стремятся представители фамусовского общества. Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характеристика московского общества

К чему стремятся представители фамусовского общества. Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характеристика московского общества

“В группе двадцати лиц отразилась…

вся прежняя Москва...”

И.А.Гончаров

Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время.

А.С.Грибоедов показывает широкую картину жизни 10-20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.

Люди этого круга - убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.

Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: “… у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.

Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку - девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”.

Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”.

Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество - все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”.

Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений...

Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.

Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А.С.Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”.

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова основным элементом изображения являются нравы московского консервативного дворянства. Именно обличение устаревших, отживших свой век аристократических взглядов на острые социальные вопросы является основной задачей этой пьесы. Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»

Главным защитником идей «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.

В произведении «Горе от ума» фамусовское общество изображено как лагерь людей, ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи. Личные качества в свете не имеют никакого веса. Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Он, «как все московские», желает видеть в зятьях богатого и знатного человека. При этом деньги и чины в помещичьем обществе рассматриваются как высшая ценность человека: «Будь плохонький, ла если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально. Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».

Осуждению в комедии «Горе от ума» подвергается и привычка московского дворянства устраивать людей на выгодные места службы не по их деловым качествам, а исходя из родственных связей. Фамусов признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки».
В лице Фамусова изображается Грибоедовым фамусовское общество в целом. Оно предстает перед читателем как общество людей, испытывающих презрение к незнатным и бедным и преклоняющихся перед чинами и деньгами.

Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе

Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»

Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил». Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.

Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.

Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

Внесценические персонажи комедии

Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».

Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

Выводы

Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

Краткая характеристика фамусовского общества и описании идеалов его представителей помогут ученикам 9 классов при написании сочинения на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Фамусовское общество в комедии Горе от ума

Идейно-тематическое содержание комедии раскрывается в её образах и в развитии действия.

Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется так называемыми внесценическими образами, т. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Фамусовское общество в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) е. такими персонажами, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаём по рассказам действующих лиц. Так, к фамусовскому обществу относятся такие внесценические персонажи, как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор негодяев знатных», помещик - любитель балета, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Эти образы позволили Грибоедову раздвинуть рамки сатирической картины за пределы Москвы, включить в пьесу и придворные круги. Благодаря этому «Горе от ума» вырастает в произведение, которое даёт широчайшую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, верно воспроизводя ту общественную борьбу, которая с большой силой развернулась в это время во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Остановимся прежде на защитниках старины, на консервативной массе дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Как характеризует его Грибоедов?

1. Люди фамусовского круга, особенно старшее поколение, являются убеждёнными сторонниками самодержавно-крепостнического строя, заядлыми реакционерами-крепостниками. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. С благоговением вспоминает Фамусов о дворе царицы. Говоря о вельможе Максиме Петровиче, Фамусов противопоставляет двор Екатерины новому придворному кругу:

Тогда не то, что ныне:

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд...

Раскланяйся тупеем не кивнут.

Вельможа в случае тем паче,

Не как другой, и пил и ел иначе.

Тот же Фамусов несколько позднее говорит о недовольстве старичков новыми временами, политикой молодого царя, кажущейся им либеральной.

А наши старички? - Как их возьмёт задор, Засудят об делах, что слово - приговор, - Ведь столбовые все, в ус никого не дуют, И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их... беда! Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, Спаси нас боже!.. Нет...

Как раз новизны-то и боятся эти «прямые канцлеры в отставке по уму», враги свободной жизни, которые свои «сужденья черпают из забытых газет времён Очакова и покоренья Крыма». На первых порах царствования Александра I, когда он окружил себя молодыми друзьями, казавшимися этим старичкам свободомыслящими, они в виде протеста ушли со службы. Так поступил известный адмирал Шишков, вернувшийся к государственной деятельности только тогда, когда политика правительства приняла резко реакционное направление. Таких Шишковых особенно много было в Москве. Они и задавали здесь топ жизни; Фамусов убеждён, «что без них не обойдётся дело», они будут определять политику.

2. Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят только по его происхождению и богатству, а не по личным качествам:

Вот, например, у нас уж исстари ведётся,

Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат, на нас не подиви,

Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством.

Это говорит Фамусов. Такого же мнения придерживается и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, она перестаёт им интересоваться. Споря с Фамусовым о количестве крепостных душ у Чацкого, Хлёстова с обидой заявляет: «Уж чужих имений мне не знать!»

3. Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, например, одного помещика, который своих слуг, не раз спасавших ему честь и жизнь, обменял на трёх борзых собак. Хлёстова приезжает на вечер к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки и просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой, от ужина сошли подачку». Рассердившись на своих слуг, Фамусов кричит швейцару Фильке: «В работу вас! на поселенье вас!»

4. Цель в жизни для Фамусова и его гостей - карьера, почести, богатство. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора, - вот образцы для подражания. Фамусов ухаживает за Скалозубом, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы». Служба в фамусовском обществе понимается только как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Они не занимаются делами по существу, Фамусов только подписывает бумаги, которые представляет ему его «деловой» секретарь . Он сам в этом признаётся:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

Занимая важный пост «управляющего в казённом месте» (вероятно, начальника архива), Фамусов пристраивает у себя своих родственников:

При мне служащие чужие очень редки:

Всё больше сестрины, свояченицы детки. . .

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Протекция, кумовство - обычное явление в мире Фамусовых. Не об интересах государства, а о личной пользе заботятся Фамусовы. Так обстоит дело на гражданской службе, но то же видим мы и среди военных. Полковник , как бы вторя Фамусову, заявляет:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

; Мне только бы досталось в генералы.

Он довольно успешно делает свою карьеру, откровенно объясняя это не своими личными качествами, а тем, что обстоятельства ему благоприятствуют:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

5. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность - все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина.

Начав свою службу в Твери, Молчалин, не то мелкий дворянин, не то разночинец, благодаря покровительству Фамусова был переведён в Москву. В Москве он уверенно продвигается по службе. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года как он на службе у Фамусова, а уже успел «три награжденья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому-то Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, и предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных, | Ведь нынче любят бессловесных.

Такие ловкие секретари в тот «век покорности и страха», когда служили «лицам, а не делу», выходили в знатные люди, достигали высоких постов по службе. Репетилов рассказывает о секретарях своего тестя:

Секретари его все хамы, все продажны,

Людишки, пишущая тварь,

Все вышли в знать, все нынче важны.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение подслужиться к влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения своей цели, отсутствие всяких нравственных правил и в придачу ко всему этому два «таланта» - «умеренность и аккуратность».

6. Консервативное общество Фамусовых-крепостников, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего того, что может угрожать его господствующему положению. Фамусов и его гости проявляют редкое единодушие в борьбе пригни идей и взглядов Чацкого, который кажется им вольнодумием, проповедником «безумных дел и мнений». А так как источник этой «вольности», революционных идей все они видят в просвещении, ТО общим фронтом они и выступают против наук, учебных заведений, просвещения вообще. Фамусов поучает:

Ученье - вот чума, учёность - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Фамусову вторит.

Скалозуб:

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий, -

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,

А книги сохранят так: для больших оказий.

Против рассадников просвещения - «пансионов, школ, лицеев», педагогического института, где «упражняются в расколах и безверьи профессора», выступают и Хлёстова, и княгиня Тугоуховская.

7. Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их чуждыми своему народу. Чацкий возмущается системой воспитания, царящей в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручалось иностранцам, обычно немцам и французам. В результате дворяне отрывались от всего русского, в их речи господствовало «смешенье языков французского с нижегородским», с детства прививалось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививался «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. «Французик из Бордо», приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил».

Таково то фамусовское общество, которое с таким художественным мастерством выведено Грибоедовым в его комедии и в котором отображены типичные черты всей массы дворян-крепостников того времени. Это дворянство, проникнутое страхом перед нарастающим освободительным движением, сплочённо выступает против передовых людей, представителем которых является Чацкий.)

Это общество выведено в замечательной комедии Грибоедова в ярких индивидуализированных образах. Каждый из них - правдиво нарисованное живое лицо, со своеобразными чертами характера и особенностями речи.

В своей статье «О пьесах» Горький писал: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, т. е. чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в изображении её артистов, художественную ценность и социальную убедительность, необходимо, чтоб речь каждой фигуры была строго своеобразна, предельно выразительна... Возьмём для примера героев наших прекрасных комедий: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, Городничего, Расплюева и т. д., - каждая из этих фигур создана небольшим количеством слов и каждая из них даёт совершенно точное представление о своём классе, о своей эпохе».

Посмотрим, как зарисованы Грибоедовым отдельные герои его комедии.

Если домашнее задание на тему: » Фамусовское общество в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

История знает много писателей, запомнившихся одним своим произведением. А.С. Грибоедова трудно отнести к их числу. Поэт, публицист, дипломат, общественник много работал, был многогранной личностью. Александр Сергеевич писал стихи, прозу, создавал пьесы, сам участвовал в театральных постановках, играл на фортепьяно и даже писал музыку. Сохранилось два вальса его сочинения. Однако, мир его запомнил как автора нетленной комедии «Горе от ума».

Взяв лучшие черты классики жанра, продолжив традиции «Недоросля» Фонвизина, Грибоедов привносит в пьесу много нового. Чем потом будут руководствоваться последователи, в том числе и Н.В. Гоголь при написании «Ревизора».

Герои пьесы не карикатурные образы, призванные обличать одно личностное качество. А многоплановые, противоречивые персонажи. Это помогает читателю увидеть живой портрет московской знати 19 века, в их характерных чертах и особенностях.

Проблематика комедии

«Горе от ума» – общественная комедия. Но в отличие от классики социального жанра, здесь просматриваются две проблемы. Это аспект взаимоотношения с обществом и любовная линия. Чацкий возвращается в Москву только ради возлюбленной – Софьи. И на фоне противоборства героя с «фамусовщиной» разворачивается классический любовный треугольник. Но традиция искажена в сторону реальности. Чацкий, как главный лирический герой, не идеален. Он вспыльчив, нередко бестактен, его суждения резки. Соперник Молчалин глуп, корыстен и труслив. Ни одной хорошей черты в него не вложил автор, а потому герой абсолютно отрицательный. Но его любит Софья. Такой выбор героини нарушает классическую перспективу и развитие сюжета пьесы. Получается, что комедия вобрала в себя три художественных направления: классицизм, реализм и романтизм. Это был смелый подход, который не использовался ранее.

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Сам Грибоедов писал, что в его произведении на двадцать пять глупцов один умный. Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы. Но ведь нормы задает большинство. Неудивительно, что герой с иными взглядами на жизнь становится изгоем.

Фамусов и его окружение

Автор в красках описал представителей «века минувшего». В этом стане в цене лишь высокий чин, деньги, дворянский титул и связи. Низкопоклонничество также в почете, как способ достижения этих ценностей. Главным представителем лагеря в пьесе стал Павел Афанасьевич Фамусов. Это крупный чиновник, управляющий в казенном доме, помещик. Чем заслужил уважение московского дворянства.

Фамусову важны лишь те люди, кто равен или выше него по чину, количеству крестьянских душ, кто дает балы, имеет больше связей. Такие, как Хлестовы, Хрюмины, Тугоуховские, которым «чиновные, должностные все друзья и родные». Он жалеет об уме Чацкого открыто, ведь он мог быть деловым. Мог подстроиться под нравы общества, которое его окружает, достичь успеха. В понимании чиновника, лишь служба военная или государственная имеет значение. Фамусов по-отечески пытается направить Александра Андреевича на путь истинный, ведь он сын его друга.

Чиновник во всем винит науку, образование. Он понимает, что настроения молодых людей меняются. И в любой момент его мир, где он царь и бог, может рухнуть. Поэтому книги для него самое страшное зло. Их необходимо сжечь.

Лидер московской аристократии приводит пример своего дяди. Который уже будучи в почтенном возрасте, упал на приеме, да чуть «затылка не расшиб». Но, видя смех высокопоставленных особ, упал еще два раза специально. Чем заслужил близость ко двору, уважение. Максим Петрович, по словам Фамусова, ел на золоте и серебре. Его всегда приглашали на светские приемы, играть в вист. И был вельможей при самой Екатерине. На что Чацкий выдает фразу, ставшую афоризмом, что он рад служить, но тошно прислуживаться. Готов посвятить себя делу, стране, но не лицам.

Сам Павел Афанасьевич вдовец, богат. У него есть юная дочь, которой он также ищет не бедного супруга «при звездах, чинах». Неважно «пусть плохенький», но чтоб душ в родовом поместье было не меньше двух тысяч. Не видит он в этой роли Чацкого, а тем более Молчалина. Идеальной парой для Софьи он считает полковника Скалозуба. Он достаточно послужил, обзавелся богатством, к тому же «метит в генералы».

Полковник Скалозуб

Как и большинство героев классических произведений, мужчина наделен «говорящей» фамилией. Вояка и солдафон любит пошутить, но юмор его по-армейски плоский. Например, когда Фамусов спрашивает Сергея Сергеевича об одной тетушке, тот отвечает, что он с ней вместе не служил. И ждет реакции на остроту.

Скалозуб самый почетный гость в доме Павла Афанасьевича, ведь он жених завидный. Солидный, серьезный, известный человек и успел «нахватать» много знаков отличия и медалей. Собственно, все его разговоры сводятся к фрунту, «орденам в петличке», мундирам, «погончикам».

Сергей Сергеевич не стар, служит не так давно. Готов на все ради повышения в звании. Не чуждо ему чувство сострадания. Он единственный, кто идет помогать Молчалину, когда тот упал с лошади. Но признает его «жалким наездником».

Два поколения «века минувшего»

Представители «фамусовской Москвы» не все старики. Молодежь не далеко ушла от предков. Нравы московской аристократии неизменны. Все те же темы, сплетни и «стихи в альбомах». Даже молодые люди в тайном кружке, восхваляемые Репетиловым, лишь шумят и пишут сообща водевили.

А девицы удивили даже прусского короля своими вычурными нарядами и манерами. Ведь они не могут по-простому даже поговорить, каждое словечко «с ужимкой». Забавно то, что обо всем обличающем, повествуют сами герои с гордостью. Они искренне считают названное добродетелями, а не пороками.

Ярким представителем «фамусовской» молодежи служит Молчалин. Делец, низкопоклонник, который спешит всем угодить. Его отец с детства учил, что уважать надо лишь тех, кто выше чином, старше. И угождать всем, даже собаке дворника высокопоставленного лица. У героя даже мнения своего нет, ведь он пока не имеет на него права. Этот тип живуч. И сделает все, чтобы добиться «степеней известных».

А старшее поколение дворянства и чиновничества понять можно. На старых взглядах, консервативных нравах, держится весь их авторитет. Поэтому перемен такие, как Фамусов и Хлестова, боятся как огня.

В них есть черты, свойственные многим другим людям, а иные - всему роду человеческому А. С. Грибоедов

В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», которая является отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-е годы XIX века между реак- ционерами-крепостниками и пока еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством, из среды ко­торого впоследствии вышли герои Сенатской площади -- де­кабристы.

Реакционеры стремились во всем сохранить самодержав­но-крепостнический строй и закоснелый барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Прогрессивные же дворяне боро­лись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век ны­нешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» составляет главную тему комедии.

«Век нынешний», по мнению Грибоедова, явился порождени­ем революционных настроений в дворянских кругах. Из про­грессивных дворян вышли декабристы, первыми попытавшиеся осуществить свои революционные идеи.

Московское барство разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики, пустые болтуны типа Репетилова, «лгунишки, картежники и во­ры», подобные Загоредкому, сплетники и пустые «прожигатели.ки:ши». Перед нами толпа праздных, пустых, бездушных и по­шлых людей:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Эти люди - жестокие крепостники, беспощадные истязате­ли. Сановник Фамусов за малейшую провинность грозит страш­ными карами своим слугам. «В работу вас, на поселенье вас!» - кричит он. Московский барин готов упечь неугодных ему крепост­ных на военное поселение. Чацкий с возмущением говорит о по­мещике, который:

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей

Заставил всю Москву дивиться их красе,

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Помещики не считают своих крепостных людьми. Старуха Хлестова, например, свою служанку ставит наравне с собакой:

От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку.

Крепостническая идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха они ищут по количеству крепостных:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Крепостное право было для фамусовского общества нормаль­ным явлением, вполне соответствовало интересам дворянства, являлось источником богатства и наживы. Представители московского барства думают только о чинах, богатстве и высо­ких связях. К службе они относятся формально, бюрократиче­ски, как к источнику обогащения и продвижения. «Мне только бы досталось в генералы», - говорит полковник Скалозуб, арак­чеевский служака, человек ограниченный и грубый. Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов и медалей любыми способами:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.

И Фамусов не скрывает своего отношения к службе:

А у меня что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Как барин, на всякий труд он смотрит пренебрежительно, на службу он принимает только родных.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Как станешь представлять к крестишку ли,

к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Фамусов служит не делу, а лицам, так как служба для лю­дей его круга - источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ - низкопоклонство перед выше­стоящим.

Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, ко­торый, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертво­вал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». У Молчалина нет даже собственного мнения:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

Однако он всюду поспевает:

Там Моську вовремя погладит;

Тут впору карточку вотрет.

И ему обеспечена карьера:

… дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

И эти люди управляли государством. Чацкий с возмущением говорит о них:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывают про­свещение, наука, движение к прогрессу. Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность ис­тинного просвещения:

Чтоб наших дочерей учить всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Сам Фамусов не отличается образованностью и в чтении не находит проку. Причины вольнодумства он объясняет так:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И его окончательное слово о просвещении и образовании и России - «забрать все книги бы, да сжечь». Следовательно, п просвещении московский барин Фамусов видит опасность, угрожающую всему государственному строю России того пе­риода.

Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, который «слова умного не выговорил сроду», как и Фамусов, враг просвещения и всего передового. Гостей Фаму­сова он спешит обрадовать тем, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий. «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два. А книги сохранят так, для больших оказий». Эта ненависть ко всему передовому вполне понятна, дворянское общество боялось потерять свои привилегии.

Фамусовское общество чуждо национальной культуре, рус­ским обычаям, преклонение перед иностранным стало модой, до­ходит до смешного, Чацкий говорит, что общество все «отдало в обмен»:

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую По шутовскому образцу.

Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смешенье языков: французского с нижегородским».

Именитые москвичи оказывают радостную встречу любому иностранцу. По словам французика из Бордо, он

Приехал и нашел, что ласкам нет конца,

Ни звука русского, ни русского лица Не встретил.

Основное в этом обществе - «балы, обеды, карты, сплетни». Вчера был бал, а завтра будет два.

Фамусов проводит время в праздности, безделье, пустых раз­влечениях, разговорах, на званых обедах. Знакомая Фамусова Татьяна Юрьевна дает балы от Рождества и до поста и летом праздники на даче. Не обходится это общество и без сплетников, ведь сплетничество - одна из главных его черт. Здесь знают под­ноготную каждого дворянина и скажут, кто богат, кто беден и сколько крепостных душ у Чацкого:

«Четыреста» - «Нет! триста».

И Хлестова обиженно добавляет:

«Уж чужих имений мне не знать!»

Среди московских тузов находит свое место «отъявленный мошенник, плут Антон Антоныч Загорецкий», которого прини­мают лишь потому, что «мастер услужить». Для фамусовского об­щества характерен Репетилов, в котором подчеркнуты пустое фразерство, показное свободомыслие.

Таким образом, в каждом из героев и внесценических персо­нажей автор сумел найти определенный тип представителя мос­ковского барства, а название каждого типа скрыто в фамилии ге­роя, его представляющего.

Итак, представителей фамусовского общества характеризуют отсутствие высоконравственных чувств, преобладание эгоистиче­ских интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личных выгод, нравственная неразборчи­вость в людях, угодливость перед «высшими» людьми и деспоти­ческое отношение к «низшим»: крестьянам, слугам, - низкий уровень образованности, увлечение французской культурой, страх перед подлинным просвещением.

Грибоедов очень метко определил идеалы этого общества. Они просты: «и награжденья брать, и весело пожить». Фамусовское об­щество - это лицо всей дворянской России тех лет. Как передо­вой человек своего времени Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает крепостническую систему и призывает к уничтожению ее - в этом революционное значе­ние комедии. Именно так понимали ее декабристы и все передо­вые люди русского общества.