В историиотечественной философии человек рассматривается как единственный субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и формирующийся под ее воздействием. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной эволюции. Здесь можно выделить следующие принципиальные моменты:
1) способность общественного человека продуцировать культуру является итогом взаимодействия биологической и социальной эволюции, включающей в себя эволюцию орудия труда, вследствие чего человек не только творец культуры, но и сам формируется на основе труда и культуры;
2) переход от до человеческой стадии к человеческой происходил постепенно и прогрессирующим образом в течение длительного времени.
Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. при этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации.
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Роль и место культуры в деятельности человека весьма четко можно понять на основе представлений о том, что деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Общественное воспроизводство включает воспроизводство личности, всей системы общественных отношений, в том числе технологических и организационных, а также культуру. Сущностью, главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. Культура, взятая как необходимый элемент общественного воспроизводства и одновременно как важнейшая характеристика субъекта деятельности, развивается в единстве с воспроизводственным процессом в целом во всей его исторической конкретности.
Предметная деятельность человека является основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой человеческой истории, всей истории культуры. И если деятельность представляет собой способ бытия общественного человека, то культура - способ деятельности человека, технология этой деятельности. Можно сказать, что культура является исторически и социально обусловленной формой человеческой деятельности, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, всей деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. Иными словами, культура - способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.
Преобразование мира . В предыдущих рассуждениях уже говорилось о том, что с появлением в мире человека появляется и особый фактор изменения и преобразования мира. Ведь этот процесс невозможен без появления материализованных результатов человеческой деятельности, скажем, изобретения колеса или книгопечатания. Хотя эти изобретения не выходят и не могут выйти за пределы законов природы, радикально изменить мир, эти изменения не могли произойти сами собой, на основе соответствующих законов природы. Точно так же, когда человек ставит перед собой цели, выходящие за пределы чисто материальных потребностей, в мир приходит нечто, что не могло появиться "само по себе". Одновременно создаются и предпосылки для более полного удовлетворения материальных потребностей. Заметим в связи с этим, что история человечества свидетельствует, что ни одна культура, ставившая перед собой в качестве главной цели материальное благосостояние, в итоге этого материального благосостояния так и не добивалась. Напротив, культуры, ставившие перед собой цели духовного совершенствования, цели, в сущности, "запредельные" для материального мира, добивались и прогресса личностных качеств человека, и материального благополучия.
3) научное и художественное творчество;
4) формирование общественных ценностей;
5) следование морально-этическим нормам;
6) знания и умения человека.
6. Какое название получило нечто, возникшее вне природных процессов, созданное человеком, обществом, - продукт культуры:
1) артефакт;
2) архаизм;
4) архетип;
5) анимизм;
6) аскетизм.
7. Что такое артефакт?
1) искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ и т.п.;
2) исторический факт;
3) явление природы;
4) все перечисленное.
8. Первоначальное значение термина «культура» фиксировало степень влияния человека на природу через:
1) изучение, осмысление природных явлений;
2) борьбу с ней;
3) обработку, возделывание почвы;
4) подражание животным;
5) украшение места обитания;
6) поклонение духам.
9. Верны ли суждения?
А. Период времени биологической эволюции человека продолжался неизмеримо дольше культурной.
Б. Эволюционный процесс всех млекопитающих, в том числе и человека, тесно связан с социальными изменениями.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
10. Верны ли суждения?
А. Духовная деятельность современного человека изменяет всё, что существует в природе.
Б. Формой существования и передачи духовной культуры могут быть только материальные предметы.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
11. Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни норм и культурных ценностей общества называется
1) адаптация;
2) образование;
Социализация;
4) обогащение;
5) воспитание;
6) аккультурация.
12. Слово «civilis» в латинском языке означало…
1) сильный, могущественный, большой;
2) приличный, вежливый, учтивый;
2) умный, образованный, просвещённый;
4) городской, гражданский, государственный;
5) лично свободный, не являющийся рабом;
6) принадлежащий к аристократии.
13. Какие существуют подходы к соотношению культуры и цивилизации?
1) термины «культура» и «цивилизация» тождественны;
2) цивилизация – уровень социокультурного развития;
3) цивилизация – период деградации, упадка культуры, набор технико-механических средств;
4) все перечисленное.
14. Для какого западноевропейского мыслителя цивилизация - это старость культурного организма, переход от творчества к бесплодию, преимущество материалистических взглядов, вырождение искусства, невостребованность таланта и гения; переход от органического состояния к неорганическому?
1) X. Ортега-и-Гассет;
2) Ф. Ницше;
3) О. Шпенглер;
4) Л. Уайт;
5) Ж.-Ж. Руссо;
6) Цицерон.
15. Чье имя носит теория, в соответствии с которой цивилизацией называется последний (третий), наивысший период истории, наступивший с появлением городов, государств и письменности?
1) Моргана – Энгельса;
2) Леви-Стросса;
3) О. Шпенглера;
4) Н.Я. Данилевского;
5) Н.А. Бердяева;
6) Х. Ортеги-и-Гассета.
16. Что такое «картина мира»?
географическая карта, изображающая оба полушария земли - западное и восточное;
Характерное для данной эпохи наиболее общее представление о происхождении мира, его развитии;
карта расселения народов по миру;
фотография Земли, сделанная со спутника из космоса;
представление о мире, отраженное в изобразительном искусстве той или иной эпохи.
17. Представления о прекрасном, сложившиеся в определённую эпоху и лежащие в основе живописных произведений, называются
1) традициями;
2) картиной мира;
3) стилем;
4) этическими нормами;
5) эстетическими нормами;
6) правилами этикета.
18. Новаторство в развитии культуры отражает пример:
1) прочтение классического романа;
2) изобретение персонального компьютера;
3) рождественское гадание;
4) проведение церковного обряда;
5) сдача выпускных экзаменов в школе;
6) ознакомление с достижениями культуры других народов.
19. Преемственность в культуре демонстрирует пример:
1) проектирование здания фондовой биржи;
2) создание скульптуры царя Петра I;
3) съёмка фильма о Джеймсе Бонде;
Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.
Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».
Любая деятельность строится на четырех главных элементах:
К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).
В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.
Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.
Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.
Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.
На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.
Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.
Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.
Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.
Духовная жизнь человека основывается на:
Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.
Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.
На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.
Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.
Результатами проектирования становятся:
Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.
Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.
Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.
Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.
Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.
Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.
В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:
В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.
В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.
В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:
Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.
Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.
Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.
Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.
Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.
Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.
Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.
Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.
ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Еще более ста лет тому назад Ф. Энгельс писал: "Теперь уже не нужно проповедовать как нечто новое, что количество движения (так называемая энергия) не изменяется, когда она из кинетической энергии (так называемой механической силы) превращается в электричество, теплоту, потенциальную энергию и т.д., и обратно; мысль эта служит добытой раз и навсегда основой гораздо более содержательного отныне исследования самого процесса превращения, того великого основного процесса, в понимании которого находит свое обобщение все познание природы" .
В этом рассуждении сделано гениальное философское обобщение эволюционного процесса преобразования природы и живущего в нем общества людей.
Физический, химический, биологический, судебный, психологический, педагогический, политический, управленческий и т.д. - все это разновидности великого всеобъемлющего эволюционного процесса преобразования вещества, материалов, энергии и информации.
Вещество, энергия и информация претерпевают изменения вследствие взаимодействия внутри процесса и преобразуются в новую форму, чтобы вступить в последующий процесс преобразования. Нет ничего в мире вне этого процесса. Даже время и пространство не существуют без процессов взаимодействия.
Схематично это положение можно представить в следующем виде:
Энергия в процессах преобразуется из одного вида в другой, и общая сумма энергии до и после преобразования сохраняется.
Информация порождается процессами преобразования вещества и энергии, свидетельствует о формах и количестве преобразований и накапливается в соответствующих формах на носителях.
В отличие от вещества и энергии информация не только сохраняется количественно, но и имеет тенденцию к накоплению. Тенденция накопления информации есть всеобщий принцип эволюционного развития.
Процесс преобразования может быть эволюционным или революционным, определяться естественным путем или посредством целенаправленной деятельности человека.
Рассмотрим структуру процесса преобразовательной деятельности.
Процесс (лат. processus - происхождение, продвижение) - последовательная смена состояния, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий изменения или развития, представляющих непрерывное единое движение.
Процесс преобразовательной деятельности включает в себя следующие структурные компоненты: потребность, мотивация, цель, организация, технологические операции и переходы, результат и его оценка.
Рассмотрим каждый из этих компонентов.
Потребность в преобразовательной деятельности - это психологическое состояние индивида, создаваемой испытываемой им нуждой в предметах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности . Потребность людей как функция их преобразовательной деятельности является следствием развития производства. С помощью орудий труда человек изменяет объекты, приспособляя их к собственным потребностям. Тем самым потребности людей получают возможность к развитию. Потребности человека могут быть материальными и духовными. Они во многом обусловлены уровнем его воспитанности, поэтому воспитание потребностей является одной из центральных задач формирования личности.
У человека должны быть сформированы разумные потребности в преобразовательной деятельности, которая бы не наносила вреда естественной природе, обществу и самому человеку. В этом смысле поучителен пример с намерением некоторых бывших руководителей нашей страны изменить естественное течение некоторых рек, повернуть их вспять, что привело бы к непредсказуемым отрицательным последствиям.
Потребности человека обнаруживаются и проявляются в мотивах и целях деятельности.
Мотив (от лат. moveze - приводить в движение, толкать) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека . Мотивом может быть материальный или идеальный предмет деятельности, ради которого они осуществляются. Мотивы определяют выбор направленности преобразовательной деятельности и активизируют ее.
Развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. Изучение мотивационно-смысловой сферы составляет центральную проблему психологии личности.
Есть разные полходы к классификации мотивов деятельности. Можно выделить социальные, личностно значимые и корыстные мотивы преобразовательной деятельности человека.
Как правило, преобразовательная деятельность человека определяется и стимулируется не одним, а системой мотивов, выстроенных в определенной последовательности. Эта система мотивов называется мотивацией деятельности.
Преобразовательная деятельность направлена на достижение определенной цели , под которой понимается образ предвосхищаемого результата Основой формирования цели у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Любая преобразовательная деятельность человека имеет конкретную цель. Приведем некоторые примеры.
Вид преобразовательной деятельности |
Цель |
Обучение и воспитание подрастающего поколения |
Формирование всесторонне развитой личности |
Научная деятельность |
Открытие законов развития природы, общества и человека |
Выращивание сельскохозяйственных культур |
Получение высокой урожайности |
Художественная деятельность |
Создание высокохудожественных произведений искусства |
Производство товаров потребления |
Создание качественных товаров, пользующихся спросом у населения |
Предпринимательская деятельность |
Получение прибыли |
Следующим структурным компонентом процесса преобразовательной деятельности является организация этой деятельности, которая включает в себя планирование, подготовку необходимой документации, кадров, производственно- технической базы, заготовку сырья, поиск рынков сбыта продукции и т.п.
Приведем некоторые примеры организации преобразовательной деятельности. Так, учителя составляют планы подготовки и проведения уроков и внеурочных мероприятий, ученые разрабатывают планы проведения исследовательской работы. Для нормальной организации производства составляется определенная технологическая документация, перечень которой устанавливается государственными стандартами, единой системой технологической документации (ЕСТД).
Основными видами технологической документации являются маршрутные и операционные карты.
В маршрутных картах отражается технологический процесс по всем операциям, приводятся данные об оборудовании, оснастке, применяемым материалам, а также некоторые сведения нормативного характера.
В операционных картах более подробно описывается выполнение каждой отдельной операции по переходам. В них указываются также рациональные режимы работы оборудования, применяемые контрольно-измерительные инструменты и приборы.
Сама преобразовательная деятельность осуществляется в виде технологических операций, под которыми понимаются законченные части технологического процесса. Технологическая операция осуществляется с помощью различных средств, методов, приемов, действий. Например, урок может включать в себя следующие операции: опрос, объяснение нового материала, закрепление, домашнее задание. В процессе производства автомобиля совершаются такие технологические операции, как разметка, изготовление деталей, сборка, покраска и многие другие.
Операции делятся на переходы, под которыми понимаются законченные части операции, выполняемые с помощью одного метода, приема, инструмента, средства. Например, при объяснении нового материала учитель может использовать рассказ, показ таблиц, демонстрацию кинофильма и т.д. Это и есть технологические переходы.
Схематично технологический процесс можно представить следующим образом:
Каждому изделию присущи особые свойства, характеризующие его качество. Например, для автомобиля - это скорость, расход топлива, грузоподъемность и т.д.; для ткани - плотность, несминаемость, расцветка и т.д. Общими для всех изделий признаками качества являются надежность, долговечность, удобство, красота.
Поэтому обязательной частью технологического процесса является контроль качества продукции. На производстве вводится комплексная система контроля качества, которая предусматривает входной контроль (проверка соответствия материалов и полуфабрикатов установленным технологическим требованиям), проверку технологической надежности оборудования, приспособлений, инструментов и итоговый контроль на выходе готовой продукции на предмет соответствия ее Государственным стандартам.
Таким образом, процесс преобразовательной деятельности схематично можно представить следующим образом:
В процессе преобразовательной деятельности человеку необходимо соблюдать правила техники безопасности. Техника безопасности - это комплекс мероприятий по предохранению работников от различного рода травм и вредных воздействий, связанных с условиями труда. В этих целях принимается система законодательных мер, разрабатываются подробные правила по охране труда по каждой специальности, обязательные для соблюдения всеми работниками. За соблюдением правил охраны труда и техники безопасности устанавливается специальный технический контроль.
Среда, 09 Января 2013 г. 16:25
+ в цитатник
Думаю, это единственная теория, с которой следует ознакомиться менеджеру по кадрам, хотя бы для расширения кругозора:)
Первый ярус классификации (типы профессий)
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов:
В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей , определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):
1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание). Примеры:
· в типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;
· в типе "человек - техника" - пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;
· в типе "человек - человек" - судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;
· в типе "человек - знаковая система" - корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;
· в типе "человек - художественный образ" - искусствовед, музыковед, театровед.
2. Преобразующие профессии (П). Примеры:
· в типе "человек - природа" - мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
· в типе "человек - техника" - слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
· в типе "человек - человек" - учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;
· в типе "человек - знаковая система" - чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;
· в типе "человек - художественный образ" - цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.
3. Изыскательские профессии (И). Примеры:
· в типе "человек - природа" - летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;
· в типе "человек - техника" - раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;
· в типе "человек - человек" - воспитатель, организатор производства, организатор торговли;
· в типе "человек - знаковая система" - программист, математик;
· в типе "человек - художественный образ" - художник по проектированию интерьера, композитор.
По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:
1. Профессии ручного труда (Р). Примеры:
· в классе гностических профессий - лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;
· в классе преобразующих профессий - ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.
· В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.
2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).
Метки:Человек - техника и неживая природа Среда, 09 Января 2013 г. 16:34 ()
В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны того, насколько наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как нечто, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом - лифтом. Планета Земля - как источник тепла, энергии. Более детальные представления здесь, например, такого рода: поверхность земли (леса, пустыни, горы, моря) - это места для прокладки кабелей, возведения сооружений, площади, занятые производственными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внутренний транспорт, оборудование.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физических, но и умственных действий).
Цивилизация, культура, история человечества - это здесь прежде всего достижения научно-технической революции, создание придумок указанного рода. Например, электродвигателей, радио, персональных компьютеров. Страны и континенты, местности на Земле - это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают линии связи, электропередачи, газопроводов, теплотрассы и т. п. Зато представления о самих технических объектах детализированы. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначительные повреждения изоляции, которые важно замечать, и пр.
Международные отношения, если и имеются в виду, то прежде всего как создание и поддержание связей описанного выше рода.
Условия существования и развития человека (для профессионалов рассматриваемого типа) - это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией. Больницы, учебные заведения, жилые дома видятся как объекты, где нужно обеспечить тепло, свет, энерговооруженность, вертикальный транспорт и пр.
Деятельность человечества, людей видится следующим образом: это, прежде всего, научно-технические расчеты, автоматизация технологий производства, создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное применение новейших достижений техники.
Примеры типичных профессиональных «гештальтов»: физические процессы, химические процессы, могучая техника, микроминиатюрная техника, трассы; параметры; величины; перетоки мощности (в электрических цепях); большой цифровой материал; версии возможных причин неисправностей техники; места неисправностей; показания приборов; цвета в желто-оранжевом спектре, которые важно различать; звуки работающей машины; перегрев или подгорание изоляции электрических цепей; местоположение частей в машине; принципы действия технических устройств; незначительные на вид изменения в элементах линий электропередач (могут быть решающе важными); эксплуатационные режимы работы устройств, машин; логика электрических соединений; признаки возможной неисправности, а не только признаки уже происшедшей поломки устройства; то, что может произойти с техникой (надо знать); поведение каждого металла (например, в процессе напыления); качества припоев; узлы машины, которые постоянно выходят из строя (о них важно помнить); машины имеют каждая свой характер (и это важно учитывать).
Представители профессий этого типа производят (участвуют в производстве) вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Они, в частности, создают, поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, приборы, обрабатывают разнообразные материалы. Этот тип профессий самый многочисленный и по видимым эффектам деятельности, возможно, самый впечатляющий в том смысле, что нельзя не заметить огромных сооружений, машин, транспортных средств, а также и омертвевших рек, водоемов и целых регионов, где просто невозможно стало жить. Внешне эффектная сторона труда в профессиях данного типа легко заслоняет внутреннее содержание деятельности, сознания работающего человека, а это и есть предмет нашего рассмотрения.
Исполнительно-двигательная активность работника наиболее впечатляет в профессиях ручного труда, которые не следует обесценивать. Даже при самом высоком уровне развития техники ее нужно будет монтировать, собирать, налаживать, регулировать, ремонтировать, демонтировать, а это значит - «прилагать руки». Прежде чем появится замысловатое изделие, отштампованное из пластмассы, кто-то делает с помощью ручных и механизированных инструментов элементы пресс-формы и т.д. Так что нельзя себе представлять дело так, что благо состоит в изживании ручного труда и поголовном распространении «кнопконажимательства». Энергетические (силовые) нагрузки с человека постепенно снимаются за счет придумывания разного рода средств механизации, но ручное искусство как таковое - ценность вечная. Оно всегда отличало и отличает человека от животного.
Обратимся теперь к незримой, незаметной для стороннего наблюдателя познавательной составляющей в профессиях данного типа. Нелегко найти какую-либо воспринимающую систему у человека, которая бы не понадобилась в той или иной профессии данного типа. В одних случаях требуется тонкое зрительное различение свойств материала или обстановки труда (сборщики электронных приборов, ткачихи). В других - надо на слух оценивать работу оборудования (мастер-диагност сельскохозяйственной техники и др.). В третьих - обоняние и вкус ориентируют человека в самых главных обстоятельствах труда (технология приготовления продуктов питания). Тонкие мышечные ощущения и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сборки, наладки точных приборов. Органы равновесия, о которых мало кто вспоминает, важную роль играют при работе на высоте при ограниченной площади опоры (монтажник стальных и железобетонных конструкций в строительстве и др.).
Распространено неверное представление о том, что некоторые виды труда являются «сенсомоторными» (человек-де чувствует нечто и в ответ на это самопроизвольно реагирует движением). Это не так. В любом, казалось бы, самом простом виде ручного, машинно-ручного или высокоавтоматизированного труда обязательно возникают варианты ситуаций, требующие анализа, усилия мысли, принятия решений.
Нужно уметь разбираться в чертежах и схемах. Хорошо, если человек читает их, что называется, «с листа»: быстро понимает и целое, и детали, и суть, и форму.
Важно ясно мысленно представлять не только устройство и статическое состояние механизма, прибора, машины, но и процессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих. Важно уметь строить версии о возможных причинах разладок, неполадок технических систем и мысленно проигрывать варианты поиска, выделяя наиболее вероятный. Проектирование техники требует хорошо развитого пространственного воображения, памяти на числовые параметры разного рода.
Профессионал должен иметь широкий кругозор в области естественных науки, прежде всего в физике, химии, математике и сопряженных с ними областях научно-технического знания. Особенно изощренная осведомленность требуется в области свойств предметов труда, условий и средств их преобразования. Важно досконально знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. Приходится помнить много строгих правил и количественных показателей, относящихся к режимам работы техники, ее эксплуатации, условиям безопасного труда.
Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений укажем точность и быстроту движений, хорошую координацию и обдуманность действий, наличие многообразных двигательных навыков, ручную умелость.
Самое главное в области познавательных процессов - это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению, переключению. Как правило, высоки требования к зрению, линейному и объемному глазомеру, слуху, обонянию, осязанию, мышечной чувствительности. Разумеется, здесь сказывается известный эгоцентризм здорового человека - производственная среда в большинстве случаев спроектирована и построена так, что ориентирована на зрячего и слышащего, хотя, как известно, можно спроектировать, например, пульт управления и для незрячего оператора и т.д. Эти важные вопросы мы здесь оставляем в стороне - они требуют отдельного обсуждения.
Высоки требования к самым разным формам и видам памяти, мышления. Особенно часто требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве. Важно хорошее понимание принципов работы, функционирования машин, механизмов, электрических, электронных схем, устройств. Ценится способность принимать оптимальные решения в короткие сроки.
Требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство (а не просто понимание) ответственности, поскольку человек на рабочем месте часто располагает очень могучими техническими «джиннами-исполнителями, в результате цена ошибки или безответственности очень возрастает.
Важны деловитость, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовестность.
Работники любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям - свет, тепло, облегчает жизнеобеспечение и т.д. Некоторые имеют склонность именно к кропотливой ручной работе, некоторые - к управлению могучей техникой, некоторых влечет работа в необычных условиях - на высоте, под водой и т.д. Иному очень интересно разбираться в строгой логике работы механизмов, машин, другой находит удовольствие в интеллектуальных усилиях при мысленном поиске неисправностей оборудования.
Техника - дело рукотворное. Здесь есть много возможностей проявить находчивость, интеллектуальную инициативу, новаторский подход к делу, изобретательский талант.
При работе с техникой требуется дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знании, умений.
Техника не прощает легкомысленного обращения с собой: либо она выходит из строя, либо может пострадать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим током, на высоте, при управлении транспортными средствами, работе на металлорежущем оборудовании и др.). В некоторых видах труда не найдут удовлетворения люди подвижные, живые, нетерпеливые, очень нуждающиеся в постоянном общении (например, в таких кропотливых работах фактически в одиночку, хотя и рядом с другими, как монтаж электровакуумных приборов, сборка электронных приборов, микросхем).
Во многих профессиях рассматриваемого типа противопоказаниями являются нарушения опорно-мышечного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. Иногда требуется немалая физическая выносливость, и соответствующие профессии противопоказаны для женщин. В каждом случае надо справляться об этом (у врача, в отделе кадров предприятия).