Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как снимали фильм звездные войны эпизод 1. Как снимали фильм «Звездные войны

Как снимали фильм звездные войны эпизод 1. Как снимали фильм «Звездные войны


В преддверие выхода в мировой прокат очередного эпизода киносаги «Звездные войны » хочется вспомнить, как снимался фильм в далеких 70-х. В этом обзоре представлены кадры того, как создавались культовые персонажи и баталии без использования современных компьютерных спецэффектов.




«Звездные войны» для Джорджа Лукаса стали самой большой авантюрой в его карьере. Поначалу кинокомпании отказывались браться за съемки фильма, называя сценарий бездарным и неинтересным в эпоху диско. Наконец-то в «20th Century Fox» дали добро на съемки, но со многими оговорками: на работу выделялось всего полгода, финансирование было весьма ограниченным, однако для амбициозного режиссера это уже не имело значения.



В Тунисе снимались сцены космической пустынной планеты Татуин. Корабли и прочие технические сооружения строились в миниатюре. При съемках Джордж Лукас использовал доселе неизвестный прием: он двигал не предметы вдоль камеру, а наоборот. Картинка при этом получалась довольно удачная и реалистичная.





Внутри самых известных роботов R2D2 и C3PO находились живые люди. И если с золотистой железякой все было более-менее понятно, то для бочкообразного R2D2 нужно было найти кого-то поменьше. Дети на эту роль не подходили, т. к. камуфляж был тяжелым, а вот карлик был в самый раз. Однако не обходилось и без курьезных случаев: иногда во время обеденного перерыва карлика забывали достать из костюма, а самостоятельно он выбраться не мог.





Роль лохматого Чуббаки досталась действительно очень высокому человеку ростом 218 см. К тому же, как актер заболевал, никто другой не мог повторить той же мимики, и всей съемочной группе приходилось ждать выздоровления громилы.

25 мая 2017 года исполняется 40 лет со дня выхода первых «Звездных войн» - одного из самых коммерчески успешных фильмов в истории и, по совместительству, картине, которая изменила кинематограф раз и навсегда. Сейчас «Звездные войны» изучают в киношколах, миллионы людей покупают «тематические» игрушки, а самые преданные поклонники даже выстраиваются перед кинотеатром в километровые очереди, чтобы первыми увидеть премьеру новой части саги. Однако в свое время молодой Джордж Лукас потратил много времени и сил, чтобы, вопреки сопротивлению киноиндустрии, окружавших его людей и вообще судьбы, снять кино своей мечты.

Мечта Бухгалтера

Чтобы понять, почему Джордж Лукас получил прозвище Бухгалтер, нужно отправиться в прошлое – задолго до того, как он начал снимать свои фильмы.

В киношколе Лукас отличался от своих сокурсников – еще подростком, благодаря своей любви к фильмам и ТВ, он понял, что хочет стать режиссером. В отличие от будущих коллег, он проводил много времени за написанием сценариев, разработкой идей и практически не участвовал в молодежной жизни, полной вечеринок и алкоголя. Усидчивость и упорство в работе нравились учителям. Лукас, можно сказать, был не только отличником, но и «на хорошем счету» у преподавателей. Вместе со всеми он отправился на практику – снимать документальный фильм о производстве ленты «Золото Маккенны» Джея Ли Томпсона (1969).

Как и в любой сфере, по большей части все, чему учат в институтах, на практике окажется совершенно другим. Так и Лукас, попав в самую гущу кинопроизводства, распрощался с иллюзиями, увидев раздутый бюджет и ужасающе «скрипучий» съемочный процесс. Начиная от кейтеринга на площадке и заканчивая оператором, осветителем и звукорежиссером – все раздражало впервые попавшего на настоящие съемки молодого Джорджа Лукаса. Еще бы, это был старый Голливуд.

Получившийся у Лукаса документальный фильм при желании можно было бы выбросить на помойку, а затем отчислить нерадивого студента из академии – ведь фильм был даже не о съемках «Золота Маккенны», а о карьерах и пустынях, которые были в тех местах. Однако, в силу его успешной учебы и надежд, которые на него возлагали преподаватели, он все-таки закончил обучение. В то время, как и многие выпускники кино школ, Лукас желал снимать умное кино, наполненное смыслом, отражающее жизнь.

60-е годы XX века были сложным временем для Америки. Граждане США жили в страхе, ожидая, что со дня на день будет нажата пресловутая «красная кнопка», и ядерные ракеты СССР уничтожат их свободную страну. Люди строили бункеры, чтобы спасти себя и свою семью. Обстановка усугублялась унесшей множество жизней войной во Вьетнаме, которая, по мнению американцев, была не нужна стране. Убийство президента Джона Кеннеди в 1963 году также отразилось на мировоззрении взрослеющего Лукаса.

Мрак, окутавший Америку, и самосознание Джорджа Лукаса выльются в провальный дебютный фильм «THX-1138». Гнев Лукаса по отношению к кино тогда усилился: еще бы, без его ведома студия Warner Bros. совместно с продюсером Фрэнсисом Фордом Копполой, режиссером культового «Крестного отца», взяла и на свой лад перемонтировала «THX-1138», в который Лукас вложил собственную оригинальную идею и боль того времени. К счастью, это не повлияло на дружбу Лукаса и Копполы, который был ему словно отец. По слухам, Коппола списал все на то, что студия единолично приняла решение изменить оригинальную режиссуру, а он «был лишь инструментом». Хотя сложно представить себе одного из самых уважаемых в то время режиссеров Голливуда на побегушках у студийных боссов.

Читайте также:

Все же Джордж Лукас многим обязан Фрэнсису Форду Копполе. Тот верил в своего «сына» и даже выделил миллион долларов для съемок его следующей картины – ленты «Американские граффити». Фильм, выйдя в прокат, стал успешным: при затраченном миллионе он сумел собрать свыше $50 млн. Успех, с которым «Американские граффити» шли в кинотеатрах, открыл молодому режиссеру формулу, которую он впоследствии применит к «Звездным войнам»: соблюдение баланса качества и прибыли.

Голливуд тогда был еще не таким масштабным, как сейчас – кто-то из новичков шел проторенными путями, беря лучшее из прошлого и представляя это в новой манере, другие же экспериментировали, создавая что-то новое. Вспоминается книга Айн Рэнд «Источник», в которой на схожий манер архитекторы копировали архитекторов прошлого, вкрапляя их идеи в свои монументальные здания, забывая при этом о новых деталях или хотя бы о переосмыслении заимствованного. Первый шаг к новому голливудскому кинематографу сделал Стивен Спилберг, когда его фильм об акуле-убийце «Челюсти» собрал полмиллиарда долларов при бюджете в $7 млн.

Достопочтенный Джедай-бенду из Опуччи

Как Говарда Рорка, героя философской книги «Источник», Джорджа Лукаса тоже никто не воспринимал всерьез. Его жена, Марша Лукас, вообще считала «бредни» мужа детским садом и вместо того, чтобы помогать ему на последних этапах съемок «Звездных войн» ушла монтировать фильм Скорсезе «Нью-Йорк, Нью-Йорк», где, по ее мнению, и было настоящее искусство кинематографа. «Отец» Лукаса Фрэнсис Форд Коппола настаивал на том, чтобы тот и дальше снимал «привычное» кино, и в очередной раз готов был его финансово поддержать в съемках ленты «Апокалипсис сегодня». Но к ней мы вернемся позже.

В те времена так называемая «тинейджер-революция» только зарождалась в США, и многие смотрели на это как на попытки пингвина взлететь. Платежеспособной считалась аудитория старшего возраста – взрослые работающие люди могли обеспечить себя, чтобы в тихий свободный вечер отправиться в кино, дабы насладиться очередным фильмом, отражающим реальность. Лукас же противился традициям и настаивал на совершенно другом подходе: он хотел сделать фильм для молодой аудитории, который, при желании, можно будет смотреть всей семьей. Естественно, его нередко настигали мысли о том, а нужно ли вообще такое кино, учитывая, что до него все попытки снять что-то подобное толком не приживались.

Мечтой Джорджа Лукаса было снять фильм о космическом путешествии. Он даже хотел сделать ремейк «Флэша Гордона» Алекса Рэймондса, однако его идею с пересъемкой отклонили. Тем не менее, натыкаясь на препятствия, Лукас еще сильнее горел своей мечтой, и в начале 70-х он сделал первые наброски своей будущей саги. Лукас писал каждый день, по утрам, сценарий, а вечером занимался изучением сказок, мифологии и разных других книг. В частности, он читал «Героя с тысячью лиц» Джозефа Кэмпбелла и «Сказки о Силе» Карлоса Кастанеды (да, именно оттуда и появилась та самая Сила, которой обладают герои «Звездных войн»). Помимо этого Лукас также «поглощал» много научной фантастики, начиная от Эдгара Берроуза и заканчивая Айзеком Азимовым. Написание сценария шло тяжело. Позже режиссер признается, что у него «проблемы с переносом идей на бумагу». К 1973 году, т.е. почти за год работы, он написал 13-страничный документ, который отражал его видение фильма. Текст начинался с фразы:

«Это история Мейса Винду, достопочтенного Джедай-бенду из Опуччи, связанного с Усби Си Джей Тапе, лидером падаванов известного Джедая».

Когда это прочли агент Лукаса Джефф Берг и его адвокат Том Поллак, они сказали, что не поняли ни единого слова, но все же решились отправить его идею в United Artists. Там, в свою очередь, отказались браться за проект под названием «Звездные воины», опасаясь его стоимости. В студии Universal Pictures, контракт с которыми Джордж Лукас подписал для съемок «Американских граффити», также ответили отказом, несмотря на то, что одной из строк их контракта была «съемка следующего фильма режиссера».

В конце концов, Лукас встретился с Аланом Лэдом из студии 20th Century Fox, и рассказал ему о своей идее своей «космической оперы». Концепт «Звездных войн» Лэд категорически не понял, однако знал толк в поиске молодых талантов. Он согласился заключить с убедительным и настойчивым Джорджем Лукасом контракт, по которому ему платили $50 тыс. за написание сценария и $100 тыс. за съемки фильма, который должен будет собрать в прокате $250 млн. Позже контракт дополнили новыми требованиями режиссера: бюджет картины увеличивался до $12 миллионов, а себе Лукас просил права на распространение атрибутики и «сопутствующих» товаров. Тогда еще индустрия товаров, основанных на медиакультуре, вообще не была развита, так что студия согласилась на новые условия без сожалений. Спустя годы все поймут, что именно этот предприимчивый и дальновидный ход сделал молодого Джорджа Лукаса одним из самых богатых режиссеров, навсегда закрепив за ним прозвище Бухгалтер.

«Я хотел создать футуристическую историю, меня поражала идея космических кораблей и лазеров против тех, у кого в руках только палка», - говорил Лукас.

Однако у режиссера все еще были проблемы с визуализацией идей. Вдохновлялся он всем, чем мог: сериалом «Флэш Гордон», небесными городами, космическими мечами, бластерами, цифровыми экранами, средневековыми костюмами и «битвами в космосе» из 30-х годов. У Айзека Азимова он позаимствовал идею политических интриг в галактическом масштабе. У «Дюны» Фрэнка Герберта – межгалактических торговцев, гильдий и пустынных планет. У своего фильма «THX-1138» - робота-полицейского (штурмовики в «Звездных войнах») и подземных жителей (Джава). «Звездные войны», казалось, были «сборной солянкой» идей всех великих фантастов. И в то же самое время они были уникальны.

Около двух с половиной лет Джордж Лукас занимался сценарием картины, которая давалась ему с огромным трудом. В общей сложности было написано четыре варианта сценария, каждый из которых он сам критиковал, в результате переделывая их вновь и вновь. В итоге он пришел к финальной четвертой идее, которая, однако, показалась ему слишком большой для одного фильма. Он разделил ее на две части, а каждую из частей – на три эпизода. Оригинальная трилогия «Звездные войны», которую мы сейчас знаем, была той самой второй частью огромной истории.

Одной из причин, помимо непонятного сюжета, по которой студии не решались браться за проект, было требование режиссера использовать молодых актеров, а не знаменитостей. Это, по мнению «бухгалтера», здорово сокращало бюджет, давая больше свободы ему как постановщику. На ключевые роли пробовались многие актеры. Курт Рассел и Сильвестр Сталлоне, например, хотели быть Ханом Соло, а Джоди Фостер мечтала исполнить роль принцессы Леи. Однако режиссер продолжал искать «непримелькавшиеся» лица. Немногими исключениями стали, пожалуй, Алек Гиннес (Оби-Ван Кеноби) и Питер Кушинг (Гранд-мофф Таркин).

Бред и спецэффекты

Нанятые в съемочную группу работники и актеры до съемок подозревали, что работать с Джорджем Лукасом будет не слишком легко, однако уже на самой съемочной площадке стало понятно, что «творится какой-то детский сад». Харрисон Форд позже скажет, что совершенно не боялся потерять роль и даже в какой-то момент просил Лукаса убить его персонажа, ведь «Напечатать такой бред можно, Джордж, но как, б@%£*, мне это произнести!?».

Безразличие всех и вся на съемочной площадке росло наряду с неуважением к Лукасу, которого и так раздражало все в киноиндустрии. Его упрямый характер и трезвый ум не позволяли идти кому бы то ни было на уступки. Он постоянно кричал на съемочной площадке и в один момент даже потерял контакт со всеми, кого он сам нанял и утвердил, включая актеров и съемочную группу. Джорджа Лукаса постигла участь Стивена Спилберга, которого тоже считали идиотом во время съемок «Челюстей» и обещали ему грандиозный провал с последующим изгнанием из профессии и Голливуда. Ведь до него никому не удавалось снять качественный зрительский блокбастер.

Негатив актеров, между прочим, можно заметить и в самой «Новой надежде». По мнению критиков, актерская игра в фильме притянутая за уши, и с таким же успехом можно позвать на роль «человека с улицы». Это еще аукнется актерам, которых после «халтуры» не будут приглашать в другие крупные проекты, указывая, что играть они не умеют и «выехали» только за счет идеи Джорджа Лукаса. Однако если Спилберг на съемках «Челюстей» все же не был так упрям, то Лукас не мог позволить себе «сюсюканья» со своей группой. Даже Спилберг, видя, через какие круги ада проходит его друг, предложил свою помощь, пообещав оставить все заслуги Лукасу, однако тот был непреклонен и даже спорил с ним, намекая, что его «Звездные войны» обгонят во всех отношениях ужастик про какую-то там акулу-убийцу.

Съемки были завершены, настало время пост-продакшена, однако проблемы у режиссера продолжались. Студия из четырех человек (Industrial Light & Magic), занимавшаяся спецэффектами для фильма, понятия не имела, как им воплотить в жизнь идеи режиссера – до него никто не просил ничего подобного.

Работа очень медленно шла в гараже Лукаса, и ребята чуть не потратили весь выделенный на спецэффекты бюджет всего лишь на несколько секунд вспышек и полетов. Ярость Лукаса теперь перекинулась на них. ILM была лишена всех премиальных и, согласно требованиям режиссера, ее сотрудники должны были закончить работу на оставшиеся деньги. Конечно, в будущем Джордж Лукас вновь позовет их делать «Звездные войны», и тогда студия, наученная прошлым опытом, сделает все как надо (и получит огромную прибыль). Однако во времена создания «Новой надежды» их отношения напоминали власть и народ в мультфильме «Чиполлино». Чтобы добиться своего, Лукас с его упрямым характером мог бы даже ввести налог на воздух в гараже, лишь бы они больше работали, не отвлекаясь на дыхание.

Как вспоминает Стивен Спилберг, у Лукаса все шло наперекосяк, и он его понимал. Спилберг был чуть ли не единственным, кто верил в успех картины. По слухам, после того, как он отсмотрел ранний монтаж картины, он заявил Лукасу: «Черт! Это будет бомба!». По его мнению, «Звездные войны» были фильмом на стыке «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, с его великолепными кадрами, и истории о Баке Роджерсе.

«Этот фильм понравится всем, кому не противна фантастическая сказка», - говорил Спилберг.

Революция свершилась

К счастью, все работы были завершены в срок, и студия 20th Century Fox объявила дату выхода «Звездных войн». И выбранная дата стала очередным ударом по нервам режиссера. Фильм выходил в один день с лентами «Бездна» Питера Йетса и «Колдун» Уильяма Фридкина, и Лукас боялся, что при такой конкуренции многие зрители решат пойти на «привычное» кино, нежели на «фантасмагорию».

25 мая 1977 года «Звездные войны» вышли в прокат, а грустный Джордж Лукас вместе со своей женой обедали в ресторане «Гамбургер Хемлит», который находился напротив знаменитого кинотеатра «Китайский театр Граумана» в Лос-Анджелесе. За окном они видели толпу – да что уж там, ораву – людей, столпившихся перед дверьми кинотеатра и кричащих что-то непонятное. Лукас уже тогда стал понимать, что он натворил. Однако успех его еще ждал.

После долгой работы над осуществлением своей мечты Джордж Лукас вместе с женой уехал в заслуженный отпуск. По одним данным, это был двухнедельный отпуск, по другим трехнедельный, однако мы остановимся на том, что, вернувшись домой, они обнаружили то, чего никак не ожидали.

Лукас по привычке проверил мигающий на телефоне автоответчик и сначала не мог поверить своим ушам. Десятки звонивших и оставивших записи на автоответчике пели ему дифирамбы и просили включить телевизор, по которому шли «безумные новости». Джордж Лукас, включив телевизор, впал в ступор и находился в этом состоянии все время, пока шли новости. Он был в шоке от того, что по всем каналам говорили о его «Звездных войнах», рассказывали о людях, которые по много раз смотрели его, и о сходящих с ума новоиспеченных поклонников. На все это Лукас безмолвно смотрел и потихоньку понимал, что речь идет о его мечте.

Все заявления Джорджа Лукаса о том, что его фильм обгонит «Челюсти», сбылись. Его вера в то, что надо снимать кино для молодой аудитории, над которой смеялись, оправдалась. Люди хотели простого и яркого кино, а не «продолжения серых будней». Своим фильмом Лукас поставил точку в «умном» кино, и даже Мартин Скорсезе, вспоминая те времена, скажет, что от коммерции он далек, в отличие от Джорджа Лукаса, знающего, как снять финансово успешный фильм, снабдив его всеми необходимыми сценами.

Впоследствии Джордж Лукас стал заложником своей мечты и был вынужден заниматься исключительно продюсированием фильмов. Однако имя его уже вошло в анналы истории кинематографа.

Напоследок вернемся еще раз в прошлое, когда «отец» Фрэнсис Форд Коппола просил своего «сына», чтобы Джордж Лукас снял «Апокалипсис сегодня». Свой настоящий успех, как признался Лукас, он почувствовал, когда Коппола, решивший после его отказа самостоятельно ставить фильм, прислал телеграмму из Азии, в которой была всего одна фраза:

«Вышли денег. Фрэнсис.»

История создания самой легендарной Саги. Полная версия

ДО СЪЁМОК

По причине:

Мифологизации вещей и событий, имеющих огромное значение для колоссального числа людей;
- прошествии без десяти полувековой громады времени;
- разрозненных заявлений самого Джорджа Лукаса

на сегодняшний день не существует единодушно одобренной Партией версии, которая чётко объяснила бы нам чудо возникновения идеи создания «Звёздных войн ». Например, сам Лукас упоминал об озарении на стадии работы над своей первой полнометражкой «THX 1138 »; его друзья намекают на куда более раннее просветление, уходящее корнями в давнишнюю привязанность Лукаса к столь любимой Марком Уолбергом вселенной Флэша Гордона . Но больше всего мне нравится версия, что «Star Wars» - это своеобразное переосмысление картины «Апокалипсис сегодня », которую Лукас лично собирался снимать во Вьетнаме в самый разгар войны.

Идеи - идеями, а вот реальные действия имеют весьма конкретную привязку к дате. И если Днём рождения Саги является май ’77 -го, то, скажем так, Днём её зачатия является апрель ’73 -го. Именно 17 -го числа Лукас приступил к написанию.., нет, даже не сценария, а коротенькой истории о живущем с гномами (!) пареньке, воспитываемом в примерного падавана (в 1-ых версиях сценария - падавААн) уважаемыми джедаями-бинду… В то время Джордж мог себе позволить вволю пофантазировать: на фестивалях и в прокате только что хорошо прошёл его второй фильм – «Американское граффити » - и у молодого режиссёра был карт-бланш на проект мечты.

Сжав синопсис этой самой мечты до двух страниц печатного текста, Лукас отправился по студиям, но получил от ворот поворот с формулировкой «слишком запутанно»: простая на вид история была мощно перегружена придуманными автором именами и терминами… Конечно, ничто даром не пропало и всё это было использовано потом (придуманный одним из первых Мэйс Винду появится спустя 20 лет в новой трилогии), но на том этапе Лукасу пришлось заправлять в свою печатную машинку новый чистый лист.

Со второго захода дела пошли куда лучше: возможно, секрет в том, что Джордж просто напросто слямзил сильно вдохновился сюжетом фильма Акиры Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости ». Под переработанный синопсис ему тут же удалось выбить аж $150.000 , которые он сам называл «инвестициями не фильм, но в меня», намекая на то, что студию больше вдохновила не его история, а его энтузиазм.

К маю 1974 -го был готов сценарный скелет №2: теперь в нём были Джедаи с Ситхами (кстати, слово Джедай происходит от «Jidai Geki » - разновидности японской мыльной оперы о самураях); появляется Кореллианский контрабандист Хан Соло (правда, пока что как безносый зеленокожий громила-пришелец с жабрами) и Чубакка (срисованная с собаки Лукаса). С главным героем пока была неопределённость: Лукас всерьёз подумывал сделать Люка бывалым Генералом или даже женщиной!.. И, самом собой, появляется Дарт Вейдер , но тогда он был весьма далёк от образа мегазлодея.

После значительного перерыва (Лукас параллельно был занят в других проектах), работа над сценарием возобновляется в январе 1975 -го. Но история по-прежнему содержит существенные отличия в описании героев от того, что мы знаем сегодня. Так, образ главного героя должен был раскрываться через отношения с многочисленными братьями. А звать Люка и вовсе должны были не Скайуокером , а Старкиллером … Нет, серьёзно, Джордж так и написал - «Старкиллер ».

Окончательный писательский рывок происходит с августа по январь: появляются версии №3 (с гордым названием «Звёздные Войны: приключения Люка Старкиллера ») и, ставшая итоговой, версия №4, которую хотели назвать не то «Приключения Люка Старкиллера », не то «Сага I: Звёздные Войны »… Кстати, на определённом этапе сценарийпомогал писатьБрайан Де Пальма, он же принимал участие в кастинге.

Итак, имея безымянный сценарий и $8.250.000 (которые он чудом выбил у нового главы студии), Лукас приступает к кинопробам. На роль Люка Де Пальма предлагал Уильяма Кэтта , которого он снял в «Кэрри » (внимательные зрители видели Кэтта в «Докторе Хаусе »), но в итоге режиссёр практически без раздумий отдал роль 25-летнемуМарку Хэмиллу.

С образом Принцессы Леи было кудааааа сложней. Сисси Спэйсек , Гленн Клоуз , Джессика Ландж , Мэрил Стрип , Сигурни Уивер , Ким Бэйсингер, Кэтлин Тёрнер , Джина Дэвис, Мелани Гриффит -в общей сложности за роль боролось более 30 (!) актрис! Но досталась она Кэрри Фишер , которую идти на пробы чуть ли не заставил её друг-актёр Мигель Феррер , с которым они вместе читали сценарий. Самое интересное, что единственный персонаж, которого она жгуче захотела сыграть, был… Хан Соло !

Хан наш Соло. Как вы помните, он должен был быть зелёным пришельцем, но ближе к съёмкам Лукас решил сделать его… чёрным! Но не пришельцем, а человеком. И только на пробы потянулись потомки освобождённого Джанго , как Лукас вновь меняет решение – «Хочу белого мужчину !»… В очередь вмиг выстроились самые разные мистеры: от Ника Нолти , Кристофера Уокена , Пачино , ДеНиро , Николсона , Слая и Курта Рассела , который даже проходил кинопробы…

…до Стива Мартина , Чеви Чейза , Билла Мюррея , Траволты и даже Роберта Инглунда! Но всех их обошёл удачливый плотник Харрисон Форд (который, опять таки, снимался у Лукаса в «Американском граффити» )… Кстати, образ Хана Соло был во многом списан с друга Лукаса – некоего Френсиса Форда Копполы … Ну, у которого ещё дочка режиссёр.

Роль старца-джедая Оби-Ван Кеноби (чьи молодые годы в новой трилогии изобразил Юэн МакГрегор ) режиссёр очень хотел отдать Тосиро Мифунэ - любимому актёру Акиры Куросавы , чьими работами, как я уже упоминал, наверняка вдохновлялся сам Лукас . Другим кандидатом был извечная головная боль хаммеровского Дракулы - Питер Кушинг . Но ни Ван Хельсинга , ни японца заполучить так и не удалось - зато раздобыли очень непростого англичанина: оскароносного рыцаря, сэра Алека Гиннесса , который хоть и со скепсисом относился к фантастике, но принял предложение под впечатлением от уже упоминавшегося выше «Американского граффити» .

Кстати, имя Оби-Ван Кеноби – не простой набор красивых звуков. Лукас составил его из вполне осмысленных компонентов: слог Оби означает распространённый в Вест Индии, Африке и в Южной Америке языческий ритуал, что-то сродни колдовским практикам; Ван – архаичное обозначение тьмы и грусти; Кен – подружка Барби знания и диапазон видения… И откууууда он всё это выковырял?

Как обойти вниманием самого Дарта Вейдера ? На роль антагониста пригласили ещё одного жителя Туманного Альбиона - бывшего атлета, двухметрового Дэвида Проуза . Между прочим, персонаж Дарта был придуман Лукасом одним из первых.

А тройка оруженосцев? С3-РО был сыгран Энтони Дэниелсом , благодаря британскому акценту которого робот, описанный в сценарии как «типчик, схожий манерами с продавцом подержанных авто», приобрёл черты чопорного дворецкого. Крошечного R2-D2 изобразил ещё один подданный Её Величества –Кенни Бейкер, чей рост – чуть выше 110 см! Кстати, парочку милых роботов Лукас хотел назвать А-2 и С-3.

Роль Чубакки отошла обычному больничному санитару Питеру Мэйхью всего через десять секунд после встречи с Лукасом. Всё, что Питу пришлось сделать – встать из-за стола: 220 см роста, знаете ли. Кстати, в лагере последователей вселенной стыдно не знать, что имя Чубакки созвучно со словом sobaka. То же касается и Джаббы-zhaba… Казалось бы, при чём тут русские?

Итак, собрав под своим крылом такую пёструю публику, Лукас был готов, сломя голову, ринуться в смелый бой за право войти в вечность. Бой ему и впрямь предстоял серьёзный, ведь студия была настолько уверена в ожидавшем её коллапсе, что начала переговоры о продаже прав на картину. Ту самую, которая первой в истории преодолеет планку в $ 300.000.000 и станет оглушительным поп-культурным феноменом.

СЪЁМКИ

Решив кастинговые вопросы, режиссёру предстояло создать вселенную, в которую можно было поместить всех своих актёров. С досадой обнаружив, что отдел спецэффектов студии XX век Фокс распущен, Лукас основывает компанию ILM: Industrial Light & Magic , производственные мощности которой расположились… на обычном складе в крохотном калифорнийском городке Ван Найс !

Столь скромное начало не помешало ILM стать истинными пионерами: первый в истории полностью трёхмерный персонаж - разумная вода-колбаса в «Бездне »; первый в истории главный трёхмерный персонаж - Т-1000 ; первые в истории трёхмерные животные и динозавры в «Парке Юрского периода » - всё это и многое другое на совести ILM! На сегодняшний день ILM создала спецэффекты к таким хитам как «Мстители », «Люди в чёрном III », «Хранитель времени », «Супер 8 », «Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 2 », «Октябрьское небо », «Звёздный десант », «Титаник », «Лабиринт », «Инопланетянин » - всего более 300 фильмов! Неплохо для ребят, начинавших в сарае, правда?

Кстати, любитель разрушить какую-нибудь легенду Джейми Хайнеман и режиссёр таких нетленок как «Джуманджи » и «Дорогая, я уменьшил детей » Джо Джонстон – выходцы из ILM ! Более того, Бобба Фетт и Йода , такими, как вы их знаете, созданы именно Джонстоном : именно он разработал и довёл до ума концепцию их «лука».

Вернёмся к съёмкам.

Фраза «Мотор! » впервые прозвучала на тунисской земле, и было это 22 марта 1976-го. Очень скоро в процесс съёмок вмешался всесильный полковник Каддафи . Лидеру Джамахирии не понравилось, что у его границ располагается какая-то подозрительная военная техника. Не желая конфликтовать, правительство Туниса вежливо попросила Лукаса переехать. А подозрения ливийского правителя вызвал…Jawa sandcrawler – корабль работорговцев!

Увы, проблемы только начинались: постоянно сдыхала электрика, были проблемы с декорациями. Вдобавок ко всему в пустыне, где шли съёмки, начался многодневный ливень… впервые за 50 (!) лет! Лукас решает перебраться в комфортную студию под Лондоном … Кстати, и по сей день в Тунисе работает отель, где снимались некоторые интерьерные сцены дома Люка . А располагается отель в небольшом городке… Татуин !

Оставив Тунис позади и выстроив в Англии декорации, Лукас пришёл к интересной мысли: почему бы не показать футуристические локации/реквизит/etc не космостерильными, а, как он сам говорил, «загаженными». Идея состояла в том, чтобы всё выглядело обжитым, причём довольно давно. Так, по R2-D2 прошлись пилой, вываляли в пыли и отпинали… Но и тут были проблемы, которые пришли откуда не ждали: однажды вечером на площадку заглянула бригада уборщиков, которая тщательно вылизала всю грязь – на утро Лукасу опять пришлось наводить всю красоту.

Однако трудности были не только внешними – на борту тоже было не всё гладко. Лукаса высмеивали за глупо выглядящих персонажей и общую странность происходящего, причём охотнее всех зубоскалили… его же актёры! Форд , например, недоумевал от великана в костюме обезьяны, булочек на голове Леи и убойных диалогов, которые «можно написать, но произносить вслух этот shit просто невозможно!».

Режиссёр в долгу не оставался - недовольство было взаимным. Ви дению Лукаса не соответствовала отснятая картинка, декорации и костюмы. Он стал редко общаться с актёрами и всё, что от него было слышно, это «Быстрей! ». Однажды Лукас разорался так сильно, что потерял голос; его команда тут же подарила ему табличку с одним единственным словом – «FASTER! ».

С такими «успехами» Джордж перестал укладываться в сроки и смету (её в итоге превысили на $3.000.000 !!) – студия обрывала его телефон, грозясь закрыть проект. Видя, что капитан впадает в депрессию, команда стала подбадривать его, пытаясь заставить хоть изредка улыбнуться. Но перфекционист и трудоголик Лукас таки заработал диагнозы «гипертония и истощение» и загремел в больницу.

Но приятные моменты всё же случались. Так, в одной из сцен из-за неправильно поставленного света через одежды принцессы Леи отчётливо стала видна её грудь… Как позже отшучивалась Кэрри Фишер «Насколько мне известно, в космосе не носят нижнее бельё ».

Кстати, об одеждах.

Знаменитый костюм Дарта Вейдера был разработан на основе одежд воинов-бедуинов дизайнером Ральфом МакКуорри (именно он создал убедившие студию промо-арты наподобие тех что были в «Арго »). Так вот Ральф шил-кроил с мыслью о том, что в подобных одеяниях Дарт мог бы даже парить в невесомости. А вот почему злодей ходит в нём всегда – объяснялось лишь в сиквеле. И, да, легендарная маска – она была столь велика даже для великана Проуза , что на его лице её закрепляли специальной пеной.

К слову, на экране злодей из злодеев блистает жалких для личностей такой величины 12 минут! 12 невзрачных минут. Почему невзрачных? Да потому, что легендарный «Имперский марш », сопровождающий любое его появление, был попросту ещё не написан и в первом фильме не звучал!

Пока Дэвид Проуз потел в тишине, Харрисон Форд и Марк Хэмилл веселились во всю. Форд , например, не всегда удосуживался учить текст и порой занимался чистой импровизацией. Но дуракаваляния Форда и Хэмилла сразу прекращались, когда на площадке появлялся Сэр Алек Гинесс : он на них действовал очень организующее.

Увы, Силы организации хватало не всегда. Или не всем: во время съёмок не обходилось и без инцидентов.

В эпизоде «мусоросборник», Хэмилл задерживал дыхание, спасаясь от зловоний, и так расстарался, что у него лопнул глазной капилляр, да так, что в последующих сценах его приходилось снимать всё время с одной стороны. Ну, глаз зажил, а вот Чубакке повезло меньше: костюм пропитался смрадом, который до конца съёмок так и не вывели… Кстати, студия порывалась заставить Лукаса одеть Чуи в шорты – видите ли, их смутил этот косматый срам.

Косматый срам так и остался неприкрытым, зато лампочку и пистолет 19-го века прикрыли так качественно, что первая превратилась в световой меч (его рукоять как раз деталь лампы-вспышки, сдобренная резиной и петельками; лампу эту можно купить и поныне… за баснословные деньги, конечно); а второй – в бластер Хана Соло (под слоем «грима» можно найти обычный Маузер ).

Кстати, снимал Лукас всё это маскарадное великолепие на камеры VistaVision . Нет, не потому что они были какие-то крутые: просто Лукас смог арендовать лишь такое старьё родом из 50 -ых. Зато потом такие камеры просто взлетели в цене!

ПОСЛЕ СЪЁМОК

По завершении съёмок наступил черёд монтажа. Увидев, что в итоге получается, Лукас пришёл в ужас: сцены выглядели неэнергичными, с каким-то сонным книжным темпом. Более того, в первой версии использовались совершенно другие варианты дублей сцен, а общее число «совпадений» с каноничной версией достигало жалких 40 %!

Горе-монтажёр тут же лишился работы. По совету своего приятеля Скорсезе , Лукас прибегает к услугам кудесницы монтажа, чьей работой в фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Мартин был очень доволен… Доволен остался и Лукас, да так, что даже взял мастерицу в жёны.

Тем временем в ILM колдовали над спецэффектами. Но количество требовавших обработки сцен было столь велико, что вместо положенных 6 месяцев работы грозили растянуться на год. Вырос на треть и бюджет. Желая смотивировать команду и показать то, что бы ему хотелось видеть в итоге, Лукас регулярно устраивал просмотры старых записей воздушных боёв. Кстати, пять из восьми миллионов бюджета «съела» ILM , и половина этих денег ушла на эффекты к 4 -ём сценам.

Большая работа предстояла и по озвучке. Была создана внушительная библиотека звуковых эффектов, которую Лукас прозвал «органическим саундтреком». Так, бластер озвучили обрубаемым высоковольтным проводом; а ставшее каноничным звучание светового меча создали из микширования гула холостого хода 35-мм кинопроектора и оголённого кабеля.

С парочкой дроидов тоже повозились. Голос для С-3РО искали среди 30 кандидатов, пока один из них не намекнул Лукасу, что прононс самого Дэниелса (игравшего С-3РО ) весьма неплох. На том и порешили. Что касается звуков, издаваемых R2-D2 , то это – пропущенные через синтезатор голоса Бейкера (игравшего R2), Лукаса и даже младенцев.

Если С-3РО повезло оставить свой голос, то Вейдер оказался в двойном пролёте.Во-первых , Лукасу очень не нравился Бристольский акцент Проуза (на съёмочной площадке его даже величали Дарт Фермером). В итоге за него говорит оскароносный король Замунды , заклятый враг Конана и Муфаса всея Диснея —Джеймс Эрл Джонс . Во-вторых , знаменитые сипы-хрипы – тоже не принадлежат Вейдеру: они принадлежат мастеру по звуковым эффектам, который записал своё дыхание через систему подачи кислорода в аквалангах.

Несмотря на то, что Джонс и Проуз никогда не встречались лично, Проуз по сей день таит обиду, называя поступок Лукаса «расизмом наоборот»: мол, в касте не было чернокожих и пригласив Джонса, режиссёр выкрутился перед студией…

Не знаю, насколько искренен Проуз , но эта нарезка сцен, в который Вейдер говорит оригинальным голосом смешна до безобразия: и вправду, Дарт Фермер .

Разобравшись с голосами всего и вся в фильме, Лукасу предстояло наделить голосом сам фильм. Сначала он хотел использовать только классическую музыку (по примеру «2001: Космическая одиссея» ). Но Спилберг познакомил его с Джоном Уильямсом , который и создал легендарный саундтрек, тоже ставший классикой современности.

Не могу не сказать пару слов о Уильямсе . Удивительный дар владения семью нотами позволил создавать такую музыку, которая сама по себе – достояние Республики: темы из «Челюстей », «Звёздных войн », «Индианы Джонса » или «Парка Юрского периода » тому подтверждение… “John Williams is a man !!” (c)

Итак, фильм был готов. Студия хотела выпустить его к Рождеству ’76-го, но из-за задержек релиз сдвинулся к маю ’77-го. Боссы негодовали и боялись конкуренции с новой работой Бёрта Рейнольдса . О, какие недальновидные глупцы! Премьера «Star Wars » просто взорвала бокс-оффис!

Фильм не просто побил рекорд «Челюстей », которые первыми в истории собрали $100.000.000. Фильм побил этот рекорд трижды (!) и оставался недосягаемым лидером до выхода «Инопланетянина », а после ререлиза в 90-ые вернул себе пальму первенства… Правда, ненадолго… «Титаник », знаете ли. Кстати, баснословная выручка позволила студии ХХ век Фокс в следующем году выпустить вместо обычных 20 фильмов – меньше десяти.

Вслед за кассовым успехом пришло и признание критиков, чьи восторги осыпали Лукаса и его команду 11-тью (!) номинациями на Оскар , 7 из которых Джордж увёз с собой. К слову, это единственная из всех частей Саги и первый сай-фай в истории, который боролся за звание Лучший фильм года.

С такой-то славой взрывная волна от фильма начала распространяться на всё вокруг. Так, именно «Звёздные войны » породили индустрию мерчандайза, которая ранее была в зародышевом состоянии. Примечательно, что студия не хотела много платить Лукасу и согласилась отдать ему чуть ли не все права на сопутствующие товары. Надо ли пояснять, что из-за недальновидности руководства Джордж быстро сколотил феноменальное состояние.

И даже музыкальный мир не смог отвертеться. Диско-обработка музыки из фильма, выполненная аранжировщиком Meco в течение нескольких недель возглавляла (!) чарт Биллборд. Кроме того, заглавная композиция, выпущенная в виде сингла, стала самым продаваем инструментальным синглом всех времён.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Звёздные войны» - несомненный «водораздел», изменивший и повлиявший на всю индустрию.

Так, именно изобретённую Лукасом концепцию «потасканного будущего» тот же Ридли Скотт успешно применил в «Чужом » и «Бегущем по лезвию ». Среди других «впечатлившихся» можно смело назвать Питера Джексона , Роланда Эммериха , Кевина Смита , Кристофера Нолана , Дэвида Линча

Но круче всех отжёг Джеймс Кэмерон , который бросил работу водителя грузовика, чтобы всецело посвятить себя кинопроизводству! А что ты сделал для хип-хопа в свои годы?!

Копирование материалов возможно
только c указанием активной ссылки на сайт

Один из самых известных и масштабных проектов «всех времен и народов» — фантастическая сага «Звездные войны» — начал создаваться американским режиссером Джорджем Лукасом еще в начале 1970 годов. Для реализации задуманного от него потребовались колоссальные усилия, которые обеспечили триумф первой картины, вышедшей на экраны в мае 1977 года. Причем, по свидетельству тех, кто участвовал в создании этой киноэпопеи, то, что происходило в процессе работы, вполне могло стать сюжетом для отдельного увлекательного фильма. Итак, где и как снимали «Звездные войны»?

Несколько слов о Джордже Лукасе

Прежде чем начать рассказ о том, как снимали «Звездные войны», следует уделить немного внимания личности режиссера.

Это сегодня Джордж Лукас является одним из самых состоятельных представителей своей профессии с капиталом в 5 миллионов долларов, а на момент, когда ему пришла в голову идея проекта, ему не было и 30 лет, и он имел в своем активе только два полнометражных фильма. Справедливости ради надо сказать, что он уже снимал кино в жанре фантастики, но оно не имело оглушительного успеха. Сюжет этой картины, известной под названием «THX 1138», представляет собой рассказ о мире будущего, где человечеством, вынужденным проживать под землей, правят компьютеры. Фильм, безусловно, уступает по зрелищности «Звездным войнам», но его герои все так же борются за свое право оставаться людьми и принимать все решения самостоятельно.

Культура

За последние 40 лет было снято 9 фильмов и создано огромное количество различных сериалов, мультфильмов и новых историй этой знаменитой киновселенной. Сложно найти человека, который бы ни разу не слышал о "Звёздных войнах" .

В этой статье вы погрузитесь в фантастическую вселенную удивительных персонажей и уникальных миров культовой франшизы.


1. Люк Скайуокер - Герой с тысячами лиц



Несмотря на то, что Джордж Лукас вдохновлялся фантастическими сказками и вестернами, он основал вселенную " Звёздные войны" вокруг теорий книги Джозефа Кэмпбелла " Герой с тысячами лиц" .

В книге прослеживаются мифологические мотивы и утверждается, что мифы со всего мира, такие как " Беовульф" или " Король Артур", имеют одинаковую структуру.

По словам Кэмпбелла, герой книги отправляется из обычного повседневного мира в мир чудесный и сверхъестественный: там встречаются сказочные силы и герои; он возвращается из этого таинственного приключения способным даровать благословение ближнему. Лукас построил киновселенную на идеях этой истории, а Люк стал ее главным героем.

2. Имя Дарт Вейдера – не так уж и сложно



"Это одна из вещей, возникших быстро и, можно сказать, на пустом месте. Однажды эта идея просто появилась у меня в голове" , - сказал Лукас.

Позже, в интервью журналу Rolling stone он сказал : "" Дарт" в каком-то смысле означает "темный" , а " Вейдер" - " отец" , так что, если совместить оба слова, получается " отец тьмы"" . Стоит отметить, что слово " vader" в переводе с нидерландского действительно переводится как " отец" . Это могло послужить существенным спойлером для зрителей.

3. Простота – залог успеха



Начальная заставка фильма была сделана с минимальным добавлением эффектов.
Даже тот, кто не является фанатом, помнит ту самую знаменитую заставку, которая встречала нас во всех фильма франшизы.

Исключением является фильм «Изгой Один». К сожалению, там создатели решили обойтись без неё.

Мало кто знает, но заставка создавалась вручную: на черном листе бумаги разместили желтые буквы. Камера пролетала над ними, имитируя своего рода движение. В общей сложности на выполнение этой работы потребовалось около трёх часов.

4. " Да пребудет с тобой Сила "



Эта самая знаменитая фраза встречается в каждом фильме вселенной " Звёздные войны" и известна не только фанатам франшизы . Хочется отметить, что единственный раз в фильме " Изгой-один" герой Кассиан Андор не дал дроиду K-2SO ее договорить.

5. Происхождение слова «Джедай»



Джедай в киновселенной – рыцарь светлой стороны, служащий Силе. Слово " Джедай" происходит из японского «Jidai Geki», что переводится как "исторический фильм, драма". Лукас увлекался самурайскими фильмами и их культурой и решил позаимствовать это слово для названия рыцарей в своих фильмах.

6. Скайуокер…или Старкиллер



Первоначально Люк Скайуокер был назван Люком Старкиллером. Это имя было утверждено и держалось за героем вплоть до самого начала съемок. К счастью для создателей, имя никогда не упоминалось, поэтому впоследствии его немного изменили на то, которое сейчас известно фанатам франшизы.

Меч Люка Скайуокера

7. Почему зеленый



Световой меч Люка в " Звездных войнах: Эпизод VI - Возвращение джедая" первоначально был синего, но во время съёмок появилась одна проблема.

Когда снимали сцену в пустыне, световой меч Люка сливался с голубым небом и его не было видно. Тогда Джордж Лукас принял решение поменять цвет меча с синего на зеленый.

8. Вернуться? Но для чего?



В одной из версий сценария " Звездные войы: Эпизод VI - Возвращение джедая" , Оби-Ван Кеноби и Йода собирались покинуть Силу и снова вернуться в свои физические тела, чтобы оказать помощь Люку в противостоянии с Дарт Вейдером и Императором Палпатином.

9. Непредвиденные обстоятельства



Перед началом съемок в " Звездных войнах: Эпизод V - Империя наносит ответный удар" исполнитель главной роли Ма рк Хэмилл попал в крупную аварию и получил серьезную травму лица. Сцена, в которой Люк Скайуокер был пойман вампой на планете Хот была добавлена для объяснения появления рубцов на его лице.

10. Осторожнее надо быть



Во время съемки сцены в прессе для мусора Марк Хэмилл так долго задерживал дыхание, что на его лице лопнул кровеносный сосуд. Для того, чтобы появившееся на этом месте пятно не было заметно, создателям фильма пришлось использовать визуальные эффекты.

11. Необычно, практично и долговечно



Многие из зданий, построенных для съемки сцен на планете Татуин, находятся в Тунисе. Некоторые из них по-прежнему используются местными жителями.

Самый известный дроид

12. Как назвали знаменитого дроида



Джордж Лукас придумал имя дроида R2-D2 во время съемок фильма «Американские граффити». Один из членов звуковой команды попросил его снова проиграть катушку второго трека с диалогами, что прозвучало как " Верните мне R2-D2, пожалуйста".