русский советский живописец-пейзажист, график и педагог
Аркадий Рылов
Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в (17 (29) января 1870, с. Истобенск, Вятской губернии - 22 июня 1939, Ленинград) - русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.
Член объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», АХРР, член-учредитель Ленинградского Союза художников, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Аркадий Александрович Рылов вырос в семье отчима - нотариуса (родной отец был психически болен).
Учился в Санкт-Петербурге, сначала в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1888-1891) и у Константина Крыжицкого. Затем в 1894-1897 годах учился в Академии художеств у А. И. Куинджи. Участвовал в создании объединений «Мир искусства», Союз русских художников. С 1915 года - академик живописи.
В окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме. Кроме того, А. А. Рылов успешно работал как художник-иллюстратор и писал эссе о природе.
А. А. Рылов был председателем Общества художников имени А. И. Куинджи.
С 1902 года вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, с 1917 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1918 года). Сотрудничал в журнале «Чиж».
После революции Рылов продолжал активно заниматься творческой и педагогической работой. А. А. Фёдоров-Давыдов называл Рылова "выдающимся советским пейзажистом ", а его картину "В голубом просторе" (1918, ГТГ) рассматривал в ряду "тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи ". После образования в 1932 году ЛОССХ Рылов участвовал во всех его крупнейших выставках, начиная с Первой выставки ленинградских художников 1935 года. Его работы во многом определяли многогранный облик ленинградской пейзажной живописи 1920-1930-х годов.
В качестве профессора ЛИЖСА Рылов внёс большой вклад в подготовку новых поколений художников, оказав прямо или опосредованно влияние на состояние и развитие советской пейзажной живописи в последующие десятилетия. Достаточно сказать, что среди его учеников были такие известные мастера этого жанра как А. М. Грицай, Б. В. Щербаков, Н. Е. Тимков. Своим "учителем " и "любимым художником " называет Рылова известный ленинградский и петербургский художник Н. Н. Галахов, чья учёба в ЛИЖСА и последующее творчество в жанре пейзажа пришлись уже на послевоенные десятилетия.
Зелёный шум. 1904
Холст, масло. 107×146 см
Сосны. 1919
Холст на картоне, масло. 31×44 см
Сочинский художественный музей
В лесу. 1905
Холст, масло.
Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых
Закат. 1917
Холст, масло.
В голубом просторе. 1918
Холст, масло. 109×152 см
Третьяковская галерея
В. И. Ленин в Разливе в 1917 году. 1934
Холст, масло.
Государственный Русский музей
Наибольшую известность получили картины Рылова «Зелёный шум» (1904), «В голубом просторе» (1918) и «В. И. Ленин в Разливе в 1917 году» (1934). Другие его работы.
Рылов Аркадий Александрович (1870-1939)-известный русский советский живописец-пейзажист,график и символист, ученик Штиглица и Архипа Куинджи.
Аркадий Александрович Рылов родился 17(29) января 1870 года в селе Истобенское Вятского уезда Вятской губернии (ныне Истобенск Кировской области)в семье чиновника. Рождение мальчика произошло в пути, по дороге родителей Аркадия в Вятку. В связи с тяжёлым заболеванием отца, который страдал сильным нервным расстройством, воспитание мальчика проходило в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке. Детство и юность будущего художника прошли в окружении суровой, но в то же самое время колоритной северной природы, яркие впечатления о которой Рылов сохранил впоследствии на всю жизнь. Семья мальчика в Вятке жила на берегу широкой и полноводной одноимённой реки.Край лесов, озер и рек с раннего детства покорил художника своей красотой, заставив его полюбить природу страстно и на всю жизнь. Будучи ещё подростком, Рылов любил целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая за утками или подолгу следить за непоседливыми пушистыми белками.
В 1888 году, после окончания школы в Вятке он приехал в Петербург, где по совету родственников поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, обучаясь в нём вплоть до 1891 года, занимался у известного художника и педагога К.Я. Крыжицкого (1858-1911). Параллельно Аркадий Рылов занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств.
В 1893 году Аркадий Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, а спустя еще год его пригласил к себе в мастерскую Архип Иванович Куинджи(1841-1910), выдающийся российский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Рылов в буквальном смысле боготворил своего учителя, обучение у которого было давней и заветной мечтой молодого художника.
Аркадия Рылова в полном мере можно считать учеником и последователем Куинджи, навсегда сохранившим в своём творчестве привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом всегда следовавшим завету учителя как можно больше работать на натуре.
Уже первая работа, созданная Рыловым после окончания Академии художеств – “Догорающий костёр” (1898 год) – обратила на себя внимание критиков, и была приобретена П.М. Третьяковым.
К началу 1900-х годов мастерство Аркадия Александровича Рылова достигло зрелости. За картину “С берегов Вятки” художник получил золотую медаль в Мюнхене.
Участвовал А.А. Рылов и в знаменитой выставке 1901 года в Москве, где были представлены самые крупные объединения художников того времени. В 1902 году он был приглашён на престижный венский Сецессион, а с 1908 года — стал постоянным участником выставок Союза русских художников под руководством А. Васнецова.
В 1904 г. появилась его знаменитая работа «Зеленый шум». Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников художника поразило молодое, радостное чувство, которым оказался пронизан пейзаж. Это образ вечно торжествующей, вечно меняющейся жизни, когда один момент быстро сменяет другой и все они равно прекрасны. Динамично пространственное решение сюжета- это противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали.
Талантливого русского пейзажиста признал и Париж, считавшийся законодателем в искусстве. За пейзаж “Зелёный шум” Аркадий Александрович Рылов был избран действительным членом почетного жюри парижского Салона (выставки). И не просто, а с правом выставлять там свои картины без предварительного обсуждения жюри, что явилось высочайшей оценкой его мастерства.
Тем же радостным чувством и аналогичным пространственным построением характеризуется и другая известная работа художника «В голубом просторе» (1918), на которой изображено весеннее ветреное утро над волнующимся морем, потоки золотистых лучей восходящего солнца, летящие на родину белые лебеди, земля с остатками сходящего снега и легкое парусное судно, устремленное навстречу солнечным лучам. Этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова — основоположником советской пейзажной живописи.Картина “В голубом просторе”относится к числу тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи.
Но творчество художника отмечено пейзажами и с иным душевным настроением. В этой связи в первую очередь стоит отметить работу «Глушь» (1920), в которой болото с черной водой заполняет весь первый план, а за ним — мрачный, тревожный лес…..
Хотя, справедливости ради, стоит всё же отметить, что жизнеутверждающих произведений у художника намного больше: «Жаркий день», «Полевая рябинка», «Островок» (все 1922), «Березовая роща» (1923), «Старые ели у реки» (1925), «Лесная река» (1928), «Домик с красной крышей» (1933), «В зеленых берегах» (1938) и многие другие….
В 1915 году Аркадий Александрович Рылов стал академиком живописи.
Стремление быть как можно ближе к природе, заставляло Аркадия Рылов каждое лето,начиная с 1902 и по 1914 год, приезжать в Воронежскую губернию, на живописные берега реки Оскол, в усадьбу своего товарища по училищу Штиглица А.П. Рогова, впоследствии художника по мозаике и преподавателя Петербургской Академии художеств. Для работы Аркадий Александрович даже построил летнюю мастерскую на опушке леса, из которой открывался живописный вид на Оскол. Эта мастерская, по своему облику и резным украшениям напоминавшая сказочную избушку, запечатлена художником в этюде «Красный домик» (1910).
Аркадий Александрович мог часами наблюдать за животными, птицами, насекомыми в лесу или на реке ранним утром, днём, вечером и глубокой ночью. Природа с берегов Оскола внесла новые краски в палитру переживаний и сюжетную тематику художника. На картинах 1910-1920 годов появляется лесостепной пейзаж и река среди леса. Этому краю А.А. Рылов посвятил картины «Весна на Осколе», «Весеннее утро. Река Оскол», «Весна. Река Оскол», «Река Оскол», «Осока. (Река Оскол)». Все они хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги, Костромы, Казани.
Рылов обладал редким даром единения с животным миром — он был также тонким анималистом, вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. Известно, что у художника в мастерской был целый уголок леса, где гуляли его обитатели — обезьяна, зайцы, белки, птицы и другие животные. Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Звери и птицы Аркадия Александровича не боялись.
Аркадий Александрович Рылов обладал еще одним даром — педагогическим. До революции он вел «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (в 1902-1918 годах), а затем преподавал в Академии Художеств (в 1918-1929) и в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-1926). Аркадий Рылов на всю жизнь сохранил в памяти светлый образ своего учителя А.И. Куинджи и в собственной педагогической работе использовал его приемы. Его советы и указания ценили не только ученики, но и маститые художники. Столь же ценили его редкую душевную чистоту и любовь к людям.
Успешно работал Рылов и как художник-иллюстратор (журнал «Чиж», 1936; книги В.В.Бианки «Теремок», 1936, и «Сказки зверолова», 1937). Написал книжку очерков о природе, оформив их собственными акварелями («Когда это бывает», 1936; издана в 1946году).
Аркадий Рылов был членом художественных объединений (“Мир искусства”, “Союз русских художников”, “Община художников”, АХРР), принимал участие во всероссийских и зарубежных выставках. При жизни художника состоялись его персональные выставки в Ленинграде и Москве.
Аркадий Рылов постоянно поддерживал связи с Вяткой, приезжал на этюды, был почетным членом Вятского художественного кружка, участвовал в выставках и в создании местного музея. В Вятском художественном музее хранятся 104 работы Аркадия Рылова, большая их часть – дары самого автора и его вдовы С.Л. Рыловой.
22 июня 1939 года Аркадий Александрович Рылов скончался в возрасте 69 лет в Ленинграде, где и был похоронен. Посмертно вышли его ценные «Воспоминания».
«Рыловых природой отпускается очень, очень скупо», — писал друг художника М. В. Нестеров после печального известия о его смерти В историю русской живописи Аркадий Александрович Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей — «Зеленый шум» и «В голубом просторе», хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.Его творчество является важной частью русской реалистической живописи первой трети ХХ века.Произведения художника хранятся во многих музейных и частных собраниях.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г.,Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001. - 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние
Живописец, график.
Родился в семье служащего. В 1888–1891 учился в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица у К. Я. Крыжицкого и Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1894 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, занимался в мастерской А. И. Куинджи. В 1897 за картину «Набег печенегов на славянскую деревню» получил звание художника. Годом позже вместе с другими учениками Куинджи совершил путешествие в Германию, Францию, Австрию, организованную и профинансированную Куинджи. С 1898 участвовал в Весенних выставках в залах Академии художеств.
Жил в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). В 1901 за работу «С берегов Вятки» награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене. В 1902 вошел в «Мир искусства». Экспонировал свои картины также на выставках «36 художников» (с 1901), Венского Сецессиона (1902), Нового общества художников (с 1905), Московского товарищества художников (1908), Салоне В. А. Издебского (1909–1910). В 1906–1907 принял участие в выставках русского искусства, организованных С. П. Дягилевым в Париже и Берлине. В 1909 выступил одним из основателей Общества Куинджи. В 1911 стал членом и постоянным экспонентом Союза русских художников.
Работал в области журнальной графики, под псевдонимом Аркан выполнял рисунки для журнала «Театр и искусство». Был участником рисовальных вечеров Е. С. Зарудной-Кавос. В 1900-х–1910-х неоднократно совершал поездки в Крым, на Кавказ, в Финляндию, Витебскую, Воронежскую, Самарскую, Орловскую губернии. В 1912 посетил Стокгольм. С 1902 по 1918 вел анималистический класс в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1915 был избран академиком.
После Октябрьской революции 1917 преподавал в Петроградских свободных художественных мастерских, с 1923 - во ВХУТЕМАСе, с 1925 - во ВХУТЕИНе. Параллельно в 1919–1923 вел занятия в Военно-морском училище, в 1923–1926 преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.
В 1920 в Петрограде состоялась первая персональная выставка художника, за ней последовали выставки в 1934–1935 в Ленинграде и Москве. В 1924–1925 работы Рылова экспонировались на выставке русского искусства в Нью-Йорке. С 1923 являлся членом «Общины художников», в 1925 вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1925–1928 являлся председателем Общества Куинджи.
В 1935 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1936–1937 создал иллюстрации к книгам В. В. Бианки «Теремок» и «Сказки Зверолова». В 1936 написал книгу очерков о природе «Как это бывает», которую сопроводил собственными акварелями (издана в 1946).
Ретроспективные выставки произведений Рылова были организованы в Государственном Русском музее (1940, 1962), Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР (1970). В 1990 прошла ретроспектива мастера в Кирове.
Рылов - один из крупнейших мастеров первой половины XX века, продолжавший в своем творчестве традиции русской пейзажной школы, в частности Куинджи. Отличительными особенностями его искусства являются романтически-возвышенный, часто эпический, мотив изображения, внимание к эффектам освещения, декоративное понимание цвета. Художник много работал с натуры, но на пленэре, как правило, создавал лишь этюды, предпочитая писать картину в мастерской. Колорит его картин в основном плотный, насыщенный.
В разные периоды своей художественной деятельности Рылов испытал влияние импрессионизма и модерна. Расцвет его творчества приходится на 1900-е - 1910-е, когда были созданы наиболее известные работы - «С берегов Вятки» (1901), «Зеленый шум» (1904), «Березы» (1916), «В голубом просторе» (1918) и другие.
Произведения Рылова находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства
Рылов Аркадий Александрович - (1870 1939), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Пейзажист. Учился в петербургской АХ (1894 97) у А. И. Куинджи. Член объединения Мир искусства, Союз русских художников, АХРР. В своих мажорных по звучанию и… … Художественная энциклопедия
Рылов Аркадий Александрович - (18701939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в ЦУТРе (188891) и АХ (189497; академик с 1915). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (190218), ПГСХМ ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (191829). Член… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Рылов Аркадий Александрович - , советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в петербургской АХ у А. И. Куинджи. Член объединений «Мир искусства», «Союз русских… …
РЫЛОВ Аркадий Александрович - (1870 1939) российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1935). Эпические, мажорные по образному строю пейзажи картины (Зеленый шум, 1904; В голубом просторе, 1918) … Большой Энциклопедический словарь
Рылов Аркадий Александрович - (1870 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в ЦУТРе (1888 91) и АХ (1894 97; академик с 1915). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1902 18), ПГСХМ ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (1918 29). Член объединения «Мир искусства» … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Рылов Аркадий Александрович - (1870 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Эпико романтические, мажорные по образному строю пейзажи картины («Зелёный шум», 1904; «В голубом просторе», 1918). * * * РЫЛОВ Аркадий Александрович РЫЛОВ Аркадий Александрович… … Энциклопедический словарь
Рылов, Аркадий Александрович - Род. 1870, ум. 1939. Живописец (пейзажист). Участник Общества имени А. И. Куинджи. Полотна: "Зеленый шум" (1904), "В голубом просторе" (1918) и др. Заслуженный деятель искусств России (1935) … Большая биографическая энциклопедия
РЫЛОВ - Аркадий Александрович (1870 1939), российский живописец. Эпико романтические, мажорные по образному строю пейзажи картины (Зеленый шум, 1904; В голубом просторе, 1918) … Современная энциклопедия
Рылов - Рылов русская фамилия. Известные носители: Рылов Рылов, Аркадий Александрович (1870 1939), русский художник пейзажист. Рылов, Артур Игоревич (р. 1989) российский футболист. Рылов, Владимир Алексеевич (р. 1947) российский дирижёр … Википедия
Рылов - Аркадий Александрович , советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в петербургской АХ у А. И. Куинджи. Член объединений… … Большая советская энциклопедия
Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в (17 (29) января , с. Истобенск , Вятской губернии - 22 июня , Ленинград) - русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.
Аркадий Александрович Рылов вырос в семье отчима - нотариуса (родной отец был психически болен).
Учился в Санкт-Петербурге, сначала в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1888-1891) и у Константина Крыжицкого . Затем в -1897 годах учился в Академии художеств у А. И. Куинджи . Участвовал в создании объединений «Мир искусства », Союз русских художников . С 1915 года - академик живописи.
В окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме. Кроме того, А. А. Рылов успешно работал как художник-иллюстратор и писал эссе о природе.
А. А. Рылов был председателем Общества художников имени А. И. Куинджи .
С 1902 года вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств , с 1917 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1918 года). Сотрудничал в журнале «Чиж».
После революции Рылов продолжал активно заниматься творческой и педагогической работой. А. А. Фёдоров-Давыдов называл Рылова "выдающимся советским пейзажистом ", а его картину "В голубом просторе" (1918, ГТГ) рассматривал в ряду "тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи ". После образования в 1932 году ЛОССХ Рылов участвовал во всех его крупнейших выставках, начиная с Первой выставки ленинградских художников 1935 года. Его работы во многом определяли многогранный облик ленинградской пейзажной живописи 1920-1930-х годов.
Rylov Sunset 1917.jpg
Закат. 1917
Холст, масло.
A. Rylov. Lenin v Razlive -2.jpg
В. И. Ленин в Разливе в 1917 году. 1934
Холст, масло.
Государственный Русский музей
Наибольшую известность получили картины Рылова «Зелёный шум» (1904) и «В голубом просторе » (1918) . Другие его работы:
Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.