Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Дафна - мифы древней греции. Дафна, прекрасная нимфа, возлюбленная аполлона, превращенная в лавровое дерево

Дафна - мифы древней греции. Дафна, прекрасная нимфа, возлюбленная аполлона, превращенная в лавровое дерево

Дафна, греч. («лавр») - дочь речного бога Пенея или Ладона, одна из прекраснейших нимф.

В Дафну влюбился , но не из-за красоты, а в результате злонамеренной шутки Эрота. Аполлон имел неосторожность посмеяться над золотым луком бога любви, и Эрот решил наглядно продемонстрировать ему эффективность своего оружия. В Аполлона он пустил стрелу, вызывающую любовь, а в Дафну, случайно оказавшуюся поблизости, - стрелу, убивающую любовь. Поэтому любовь прекраснейшего из богов не нашла взаимности. Преследуемая богом, Дафна стала умолять отца изменить ее облик, она была готова скорее умереть, чем стать возлюбленной Аполлона. Желание Дафны сбылось: ее тело покрылось корой, руки превратились в ветви, волосы - в листву. Она превратилась в вечнозеленое лавровое дерево, Аполлон же в память о своей первой любви стал носить украшение в виде лаврового венка.

По-видимому, первый поэтический рассказ о трагической судьбе Дафны принадлежит Овидию (первая книга «Метаморфоз»). Он вдохновил Бернини на создание знаменитой скульптурной группы «Аполлон и Дафна» (1622-1624), а также Поллайоло, Пуссена, Веронезе и многих других художников - авторов одноименных картин. Пожалуй, самая первая из всех опер, написанная Я. Пери на текст поэта О. Ринуччини в 1592 г., называлась «Дафна». Ряд дальнейших музыкальных воплощений этого сюжета (Гальяно - 1608, Шютц - 1627, Гендель - 1708) пока замыкает опера «Дафна» Р. Штрауса (1937).

Как свидетельствует традиция, миф о Дафне существовал задолго до Овидия (хотя, возможно, и в несколько иной версии). На месте, где, по преданию, Дафна превратилась в дерево, был сооружен храм Аполлона, который в 395 г. н. э. был разрушен по повелению императора Феодосия I, противника язычества. Поскольку тамошнюю лавровую рощу продолжали посещать паломники, в 5-6 вв. н. э. там был основан монастырь с храмом Девы Марии; мозаичные украшения храма, созданные в 11 в., являются одной из вершин «второго золотого века» византийского искусства. Этот храм стоит по сей день в зеленой лавровой роще в десяти километрах к западу от Афин и называется «Дафни».

Удивительно, как порой не сочетаются народные названия и латинские. Услышав имя Дафна, представляешь себе нечто прекрасное и возвышенное. А волчье лыко ­ совсем "из другой оперы". Но именно это интригует и заставляет узнать, что же это за диковинное растение? Еще больший интерес появляется, когда выясняется, что кустарник зимует в нашем климате. Пока это редкость в наших садах, а редкости мы особенно любим.

Интересна история происхождения имени этого растения. Дафна была прекрасной нимфой, дочерью богини земли Геи и речного бога Пенея. Она дала обет хранить целомудрие и не вступать в брак. Коварный Эрот выстрелил ей в сердце стрелой, убивающей любовь, а в сердце Аполлона ­ стрелой, любовь разжигающей. Страдающий от безответной любви Аполлон везде преследовал Дафну, но сердце ее оставалась холодно. Она дрожала от страха быть настигнутой страстным Аполоном. И нимфа взмолилась, обращаясь к Пенею: "Отец! Помоги дочери! Спрячь меня, измени мой облик так, чтобы преследователь не смог даже коснуться меня!"

И Дафна почувствовала, как ноги ее деревенеют и прорастают в землю корнями, руки становятся ветвями. Вместо прекрасной нимфы влюбленный Аполлон видит лавровое дерево.

Но имя Дафна было дано вовсе не лавру (по­латыни он так и называется ­ Laurus), а роду многолетних растений из семейства волчниковых. Вероятно, это связано с тем, что листья некоторых видов дафны напоминают лавровые.

По другой версии, Карл Линней (который и присвоил это имя растению) знал эту легенду и назвал кустарник так, потому что все части его ядовиты. Бог Пеней выполнил просьбу дочери ­ он превратил ее в ядовитое растение, которого "нельзя даже коснуться".

КАКАЯ ОНА, ДАФНА?

Дафна (Daphne), или Волчеягодник ­ листопадные или вечнозеленые небольшие кустарники до 1,5 м высотой. Листья очередные, на коротких черешках, ланцетные или эллиптические, гладкие и жесткие. Цветки трубчатые, с четырьмя лепестками, у некоторых видов напоминают цветки сирени. Окрас­ка венчика ярко­розовая, реже ­ белая или светло­розовая.

Цветы образуются на побегах прошлого года, они сидячие, многочисленные, часто очень душистые. У разных видов ароматы отличаются. Как писал профессор А. Кернер, "...Daphne alpina пахнет ванилью, Daphne striata ­ сиренью, Daphne philippi ­ фиалками, а Daphne blagayana ­ гвоздикою".

Цветет дафна ранней весной, почти на голых веточках. Выглядит это очень трогательно и нежно. Недаром расте­нию дали имя прекрасной нимфы.

В конце лета созревают красные плоды и долго держатся на ветках. Как и всё растение, плоды ядовиты.

Русское название волчеягодник (или волчье лыко) дано именно за ядови­тость растения. Все, что связано с вол­ками, на Руси нагоняло страх: волчья ягода ­ значит, трогать ее не смей!

Род включает до 50 видов, распространенных в Евразии. В России встречается 14 (по некоторым данным ­ 17) видов.

В условиях Средней полосы наиболее надежны такие виды, как волчея­годник алтайский, волчеягодник Юлии, волчеягодник понтийский, волчеягодник обыкновенный.

ЧТО ТАИТ ОПАСНОСТЬ?

В народе волчеягодник обыкновенный называют смертельный, или волчье лыко (Daphne mezereum L.). Название дано за крепость полосок его коры (лыка), трудно поддающегося разрыву.

А устрашающий эпитет "смертельный" говорит о том, что отравление этим растением действительно может привести к гибели. 10­15 плодов ­ уже смертельная доза!

В природе волчье лыко растет в лесных районах северной и средней части европейской России, в Западной Сибири, на Кавказе и в Западной Европе. Считается одной из жемчужин среди красивоцветущих кустарников на­шей флоры. Иногда с хорошим комом земли растение переносят из леса в сад. При хорошем поливе куст приживается, но следует помнить, что расте­ние редкое, занесено в Красную книгу.

Волчье лыко редко превышает 1 м высоты. Вид замечателен своим ран­ним цветением, до распускания листь­ев. Цветки мелкие, очень душистые, в пучках по 2­5 или одиночные, лилово­розовой или розово­сиреневой окраски. Куст растет медленно, морозостоек. Иногда дает самосев. Сеянцы отсаживают в молодом возрасте.

На основе видовых растений вол­чеягодника смертельного созданы са­довые формы и сорта с белыми и махровыми цветами.

Осенью кустарник не менее декоративен за счет ярких ягод. Однако необходимо помнить, что они очень ядовиты. В культуре ядовитость растений обычно ниже, чем в природе, и все же при выращивании в садах, где есть дети, нужно соблюдать бдительность и удалять плоды, так как именно они больше всего и привлекают.

РАЗМНОЖЕНИЕ ДАФНЫ

Дафны размножают посевом све­жих семян осенью. Перед посевом их надо освободить от мякоти и замочить. Глубина посева 1 см.

Волчник хорошо черенкуется однолетними побегами. Не любит пересадку, поэтому лучше его черенковать сра­зу в контейнеры.

Посадочный материал в контейнерах стал появляться в садовых центрах. Но, как правило, это саженцы из теплой Европы, и они могут подмерзать. Более зимостойки растения, выращенные из семян. Семена нужно искать в ботанических садах или у коллекционеров. Причем надо заказывать свежие семена, чтобы получить их осенью.

ПОСАДКА И УХОД ЗА ДАФНОЙ

Дафны предпочитают рыхлую почву, с достаточным содержанием гумуса. Плохо переносят засуху. Теневыносливы, но в густой тени не цветут. Лучше сажать в полузатененном месте, например, в легкой тени под деревом. (Дафну Юлии можно и на открытом месте).

Уход заключается в регулярных поливах, прополках и мульчировании корней листовым опадом. Мульча не только предохранит куст от бесснежных морозов, но избавит от необходимости рыхления, так как растение болезненно реагирует на повреждение корней.

Дафны прекрасно подходят для альпинария, рокария, хорошо смотрятся в сочетании с хвойными культурами. Веточки, срезанные зимой и поставленные в воду, способны зацвести в доме.

Несмотря на свою привлекательность, волчеягодники мало распространены в садах. Причина ­ ядовитость растения. Правда, ягоды очень неприятны на вкус, поэтому отравления случаются крайне редко. А вот птицы без вреда для себя поедают плоды, чем способствуют распространению видов.

М.Б. Шарова, биолог

Фото Т.А. Новинской из коллекцииСоловецкого Ботанического сада и Т.Р. Хрыновой из НИИ Ботанический сад ННГУ


Количество показов: 7014

Основа текста - Кун Н.А. "Легенды и мифы Древней Греции"
Источник сюжета - Овидий, "Метаморфозы"

Когда светлый бог Аполлон, гордый своей победой над Пифоном, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:
- На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?
Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:
- Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит и тебя.Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну - ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую - убивающую любовь, пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея и богини земли Геи.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.
- Стой, прекрасная нимфа, - взывал он, - зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух.
Но все быстрее бежит прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание, но силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:
- Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, мать-земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго стоял печальный Аполлон перед лавром и, наконец, промолвил:
- Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень Стой же вечно зеленым!
Лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.

Любитель Роберт Грейвс пишет такое:
5. Преследование Аполлоном Дафны, горной нимфы, которая была дочерью царя реки Пенея и жрицей матери-земли, вероятно, соотносится с завоеванием эллинами Темпейской долины, где богине Дафойне (Daphne - лавр) служили оргиастические, жующие лавр менады (см. 46.2 и 51.2). После искоренения этого культа - по свидетельству Плутарха, жрицы бежали на остров Крит, где богиней луны была Пасифая (см. 88. e ), - лавр переходит к Аполлону, и с тех пор его имеет право жевать только пифия. Как и в Фигалии, в Темпейской долине Дафойна, вероятно, имела голову кобылы (см. 16.5); Левкипп («белая лошадь») был царем-жрецом местного культа лошади, которого ежегодно разрывали на куски разъяренные женщины, устраива вшие очистительные купания после убийства, а не перед ним (см. 22.1 и 150. 1).

А вот юнгист Джозеф Кэ мпбелл
таинственный голос слышен в зове греческого бога Аполлонна, обращенном к убегающей от него девушке Дафне, дочери речного бога Пенея, за которой он бежит по полю. «Нимфа, молю, Пенеида, постой, - кричит ей вслед бог, как в сказке юный король лягушек взывает к принцессе. - Не враг за тобою. Беги, умоляю, тише, свой бег задержи, и тише преследовать буду! Все ж полюбилась кому ты, спроси».

(греч. Daphne - лавр), дочь речного бога Пенея. Уклонялась от преследования влюбленного Аполлона и была по ее просьбе превращена в лавровое дерево, когда бог настиг убегавшую нимфу. С того времени в греч. мифах лавр посвящен Аполлону. Превращение Д. часто изображалось в искусстве (пластика Бернини, картины Джорджоне, Тьеполо), в литературе (драма Г. Сакса), в музыке (опера Шюца, а также Генделя и Р. Штрауса).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Дафна

греч. Daphne)

* * *в греческой мифологии нимфа, дочь Геи и речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, превратилась в лавр.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

«лавр» - нимфа, дочь Геи и фессалийского речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным Аполлоном, Д. взмолилась отцу о помощи, и тот превратил ее в лавровое дерево. В память о Д. Аполлон сделал лавр своим священным растением.

(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Греческая горная нимфа, которой постоянно домогался Аполлон и которая, в ответ на мольбу о помощи, была превращена Матерью-Землей в лавровое дерево. (Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на острове Дафна, где посетителям, включая Павсания, показывали первое лавровое дерево.) В утешение Аполлон сделал себе лавровый венок. В связи с этим такой венок стал присуждаться победителю Пифийских игр в честь Аполлона - как символ победы. Его носили Юлий Цезарь, Вергилий (по описанию Данте). История превращения Дафны была хорошо известна в средние века благодаря Овидию. Этот сюжет использовал Чосер в "Истории рыцаря", хотя имя там искажено - Дана. Дафну можно интерпретировать как дух, которому угрожает демон и который находит спасение благодаря силе мольбы. Для Петрарки ее образ имел особое значение, так как благодаря созвучию (лавр) она могла символизировать его Лауру. Петрарка также очень гордился лавровым венком, который получил в Капитолии в Риме за свое поэтическое мастерство.

Лавры Аполлона. - Превращение Дафны. - Отчаяние нимфы Клитии. - Лира и флейта. - Силен Марсий. - Наказание Марсия. - Уши царя Мидаса.

Лавры Аполлона

Превращение Дафны

Лавры, которыми венчают поэтов и победителей, обязаны своим происхождением превращению нимфы Дафны в лавровое дерево. Об этом сложился следующий древнегреческий миф.

Гордясь только что одержанной победой над Пифоном, Аполлон встречает сына Венеры - Эрота (Купидон, Амур), натягивающего тетиву своего лука, и подсмеивается над ним и его стрелами. Тогда Эрот решает отомстить Аполлону.

В колчане Эрота находятся различные стрелы: одни вселяют в раненном ими любовь и страстное желание, другие же - отвращение. Бог любви знает, что в соседнем лесу живет прелестная нимфа Дафна; Эрот знает также о том, что Аполлон должен пройти через этот лес, и он ранит насмешника стрелой любви, а Дафну - стрелой отвращения.

Лишь только Аполлон увидал прекрасную нимфу, он тотчас же воспылал любовью к ней и подошел к ней, чтобы рассказать Дафне о своей победе, надеясь таким образом победить ее сердце. Видя, что Дафна не слушает его, Аполлон, желая во что бы то ни стало прельстить ее, стал говорить Дафне, что он - бог солнца, почитаемый всей Грецией, могущественный сын Зевса, целитель и благодетель всего рода человеческого.

Но нимфа Дафна, чувствуя к нему отвращение, быстро убегает от Аполлона. Дафна пробирается сквозь чащу лесов, перепрыгивает через камни и скалы. Аполлон следует за Дафной, умоляя выслушать его. Наконец Дафна добирается до реки Пенея. Дафна просит речного бога, ее отца, лишить ее красоты и тем спасти от преследований ненавистного ей Аполлона.

Речной бог Пеней внял ее просьбам: Дафна начинает чувствовать, как члены ее немеют, тело покрывается корой, волосы превращаются в листья, ноги ее прирастают к земле: Дафна превратилась в лавровое дерево. Прибежавший Аполлон дотрагивается до дерева и слышит еще биение сердца Дафны. Из веток лаврового дерева Аполлон сплетает венок и украшает им свою золотую лиру (кифару).

В древнегреческом языке слово Дафна (δάφνη) как раз и означает лавр .

В Геркулануме сохранилось несколько живописных изображений превращения Дафны.

Из новейших художников скульптор Кусту изваял две прекрасные статуи, изображающие бегущую Дафну и преследующего ее Аполлона. Обе эти статуи находятся в саду Тюильри.

Из живописцев писали картины на этот сюжет Рубенс, Пуссен и Карло Маратте.

Современные исследователи древних мифов полагают, что Дафна олицетворяла зарю; поэтому древние греки, желая выразить, что заря скрывается (гаснет), лишь только появляется солнце, поэтически говорят: прекрасная Дафна убегает, лишь только Аполлон хочет к ней приблизиться.

Отчаяние нимфы Клитии

Аполлон, в свою очередь, отверг любовь нимфы Клитии.

Несчастная Клития, страдая от равнодушия Аполлона, проводила дни и ночи в слезах, не принимая никакой пищи, кроме росы небесной.

Глаза Клитии были постоянно устремлены на солнце и следили за ним до заката. Мало-помалу ноги Клитии превратились в корни, а лицо - в цветок подсолнечника, который и до сих пор продолжает повертываться к солнцу.

Даже в виде подсолнечника нимфа Клития не перестает любить лучезарного Аполлона.

Лира (кифара) и флейта

Лира (кифара) - всегдашняя спутница Аполлона, бога гармонии и поэтического вдохновения, и, как таковой, он носит наименование Аполлона Мусагета (предводителя муз) и изображается художниками увенчанным лаврами в длинной ионической одежде и с лирой в руках.

Лира (кифара), точно так же как колчан и стрелы, - это отличительные признаки бога Аполлона.

Для древних греков лира (кифара) была инструментом, олицетворяющим национальную музыку, в противоположность флейте, олицетворявшей фригийскую музыку.

Древнегреческое слово кифара (κιθάρα) живет в европейских языках в своем потомке - слове гитара . Да и сам музыкальный инструмент гитара - это не что иное, как изменившаяся с течением веков древнегреческая кифара - принадлежность Аполлона Мусагета.

Силен Марсий

Наказание Марсия

Фригийский силен (сатир) Марсий нашел флейту, которую бросила богиня Афина, увидав однажды, как искажается ее лицо, когда она на ней играет.

Марсий довел искусство игры на флейте до высокого совершенства. Гордясь своим талантом, Марсий осмелился вызвать бога Аполлона на состязание, и было решено, что побежденный будет совершенно во власти победителя. Музы были выбраны судьями этого состязания; они решили в пользу Аполлона, одержавшего таким образом победу. Аполлон привязал побежденного Марсия к дереву и содрал с него кожу.

Сатиры и нимфы пролили столько слез о несчастном фригийском музыканте, что из этих слез образовалась река, названная потом именем Марсия.

Аполлон приказал повесить кожу Марсия в пещере, в городе Келенах. Древнегреческое предание рассказывает, что кожа Марсия трепетала как бы от радости, когда в пещере раздавались звуки флейты, и оставалась неподвижной, когда играли на лире.

Казнь Марсия очень часто воспроизводилась художниками. В Лувре находится прекрасная античная статуя, изображающая Марсия, привязанного за вытянутые руки к дереву; под ногами у Марсия голова козла.

Состязание Аполлона с Марсием послужило также сюжетом для многих картин; из новейших пользуются известностью картины Рубенса.

Соперничество между Западом и Востоком проявлялось в древнегреческих мифах в самых разнообразных формах, но чаще всего в виде музыкального состязания. Миф о Марсии оканчивается очень жестоко, что вполне соответствует диким нравам первобытных народов. Впрочем, и последующие античные поэты как будто не поражаются жестокостью, проявленной богом музыки.

Комические поэты очень часто выводят сатира Марсия в своих произведениях. Марсий является в них типом самонадеянного невежды.

У римлян этому мифу было придано совершенно иное значение: его признавали за аллегорию неумолимого, но справедливого правосудия, и вот почему миф о Марсии так часто воспроизводят на памятниках римского искусства. Статуи Марсия ставились на всех площадях, где происходили судилища, и во всех римских колониях - в зданиях судов.

Уши царя Мидаса

Подобное же состязание, но окончившееся более легким и остроумным наказанием, состоялось между Аполлоном и богом Паном. Все присутствовавшие на нем высказались за игру Аполлона и признали его победителем, один только Мидас оспаривал это решение. Мидас был тот самый царь, которого боги уже однажды покарали за его непомерную жадность к золоту.

Теперь же разгневанный Аполлон за непрошеную критику превратил уши Мидаса в ослиные, длинные.

Мидас тщательно скрывал ослиные уши под фригийским колпаком. Один только брадобрей Мидаса знал об этом, и ему было запрещено под страхом смертной казни говорить об этом кому бы то ни было.

Но тайна эта страшно тяготила душу болтливого брадобрея, он отправился на берег реки, выкопал яму и несколько раз произнес, наклоняясь над ней: «У царя Мидаса ослиные уши». Затем, тщательно закопав яму, он ушел облегченный домой. Но на том месте выросли тростники, и они, колеблемые ветром, шептали: «У царя Мидаса ослиные уши», и тайна эта стала известна всей стране.

В Мадридском музее находится картина Рубенса, изображающая «Суд над Мидасом».

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.