Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тибетцы: численность и расселение, самоназвание и название.

Тибетцы: численность и расселение, самоназвание и название.

Часть 10. Тибетцы

Приблизительно 5,5 млн. тибетцев - это этническая группа, обладающая удивительными, почти экстраординарными характеристиками. Археологические и геологические открытия указывают, что тибетцы являются потомками коренных кочевых племен Цян (Qiang). История Тибета началась около 4000 лет назад.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Молитвенные флаги, небесные погребения, фестиваль дьявольских танцев, духовные ловушки, потирание святых камней - все это связано с тибетским верованиям, берущими начало в древней шаманской религии Бон. Местные наряды и украшения выдают не только привычки, но историю, верования, погодные условия Тибета и сам характер народа.

Дворец Потала (Potala), Лхаса, август 2011

Тибет известен как «крыша мира». Высота пяти горных массивов превышает 8000 метров. В их числе Эверест - самая высокая вершина мира. Лхаса является политическим, экономическим, культурным и религиозным центром. Она изобилует памятниками культуры. На территории Тибета имеется 1700 монастырей, некоторые из которых датируются 8-м веком.

Приблизительно 5,5 млн. тибетцев - это этническая группа, обладающая удивительными, почти экстраординарными характеристиками. Легенда гласит, что тибетцы произошли от обезьяны и самки людоеда. Археологические и геологические открытия, впрочем, доказывают, что тибетцы являются потомками коренных и кочевых племен Цян.

История Тибета началась около 4000 лет назад.

Маркхэм (Markham), Восточный Тибет, август 2011

Большинство тибетских традиций - таких, как многочисленные фестивали и т. п. - связаны с буддизмом, хотя не лишены и чисто практических аспектов. Говорят, что традиционная тибетская опера (Лхамо) возникла в 14-ом веке, когда лама Тхантонг Гьялпо (Thangthong Gyalpo) поставил первый спектакль с семью красивыми девушками, чтобы собрать средства для строительства мостов на железных цепях в целях облегчения перевозки товаров и паломничества. Тибетская опера с той поры стала популярна во всем регионе.

Выступления проводятся во время фестивалей, посвященных самым разным поводам. Буддийское учение и история Тибета являются источниками вдохновения для оперных постановок. Маски исполнителей указывают на их роль - будь то король, королева, лама или божество.

Кочевники Кхампа (Khampa), Нан-Цо (Nan-Tso), август 2011

Животноводство является основным занятием большинства тибетцев, и они продолжают вести полукочевое существование, проживая в толстых черных палатках из шерсти яков, уставленных мешками с драгоценным ячменём и в окружении домашнего скота.

Вездесущий як является наиболее полезным животным, хотя для мяса и шерсти выращиваются овцы, а также козы.
Жесткие маленькие горные пони являются основным транспортным средством и источником кобыльего молока - местного деликатеса и лекарства от всех болезней.

Воины Кхампа (Khampa), август 2011

Кухня Тибета отражает богатое наследие страны, несёт следы адаптации людей к большой высоте и регулируется определёнными религиозно-кулинарными ограничениями. Наиболее важной культурой является ячмень. Тесто из ячменной муки (цампа) - основной продукт питания Тибета. Мясные блюда готовят из яка, козы или баранины, которых часто сушат или тушат в пикантном картофельном соусе. В Тибете культивируется горчичное семя, поэтому горчица широко представлена в местном рационе. Йогурт, масло и сыр из ячьего молока очень популярны, а хорошо приготовленный йогурт считается даже «престижным» блюдом.

Монастырь Ганден (Ganden), август 2011

Тибетский буддизм является основной религией Тибета. Тибетцы молятся ежедневно, если не ежечасно. Большую часть своего времени они проводят в медитации или вращая молитвенные колеса, что духовно почти приравнивается к молитве. Как и все буддисты, тибетцы придерживаются ненасилия, делают добрые дела, дарят подарки монахам и стремятся избегать дурных помыслов.

Зародившись в 8-м веке н. э., тибетский буддизм впитал элементы религии Бон - древнего шаманистского культа с эзотерическими ритуалами, экзорцизмом, талисманами, заклинаниями, заговорами, игрой на барабанах, жертвоприношениями, пантеоном богов и злых духов и культом мертвых.

Это сильно повлияло на тибетский буддизм. Молитвенные флаги и колеса, небесные погребения, фестиваль дьявольских танцев, духовные ловушки, потирание святых камней и другие тибетские ритуалы пришли в буддизм из религии Бон.

Буддийские монахи, август 2011

Тибетские наряды и украшения выдают не только привычки, но историю, верования, погодные условия Тибета и сам характер народа. На протяжении всей своей истории они претерпели мало изменений. Наиболее яркими особенностями тибетского костюма и украшений является большой выбор материала (парча, мех, кожа, шелк, шерсть, хлопок и пр.) и - в зависимости от того, в какой местности человек проживает и чем занимается - дизайн.

«Жхатор» (Jhator) означает «милостыня для птиц», август 2011

«Небесное захоронение» является погребальной практикой в Тибете, при которой умершего помещают на вершине горы - на открытом воздухе (mahabhuta) и на виду у диких животных (хищных птиц, в частности). Здесь эта практика именуется «жхатор» - «ублажение птиц».

Монахи в Тибете

Тибетская одежда делается в основном из меха животных (овчина наиболее популярна). Традиционная шерстяная ткань называется «пулу» (Рulu). Летом носят одежду из хлопка. Тибетцы - особенно женщины в скотоводческих районах - любят яркие вещи. Кроме того, они любят украшения больше, чем представители любой другой этнической группы. Украшения являются символом богатства и социального статуса. Они носят все виды ювелирных изделий - таких, как ожерелья, заколки, серьги и браслеты, сделанные из раковин, костей животных, золота, серебра, жемчуга, нефрита и других драгоценных камней.

Войны Кхампа (Khampa), август 2011

В некоторых частях Тибета практикуется полигамия. Обычное дело, когда женщина вступает в брак с одним или несколькими братьями своего мужа. Это обычно делается, чтобы избежать раздела имущества и обеспечить финансовую безопасность. Тем не менее, в Тибете чаще встречается моногамия.

Монастырь Ганден, Тибет

Пастухам нужна свободная и просторная одежда, чтобы днём она не стесняла движений, а ночью могла служить одеялом. Когда с рассветом становится теплее, они могут легко выпростать одну руку из рукава, чтобы отрегулировать температуру тела. Так ношение халата с одной голой рукой снаружи стало символом раскованного характера тибетцев.
Сделанные из овчины, лисьего меха или золотого сатина, тибетские шапки исключительно эстетичны. Сапоги настолько длинны, что иногда достигают верхней часть ноги. В них часто вшивают супинаторы.

Монахи в монастыре

Тибетская народная медицина является одним из старейших целительских искусств в мире. В ней используется до двух тысяч видов растений, сорока видов животных и пятидесяти минералов. «Небесное захоронение» является погребальной практикой в Тибете, при которой умершего помещают на вершине горы - на открытом воздухе (mahabhuta) и на виду у диких животных (хищных птиц, в частности). Здесь эта практика именуется «жхатор» - «ублажение птиц».

В большей части Тибета земля слишком тверда и скалиста, чтобы вырыть могилу. А ввиду нехватки топлива и древесины небесные погребения считаются более практичными, чем кремация.

Тибет в VI-VII веках из маленькой горной и разноплемённой страны, превратился в военную монархию аристократического типа и захватил Великий караванный путь. То есть он взял под контроль торговлю шёлком. Но по-сравнению с Китаем горная страна была малолюдной. В ней жило всего 3 млн. человек. А в Поднебесной население составляло почти 60 млн. человек. Но, тем не менее, с учётом местных условий силы двух держав уравновешивались.

Однако надо отметить, что хоть горы и представляли серьёзное препятствие для врагов, но изолированность Тибета была относительной. Тибетцы, жившие в западной части, представляли собой индоевропейские племена . Это были дарды и моны. Они исповедовали религию Митры.

Это были настоящие колдуны и волшебники. Они могли навести порчу, в совершенстве разбирались в травах, владели гипнозом , телепатией и знали очень сильные заклинания. Люди эти были европеоидного типа.

В восточных районах Тибета жили некитайские племена, бежавшие из Южного Китая . Они постепенно поднимались по великой реке Брахмапутре и в этих местах назывались кяны. В конце концов, они встретились с дардами и монами. Так возник единый тибетский народ.

Но это, так сказать, предположения историков. А кроме этого существует красивая легенда, которая несколько иначе интерпретирует появление в горной стране единого человеческого сообщества. Она, кстати, опровергает утверждение Дарвина о том, что человек произошёл от обезьяны. Согласно легенде великий учёный был прав лишь наполовину.

Тибетцы произошли от обезьяны-отца. А вот матерью была ракшас. Это что-то вроде лешего - горный лесной демон. Однажды прекрасный царь обезьян пришёл в Тибет спасать свою душу по буддийской вере. А чертовка ракшас увидела его и влюбилась без памяти. Царь обезьян был отшельником, он пришёл спасать душу, а тут перед ним появляется влюбленная ведьма и требует взаимности. Естественно, он категорически отказался. Тогда она спела ему песню:

О, обезьяний царь! Услышь меня, молю.
По воле злой судьбы я бес, но я люблю.
И, страстью сожжена, теперь к тебе стремлюсь.
Со мной не ляжешь ты, я с демоном сольюсь.
По десять тысяч душ мы будем убивать,
Мы будем жрать тела, мы будем кровь лизать
И породим детей жестоких словно мы,
Они войдут в Тибет, и в царстве снежной Тьмы
У этих бесов злых возникнут города,
И души всех людей пожрут они тогда.
Подумай обо мне и милосерден будь,
Ведь я люблю тебя, приди ко мне на грудь!

Каждый понимает, что налицо все признаки психологического шантажа. Бедный отшельник насмерть перепугался и обратился с молитвой к своему учителю Авалоките:

Наставник всех живых, любви и блага свет,
Я должен соблюдать монашеский обет,
Увы, бесовка вдруг возжаждала меня,
Мне причиняет боль, тоскуя и стеня,
И крутится вокруг, и рушит мой обет.
Источник доброты! Подумай, дай совет.

Авалокита подумал, посоветовался с богинями Тонир и Тана, а затем сказал: "Стань мужем горной ведьмы". А богини закричали: "Это очень хорошо, даже очень хорошо". И тогда обезьяна с ведьмой народили детей. Все дети были разные. Одни были очень умные, как их отец отшельник. Другие были хищными, похожими на свою мать. Но, независимо от уровня интеллекта и характерна, все они хотели есть. А есть было нечего, потому что отец и мать занимались самосовершенствованием. Они забыли о детях, и те стали кричать: "Что же нам есть?" И тогда царь обезьян опять обратился к Авалоките и пожаловался ему:

Учитель, я в грязи, средь сонмища детей,
Наполнен ядом плод, возникший из страстей,
Греша по доброте, я был обманут тут,
Мне вяжет руки страсть, страдания гнетут.
Жестокая судьба, и мук духовных яд,
И боли злой гора всегда меня томят.
Источник доброты, ты должен научить,
Что надо делать мне, чтоб дети стали жить,
Сейчас они всегда, как бесы, голодны,
А после смерти в ад низринуться должны.
Источник доброты, скажи, скажи скорей
И милосердья дар пролей, пролей, пролей.

Авалокита помог своему ученику. Он дал бобы, пшеницу, ячмень, всякие плоды и сказал: "Брось в землю, они вырастут, и ты будешь кормить детей". Вот так от этих детей и пошли тибетцы. Дело, конечно, каждого, кому верить: историкам или тем, кто создал легенду. Главное же заключается в том, что в Тибете возник этнос. С одной стороны в него вошли индоевропейские племена, а с другой монголоидные. Духовно их скрепила едина вера - митраистская религия бон .

Однако у народа не было политического единства. Каждое племя не желало признавать главенство другого. Но в V веке люди нашли компромисс. Они стали выбирать цэнпо . Это высшая тибетская должность с большими полномочиями, но без каких-либо возможностей их осуществления. Властитель не обладал реальной властью, так как любой вопрос должен был согласовывать со жрецами бона и племенными вождями.

После создания верховной власти племена начали вести завоевательные войны. Они захватывали земли, расположенные на востоке и западе. Результатом этого и стал контроль над Великим караванным путём. При этом цэнпо продолжали оставаться в роли марионеток, не смевших принять ни одного решения без одобрения жрецов и вождей.

Такое положение вещей властителям не нравилось, и они обратили свои взоры на буддистов. Те всегда находили себе место у деспотических престолов. Деспот не имеет поддержки у народа, а поэтому всегда нуждается в советниках, не связанных с народом и обязанных ему лично. Буддийская община всегда экстерриториальна. Если человек входит в неё, то он рвёт все прежние родовые и племенные связи. Поэтому деспотам и удобно использовать буддистов.

Этим опытом решил воспользоваться один из цэнпо. Звали его Сронцангамбо. Он пригласил буддистов и сказал, что разрешает им проповедовать свою религию в Тибете. Тем самым он надеялся получить преданную ему оппозицию.

Но кончилось всё для Сронцангамбо очень плохо. Источники сообщают о строительстве им великолепного дворца Потала. Вокруг дворца в то время валялись отрубленные головы, руки и ноги тех людей, которые не хотели принимать буддизм. Вскоре цэнпо пропал, а на буддистов начались гонения. Но как там всё было на самом деле - неизвестно, так как летописцы очень скупо освещают этот исторический период.

Ясно лишь то, что в Тибете сложились две партии. С одной стороны монархическая, опирающаяся на буддистов, а с другой стороны, ей противостояли жрецы бона и аристократы. То есть высшая власть опиралась на чуждую религию, которую тибетцы в своём большинстве не хотели признавать. Всё это спровоцировало кровавую развязку. Последнего цэнпо убили, а тибетская держава развалилась. А была она очень крупная. В неё входили Непал и часть Бенгалии.

Племена огородили себя дозорами, а монастыри и замки высокими стенами. Буддисты пропали, а жители вернулись к старой вере и колдовству. Но в IX веке появился новый проповедник. Звали его Атиша, и стал он проповедовать мягкую форму буддизма. А тот уже имел огромное количество самых разных форм. И постепенно жители Тибета стали переходить в буддизм. Они начали принимать его принципы, а бон разделился на чёрный, который был враждебный буддизму, и белый - компромиссный.

Продолжалось это до XV века, когда появился Цзонхава. Он создал "жёлтую веру". Это тот буддизм, который стали исповедовать монголы, калмыки и буряты. Приобщились к нему и тибетцы, а история Тибета перешла в другое качество, которое во многом отличалось от прежнего .

Тибетское нагорье, находящееся в центре Азии, - одно из самых больших и высоких в мире. Его площадь 2 млн. 200 тыс. кв. км. Значительная часть расположена на высотах 3 - 4 тыс. м над уровнем моря, высота гор достигает 5–7 тыс. м. Вершины высоких гор покрыты ледниками и снегом. Поэтому Тибет часто называют Страной снежных гор. Здесь, на границе Тибета и Непала, расположена самая высокая гора мира - Джомолунгма (Эверест), высота которой 8848 м. На границе Тибета, Непала и индийского штата Сикким находится другая высокая гора - Канченджанга - 8598 м. Тибет окаймляют, как ожерелье, многие высокие горы: Кайлас, Цари, Ярлха Шамбо, Чомо Кэнрег, Канкар Шаме, Ньянчен Тангла, Мачен Помра (Амне Мачен). Ледники покрывают огромную площадь - 105 тыс. кв. км.

Из Тибета берут начало величайшие реки Азии: Инд, Брахмапутра, Меконг, Сатледж, Салуин, Янцзы, Хуанхэ. Общая площадь бассейнов рек, берущих начало в Тибете, достигает 5477700 кв. км, причем в одном Китае 30% пресной воды приходится на реки, текущие отсюда. Тибет опоясан высокогорными системами Каракорума и Куньлуня с запада, Наньшаня с севера, Гималаями с юга, хребтами Баян-Хара-ула и так называемых Сычуаньских Альп. В широтном направлении плато пересекают горы Кайлас и Ньенчен-Танглха. Примерно 2/3 Тибетского плато составляет плоскогорье Чантанг, расположенное в основном на высоте 5 тыс. м. Это преимущественно каменистая пустыня с суровым климатом. С северо-востока к нему прилегает Цинхайское плоскогорье. Вместе они формируют Цинхай-Тибетское плоскогорье. Север Тибета покрыт горными лугами. Здесь хорошие пастбища, много рек и озер. Климат континентальный, суровый. На юге климат умеренный, больше осадков. Здесь растут густые леса, возделываются плодородные поля, выращиваются плодовые деревья.

Исторически Тибет разделяется на несколько областей. Его центральная часть - Бод (тиб.: bod, что произносится «Пё») тянется от р. Тисе и оз. Манасаровар у горы Кайлас вдоль р. Цангпо (Брахмапутра). Тибетцы называют свою страну Бод, а себя - бодпа. Происхождение и время появления этих названий неизвестны. Некоторые предполагают, что «Бод» означает «родина» или «место происхождения». Наименование «Тибет» («Тëбëт») впервые встречается в древнетюркских орхонских надписях в Монголии. По-видимому, от древних народов, населявших Монголию, оно попало в другие языки: тайский - «Тибет», арабский - «Туббат» и т.д. На современном монгольском языке будет «Төвд». Возможный источник этого названия - клан Туфа, из которого вышел один из царей Ярлунгской династии (см. ниже). С этим кланом связывают старое китайское название «Туфа». Сам тибетский язык принадлежит к тибето-бирманской ветви сино-тибетской языковой семьи (или, как сейчас пишут в КНР, ханьско-тибетской). В ней он группируется с языками некоторых народов Северной Индии и Юго-Восточной Азии, тогда как китайский язык образует отдельную ветвь. Разные тибетские племена говорят на разных диалектах. После введения письменности письменный язык стал единым для всех тибетских племен и сыграл важную интегрирующую роль.

Горы около Лхасы (фото: С.Л. Кузьмин).

Географическая область Бод разделяется на две части: У и Цанг. Тибетцы часто объединяют их в один край - У-Цанг. Он простирается от Нгари-Корсум на западе до Согла Кьяо. Цанг занимает западную часть. Здесь расположены крупные города Шигацзе и Гьянцзе. У расположен на востоке. Здесь находится Лхаса. Она стоит на р. Кийчу, притоке Цангпо. Климат здесь относительно мягкий, способствующий земледелию и скотоводству. Излюбленное сельскохозяйственное растение тибетцев - ячмень, дающий хорошие урожаи даже на больших высотах (до 4 тыс. м), где трудно выращивать другие культуры. В нем много железа, что предотвращает анемию, отеки, проблемы с легкими. Все это важно в условиях высокогорья, где мало кислорода, пища однообразна. Из ячменя готовят традиционное тибетское блюдо цампу - обжаренную муку, замешанную с маслом на горячей воде или молоке. В горах разводят яков на мясо, молоко и шерсть. Они очень выносливы, нетребовательны к корму, хорошо переносят горные условия, зимние морозы. Их используют и как вьючный скот.

Итак, исторический Тибет - это не только высокие горы и безжизненные плато. Его общая площадь гораздо больше площади Тибетского нагорья - 3 млн. 800 тыс. кв. км. Тибетцы говорят, что лучшая религия - в У-Цанге, лучшие люди - в Каме, лучшие лошади - в Амдо. Это потому, что жители У-Цанга очень религиозны, Кама - хорошие воины, Амдо - хорошие предприниматели. Три исторические области: У-Цанг (включая Нгари), Кам и Амдо тибетцы называют также Три Области (тиб.: Чолка Сум). Иначе эту территорию называют Большой Тибет. Она вся включена в КНР. В настоящее время в КНР действует следующее административное разделение тибетских территорий. У-Цанг преобразован в основном в Тибетский автономный район (ТАР), Кам разделен между ТАР, китайскими провинциями Сычуань, Юньнань и Цинхай, Амдо - между провинциями Цинхай и Ганьсу. В китайских провинциях есть следующие тибетские автономные единицы. Провинция Цинхай: монголо-тибетский округ Хайси (тиб: Цонуб), тибетские округа Юйшу, Хайнань (тиб.: Цолхо), Хайбэй (Цочжанг), Хуанань (Малхо) и Голо (Голок); провинция Ганьсу: тибетские уезд Тяньчжу (Пари) и округ Ганьнань (Канлхо); провинция Сычуань: тибетско-цянский округ Аба (Нгаба), тибетские округ Ганьцзы (Кардзе) и уезд Мули (Мили); провинция Юньнань: тибетский округ Дацин (Дэчен).

Легенды тибетцев о своем происхождении неоднородны. Как и большинство народов, они возводят свое происхождение к первопредку, который понимается по-разному. В исторических текстах древнетибетской религии бон широко распространено повествование о появлении древнего мира-вместилища и находившихся в нем существ из яйца-пространства бытия. Космогония описывается как образование изначальных элементов, из которых образовались «первоначальные яйца», давшие начало миру и живым существам. По древнетибетским представлениям, мир делится на небо (Нам), землю (Бар), или «средний [мир]» (Са), и «нижний», подземный мир (Ог). Этим сферам соответствуют божества Лха, Лу и Цэн (или Ньен).

Согласно детально разработанным представлениям, признанным в религии бон, люди произошли из рода Ньен. По одному из древнебонских трактатов, из восемнадцати хрящей яйца возникли восемнадцать больших областей пространства и населяющие их существа, причем из одного яйца-раковины возник великий прародитель людей стран Шангшунг и Тибет - Менпэй Миво Лумлум. Страна Шангшунг располагалась в Западном и Северном Тибете. Ее центр, как считают, находился у горы Тисе (Кайлас) и оз. Мапам (Манасаровар). После прародителя было много поколений людей, на смену которым пришли четыре великих рода - Дон, Дра, Дру и Га (или пять - с родом Го), а также два рода Вал и Да. Все они известны как шесть (или семь) человеческих кланов. Эти кланы - предки всех тибетских родов. Потомки рода Дон и рода Сен, постепенно перемешиваясь между собой, образовали шангшунго-тибетский этнос.
Другая легенда возводит происхождение тибетцев к обезьяне, вызывая в памяти теорию Ч. Дарвина. По этой легенде, в древности в Тибете жили только демоны и демоницы. Чтобы заселить страну людьми и сделать ее оплотом учения Будды, бодхисаттва Авалокитешвара (по другой версии - его ученик) принял облик обезьяны и стал мужем одной из этих демониц. От этого брака и пошли тибетцы. Все это происходило недалеко от Цетанга, в центре области У-Цанг. Возможно, эта легенда является буддийской обработкой более раннего предания. Есть также легенда об их царе Ньяти Цэнпо - что он спустился с неба.

Эти легенды, в сочетании с традиционными тибетскими представлениями, что их страна - центр мира, указывают на то, что тибетцы осознают себя коренным, а не пришлым народом Тибетского нагорья. Научные данные подтверждают это. По генетическим данным, предки тибетцев имеют североазиатское и сибирское происхождение; есть сведения о следах пребывания человека на Тибетском плато уже 18–22 тыс. лет назад. Стоянки человека нового каменного века - эпохи неолита исчисляются десятками. Обнаружены и более древние стоянки - времен палеолита. Некоторые стоянки найдены в высокогорье, выше 4 тыс. м над уровнем моря. Три - пять тысяч лет назад в районах современных городов Чамдо и Лхаса были высокоразвитые неолитические культуры, уровень которых сопоставим с уровнем некоторых неолитических культур Китая. На рубеже нашей эры древние жители Тибета вступили в эпоху бронзы. А в I в. н.э. они уже научились выплавлять железо. Представители этих культур - по-видимому, предки тибетского народа, который возник и развивался на Тибетском нагорье.

Восточная часть Тибета - историческая область Кам (тиб.: kham), северо-восток - область Амдо. Кам простирается от Согла Кьяо до поворота р. Мачу (верхнее течение р. Хуанхэ). От этого поворота до Белой ступы (тиб.: чойтен Карпо) - область Амдо. Это северо-восточная граница Тибета. Обе области изобилуют пастбищами, в долинах развито земледелие, склоны гор покрыты лесами. На юго-западе находится Ладак (Малый Тибет). Значительная его часть покрыта небольшими горами и лесами.


Тибет (по http://perso.wanadoo.fr/tibetmap/tibet21.jpg , с изменениями).
1 – историческая граница;
2 – граница между 1914 и 1950 гг.;
3 – современная административная граница.
Курсивом обозначены современные провинции КНР.


Современное административно-территориальное деление Тибета.

Некоторые тибетские ученые считают, что их народ имеет индийские корни. По их мнению, некий царь или военачальник по имени Рупати участвовал в знаменитой войне Пандавов с Кауравами, описанной в индийском эпосе «Махабхарата». Он воевал на стороне Кауравов и после их поражения вместе с приверженцами бежал в Тибет. Другие предполагают, что тибетцы произошли от иранцев. Антропологические данные опровергают это. Тибетцы относятся к восточноазиатскому типу монголоидной расы вместе с монголами, японцами, корейцами, ханьцами и др. Дивергенция (разделение) тибетцев и ханьцев от общих предков, по некоторым данным, произошла очень давно, 5–6 тыс. лет назад. Некоторые исследователи полагают, что тибетцы имеют общую генетическую основу с монголами, хотя ясно, что существовали и другие сильные влияния. Возможно, в том числе индийские.

Об очень древней дивергенции (разделении) ханьцев и тибетцев свидетельствуют и уникальные приспособления последних к условиям высокогорья, где низкая концентрация кислорода у неприспособленных людей ведет к горной болезни. Эти адаптации дают тибетцам преимущества перед ханьцами в заселении высокогорья. У тибетцев более высокая насыщаемость крови кислородом, чем, например, у ханьцев, это закреплено генетически. Тибетцам позволяет избегать горной болезни также то, что у них более частое дыхание, более широкие артерии и капилляры, по которым кислород доставляется к органам. У них в выдыхаемом воздухе повышена концентрация окиси азота. Это связано с повышенным энзиматическим синтезом этого вещества в организме. Польза от этого в высокогорье - расширение легочных кровеносных сосудов, усиление кровотока в легких, уменьшение легочной гипертензии, усиление окисляемости гемоглобина. Все это способствует обогащению организма кислородом и улучшению функции легких.

Организм тибетцев лучше переносит высокогорье, чем организм акклиматизировавшихся там ханьцев. Так, в высокогорье Тибета частота аномалий ЭКГ выше у ханьских мигрантов (даже тех, кто мигрировал туда в молодом возрасте), чем у тибетцев. С увеличением высоты у ханьских мужчин сильнее повышается концентрация гемоглобина, чем у ханьских женщин, а у тибетцев этого нет.

Новорожденные ханьцы гораздо сильнее подвержены горной болезни, чем тибетцы. Соответственно, различается смертность. По респираторным характеристикам, связанным с высокогорьем, потомство мужчин-ханьцев от тибеток занимает промежуточное положение между чистыми ханьцами и тибетцами. Следовательно, оно лучше приспособлено к этим условиям, чем ханьцы, но хуже, чем тибетцы. Однако смешанные браки ханьцев и тибеток весьма редки.

Эти особенности - одна из причин того, что ханьцы не могут успешно колонизировать высокогорья Тибета, тогда как тибетские районы на низких высотах они успешно заселяют.


Озеро Ямдрок-цо (фото: С.Л. Кузьмин).

Все это не означает, что тибетцы с древних времен живут в полной изоляции. По археологическим данным, древними пришельцами в Тибет с северо-востока были цяны - народ тибето-бирманской группы. Другие возможные предки тибетцев - моны, а также племена индоевропейского происхождения. Определенное влияние могли оказывать также монголоидные племена, которые могли относиться и к цянам. Моны были ассимилированы как тибетцами, так и китайцами. Цяны известны, по крайней мере, со второго тысячелетия до н.э. как соседи древнекитайского государства Шан-Инь. Цяны поддерживали с иньцами торговые контакты, роднились, воевали и т.д. Цяны платили иньцам дань. Последние приносили цянов в жертву (наряду с другими), в Шан-Инь было много рабов-цянов. С другой стороны, знать обоих народов роднилась между собой, и один из знатных родов Древнего Китая - Цзян имел цянское происхождение.

Генетическая связь цянов с тибетцами не выяснена. Одни считают их предками тибетцев, другие - наоборот. Так или иначе, именно в то время в китайскую писаную историю стали входить сведения о первых контактах предков тибето-бирманских народов с предками китайцев. Предполагают, что цяны одомашнили яка около 5 тыс. лет назад, як был их тотемным животным, с ним связан ряд легенд и поверий.

В первые века нашей эры цяны попали под владычество сяньби - кочевых племен, вероятных предков монголов, в районе оз. Кукунор (совр. монг.: Хөх нуур - Синее озеро; тиб.: Цо Нгонпо; кит.: Цинхай ху). Это были одни из самых ранних контактов предков тибетцев и монголов, впоследствии образовавших общую цивилизацию.

Таким образом, в этническом отношении тибетцы и китайцы разделились очень давно. Каким бы ни было их изначальное родство, дальнейшее развитие их проходило в разных условиях, и культурная экология была разной. С тех пор Тибет и Китай развиваются как две разные цивилизации, и ни одна из них не стала частью другой.

 Tibetan Plateau, 2009, p.7.
 The Sino-Tibetan etymological dictionary...
 Шакабпа, 2003.
 Шакабпа, 2003.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Намкай Норбу, 2008, с. 16–20.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Намкай Норбу, 2008, с. 16–27, 104, 109–111.
 Намкай Норбу, 2008, с. 187–189.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Aldenderfer, 2003, р. 542–549.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Шакабпа, 2003.
 Gelek. A Brief Description...
 Jong L. DNA profiles...
 Beall, 2006, p.18–24.
 Biello, 2007.
 Beall et al., 2001, p. 411–412.
 Halperin et al., 1998, p.237–437.
 Wu et al., 2005, p.598–604.
 Niermeyer et al., 1995, p.1248–1252; Wiley, 2004.
 Gantenbein, 1993; Curran et al., 1997, p.2098–2104.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Smith, 1996.
 Wu K., Wu C., 2004.
 Бичурин, 1833, с. 74–123.
 Smith, 1996.

Тибет - самое загадочное и недоступное место на Земле. Особенно удивляет красота местной растительности и разнообразие животных. Что такое Тибет, и какова его история, читайте далее в статье.

Тибет богат своей историей, о чем свидетельствуют многочисленные источники тех времен, когда существование культуры Тибета происходило независимо от других стран-соседей. История Тибета с детальными подробностями стала известна с периода распространения империи от Бенгалии до Монголии.

Перечислим основные исторические вехи:

  • Распространение буддизма. Этот период приходится на годы правления Сонгцена Гампо, с 617 по 650 гг. После смерти царя власть официально переходит к внуку, хотя реально правил министр, что привело буддизм в упадок.
  • Восстановление учения Будды приходится на 755-797 гг. В это время переводятся тексты Учения на тибетский язык, строится университет Самье при монастыре, который и сегодня является важным центром буддизма.
  • Строительство монастырей и храмов, введение монахов в управление страной (с 815 по 838 гг.).
  • Преследование буддизма, так как правление страной оказывается в руках царя Ландарма - сторонника религии бон. Ученым и монахам пришлось бежать из страны.
  • Распад Тибета на маленькие царства. Это произошло после смерти Ландарма, поэтому систематические исторические сведения с 842 по 1247 годы отсутствуют, так как у правителя не было наследников.
  • Колониальные интересы в отношении Тибета со стороны других стран. Кульминационным моментом в их соперничестве становится организация британской экспедиции в Тибет в 1903-1904 гг.
  • Тибет провозглашает себя независимым государством от влияния центральной власти в 1911 году, хотя данное событие не признавалось в мире.
  • вошли на территорию Тибета в 1950 году, в результате чего в 17 пунктах утвердилась власть захватчиков. Свое присутствие здесь китайцы наращивали постепенно, когда, наконец, в 1965 году Тибет был провозглашен автономным районом Китая.

Место расположения

Тибет - это единственный автономный край Китая. Туристов привлекает его загадочность и удивительная красота природы. Коренное население исповедует буддизм, поэтому Тибет регулярно посещают тысячи паломников со всего света.

Где находится Тибет? Пространство от Индии до Китая занимает площадь которого достигает миллионы километров. Тибет, расположившийся тут, граничит со многими провинциями и государствами: Непалом, Индией, Бирмой.

И чтобы узнать, где находится Тибет, достаточно вспомнить о Гималаях и самой высокой горе в мире - Джомолунгме, получившей еще одно название - Эверест. Ее высота достигает 8 848 м. Чтобы покорить эту вершину, сюда приезжают туристы со всех уголков мира.

Кстати, именно территория Тибета дает рождение многим крупным Тсангпо начинает свой путь с юга, Сутлей и Инд протекают возле священной для тибетцев горы Кайлаш, Салвин и Меконг берут начало с его восточных земель.

Климат

Не трудно понять, определив, где находится Тибет, - климат территории, расположенной на 4-8 тыс. м выше уровня моря, желает быть лучшим. Специалистами он характеризуется как сухой субтропический континентальный. Это значит, что погода здесь неустойчива, отличается частыми перепадами температур в дневное и ночное время.

Шквалистые ветры и пыльные бури - частые гости на территории Тибета. Непредсказуемо и выпадение осадков: в разных провинциях их количество разное и незначительное. Осадков мало потому, что их выпадению здесь препятствует которые не пропускают муссонные ветры с запада, приносящие ливневые дожди.

Население

Тибет - это автономный район. Его территория огромная, но при этом малонаселенная - на ней проживает 6 млн. тибетцев и 7,5 млн. - китайцев. Грамотность местного населения на низком уровне и составляет менее 50 %.

Самым крупным городом края является Лхаса. Здесь расположены главные административные и религиозные центры Тибета. На территории нагорья расположены и другие города, имеющие промышленное значение: Чамдо, Шигацзе и др.

Местные жители занимаются скотоводством и земледелием. Это их основные занятия. В долинах рек они выращивают пшеницу, кукурузу, ячмень, табак и овощи. Кроме того, тут разводят овец, коз и яков, которые используются в качестве тягловой силы.

Растительность

Тибет - это край, на территории которого произрастает скудная растительность пустынь, степей и тундры. Хотя леса здесь тоже есть. Местами их произрастания являются долины рек. Выше отметки 6 000 м простираются вечные снега и ледники.

Особенность растительности этого чудного края заключаются в ее молодости, так как флора древнего периода уничтожена полностью с наступлением периода оледенения. Для данной местности характерны поясные границы и пестрота растительности внутри них. Здесь растет ковыль и осока, горец и кобрезия карликовая, ива и вереск, горечавка и многие другие растения.

Животные

В степях, пустынях и горах Тибета сохранились такие редкие животные как лошадь Пржевальского, верблюд двугорбый, кулан и др. Эта местность является родиной верблюдов, яков и ослов, которые относятся к домашним животным. В горных лесах много маралов, косуль, лосей, а в пустынных - горных баранов, антилоп, козлов, снежных барсов и других животных.

Степи полны сайгаками, джейранами, сусликами, сурками, тушканчиками, зайцами, песчанками, полевками. Местом обитания серого волка являются равнины, а красного - горы. Здесь распространены лисицы, колонки, куницы, хорьки, ежи, рыси, манулы. Тибет отличается наличием множества птиц: снежных грифов, галок и др.

Культура

Вероисповеданием этнических тибетцев является религия бон и буддизм. С того времени, когда Тибет стал частью Поднебесной, китайский язык является тут официальным. Но делопроизводство и начальное обучение в школе разрешено вести на тибетском языке. Поскольку обучение платное на всей территории края, большинство населения остается неграмотным, так как платить им нечем.

Когда Китай окончательно распространил свою власть на всю территорию Тибета, был запрещен обряд «Небесные похороны», который соблюдался на протяжении многих веков местным населением при погребении усопших. Но с 1974 г., по многочисленным просьбам монахов и простого народа, правительство Китая разрешило проводить данную церемонию, которую тибетцы считают единственно возможной для своих усопших.

Монастыри на территории Тибета контролируют китайцы. Для приема в них установлены отборочные критерии. В настоящее время почти все монастыри (95%) разрушены или снесены. Причиной тому является несогласованность с китайскими властями при их строительстве.

Зато сегодня на Тибете пышно отмечаются праздники и фестивали, представляющие яркое зрелище и привлекающие множество туристов.

Тибет - это край, богатый традициями и обычаями, секретами медицины и кухни, потрясающе красивыми ландшафтами и мистическими праздниками.

Тибетская кухня

Тибет - это край загадок и древней истории, которая берет свое начало со времен монастырей буддистов. Поэтому первое место здесь занимает духовная пища. Но, в любом случае, никто из туристов голодным не остается. Главной едой тут является мясо и овощи, а популярным блюдом являются сосиски из мяса баранины и говядина, вяленая особым способом.

Местные жители сладкие блюда и фрукты употребляют очень редко. Пожалуй, единственной сладостью на Тибете является хворост, который едят с медом. Алкоголь считается несовместимым с молитвами напитком, поэтому тибетцы относятся к нему с прохладцей. Но слабое вино из риса здесь продается.

Основное блюдо кухни - цампа. Для ее приготовления используется яичная мука, мясо яка, ячменное пиво и чай. Кстати, чай в Тибете пьют с добавлением масла и соли.

В меню для туристов, как правило, включают такие блюда как шадпу и чуру - сыр на основе ячьего молока. В гостиницах больших городов также готовят момо - блюдо, похожее на русские пельмени, начинкой которых является мясо или овощи, и тукпу - суп с мясом и лапшой, заправленный овощами.

Как доехать

В Лхасу, попасть легко, если местом отправления будет крупный город Китая. Но туристам лучше следовать другим маршрутом, чтобы избежать резких перепадов высоты.

Самым популярным и щадящим туристическим маршрутом является такой: группа отправляется из Куньмина, следует до Дали, а затем до Лиянга. Высота увеличивается постепенно. Последним этапом является перелет на самолете до города Лхасы.

Из Пекина в столицу Тибета можно добраться и поездом, который следует по Цинхайскому железнодорожному пути двое суток, а также с организованной группой, используя автодорожный транспорт.

При создании армии нужны были большие деньги. Так как все налоги были уже введены и действовали, в 1926 году начал действовать новый налог, который взимался со всех людей, у которых были уши. Абсурд, но это так было! Однако тибетцы не стали отрезать себе уши, а платили налог, хотя никто не понимал, за что. Деньги для армии собрали за год.

Тибет, между прочим, является лидером по сбору налогов. Люди платили налог, когда рождались, женились, пели, танцевали, били в барабан или звонили в колокольчик. Если путник заблудился в дороге, то ему, прежде чем уснуть на траве, нужно было заплатить хозяевам за такой ночлег.

Обширное Тибетское нагорье, отделенное от окружающих низменностей высокими хребтами - Куньлунем с севера и Гималаями с юга, - посередине разделено Трансгималайским хребтом, представляющим естественный рубеж между сухими степями северного плато и живописными речными долинами реки Цангпо (Брахмапутры) и ее притоков. Высокогорная равнина, примыкающая с юга к Куньлуню, - пустыня, не населенная и по наше время. Южнее, по склонам горных хребтов, идут травянистые степи, где возможно овцеводство, а еще южнее, по берегам рек, издавна бытовало земледелие. Северная пустыня и Гималайский хребет преграждают доступ в Тибет с севера и с юга. Поэтому Тибет заселялся с запада и востока.

На западе, в верховьях Инда, с незапамятных времен создавали свои поселения земледельческие племена - моны и дарды. По расе, языку и культуре эти племена были близки к народам Северо-Западной Индии и Памира. В V–VI вв. Дардистан входил в состав державы эфталитов, а после ее разгрома получил самостоятельность. Политического объединения у дардов и монов не возникло. Они делились на множество мелких княжеств, независимых друг от друга. Вследствие примитивности их организации они не могли оспаривать первенство у продвигавшихся с востока предков тибетцев.

На западной границе Китая, в современных провинциях Шэньси и Ганьсу, жили бок о бок два разных народа: монголоидные пастухи-кяны, народ тибетской группы, и земледельцы-жуны. Хотя древние китайские авторы, очевидно метафорически, называли тибетцев «западными жунами», это были два разных народа в древности говоривших на разных языках. Однако смешанные браки и общая судьба, определявшаяся совместной борьбой против Китая, привели к тому, что тибетский язык вошел в обиход не истребленных китайцами жунов. Смешавшись, эти народы распались на несколько гибридных племен, из которых наибольшее значение для истории имели танчаны, дансяны, ди-бома (в Сычуани) и байлан. Впоследствии эти племена жундистского происхождения, слившись образовали народность, называемую средневековыми тангутами.

Несмотря на продолжительное общение с китайцами, они сохранили еще в III в. своих князей и свой быт. Хотя большинство их знало китайский язык, но у себя дома они пользовались языком ди. Наряды и обряды их были похожи и на китайские, и на тибетские, что указывает на тесную связь тангутов с обоими упомянутыми народами, однако этническая самостоятельность их в III в. утеряна не была. Численность отдельных племен иногда превышала 10 тыс. человек. Не только по происхождению, но и по быту отличались друг от друга тибетцы-кяны и тангуты.

«Народы си-жун (в данном случае тибетцы. - Л.Г.) вместо одежд употребляют шкуры зверей; не имеют постоянных жилищ и ведут кочевой образ жизни, снискивая себе пропитание скотоводством. Определенных названий родам и поколениям не имеют, имя отца или матери служит названием и роду их. Они разделяются на множество родов, не имеющих государя и не признающих единовластия, а живущих общинами. Народ чрезвычайно храбрый, умереть в сражении почитается у них счастьем, умереть от болезни - несчастьем. Подобно животным, они крайне терпеливо переносят стужу: даже женщины при родах не уклоняются от суровости климата». «Танчанские цяны (в данном случае тангуты. - Л.Г.) составляют особый род. Они имеют постоянные жилища и живут домами. Избы их обтянуты полостями из буйволовой и овечьей шерсти (черной). В их владении нет ни законов, ни службы, ни налогов. Только в военное время они собираются в одно место, а в прочее каждый занимается своим ремеслом и друг с другом сношений не имеют. Одежду шьют из мехов и шерстяных тканей, пропитание получают от косматых буйволов, овец и свиней. По смерти отца, дядей и братьев берут за себя мачех, теток и невесток. Письма не имеют, а течение годов замечают по осенним и весенним переменам. По истечении каждых трех лет бывает собрание, на котором бьют быков и баранов для жертвоприношения Небу. Из дома князя Лян-цзин происходят наследственно старейшины, а снискавшие приверженность знаменитых объявляют себя королями».

Тексты не нуждаются в комментариях. Почти ни один из обычаев не является общим, различны и стадии общественного развития: у кянов - родовой строй в расцвете, у жунов - на исходе. Дальнейшая судьба их была также различна: жуны, вобрав в себя тибетское племя дансянов и остатки южных хуннов, впоследствии образовали государство Си-Ся, а потомки кянов сохранили свой быт и дикую волю до XIX в.

Потомками кянов можно считать скорее нголоков в верховьях Желтой реки, чем тибетцев-ботов, отколовшихся от кянов в неопределенное время до новой эры. Боты, распространившись вверх по среднему течению Брахмапутры, вступили на путь создания классового государства, а кяны, потерпев ряд кровавых поражений, отступили в горы, откуда еще в 1899 г. своими набегами устрашали соседей и ревниво оберегали свою независимость.

По словам П.К. Козлова, они заносчиво заявляют: «Нас, нголоков, нельзя сравнивать с прочими людьми. Вы, кого бы это из тибетцев ни касалось, подчиняетесь чужим законам: законам далай-ламы, Китая и каждого своего маленького начальника… вы боитесь всего. Не только вы, но ваши деды и прадеды были таковы. Мы же, нголоки, с незапамятных времен подчиняемся только собственным законам и побуждениям. Каждый нголок родится уже с сознанием своей свободы и с молоком матери познает свои законы, которые никогда не должны быть изменены. Каждый из нас чуть не рождается с оружием в руках… наше племя одно из самых высоких, достойных в Тибете, и мы вправе с презрением смотреть не только на тибетцев, но даже и на китайцев». В этих словах жива этнопсихологическая структура древних кянов, толкавшая их на кровавые войны, в которых большая часть их погибла. Несмотря на все высокомерие, нголоки - реликт эпохи расцвета родового строя.

Не кочевые племена, а оседлые земледельцы, осевшие на среднем течении великой реки Цангпо (Брахмапутры), создали тибетскую культуру и государственность. Во время правления Пудэкунгье, которое датировать не удалось, в Тибете возникли земледелие и ирригация. На плодородной почве речных долин произрастали пшеница, ячмень, гречиха и горох. Воду на поля отводили из горных речек каналами, около которых воздвигались каменные укрепленные поселения. К тому же неопределенному времени тибетские хроники относят начало металлургии. Выплавлялись три металла: серебро, медь и железо. Через реки перебрасывались мосты, и даже появилось ткачество на станке. Значительный подъем хозяйства датируется концом IV - началом V в., когда была упорядочена ирригация, широко практиковалась заготовка кормов для скота, используемого при пахоте, и были выведены новые породы мула и хайныка (помесь яка и коровы).

Технический прогресс создал такое изобилие продуктов, что население Тибета быстро росло. К VII в. оно достигло 2860 тыс. человек, т. е. предела, выше которого не поднималось вплоть до XX в. Больше, при указанном уровне техники, страна прокормить не могла. Естественно, прирост населения шел за счет земледельческих районов, и племена, поселившиеся в речных долинах, по бытовому укладу, обычаям и культуре все больше отдалялись от своих кочевых собратьев. Наконец, они преобразились в народ, которому предстояло совершить великие дела.