Портреты всегда обращали особое внимание зрителей. Ведь внимательно рассмотрев их, можно лучше понять человеческую натуру. Такая практика не только для психоаналитиков будет полезна. Но и каждому. Ведь лица людей, я убежден в этом, это - целый мир! Мир, полный не только загадок, но, думаю, и особой логики. Так, узнавая лучше людей, можно понять, как вести себя в разных ситуациях. Получается, что это целая академия для познания жизни. Поэтому, картина А.Г. Венецианова заслуживает особого внимания. Ведь «Захарка» - это и портрет, и история, которую нам поведает натура, со своим бытом, культурой, обычаями. Так что лично я узнал, смотря на это полотно? И чему научился?
Написать портрет маленького сорванца, казалось бы, что в этом такое особенное? Но А.Г. Венецианов мог это сделать, подчеркнув особенности своего героя, изобразив характерную искорку во всем образе. Смотря на портрет Захарки, я невольно поражаюсь тому, что маленький мальчик такой серьезный. Возможно, топор на плече его должен подсказать причины того, почему нет озорства в глазах, которое так присуще этому возрасту. Его загорелый цвет лица свидетельствует о частом пребывании на свежем воздухе, и о физическом труде. А значит, ребенок остался за главу семьи. Я думаю, что Захарка взял на себя ответственность заботиться о матери и остальных членах семьи, потому что отец его по какой-то причине умер. Отсюда и печаль в глазах, что он не считает себя уже ребенком. Совсем другие заботы свалились на плечи маленького мальчика.
Рассматривая его портрет, я думал, а я готов отвечать как взрослый за свои слова и поступки? А заботиться о своих близких? Хорошо, что мне не приходится этого делать. Ведь тогда я потеряю последнюю возможность побыть еще какое-то время ребенком, которому можно почти все. А главное, у меня есть еще время, чтобы разобраться, как правильно жить!
/ / Описание картины Алексея Венецианова «Захарка»
Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847), русский художник периода романтизма русского искусства, писал портреты своих выдающихся современников, первым из художников обратил внимание на жизнь крестьян как на объект живописания. Алексей Гаврилович основал венецианову школу, в которую вошли художники, привлечённые «крестьянским» жанром. Образы крестьян в работах Венецианова были написаны в романтическом ключе, несколько приукрашены, но именно картины в «крестьянском» жанре принесли ему известность.
Самые знаменитые из них - «На пашне. Весна», «Жнецы», «Захарка», «Девушка в платке», «Спящий пастушок». Лица крестьян, занятых простым трудом, в картинах Венецианова очень живы, искренни, полны чувств, и уже более двухсот лет привлекательны для людей работы этого живописца.
«Захарка» (1825) - портрет крестьянского мальчика лет двенадцати. Он изображён по плечи, с левого бока, голова - в полуобороте к зрителю. Этот мальчик не плод воображения художника, он писан с реального Захарки, сына крестьянина Федула Степанова. Алексей Гаврилович относился с интересом и уважением к жизни крестьян, полной труда, справедливо полагая, что простые труженики дают в этом мире всему начало.
Захарка в свои двенадцать лет выглядит самостоятельным пареньком. У него серьёзный, выразительный взгляд, но ещё по-детски припухлое лицо. В юном отроке уже видна крестьянская обстоятельность: это небольшой ещё мужичок с навыками необходимой в деревенском быту работы. На нём зимняя одежда, шапка немного великовата, на правом плече лежит топор, кистью в рукавице мальчик обхватил топорище. Вид у паренька деловитый.
Захарка - здоровый мальчуган с румянцем во всю щеку. Из-под шапки торчат его русые вьющие волосы, нос - картошкой, губы - полные, добрые. Он слегка насупил отчётливые, темнеющие на лице брови, для важности, придавая себе взрослость. Чувствуется, что Захарка - первый помощник в доме. В то же время легко представить его катающимся на салазках с ребятами, играющим в бабки в праздничные дни.
Венецианов сумел показать во взгляде мальчика нечто такое, что притягивает зрителя. В глазах Захарки затаились какие-то свои переживания, соображения. Современников художника этот портрет не мог не навести на мысль о несправедливости крепостной зависимости крестьян, наделённых разумом и чувствами не менее, чем их господа.
Захарка - Алексей Гаврилович Венецианов. Картон, масло. 39,8 x 30,7 см
Этюд «Захарка», хранящийся сейчас в Третьяковской галерее, прекрасно показывает силу таланта художника и его выразительного дара.
Моделью для картины послужил реальный мальчик, сын крепостных крестьян Федула и Анны Степановых. Венецианов, видимо проникнувшись симпатией к Захару, будет писать его еще не один раз.
Хоть изображение мальчика и является небольшим этюдом, сила его такова, что заставляет остановиться и рассматривать эти серьезные не по годам глаза.
Образ Захарки заполняет почти всю плоскость картины. Художник неспроста выбрал такой ракурс для своей модели. Голова мальчика слегка повернута к зрителю, но смотрит он в сторону. В его позе спрятано скрытое движение, и в то же время чувствуется крестьянская основательность и уверенность в себе.
Картина написана в темных тонах, только лишь лицо ребенка выделяется светлым пятном. Цвета ненавязчиво переходят один в другой, не отвлекая нас от главного героя.
На первый взгляд лицо Захарки некрасиво: широкие скулы, растрепанные русые волосы, нос картошкой, пухлые губы, густые брови. Но взгляд ребенка совсем не детский, он серьезен и смышлен, развит не по годам. Такой "маленький мужичок".
Дело происходит зимой. Меховая шапка и рукавицы мальчугану явно велики. Скорее всего - отцовские или старшего брата. Это значит, что семья Захара бедная и возможно многодетная, как и большинство простых семей в то время.
Видно, что мальчик уже хорошо знает, что такое тяжелый крестьянский труд. В деревне дети взрослеют рано. В руке он держит топор. Может быть собирается в лес за дровами или идет помогать отцу. Лицо его сосредоточено, наверное, художник оторвал его от важного дела.
Талант Венецианова таков, что образ Захарки вызывает симпатию и сопереживание у зрителя. Видно, что мальчик, хоть и невелик годами, но добр, умен и хороший помощник родителям.
В своих работах живописец неоднократно показывал свою уверенность в лучших качествах русского народа и простого крестьянина. Венецианов писал крепостных реалистично, не приукрашивая их быт. И в то же время его «мужицкие» портреты вызывают уважение и уверенность в силе духа и чистоте души этих людей.
Портреты всегда обращали особое внимание зрителей.
Ведь внимательно рассмотрев их, можно лучше понять человеческую натуру.
Такая практика не только для психоаналитиков будет полезна.
Но и каждому.
Ведь лица людей, я убежден в этом, это – целый мир! Мир, полный не только загадок, но, думаю, и особой логики.
Так, узнавая лучше людей, можно понять, как вести себя в разных ситуациях.
Получается, что это целая академия для познания жизни.
Поэтому, картина А. Г. Венецианова заслуживает особого внимания.
Ведь “Захарка” – это и портрет, и история, которую нам поведает натура, со своим бытом, культурой, обычаями.
Так что лично я узнал, смотря на это полотно? И чему научился?
Написать портрет маленького сорванца, казалось бы, что в этом такое особенное? Но А. Г. Венецианов мог это сделать, подчеркнув особенности своего героя, изобразив характерную искорку во всем образе.
Смотря на портрет Захарки, я невольно поражаюсь тому, что маленький мальчик такой серьезный.
Возможно, топор на плече его должен подсказать причины того, почему нет озорства в глазах, которое так присуще этому возрасту.
Его загорелый цвет лица свидетельствует о частом пребывании на свежем воздухе, и о физическом труде.
А значит, ребенок остался за главу семьи.
Я думаю, что Захарка взял на себя ответственность заботиться о матери и остальных членах семьи, потому что отец его по какой-то причине умер.
Отсюда и печаль в глазах, что он не считает себя уже ребенком.
Совсем другие заботы свалились на плечи маленького мальчика.
Рассматривая его портрет, я думал, а я готов отвечать как взрослый за свои слова и поступки? А заботиться о своих близких? Хорошо, что мне не приходится этого делать.
Ведь тогда я потеряю последнюю возможность побыть еще какое-то время ребенком, которому можно почти все.
А главное, у меня есть еще время, чтобы разобраться, как правильно жить!
(No Ratings Yet)
А. Г. Венецианов – известный портретист. Его картины были открытием в русской живописи.
Художник показывал крестьян в их повседневной жизни. Он задавался целью представить русскому обществу людей труда, полных собственного достоинства и благородства. При этом художник оставался верным натуре. Захарка – сын крестьянина Федула Степанова, взятого В. Г. Венециановым в дворню из отдаленной деревни Сливнево.
Когда художник впервые увидел мальчика, тот был в большой шапке и рукавицах, с топором на плече. Сам маленький, а на вид важный, деловой. Ну прямо мужичок с ноготок! Из-под неуклюжей, отороченной мехом, то и дело наползавшей на лицо шапки пытливо глядели большие живые глаза. В них светились ум, твердость, доброта. Ясный взгляд озарял и делал привлекательным некрасивое лицо с широкими скулами, коротким носом и очень полными губами.
Алексей Гаврилович тогда сразу подозвал Захарку, разговорился с ним и повел к себе в дом. Там немедленно начал писать с него портрет. Бедно одет деревенский парнишка, крепостной по положению, но ни тени робости, зависимости, а только живость ума, человеческое достоинство, одаренность. Вот он каков, русский крестьянин!
(2
оценок, среднее: 3.00
из 5)