Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История создания памятника карамзину в симбирске. «…Тот славный памятник, Отчизну украшая, о нем потомству говорит…

История создания памятника карамзину в симбирске. «…Тот славный памятник, Отчизну украшая, о нем потомству говорит…

Понятие «труд» имеет два существенно различных значения: труд как процесс и как экономический ресурс.

Труд как процесс -- вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Труд в данном случае показан как непрерывный, постоянно обновляющийся процесс.

Содержание труда - это такая обобщающая характеристика процесса труда, которая учитывает многообразие функций труда, виды совершаемых трудовых операций, распределение производственной деятельности по отраслям, физическое и интеллектуальное напряжение работника в регулировании последовательности трудовых операций, возможность и степень новизны в решениях, принимаемых в ходе производственного процесса.

Содержание труда определяется его непосредственной технической вооруженностью и зависит от распределения трудовых функций в технологическом процессе. Оно играет определяющую роль в осуществлении всех основных социальных процессов в производстве. Те качественные сдвиги в социальной сфере, которые намечено осуществить в процессе перестройки, невозможны без глубоких преобразований в содержании труда. Основную роль здесь призвана сыграть техническая реконструкция народного хозяйства - механизация, автоматизация, компьютеризация, роботизация, которые должны иметь четкую социальную направленность.

Характер труда указывает на отношение работника к различным видам трудовой деятельности. По своему характеру труд может быть аграрным или индустриальным, простым или сложным, творческим или рутинным, организаторским или исполнительским, физическим и умственным.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой. Поскольку они выражают различные стороны одной и той же рудовой деятельности, постольку они соприкасаются и частично накладываются друг на друга. Значение вопросов усиления творческого содержания и коллективистского характера труда, повышения его культуры, ощутимого поощрения высококвалифицированной и высокопродуктивной работы в условиях перестройки существенно возрастет. Все это должно способствовать тому, чтобы труд на производстве был не только необходимостью, но и жизненной потребностью человека. Изучение характера труда в конкретных социологических исследованиях начинается с исследования содержания труда.

Труд - это целенаправленная деятельность человека, который приспосабливает природное вещество его потребителей. Экономическая сторона труда раскрывается в использовании рабочей силы как ограниченного ресурса в сочетании с другими ресурсами или факторами производства с целью получения выгоды. С точки зрения социологии, труд выступает как процесс социализации. Вхождение человека в коллектив сопровождается привлечением к установленному порядку. В трудовом коллективе человек становится объектом наблюдения, контроля и дисциплинарного влияния. Какой-либо индивид в коллективе осваивает не только профессиональные роли. Он тоже познает, что значит быть «подчиненным» или «начальником», «лидером» или «аутсайдером», «признанным» или «изгнанным», «товарищем» или «коллегой», «передовиком» или «отстающим».

В процессе труда индивид учится реагировать на давление извне, дозировать собственные усилия, получать и передавать информацию, решать конфликтные ситуации, устанавливать необходимые связи. Труд - это школа социализации, в которой проходит весомая часть нашей жизни. Тут рядом с производством продукции и услуг, полученный в процессе труда, сам труд выступает как производство и отображение самого человека.

Определяя труд, социологи выделяют основные общественные функции, которые выражают его деятельную сущность:

  • 1. Способ удовлетворения человеческих потребностей.
  • 2. Источник общественного богатства.
  • 3. Развитие личности.
  • 4. Движущая сила общественного прогресса.
  • 5. Творец человека на протяжении всей истории человечества.
  • 6. Статусная дифференциация.
  • 7. «Сила, которая прокладывает человеку путь к воле, дает людям возможность учитывать все более выделенные природные и общественные последствия своих действий. Именно в труде и с помощью труда общество познает законы своего развития природы».

Рабочая сила в экономической теории -- способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.

Иногда под рабочей силой понимают также работников какого-либо предприятия, зачастую, за исключением административного персонала.

Карл Маркс в своей работе «Капитал» утверждал следующее:

  • - В условиях капиталистического способа производства рабочая сила является специфическим товаром. Носитель рабочей силы является её собственником и юридически свободен распоряжаться ей. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования и для получения средств к существованию он вынужден продавать свою рабочую силу.
  • - Стоимость рабочей силы определяется затратами на поддержание жизни рабочего и должного уровня работоспособности, его достаточное обучение, образование и воспроизводство. Эти затраты значительно зависят от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, интенсивности и сложности труда, занятости женщин и детей. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы, на которую дополнительно оказывают влияние ситуация в экономике и на рынке труда. В период экономического подъёма и повышенной занятости зарплата может существенно превышать стоимость рабочей силы, что позволяет рабочим существенно улучшить своё материальное положение. В период спада зарплата может спускаться ниже стоимости рабочей силы, что приводит к расходованию ранее накопленных запасов и к резкому ухудшению положения рабочих.
  • - Ценностью (полезностью) рабочей силы как товара является способность в процессе труда (использования капиталистом купленной рабочей силы) создания новой стоимости, которая обычно больше уплаченной рабочему стоимости. Такое превышение Маркс назвал прибавочной стоимостью. Именно прибавочная стоимость служит основой формирования прибыли.
  • - Рабочая сила не всегда является товаром. Она может не принадлежать человеку и забираться без эквивалентного обмена (например, у раба или крепостного). Человек может не обладать юридической свободой (заключённый, ребёнок). Человек может самостоятельно работать и продавать потом результаты труда, а не собственный труд (ремесленник, художник, фермер, частный предприниматель, если они не используют наёмных рабочих).

Часть экономических теорий не признают рабочую силу самостоятельным товаром. Они обычно утверждают, что продаётся непосредственно труд. Формирование прибыли они объясняют особыми свойствами капитала или платой за редкостность предпринимательского таланта.

Рабочая сила выступает товаром на рынке труда, реально существует в личности работника. Рабочая сила как товар обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость рабочей силы -- это цена материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, то есть для полного удовлетворения потребностей работника и членов его семьи

Стоимость рабочей силы определяется:

  • - стоимостью денежных средств, необходимых для воспроизводства жизни работника и его иждивенцев;
  • - уровнем механизации производительности труда в отраслях, производящих предметы производства и потребления, а также услуги;
  • - уровнем экономического развития страны;
  • - природно-климатическими, культурными и социальными условиями жизни населения;
  • - соотношением спроса и предложения трудовых ресурсов на рынке труда.

Мера стоимости рабочей силы, определяемая характером ее соединения со средствами производства, определяется не только потребительной стоимостью рабочей силы, то есть способностью создавать добавленную стоимость, но и мерой доступа к сфере распределения этой стоимости, определяемой позицией работника в системе общественных экономических отношений.

Основными тенденциями, определяющими стоимость рабочей силы, являются:

  • - рост производительности труда, снижающий стоимость товаров и услуг, а следовательно, и стоимость рабочей силы;
  • - научно-технический прогресс, повышающий требования к профессионально-личностной подготовке работника;
  • - уровнем инвестиций в человеческий капитал, вызывающим рост стоимости рабочей силы на рынке труда;
  • - увеличением доли роста национального богатства за счет более квалифицированной рабочей силы.

Отметим взаимоисключающий, противоречивый характер воздействия отмеченных тенденций на динамику величины стоимости рабочей силы, а также то, что иногда в стоимость рабочей силы включают оценку предполагаемого объема услуг, ожидаемых от работника в организации, соотнесенную с оценкой вероятности того, что работник остается работать в этой организации.

Потребительная стоимость товара «рабочая сила» состоит в том, что работник в процессе труда создает стоимость большую, чем стоимость рабочей силы. И в этом качестве товар «рабочая сила» привлекателен для нанимателя, так как позволяет реализовать его цель - получение прибыли.

Памятник историографу Николаю Карамзину в Ульяновске, открытый в 1845 году, хранит много загадок. В частности, до последнего времени было не совсем ясно, кто именно изображён на боковых барельефах его постамента. Точки над «i» расставила историк Елена Беспалова.

Жизнь в барельефах

Самая значительная часть симбирского памятника Карамзину - это мифологический персонаж - муза истории Клио, а скульптура самого историографа располагается в нише постамента. А ещё есть два барельефа на боковых гранях, в которых запечатлены главные моменты жизни историка. Все персонажи на них, по традиции - в античных одеждах.

Фото: wikipedia.org

Какие именно моменты изобразить на барельефах, в 1834 году предложил министр внутренних дел Дмитрий Блудов, близко знакомый с историографом.

Бронзовые барельефы украшают постамент с северной и южной стороны. Тему северного барельефа Карамзин сам упоминает в посвящении «Истории государства Российского» императору Александру I», где рассказывает о «незабвенных», «счастливейших» для него минутах в 1811 году, когда в Твери читал монарху главы своей книги.

Карамзин Фото:

Понять, кто есть кто на этом барельефе, не составляет труда: сам историограф, стоя, читает свиток. Ему, сидя в кресле, внимает сам император. На спинку кресла опирается женская фигура. Известно, что при чтении глав «Истории» присутствовала младшая сестра императора великая княгиня Екатерина Павловна, бывшая замужем за тверским генерал-губернатором принцем Георгом Ольденбургским.

Пенсион «под занавес»

Елена Беспалова со ссылкой на исторические документы «расшифровывает» каждую из фигур не столь очевидного южного барельефа, на котором Николай Михайлович запечатлён на смертном одре в окружении «семейства и друзей» в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона в 50 000 целковых - ежегодно для лечения в Италии, а также на пожизненное содержание его жены и детей.

Скульптор Самуил Гальберг, претворяя идеи Блудова в своём проекте, изобразил Карамзина, окружённого тремя фигурами: две женские, одна из которых, находящаяся в центре группы, изображена с возведённой к небу рукой (словно обращается к Божьему Промыслу), и одна - мужская, расположенная на переднем плане. Вероятно, в женской фигуре с поднятой рукой автор проекта изобразил жену Николая Карамзина Екатерину Андреевну, повторяющую движение руки умирающего. В другой женской фигуре, считает автор книги, следует видеть либо его старшую дочь, 24-летнюю Софью Николаевну, или её сестру Екатерину, четырьмя годами младше. Действительно, как свидетельствовал князь П. А. Вяземский, в последние дни жизни Карамзина «две дочери, уже тогда взрослые, разделяли вместе с матерью нежные и беспрерывные о нем попечения». Перед умирающим - крылатая Фортуна с рогом изобилия, рассыпающиеся богатства из которого подбирает младенец на полу.

Южный барельеф памятника Николая Карамзина. Фото: Музей-заповедник "Родина В.И.Ленина"

За спиной умирающего - мужская фигура. Может быть, это кто-то из сыновей? Но самому старшему сыну Николая Михайловича, Андрею, тогда исполнилось только 11 лет. По свидетельству князя Вяземского, едва ли не единственным другом, находившимся постоянно при смертном одре Николая Михайловича, был другой симбирянин - Александр Иванович Тургенев (1784-1845гг.).

Александр Тургенев. Фото: Музей-заповедник "Родина В.И.Ленина"

Он оказался не только свидетелем смерти и похорон Карамзина, но являлся, бесспорно, самым добросовестным их хроникёром, рассказавшим обществу о последних днях Николая Карамзина. Кстати, эта же личность связана с кончиной другого великого россиянина - Александра Пушкина. Именно Александр Тургенев отвёз его тело из Петербурга в родовую усыпальницу Святогорского монастыря.

Кого имел в виду Гальберг, помещая мужскую фигуру в изголовье умирающего Карамзина, сомневаться не приходится.

Елена Беспалова в своей книге «Памятник Н.М. Карамзину в Симбирске (история создания по документам, письмам и периодическим изданиям)» подмечает даже некое портретное сходство изображённого мужчины с многочисленными гравированными портретами А. И. Тургенева. Кстати, книга выйдет в свет в ноябре этого года.

Открытием года можно назвать «расшифровку» южного барельефа.

«Чугунная баба»

Считаете ли вы памятник Николаю Карамзину – украшением и визиткой города?

  • Да, это наш выдающийся земляк, и памятник очень удачный.
    88%
  • Да, но есть нюанс: на памятнике есть два аллегорических барельефа, понятные далеко не каждому.
    4%
  • Нет, потому что сам Карамзинский сквер в настоящее время не в лучшем состоянии.
    8%
  • Мне всё равно, я не знаю, кто такой Николай Карамзин.
    0%

Статуя Клио была привезена в Симбирск в 1843 году и пролежала на берегу Волги почти два года, пока не доставили из Петербурга пьедестал и бюст Карамзина.

Аллегорический характер монумента значительно уменьшает производимое им впечатление. Люди, включая вполне образованную прослойку, не могли понять, почему персонажи представлены полуобнажёнными, в античных одеждах. Простой народ, не имея понятия о музе истории Клио, считал статую на пьедестале изображением жены историка.

А сам памятник был известен в народе как «чугунная баба».

Значение барельефов не могли объяснить и интеллигентные люди, за исключением тех, кто специально интересовался подробностями проекта памятника. Интересно, что сам скульптор профессор Самуил Гальберг хотел поставить на пьедестал статую самого Николая Карамзина и сделал два прекрасных глиняных эскиза, но, вероятно, по чьему-то настоянию ограничился только бюстом историка, а на пьедестал поставил музу.

Из книги Павла Мартынова «Город Симбирск за 250 лет его существования»

Цифры и факты

Памятник Карамзину стал вторым в серии монументов XIX века, посвящённых деятелям науки и культуры. До этого момента памятники посвящались лишь монархам и историческим деятелям далёкого прошлого. Первым памятником деятелю недавнего прошлого стал памятник Михаилу Ломоносову в Архангельске (1832 г.), третьим – Гавриилу Державину в Казани (1847 г.). Эти три памятника выполнены по единому принципу, когда на постаменте находится некое аллегорическое изображение, а бюст самого героя – в нише постамента. Первым памятником в России, где высшую точку занимает сам его герой, стал памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга (1855 г.).

Мнение эксперта. Год на «троечку», или эпоха без гармонии

Сергей Петров, краевед, доцент Ульяновского госуниверситета:

- Объявленный нашими властями «Год Карамзина» проводится крайне слабо. Возьмём книгоиздание. Уже август заканчивается, а не изданы важнейшие книги, посвящённые Карамзину, в том числе профессора Любови Сапченко и Елены Беспаловой. До сих пор не вышел сборник прошлогодней конференции, посвящённой историографу. Но ведь дорого яичко к Христову дню! Все эти книги должны были попасть в руки наших земляков ещё в начале года!

Много лет говорили, в том числе и я, что у нас нет ни словаря Н. М. Карамзина, ни «Карамзинской энциклопедии». Нет его настоящей летописи жизни и творчества. Очень тревожные сведения поступают по поводу главного мероприятия года Карамзина: обещали, что 12 декабря должно быть открыто реконструированное здание областного госархива. Есть опасения, что событие в намеченный срок не состоится.

Значительные деньги потрачены на изготовление слов из пластмассы, которые выставлены вдоль фасада ДК «Губернаторский», такие как «гармония», «эпоха»… Якобы эти слова ввёл в оборот Карамзин. Когда я проверил по словарям XVIII века, оказалось, что это сделали другие люди, старшие современники Николая Михайловича. Доверились интернету - и вот результат.

«История памятника Н.М. Карамзину»
Идея увековечения памяти русского писателя и историка Н.М.Карамзина у него на родине, в Симбирске, принадлежит представителям местного просвещенного дворянства: П.М. Языкову и А.М. Языкову (братьям поэта Н.М. Языкова), генерал-майору П.Н Ивашеву и князю Ю.С.Хованскому (отцу и зятю декабриста В.П.Ивашева).
В 1833 г. был создан комитет и организована Всероссийская подписка по сбору средств на сооружение памятника. Наибольший отклик эта акция получила в Симбирске и в Санкт-Петербурге, где в списке жертвователей значатся А.С. Пушкин, И.А. Крылов, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, П.А. Плетнев и др.
Комитетом была предложена идея мемориального комплекса, включавшего общественную библиотеку с мраморным бюстом историографа «в главной зале» и гимназическим пансионом (проект губернского архитектора И.И. Лизогуба). Но сторонников идеи памятника-монумента поддержал министр внутренних дел Д.Н. Блудов (1785-1864 гг.), литератор, близкий друг В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, издавший после его смерти, последний, 12-й том «Истории Государства Российского». При его содействии Императорской Академией художеств был проведен конкурс па проект памятника Н.М. Карамзину, в результате которого к рассмотрению были отобраны три работы: профессора архитектуры А.Тона, академика X. Мейера и А.Брюллова, впоследствии, отказавшихся по разным причинам, дорабатывать проекты.
В марте 1835 г. к работе над памятником приступил академик скульптуры, профессор Академии художеств С.Н. Гальберг, «сообразуясь по возможности с общим видом проект господина профессора А. Тона». Проект был завершен к 10 августа 1836 г. и представлен на утверждение в двух вариантах: осуществленный, на пьедестале которого установлена муза истории Клио, и второй, где «сам Автор: Карамзин стоит оперши скрижали своей Истории на колонну - эмблему несокрушимости». Оба проекта «на боковых фасадах пьедестала» размещали горельефы, темы которых были предложены Д.Н. Блудовым, и отражали в аллегорической форме действительные факты из жизни писателя. После смерти С.Н. Гальберга в мае 1839 г., успевшего выполнить глиняные эскизы и карандашные рисунки к проекту, работу над монументом, под наблюдением Совета Академии Художеств, продолжили его ученики.
Статую музы истории Клио изготовили П.А. Ставассер и А.А.Иванов; бюст Н.М.Карамзина - Н.А.Рамазанов и К.М. Климченко; горельеф «Карамзин, читающий историю» - Н.А.Рамазанов, горельеф «Карамзин на смертном одре» — К.М. Климченко.
Отливка бронзовых деталей монумента была осуществлена в литейных мастерских Академии художеств под руководством известного скульптора, барона П.К. Клодта. Необходимые для пьедестала «цельные три, большие куска одинакового красного гранита» были доставлены в Петербург из Финляндии и обработаны, в соответствии с проектом, «монументальным мастером» С.Л. Анисимовым. Им же была выполнена надпись на лицевой грани пьедестала из накладных позолоченных букв, текст которой составлялся с привлечением Министерства народного просвещения и утверждался самим императором Николаем I.
Летом 1844 г. тверской крестьянин Тимофей Михайлов доставил «поводе» весь памятник (с датой «1844 год») на симбирскую пристань, где он пролежал до июля 1845 г., пока не был подготовлен надежный фундамент под многотонный памятник («вниз до 8 аршин»). В спешке забыли поменять дату установления, которая до сегодняшнего дня стоит на пьедестале 1844-ым годом.
Вопрос о месте установки монумента обсуждался с 1833 г., но приоритетной оказалась площадь, образованная «по повелению» Николая I в 1836-1845 гг., при реконструкции центральной части города, между домом губернатора (утрачен в 1969 г.) и Никольской церковью (утрачена в 1930-х гг.) на востоке, зданием классической гимназии на юге, высокой кирпичной стеной Спасского женского монастыря (утрачен в 1930-х гг.) на западе, и построенного в 1841-1843 гг. зданием городской управы на севере.
Памятник был установлен в центре площади по оси ул. К.Маркса (бывшей ул. Дворцовой).
Торжественное открытие монумента состоялось 04.09.1845 г. в присутствии сыновей писателя Андрея и Александра Карамзиных, поэта Д.П. Ознобишина, прочитавшего, посвященную историку, стихотворную оду и академика П.М. Погодина, составившего «Историческое похвальное слово» в честь Н.М. Карамзина.
В 1855 г. вдова Андрея Николаевича Аврора Карамзина, в память мужа, погибшего на Крымской войне, установила вокруг памятника железную ограду с медными вызолоченными сверху спицами (изготовлена на Демидовском заводе в г. Нижнем Тагиле).
В 1866-1869 гг. по проекту городского архитектора Н.А. Любимова вокруг памятника был разбит сквер.
Использовав античную форму гермы — прямую посадку головы, обнаженную грудь, римскую тогу, лавровый венок - автор, по мнению современников, «достигает поразительного сходства», уловив «лучший, характерный сия лица момент». Открытый, внимательный, устремленный вдаль взгляд, слегка сдвинутые брови и морщины на высоком лбу передают напряженную работу души и мысли, создавая образ просветителя и патриота. Под бюстом надпись из накладных букв: Н.М.Карамзину историку российского государства повелением императора Николая I-го I844года.
На северной боковой грани помещен горельеф «Карамзин, читающий историю», представляющий чтение писателем императору Александру I глав «Истории Государства Российского» 18 марта 1811 г. в г. Твери, во дворце великой княгини Екатерины Павловны.
Изображенный справа Н.M. Карамзин, облаченный в римскую тогу, читает свиток, сидящему в кресле, на фоне российского двуглавого орла, Александру I и опирающейся сзади на его кресло Екатерине Павловне, также представленных в виде античных героев.
На южной боковой грани постамента помещен горельеф «Карамзин на смертном одре», отражающий в иносказательной форме достоверный факт пожалования 13 мая 1826 г. императором Николаем I смертельно больному писателю пенсиона по 50000 руб. ежегодно для лечения в Италии, а также на пожизненное содержание его семьи, больной Карамзин, в окружении жены и старших детей, изображен в момент получения известия о царском подарке, ставившим раздел между ним и опальной интеллигенцией России. Приподнявшись на ложе, в правой руке он держит свиток Высочайшего рескрипта, а останавливающим жестом левой обращается к крылатой богине Фортуне с посохом и рогом изобилия, из которого сыплются монеты. К ним тянется младенец, сидящий у подножия ложа.
Монумент установлен на цоколе из четырех блоков полированного красного гранита.
Памятник обнесен четырехугольной железной оградой (8.0 х 8.0 м, высотой 1.60 м). Звенья с копьевидными завершениями скреплены между собой штоками с навершиями в виде рельефных шишек и кронштейнами у подножия.
Перестройки и утраты, изменившие первоначальный вид памятника.
К началу 1930-х гг. были сбиты верхние окончания штоков ограды, уничтожены два ее кронштейна, сделано несколько выколов гранита на пьедестале, сняты гайки крепления обоих горельефов, уничтожена надпись на пьедестале, исчезла позолота верхних окончаний ограды, свинцовая расчеканка швов гранитных блоков. В конце 1940-х гг. была восстановлена надпись на пьедестале (без позолоты).
В 1967 г. работником Московского скульптурно-производственного комбината Художественного фонда Л.Я.Урисом были заново перепатинированы, без снятия основной патины, фигура музы Клио, оба горельефа и бюст Н.М. Карамзина; гидроизолированы места крепления анкерных болтов плинта и трещина на южной стороне пьедестала, заделаны эпоксидной смолой выколы гранита, швы между гранитными блоками разделаны под свинец. Восстановлены утраты ограды: изготовлены два кронштейна, восемь крепежных (торцевых) гаек, двенадцать наверший в виде рельефных шишек на штоках, страда очищена от старой окраски и ржавчины, покрыта защитной черной эмалью. Литейные работы были выполнены на Ульяновском моторном заводе.






Страница 1
Памятник Н. М. Карамзину в Ульяновске.
4 сентября (23 августа) 1845 года в центральной части Симбирска был торжественно открыт памятник писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину.

Место для памятника, сооруженного по инициативе сибирского дворянства на денежные пожертвования, собранные по всероссийской подписке, было выбрано императором Николаем I, который посетил Симбирск в 1836. Проект памятника подготовлен профессором Академии художеств Самуилом Ивановичем Гальбергом; в мастерских этой же Академии под руководством известного мастера художеств Петра Ивановича Клодта были отлиты из бронзы важные составляющие памятника: фигура музы истории, бюст Карамзина и два горельефа.

На высоком постаменте из красно-бурого гранита возвышается фигура музы истории Клио. Женщина с печальным лицом, слегка наклонив голову, правой рукой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского», а в левой руке держит трубу, с помощью которой она намерена громко вещать о славных страницах истории древней и новой России.

Скульптурный портрет самого историографа помещен в круглой нише массивного постамента. Талантливому скульптору удалось глубокое и тонкое проникновение в образ историка-художника, страстного просветителя, пламенного патриота. Открытый, смелый, честный взгляд устремлен вдаль, как бы в глубь веков, слегка сдвинутые брови и морщины на высоком лбу свидетельствуют о напряженной работе души и мысли.

На левом горельефе изображено чтение Карамзиным отрывков из своей «Истории» перед императором Александром I во дворце великой княгини Екатерина Павловны в Твери. Император, заинтересовавшийся главами о нашествии татаро-монгольских полчищ и о битве на Куликовом поле, 18 марта 1811 года впервые удостоил Карамзина чести быть рядом с собой.

На горельефе с правой (южной) стороны памятника историограф изображен на смертном одре в окружении своих близких. Стоящая перед ним Фортуна (богиня счастья, удачи и судьбы у древних римлян) сыплет из рога изобилия монеты, блеск которых привлекает лишь ребенка. Здесь в аллегорической форме изображен достоверный факт из последних дней жизни Карамзина, когда в мае 1826 года рескриптом Николая I ему, тяжело больному, был пожалован пенсион в 50 тысяч рублей в год и специально для поездки на лечение был снаряжен один из кораблей военно-морского флота.

Жест левой руки Николая Михайловича, направленный к Фортуне, выражает сложную гамму чувств, включающую в себя и некоторое смущение скромного труженика перед чрезмерным, по его мнению, дарами, и нежелание стать объектом неслыханной щедрости монарха, и сожаление о том, что царская милость запоздала.

В 1826 году по проекту симбирского архитектора Н.А.Любимова была произведена детальная планировка аллей и клумб сквера вокруг памятника. В настоящее время это единственный в городе участок, где еще сохранились насаждения 60-80-х годов XIX столетия.

Карамзинский сквер сегодня – одно из излюбленных мест отдыха горожан. В последние годы здесь стали проводиться выступления местных поэтов и писателей.


Текст составлен И. В. Апальковой, доцентом кафедры русского языка УлГПУ, по книге Ж. Б. Трофимова Симбирский памятник Н. М. Карамзину. Известное и неизвестное. М.: Издательский центр «Россия молодая», 1992.

Выступление на городском семинаре руководителей МО и учителей русского языка и литературы в СОШ № 10 по теме: «Поиск новых форм совершенствования качества преподавания русского языка и литературы». 29.03.12.


Методика обучения приемам сжатия текста.

Тема развития связной речи учащихся актуальна в любое время, меняются лишь формы и методы. У меня была уникальная возможность в свое время работать под руководством Е. И. Никитиной, а спустя годы на конференции памяти Е. И. Никитиной я познакомилась с О. Н. Артемьевой, преподавателем УлГПУ, тема ее научной работы «Обучение приемам понимания текста» заинтересовала меня, позволила по-новому взглянуть на систему уроков развития речи в рамках новых образовательных стандартов.

Важнейшее умение, связанное с пониманием текста, - это умение сокращать первоисточник, выделяя в нем главное и отсекая второстепенное. Это коммуникативное умение в условиях постиндустриального общества необходимо современному человеку, чтобы понимать содержание текста и эффективно использовать полученную информацию. Поэтому так важно при обучении русскому языку в школе уделять внимание сжатому изложению, которое в системе обучения связной речи долгое время занимало периферийное положение. Сегодня с введением новой формы государственной итоговой аттестации (ГИА) по русскому языку в 9 классе обучение сжатию теста становится приоритетным направлением работы учителя, цель которой – сформировать у школьников умение выделять в тексте главное с помощью конкретных способов сокращения прочитанного.

Информационно переработать текст через его сжатие – непростая задача для многих учеников.

Сокращение теста предполагает как компрессию содержания, так и изменения формы первоисточника. Одно без другого невозможно: чтобы передать главную информацию первоисточника, необходимо сжатие текста на языковом уровне, и наоборот, применение языковых способов компрессии возможно только после выделения основного содержание текста.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока обучения сжатому изложению в 9 классе. Для урока выбран краеведческий текст, посвященный памятнику Н. М. Карамзину в Ульяновске, составленный И. В. Апальковой, доцентом кафедры русского языка УлГПУ, по книге Ж. Б. Трофимова «Симбирский памятник Н. М. Карамзину. Известное и неизвестное». М.: Издательский центр «Россия молодая», 1992. Работа над ним не только обучает детей написанию сжатого изложения, но и выполняет важную воспитывающую функцию: вызывает чувство гордости за свой край, вырастивший таких талантливых людей, чувство патриотизма, вносит свой вклад в воспитание достойного гражданина своей страны, который знает и ценит свои корни. Следует сказать, что учащиеся уже знакомы с приемами сжатия текста, указанными в «Методических рекомендациях для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений». (Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). Русский язык. М., 2010. с.13 )

Ученики имеют карточки с содержательными и языковыми приемами сжатия.

1)исключение несущественной и второстепенной информации;

2)свертывание исходной информации за счет обобщения.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1) исключение:

-исключение повторов;

-исключение одного или нескольких из синонимов;

-исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

-исключение фрагмента предложения;

-исключение одного или нескольких предложений;

2) обобщение:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

3) упрощение:

-слияние нескольких предложений в одно;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена сложноподчинённого предложения простым;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

(Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). Русский язык. М., 2010. с.13)

После чтение теста учителем (при восприятии на слух развивается глобальное слушание) определяется тема текста (Памятник писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину в Симбирске-Ульяновске ), выясняется, где располагается памятник (в центре города, в Карамзинском сквере, находящемся на Венце .) Учащиеся рассматривают фотографии. Слайды презентации.

Определяется тип речи исходного текста (описание ), вспоминаем классическую схему описания (ЧТО? ГДЕ? КАКОЕ? ). Отмечаем с детьми, какую часть в описании легче всего сократить. Информация третьей части – КАКОЕ? – исключается легче всего.

Стоит отметить, что текст большой, сложный, содержит много имен и непонятных слов, но пугаться этого не стоит, так как сокращение текста будет проходить коллективно под руководством учителя.

Определяется стиль текста (научно - публицистический – Текст составлен по книге краеведа Ж.А. Трофимова «Симбирский памятник НМ Карамзину. Известное и неизвестное» доцентом кафедры русского языка УлГПУ И.В. Апальковой). Обязательно проводится словарная работа (лексическая и словарно-орфографическая).
Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-либо мысли в конкретном образе.

Бюст – скульптурное изображение верхней части тела человека (по грудь или по пояс).

Горельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

Жертвенник – естественное возвышение или камень, на котором приносили жертвы.

Пенсион (устар.) - денежное содержание, назначаемое кем-нибудь кому-нибудь.

Постамент – основание памятника.

Рескрипт (доревол.) – письмо монарха какому-нибудь высокопоставленному лицу с выражением благодарности.

Скрижали – по библейскому сказанию: каменные доски с написанными на них десятью божественными заповедями.
Необходимо отметить, что в изложении будут использованы не все слова, т.к. наша задача – сократить текст.

Следующий этап урока – беседа по тексту с целью выделения главной информации. На этом этапе необходимо использование наглядности (слайды презентации).

Делим текст на смысловые части: 1) вступление, 2)основная часть, 3) заключение.

1. Вступление . Задание: Прочитайте 1 абзац . Насколько важна информация, содержащаяся в нем? Вся информация в абзаце важна, и ее стоит сохранить.

Прочитайте 2 абзац . Выделите главную информацию. Наводящие вопросы: По чьей инициативе был сооружен памятник? Кто выбрал место для расположения памятника? Кто автор монумента? Место для памятника, сооруженного по инициативе симбирского дворянства, было выбрано Николаем 1. Проект памятника подготовлен С. И. Гальбергом. Важные составляющие памятника: фигура музы истории Клио, бюст Карамзина и два горельефа – были отлиты из бронзы под руководством Клодта П. И.

Определите прием сжатия текста, который мы использовали. Исключение деталей и подробностей.

2. Основная часть . Мы познакомились с историей создания памятника – ответили на вопросы – ЧТО? ГДЕ?, теперь обратимся непосредственно к описанию памятника, ответим на вопрос – КАКОЙ? Дальнейшая работа с текстом строится подобным образом. Учащиеся по ходу работы выделяют главное в тексте и ведут рабочие записи в тетрадях

Прочитайте абзацы 3-7. Как строится описание памятника? Сначала называется элемент памятника, указывается место его расположения, а потом дается описание элемента. Действительно, описание памятника строится по классическому принципу описания: ЧТО? – ГДЕ? – КАКОЕ? Какую часть следует опустить, учитывая цель нашего урока? Третью.

Обратимся к тексту. 3 абзац. Каким элементам памятника он посвящен? Постаменту, фигуре музы истории Клио.

Напоминаем, что в изложении еще необходимо указать, где этот элемент находится. Фигура музы истории Клио возвышается на постаменте из гранита. Какой прием компрессии мы использовали? Исключение подробностей, деталей.

Прочитаем 4 абзац. О чем эта смысловая часть? О скульптурном портрете Карамзина, который расположен в круглой нише постамента.

Работа над 5, 6 и 7 абзацами. О чем мы узнаем из этой части? О горельефах. Что изображено на них? На левом (северном) горельефе изображено чтение Карамзиным отрывков из «Истории государства Российского» перед императором Александром 1. На горельефе с правой (южной) стороны Карамзин изображен на смертном одре в окружении своих близких. Жест левой руки Николая Михайловича направлен к стоящей перед ним Фортуне, богине счастья, удачи и судьбы. Она сыплет из рога изобилия монеты. Стоит отметить, что эпизод на правом горельефе изображен в аллегорической форме. Вспомните, что такое аллегория. Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-либо мысли в конкретном образе. Это нужно будет указать в сжатом изложении. Объясним, почему достоверный факт из последних дней жизни изображен в аллегорической форме? Что это значит? Какой способ сжатия мы использовали? Исключение деталей.

Вспомним, из каких элементов состоит памятник Н. М. Карамзину? Постамент, фигура музы истории Клио, скульптурный портрет (бюст) Карамзина, два горельефа,- это содержание основной части сжатого изложения и первоисточника.

Обратимся к 8 абзацу. Выделите главную информацию. В 1866 году по проекту симбирского архитектора Н. А. Любимова была проведена планировка аллей и клумб сквера вокруг памятника.

3. Прочитайте заключение, подчеркните главную информацию. Каким приемом воспользуемся? Исключим детали. Карамзинский сквер сегодня – одно из излюбленных мест отдыха горожан.

Вернемся к тому, с чего начинали урок. Чем необычен этот памятник? Памятник Карамзину необычный: в центре внимания – фигура музы Клио. Наверное, это потому, что Карамзин не только писатель, но и историк. Авторы памятника подчеркивают значимость главного труда жизни Н. М. Карамзина – «Истории государства Российского».

Проводится работа по предупреждению орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Редактирование черновых рабочих вариантов: исключение необоснованных повторов, обсуждение логических переходов от одной части к другой.

Еще раз обращаем внимание на количество абзацев в тексте и в изложении, и приступаем к повторному прочтению текста.

На втором уроке учащиеся приступают к написанию сжатого изложения по тексту.
Приведу примерное сжатое изложение по данному тексту.
4 сентября 1845 года в Симбирске был открыт памятник писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину.

Место расположения памятника, сооруженного по инициативе симбирского дворянства, было выбрано Николаем 1. Проект памятника разработан С. И. Гальбергом, а под руководством П. И. Клодта отлиты из бронзы основные части монумента: бюст Карамзина, два горельефа и фигура музы истории.

На постаменте из красного гранита возвышается величественная фигура Клио – музы истории, чуть ниже, в круглой нише, размещен скульптурный портрет Карамзина.

По обе стороны постамента мы видим два горельефа. На левом изображено, как Карамзин читает императору Александру 1 отрывки из «Истории государства Российского». На правом - умирающий историограф в окружении своих родных. Стоящая перед ним Фортуна, богиня счастья, удачи и судьбы, сыплет из рога изобилия монеты. Здесь в аллегорической форме показан реальный факт из жизни Карамзина - запоздалая царская милость.

В 1866 году был разработан детальный план расположения аллей и клумб сквера вокруг памятника.

Карамзинский сквер сегодня – одно из излюбленных мест отдыха горожан и гостей города.(150слов)

Работа выполнена ученицей 9 класса Б МБОУ СОШ №2 Нарынской О.
страница 1

В 1845 году в Симбирске был воздвигнут памятник Н.М. Карамзину. Воплощенные в бронзе основные идеи памятника, созданного по проекту С.И. Гальберга, обрели также словесную форму под пером поэтов, воспевших карамзинский монумент. В стихотворениях русских поэтов воскресает поэтика горацианской оды.

Известно, что Самуил Иванович Гальберг был одним из талантливейших русских скульпторов. После смерти Пушкина в 1837 году Гальберг, по им же снятой маске с лица только что почившего поэта, изваял его скульптурный портрет, поразивший современников «сходством, правдой, простотой и отделкой бюста». Незадолго до этого, в 1835 году, в содружестве с профессором А. Тоном, Гальберг завершил работу над памятником Державину в Казани (установлен в 1847 году). Поэт изображен, согласно «Спутнику по Казани» Н.П. Загоскина, «сидящим на табурете, с непокрытою головою, облеченный в тогу и обутый в неизбежные при этом сандалии. Поэт приподнял вооруженную стилем правую руку, левою рукою поддерживает лиру. Глаза Державина обращены к небу: он воспевает свою знаменитую оду Богу. Четырехугольный чугунный постамент, на котором водружена статуя поэта, с трех сторон украшен горельефами».

В 1836 году Гальберг представил в Совет Академии художеств рисунки эскизов и описание проекта памятника Карамзину. «Так как всякий памятник Славы определяется, пишет он, исключительно для увековечения великих и полезных деяний, то эта первоначальная или основная мысль должна указывать потомству те подвиги или труды, коими поэт или герой стяжал себе право на монумент… Прилично и согласно с требованиями изящного было бы поставить как памятник на богатом пьедестале музу истории Клио, которая, имея в левой руке эмблематический признак свой трубу, правой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали Государства Российского, посвящая их таким образом бессмертию».

Затем Гальберг описывает содержание барельефов, которыми украсятся боковые стены пьедестала. На одном – Карамзин, читающий в 1811 году Александру I «О славных опасностях и подвигах его предка Дмитрия Иоанновича Донского», на другом – Карамзин на смертном одре, окруженный друзьями и родственниками, держит в руках рескрипт, слова которого «Русский народ достоин знать свою историю. История, вами написанная, достойна русского народа», должны быть ясно видны», подчеркивает Гальберг.

Был предложен также второй проект, где предполагалось представить статую самого Карамзина, который «стоит, оперши скрижали своей истории на колонну эмблему несокрушимости».

Скульптурный образ Н.М. Карамзина в принципе мог быть решен и иначе, в соответствии с пушкинским определением: «Первый историк и последний летописец» предположим, в облике Нестора. Однако в восприятии своих первых читателей он чаще соотносился с именами античных историков: Тацит, Ливий, Геродот. Поэтому не так уж нелеп был проект Гальберга, подвергшийся критике Н.М. Языкова (он, как известно, писал за границу Н.В. Гоголю в 1844 году: «Не нахожу слов выразить тебе мою досаду, что в честь такого человека воздвигают эту вековечную бессмыслицу!» и Ф.М. Достоевского, отметившего в 1875-76 гг.: «...В Симбирске на памятнике Карамзину один из барельефов изображает Карамзина, читающего Александру I свою «Историю», оба в древних костюмах, т.е. голые, по крайней мере на 9/10».

Дело в том, что общая композиция памятника Карамзину, созданного по первому проекту Гальберга, принципиально соотносится с тематической композицией стихотворных текстов, объединенных идеей памятника «К Мельпомене» Горация, «Памятник» Державина). Сама «пространственная композиция» скульптурного творения воплощает тот же самый мотивный комплекс, который образует стихотворные произведения: помещение бюста Карамзина в нише и вознесение на пьедестал музы истории Клио, опирающейся на скрижали «Истории государства Российского» и держащей в руке трубу славы, выдвигает на первый план идею бессмертия творца в его трудах. Все необходимые компоненты мотивного комплекса, восходящего к античности: бессмертие, его обоснование (заслуги), обращение к музе и вывод о заслуженной славе представлены в памятнике.

В стихотворениях Горация и Державина обозначена, кроме того, еще и «территория славы», очерченная руслами рек и морями: Ауфид, Давн у Горация, Волга, Дон, Нева, Урал, Белые и Черные воды у Державина. Образ реки символизирует поток времени. Волга, неподалеку от которой поставлен памятник Карамзину, тоже может восприниматься как элемент пространственной композиции, как «река времени в своем стремленье».

По наблюдению Н. Рамазанова в «Русском вестнике», «некоторые из опытных художников осуждали Гальберга, зачем он поставил на пьедестал Клио, а не самого Карамзина», однако такое решение было в высшей степени знаменательным, поскольку оно, невзирая на свои античные формы,отходило от горацианско-державинской традиции личной славы и приближалось к пушкинско-гоголевской оценке Карамзина, к идее высокого служения и самоотвержения. Вознесенная на пьедестал величественная и прекрасная статуя Клио оказывается выше главою (и в прямом, и в символическом смысле) не только царя, но и самого историка, помещенных на пьедестале. Муза в композиции памятника предстает, таким образом, как послушная лишь «веленью Божию».

На северном горельефе Карамзин читает страницы «Истории государства Российского» императору Александру во время его пребывания в Твери в 1811 году (17 марта). Но хорошо известно, что вечером того же дня Александр познакомился с карамзинским трактатом «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (известен под названием «Записка о древней и новой России»). Это был обзор русской истории, где Карамзин подчеркнул излишне насильственный характер реформ Петра I, осудил Екатерину II за аморализм, возведенный в ранг государственной политики, назвал правление Павла «жалкими заблуждениями» и, дав беспощадный анализ современности, заключил исключительно острой критикой всей внешней и внутренней политики Александра I. Проявив личную смелость и благородство, Карамзин оценил его реформаторские планы более реалистично, чем многие либеральные историки последующих эпох: он видел в них «не ответы на коренные вопросы русской жизни, а кабинетное административно-бюрократическое творчество, которое удовлетворяет лишь честолюбие бюрократов» из биографического словаря «Русские писатели».

На южном горельефе Карамзин, лежащий уже на смертном одре, рукою отклоняет щедрые дары, сыплющиеся из рога изобилия, все оставляя потомству.

Узнав о пожаловании ему и его семейству «царского» пенсиона Николаем I (50 тыс. руб.), он промолвил: «Это уж слишком много». Всегда опасаясь зависимости, он в учтивой форме благодарил императора, но выразил ту же мысль: «Благодеяние чрезмерно: никогда скромные желания мои так далеко не простирались». И охлаждение, и награды Карамзин всегда воспринимал с стоическим спокойствием. Вспоминая свое выступление в Российской Академии наук, Карамзин писал П.А. Вяземскому: «Когда добрый Шишков вручил мне золотую медаль и лучшая российская публика, по собственному внутреннему движению, встала при громе рукоплескания, противного академическому уставу, я был холоден: нужно ли объяснение? Неприятели и друзья! Вы не сделаете меня ни хуже, ни лучше – ни менее ни более. Если это не смирение, то и не гордость, а любовь к независимости, которую люблю любить…».

В русской литературе существует немало стихотворных текстов, посвященных Карамзину. Когда же поэты обращались не непосредственно к Карамзину, а к его монументу, в их произведениях начинали звучать мотивы державинского «Памятника», восходящего к античному источнику (ода Горация «К Мельпомене»), а само стихотворение приобретало стилевые черты торжественной оды соединение повествовательного и лирического начал, гражданственность содержания, трехчастное строение, исторические примеры, мифологические персонажи, образы природы, приемы ораторской речи, восклицания, высокая лексика, ямбические ритмы.

***

Представляет интерес проблема «памятника» в наследии Карамзина. По мнению Карамзина, монументы обладают способностью пробуждать в потомках высокие чувства и склонять их к героическим деяниям. Не случайно Д.П. Ознобишин при открытии памятника Карамзину в Симбирске прочитал свое стихотворение, в котором выразил надежду, что...

...русский юноша, теперь идущий мимо,

Взглянув на этот лик, сияющий в меди,

Любовь к отечеству, сей огнь неугасимый

Восчувствует в груди.

Стихи прозвучали дважды: на площади в момент открытия памятника и по просьбе присутствующих в зале гимназии после выступления М.П. Погодина. В построении произведений просматриваются основные логические части оды: посылка, рассуждение, заключение, повторяющие ключевые моменты горацианской оды «К Мельпомене». В стихотворениях явно присутствуют приметы одического стиля: церковнославянизмы, восклицания, риторические приемы.

Ознобишинское «Памяти Карамзина» прямо не соотносится с жанром оды, однако признаки жанра присутствуют в стихотворении. Закономерно появляется и тема реки как организующего момента художественного пространства и в то же время как конкретно-биографического образа:

А ты, на чьих брегах замолкнул звук булата,

Два царства u1087 падшие омывшая волной,

Ты, мирно льющая обилие и злато,

Ликуй: он пестун твой!

Да, Волга, он твой сын!

Образ русской реки приобретает концептуальное значение в свете последних трех строф, где представлен еще один необходимый компонент рассматриваемого мотивного комплекса: заслуги. Карамзин – это тот,

«Кто время Грозного, бесстрастный и свободный,

Деянья темные потомству передал:

Впервые нам раскрыл язык простонародный;

Русь миру указал!

Кто щедро взысканный, мечтал и дней в закате

О славе родины, когда язык немел!

Над кем монарх скорбел, и в сделанной утрате

С Россией сиротел».

Здесь мотиву заслуг придается сильное патриотическое звучание, но наряду с этим встает тема независимости, свободы писателя (историка) от земных владетелей. Обратимся к стихотворению Н.М. Языкова «Стихи на объявление памятника историографу Н.М. Карамзину» (1845). Н.М. Языков процитировал Державина, в первых же строчках открыто заявляя о своей принадлежности к горацианско-державинской традиции:

Он памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Достойный праведных похвал,

И краше, чем кумир иль столб каменосечный,

И тверже, чем литой металл!

Тот славный памятник, отчизну украшая,

О нем потомству говорит

И будет говорить, покуда Русь святая

Самой себе не изменит.

***

Академик М.П. Алексеев пишет в своей книге «Пушкин и мировая литература», что после 1850-х годов в поэзии исчезает самое представление о «Памятнике» «в его реальном и переносном смысле – как добрая память о деяниях человека; это представление становится теперь уже чуждым поэтике». Однако это не совсем справедливо.

Ознобишинские «Стихи, произнесенные на 100-летнем юбилее российского историографа Николая Михайловича Карамзина в Симбирске, 1 декабря 1866 года» как будто бы не обращены собственно к памятнику, они посвящены 100-летию писателя и историографа, однако и здесь легко обнаружить те же мотивы, которые создают тематическую композицию бронзовых и стихотворных памятников. И по заглавию, и по своим жанрово-стилевым особенностям оно вполне соотносится с одой.

Стихотворение и начинается с упоминания торжественного события открытия памятника Карамзину (одновременно обозначено и традиционное «пространство славы» с характерным ориентиром рекой):

Торжественно приволжская страна

Свой памятник в Симбирске открывала,

России дар в хвалу Карамзина!

Далее звучит тема бессмертия в народной памяти. Устанавливая связь между двумя событиями – открытием памятника историографу и наступившим юбилеем, поэт говорит о непрерывности традиций, о неувядающей любви народа к Карамзину. Воскрешая историка силой художественного воображения, Д.П. Ознобишин пытается взглянуть на недавнее прошлое (отмена крепостного права) и на свою современность (покушение на императора и др.), на случившиеся симбирские события (пожар) взглядом Карамзина.

Говоря о Карамзине как историке-патриоте, Ознобишин воплощает тему заслуг и, в соответствии не только с тематикой, но и с архитектоникой оды («ибо»), заключает итоговой мыслью о достойной деяний бессмертной славе, указывая также на временные ее пределы, точнее, ее беспредельность:

Народной славе он сочувствовал сердечно

И вознесет его прославленный народ,

И будет имя жить его в России вечно,

Доколь в сердцах любовь к Отечеству живет!

В рукописном отделе Пушкинского дома хранится другой вариант рассматриваемого стихотворения, значительно отличающийся от опубликованного. Однако выделенные мотивы зримо прослеживаются и здесь, причем даже более четко, вероятно, вследствие краткости и упорядоченности текста, поделенного на строфы (четыре восьмистишия). Эти четыре строфы подобны граням пьедестала, на котором легко вообразить музу истории.

В первой строфе говорится о недавнем событии торжественном открытии памятника Карамзину. Согласно традиции и в соответствии с одическим стилем упоминается нисхождение одной из «горних муз», очерчивается пространство славы Россия. Вторая посвящена идее бессмертия, нетленной памяти в народах, преодолению смерти. Третья строфа касается современных событий покушения на жизнь императора и скорби Поэта, «когда б рассказ повел о злодеянье». В заключительной четвертой строфе, в полном соответствии с традицией, делается заключение о заслуженном неувядаемом венце из лавров, о вечной жизни «в устах народа» и, подтверждая ожидание, является образ реки как символ пространства и времени. Таким образом, симбирский памятник Карамзину поистине можно назвать стихотворением в бронзе.

Созданный на почве авторитетной и впечатляющей традиции (Гораций, Державин), памятник Карамзину в своем идейно-композиционном решении во многом предваряет пушкинское «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Карамзин, не страшась обиды, не требуя венца, хвалу и клевету приемля равнодушно, предстает как служитель музы, послушной лишь веленью Божию, как собрат поэта.

Любовь Сапченко