Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Преступление и наказание таблица пейзаж. Презентация для урока "Пейзаж и его функции в романе Ф.М

Преступление и наказание таблица пейзаж. Презентация для урока "Пейзаж и его функции в романе Ф.М

Творчество Ф. М. Достоевского - одно из вершинных явлений мировой культуры. В нем с абсолютной достоверностью отражена жизнь современной писателю России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений. Резкой критике в произведениях Достоевского подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания. С подлинно шекспировской мощью изображается борьба между злом и добром в “душе человеческой” в произведениях 60-70-х гг. К этому периоду относится одно из важнейших произведений Достоевского - роман “Преступление и наказание”, написанный в 1866 г. Одна из центральных задач этого произведения заключается в разрешении вопроса: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного “никчемного” существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей?
Этот мучительный вопрос ставит перед собой главный герой романа -Родион Раскольников. И, как всегда, у Достоевского взгляды, идеи главного героя рассматриваются в столкновении со взглядами, идеями других персонажей, в неразрывной связи со всей системой образов.
Особое место в этой системе занимает образ Петербурга, возникающий на страницах романа. Этот образ важен для понимания как романа “Преступление и наказание”, так и всего творчества великого писателя. Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург.
В произведении Достоевского обнажены коренные противоречия большого капиталистического города. Даже сам Петербург предстает сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это Петербург узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный, серый столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особо напряженный и мрачный колорит.
НоЛетербург Достоевского - это не только фон, на котором развертываются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Все действие романа происходит в той части романа, где жила беднота. Это город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, проститутки, женщины, бросающиеся с моста в воду, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней. В таких условиях рождалась бесчеловечная теория.
Городской пейзаж в романе органически связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство. Блуждая вместе с ним по Петербургу, мы остро ощущаем, прежде всего, невыносимуюдухоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича - слова, передающие главную потребность смятенной души: “Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с... прежде всего!” Человек задыхается в городе “под тяжелым петербургским небом”.
Так же тяжко обездоленному человеку и в комнатах, где он живет. Здесь тоже невыносимо душно, нечем дышать. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, в их уме зарождаются преступные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжкие думы Раскольников, созрела у него идея убийства.
Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы хозяйки, изображается комната Сони. Она, то есть комната, “походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя хорошенько; другой же угол был слишком безобразно тупой”.
Тусклое освещение придает всей комнате зыбкость. Слова “что-то”, “как-то”, “куда-то” усиливают это впечатление, и кажется, что контуры и краски на полотне художника размыты. Эпитет “ужасно” - не просто синоним слова “очень”, он аналогичен эпитетам: “безобразно тупой угол”, “что-то уродливое”. Невольно рождается представление о темной силе, которая калечит Сонину жизнь. Именно в такой комнате должно было прозвучать страшное признание Раскольникова.
Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведения. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, явился раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои, мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, похожая на “шкаф или сундук” каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым, испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель из желтого отполированного дерева” в кабинете у Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.
Эти детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Как видим, интерьер, как и городской пейзаж, желтый навязчивый цвет, не только рисует быт социальных низов, но они связаны с раскрытием психологии героев романа.
В произведении Достоевского широко воссоздана жизнь большого буржуазного города. Его население - портные, слесари, кухарки, немцы, мелкие чиновники, квартирные хозяйки, дворники, бывшие студенты, полицейские, уличные девицы, посетители питейных домов и т. д. В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления бедных и богатых. Жизнь города у Достоевского- это жизнь бедноты, задавленной нехваткой денег. Безденежье толкает людей на зависимость от ростовщиков. Деньги в “Преступлении и наказании” все время соседствуют с голодом и страшной нуждой. Нищета рождает преступность. Преступна Соня, нарушившая нравственные законы. Преступна “благоразумная” мать, у которой на плечах муж-инвалид и двое малолетних племянников, которая согласна отдать замуж свою 16-летнюю дочь за развратника и убийцу Свидригайлова. Жизнь города трагична. Бродя по нему, Раскольников видит это безграничное горе людей: то 15-летняя девочка, которую напоили и обманули, то мещанка Афросиньюшка, которая бросается с моста в воду.
В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. В ночь после убийства Раскольников очнулся от забытья и услышал “страшные, отчаянные вопли с улицы”: “из распивочных пьяные выходят”. Это - реальность. Но столь ж реально рисуется и его бред: “Он очнулся в полные сумерки от ужасного крику...” Раскольникову в бреду чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, он не раз был свидетелем подобных сцен наяву.
Реалистически точно и конкретно описан болезненный первый сон Раскольникова: “Маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка”, “молодой мужик с толстой такою шеей и с мясистым красным, как морковь, лицом”; живые впечатляющие детали: “бабенка щелкает орешки и посмеивается”. Все это не похоже на сон.
А вот и другая сцена: “склонившись над водою”, смотрит Раскольников “на последний розовый отблеск заката”. Вдруг он вздрогнул, пораженный “одним диким и безобразным явлением”. Но на сей раз это не бред, а вполне реальный эпизод: пьяная женщина бросилась с моста в воду. Реальность и бред, явь и кошмар - все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал “городом полусумасшедших”.
Как уже говорилось выше, действие романа разворачивается на убогой стороне города. Эта мрачная арена как бы сдавлена мертвым кольцом Петербурга парадного, господствующего над людьми. Лишь однажды, но очень выразительно рисуется его панорама перед глазами Раскольникова, когда он смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец.
“Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина”. Этот же Петербург окружает и Евгения в “Медном всаднике” Пушкина. Перед Раскольниковым и всеми героями романа Петербург - это “немой и глухой” город, давящий все живое.
В образе Петербурга проступает его второй, дальний план: за изображением русской столицы 60-х годов открывается не только безликая и бесчеловечная сущность капиталистического мироустройства, но и враждебная человеку суть урбанистической цивилизации.
В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества.

В философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще - и гармония с прекрасной природой в частности - недостижимая мечта, утерянный рай». Если Пушкин, Гоголь, и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи.

Так, в романе « » мы встречаем два типа пейзажей. Первый - это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт...

Второй - хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве... Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных...

И пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». Сильная жара и духота - неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания». Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую атмосферу.

«На улице жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики».Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: «...ужас у него душно... а где тут воздухом-то дышать?

Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!

». Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга - «частица общей атмосферы романа, душной и безысходной». Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, - это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, - обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день».

Образ солнца в романе имеет несколько значений. Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце будто ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, и все мировосприятие героя искажено. Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике X

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Картины природы и их роль в романе «преступление и наказание». Сочинение уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Композиция романа "Преступление и наказание" и ее роль в раскрытии основной идеи произведения. 2. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. 3. Отношение автора к герою в романе "Преступление и наказание". 4. Противоречивость характера Раскольникова. 5. Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание". 6. Психологические двойники Раскольникова и их роль в романе "Преступление и наказание". 7. Теория Раскольникова и ее крушение в романе "Преступление и наказание". 8. Тема милосердия и
    Предварительные вопросы: Что общего в изображении Петербурга А. С. Пушкиным и Ф. М. Достоевским? В чём различие? В чём своеобразие конфликта “личность–государство” в “Медном Всаднике” А. С. Пушкина и в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского? В каких произведениях А. С. Пушкина тема совести стала важнейшей? Как решается проблема совести в романе “Преступление и наказание”? Сопоставьте развитие темы любви от творчества А. С. Пушкина к роману “Преступление и наказание” Ф.
    1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер Б. Наполеон В. Александр Македонский Г. Гораций 3. Кто в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" воплощает христианский идеал самопожертвования? А. Марфа Петровна Свидригайлова Б. Дуня Раскольникова В. Соня Мармеладова Г. Катерина Ивановна 4. Когда раскаивается Раскольников? А. Во время признания Б. Полюбив Соню В. Не раскаивается вообще Г. После разговора с Лужиным 5. Как можно определить жанр романа Ф. М. Достоевского "Преступление и
    Город - трагическая судьба человека. Город Петербург - есть призрак, Порожденный человеком В его отщепенчестве и скитальчестве. Н. Бердяев Петербург был городом Достоевского, и сам Достоевский был писателем, во многом рожденным Петербургом. Именно в этом городе разворачиваются события, описанные автором в романе "Преступление и наказание", но Петербург на страницах этого произведения - не просто фон, на котором происходят события. Город тесно связан с трагическими судьбами героев романа, именно здесь формируются их мысли и идеи, находят
    Интерес к творчеству Ф. М. Достоевского вот уже третье столетие не ослабевает во всём мире. В США и Великобритании, Германии и Японии, других государствах, не говоря уже о России и Украине, написаны сотни исследований, посвящённых анализу произведений писателя. Международное общество Достоевского каждые три года проводит мероприятия в разных городах мира, где собираются десятки учёных из разных стран, от Мексики до Новой Зеландии. А с приходом нового столетия в Токио был
    ТЕСТ НА ТЕМУ «Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ» Федор Михайлович Достоевский написал: А) «Бедная Лиза» Б) «Преступление и наказание» В) «Гроза» Г) «Леди Макбет Мценского уезда» Д) «Евгений Онегин» Герой романа «Преступление и наказание»: А) Родион Раскольников Б) Евгений Онегин В) Яким Нагой Г) Гриша Добросклонов Д) Евгений Базаров С какого момента начинается преступление Раскольникова: А) После убийства старухи-процентщицы и ее сестры Б) Во время убийства В) До убийства Г) На каторге Д) В каморке С какого момента начинается наказание Раскольникова: А) До убийства Б) После убийства В) После признания Соне Г) На каторге Д) В
    В романе описана кавказская природа. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов дает в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги ("Бэла", "Максим Максимыч"), Тамани ("Тамань"), Пятигорска и Кисловодска ("Княжна Мери"). Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью, и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, о гудении метели в снежных горах, о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов,

Пейзаж и его функции в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый - это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт... Второй - хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве...

Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных... и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».


Символ солнца в романе

Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: «...ужас у него душно... а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!». Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга - «частица общей атмосферы романа, душной и безысходной».

Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, - это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, - обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день».

Образ солнца в романе имеет несколько значений. Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце будто ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, и все мировосприятие героя искажено.

Рассуждая на заданную тему, хотелось бы сказать о той связи, которая существовала между автором и его будущим героем еще до создания романа. Достоевского не поняли при жизни, мучившие его проблемы и вопросы, оказались недоступны современникам, и глобальные пророчества казались плодом болезненного воображения. И в этом смысле Достоевский мог бы повторить вслед за Раскольниковым, что «истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть».

«Я никогда не мог понять мысли, что одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться в тени, во мраке... Верую..., что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей России, еще скорее, может быть, чем где бы то ни было... Я не знаю, как все это будет, но это сбудется». Эти строки, вышедшие из-под пера самого Достоевского, отражают основную идею романа, определяют отношения автора и героя. Достоевский посредством созданных им образов, сюжетных линий, действий, пейзажей постепенно ниспровергает, показывает несостоятельность и чудовищность теории главного героя, теории, порождаемой различными социальными факторами, теории, отвергающей равноценность людей и делящей общество на «избранных», «власть имеющих» и «тварей дрожащих».

Оценка критиками

Подобные оценки "Преступления и наказания" сводят его к изображению случайного патологического явления жизни.

Д.И. Писарев увидел в авторе романа крупного писателя - реалиста. Подходя к "Преступлению и наказанию" с позиций "реальной критики" Д.И. Писарев первым понял и показал социальное значение романа как реалистически верное воспроизведение некоторых "бедственных обстоятельств" русской жизни 60-х годов. Сила статьи Писарева в том, что критик сосредоточился на анализе нравственных проблем. Он раскрыл духовные взаимосвязи между опустившимся Мармеладовым и Раскольниковым, попавшим в исключительное положение. Мармеладов не всегда был жалким, и "по остатку его человечности" Раскольников понимает, что "есть тропинка, ведущая к мармеладовскому падению, и что есть возможность спуститься на эту скользкую тропинку даже с той высоты умственного и нравственного развития, на которую удалось взобраться ему, студенту Раскольникову". Эти страницы статьи Писарева раскрывают глубину его гуманной мысли.

Критик рассматривает образ Раскольникова как жертву, социальной несправедливости, приглушив при этом его чувство индивидуального протеста.



Итоговые вопросы

1. Как вы поняли, какова роль пейзажа в романе?

3. Что говорили критики о романе?


Домашнее задание

1).Чтение романа.

2). Написать сочинение - рассуждение по заданным темам.

Цели:

1. Расширить сведения изобразительно-выразительной роли пейзажа в произведениях русской литературы в XIX в.; способствовать более глубокому пониманию произведения через эстетическое воздействие иллюстраций известных художников.

2. Развитие образного восприятия; формирование интереса к произведению через глубокий анализ художественных деталей; углублять навыки самостоятельного анализа художественного произведения, совершенствовать мыслительные способности учащихся; работать над культурой речи.

3.Воспитание любви к искусству через литературное произведение.

Методические приемы:

1. Основной прием – беседа с включением сообщений учащихся.

2. Выборочная работа с текстом.

3. Элементы творческой работы.

“…Словно в миг, попала в мир иной:


И, как будто из романа Достоевского…”
Черкашина Арина “Двуликий Петербург”

Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как “преславный град”, “Северный Рим”, “Северная Пальмира”.

Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование. Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского?

Несомненно, одну из главных ролей в этом сыграла петербургская легенда, появившаяся в эпоху петербургских реформ: “Петербургу быть пусту!”

“Еще во времена Петра I дьячок из Троицкой церкви спустясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору – худую бабу и простоволосую, - сильно испугался и затем кричал в кабаке: “Петербургу, мол, быть пусту”, за что и был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно. Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом нечисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду, сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец – мертвый чиновник. Много таких россказней ходило по городу. С унынием и страхом внимали русские люди бреду столицы. Люди говорили, что город, построенный на костях сотен тысяч людей – греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города.”

Изучая роман Достоевского “Преступление и наказание”, мы не раз обращали внимание на то, что события в этом произведении разворачиваются в Петербурге. Изображение Петербурга в романе несет значительную идейно-художественную нагрузку.

Сегодня мы проведем с вами урок-исследование “Петербург Ф.М.Достоевского в романе “Преступление и наказание”, где на примере анализа пейзажей покажем механизм перехода от восприятия художественных образов произведения к системе понятийных обобщений; чтобы вернуться к изображаемой автором действительности на новом, более высоком уровне восприятия и попытаемся доказать, что, чем шире наши сведения по литературе, тем совершеннее становится процесс познания произведения.

Прежде чем исследовать Петербург Достоевского, давайте с вами вспомним как другие русские писатели XIX века изображали Петербург в своих произведениях. Некоторые ребята получили домашнее задание подготовить сообщения “Петербург в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова”.

По ходу этих сообщений составим сравнительную таблицу: “Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского”.

Сравнительная таблица

Итак, давайте подведем итоги нашим сообщения; во-первых, петербургская тема, поднятая еще русскими литераторами в XVIII веке, в XIX веке стала темой первостепенной важности, который нередко так и называли “петербургским”. Во-вторых, писатели 19 века придали образу Петербурга новые трагические черты, возникшие на основе легенды.

Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы “Записки из мертвого дома”, “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Братья Карамазовы”.

Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них – дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский.

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. И в этом мы сегодня убедимся.

Роман Достоевского “Преступление и наказание” многие критики называют “петербургским романом”. И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах “Преступления и наказания” автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия. Города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.

Для того, чтобы выяснить какую роль играет в произведении изображение Петербурга, мы прежде всего должны дать понятие слову “пейзаж”.

Что такое пейзаж? Что нам известно о роли пейзажа в художественном произведении?

С целью расширения и углубления сведений о пейзаже давайте познакомимся со статьей в словаре литературоведческих терминов.(Записываем в тетрадь).

Роль пейзажа:

Изображение характерных черт местности, области, страны (создание местного колорита). (Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки);

Дополнительное средство для более выразительного изображения действующих лиц: путем контраста, путем соответствия природных явлений чувствам м мыслям персонажа. (Пушкин “Повести Белкина”, “Выстрел”, “Метель”.)

Символическое значение.

А теперь давайте выясним, какова же роль пейзажа в романе “Преступление и наказание”. Во время чтения романа много ли вы заметили описаний природы? Какие функции, по-вашему, выполняет пейзаж в романе писалеля-реалиста?

Чтобы постичь художественное мастерство писателя, проникнуть в неповторимый мир его образов, индивидуальность стиля, необходимо знать текст литературного произведения. К нему-то мы и обратимся.

Но сначала, давайте подберем определения к слову “пейзаж”, характеризующие его по отношению к времени года, суток, месту действия.

Время года

весенний

Время суток

вечерний

полуденный

утренний

Место действия:

сельский

городской

Какой пейзаж наиболее часто встречается у Достоевского?

А теперь задание будет таким: выписать в тетрадь эпитеты, сравнения, которые использует автор в различных пейзажных зарисовках. Для этого разделимся на группы: (После выполнения работы на доске появляется по ходу сообщений учащихся следующая запись).

Ч.1 (1). С.5. Жара страшная; летняя вонь; нестерпимая вонь; отвратительный, грустный колорит; глубочайшее омерзение.

Ч.!.(5).С.43.Время серенькое; день удушливый; дорога пыльная; пыль черная.

Ч.!! (6) С.95. Духота прежняя; вонючий, пыльный, зараженный городом воздух.

Ч.11 (6). С.103. Розовый отблеск заката; последний луч; темневшие, сгущавшиеся сумерки, темневшая вода канавы, дикое, безобразное видение.

Ч.6 (6). С.308. Молочный, густой туман: скользкая, грязная мостовая; мокрые дорожки.

Какие картины рисуются в нашем воображении при чтении этих пейзажей?

Как эти удручающие мрачные картины связаны с темой романа, и помогают ли они глубже проникнуть в авторский замысел?

Рассмотрим иллюстрации художников из серии “Петербург Достоевского”.

На доске открывается запись всех страниц, на которых читатель встречает пейзаж.

Все ли изображенные в романе пейзажи представляют собой реальные картины?

Рядом с указанными страницами записать время суток и указать, реальный пейзаж изображен на этих страницах или из сна.

В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастические очертания. Реальное кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. Реальность и бред, явь и кошмары – все сплелось в Петербурге, неслучайно Свидригайлов назвал “городом полусумашедших”.

В ночь после убийства Раскольников очнулся после забытья – это реальность. Так же реально рисуется и его бред. В бреду чулится безобразная сцена избиения его хозяйки. Реалистически точно и конкретно описан болезненный сон Раскольникова. Живые, впечатляющие детали. Все это не похоже на сон.

Есть ли какая-то закономерность в смене времени суток, после какого события появляется вечерний пейзаж?

Какой персонаж действует на фоне ночного пейзажа?

С какой целью бродит Свидригайлов по ночному Петербургу в грязь, в туман?

Обратим внимание на такую деталь:

Свидригайлов хочет покончить счеты с жизнью и бродит в тумане (причем густом, молочном, из-за которого ничего не видно впереди) по скользкой, грязной мостовой.

Как вы думаете, случайно ли употреблены Достоевским эпитеты “густой”, “скользкая”, “грязная”?

Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Как вы думаете,почему?

Все ли пейзажи в романе исполнены в мрачных тонах? Просмотрим пейзажи в ч.1 (6) с.46; ч.3 (6) с.167; ч.6 (60) с.306.

Какие краски преобладают в них, какие эпитеты использует автор?

Эти пейзажи видят герои в реальной жизни?

А теперь послушаем один небольшой отрывок из романа: ч.1 (5) с.38.

В изображении природы здесь Достоевский использует яркие краски, герой погружается в состояние покоя и тишины, он видит яркое красное солнце, яркий закат. Но это не сон.

А теперь послушаем еще один отрывок из романа ч.2 (2) с.70.

Какой художественный прием положен в основу изображения этой пышной панорамы Петербурга?

Да, действительно, открывшаяся с этой точки обзора картина не только будила историческую память, но и писала важную информацию. На одном берегу Академия художеств, Университет, Академия наук напоминали о веке русского Просвещения и надеждах просветителей совершенствовать общественно-политическую жизнь России, воспитывая разум и души своих современников. Но перспектива набережной замыкалась видневшимся вдали шпилем Петропавловской крепости, в которой побывали лучшие умы России.

На противоположном берегу, словно по контрасту, сосредоточились Зимний дворец, Исаакиевский собор, Сенат и Синод. В описании Достоевского особо выделен собор. Сияющий купол притягивал взгляд героя не только к самому зданию, но и к Сенатской площади перед Собором, связанной с воспоминаниями о декабристском восстании. Раскольников, пристально вглядываясь в этот архитектурный пейзаж, “дивился…каждый раз своему угрюмому и загадочному выводу, что деятель, стремится повлиять на ход истории, непременно должен быть готов к тому, чтобы бестрепетно переступить через пролитую кровь.

Итак, еще раз посмотрим на иллюстрации, изображающие реальные пейзажи, на фоне которых, разворачивается действие романа и попытаемся словами “нарисовать” картину, которая возникает в воображении героя.

Но в романе есть утренний пейзаж. Где и с какой целью использует его автор, какую роль играет этот пейзаж?

Послушаем еще один отрывок из романа – эпилог с.330.

Какой вывод можем сделать из этого отрывка?

Подведем итоги. Пейзаж в романе Достоевского используется:

  • для создания местного колорита;
  • выступает в качестве фона, на котором разворачиваются события и подчеркивает внутреннее состояние героя, отражая его чувства и переживания;
  • служит дополнительным средством для более выразительного изображения действующих лиц (прием контраста или соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа).

С помощью пейзажа автор более ярко и достоверно отражает состояние безысходности, одиночества “маленького человека” в большом и бездушном городе, подчеркивает, что живя в таких условиях, люди дичают, озлобляются, теряют человеческую сущность, доброту, милосердие, поэтому в их умах зарождаются жестокие бесчеловечные идеи. Но наступает утро, когда зараженная душным зловонным городским воздухом душа очищается через страдания, открывшиеся навстречу любви, надежде, поворачиваются к людям. И в этом символичное значение пейзажа.

Таким образом, Петербург в романе “Преступление и наказание” не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. (Завершение таблицы).

Петербург Достоевского – трагический и фантастический город. Его город живет отдельно самостоятельной жизнью и влияет на чувства, помыслы, поступки людей. Порою он представляется какой-то грезою, сном, который исчезает после пробуждения, словно подтверждение пророчеству: “Петербургу быть пусту!” на его улицах наравне с князем Христом блуждают преступники и убийцы, обдумывая свои планы в “самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре”.

А теперь я предлагаю вам небольшую творческую работу – написать минисочинение “Петербург Достоевского”. До изучения романа “преступление и наказание” вы представляли Петербург по-другому и это отражено в ваших рисунках.

Подведение итогов урока.

Итак, миф города, появившийся в эпоху реализма, может продолжать свое существование в дальнейшей литературе, либо исчезать, или же вовсе меняться, как, например, изменился миф Петербурга – теперь это “бандитский город”, центр преступного мира России и антипод этому город, претендующий на звание столицы России.

Закончить урок стихотворением.

Двуликий Петербург.

В северной столице первый раз я
Красотою каменной пьяна,
Этот город вечный, гордый, властный,
Смотрит взглядом, обжигая, на меня.
И собор Казанский и Исаакиевский,
Эрмитаж, Фонтанка, Летний сад.
Свою историю, как будто в сказке,
Своим видом о прекрасном говорят.
Вдруг, свернув, я в переулок узенький,
Словно в миг попала в мир иной:
Темный, пыльный, жуткий, пьяненький
Петербург предстал передо мной.
И, как будто из романа Достоевского
“удрученный бедностью” народ,
Не такой, как на проспекте Невского,
Молча, хмуро в темноту бредет.
Я иду по Петербургу Достоевского,
Словно здесь была уже не раз:
Узкий переулок темно-серенький,
Сырость, мерзость, уличная грязь.
Все привыкли воспевать наш город северный,
Наш красивый, гордый “царский град”,
Но никто не знает об “униженных”,
Или знать об этом не хотят?!

Черкашина Арина (ученица 10 класса).

Домашнее задание:

1. Найти описания обстановки, в которой жили Раскольников, Соня, семья Мармеладовых. (Выписать в тетрадь эпитеты, сравнения, которые использует автор).

2. Найти сцены уличной жизни Ч.2 (2); Ч.2 (6); Ч.5 (6). Подготовить пересказ. Подумать, что обозначают следующие “сцены уличной жизни” и актуальны ли они в наше время.

Разработка урока литературы в 10 кл.

Назаровой Светланы Валентиновны , учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 г. Балаково Саратовской области .

ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».

В разработке урока были использованы материалы статьи, опубликованные в журнале «Литература в школе».

I. Введение. Объявление темы, задач урока, Работа с эпиграфом.

Книга пророка Исайи. Глава 24. «Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышающиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней».

Чтение наизусть учителем отрывка из романа (Ч. 1, гл. 1; Ч. 2, гл. 6).

Что за мир создает Достоевский и какое место в нем отводит Раскольникову?

Каково отношение Раскольникова к окружающему? Каким приемом автор подчеркивает его ощущения?

Несмотря на правильность его реакции, что заставляет тревожиться за судьбу Раскольникова?

ВЫВОД. Стало быть, пейзаж заставляет читателя задуматься о судьбе героя, о его отношениях с окружающим миром.

Климат Петербурга делает человека «маленьким», виноватым, укрепляет темные начала в его душе.

В романе отражением души, подсознания человека являются сны, где тоже возникают картины природы. Один из них – сон о «праздничном» дне детства Раскольникова. Что поражает в этой картине?

Чтение отрывка из романа (Ч. 1, гл, 5). (Ответы детей.)

Как эти удручающие, мрачные картины связаны с темой романа? Или они лишь фон для происходящих событий?

ВЫВОД. Эти мрачные картины рождают мрачные мысли. Пейзаж уже в начале романа является не только фоном для описываемых событий, но и передает состояние героя, оказывает на него влияние. Свидригайлов даже называет пейзажи «климатическими влияниями».

Но все ли пейзажи Петербурга мрачны? Нет ли иного города?

Какие чувства и почему вызывают эти картины у Раскольникова?

ВЫВОД. В данном случае пейзаж скрывает в себе социальный подтекст: мир богатых, даже если он красив, вызывает у бедного Раскольникова раздражение.

Ученик, работавший с начала урока с карточкой, дает ответы на поставленные в карточке вопросы.

1. Подготовьте выразительное чтение пейзажа (Ч. 1, гл. 6).

2. Устно ответьте на вопросы:

ü Почему во сне Раскольникова возникает образ пустыни? Чем он навеян?

ü Чем заканчивается блуждание героя по пустыне? В этой связи вспомните одного из библейских персонажей.

ü Что же связывает реальность и сон в романе?

ВЫВОД. Пейзажи помогают понять героя, объяснить какие-то его поступки, намерения.

Какие краски, ощущения преобладают в следующем отрывке? Сон ли это?

Чтение отрывка (Ч. 1, гл. 5). (Ответы детей.)

Почему же в реальной жизни вдруг возникают яркие краски?

Резюме учителя. Стало быть, мрачность мира обусловлена не столько особенностями города, сколько той цветовой гаммой, которая в душе самого героя. А Петербург в романе разный.

Чтение отрывка (Ч. 2, гл.2).

Образ моста проходит лейтмотивом через весь роман. Почему Раскольников так часто оказывается на нем или рядом с ним?

ВЫВОД. Элемент пейзажа высвечивает одну из главных его проблем – проблему выбора: герой колеблется между различными вариантами решений, как между двумя берегами.

3. Время суток в романе. Свет и тень.

Роман предельно насыщен событиями, которые совершаются в течение 14 дней. Потому каждое действо происходит не просто в один из дней, а в то или иное время суток.

Заметили ли вы закономерности в смене времени суток? Какие события в какое время суток происходят?

Описывая последнюю ночь Свидригайлова (Ч. 6, гл. 6), Достоевский использует сочетания «густой туман», «скользкая, грязная мостовая». Имеют ли они отношение к судьбе героя?

Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Почему?

Обстановка в «Преступлении и наказании» насыщена контрастами: день и ночь, черное и желтое, преступление и наказание, свет и тьма.

4. Цветовая гамма пейзажей романа.

Создавая картины, Достоевский использует не только игру света и тени, но и широкий спектр красок. Какова цветовая гамма романа? Попробуйте объяснить выбор автора. (Ответы детей, затем в качестве обобщающего – ответ учащегося, который получил это задание заранее.)

5. Мир Петербурга Достоевского глазами иллюстратора.

(На выставке представлены работы учащихся, которым было дано задание проиллюстрировать те страницы романа, где автором созданы пейзажи.)

Почему именно такую цветовую гамму вы выбрали, создавая свою иллюстрацию? Почему обратились именно к этому отрывку?

6. Последние страницы романа. Осмысление функции пейзажа.

После совершенного убийства Раскольников стал жить, по его выражению, «на аршине пространства». Душа его в состоянии греховности. Но уже во мраке этой жизни загорается свет, исходящий от христианского милосердия, свет, буквально пронизывающий последние страницы романа. Роман заканчивается пейзажной зарисовкой, которая одновременно и реальна, и фантастична: Раскольников, попав на сибирскую каторгу, видит казахские степи.

Звучит Л. Бетховен. Адажио.

На фоне музыки звучит отрывок из романа (Эпилог, гл. 2).

Что олицетворяет собой образ казахской степи? Из каких составляющих строится?

С чем невольно хочется его сравнить?

Символичен образ реки. Как вы его понимаете?

ВЫВОД. Пейзаж имеет здесь символическое, философское значение: отчетливо вырисовывается образ будущего, где «вместо диалектики наступила жизнь».

IV. Результаты исследования.

На основании ваших домашних исследований и наблюдений, проведенных в рамках урока, подведите итог: какие функции выполняет пейзаж в романе «Преступление и наказание».

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ. На мой взгляд, пейзажи Достоевского заставляют подумать и о своей душе. Ведь чтобы увидеть красоту окружающего мира, прелесть Петербурга или своего родного города, почувствовать светлость романов Достоевского, нужно иметь чистую душу, не омраченную безобра зной «безо бразной» мечтой.

V. Оценка работы учащихся. Домашнее задание.

Грачева в романе «Преступление и наказание» // Литература в школе. 2001. № 7. С.