Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Времена Древней Руси, памятники культуры: список, описание. Какие самые древние памятники культуры известны человечеству

Времена Древней Руси, памятники культуры: список, описание. Какие самые древние памятники культуры известны человечеству

Предоставлю список памятников из раздела отечественной истории, т.к. о памятниках Шумера и Аккада и прочая, прочая, прочая, написано очень много.

  1. Рюриково городище в Новгороде

Больше тысячи лет назад на невысоком холме, неподалеку от центра современного Великого Новгорода стоял город - богатый административный, торговый и ремесленный центр всего Приильменья - Рюриково городище. Археологи обнаружили в его культурном слое множество вещей скандинавского происхождения. Городище стало предшественником столицы новгородского княжества; именно сюда, по легенде, пришел княжить варяг Рюрик.

2. Костенки

Один из самых знаменитых археологических памятников эпохи палеолита находится в России, в Воронежской области. Первые поселения человека в Костенках появились 45 тысяч лет назад. В Костенках находили груды костей животны - древние жители этих мест строили жилища из костей мамонтов. Среди 40 000 находок - орудия труда и произведения искусства.

3. Гнездово

По обе стороны Днепра в Смоленской области находится крупнейший памятник, относящийся ко времени зарождения древнерусского государства - Гнездовский курганный комплекс. Когда-то здесь были насыпаны 3500−4000 курганов. И славяне, и скандинавы в VIII-X вв. хоронили умерших одинаково: сначала помещали тело в погребальный костер, а зачем насыпали курган. Некоторые курганы насыпаны на сожженных погребальных ладьях; такие захоронения оказались особенно богатыми. В них находили ювелирные украшения, сломанные мечи и другие предметы.

Шлемы, найденные в Гнездовских курганах

4. Фанагория

Фанагория - одна из немногих древнегреческих колоний на территории современной России. Крупный портовый город служил второй после Пантикапея (совр. Керчь) столицей Боспорского царства. На территории современного города были раскопаны административные и жилые здания конца VI - первой половины V в. до н.э. Самой ценной находкой за историю раскопок стал деревянный корабль. Его удалось датировать благодаря металлическому тарану, на котором обнаружился отлитый знак царя Боспорского государства Митридата VI Евпатора (звезда и полумесяц). Судя по всему, корабль биремы (гребного военного судна с двумя рядами весел по каждому борту) входил в состав царского флота и был сожжен во время штурма Фанагории 63 г. до н.э.

5. Херсонес

В октябре 2015 года музей-заповедник Херсонес Таврический перешел к России, и, хотя ЮНЕСКО и отказалась признать этот факт, сейчас музей-заповедник находится под руководством российского министерства культуры. Единственный греческий полис в Причерноморье, Херсонес успел побыть римской колонией, войти в состав Боспорского царства, краткое время был независимым, вошел в состав Византии, пережил набеги войск Чингизхана, был дважды разрушен и разграблен литовскими князьями, видел генуэзских купцов. Его культурный слой хранит память о каждом периоде истории древнего города.

6. Селитренное городище (Сарай-Бату)

На территории Астраханской области находится основанная ханом Батыем столица Золотой Орды - город Сарай-Бату. Селитренным он стал намного позже, когда при Петре I здесь поставили заводы по производству селитры. На территории памятника найдены фундаменты множества зданий - общественных, жилых и производственных. Города Золотой Оржы строились покоренными народами, поэтому материальная культура Сел Сарай-Бату была очень эклектична.

Реконструкция жилищ города Сарай-Бату

7. Городище Старая Рязань

Один из самых богатых городов Древней Руси, столица Рязанского княжества находился совсем не там, где стоит современная Рязань. Городище Старая Рязань обнаружили в 1822 году благодаря случайной находке - кладу золотых украшений. После Великой Отечественной войны за раскопки взялись серьезно. На городище были найдены три храма, предметы искусства, дома и помещения, где люди занимались ремеслами, 16 кладов с монетами и ценными вещами.

За 3 тысячи лет до нашей эры на территории современной Челябинской области было построено огромный укрепленный город. В специальных мастерских его жители плавили бронзу и занимались гончарным ремеслом. Город был строго распланирован и имел ливневую канализацию.

Образованные остатками укреплений и жилищ круговые фигуры в степи привлекли не только историков, но и приверженцев оккультизма всех сортов: они называют памятник археологии «местом силы», «колыбелью человечества» и «прародиной ариев».


Памятники архитектуры – объекты, которые создавались, как правило в честь знаменательного события или важного человека. Возраст одних исчисляется десятками лет, тогда как другие помнят ещё египетских фараонов. В этом обзоре собраны самые известные памятники архитектуры, о которым можно писать историю человечества.

1. Кааба (Масджид аль-Харам)


Кааба (Масджид аль-Харам) - это здание в форме куба, расположенное в Мекке

Кааба (Масджид аль-Харам) - это здание в форме куба, расположенное в Мекке, Саудовская Аравия. Оно считается самым священным местом в Исламе, а также старейшим и самым знаменитым памятником культуры в мире.


Мусульманская святыня Каба.

В Коране говорится, что Кааба была построена Авраамом (Ибрагимом на арабском языке) и его сыном Исмаилом, после того как последний поселился в Аравии. Вокруг этого здания была построена мечеть, Масджид аль-Харам. Все мусульмане всего мира поворачиваются лицом к Каабе во время молитв, независимо от того, где они находятся.


Паломники у Кабы.

Один из пяти основных законов ислама требует, чтобы каждый мусульманин совершил хадж - паломничество в Мекку хотя бы один раз в своей жизни. При этом Каабу необходимо обойти семь раз против часовой стрелки (если смотреть сверху).

2. Тадж-Махал


Мавзолей из белого мрамора, расположенный в городе Агра, Индия.

Тадж-Махал («Корона дворцов») - мавзолей из белого мрамора, расположенный в городе Агра, Индия. Он был построен падишахом Империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал широко известен как «жемчужина мусульманского искусства в Индии и один из всемирно признанных шедевров мирового наследия». Площадь Тадж-Махала - около 221 гектаров (38 гектаров занимает сам мавзолей и 183 гектара охраняемый лес вокруг него).

3. Египетские пирамиды


Египетские пирамиды.

Всего в Египте было обнаружено 138 пирамид. Большинство из них были построены в качестве гробниц для фараонов и их жен во времена Древнего и Среднего Царств. Это одни из старейших знаменитых памятников культуры.


Вид на египетские пирамиды сверху.

Самые ранние известные египетские пирамиды были найдены в Саккаре, к северо-западу от Мемфиса. А самой древней из них является Пирамида Джосера, построенная в 2630 - 2611 годах до н. э., во время третьей династии. Эта пирамида и окружающий ее комплекс были спроектированы архитектором Имхотепом и, как правило, считаются старейшими в мире монументальными сооружениями, выполненными из кирпичей с облицовкой.

4. Великая китайская стена


Великая китайская стена.

Великая Китайская стена представляет собой ряд укреплений из камня, кирпича, утрамбованной земли, дерева и других материалов, построенных вдоль исторических северных границ Китая для защиты страны от вторжений различных воинственных народов.


Скульптуры на Великой китайской стене.

Несколько стен были построены еще в VII веке до нашей эры, а позже их достроили, объединив в то, что сегодня известно как Великая стена. Особенно знаменитой является часть стены, построенная между 220-206 годами до н.э. первым императором Китая Цинь Шихуанди (от нее осталось очень мало).

Кстати, в Поднебесной есть ещё много красивых и интересных мест Китая, которые стоит увидеть воочию.

5. Ангкор-Тхом (Большой Ангкор)


Cтолица Кхмерской империи

Ангкор-Тхом - окруженный стеной королевский город площадью 3 квадратных километра, который был последней столицей Кхмерской империи. После того, как Джаяварман VII отвоевал Яшодхарапура (предыдущую столицу) у захватчиков из Чампа в 1181 году, он построил на месте разрушенного города новую столицу империи. Он начал с существующих сохранившихся структур, таких как Бапуон и Фимеанакас, и построил вокруг них величественный огороженный город, добавив внешнюю стену со рвом и некоторые из величайших храмов Ангкора. В город есть пять въездов (ворот), по одному на каждую сторону света и Ворота победы, ведущие к району Королевского дворца. Каждые ворота увенчаны четырьмя гигантскими лицами.

6. Афинский акрополь


Афинский акрополь

Афинский акрополь, который в Афинах также называют «Кекропия», является самым важным местом города и одним из самых узнаваемых памятников мира. Это главный ориентир древнегреческой культуры, а также символ самого города Афины, поскольку он представляет собой апогей художественного развития в V веке до нашей эры.

7. Национальный мемориальный зал Чан Кайши


Мемориал Чан Кайши

Национальный мемориальный зал Чан Кайши - это знаменитый памятник и местная достопримечательность, возведенная в память генералиссимуса Чан Кайши, бывшего президента Китайской Республики. Он расположен в китайском городе Тайбэй. Памятник, окруженный парком, построен в восточной части Мемориальной площади. На север от него находится Национальный театр, а с юга расположен Национальный концертный зал.

8. Дворец Потала


Дворец Потала

Дворец Потала расположен в городе Лхаса в Тибете. Он назван в честь горы Поталака, мифической обители Ченрезига или Авалокитешвара. Дворец Потала был главной резиденцией Далай-ламы вплоть до тех пор, пока 14-й Далай-лама не бежал в Дхарамсалу, Индия, во время вторжения Китая в Тибет в 1959 году.

Нгаванг Лобсанг Гьяцо, пятый Великий Далай-лама, начал строительство дворца Потала в 1645 году после того, как один из его духовных советников Кончог Чопел отметил, что место между монастырями Дрепунг и Сера и старым городом Лхаса является идеальным для расположения правительства. В итоге Потала был построен на остатках более ранней крепости, называемой Белым или Красным дворцом, построенном царем Тибета Сонгценом Гампо в 637 году. Сегодня дворец Потала - это музей.

9. Статуя Свободы


Статуя Свободы в США.

Статуя Свободы была даром в знак дружбы от народа Франции народу Соединенных Штатов Америки, и она является универсальным символом свободы и демократии. Статуя Свободы была открыта 28 октября 1886 года, а в 1924 году ее признали Национальным памятником.

10. Мечеть Султана Ахмеда


Мечеть Султана Ахмеда - историческая мечеть в Стамбуле, крупнейшем городе Турции и столице Османской империи с 1453 по 1923 год. Она также широко известна как «Голубая мечеть» из-за синей плитки, которыми выложены ее стены.


Интерьер мечети.

Мечеть была построена с 1609 по 1616 год во время правления Ахмеда I. Хотя она до сих пор используется как мечеть, это место также стало популярной достопримечательностью.

Введение

История человечества известна нам по сохранившимся остаткам материальной и духовной культуры различных эпох и народов: археологическим находкам, древним, старинным и старым зданиям и сооружениям, произведениям искусства, устного народного творчества, летописям, документам, книгам, образцам старой техники, предметам быта. Эти следы человеческой деятельности образуют комплекс историко-культурных памятников. Но при этом памятником истории и культуры является не всякий след жизни и деятельности человека, а лишь общественно значимый, несущий большую смысловую нагрузку, в котором воплощены характерные особенности целой эпохи, важного исторического события или периода, отражен определенный уровень развития культуры, науки, техники.

Актуальность темы работы состоит в том, что именно историко-культурные памятники содержат в себе ценные сведения о прошлом опыте человечества и повсеместно транслируют его в настоящее. Это способствует не только обогащению человечества исключительно научными сведениями о прошлом, но и используется им для влияния на мировоззрения современников. Тем самым памятники истории и культуры кроме сохранения информации о прошлом, безусловно, выполняют еще и определенные важные для развития современного общества социальные функции в настоящем. Рассмотрение многообразия этих функций и стало основной целью данной работы.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1. дать определение понятию «памятник истории и культуры»;

2. рассмотреть классификацию памятников, их свойства и характерные признаки;

3. охарактеризовать социальные функции памятников и их роль в современном обществе.

Понятие и классификация культурных памятников

Памятники истории и культуры являются объектами своеобразного и уникального эксперимента взаимодействия человека и окружающей природы. Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 27. Выделение памятников из предметного мира культуры базируется на способности человека выявлять и давать общественную оценку их свойствам, раскрывать их значение в развитии культуры, превращать предмет в объект ценностного восприятия. Только в этом случае предметы начинают выполнять функцию памятника. По мнению исследователя А.Н. Дьячкова, это дает возможность по-новому подойти к определению феномена памятника: «памятник истории и культуры - одна из функций предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее». Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. С. 12.

Основные итоги современных представлений о памятниках истории и культуры получили дальнейшую разработку в монографии П.В. Боярского «Введение в памятниковедение». По формулировке, данной этим исследователем: «памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы». Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 28.

Возникновение самостоятельной науки о памятниках, памятниковедения - это качественно новый уровень понимания места и роли памятников в обществе, более глубокое проникновение в понимание их свойств и функций. Памятники рассматриваются в рамках данной дисциплины как самостоятельный предмет научного познания вне зависимости от времени их функционирования, вида, отношения к какой-либо сфере научной деятельности. Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. //История. 2003. № 38. С. 4.

Термин «памятник истории и культуры» появился не одновременно с возникновением памятникоохранительной деятельности в России. Каждой исторической эпохе соответствовал свой уровень отношения к историко-культурному наследию, свое понимание термина, которым обозначались памятники.

Термин «памятники истории и культуры» впервые в законодательном документе был употреблен в 1965 г. в связи с принятием правительственного постановления о создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и окончательно закреплён в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Ведомости Верховного Совета РСФСР.1978. N 51.

Профессор A.M. Кулемзин в работе «Охрана памятников в России как историко-культурное явление» Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. Кемерово, 2001., предлагает следующее определение: «памятники истории и культуры - это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации, прямых подлинных знаний». Там же. С. 7.

Вообще, памятники истории и культуры подразделяются на движимые и недвижимые. К первым относятся археологические находки, документы, книги, произведения искусства, предметы народного быта и т.д. Они хранятся в музеях, архивах, библиотеках, частных собраниях. Недвижимые памятники (различные постройки, здания, крупные инженерные сооружения, монументы, произведения садово-паркового искусства и т.д.) располагаются под открытым небом.

В зависимости от характерных особенностей и специфики их изучения все памятники подразделяются на группы: археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты.

На практике это деление нередко оказывается условным, поскольку многие памятники выступают как комплексные, т.е. сочетают в себе различные типологические черты. Сами произведения монументального искусства становятся историческими памятниками по прошествии долгого времени (например, памятник Минину и Пожарскому в Москве) или если они как-либо связаны с важным историческим событием (первые памятники В.И. Ленину 1920-х гг.).

Памятники истории подразделяются по видам на памятники государственного и общественного устройства, производственной и научной деятельности, военной истории, политической борьбы и революционного движения.

К историческим памятникам относятся также памятные места выдающихся событий, сохранившие исторический облик (площадь в городе, место боев с воронками и котлованами блиндажей и землянок в лесу). Нередко такие памятные места отмечены памятным знаком (обелиском, стелой, мемориальной доской). При этом сам по себе памятный знак историческим памятником не является, ибо он лишь указывает на место события, но не имеет с ним прямой связи. Кроме того, памятный знак, в отличие от исторического памятника, можно в любое время заменить на другой, из любого материала и произвольной конфигурации.

Среди всех памятников истории и культуры в наиболее выгодном положении находятся памятники архитектуры и искусства: красивое здание или монумент привлекательны сами по себе, что в известной мере упрощает вопросы их охраны. В более сложном положении оказываются памятники археологии - они нередко расхищаются самозваными «черными археологами», да и научные раскопки иногда почти полностью уничтожают археологический памятник, т.к. нарушается порядок и расположение предметов и отдельных их фрагментов, к тому же нередко такой памятник просто рассыпается в руках, гибнет от воздействия неблагоприятной среды. И все же необходимость охраны памятников археологии, как и памятников архитектуры и искусства, традиционно у большинства людей сомнений не вызывает.

В середине 1980-х г.г. были обозначены основные признаки, свойства, качества и функции памятников истории и культуры. Было окончательно признано главное достоинство памятника - его подлинности, т.е. факта физического его существования как основного доказательства реальности исторического действия, имевшего место в прошлом.

Важные признаки памятников были выявлены и обоснованы А.Н. Дьячковым. Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. Признавая свойство памятника быть источником историко-культурной информации, он выделяет признание памятником со стороны общества историко-культурного объекта: «не следует ли искать объяснения феномена памятника именно в способности человека превращать тот или иной предмет в памятник, присваивая ему это достоинство в силу познанной и признанной обществом историко-культурной ценности?». Там же. С. 13. Только при том условии, когда историко-культурные объекты становятся признанными обществом, они приобретают статус памятника и «начинают играть роль памятников или выполнять функцию памятников». Качество предмета определяется через его признаки и свойства.

При рассмотрении качеств памятников истории и культуры следует уточнить, что признаками являются отличительные приметы внешнего характера, по которым можно узнать или отличить объект (памятник) в ряду других объектов, близких по внешним признакам.

Признаки памятников:

1. Материальность памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры - это материальные объекты (дома, храмы, древние курганы, боевые машины, скульптуры), которые обладают материальными характеристиками - имеют размеры, вес, твердость, материал, цвет и т.д.

2. Антропогенность памятников. Памятники истории и культуры - это результат деятельности людей, т.е. они антропогенны по своей природе. Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или искусства, науки или техники.

3. Недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда. Недвижимость памятников истории и культуры - это целесообразное, оправданное практикой их использования условие сохранения памятников, рекомендующее не отрывать их от своей естественной среды, места своего возникновения, где они являлись «участниками» или «свидетелями» событий. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 7-8.

Свойствами предметов являются их качества, проявляющиеся во взаимодействии с другими объектами. В рассматриваемом нами случае таковыми являются общество, люди, которые входят во взаимодействие с памятниками.

Свойства памятников:

1. Свойство сенсорного воздействия. Памятники истории и культуры являются материальными предметами и в силу этого обладают свойством воздействовать на органы чувств и вызывать у человека ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события.

2. Свойство быть источником информации. Памятники истории и культуры обладают свойством хранить и передавать информацию. Являясь результатом деятельности человека, они несут на себе следы его преобразующего воздействия, т.е. хранят информацию о том, результатом чего они являются сами.

Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов: историческая, эстетическая, технологическая.

Под исторической информацией в широком её значение понимается всякая информация, заключённая в памятниках, т.к. все памятники отражают какую-либо из сторон истории человечества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в произведениях художественной культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, передаваемые в художественном образе. Из числа недвижимых памятников истории и культуры к первым относятся памятники монументально-изобразительного искусства, ко вторым - некоторая часть памятников архитектуры. Под технологической информацией понимается естественнонаучная информация, свидетельствующая о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком её законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Древние орудия служат источником информации о трудовой деятельности, развитии мышления, образе жизни древних людей и об их воздействии на изменение окружающей среды.

Таким образом, одним из основных свойств памятников истории и культуры является способность сохранять и передавать аутентичную (подлинную) историко-культурную информацию о прошедших событиях и явлениях, в результате которых и возникли памятники. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 10.

культурный памятник история

Перевезенцев С. В.

Московские памятники имеют давнюю историю. На Руси издревле значительные исторические события увековечивались строительством церквей, соборов, часовен, основанием монастырей. Так, Новодевичий монастырь был основан в честь взятия Смоленска в 1514 г., памятник-часовня «Гренадерам - героям Плевны» на пл. Ильинские ворота создана в память воинам времен русско-турецкой войны 1877–1888 гг. В последние годы XX века на Поклонной горе была сооружена церковь Св. Георгия Победоносца в честь павших на полях сражений Великой Отечественной войны.

Начиная с эпохи Петра I, преобладающей формой памятников становятся светские монументы и сооружения - главным образом триумфальные ворота и арки. Первые деревянные триумфальные ворота в Москве появились в 1696 г. по случаю празднования взятия Азова. Затем арки сооружались в честь побед в Северной войне, а также по случаю императорских коронаций. Триумфальные ворота, возведенные в 1742 г. в честь коронации Елизаветы Петровны, стали называть «Красными воротами». Деревянные «Красные ворота» сгорели в 1753 г. и были восстановлены в камне в 1753–1757 гг. по проекту архитектора Д.В. Ухтомского (уничтожены в 1927 г.).

В честь победы в Отечественной войне 1812 г. в Москве и в честь «священной памяти императора Александра I, восстановившего Москву из пепла и развалин» в Москве было решено возвести Триумфальные ворота. Каменная однопролетная Триумфальная арка строилась в 1827–1834 гг. на площади у Тверских ворот на месте деревянной, сооруженной в 1814 г. для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Заграничных походов после победы над Наполеоном. Автором проекта стал архитектор О.И. Бове, скульпторы - И.П. Витали и И.Т. Тимофеев. Возведенная в стиле ампир, Триумфальная арка была украшена многочисленными отлитыми из чугуна деталями, шестью парами двенадцатиметровых колонн, а также скульптурами и горельефами. Над карнизом - аллегорическая фигура Победы и венчавшая арку колесница Славы.

В 1936 г. арка была снесена и воссоздана в 1966–1968 гг. на новом месте - у Поклонной горы (ныне - площадь Победы). При восстановлении беломраморная облицовка была заменена гранитной, все недостающие скульптурные детали, а также колонны были вновь отлиты из чугуна.

Первым скульптурным памятником в Москве стал памятник К.М. Минину и Д.М. Пожарскому, скульптора И.П. Мартоса, установленный в 1818 году на Красной площади. Над проектом памятника И.П. Мартос начал работать в 1804 г. Он создал выдержанную в духе гражданского пафоса скульптуру, образным решением которой стала двухфигурная скульптурная группа: сидящий князь Д.М. Пожарский, опирающийся левой рукой на щит и стоящий рядом с ним К.М. Минин. Оба легендарных героя, одетых в античные одежды, держат один меч в ножнах, как символ освобождения российской столицы. На постаменте памятника сделаны надписи: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия. Лета 1818». В бронзовых горельефах, укрепленных на постаменте, отражены деяния великих россиян: «Сбор пожертвований К. Мининым» и «Изгнание Д. Пожарским поляков из Москвы». Скульптуру привезли в Москву из Петербурга водным путем и установили в центре Красной площади лицом к Кремлевской стене, но ближе к зданию Торговых рядов. За создание этого памятника И.П. Мартос получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию. Позднее, уже в XX в. памятник переместили к Покровскому собору, где он и находится по сей день.

А первый московский памятник, сооруженный не в честь царя, легендарного героя или полководца, но в честь писателя - это знаменитый памятник А.С. Пушкину, работы скульптора А.М. Опекушина, открытый в 1880 г. на Тверском бульваре. В связи с этим событием в Москве состоялся Пушкинский праздник, организованный Обществом любителей русской словесности, Московским университетом и Московской городской думой. 5 июня 1880 г. праздник открылся Пушкинской выставкой в Благородном собрании. 6 июня после торжественного открытия памятника, в Московском университете состоялся Торжественный акт, на котором с докладами выступили ректор Н.С. Тихонравов, историк В.О. Ключевский и филолог Н.С. Стороженко. Самым ярким событием праздника стали заседания Общества любителей русской словесности 7 и 8 июня. На первом с речью выступил И.С. Тургенев, а на втором - Ф.М. Достоевский. Слово, сказанное Ф.М. Достоевским с тех пор считается классическим литературно-философским произведением, в котором писатель выразил важнейшие черты характера русского народа.

В XIX–XX веках Москва украсилась многими замечательными памятниками, выполненных лучшими скульпторами. Среди них памятники выдающимся отечественным писателям и поэтам - М.А. Лермонтову, Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому, А.П. Чехову, В.В. Маяковскому, С.Е. Есенину. В Москве есть два памятника Н.В. Гоголю. В 1909 г. по народной подписке был установлен памятник на Арбатской площади, исполненный скульптором Н.А. Андреевым. Гоголь был изображен в плаще, сидящем в задумчивом и грустном молчании. На постаменте памятника сделаны горельефы с изображением известных героев гоголевских произведений - Городничего, Чичикова, Тараса Бульбы и других. В 1952 г. этот памятник заменили другим, который изготовил скульптор Н.В. Томский. Андреевский памятник перенесли на Никитский бульвар во двор дома №7, в котором Гоголь провел последние дни своей жизни.

Н.А. Андреев стал автором памятника еще одному классику русской литературы - драматургу А.Н. Островскому. Этот памятник установили в 1929 г. на Театральной площади возле здания Малого театра, на сцене которого до сих пор, вот уже почти сто пятьдесят лет идут пьесы Островского. Интересен и памятник баснописцу И.А. Крылову, поставленный в 1976 г. в сквере у Патриарших прудов. Скульпторы А.А. Древин, Д.Ю. Митлянский и архитектор А.Г. Чалтыкьян создали целую скульптурную группу - фигуру сидящего в кресле Крылова окружают небольшие скульптуры героев его басен.

Постоянное внимание привлекает памятник П.Я. Чайковскому, украшенный оригинальной «нотной» решеткой. Памятники военачальникам А.В. Суворову, М.И. Кутузову, П.И. Багратиону, Г.К. Жукову напоминают о великих подвигах русского воинства. Конный монумент основателю Москвы князю Юрию Долгорукому стоит в центре столицы, напротив здания Московской Мэрии.

Насыпной холм на развилке Кутузовского проспекта и Дорогомиловской улицы украшает величественная стелла «Москва - город-герой», а недалеко от ВВЦ в небеса рвется космический корабль, завершающий стеллу «Покорителям космоса».

В последние годы в столице сооружен ряд интересных памятников - Святым Кириллу и Мефодию, святому князю Даниилу Московскому, императору Петру I, А.А. Блоку, А.Ф. Кони, С.В. Рахманинову, В.С. Высоцкому, Ю.В. Никулину, Б.Ш. Окуджаве и другим.

Огромная Россия славится не только своими завидными габаритами и красивой природой, но и большим количеством исторических памятников, знаменующих все страницы истории государства.

Памятники России привлекают туристов в Москву и Санкт-Петербург, заставляют прохожих запрокидывать голову и любоваться могучими постаментами и великолепными дворцами. Для того чтобы посмотреть все монументы, придется потратить приличное количество времени на тур по всей стране, потому как значимые культурные памятники установлены не только в крупных городах, но и в крошечных «домашних» городишках. Самые знаменитые постаменты, конечно, расположены в культурных центрах России, Москве и Петербурге, поэтому туристы чаще всего направляют свои стопы именно туда. В этой статье будут перечислены самые знаменитые памятники России, так что желающие смогут выбрать самые интересные и составить свой туристический маршрут в соответствии с их расположением.

Великий Кремль: Царь-колокол

Здесь туристы могут найти целых два значительных памятника: Царь-колокол и Царь-пушку.

Эти памятники поражают не только своими габаритами, но и занимательной историей создания. Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в Царь-колокол императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера памятника иностранные мастера всерьез подумали, что императрица изволила пошутить. Желание императрицы восприняла всерьез только семья Моториных. Они натерпелись неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь Царь-колокол гордо возвышается над брусчаткой Однако, несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса так никогда и не услышала.

Великий Кремль: Царь-пушка

Такие памятники России, как Царь-пушка, расположенная на Ивановской площади, привлекают туристов в район Кремля в любой сезон года.

Царь-пушка была установлена в честь русской артиллерии. Ее масса очень внушительна - почти 40 тонн. Изначально она была создана для охраны Кремля, но затем было решено, что ее военная мощь позволяет ей свирепо разрушать стены, а не храбро защищать их от врага. Как и многие военные памятники культуры России, могучая Царь-пушка так и не приняла участия в военных действиях, но все равно вызывает у туристов и местных жителей благоговейный трепет. По этому поводу придумали красивую легенду, в которой рассказывалось, что один выстрел Царь-пушка все-таки сделала, однако не при боевых действиях. Говорят, что Царь-пушка стреляла прахом Лжедмитрия, но задекларированных доказательств этому предположению нет. В каком-то смысле этот памятник превратился даже в имя нарицательное, так как о нем слышали даже жители самой отдаленной глубинки.

Храм Покрова Божией Матери

Некоторые памятники культуры России могут похвастаться целыми сборниками легенд, сочиненных в их честь. К примеру, множество историй люди сочинили о Храме Покрова Божией Матери.

Все эти легенды передавались из уст в уста, поэтому постоянно приукрашивались, и сейчас уже невозможно понять, что из этого правда, а что - приукрашенная выдумка. Раньше на месте Храма возвышалась церковь Троицы Живоначальной. Со временем вокруг нее выстраивались другие небольшие храмы в честь побед русского народа. В итоге, когда маленьких храмов накопилось около десяти, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному возвести на их месте один большой храм. Святилище несколько раз подвергалось зверским попыткам уничтожения, но все они оказались тщетными. Там запрещали службы, чтобы через какое-то время снова их разрешить. Храм Покрова Божией Матери расположен в Москве и обязателен к посещению тем, кто хочет узнать, какие есть памятники в России и на что действительно стоило бы взглянуть.

Петропавловская крепость и страницы истории Питера

Санкт-Петербург славится своей культурностью, о ней в сети даже ходят многочисленные анекдоты.

Приезжие ожидают от питерцев изысканности, вежливости и крайней дружелюбности и очень возмущаются, когда их ожидания не оправдываются. В Питере есть много красивых памятников русской культуры. Одним из самых ярких является Петропавловская крепость. Туристам, мечтающим увидеть лучшие памятники архитектуры России, следует обязательно посетить ее. Она расположена в самом центре города и является одним из основных символов истории русской земли. С Петропавловской крепости началось построение города в 1703 году, поэтому стены ее были свидетелями всех исторических событий, произошедших на территории града Петра. В центре крепости можно увидеть прекрасный Петропавловский собор, который укрывает тайны истории Дома Романовых. Возле собора расположено Комендантское кладбище, где захоронены многие коменданты Петропавловской крепости.

«Тысячелетие России»

Памятники и скульптуры России поражают не только своим разнообразием и исторической подоплекой, но и исключительной красотой исполнения.

Монумент «Тысячелетие России», расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь исполнения тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Памятник был воздвигнут в 1862 году, ориентировочно в сентябре. Не грех сказать, что этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что памятник «Тысячелетие России» отражает в себе дух их великой страны. Сам монумент выполнен в виде шара-державы, который установлен на особом постаменте в виде благовеста или колокола. Каждая часть этого тематического памятника символизирует отдельные периоды истории России, а весь монумент излучает гордость за страну и символизирует ее величие.

Усадьба Поливаново: имение знаменитых родов

По-настоящему великие памятники России уже очень давно появились на территории этого государства.

Например, усадьба Поливаново стоит на русской земле еще с 1779 года. По соседству с имением расположена Церковь Благовещенья, которая и была свидетелем всего процесса построения усадьбы. Церковь была построена за два года, а усадьбу начали возводить уже после завершения ее постройки. Имение находится в одноименном селе, которое получило свое название благодаря славному дворянскому роду Поливановых. За все время своего существования усадьба много раз меняла хозяев. В ее стенах жили Дохтуровы, Салтыковы, Апраксины, Разумовские, Давыдовы и Гудовичи. Благодаря тому, что такие знаменитые семьи проживали в стенах имения, поток туристов здесь не иссякает, набирая особенную интенсивность в теплое время года. Имение Поливаново не только само по себе красиво, но еще и расположено в крайне живописной местности на берегу Пахры.

Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону в Москве

Помимо памятников, прославляющих великую мощь России, здесь есть и множество культурных монументов, чествующих шедевры мирового культурного наследия. Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону появился в столице России совсем недавно, в 2007 году.

Так получилось, что он был установлен как раз тогда, когда первая книга Артура Конан Дойля о приключениях знаменитого сыщика праздновала свой 120-летний юбилей. Недалеко от памятника расположено здание посольства Великобритании, так что туристы могут при желании ощутить культурную аутентичность монумента. Несмотря на это, от внимательного взгляда туриста не ускользнет то, что в чертах лиц изображенных на монументе персонажей угадываются и Виталий Соломин. Говорят, что все проблемы в одночасье исчезнут, если сесть между двумя персонажами и положить руку на записную книжку доктора Ватсона. Даже несмотря на то, что это поверье не оправдалось, попробовать так просто решить свои проблемы все-таки стоит.

Великие памятники великого правителя

В честь российского правителя были возведены монументы не только в России, но и во многих городах Европы.

Самые известные в России расположены в Петербурге. Чаще всего туристы посещают монумент с ярким названием "Медный всадник", который знаком даже тем, кто никогда не был в городе на Неве. Он возвышается над Сенатской площадью с 1782 года. Конечно же, с "Медным Всадником" связано множество легенд, в частности, о петербургском "мистическом тексте". Из-за его двойственности и кажущегося сюрреализма воображение русского народа создало самые невероятные истории. Свое название памятник получил благодаря великому писателю Александру Сергеевичу Пушкину в соответствии с его одноименным произведением. Можно много и долго читать о памятниках России, но лучше всего посмотреть на них собственными глазами. Слова на бумаге не смогут передать всю мощь и величие, которые они излучают.