Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сферы духовной культуры: наука, религия, искусство, кино и театр. Деятельность в сфере духовной культуры

Сферы духовной культуры: наука, религия, искусство, кино и театр. Деятельность в сфере духовной культуры

Под словом «культура» понимают воспитание, развитие и образование людей. Ее считают результатом жизнедеятельности общества. Культура является целостным системным объектом, состоящим из отдельных важных частей. Ее разделяют на духовную и материальную.

Духовная культура личности

Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.

Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.

  1. Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
  2. Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.

Признаки духовной культуры

Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.

  1. В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
  2. Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой .
  3. Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
  4. Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.

Виды духовной культуры

Первыми видами духовного развития человека, являются религиозные верования, традиции и обычаи, нормы поведения, сформировавшиеся в течение многих лет. Духовная культа включает в себя результаты интеллектуальной или духовной деятельности человека. Если ориентироваться на социальную составляющую, то можно выделить массовую и элитарную культуру. Есть классификация, основанная на том, что культура воспринимается, как форма общественного сознания, так существует:

  • политическая;
  • нравственная;
  • эстетическая;
  • религиозная;
  • философская и другие культуры.

Сферы духовной культуры

Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.

  1. Миф – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
  2. Религия как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
  3. Нравственность – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
  4. Искусство – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
  5. Философия – особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
  6. Наука – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.

  1. Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
  2. С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
  3. Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

Способы развития духовной культуры

Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.

  1. Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
  2. Необходимо расширять свой кругозор и развивать .
  3. Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.

Духовная культура, тесно связанная с материально-техническим развитием общества, включает в себя всю совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Наиболее ранние, сложившиеся виды духовной культуры - это религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно исторических социальных условиях. К элементам духовной культуры относят также искусство, религию, мораль, научные знания, политические идеалы и ценности, различные идеи. Это всегда результат интеллектуальной, духовной деятельности человека. Духовная культура, как и материальная, также создается человеком для удовлетворения его определенных потребностей. Конечно, деление культуры на материальную и духовную в определенной мере условно. Ведь культура - это самопорождение человека как вида. С одной стороны, человек порождает культуру, с другой, - сам выступает ее результатом. Но в интересах анализа такого многомерного понятия, как культура, примем исходные положения: есть материальное производство - производство вещей, и есть духовное производство - производство идей. Отсюда вытекает и структурное деление культуры.

Различие между материальной и духовной культурой можно проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морального старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в предметной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятельности. Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.

Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток личности их создателя: поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам постичь не только содержательную, но и эмоционально-чувственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.

Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у человека безгранична, в отличие от уровня материального благосостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духовной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.

Обычай представляет собой одно из самых древних явлений духовной культуры. В первобытном обществе формировались первые обычаи как регуляторы поведения человека.

Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, "живучестью". Они присутствуют в любой развитой культуре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. ("Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь"). Обычай - это стереотип в поведении человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как момент традиции.

Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве традиций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережитки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор традиций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.

Способом существования традиции, кроме обычаев, выступают также обряды или ритуалы. Обряд - это последовательный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадебные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы - "дожинки") и другие.

В духовной культуре могут действовать нормы. Норма - это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятельное существование. Поступки человека во многом определяются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы. Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.

Более сложным и развитым продуктом духовной культуры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, допускает различные, даже противоположные решения и предпочтения. Ценность включает в себя такие элементы, как интерес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических. Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, классиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами.

Духовная культура – это культура, объектами которой являются идеология, мораль,духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Ведь любой предмет или явление материальной культуры в основе своей имеют какой-то проект воплощают в себе определенные знания, а удовлетворяя человеческие потребности, становятся ценностями. Иными словами, продукты материальной культуры, прежде чем они были созданы, должны были появиться у их создателей в виде чертежей, плана работы - несомненных продуктов духовной культуры.

Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Особенно хорошо это видно на примере произведений искусства, которые являются частью духовной культуры.

Таким образом, предметы культуры могут менять свое назначение. Следовательно, должны быть введены какие-то критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, его относят к материальной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Исходя, из многообразия видов человеческой деятельности в духовной культуре можно выделить четыре сферы.

Первая сфера порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это проективный вид деятельности, который предлагает идеальные модели будущих конструкций, имеющий величайшую культурную ценность. Результаты этого вида деятельности – идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин, а также различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования может выступать и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания. В истории культуры проективная деятельность постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного творчества.

Сегодня проективная деятельность существует как специализи-рованная, она разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы - природных, социальных или человеческих. Таким образом, выделяют следующие виды проектирования:

Техническое (инженерное) - неразрывно связано с научно-техничсским прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом становится мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;

Социальное - связано с созданием моделей общественных явлений - новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;

Педагогическое - ориентировано на формирование моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые создаются родителями и учителями.

Вторая сфера духовной культуры, охватывает способы познавательной деятельности человека, и выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватно может быть представлена научной деятельностью. В любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры, но своими истоками они уходят в три вида познавательной деятельности, присущие еще первобытному человеку, - практическое, мифологическое и игровое познание.

Практические знания всегда имели и имеют конкретный характер, связаны с непосредственной жизнью человека в природе и в обществе, органично вплетены в его трудовую деятельность и повседневную жизнь. Это знание добывается каждым человеком самостоятельно.

Мифологическое знание хотя и выросло из практического, рано отделилось от него. В нем воплощаются обобщенные представления человека о мире, выраженные в фантастической форме мифа.

Игровое знание также появилось на самых ранних этапах человеческой истории. В игре ребенок получал необходимые знания о «взрослой» жизни - как о способах деятельности, так и о человеческих взаимоотношениях.

Третья сфера духовной культуры, связанна с ценностно- ориентированной деятельностью. Знание-оценка выступает связующим звеном с названным выше структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятельности. Мир человека-это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.

Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами:

Моральная культура. Дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу. Моральную культуру можно определить и как достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственность за последствия и т.п.;

Художественная культура. Ее внутреннее строение исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник – искусство – публика». Это некая самоуправляющаяся система, элементами которой являются художественное творчество, художественные ценности, художественное потребление.

Следует отметить, что в искусстве, как и в других подсистемах духовной культуры, представлены все ее функции. Так, преобразовательная деятельность присутствует в художественной культуре в форме художественного творчества. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку их восприятие есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно - ориентированная деятельность, входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемому в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов – художественных образов;

Религиозная культура. Она основана на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу, воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный абсолют. В религиозной культуре можно выделить идеологический и психологический уровни; в целом она воплощает особое отношение человека к миру (наряду с практическим, познавательным, художественным).

Четвертая сфера духовной культуры направлена на духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Душевный контакт между двумя партнерами, в ходе которого происходит обмен информацией, является в данном случае высокой культурной ценностью.

Общение также возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив). В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний, движений.

Духовное общение может происходить не только на личностном уровне. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества составляют фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные в речах, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», становятся достоянием сознания людей.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей - образов общественного сознания.

Разработка плана урока: Деятельность в сфере духовной культуры

Тип урока :Комбинированный,интегрированный, урок- практикум, изучение нового материала.

Цель: Сформировать представление учащихся о духовном мире личности как важнейшей ценности современного общества.

Задачи:

Сформировать представление о деятельности в сфере духовной культуры, ее особенностях и значении

Развивать основные общеучебные умения, такие как анализ текста, планирование и организация работы во времени,самоконтроль и самооценка своей работы

Развивать аналитические умения, такие как классификация, сравнение, обобщение фактов;

Развивать коммуникативные умения учащихся в ходе групповой работы,

способствовать воспитанию высоких гражданских качеств личности, потребность в приобщении к культурным ценностям.

Новые слова : Духовность,духовная деятельность, духовные ценности, духовный мир человека,духовные потребности

Оборудование :Компьютер,интерактивная доска, учебные пособия, словарь,презентации.

Ход урока:

1.Оргмомент:

1.1.Приветствие

1.2.Контроль отсутствующих

2.Проверка домашнего задания:

2.1.Вводное слово учителя:

Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого мудреца Сократа,который стал символом философии как знания о человеке и его мире. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилища бога Апполона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди эллинов.Радуйся! «.На что Сократ ответил:Меня признали самым мудрым только потому, что ничего не знаю,а афиняне не знают даже этого» . Мудрейшие из философов, подобно Сократу, Конфуцию, Лао-цзы убежденно говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается к мудрости, тем больше он понимает, какая бездна непознанного окружает его. На прошлом уроке мы с вами говорили о роли знаний в жизни людей, о том, что

с ходом исторического развития человечества их значение возрастает.

Назовите, пожалуйста, структуру познавательной деятельности?

Учащиеся: Цель, средства достижения, действия, результат

Учитель: Хорошо, молодцы! Какие цели вы преследовали, когда поступали в наш лицей?

Учащийся: Основная цель моего прихода в лицей – получить специальность повара.

Учитель: Какие средства достижения вы используете?

Учащийся: Учебники по спецдисциплинам, практике, лабораторные занятия, обслуживание посетителей.

Учитель: Какие действия вы предпринимали для этого?

Учащийся: Прежде всего добросовестная учеба, работа на практике,где мы добиваемся определенных результатов, применяя теоретические знания.

Учитель: Чтобы закрепить ваши знания,мы проведем терминологический диктант: - 1. Назовите этапы познавательной деятельности и их элементы:

Чувственное (ощущение, восприятие,представление)

Рациональное(понятие, суждение, умозаключение)

2.-потребности:

а) на какие 3 группы делят потребности? (идеальные, социальные, биологические)

б) назовите базисные потребности, которые назвал американский психолог А. Маслоу (физиологические,экзистенциальные,социальные, престижные,духовные)

2.2.Работа у доски по карточкам(2 учащихся)

2.3.Проверка выполнения работ у доски

2.4.Фронтальный опрос: эссе на тему « Знание-сила»

Учитель: Таким образом, ребята, познавательная деятельность имеет свою особенность, именно эту особенность отметил английский философ Ф.Бэкон, которому принадлежат слова: «Знание-сила»,

огромную роль знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом отметили и вы в своих эссе. Рассмотренная нами познавательная деятельность является важным проявлением духовной деятельности. А сейчас посмотрите видеоматериал и ответьте на вопрос:»О чем у нас в вами пойдет речь

Видеоматериал о музеях мира:

а)Лувр

3.Основная часть:

3.1.Вводное слово учителя: Итак,просмотрев видеоматериал, как вы думаете,о чем у нас с вами пойдет речь?

Учащиеся:О музеях, культуре и т.д

Учитель:Вы правильно определили тему нашего урока, сегодня мы будем говорить о духовной сфере, а значит, о деятельности в сфере духовной культуры,определим особенности и значение духовной деятельности для каждого из нас.

Духовная деятельность не сводится только к познавательной. Рассматривая духовную деятельность в целом,можно условно выделить два ее вида: духовно- теоретическую и духовно-практическую.

«Тема нашего занятия «Деятельность в сфере духовной культуры».Запишите тему и план урока с доски. Познавательная деятельность относится к духовной сфере.Деятельность в сфере духовной культуры имеет такую же структуру,как и познавательная Результатом духовного производства являются духовные ценности и основной вопрос,над которым мы сегодня с вами будем работать: « Какова роль духовной деятельности в жизни человека?» ,для этого,прослушав мой рассказ,используя дополнительную литературу вы должны определить особенности духовной деятельности.

а) Работа с презентацией « Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность»

3.2.Организация учебной деятельности:

Работа со словарем.

Дух - духовное связано с представлениями о высших целях и смысле человеческой жизни.о нравственном облике личности

Духовная деятельность

Духовный мир человека

Духовные ценности

Духовное самоопределение личности

Духовность-(познание себя, смысл и назначение жизни)

3.3.Работа по группам: Задание –определить особенности духовной деятельности

а) 1группа-особенности духовного производства

б)2 группа –особенности сохранения и распространения духовных ценностей

в)3 группа -особенности духовного производства

(учебник как источник информации)

ВЫВОДЫ:

1группа:

1. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, а материальная – с преобразованием объектов природы и общества.

2. В духовной деятельности выделяют духовно-теоретическую (создание духовных ценностей) и духовно-практическую деятельность (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение), а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей.

3. Духовное производство связано с производством материальным.

4. Духовное производство осуществляется особыми группами людей – профессионалами, а также включает деятельность, осуществляемую народом.

5. Продукты духовного производства создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных благах, но и для самореализации автора.

Основной вывод1группы: Результатом духовного производства является создание духовных ценностей и воздействие их на сознание людей. Это воздействие способствует росту духовной культуры людей, обеспечивается деятельностью специализированных учреждений.

Учитель: Таким образом,духовное производство-это деятельность людей по производству духовных ценностей,которые способны удовлетворять духовные потребности человека,воздействовать на его сознание.

Приведите примеры : 1.научные открытия способствуют развитию производства материальных благ,

2. социальные нормы помогают упорядочить жизнь общества.

Ответы 2 группы:

1.Различные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения,исследования и популяризации культурно-исторических естественно-научных ценностей.

Основной вывод: Музеи, библиотеки, архивы, театры играют важную роль в сохранении и передачи культурного наследия.

Ответы 3 группы:

1.Духовное потребление – это особый вид деятельности, он имеет свою направленность

2 .Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей

Основной вывод: Духовные ценности,выступающие предметом потребления,обогащает духовный мир человека.

Результаты отражаются в таблице «Деятельность в сфере духовной культуре»

Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, вы получили опережающие задания -подготовить презентации, сообщения по теме «Роль музеев,библиотек, архивов, церкви в сохранении и распространении духовных ценностей?»

3.4. Выступление учащихся групп:

« Роль музеев,библиотек, архивов в сохранении,распространении духовных ценностей»

1) Работа с презентациями:

рассказ учащихся о учреждениях, выполняющих функции собирания, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и естественно -научных ценностей – музеях, архивах, библиотеках,церкви, сопровождаемый демонстрацией презентаций.

О музеях

О театре

О библиотеке им.Амур-Санана

О церкви

О хуруле

Учитель:

Задание учащимся: записать в тетрадь названия учреждений, занимающихся сохранением и распространением духовных ценностей, дать их краткую характеристику.

Учитель: Американский психолог Э.Фромм писал, что люди определяют смысл жизни через соотнесение с ценностями:для некоторых в качестве ведущей духовной деятельности выступает познание,для других- любовь, творчество. вера, свобода,забота о благе Отечества, третьи-материальные ценности. Можно ли на основе этих данных сделать выводы о ценностных ориентирах современной молодежи? Если да, то какие?

3.5..Дискуссия «Ценностные ориентиры современной молодежи»

Выступление учащихся:

Учитель: Таким образом, какой вывод мы с вами можем сделать? Какова роль духовной деятельности для человека?

ВЫВОД:

1.Духовная деятельность способствует духовному росту человека, обогащает духовный мир человека.

2 Духовно богатый человек должен быть целеустремленным, ответственным, самостоятельным, последовательным в действиях, должен воспринимать все глубоко и осмысленно,учиться

4.Закрепление нового материала :

4.1-термины

4.2-задания в формате ЕГЭ

4.3.работа с текстом «Ценности в жизни человека и развитии общества»

4.4.работа с тестом:

5.Итог работы:

5.1.Выставление оценок

5.2 Дом.задание: Составить схему своего пути духовного становления «Мой путь к духовной личности»

6.Рефлексия

В современном мире, в эпоху коренной ломки вековых ценностных ориентаций,как мы видим господствуют разные жизненные стратегии.Они связаны с достижениями благополучия и успеха, они ставят человека в положение жизненных установок и сегодня очень важно было узнать о ваших ценностных ориентирах,кому-то помочь определиться.» Все в ваших руках.

Лекция 4.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности

Духовная культура – совокупность духовность ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, образование, религия, мораль, философия, право, искусство.

Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.В современном языке понятие культура употребляется в основном в двух значениях - «широком» и «узком».В узком смысле , говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную. Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека.К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Выделяют следующие подвиды духовной культуры:

  1. Произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно–природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);
  2. Театральное искусство (театральные образы);
  3. Произведение изобразительного искусства (живопись, графика);
  4. Музыкальное искусство (музыкальные образы);
  5. Различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);
  6. Общественно–психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т. д.).

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно , потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.


Духовная культура имеет некоторые важные черты, которые отличают ее от других областей культуры:

  • духовная культура бескорыстная. Ее сущность - не польза, не выгода, а «радость духа» - красота, знание, мудрость. Духовная культура нужна людям сама по себе, а не ради решения каких-нибудь внешних по отношению к ней утилитарных задач.
  • в духовной культуре человек в сравнении с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. Безграничное пространство для творчества представляет искусство;
  • творческая деятельность в духовной культуре - это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира.
  • духовная культура чувствительно реагирует на внешнее влияние в области культуры: она способна ощущать изменения в жизни людей и откликаться на них изменениями в себе, она находится в постоянном напряжении и движении, является самой уязвимой областью культуры: люди в трудных жизненных обстоятельствах тяготятся ею. Вот почему духовная культура более всего страдает при социальных катаклизмах: революции и реформы в обществе приводят к упадку духовной культуры народа. Духовная культура нуждается в заботе общества, сохранение и развитие ее требует от общества усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она теряет внутреннее напряжение и движение.