Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Расцвет русской культуры в 19 веке. Расцвет русской культуры во второй половине XIX века

Расцвет русской культуры в 19 веке. Расцвет русской культуры во второй половине XIX века

Культура России в 19 веке уникальна. Это время невиданного расцвета всех видов искусства. Это время новых, ещё более прогрессивных открытий. Это время, когда творчество становится ближе к народу. Это время, начало которого считается «золотым веком» российской культуры.

Литература и журналистика.
Каждому, кто учился в школе, знакомы такие фамилии, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и многие другие. Все они писали в 19 веке.
Значительная роль в это время принадлежала также газетам и журналам, которых стало очень много. Некоторые из них были рупорами различных политических сил («Современник», «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Отечественные записки» и др.)

Архитектура.
В первой половине столетия главенствовал поздний классицизм или ампир. Крупнейшие творения в этом стиле были созданы архитекторами А. Воронихиным (Казанский собор), А. Захаровым (Адмиралтейство), К. Росси (Александринский театр), О. Бове (Большой театр в Москве) и О. Монферран (Исаакиевский собор).
Вторая половина запомнилась распространением эклектики (смешения стилей) и псевдорусского стиля, представленного такими памятниками, как Московский Исторический музей (В. Шервуд), Храм Спаса-на-крови (А. Парланд).

Скульптура.
В начале века начинается работа над памятником Минину и Пожарскому, а в 1818 г. И. Мартос заканчивает свой труд. Известными скульпторами того времени также были: П. Клодт, М. Антокольский, П. Трубецкой и С. Конёнков. Кроме того, в 1880 году в Москве памятник А. С. Пушкину создаёт А. Опекушин.

Живопись.
В живописи в начале века сменяется стиль: от классицизма к романтизму. Портреты О. Кипренского и В. Тропинина, некоторые произведения К. Брюллова относят как раз к романтическому творчеству. Огромный труд также вложен в картину А. Иванова «Явление Христа народу». В творчестве А. Венецианова начало получает бытовой жанр, который находит своё продолжение в картинах П. Фёдорова, но больше в сатирической форме.
В следующую половину века главным становится обличительное изображение действительности. Такая тема показана в картинах В. Перова. Он был ещё и замечательным портретистом. В это же время происходит отделение ряда художников от академического искусства, и в 1870 г. появляется Товарищество передвижных художественных выставок. В него входили И. Репин, В. Васнецов, И. Айвазовский, А. Саврасов, И. Левитан, В. Суриков, И. Шишкин, и другие гениальные творцы. Руководителем объединения считался И. Крамской.

Театр и музыка.
Главными драматическими театрами того времени считались Александринский в Санкт-Петербурге и Малый в Москве. Великими актёрами, блиставшими на их сценах, были П. Мочалов, М. Щепкин, М. Ермолова, П. Стрепетова. В 1898 году начинает работу Московский Художественный театр (создатели К. Станиславский и В. Немирович-Данченко).
В музыке блестящее наследие оставил после себя М. Глинка - оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Традиции, заложенные им, развивались дальше композиторами, которые в 1862 г. организовали «Могучую кучку». Это были М, Балакирев, М.Мусоргский, А. Бородин, Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков. Во второй половине 19 в. творил П. Чайковский. Наверняка, этого композитора знают многие, хотя бы за его балет «Лебединое озеро».

Образование и наука.
По реформе 1803 -1804 гг. на территории империи было выделено 6 учебных округов, центрами которых стали университеты, причём часть из них только ещё открыли свои двери. В правление же Николая II в образовании проводилась строго консервативная политика. Так, в 1835 году университеты были лишены автономии. С Александром II всё изменилось в противоположную сторону. Было объявлено о бессословности образования, наряду с государственными, частными и церковными появились земские школы. Грамотность резко возросла. Увеличивалось число учебных заведений. С восхождением на престол Александра III вновь возобладал консервативный курс.
Огромного подъёма в 19 веке добилась наука. Н. Лобачевский, Н.Зинин, Б. Якоби, Н. Пирогов, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев, Н. Карамзин - видные учёные и исследователи первой половины столетия (далеко не все). Затем больших успехов добились Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Мечников, К. Тимирязев, П. Яблочков, Н. Жуковский, В. Ключевский и другие. Фамилии, которые каждый может услышать на уроках в школе.
Как можно видеть, наследие чрезвычайно огромно. Как можно было заметить, между искусством и политической жизнью государства существует неразрывная связь, которая способствовала небывалому взлёту культуры России в 19 веке, наконец, занявшей достойно высокое место в мире.

XIX столетие в истории России явилось прямым продолжение предыдущего. Россия продолжала расширять свои территории. После присоединения Северного Кавказа. Средней Азии и других земель она стала не просто огромной, но поистине необъятной страной — империей. Начатые Петром I преобразования также продолжались. Россия медленно и как бы нехотя выходила из своего средневекового прошлого и все больше втягивалась в Новое время. Вместе с тем ее развитие шло неравномерно.

Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной культуре. В этой области XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.

Основная заслуга в этом при надлежит двум великим русским писателям - Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому. Знакомство с их творчеством явилось для Запада настоящим открытием, откровением и потрясением. Их огромный успех способствовал возвышению авторитета всей русской духовной культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.

Что касается материальной культуры, экономической и социально-политической областей, то здесь достижения России были гораздо более скромными. Конечно, и в этих областях имелись определенные успехи. В частности, уже в первой половине XIX в. в России рождается отечественное машиностроение. Широкое распространение получают паровые двигатели. Появляется первый пароход (1815). Между Москвой и Петербургом начинает действовать первая железная дорога (1851).

Основу рождающейся промышленности составляет быстро развивающаяся металлургия, где ключевую роль играют заводы Демидовых на Урале. Успешно развивается текстильная промышленность. Рост промышленности способствует росту городов, увеличению численности их населения. Города все ощутимее начинают доминировать над селом.

Тем не менее процесс модернизации социально-экономической жизни и материальной культуры идет медленно. Главным тормозом выступают сохраняющиеся крепостное право и самодержавие. В этом отношении Россия по-прежнему оставалась средневековым феодальным обществом.

Реформа 1861 г., отменившая крепостное право, изменила положение. Однако эта реформа была непоследовательной и половинчатой, многие сдерживающие развитие факторы она сохраняла, поэтому ее воздействие оказалось ограниченным. К тому же практически не затронутой оставалась политическая система самодержавия. Вместе с тем те же факторы оказывали стимулирующее влияние на духовную жизнь. Они побуждали русскую интеллигенцию вновь и вновь ставить и искать ответы на ставшие для нее извечными вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?».

В целом главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры XIX в., были Отечественная война 1812 г.. восстание декабристов 1825 г., крепостничество и реформа 1861 г. по его отмене.

Отечественная война 1812 г. вызвала рост национального самосознания и невиданный подъем патриотизма. Она пробудила у россиян чувство гордости за свое отечество, за свой народ, сумевший победить такого сильного противника, отстоявший не только свою национальную свободу, но и свободу европейских народов. Все это способствовало заметному ослаблению и исчезновению крайних форм преклонения перед всем западным, имевшим место в высших слоях русского общества. Война также оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения. В качестве примера можно указать на роман Л. Толстого «Война и мир».

Отечественная война явилась также одной из главных причин возникновения движения декабристов - движения русского революционного дворянства. Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны, считая, что победивший в ней русский народ для себя не приобрел ничего. У него как бы украли его победу. Защитив свободу других, он сам по-прежнему остался в «рабстве и невежестве».

Опираясь на освободительные идеи западных философов и мыслителей и испытывая влияние Французской и Американской революций, декабристы поставили перед своим движением радикальные задачи: свержение или ограничение самодержавия, отмена крепостничества, установление республиканского или конституционного строя, уничтожение сословий, утверждение прав личности и собственности и т.д. Осуществление этих задач они рассматривали как выполнение «долга перед народом». Ради этого они пошли на вооруженное восстание и потерпели поражение.

Восстание декабристов оказано огромное воздействие на всю последующую эволюцию России. Оно вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Большим и глубоким было его влияние на художественную культуру. Свою близость к идеям и духу декабризма выражал в своем творчестве А.С. Пушкин, а также другие художники.

Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли была тема выбора пути развития, тема будущего России. Эта тема пришла в XIX в. из предыдущего столетия. Она мучила декабристов и перешла по наследству к двум важным течениям русской мысли — западничеству и славянофильству. Оба течения отвергали существующий режим самодержавия и крепостничества, однако в понимании путей переустройства России глубоко расходились. По- разному смотрели они и на преобразования Петра I.

Западники - среди которых были П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский — стояли на позициях культурного универсализма и рационализма. Они высоко оценивали петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его универсальным и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, определяющей роли законов и права в организации общественной жизни.

Славянофилы , которых представляли И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские. А.С. Хомяков, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Славянофилы отвергали западноевропейский путь развития, настаивали на самобытном развитии России, делали упор на ее религиозно-историческом и культурно- национальном своеобразии.

Они не отвергали необходимости создания современной промышленности и сельского хозяйства, торговли и банковского дела, но считали, что при этом следует опираться на свои формы, способы и традиции, источниками которых являются русская община, артель и православие.

Славянофилы (И.В. Киреевский. А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) положили начало развитию оригинальной и самобытной русской философии , основу которой составляет не западный рационализм, а православная религиозность. В познании истины западная философия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывают концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвуют все способности человека — чувства, разум и вера, а также воля и любовь.

Истина к тому же принадлежит не отдельному человеку, а коллективу людей, объединенных единой любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность противостоит индивидуализму и разобщенности. Рассматривая свободу, славянофилы подчеркивали ее обусловленность внутренними мотивами и побуждениями, отвергали ее зависимость от внешних обстоятельств. Человек в своих поступках и делах должен руководствоваться своей совестью, духовными, а не материальными интересами.

Славянофилы скептически смотрели на правовые формы регулирования поведения людей. Поэтому их не беспокоила скромная роль правового начала в жизни русского общества. Главным регулятором отношений между людьми должны выступать истинная вера и истинная Церковь. Славянофилы считали, что только христианское мировоззрение и Православная церковь смогут вывести человечество на путь спасения. Они были убеждены, что именно русское Православие с наибольшей полнотой воплощает подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестантизм отошли от истинной веры. В связи с этим они выдвигают идею о мессианской роли России в спасении человечества. Идеи славянофильства оказали большое влияние на последующее развитие русской философии, они получили свое продолжение в идеологии почвенничества , одним из главных представителей которого был Ф. Достоевский.

Русская наука и образование XIX в.

Основой культурного взлета России XIX в. стали значительные ее успехи в деле развития образования. К началу века просвещение в стране заметно отставало от уровня западных стран. Неграмотными были в подавляющем большинстве не только низшие сословия — крестьяне и мещане, но и высшие сословия — купцы и даже многие дворяне. Потребность в образованных и знающих людях остро чувствовалась на всех уровнях управления государством и обществом.

Поэтому уже в начале века правительство Александра I приняло решение о создании единой системы образования, включающей в себя четыре ступени: церковно-приходские одноклассные школы — для низших слоев, уездные двухклассные училища — для горожан, купцов, мещан; губернские четырехклассные гимназии — для дворян; университеты и другие высшие учебные заведения.

После реформы 1861 г.. отменившей крепостное право, развитие системы образования ускорилось. В пореформенное время грамотность России повысилась с 7 до 22% населения. К концу века насчитывалось 63 высших учебных заведения, включая 10 университетов. Обшее число студентов составляло 30 тыс. С 1819г. развивается женское образование, а в 1870-е гг. берет начало высшее женское образование. В 1869 г. в Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, в 1870 г. — Аларчинские курсы в Петербурге. Наибольшую известность приобрели Бестужевские женские курсы в Петербурге. Однако становление женского образования шло не без трудностей. Поэтому в 1870-е гг. в Цюрихском университете девушки из России составляли 80% всех иностранных студенток.

Успехи в области образования и просвещения способствовали дальнейшему прогрессу российской науки, которая переживает настоящий расцвет. При этом складывается одна необычная, но характерная для России традиция: успешно развиваться, не имея для этого необходимых и достаточных условий, и оставаться не востребованной обществом. В XIX в. Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий и достижений выглядит весьма внушительно.

В области математики они связаны прежде всего с именами Н.И. Лобачевского, А.А. Маркова и др. Первый создал неевклидову геометрию, совершившую переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида. Второй разработал так называемые цепи Маркова, положившие начало новому направлению в теории вероятностей.

В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве, который произвел первое определение звездного параллакса (смешения), установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве. Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире.

Русские ученые внесли огромный вклад в развитие физики , особенно в изучение электричества. В.В. Петров открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение. Э.Х. Ленц сформулировал правило (впоследствии названное его именем), опреде- ляюицее направление индукционного тока; экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца. Б.С. Якоби изобрел электродвигатель, создал гальванопластику, вместе с ПЛ. Шиллингом изобрел электротелеграф и сконструировал первый телеграфный записывающий аппарат, действовавший на линии Петербург — Царское село. Русским ученым принадлежит большая заслуга в создании теории электролиза, в разработке электронной, атомной и квантовой физики.

Прогресс химии также многим обязан русским ученым. Д.М. Менделеев установил Периодический закон химических элементов, ставший величайшим достижением мировой науки. Н.Н. Зинин открыл метод получения ароматических аминов, впервые синтезировал хинин и анилин. A.M. Бутлеров создал новую теорию химического строения вещества, заложив основы современной органической химии, открыл реакцию полимеризации.

В географии в январе 1820 г. русскими мореплавателями было сделано величайшее открытие: экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена — М.П. Лазарева открыла шестую часть света — Антарктиду.

Большими достижениями отмечено развитие биологии и медицины. Русские врачи первыми начали использовать обезболивающие средства — наркоз. Н.И. Пирогов первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях, создал атлас «Топографическая анатомия», получивший мировую известность. Н.Ф. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.

Успешно развивались также общественные науки, ведущей среди которых была история. Основное внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. Н.М. Карамзин создал двенадцатитомную «Историю государства Российского», которая имела небывалый успех и не раз переиздавалась. Крупным и авторитетным историком был С.М. Соловьев. Ему принадлежит «История России с древнейших времен» в 29 томах, содержащая богатый фактический материал. Заметный вклад в изучение истории отечества внес В.О. Ключевский. Он написал «Курс русской истории», а также работы по истории крепостного права, сословий, финансов.

Значительных достижений добилось языкознание. Здесь особого выделения заслуживает деятельность В.И. Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», над которым он трудился около 50 лет и который сохранил свое значение и в наши дни.

XIX век стал временем становления как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений — от леворадикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, B.C. Соловьев.

То же самое можно сказать о социологии и психологии: они также переживают период активного становления.

Русская литература XIX в.

Наиболее благоприятным и плодотворным XIX в. оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание «естественной простоты» патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентиментализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.

Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.

К началу 1830-х гг. в русской литературе утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И .А. Крылова. Однако самыми великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры являются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

А.С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Его ранние произведения — «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и др. — находятся в русле романтизма.

Затем он переходит на позиции реализма. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В поэзии он выступает как певец свободы. В романе «Евгений Онегин» рисует масштабные картины русской жизни. Трагедия «Борис Годунов» и повесть «Капитанская дочка» посвящены значительным событиям в истории России.

А.С. Пушкин был не только великим художником, но и выдающимся историком и мыслителем. В споре с П. Чаадаевым он дает более тонкое, глубокое и убедительное понимание места и роли России в мировой истории. Критически оценивая существующие в России азиатское невежество, дикий произвол и насилие, бесправие народа, он выступает против насильственных способов изменения существующего положения. А.С. Пушкин оказал огромное влияние на все последующее развитие русской литературы, философии и всей культуры.

Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому русская литература и культура обязаны своей мировой славой и признанием. В своем творчествеФ.М. Достоевский бился над тем, что он определил как «тайна человека». Разгадке этой тайны посвящены главные его произведения — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. В них он рассматривает проблемы смысла жизни, добра и зла, цели и средства достижения, веры и неверия, свободы и ответственности, страсти и долга. Достоевский при этом выходит за рамки литературы и выступает как глубокий философ и мыслитель. Своим творчеством он оказал огромное воздействие на такие философские течения, как экзистенциализм и персонализм , на всю современную духовную культуру.

В творчестве Л.Н. Толстого одной из центральных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Эта тема проходит практически через все его произведения — романы «Анна Каренина», «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича» и др. В грандиозной эпопее «Война и мир» Толстой рассматривает истоки победы русского народа в войне 1812 г., которые он усматривает в необычайном подъеме патриотического духа.

Толстой является создателем религиозно-философскою учения, основу которого составляет разработка «истинной религии» всеобщей любви, добра и ненасилия. Он оказал огромное влияние на мировую литературу и культуру.

К числу великих русских писателей, получивших мировое признание, относятся также М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И .С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.П. Чехов.

Наряду с литературой удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX в. появляется целый ряд прекрасных композиторов, многие из которых тяготеют к романтизму. Ведущим жанром является романс. Его представляют А.А. Алябьев, П.П. Булахов. А.Е. Варламов, А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилев и др.

Наиболее популярными романсами А.А. Алябьева стали «Соловей», «Нищая». П.П. Булахов является автором не менее популярных романсов и песен — «Тройка», «Вот на пути село большое». А.Е. Варламов прославился прежде всего песней «Вдоль по улице метелица метет» и романсом «На заре ты ее не буди». Всего же он написал около 200 романсов и песен. А .Л. Гурилеву принадлежат «Разлука», «Колокольчик», «Матушка-голубушка» и другие романсы и песни. А.Н. Верстовский является одним из главных представителей русского романтизма в музыке. Помимо романсов он также создал известную оперу «Аскольдова могила».

Самыми великими именами в русском музыкальном искусстве являются М.И. Глинка и Г1.И. Чайковский. Глинка стал вершиной в развитии русской музыки первой половины XIX в. Он является родоначальником русской классической музыки. Главные его произведения — оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Своими сочинениями «Камаринская», «Испанские увертюры» и др. композитор заложил основы русского симфонизма. Все последующее русское музыкальное искусство развивалось под сильным влиянием Глинки.

Чайковский стал вершиной развития русской музыки всего XIX в. Именно ему она в первую очередь обязана своей мировой славой. Он создал подлинные шедевры во всех музыкальных жанрах. Самыми известными его операми являются «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Мировое признание получили балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица». «Щелкунчик». Он создал шесть симфоний, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. Музыкальный гений Чайковского сопоставим с гением Моцарта.

Огромный вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры внесла «Могучая кучка» — группа выдающихся русских композиторов, куда входили М.А. Балакирев (руководитель), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков.

Успешному развитию русской музыки способствовало открытие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866).

Русская живопись и искусство XIX в.

Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX в. представляют О.А. Кипренский и С.Ф. Щедрин. Первый известен главным образом как портретист, написавший «Автопортрет с кистями за ухом», «А.С. Пушкин», «Е.П. Ростопчина» и др. Второй создал поэтические образы итальянской природы, в частности серию «Гавани в Сорренто».

В творчестве К.П. Брюллова романтизм сочетается с классицизмом. Его кисти принадлежат такие известнейшие картины, как «Последний день Помпеи», «Вирсавия» и др.

С середины XIX в. ведущим направлением в русской живописи становится реализм. Его утверждению и успешному развитию способствовало возникшее в 1870 г. Товарищество передвижников, куда вошли почти все лучшие русские художники того времени. Наивысшего расцвета реализм в живописи достиг в творчестве И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Первый создал такие шедевры, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», а также портреты «Протодьякон». «Мусоргский» и др. Второй известен полотнами «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Ментиков в Березове» и др.

Выдающимися художниками-реалистами были также И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, П.А. Федотов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Весьма успешно развивается также русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга А.Н. Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы «Гроза», «Доходное место», «Лес», «Бесприданница», постановка которых сделала русский театр классическим. Выдающимся актером на русской сцене был М.С. Щепкин.

Впечатляющие успехи и достижения русской культуры и сегодня кажутся удивительными и невероятными. Но они действительно были и позволили России занять достойное место в ряду передовых стран мира.


Развитие науки 19 века

«Русскими моряками и исследователями были сделаны многие географические открытия, совершено около 40 кругосветных путешествий. Начало им положила первое в истории России кругосветное путешествие двумя русскими кораблями «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803–1806). В ходе предпринятой М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном экспедиции (1819–1821) была открыта Антарктида.

В первой половине XIX века в России появилась целая плеяда талантливых ученых-физиков, сделавших много ценных открытий (В. В. Петров, Э.X. Ленц, П. Л. Шиллинг, Б. С. Якоби). В области металлургии плодотворно трудился П. П. Аносов. Заметные успехи были достигнуты в медицине, химии, астрономии. Весьма ощутимыми были и достижения в области техники. Крепостные механики отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на одном из уральских заводов в 1834 г. построили железную дорогу. В 1837 г. было открыто движение по железной дороге Петербург – Царское Село. Уже в 1815 г. первые пароходы стали плавать по Неве, через несколько лет они появились и на других реках. Научные и технические открытия способствовали развитию промышленного переворота, который начался в России в 30–40-е гг.»

Интенсивно развивались наука и техника. Русские ученые добились крупных успехов почти во всех областях знания, причем их открытия имели мировое значение.

Реформы образования

К началу XIX века в народном хозяйстве России все более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики – оживилась деятельность внутреннего рынка, росли и крепли международные торговые отношения, в промышленности все большее значение приобретала фабрика с вольнонаемными рабочими, постепенно вытеснявшая вотчинную и посессионную мануфактуры. Товарные отношения проникают в сельскохозяйственное производство, способствуя появлению специализированного земледелия, внедрению технических и агрономических новшеств, возникновению поместий, работающих на внутренний или внешний рынок. Растущие города, привлекая все новых рабочих, ремесленников, торговцев, увеличивали потребности внутреннего рынка.

Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей.

В связи со всеми этими явлениями все острее становится потребность не только в образованных специалистах, но и просто в грамотных работниках, способных обслуживать более сложный процесс промышленного и сельскохозяйственного производства. В этой ситуации одним из важнейших условий поступательного развития страны становилось народное образование.

Основную массу населения России составляли крестьяне, и только 4% всех россиян обитало в городах. Кроме того, критерий грамотности в начале XIX века был чрезвычайно низким. Грамотным считался человек, способный вместо креста обозначить свою подпись фамилией.

«В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. Ранее подготовленные и обсуждаемые «Предварительные правила народного просвещения» были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 году в виде двух уставов – «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам».

Согласно уставу 1804 года создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени:

1) приходские училища,

2) уездные училища,

3) гимназии,

4) университеты.

Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой. Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета.

Профессора университета во главе с ректором призваны были курировать гимназии тех губернских городов, которые входили в округ, принимать участие в разработке учебных и методических вопросов, контролировать деятельность директоров и преподавателей гимназии.

Аналогично этому директор гимназии отвечал за работу уездных училищ своей губернии, а смотритель уездных училищ – за деятельность приходских училищ уезда. Так возникала стройная система соподчинения учебных заведений от низших до высших, причем это соподчинение не ограничивалось чисто административной сферой. Устав 1804 года, определивший не только структуру учебных заведений, но и содержание и методы учебного процесса, устанавливал преемственность учебных программ всех ступеней низшей, средней и высшей школы того времени.»

Реформа учебных заведений 1804 года безусловно отличалась рядом прогрессивных черт, отражала влияние идей русских просветителей XVIII века и передовой общественности начала XIX века. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

Книжное дело

К вопросу о распространении знаний в первой половине прошлого века, закономерно в первую очередь говорить о книге и книгопечатании, ибо в то время, когда не было ни радио, ни, тем более, телевидения, печатное слово, книга были главным, а иногда и единственным источником информации, научных знаний. Печатное слово питало русскую литературу, будило общественную мысль. Однако развитие книжного дела было обусловлено разными обстоятельствами, прежде всего, уровнем грамотности населения и политикой правительства. Как уже отмечалось, количество грамотных людей в России того времени было ничтожно малым. Кроме того, и владеющие в какой-то мере грамотой далеко не всегда были любителями чтения, по словам А. И. Герцена, тогда «высшее общество ничего не читало по-русски, низшее – вообще ничего не читало»

Многие провинциальные помещики, жившие в своих имениях более или менее постоянно, в качестве единственных книг имели календари или «Гадательную книгу» толкователя снов Мартына Задеки. Грамотное городское население, купцы, мелкие чиновники в то время редко пользовались печатной продукцией еще и по причине ее дороговизны. Существовало и еще одно обстоятельство, влиявшее на книжную торговлю – это переписка книг или отдельных сочинений, большей частью небольших по объему и представляющих интерес. Некоторые любители даже заводили альбомы или специальные тетради, куда переписывали понравившиеся произведения. Особенно часто это происходило с запрещенными изданиями. По рукам ходили списки комедии «Горе от ума», многих стихотворений Пушкина, различные «подпольные издания» в период цензурных притеснений 30–40-х годов.

Кроме того, развитие издательской деятельности определяла и правительственная политика.

В 1800 году императором Павлом I был запрещен ввоз в Россию иностранных книг, бессмысленная же строгость светской и духовной цензуры привели к значительному сокращению и отечественных изданий.

Однако первые годы царствования Александра I, отмеченные целым рядом прогрессивных начинаний, были благоприятными и для развития отечественного книгопечатания. В марте 1801 года был снят запрет на ввоз книг из-за границы. В 1802 году последовала отмена предварительной цензуры, особенно тяжелой для периодической печати, и разрешение открывать частные типографии. Возрождение «вольных» типографий способствовало увеличению печатной продукции. Причем лидирующее положение в начале XIX века занимали петербургские и московские издательства.

Книгоиздательство даже в лучших своих вариантах, определяясь вкусами и желаниями хозяев, было предназначено очень узкому кругу читателей.

В значительно большей степени возраставшую с каждым годом жажду знаний удовлетворяли коммерческие издательства. Книжная торговля в крупных городах не сосредотачивалась только в крупных магазинах – с конца 30-х Годов XIX века растет число лавок букинистов, где можно было произвести обмен старой книги на новую с приплатой.

В первые годы XIX века в Москве, Петербурге, Дерпте, Вильно и Риге появились коммерческие публичные библиотеки или, как их тогда называли, «кабинеты для чтения». По большей части они организовывались книготорговцами при магазинах. Однако ни книжные лавки, ни коммерческие библиотеки не могли удовлетворить растущей общественной потребности в книгах, прежде всего ввиду их малочисленности, а также из-за высоких цен, как за приобретаемые издания, так и за «абонементы» в «кабинеты для чтения»

«Идея создания в Петербурге публичной, «для употребления всех и каждого», библиотеки принадлежала еще Екатерине II. По ее повелению 27 мая 1795 года началось строительство здания для библиотеки. Однако закончено оно было только в 1801 году.

В 1802 году книги были перенесены в новое здание и переданы под управление главного директора императорских библиотек графа А. С. Строганова; помощником его по управлению еще не открытой для публики, но существовавшей библиотекой стал Алексей Николаевич Оленин. С 1808 года Оленин фактически стал директором библиотеки. Широко образованный, одаренный разнообразными талантами, живым умом и большой энергией, этот человек сыграл выдающуюся роль в культурной жизни России первой половины XIX века. Знаток западноевропейского искусства и русской старины, способный рисовальщик, археограф, библиофил и видный сановник, он возглавил два крупнейших культурных центра того времени – Публичную библиотеку и Академию художеств и сумел поднять их на достойную высоту.»

К концу первой четверти XIX века ситуация внутри страны стала постепенно меняться под влиянием общественного подъема, прогресса промышленности и торговли, незначительных, но все же ощутимых успехов просвещения. Все это – ив том числе рост городов и городского населения – способствовало активизации и расширению культурной жизни, вовлечению в нее новых групп населения. К 30–40-м годам XIX века значительно возросло число издательств. Книгоиздание и книготорговля становились все более выгодным коммерческим делом в связи с ростом читающей публики.

Помимо дворянства столичного и поместного, являвшегося главным потребителем книги, контингент читающей публики возрастает и за счет профессоров и студентов все более успешно действующих российских университетов, тяготеющих к образованию купцов и промышленников, и наконец, все увеличивающейся разночинной интеллигенции.

«Золотой век» русской культуры. Сентиментализм, романтизм и реализм

XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета культуры. «Золотой век» был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами.

«На культуру начала XIX в. огромное воздействие оказали три события.

Прежде всего, это Отечественная война 1812 года, вызвавшая рост национального самосознания и невиданный подъем патриотизма. Борьба с Наполеоном заставила по иному осмыслить российскую действительность, отчетливо увидеть все пороки общественной жизни страны и в первую очередь бесправие народа, крепостничество. Победа в войне, пробудившая у россиян чувство гордости за свое Отечество, способствовала заметному ослаблению и исчезновению крайних форм преклонения перед всем западным, имевшим место в высших слоях русского общества. Война также оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения. Например, Л. Н. Толстой и роман «Война и мир». Взаимосвязь войны 1812 г. ощущается и с другим важным событием первой половины XIX в. – движением декабристов. Не случайно они называли себя «детьми 1812 года». Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны, полагая, что, защитив свободу других, русский народ для себя не приобрел ничего. Он по-прежнему остался в «рабстве и невежестве». Восстание декабристов оказало огромное воздействие на всю последующую эволюцию России. Оно вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Большим и глубоким было его влияние на художественную культуру.

Третье событие – отмена крепостного права. В России XIX в. сохранялись факторы, тормозившие развитие национальной культуры: это крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду.»

В XIX веке были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.

Значительная часть «пишущей братии» служила либо в армии, либо на государственной службе, занимая нередко высокие посты. Поэты Державин и Дмитриев были министрами, Грибоедов – дипломатом, адмирал Шишков в разное время совмещал с литературной деятельностью должности государственного секретаря, члена Государственного Совета, министра просвещения; А. Марлинский – популярный романист – был гвардейским офицером, Ф. Н. Глинка – писатель и поэт – подполковником, Д. Давыдов – герой 1812 года, поэт и баснописец – закончил Отечественную войну полковником. Были и «безмундирные» – Пушкин, Карамзин.

Но так или иначе большинство виднейших литераторов-дворян начала XIX века принадлежали к высшим и наиболее просвещенным слоям этого сословия. Идеи этого дворянского «авангарда» и составили основу того великого духовного потенциала, благодаря которому русская литература приобрела впоследствии мировое значение.

Новые произведения русских писателей могли увидеть свет прежде всего на страницах журналов; они же являлись средоточием художественной критики и полемики; в журналах читатель мог получить информацию и о культурной жизни страны, а иногда и Европы.

«Журналы играли видную роль в общественной жизни, представляя то или иное идейное направление. Так, «Северный вестник» (1804–1805) И. И. Мартынова, «Журнал российской словесности» (1805) Н. П. Брусилова, «Северный Меркурий» (1805) и «Цветник» (1809–1810) А. Е. Измайлова и А. П. Бенитского являлись пропагандистами просветительских идей, «Русский вестник» С. Н. Глинки отстаивал принципы самобытности и выступал против галломании и т.п.»

В конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма. Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных «Путешествиях», которые вошли в моду после романа Стерна «Сентиментальное путешествие», давшего название этому литературному направлению.

Позже появилось новое направление, романтизм. Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество.

Антибуржуазный протест был свойственен и консервативным кругам, и прогрессивной интеллигенции.

Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них – осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для. русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание «народной души» у них было различным.

«Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали «тихую чувствительность» как выражение «томно-горестного сердца», романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью.»

В 30–40-е годы XIX столетия господствующим направлением во всех видах русского искусства становится реализм. Время выдвигало все более сложные проблемы перед мыслящими людьми России. Становилось необходимым не только осуждение отрицательных сторон действительности, но и ее глубокое постижение. Эта тенденция общественной мысли была воспринята и прогрессивными литераторами, целью которых становится реальное изображение жизни, не «живописание», а анализ ее. Меняются методы художественного изображения. В противовес «высокому герою» романтической поэзии и прозы теперь достойной описания признается «низкая действительность». Главными чертами реалистического направления становятся правдивое изображение действительности, демократизм и гуманизм.

Черты просветительского реализма присутствуют уже в поздней поэзии Радищева и Державина, в творчестве поэта-воина Д. Давыдова. В значительной степени способствовали утверждению реализма в литературе великий баснописец И. А. Крылов и А. С. Грибоедов («Горе от ума»). Однако подлинного расцвета реализм достиг в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова.

Александр Сергеевич Пушкин(1799–1837) – вершина национального творческого дарования, гений, поднявший русскую культуру на вселенскую высоту. Это и поэт, и писатель, и мыслитель, и историк. Он внес наибольший вклад в создание современного литературного языка и новой русской литературы. Именно в его творчестве русский язык предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Литературный критик и поэт А. Григорьев изрек: «Пушкин – наше все». Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин – есть явление чрезвычайное… может быть единственное явление русского духа».

Этот великий поэт принес миру такие произведения как: поэма «Руслан и Людмила» (1817–1820), роман в стихах «Евгений Онегин», романы «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Капитанская дочка» и многие др.

М. Ю. Лермонтов(1814–1841) стал известен всей мыслящей России стихотворением, написанным на смерть Пушкина, и был воспринят многими как его наследник. Прожив необыкновенно короткую и творчески насыщенную жизнь (только за последние 4 года он успел написать около 100 стихотворений), поэт сумел обессмертить свое имя, создав реалистическую лирику и поэмы («Бородино», «Смерть поэта», «Родина», «Прощай немытая Россия»). Идя вслед за Пушкиным, Лермонтов переходил от романтического стиля к реалистическому и наоборот. Его главный романтический герой Печорин нашел воплощение в прозаическом произведении «Герой нашего времени», но предельно остро выразил одну из главных тем лирики поэта – тему одиночества, разочарования в окружающей действительности. В высшем столичном обществе расположением Лермонтов не пользовался. За нарушение приказа императора, запрещавшего дуэли, он был сослан на Кавказ, где и погиб на дуэли.

Значителен вклад Н. В. Гоголя(1809–1852), придавшего реализму ярко выраженную критическую направленность. Именно он считается основателем «натуральной школы» в русской литературе (так вначале называли критический реализм). Начав свою литературную деятельность с романтического цикла «малороссийских повестей» «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь пришел к углубленному постижению действительности. В комедии «Ревизор» писатель едко высмеял нравы уездного чиновничества современной ему России. С 1830-х гг. до последних дней жизни Гоголь работал над «поэмой» «Мертвые души». Создавая галерею образов провинциальных помещиков и обитателей губернского города, он исходил из убеждения, что «нельзя иначе устремить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Театр

Важную роль в общественно-культурной жизни начал играть театр. В первые десятилетия XIX в. крепостные театры вытесняются «вольными» – государственными и частными. Правительство желало подчинить театральные зрелища своему контролю и с 1805 г. в Петербурге и Москве – центрах театрального искусства – официально устанавливается монополия императорских театров. Дирекция столичных театров была подчинена министерству двора. В 1820-е годы происходит еще одно важное событие: театральные труппы разделяются на драматические и оперно-балетные.

«В Петербурге в начале века было три государственных, или казенных театра: дворцовый театр в Эрмитаже, Большой театр, и Малый театр у Аничкова моста. В 1832 г. по проекту известного архитектора К. И. Росси был построен прекрасный драматический театр, оборудованный по последнему слову театральной техники и получивший название в честь жены Николая I – Александры Федоровны – Александринский. В следующем году открылся еще один театр (арх. А. П. Брюллов), названный по имени брата императора, великого князя Михаила Павловича, Михайловским (теперь имени М. П. Мусоргского). В нем преимущественно выступали французская и итальянская труппы. Новые театры появились в Москве. Здесь в 1806 г. был открыт Малый театр, ставший по преимуществу драматическим. В 1825 г. на месте сгоревшего частного Петровского театра закончили строить Большой театр (арх. О. И. Бове) – один из крупнейших театров Европы, являющийся вторым в мире по величине после миланского театра «Ла Скала».»

В русском драматическом театре начала века процветали классицизм и сентиментализм. Большой популярностью пользовались комедии А. А. Шаховского, М. Н. Загоскина и Н. И. Хмельницкого. Шумный успех имели трагедии В. А. Озерова на темы русской («Ярополк и Олег», «Дмитрий Донской») и античной («Эдип в Афинах») истории.

Живопись

В пейзажной живописи происходит освобождение от условностей XVIII в., рождается более широкий и свободный взгляд на мир, попытка запечатлеть поэтическую красоту живой, неприкрашенной природы. Ведущее место в этом жанре принадлежит С. Ф. Щедрину, окончательно преодолевшему идеализированную декоративность и утвердившему понятие пейзажа как изображения реально существующей местности с ее неповторимыми особенностями. Основной темой творчества Щедрина стала природа Италии – «земли обетованной» для русского художника того времени.

Новые черты приобретает бытовая живопись, окончательно утвердившаяся в качестве равноправной в системе иерархии жанров. Этому в огромной степени способствовало творчество А. Г. Венецианова и его учеников. Появляется новый вид картины, складываются композиционные решения, соединяющие элементы портрета, пейзажа и бытового жанра. Предметом пристального внимания художника становится повседневная жизнь народа, его быт и его труд («Спящий пастушок», «Захарка», «Утро помещицы», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето»). Особая роль Венецианова состояла также в том, что он создал свой метод обучения, гораздо более современный, нежели академические классы. В его школе уже на первых этапах ученик начинал работать с натурой, в естественном ее облике. Это помогало молодому художнику ближе, острее понять реализм окружавшей его действительности. Творчество Венецианова стало начальным этапом формирования реализма в русской живописи.

В первые десятилетия XIX в. Академия художеств утрачивает монопольную роль в художественной жизни всей страны. В 1801 г. появляется Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В 1820 г. Общество поощрения художников объединяет поклонников искусств, содействовавших живописцам. Начинается издание первых художественных журналов: «Журнал изящных искусств» (Москва), «Журнал изящных искусств» (СПб). Утверждению идей реализма в русском искусстве во многом способствовало открытое в Москве в 1832 г. Училище живописи, ваяния и зодчества.

Архитектура 19 века

Первая треть XIX в., после победоносной войны 1812 г., отмечена необычайным размахом русского градостроительства. В отличие от 80–90-х гг. XVIII в., когда в центре внимания архитекторов было создание храмовых и усадебных построек, теперь главными сооружениями становятся административные и гражданские здания, формирующие центр общественной жизни города. В это время русский классицизм в архитектуре переживал последний этап – поздний или высокий классицизм, часто называемый русским ампиром (от французского empire – империя). Для него характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы.

«Ведущая роль в градостроительной деятельности этого периода принадлежит К. И. Росси, сыну итальянской балерины, который родился и жил в России. Его стилю свойственны черты особой величавости, триумфальности, монументальности и соразмерности пропорций. Один из любимых приемов зодчего – «вознесение» колонн на высокие цокольные этажи, что придает зданиям особую парадность и эффективность. Именно его творчество стало завершающим этапом в оформлении архитектурного облика центральной части российской столицы. Росси, «мыслившего ансамблями», справедливо называли Моцартом архитектуры. Среди построек, выполненных по проектам Росси, – комплекс Михайловского дворца (1819–1825) и планировка прилегающего района; Дворцовая площадь с дугообразным корпусом Главного штаба и Министерств, соединенных Триумфальной аркой, которую венчает квадрига работы С. Пименова и В. Демут-Малиновского (1819–1829); Александрийский театр (1828–1832), лучший в Европе того времени как по композиционному решению, так и по внутренней отделке интерьеров, с прилегающим районом, включающим площадь перед театром, Театральную улицу, здание Публичной библиотеки, Чернышеву площадь; здание Сената и Синода (1829–1834).»

Отличительная черта творчества архитекторов первой половины века – формирование градостроительной среды посредством органичного введения новых сооружений в существующую застройку. Во время восстановления Москвы после пожара 1812 г. на первый план также вышли вопросы проектирования ансамблей и гармоничности новых и старых здании.

Россия прошла путь из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой.

Большинству же населения страны – крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству – новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).

Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья – народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.

Разрыв между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофилами» и «западниками». Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.



Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

В годы существования Российской империи русская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры. Европейская и мировая публика познакомилась с философией Ломоносова, с прозой Толстого и Достоевского, с поэзией Державина и Пушкина, с музыкой Глинки и Чайковского, с живописью Брюллова и Куинджи. В то же время развивались русская техническая мысль, университетское образование и гуманитарные науки. За двести лет в России сформировались передовые культурные и научные центры: Санкт-Петербург, Москва, Киев, Казань, Дерпт и другие. Под влиянием русской культуры формировалась культура десятков малых и крупных народов империи.

  • - Отечественная война 1812 года вызвала величайший подъём национального самосознания и патриотических настроений в стране. Эти явления спровоцировали характерные особенности русской национальной музыки таких величайших композиторов, как М. Глинка и А. Даргомыжский.
  • - Влияние изменившейся политической и социальной обстановки в стране заметно и в произведениях живописи и архитектуры. Традиционные творения в стиле классицизма стали приобретать более реалистичные черты, что было связано со стремлением к обличительному характеру произведений.
  • - Под влиянием европейских традиций большое развитие в русской культуре получает театр. Русское драматическое искусство в XIX веке в основном находилось под покровительством императора и дворян, что трактовало особые нормы к формированию репертуара и создавало некоторые цензурные рамки.
  • - Украинский, белорусский, армянский, грузинский, казахский, азербайджанский и многие другие народы Российской Империи в XIX веке характеризовались подъёмом национального самосознания, что выразилось в развитии патриотической литературы на родном для этих народов языке.
  • - Ориентированное на лучшие проявления человеческой души творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого является верхушкой развития литературных идей XIX века. Обличение эгоистических черт человеческой сущности Достоевским представляет собой принципиально новый взгляд на реальность.
  • - Середина XIX века характеризуется появлением новых веяний в литературе – такие писатели, как Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов и многие другие в своих произведениях особое внимание обращали на слабости и пороки русского общества и отдельных типов людей.
  • - Одними из самых выдающихся поэтов “золотого века” были М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин. Их произведения насыщены любовью к Родине и русском народу, но в них также присутствует бунтующий дух нового времени, который связан с всё более нарастающим движением декабристов.
  • - Отличительной чертой рубежа XVII – XIX веков стало значительное развитие литературного течения в стиле классицизма и романтизма. Две противоборствующие группы русских писателей и поэтов создавали произведения в духе нового времени, но с разносторонним его восприятием.