Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Достоин ли мармеладов сострадания и почему. Миссия Сонечки Мармеладовой (Достоевский Ф

Достоин ли мармеладов сострадания и почему. Миссия Сонечки Мармеладовой (Достоевский Ф

Биография и эпизоды жизни Велимира Хлебникова. Когда родился и умер Велимир Хлебников, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, публициста, ученого, фото и видео.

Годы жизни Велимира Хлебникова:

родился 28 октября 1885, умер 28 июня 1922

Эпитафия

«Он бросил перчатку столетьям бегущим -
И стали столетья послушней овец,
Он родину творчества видел в грядущем,
Времен отдаленных дитя и певец,
И вечно скитался, без быта, без крова,
Язычником - солнцепоклонником Слова».
Из стихотворения Максима Лаврентьева

Биография

Один из самых загадочных поэтов XX века, Велимир Хлебников, родился в семье ученого-орнитолога, и любовь к науке ему прививали с детства. Даже в своих стихах Хлебников постоянно размышлял о законах времени и о связи его с пространством. Как и любому гению, ему была уготована недолгая, горькая судьба. Он так и ушел - непонятым, неувиденным, осуждаемым, что, впрочем, не помешало следующим поколениям оценить глубину его таланта и масштаб личности.

Биография Хлебникова берет свое начало в Астраханской губернии. В детстве мальчик хорошо учился, особенно увлекаясь историей, математикой, орнитологией, языками и литературой. Уже в старших классах гимназии Хлебников начал писать стихи. И хотя он учился сначала на физико-математическом факультете, а затем на факультете естествознания, в итоге он все же переехал в Санкт-Петербург, пожелав связать свою жизнь с литературой, но так и не окончил историко-филологический факультет. Хлебникову было не до учебы - он был увлечен творчеством.

Конечно, он привлекал к себе внимание - оригинальный, с широким кругозором, самостоятельными резкими взглядами. Сначала он сблизился с модернистами, затем - с футуристами, правда, оберегая русский язык от иностранных слов, предпочитал называть их «будетлянами». Но творчество приносило Хлебникову очень низкие доходы - у него не было ни собственного дома, ни официальной работы, ни денег. Часто он жил у друзей, у знакомых, а иногда - и у случайных людей. И ни на день не переставал усердно, почти одержимо работать. В нем жило сразу несколько личностей - фантаст, ученый, поэт, публицист. После очередного произведения Хлебникова Осип Мандельштам отозвался о поэте весьма лестно и с верой в его блестящее будущее: «Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие…»

Правда же была в том, что Хлебников был настолько самобытен, что существовать в рамках какого-либо течения, группы просто не мог. Так, он нередко конфликтовал с издателями и коллегами по цеху, а в футуризме, ярким представителем которого считался, и вовсе разочаровался. Это заставляло его еще больше переезжать и еще усиленее работать. От частых переездов и плохого образа жизни здоровье Хлебникова было подорвано. Вместе со своим другом, художником Митуричем, Хлебников отправился в деревню Санталово, где тяжело заболел и вскоре скончался. Причиной смерти Хлебникова стал парез. Похороны Хлебникова прошли в деревне Ручьи, недалеко от места рождения поэта, спустя несколько лет он был перезахоронен в Москве - могила Хлебникова теперь находится на Новодевичьем кладбище.

Линия жизни

9 ноября 1885 г. Дата рождения Велимира Хлебникова (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников).
1903 г. Окончание гимназии в Казани, поступление на физико-математический факультет Казанского университета.
1905 г. Публикация статей Хлебникова по орнитологии.
1908 г. Публикация литературных произведений Хлебникова, перевод в Санкт-Петербургский университет.
1911 г. Исключение Хлебникова из Санкт-Петербургского университета.
1913 г. Выход первого авторского сборника стихотворений Хлебникова «Ряв!».
1919 г. Лечение в психиатрической больнице с целью уклонения от призыва.
1920 г. Написание поэм «Ночь в окопе», «Ладомир», «Царапина по небу».
1921 г. Написание поэм «Ночной обыск», «Ночь перед Советами».
1921 г. Посещение Персии в качестве корреспондента газеты «Красный Иран», переезд в Москву.
1922 г. Выход книги «Доски судьбы».
28 июня 1922 г. Дата смерти Хлебникова.
29 июня 1922 г. Похороны Хлебникова.

Памятные места

1. Село Малые Дербеты, Калмыкия, где родился Хлебников и где сегодня установлен памятник Хлебникову.
2. Казанский государственный университет, где учился Хлебников.
3. Санкт-Петербургский государственный университет, где учился Хлебников.
4. Башня Иванова, где размещалась «Академия стиха», которую посещал Хлебников в 1909-1910 гг.
5. Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани.
6. Мемориальная доска Хлебникову с его стихотворением на доме в Лейдене, Нидерланды.
7. Новодевичье кладбище, где похоронен Хлебников.

Эпизоды жизни

Велимир Хлебников обладал сложным, весьма необычным характером. Даже Маяковский, признаваясь в любви к Хлебникову, которого он считал очень образованным и остроумным человеком, замечал, что с годами Хлебников становился все более ранимым, обидчивым, воспринимая любую шутливую или резкую фразу как непризнание его талантов.

Хлебников много времени уделял историческим исследованиям, а также был уверен, что в развитии человечества существует закономерность и периодичность. Много лет он занимался математическими вычислениями - например, в 1908 году в воззвании к славянским студентам он предсказал события 1915 года. А в 1912 году - предрек революцию 1917 года, в результате которой, по его вычислениям, должна была произойти гибель Российской империи.

Завет

«У гения своя дорога».

«Разве до нас строились законы, которых нельзя нарушить! Только мы, стоя на глыбе будущего, даем такие законы, какие можно не слушать, но нельзя ослушаться. Они нерушимы».


Передача о Велимире Хлебникове из цикла «Поэты XX века»

Соболезнования

«И Хлебников удалился — умер, умер от истощения и голода, оставил свое дело незавершенным, но путь — показал, „озарил“ тех, кто мучился в бездорожье и смутно чувствовал какую-то другую правду, чем та, которой мы живем сейчас».
Николай Лапшин, художник

Биография Велимира Хлебникова поражает и удивляет, ведь как один человек смог за свою недолгую жизнь буквально изменить историю. Сейчас об этом поэте и писателе говорят, пишут книги, снимают кино. И лишь малая толика людей знакома с истинной биографией Велимира Хлебникова. Давайте узнаем, чем русский деятель заслужил столь пристальное внимание и признание от его почитателей.

Начало пути (детство)

Биография Велимира Хлебникова содержит немало удивительных фактов, и один из них - это его имя. На самом деле поэта звали Виктором Владимировичем Хлебниковым, но деятель нередко использовать всем известный псевдоним - Велимир. Также прозаик писал и под именем "Е. Лунева".

Биография Велимира Хлебникова началась в 1885 году (9 ноября), когда будущий великий поэт родился в семье ученых. Отец его был орнитологом, а мать изучала и преподавала историю. Его родиной считается Малодербетовский улус сейчас же эти земли включены в территорию Калмыкии.

Это удивительно, но будущий прозаик и поэт изначально закончил физико-математический факультет, но параллельно Велимир создавал небольшие пьесы. Так, будучи 19-летним студентом, он отправил на публикацию одну из своих работ в издательство, которое курировалось под эгидой Максима Горького. Однако первая попытка не увенчалась успехом. На этом творческая биография Велимира Хлебникова не закончилась, а наоборот, стала набирать необычный оборот.

Студенческие годы

Составить краткую биографию Велимира Хлебникова практически невозможно, ведь это действительно выдающийся человек. Казалось, он всегда стремился добиться успеха, но постоянно выбирал не тот путь. Так, в 1904 году деятель продолжил обучение на физико-математическом факультете, а спустя четыре года решил стать филологом и историком в одном лице. Однако не смог продолжить обучение и спустя три курса подал на увольнение.

За время обучения Виктор Владимирович увлекался орнитологией, как и его отец - Владимир Алексеевич. В 1903 году деятель смог посетить Дагестан, а через два года отправится на Северный Урал. Возможно, регулярные экспедиции и воспитание его отца развили у поэта тягу к писательскому ремеслу, ведь еще до первых пьес он делал множество заметок, которые затрагивали не только птиц, но и психологию, биологию, философию, этику. Можно сказать, что первыми публикациями в биографии Велимира Хлебникова были статьи об орнитологии.

Символизм как начало творческого пути

Если рассказывать краткую биографию Велимира Хлебникова, то можно заметить, что у поэта была сложная и трудная судьба. Будучи 22-летним парнем, будущий прозаик вступил в круг символистов. Символизм - направление в искусстве, где нередко используется определенная символика, придающая некую таинственность в литературе или живописи.

Виктор Владимирович увлекался язычеством и русской культурой, отчего нередко использовал описания или детали в своих трудах. Юный деятель успел познакомиться и с и с Александром Блоком. Можно сказать, что прозаик вдохновлялся от символизма как от особого направления в искусстве, отчего создавал работы, где нередко упоминались вымышленные языческие божества, которых в оригинале никогда не существовало.

Творчество в биографии Велимира Хлебникова играет весомую роль, ведь прозаик в своих работах четко упоминает славянскую мифологию. Об этом говорят его труды, такие как "Воззвание учащихся славян". Но если символизм не искоренялся в Русской Империи, то панславизм, который призывал людей к военным действиям в смутное время, мог быть наказуемым по отношению к поэту. Данная идеология, затронувшая биографию и творчество Велимира Хлебникова, призывала принудительно объединить всех славян в Восточной Европе.

Любовь и тяга к символизму никогда не оставляла русского деятеля, лишь иногда его интерес переключался на восточную религию. Впоследствии это сыграло большую роль и после ряда популярных работ, таких как "Зверинец", Виктор Владимирович стал изучать санскрит (древний язык Индии) и поступил на факультет восточных языков.

Творческая стезя

Ярким событием в биографии Велимира Хлебникова был поход в квартиру Вячеслава Иванова, где и совершилось событие, сделавшее в буквальном смысле псевдоним деятеля. Тогда еще Виктор Владимирович посетил знаменитую "Башню" в Петербурге, где проживал поэт В. Иванов. В этом историческом месте собирались уникальные личности, такие как Александр Блок, Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Ася Тургенева. Именно в этой квартире все будущие поэты и писатели, циркачи и художники, музыканты и научные деятели окрестили Виктора знаменитым на всю Россию псевдонимом - Велимиром.

Именно общение с выдающими личностями и начали создавать необычную творческую биографию поэта Велимира Хлебникова. В "Башне" деятель познакомился с Маяковским и Бурлюком, а впоследствии вместе с ними опубликовал сборник стихов "Садок судей". В отличие от поэтов, Виктор Владимирович никак не мог свыкнуться с мыслью, что его окрестили футуристом, поэтому он создал новое слово - "будетляне", что в переводе с личного языка поэта и означало "будущее".

Еще один необычный факт в краткой биографии Велимира Хлебникова: деятель всерьез увлекался созданием новых слов, а некоторые из них дошли и до нового поколения в 21 веке. Например, слово "самолет" принадлежит Виктору Владимировичу.

Тяжелые времена

Интересный факт из биографии Велимира Хлебникова: русский поэт и прозаик был настоящим бунтарем, что сказывалось на его образе жизни. Даже в самый расцвет своей творческой карьеры мужчина был вынужден скитаться по холодным комнатам, питаясь дешевыми крупами и черствым хлебом. Он жил только лишь на те деньги, которые получал от своих родителей. Иногда Хлебников давал уроки истории или размещал свои труды в журналах, но и этого заработка не хватало даже на то, чтобы хоть как-то наладить свой быт и жить как все. Эти сложные периоды нередко отражаются в стихах и статьях Виктора Владимировича.

Несмотря на это, судя по краткой биографии Велимира Хлебникова, можно сказать, что человек всегда был верен своим интересам и не поддавался чужому влиянию. За это он мог благодарить свое бунтарство и желание постоянно развиваться, экспериментировать. Его жизнь отчасти напоминает судьбу героя Джека Лондона в книге "Мартин Иден", только стремление Велимира было вызвано любовью к созданию новых слов, к философским размышлениям, но никак не к женщине.

Необычные факты и события

Интересные факты из биографии и жизни Велимира Хлебникова помогут читателю узнать характер русского деятеля и его образ жизни. Например, из-за того, что поэт часто перемещался из одной жилплощади на другую, многие рукописи во время переезда терялись. Несмотря на тягу к творчеству и любовь к записям, Виктор Владимирович не берег свои работы, отчего до сих пор неизвестно сколько на самом деле было создано стихов и пьес.

О рассеянности и небрежности говорили друзья деятеля, вспоминая один случай из жизни: во время очередной экспедиции Велимиру пришлось разжечь огонь в степи холодной ночью, где не было ни одного дерева или кустика. Чтобы не замерзнуть, писатель хладнокровно начал сжигать свои работы.

Другие интересные факты:

  • Виктор Владимирович был не от мира сего. Если его тягу к мистике и мифам можно было понять, то как объяснить прозвища, которые давал сам себе поэт? Он нередко называл свою персону марсианином, а позже, когда начал изучать санскрит, называл йогом.
  • Это воистину уникальный человек, каких в России крайне мало. Кругозор деятеля настолько широкий, что в него входили такие дисциплины, как химия, биология и математика. Параллельно Хлебников увлекался японским языком, подробно изучал труды Платона и Спинозы, пытался стать музыкантом.
  • Если говорить кратко о биографии и творчестве Велимира Хлебникова, то этот человек имел несгораемую тягу к приключениям и путешествиям. Его привлекал Кавказ, Баку, Северный Иран. За плечами писателя проложен путь по Каспийским степям и Персии.

Странное поведение деятеля

До сих пор ведутся споры по поводу психического здоровья Хлебникова. Одни утверждали, что юный прозаик помешался на своих интересах, чем и оправдывают его странное, чудаческое поведение. Кто-то, наоборот, говорил, что этот человек просто своеобразен, отчего ему удавалось создавать действительно шедевральные работы.

Описывали деятеля так: "Он был непрактичным, но при этом горел творчеством. Готов был жертвовать последними штанами ради создания новой работы". И действительно, многие отмечали, что их вводило в ступор внезапное появление поэта в мешковине вместо штанов, а порой и вовсе в одном нижнем белье. У него практически не было денег на новую одежду, поэтому на всех вещах были протертые дыры, а ткань выглядела так, словно ею мыли полы. Некоторых людей это настолько удивляло, что они из жалости шили писателю вещи из старых занавесок. Такой поступок сделала Рита Райт, которая не могла наблюдать за тяжелой жизнью Хлебникова.

Стальной характер

Биография Велимира Хлебникова (фото литератора поданы в статье) показывает, что он обладал незаурядными мыслительными способностями, а также бунтарским духом и абсолютным безразличием к каким-либо моральным устоям. Этот человек всегда был погружен в себя, находился в постоянных размышлениях. Порой говорил так, что приходилось подходить вплотную к Велимиру, дабы расслышать хоть что-то из его речи.

Несмотря на все странности, Виктор Владимирович создавал настолько талантливые и красноречивые строчки, что многие опытные поэты и прозаики могли позавидовать. Никто не знал, что тревожило русского деятеля. Возможно, его провальные работы или невозможность познать истину. К сожалению, весь творческий путь Велимира пришелся на Гражданскую войну, которая привела к еще большему хаосу в государстве.

Всю жизнь, даже несмотря на бедность, писатель, орнитолог, филолог и историк в одном лице старался создать новую дисциплину, которая бы соединила математику с историей, лингвистику с поэзией. На первый взгляд такую задачу выполнить невозможно, но Велимир Хлебников верил в свою мечту, и поэтому старался всегда путешествовать при первой возможности, общаться с уникальными и интересными людьми, изучать историю своего государства и давать прогнозы на будущее.

Прощание с автором

В последние годы жизни Виктор Владимирович много путешествовал. Он успел побывать и в Персии, и в Баку. Параллельно деятель создавал рукописи, подготавливая одну из крупных книг в своей жизни "Доски судьбы". В конечном итоге это должен был быть философский трактат, или книга с размышлениями автора. Буквально за два года Велимир выпустил такие знаменитые поэмы, как "Председатель Чеки" и "Ночь перед Советами", статьи на тему радио и некрологи, посвященные Гумилеву и Блоку.

В конце 1921 года писатель поехал в Москву, а после чего отправился обратно в Петербург. Там он прожил недолго и уже через полгода по неизвестным причинам переехал жить в Санталово (деревня). Его друзья отмечали, что уже в этот период внешний вид автора сильно изменился: он осунулся, исхудал, стал бледным, словно тень. Когда Велимир Хлебников добрался до деревни, то его состояние было уже нестабильным. Окружающие думали, что деятель страдает чахоткой, ведь у него совсем не было аппетита, но присутствовал постоянный сильный кашель. Спустя несколько недель начали отказывать ноги, и врач постановил, что поражены нервы нижних конечностей.

Впоследствии у Виктора Владимировича начались психические отклонения, а симптомы напоминали классическую деменцию: провалы в памяти заполнялись ложными воспоминаниями, стали возникать путаницы и галлюцинации. Но какая деменция появляется у молодых людей, которым едва исполнилось 36 лет? Писатель бредил, что все его друзья хотят украсть его рукописи со стихами, размышлениями и пьесами. Обеспечить полноценное лечение в деревне был никто не в силах, поэтому со временем у деятеля начали отекать конечности и стали появляться пролежни. Автор не дотянул до конца июня и скончался 22 числа в 1922 году.

Подводя итоги

Те, кто был знаком с Велимиром Хлебниковым утверждают, что это - необычный человек и таких очень мало в мире. Он грезил своим желанием писать, отчего создавал сотни стихов, которые потом сам же и сжигал. Это был человек, под чьим пером рождались шедевры, хотя сам Велимир об этом порой не догадывался. Интересный факт, но писатель всегда хранил самые ценные работы в подушке, потому что, переезжая, ее всегда нужно было брать с собой. Однако Виктор Владимирович умудрялся терять свои рукописи.

Его нестандартное поведение изучалось столичными и петербургскими психиатрами, ведь считалось, русский деятель лишь таким необычным образом отклоняется от службы в армии. Неоднократно признавали, что Хлебников был психически нездоров и попадал под исследование, но серьезному лечению не подвергался никогда.

Виктор был третьим ребёнком в семье (впоследствии у его родителей родилось ещё двое детей, среди которых - художница Вера Хлебникова).

Семье Хлебниковых по службе Владимира Алексеевича приходилось часто переезжать с места на место: в 1891 году отец семейства был переведён в Волынскую губернию , в - в Симбирскую . Здесь же, в Симбирске , Виктор начинает свою учёбу в гимназии.

В сентябре 1908 Хлебников был зачислен на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург . Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой.

Хлебников в кругу символистов (1908-1909)

В Петербурге Хлебников сблизился с кругом молодых поэтов и начал, по его собственным словам, вести богемную жизнь. В этот период Хлебников знакомится с символистами Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким , посещает поэтические вечера. Увлечение языческой Русью и народным русским языком способствовало особенному сближению с Ремизовым. Квартира Ремизова стала первым литературным домом, где стал появляться Хлебников. Славянская тема же нашла отражение во многих произведениях Хлебникова того периода. В частности, в пьесе «Снежимочка» в числе действующих лиц оказывается целый пантеон выдуманных Хлебниковым языческих божеств, таких как снезини, смехини, Березомир, Древолюд и другие. Это было прямым продолжением начатой символистами тенденции возобновления интереса к мифам: в те же годы выходят в свет стихи Александра Блока на тему России, книги Ремизова «Лимонарь» и «Посолонь», а также поэтические сборники Городецкого «Ярь» и «Перун» - все эти произведения были так или иначе связаны со славянской мифологией . Вячеслав Иванов в те годы писал: «Оживление интереса к мифу - одна из отличительных черт новейшей нашей поэзии».

К этому времени относится кратковременное увлечение Хлебникова идеей воинственного панславизма . 16 (29) октября 1908 в петербургской газете «Вечер» было напечатано анонимное «Воззвание учащихся славян», написанное Хлебниковым. «Воззвание…» призывало к вооружённой борьбе за свободу славянских народов Восточной Европы . Появление его было связано с «Боснийским кризисом »; тем не менее, уже в конце ноября того же года Хлебников отошёл от принципов, заявленных в «Воззвании» .

В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским , заместителем главного редактора журнала «Весна», и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере «Весны» появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника» :

…И были многие и многия: и были враны с голосом: «смерть!» и крыльями ночей, и правдоцветиковый папоротник, и врема-тая избушка, и лицо старушонки в кичке вечности, и злой пёс на цепи дней, с языком мысли, и тропа, по которой бегают сутки и на которой отпечатлелись следы дня, вечера и утра… и стояла ограда из времового тёсу, и скорбеветвенный страдняк ник над водой, и было озеро, где вместо камня было время, а вместо камышей шумели времыши.

В апреле 1909 года начала работу «Академия стиха» на «башне» Вячеслава Иванова. «Башней» называлась квартира Иванова, находившаяся на последнем этаже дома 25 по Таврической улице , с круглой угловой комнатой. Её посещал и Хлебников в конце мая 1909 и после возвращения из Святошина.

Вообще в этот период Хлебников пишет немного, однако именно к лету 1909 относится посвящённая Вячеславу Иванову поэма или рассказ (исследователи творчества Хлебникова затрудняются определить, чем является это произведение) «Зверинец»:

О, Сад, Сад!
Где железо подобно отцу, напоминающему братьям, что они братья, и останавливающему кровопролитную схватку.
Где немцы ходят пить пиво.
А красотки продавать тело.
Где орлы сидят подобны вечности, означенной сегодняшним, ещё лишённым вечера, днём.
Где верблюд, чей высокий горб лишён всадника, знает разгадку буддизма и затаил ужимку Китая.
Где олень лишь испуг, цветущий широким камнем.
Где наряды людей баскующие.
Где люди ходят насупившись и сумные.
А немцы цветут здоровьем.
Где чёрный взор лебедя, который весь подобен зиме, а черно-жёлтый клюв - осенней рощице, - немного осторожен и недоверчив для него самого…

В сентябре Хлебников подал прошение о переведении его на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, но, передумав, изменил свой выбор на историко-филологический факультет славяно-русского отделения.

Осенью поэт послал министру А. А. Нарышкину письмо, озаглавленное «Очерк значения чисел и о способах предвидения будущего».

Издание первых книг (1912)

Значительную часть сборника (почти половину) составляли стихи Хлебникова, в том числе знаменитое стихотворение «Кузнечик» :

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Критика встретила сборник в штыки (один из отзывов: «Вымученный бред претенциозно бездарных людей» ), но книга была раскуплена довольно быстро. Уже через два месяца, в феврале , футуристы издали листовку с тем же названием («Пощёчина общественному вкусу»), где Хлебников был назван гением и великим поэтом современности. Затем сразу же появляется второй «Садок судей», большую часть которого опять занимают произведения Хлебникова, в том чисел поэма «Шаман и Венера»; в марте - совместный сборник футуристов и группы художников «Союз молодёжи»; в этой книге появилась поэма Хлебникова «Война - смерть».

Обложка сборника Хлебникова «Ряв», 1913

В первой половине 1913 года Хлебников на постоянной основе сотрудничал с газетой «Славянин», просуществовавшей до июля и работал над сверхповестью (изобретённый им жанр) «Дети Выдры», а после этого опять уехал в Астрахань, где в тот момент жили его родители. Там поэт пробыл до сентября, и состоявшийся летом съезд футуристов, на котором был принят ещё один манифест, прошёл без его участия.

Осенью продолжились скандалы с участием футуристов и в том числе Хлебникова: Давид Бурлюк выступил с циклом лекций «Пушкин и Хлебников», где называл Пушкина «мозолью русской литературы»; Хлебникова вызвал на дуэль после ссоры в «Бродячей собаке» Осип Мандельштам (дуэль не состоялась); наконец, в октябре появился ещё один манифест, написанный Кручёных и Хлебниковым без участия остальных футуристов. Он прилагался к сборнику «Слово как таковое». В манифесте было сформулировано понятие заумного языка :

Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык).

За манифестом последовали скандальные постановки театра кубофутуристов «Будетлянин», в том числе и опера «Победа над солнцем », пролог к которой написал Хлебников; в начале 1914 года состоялся визит в Россию родоначальника итальянского футуризма Филиппо Маринетти , на лекциях которого Хлебников, отрицавший преемственность русского футуризма от европейского, демонстративно отсутствовал, из-за чего поссорился со многими своими друзьями. Более того, во время одного из чествований Маринетти в Петербурге раздавалась составленная Хлебниковым и Бенедиктом Лившицем листовка, осуждавшая преклонение перед Маринетти и утверждавшая приоритет русского футуризма: «Сегодня иные туземцы и итальянский посёлок на Неве из личных соображений припадают к ногам Маринетти, предавая первый шаг русского искусства по пути свободы и чести, и склоняют благородную выю Азии под ярмо Европы…»

Первые авторские сборники (1913-1914)

Новые поиски «Законов времени» (1914-1916)

Несмотря на свои исторические исследования, Хлебников продолжал писать стихи, на которых тоже отразилась эта тема:

Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие берёзы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Ты ночью, облако, роопсь!..

На этих же изысканиях основан и рассказ «Ка», написанный в том же году.

«Законы времени» Хлебников пытается применить не только к народам и цивилизациям, но и к отдельным людям: к примеру, на основе труда Лернера «Труды и дни Пушкина» он вычислил закономерность, согласно которой все значимые события в биографии Пушкина происходили с промежутком в 317 дней (число 317 Хлебников называл одним из важнейших в судьбах людей и народов ещё в брошюре «Учитель и ученик»). Доклад, посвящённый этому, а также связи между скоростью света и скоростями Земли, Хлебников прочитал перед кругом учёных-математиков в квартире Осипа Брика , но не получил у них поддержки. 20 декабря (2 января ) Хлебников был избран друзьями виртуальным «Королём Времени» . Чуть позже, в феврале 1916 года , было основано утопическое «Общество председателей Земного шара» или «Союз 317». Хлебников намеревался создать общество из 317 членов - лучших людей со всей планеты, которые бы правили идеальным всемирным «Государством времени». Намерения его были выражены в декларации «Труба марсиан», под которой стояло пять подписей, в том числе и уже за два года до этого покончившего с собой поэта Божидара . Одними из первых «председателей Земного шара», помимо самого Хлебникова, были новый друг Хлебникова Дмитрий Петровский и Вячеслав Иванов ; затем в число председателей вошли (многие, правда, даже и не зная о том) Давид Бурлюк, Маяковский, Каменский, Асеев , Рюрик Ивнев , Кузмин, Рабиндранат Тагор и т. д.

Хлебников в армии (1916-1917)

Психиатрические комиссии продолжались до конца года. Хлебников попеременно жил то в больнице, то в казарме в Астрахани и Царицыне. В декабре его перевели в Саратов , где поэт снова стал рядовым, а в начале весны 1917 года Хлебникову был предоставлен пятимесячный отпуск. Он сразу же уехал в Харьков , и после этого в армию уже не возвращался.

Хлебников во время революций (1917-1918)

Сетуй, утёс!
Утро чорту!
Мы, низари, летели Разиным.
Течёт и нежен, нежен и течёт,
Волгу див несёт, тесен вид углов…

15 августа 1920 года Хлебников выступил с чтением стихов на сцене ростовского «Подвала поэтов ».

К тому времени уже была закончена сверхповесть «Зангези», которая, как и «Доски судьбы», стала одним из важнейших произведений Хлебникова. Тематически она связана с «Досками судьбы»: главный герой произведения - Зангези - новый пророк. В сверхповести он излагает сформулированные в «Досках судьбы» «законы времени», учение о «звёздном языке». Произведение было опубликовано только после смерти Хлебникова.

Весной поэт начал страдать от приступов лихорадки. Он хотел снова отправиться в Астрахань, но пока что это было невозможно, и новый друг и поклонник таланта Хлебникова художник Пётр Митурич (будущий муж сестры Хлебникова Веры) предложил в мае две - три недели побыть в Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии , где жила жена Митурича и двое его детей. Вскоре после приезда туда Хлебников заболел параличом. Удалённость от крупных городов делала невозможной квалифицированную медицинскую помощь, а врач в посёлке Крестцы сказал, что смертельной опасности нет, и торопиться с поездкой в Петроград не сто́ит. Уже через две недели было очевидно, что это не так - окончательно отнялись ноги, развилась гангрена , и Хлебникова выписали из больницы в Крестцах уже как безнадёжного больного. Митурич перевёз почти полностью парализованного поэта в Санталово. 28 июня 1922 года в 9 часов утра Хлебников скончался.

Велимир Хлебников был похоронен на погосте в деревне Ручьи . В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве .

После смерти

Посмертные публикации

Первым серьёзным изданием считается 5-томное «Собрание произведений» под ред. Н. Л. Степанова ( - гг.), а также дополняющий это собрание том «Неизданных произведений» под ред. Н. Харджиева ( г.) С по 1984 год книги Хлебникова в СССР не издавались. Исключение составил лишь томик из Малой серии «Библиотеки поэта», увидевший свет в 1960-м во время т. н. «оттепели ». Однако тексты Хлебникова и о Хлебникове продолжали появляться в научной и литературной периодике, в альманахах, а также - в самиздате . Количество публикаций неуклонно росло и к 100-летию поэта увенчалось выходом в свет тома «Творений» под редакцией В. П. Григорьева и А. Е. Парниса (). В - годах было осуществлено новое 6-томное издание «Собрания сочинений» (в 7-ми кн.) Хлебникова (под ред. Е. Р. Арензона и Р. В. Дуганова).

Основные черты творчества

Среди особенностей, характеризующих творчество Хлебникова, в первую очередь можно выделить стилевое своеобразие. Оно выражается в необычной лексике (на раннем этапе творчества - изобретением большого количества неологизмов), намеренном нарушении синтаксических норм, активном использовании таких тропов , как олицетворение , плеоназм и прозопопе́я.

Что касается словотворчества поэта, то существует несколько точек зрения на него. Роман Якобсон писал, что «слово в поэзии Хлебникова утрачивает предметность, далее внутреннюю, наконец, даже внешнюю форму. В истории поэзии всех времён и народов мы неоднократно наблюдаем, что поэту, по выражению Тредиаковского , важен „токмо звон“». Иного мнения придерживались такие исследователи, как Вяч. Вс. Иванов и Б. А. Успенский , которые, напротив, считали, что Хлебников в своих произведениях с помощью отдельных неологизмов создавал целостные системы образов. Владимир Маяковский писал, что «Хлебников создал целую „периодическую систему слова“. Беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов» . В словотворчестве Хлебникова выделяются два гипотетических языка: общеславянский (на основе русского) и «звёздный», приближающийся к зауми . Они характерны для разных периодов творчества Хлебникова: общеславянский - для 1907-1913, а «звёздный» - для 1919-1922 годов. «Славянский» период словотворчества характеризуется полным отказом от корней не-славянского происхождения (за исключением имён), углублением в этимологию , экспериментами с составлением разнообразных слов на основе русских корней (как в стихотворении «Заклятие смехом »; Маяковский упоминает случай, когда в провинциальной типографии не смогли напечатать произведение Хлебникова, состоящее из шести страниц производных от корня «-люб-» из-за того, что «не хватило букв „л“» ). Свою задачу как поэта Хлебников формулировал так:

Породе русской вернуть язык
Такой,
Чтоб соловьиный свист и мык
Текли там полною рекой.

Звёздный язык строится в основном на словообразах и, несмотря на сходство с заумью, в полной мере ей не является; его принцип предполагает создание полного мирового языка на основе универсального звучания согласных .

Учёные расходятся в мнении о том, как называть авторские словообразования Хлебникова - неологизмами или окказионализмами . Сторонники первого термина утверждают, что в данном случае употребление слова «окказионализм» некорректно, поскольку словотворчество Хлебникова было не стихийным, а целенаправленным.

Значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы . Поэт выдвигал идею о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство: будучи студентом первого курса, Хлебников писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут… он связал время с пространством». Общую теорию относительности , опубликованную Альбертом Эйнштейном в 1915-1916 годах, Хлебников назвал «верой четырёх измерений», где четвёртое измерение - время . Для Хлебникова время было в одно и то же время волной (циклическим повторением событий) и неким динамизированным пространством.

Сильны в творчестве Хлебникова мифологические мотивы. Они проявляются как в прямых отсылках к мифологии (в основном, на раннем этапе, когда поэт создавал произведения с участием мифологических персонажей, в том числе и придуманных им самим), так и в анимическом мировоззрении , и, по мнению некоторых исследователей, в упоминавшейся выше идее циклического повторения событий во времени. Влияние, которое оказали на поэта национальные культуры разных народов (как европейских, так и азиатских), позволяет говорить о традиционализме в авангардистском творчестве Хлебникова.

Влияние на культуру и оценки

В манифесте «Труба марсиан» () Хлебников призвал к созданию Государства времени, которое должно прийти на смену государствам, воюющим за клочок пространства - одна из первых сверх-утопичных идей, которые в дальнейшем не раз возникали в русской литературе. Завоёвывать, вернее, отвоёвывать у вселенной время призваны Творяне , которые пришли на смену дворянам, и «изобретатели», которые пришли на смену «приобретателям». «Скрижалями» новой веры государства времён стал трактат «Доски судьбы», где Хлебников сообщает открытые им законы повторяемости в истории одних и тех же событий и воплощений одних и тех же личностей. Например, себя он считал фараоном Эхнатоном , введшим монотеизм в Египте; Омаром Хайямом ; усомнившимся в очевидности аксиомы Евклида Лобачевским , который создал неэвклидову, «Воображаемую геометрию» (См. «Ка»). И, разумеется, Хлебниковым, который сменил в поэзии пушкинское «доломерие Эвклида» на хлебниковское «доломерие Лобачевского».

Из нововведений Хлебникова сто́ит отметить изобретённый им жанр сверхповесть . Однако ни один из неологизмов поэта не не укрепился в языке. Вопреки распространённой легенде, слово «лётчик » было придумано не Хлебниковым .

Хлебников - один из признанных лидеров русского авангарда начала XX века , так как он осознанно занимался выстраиванием нового искусства . Многие футуристы, в том числе, и Маяковский, называли его своим учителем ; высказываются предположения о влиянии поэтического языка Хлебникова на творчество Андрея Платонова , Николая Асеева , Бориса Пастернака . В то же время Хлебников часто оставался в тени, так как организаторской деятельностью в основном занимались Давид Бурлюк и Маяковский.

Хлебников оказал воздействие на русский и европейский авангард, в том числе в области живописи и музыки. Некоторые исследователи вообще считают, что без него восприятие эстетики и поэтики авангарда неадекватно.

Посвящения Хлебникову

Взводень звонов, кузов звуков, -
Звать, звучать, звенеть, звонить!
Кто он, звоном зааукав,
Хочет ночью заморочить,
В зелень звуков заманить?..

Ногу за ногу заложив
Велимир сидит. Он жив.

…Ты старел и лицо уподобилось карте
Исцарапанной сетью путей,
Где не мчаться уже необузданной нарте,
И свободному чувству где негде лететь!..
А эти прозрачные очи глазницы
Все глубже входили, и реже огня
Пробегали порывы, очнувшейся птицы,
Вдруг вспоминавшей ласку весеннего дня…

Ошеломив меня, мальчишку
Едва одиннадцати лет,
Мне дали Хлебникова книжку:
«Учись! Вот это был поэт…»

Я тихо принял книжку эту
И был я, помню, поражён
И предисловьем, и портретом,
И очень малым тиражом…

Михаил Кульчицкий «Хлебников в 1921 году» ().

…Но он, просвистанный, словно пулями роща,
Белыми посаженный в сумасшедший дом,
Сжигал
Свои
Марсианские
Очи,
Как сжёг для ребёнка свой лучший том.

Зрачки запавшие.
Так медведи
В берлогу вжимаются до поры,
Чтобы затравленными
Напоследок
Пойти на рогатины и топоры.

Как своего достоинства версию,
Смешок мещанский
Он взглядом ловил,
Одетый в мешок
С тремя отверстиями:
Для прозрачных рук и для головы.

Его лицо, как бы кубистом высеченное:
Углы косые скул,
Глаза насквозь,
Темь
Наполняла въямины,
Под крышею волос
Излучалась мысль в года двухтысячные.

Бездомная,
бесхлебная,
бесплодная
Судьба
(Поскольку рецензентам верить) -
Вот
Эти строчки,
Что обменяны на голод,
Бессонницу рассветов - и
На смерть…

Примечания

  1. Хлебников, Велимир. Автобиографическая заметка - Творения. М.: Советский писатель, 1986. С. 641.
  2. Велимир Хлебников. «Доски времени», 30 января 1922
  3. Старкина, София. Велимир Хлебников. М.: Молодая гвардия, 2007. (ЖЗЛ. Вып. 1236 (1036)).
  4. Сайт «Мир Велимира Хлебникова». Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1904-1908
  5. Парнис А. Е. Южнославянская тема Велимира Хлебникова: Новые материалы к творческой биографии поэта // Зарубежные славяне и русская культура. Л., 1978.
  6. журнал «Весна», 1908, № 9
  7. Сайт «Мир Велимира Хлебникова». Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1909
  8. Брюсов В. Среди стихов. М., 1990.
  9. Сайт «Мир Велимира Хлебникова». Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1910-1911
  10. Велимир Хлебников. «Учитель и ученик»
  11. Манифест «Пощёчина общественному вкусу»
  12. Текст стихотворения «Кузнечик» в Викитеке
  13. Владимир Маяковский. «Капля дёгтя»
  14. Сайт «Мир Велимира Хлебникова». Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1915
  15. Велимир Хлебников - переписка
  16. Н. Л. Степанов. Велимир Хлебников. Биографический очерк.
  17. Сайт «Мир Велимира Хлебникова» Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1916
  18. Сайт «Мир Велимира Хлебникова» Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1917-1918
  19. Березарк И. Встречи с Хлебниковым // Звезда. 1965, № 12
  20. Словарь названий малых планет (англ.)

Велимир Хлебников (в ряде прижизненных изданий - Велемір, Велемир, Velimir; настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников). Родился 28 октября (9 ноября) 1885 года - умер 28 июня 1922 года. Русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма, реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара».

Виктор Владимирович Хлебников родился 28 октября (9 ноября) 1885 года в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Калмыкия).

Отец - Владимир Алексеевич Хлебников - естественник-орнитолог, мать - Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая), историк по образованию. Виктор был третьим ребёнком в семье (позже у его родителей родилось ещё двое детей, одна из которых - художница Вера Хлебникова).

О месте своего рождения Хлебников писал: «Родился... в стане монгольских исповедующих Будду кочевников... в степи - высохшем дне исчезающего Каспийского моря» .

По отцовской линии поэт происходил из старинного купеческого рода - его прадед Иван Матвеевич Хлебников был купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Астрахани. Имеет также армянские корни (Алабовы).

Семье Хлебниковых по службе Владимира Алексеевича приходилось часто переезжать с места на место: в 1891 году отец семейства был переведён в Волынскую губернию, в 1895 - в Симбирскую. Здесь же, в Симбирске, Виктор начинает свою учёбу в гимназии.

В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. Через пять лет он окончил курс гимназии, осенью 1903 года поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В ноябре того же года после участия в студенческой демонстрации был арестован и месяц провёл в тюрьме.

В феврале 1904 года Виктор подаёт прошение об увольнении из числа студентов университета. Летом этого же года подаёт прошение о зачислении на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета, где и продолжает обучение.

К 1904 году относятся первые известные литературные опыты Хлебникова, он даже пытается опубликовать пьесу «Елена Гордячкина» , послав её в издательство «Знание» , но безуспешно.

В 1904-1907 годах Хлебников занимается орнитологическими исследованиями, участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, публикует несколько статей по орнитологии. Тогда же Хлебников пытался самостоятельно начать изучение японского языка, думая найти в нём особые формы выразительности, и увлёкся творчеством русских символистов, особенно Фёдора Сологуба.

Русско-японская война и произошедшее в ходе неё Цусимское сражение оказали большое влияние на Хлебникова и побудили его начать поиски «основного закона времени», пытаться найти оправдание смертям. Впоследствии Хлебников писал: «Мы бросились в будущее с 1905 года» .

Принятый в декабре 1906 года в Общество естествоиспытателей Казанского университета на правах члена-сотрудника и издавший статью об открытии во время одной из экспедиций нового вида кукушки, Хлебников уже после 1906 года практически перестал уделять внимание как орнитологии, так и занятиям в университете, сосредоточившись на литературе. Примерно в это время он пишет масштабное прозаическое произведение «Еня Воейков» , которое осталось незаконченным, но явилось важным этапом творческого становления Хлебникова.

Кроме того, в этот период им было написано большое количество стихотворений. Начался «словотворческий» период в творчестве Хлебникова.

В марте 1908 года Хлебников решился послать свои стихи поэту-символисту Вячеславу Иванову, чья статья «О весёлом ремесле и умном веселии», опубликованная в 1907 году в журнале «Золотое руно», произвела на него большое впечатление. Весной 1908 года в Судаке состоялось и личное знакомство. Попавший под влияние Иванова Хлебников в этот период написал около сотни стихотворений и пьесу «Таинство дальних» , полную аллюзий на античную мифологию. В этих произведениях прослеживается влияние символизма.

В сентябре 1908 Хлебников был зачислен на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург. Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой.

В Петербурге Хлебников сблизился с кругом молодых поэтов и начал, по его собственным словам, вести богемную жизнь. В этот период Хлебников знакомится с символистами Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким, посещает поэтические вечера. Увлечение языческой Русью и народным русским языком способствовало особенному сближению с Ремизовым.

К этому времени относится кратковременное увлечение Хлебникова идеей воинственного панславизма . 16 (29) октября 1908 в петербургской газете «Вечер» было напечатано анонимное «Воззвание учащихся славян» , написанное Хлебниковым. «Воззвание...» призывало к вооружённой борьбе за свободу славянских народов Восточной Европы. Появление его было связано с Боснийским кризисом; тем не менее, уже в конце ноября того же года Хлебников отошёл от принципов, заявленных в «Воззвании».

В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским, заместителем главного редактора журнала «Весна», и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере «Весны» появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника» .

Большую часть 1909 года (вплоть до августа, с небольшим перерывом в мае) поэт провёл в Святошине, пригороде Киева, где жили его родственники - семья Варвары Николаевны Рябчевской (Вербицкой). С ними у Хлебникова установились близкие отношения, а в Марию Рябчевскую, дочь Варвары Николаевны, он был некоторое время влюблён и посвятил ей несколько стихотворений.

В апреле 1909 года начала работу «Академия стиха» на «башне» Вячеслава Иванова. «Башней» называлась квартира Иванова, находившаяся на последнем этаже дома 25 по Таврической улице, с круглой угловой комнатой. Её посещал и Хлебников в конце мая 1909 и после возвращения из Святошина.

В сентябре Хлебников подал прошение о переведении его на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, но, передумав, изменил свой выбор на историко-филологический факультет славяно-русского отделения.

Весной 1916 года Хлебников уехал в Астрахань и оттуда 8 апреля был мобилизован на военную службу, в 93-й запасной пехотный полк, находившийся в Царицыне. Военная служба давалась Хлебникову с большим трудом, о чём свидетельствуют его письма родным и знакомым. В это время он написал большое количество антивоенных стихотворений, которые позже составили поэму «Война в мышеловке» .

Уже через месяц после начала службы Хлебников написал давнему знакомому Н. И. Кульбину, который в годы Первой мировой войны был военным врачом-психиатром, письмо с просьбой о помощи. Тот сразу начал действовать и констатировал у Хлебникова «состояние психики, которое никоим образом не признаётся врачами нормальным»., после чего поэту назначили комиссию сначала в Царицыне, потом в Казани; затем Кульбин добился того, что в августе Хлебникова отправили на ещё одну комиссию в Астрахань. Поэту удалось получить отпуск на месяц, и он в конце августа нанёс визит к Николаю Асееву в Харьков.

Психиатрические комиссии продолжались до конца года. Хлебников попеременно жил то в больнице, то в казарме в Астрахани и Царицыне. В декабре его перевели в Саратов, а в начале весны 1917 года Хлебникову был предоставлен пятимесячный отпуск. Он сразу же уехал в Харьков, и после этого в армию уже не вернулся.

События Февральской революции побудили Хлебникова в мае отправиться в их центр, то есть в Петроград, где он немедленно включился в общественную и литературную жизнь: участвовал в литературной курии Союза деятелей искусств, принял участие в празднике Искусств 25 мая, написал и опубликовал несколько стихотворений, в том числе приветствовавших революцию:

Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на ты.
Мы, воины, строго ударим
Рукой по суровым щитам:
Да будет народ государем
Всегда, навсегда, здесь и там!
Пусть девы споют у оконца,
Меж песен о древнем походе,
О верноподданном Солнца -
Самодержавном народе.

В это время Хлебников всё ещё был увлечён идеей Общества председателей Земного шара. Он пригласил туда нескольких новых своих знакомых, например, композитора Артура Лурье.

Летом Хлебников путешествовал по России, посетив Киев, Харьков, Таганрог, Царицын и Астрахань, а в начале октября вернулся в Петроград, где поселился у Дмитрия Петровского. К тому времени у него уже кончился данный в армии отпуск, и поэту пришлось скрываться от комендатуры.

23 октября (5 ноября) 1917 было написано «Письмо в Мариинский дворец» от имени «председателей Земного шара»: «Правительство земного шара постановило: считать Временное правительство временно не существующим». Через два дня произошла Октябрьская революция; Хлебников же вскоре уехал наблюдать за развитием событий в Москву, а затем в Астрахань.

В 1918 году Хлебников снова путешествовал по России без особой цели. Весной поэт снова уехал в Москву. Там он жил в квартире врача А. П. Давыдова, в которой часто бывали представители богемы. Затем Хлебников отправился в Нижний Новгород, где пробыл довольно недолго, но успел издать несколько своих произведений в альманахе «Без муз», издававшемся Иваном Рукавишниковым. В августе он снова оказался в Астрахани, посетив попутно Казань.

При том, что ситуация в Астрахани в это время неустойчива, жизнь Хлебникова в те пять месяцев, что он провёл у родителей, была довольно стабильна, и поэт в течение необычно долгого для себя времени имел постоянную работу - сотрудничал в газете «Красный воин», органе Астраханского Военного совета. Вместе с Рюриком Ивневым Хлебников в это время участвовал в литературной жизни Астрахани и планировал издать многоязычный литературный сборник на русском, калмыцком, персидском и других языках.

Только в начале 1919 года Хлебников уехал из Астрахани. Поэт направился в Москву, где должна была выйти его книга, которая находилась в плане, предложенном Маяковским издательству ИМО. План был одобрен А. В. Луначарским, но сборник так и не появился, во многом из-за того, что Хлебников, уже написавший вступительную статью для этого издания, весной неожиданно уехал в Харьков. Делами, связанными с изданием стихов Хлебникова в Москве, занимался в основном Маяковский.

Конец лета и осень 1919 года Хлебников провёл в психиатрической лечебнице, известной в Харькове как Сабурова дача. Там поэт спасался от призыва в деникинскую армию, которая в июне заняла город. Этот период стал чрезвычайно плодотворным для Хлебникова: он написал большое количество небольших стихотворений, поэмы «Лесная тоска», «Поэт» и др. После того, как поэту был поставлен диагноз, позволявший избежать призыва, Хлебников остался в Харькове, где вскоре написал утопическую поэму «Ладомир» , одно из самых значительных своих произведений.

Примерно тогда же, в начале 1920 года, появляется поэма «Разин» с подзаголовком «заклятье двойным теченьем речи, двояковыпуклая речь».

Весной 1920 года в Харькове оказались поэты-имажинисты и Анатолий Мариенгоф, с которыми Хлебников быстро свёл знакомство. По инициативе Есенина в Городском харьковском театре была проведена публичная церемония «коронования» Хлебникова как Председателя Земного шара. В церемонии участвовали С. Есенин, А. Мариенгоф и Б. Глубоковский. Вскоре он опубликовал три стихотворения в сборнике имажинистов «Харчевня зорь», вышедшем в Харькове. Через год Есенин издал в Москве отдельным изданием поэму Хлебникова «Ночь в окопе», крупное поэтическое произведение на тему Гражданской войны.

15 августа 1920 года Хлебников выступил с чтением стихов на сцене ростовского «Подвала поэтов».

Осенью 1920 года Хлебников оказался в Баку, где по инициативе Коминтерна проходил Первый съезд народов Востока (Азия всегда интересовала поэта). После него поэт решил не возвращаться в Харьков, а пробраться ещё дальше на восток, в Персию. Вскоре его замысел был осуществлён, но до этого Хлебников успел съездить в Ростов-на-Дону, где местная театральная студия осуществила постановку его пьесы «Ошибка смерти» (где роль одного из гостей Смерти сыграл Евгений Шварц, в будущем - знаменитый драматург), Армавир, а также в Дагестан, а после этого ещё несколько месяцев провести в Баку.

В апреле 1920 года на севере Ирана вспыхнуло антиправительственное восстание. 5 июня того же года было объявлено о создании в провинции Гилян Персидской советской республики.

В начале 1921 года советская Россия, поддерживавшая повстанцев, сформировала в Баку Персидскую красную армию (Персармию), которая была направлена в Персию. Хлебников был приписан к армии в качестве лектора и 13 апреля 1921 года отправился в Энзели. Там Хлебников провёл вместе с художником Мечеславом Доброковским некоторое время и свёл знакомство с несколькими дервишами, а также сам стал известен среди местных жителей как «русский дервиш».

Из Энзели Персармия переместилась в Решт, а оттуда (в начале июля) - в Шахсевар, по направлению к Тегерану. Там Хлебников устроился на службу к местному хану в качестве воспитателя его детей. Поработать там ему довелось лишь месяц - из-за измены одного из главнокомандующих революционных войск наступление на Тегеран было приостановлено, а Хлебников в августе 1921 года вернулся в Россию.

Путешествие в Иран стало очень плодотворным для Хлебникова. В этот период он создал большой цикл стихотворений, а также начал поэму «Труба Гульмуллы» , посвящённую его впечатлениям от Персии, которая была завершена в конце 1921 года.

После возвращения из Персии Хлебников снова путешествовал, не останавливаясь нигде на срок больше нескольких месяцев.

В декабре Хлебников вспомнил о своём желании ехать в Москву и неожиданно для окружающих отправился в столицу. Там его встретили старые друзья - Кручёных и Маяковский. Они обеспечили его жильём и поспособствовали тому, что Хлебников стал членом официального Союза поэтов (это произошло в январе 1922 года), а также устроили несколько творческих вечеров в богемном кафе, известном как «Домино».

Весной поэт начал страдать от приступов лихорадки. Он хотел снова отправиться в Астрахань, но пока что это было невозможно, и новый друг и поклонник таланта Хлебникова художник Пётр Митурич (будущий муж сестры Хлебникова Веры) предложил в мае две-три недели побыть в Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии, где жила жена Митурича и двое его детей. Вскоре после приезда туда Хлебников слёг, поражённый параличом.

Удалённость от крупных городов делала невозможной квалифицированную медицинскую помощь, а врач в посёлке Крестцы сказал, что смертельной опасности нет, и торопиться с поездкой в Петроград не сто́ит. Уже через две недели было очевидно, что это не так - окончательно отнялись ноги, развилась гангрена, и Хлебникова выписали из больницы в Крестцах уже как безнадёжного больного. Митурич перевёз почти полностью парализованного поэта в Санталово.

Велимир Хлебников был похоронен на погосте в деревне Ручьи. В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.

В деревне Ручьи Крестецкого района Новгородской области, где в 1922 году был похоронен Хлебников, в 1986 году был открыт музей поэта, там проходят ежегодные литературные чтения.

В честь Хлебникова названа малая планета 3112 Велимир, открытая советским астрономом Н. С. Черных в 1977 году.

Первым серьёзным изданием считается 5-томное «Собрание произведений» под редакцией Н. Л. Степанова (1928-1933 гг.), а также дополняющий это собрание том «Неизданных произведений» под редакцией Н. И. Харджиева (1940 г.).

С 1941 по 1984 год в СССР вышла только одна книга Хлебникова - томик из Малой серии «Библиотеки поэта», увидевший свет в 1960-м во время т. н. «оттепели». Однако тексты Хлебникова и о Хлебникове продолжали появляться в научной и литературной периодике, в альманахах, а также - в самиздате. Количество публикаций неуклонно росло и к 100-летию поэта увенчалось выходом в свет тома «Творений» под редакцией В. П. Григорьева и А. Е. Парниса (1986).

В 2000-2006 годах было осуществлено новое 6-томное издание «Собрания сочинений» (в 7-ми кн.) Хлебникова (под ред. Е. Р. Арензона и Р. В. Дуганова).

Биография

После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о его творчестве продолжаются до сих пор. Одни видят в нем лишь заумного поэта, другие называю Хлебникова величайшим поэтом - новатором. Настоящее имя Хлебникова - Виктор Владимирович.

Гимназию Виктор закончил в 1898 г., в Казани и там же поступил в университет. Уже в это время он серьезно интересовался литературой, а писать начал еще в гимназии.

В 1908 г. Хлебников продолжил учебу в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета. Но через 3 года его исключили, т. к. он не внес плату за обучение.

В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне», так поэты называли квартиру главы символистов Вечаслава Иванова. Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 г. Хлебников опубликовал свое программное стихотворение «Заклятие смехом», которое создано на основе одного слова «смех». В 1912 г. Появился новый сборник с программой футуристов «Пощечина общественному вкусу». Она вызывала бурю негодования не только своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем все было шиворот-навыворот. Весну 1912 г. Хлебников провел под Херсоном в имении, где служил управляющим отец Д. Бурлюка. Там же в Херсоне, он издал там свою первую брошюру с числовыми и языковыми материалами - «Учитель и ученик». Хлебников мечтал о создании общечеловеческой культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных народов. Особое внимание в своем творчестве он уделяет культуре и поэзии Востока. В поэмах «Медиум и Лейли», «Хаджи-Тархан», прозаической повести «Есир», во многих других произведениях Хлебников отражает психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее, что объединяет людей во всем мире. Весной 1922 г. Хлебников приехал в Москву с юга уже тяжело больным.

В июне того же года. Поэт умер в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть подлечиться. В 1960 г. Прах Виктора Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.

Велимир Хлебников родился 28 октября 1885 года среди калмыцких степей. Мать – историк, отец – ученый археолог, настоящее имя Хлебникова – Виктор Владимирович.

Пожалуй, ни один из поэтов благодатного Серебряного века не вызывал столько споров в кругах литературных критиков и ценителей поэзии. Бунтарь, футурист, великий мистификатор лелеял мечту переделать упрямое слово, выпустить из тесных рамок грамматики и фонетики.

Семья много переезжала по нуждам службы. Сначала Велемир поступает учиться в Симбирскую гимназию в 1985 году, по приезду в Казань поступает в 3-ю Казанскую гимназию. Там же начинает учебу в университете, переводится в Петербург в 1908 году на отделение физмата, но через три года его отчисляют за неоплату учёбы.

Литературой и сочинительством увлекается, будучи гимназистом. В Петербурге тесно общается с символистами, пишет много и взахлёб больше сотни произведений, не прекращая поиски себя.

Бывает в «Башне» - штаб-квартире течения. Свой псевдоним изобретает как ответ на увлечение древнеславянской, языческой символикой, ведь Велемир означает «большой мир».

1912 год - выход знакового сборника футуристов «Пощёчина общественному вкусу». Такого писательский мир еще не видел, а молодые талантливые бунтари призывали сбросить классиков с парохода современности, перейти к свободе словотворчества. Практически половину сборника составляли стихи Хлебникова, непереводимые на понятный русский язык. Публика негодовала, но сборник раскупали, критиковала, но футуристов, изданных на оберточной бумаге, читали, чего и добивался Хлебников с сотоварищами.

В том же году Велемир переезжает в Херсон, где публикует брошюру «Учитель и ученик», совмещает языковые и числовые материалы. Хлебников мечтает о создании мультикультуры для всего человечества, симбиоза востока и запада.

В июне 1922 г. Велемир Хлебников умирает от тяжелой болезни в деревне Санталово, оставив нетривиальное творческое наследие, неологизмы, истинный смысл которых остается загадкой до сих пор.