Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Либеральные реформы александра 3 кратко таблица. Контрреформы в сфере народного просвещения

Либеральные реформы александра 3 кратко таблица. Контрреформы в сфере народного просвещения

Контрреформы Александра III (кратко)

Контрреформы Александра III (кратко)

После убийства императора Александра Второго власть переходит к его сыну Александру Третьему. Период его правления историки называют «контрреформами». Это связано с тем, что в это время многие преобразования былых правителей были пересмотрены. Сами контрреформы являлись ответом на антиправительственную деятельность интеллигенции. В ближайший круг царя входили такие реакционеры как: публицист М.К. Катков, Д. А. Толстой (министр внутренних дел), а также не безызвестный К.П. Победоносцев - обер-прокурор Синода. Наряду с этим, Александру Третьему удавалось вести довольно осторожную внешнюю политику. Во время его правления государство не вступало в крупные военные конфликты. За это в народе императора прозвали «Миротворцем». Вот главные мероприятия реакционного направления:

· Земская контрреформа. С 1889 года в России вводятся так называемые земские начальники, назначаемые министром внутренних дел из дворянских кандидатур, которые осуществляли полицейский и административный контроль над крестьянами. Такая власть практически вернула права помещиков, утраченные ими из-за реформы 1861 года.

· Городская контрреформа. С 1892 года число избирателей из-за увеличения имущественного ценза сокращается, а все постановления думы одобрялись губернским начальством. Также было ограничено количество заседаний думы. Городское управление, таким образом, осуществлялось правительством.

· Судебная контрреформа. С 1887 года повысился образовательный и имущественный ценз для присяжных заседателей. Это смогло увеличить количество дворян в суде. Были ограничены гласность и публичность, а из судебного ведения были изъяты политические дела.

· Контрреформы печати и образования. Был существенно ужесточён контроль над учебными заведениями. Университетским уставом от 1884 года упразднялась вся автономия университетов. Профессора и сам ректор назначались правительством, а плата за обучение была поднята в два раза. Кроме того, была сформирована специальная инспекция, которая осуществляла надзор за учащимися.

В 1887 году принимается «циркуляр о кухаркиных детях», запрещающий принимать в детей, которые не относятся к дворянскому сословию. При этом, открыто было заявлено, что запрещается принимать в гимназии детей лавочников, прачек, лакеев, кучеров и пр.

Ужесточается цензура. Ряд либеральных и все радикальные издания закрываются.

  1. Закон о земских начальниках
  2. Судебные преобразования
  3. Реформа образования
  4. Цензурные реформы
  5. Аграрный вопрос
  6. Рабочее законодательство
  7. Итоги контрреформ

Статья кратко излагает политику реформ Александра III, являвшихся по сути контрреформами, направленными на уничтожение преобразований, осуществленных Александром II. Такая политика в значительной степени была вызвана активизацией различных революционных общественно-политических движений и убийством Александра II.

Первые шаги Александра III на пути контрреформ
Большая часть министров была настроена на продолжение преобразований, начатых Александром II. Главным их противником выступал Победоносцев, сумевший убедить нового императора, что реформы его отца принесли России только зло; необходимо медленное, но верное движение в сторону искоренения последствий нововведений. Император послушался советов Победоносцева. Результатом стал царский манифест, опубликованный в конце апреля 1881 г. Из него становилось ясно, что Россия пойдет по пути контрреформ. Министры - сторонники реформ подали в отставку.
С сентября 1881 г. в любое время могло быть объявлено о введении чрезвычайных мер с предоставлением местным властям особых полномочий, что фактически означало возможность объявления военного положения на любой территории Российской империи.

Закон о земских начальниках
Закон о земских начальниках (12 июля 1889 г.) упразднял основные положения Судебного устава 1864 г. Во всех уездах Российской империи вводилась новая должность земских начальников, соединяющих в своих руках административную и судебную власть и подчиняющихся только губернатору и председателю уездного собрания дворянства. Назначались они непосредственно министром внутренних дел. Земские начальники должны были назначаться из дворян, для которых к тому же существовал ценз (высшее образование, длительное проживание на территории земельных владений). По сути, земские начальники осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами, следили за сбором податей, применяли телесные наказания. По задумке автора проекта, графа Толстого, должна была создаться идиллическая патриархальная система с начальником - покровителем своих крестьян. Даже сторонники такого мнения утверждали, что успех реформы целиком будет зависеть от личных качеств земских начальников, от их действительной заботы о нуждах подвластного крестьянского населения. На практике получилось все иначе. Фактически реформа означала возвращение подчинения крестьян помещикам.

Земская и городская контрреформы (1890-1892)
Земская реформа была направлена на встраивание земств в централизованную систему государственной власти. Она должна была провести резкую черту между сословиями и увеличить влияние дворян в земствах. По ней число гласных из помещиков увеличивалось вдвое благодаря снижению имущественного ценза. Для жителей городов возрастал имущественный ценз. Крестьяне не могли непосредственно выбирать гласных, а должны были сперва предоставить список кандидатов в гласные для рассмотрения губернатора. При этом крестьяне могли предлагать кандидатов только из своего сословия.
Согласно Городовому положению устанавливался новый порядок выборов в городские Думы. Владельцы крупной недвижимости получали значительное преимущество. Все решения Думы должны были утверждаться губернатором. Соответственно городское управление также вновь попадало под полный контроль правительства.

Судебные преобразования
Главной реформой в судопроизводстве являлась уже упомянутое объединение административной и судебной власти в лице земских начальников. Увеличивался имущественный и образовательный ценз для присяжный заседателей. Из их ведения изымались дела о "сопротивлении властям". В целом суды подпадали под государственный и дворянский контроль.

Реформа образования
Одной из мер по реформирования образования стало открытие церковно-приходских школ, что должно было усилить нравственное состояние общества. Самая низшая ступень образования - т. н. школы грамоты, от учителей в которых даже не требовалось специального образования, передавались в ведение Священного Синода.
Реформа высшего образования выразилась в Университетском уставе 1884 г., который фактически упразднял существующие свободы и привилегии университетов. Программы университетов, главным образом, для юридического и филологического факультетов, составлялись реакционным министерством просвещения. Правительство само назначало ректоров и профессоров, повышалась плата за обучение, студенты находились под особым наблюдением.
Были приняты меры по ограничению получения образования выходцам из недворянских сословий. Правительство Александра III полагало, что чем темнее и невежественнее будет народ, тем легче будет им управлять.

Цензурные реформы
В 1882 г. были введены новые правила для печати, по которым усиливалась цензура, а ряд изданий был закрыт. Периодические издания, которым было вынесено три предостережения, могли быть выпущены только в том случае, если предоставляли материалы для выпуска на рассмотрение цензуры не позднее 11 часов вечера перед днем выхода в свет. Естественно, что для ежедневных газет это было практически невыполнимое условие. Совет из четыре министров обладал правом на полное лишение прав на издательскую деятельность.



Аграрный вопрос
К чести Александра III следует сказать, что им принимались некоторые меры для попытки улучшения крестьянского положения. При передаче казенных земель в аренду преимущество отдавалось безземельным крестьянам (до этого большая часть этих земель отдавалась в аренду предпринимателям и зажиточным крестьянам, не использовавшим земли напрямую, а лишь получающим с них доход). Срок аренды составлял 12 лет. Были снижены выкупные платежи, а сам выкуп стал обязательным. Отменялось крестьянское временнообязанное положение, которое держало их по-прежнему в зависимости. Был учрежден Крестьянский банк, призванный помочь малоимущим крестьянам в покупке земли. Однако, деятельность банка не принесла значительных результатов. За 10 лет существования банка крестьянское землевладение увеличилось при его содействии на 1%. Подушная подать с крестьян была сначала снижена, а потом и совсем отменена.

Безземельные крестьяне на всем протяжении XIX в. совершали самовольные переселения за Урал. Правительство не могло с этим бороться и только предпринимало слабые попытки узаконить данный процесс. Однако связанная с этим юридическая волокита отталкивала крестьянство и процесс самовольного переселения продолжался, составляя к концу века около 40 тыс. чел. в год. Наконец в июле 1889 г. был опубликован закон о переселениях. По нему для переселения было необходимо разрешение министра внутренних дел (до этого еще и министра государственных имуществ). Для облегчения обустройства на новом месте переселенцы первые три года полностью освобождались от податей, еще три года могли платить их на 50%. В незначительной степени выдавалась денежная и натуральная помощь.

Рабочее законодательство
В правление Александра III делаются первые попытки по улучшению положения рабочих, снижения чрезмерной эксплуатации труда. Был запрещен труд детей до 12 лет. Максимальная длительность рабочего для была ограничена 11 с половиной часами. Были определены положения заключения и расторжения трудовых договоров рабочих с предпринимателями. Наконец, запрещался ночной труд женщин и несовершеннолетних.

Итоги контрреформ
Убийство отца сильно повлияло на Александра III. Он был против проводимых реформ, считая их неприемлемыми для российского самодержавия. Трагедия только укрепила его в своих мыслях. Начавшаяся в годы его правления реакция была направлена на возвращение могущества центральной власти с опорой на дворянство. Посеянные Александром II ростки свободы затаптывались, принимались меры к консервации существующего строя. Это, конечно, значительно тормозило развитие Российской империи. Наиболее реакционными были меры в отношении судопроизводства, образования и усиления цензуры.

Положительными можно признать только меры, направленные на улучшение положения рабочих и крестьян. Эти меры не принесли значительных результатов, но сам факт признания их необходимости позволяет с большей симпатией относиться к реакционному правительству Александра III.

Александр III. После убийства императора Александра II Освободителя террористами-народовольцами 1 марта 1881 г. на трон воссел император Александр III (1881–1894 гг.). Александр Александрович вначале готовился к военной карьере, а не к управлению страной, так как был вторым сыном Александра II. Однако после смерти наследника (Николая) его стали привлекать к государственным делам. Он стал участвовать в заседаниях Госсовета и Кабинета министров, так сказать, проходить стажировку и одновременно осваивать курс наук, необходимых для монарха. На мировоззрение Александра III огромное влияние оказал профессор права К.П. Победоносцев, который был среди учителей будущего императора.

После цареубийства Александр III проявил некоторую растерянность и даже назначил регента на случай собственной насильственной смерти – своего брата Владимира. Неудивительно, что с первых шагов государственной деятельности нового монарха началась политика контрреформ, ставшая одной из главных причин первой буржуазно-демократической революции в России.

Новый император Александр III долго колебался, прежде чем рассматривать проект М.Т. Лорис-Меликова, фактически одобренный его предшественником. Наконец 8 марта 1881 г. проект был вынесен на обсуждение Совета министров. На заседании с участием императора девять министров высказались в поддержку идей проекта, а пять министров и К.П. Победоносцев высказались против проведения конституционной реформы.

Александра III, выслушав министров, отверг «конституцию Лорис-Меликова» . Император назвал преступными конституционные идеи, призвал подданных служить ему верой и правдой, охранять самодержавную власть. В знак протеста подали в отставку : автор проекта М.Т. Лорис-Меликов, военный министр Д.А. Милютин, министр финансов А.А. Абаза и некоторые другие либерально настроенные чиновники. Один из них, обращаясь к императору, писал: «История нас рассудит». По тем временам это была неслыханная дерзость.

Новое правительство Александра III взяло курс на укрепление самодержавия, усиление роли дворянства и усиление репрессивного аппарата. Именно с этой целью Александром III были приняты правовые акты, похоронившие всякую надежду либеральных умов на прогрессивные изменения в государственной власти и управлении, на создании в России конституционной монархии.

Уже в апреле 1881 г. появился царский манифест «О незыблемости самодержавия», спешно подготовленный К.П. Победоносцевым. Манифест хоронил надежды либералов на конституционные изменения государственного строя. Этот правовой акт стал поворотным пунктом в политике царизма, началом контрреформ.

Основные направления контрреформ. Контрреформы проводились почти одновременно по несколькимнаправлениям. Были осуществлены судебная, земская, городская контрреформы, проводились другие мероприятия по ужесточению режима: усиливалась цензура, вводились ограничения в области народного образования, ограничивались права национальных меньшинств.



Основными направлениями деятельности нового правительства стали искоренение вольнодумства и крамолы, охрана существующего режима, свертывание реформ либерального толка.

К.П. Победоносцев, назначенный на пост обер-прокурора Синода, предложил «подморозить Россию» : прикрыть «говорильни», земства, демократические и либеральные издания. По его инициативе и с одобрения монарха в августе 1881 г. было принято специальное «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Согласно Положению власть могла:

– без суда и следствия выслать нежелательных лиц;

– без суда закрыть учебные заведения из-за волнений студентов;

– объявить любую губернию, уезд на положении «усиленной и чрезвычайной охраны»;

– вводить охранные отделения для борьбы с революционной крамолой и т.д.

В 1882 г. ввели цензурный устав, ограничивший свободу печати. Новый университетский устав, опубликованный в 1884 г., ликвидировал автономию высших учебных заведений, отменял выборность ректора, декана и профессоров. Университетских профессоров стали назначать приказом министра народного просвещения. За студенчеством устанавливался неусыпный надзор. Была повышена плата за обучение в вузах.

Новый циркуляр министра народного просвещения И.Д. Делянова, изданный в 1887 г., фактически закрывал доступ в гимназии детям малообеспеченных родителей. В нем содержались указания о том, что «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей… не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». Поэтому циркуляр 1887 г. получил в народе название «о кухаркиных детях» . Были усилены дисциплинарные взыскания в школах. Школьные учителя ощутили еще больший контроль со стороны священников и местного начальства.

Судебная контрреформа началась с изменения существовавшего порядка проведения дознания и предварительного следствия. Были расширены права жандармерии в этих институтах, что, несомненно, привело к сокращению полномочий штатных судебных следователей.

В 1878 г. после убийства народниками-террористами генерала Мезенцева, возглавлявшего жандармское управление, был принят закон, изменивший подсудность дел о государственных преступлениях. Они передавались под юрисдикцию военных судов . Дела о вооруженном сопротивлении властям, нападении на полицейских чинов и других должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей передавались в военно-окружные суды.

Императорским указом от 20 мая 1885 г. вводилось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, которое получило право смещать или перемещать судей на нижестоящую должность. Предложения о подобных мерах воздействия на судей готовило Министерство юстиции.

В феврале 1887 г. появился указ, который позволял любое дело по усмотрению начальства объявлять секретным, и судебное заседание должно было проходить в закрытом режиме.

В 1889 г. были ограничены правомочия присяжных заседателей, а в 1891 г. – открытость гражданского суда.

Серьезный удар был нанесен по институту мировых судей. В 1889 г. было опубликовано «Положение о земских участковых начальниках», согласно которому выборность мировых судей отменялась , уездные присутствия по крестьянским делам упразднялись. В уездах вместо мировых судей вводились должности земских участковых начальников. Земские участковые начальники назначались губернатором из местных дворян по согласованию с предводителем дворянства. Их кандидатуры утверждались министром внутренних дел. Они должны были иметь дворянское звание, трехлетний стаж работы в судебных учреждениях и достаточное образование. На земских участковых начальников возлагались полицейско-судебные функции. Они были правомочны рассматривать земельные споры, осуществлять надзор за общинным крестьянским самоуправлением, волостными крестьянскими судами. В их ведение переходили уголовные и гражданские дела, которые ранее по подсудности относились к мировым судам.

Смешение административных, надзорных, судебных, полицейских полномочий, безусловно, противоречило важнейшему принципу правовой реформы 1864 г. – разделению функций администрации, полиции и суда. Справедливости ради следует заметить, что в Москве, Петербурге и Одессе институт мировых судей был сохранен.

В 1892 г. в связи с ростом революционного, в том числе рабочего, движения был издан закон «О военном положении» , позволявший вводить особый режим в местностях, «опасных в революционном отношении». Закон наделял министра внутренних дел, генерал-губернаторов чрезвычайными полномочиями. За сопротивление властям по законам военного положения вводилась смертная казнь через повешение.

Контрреформа земского самоуправления (1890 г.) отвечала интересам дворянства. В связи с введением новых земских начальников царским правительством было пересмотрено положение о земских и городских органах местного самоуправления. По новому Положению о земствах вместо цензового принципа образования местных органов управления был установлен сословный принцип комплектования. В правила избрания представителей были внесены изменения, приведшие к тому, что в органах местного самоуправления подавляющее большинство теперь состояло из личных и потомственных дворян.

Новый порядок формирования органов местного самоуправления привел к тому, что количество депутатов в земское собрание от крестьян уменьшилось, а от дворян, наоборот, увеличилось. Теперь губернатор сам мог назначить в земства представителей из числа крестьян-выборщиков. Одновременно был усилен контроль правительственных органов за деятельностью земств и городских управ. Административные функции и судебная власть передавалась в руки земских помещиков, которым стали подчиняться сельские и волостные сходы.

Городская контрреформа значительно повысила имущественный ценз, что обеспечило сокращение представителей бедных слоев в городской думе и увеличило число богатых в думах примерно в три раза. Новое Городовое положение (1892 г.) существенно поднимало планку имущественного ценза для городских избирателей. Тем самым от выборов в городские органы местного самоуправления были отстранены не только представители малого бизнеса, но и часть средней буржуазии.

И земская, и городская контрреформы проводились с целью ограничить полномочия либеральных органов местного самоуправления, усилить в них влияние консервативного дворянства, ужесточить контроль со стороны губернских и правительственных чиновников.

Как видно из приведенных выше фактов, контрреформы усиливались год от года и затрагивали многие области российского государства и права. Они были направлены на укрепление самодержавия, но, в конечном счете, послужили предпосылками народного гнева, вылившегося в первую русскую революцию 1905–1907 гг.

Следует иметь в виду, что меры реакционного характера являлись в какой-то степени ответом на революционные, антиправительственные выступления и были вызваны прежде всего убийством Александра II. Было бы неправильным утверждать, что в период правления Александра III в России проводилисьтолько контрреформы и ничего положительного не было сделано. Экономическая политикаАлександра III способствовала более быстрому развитию капитализма в нашей стране.

После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию - не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.



В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

Тема «Контрреформы Александра 3» является ключевой для понимания того, почему в России произошли три последующие революции, произошло убийство царской семьи и многое другое в первой четверти 20 века. И хотя Александр Третий предпоследний правитель династии Романовых (если не считать Михаила Романова), но акценты, сделанные в его царствование, были продолжены его сыном Николаем Вторым.

Причины контрреформ

Причины такой политики следует искать, на мой взгляд, в Манифесте «О незыблемости самодержавия» от 29 апреля 1881 года. В самом начале находим такие вот строки: «Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления» .

Таким образом мы видим, что первая, и думается, основная причина политики контрреформ коренилась в авторе Манифеста: он искренне верил, что Бог на то и покарал его отца, Александра Второго, за его реформы и вот поставил на престол его сына, возложив на него «священных долг». Напомню, что в это время консервативная идеология в России была представлена Теорией официальной народности, и слова документа напрямую к ней апеллируют.

Вторая причина контрреформ вытекает из первой: правящие круги в России были против быстрого развития, быстрых изменений. А они уже начались: расслоение крестьянства, вызванное , усиление в деревне имущественного неравенства, рост пролетариата — рабочего класса. За всем этим старая власть не могла уследить, ведь она мыслила старыми архетипам: как общество можно охранить от его развития?

Характеристика контрреформ

Печать и образование

  • 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…)
  • 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления.
  • 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий).

Данные действия были предприняты против , одна из которых вновь даровала стране университетское самоуправление.

Местное самоуправление

  • Вводился институт земских начальников (из дворян) для усиления контроля за земствами
  • Ограничены права и полномочия земств.
  • В земствах увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий

Эти действия были реализованы с целью преуменьшить роль местного самоуправления, превратить земства в сугубо исполнительный и административный орган управления государства. Последнее не доверяло своему народу. Как это он будет сам собой управлять?

Судебная контрреформа

  • Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881). В соответствии с ним при возникновении революционных волнений, губернаторы получили право вводить в губерниях чрезвычайное положение, что развязывало им руки в отношении революционеров, или их пособников.
  • Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887).
  • Ликвидированы мировые суды (1889), которые могли разбирать мелкие судебные дела.

Данные действия были направлены на ограничение возможностей судов. Многие знают, что суд стал более объективным, был введен суд присяжных, которые могли далеко пойти за стороной защиты. Недаром вторая половина 19 века — время расцвета адвокатуры, что, например, показало .

Крестьянский вопрос

Хотя Александр Третий и не мог повернуть крестьянскую реформу вспять, вопреки нашим ожиданиям кое-что полезное для крестьян было сделано. Так в 1881 году было прекращено упразднено временнообязанное положение крестьянства. Теперь все крестьянские общины переводились на выкуп земли у помещика, попросту — на выкуп. В этом же году выкупные платежи уменьшались на один рубль.

В 1882 году был создан Крестьянский банк для расчетов по крестьянскому вопросу и выкупным платежам. А впериод с 1882 года по 1887 год была отменена подушная подать.

Но не все так было радужно. Так в 1893 году государство ограничило выход крестьян из общины. Александр Третий видел в крестьянской общине залог сохранения и самодержавия и стабильности в России. К тому же, сделав так, государство уменьшило поток крестьян в город и пополнение ими нищего пролетариата.

Последствия контрреформ

Политика контрреформ не способствовала развитию тех направлений, которые были заложены в предшествующее царствование. Быт крестьян как был убогим, так и оставался им. Для характеристики быта можно привести следующий пример.

Как-то Л.Н. Толстой, путешествуя по России, увидел крестьянина, который вез воз картофельной ботвы. «Куда везешь?» — спросил Великий русский писатель крестьянина."Да, вот — от барина". «За что?» — спросил Толстой. «Мы за эту ботву, которую сейчас съедим, должны будем в следующем году поле барину засеять, взрастить и пожать» — отвечал бедолага (Рассказано по книге С.Г. Кара-Мурза «Гражданская война в России»).

Тем ужаснее остается смысл от слов Николая Второго, что все настроения на изменения — беспочвенны. Тем определеннее становится понимание причин трех революций в России в первой четверти 20 века.

Post Scriptum: разумеется, мы не смогли в этой короткой статье осветить многие важные аспекты темы. Получить целостное представление об истории России и Всемирной истории, а также понять, как решать тесты ЕГЭ по истории Вы сможете изучив , а также на наших курсах подготовки к ЕГЭ .

С уважением, Андрей Пучков