Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Главная мысль сказки дурак. Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин

Главная мысль сказки дурак. Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин

Герои и сюжеты сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Основная проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина


1. Проблематика сказок писателя.
2. Художественные приемы в сказках.
3. Сюжетная канва произведений.

Щедрин в своих сказках во главу угла ставит бедственное положение народа в царской России. Отсюда вытекает несколько основных тем: сатирическое описание правительственных верхов самодержавия («Медведь на воеводстве»); изображение жизни народных масс в царской России («Коняга»); обличение интеллигенции («Премудрый пескарь»); разоблачение собственников жизни («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Однако, несмотря на все изобличительную проблематику в сказках, в какой-то мере, показана тщетность народных апелляций. Коняга все равно, как бы ему не было тяжко, снова выйдет на работу. Но простой мужик остается непримиримым противником угнетения хозяев: «Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: «Господи! легче нам пропасть с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!»«(«Дикий помещик»). Получается, что в любом случае мужик и барин останутся непримиримыми врагами. Щедрин как раз и развенчивает иллюзии на счет социальной гармонии. Даже на необитаемом острове в «Повести о том, как...» мужичина должен подчиняться.

Все это создается с помощью художественных образов. И каждая сказка в результате становится живой и красочной картиной общества.

Слова и образы, воссозданные в произведениях, Щедрин заимствовал из сказок и легенд: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...» («Дикий помещик»). Для их обработки он использует такие приемы как художественное преувеличение, иносказание, фантастика. Художественное преувеличение выражается в том, что простой мужик, словно волшебник, становится способным на большие подвиги. Например, кате в «Повести о том, как...»: «Из собственных волос сделал силок и поймал рябчика... до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить». Фантастическое проявляется в том, что два генерала «по щучьему велению, по моему хотению» очутились на необитаемом острове».

Для иносказания Щедрин использует образы животных. Это сказочная традиция помогает сохранить натуру образов. Например, в одноименной сказке: «Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин».

Сближение персонажей с животным миром носит как иронический, так и тра-гический характер. Дикий помещик становится новым видом необыкновенного животного: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». А вот Коняга стал своеоб-разным символом трудяги-крестьянина. Сколько на бедном коне возят, пашут, а без него нельзя - семью не прокормить. Так и мужик «пашет» от зари до зари: «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для нее он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб».

Сюжетами в сказках Щедрина становятся темы, которые ребром встают в той, современной, жизни. Например, неуместное, а подчас неоправданное кровопролитие. Так считают в «Медведе на воеводстве». О чем бы с Топтыгином 1-м «не заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли - он все на одно поворачивал: «Кровопролитнее... кровопролитнее... вот чего нужно»«.
Другой сюжет взят из пословицы: «Царь умен до тех пор, пока умный у него секретарь». Щедрин обыгрывает его в «Медведе на воеводстве»: «Осел в ту пору у него (Льва) в советах за мудреца слыл».
В «Карасе-идеалисте» показана попытка наладить гармонию в отношениях между людьми путем морального перевоспитания: «Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить...». Однако попытка не увенчалась успехом, что Щедрин ловко обыгрывает в случайных движениях щуки. «Знаешь ли ты, что такое добродетель», - выдал свой последний козырь Карась. «Щука разинула рот от удивления. Машинально втянула она воду, и вовсе не желая проглотить карася, проглотила его».

В сказках Щедрина не только добродетель, но и науки не приносят героям пользы. Так орел-меценат в одноименной сказке попытался наладить у себя просвещение, которое в итоге не дало положительных результатов: «Сие де послужит орлам уроком!»

Сюжетная тематика непременно захватывает и народную проблематику. Мало того, что простой мужик может просто не обращать на себя внимание, но он еще добровольно лезет в петлю. Так мужичина свил для себя веревку в «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». «Этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег, а сами легли спать». Или самоотверженный заяц в одноименной сказке сидит у волчьего логова словно на привязи: «Не могу, - говорит, - волк не велел» бежать.

В своих сказках Щедрин показывает беспросветный мрак и тяжкие условия, создаваемые самодуром-помещиком: «Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть - все нельзя, да не позволено, да не ваше... И земля, и вода, и воздух - все его стало!» («Дикий помещик»).

И все это доведено до абсурда в сказке «Дурак», где объясняется, что лучше ос-таваться дураком, чем осознавать весь ужас окружающей жизни. «Совсем он не дурак, - говорит проезжий, - а только подлых мыслей у него нет - от того он и к жизни приспособиться не может... А впрочем, несомненно, что настанет минута, когда наплыв жизни силою своего гнета заставит его выбирать между дурачеством и подлостью. Тогда он поймет».

И по концу сказки можно догадаться, что он понял всю подлость и гадость окру-жающей жизни: «Но от прежнего цветущего здоровьем дурака не осталось и следов. Он был бледен, худ и измучен... Пришел домой и замолчал». В этой не нормальной обстановке, в которой он жил, только ненормальное могло казаться нормальным».

Можно сказать, что заветной целью Щедрина было и оставалось освобождение угнетенной массы от любого вида рабства. И какие бы образы и идеи писатель не поднимал в своих сказках, все они для народа и о народе. Прошла эпоха отмены крепостного права, но вместе с этим не ушли накопившиеся проблемы, нашедшие отражение в сказках.

Образы из легенд и сказок, реальности и действительности помогают нам вос-становить ужасные, нечеловеческие, годы написания произведений. Каждый персонаж, взятый из жизни и воплощенный в сказке, представляется нам в виде определенного типичного образа. Ими Щедрин показывает ошибки своего времени. Надо всего лишь приглядеться и понять, что надо для народа, а не нам от народа.

Анализ сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки Щедрина в миниатюре содержат в себе про­блемы и образы всего творчества великого сатирика. Из тридцати двух сказок двадцать девять были написаны в последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 годы), и лишь три сказки были созданы в 1869 году. Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

К сказочному жанру Щедрин прибегал в своем твор­честве часто. Элементы сказочной фантастики есть и в «Истории одного города», а в сатирический роман «Совре­менная идиллия» и хронику «За рубежом» включены закон­ченные сказки. Не случайно расцвет этого жанра прихо­дится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период разгула политической реакции в России сатирику прихо­дилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому читателю.

Создавая свои сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни великого Крылова, на традиции западноевропейской сказки. Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки в которой сочетаются фантастика с реальностью.

Как и во всем творчестве Щедрина, в сказках проти­востоят две социальные силы: трудовой народ и его экс­плуататоры. Народ выступает под масками добрых и безза­щитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры - в образах хищников. Симво­лом крестьянской России, замученной эксплуататорами, является образ Коняги из одноименной сказки. Коняга -крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благода­ря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел - вечный каторж­ный труд «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования...» - восклицает сатирик

Обобщенный образ труженика - кормильца России, которого мучают угнетатели, есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Показывая каторжную жизнь трудя­щихся Щедрин скорбит о покорности народа, о его сми­рении перед угнетателями. Он горько смеется над тем, как мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокор­ мил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с велика­ном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем другие краски. Они «ничего не понимают», они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. А между тем они мнят себя людьми благородными, помыкают мужиком: «Спишь, лежебок!... Сейчас марш работать!» Спасшись от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «...рюмку водки да пятак серебра- веселись, мужичина!» Сатирик подчеркивает, что ждать народу от эксплуататоров лучшей жизни бесполезно. Счастье свое народ может добыть, только сбросив его тунеядцев.

В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли об освобождении крестьян. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотно­шений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет - помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет - помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух - все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу:

Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»

Этот помещик, как и генералы из другой сказки, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное. Он становится лесным хищником. Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, при­обретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких податей и повинностей государство существовать не может, что без мужиков все умрут с голоду, «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», да и денег у господ не будет. Народ - создатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства.

Над вопросом о путях изменения общественного строя России тщетно бьются Лева-дурак (в сказке «Дурак»), сезонные рабочие из «Путем-дорогою», ворон-челобитчик из одноименной сказки, карась-идеалист, мальчик Сережа из «Рождественской сказки» и многие другие.

Героями сказок «Самоотверженный заяц» и «Здраво-мысленный заяц» выступают обыватели-трусы, надеющие­ся на доброту хищников. Зайцы не сомневаются в праве волка и лисицы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью. «А может быть, волк меня... ха-ха... и помилует!» Хищники остаются хищниками. Зайцев не спасает, что они «револю­ций не пущали, с оружием в руках не выходили».

Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщи­ны стал щедринский премудрый пискарь - герой одно­именной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Поэтому пискарь прожил до глубокой старости невредимым. Но жизнь эта была унизи­тельна. Она состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру. «Он жил и дрожал - только и всего».

Наиболее резко и открыто сарказм Щедрина проявил­ся в сказках, изображающих бюрократический аппарат самодержавия и правящие верхи вплоть до царя. В сказках «Игрушечного дела людишки», «Недреманное око», «Праздный разговор» предстают образы чиновников, гра­бящих народ.

В сказке «Орел-меценат» дана уничтожающая пародия на царя и правящие классы. Орел - враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества. Он уничтожил соловья за его вольные песни, грамотея дятла «нарядил... в кандалы и заточил в дупло навечно», разорил ворон-мужиков. Кон­чилось тем, что вороны взбунтовались, «снялись всем стадом с места и полетели», оставив орла умирать голодной смертью. «Сие да послужит орлам уроком!» - многозначи­тельно заключает сказку сатирик.

С необычайной смелостью и прямотой о гибели само­державия говорится в сказке «Богатырь». В ней автор высмеивает веру в «гнилого» Богатыря, отдавшего на раз­гром и издевательство свою многострадальную страну. Иванушка-дурачок «перешиб дупло кулаком», где спал Богатырь, и показал всем, что он давно сгнил, что помощи от Богатыря ждать нельзя.

Маски животного мира не могли скрыть политическое содержание сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действитель­ности.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует традиционные сказочные приемы, образы, пословицы, поговорки, при­сказки.

В сказке-элегии герой изливает свою душу, упрекает себя в отрыве от активного действия. Это мысли самого Щедрина.

Образы сказок вошли в обиход, стати нарицательными к живут многие десятилетия.

Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»

На данную тему отводится 2 учебных часа.

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование: мультимедийный проектор, тексты сказок, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы, план анализа художественного произведения, карточки с основными понятиями, учительская презентация.

Цель урока: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, обучение работе в группах и анализу произведений.

Задачи:

1 . Развитие аналитических и творческих способностей учащихся;

2. Обучение навыкам работы с текстом;

3. Развитие лингвистических умений: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;

4. Совершенствование умения доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;

5. Развитие интеллектуальных способностей.

Эпиграф: Сказки могучи по своей мысли , (1)

Забавны (2)

И вместе с тем трагичны (3)

по своему ядовитому ехидству , (4)

очаровывают своим языковым совершенством . (5)

I. Создание проблемной ситуации.

А.В.Луначарский

– Проанализируем эпиграф. Попробуем определить, по какому плану будем работать?

  1. –Каждая сказка содержит глубокий смысл ;
  2. – это особенность сказок – « забавлять »;
  3. – изображение трагедии человеческой жизни;
  4. – «ехидство » - это особенность сказок Салтыкова – Щедрина. Значит, есть отличие от народных сказок;
  5. – сделаем анализ сказок, отметим языковые особенности и будем очарованы писательской манерой Салтыкова - Щедрина.

Планирование: 1. выяснить причины обращения писателя к сказкам, 2.Понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; 3. выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; 4. показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); 5. определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки, Выявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

II. Работа по намеченному плану

1. – Так почему сатирик-романист обратился к столь скромному жанру, как сказка?

  1. Дело в том, что традиции создания сказок на Руси были очень глубоки и древни; сказка, равно как и притча, имела несложный сюжет, который скрывал глубокий смысл, доступный только мыслящему читателю. (Сказочный жанр был широко распространён в русской литературе)
  2. Очевидно, что Щедрин хотел спрятать реальное значение сказанного за безобидными сказочными событиями и в то же время выразить свою позицию . Сказочная манера изложения позволяла, несмотря на усилившуюся деятельность цензуры , затрагивать в своих произведениях самые острые в политическом отношении темы).
  3. Сказка с её мудрой простотой давала писателям в сжатом обобщённом виде изложить свою точку зрения на самые важные проблемы современности.
  4. Сказки охотно читали (и читают до сих пор) абсолютно все. Пожалуй, нет более демократичного жанра в России, чем сказка. Щедрин мог обратиться к широкому кругу читателей , указав им на общественные пороки . (Простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок)

Обращение к сказке

Условия цензуры

Популярность жанра

2. – Посмотрите внимательно на обложку нелегального издания сказок.

Обратите внимание на ЗАГЛАВИЕ: «Сказки для детей изрядного общества»

– Какие ассоциации у вас возникают со словом «Сказка»?

= «Сказки» т.к. сами произведения написаны в духе сказок.

– Какие ассоциации у вас возникают с выражением « Изрядный возраст »?

Писатель сам намекает, что его сказки – не просто детская забава,

Дети изрядного возраста – это

– взрослые, нуждающиеся в поучении.

– Вспомните роман Тургенева «Отцы и дети». Здесь дети – это такие как Евгений Базаров,

Такие, у которых не потеряны совесть, ум, чувство правды.

Вывод : Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказки разнообразны по содержанию, по представлению персонажей, но главная цель – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

3. – О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?

= «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина помогают понять значимость таких жизненных ценностей, как совесть, милосердие, честность, долг, смысл жизни и её предназначение.

  1. – Как проиллюстрирована обложка?

Она говорит о том, что если поднять занавес, т.е. начать листать «Сказки», то можно увидеть все пороки России 80 годов 19 века, которые стараются скрыть правители и эксплуататоры народа. Видно, как за занавес цепляются полицейский и свинья и стараются его задёрнуть.

  1. – Так что же скрывается за этим занавесом?

Какие темы объединяют сказки Салтыкова-Щедрина?

Сказки Салтыкова-Щедрина

Проблематика

Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Положение народа («Коняга», «Кисель»)

Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

  1. – Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки. Есть в них общие черты?

Сопоставительный анализ:

Общие черты?

Отличительные черты?

Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).

Общие черты (Слайд)

Отличительные черты (Слайд 8)

Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком .

  1. – Работа со словарём

– Скажите, что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

Юмор – это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.)

– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.

– В творчестве Салтыкова – Щедрина встречаются все виды комического, но один из них преобладает. Какой?

САРКАЗМ

Искусству свойственны разные формы смеха. В зависимости, какую общественную проблему поднимает автор, он применяет разные формы смеха.

– Какие? Дайте определение этим понятиям:
Юмор – (смех сочувственный, дружеский, добрый)
Сатира – (такой смех, в котором есть доля гнева; обличительный, суровый, порою беспощадный).
Сарказм – (язвительный смех, в котором звучит ненависть или презрение).

Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм (Слайд 12)

– Разместите виды смеха по степени усиления отрицания

(– ) Юмор

Сарказм

Сатира

Ирония

Ирония

Юмор

Сатира

Сарказм


= Смех необычно освещает авторский идеал, прекрасное выявляется через осмеяние безобразного; высокое утверждается обличением пошлого. Поэтому в эпоху жесточайшей реакции приходилось использовать аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли – эзопов язык , язык недомолвок, намёков.

– Что такое эзопов язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

  1. СООБЩЕНИЕ ученика

(Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа , создателя жанра басни . Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь – своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

  1. Теоретический диктант.

1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности

2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности

3)Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка

4) Едкая, язвительная насмешка

5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков

6) Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца)

7) Эмоционально окрашенное определение

8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном план

9) Не существующее в действительности

1.аллегория, 2. Гипербола, 3. Гротеск, 4. Сарказм, 5. Сатира,

6. Эзопов язык, 7. эпитет, 8. Юмор, 9. Фантастика.

III. Слово учителя

Выводы по теме

Этим языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них - и цикл «Сказки для детей изрядного возраста».

Сказка Салтыкова-Щедрина –

сплав фольклорной сказки и басни

Сказочный зачин

Устойчивые выражения

Фантастические события

Образы животных

Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Особенности – Фантастическое + реальное;

Комическое + трагическое;

Гротеск, гипербола, эзопов язык.

Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку .

Щедрин коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Сказка - орудие социально-политической сатиры

IV. Работа в группах .

1. группа – Работа над сказкой «Дикий помещик»

  1. Главная мысль сказки (зачем?).
  2. Каково значение эпитета “премудрый”?
  3. Авторская позиция.
  4. Ваше отношение к сказке.

2. группа – работа над сказкой «Премудрый пискарь».

Примерный план анализа сказки:

  1. Основная тема сказки (о чем?).
  2. Главная мысль сказки (зачем?).
  3. Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
  4. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  5. Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок.
  6. Какие пороки обличает писатель?
  7. Сатирические приемы, использованные автором.
  8. Соединение фольклорного, фантастического и реального
  9. Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком?”
  10. Авторская позиция.
  11. Ваше отношение к сказке.

V. Защита работ, выступление от групп.

Подписи к слайдам:

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (1826 – 1889)

«Сказки» Салтыкова - Щедрина и их Особенности Эпиграф к уроку: Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством. А.В.Луначарский

Обращение к сказке: Условия цензуры Популярность жанра

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Проблематика Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Положение народа («Коняга», «Кисель») Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») Трусость обывателя («Премудрый пискарь ») Правдоискательство (« Дурак », «Христова ночь»)

Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки Сопоставительный анализ. - Общие черты? - Отличительные черты?

Общие черты Сказки Салтыкова-Щедрина Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка Сказки русского народа Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка

Отличительные черты Сказки Салтыкова-Щедрина Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека животному Сказки русского народа Юмор Гипербола Победа добра над злом Положительный герой Очеловечивание животных

Разместите виды смеха по степени усиления отрицания: Юмор Сарказм Сатира Ирония

Ирония Юмор Сатира Сарказм

Теоретический диктант 1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности 2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности 3)Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка 4) Едкая, язвительная насмешка 5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков 6) Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца) 7) Эмоционально окрашенное определение 8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном план 9) Не существующее в действительности

2)гипербола 3)гротеск 4)сарказм 5)сатира 6)эзопов язык 7)эпитет 8)юмор 1) аллегория 9)фантастика

Сказка Салтыкова-Щедрина – сплав фольклорной сказки и басни Сказочный зачин Устойчивые выражения Фантастические события Образы животных Эзопов язык (язык иносказаний, намеков)

Особенности – Фантастическое + реальное; Комическое + трагическое; Гротеск, гипербола, эзопов язык.

Сатирические приемы Сарказм Гротеск Гипербола Фантастика Эзопов язык Метафора Аллегория Перифраз Ирония

Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.

Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Близость к народным сказкам. Отличие от народных сказок. Какие пороки обличает писатель? Сатирические приемы, использованные автором. Соединение фольклорного, фантастического и реального Авторская позиция. Ваше отношение к сказке.

Премудрый пескарь Каково значение эпитета “премудрый”?

"ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ" Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?

Какие пороки обличает писатель в сказке «Дикий помещик»?

Перечислите фантастическое и реальное в сказке «Дикий помещик».

Почему писатель даёт помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев и в то же время называет его “русским помещиком” ?

Домашнее задание (по выбору) Придумать темы для сочинения собственной сатирической сказки. Закончить одно из высказываний: «Салтыков-Щедрин осуждает…»; «Я не жалею, что познакомился с Щедриным, потому что…»; «Я ценю в сказках Щедрина то, что…» «Человек равнодушный – это…»;


Салтыков-Щедрин писал свои Сказки в те годы, когда в литературе свирепствовала цензура. Существовала большая вероятность, что художественное произведение будет запрещено к печати, если в нем будут заподозрены неблагонадежные мысли. Поэтому автору приходилось изощряться, применять различные художественные средства для того, чтобы скрыть от цензоров истинный смысл своего произведения.

Сатира является наиболее трудным литературным жанром. Поскольку писатель не мог напрямую высказать свое отношение к явлениям общественной Жизни, ему приходилось прибегать к аллегориям, двусмысленности, недосказанности, гротеску, и прочим художественным приемам. И не всегда эти приемы просты в употреблении.

Но, как ни странно, от этих сложностей произведения только выиграли. Оказалось, что такая аллегорическая форма очень понравилась читателям. Ведь тем приходилось догадываться, что имел в виду автор, какие явления и каких людей? От этого простой рассказ становился некоей головоломкой.

И мыслящим людям (для которых, собственно, и писались сказки) доставляло удовольствие решать эти головоломки, самостоятельно находя правильный ответ. Думается, именно в этом причина популярности “Сказок”.

Своей сатирой автор затронул многие явления тогдашнего российского общества. Поступки и образ жизни многих людей получили тогда “неудовлетворительную оценку”. Русский народ, легко угадываемый под масками добрых и справедливых зверей, описан автором с преувеличенно положительной стороны. Он всегда честен, умен и трудолюбив. Хотя, как мы знаем, были и сейчас есть среди представителей народа и бездельники, и пьяницы.

Покорность русского народа, его преданность своим же угнетателям также являются объектом критики писателя. Высмеивает Салтыков-Щедрин рабскую покорность обывателя, который надеется на доброту хищников. Критикует тактику людей, которые надеются отсидеться в стороне от борьбы. Конечно, писатель не призывает к социальной революции, не выдает готовых рецептов устройства справедливого общества. Но это и не является задачей сатиры.

В своих Сказках писатель продолжает традиции народного творчества. Недаром автор выбрал для своих произведений форму сказок. Ведь сказка – это, как известно, вымысел, неправда. По закону жанра сюжет и изложение в сказке обычно носят преувеличенно примитивный характер. Сказка обычно несет в себе мораль, которая может быть выражена буквально одной фразой.

Так называемый Эзопов язык, которым с древности пользовались сатирики, как нельзя лучше подходил к ситуации, в которой приходилось творить Салтыкову-Щедрину. В условиях господства цензуры, преследования инакомыслия авторам приходилось прибегать к литературным ухищрениям, чтобы смысл произведения, его основная мысль были понятно читателю, но, в то же время, не возникало претензий у цензоров.

За фантастической ситуацией каждой сказки легко угадывается реальное общественное явление, а также всегда прослеживается и отношение автора к предмету своего сочинения. Несмотря на эзопов язык, смысл произведения всегда доступен для понимания вдумчивому читателю.


Другие работы по этой теме:

  1. Дурак Сказка об Иванушке-дурачке – частичное воплощение давнего замысла Салтыкова-Щедрина создать образ революционера, целиком преданного идее. Салтыков-Щедрин намеревался решить эту тему в жанре сказки. Сказка...
  2. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пискарь” Премудрый пискарь Салтыков-Щедрин М. Е. Сказка “Премудрый пискарь” М. Е. Салтыкова-Щедрина изображает обывателя либерала....
  3. Итоговое произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина. Кни­га “Сказок” создавалась на протяжении 1882-1886 гг. В сбор­ник вошли основные сатирические темы, над которыми ра­ботал писатель в разные периоды...
  4. За свою жизнь Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин написал огромное множество различных произведений, но наибольшей популярностью всегда пользовались его сказки. Конечно, и до Салтыкова-Щедрина многие писатели писали...
Его сказки - та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства.
Из доклада царского цензора.

Где-то я вычитал и запомнил мысль, что, когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, искусство и литература начинают вырождаться. Не потому ли сегодня с неохотой читаем мы "Что делать?" Н.Г.Чернышевского, произведения В.В.Маяковского, и уж совсем никто из молодых не знает "идейные" романы 20-30 годов, скажем, "Цемент", "Соть" и прочие.
Мне кажется, что преувеличение роли литературы как трибуны и арены политической борьбы повредило и Салтыкову-Щедрину.
Ведь писатель был убежден, что "литература и пропаганда- одно и то же". Салтыков-Щедрин- продолжатель русской сатиры Д.И.Фонвизина, А.Н. Радищева, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя и других. Но усилил это художественное средство, придав ему характер политического оружия. От этого его книги были острыми и злободневными. Однако сегодня они, пожалуй, менее популярны, чем произведения Гоголя. Не потому ли, что в них меньше художественности?
И все же трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. "Диагност наших общественных зол и недугов"- так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в Вятку за свои ранние произведения, обязанный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, убедился, что Российское государство прежде
всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением.
Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в "Господах Головлевых", начальников и чиновников - в "Истории одного города" и многих других произведениях. Но мне кажется, что вершин выразительности он достиг в своих небольших сказках
"для детей изрядного возраста". Эти сказки, как правильно отмечали цензоры,- самая настоящая сатира.
В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель изображает их часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". С едкой иронией
Салтыков пишет: " Служили генералы... в какой-то регистратуре... следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". А когда оказались на необитаемом острове, то думают, не написать ли доклад, ибо всю жизнь жили по инструкциям".
Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Они едва не умерли от голода на острове, где в изобилии плоды и дичь. Но зато эти господа знают главное средство безбедно жить: найти мужика! Не беда, что остров необитаемый: раз есть господа, то должен быть и мужик! Он "везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!",- рассуждают они. Сильнее нельзя поддеть, противопоставить: всю жизнь занимавшиеся бессмыслицей и бездельем, генералы всегда считают мужика- работягу лодырем. Ах, как много таких "генералов" в нашей жизни, которые тоже считают, что они должны иметь квартиры, машины, спецпайки, спецлечебницы и прочее и прочее, а "бездельники" обязаны работать. Если бы и этих на необитаемый остров!..
Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварить. Но его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужичину вить для самого себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ. В литературе это называется преувеличением, но как оно верно! Разве не на тех же крестьянах держалась власть господ, когда одни мужики следили за другими и усмиряли их?
Если генералы оказались на острове без прислуги не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Да и вообще он, столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев (иронический намек на то, что над русским народом сидели то потомки татар, то немцев), белая кость, не может терпеть мужичья. Крестьянам тоже не нравится
их житье: "куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет - помещик кричит: " Моя вода!"- курица за околицу выбредет - помещик кричит: "Моя земля!".
Наконец, мужицкий мир вдруг исчез. И остался помещик один-одинешенек. И, конечно, одичал. "Весь он... оброс волосами... а ногти у него сделались как железные". Намек совершенно ясен: трудом крестьян живут баре. И потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, а у крестьян всего мало.
Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он намекает, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные. Богатырь из одноименной сказки, которому народ поклонялся целую тысячу лет, в конце концов оказался гнилым, у него "гадюки туловище до самой шеи отъели". Да, этот образ наводит меня на грустные мысли о нашей жизни. В сказке "Медведь на воеводстве" изображен Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, "содрали шкуру".
Есть и сказки, где крестьяне ищут правду.
Не все в творчестве Щедрина интересно нам сегодня. Но по-прежнему дорог нам писатель своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше, верностью идеалам. И многие его образы как бы ожили, стали близкими, понятными мне и моим ровесникам. Ведь разве не звучат и ныне горькой правдой слова из сказки "Дурак" о герое ее, что "совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет- от этого он и к жизни
приспособиться не может"?