Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Иллюстрации к поэме Н.Гоголя "Мёртвые души". Презентация ««Мёртвые души» в иллюстрациях

Иллюстрации к поэме Н.Гоголя "Мёртвые души". Презентация ««Мёртвые души» в иллюстрациях

Вышло два издания «Мёртвых душ» с рисунками А. А. Агина (Санкт-Петербургской электропечатни и издательства Ф. Ф. Павленкова). В и годах книгу с иллюстрациями Агина выпустило Государственное издательство художественной литературы. В году «Мёртвые души» с рисунками Агина, перегравированными М. Г. Приданцевым и И. С. Неутолимовым, выпустило издательство «Academia ». Позднее гравюры Е. Е. Бернардского репродуцировались фотомеханическим способом (Дагестанское государственное издательство, Махачкала , ; Детское государственное издательство, , ; Гослитиздат, ; рекламно-компьютерное агентство «Труд», ). Иллюстрации Агина воспроизводились также в зарубежных изданиях «Мёртвых душ»: 25 из них в немецком переводе, вышедшем в 1913 году в Лейпциге ; 100 — в издании, выпущенном издательством Цандера в Берлине без указания года. Рисунки Агина репродуцировались в издании берлинского издательства «Ауфбау Ферлаг» ().


  • Другая признанная серия иллюстраций к роману принадлежит П. М. Боклевскому .

Над иллюстрациями к «Мёртвым душам» художник начал работать в 1860-х годах. Однако первая публикация относится к 1875 году , когда 23 выполненных акварелью портрета гоголевских героев, воспроизведённых в технике ксилографии, напечатал московский журнал «Пчела». Затем в журнале «Живописное обозрение » в , , годах появились ещё семь рисунков. Первым самостоятельным изданием иллюстраций Боклевского стал «Альбом гоголевских типов» (Санкт-Петербург , ), изданный Н. Д. Тяпкиным с предисловием В. Я. Стоюнина . Альбом составили 26 рисунков, ранее публиковавшиеся в журналах. Его неоднократно переиздавали в технике ксилографии петербургские типографы С. Добродеев ( , ), Э. Гоппе ( , , ). В 1895 году московский издатель В. Г. Готье издал альбом в новой технике фототипии с предисловием Л. А. Бельского . Альбом 1881 года с рисунками Боклевского был факсимильно репродуцирован в Германии берлинским издательством «Рюттен унд Лонинг» (). Рисунки Боклевского в качестве собственно иллюстраций использовались нечасто. Наиболее полно они были представлены в 5-м томе «Полного собрания сочинений» Н. В. Гоголя, предпринятого издательством «Печатник» (Москва , ). Позднее рисунками Боклевского иллюстрировались издание «Мёртвых душ» (Гослитиздат, ) и 5-й том «Собрания сочинений» Гоголя (Гослитиздат, ). Семь овальных погрудных изображений Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, капитана Копейкина, Тентетникова в «Собрании сочинений» напечатаны на мелованной бумаге на отдельных листах в технике автотипии.


  • П. П. Соколов , сын живописца П. Ф. Соколова , вначале выполнил цикл цветных акварелей (находятся в Государственном Русском музее). Несколько лет спустя художник возвратился к темам «Мёртвых душ» и в 1890-х годах выполнил серию чёрно-белых акварелей. Первоначально его работы были опубликованы в виде почтовых открыток в начале 1890-х годов и были изданы в виде альбома в 12 листов. В 1891 году в виде альбома изданы цветные акварели Петра Петровича Соколова, опубликованные первоначально в виде почтовых открыток. В качестве книжных иллюстраций чёрно-белые акварели Соколова впервые были использованы в «Иллюстрированном полном собрании сочинений» Гоголя московского издательства «Печатник» в — годах. В 1947 году 25 рисунков Соколова были воспроизведены на отдельных листах в издании, выпущенном в серии Гослитиздата «Русская классическая литература».

  • Живописец-передвижник В. Е. Маковский писал акварели на темы «Мёртвых душ» в —1902 годах , не предназначая свои работы на роль иллюстраций.


  • В отличие от Боклевского, предпочитавшего «портреты » героев, у Маковского преобладают многофигурные композиции и пейзажи ; большое значение придаётся достоверно воссоздаваемым интерьерам . Работы Маковского были опубликованы в 1902 году в издании «Народной пользы», затем в 1948 году (репродуцировано 25 акварелей) и в 1952 годах (четыре листа иллюстраций) в изданиях Гослитиздата.

  • Петербургский издатель А. Ф. Маркс в 1901 году осуществил иллюстрированное издание «Мёртвых душ», к подготовке которого была привлечена большая группа художников под руководством П. П. Гнедича и М. М. Далькевича : пейзажи исполняли Н. Н. Бажин и Н. Н. Хохряхов , бытовые сцены —

/ Творчество / Иллюстрации к «Мертвым душам»

Как Марк Шагал оживил «Мертвые души»

Амбруаз Воллар, французский торговец произведениями искусств и издатель, хотел заказать у Шагала книжные иллюстрации. Воллар предложил иллюстрировать книгу графини де Сегюр «Генерал Дуракин», но Марк предлагает свой вариант - «Мертвые души» Гоголя. Художник давно полюбил творчество Гоголя. Еще в 1917 году Шагал написал картину «В честь Гоголя», а в 20-х годах делал костюмы и макеты для постановки «Ревизора» в Московском государственном еврейском театре . Помимо этого, Шагалу была ближе русская литература - он сильно чувствовал связь с родиной . Воллар принял предложение художника.

С 1923-го по 1925-й год Марк Шагал трудился над гравировкой 107 досок, используя технику офорта в сочетании с гравюрой сухой иглой, акватинтой и механическими способами обработки досок. Редко кто из художников брался за такие сложные с технической точки зрения проекты. Сложной техникой работы с деревом Шагал овладел еще в Берлине.

Шагал не отходил от сюжета - практически все иллюстрации последовательно описывают действия книги. Образы гротескны: персонажи предстают в необычном виде в фантастических и уродливо-комических обликах. Образы одного героя на разных иллюстрациях настолько сильно отличаются, что их бывает непросто узнать с первого взгляда: например, лицо Чичикова постоянно меняется. А город N, в котором происходят события «Мертвых душ», напоминает родной провинциальный Витебск. К концу 1924 года он выполнил около 60 офортов, а в январе количество сделанных офортов достигло 100. Работа окончена - дело за Волларом.

Печать иллюстраций Шагала к «Мертвым душам»

В 1927 году был отпечатан первый тираж серии иллюстраций.

Одновременно с этим Анри Монго перевел текст поэмы на французский язык.

Несколько комплектов получили Воллар и Шагал, основная часть оттисков предназначалась для книги.

Но Воллар не спешил печатать, хотя для этого и была выбрана лучшая французская типография. Этого не произошло и в 30-х годах. В июле 1939 года Воллар погиб.

Лишь после Второй мировой войны в 1947 году изданием занялись дочь Шагала Ида и французский издатель Эжен Териад.

Впервые книга «Мертвые души» с иллюстрациями Шагала вышла в свет осенью 1948 года . Тираж составил 368 экземпляров. Издание представляло собой два массивных несброшюрованных тома, упакованных в футляр. Иллюстрации располагались на вкладных листах. В том же году иллюстрации были удостоены Гран-при Венецианского биеннале.

Сегодня полные серии из 96 офортов находятся лишь в трех музеях России и стран бывшего СССР: Третьяковской галерее, Эрмитаже и в музее Шагала в родном городе Витебске .

Галерея Иллюстраций

Швейцар не позволяет Чичикову посетить губернатора
Безпаспортный и полицейский
Спрашивая про дорогу
Банкет в доме начальника полиции
Банкет переходит в драку
Чичиков бреется
Ямщик кормит лошадей
Спор Плюшкина и Мавры
Встреча крестьян
Гоголь и Шагал
Иллюстрация к поэме «Мертвые души»
Иллюстрация к поэме «Мертвые души»
Копейкин и Наполеон
Птичник Коробочки
Госпожа Коробочка
Мадам Муано
Госпожа Собакевич
Манилов и Чичиков на пороге
Утренний чай
Ноздрев
Ноздрев и Чичиков
На пути к Собакевичу
Петрушка
Плюшкин угощает Чичикова
Комната Плюшкина
Деревня Плюшкина
Смерть прокурора
Прошка
Полулежащая на диване
Откровения Ноздрева
Селифан
Селифан отрывает Петрушку от уборки
Собакевич за столом
Собакевич у кресла
Дом Собакевича

История иллюстрирования "Мертвых душ" Н. Гоголя подробно освещена во многих статьях, книгах, специальных исследованиях. Известно, например, что после классических иллюстраций, исполненных в 1846 - 1847 годах А. Агиным и гравированных Е. Бернадским, наступает довольно длительный перерыв.

Некоторый свет на творческое лицо Н. Ивашенцева проливают другие рисунки и акварели, поступившие вместе с иллюстрациями к Н. Гоголю в собрание автора этих строк и датированные 1835 - 1858 годами. Среди них есть и портреты - художника: гр. Ф. Толстого, князя М. Воронцова, генерала Хрулева, графа Остен-Сакена, князя А. Гагарина и других, исполненные достаточно профессионально и с несомненным портретным сходством, и пейзажи, и анималистические сюжеты, и иллюстрации, в том числе весьма любопытная к "Робинзону Крузо"(1850). Наиболее интересны, пожалуй, зарисовки народных типов, привлекающие внимание своей конкретностью, сдержанным и уважительным отношением автора к своим моделям. Надо полагать, что хотя Н. Ивашенцев и затерялся со временем среди более крупных и оригинальных мастеров русского графического искусства середины прошлого века, но творчество его развивалось в русле демократического реализма тех лет.

Будем надеяться, что дальнейшие розыски принесут более полные сведения об этом забытом художнике, одном из иллюстраторов "Мертвых душ".

Г. Островский. 1978 г.


Цель: проследить жизнь поэмы Гоголя в иллюстрациях разных времен План: 1.Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век) 2. Иллюстрации художников XX века Иллюстрации художников XX века 3.Иллюстрации художников XXI векаИллюстрации художников XXI века 4.ВыводыВыводы 5.Словарь терминов


XIX век Иллюстрации к «Мертвым душам», от которых в 1846 году отказался Гоголь, были впервые сделаны Александром Алексеевичем Агиным и гравировались для печати на дереве Евстафием Бернардским. Александр Алексеевич Агин () русский художник. Главная работа 104 иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя, гравированные на дереве его постоянным сотрудником Е. Е. Бернардским. Бернардский Евстафий Ефимович () русский гравёр, рисовальщик. Наибольшую известность получила серия ксилографий к поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, гравированная в с рисунков А. А. Агина.ксилографий


XIX век Иллюстрации Агина не статичны. Сквозь них протекает динамика сюжета. Иные важные эпизоды разыграны в целых цепочках рисунков. В них Чичиков торгуется с Собакевичем, беседует с Плюшкиным, спорит с Ноздревым. За поведением агинского Чичикова следишь как за актером в роли.




XIX век Внимательный и умный читатель, Агин нашел для основных персонажей книги отчетливые зримые образы, которые воплотил не только в лицах, но и в особом складе каждой фигуры, в индивидуальной пластике движений и жестов. Строит образ не столько благообразно-округлое лицо Чичикова, сколько его скользящие движения, плавные полупоклоны, являющие совершенную светскость, однако с той ноткой развязности, которая и позволяет ощутить его настоящий характер.


Петр Михайлович Боклевский () Развивая традиции сатирической графики 1840-х гг., Боклевский выработал жанр психологически заострённого социального портрета литературного героя. графики XIX век






Еще один значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ» предпринял в начале 1890-х годов Петр Соколов. Соколов Петр Петрович () - русский живописец и график.график. XIX век




XIX век Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа и делает это иной раз даже в тех случаях, когда иллюстрируемый эпизод сам по себе не включает изображения народной жизни В сцене «Чичиков перед шкатулкой», где Соколов с большой убедительностью трактует образ главного героя, художник считает нужным показать на заднем плане и возникающие перед мысленным взором Чичикова образы «беглых» душ.




Плюшкин Живописец- передвижник В. Е. Маковский писал акварели на темы «Мёртвых душ» в годах, не предназначая свои работы на роль иллюстраций. XX век




Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович Михаи́л Васи́льевич Куприя́нов () Никола́й Алекса́ндрович Соколо́в () Порфи́рий Ники́тич Крыло́в () XX век


И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных Из 37 рисунков 10 штриховые, остальные - полутоновые, исполненные черной акварелью. Они выполнены в традиционной для кукрыниксов манере - в жанре карикатуры. Карикатуристом, как помнит читатель, был и Петр Михайлович Боклевский. Но в его психологических портретах героев «Мертвых душ» нет почти ничего от карикатуры. черной акварелью. карикатуры XX век




Собакевич. XX век Однако при первом взгляде на рисунки становится ясным, что в этом своем стремлении художники переступили границы, доступные иллюстратору, и не учли особенностей гоголевского стиля, что обусловило определенную односторонность иллюстраций». В образах, созданных Кукрыниксами, Демосфенова видит «элементы излишней карикатурности, что сильно мешает восприятию»


Шагал Марк Захарович, график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 векаавангарда Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923– 1930 годах островыразительные иллюстрации к "Мертвым душам» XX век




XX век Шагал не очень заботился и о зримом облике героев, о цельности их портретных характеристик. Даже Чичиков, переходя из одного листа в другой, будто меняет свои гротескные маски. Ноздрев и Чичиков. На одном из его рисунков мы видим огромного, нависшего над маленьким Чичиковым Ноздрева.


XX век Шагал был слишком субъективным, глубоко погрузившимся в свой собственный, фантастически преображенный мир художником, чтобы покорно следовать даже за таким мощным автором, как Гоголь. Точнее будет сказать, что это шагаловская Россия, поставленная в параллель гоголевскому миру «Мертвых душ». Чичиков и Манилов


С.А. Алимов написал 16 картин к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». Тема гоголевских произведений – одна из основных в творчестве художника. Работая над гоголевским циклом, Алимов проникся идеей нового прочтения классики. Он обратился к литературоведческим трудам, письмам Н.В. Гоголя для полного погружения в личность писателя. XX век Али́мов Серге́й Алекса́ндрович (25 апреля 1938) российский художник мультипликационного кино, график.












Сам Сергей Чайкун так говорил о произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» и своем увлечении к нему: «Для меня Николай Васильевич Гоголь - абсолютный гений. Я "заболел" Гоголем еще в школе... Позже в студенческие годы, планомерно и жадно поглащая всего Гоголя, каждое его произведение, читанное и перечитанное, меня ошеломляло, как и при первом знакомстве». XXI век








XXI век На этой картине мы видим Чичикова, сидящего в бричке, но видим не прямо, а через колесо этой самой брички. Колесо символизирует замкнутость, невозможность что-либо изменить, бесконечность и повторяемость событий. Все это напрямую связано с Чичиковым, его судьбой, жизненным путем.




"Птица-тройка Русь" (2009) XXI век


Выводы: Поэма Гоголя «Мертвые души» во все времена привлекала художников. И работы выполняли художники разных течений: реализма, авангарда, сюрреализма. Иллюстрации выполнены в разных техниках: ксилография, акварель, черная акварель, компьютерная графика. Иллюстрации написаны в разных жанрах: портрет, бытовые картины, карикатура. А прием, который использовали многие художники, - гротеск. Изображали художники как отдельных персонажей, так и многофигурные композиции, не забывая о пейзажах и интерьерах. Привлекал художников и образ дороги и птицы-тройки.


Словарь Ксилография гравюра на дереве, древнейшая техника гравюры Графика вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Литография способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. Торцовая гравюра -способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева


Акварель - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи и графики. Черная акварель - живописная техника, использующая специальную акварельную краску черного цвета. Карикатура - жанр изобразительного искусства, в сатирической или юмористической форме изображающий какие-либо социальные, общественно- политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.


Авангард - (фр. Avant-garde «передовой отряд») обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически- боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Словарь


Сюрреализм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов..


Компью́терная гра́фика область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.


Е.Л.Немировский. Иллюстрированные издания «Мертвых душ» Н.В.Гоголя (Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве (Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"


(Агин 1) (Агин. У Коробочки) (Агин. Плюшкин) (Боклевский. Ноздрев) (Болевский. Собакевич) (Боклевский. Коробочка) (Боклевский. Манилов)


Ache/img_1600x1600/02_14.jpg (рамка) ache/img_1600x1600/02_14.jpg (Чайкун) (сайт художника Чайкуна) istorija/006-Illjustratsii.html (Чичиков перед шкатулкой. Соколов) istorija/006-Illjustratsii.html File/foto/9.jpg (Шагал) File/foto/9.jpg b.jpg Пластинина Птица - тройка b.jpg