Что такое честь? Что входит в это понятие? Это те главные моральные качества, которые способны удержать человека от разных пороков: лжи, предательства, подлости, лицемерия, слабодушия. Без чести нет настоящей жизни. Во все времена ценилась честь, во все времена преклонялись перед людьми чести и доблести, за нее сражались, умирали, ее защищали. А если человек терял честь, то считалось, что жизнь напрасно прожита.
В мировой художественной литературе всегда были живы и никогда не тускнели такие понятия, как благородство, долг, ответственность, честь.
Обратимся к роману М.А. Булгакова «Белая гвардия». В романе изображены офицеры белой гвардии. Их можно поделить на две группы: люди чести и люди без чести. К людям, для которых честь дороже жизни, относятся Алексей и Николка Турбины, Мышлаевский, Шервинский, Най-Турс, Малышев и многие другие.
Так, полковник Най-Турс пытается организовать защиту Города от петлюровцев. Но вскоре понимает, что он и его юнкера брошены командованием, что ребята обречены. И тогда полковник приказывает юнкерам срывать погоны, уничтожать документы и уходить, а сам прикрывает их отход. Спасает он своих мальчиков ценой собственной жизни, потому что не мог допустить того, чтобы его мальчишки стали пушечным мясом.
Полковник Малышев понимает, что невозможно воевать людям, которые никогда не держали оружия в руках. Честь офицера не позволяет Малышеву вести этих людей под пули, и он распускает дивизион, не думая о наказании, которое может последовать за этим поступком.
Мышлаевский не покинул поста под Городом, где сорок человек в легкой одежде на морозе ждали смену, которая так и не пришла.
Сумели сберечь честь и достоинство Турбины и потому выстояли, хотя многое потеряли и заплатили дорого за ошибки и просчеты.
Именно офицерская честь подсказывала этим людям, как жить и бороться. А честь, как считает Булгаков, есть то, без чего невозможно жить на земле.
Вспомним еще одно произведение, в котором герои готовы расстаться с жизнью, но не потерять честь. Это повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Защита родины, чести, борьба за православную веру - вот основные проблемы повести. Тарас Бульба - главный ее герой, опытный и мудрый предводитель казацкого войска. Он беспощаден к врагам, он суров, когда дело касается исполнения долга. Моральные устои и принципы Тараса так высоки, что он не может простить предательства сыну Андрию. Когда его старший сын Остап вместе со своими товарищами попал в плен и погиб страшной смертью, Тарас, будучи свидетелем казни сына, восхищается им, одобряя его поведение - поведение человека чести. Сам Тарас тоже погиб мученической смертью и встретил ее достойно. Все запорожцы погибают как герои, не предавшие законов товарищества, не потеряв чести и достоинства.
Итак, размышления над страницами произведений Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова приводят к мысли о том, что никогда не должно устареть такое понятие, как честь. Именно честь помогает человеку жить, сделать правильный жизненный выбор, осуществлять духовную связь с людьми. Но правильный выбор может сделать только высоконравственный человек, даже если этот выбор - смерть.
Www.a4format.ru Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й класс. - М.: АСТ, 2004. И.О. Родин, Т.М. Пименова Честь и бесчестье: роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных» Главным, чем вошел Булгаков в литературу 1920-х, был роман «Белая гвардия» и возникшая на его основе пьеса «Дни Турбиных». Задача, которую ставит перед собой Булгаков, - показать картину гражданской войны, которая, по его замыслу, должна быть не только написана в традициях «Войны и мира», но и по размаху ориентироваться на толстовскую эпопею. Тем не менее, оценки, которые сам Булгаков давал своему произведению в разное время, были также различны. Пока Булгаков «не остыл» от этой книги, он считал ее самой важной в своей судьбе, говорил, что от этого романа «небу станет жарко», - а спустя годы признавал роман «неудавшимся». Возможно, это происходило оттого, что эпопеи, о которой мечтал автор, не получилось. Вместо грандиозной панорамы возник один, хотя и яркий, ее фрагмент - 1918 год в Киеве. Журнал «Россия», печатавший в 1925 году роман, закрылся, не завершив печатания даже той части, которая могла стать первой книгой эпопеи. Дальше, возможно, предполагалось захватить события гражданской войны на Юге, продлить судьбы героев. Одной из отличительных особенностей романа является тот личный тон, который проходит через все повествование. Книга похожа на немного романтизированную мечтувоспоминание уставшего от войны, измученного бездомьем человека. Максимилиан Волошин, одним из первых разглядевший дар Булгакова, отметил, что его литературный дебют можно сравнить только с дебютами Толстого и Достоевского. Волошин же дал «Белой гвардии» емкое определение, сказав, что ее автор воплотил в своем романе «душу русской усобицы». В 1920-е было достаточно писателей, изображавших гражданскую войну с позиций красных (например, «Чапаев» Фурманова, «Разгром» Фадеева или «Конармия» Бабеля). Были и такие, что описывали ее из белогвардейского стана (например, сочинения генерала Краснова). Однако Булгаков, изображая войну, не спешит принять чью-либо сторону. Он пытается быть объективным. Автор избегает в своей книге (по крайней мере в той части, какая была закончена), прямого противостояния красных и белых. На страницах романа белые воюют с петлюровцами. Но писателя занимает более широкая гуманистическая мысль. Эта мысль состоит в том ужасе, который несет с собой братоубийственная война, ее всеразрушающая стихия. В 1930 году Булгаков в своем письме правительству прямо говорил о своих «великих усилиях стать бесстрастно над красными и белыми». Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью. И остался реалистом в своем повествовании: он не щадил ни петлюровцев, ни немцев, ни белых, и о красных не сказал ни слова неправды, расположив их как бы за сценой (поскольку его личный опыт касался в основном белого движения). Внутренним центром, от которого начинается любое действие в романе, становится мечта о покое, мирной жизни для людей. С нескрываемым сарказмом рисует Булгаков властителей-самозванцев: Петлюру или марионетку немцев - гетмана. На мирном фоне снежно-белого Киева запечатлевает он и грубую реальность войны: боль, кровь, трупы, холодный ужас мертвецкой. Но автор пытается объяснить и исторический смысл апокалиптического бедствия. Обрушившийся обломками мирный быт, кровавый вихрь, пронесшийся над городом, - это своего рода рок, неизбежное возмездие за долгое равнодушие сытых к мужицкой боли и беде. Новизна романа Булгакова состояла прежде всего в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны, когда еще не утихла взаимная ненависть, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных - хороших www.a4format.ru 2 и плохих, мучащихся и заблуждающихся, умных и ограниченных - людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде - с очевидным сочувствием. Чем же привлекают Булгакова эти люди? И в Алексее, и в Малышеве, и в Най-Турсе, и в Николке он больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести. Это слово проходит в романе как лейтмотив. «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» – негодует на Тальберга, сбежавшего с немецким штабным поездом, Алексей Турбин. И ему же подбрасывает автор книгу Достоевского, раскрытую на фразе: «Русскому человеку честь - одно только лишнее бремя». Офицерская честь требовала защиты белого знамени, верности присяге, царю и отечеству, и Алексей Турбин мучительно переживает крушение веры в святость этих идеалов. Но для любимых героев Булгакова честь - это еще и верность другим людям, товариществу, долг перед младшими и слабыми. Полковник Малышев распускает юнкеров по домам, поняв бессмысленность сопротивления. Най-Турс сражается до конца, а когда видит, что дело проиграно, срывает с юнкера, почти мальчика, погоны и прикрывает его отход пулеметом. Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его смерти, а потом, рискуя собой, хочет похитить тело погибшего командира, извлекая его из горы трупов в подвале анатомического театра. Антиподами этих героев выступают персонажи, лишенные чести. Таков Тальберг, чужак в турбинской семье, бегущий вслед за немцами. Таков инженер Василиса, живущий в нижнем этаже дома на Алексеевском спуске (в верхнем живут Турбины). Василиса воплощает мир жадности и приспособленчества. Он, как и Тальберг, чужой живущим над ним безрасчетным, открытым людям. Ограбленный бандитами, Василиса, прежде ярый противник старого режима, отныне уповает лишь на самодержавие: «Да-с... Злейшая диктатура, какую можно только себе представить... Самодержавие...» (это своего рода пародия на недавние слова Алексея Турбина, что «спасти Россию может только монархия»). То, что для Алексея Турбина - плод мучительных размышлений и попыток понять ход истории, для Василисы, демократа до первого ущерба себе, - лишь способ приспособиться к новой власти, к изменившимся обстоятельствам. Булгаков дает понять, что людям свойственно заблуждаться, сомневаться, искать, приходить к новой вере. Но человек чести проделывает этот путь по внутреннему побуждению, мучительно расставаясь с тем, чему поклонялся. Для человека, лишенного понятий чести, такие перемены легки: он, подобно Тальбергу, просто меняет бант на лацкане пальто, приспосабливаясь к изменившимся обстоятельствам. Честь для Булгакова - это тот главный стержень, который, собственно, делает человека человеком. И присутствие его, или отсутствие, сказывается во всех областях, в которых человек так или иначе пытается реализоваться. Проявляется это и в вопросах веры в бога (то, что в «Мастере и Маргарите» воплотится в линии, посвященной Иешуа). В первом романе Булгакова нет разрыва с традиционным религиозным сознанием, но и не чувствуется доскональной верности ему. Молитва Елены о спасении брата, обращенная к богородице, совершает чудо: Алексей выздоравливает. Перед внутренним взором Елены возникает тот, кого Булгаков впоследствии назовет Иешуа Га-Ноцри,- «совершенно воскресший, и благостный, и босой». Легкое прозрачное видение предвосхитит своей зримостью поздний роман: «стеклянный свет небесного купола, какие-то невиданные красно-желтые песчаные глыбы, масличные деревья...» - пейзаж древней Иудеи. Однако в романе есть и другой персонаж. Пациент Алексея Турбина поэт Русаков легко, как и Василиса, переходит от богохульства, глумления над верой, к фанатической религиозности. Причиной тому - привязавшаяся к нему дурная болезнь. С нескрываемым сарказмом Булгаков показывает, как еще недавно сметавший в своих стихах идею бога («Богово логово») и проклинавший его «матерной молитвой», Русаков перед призраком позорной смерти униженно выклянчивает прощение у всевышнего, моля не www.a4format.ru 3 оставить без надежды. В этом образе явно слышатся отголоски, которые затем воплотятся в образе Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите». С иронией изображена в романе литературная среда: здесь все поверхностно, эгоистично, зыбко. Таков литератор Шполянский, которому скучно, потому что он «давно не бросал бомб». Его отвага - напоказ, а нарочитая воинственность напоминает игру. Алексей Турбин, полковник Малышев и Най-Турс относятся к войне всерьез. Они устали от нее, устали от воровства и предательства, от крови и грязи, и больше всего мечтают о мирной жизни, символом которой в романе выступает дом Турбиных. Смысловая кульминация романа - вещий сон Алексея Турбина. «Мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку, - по-крестьянски просто рассуждает бог, “явившийся” вахмистру Жилину. - Один верит, другой не верит, а поступки... у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку...» И белые и красные, те, что пали под Перекопом, равно подлежат высшему милосердию: «...все вы у меня одинаковые - в поле брани убиенные». Автор романа не прикидывался человеком религиозным, и ад, и рай для него скорее всего «так... мечтание человеческое». Но Елена говорит в домашней молитве, что «все мы в крови повинны». Страдания и муки братоубийственной войны, сознание справедливости того, что в романе названо «корявый мужичонков гнев», и вместе с тем боль от попрания старых человеческих ценностей вели Булгакова к созданию своей необычной этики - по существу безрелигиозной, но сохраняющей черты христианской нравственной традиции.
Белая гвардия. Историческая правда в романе
По характеристике исследователя В. Лакшина, роман Булгакова "Белая гвардия" представляет собой «нечто... подлинное, обаятельное и самобытное». На первый план в романе выдвигается не классовое начало, а человеческое. Позиция автора – на стороне вечности, поднимающей его над схваткой. "Белая гвардия" – это лирический роман-исповедь о русской истории, который, по словам автора, выявил «те тайные изгибы, по которым бежит и прячется душа человеческая».
Главная тема романа – судьба послереволюционной России, ее культуры и интеллигенции. В центре повествования – судьба семьи Турбиных, Гражданская война в России. Но книг о революции и Гражданской войне в то время было немало. Поэтому большое значение имеет позиция, с которой написан роман. Сам автор, приступая к созданию произведения, ставил целью «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира».
На допросе в ОГПУ, на который Булгаков попал из-за своего романа, писатель сказал: «Я остро интересуюсь бытом интеллигенции русской, люблю ее, считаю хотя и слабым, но очень важным слоем в стране. Судьбы ее мне близки, переживания дороги». Однако в своем романе этот «слабый» слой Булгаков сумел оценить как талантливый продолжатель традиций школы Л.Н. Толстого.
Называя слой интеллигенции «лучшим», Булгаков вовсе не имел в виду то, что он лучше и выше всех и может вершить судьбы тех, кто находится ниже. В "Белой гвардии" автор самокритично рассуждает о трагедии русской интеллигенции, многое в ней осуждая, главным образом, ее народолюбие. Ведь не секрет, что представители интеллигенции весь народ, как понятие отвлеченное, обожали, а каждого его конкретного представителя считали хамом и вором. В записях Булгакова содержится открытый вызов образованному сословию: «Мучительно думать, что в стране, давшей Пушкина и Гоголя, существуют десятки миллионов людей, никогда не слыхавших о них».
В "Белой гвардии" Булгаков показал ту часть интеллигенции, которая по собственной вине оказалась в историческом тупике. Ее представители вольно или невольно способствовали разрушению государства и культуры. По ее вине погибло немало честных людей. Автор романа и его близкие на собственном опыте убедились, что удар, обрушившийся на интеллигенцию был заранее спланирован и рассчитан. Писатель был свидетелем того, как поредевшие от изнурительной борьбы то с красным, то с белым террором, от голода и болезней, ряды интеллигенции стремились в эмиграцию.
Писатель в романе выступает не только как адвокат интеллигенции, но и как прокурор. Псевдоинтеллигенты типа Шполянского, Тальберга и Лисовича сыграли, по мнению Булгакова, роковую роль в истории российской смуты. Роль народа в этом романе также неоднозначна, с одной стороны, людские массы сравниваются с «черным морем», с «черной рекой», а с другой стороны, Булгаков отражает на страницах романа извечные чувства справедливости и доброты народа. Так, убитый на Первой мировой войне вахмистр Жилин предстает во сне Алексея Турбина как «светозарный рыцарь».
Испугавшаяся реального народа, разделенная различными партиями значительная часть русских людей, носителей духовной культуры, теряла веру в родину и будущее, понимая, что это великий грех. И перед представителями интеллигенции со всей остротой встал актуальный во все времена вопрос: «Что делать?» Этот вопрос ставит Булгаков перед героями своего романа.
Создавая роман, Булгаков старался как можно правдивее передать историческую действительность. На примере Турбиных он показал, что трагический тупик – это неизбежный виток судьбы, что русской интеллигенции нужно расстаться с иллюзиями и мечтами о светлом мире социальной справедливости и победе демократии, посмотреть правде в глаза и, постаравшись уйти от отчаяния, попытаться найти выход из создавшегося положения. Сам Булгаков ко времени написания романа уже распрощался с иллюзиями, подтверждением чего служит одна из его сохранившихся записей: «Надвигается новое, совершенно неизведанное страшное... Просто даже если в окна посмотреть, сразу чувствуется, что ничего уже не будет...» Такие же предчувствия терзают душу молодого врача Алексея Турбина. Пусть не сразу, но он поймет, что назад пути нет. И к этому выводу его, как и других героев романа, подводит само время.
Семья Турбиных, два брата и сестра, в каждом из которых по-своему преломляются родовые черты, пытается решить вопрос, как жить. Опорой семьи в романе является Елена, воплощение женственности, уюта, преданности, которая тщетно пытается сохранить прежний нравственный уклад дома. На ее фоне старший брат, Алексей Турбин, на долю которого падает основной груз смятения и растерянности, выглядит человеком, которому с трудом дается определенная линия поведения. Восемнадцатилетний Николка, в отличие от него, более активно ищет свое место в событиях, способен к активным самостоятельным действиям.
Революция и Гражданская война поставили интеллигенцию перед выбором: «за» или «против». Поэтому конфликт в романе "Белая гвардия" определился двояко: столкновением действующих лиц с исторической действительностью и противостоянием вечных понятий – добра и зла, гуманизма и жестокости. Лучшие люди своего времени, такие как полковник Малышев и полковник Най-Турс, трагически воспринимают крушение идеалов. Малышев, видя что все попытки спасти Город оказываются безрезультатными, понимает – защищать некого и не от кого, и распускает дивизион, спасая таким образом сотни молодых жизней. Прикрывая студентов и юнкеров, гибнет и Най-Турс. Алексей Турбин все происходящие события переживает с мучительной болью. Пережив и осмыслив все происходящее, он приходит к мысли о том, что революция – это не борьба за высокую идею народного счастья, а бессмысленное кровопролитие. И так думает не только он. «Революция уже выродилась в пугачевщину», – говорит инженер Лисович Карасю. Но главную опасность для общества Василиса видит не столько в уничтожении материальных ценностей, сколько в разрушении моральных устоев: «Да ведь дело, голубчик, не в одной сигнализации! Никакой сигнализацией вы не остановите того развала и разложения, которые свили теперь гнездо в душах человеческих...»
Но несмотря ни на что, позиция автора оптимистична. На примере Турбиных он показывает, что ни войны, ни революции не в состоянии уничтожить Красоту, потому что она составляет основу человеческого бытия. Турбины, следуя завету Пушкина, сумели сберечь честь смолоду и потому выстояли, многое потеряв и дорого заплатив за ошибки и наивность. Прозрение, пусть позднее, все же пришло. Жизнь замечательной книги, ее героев и автора продолжалась, но, как всегда, перетекла в другое русло.
» стоит особняком, и прежде всего потому, что это не политический роман. Автор не ставит читателя перед выбором: за красных, за белых или зеленых, как делали многие писатели революционных и послереволюционных лет, он просто рассказывает нам о тех далеких событиях. Личное участие в военных действиях и долг перед потомками не позволяют ему коверкать факты. На мой взгляд, целью Булгакова было показать трагедию людей, живших в России двадцатых годов, и, в частности, гибель класса, к которому принадлежал он сам. Представители русской интеллигенции нередко оказывались людьми долга и чести, и именно эту мысль пытается донести до нас писатель.
Революция и последовавшая за ней ураганом пронеслись по стране, сметая все на своем пути, выкорчевывая старые порядки и устои. Не избежали этой участи и представители интеллигенции. Но почти никто не сдавался без боя - эти люди боролись за свою свободу, счастье, за все то, чем они жили. И даже перед лицом смертельной опасности бывшие офицеры, врачи, учителя оставались верны кодексу чести. Булгаков показывает своих героев в различных условиях: в домашней обстановке и во время кровопролитного боя, в счастье и в беде - и постоянно устраивает им испытания, чтобы мы, глядя на то, как они их преодолевают, смогли глубже проникнуть в душу и понять характер героев.
На мой взгляд, центральное место в романе занимает образ дома Турбиных. В этом доме все держится на вековых традициях, он символ былого геройского духа, и все нити связываются в узел именно в нем. Недаром после тяжелого боя туда приходит Мышлаевский, обовшивевший и замерзший, но не оставивший своих позиций, ведь он дал присягу государю и готов выполнить долг перед отечеством. Туда же приходит Карась, который, как и многие, сбит с винтов жизни и не знает, за кого он воюет. Он знает одно: «Всем нужно идти», -идти, чтобы выполнить долг каждого мужчины: защитить свою семью, свой дом, свой город.
В тот вечер полковника Най-Турса не было в гостях у Турбиных, но будь он там, я думаю, он не считал бы себя лишним, потому что он является типичным представителем «вымирающего класса». Мне кажется, что очень показателен в раскрытии его образа сон Алексея Турбина. В этом сне полковник находится в раю, то есть его смерть уже как бы предопределена. Такие люди, как Най-Турс, не могли выжить, так как, чтобы выжить в большевистском обществе, им пришлось бы изменить своим принципам, но это расходится с их понятиями о чести, а значит, неприемлемо для них. В том сне полковник был в форме витязя, «которой нет уже ни в одной армии со времен крестовых походов» , а ведь с древних времен богатыри были символом мужества, силы, достоинства, они всегда защищали свою Родину. И еще очень показательна смерть полковника. Видя, что бой проигран, Най-Турс, который устал, но который готов еще воевать, кричит: «Юнкегга! Слушай мою команду: сгывай погоны, кокагды, подсумки, бгосай огужие!… Бой кончен! Бегом магш!» Он понимает, что смерть этих мальчишек абсолютно бессмысленна, но сам не бежит, так как он офицер и его долг - оставаться на поле боя до конца.
Полковник Малышев находится далеко от Най-Турса, но поступает аналогично. Он опытный солдат и поэтому понимает: невозможно воевать с «составом», который ему «послал господь Бог». Эти добровольцы, не державшие в руках оружия, будут убиты сразу же. Честь офицера не позволяет Малышеву вести под пули этих обманутых людей. Он распускает дивизион и при этом говорит: «…Петлю-ре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу». Возможно, вот истинная сила характера.
Но более всего мне нравится Николка Турбин. Наверно, благодаря своей молодости и, следовательно, какой-то душевной чистоте. Он искренне верит в то, что должен стать героем, и не оставляет до самой смерти полковника Най-Турса, хотя тот всячески прогоняет его: «Удигай, гвупый мавый! Говогю - удигай!» Никто не обязывает Николку искать родных полковника, чтобы сообщить им о гибели главы семейства, отыскивать среди сотен трупов тело своего командира, чтобы предать его земле. Но, чувствуя свой долг - долг солдата, долг порядочного человека и друга, он старается исполнить последнюю волю умирающего.
Булгаков иногда говорит о своих героях с доброй иронией. Он дает Най-Турсу картавость, отчего грозные командирские приказы отдают какой-то простотой. Николка сообщает родным о смерти полковника «лучшим своим голосом», а Карася автор изображает «маленьким, укладистым и действительно похожим на Карася». Такая ирония помогает осознать, что перед нами простые люди, но на фоне людей, подобных Таль-бергу, который, спасая себя, бросил семью и дом, а потом город и Родину, не имеющих чести вообще, они кажутся героями.«Белая гвардия» - это любимое творение А. М. Булгакова, и даже не потому, что герои выражают убеждения автора, просто они сами являют собой образчик доблести, чести и мужества, достойный преклонения.
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 –1940) - писатель с непростой, трагической судьбой, повлиявшей на его творчество. Будучи выходцем из интеллигентной семьи, он не принял революционные перемены и реакцию, что последовала за ними. Идеалы свободы, равенства и братства, навязываемые авторитарным государством, его не воодушевляли, ведь для него, человека с образованием и высоким уровнем интеллекта, был очевиден контраст демагогии на площадях и волны красного террора, захлестнувшей Россию. Он глубоко переживал трагедию народа и посвятил ей роман «Белая гвардия»
С зимы 1923 г. Булгаков приступает к работе над романом «Белая гвардия», где описываются события украинской Гражданской войны конца 1918 г., когда Киев был занят войсками Директории, свергнувшими власть гетмана Павла Скоропадского. В декабре 1918 г. власть гетмана пытались защищать офицерские дружины, куда был либо записан добровольцем, либо, по другим сведениям, был мобилизован Булгаков. Таким образом, роман содержит автобиографические черты - даже номер дома, в котором в годы захвата Киева Петлюрой жила семья Булгаковых, сохранён - 13. В романе эта цифра приобретает символический смысл. Андреевский спуск, где расположен дом, в романе назван Алексеевским, а Киев - просто Городом. Прототипы персонажей - это родные, друзья и знакомые писателя:
Однако следует отметить и то, что «Белая гвардия» - не полностью автобиографический роман. Что-то вымышлено – например, то, что мать Турбиных умерла. На самом деле в то время мать Булгаковых, являющаяся прототипом героини, жила в другом доме со вторым мужем. Да и членов семьи в романе меньше, чем было в действительности у Булгаковых. Впервые целиком роман был опубликован в 1927 – 1929 гг. во Франции.
Роман «Белая гвардия» - о трагической судьбе интеллигенции в тяжёлые времена революции, после убийства императора Николая II. Книга также повествует о сложном положении офицерства, готового исполнять долг перед отечеством в условиях зыбкой, нестабильной политической обстановки в стране. Белогвардейские офицеры были готовы защищать гетманскую власть, но автор ставит вопрос - есть ли в этом смысл, если гетман сбежал, оставив страну и её защитников на произвол судьбы?
Алексей и Николка Турбины - офицеры, готовые защищать родину и прежнюю власть, но перед жестоким механизмом политической системы они (и такие, как они) оказываются бессильными. Алексея тяжело ранят, и он вынужден бороться уже не за родину и не за оккупированный город, а за свою жизнь, в чём ему помогает женщина, спасшая его от смерти. А Николка в последний момент бежит, спасённый Най-Турсом, которого убивают. При всём желании защищать отечество герои не забывают о семье и доме, о сестре, оставленной мужем. Образ-антагонист в романе - капитан Тальберг, который, в отличие от братьев Турбиных, покидает отечество дом и жену в тяжёлое время и уезжает в Германию.
Кроме того, «Белая гвардия» - роман об ужасах, беззаконии и разрухе, которые творятся в оккупированном Петлюрой городе. В дом инженера Лисовича врываются с поддельными документами бандиты и грабят его, на улицах стрельба, а пан куренной с помощниками - «хлопцами», учинили жестокую, кровавую расправу над евреем, подозревая его в шпионаже.
В финале город, захваченный петлюровцами, отвоёвывают большевики. В «Белой гвардии» ясно выражено отрицательное, негативное отношение к большевизму - как к губительной силе, которая в итоге сотрёт с лица земли всё святое и человеческое, и придёт страшное время. Этой мыслью и завершается роман.
Проблематика романа «Белая гвардия» - в безвыходном, бедственном положении интеллигенции, как чуждого победителям класса. В их трагедии – драма всей страны, ведь без интеллектуальной и культурной элиты Россия не сможет гармонично развиваться.
В целом, смысл романа «Белая гвардия» - это борьба. Борьба между смелостью и трусостью, честью и бесчестьем, добром и злом, богом и дьяволом. Отвага и честь - это Турбины и их друзья, Най-Турс, полковник Малышев, распустивший юнкеров и не позволивший им умирать. Трусость и бесчестье, им противопоставленные - это гетман, Тальберг, штабс-капитан Студзинский, который, побоявшись нарушить приказ, собрался арестовать полковника Малышева за то, что тот хочет распустить юнкеров.
Обычные граждане, не участвующие в военных действиях, в романе тоже оцениваются по этим же критериям: честь, храбрость – трусость, бесчестье. Например, женские образы - Елена, ждущая оставившего её мужа, Ирина Най-Турс, не побоявшаяся вместе с Николкой идти в анатомический театр за телом убитого брата, Юлия Александровна Рейсс - это олицетворение чести, смелости, решительности - и Ванда, жена инженера Лисовича, скупая, жадная до вещей, - олицетворяет трусость, низменность. Да и сам инженер Лисович - мелочный, трусливый и скаредный. Лариосик, несмотря на всю свою неуклюжесть и нелепость,- человечный и мягкий, это персонаж, который олицетворяет если не отвагу и решимость, то просто добронравие и мягкосердечие - качества, которых так не хватает в людях в то жестокое время, описанное в романе.
Ещё один смысл романа «Белая гвардия» - в том, что к богу близки не те, кто ему официально служат – не церковники, но те, кто даже в кровавое и беспощадное время, когда на землю спустилось зло, сохранили в себе зёрна человечности, и пусть даже это - красноармейцы. Об этом рассказывает сон Алексея Турбина - притча романа «Белая гвардия», в которой бог объясняет, что белогвардейцы попадут в свой рай, с церковными полами, а красноармейцы - в свой, с красными звёздами, потому что и те, и другие верили в наступление добра для отечества, хоть и по-разному. Но суть и тех, и других одна, несмотря на то, что они по разным сторонам. А вот церковники, «служители бога», согласно этой притче, не попадут в рай, так как многие из них отступали от истины. Таким образом, суть романа «Белая гвардия» в том, что человечность (добро, честь, бог, смелость) и бесчеловечность (зло, дьявол, бесчестье, трусость) всегда будут бороться за власть над этим миром. И неважно, под какими знамёнами будет эта борьба происходить - белыми или красными, но на стороне зла всегда будут насилие, жестокость и низменные качества, которым должно противостоять добро, милосердие, честность. В этой извечной борьбе важно выбрать не удобную, а правильную сторону.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!