Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Павел федотов. Русский живописец и график павел андреевич федотов

Павел федотов. Русский живописец и график павел андреевич федотов

Федотов Павел Андреевич (1815-1852) – высокоталантливый русский живописец и график. Не имея специального образования, удостоился звания академика живописи. Считается родоначальником такого направления в русском изобразительном искусстве, как критический реализм. Его картинами любуются тысячи посетителей Государственной Третьяковской галереи.

Родители

Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Его отец, Федотов Андрей Илларионович, был отставным прапорщиком, в армии служил в екатерининские времена. Последние два десятилетия ХVIII века старший Федотов участвовал практически во всех военных походах и кампаниях. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Когда Андрей Илларионович выходил в отставку, ему было пожаловано дворянство и чин поручика, однако это не смогло уберечь его от бедности.

Суровый, угловатый и жёсткий отец был необыкновенно педантичен. Впоследствии художник рассказывал, что осуждал его за подозрительность, при этом удивлялся неумолимой врождённой правдивости. Старший Федотов передал сыну черты, которые присущи настоящим мужчинам: ставить перед собою цели и добиваться их, всегда осознавать своё место в строю, быть сдержанным, чувствовать долг перед отечеством.

Семья была многодетной. Мама, Наталья Алексеевна (девичья фамилия Калашникова), занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сыновей и дочек.

16 июля 1815 года в Огородниках Никитского сорока города Москвы, в церкви Харитония Павла крестили. Его крёстными родителями были дворянская дочь Толстая Екатерина Александровна и советник коллегии Петровский Иван Андреевич.

Начальное образование

Проживали Федотовы в маленьком деревянном домике на окраине Замоскворечья. Особенного надзора за детьми никто не вёл, в те времена на их улицах царили такие патриархальные нравы, что все соседи жили, как одна большая семья. Подрастающая детвора целыми днями летом кувыркалась на сеновалах, а зимой каталась с горок на салазках.

С ранних детских лет у Павла проявлялись незаурядные способности. Мальчик обладал потрясающей зрительной памятью. Любая прочитанная страница по несколько дней стояла у него перед глазами. А любое случайно увиденное им лицо он мог тут же нарисовать на первом попавшемся клочке бумаги.

Начав обучение в церковно-приходской школе, Федотов пел в хоре корпусных певчих в качестве тенора-солиста. Благодаря этому он познакомился с нотами и обучился игре на гитаре и фортепиано.

Кадетский корпус

Несмотря на бедность, гражданский чин титулярного советника позволил отцу Андрею Илларионовичу определить Павла в Первый Московский кадетский корпус. Мальчику на тот момент было одиннадцать лет. В 1826 году отец привёз его в Головинский дворец, где размещалось это военное учебное заведение. Корпус был любимцем у императора Николая I, ведь в его стенах воспитывали будущую офицерскую элиту России, потому и уклад здесь царил военный.

Подъём в шесть утра, с восьми часов уже начинали заниматься, каждый день обязательные строевые учения. Отпуска предоставлялись в праздничный или воскресный день только москвичам и лишь тем, у кого в течение недели не было никаких взысканий.

Федотов пользовался правом отпуска регулярно, так как с первых же дней учёбы зарекомендовал себя одним из лучших кадетов. Поведение у подростка всегда было примерное, в учёбе он показывал отличные результаты.

Здесь преподавали общепринятые школьные предметыиностранные языки, физику, словесность, риторику, историю. Наряду с этим, кадетов обучали и военным дисциплинам – фортификации, артиллерии, тактике. Ребята занимались танцами, гимнастикой и фехтованием. Павел наибольший интерес проявлял к химии и математике.

Федотов внешне был среднего роста и особенной физической силы никогда не проявлял. Телосложение у него было близкое к атлетическому, но присутствовали признаки невропатической конституции. Внешностью Павел обладал представительной, можно даже сказать, аристократической.

Парень имел весёлый и общительный характер, часто проводил досуг в кругу других кадетов. К этому времени он начал сам сочинять песни и романсы. Здесь же в кадетском корпусе Федотов впервые почувствовал серьёзную тягу к живописи. Ему вдруг захотелось не просто рисовать, а посвятить этому делу всю жизнь.

Руководству кадетского корпуса не очень нравилось, что все поля учебных тетрадей Павла разрисованы портретами учеников, учителей, надзирателей. Да ещё вдобавок ко всему это было в карикатурном виде. Однако приходилось признавать, что карикатуры и портреты делал он весьма талантливо.

В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Среди других кадетов первенствовал он во всём, будь то точные науки, занятия в поле или учебные поединки на рапирах и саблях. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале.

Военная служба и первые картины

Окончив кадетский корпус, Федотов и ещё три лучших ученика получили назначение в гвардию. Осенью 1833 года вышел указ о присвоении Павлу Андреевичу первого офицерского чина. В начале 1834 года он прибыл служить в выбранный лейб-гвардии гренадерский Финляндский полк в звании прапорщика. В то время полк расквартировывался на Васильевском острове Петербурга на набережной Невы.

Чтобы пристойно содержать себя на службе в гвардии, офицерам приходилось нести немалые финансовые затраты. Так как родители Павла были крайне бедны, он жил только на годовое жалование гвардейского прапорщика. Деньги вроде бы хорошие, но расходы были не меньшими (офицерские эполеты и шарф, лошадь и её содержание). С товарищами Федотов не кутил, так как помогал отцу. Он начал немного подрабатывать переводами с немецкого языка.

Самой судьбою было суждено, чтобы полк, в котором служил Павел, был расквартирован поблизости с Академией художеств. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Как только дома появлялась свободная минутка, он рисовал акварелью и карандашами карикатуры и портреты сослуживцев, сцены из обыденной полковой жизни. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.

Особо тщательно Павел выучил черты лица и формы тела великого князя Михаила Павловича (младшего брата императора Николая I). Портреты князя, нарисованные Федотовым, охотно раскупались продавцами эстампов (произведения графики).

В начале 1837 года Финляндский полк совершил 167-вёрстный поход, за что офицеры, в том числе и Федотов, были удостоены императорской благодарности. А летом этого же года к гвардейцам в Красносельский лагерь приехал великий князь. Военные очень уважали Михаила Павловича, встреча получилась тёплой, его приветствовали бурными овациями. Федотов остался от этого события под неизгладимым впечатлением и принялся за работу над своей первой большой картиной «Встреча великого князя».

Для работы он получил отпуск, рисовал почти три месяца акварельными красками. Когда полотно показали великому князю, он подарил Павлу перстень с бриллиантом. Эта награда окончательно определила будущее Федотова, без живописи он себе жизни уже не представлял.

Сразу же Павел стал трудиться над следующей картиной «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Отец из Москвы постоянно писал, что не хватает денег, и Федотов, чтобы хоть как-то поправить материальные дела, показал великому князю ещё неоконченное произведение. Тот в свою очередь представил работу брату Николаю I. Увидев картину, император разрешил начинающему художнику добровольно уйти со службы для занятий рисованием и назначил ему ежемесячное пособие в 28 рублей 60 копеек.

Павел долго терзался сомнениями, стоит ли оставлять офицерскую службу. В конце концов, тяга к живописи пересилила, и он подал в отставку. В начале 1844 года Федотов был уволен в чине капитана и с правом ношения военного мундира.

Творчество

Сняв эполеты, художник оказался в тяжёлой жизненной ситуации. Пенсия была скудная, а на неё приходилось не только помогать семье, которая впала в крайнюю нужду, но и покупать холсты, кисти, краски. Однако любовь к искусству была настолько сильной, что трудности Федотов преодолевал оптимистично. Он поставил перед собою цель – быть настоящим живописцем, и уверенно к ней шёл.

На Васильевском острове Павел снял у хозяйки небольшую бедную комнату и начал обучение в Академии художеств. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Поначалу он много над собой работал, переучивался и привыкал к правильному рисунку, ведь за долгие годы рука художника изломалась на постоянных карикатурах. Из-за этого в Академии профессор Зауервейд и наставник Павла великий русский живописец Карл Брюллов заподозрили, что у Федотова нет никаких способностей к художеству.

В Академии Павла обучали батальной живописи, но она молодому художнику была совсем не по душе. Приходя домой, он принимался за свои любимые сюжеты из обыденной жизни. В этом действительно была его сила, ведь Федотов отличался наблюдательностью и остроумием, тонко подмечал в людях разных сословий их типичные черты, знал обстоятельства их жизни. Даже увидевший его наброски баснописец И. А. Крылов написал Павлу Андреевичу письмо, в котором советовал остановиться всё-таки на жанровой живописи.

Послушав совета, Федотов оставил занятия в Академии и стал рисовать то, что ему хотелось. Чтобы по максимуму заниматься живописью, Павел урезал все расходы на себя, питался за 15 копеек в кухмистерской, разделяя скудный обед со своим денщиком Коршуновым (это добрейшей души солдат, который беззаветно и искренне был предан своему офицеру).

В 1846 году Павел Андреевич маслом написал картину «Свежий кавалер». В 1847 году по сюжету крыловской басни художник нарисовал полотно «Разборчивая невеста».
От этих картин пришёл в восторг сам Карл Брюллов. Совет Академии художеств выдвинул Федотова на звание академика и выделил ему денежное пособие. Теперь художник мог творить, не думая о бытовых проблемах.

Огромный успех и окончательное материальное благосостояние принесли Павлу Андреевичу его новые картины:

  • «Всё холера виновата»;
  • «Игроки»;
  • «Завтрак аристократа»;
  • «Вдовушка».

Помимо живописи Федотов мастерски писал стихи, солдатские песни, басни, романсы и элегии. Он нигде их не издавал, разрешая переписывать только близким знакомым.

Болезнь и смерть

Постоянные напряжения рук, глаз и мозга, особенно когда работал по ночам и вечерам, отразились на здоровье Павла Андреевича. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Несмотря на чин, прекрасные внешние данные, признание как художника, Федотов не был ни разу женат. У него постепенно пропадало зрение, часто болела голова, иногда проявлялись бессонница и нервные расстройства. Павел стал задумчивым и молчаливым. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении.

В 1852 году после того, как он купил гроб и стал ложиться в него, примеряясь, друзья поместили Павла в психиатрическую клинику. У Федотова начались чудовищные галлюцинации, он бился там головою о стену, а его били в пять кнутов, чтобы усмирить. Иногда он успокаивался, делал некоторые зарисовки и даже обучал художеству других душевнобольных.


В ноябре 1852 года у Федотова начался плеврит (в простонародье «водяная болезнь»). Буквально перед смертью к Павлу Андреевичу вернулось сознание. Он изъявил желание приобщиться Святых Тайн, прочитал отцовское письмо, долго обнимался со своим верным денщиком Коршуновым и очень много плакал. 26 ноября 1852 года жизнь великого художника оборвалась.

Его похоронили на православном Смоленском кладбище в военном мундире. В 1936 году прах перезахоронили на Тихвинском кладбище в некрополе мастеров искусств.

Русский художник, самостоятельно освоивший технику масляной живописи. Его картины наполнены трагическим мировосприятием. Свои молодые годы Федотов провёл на военной службе, что послужило увлечению батальной живописью. Как художник он состоялся в жанровой, светской живописи. Картины мастера «предсказали» развитие живописи на несколько десятилетий вперёд.

Отец русского художника, Андрей Илларионович Федотов, был чиновником – титулярным советником. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. В 1806 году, после потери первой жены, снова женится на Купеческой вдове Наталии Алексеевне Калашниковой, матери Павла Федотова. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.

Отец Павла был человеком жёстким, честным и прямолинейным, не считал нужным нанимать учителей и гувернанток для сына. Павел учился у учителей, дававших уроки ему в счёт квартирной платы. Да и достаток у семьи был не большой.

Отец видел в своём сыне будущего военного и в 1826 году, когда открылся Кадетский корпус, в здании Екатерининского дворца в Лефортове, направил его туда учиться.

Меня судьба, отец и мать
Назначили маршировать…

П. Федотов

Учился Павел Федотов успешно, характеризовался примерным поведением, слыл хорошим товарищем. В кадетском корпусе Павел Федотов начал рисовать, но это были лишь карикатуры на учителей и товарищей. Мальчик отличался одарённостью во многих областях. В учебные годы он хорошо пел, играл на гитаре и флейте, сочинял романсы, писал стихи.

В 1833 году Павел Федотов окончил учёбу в четвёрке отличников и прапорщиком получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк. С января 1834 года (и до конца жизни) Федотов жил в северной столице. На Васильевском острове ему дали казённую квартиру. Роту Федотов содержал в идеальном порядке, называли его «артистом». Федотов отличался «укладчивым» характером и правильно двигался по служебной лестнице. Хотя в те времена в николаевской гвардии уже не ценили искусство и умственные интересы.

«Рутина жизни»: карты, пение, прогулки, совместные обеды, «враньё» (то есть болтовня), анекдоты, барышни…

Из дневника П. Федотова о службе

Перед отставкой Павел Федотов приобрёл младшего друга, будущего известного писателя А. Дружинина.

Павел Федотов имел не большой доход, половину своего жалования он отправлял в Москву, своей семье. Светская жизнь ему была не доступна. От нечего делать он стал рисовать. В 1834 году получил билет на посещение вечерних рисовальных классов в Академии художеств, их он посещал до 1841 года. Его внимание привлекли такие известные художники, как Тенирс и Адриан ван Остаде, Хогарт.

В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Роман протекал вяло, и сошёл на нет два года спустя. Вообще в жизни Федотова всего было три любовных истории, и все они заканчивались расставанием. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Десять лет спустя он познакомился с сестрой друга, художника А. Бейдимана, Еленой, а за два года до смерти – с красавицей Юлией Тарновской. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ.

На две любви, «к жене и искусству», меня не хватит

П. Федотов

В 1844 году Павел Федотов ушёл из полка, став «вольным художником». А в 1850 году он уже был заправским «человеком искусства». Когда в 1840 году он показал новую «военную» акварель великому князю Михаилу Павловичу, её увидел и император Николай I, он и предложил Федотову оставить службу в гвардии и идти в художники-баталисты. Спросив совета у Брюллова, тот – отсоветовал, сказав, что настоящего профессионала из него уже не получится.

Надо начинать с младенчества…

К. Брюллов

Так спустя четыре года, после долгих раздумий, Федотов бросает гвардию, получив взамен офицерского содержания ежемесячную пенсию в 100 рублей ассигнациями.

Вначале Федотов занимался «баталистикой у профессора А. Зауервейда в Академии. Позднее бросил её по «научению» баснописца Крылова, призывавшего художника изображать «народную жизнь». Представив в 1848 году картину «Сватовство майора», Федотов получил звание академика живописи. А в 1849 году работы Федотова, экспонировавшиеся на выставке Академии художеств, произвели сенсацию. Этот памятный день сравнивали с триумфом «Последнего дня Помпей» самого Брюллова.

В 1850 году Павел Федотов оказался в гуще художественных событий. Уехав в Москву из-за материальных неурядиц в семье, художник показал свои картины «в частном порядке» у поэтессы Е. Растопчиной, а потом на ежегодной выставке Московского училища живописи и ваяния, его работы вызвали настоящий фурор. Здесь он познакомился с Шевыревым, Островским, Грановским, Буслаевым, Хомяковым, Чаадаевым, Погодиным, Гоголем.

Вернулся Федотов в Петербург весёлым, довольным и помолодевшим. Но изнутри его уже точила болезнь. И вечное безденежье было для художника мучительным. Его замыслом стало литографировать и продавать картины. Но денег на литографию не хватало, художник даже продал свою любимую картину «Сватовство майора» за тысячу рублей.

С 1852 года русского художника начинают мучить дурные предчувствия.

Я боюсь всего на свете, даже воробья… Кончено!

П. Федотов

В июне он посетил несколько домов, в каждом из которых сватался, получив какие-то деньги, пропал. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Обнаружили его в Царском Селе уже совершенно больным. Некоторое время Федотов провёл в частной психиатрической лечебнице, потом его перевели в казенную больницу Всех Скорбящих на Петергофской дороге. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя, исповедался и причастился. На следующий день его не стало.

Известные произведения Федотова Павла Андреевича

Картина «Свежий кавалер» выполнена в 1846 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной Федотов работал почти год, сказывалась неопытность художника.

Это мой первый птенчик, которого я «нянчил» разными поправками около девяти месяцев

П. Федотов

Утром кавалер надел поверх халата свою обнову, напоминая о своей значимости кухарке. Накануне был праздник по случаю полученного ордена. Кухарка в свою очередь насмешливо показывает продырявленные сапоги, которые она несла чистить. Маленький жалкий петербургский чиновник радуется жалкому ордену. Художник не высмеивает, а сочувствует своему персонажу. Нагромождение предметов в комнате свидетельствует о скучной и беспорядочной жизни нового кавалера.

Античная поза персонажа в сочетании с поношенным халатом и закрученными в бумажки волосами придаёт ему комический вид.

Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь

П. Федотов о располневшей служанке кавалера

О вчерашнем празднике нового кавалера свидетельствуют остатки убогого пиршества и беспорядок. Под стулом брошена раскрытая популярная в то время книга Фадея Булгарина «Иван Выжигин», которая также не говорит об умственных стремлениях героя картины.

Картина «Завтрак аристократа» выполнялась с 1849 по 1850 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина обыгрывает сцену «пускания пыли в глаза»

Эх, русская барыня, на показ живёшь!

П. Федотов

Обедневший аристократ завтракает в своей изысканной комнате. Услышав шаги гостя, он торопливо накрывает свой скудный завтрак (кусок ржаного хлеба) книгой. Второе название картины – «Не в пору гость». Колорит картины выполнен в брюлловской манере – зелёных, синих и малиново-красных тонах.

Все предметы в комнате, обстановка указывают на изящный вкус хозяина. Его взгляд и взгляд его собаки напряжённо устремлены на входящего в комнату не прошенного гостя. Как-то нелепо рядом с куском ржаного хлеба выглядит афиша с надписью «Устрицы». Обедневший молодой человек явно принадлежит к крови знатного рода. Вся обстановка всё поведение его говорит о том, что он привык жить на показ.

Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. В 1850 году, когда русский художник ездил в Москву по делам своей овдовевшей сестры, возник замысел картины. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Она ждала ребёнка и всё, что у неё осталось – это маленький домик, который грозились отобрать за долги. Искусствоведы, признали лучшим третий вариант картины, в нём уже не осталось и следа от семейных тягот Федотова.

Как это хорошо и как просто!

Лев Жемчужников

Да, будет просто, когда переделаешь раз со сто!

П. Федотов

Для того чтобы изобразить лицо «вдовушки» художник ходил по Смоленскому кладбищу, вглядываясь в лица вдов, искал его среди женщин на улицах. В написанном им лице есть в чертах что-то от Венеры Медицейской. На портрете, рядом с иконой, русский художник изобразил себя. Всё в доме осквернено сургучом, всё, что есть в нём и сам дом уже не принадлежат ей. Заботливо обёрнутые тряпицей пяльцы напоминают зрителю о мирных семейных досугах, когда-то неспешно протекавших в этой комнате.

Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Эта картина была последней в творчестве Федотова, но о ней никто не знал, так как картина находилась в частном собрании. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.

В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Предполагается, что центральная картина представляет собой зеркало, в котором не отражаются персонажи картины.

Шедевр Федотова П.А. – картина «Сватовство майора»

Картина выполнена в 1848 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Картина сразу же стала известной, её хотел купить за две тысячи рублей серебром меценат и вице-председатель Общества поощрения художников Ф. Прянишников. Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия. Всё было естественно и натурально.

Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке

М. Погодин

Федотова по праву можно считать родоначальником русской жанровой живописи. Зачатки её мы можем найти лишь в творчестве Венецианова. На Федотова оказали, однако, влияние не русские живописцы, а гравюры Хогарта – «Модный брак». После «Сватовства майора» русский художник собирался написать серию картин, продолжающую этот сюжет – жизнь супругов после свадьбы. По мнению друзей в «Сватовстве майора» Федотов превзошёл английского художника.

В картине изображается простой быт и нравы. Обязанности горничной и лакея выполняет в доме кухарка. Молодой человек нашёптывает ей что-то на ухо – это сиделец из лавки, вполне свой в доме. Мать невесты – обычная, простоватая и добрая, женщина, с притворной строгостью. Трудно сказать, просто ли жеманится – «по девичьему обычаю» - невеста или в самом деле растеряна и смущена поднявшегося вокруг неё переполоха. Купцу вот-вот предстоит встретить гостя. Он суетливо застёгивает сюртук и с некоторым испугом смотрит на сваху, приведшую сомнительного и одновременно соблазнительного жениха. В этом доме люди не успели привыкнуть к шампанскому. Бутылка сиротливо стоит на стуле с бокалами. В фигуре майора мало «жениховского», но кто попрекнёт его в том?

Павел Андреевич Федотов (22 июня 1815, Москва — 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график.

Сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времён, а впоследствии титулярного советника Андрея Илларионовича Федотова и его жены, Натальи Алексеевны, он родился в Москве 22 июня 1815 года и крещен 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. Восприемниками при крещении были коллежский советник Иван Андреевич Петровский и дочь дворянина Екатерина Александровна Толстая.

Автопортрет. 1848

В одиннадцать лет, без какой-либо научной подготовки, был определён в воспитанники первого московского кадетского корпуса. Благодаря своим способностям, усердию и образцовому поведению обратил на себя внимание начальства и превзошёл своих товарищей. В 1830 году он был сделан унтер-офицером, в 1833 произведён в фельдфебели и в том же году окончил курс первым учеником, причём его имя, по заведённому обычаю, внесено на почётную мраморную доску в актовой зале корпуса.

Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Через три-четыре года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где он старался точнее срисовать некоторые части тела человека с гипсовых моделей. Усердно изучал формы человеческого тела и старался сделать свою руку более свободной и послушной, чтобы перенести красоту природы на чистый холст. С этой же целью он упражнялся дома, рисуя портреты своих сослуживцев и знакомых карандашом или акварельными красками в свободное от службы время. Эти портреты всегда бывали очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов.

Летом 1837 года великий князь, вернувшись в Санкт-Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за неё художнику бриллиантовый перстень. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигн. в месяц».

Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет, но наконец подал прошение об отставке и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях — в ещё худших, чем те, при которых ему, сыну небогатых родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. На скудную пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для художественных работ; но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — сделаться настоящим художником.

В первое время по выходе в отставку он избрал было для себя специальностью батальную живопись, как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы, и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. А. Заурвейда. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г.», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием нашего художника: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека — все эти свойства талантливости, ярко выказывавшиеся в рисунках Федотова, указывали, что ему следует быть не баталистом, а жанристом. Но он не сознавал этого, компонуя бытовые сцены, так сказать, между делом, для собственного развлечения и для забавы приятелей.

Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Крылов, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить солдатиков и лошадок, и заняться исключительно жанром. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест», и «Разборчивая невеста». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение; благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Совет Академии единогласно признал художника академиком, когда же двери выставки отворились для публики, имя Федотова сделалось известно всей столице и из неё прозвучало по всей России.

Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. И рисование, и живопись перемешались у него беседою с музою: большинство художественных идей, выраженных его карандашом или кистью, потом выливались под его пером в рифмованные строки, и наоборот, та или другая тема, сначала давшая Федотову содержание для стихотворения, впоследствии делалась сюжетом его рисунка или картины. Кроме того, он сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства, какими отмечены они, но в десять раз больше. Впрочем, Федотов не придавал большого значения своим стихам и не пускался с ними в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. И те, и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому.

Академическая выставка 1848 года доставила Федотову, сверх почёта и известности, некоторое улучшение материальных средств: в дополнение к пенсии, получаемой из государственного казначейства, повелено было отпускать ему по 300 руб. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Это было сколь нельзя более кстати, так как обстоятельства родных Федотова в это время ухудшились и он должен был усиленно тратиться на них. С целью повидаться со своими и устроить отцовские дела он вскоре по окончании выставки отправился в Москву. Из его картин, красовавшихся на петербургской выставке, и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая местную публику в такой же, если ещё не в больший восторг, как и петербургскую. Федотов вернулся из Москвы довольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся снова за работу. Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед тем к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент — истолкование явлений светлых и отрадных. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа, и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. Несмотря на успех своих первых картин, Федотов все более и более убеждался, что ему недостает серьёзной подготовки для того, чтобы передавать полотну свои идеи быстро и свободно, что в его возрасте для покорения себе художественной техники надо трудиться настойчиво, тратя бездну времени и пользуясь хоть некоторым достатком. На получаемые пенсию и пособие едва можно было иметь кров и прокармливаться, а между тем из них же следовало покупать художественные материалы, нанимать натуру и высылать в Москву пособие родным, впавшим, при всем попечении о них художника, в полную нищету. Приходилось, отложив в сторону новозатеянные композиции на неопределённый срок, добывать деньги менее серьёзными работами — писанием дешевеньких портретов и копированием своих прежних произведений.

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила все более и более заметная перемена: веселость и общительность сменились в нём задумчивостью и молчаливостью. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 года в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две до своей кончины. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Портрет отца. 1837

А Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840

Господа! Женитесь - пригодится! 1840-41

Анкор, еще анкор!

Бивуак лейб-гвардии гренадёрского полка 1843

Портрет Ольги Петровны Жданович, урожденной Чернышевой. 1845-47

Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846

Портрет П П Ждановича. 1846

Разборчивая невеста. 1847

Портрет Анны Петровны Жданович 1848

Сватовство майора. 1848

Все холера виновата. 1848

Жена-модница (Львица Эскиз). 1849

Завтрак аристократа. 1849-1850

Зимний день. Начало 1850-х

Портрет М. И. Крыловой. 1850

Вдовушка. Ок 1850

Портрет Н. П. Жданович за клавесином. 1850

Игроки. 1852

Игроки. Эскиз

Начальник и подчиненный

Девушка Голова сводницы. Конец 1840-х

Кончина Фидельки. 1844

Магазин. 1844

Крестины 1847

Домашинй вор. 1851

Автопортрет. Конец 1840-х

Полностью

Павел Андреевич Федотов (22 июня 1815, Москва - 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) - русский живописец и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.

Биография Павла Федотова

Родился в Москве 22 июня (4 июля) 1815 в семье титулярного советника. Учился в Первом московском кадетском корпусе (1826–1833); был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку.

В 1835–1845 посещал рисовальные классы петербургской Академии художеств; его наставниками были баталист А.И.Зауэрвейд и К.П.Брюллов. Выйдя в отставку (1844), отчасти по совету баснописца И.А.Крылова, думал заняться батальной живописью, но затем всецело отдался (по его собственным словам) «страсти к нравственно-критическим сценам из обыденной жизни».

Испытал большое влияние У.Хогарта и голландского бытового жанра 17 в.

Творчество Федотова

Павел Андреевич Федотов является родоначальником критического реализма в русской живописи. В его творчестве преобладают два направления.

В первом направлении преобладают рисунки и эскизные наброски, созданные под сильным влиянием Хогарта.

Ещё плохо владея рисунком, Федотов добивается не столько точного воспроизведения действительности, сколько рельефно выставляет напоказ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов.

Сюжет этих произведений отличается сложностью и запутанностью. Их основная идея подчёркивается добавлением к выражающей её главной сцене побочных эпизодов. Художник не скупится на аксессуары, способные усилить раскрытие сюжета и иногда совершенно загромождает ими свою композицию. Движение человеческих фигур хотя и характерно, но угловато и утрированно.

То же самое надо сказать и о лицах, тип и экспрессия которых переходят в гримасу. Преобладающий элемент этих работ - карикатура.

По мере того, как Федотов совершенствовался, характер его произведений менялся, становясь менее изысканным. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник всё чаще работал с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям.

Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью. Самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни.

Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно.

The Major’s Marriage Proposal

Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имён в истории русского искусства.

Он открыл новую, ещё никем до него не тронутую в русской живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной её разработки и оставил её в наследство возникшим после него талантам.

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича.

У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью.

В 1852 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб.

Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе.

Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.

При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.


П. А. Федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства" (А. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. Родился он в семье мелкого чиновника. В 1826 г. поступил в московский Кадетский корпус, где занимался настолько прилежно, что за успехи был при выпуске зачислен в гвардию. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.


Еще кадетом Федотов увлекся рисованием, но оно, наряду с сочинением стихов и пением под гитару, долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он рисовал карикатуры и портреты друзей. Посещение вечерних классов при АХ и настойчивая самостоятельная работа расширили его возможности и пробудили желание стать художником. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой, исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой, и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844).

В результате своего отчаянного поступка Федотов лишался не только карьеры, но и надежного источника существования. На жизнь и немалые профессиональные расходы у него была только скромная пенсия, половину которой он отсылал родным, бедствовавшим в Москве. Живя в аскетическом уединении, трудясь без устали, он затеял серию сатирических нравоучительных рисунков, предполагая впоследствии перевести их в картины, по примеру английского художника У. Хогарта. Однако, охладев к своему замыслу, исполнил только 8 рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине - "Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый Крестик" (1846).

Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Необходимую практику он получал по-своему - делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее; некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися.


Картина "Свежий кавалер" - первое в русской живописи произведение бытового жанра, впоследствии породившее немало подражаний. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении - перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете - пестрота и перечерненность. Но уже в следующей картине - "Разборчивая невеста" (1847),

- представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами.

Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина - "Сватовство майора" (1848).

По-своему использовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображенная сцена выглядела естественно и одновременно по театральному выразительно. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в "Сватовстве майора", надолго вошел в практику русских художников.

Осенью 1848 г. Федотов представил эту картину Совету АХ и получил за нее звание академика "по живописи домашних сцен". Год спустя она была показана вместе с двумя первыми картинами на трехгодичной выставке АХ и имела поистине сенсационный успех, зрители не отходили от нее. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провел четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину - "Не в пору гость" (или "Завтрак аристократа").


Триумф "Сватовства майора" был высшей точкой в жизни художника. Последние два года существования Федотова достаточно загадочны. Доброжелательный и общительный по природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцировать с помощью литографии собственные картины и издать серию своих великолепных иронических рисунков на темы городской жизни.

В то же время, как бы торопясь высказаться, Федотов лихорадочно работал над несколькими картинами, в которых ставил задачи, совершенно новые для него самого и для всей русской живописи. Большинство из них объединяло стремление художника выйти за пределы непосредственно видимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие "фантастический реализм".

Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52),


упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели - показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. В картине "Анкор, еще анкор!" (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. В картине "Игроки" (1852)

Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день.

20-я линия Васильевского острова", он и в нем явился вестником будущей реалистической пейзажной живописи.

Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. В июне его поместили в частную лечебницу, в сентябре перевели в казенную больницу, но здоровье ухудшалось, и 14 ноября художника не стало.

Имя Федотова всегда почиталось высоко, но главным образом за ранние работы и особенно за "Сватовство майора", в котором он впервые решительно проложил реальности дорогу в русскую живопись, став родоначальником бытового жанра и предшественником художников-передвижников, явившихся четверть века спустя. В поздних же работах он так разительно обогнал свое время, что их долго не понимали - воспринимали сдержанно, недоуменно, даже скептически, - и лишь много позднее прояснился смысл и определилось значение его удивительных прозрений.


Портрет Александры Петровны Жданович. 1846-1847гг.

Портрет Анны Петровны Жданович 1848г.

Портрет М.И.Крыловой. 1850г.

Портрет М.П.Дружининой. 1848г.

Портрет М.П.Ждановича. 1846-1847гг.

Портрет Н.П.Жданович в детстве. 1846г.

Портрет Н.П.Чернышевой.1846г.

Портрет П.В.Ждановича. 1846г.

Портрет С.С.Крылова. 1851г.

Портрет С.Д.Шишмарева на борту корабля. 1849г.

Во имя искусства Федотов отказался от военной карьеры, от богатства и семейного счастья, несмотря на трудности он работал всю жизнь не покладая рук.
Не было бы Федотова — русская живопись, быть может, еще долго бы не обращалась к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. В. В. Стасов писал: “Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды”.