Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Аркадий Александрович Пластов: биография. Описание картины А

Аркадий Александрович Пластов: биография. Описание картины А

Художник Аркадий Пластов – Народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии и Государственной премии имени И.Е. Репина, автор тематических и исторических картин, иллюстратор, портретист и пейзажист. Его называют одним из самых ярких и самобытных мастеров.

Аркадий Александрович Пластов родился в селе Прислониха Симбирской губернии 31 января 1893 года, в семье сельского потомственного иконописца Александра Григорьевича Пластова. Аркадий был шестым ребёнком в семье.

Автопортрет

Надо , чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, — на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись…

Аркадий Пластов.

Родители будущего художника мечтали, что их сын станет священником и после того, как Аркадий окончил третий класс сельской школы, его отдали в Симбирское духовное училище. А ещё через пять лет, в 1908 году, Пластов поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Случилось так, что весной 1908 года Аркадий познакомился с работниками артели иконописцев, которые приехали подновить церковь в Прислонихе. Руководил работой артели отец художника. А кроме того, Александр Григорьевич Пластов был церковным старостой и псаломщиком. Архитектором, который построил церковь в Прислонихе, был дед будущего великого художника Григорий Гаврилович Пластов.

Когда начали ставить леса, – пишет художник в своей автобиографии, – тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев.


Зимний праздник (Никола)

Отец научил Аркадия растирать краски, начал обучать основам живописи. Впоследствии художник вспоминал:

…саженные пророки и архангелы с крыльями обступили меня кругом. Как зачарованный я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант, крылатый, в хламиде цвета огня. Быть только живописцем и никем более!» — шептал я тогда пересохшим от волнения губами.

Осенью 1908 года внезапно умирает отец будущего художника. Аркадий поражён этой смертью и его горю просто нет предела. Он возвращается в семинарию, но учится без всякой охоты.

Тяжело вспоминать», но обучение у духовном училище, длилось долгих пять лет. В семинарии «царил суровый, скучный режим, изоляция от внешнего мира» и «молитва по команде раз двадцать на день, разнузданная жестокость старших по отношению к младшим.

Чтобы скрасить пребывание в семинарии Аркадий много читает и рисует портреты своих однокурсников. Случилось так, что эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи. От Вишнякова Аркадий узнал о существовании различных направлений в живописи, о архитектуре и архитектурных стилях и был поражён великолепной архитектурой Парижа и Рима, которую увидел в книгах.

Вскоре в семинарии, как вспомогательную дисциплину, ввели урок рисунка. Уроки рисунка вёл начинающий художник Д.И. Архангельский, который вскоре стал наставником Аркадия Пластова. Картины Васнецова, Сурикова, Репина и Нестерова просто очаровали Аркадия:

Я начал малевать богатырей, домовых в конюшнях, леших, лошадей богомолок на пустых проселках, жнецов в знойных полях, стариков в чапанах, убогие деревеньки, занесенные снегом…


Счастье

И чем больше юноша узнавал о мировой живописи, знакомился с творчеством русских художников, тем сильнее было его желание стать живописцем.

Профессор семинарии Вишняков ввёл молодого художника в круги симбирской знати и достаточно скоро нашёл для Аркадия попечителя, который согласился оплачивать обучение молодого художника в Москве. Да ещё и Симбирская управа согласилась выплачивать талантливому молодому человеку стипендию в размере 25 рублей в месяц.

Впрочем, практически всю эту стипендию Аркадий отдавал матери, которая жила в Прислонихе с тремя малолетними детьми.


Теплый весенний день

Через четыре года, в 1912 году, Пластов поехал в Москву с решением стать живописцем. В последствии он так описывает свою первую встречу со старой столицей:

Сам не свой, я брожу по Москве, как во сне. Кремль, Красная площадь, соборы, потом Третьяковка. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания? Это блаженство, от которого я – крепкий, как жила, парень в 19 лет – задыхался, точно я нес на плечах дом в три этажа. Выразишь ли словами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев?


Ярая весна

Однако, не имеющего системной подготовки Пластова в МУВЖЗ не приняли и он поступил учеником в мастерскую И.И. Машкова, а затем перешёл в Строгановском училище, вольнослушателем, где его наставниками были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский.

В 1914 году молодой художник поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.

А когда случилась октябрьская революция Пластов оставил Москву и вернулся в родную Прислониху, устроился на должность секретаря сельского совета, крестьянствовал, а в свободное время рисовал.

Лишь через восемь лет, в 1925 году Аркадий Александрович вернулся в Москву, где рисует сельскохозяйственные плакаты, но малую родину не забывает и часто гостит в Прислонихе, принимает самое активное участие в организации колхоза в родном селе, два года работает рядовым колхозником, только на зиму выезжает в Москву со справкой о том, что «колхозник А.А. Пластов отпускается на зиму в отхожий промысел по своей специальности».

В 1931 году случилась трагедия – пожар уничтожил 59 дворов в Прислонихе, в том числе и дом Пластова — в огне погибли все работы художника. У художника уцелел только огород и корова.

С того момента Пластов полностью отказывается от крестьянствования и всё своё время посвящает живописи. Именно в тот период у Аркадия Александровича появляется правило: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре. Художник с великой тщательностью пишет этюды всех частей и деталей будущей картины в результате чего эскиз каждой картины «обрастает» огромным количеством рабочих набросков, этюдов, зарисовок.

Для написания картины «Купание коней» (картина писалась по заказу для выставки «ХХ лет РККА и ВМФ», художника командируют в воинскую часть, которая квартировала в районах Кавказских предгорий.


Купание коней

В автобиографии Пластов так описывает процесс работы над картиной «Купание коней»:

Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда, и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться? Самое противоположное было одинаково пленительным, и едва я приостанавливался в собирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало ныть сердце – мало, положительно мало. Да и отход этюдов был громадный. Хороший сам по себе, но будучи переведен в картину, он вдруг терял все свои положительные качества, вернее, он не выносил обтески перед тем, как ему лечь в картину, – от него оставалось слишком мало, и на одно место их надо было целый пяток, а то и больше.

В 1935 году Аркадий Александрович показывает в Москве свои картины «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». Публика принимает картины очень хорошо и Пластов становится постоянным участником всех больших художественных выставок.

А ещё через два года картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» приносит автору и успех, и всесоюзную известность.


Колхозный праздник (Праздник урожая)

Яркое, красочное полотно показывает быт советской деревни в тридцатых годах.

Вот что сам художник писал о художественном замысле этого полотна:

Шум, толчея, гам, . Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно даже при длительном рассмотрении. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует. Хотелось, чтобы зритель растерянно оглядывался – куда бы ему самому присесть и с кем чокнуться… в процессе работы пришлось сделать около двухсот этюдов.

Эта картина, «агитация за счастье» — групповой портрет русского крестьянства:

Жить стало лучше, жить стало веселее!», кумачовый транспарант, развёрнут над праздничным застольем колхозного праздника. Вверху картины, над колхозным застольем, и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. После смерти И.В. Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ). Пластов сказал: «Нет. Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда.

Пред самым началом Великой Отечественной войны Пластов пишет несколько больших композиционных акварелей, в том числе и автобиографическое полотно «Выборы комитета бедноты».


Выбор комитета бедноты

В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вернутся лишь человек 20. Все, с кого в родной деревне писал портреты художник в 30-е годы, погибнут, защищая своё Отечество. На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты погибших односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера: Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин, и другие портреты односельчан.

В военные годы художник пишет целую серию картин, которые отличаются от всех его предыдущих работ огромным драматизмом. Тут можно вспомнить «Гитлеровцы пришли», «Один против танка», «Защита родного очага».


Фашист пролетел

А полотно «Фашист пролетел» стало одним из самых трагических и сильных художественных произведений, написанных во время войны и о войне. Вот что о картине писал О. Сопоцинский:

Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне.

Полотно «Фашист пролетел» замечательно в живописном отношении. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло-рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль, чувство невозвратимой утраты.

В 1943 году майора интендантской службы Пластова командируют в очищенный от фашистов Сталинград. Художник был до глубины души поражён размером и глубиной увиденного в тех местах человеческого горя и внезапно, впервые, написал обнажённое женское тело в картинах «Трактористки» и «Суббота». Жизнь должна победить и сокрушить смерть – вот сокровенный замысел этих картин.


Трактористки

А картина «Трактористки» висела в мастерской художника до самой его смерти. Пластов называл их «Сияющими купальщицами, создающими в мастерской прямо праздник»:

Они сияют мне со стены радостью и зноем поля и чистых своих тел. Страшно даже подумать сейчас, что вот ушли бы и они от меня, а я остался бы с жалкой кучей бумажек.

А потом пришла долгожданная победа.

Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство, мы, художники, – пишет Пластов в своей автобиографии, – должны взрастить сейчас для нашего народа: мне кажется – искусство радости… Что бы это ни было – прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда; миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины – все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос»… Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь.


Сенокос

Радостная изумрудная зелень луговых трав, смеющийся солнечный день, с удовольствием и задором работающие косари, искрящиеся краски солнечных лучей и красок природы – весь мир ликует и приветствует наступивший долгожданный мир.

Художник писал:

…несказанно прекрасное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы-берёзы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов, — всего этого было в переизбытке.

Художник пишет одновременно две картины: «Сенокос» и «Жатва». Если «Сенокос» — это яркая радость, то «Жатва» рассказывает о непростой жизни в послевоенной советской деревне: нелегок труд крестьянина.


Жатва

Прогуливаясь по ржаному полю художник увидел сценку крестьянского обеда, когда сильные работают с невиданным упрямством, а старые и малые отпущены на обед:

Мотив очень соответствовал моему взгляду на некоторые вещи. Передо мною возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу.

В 1946 году Пластов пишет одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег».

Первый снег

В 1947 году – «Едут на выборы», через два года – «Колхозный ток», ещё через два года «Ужин трактористов».

Ужин трактористов

Через семь лет эту картину («Ужин трактористов») покажут на выставке в Лондоне и Президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер увидев картину скажет:

Как много дает такое искусство… Реализм… Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе.

В 1953-1954 годах Пластов пишет великолепный картины «Юность» и «Весна».


Юность

«Весна» — это, пожалуй, одна из лучших работ художника. После того, как картину выставили в Третьяковской галерее, посетители стали называть это полотно «Северной Венерой».

Весна

Вот что написала о «Весне» И. Емельянова:

Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по-черному». Неожиданно смело и вместе с тем изысканно красиво сопоставление розово-перламутровых тонов нежного обнаженного тела молодой женщины и русых рыжеватых волос с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с теплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Мастерство живописца проявляется и в передаче материальности изображенных вещей: холодной тяжелой воды в ведре, ярко начищенного медного таза и т.д.

В шестидесятых годах художник создаёт целый ряд полотен, посвященных русской женщине, счастью материнства: «Солнышко», «Из прошлого», «Мама».

Мама

Последнее полотно («Мама») наполнено какой-то особой теплотой, покоем мирного бытия. Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Как всегда, у Пластова огромное, решающее значение в создании образа, эмоционального настроя картины имеет цвет. На фоне ярких, киноварно-красных подушек особенно выделяются фигура матери в белой кофточке, нежно-розовое личико и золотистая головка подошедшей к колыбели девочки. Несмотря на подчеркнутую яркость и кажущуюся на первый взгляд пестроту, все в картине сгармонировано, все служит одной цели – созданию настроения радостной приподнятости (М. Ситина)

Художник работал до своего последнего дня.


Полдень

Зрелище, когда распахнутая лемехом земля, вдруг явит доселе скрытые перламутровые плоды, и удивительно цветные фигуры баб, собирающие их, грубыми руками в вёдра, и нежное сияние сентябрьского солнца, золотисто-коричневый бархат борозд, какая-то акварельной прозрачности зелень поникших подсолнечников по краям огорода, и многое, многое иное, всё было торжественно и красиво, как-то лучезарно свято, трогательно чуть не до слёз, и так всё значительно, так всё наполнено милой жизнью, что просто ужасно жалко, что вот всё собираешь этюды, а приступить к картине не хватает духу, — а вдруг не осилишь! Бесконечно много можно увидеть здесь [в родной Прислонихе], и невольно вздрогнет сердце, а вдруг не осилишь, и невольно подтвердишь себе, в который уже раз, что нет ничего лучше, чем быть живописцем.

Умер Аркадий Александрович Пластов 12 мая 1972 года в своей родной деревне Прислониха.

Картины художника Аркадия Александровича Пластова


Название неизвестно
Из прошлого Дубы Смерть дерева
Арка Тита Лето У речки
У речки
Когда на земле мир
Сбор картофеля Облачные тени Горожанка
Весна на Мирской горе
Базар
Внук рисует
Колхозный ток
Немцы идут (Подсолнухи) Едут на выборы Молодые
Август колхозника
Апрель
Полдень
Пастух Виталий
Солнышко
Тройка Родник

Аркадию Пластову было двадцать четыре года, когда в стране случилась Октябрьская революция. Творчество художника формировалось и развивалось уже при советском строе. После окончания училища он вернулся в родную деревню, много рисовал с […]

Сын и внук иконописцев, признанный партией советский художник Аркадий Александрович Пластов известен своими крестьянскими картинами, которые отражали жизнь рабочей деревни. Одной из таких картин является "Колхозный праздник", впервые презентованная на выставке "Индустрия […]

Аркадий Пластов представляет собой наиболее яркую фигуру советского искусства, именно этот художник сумел создать свой уникальный и лиричный художественный язык, изображая простые и знакомые каждому сцены. Творец станковой живописной картины, художник-иллюстратор и […]

Анализируя творчество Пластова на предмете его картины «Тройка. Ребятишки у речки», нельзя не отметить тот факт, что художник испытывает какие-то особенные чувства к детям, часто используя их образы в своих работах. Именно […]

1953-1954 Аркадий Пластов достаточно известный российский художник пейзажист середины прошлого века. Его картины живые и яркие, насыщены светом и зеленью. Используемые художником краски переливаются и играют на полотне, придавая картине теплоту и […]

Советский живописец родился в Ульяновской области, в 1893 году. Свой талант он перенял от деда – иконописца. Отучившись в духовной семинарии, Пластов уезжает в Москву, для получения художественного образования. Когда началась революция, […]

Холсты великого советского художника Аркадия Пластова всегда имели отчетливое отличие, благодаря своей простоте и некой долей безыскусности. Не является исключением и его работа, под названием «Таня». На картине изображение молодой девушки, которая […]

Урок развития речи в 5 классе.

Тема : Устное описание картины А.А. Пластова «Летом»

Задачи:

1. Познакомить с творчеством художника; учить детей описывать изображенное на картине; активизировать лексику учащихся по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных.

2. Развивать умение наблюдать, составлять предложения.

3. Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукции картины А.А. Пластова «Летом», портрет художника А.А. Пластова (презентация); стихотворения о лете; загадки о ягодах.

Х о д у р о к а

  1. Организационный момент.

И так, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее: начнём скорей урок.

II. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И. Сурикова «Полдень»:

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы.

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес: ни звука,

Лист не шевелит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

Какую картину вы представили?

О каком времени года рассказал поэт?

Сегодня мы познакомимся с картиной А. А. Пластова «Летом».

III. Рассказ о художнике.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) - выдающийся советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий широко известен в нашей стране и за рубежом как певец колхозной деревни и русской природы.

А. А. Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области.

Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне, например в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов», «Колхозный ток», «В деревне» и др.

Учитель показывает репродукции картин А. А. Пластова.

Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.

В картине «Летом» (1954 г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.

IY. Беседа по картине.

Любите ли вы ходить в лес, собирать ягоды, грибы?

Кто из вас был в лесу?

Какие воспоминания у вас остались после лесной прогулки?

Какие ягоды и грибы вы собирали?

Отгадайте загадки:

В лес иду - пустым-пусто,

А из лесу - густым-густо.

(Корзина с ягодами.)

Что за кустик у дорожки –

Белые цветочки,

Растопырил, как ладошки,

Листики-листочки,

Прячет ягоды тайком

Под тройняшкой.

Под листком,

Так и гнется над поляной

Стебель с ягодкой румяной,

А пониже, рядом с ней,

Две другие покрупней...

(Земляника)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто-то бусы бросил –

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен...

(Черника.)

Мох не мох, в лесу перинка.

На перинке не малинка,

И пригожа, и красна,

Разрумянилась со сна...

(Клюква.)

Красненька Матрешка,

Беленько сердечко.

(Малина.)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела.)

Ниток много-много.

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьет,

А ткань всегда ткет.

(Паук и паутина.)

Рассмотрите репродукцию картины А. А. Пластова «Летом». Что прежде всего привлекло ваше внимание? (Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка и женщина. На поляне корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки ярко-красная косынка. На поляне зеленая свежая трава.)

- Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?

Опишите каждого героя картины более подробно. (На картине мы видим женщину и

девочку. Наверное, это мать с д очкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой?)

Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщины?

Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что она много работает. Художник хот ел показать, что эта женщина - труженица)

Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)

Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? (Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо.)

- Что можно сказать о лице девочки? {Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими черными бровями опущены, темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.)

Что вы можете сказать еще об одном существе, изображенном на картине, - о собаке? (Собака лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят, как два лопуха)

- Где расположились грибники? (Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берез)

- Почему они выбрали это место? (Грибники хотят скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть "поникшими лепестками, какие-то желтые цветы. Лесная полянка радует глаз человека и дарит много новых ощущений)

Как художник показывает, что стоит солнечный день? (Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - темно-зеленого) - Как художник показывает, что стоит тихий день? (Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)

- Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? (Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)

- Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, серый - это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Любой цвет в живописи может быть теплым или холодным, в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому. Например, зеленый цвет может быть теплым и холодным. Все зависит от того, какую краску добавляет художник в зеленую: желтую или синюю. Как видим, в картине «Летом» зеленый цвет ближе к желтому, - значит, это теплый цвет.

Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создается впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и бывали здесь.)

Учитель дополняет ответы учащихся:

В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и холодные цвета, но больше - теплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Лето жужжит.

{Имитируют полет насекомых.)

Шевелятся усики и хоботки.

(Пальцы рук - к носу. Имитируют движение усиков и хоботков.)

Трогают, трогают, трогают, пробуют каждый цветок.

{Наклоны головы вперед-назад.)

Лето зеленой дорогою

С медом спешит на леток.

(Имитируют полет насекомых.)

(Н. Ушаков.)

V. Словарно-стилистическая работа.

Составление по теме картины словосочетаний или предложений со словами-синонимами.

Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами зеленый - изумрудный; яркий - ослепительный.

При описании каких предметов целесообразнее использовать прилагательное зеленый, а когда мы воспользуемся словом изумрудный?

- Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

В результате обсуждения записываются наиболее удачные из предложенных учащимися примеров: «Играют зайчики в изумрудной траве»; «зеленый стебель ромашки»: «художник изобразил летний день»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски».

Записываются другие предложения на тему картины, например: «Женщина очень устала и уснула на свежем воздухе. Девочка в ярком красном платочке притягивает наш взгляд».

VI. Составление плана сочинения по картине.

Коллективно составляется и записывается на доске план описания картины:

1. Лето - веселая песня природы.

2. Описание картины:

а) люди, собака;

б) корзина, ведро, кувшин;

в) поляна.

3. Мое впечатление от картины.

VII. Устные высказывания учащихся.

Примерное устное сочинение:

На картине художника А. А. Пластова изображен знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной березы расположились грибники, а с ними - собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды малины и складывает их в кружку. Красный платочек девочки притягивает наш взгляд, и мы внимательно вглядываемся в ее лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках румянец. Из-под платочка виднеются темные волосы. Рядом с девочкой лежит собака. Она дремлет, положив на лапу голову. Уши у нее от жары висят, как два лопуха.

Позади девочки, на втором плане, изображена женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и крепко уснула на свежем воздухе. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла лицо от солнца. Художник очень ясно нарисовал руку женщины, поднятую вверх. Рука у нее загорелая, сильная - сразу видно, что женщина много трудится.

В густой траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре - крепкие боровики. Здесь же стоит глиняный кувшин со спелой малиной. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, так и хочется ощутить на губах ароматный сок лесной малины.

Женщина с девочкой расположились под большой березой на тихой красивой полянке. Среди сочной изумрудной травы виднеются голубые колокольчики, ромашки, какие-то желтые цветы. Ослепительные лучи солнца падают на листья берез и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение. Хочется долго смотреть на картину и вместе с ее героями побывать на этой солнечной поляке, полюбоваться красотой природы, насобирать много грибов и ягод и полежать в мягкой душистой траве.

VIII. Итог урока.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

О чем рассказал художник?

Какие чувства у вас возникают при рассматривании картины А. А. Пластова «Летом»?

За что вы любите лето?

Предварительный просмотр:

(…, …) полдень. Жарко. В (… …) тени (… …)берёз расположились на отдых (…) путники.

Творческая работа по картине А.А.Пластова «Летом».

Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге, и кладёт в кружку. Около неё дремлет (…) пёс.

В (… …) кувшине краснеют ягоды (… …) малины. Корзина и ведро полны грибов. Здесь и (…) подосиновики, и (…) подберёзовики, и (…) сыроежки.

Летний воздух дышит солнцем, (…) ароматом (…) трав, (…) цветов.

Творческая работа по картине А.А.Пластова «Летом».

(…, …) полдень. Жарко. В (… …) тени (… …) берёз расположились на отдых (…) путники.

Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге, и кладёт в кружку. Около неё дремлет (…) пёс.

В (… …) кувшине краснеют ягоды (… …) малины. Корзина и ведро полны грибов. Здесь и (…) подосиновики, и (…) подберёзовики, и (…) сыроежки.

Описание картины А.А. Пластова “Летом”. Творческая работа И так, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее: начнём скорей урок.

И. Суриков «Полдень» Ярко солнце светит, В воздухе тепло. И куда ни взглянешь, Все кругом светло. По лугу пестреют Яркие цветы. Золотом облиты Темные листы. Дремлет лес: ни звука, Лист не шевелит, Только жаворонок В воздухе звенит.

Мир А.А.Пластова - мир вечной крестьянской России

Тема красоты родной природы «Золотые берёзы», 1950 год « Июльский вечер», 1940 год «Стожки», 1952 год

Тема крестьянского труда « На Поповой поляне», 1938 год «Сенокос» «Ужин тракториста»

Жизненная правда полотен А.А. Пластова

Картина "Летом. Грибы" Аркадия Александровича Пластова

Учимся понимать картину « Летом. Грибы», 1953-1954 год Какое первое впечатление у тебя от картины? Что можно сказать о художнике?

Что привлекает ваше внимание в картине? Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая женщина

Кто изображен на картине? Девочка – загорелая, на щеках румянец; красная косынка и простое платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в кружку. Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы. Собака – верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Давайте опишем девочку. Девочка (ей можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу, девочка босая, на ней белое платье и красная косыночка Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из-под косынки, спадая на грудь Что можете сказать о лице девочки и ее наряде?

Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? Грибники расположились на красивой полянке в тени березки, среди сочной изумрудной травы, в которой виднеются цветы

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы. Берёзки – словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке. Лес – тёмный, встаёт стеной.

Щедрые дары природы Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём. Корзина – плетёная, доверху наполненная грибами. Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве.

Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный Какие краски преобладают в картине? В картине художник использует краски теплых и холодных тонов, но больше – теплых. Чтобы передать богатство летней природы, художник использует сочетание этих цветов (красная косынка и белое платье девочки) и т.д.

Какое впечатление произвела на вас картина? Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники Сочетание даже контрастных цветов придаёт картине особую красоту, вызывает чувство радости.

А теперь – творческая работа


Аркадий Пластов считается самым живописным художником, который прекрасно изображал природу. Многие его картины показывают красоту его родины, поэтому русские деревни и поля особенно восхитительны в изображении этого мастера живописи. Аркадий Александрович выбирал для своих полотен незамысловатые сюжеты, которые призывали любить и восхищаться всем тем, что находиться рядом, что за обыденностью и некой простотой, мы не замечаем.

А ведь все это: и поля, и леса, озера, и реки имеют особую прелесть и невероятную и удивительную красоту, которая чарует и завораживает. Художник Аркадий Пластов пытался в своих картинах остановиться на мгновение и оглядеться, чтобы увидеть, что даже самый обыкновенный летний день может быть прекрасным и восхитительным.

Одна из картин Аркадия Пластова посвящена жаркому и знойному летнему дну, когда обычно люди в городах предпочитают находиться в прохладных помещениях. Но в сельской местности такое время - это лучшая пора для сбора ягод, которые можно и засушить, и сварить из них на зиму варенье. Лето всегда считалась самой щедрой порой, когда поспевают ягоды и грибы, за которыми следует отправляться в лес и немного потрудиться, чтобы их собрать.

Вот такое прекрасное мгновение сбора ягод и грибов решил запечатлеть в своем великолепном полотне Аркадий Александрович. Центральное место в картине занимают люди, которые вышли на сбор грибов и ягод еще ранним утром, но вот наступил полдень и они нашли небольшую полянку, где росло несколько березок, чтобы под ними немного отдохнуть. Видно, что люди сильно устали бродить по лесу, собирая лесные щедрые подарки. Поэтому, как только они присели, немного пообедали, то бабушка сразу уснула. Она лежит на полянке рядом со своей внучкой.

На бабушке надета синяя длинная юбка и такого же, темно-синего цвета кофточка, но она с длинным рукавом. Скорее всего, кофта с длинным рукавом нужна для того, чтобы была защита и от палящих лучей солнца, и от веток, которые могут поцарапать руки, и от мошкары, которой обычно всегда много в лесу, где в даже самый жаркий день всегда много в лесной темной и прохладной чащобе. Длинные рукава на кофточке пожилой женщины застегнуты на маленькую пуговичку. На голове бабушки аккуратно повязан платок темного цвета.

Пока бабушка спит, то ее внучка тихонько сидит рядом и обрывает в синюю небольшую кружку ягоды. На девочке надето длинное легкое светлое платье, у которого, как и у пожилой женщины, длинные рукава. Внучка рада тому, как прошла прогулка по лесу, хотя она тоже немного устала, но зато они собрали много ягод и грибов. На голове у девушки аккуратно повязан платок красного цвета. Но на картине Аркадия Пластова есть еще один герой - это пес, верный товарищ и защитник девочки, который всегда ее оберегает.

Вот и сегодня он тоже увязался за своей хозяйкой, и верная собака тоже ходила целый день по лесу, стараясь ее защитить от любой опасности. Но и теперь рыжий пес-дворняга лежит спокойно и отдыхает. Глаза у собаки открыты, и она внимательно наблюдает, как в высокой и сочной траве скачут и прыгают кузнечики. Цвет травы изумрудный, кажется, словно она мягкий ковер, на котором так удобно отдыхать. На мягкую и спокойную траву падает тень от березок, которые стоит отдельно. Зеленая и насыщенная листва низко склонилась над грибниками, закрывая от жарких солнечных лучей.

Рядом с людьми стоят две большие корзины, в которых много грибов. Все грибы крупные, но разные. В широком лукошке собраны белые грибы, а в черном маленьком лукошке грибники положили все остальные грибы. В большом глиняном кувшине собраны ягоды, которые потом согревать в теплое время, когда внучка и бабушка будут пить чай с вкусным вареньем. У кувшина с изображением есть ручка, изогнутая и круглая. Носить такой кувшин неудобно, но зато в него можно положить много ягод.

На заднем плане стоит густой и зеленый лес. Автор картины его изобразил вдалеке и не очень отчетливо, чтобы показать, какой он большой и что в его чащобах может быть очень страшно. Аркадий Александрович для изображения использует светлую цветовую гамму, и лишь только лес вдалеке он вводит темные оттенки цветов, чтобы показать, что он сильно отличается от остального радушного пейзажа. Живописный и прекрасный пейзаж Пластова радует и воодушевляет тоже отправиться в лес, собирать ягоды и грибы.

Картина Аркадия Пластова изображает летнюю жаркую пору, которая всегда дарит прекрасное и хорошее настроение. Великолепно и довольно полно изобразил художник всю красоту русской природы. К сожалению, человек не всегда замечает, что его окружает, хотя русская земля всегда прекрасна и щедра, позволяя радоваться каждому дню. Человеку необходимо лишь только увидеть все это, хотя бы глазами художника, который смог так удачно передать все, даже радость и спокойствие.

Летом

Пластов невероятно талантливый художник, большинство его картин являются шедеврами. Одной из таких, является картина «Летом».

На картине изображена женщина и девочка, наверняка, это мама и дочь. Они целый день ходили за грибами и очень устали.

Босая девочка

Присев отдохнуть, мама решила вздремнуть и уснула, последовав ее примеру, легла спать и их собака. Но девочка усталости не поддается - она терпеливо сидит и собирает вкусные ягоды. Да, сегодня они хорошенько потрудились и собрали две полные корзины грибов, наверняка, там и подосиновики, и опята, и маслята, и многие другие виды.

Собирать грибы - дело не из легких, ведь в основном они прячутся под пеньками, под листочками и под кустами. Чтобы собрать такое количество грибов, нужно встать пораньше и идти в лес.

С первого взгляда видно, что время года лето. Ведь на девочке и ее маме - лёгонькое ситцевое платье. У мамы небесно-синего цвета, а у девочки белоснежное. На головах и обоих платки. Ведь летом солнышко припекает и чтобы не получить солнечный удар, нужен головной убор.

Девочка сидит с босыми ногами, ах как приятно побегать по теплой травке босиком! Природе художник уделил особое внимание, он изобразил ее во всей красе.

Пушистый зеленый ковер из травки, расстелился широко-широко. Также повсюду растут невероятные ароматные цветы синего и фиолетового цвета, наверняка, это васильки. На картине их очень много, видимо художник хотел этим сказать, что рвать их не нужно, для того чтобы все могли любоваться этими чудесными полевыми цветами.
На переднем плане изображены две тоненькие березки, спустя свои ветви-косы до земли, они греются под летним солнышком. Рядом с березками стоит одинокий пенек, скорее всего, тут была еще одна береза, но ее спилили и теперь на пне могут отдохнуть уставшие люди.

Деревья и цветы на картине

Художник настолько точно изобразил летнюю природу, что кажется, будто картина живая.Глядя на нее, прямо чувствуешь этот пьянящий запах цветов и зелени, невероятный аромат травы и деревьев, а также нежно-сладкий привкус летнего леса.

Лес прекрасен во все времена года, а летом, особенно. Ведь повсюду слышно пение птиц, стрекочущие звуки кузнечиков и шуршание муравьев. Летом - вся природа оживает. Все живые существа вылезают из своих нор, чтобы погреться под лучами летнего солнышка.

А если забрести вглубь леса, можно встретить разнообразных животных, в том числе, и диких.
Ах, как прекрасна летняя пора! И особенно отчетливо это ощущается в невероятной картине Аркадия Александровича Пластова «Летом».

Сочинение №2

На переднем плане мы видим девочку лет 8 в белом платьице и красной косынке. На девчушке нет обуви - скорее всего она привыкла щеголять босиком и совсем не боится колючек. Даже в минуты отдыха руки девочки заняты делом - она перебирает веточку земляники. Недалеко от ребенка лежит ее преданный друг - старый пес. Собака устала и положила морду на лапы.

На втором плане мы видим отдыхающую бабушку. Женщина одета в изумрудный сарафан и косынку. Бабулечка учила внучку собирать грибочки и ягодки. Долго гуляя по лесу, женщина и девочка утомились и решили прилечь отдохнуть. Художник акцентирует внимание на поднятую вверх руку женщины - она мощная и загорелая, то есть это рука настоящей трудолюбивой крестьянки.

А кругом раскинулись неповторимые просторы нашей Родины. Полотно переливается яркими солнечными лучами. Зелень сверкает от ярких лучей солнца. Мы как будто бы слышим всевозможные трели летних птиц и стрекот кузнечиков.

Художник использовал огромное количество оттенков зеленого цвета - это помогло естественно передать летнюю зелень.

Посмотрите на полные корзины с дарами природы! Какая щедрая у нас страна! Мне очень нравится картина Пластова - она наполнена любовью к своей земле!

Аркадий Александрович Пластов - талантливый советский живописец «певец советского крестьянства». Любимым временем года художника было лето, именно поэтому огромное количество картин посвящено этому моменту года. К этому циклу относится и полотно «Летом», написанное в 1954 году.

Автор смог разглядеть красоту в таком простом казалось бы моменте, как отдых в лесу. Из под его кисти даже тяжелый труд выглядит радостно. Полотно передает неповторимость Российских пейзажей и красоту простых людей.

Сочинение по картине «Летом» Пластова для 5 класса

Пластов известный советский художник. Сначала учился в духовной семинарии, потом перешел в художественное училище. Рисовал пейзажи средней полосы и бытовые сцены сельских жителей. Сам из деревни и семьи потомственных иконописцев. Как выучился на художника в Москве, вернулся в свою деревню, где и прожил до конца своей жизни, рисуя своих односельчан и окружающую природу средней полосы России.

На картине «Летом» изображена одна из жанровых сцен сельской жизни. Возможно, нарисованы его знакомые по деревне. Тут присутствует и пейзаж, и бытовая сцена. Под тенью дерева расположилась девочка, спящая женщина и собака. Похоже, что это семья, которая с самого рассвета пошла по грибы, но вот уже солнце поднялось высоко, грибы собраны, а до родной деревни еще идти и идти… Поэтому они решили передохнуть в тени дерева и набраться сил для обратной дороги.

Мать девочки, или бабушку, сморило, и она уснула. По картине не совсем ясен возраст женщины, поэтому можем только предполагать. Сбоку изображена собака. Она тоже устала, прилегла и задремала. Хотя поза немного напряжена. И ощущается, что про свои обязанности сторожа не забывает. При любом шорохе готова вскочить и защищать своих людей от любой опасности. Одна девочка сидит и не спит. В руках у нее веточка с ягодой малины, которую она сосредоточенно ощупывает и потом кидает ягоды в кружку. Хороший урожай они собрали. Две полные корзины грибов и целый кувшин с малиной. Дома грибы сварят или засушат, а из малины скорей всего сделают варенье, чтоб зимой с чаем лакомиться и вспоминать летние деньки.

А на заднем плане картины раскинулась лесная полянка, утопающая в зелени и цветах. По всей картине разливается солнечный свет и передает ощущение усиливающей жары. Наверное, сейчас около полудня. И вторая половина лета, судя по богатому сбору ягод и грибов.

От картины исходит умиротворение и даже радость… Теплые летние дни, сочная зеленая трава, по которой хотелось бы пробежаться босиком, расслабленные люди, отдыхающие после выполненной работы… Сочетание ярких цветов и оттенков успокаивает, и передают радостное настроение зрителю. И так художник хорошо передал летние мотивы, что хочется сделать шаг и оказаться в этой лесной идиллии.

Описание картины Пластова Летом для 5 класса

Пластов Аркадий Александрович является одним из самых знаменитых русских художников. Человеком с большой буквы, который сумел подарить современникам не одно замечательное и захватывающее произведение искусства.

Лето, пожалуй у многих поэтов и людей является самым любимым временем года. Именно о нём складывались, да и складываются сейчас рассказы, повести, стихотворения, пишутся картины и так далее.

Данный писатель не стал исключением, поэтому и в его копилке художественных произведений есть такие, которые посвящены именно лету.

Нельзя поспорить и о том, что картина "Летом" так же относиться к этому замечательному периоду. Хотя это становиться понятно даже по названию, не нужно видеть картину, чтобы понимать о чем в ней идёт речь.

На картине изображён один из самых обычных летних дней, когда жаркое солнце пригревает всё вокруг. Так же помимо летней природы на картине можно увидеть двоих грибников. Это представительницы прекрасного пола, возможно по замыслу художника это мама с дочкой. Видно, что эти двое уже прошли лес в поисках желанных грибов и присели отдохнуть в тени, которую создают шикарные, ветвистые берёзы, раскинувшиеся на летней поляне.

Первый план картины был отдан девочке, которая была одета в беленький сарафан и косынку в тон, он сидела можно сказать полулежа, вытянув ноги. Видимо очень усталая от проделанного пути.

Стоит заметить, что художник хотел показать и трудолюбие этой, потому что даже в тени на привале она занимаются тем, что перебирает ягоды и грибы, собранные не так давно.

Рядом с женщинами, ближе к девочке лежит собака, которая видимо так же устала от жаркого дня и палящего солнца, как и её хозяева.

На втором плане была изображена спящая женщина, видимо мама той девочки. Одна рука была поднята вверх. Стоит заметить, что этой руке художник уделил особое внимание, стараясь показать что это руки труженицы, которая не знает лени.