Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Смоленское отделение срп. Малоизвестные поэты и писатели смоленщины

Смоленское отделение срп. Малоизвестные поэты и писатели смоленщины

Антон Савенок

Машина времени

«Чем славится индийская культура?» — задался как-то вопросом Владимир Высоцкий и написал очередной шедевр про индийских йогов. «Чем славится смоленская культура?» — спросили мы сами у себя и… попытались найти ответ на этот вопрос. Есть имена, которые вот уже много лет у всех привычно ассоциируются со Смоленщиной. Глинка, Твардовский, Исаковский, Коненков, Пржевальский… Гагарин, конечно же. Однако, как выясняется, много известнейших, талантливейших, самобытных писателей, артистов, музыкантов, имена которых у всех на слуху, тоже были так или иначе тесно связаны в различные периоды своей жизни со смоленским краем. Больше того, именно пребывание на смоленской земле, пусть даже недолгое, оказало существенное влияние на все их творчество.

В этом номере поговорим о писателях — инженерах человеческих душ.
При подготовке использованы материалы wikipedia.org, persones.ru, gorodnews.ru

Айзек Азимов


Портрет всемирно-известного писателя-фантаста наряду с прочими знаменитыми уроженцами Смоленщины украшает собой один из холлов здания администрации Смоленской области. И это столь же странно, сколь и понятно. Действительно, нынче деревня Петровичи, в которой 2 января 1920 года в скромной еврейской семье родился Исаак (Айзек — аглоязычное произношение этого библейского имени) находится в Шумячском районе Смоленской области. Так что вроде бы все правильно: земляк — он и в Африке земляк. Только вот на момент рождения Азимова этот населенный пункт по административно-территориальному делению относился к Белоруссии.

В возрасте неполных трех лет от роду Азимов был увезен родителями в Америку и ни в России, ни в Белоруссии больше ни разу в жизни так и не побывал; да и русского языка он никогда не знал (в семье все всегда изъяснялись исключительно на идиш, а в США «родным» для него стал, естественно, английский). Так что, уважаемый читатель, решай сам, насколько корректно называть Айзека Азимова смоленским писателем.

В своей автобиографичной книге «Пока свежа память» Айзек Азимов так писал о своей малой родине: «Город, где я родился, называется Петровичи… Я всегда считал, что Петровичи, наверное, большой город или даже отдельная провинция и был весьма разочарован, когда узнал, что это было небольшое местечко. Мой отец иногда видел карты Европы или России в моих школьных учебниках или еще где-либо и всегда жадно пытался найти Петровичи, но не находил. Позже, когда я вырос, я сам пытался искать Петровичи, мне хотелось знать, не мираж ли все это, может, я родился в чистом поле или безжизненной пустыне. Во время Второй мировой войны я купил себе большую карту Европы, на которой намеревался отмечать цветными булавками изменения на фронтах. Изучая ту часть России, где в то время шли бои, я с радостью и удивлением нашел Петровичи. В первый раз я увидел Петровичи на карте! Я отметил эту точку особенной булавкой, которая всегда оставалась на месте, куда бы европейские фронты ни передвигались. В конце концов, мне требовались все возможные доказательства, что я на самом деле где-то родился…

Расположение Петрович мне кажется необычным. Я никогда в жизни не жил ни дальше на востоке, ни севернее, чем там, где родился …»

В конце 50-х годов прошлого века, когда наступила хрущевская «оттепель», жители уже «смоленских» Петровичей отважились написать письмо своему великому и к тому времени уже известному и в СССР земляку. И Азимов ответил на него.

«Очень приятно услышать вести из местечка, в котором я родился. Мои родители жили там счастливо и с любовью вспоминали о нем много лет после того, как переехали в Соединенные Штаты. Я не помню Петровичи, потому что покинул их до своего третьего дня рождения. Но я никогда не забывал, где я родился. Что касается информации обо мне, ее очень мало. Моя жизнь состоит исключительно из писательства и может показаться кому-нибудь невероятно скучной. К сегодняшнему дню я опубликовал 379 книг, поэтому, как видите, у меня нет времени ни на что другое. Но это дает мне ощущение внутреннего счастья …»

С чем же сейчас связано имя Айзека Азимова для читателей во всем мире? В 1941 году из-под его пера вышел рассказ «Лжец», в котором впервые в истории литературы появились механические аналоги человека — роботы. Азимовым были разработаны три закона роботехники, ставшие непререкаемыми догматами для фантастов всего мира. Вы их, конечно же, прекрасно помните, этими аксиомами и по сей день активно пользуются писатели-фантасты и создатели художественных фантастических фильмов.

законы роботехники

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму закону.

Айзек Азимов за свою жизнь неоднократно удостаивался престижнейших премий в области научной фантастики — Хьюго и Небьюла (последнюю, например, называют «Оскаром» фантастической литературы). В англо-американской литературной традиции Айзека Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

Умер писатель Азимов 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности. По воле покойного тело его было кремировано, а пепел развеян.

Александр Беляев


Один из самых известных уроженцев города Смоленска. Кто из нас в детстве и юношестве не зачитывался его захватывающими, остросюжетными и очень познавательными произведениями? «Голова профессора Доуэля» и «Властелин мира», «Остров погибших кораблей» и «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо» и «Последний человек из Атлантиды». И, конечно же, «Человек-амфибия» , Ихтиандр и Гутиере…

Произведения Беляева всегда настолько поглощали читающего, что «проглатывались» буквально за считанные часы, оставляя после прочтения незабываемое послевкусие радости и восхищения. В то время как жизнь Александра Беляева была совсем не безоблачной, и радостей в ней было не так уж и много. Гораздо больше в ней было человеческих трагедий.

Александр Беляев родился 4 (16) марта 1884 года в Смоленске, в семье православного священника. В семье было еще двое детей: сестра Нина (умерла в детском возрасте от саркомы) и брат Василий, студент ветеринарного института (утонул, катаясь на лодке).

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в духовную семинарию. Александр окончил ее, однако священником не стал. Наперекор отцу он поступил в юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать, давая уроки, рисуя декорации для театра, играя на скрипке в оркестре цирка.

По окончанию лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и вскоре приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: можно было снять и обставить хорошую квартиру, купить неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу, побывал во Франции, Италии, посетил Венецию. (Тем не менее, в памятном для Российской Империи и всего мира 1914 году Александр Беляев оставил юриспруденцию ради литературы и театра.)

Пять лет спустя Беляев заболел туберкулезным плевритом. Лечение оказалось очень неудачным — развился туберкулез позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжелая болезнь на несколько лет приковала к постели. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы помочь, Александр Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, писатель активно занимался самообразованием: изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, читал Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского.

Целеустремленность и сила воли дали свои плоды: в 1922 году Беляев возвращается к полноценной жизни, перебирается из Ялты в Москву, где устраивается на работу юрисконсультом. Там же начинается его серьезная литературная деятельность.

В журналах «Вокруг света», «Знание-сила» , «Всемирный следопыт» печатаются научно-фантастические рассказы и повести Беляева, пользующиеся большой популярностью среди читателей. Очень скоро писатель заслуживает титула «советского Жюля Верна».

В 1925 году была опубликована повесть «Голова профессора Доуэля», которую автор называл историей биографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

За годы жизни в Москве Александром Беляевым были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия» , «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году Беляев с семьей переехал в Ленинград и с этих пор занимался исключительно литературой. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесный глаз», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они в основном в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось из дождливого Ленинграда переехать в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и собственная болезнь (спондилит). В итоге семья вернулась в Ленинград, где Беляев продолжил заниматься литературным трудом. Незадолго до войны он перенес очередную операцию, на предложение эвакуироваться с началом боевых действий ответил отказом.

Город Пушкин (пригород Ленинграда), где в последние годы писатель жил с семьей, был оккупирован. В январе 1942 года Беляев умер от голода. Немецкий генерал и четыре солдата вынесли его тело из дома и где-то похоронили. Было странно, что немцы хоронят русского, однако генерал пояснил ситуацию, прочитав краткую речь, из которой следовало, что в детстве он зачитывался Беляевым и поэтому в знак признательности они с честью предают его тело земле. (Место захоронения писателя достоверно неизвестно, а памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена лишь на предполагаемой могиле.)

Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были депортированы немцами в Польшу.

Михаил Булгаков


Несомненно, Михаил Булгаков — один из самых читаемых писателей XX (а теперь уже и XXI) века. Сейчас его имя окружено читательским вниманием и в России, и за ее пределами. А читатели старше сорока лет, наверняка, прекрасно помнят время, когда даже имя Михаила Афанасьевича находилось фактически под запретом. Не говоря уже о его совершенно не отвечающих принципам соцреализма произведениях. Многие из «советского» поколения впервые читали «Мастера и Маргариту» в самиздатовских ротапринтных вариантах. И для миллионов советских людей эта книга стала настоящим откровением. Впрочем, как и «Белая гвардия», и «Собачье сердце», и его рассказы, основой для многих из которых послужил личный жизненный опыт Булгакова, приобретенный им во время работы на смоленской земле.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве, в семье преподавателя киевской духовной академии Афанасия Булгакова и его жены Варвары в (девичестве Покровской). Оба родителя будущего писателя происходили из старинных семей орловских и карачевских (Орловской губернии) священнослужителей и купцов: Булгаковых, Ивановых, Покровских, Турбиных, Поповых.

В девятилетнем возрасте Михаил был зачислен в приготовительный класс киевской гимназии, который окончил «с наградой второй степени». Далее была учеба в знаменитой первой мужской Александровской гимназии. Из юношеских увлечений Булгакова можно выделить футбол — игру, только начинавшую в ту пору завоевывать популярность в России (им увлекались и братья Михаила, Николай и Иван), а также увлечение театром: и в качестве зрителя, и как участника летних дачных спектаклей.

Окончив гимназию, Булгаков недолго колебался в выборе профессии, поступив на медицинский факультет киевского императорского университета святого Владимира, диплом об окончании которого получил в 1916 году. Будущего писателя утвердили в «степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

С сентября 1916 года в жизни Михаила Булгакова начинается «смоленский период». Он был направлен в смоленскую врачебную управу и получил назначение в село Никольское Сычевского уезда заведующим 3-м врачебным пунктом. Вместе с женой Тасей они прибыли туда 29 сентября — именно эта дата, начало врачебной деятельности будущего писателя в Никольском, стоит в удостоверении, выданном ему позднее.

Жена Булгакова так описывала новое место жительства: «Ничего нет. Голое место, какие-то деревца… Издали больница видна, дом такой белый и около него флигель, где работники больницы жили, и дом врача специальный. Внизу кухня, столовая, громадная приемная и еще какая-то комната. Туалет внизу был. А вверху кабинет и спальня. Баня была в стороне, ее по-черному топили …»

Тем не менее даже в этой «глухой деревне» было все, что необходимо врачу.

В Никольском Булгакову приходилось быть и терапевтом, и хирургом, и окулистом, и стоматологом, и венерологом. И со своими обязанностями он прекрасно справлялся. Местные крестьяне, поначалу не очень-то доверявшие молодому доктору, после нескольких удачно проведенных операций изменили свое отношение и стали активно пользоваться его незаменимой помощью. Работа «земским лекарем» отражена в автобиографическом цикле рассказов «Записки юного врача», а в рассказе «Морфий» Булгаков косвенно повествует о том, как сам пристрастился к наркотику.

Вот как это было. Опасаясь заражения вследствие проведенной трахеотомии у больной дифтеритом девочки, Булгаков был вынужден сделать себе прививку от той страшной болезни. Начавшиеся вследствие этого сильный зуд и боли он стал заглушать морфием, и в результате употребление наркотика вошло в привычку. Вскоре он впрыскивал себе морфий по два раза в день. К концу лета 1917 года очень многие стали подозревать о тяжелом недуге Булгакова. Работать в Никольском стало невозможно, и он попросил о переводе в Вязьму. Просьбу эту удовлетворили, и с 20 сентября 1917 года доктор Булгаков стал заведующим инфекционного и венерологического отделений Вяземской городской земской больницы.

Однако перевод на новое место работы не помог излечиться от морфинизма. В итоге в Вяземской больнице Булгаков проработал менее полугода, после чего возвратился в Киев, где стараниями жены Татьяны и своего отчима-врача сумел избавиться своего смертельного пристрастия (практически чудом, как считают наркологи).

Несмотря на все пережитые в Никольском и Вязьме беды и страдания, Булгаков описывал свое пребывание на Смоленщине не в самых мрачных красках: «А все-таки хорошо, что я пробыл на участке… Я стал отважным человеком ». Здесь оформился и закалился его характер, здесь же он начал писать, писать о Смоленщине, о своей медицинской практике в Никольском. Позднее эти заметки были переработаны в «Записки юного врача», реалистичные, но жизнеутверждающие рассказы.

Потом были «Роковые яйца» и «Собачье сердце», были великие пьесы: «Дни Турбиных», «Бег», «Жизнь господина де Мольера», «Кабала святош». Были долгие годы непризнания, презрения и гонения. Были отчаянье и разочарование. Был главный труд всей жизни — роман «Мастер и Маргарита», писавшийся с 1929 года до 1940 года, года его смерти.

Но свои первые литературные опыты Булгаков начал именно в Вязьме, описывая жизнь земского врача в Сычевском уезде.

Борис Васильев


По произведениям Зощенко сняты несколько художественных фильмов, в том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!» С его рассказами выступали и выступают на сцене много поколений замечательных артистов: Игорь Ильинский, Сергей Юрский, Михаил Светин, Алексей Петренко, Александр Филиппенко, Ефим Шифрин.

Судьба писателя была нелегкой. После невероятной популярности его ожидало публичное унижение, нищета и предательство…

Михаил Зощенко родился 28 июля (9 августа) 1894 года в Петербурге. Отец будущего писателя Михаил Иванович Зощенко был художником. Мать Елена Осиповна Зощенко (урожденная Сурина) — актрисой.

В 1913 году Зощенко окончил ленинградскую гимназию, поступил в университет на юридическую кафедру, однако отучился там всего один год, после чего был зачислен в Павловское военное училище юнкером рядового состава на правах вольноопределяющегося 1-го разряда, окончил ускоренные четырехмесячные курсы военного времени и был произведен в прапорщики с зачислением по армейской пехоте.

С начала марта 1915 года находился в действующих войсках.

Об этом времени Зощенко писал: «..Служил в Мингрельском полку Кавказской гренадерской дивизии… В 19 лет я уже был поручиком… В 20 лет имел 5 орденов и был представлен в капитаны. Но это не означало, что я был герой. Это означало, что я был два года на позициях. Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами, испортил сердце… »

После Февральской революции Зощенко назначили начальником почт и телеграфа и комендантом почтамта Петрограда. Вскоре, однако, он оставил эту должность и перебрался в Архангельск, там работал адъютантом Архангельской дружины.

Октябрьскую революцию Зощенко воспринял позитивно и встал на сторону Советской власти.

С 1917 до 1919 года в жизни Михаила Зощенко наступил «смоленский» период. Сначала он работает секретарем смоленского суда, а затем едет в деревню Маньково (нынешний Краснинский район), где трудится — внимание! — инструктором по кролиководству и куроводству.

Многие критики считают, что первые рассказы Зощенко периода 19211-1923 годов имеют многочисленные вкрапления из воспоминаний в период пребывания его в Манькове в ноябре—декабре 1918 года. В них писатель упоминает о том, как хорошо жить в провинции. В столицах полная нехватка хлеба. Зато «председатель исполкома кур разводит, член партии тоже кур разводит, доктор Гоглазов — кур, а комендант станции кролиководством занят » (рассказ «Война»). Смоленская губерния и город Смоленск часто фигурируют в ранних произведениях автора.

В 1919 году Михаил Зощенко спешно уезжает из Маньково. По всей видимости, тому были достаточно веские причины. По данным историков, имел место конфликт Зощенко с местной «земельной» элитой. Его возмутило и потрясло желание расправиться с некоторыми из крестьян, которых помещики в случае «краха большевиков» собирались сослать на каторгу, выпороть розгами и даже кое-кого повесить.

В Маньково у писателя случился роман с девушкой Вероникой, дочерью одного из местных помещиков. В этой истории не совсем красиво поступили все стороны: сам Михаил Зощенко не был готов к семейной жизни, тем более с провинциалкой, отец же Вероники, оскорбленный таким поведением, написал донос в местную ЧК, обвиняя его в подготовке контрреволюционного заговора.

Эта же неприглядная история послужила причиной конфликта автора с сестрой Еленой (Лёля, Лёлище из детских рассказов Зощенко). Она, прожившая в этих краях не один год, была неприятно удивлена, узнав, что брат позволяет себе поступки, оскорбляющие людей, с которыми знакома много лет. Она попросила Михаила немедленно уехать, чтобы не позорить ее честь, обещая оставить в тайне эту историю.

Так или иначе, но Зощенко покинул Смоленщину и, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, ушел добровольцем на фронт.

После демобилизации он сменил множество профессий: служил в милиции, был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником. В печати дебютировал в 1922 году. Принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья»…

Безоблачная жизнь писателя резко оборвалась в августе 1946 года. После известного постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» творчество Зощенко подверглось оглушительной критике, он был исключен из членов Союза писателей и подвергся жестоким гонениям.

В 1946-1953 годах Михаил Зощенко занимался главным образом переводческой деятельностью (без права подписи переведенных работ), а также подрабатывал сапожником. В июне 1953 года был вновь принят в Союз писателей, работал в журналах «Крокодил» и «Огонек». После достижения пенсионного возраста и до самой смерти Зощенко было отказано в пенсии.

Последние годы Зощенко проживал на даче в Сестрорецке. В 1958 году власти запретили его похороны на Волковом кладбище, среди бывших литераторов, и он был похоронен на Сестрорецком кладбище под Санкт-Петербургом.

Михаил Пришвин


Один из самых своеобразных российских писателей. Он ни на кого не похож — ни в российской, ни в мировой литературе. Судьба его творчества довольно сложна. С одной стороны, многие произведения давно и широко известны и пользуются безусловным признанием читателей. С другой стороны, большая часть литературного наследия была опубликована вдовой писателя Пришвиной уже после его кончины.

Главный предмет в произведениях Михаила Пришвина — отношение человека к природе, их неразрывная связь и влияние друг на друга. Написанные им книги вызывали у современников и потомков полярные чувства, от восхищения до полного неприятия, что говорит о несомненной самобытности и необыденности творческого таланта автора.

Народный учитель и агроном, географ-краевед и этнограф, опытнейший охотник, постигший тонкие профессиональные тайны искусства зверовода и ботаника, и прежде всего замечательный художник слова — именно таким представляется Михаил Пришвин своим читателям.

Родился будущий писатель 4 февраля 1873 года в Елецком уезде Орловской губернии в фамильном имении Хрущево-Левшино. В 1883 году мать Мария Ивановна Игнатова отвезла Мишу на учебу в первый класс Елецкой классической гимназии. Там Пришвин успехами не блистал — за шесть лет учебы дошел только до четвертого класса, и в этом классе должен был в очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии Розановым — будущим известным философом — был отчислен «за дерзость учителю». Оканчивать обучение пришлось в тюменском Александровском реальном училище, а затем в Рижском политехникуме и на агрономическом отделении Лейпцигского университета, где Пришвин получил диплом инженера-землеустроителя.

До 1905 года работал агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии. За связь с социал-демократической организацией, увлечение марксизмом и переводы книги Бебеля «Женщина и социализм» в 1897 году был арестован и около года провел сначала в Лифляндской, а затем в Елгавской тюрьмах.

В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом, печатал свои очерки в различных газетах.

В Смоленск Михаил Пришвин приехал в августе 1920 года с мандатом Луначарского для сбора фольклора. По сложившимся семейным обстоятельствам (переезд на родину жены, невозможность получить земельный участок в глухом лесном краю) и в результате некоторых творческих раздумий он неожиданно стал работать преподавателем русской словесности в школе второй ступени. Она располагалась в селе Алексино Дорогобужского уезда Смоленской губернии, бывшем имении помещиков Барышниковых. Талантливый писатель, человек большой души и высокой культуры мышления, Пришвин быстро освоился на новом месте, став педагогом. Одновременно он заведовал музеем усадебного быта, занимался сбором песен, былин, сказок и писал свой дневник.

Работая учителем, теснейшим образом соприкасаясь с народом, Михаил Пришвин переосмысливает и свои былые писательские устремления. Здесь, в Алексино он продолжал вести дневник, в котором 26 мая 1920 года сделал примечательную запись: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы и новые души, взращенные его страданием, нужно поднять все прошлое в новом свете ».

В своем учительствовании Михаил Пришвин привлекал к занятиям «местные песни и сказки, свадебные обряды, лесные поверья». Он использовал местный этнографический словарь Добровольского, произведения Чехова, Бунина и других русских классиков. В связи с поисками новых методов преподавания Пришвин расширил и углубил определение краеведения. В Алексино он создал целую программу изучения родного края. Для этого составлял рассказы из жизни лесного и степного народа, и на их основе проводил уроки словесности, знакомя детей с древними обрядами и обычаями славян.

Программа по изучению родного края осуществлялась и другим путем — через экскурсии в музей усадебного быта. Ученики охотно посещали музей, слушая увлекательные и познавательные рассказы учителя.

В 1922 году Михаил Пришвин покинул Смоленщину.

Свое последнее крупное произведение — повесть-сказку «Корабельная чаща» Пришвин писал в течение 1952-1953 годов и окончательно закончил, будучи тяжело больным, в последний месяц своей жизни. В печати он успел увидеть главы своей повести. Они открывали его последнюю из вышедших при жизни книг, большой сборник рассказов и повестей для юношества — «Весну света». Главы шли под общим заголовком «Слово правды». 31 декабря 1953 года в качестве новогоднего подарка тяжелобольному писателю были доставлены домой сигнальные экземпляры его «Весны света».

Пришвин умер 16 января 1954 года, когда его повесть «Корабельная чаща» набиралась для опубликования в журнале «Новый мир», а затем отдельной книгой в издательстве «Советский писатель».

Смоленское отделение СРП

Смоленское отделение Союза российских писателей образовано в 1992 году. У истоков организации стоял известный смоленский поэт Леонид Иванович Козырь, безвременно ушедший из жизни. Вслед за Л.И. Козырем организацию возглавила в 1995 году Вера Анатольевна Иванова. Ей досталось немало хлопот. Она сумела не только укрепить организацию новыми силами, получить в аренду у города помещение, но и стойко выдерживать «свою» особую позицию перед властями и обществом. О нашей организации, зарегистрированной по юридическому адресу: г. Смоленск, ул. Твардовского, 5/11 она хорошо рассказала в своей статье «Улица Твардовского», опубликованной в 8-м номере журнал «Знамя» за 1998 г.

За 14 лет существования организация пережила и многие радости и, к сожалению, многие скорби.

Радостным был выход в свет новых книг Вадима Баевского, старейшей писательницы Смоленской области Веры Звездаевой, Олега Ермакова, Ивана Твардовского, Раисы Ипатовой, Вилена Сальковского, Виктора Кудрявцева, Владимира Лаврова, Елены Орловой, Александра Макренкова и других наших замечательных писателей и поэтов.

Особым авторитетом в организации пользуется известный не только в России, но и во всем мире доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Вадим Соломонович Баевский. Его книги, а их написано более двадцати, об истории и теории русской литературы, русской поэзии, о творчестве выдающихся русских поэтов Александре Пушкине, Борисе Пастернаке, Давиде Самойлове, «Смоленской поэтической школе», мемуары, проза и эссе, а также яркий жизненный пример самоотверженного служения литературе устанавливают для нашей организации высочайшую творческую планку и духовный ориентир. Вадим Соломонович старейший автор журнала «Знамя».

С большим интересом смоляне всегда встречали в программах областного телевидения передачу о смоленских писателях поэта, главного редактора ГТРК «Смоленск» Раисы Ипатовой «На тёплом пёнышке». Помимо жизни в русской литературе, работая на смоленском телевидении от истоков его создания, Раиса Ипатова сумела многое сделать по популяризации творчества смоленских писателей, художников, музыкантов, творческой интеллигенции и работников культуры.

Баевский и Ипатова входят в состав редакционно-издательского комитета Администрации Смоленской области, активно способствуют изданию на Смоленщине художественной, краеведческой и научной литературы высокой пробы.

Читателям современной русской художественной литературы хорошо известен смоленский прозаик Олег Ермаков, автор журналов «Октябрь», «Знамя» и «Новый мир», Им написано пять книг, среди которых «Знак зверя» и «Возвращение в Кандагар». Олег Ермаков является лауреатом премии журнала «Знамя».

В кругу исследователей творчества крупнейшего русского поэта 20 века А.Т. Твардовского большим авторитетом пользуется имя его биографа, члена нашей организации живущего в Починке Василия Савченкова.

Поэт и журналист из Рудни Виктор Кудрявцев возглавляет самое старое на Смоленщине литературное объединение «Современник». Кроме того Кудрявцев составитель уникальных антологий: «Невод» (русская поэтическая миниатюра в 2-х томах), «Круговая чаша» (поэзия серебряного века в 2-х и 5-и томах), Кипарисовый ларец (поэзия серебряного века), «Белая лира» (поэзия Белого движения) и «Дальние берега» (поэзия русского зарубежья).

На Смоленщине живет всего один писатель юморист, член нашей организации Сергей Жбанков. В последние годы у него сложились тесные творческие взаимоотношения с известным киножурналом «Фитиль».

Наши писатели являются членами комиссий по присуждению Всероссийской литературной премии имени А.Т. Твардовского и областной литературной премии имени М.В. Исаковского.

Лауреатом премии имени А.Т. Твардовского является Вера Звездаева.

Лауреаты областной литературной премии им. М. В. Исаковского: Вадим Баевский, Вера Звездаева, Раиса Ипатова, Иван Твардовский, Виктор Кудрявцев, уже ушедшие из жизни поэты Пётр Мельников и Сергей Машков.

Скорбными для нас были уходы из жизни наших «старожил», поэтов «старой закалки» Леонида Козыря, Петра Мельникова и Сергея Машкова, ещё молодой поэтессы Эллины Удальцовой.

Тяжелейшую утрату организация понесла, потеряв брата А.Т. Твардовского, писателя-мемуариста, основателя музея – хутора «Загорье» Ивана Трифоновича Твардовского.

Были иные утраты, так сказать, потери живых. К сожалению, из организации вышли известный на Смоленщине исследователь архивов КГБ Николай Илькевич и поэт Николай Сухарев.

С 2001 года организация выпускает ежегодный литературно-художественный альманах «Под часами», который явился перевоплощением выпускаемого до этого журнала «Годы». В альманахе принимают участие не только смоленские писатели. На его страницах публиковались такие известные русские поэты, как Бахыт Кенжиев, Владимир Коробов, Людмила Абаева и Анатолий Кобенков. С 2007 года при альманахе издается библиотечка, за год выпущено четыре книги стихов: Ивановой, Капитанова, А. Макаренкова и Хатилина.

Сегодня в составе нашей организации 25 человек. Перечислим всех поимённо, не боясь повтора имён в таком малом объёме текста. Вадим Баевский, Олег Ермаков, Вера Звездаева, Раиса Ипатова, Вилен Сальковский, Леонид Кузьмин, Вера Иванова, Иосиф Хатилин, Зеан Каган, Владимир Лавров, Елена Орлова, Василий Савченков, Сергей Жбанков, Александр Макаренков, Виктор Бобков-Тесновский, Геннадий Пастухов, Сергей Жарков, Евгений Богданов, Сергей Капитанов, Александр Лучин, Александр Борохов, Андрей Панисяк. О каждом из них и их творчестве можно сказать много хороших слов. А лучше всего, конечно, читать наши книги.

Размещенные на сайте Центральной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского сведения о смоленских писателях и их произведения не являются окончательными, поскольку по техническим причинам организации пока не удалось «перевести» в электронный формат большое количество книг наших писателей, по крайней мере, в необходимом и равноценном для всех объеме.

По мере сил мы будем пополнять сайт новыми сведениями и материалами.

1-й секретарь Смоленского регионального отделения

Союза российских писателей

Владимир Макаренков


Родился Михаил Васильевич Исаковский в январе 1900 года на Смоленщине в деревне Глотовке Ельнинского уезда в бедной крестьянской семье. Грамоту одолел самоучкой никакой школы в нашей местности не было, когда же, наконец, она открылась, я окончил её за две зимы и весной 1913 года сдал выпускные экзамены, получив по всем предметам «5». На этих экзаменах, на которые сошлись учителя и выпускники нескольких школ и где за столом экзаменаторов восседал земский начальник и какой-то очень важный поп, я прочитал два своих стихотворения в том числе и под названием М.В. Ломоносов
Жил у нас в былые годы
Ломоносов Михаил.
Я читал его походы, -
Как учиться он ходил.
Тайно вышел он из дому,
И никто о том не знал,
Как в Москву с обозом рыбы
За наукой он бежал.
Ломоносовское стихотворение совершило в жизни Исаковского настоящий переворот. Все заговорили, что надо учиться дальше, что у него есть литературные
способности. И действительно, ему посчастливилось учиться дальше, хотя, к сожалению не долго. Летом 1915 года учитель Свистунов подготовил его для поступления в 4 класс гимназии в Смоленске. Кончить гимназию ему не удалось,
осенью 1917 года он вынужден был оставить её из-за материальной необеспеченности. После ухода из школы некоторое время учительствовал в той
самой Глотовской школе, где когда-то учился сам.
В феврале 1919 года был назначен редактором Ельнинской газеты, а затем 10 лет работал в Смоленске в газете «Рабочий путь».
«Надо сказать, - вспоминает Исаковский,- болезнь глаз началась у меня с детства - и что ни год-зрение моё становилось всё хуже и хуже. Это было каким-то проклятием, всю жизнь преследовавшим меня. Болезнь глаз мешала мне, и учиться, и работать, и просто жить. Она безжалостно срывала мои дела и планы, а часто и вовсе выводила меня из строя на долгое время».
Всё из-за той же болезни глаз он больше нигде не мог работать постоянно, работал только дома, занимаясь литературой.
Настоящим началом своей поэтической работы считает Исаковский 1924 год. Первый сборник стихов «Провода в соломе» вышел в 1927 году. С тех пор
«В Смоленских местах родилось, возникло то, что потом стало целью моей
жизни - возникла моя поэзия, - вспоминает Исаковский, - это она, смоленская земля - дала мне для неё свои думы, свои напевы, свои слова, свои краски. Это её люди стали перед мысленным взором, когда я писал, свои стихи и песни. В Смоленске, который стал мне не только близким, но и родным городом, я научился по-настоящему понимать и ценить поэтическое слово. Я всегда буду, благодарен своей родной смоленской земле за то, что она породила меня и делала для меня всё, что могла сделать».
Говорят, что поэты похожи на свои стихи.
Исаковский тоже похож на свои стихи, искренне, чуть-чуть застенчивые. Поэзия
Исаковского художественная своеобразная летопись тех грандиозных преобразований, которые изменили всю жизнь народа, в ней отразились мысли и настроения тружеников.
«Слава родине»
В 30-е годы появляются его первые песни: «Катюша», «Провожанье», «И кто его знает».
Безграничны проявления человеческой красоты, с необычайным многообразием проявляет она себя в жизни и в искусстве, в частности в поэзии. Бывает красота совсем «простая», самая, что ни на есть обычная, на первый взгляд даже неприметная, но при ближайшем соприкосновении с нею она трогает душу своей безыскусственностью, естественностью. Такою неприметной, неброской красотой отмечена тихая и нежная лирика Михаила Исаковского. Вот поэт говорит об ушедшей весне своей юности:

Прошла моя незолотая,
Моя незвонкая, прошла.
И пусть она была такая -
Она такая мне мила.

В этих легких и грустных стихах отразилась не только частица жизни, но и эстетическая позиция поэта. Внешне неяркая, подчеркнуто скромная и простая поэзия его покоряет внутренней силой, нравственной свежестью и чистотой, органической музыкальностью - качествами, столь дорогими нам в наше бурное и тревожное время.
В русской поэзии Исаковский остается хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций.

Стихи и песни Исаковского, пронизанные теплом и добротой, сильнее, глубже иных громких фраз и бурных ритмов ратуют за великие цели нашего общества, за человеческое совершенство и красоту.

Поэзия Исаковского давно уже, стала неотъемлемой частью духовной культуры русских людей.

Задачи преподавания курса

Литературное краеведение как одна из форм работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить личность писателя и его творчество. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже понять процесс развития всей русской литературы. Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи.

Цель литературного краеведения:

1. открытие учащимся прекрасного в окружающем мире, в людях и природе родного края, активизация познавательной деятельности учащихся;

2. формирование информационной культуры;

3. формирование навыков коммуникативного общения;

4. формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности, расширение кругозора учащихся закрепление умения работать с аналитической литературой.

Литературное краеведение способствует пробуждению у школьников чувства любви к «малой родине». Прежде всего, оно направлено на изучение литературы прошлого и настоящего, оно совмещает в себе черты истории литературы и литературной критики.

Задачи литературного краеведения:

1.развить коммуникативные умения учащихся;

2.обеспечить внимание к изучению культуры своего края;

3.способствовать воспитанию любви к Родине;

4.соединить обучение и воспитание в единый процесс;

5.развить у учащихся индивидуальные склонности и способности.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неде-лю).

Программа построена по принципу вариативности, учитель может выбрать для чтения и изучения материал с уче-том своих возможностей, особенностей класса, изменить ко-личество часов на изучение той или иной темы.

Основной задачей регионального компонента по литературе является знакомство учащихся с некоторыми сведеньями о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведеньем, к исследовательской работе.

Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой «малой родины» и увидеть особенности, отличия своего края.

Г.С. Меркин, собирая книгу, учел все возможности, интересы учащихся. Из каждого раздела школьник-девятиклассник вместе с учителем может выбрать то, что ему ближе всего по душе. В учебник-хрестоматию включены тексты или их фрагменты для обязательного, факультативного и самостоятельного чтения. То же по отношению к вопросам и заданиям. На некоторые из них можно ответить, прочитав учебник, но есть такие вопросы, которые требуют дополнительной исследовательской работы учащихся. К некоторым материалам вообще нет вопросов и заданий, это значит, что приведенные тексты предполагают самостоятельное чтение и осмысление. Курс краеведческого материала начинается с общего знакомства с поэтами и писателями Смоленщины, он вводит учащихся в чарующий мир художников слова, готовит их к знакомству с богатым, разнообразным миром смоленской литературы, в учебнике даны также краткие биографические характеристики писателей, приведены примеры произведений, предложена богатая система комментирования, рубрик под названиями: «Подумаем. Обсудим», «Руководство для самостоятельной работы», «Советы начинающим участникам фольклорных поисков»; в рамках можно найти высказывания, может быть указана литература, в которой ученик сможет найти дополнительный материал.

Значение литературного краеведения в школе:

1.несет образовательные и воспитательные цели и задачи;

2.открывает учащимся прекрасное в людях и природе родного края;

3.активизирует познавательную деятельность учащихся;

4.формирует навыки коммуникативного общения, исследовательской и аналитической деятельности;

5.расширяет кругозор учащихся.

Следует отметить, что успешные результаты литературного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Самому учителю краеведение тоже приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство, он знакомится ближе с населением, родителями учеников. Краеведение для учителя верный путь к научно-исследовательской деятельности.

ПРОГРАММА КУРСА IX КЛАСС (34 часа)

Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор) - 1 час. Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района). Теория: понятие литературного краеведения, основные «литературные гнезда Смоленщины»

Фольклор Смоленщины - 2 часа. Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Измене-ние фольклора в современную эпоху.Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенни-цами, сказителями, исполнителями частушек.

- 2 часа "Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин."Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись. "Хождение смолян в Иерусалим и Царьград". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова..." Н.И.Рыленкова), «Фрески города Горухщи» О.Ермакова (по выбору учителя).Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть)

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков 2 часа Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодум-цы. Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Баш-ня Веселуха". Сведения об авторе. В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века. Нравствен-ная красота человека из народа. Судьба художника-самоуч-ки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губер-нии (по выбору учителя).Традиции М.В.Ломоносова, драматургия.

" Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)-1 час А.С.Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский. Л.Н.Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Ф.И.Тютчев в Рославле ("Вот от моря и до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики.

Война 1812 года и Смоленщина - 2 часа Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Да-выдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смолен-ской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов.

Декабристы-смоляне -1 час "Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравст-венное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судь-ба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка уда-лая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отно-шение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.).

Для самостоятельного чтения Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Де-кабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княги-ни М.Н.Волоконской".

Забытые имена - 1 час В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». Романтические картины и бытописание в романе. Картины родного края в произведениях В.А.Вонлярлярского. Традиции Н.В.Гоголя. Знакомство с понятием беллетристика.

Смоленские публицисты XIX века -1 час А.Н.Энгельгардт. Особенности композиции, манера повествователя, образ повествователя. Смоленщина в творчестве писателя. Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине.

КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА

Талашкино - культурный центр России -1 час Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жиз-ни". Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине. Значение Талашкино в развитии культуры России.

Пролетарская поэзия начала XX века - 1 час А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной. Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов

А.Беляев - основоположник советской научной фантастики -1 час

Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн бога-тству океана.

М.Булгаков и Смоленщина - 1 час "Записки юного врача", "Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века - 1 час Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковс-кий, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

М.Пришвин на смоленской земле - 2 часа Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорого-бужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведчес-кого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве пи-сателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счас-тьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.

И.С.Соколов-Микитов - 2 часа Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Приро-да и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое се-но", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобу-жской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждаю-щая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспомина-ния смолян о Соколове-Микитове. Развитие навыков художественного анализа.

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаков-ского. А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти». Малая и большая родина в его твор-честве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведени-ях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчес-тве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Тради-ции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.

"Ради жизни на земле" - 3 часа

Произведения о Великой Отечественной войне (по вы-бору учителя и учащихся). Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в го-дину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужби-на"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко»(по выбору учащихся).

Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непоко-ренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязь-ме".

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

У разоренного гнезда - 2 часа Произведения о восстановлении родного края, о трудо-вом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших горо-дов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.). Т.Ян «Баллада о веселых жаворонках»

Раздумья о времени и о себе -1 час В.Сальковский "Смоленская дорога"; Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др. проблема литературы 70-80-х годов.

Боль поколения -1 час О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков -1 час Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. Знакомство с творчеством Е.Максимова, В. Смирнова, С.Вязанкова, велижских поэтов, а также работами молодых поэтов литературной студии «Персона»

Повторительный обобщающий урок - 1 час

Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Примечания

1 четверть

Введение. Литературная Смоленщина

Лекция с элементами беседы

Фольклор Смоленщины. Собиратели фольклора. Основные жанры.

Самостоятельное исследование.

Престольные праздники на Смоленщине. Измене-ние фольклора в современную эпоху.

Групповое исследование

Смоляне в древнерусской литературе

Урок-конференция

Смоляне в древнерусской литературе

Урок-конференция

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков

Лекция с элементами беседы

Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Баш-ня Веселуха. "Мартын - живописец". Судьба художника-самоуч-ки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губер-нии.

Презентация книг.

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)-1 час

Война 1812 года и Смоленщина.

Урок-конференция

Количество часов по теме увеличено на1 час в связи с 200-летием войны 1812 года

2 четверть

Война 1812 года и Смоленщина.

Презентация книг

Война 1812 года и Смоленщина.

Урок-концерт

Декабристы-смоляне

Защита проектов

Забытые имена В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня».

Комбинированный

Смоленские публицисты XIX века

Самостоятельное исследование.

Талашкино - культурный центр России

Урок -экскурсия

Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной.

Комбинированный

3 четверть

А.Беляев-основоположник советской научной фантастики.Своеобраие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия

Урок-семинар

М.Булгаков и Смоленщина. Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной.

Урок-семинар

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века. Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковс-кий, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

Лекция с элементами беседы

М.Пришвин на смоленской земле

Защита проектов

Количество часов сокрвщено с 2-х до 1-го(см. тема №9)

Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Приро-да и люди Смоленщины в творчестве писателя

Защита проектов

Жизнь и деятельность писателя И.С.Соколова-Микитова на дорогобу-жской земле Использование Смоленского фольклора в творчестве Воспомина-ния смолян о Соколове-Микитове.

Защита проектов

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие Современная поэзия Смоленского края. Тради-ции и новаторство.

Лекция с элементами беседы

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаков-ского.

Урок-семинар

А.Т.Твардовский. и Смоленщина «По праву памяти». Малая и большая родина в его твор-честве.

Урок-семинар

4 четверть

Н.И.Рыленков. История родного края в произведени-ях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии

Урок-семинар

"Ради жизни на земле" Писатели Смоленщины на войне.

Презентация книг В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непоко-ренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов)

Защита проектов

У разоренного гнезда. Произведения о восстановлении родного края, о трудо-вом подвиге смолян

Презентация книг

Раздумья о времени и о себе. Проблематика литературы 70-80-х годов.Боль поколения. О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности

Лекция Презентация книг

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков. Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней.

Повторительный обобщающий урок

Защита проектов

Две темы соединены в 1 урок в связи с сокращением уебных дней в мае.

1.Литература Смоленщины.9 класс: В 2т.: Учебник –хрестоматия по литературному краеведению /Составление, метоические матермады Г.С. Меркина.-2-е изд. ,перераб.- смоленск:Универсум, 2002.

2. Полякова Т.К. 34 урока по литературе Смоленщины. Методическое пособие для учителя русского языка и литературы.-Смоленск: СОИУУ, 2001

3. Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие по литературному краеведению. Под общей редакцией проф. В.В.Ильина.-Смоленск: Траст – Имаком, 1995

4. Электронный сайт – Культурное наследие земли Смоленской //http :// nasledie .smolensk .ru

5. Официальный сайт Смоленской области //http //admin . smolensk .ru

6.Программа для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 1995

7. Сайт журнала «Край Смоленский»http://kraismol.ru

К учебникам-хрестоматиям создана рабочая тетрадь «Литература Смоленщины 9 класс», она соответствует программе курса «Литература Смоленщины» для 9 класса и содержит дидактические задания и упражнения, работы по развитию речи и творческому воображению

Борис Смоленский всегда мечтал о море и в детстве видел себя капитаном дальнего плавания. Именно поэтому поступил на факультет судоводительства. Стихи начал писать во время учебы.

Его работы неохотно принимали к публикации, и Смоленский занялся переводами. и увидели в Советском Союзе издательский свет благодаря его работе. Только после прекрасных переводов любовной поэзии редакции начали рассматривать Смоленского, как серьезного поэта. Первые стихи опубликованы перед войной.

Борис Моисеевич дважды призывался в армию, но вскоре возвращался домой. Графа «Неблагонадежный» из-за репрессивного отца испортила его биографию. После окончания университета был снова призван на армейскую службу на Белое море. Войну встретил в Медвежьегорске в составе стрелковой бригады оперативной группы. Там же он и погиб во время военной операции, ему было 20 лет. Знакомые вспоминали, что он был смелым человеком, не имел привычки прятаться за чужие спины.

Были утеряны его фронтовые стихи, поэма о Гарсии Лорке. Немногочисленные произведения постоянно издавались, последний сборник выпущен с содействием друзей и хороших знакомых.