Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Франц кафка чем знаменит. Франц Кафка — Биография — актуальный и творческий путь

Франц кафка чем знаменит. Франц Кафка — Биография — актуальный и творческий путь

Родился Кафка 3 июля 1883 года в Чехии. Первое образование в биографии Франца Кафки было получено в начальной школе (с 1889 по 1893 годы). Следующей ступенью в образовании стала гимназия, которую Франц окончил в 1901 году. Затем он поступил в Карлов университет в Праге, после чего стал доктором права.

Став работать в страховом ведомстве, всю свою карьеру Кафка работал на небольших чиновничьих должностях. Несмотря на свою страсть к литературе, большинство произведений Кафки были опубликованы после его смерти, а свою официальную работу он недолюбливал. Кафка несколько раз влюблялся. Но дальше романов дело никогда не заходило, писатель не был женат.

Большинство произведений Кафки написано на немецком языке. Его проза отражает страх писателя перед внешним миром, тревогу и неуверенность. Так в «Письме отцу» нашли выражение отношения между Францом и его отцом, которые пришлось порвать рано.

Кафка был болезненным человеком, однако пытался противостоять всем своим недугам. В 1917 году в биографии Кафки случилась тяжелая болезнь (легочное кровоизлияние), в результате которой у писателя начал развиваться туберкулез. Именно по этой причине во время прохождения лечения Франц Кафка скончался в июне 1924 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

ФРАНЦ КАФКА
(1883-1924)

Чтоб лучше осознать сущность произведения Кафки «Перевоплощение», нужно отлично знать актуальный путь самого создателя. Только детализированное осознание биографии Франца Кафки позволит лучше осознать раскрытия судьбы «маленького человека» в обществе через произведение «Перевоплощение». Часто фантастичность произведения отвлекает неопытных читателей от сущности произведения, но для тех, кто вправду почитает философские глубины творчества Кафки, это произведение будет достаточно увлекательный и менторский. Но до того как разглядеть само произведение, его особенности, необходимо обратиться к биографии Ф. Кафки.

Кафка — австрийский писатель, пражанин. Домик, где он родился в 1883 году, находится в одном из узеньких переулков, ведущих к громадине собора Святого Витта. Связь писателя с городом — магический и полный противоречий. Любовь-ненависть сравнима разве с той, что он испытывал к отцу-буржуа, то выбился из бедности и так и не сообразил собственного превосходного отпрыска.
Кое-где меж простецким мудростью Ярослава Гашека, что породила Швейка, и катастрофической фантазией Франца Кафки, создателя Грегора — героя новеллы «Перевоплощение»,- заключается ментальность пражан, которые пережили и столетия под Германией и Австрией, и годы фашистской оккупации, и десятилетия в объятиях «старшего брата».

В нынешней свободной, бурно растущей, неусыпной Праге, что завлекает туристов со всего мира, Франц Кафка стал одной из культовых фигур. Он находится и на книжных прилавках, и в трудах институтских ученых, и на сувенирных майках, которыми бойко ведут торговлю на Вацлавской площади. Тут он конкурирует а президентом Гавелом и бравым бойцом Швейком.

Стоит увидеть, что не только лишь большевики, прямо за Маяковским, воплотили имена собственных наркомов, артистов, писателей в пароходы и строчки. Если не лайнер, то экспресс назван именованием ангора «Перевоплощение». Кстати, и в столице Баварии есть улица Кафки.

Творчество и имя Франца Кафки достаточно популярны на Западе. В почти всех произведениях заграничных писателей просто выявить мотивы и образы, которые навеяны конкретно творчеством Кафки,- она повлияла не только лишь на живописцев, которые принадлежали литературному авангарду. Кафка принадлежит к числу тех писателей, осознать и объяснить которых не так просто.
Франц Кафка родился в семье пражского еврея, оптового торговца галантерейными продуктами, в Праге (1883 г.) Благоустройство семьи равномерно рос, но дела из нутри семьи остались при всем этом в мире темного мещанства, где все интересы сосредоточились на «деле», где мама бессловесная, а отец хвастает тем унижением и невзгодами, которых он подвергся для того, чтоб выбиться в люди. И в этом черном и затхлом мире родился и рос писатель не только лишь хрупкий и слабенький на физическом уровне, да и чувствителен ко всякому проявлению несправедливости, неуважения, грубости и корысти. Писатель в 1901 году поступает в Пражский институт, поначалу изучает химию и германистику, потом юриспруденцию. После окончания института работает в суде, страховом бюро где работает практически до конца жизни.

Произведения Кафки достаточно образные, метафорические. Его маленькое сочинение «Перевоплощение», романы «Процесс», «Замок» — это все преломленная в очах поэта окружающая действительность, тогдашнее общество.

При жизни Ф. Кафки узрели свет такие книжки: «Созерцание» (1913), «Кочегар» (1913), «Перевоплощение» (1915), «Приговор» (1916), «Сельский доктор» (1919), «Голодар» (1924).

Главные произведения были изданы после погибели писателя. Посреди их «Процесс» (1925), «Замок» (1926), «Америка» (1927).

Произведения Кафки перевоплотился в умственные бестселлеры. Есть различные предпосылки таковой популярности: наглядность подтверждений старой сентенции, что навязывается: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать прошедшим»,- все-же навряд ли разъясняет все и до конца. Как не пробовали представить Кафку творцом бреда, что воцарился в мире, такое чтение является только одной из граней его творческой особенности: значимой, но не определяющей. Из дневников это видно сходу.

Дневники в общем много чего корректируют в сложившихся представлениях» которые собственной стойкостью превратили Кафку если не знак, то на важное имя с определенным набором нотаций. Чувствуя, что записи, которые делались Кафкой только себе, время очень не отвечают суждением о нем, что стали безусловными для массового сознания, душеприказчик и 1-ый биограф писателя Макс Брод не торопился с их публикацией. 1-ая сборка появилась только через 10 лет после того, как были написаны два именитых романа, а прямо за этим и «Америка».

Кафка в жизни казался неуверенным внутри себя, измученным сомнениями относительно собственной литературной и людской состоятельности. Какие чувства испытал бы Кафка, если б ему довелось дожить до дней запоздалой славы? Вероятнее всего кошмар — дневники, в каких он откровенен, как нигде больше, делают такое предположение практически бесспорным. Ведь о Кафке всегда задумываются как о явлении, и даже не столько литературное, сколько соц, потому всераспространенным становится словечко «кафкианский» — определение, трактует нелепость, сходу к знанию, так как кому-то это понятно из собственного грустного опыта,- и книжки этого пражского изгоя начинают восприниматься как некоторый белетризованое пособие для того, кто изучает механику полного либо бюрократического всесилия катастрофического алогизма, повседневности.

Но он не желал быть «явлением». Наименее всего он понимал себя как репрезентативную фигуру, так как так никогда и не ощущал настоящей причастности к тому, чем жили, к чему стремились другие. Расхождение с ними, болезненные незримые барьеры — вот предмет более мучительных раздумий, которыми переполняются дневники в протяжении 13-ти лет, что Кафка их вел, перевернув последнюю страничку в июне 1923-го, наименее чем в месяц до погибели.

Эти рассуждения практически постоянно носят форму горьковатых упреков себе. «Я разделен от всех вещей пустым местом, через границы которого я даже и не стремлюсь пробиться»,- что-то в таком духе повторяется вновь и вновь. Понятно, как тяжело переживал Кафка собственный сердечный паралич, как он в большинстве случаев именует это равнодушие, что не оставляет «даже щелки для сомнения либо веры, для любовной омерзения либо для отваги либо ужаса перед кое-чем определенным».

Последнее уточнение в высшей степени принципиальное: равнодушие не была нечувствительностью. Она была только следствием особенного психического состояния, что не позволял Кафке ощущать как что-то суровое и принципиальное для него все то, что не достаточно определенность и значимость в очах среды. Идет ли речь о карьере, о брачные перспективы («если я доживу до сорока лет, то, наверняка, женюсь со старенькой телкой заблаговременно, не прикрытой верхней губой зубами»), даже о мировой войне, что началась — он задумывается по-своему, отлично понимая, что этой личностью мысли и чувства только возрастает его нескончаемое одиночество и что здесь ничего не поправить. «Какой умопомрачительный мир теснится в моей голове! Но как мне освободиться от него и высвободить его, не разорвав?»

Творчество Кафки много раз пробовали объяснить конкретно как такое освобождение, так как в том же аккаунте 1913 года сказано, что избавиться от химер, которые обуяли сознанием, очень нужно «для того я и живу на свете». Но если и взаправду проза была для Кафки попыткой подобного «вытеснения», следствием была беда, ведь читателям дневников это видно очень верно — никакой сублимации не вышло: комплексы, раздражение, ужасы только усиливались в Кафки с каждым прожитым годом, и тональность записей делалась только более драматичной. Хотя капитуляции не было. Просто с каждым годом Кафка все больше убеждался в том, что при всей собственной людской сущностью он, на фоне окружающего, другой, что он существует вроде бы в другом измерении, в другой системе понятий. И что это, фактически, есть магистральный сюжет его жизни — означает, его прозы тоже.

Он вправду другой во всем, прямо до мелочей, другими словами, если приглядеться, его ничто не сближает и не роднит хотя бы с теми, кто сыграл вправду огромную роль в его судьбе, как тот же Брод, Фелица Бауэр, чешская журналистка Милена Есенска, с которыми было двое помолвки, оба разорваны. Томная ситуация, что повсевременно вызывает у Кафки приступы омерзения к для себя либо неодолимое чувство полной безнадежности. Он пробует биться с собой, пробует взять себя в руки, но такие настроения завладевают им так очень, что от их уже нет защиты. Тогда и возникают записи, которые молвят сами за себя, как вот этот, относительно октября 1921-го: «Все — иллюзия: семья, служба, друзья, улица; все — фантазия, более-менее близкая, и супруга — фантазия; блежайшая же правда исключительно в том, что ты бьешься головой о стенку камеры, в какой нет ни окон, ни дверей».

О Кафке пишут как о аналитика отчуждения, что сказалось на всем нраве человечьих отношений в тогдашнем жизни, как о писателе, наделенного особенным даром изображения различных соц деформаций, как о «пессимистического конформиста», которого почему-либо противопоставили ужасным фантомам, что сделались более реальными, чем видимая возможность, как о прозаике, который всегда ощущал грань меж умопомрачительным и тем, что познается. Все справедливо, и, но, не исчезает чувство, что отдельного, пусть и очень существенное, принимается за сущность. Пока не произнесено ключевое слово, интерпретации, даже самые изобретательные, что опираются на испытанные факты, все равно будут смотреться недостающими. Либо по последней мере, упускают нечто первостатейное принципиальное.

Слово произнес сам Кафка, при этом много раз: это слово — одиночество, и что такое абсолютное, «что его может именовать только российский» В его дневниках оно нередко заменяется синонимами, и Кафка гласит про вновь пережитый им нестерпимое состояние, когда становится томным хоть какое общение, об освоении собственной обреченности на несчастье, о том, что везде и всегда он себя ощущает чужим. Но, на самом деле, описывается все та же незримая камера без окон и дверей, все то же «головой о стенку», что становится уже не актуальной, а метафизической реальностью. Она припоминает о для себя и в грозовые минутки, в обстоятельствах, а ежедневник ее фиксирует с беспримерной полнотой показания.

Бывали годы, когда Кафка делал только обрывочные записи, а 1918-й отсутствует в общем (как типично! Ведь это был год окончания войны, крушения Австро-Венгрии, германской революции — столько событий, но они как будто не задели Кафки. У него собственный отсчет времени, который сам по для себя не способен ни ослабить, ни усилить за длительное время до всех исторических встрясок знакомое ему чувство, что жизнь, по последней мере, его фактически, трагедия,- чувство «сплошной несостоятельности»). Он мог навечно убрать со стола свои тетради, но все равно знал, что дневника не оставит: «Я должен сохранить себя тут, ведь только тут это и удается мне».

Но, кажется, исключительно в дневниках, в свободном коллажи набросков, фрагментов, по жарким следам записанных снов, литературных и театральных воспоминаний, перемежающиеся горьковатыми размышлениями о собственном реальном и будущем,- исключительно в книжке, которой никогда не судьба было стать книжкой, так завершено и достоверно воплотился образ Кафки. Именно поэтому, зная, как много значили для литературы романы и новеллы, все-же самым значимым текстом Кафки, наверняка, вправду стоит именовать дневники, где любая страничка заполнена кое-чем нужным и восхищает дополняет рассказ о писателе, чья жизнь тоже была произведением, составил такую важную повествование в истории современности.

Довольно обширно известным литературным произведением Ф. Кафки есть его дневники, которые никак не должны попасть в руки сторонних читателей. Но судьба распорядилась так, что они остались после погибели писателя.
Из всей кучи дневников он не достаточно поддается чтению. Но чем меньше вникаешь в ежедневник Кафки, тем лучше понимаешь, что это конкретно его ежедневник. Встревоженная идея отчаливает в Австро-Венгрии, подданным которой и был еврей Франц Кафка. Сама эта смесь может настораживать! Кафка, невзирая на то, что чехи считали его за немца, так как писал он конкретно на этом языке, немцы за чеха,- конфликтовал со своим народом. В этом наибольшая катастрофа. Человек с прирожденными государственными чертами, с достоинством, но без пристанища родины. Уже 2-ая причина «ужасных» кафкианских дневников — семья. Отец, который с ремесленника семьи влиятельным фабрикантом, заставлял отпрыска идти за ним. Тут, в дневнике, появляется раздвоенность в употреблении слова «труд». Самым основным Кафка считал свое письмо. Но любовь к папе, ужас причинить ему боль (как и мамы, как и возлюбленной девице), вызывает еще больший трагизм. В первом случае, с папой, он не может не слушаться клича крови, в другом — не имеет права предать собственное дарование, а позже уже нанести боль Милене. Все его жизнь держалась на ужасных разрывах: с возлюбленными, с родными, с близкими. И в этом смысле ежедневник Кафки — конкретно ежедневник, так как он интимный и непонятный. Тут прямо прочитывается разговор с тем невидимым, что дает ему таинственные сны. Он не колеблется в их порочности. Но эта порочность спроектирована лишь на него, запертая в самом Кафке. Он болезненно чувствует вокруг себя вакуум, пустоту жизни. Он прибегает к гигантской пробы выстроить свою мастерскую, которая завершается поражением. И он сам ее признает в завещаниях, оговорив, что все его произведения будут по погибели уничтожены. Кафка сообразил, что он является только орудием в руках Господа Бога. Но упорно, как тот жук, пробовал выкарабкаться, вылезти из человечьих привычек: на страничках он перечисляет скучноватые пьесы чужих создателей, чужие рассказы, бытовые сцены, спутаны вкупе с его новыми произведениями. От дневника, от его страничек часто-густо веет пустотами, скучноватыми монологами собственных болячек.

Впереди еще большая бойня. 1-ая масштабная мясорубка. Впереди дело Дрейфуса. Еврейство начинает выходить на мировую арену более уверенно, евреи занимают высочайшие чиновничьи посты, но остается нерешенной неувязка «гетто»: если ты живешь в христианском государстве, ты по последней мере должен осознавать, по каким принципам развивается общество. Еврей Франц Кафка пробовал рассечь, понять общество с чужой для него культурой. Он не был изгоем в еврейских семьях, как Шолом-Алейхем. Кафка, чтоб избежать проклятия, заходит в сны, живет снами. Серебряные огромные зеркала, где время от времени писатель с страхом лицезреет морду Сатаны. Его колебания меж верой в Бога и чисто прикладной верой в искусство. Для Кафки ночь — время сладкий ужас, в каком он может уединиться; то кошмар ужасов: перед писателем пустые листы бумаги, мука, боль. Но это не муки творчества. Это быстрее муки визионерства. Его пророческие видения очень мелочные, чтоб претендовать на петлю пророка. «Предсказание» Кафки в том, что он сконцентрировался лишь для себя. Удивительно, что его туманные королевства, замки через несколько 10-ов лет зарастут зловонным тряпьем тоталитарных режимов. Его сомнения, колебания напоминают ходу священника перед службой. Чистку. Омовение. Проповедь. Но нередко Кафка опасается проповедовать — в этом его преимущество, а не ошибка, как считают многие его исследователей. Его писания — это созерцание мессы небольшим еврейским мальчуганом, который пробует осознать, что в том другом, христианском, мире происходит.

Умер величавый австрийский писатель в 1924 году. Похоронен в Праге. Творчество его и на сей день остается животрепещущей, увлекательной и не открытой сполна. Каждый читатель находит в его произведениях что-то свое. Принципиальное, неповторимое…

Кафка

Кафка

(Kafka) Франц (1883- 1924) Австрийский писатель, с небывалой силой описавший потерянность человека в самом себе и в непонятном для него мире, метафизическое чувство вины и тоски по недостижимой божественной благодати. При жизни почти никому не известный, завещавший сжечь, не читая, все свои рукописи. После Второй мировой войны К. становится одним из самых известных и влиятельных писателей. По сей день его творчество является одной из «горячих точек» мировой литературы. Сначала пытались связывать его творчество с экспрессионизмом (деформация реальности, крик боли вместо гармонии), затем, в 40-е годы, с сюрреализмом (фантастика, алогизм и абсурдизм), еще позже и уже окончательно его принял в свое лоно экзистенциализм (затерянность человека в непонятном для него мире, страх, вина и тоска как первичные переживания). Внешние биографические обстоятельства, казалось бы, не способствовали рождению такого причудливого и уникального художника. К. родился в состоятельной еврейской семье, его отец был владельцем крупного галантерейного магазина, и будущий писатель никогда не знал нужды. На отца, который всего добился сам, маленький Франц смотрел со страхом и в то же время с благоговением. Знаменитое «Письмо к отцу» (вполне реальное, не художественное произведение), хотя и объемом в небольшую книжку, написано в 1919 г., когда отец и сын жили вместе, и начинается словами: «Дорогой отец! На днях ты спросил меня, почему я так тебя боюсь...» Незадолго перед этим Франц поднес ему два своих только что вышедших сборника - «В штрафной колонии» и «Сельский враг», которые отец не удосужился даже перелистать, настолько он был убежден в никчемности всех литературных опытов своего сына. К. получил юридическое образование в Пражском немецком университете (снова влияние отца, хотевшего солидной профессии для сына), хотя втайне мечтал изучать немецкую филологию в Мюнхене. В некрологе 1924 г., составленном близкими, говорится о нем только как о докторе правоведения и ни слова о его литературных занятиях. После университета целых пятнадцать лет (1908-1922) К. проработал в «Обществе страхования производственных травм» и только за два года до смерти, в связи с обострением туберкулеза, досрочно ушел на пенсию. Он умер холостяком, хотя в течение жизни был помолвлен сначала с Фелицией Бауэр, затем с Юлией Ворыжек (причем с каждой по два раза и каждый раз расторгал помолвку). Первый серьезный приступ туберкулеза (кровь хлынула горлом) произошел в сентябре 1917 г., а в декабре К., ссылаясь на болезнь, второй раз расторг помолвку с Фелицией Бауэр). Очевидно, туберкулез К. носил психосоматический характер, как и астма М.Пруста. К. был убежден, что размеренная семейная жизнь не позволит ему отдаваться литературной работе с такой полнотой, как раньше (работа в страховом обществе заканчивалась в два часа дня, оставляя всю вторую половину дня свободной). Следует назвать еще двух женщин, сыгравших большую роль в жизни писателя: эта молодая (и замужняя) переводчица его книг с немецкого на чешский Милена Есенская, которая, может быть, как никто понимала душу Кафки (к ней обращен целый том его писем) и 20-летнюю Дору Димант, с которой К. провел последний и, может быть, самый счастливый год своей жизни. Яркий психологический портрет К. - человека оставила Милена Есенская в письме к М. Броду: «Для него жизнь - нечто совсем иное, чем для всех других людей, и прежде всего такие вещи, как деньги, биржа, пишущая машинка - для него это совершенно мистические вещи (они в сущности такими и являются, только не для нас, других). Для него же все это причудливые загадки... Для него любая контора, включая ту, где он работает, - нечто настолько загадочное, достойное удивления, как для маленького мальчика - движущийся паровоз... Весь этот мир для него остается загадочным. Мистической тайной. Чем-то таким, что еще не по силам и чем можно только восхищаться, потому что оно функционирует». Тут даны истоки и «магического реализма» К., но совсем не замечена его глубокая религиозная серьезность. Может быть, эпиграфом к творчеству К. можно поставить слова из его дневника: «Иногда мне кажется, что я понимаю грехопадение человека лучше, чем кто-либо на земле». Каждый человек виновен уже тем, что он рожден и пришел в этот мир. К. это чувствовал с тысячекратной силой - может быть, из-за чувства вины перед отцом или потому, что говорил на немецком языке, живя в славянском городе, или потому, что не мог даже формально исполнять все предписания иудаизма, как исполнял его отец. В дневнике читаем: «Что у меня общего с евреями? У меня мало общего даже с самим собой». В то же время в быту это был легкий и веселый человек, которого любили сослуживцы и ценило начальство. Один из друзей пишет: «С ним никогда нельзя было поздороваться первым, он всегда опережал вас хоть на секунду». При жизни К. успел выпустить всего шесть небольших брошюр. В первой из них - сборнике миниатюр «Созерцание» (1913) он еще ищет свой путь и стиль. Но уже в написанном за одну ночь рассказе «Приговор» мы видим зрелого К. Далеко не каждому читателю понятно, почему кончает с собой, слепо повинуясь приказу отца, главный герой рассказа. Здесь решающим является стократно обостренное чувство вины перед родителем, которое трудно понять современному читателю. Знаменитый рассказ «Превращение» всего лишь реализация самооценки: герой К. недостоин человеческого облика, для него соразмернее облик отвратительного насекомого. Наконец, озадачивающий своей жестокостью рассказ «В исправительной колонии», в котором либеральная и марксистская критика сразу же усмотрела предвидение фашизма, на самом деле лишь сопоставление Ветхого и Нового заветов и попытка увидеть своеобразную правоту Ветхого завета (не случайно старый комендант бесстрашно бросается в смертоносную машину). Вообще К. следовало бы сопоставлять не с пражской группой немецких экспрессионистов (Г.Мейринк, М.Брод и др.), а с такими мыслителями, как Паскаль и Киркегор. Особенно важна была для К. мысль Киркегора о несоизмеримости человеческих и божественных представлений о справедливости, грехе и воздаянии. Характерно, что все три романа К. остались незаконченными, и он просил их уничтожить. Значит, для него это была какая-то сложная форма психотерапии, которую он считал необходимой для себя и бесполезной для других. В романе «Процесс» (создавался в 1914-1915 гг., опубликован в 1925) сновидческая атмосфера не может помешать догадке читателя, что речь идет о процессе против самого себя (заседания суда на чердаках, то есть в верхних этажах сознания, сам герой романа регулярно приходит на них, хотя его никто не приглашает. Когда героя везут на казнь, он встречает полицейского, но вместо того, чтобы обратиться за помощью, тянет своих спутников подальше от стража порядка). В последнем и самом зрелом романе «Замок» (создавался в 1922 г., опубликован в 1926) мы встречаем уже прямо-таки киркегоровскую притчу о недостижимости и непостижимости творца и его благодати. Герой романа только перед самой смертью должен получить разрешение поселиться - и то не в Замке, а всего лишь в прилегающей к нему деревне. Но ведь сотни жителей деревни без всякого труда получили это право. Кто ищет, тот не найдет, а кто не ищет, тот будет найден - хочет сказать К. Читателя потрясает контраст между кристально ясным, простым языком романа и фантастичностью изображенных в нем событий.

Соч.: Gesammelte Werke. Bd 1-8. Munchen, 1951-1958; с 1982 года выходит полное критическое издание, где каждому роману посвящено два тома - со всеми вариантами (изд. продолжается);

Соч. в 3-х т., М.-Харьков, 1994.

Лит.: Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма, М., 1972;

Emrich W. Franz Kafka. Bonn, 1958;

Brod M. Franz Kafka. Eine Biographie. Frankfurt/Main, 1963;

Binder H. Kafka: Hamdbuch. Bd 1-2. Stuttgart, 1979-80.

С. Джимбинов

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .


Смотреть что такое "Кафка" в других словарях:

    Кафка, Франц Франц Кафка Franz Kafka Фотография писателя, 1906 г. Дата рождения: 3 июля 1883 … Википедия

    Франц (Franz Kafka, 1883 1926) видный представитель пражской группы немецких писателей (Макс Брод, Густав Мейринк и т. п.). К. написал 3 тт. романов и новелл; значительнейшие из них частью незаконченные были изданы только после его смерти (под… … Литературная энциклопедия

    - (Kafka) Франц (род. 3 июля 1883, Прага – ум. 3 июня 1924, Кирлинг, близ Вены) – австр. писатель, философ. Получил известность после того, как были опубликованы фрагменты его романов «Процесс» (1915) и «Замок» (1922), в которых он в поэтической… … Философская энциклопедия

    - (Kafka) Франц (1883 1924) австрийский писатель. Автор романов «Процесс», «Замок», «Америка», а также ряда рассказов. Его немногочисленные произведения, совмещающие в себе элементы экспрессионизма и сюрреализма, оказали значительное влияние на… … Новейший философский словарь

    Франц Кафка Franz Kafka Фотография писателя, 1906 г. Дата рождения: 3 июля 1883 Место рождения: Прага, Австро Венгрия Дата смерти: 3 июня 1924 Место смерти … Википедия

    - (Kafka) Франц (3.7.1883, Прага, 3.6.1924, Кирлинг, близ Вены), австрийский писатель. Родился в еврейской буржуазной семье. Учился на юридическом факультете Пражского университета в 1901 06. В 1908 22 служил в страховом обществе. Начиная с … Большая советская энциклопедия

    Иоганн Кристоф Каффка (нем. Johann Christoph Kaffka; 1754, Регенсбург 29 января 1815, Рига) немецкий скрипач, композитор, писатель, издатель. Начиная с 1775 г. молодой музыкант странствовал по Европе, работая в оперных театрах Праги (1775),… … Википедия

    КАФКА - (Kafka) Густав (1883 1953) австрийский философ и психолог. Занимался широким кругом психологических вопросов: поведением животных, психологией экспрессивных реакций, языком, общением, искусством, профессиональным становлением, жизненными… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

(1883-1924) австрийский писатель

Вероятно, это самая странная фигура в европейской литературе XX столетия. Еврей по происхождению, пражанин по месту рождения и жительства, немецкий писатель по языку и австрийский - по культурной традиции, Франц Кафка испытал равнодушие к своему творчеству при жизни и уже не застал то время, когда произошла его канонизация. Правда, и то, и другое несколько преувеличено. Его заметили и ценили такие известные писатели, как Г. Гессе, Т. Манн, Б. Брехт и другие.

Три незавершенных романа Франца Кафки стали доступны читателям уже после его смерти. Роман «Процесс» был опубликован в 1925 году, «Замок» - в 1926 и «Америка» - в 1927 году. Ныне его наследие - десять объемистых томов.

Биография этого человека удивительно небогата событиями, по крайней мере событиями внешними. Франц Кафка родился в семье пражского оптового торговца галантерейными товарами, еврея по национальности. Благосостояние постепенно росло, но понятия и отношения внутри семьи оставались прежними, мещанскими. Все интересы были сосредоточены на своем деле. Мать была бессловесна, а отец непрерывно хвастался теми унижениями и бедами, какие он претерпел до того, как выбился в люди, не то что дети, получившие все незаслуженно, даром. О характере взаимоотношений в семье можно судить хотя бы по такому факту. Когда Франц в 1919 году написал «Письмо отцу», он сам не осмелился отдать его адресату и попросил об этом мать. Но и она побоялась это сделать и вернула письмо сыну с несколькими утешительными словами.

Мещанская семья для каждого будущего художника, который еще в юности ощущает себя чужим человеком в этой среде, является первым барьером, который он должен преодолеть. Кафка этого сделать не смог. Он так и не научился сопротивляться чуждой ему среде.

Франц окончил немецкую гимназию в Праге. Затем в 1901-1905 годах изучал в университете юриспруденцию и слушал лекции по истории искусств и германистике. В 1906- 1907 годах Кафка прошел стажировку в адвокатской конторе и пражском городском суде. С октября 1907 года служил в частном страховом обществе, а в 1908 году совершенствовался по этой специальности при Пражской коммерческой академии. Хотя Франц Кафка имел докторскую степень, но занимал скромные и низкооплачиваемые должности, а с 1917 года вообще не мог работать в полную силу, поскольку заболел туберкулезом.

Кафка принял решение расторгнугь вторую помолвку с Фелицией Бауэр, уволиться со службы и переехать в деревню к своей сестре Оттле. В одном из писем этого периода он так передает свое мятущееся состояние:

«Втайне я считаю, что моя болезнь вовсе не туберкулез, а общее мое банкротство. Я думал, что можно будет еще держаться, но держаться больше нельзя. Кровь исходит не из легких, а из раны, нанесенной обычным или решающим ударом одного из борцов. Этот борец получил теперь поддержку - туберкулез, поддержку столь огромную, какую находит, скажем, ребенок в складках материнской юбки. Чего теперь хочет другой? Разве борьба не достигла блистательного конца? Это туберкулез, и это конец ».

Франц Кафка очень болезненно относился к тому, с чем ему постоянно приходилось сталкиваться в жизни, - несправедливости, унижению человека. Он был предан подлинному творчеству и преклонялся перед Гете, Толстым, считал себя учеником Клейста, поклонником Стриндберга, был восторженным почитателем русской классики, не только Толстого, но и Достоевского, Чехова, Гоголя, о чем писал в своих дневниках.

Но вместе с тем Кафка как бы «вторым зрением» видел себя со стороны и ощущал свою непохожесть на всех как уродство, свою «чуждость» воспринимал как грех и проклятие.

Франца Кафка мучили проблемы, которые были характерны для Европы начала века, его творчество непосредственно связано только с одним, пусть и весьма влиятельным направлением литературы XX столетия - модернистским.

Все, что Кафка написал, - его литературные замыслы, фрагменты, незаконченные рассказы, сны, которые зачастую мало чем отличались от его новелл, и наброски новелл, подобные снам, размышления о жизни, о литературе и искусстве, о прочитанных книгах и увиденных спектаклях, мысли о писателях, художниках, актерах - все это представляет собой полную картину его «фантастической внутренней жизни». Франц Кафка ощущал безграничное одиночество, столь мучительное и вместе с тем желанное. Его непрерывно терзали страхи - перед жизнью, перед несвободой, но и перед свободой тоже. Франц Кафка боялся что-либо изменить в своей жизни и в то же время тяготился ее привычным укладом. Писатель с такой пронзительностью раскрывал непрестанную борьбу с самим собой и с окружающей действительностью, что многое в его романах и новеллах, что, на первый взгляд, кажется плодом причудливой, иной раз больной фантазии, получает объяснение, обнаруживает свою реалистическую подоплеку, раскрывается как чисто автобиографическое.

«У него нет ни малейшего убежища, приюта. Поэтому он предоставлен на произвол всему тому, от чего мы защищены. Он как нагой среди одетых», - писала подруга Кафки, чешская журналистка Милена Есенская.

Кафка боготворил творчество Бальзака. Однажды он написал о нем: «На трости Бальзака было начертано: «Я ломаю все преграды». На моей: «Все преграды ломают меня». Общее у нас - это словечко «все».

В настоящее время о творчестве Кафки написано больше, чем о творчестве любого другого писателя XX века. Это чаще всего объясняется тем, что Кафка считается писателем-пророком. Он каким-то непостижимым образом сумел угадать и еще в начале века написал о том, что произойдет в последующие десятилетия. Тогда сюжеты его произведений казались чисто абстрактными и выдуманными, но какое-то время спустя исполнилось многое из того, что он писал, и даже в более трагической форме. Так, печи Освенцима превзошли самые изощренные пытки, описанные им в новелле «В штрафной колонии» (1914).

Точно такой же, казалось бы, абстрактный и немыслимый в своей абсурдности судебный процесс, который Франц Кафка изобразил в своем романе «Процесс», когда к смерти приговорили невиновного человека, много раз потом повторялся и повторяется до сих пор во всех странах мира.

В другом своем романе - «Америка» - Франц Кафка довольно точно предсказал дальнейшее развитие технической цивилизации со всеми ее плюсами и минусами, при котором человек остается одиноким в механизированном мире. И последний роман Кафки «Замок» тоже дает достаточно точную - при всей гротескности изображения - картину всевластия бюрократического аппарата, который на деле подменяет любую демократию.

В 1922 году Кафка был вынужден уйти на пенсию. В 1923 году он осуществил давно задуманное «бегство» в Берлин, где намеревался жить в качестве свободного литератора. Но его здоровье снова резко ухудшилось, и он был вынужден вернуться в Прагу. Умер же он в предместье Вены в 1924 году. Похоронили писателя в центре Праги на еврейском кладбище.

Выражая последнюю волю своему другу и душеприказчику Максу Броду, Кафка неоднократно повторял, что, кроме пяти опубликованных книг и подготовленной к печати новой новеллы, «все без исключения» должно быть сожжено. Сейчас бессмысленно обсуждать, хорошо или плохо поступил М. Брод, который все-таки нарушил волю друга и издал все его рукописное наследие. Дело сделано: все, что было написано Францом Кафкой, издано, и читатели имеют возможность сами судить о творчестве этого неординарного писателя, читая и перечитывая его произведения.