Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Равель годы жизни и смерти. Стилевые черты фортепианного творчества М.Равеля

Равель годы жизни и смерти. Стилевые черты фортепианного творчества М.Равеля

Жозеф Морис Равель (1875-1937) – французский дирижёр и композитор-импрессионист, считается одним из наиболее влиятельных реформаторов и деятелей в музыке ХХ века. Самое знаменитое его сочинение – «Болеро».

Детство

Морис появился на свет на юге Франции, почти у границы с Испанией, в небольшом городке Сибур (сейчас относится к департаменту Атлантических Пиренеев). Произошло это 7 марта 1875 года.

Его папа был очень талантливым инженером и изобретателем, на момент рождения сына работал инженером-путейцем. Отец даже трудился над усовершенствованием двигателя внутреннего сгорания. Несмотря на уникальные технические способности, папа был страстным любителем музыки и превосходно играл на рояле. С раннего детства любовь к музыке он прививал и маленькому сыну.

Мама принадлежала к старинному роду басков, она была удивительная рассказчица.
Вскоре после того, как родился сын, семья Равель уехала в Париж. В шестилетнем возрасте мальчику наняли преподавателя Анри Гиза, который систематически проводил занятия с Морисом и учил его играть на рояле. С 1887 года ребёнок учился ещё у одного педагога Шарля Рене, который преподавал ему азы гармонии.
В возрасте двенадцати лет Равель впервые сочинил музыкальное произведение – вариацию на тему Шумана.

Учёба

В 1889 году Морис начал обучение в Парижской консерватории по классу фортепиано. Сначала его педагогом был Ш. Антиома. Затем большую помощь молодому музыканту оказывал знаменитый французский пианист и композитор Шарль де Берио.

Композиторский талант Равеля проявлялся всё чаще, однако особенный интерес к сочинению музыкальных композиций и импровизации у него возник после того, как он познакомился с творчеством Эрика Сати. Этот композитор отличался экстравагантностью и считался «подпольным» родоначальником импрессионизма в музыке. Через много лет, несмотря на сложность личных отношений, Морис говорил о Сати как о своём «Предтече» и заявлял, что творческими успехами во многом обязан именно ему.

Также немалое влияние на Равеля оказала личное знакомство с испанским композитором и пианистом Рикардо Виньесом. После их встречи у Мориса возникла неудержимая страсть к написанию музыки.

На последнем курсе обучения он занимался в классе у крупнейшего французского педагога и композитора Габриэля Форе. Именно от учителя исходила идея для сочинения Морисом цикла музыкальных композиций на мотивы испанских мелодий:

  • «Хабанера»;
  • «Старинный менуэт»;
  • «Павана на смерть инфанты».

После этого тематика Испании занимала большое место в творчестве Равеля. Окончив учебное заведение, с 1900 по 1914 годы он написал много произведений на испанские мотивы, особенной популярностью среди которых пользовались «Испанская рапсодия» (её премьера прошла с ошеломительным успехом) и юмористическая остроумная опера «Испанский час».

По классу композиции Морис обучался до 1905 года. Помимо музыки, молодой композитор много внимания уделял изучению современной и классической французской литературы. Ещё его очень интересовала живопись.

Скандал вокруг Римской премии

Среди профессиональных академических кругов творчество Мориса долгое время не признавалось. В этом нет ничего удивительного: такая участь постигала практически всех новаторов.

Три года подряд (1901, 1902, 1903) Морис принимал участие в конкурсе на знаменитую Римскую премию. И каждый раз ему приходилось довольствоваться «Малой Римской премией». В 1901 году Равеля обошёл Андре Капле. В 1902 году главная премия досталась Эме Кунцу (ученику французского профессора и композитора Шарля Леневе). В 1903 году снова подопечный Леневе Рауль Лапарра выиграл состязание у Мориса.
В 1904 году Равель пропустил конкурс, он воздержался сознательно, чтобы набраться сил для последней попытки.

1905 год был последним, когда он мог стать участником конкурса. Потому что для соискателей премии был установлен возрастной ценз в тридцать лет. Равель приблизился к этому возрасту вплотную и в будущем претендовать на премию уже не мог. С заявкой допустить его к участию он обратился к организаторам конкурса последний раз, но получил отказ. В качестве причины сослались на возрастные ограничения. На самом же деле членов жюри раздражала его «антимузыкальная и разрушительная деятельность». К тому времени его яркие сочинения, наполненные импрессионисткой эстетикой, пользовались известностью в Париже. Музыкант-новатор уже много раз исполнял свою знаменитую «Игру воды».

В музыкальном мире разразилась буря негодования, последовала волна протестов. А когда выяснилось, что все соискатели премии, допущенные к конкурсу, были подопечными Леневе, жюри обвинили в коррупции. Околомузыкальная печать объявила цинизм жюри беспрецедентным, а решение пристрастных судей позорным.

Сам Морис отнёсся к инциденту спокойно и комментариев на этот счёт не давал. Общественный резонанс был таким широким, что скандал сослужил Равелю добрую услугу, его популярность и авторитет стали резко повышаться.

Скандал провёл в творчестве Мориса строгую черту, он окончательно порвал с консерваторией. Его не допустили к конкурсу, но для всего общественного и музыкального мира он вышел победителем. Всё внимание было приковано к Равелю, его произведения исполняли на концертах и издавали нарасхват, о музыканте постоянно спорили и говорили. Так Морис стал вторым лидером в музыкальном импрессионизме и вышел на одну планку с Клодом Дебюсси.

Война

С началом Первой мировой войны Морис решил вступить в ряды действующей армии. Состояние здоровья у композитора было удовлетворительное, однако члены медицинской комиссии его забраковали и не приняли ни в один род войск. Равель был слишком маленького роста, а как следствие, из этого он не обладал достаточным для солдата весом и не подходил ни под одни армейские стандарты.

Композитор подключил все свои знакомства и связи и три месяца упорно добивался, чтобы его взяли в действующую армию. Он мечтал стать лётчиком. Осенью 1914 года его приняли добровольцем в автомобильный дивизион.

Чуть больше трёх лет он служил шофёром на грузовике и санитарной машине, сначала в сухопутных войсках, потом был переведён в авиационный полк. Служба резко подорвала его здоровье, Морис отморозил ноги, что стало причиной сильного нервного истощения. В начале 1918 года его комиссовали по причине болезни.

Послевоенное творчество

Служба в действующей армии изменила духовный мир композитора, его послевоенная музыка стала более эмоциональной. Всё меньше он сочинял оперы, всё больше создавал инструментальные пьесы. Широко известно его произведение того времени – «Гробница Куперена». Он посвятил эту фортепианную сюиту своим друзьям, погибшим на фронте.

Вскоре в Париж приехал знаменитый русский постановщик и продюсер Сергей Дягилев, он собирался ставить в столице Франции «Русские сезоны». Морис познакомился с ним. Композитор написал музыку к балету «Дафнис и Хлоя», главную партию в котором исполнял великий русский танцовщик Вацлав Нижинский.

Затем последовал балет «Вальс». После грандиозных премьер балетные произведения Мориса стали использовать как отдельные музыкальные композиции. Наступил период его расцвета и славы.

Несмотря на популярность, композитор временами находился в подавленном состоянии. После того, как в 1917 году умерла его мама, он не мог находиться в родительской квартире в Париже. К тому же стало ещё больше ухудшаться здоровье. Он много путешествовал, ездил в Испанию и Швейцарию. Потом с помощью друзей приобрёл в 50 км от Парижа домик в местечке Монфор-Ламори.

В 1920-х годах Морис начал вести активную гастрольную деятельность, с турами он съездил в Англию, Голландию и Италию. Благодарные почитатели его таланта везде оказывали Морису восторженный приём.

Русский дирижёр Кусевицкий заказал Равелю оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского. Трудясь над этим заказом, Морис одновременно продолжал работу над главным сочинением своей жизни ‒ «Болеро». Идею этого балета ему подсказала знаменитая балерина Ида Рубинштейн. В нём композитор соединил испанские ритмы с традиционной классикой. «Болеро» в свой репертуар включала великая русская балерина Анна Павлова.

В 1925 году Европа услышала его новое сочинение – оперу-балет «Дитя и чудеса (волшебство)».

В 1929 году Оксфордский университет присвоил Равелю почётное звание доктора музыки.

В 1932 году он сочинил свой знаменитый фортепианный концерт для левой руки. Об этом Мориса попросил пианист из Австрии, который во время войны лишился правой руки. В этом же году Равель совершил ещё один грандиозный европейский тур, в котором его сопровождала выдающаяся пианистка Маргарита Лонг.

Вернувшись из турне, Морис задумал новое сочинение – балет «Жанна д’Арк». Он начал над ним трудиться, но в 1933 году попал в автокатастрофу, балет так и остался неоконченным. В аварии Морис получил сильнейшую черепно-мозговую травму, которая стала причиной тяжёлого неврологического заболевания.

Уже тяжело больной Равель писал своё последнее сочинение – «Три песни Дон Кихота Дульсинее». Изначально музыка задумывалась для первого звукового фильма, но фирма, которая должна была его снимать, обанкротилась. «Три песни» Равель писал специально для русского певца Фёдора Шаляпина.

Смерть

Морис вынужденно прекратил свою музыкальную деятельность, так как у него стала прогрессировать опухоль головного мозга, нарушилась речь. Медики настаивали на операции, и Равель дал согласие. Но оперативного вмешательства Морис не выдержал. Он скончался 28 декабря 1937 года. Похоронили композитора в пригороде Парижа Леваллуа-Перре.


Французский композитор-импрессионист Морис Равель, один из представителей мировой музыкальной культуры первой половины ХХ века.

Родился Жозеф Морис Равель 7 марта 1875 года в южной части Франции, в небольшом городке Сибур. Музыкальные способности Равеля обнаруживаются в раннем детстве, и уже в возрасте семи лет он занимается игрой на фортепиано. А в 1889 году поступает в подготовительный класс игры на фортепиано, в Парижскую консерваторию.

Во время учёбы в консерватории Морис пишет несколько произведений, таких как: «Старинный менуэт» и фортепианная « Павана на смерть инфанты». Там же он знакомится с испанским пианистом Р. Виньесом, который первый исполняет его сочинения.

В 1901 году делает попытку завоевать Римскую премию, но терпит неудачу. Новые попытки 1902 и 1903 года участия в конкурсе также оказываются неудачными.

С 1905 года Равель Морис приобретает широкую известность в Париже как музыкант-новатор. Известность его растет с каждым днём, сочинения исполняются нарасхват. И не смотря на поражение в Риме, композитор чувствует себя победителем в глазах музыкального и интеллектуального общества.

Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной) и живописи(увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное место в творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля - испано-баскского происхождения).

Равель давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х гг. совершил концертное турне по странам Европы и Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями.

Во время 1-ймировой войны 1914-1918 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля, в т. ч. фортепьянный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгепштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепьянную сюиту «Гробница Куперена» (1917).

Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции. В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: «Испанская рапсодия» (1907), «Вальс» (1920), а также «Болеро» (1928) для оркестра -одна из вершин французского симфонизма 20 в., опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925) и др. Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражение в «танцевальных» сочинениях - балет (хореография, симфония) «Дафнис и Хлоя» (на либретто М. М. Фокина, 1912), «Болеро»,


«Благородные и сентиментальные вальсы» (для фортепьяно, 1911) и др., а также в таких произведениях, как Соната для скрипки и фортепьяно (2-я часть - блюз), опера «Дитя и волшебство» (фокстрот Чайника и Чашечки) и др. Творчество, открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 в.

1933 года композитор попадает в автомобильную катастрофу, в результате полученной травмы развивается опухоль мозга. В связи с прогрессирующей болезнью Морис прекращает свою творческую деятельность.

1937 года ему делают сложнейшую операцию, однако операция проходит неудачно и композитор умирает на 62 году своей жизни. Похоронен в пригороде Парижа на кладбище Леваллуа-Перре.

Морис Равель, наряду со своим старшим современником Клодом Дебюсси, является основоположником музыкального импрессионизма. Композитор расширил понимание этого стиля, а порой и выходил за его рамки, обогащая свое творчество чертами романтизма, неоклассицизма, и некоторыми другими.

Его творческая биография началась в пору расцвета импрессионизма, а продолжалась после I мировой войны, когда импрессионизм исчерпал себя, уступив место новым художественным течениям. Война стала тем рубежом, который разграничил творческий путь Равеля на два периода:

* I - с 1895 (когда был издан «Старинный менуэт», первое опубликованное сочинение) по 1914;

* II - 1917-1932 («3 песни Дон Кихота», последнее произведение композитора).

В парижской консерватории, куда Равель поступил в 14-летнем возрасте, он прошел строгую школу музыкального профессионализма. Его учителем композиции был Габриэль Форе. Уже тогда проявилась независимость художественных вкусов Равеля. Его интересовали «нетрадиционные» произведения Эрика Сати, «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» Дебюсси Равель сделал их фортепианные переложения., произведения Римского-КорсаковаС русской музыкой Равель впервые познакомился во время Всемирной выставки, которая открылась в год его поступления в консерваторию.. Он всегда много читал (его любимцами были Шарль Бодлер, Эдгар По), увлекался современной живописью Моне, Ван Гога.

Интерес к новому искусству смешивался с тяготением к рационализму XVIII века. Равель изучал классическую французскую философию, произведения Дени Дидро («Парадокс об актере»), поэзию Ронсара и Маро (поэты французского Ренессанса), восхищался творчеством французских клавесинистов.

Своих единомышленников Равель обрел в кружке молодых поэтов, художников, музыкантов, именовавших себя в шутку «апашами» («бродягами», «босяками»). Встречи апашей посвящались в основном музицированию. Кроме того, Равель посещал артистический салон польской семьи Годебских. В салоне Годебских собирался художественный и артистический цвет Парижа.

В I период творчества(1895-1914) были созданы:

* фортепианные произведения: «Павана на смерть инфанты», «Игра воды», Сонатина, циклы «Отражения», «Ночной Гаспар», «Моя матушка Гусыня»;

* вокальные циклы: «Шехерезада», «Естественные истории», романсы и поэмы на стихи поэтов-символистов;

* опера «Испанский час»;

* балет «Дафнис и Хлоя»;

* «Испанская рапсодия».

События I мировой войны глубоко потрясли Равеля. Несмотря на освобождение от воинской службы он добровольно вступил в действующую армию и только после перенесенных тяжелых болезней весной 1917 года демобилизовался. В этом году он сочинил свой последний фортепианный цикл - сюиту «Гробница Куперена», которую посвятил погибшим друзьям «…дань уважения не только Куперену, но и всей французской музыке XVIII века» .

«Гробница Куперена» открыла новый - послевоенный период в творчестве Равеля. Если раньше оно развивалось в русле импрессионизма, то сейчас импрессионистские черты теряют главенство, хотя и не исчезают бесследно. Меняется его стиль, сам композитор определил эту тенденцию как «лаконизм, доведенный до предела». Возрастает роль полифонии, усиливается роль конструктивного начала, усиливается контрастность музыкальной формы, теперь стилистика более ориентирована на эстетику неоклассицизма.

Произведения 2-го периода:

* фортепианные - цикл «Гробница Куперена», два фортепианных концерта;

* вокальные - «Мадагаскарские песни», «3 песни Дон Кихота»;

* симфонические - хореографическая поэма «Вальс», «Болеро»;

* камерные - соната для скрипки и виолончели; соната для скипки и ф-но; опера-балет «Дитя и волшебство».

Образная сфера Равеля тесно связана с этапами его жизненного пути, со сменой его мировоззрения, с войной. Война стала гранью в творческой жизни Равеля. Если в произведениях довоенного периода (от «Античного менуэта» до «Дафниса и Хлои») раскрываются образы природы, человеческого характера, психологии впечатлений, яркие фольклорные образы, испанская тема, образы детства, античность. Образ у Равеля хотя и схвачен предельно метко, точно и даже объективно, не редко выступает как прекрасная данность в созерцании и любовании им.

Эстетика Равеля заключает в себе переплетение различных эстетико-стилевых тенденций. На разных этапах проявляются черты классицистские, романтико-импрессионистские и мелодико-конструктивистские, а также элементы экспрессионизма. Чрезвычайно плодотворно было стремление композитора к опоре на народные основы искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения, созданные им в духе французской, испанской, восточной музыки. Таким образом, несмотря на основополагающее значение эстетики импрессионизма в его творчестве, согласно которой художник передает, прежде всего, свое, субъективное видение, своё восприятие мира, Равель ставит перед собой цель объективного описания. Сами сюжеты его пьес конкретны и определенны, тематизм отличается мелодической рельефностью и опорой на фольклорные истоки.

Неоклассицизм НЕОКЛАССИЦИЗМ - одно из направлений в музыке 20 в., представители которого стремились к возрождению стилистических. черт музыки раннеклассического и доклассического периода. Наибольшего развития достигло в период между двумя мировыми войнами. В 1920 Ф. Бузони опубликовал открытое письмо к П. Беккеру под заглавием «Новый классицизм», которое стало манифестом этого направления. «Под новым классицизмом, - писал Бузони, - я понимаю развитие, отбор и использование всех достижений прошлого опыта и воплощение их в твёрдую и изящную форму». в музыке Равеля является одной из ведущих стилистических тенденций. Уже в ранних фортепианных произведениях композитора ярко проявляется связь с классическими традициями. Одно из таких ранних произведений - «Античный менуэт». Композитор, как бы предлагает свое видение танца, используя изысканные гармонические новшества. Продолжением этой же линии в его творчестве является и знаменитая «Павана в честь усопшей инфанты». Это один из лучших образцов ранних сочинений композитора. Ясная классическая форма, напоминающая рондо клавесинистов, и прозрачность изложения превосходно выявляет строгую простоту музыки. Стилевая линия равелевского классицизма идет от «Античного менуэта» и «Паваны» к Сонатине. Это произведение опирается на традиции добетховеской сонаты (Моцарта, Скарлатти) и приемы старинных французских мастеров (Куперена и Рамо).

В дальнейшем стремление к преодолению импрессионистской тенденции и развитию классической линии становится одним из важнейших направлений в творчестве Равеля. В этом отношении характерны «Менуэт на тему Гайдна», фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы», произведения, созданные в последние довоенные годы, а также и во время войны.

Сюита «Гробница Куперена» может рассматриваться как законченное воплощение равелевского неоклассицизма. Сюита посвящена Куперену, но можно сказать, что она посвящена и всей французской музыке 18-го века. Это произведение отчетливо показывает, что обращение композитора к старинным традициям французских классиков вызвано не узко стилизаторскими целями, а имеет глубокие духовные корни. Равелю близки лучшие идеи 18 века: гуманизм, гармоничное единство прекрасного и нравственного, требование ясности во всем, примат разума, стремление к уравновешенности художественных элементов.

Романтические черты стиля по-разному проявлялись в различные творческие периоды композитора-импрессиониста. Вначале Равеля увлекает поиск необычных фантастических образов стремление к програмности и звукописи Российский музыковед и музыкальный критик Л.Е Гаккель называет эти романтические черты «листианством». По его словам, это один из важнейших показателей фортепианной манеры Равеля. Гаккель предлагал рассматривать эти черты на двух уровнях: колористического (регистрово - тембральные, педальные решения) и виртуозного концертного пианизма, достаточно необычного для фортепианной музыки 20-го века.. Линия равелевского романтизма впервые явно обозначилась в пьесах для двух фортепиано, носивших название «Слышимые пейзажи», которые не были опубликованы при жизни Равеля, но их интересные тематические идеи были использованы композитором в более поздних произведениях. Этот маленький цикл состоит из двух пьес: «Хабанеры» «Хабанеру» композитор включил в симфоническое произведение «Испанскую рапсодию», не изменив в ней ни одной ноты. Жанровые признаки испанского фольклора в ней приобрели необычное, свежее звучание в соединении с утонченной импрессионистической техникой письма. и «Среди колоколов» Музыкальный материал «Среди колоколов» развивается в пьесе «Долина звонов» из цикла «Отражения». .

Импрессионистские черты наметились в произведении «Игра воды», написанным в 1901 году. Композитор писал о том, что здесь «впервые проявились те пианистические новшества, которые в дальнейшем были признаны характерными для моего стиля». Фактура «Игры воды» показывает, что Равель не прошел мимо достижений Листа в его пьесах из «Годов странствий» и, прежде всего, «Фонтанов виллы д"Эсте». Вместе с тем Равель проявляет свою независимость от великого романтика и сохраняет равновесие между эмоциональным и описательным началом. Интересен в этой пьесе и обертоновый принцип письма, который рождает ощущения звуковой среды, атмосферы, что является продолжением идей фортепианного романтизма. Вместе с тем здесь явно сказывается и влияние импрессионистской манеры Дебюсси (преимущественно в гармонии).

Далее черты импрессионизма с наибольшей отчетливостью проявились в пьесах цикла «Отражения». В этом цикле ощущаются и романтические тенденции. Прототипом пьес послужили не только программные.живописно - виртуозные листовские пьесы, но и исконно французские программные миниатюры Куперена и Рамо, с их чувством меры и уравновешенности. В «Отражениях» автор использует новые выразительные средства. Это касается гармонического языка, динамики, гибкой ритмики. Находки, сделанные Равелем в «Отражениях», в отстоявшемся и отобранном виде войдут и получат стройное завершение в цикле пьес «Ночной Гаспар». «Ночной Гаспар» написан по стихотворениям в прозе французского писателя Алоизиуса Бертрана. Новелла Бертрана давала повод композитору создать типично импрессионистскую пьесу. Цикл «Ночной Гаспар» оказался блестящим достижением виртуозного пианизма 20-го века.

Любивший работать в контрастных планах, Равель параллельно создает еще один цикл, совершенно не похожий на «Ночной Гаспар», - пять детских пьес для фортепиано в четыре руки «Моя матушка Гусыня», по французским сказкам 17-18-го века. Именно после «Ночного Гаспара» становится особенно наглядным, чем был мир детских образов для Равеля - его дневной свет противостоял ночному; его добро отрицало зло; его незамутненная ясность была твердой и верной моральной опорой.

Также в произведениях композитора проявилось глубокое чутьё к народно - национальному началу. Он широко использовал народные лады в своих музыкальных сочинениях. Уже с консерваторских времен проявляются испанские симпатии Равеля. Тема Испании в творчестве композитора вошла с «Хабанерой» и была продолжена затем в «Испанской рапсодии», «Испанском часе», рапсодии «Цыганка», «Трех песнях Дон - Кихота».

Ярким примером испанской темы является «Альборада» из цикла «Отражения». Здесь встречаются лады народной музыки стиля фламенко, а также и мажоро - минор испанского происхождения.

На протяжении всей жизни не оставляло композитора очарование Востоком. Это подтверждает такие произведения как ранняя незаконченная опера «Шахерезада», одноименный вокальный цикл, замысел оперы на сюжет «Тысяча и одной ночи» - «Моргиана». А также в пьесе «Дурнушка - императрица пагод» из цикла «Моя матушка Гусыня», главным выразительным средством является лад на основе пентатонике, что и создает восточный колорит. Равель проявлял также интерес к афроамериканскому искусству, в частности, к джазу В качестве примера можно привести фортепианные концерты, сонату для скрипки (2ч.- «Блюз»)..

Музыку для фортепиано Равель писал необычайно красочно. В его произведениях встречаются многие, чисто фортепианные эффекты с использованием правой педали - тонкие наслоения различных гармоний, создание «звуковой атмосферы», вибрация и истаивание на педали отдельных звуков, октав и аккордов. Композитор использовал в фортепианных сочинениях оркестровые краски Давая рекомендации пианистам по поводу исполнения своих произведений, Равель часто делал сравнения с тембрами различных оркестровых инструментов. Так раскрывая интерпретацию «Скарбо», он говорил: «Первый такт нужно играть - как «конрфагот», тремоло в следующих тактах - как «малый барабан», а октавы в т.366-369 - как «литавры»». Часто композитор мыслил фортепианные пассажи, исполненными как бы на арфе - одном из своих любимейших инструментов.. Почти все фортепианные пьесы Равеля существуют в оркестровом варианте - («Античный менуэт», «Павана», «Альборада» из цикла «Отражения», «Гробница Куперена», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Вальс» и др.).

Таким образом, фортепианный стиль М. Равеля - явление, заслуживающее особого внимания. Необычный, красочный, завораживающий, бесконечно привлекательный, он остался достоянием музыкальной культуры Франции 20 века, и, шире, общемировой культуры.

Творческий путь Равеля охватывает около 40 лет, пересекая две исторические эпохи, разделённые Первой Мировой войной. В 1890-100 гг. он создаёт превосходные импрессионистские примеры образно-звуковой картинности, откликается на эстетику неоклассицизма. В годы войны и поздний период его творчества Равель отражает тему войны, сближается с современностью, стиль вбирает некоторые элементы джаза.

Образное содержание разнопланово: углублённо-психологические образы, природа, сказочно-фантастические (циклы «Ночной Гаспар», «Сказки Матушки Гусыни»), античные мотивы, танец («Болеро», «Испанская рапсодия»), поэзия различных эпох, обращение к другим национальным культурам. Импрессионистские черты – красочность, изысканность ладогармонического языка; богатый оркестр, но не в составном значении, а в умелом использовании различных оригинальных тембров. Классические традиции – стройность, ясность мышления, тяготение к старинным жанрам.

Интерес к классике и античным сюжетам (цикл «Гробница Куперена») у композитора сочетается с ярким воплощением национальности – испанской, французской, других экзотичных народов («Еврейские мелодии», «Новогреческие песни», «Мадагаскарские песни», вокальный цикл «Шехеразада»).

Огромное влияние на оркестровые и ладогармонические принципы Равеля, как и на Дебюсси, оказали представители Могучей кучки: Римский-Корсаков, Балакирев, Бородин, Мусоргский.

Творчество отличается жанровым многообразием:

Симфонические произведения: «Испанская рапсодия», две сюиты «Дафнис и Хлоя», «Вальс», «Болеро», Рапсодия для скрипки с оркестром – «Цыганка», оркестровка фортепианного цикла «Картинки с выставки» Мусоргского;

Оперы «Испанский час» (комическая), «Дитя и волшебство»;

Балеты «Дафнис и Хлоя» (по замыслу Дягилева), «Сон Флорины», «Сказки Матушки Гусыни»;

Фортепианные: два фортепианных концерта (Второй – для левой руки), циклы и сюиты «Благородные и сентиментальные вальсы», «Гробница Куперена», «Сказки Матушки Гусыни», «Ночной Гаспар»; «Хабанера», «Античный менуэт», Сонатина, «Игра в лады», «В духе Шабрие», «В духе Бородина»;

Инструментальные: струнный квартет, фортепианное трио, соната для скрипки, соната для виолончели памяти Дебюсси, соната для скрипки и фортепиано;

Вокальные: цикл «Шехеразада», «Новогреческие песни», «Мадагаскарские песни», баллады, мелодии, песни.

Историческое значение творчества Равеля заключается в том, что в пору крайних левых течений кризисного периода европейского искусства, он сохранил верность традициям. Вместе с Дебюсси он является крупнейшим композитором рубежа 19-20 вв.

4 курс пианисты



М. Равель Фортепианное творчество.

Щедрый вклад Равеля во французскую фортепианную музыку начала ХХ века можно сравнить с вкладом его старшего современника Дебюсси. Оба композитора обновляли его, опираясь на сходные истоки: романтический пианизм и творчество клавесинистов. Равелю была ближе, скорее, линия, идущая от Листа, чем от Шопена, что отличало пианизм Дебюсси.

Сочинениями для фортепиано композитор начинал свой творческий путь. Фортепиано – это лаборатория его стиля. Некоторые его фортепианные опусы приобретали затем известность в оркестровой версии («Павана», «Альборада», «Хабанера», «Сказки Матушки гусыни»).

К подлинным шедеврам импрессионистского пианизма принадлежит ранняя пьеса Равеля «Игра воды». Другие зрелые работы композитора в сфере фортепиано – Сонатина и «Отражения» (1905 г.) ярко воплощают две характерные для автора стилистические тенденции – классицистскую и импрессионистскую. С одной стороны, непрограммный цикл Сонатины, воскрешающий – в современной стилистике – утончённый лаконизм французской клавесинной музыки XVIII века; с другой – программно-импрессионистские «пьесы настроения», навеянные созерцанием природы или сценками быта Испании.

Фортепианный цикл «Ночной Гаспар» (1908) представляет тип программности, опирающейся на развёрнутые эпиграфы-цитаты из одноименного поэтического сборника Алоизиуса Бертрана. В «трансцендентально виртуозных» пьесах преобладает атмосфера мрачных видений, трагической экзальтации. В их виртуозности и поэмности нашла продолжение «мефистофельская» романтика Листа.

Первая поэма «Ундина» повествует о неразделённой любви русалки к человеку. На фоне зыбкой вибрирующей фигурации возникает певучая холодноватая мелодия в высоком регистре. Её продолжением служит вторая тема с характерными тритоновыми оборотами. В кульминации мощно звучит преобразованная вторая тема. Зеркальная реприза показывает постепенный спад звучности. Грустная мелодия – вариант первой темы – растворяется в сложной инструментальной фактуре.



Образы трагического оцепенения запечатлены во второй поэме цикла «Виселица». Непрерывное остинато имитирует далёкие удары колокола, на которые наслаивается скорбная мелодия небольшого диапазона в уменьшённом ладу. Необычны звуковые эффекты: острота целотонного лада, строгость старинных контрапунктических приёмов, семизвучные и восьмизвучные аккордовые комплексы.

Драматической вершиной цикла служит труднейшая по фактуре поэма «Скарбо». Из тревожных звучаний вырастают возбуждённые мотивы, передающие причудливый облик Скарбо. Скерцозный характер музыки изобилует острыми диссонансами, изломанной интерваликой. Его гримасы предстают в резко синкопированных скачущих аккордах на пульсирующем фоне. Апогей пьесы воплощён в гигантски разрастающихся звучностях, а внезапное исчезновение Скарбо – в отзвуках тремоло. Структура пьесы имеет черты сонатности. Особого внимания заслуживает виртуозная фактура пьесы с её «гирляндами секунд», параллельными кварто-квинтовыми созвучиями и грозными martellato. Равель признавал, что в виртуозности «Скарбо» был в известной мере отражён опыт «Исламея» Балакирева. В каждой из трёх поэм применён определённый круг виртуозных средств: в «Ундине» - льющаяся фактура legato, в «Виселице» - строгий баланс звуковых пластов, в «Скарбо» - стремительная токкатность.

Триптих «Ночной Гаспар» иногда рассматривают как единый сонатный цикл, в котором «Ундина» играет роль сонатного allegro, «Виселица» - Adagio, а «Скарбо» - скерцо-финала. Все три поэмы объединены также некоторыми тематическими перекличками.

4 курс инструменталисты

Морис Равель Испанская рапсодия

Состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, саррюзофон, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, кастаньеты, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, челеста, 2 арфы, струнные.

Андрей Хитрук,
кандидат искусствоведения

РАВЕЛЬ

Музыка Равеля слишком динамична, темпераментна, чтобы быть типично импрессионистской, и слишком многоцветна, красочна, колоритна, чтобы совсем не быть ею. С. Рихтер

Морис Равель родился в 1875 году в городке Сибур, почти на самой границе между Францией и Испанией. Его мать происходила из семьи басков, а отец – француз родом из Женевы, и можно сказать, что композитор так на всю жизнь и остался на этой границе, хотя прожил большую часть жизни в Париже и возле него. Мы, естественно, причисляем творчество Мориса Равеля к французской музыке, но его с достаточно полным правом можно было бы считать одновременно и испанским композитором. Во всяком случае знаменитое “Болеро” (как, впрочем, и ряд других принадлежащих его перу произведений) является шедевром не только французского искусства ХХ века, а сам Равель – величайший (за исключением разве Дебюсси) создатель испанской музыки того же времени.

Говорить о Равеле, с одной стороны, легко, поскольку его стиль логичен и предсказуем, с другой – трудно, и в первую очередь потому, что, подобно Николаю Метнеру в России, оказавшемуся в тени Рахманинова и Скрябина, Равель, с его наследием, все-таки оказался в тени своего гениального собрата – Дебюсси. И тем не менее это, бесспорно, крупнейший французский композитор-импрессионист последней трети ХIХ и первой трети ХХ века. Попутно зададимся вопросом: а может ли импрессионизм ассоциироваться с классикой? Наверное, в случае с Равелем может, поскольку приемы и методы импрессионизма, как в области оркестровки, так и в области гармонии, ладовых структур, фактуры в его лице обрели прозрачность и четкость, подлинно классическую ясность. Его стиль действительно расположен на стыке между импрессионизмом и неоклассицизмом, включая в себя элементы и того, и другого.

В Парижскую консерваторию, согласно тогдашней традиции, он поступил рано, в возрасте четырнадцати лет. Первоначальные его успехи были связаны с игрой на фортепиано, в частности, в 1891 году он получил первую премию на консерваторском конкурсе (вторым был Альфред Корто, впоследствии всемирно известный пианист). Однако пианистической карьеры Равелю сделать не удалось, и сфера его интересов вскоре переключается на композицию. Первые его сочинения относятся к 1893–1894 годам. То были “Серенада-гротеск” для фортепиано и романс “Баллада о королеве, умершей от любви”, на слова Ролана де Мара. На старших курсах консерватории Равель – ученик двух выдающихся преподавателей: Андре Жедальжа (по контрапункту и фуге) и Габриеля Форе (по композиции).

Как любой начинающий композитор, Равель не избежал определенных влияний, прежде всего со стороны старших коллег, в первую очередь Эммануэля Шабрие, влияние которого заметно в очень популярной фортепианной пьесе Равеля “Павана”, и Эрика Сати – знаменитого своей экстравагантностью, проявившейся как в поведении, так и в названиях фортепианных пьес (например, один из его циклов называется “Три отрывка в форме груши”), а также пророческими идеями в области гармонии, которые, как считается, повлияли и на Дебюсси.

Биографы Равеля отмечают и определенные воздействия на Равеля русских композиторов, особенно Балакирева, Римского-Корсакова и Бородина (любовь к последнему подтверждает и сочиненная позднее фортепианная пьеса “В манере Бородина”). Но, возможно, самым значительным и продолжительным было воздействие творчества его старшего собрата по композиторскому цеху Клода Дебюсси. На протяжении многих лет сравнение Дебюсси и Равеля, а также определение их первенства в тех или иных открытиях стало излюбленной темой парижской музыкальной журналистики.

Еще в консерватории Равель сближается с группой молодых литераторов, музыкантов и художников, называвших себя “апаши” (от английского “Apach”, – термин, проникший во французский, а позднее даже в русский язык в связи с модой на

романы из жизни индейцев). Все участники группы всецело поддерживали творчество Дебюсси и Равеля, с восторгом принимали новинки русской школы. Поэт Тристан Клингзор в воспоминаниях о Равеле рассказывает об этой поре так: “Мы все были очень увлечены русскими. Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков приводили нас в восторг. Балеты с участием Нижинского, декорации и костюмы Бакста, чудесные исполнения “Шехеразады” Римского-Корсакова под управлением Шарля Ламуре – вот что лишало нас сна. Особенную слабость Равель испытывал к Балакиреву. Именно тогда он сочинял свою прозрачную “Игру воды”.

Это этапное сочинение, знаменитая пьеса, о которой критик писал: “Звуковыми брызгами “Игры воды” Равель начинает серию пьес живописной виртуозности, в которых им вновь открыт на радость пианистам секрет той переливчатой техники, тех впечатлений, которые в свое время ввел в музыку Лист”. И действительно, несмотря на всю новизну языка, в этом и во многих других сочинениях Равеля отчетливо проступает влияние листовского виртуозного пианизма. Да и сам Равель не скрывал этого. Когда его спросили, как нужно исполнять “Игру воды”, он ответил просто: как сочинения Листа.

Среди наиболее сильных впечатлений молодого композитора надо упомянуть и Всемирную парижскую выставку 1889 года, на которой, в частности, были представлены и образцы экзотических музыкальных культур Востока. Известно, какое сильное впечатление оказало посещение этой выставки на Дебюсси. Не менее сильным оказалось оно и в случае с Равелем. Один из биографов Равеля пишет, что четырнадцатилетний мальчик “останавливался перед японскими лавочками, китайскими лотками и восхищался японскими танцовщицами. Колючие ритмы, неизвестные ладовые последовательности восхищали его. Он не забывал их никогда”. Наряду с восточной экзотикой юный Равель мог любоваться (или же возмущаться, как многие) громадой Эйфелевой башни, возведенной по случаю Всемирной выставки как символ новой эпохи.

Тема Востока неоднократно отразилась в произведениях Равеля. Сначала это была симфоническая увертюра “Шехеразада”, созданная еще в студенческие годы, затем цикл песен для голоса с оркестром под тем же названием. В этой музыке еще очень сильны воздействия как Дебюсси, так и композиторов русской школы. К этому же периоду относится и сочинение струнного квартета, в котором исследователи усматривают влияние музыки Бородина. Музыка Равеля и на этот раз встретила резкий отпор консервативных (главным образом, консерваторских) кругов, но, познакомившись с партитурой квартета, Дебюсси обратился к нему с призывом: “Именем всех музыкальных богов заклинаю вас – не меняйте ни одной ноты в вашем квартете!” – что было, конечно, очень важно для композитора, с трудом пробивавшего себе дорогу.

Десятилетие между 1905 и 1915 годами, можно сказать, поровну поделено между сочинениями для фортепиано и произведениями для оркестра. Тут следует отметить одну из характерных черт равелевского творчества, присущую, пожалуй, ему одному: многие свои фортепианные сочинения он сам затем перекладывает для оркестра, причем во многих случаях они выигрывают от такого переложения, поскольку Равель был непревзойденным мастером оркестровки. Среди важнейших сочинений этого периода – очень популярный фортепианный цикл “Отражения”, включающий знаменитую “Альбораду” (впоследствии оркестрованную автором), “Испанскую рапсодию” для оркестра”, вокальный цикл “Естественные истории” (по рассказам Жюля Ренара), цикл детских пьес в четыре руки, “Моя матушка гусыня” (переработанный позднее в балет под названием “Сон Флорины”). Может быть, самое значительное из созданного Равелем в эти годы – фортепианный цикл “Ночной Гаспар”, цикл из трех пьес, навеянный поэмами французского романтического поэта Алоизиуса Бертрана. В “Ундине” и “Скарбо” (скарбо – сказочный персонаж вроде нашего домового) – первой и третьей пьесах из этого цикла – фортепианно-виртуозное письмо Равеля достигает вершин как в образной сфере, так и в специфических эффектах фортепианной техники.

В 1907 году он увлекся забавной пьесой М.Франк-Ноэна и быстро сочинил одноактную комическую оперу “Испанский час”. Забавный сюжет оперы разворачивается в лавке часовщика. Один за другим на сцене появляются персонажи, каждый из который стремится завоевать внимание красивой молодой жены часовщика. Ветреная женщина пытается спрятать ухажеров в многочисленных футлярах от часов. Невероятная путаница, возникающая из-за этого, и составляет основу комедии. Равелю удалось здесь соединить некоторые характерные черты традиционной итальянской комедии дель арте c методом, который был использован ранее Мусоргским в его разговорной опере “Женитьба” по Гоголю.

Все эти сочинения, характеризуют вполне сложившийся стиль композитора, в котором сочетается полное владение импрессионистической красочностью (как в области фортепиано, так и в области оркестра), использование специфических терпких (иногда не без джазовых элементов) гармоний, политональных эффектов (то есть наложений друг на друга аккордов, принадлежащих разным тональностям), умение создавать определенный колорит (чаще всего испанский). И все это при достаточно строгой классической разработке формы. Подобно Скрябину, другому великому новатору гармонии, Равель почти всегда оставался строг и даже педантичен в области формы. В этом плане его музыка сильно отличается от музыки Дебюсси (за исключением некоторых сочинений Дебюсси позднего периода, намеренно отмеченных чертами классичности).

Годы перед Первой мировой войной в Париже прошли под знаком “Русских сезонов”. В репертуаре дягилевской труппы примерно в равной пропорции ставились балеты как русских, так и французских композиторов. Равель соприкоснулся с “Русскими сезонами”, когда Дягилев в 1912 году заказал ему музыку к балету “Дафнис и Хлоя”. Либретто было создано русским балетмейстером Михаилом Фокиным, а главные роли исполняли великие русские танцовщики Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Равель писал: “В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о Древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников конца ХVIII века”. Балет имел большой успех и широкий общественный резонанс, рецензии появились не только в парижских, но и в русских газетах.

Как известно, одним из ведущих композиторов, работавших для “Русских сезонов”, был И.Стравинский. Примерно в течение двадцати лет, начиная с 1913 и по начало 30-х годов, он был одним из крупнейших композиторов, живших и творивших во Франции. (Этот факт сопоставим с тем, что, например, Гендель в свое время являлся крупнейшим композитором в Англии, а Скарлатти – в Испании.) Равель был дружен со Стравинским, совместно работал с ним над переоркестровкой “Хованщины” Мусоргского, и хотя позднее их творческие пути разошлись, оба с большим уважением относились к друг к другу. В ряде произведений Равеля можно легко ощутить влияние автора “Весны священной”, особенно это касается роли ритма.

Первая мировая война затронула и Равеля. После нескольких неудачных попыток поступить в авиацию, ему удалось уговорить медицинскую комиссию принять его на должность водителя военного грузовика. Три года Равель провел на полях войны, подорвав и без того слабое здоровье.

Окончание войны принесло и новые художественные веяния, обобщенно называемые неоклассицизмом. Повсюду наблюдается отход от импрессионизма, к которому очень враждебно начинают относиться молодые композиторы, идущие на смену признанным мэтрам. У Равеля тоже наблюдаются попытки отойти от прежних позиций. Это особенно заметно в фортепианной сюите “Гробница Куперена”, созданной в 1917 году. Как говорил сам композитор, сюита явилась данью уважения ко всей французской музыке ХVIII века. Музыка Равеля воспроизводит внешние нормы старинных французских танцев (ригодона, менуэта, форланы), хотя здесь же используется и жанр прелюдии и фуги, а также токкаты – так называется последняя, наиболее виртуозная часть цикла.

Однако отход от импрессионизма был для Равеля лишь временным явлением, это подтвердило появление в 1920 году хореографической поэмы “Вальс”. Эта знаменитая поэма – своего рода апофеоз (впрочем, не лишенный и некоторой ироничности, вообще присущей Равелю) венского вальса. “Сквозь клубящиеся облака, – пишет автор в предисловии к партитуре “Вальса”, – можно заметить в просветах вальсирующие пары. Постепенно облака рассеиваются. Виден огромный зал, заполненный массой танцующих. Сцена постепенно освещается все ярче… Перед нами императорский дворец около 1855 года”. Музыка “Вальса” стала одним из наиболее популярных произведений Равеля и не только в оркестровой версии, но и в переложении для фортепиано. Даже такой далекий от импрессионизма исполнитель, как Глен Гульд, сделал и записал свою версию фортепианной транскрипции равелевского шедевра.

Но все же самым популярным произведением Равеля стало сочиненное в 1928 году “Болеро”. Стихия танца вообще более чем характерна для всего равелевского творчества. Но нигде больше энергия танцевальных ритмов не проявилась столь мощно и ярко, как в этой пьесе, первоначально задуманной как балет для знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн. Неустанно повторяющиеся две темы “Болеро” (с каждым новым проведением меняется лишь оркестровка, становящаяся все более красочной и богатой) воздействуют именно своей неуклонной настойчивой повторяемостью, отсутствием вариационности, упорной неизменяемостью. Интересно отметить, что позднее исследователи справедливо усмотрели в знаменитом эпизоде “Нашествие” из Седьмой симфонии Шостаковича прямое воздействие равелевского шедевра.

Среди последних крупных сочинений Равеля надо назвать два фортепианных концерта, написанных в 1931 году. Наиболее значителен Второй концерт ре мажор для одной левой руки, написанный по заказу австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего в Первую мировую войну правую руку. Это мощное трагическое сочинение (несмотря на основную мажорную тональность), где, как в фокусе, сосредоточены почти все основные черты равелевского стиля – красочность оркестровки, взрывчатость эмоций, испанские ритмы, детская шаловливость, пряность гармонического языка и точность пропорций.

После 1933 года тяжело заболевший Равель уже почти не сочиняет. Его лебединой песней стали “Три песни Дон Кихота к Дульцинее”, предназначавшиеся для кинофильма с участием Федора Шаляпина. В конце 1937 года Равель умер. СергейПрокофьев откликнулся теплой, прочувствованной статьей, где подчеркивалось выдающееся место Равеля в истории музыки ХХ века.

Каков же был человеческий облик этого замечательного художника? Близко знавший Равеля и изучавший фортепианные произведения под его руководством пианист вспоминал о занятиях, которые проходили в домике Равеля в местечке Монфор л’Амори, под Парижем: “...старомодные безделушки соседствовали с куклами, механическими птичками, корабликами, навеки замурованными на дне стеклянных сосудов…” Свидетель рисует нам дом некоего волшебника, наполненный диковинными предметами. И все это чувствуется во многих произведениях Равеля – изысканных, иронично-лукавых, сказочных, чем-то перекликающихся со сказками Андерсена.

В жизни Равель отличался определенным дендизмом, был всегда подчеркнуто изысканно и модно одет, при этом он был довольно молчаливым, сдержанным человеком, небольшого роста, хрупкого телосложения, с аристократическими манерами. Равель производил впечатление суховатого, не склонного к эмоциональным проявлениям человека. Однажды он сказал одному из друзей: “Часто говорят о сухости моего сердца. Это неверно. Ведь я баск. А баски ощущают неистово, но предаются этому мало и только в отдельных случаях”.

Композитор был весьма парадоксальной личностью. В нем сочетались потребность дружеского общения и привычка к одиночеству. Большую часть жизни Равель прожил один, у него никогда не было семьи, а главными привязанностями всю жизнь были мать и брат. Приверженность к дисциплине и порядку связывалась с острой жаждой новизны, а любовь к природе – с увлечением разного рода игрушками и автоматами. Эстетизм был, бесспорно, важной чертой его композиторского стиля, но каким-то образом сочетался с хрупкой и легкоранимой душой, с взрывчатостью эмоций, которые заметны в кульминациях многих его произведений. Светлая прозрачность и умиротворенность часто сменялись трагической напряженностью. Близость к французскому ХVIII веку органически сочеталась у него с приверженностью принципам музыкального импрессионизма.

Равель любил повторять, что его музыку надо исполнять точно так, как предписано в нотах, ничего не привносить от себя (недаром Стравинский как-то в шутку прозвал его щвейцарским часовщиком). Но, как обычно, последующий опыт исполнительства доказывает, что наиболее сильное впечатление от музыки (в том числе равелевской) несут не те исполнители, которые следуют требованиям композитора, но интерпретаторы, вскрывающие глубины, о которых, может быть, не догадывался сам автор музыки. Огромное впечатление производят, например, равелевские записи Святослава Рихтера. В его интерпретации “Благородные и сентиментальные вальсы”, “Ночной Гаспар”, “Отражения” становятся мощными полотнами, где проявляются все крайности равелевской эстетики, где сдержанность и крайняя экспрессия органично сочетаются друг с другом. И именно такие пианисты, как С.Рихтер, или такие дирижеры, как Ш.Мюнш или Э.Ансерме, ставят Равеля на то высокое место в истории музыки ХХ века, которого он по справедливости достоин.

Даты жизни и творчества

1875 – родился в Сибуре, через три месяца семья перебирается в Париж.
1882 – начало занятий музыкой.
1889 – поступление в Парижскую консерваторию. Посещение Всемирной выставки.
1893–1894 – первые опыты сочинения.
1905 – сюита “Отражения” и “Сонатина” для фортепиано.
1907 – “Испанская рапсодия” для симфонического оркестра. “Испанский час” – комическая опера.
1908 – “Ночной Гаспар”, сюита для фортепиано. “Моя матушка гусыня”, пять легких пьес для фортепиано в четыре руки. Первое зарубежное турне – в Англию.
1911 – знакомство в Париже с А.Ролан-Манюэлем, впоследствии учеником, другом и биографом композитора.
1912 – “Благородные и сентиментальные вальсы” для фортепиано. Балеты “Аделаида, или Язык цветов”, “Дафнис и Хлоя”, “Сон Флорины”.
1913 – Кларан, Швейцария. Оркестровка оперы Мусорского “Хованщина” совместно со Стравинским. Три песни на стихи С.Малларме для голоса и фортепиано.
1914 – Трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Начало Первой мировой войны.
1919–1920 – “Вальс” – хореографическая поэма для симфонического оркестра.
1920–1922 – Соната для скрипки и виолончели памяти Дебюсси. Оркестровка цикла Мусоргского “Картинки с выставки”. Равель переселяется в купленный им домик в предместье Парижа Монфор л’Амори.
1925 – “Дитя и волшебство” – опера-балет, либретто С.Коллет.
1928 – “Болеро” для симфонического оркестра. Концертное турне по Америке.
1929–1931 – два концерта для фортепиано с оркестром, соль мажор и ре мажор (для левой руки).
1932 – “Три песни Дон Кихота к Дульсинее” для голоса и фортепиано на стихи П.Морана.
1935 – последнее путешествие Равеля – в Марокко и Испанию.
28 ноября 1937 года Морис Равель скончался после тяжелой болезни.