Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что нужно знать во время первой поездки в японию. Любопытные факты о Японии и японцах (33 фото)

Что нужно знать во время первой поездки в японию. Любопытные факты о Японии и японцах (33 фото)

С тех пор, как Страна Восходящего Солнца впервые появились в древних китайских летописях, её история и культурные традиции не перестают удивлять.

Хотя почти все слышали о том, как монгольское нашествие в эту страну были сорвано цунами или о том, как Япония была отрезана от остального мира в течение периода Эдо, в японской истории есть много других странно-интересных фактов, а технические достижения поражают и сегодня.

1. Запрет на употребление мяса

Начиная с середины VII века, японское правительство ввело запрет на употребление мяса, которое длилось в течение более 1200 лет. Вероятно, вдохновленный буддийской заповедью не лишать других жизни, император Тэмму в 675 г.н.э. издал указ, который запрещал употребление в пищу говядины, мяса обезьян и домашних животных под страхом смерти. Оригинальный закон запрещал есть мясо лишь в период с апреля по сентябрь, но более поздние законы и религиозные практики привели к полному табу на мясо.

После того как в стране появились христианские миссионеры, употребление мяса в пищу было вновь популяризировано в XVI веке. Хотя еще один запрет был объявлен в 1687 году, некоторые японцы продолжали есть мясо. К 1872 году японские власти официально отменили запрет и даже император стал употреблять мясо в еду.

2. Кабуки создан женщиной, переодетой в мужчину

Кабуки, одно из самых известных и знаковых явлений в японской культуре, представляет собой красочную форму танцевального театра, в котором мужских и женских персонажей играют исключительно мужчины. Однако, на заре его зарождения, в кабуки было все наоборот - всех персонажей играли женщины. Основательницей кабуки была Идзумо-но Окуни, жрица, прославившаяся исполнением танцев и сценок, будучи переодетой в мужчину. Энергичные и чувственные выступления Окуни имели огромный успех, и другие куртизанки переняли ее стиль, имитируя ее выступления.

Этот «женский кабуки» был настолько популярен, что танцовщиц начали даже приглашать даймё («феодалы») для выступления на сцене в их замках. Пока все наслаждались новой откровенной формой искусства, правительство не было довольно происходящим. В 1629 году, после того, как во время шоу кабуки в Киото вспыхнул бунт, женщинам запретили появляться на сцене. Женские роли начали играть мужчины актеры и кабуки превратился в тот театр, каким его знают сегодня.

3. Капитуляция Японии едва не сорвалась

15 августа 1945 года император Хирохито объявил о безоговорочной капитуляции Японии союзным державам во время общенациональной радиопередачи, известной как «Jewel Voice Broadcast». Радиопередача фактически не транслировалась в прямом эфире, а была записана предыдущей ночью. Кроме того, она не велась из императорского дворца. В ту же ночь, когда император Хирохито записал свое послание, группа японских военных, которые отказались сдаться, начала государственный переворот. Лидер этого переворота, майор Кенджи Хатанака со своими людьми захватил Императорский дворец на несколько часов.

Хатанака хотел сорвать вещание «Jewel Voice Broadcast». Хотя его солдаты тщательно обыскали весь дворец, запись с капитуляцией так и не нашли. Чудом, несмотря на то, что каждого выходящего из дворца тщательно обыскивали, запись вынесли наружу в корзине для белья. Тем не менее, Хатанака не сдался. Он отправился на своем велосипеде на ближайшую радиостанцию, где в прямом эфире хотел заявить, что в стране произошел переворот и Япония не сдается. По техническим причинам он так и не сумел этого сделать, после чего вернулся во дворец и застрелился.

4. Самураи проверяли мечи, нападая на случайных прохожих

В средневековой Японии считалось позорным, если меч самурая не мог разрубить тело противника одним ударом. Поэтому для самурая было крайне важным наперед знать качество своего оружия и проверить каждый новый меч еще до реальных сражений. Самураи обычно тестировали мечи на преступниках и на трупах. Но был еще один метод, который назывался цудзигири («убийство на перекрестке»), в рамках которого целями становились случайные простолюдины, имевшие несчастье выйти на перекресток в ночное время. Сначала случаи цудзигири были редкими, но в конечном счете это стало такой проблемой, что власти сочли необходимым запретить подобную практику в 1602 году.

5. Трофейные носы и уши

Во время правления легендарного лидера Тоётоми Хидэёси, Япония вторгалась в Корею два раза между 1592 и 1598 годами. Хотя Япония в конце концов вывела свои войска из этой страны, ее вторжения были очень жестокими и привели к гибели одного миллиона корейцев. В это время для японских воинов не было редкостью отрезать головы своих врагов в качестве военных трофеев. Но поскольку везти с собой головы назад в Японию было довольно затруднительно, солдаты вместо этого начали отрезать уши и носы.

В итоге в Японии были созданы целые памятники для этих жутких трофеев, которые были известны как «гробницы ушей» и «гробницы носов». Одна из таких гробница в Киото содержит десятки тысяч трофеев. В другой в Окаяме хранилось 20000 носов, которые в итоге вернули Корее в 1992 году.

6. Отец камикадзе совершил харакири

К октябрю 1944 года вице-адмирал Такидзиро Ониси считал, что единственным способом выиграть Вторую мировую войну является печально известная операция «Камикадзе», в рамках которой японские пилоты-смертники врезались на своих самолетах в корабли союзников. Ониси надеялся, что такие нападения настолько шокируют США, что вынудят американцев отказаться от войны. Вице-адмирал пребывал в таком отчаянии, что как-то даже сказал, что он был готов пожертвовать 20 миллионами японских жизней для победы.

Услышав о капитуляции императора Хирохито в августе 1945 года, Ониси обезумел, когда понял, что он зря отправил на смерть тысячи камикадзе. Он счел, что единственным приемлемым искуплением будет самоубийство и совершил сэппуку 16 августа 1945 года. В своей предсмертной записке Ониси извинился перед «душами погибших и их безутешными семьями», а также попросил молодых японцев бороться за мир на планете.

7. Первый японец-христианин

В 1546 году 35-летний самурай Андзиро скрывался от правосудия за убийство человека в драке. Скрываясь в торговом порту Кагосима, Андзиро познакомился с несколькими португальцами, которые сжалились над ним и тайно перевезли в Малакку. Во время своего пребывания за границей Андзиро изучил португальский язык и был крещен под именем Пауло де-Санта-Фе, став первым японским христианином. Он также встретился с Франциском Ксаверием, священником-иезуитом, который летом 1549 г. отправился с Андзиро в Японию, чтобы основать христианскую миссию.

Миссия завершилась неудачно, Андзиро и Ксавье разошлись своими дорогами и последний решил попытать счастья в Китае. Хотя Франциску Ксавьеру и не удалось евангелизировать Японию, его в конце концов сделали святым и покровителем христианских миссионеров. Андзиро же, который, как полагают, умер пиратом, был полностью забыт.

8. Работорговля привела к упразднению рабства

Вскоре после того, как Япония впервые установила контакт с Западным миром в 1540-х годах, португальские работорговцы начали скупать японских рабов. Эта работорговля в конечном счете стала настолько большой, что даже у португальских рабов в Макао появились собственные японские рабы. Иезуитские миссионеры не были довольны подобной деятельностью и в 1571 году убедили короля Португалии положить конец порабощению японцев, хотя португальские колонисты сопротивлялись этому решению и игнорировали запрет.

Японский военачальник и лидер Тоётоми Хидэёси был в настоящей ярости от сложившейся ситуации с торговлей рабами (при этом, как ни парадоксально, он не имел ничего против порабощения корейцев во время набегов в 1590 году). В итоге, Хидэёси в 1587 году издал запрет на торговлю японскими рабами, хотя подобная практика сохранялась после этого еще в течение некоторого времени.

9. 200 школьниц-медсестер битвы за Окинаву

В апреле 1945 года союзники начали вторжение на Окинаву. Кровопролитие, которое длилось 3 месяца, унесло жизни более 200 000 человек, 94 000 из которых были мирным населением Окинавы. Среди погибших гражданских лиц был Ученический корпус Himeyuri - группа из 200 школьниц в возрасте от 15 до 19 лет, которых японцы заставили работать в качестве медсестер во время боя. Сначала девочки Himeyuri работали в военном госпитале. Но затем их перевели в землянки, поскольку остров все чаще бомбардировали.

Они кормили раненых японских солдат, помогали выполнять ампутации и хоронили тела умерших. По мере продвижения американцев девочкам приказали не сдаваться и в случае возможности плена совершать самоубийство с помощью ручной гранаты. Многие девушки действительно убивали себя, другие погибли в ходе боевых действий. Известна «Землянка девственниц», когда в заваленном помещении во время обстрела погибла 51 девочка. После войны в честь девочек Himeyuri были построены памятник и музей.

10. Программа по созданию ядерного оружия

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки повергли в шок Японию и весь мир в августе 1945 года, но одного японского ученого, возможно, они вовсе не удивили. Физик Ёсио Нисина беспокоился о возможности таких атак еще с 1939 года. Нисина был также руководителем первой программы по созданию ядерного оружия в Японии, которая стартовала в апреле 1941 года. К 1943 году комитет под руководством Нисина пришел к выводу, что создание ядерного оружия будет возможным, но очень затруднительным, даже для Соединенных Штатов.

После этого, японцы продолжали исследовать возможность создания ядерного оружия в рамках другого проекта «F-Go Project» под началом физика Бунсаку Аракацу. У Японии на самом деле были все знания, чтобы создать атомную бомбу, просто ей не хватало ресурсов. Доказательством тому является факт, что в мае 1945 года ВМС Соединенных Штатов перехватили нацистскую подводную лодку, которая направлялась в Токио с грузом в 540 кг оксида урана.

Узнай, почему японцы моются в одной ванне и какое самое ругательное слово в их языке

© depositphotos.com

Япония - страна без преувеличения уникальная. Нанотехнологии здесь удивительным образом совмещаются с древними традициями, некоторые обычаи действуют наравне с законами. Мы решили собрать 30 самых интересных фактов о Японии, делимся ими с тобой.

  1. Японцы очень уважают тех, кто может сказать на их языке хоть две фразы. Они считают, что выучить его нереально.
  2. Самые сильные ругательства в японском языке типа "дурак" и "идиот".
  3. По-японски "дурак" звучит как "бака" (дословно глупый человек). А иностранец - как "гайдзин" (дословно - чужак). "Бака-гайдзин" в японском разговорном - это американец.
  4. Японцы постоянно говорят о еде, а когда они едят, то обсуждают, как им нравится угощение. Поужинать, не произнеся несколько раз oishii (вкусно) - очень невежливо.
  5. В Японии едят дельфинов. Из них делают суп, готовят кусияки (японский шашлык), даже едят сырым. У дельфина довольно вкусное мясо, с ярковыраженным вкусом, и совершенно непохожее на рыбу.
  6. Наверное, правильным питанием можно объяснить тот факт, что здесь очень редко увидишь японку с лишним весом.
  7. В Японии самый медленный в мире МакДоналдс.
  8. В Японии категорически не приняты чаевые. Считается, что пока клиент платит за услугу назначенную цену, он остаётся с продавцом на равных.
  9. В Японии очень честные люди. Если вы потеряли кошелек в метро, 90% вероятности, что его сдадут в бюро находок.

© depositphotos.com
  1. Во время землетрясений в Японии не бывает мародерства. Почему - смотрите пункт 9.
  2. Японские полицейские - самые честные в мире, взяток не берут. Разве что иногда за незначительные нарушения можно уболтать отпустить, прикинувшись "бакой".
  3. Если вас поймали за что-то серьезное, то имеют право держать в СИЗО 30 суток, не пуская адвоката.
  4. Токио - самый безопасный мегаполис в мире. В Токио настолько безопасно, что шестилетние дети самостоятельно пользуются общественным транспортом.
  5. В Японии специфическое отношение к порнографии. Раньше практически в каждой японской гостинице работал канал с "клубничкой".
  6. В каждом продуктовом магазине на стойке с прессой обязательно есть полочка с хентаем. В больших книжных магазинах под порнографию отводят целые этажи.
  7. Возраст согласия в Японии - 13 лет. Это означает, что с обозначенного возраста добровольный секс не считается изнасилованием.
  8. В Токио, в районе Шинджуку-Ни-Чеме, самая большая концентрация гей-баров в мире.
  9. Японцы и алкоголь - понятия слабосовместимые. Большинство из них даже после одной стопки крепкого алкоголя начинают жутко краснеть. Но есть и исключения - любого украинца перепьют.
  10. Японцы очень стеснительные, не привыкшие выражать свои чувства. Для многих настоящий подвиг сказать: "Я тебя люблю".

© depositphotos.com
  1. Треть свадеб в стране - результат организованных родителями сватовства и смотрин.
  2. В японских семьях абсолютно нормальная ситуация, когда брат с сестрой вообще не разговаривают, даже не знают номеров мобильных телефонов друг друга.
  3. Японцы народ очень чистоплотный, но, сколько бы ни было членов в семье, ванну все принимают, не меняя воду. Правда, перед этим каждый принимает душ.
  4. Японцы практически никогда не зовут гостей домой. Приглашение "заходите как-нибудь" в большинстве случаев стоит воспринимать исключительно как вежливый оборот речи.
  5. Японцы - сумасшедшие трудоголики. Могут запросто работать 15-18 часов в день без перерыва на обед.
  6. Приходить на работу вовремя в Японии считается дурным тоном. На месте надо быть хотя бы на полчаса раньше.
  7. В японском языке даже есть слово "кароши", что буквально переводится, как "смерть от переутруждения". В среднем каждый год с этим диагнозом умирает десять тысяч человек.
  8. У японцев очень низкие пенсии. Максимальная социальная выплата бедствующим старикам составляет где-то 300 долларов. Предполагается, что каждый японец сам должен позаботиться о своей старости.
  9. В северных городах Японии все тротуары с подогревом, поэтому здесь никогда не бывает гололеда.
  10. В Японии на улицах можно увидеть вазы с зонтиками. Если начинается дождь, можете взять любой, а потом, когда дождь заканчивается, ставите в ближайшую вазу.
  11. На японских улицах вы не увидите мусорных баков. Весь мусор японцы несут домой, а потом сортируют на четыре вида: стекло, сжигаемый, перерабатываемый и несжигаемый мусор.

26 января 1904 года нападением на Порт-Артур началась русско-японская война. Первое столкновение интересов молодого и агрессивного японского капиталлизма с северным соседом Россией, состоялось еще в японо-китайскую войну 1894-1895 годов. Эта война не разрешила целый ряд спорных вопросов между странами, и новое столкновение было неизбежно. Ожидание войны рождало и рост антихристианских настроений в обществе, которое легко теперь поддавалось на провокации. И они не заставили себя долго ждать. В декабре 1903 г. разразился скандал, так называемый инцидент Ротан (Ро аббревиатура слова Россия, тан шпион). Епископу Николаю была предложена в письме некоего чиновника выдача государственных секретов. Проигнорировав письмо, он посчитал его дурной шуткой, что и подтвердило проведенное полицией расследование. Но уже возбужденное общество стало видеть в миссии гнездо шпионов. Для охраны священнослужителей правительство распорядилось выставить на Суругадае вооруженную охрану, и как потом писал Владыка лишь поражение России спасло миссию от разгрома.



Все свои силы Владыка направил сначала на переводческую деятельность, а с появлением в Японии первых русских пленных на заботу о них. По инициативе миссии было образовано Общество духовного утешения военнопленных, состоявшее из священнослужителей, знавших русский язык. Оно занималось сбором пожертвований, снабжало пленных православной и светской литературой, помогало наладить связь с родными, посылало священников в лагеря для богослужений. Стараниями отца Николая была увековечена память русских солдат, оставшихся навеки в японской земле. На кладбищах городов Мацуяма и Осаки, где находились братские могилы, были построены часовни. Россия высоко оценила усилия Владыки по сохранению в условиях войны православной Церкви в Японии и его помощь военнопленным. Он был сопричислен к ордену святого Александра Невского и возведен в 1906 году в сан архиепископа с присвоением ему титула Японский.

Дневники Николая Японского оставили нам ценнейшие записи его размышлений о причинах поражения в войне. Платится Россия за свое невежество и свою гордость считала японцев необразованным и слабым народом, не приготовилась, как должно, к войне, а довела японцев до войны, да еще прозевала на первый раз, записал он еще в 1904 году. Столкновение с Японией он считал величайшей ошибкой, т.к. по глубокому убеждению Владыки не морская держава Россия, и не на строительство флотов ей следовало употреблять средства, а на истинно существенное образование народа, разработки своих внутренних богатств. Итог же чудовищной авантюры царского правительства вызывал лишь стыд и боль. Отец Николай писал: В исторической картине России минувшая война составляет самое темное пятно.
С возникновением войны между Россией и Японией, епископ Николай остался в Японии, несмотря на то, что ему советовали опасаться коварства и мстительности японцев. Естественно ему задавали вопрос: должны ли японские православные христиане принимать активное участие в войне с Россией или нет?

Апостол Японии так ответил на этот вопрос: «Японские христиане могут и должны принимать участие в этом поединке, так как это их долг и обязанность как граждан своего отечества. Правда вы, японцы, приняли православную веру России, но несмотря на это, она неприятельница ваша, сражаться с которой ваш долг…. Воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать своё отечество».

В этот кризисный период русско-японских отношений свт. Николай и его проповедники на личном примере сумели объяснить независимость религии от политических вопросов и делали всё возможное, чтобы эта война не была сочтена как поединок «дракона с крестом». Прежде чем начинать проповедь и заслужить доверие слушателей, священникам приходилось предварительно не раз доказывать, что понятие «православный» и «русский» не являются синонимами и, что между ними нет ничего общего.

Во время войны Православная духовная миссия в Японии все свои силы. направляла на облегчение участи русских военнопленных. В мае 1904 г. с этой целью было образовано «Православное товарищество духовного утешения военнопленных». Членами товарищества состояли все православные японцы без различия пола. Своим существованием эта ассоциация была в первую очередь обязана японскому правительству, но к ней вскоре примкнули и некоторые выдающиеся люди России, что сделало это международное объединение граждан очень популярным среди японского общества. В дни праздника Пасхи 1905 г. представители православных японцев, обращаясь к русским пленным, произнесли такие слова:

«Истинный христианин не отличает эллина от иудея, японца от русского, а во всяком человеке видит брата, нуждающегося в его любви и поддержке… Пример благочестия русских пленных не замедлит оказать своего влияния и на японцев».

Необходимо отметить чрезвычайно трогательное отношение к русским пленным и самого свт. Николая. Как отмечал журнал «Нива» за 1912 г. :

«Много любви увидели они тогда от владыки Николая. Но много и горя перенёс тогда сам архиепископ, оставшийся во имя долга во враждебно настроенной ко всему русскому стране…».

Но, несмотря на все невзгоды, любовь свт. Николая к своей обширной пастве оставалась безграничной. Даже, невзирая на недомогание, он и в последние годы своей жизни находил возможность объезжать весь свой миссионерский район (свыше 2 тыс. вёрст), проповедовать, крестить, словом и делом помогать православным японцам, создавая вечное строение любви и истины в этой далёкой от его настоящей родины стране…

К «Никораю», как звали его японцы, приходили все угнетённые, скорбные, тоскующие – и никто не уходил от него не ободрённым. Так изумительно изменилось в какие-нибудь 20-30 лет отношение японцев к их апостолу… Так прекрасны и плодотворны были дела его любви и его христианского долга. Благодаря трудам архиепископа Николая в Японии к концу эры «Мэйдзи» (1912 г.) в 300 приходах насчитывалось около 40 тысяч православных. На японский язык были переведены все богословские книги.

Кончина православного апостола Японии была встречена всеобщей скорбью. Все крупнейшие русские периодические издания, такие как «Исторический вестник», «Русский вестник», «Всемирная иллюстрация», «Богословский вестник», «Домашняя беседа», «Нива» известили русскую общественность об этой скорбной утрате. Как отмечали многие очевидцы, не только христиане, но и приверженцы других конфессий в кончине архиепископа Николая почувствовали горестную и незаменимую утрату.

Основатель Японской Православной Церкви – святитель Николай оказал на японское общество огромное влияние. В действительности он создал японскую православную культуру. По словам протоиерея Прокла Ясуо Ушумару, профессора Токийской православной семинарии, его деятельность была «украшением периода Мэйдзи».

Раскрывая в своём окружении основы веры, святитель Николай желал, чтобы японцы сами создавали в ней свой духовный мир. Он видел, что в глубине национального духа японцев зиждется особая сила «присвоения чужих форм», сложившаяся в Японии в процессе её вековых контактов с великими и малыми культурами. Владыка Николай хотел иметь японских архитекторов, японских иконописцев и японские хоры. Он воспитывал из числа японцев катехизаторов и священников. Он заботился об издании на японском языке книг по вероучению. Выполненный св. Николаем в сотрудничестве с Зукумара Накаи (1855-1943 гг.) перевод Библии явился величайшим достижением переводческого мастерства, принеся св. Николаю и его сотруднику «бессмертие в мире японской словесности». Изданные под руководством св. Николая богословские комментарии, сборники проповедей, Катехизис, труды по церковной истории, жития святых составили огромную богословскую библиотеку.

Благодаря деятельности русской православной миссии Православие приобрело в истории Японии реальное значение.

В большинстве стран сон в рабочее время, и тем более - во время совещания, может стать веским поводом для увольнения. Но в Японии дремать во время работы не просто допустимо, но даже принято. Удивлены? И мы не меньше. Феномен, известный как инэмури, является частью культурного кода и демонстрирует вовлеченность японца в работу настолько, что у него, очевидно, не остается времени на полноценный сон.

Инэмури (в переводе с японского - «присутствовать и спать») - практика дневного , в транспорте и других общественных местах. Однако Бриджит Штегер (Brigitte Steger), эксперт в области современной Японии и старший преподаватель Кембриджского университета (University of Cambridge), написавшая книгу на тему, отмечает, что это больше, чем просто сон.

Как признается Штегер в интервью The New York Times, инэмури отражает подход японцев ко времени, позволяя делать несколько полезных вещей одновременно, пусть и снижая при этом общую производительность. Так, по мысли жителя Японии, вы можете получить бонус за посещение совещания или семинара, плюс, .

Интересно, что инэмури наиболее распространен среди старших сотрудников, работающих в офисе, в то время как младшие офисные работники по традиции более энергичны. Инэмури практикуют как женщины, так и мужчины - но женщины, что показательно, чаще подвергаются за это критике, особенно если спят в позе, которая кому-то может показаться неприемлемой.

«Инэмури практикуется в Японии в течение как минимум 1000 лет, и это не ограничивается рабочим столом. Люди могут дремать в , кафе, ресторанах или даже в уютном, по их мнению, месте на оживленном городском тротуаре, - добавляет Бриджит Штегер. - Часто поклонников инэмури можно встретить в пригородных поездах, причем, не имеет значения, насколько они переполнены. Бывает, что вагоны поездов превращаются в спальни, и это, в числе прочих факторов, помогает Японии иметь очень низкий уровень преступности».

«Маловероятно, что кто-то попытается ограбить вас, когда вы спите в поезде», - соглашается с коллегой Теодор Бестор (Theodore C. Bestor), профессор социальной антропологии Гарвардского университета (Harvard University). По мнению исследователей, сон в социальных ситуациях в каком-то смысле может даже улучшить вашу репутацию.

Так, доктор Штегер вспоминает случай, когда во время обеда в ресторане один из мужчин заснул прямо за столом. Собравшиеся тут же отметили его «джентельменское поведение», потому что он предпочел оставаться самим собой и спать, а не пытаться поддержать разговор, создавая искусственную заинтересованность.

Одна из причин, по которой феномен инэмури так распространен в Японии - люди очень мало спят дома. Исследование 2015 года, проведенное при поддержке правительства страны, показало, что 39,5% взрослых японцев спят менее 6 часов в сутки.

Ну что, хотите попробовать? Вот несколько рекомендаций. Первое неписанное правило инэмури состоит в том, чтобы спать компактно, то есть, без нарушения пространственных норм. «Если бы вы растянулись на скамейке в парке или заняли несколько кресел в конференц-зале, вас наверняка упрекнули бы в том, что вы мешаете другим», - говорит профессор Бестор. Бриджит Штегер добавляет, что глаза при этом закрывать не обязательно: это поможет создать иллюзию интимности в толпе, но если вам удобнее дремать с приоткрытыми глазами, то так тому и быть.

Когда группы японских туристов ездят за границу, туристические компании часто объясняют им, какие правила поведения и обычаи характерны для того или иного народа. Японцы задумываются о том, что являются представителями своей страны, поэтому каждый старается произвести в гостях наилучшее впечатление. В поездках за границу японцы представляют собой наиболее яркий пример сознательного поведения. Подобное отношение к другим словно расширяет их культуру дальше за пределы Японии.

Если вы едете в Японию в первый раз, то будет замечательно, если вам удастся найти и узнать как можно больше о правилах поведения в этой стране. Так и вам будет хорошо, и японцам приятно. Изучив японские обычаи, вы сможете не только произвести впечатление на местных жителей, но и расширить спектр своих впечатлений во время путешествия. Ваша первая поездка в Японию обязательно подарит вам множество приключений, культурный опыт, шопинг, ночную жизнь, развлечения и новые знания. В общении с японцами существует несколько важных общих правил, характерных для многих ситуаций, а также ряд особенностей поведения, свойственных каким-либо конкретным ситуациям.

Общие правила

Японские тапочки для дома

Два обычая, с которыми в Японии можно столкнуться чаще всего, связаны с обувью и приветствиями. Входя в дом или рёкан (гостиницу в японском стиле) принято разуваться. Вам могут предложить надеть тапочки, однако позже, перед тем, как наступать на татами, придётся снять и их. Иногда в гостиницах или частных домах можно увидеть тапочки для ванной, которые принято носить только там. Во многих японских ресторанах вас также попросят разуться. В таких случаях обычно в заведении можно увидеть специальные шкафчики, где вы можете оставить свою обувь.

Японцы часто приветствуют друг друга кланяясь, а не пожимая руки. Поклон считается наиболее уместным типом приветствия, однако в деловой среде будет также приемлемо пожимать руки. Более того, во время официальных знакомств принято обмениваться визитными карточками. Визитку нужно принимать обеими руками и обязательно посмотреть на неё, перед тем, как убрать к себе. Карточки ни в коем случае нельзя сгибать или класть в карманы штанов. Нельзя также садиться на визитку в присутствие человека, который её дал.

В Японии существуют разные виды поклонов, которые отражают положение в обществе и статус того, кому кланяются. Вы можете просто слегка кивнуть – приветствие для тех, кто занимает более низкую должность или общается с вами в неформальной обстановке – или поклониться на 90°, что будет означать выражение глубокого почтения. Однако японцы вовсе не ждут, что иностранцы будут кланяться, и с удовольствием пожмут вашу руку.

Этикет в конкретных местах/ситуациях


Все, кто приезжает в Японию в первый раз, просто обязаны воспользоваться возможностью попробовать японские суши, ведь в других странах их вкус всегда отличается. Грех не попробовать качественные суши во время своей первой поездки. Считается, что лучшее место для этого – самый известный суши ресторан «Sukiyabashi Jiro», который возглавляет лучший в мире шеф-повар суши Дзиро Оно. Он предлагает двадцать видов суши, которые обязательно стоит заказать. Всё это будет стоить около 30,000 иен и продлится 15-20 минут, однако ничего подобного вы больше нигде не попробуете.

Этикет суши

После того как вы зайдёте в суши ресторан, стоит поздороваться с его хозяином или хозяйкой. Они приветствуют гостей традиционной фразой ирассяймасэ «добро пожаловать». Просто обратите внимание на их приветствие и ответьте на вопрос о том, как прошёл ваш день или вечер. Если вы садитесь за барную стойку, то можете попросить у итамаэ, то есть шеф-повара, который стоит за барной стойкой, только суши. Напитки, супы и всё прочее стоит заказывать у официантов. Никогда не спрашивайте итамаэ, свежие ли суши. Это оскорбительно. Лучше спросите, что он вам порекомендует. Обычно итамаэ очень занят, но если у него выдаётся свободная минутка, можно попробовать с ним поговорить. Не оставляйте еду на тарелке после завершения приёма пищи. Это невежливо, поскольку выглядит так, словно вам что-то не понравилось. Если вы сидите за барной стойкой, также будет вежливо поблагодарить итамаэ. Попробуйте сказать по-японски домо аригато «спасибо» или готисосама дэсита «спасибо за угощение».

Развлечения


Если вы путешествуете в Японию в первый раз и хотите попробовать уникальный вид японского развлечения, посетите местный зал патинко (игровые автоматы). Залы напоминают казино, где за свою игру вы можете получить вознаграждение. В Японии расположено множество залов патинко. Espace – один из самых больших (3 этажа) – расположен в популярном районе Токио под названием Синдзюку. Каждый год более 30 миллионов людей в Японии играют в патинко, а ведь это только небольшая часть японской игровой индустрии.

Вообще японцы – заядлые игроки. Но любят они не только патинко, а ещё и казино и покер в Макао . Доказательством того, что подобные игры начинают становиться поп-культурой в Японии, служит пример модели Юико Мацукава, которая очень любит покер и пользуется своей популярностью, чтобы играть со своими фанатами в Японии.


Юико Мацукава – японская модель, любительница покера

Этикет Патинко

Хотя залы патинко чем-то и напоминают американские казино, есть ряд определённых отличий, о которых следует знать. Первое отличие касается поведения игроков. Японцы предпочитают играть самостоятельно в одиночестве. Залы могут быть переполнены людьми, однако большинство игроков не захочет, чтобы их кто-либо тревожил. Для многих патинко является своеобразным способом побега от реальности, поэтому они предпочитают игнорировать окружающую действительность. Если у вас возникнет необходимость отлучиться от автомата прямо в процессе игры, просто оставьте пачку сигарет или что-то в этом роде в лотке – это даст окружающим понять, что автомат занят. Такой способ работает в течение 30 минут. Никогда не трогайте шарики патинко другого игрока. Считается, что это сулит неудачу, кроме того, некоторые игроки могут счесть это оскорбительным. Если вы видите потерянный шарик на полу, то правильным решением будет указать на него сотруднику заведения. Так делают потому, что считается, что если потерянный шарик попадёт в автомат, он испортит его и принесёт неудачу игроку.

Буддийские и синтоистские храмы


Храм Тодай-дзи в г. Нара, Кансай, Япония

В Японии расположено около 95,000 синтоистских и 85,000 буддийских храмов, многие из которых являются чудесами архитектуры, природы и культуры. Когда туристы посещают эти достопримечательности, они приобретают какое-то особое ощущение гармонии. Синтоистские и буддийские храмы есть в каждом городе Японии, а в больших городах вроде Киото их около тысячи. В храмах существуют различные ритуалы, японцы выполняют их и относятся к ним с уважением.

Однако для иностранного туриста важно знать, чем синтоистские храмы отличаются от буддийских.

Для синтоистских храмов характерно наличие уникальных красных ворот, которые называются тории. Также их можно отличить от буддийских храмов по наличию в названии слова «дзиндзя», например, Акиба-дзиндзя. В то же время слог «дзи» в названиях будет говорить о том, что храм – буддийский (Сэнсо-дзи, Кэнтё-дзи, Тодай-дзи, Дайго-дзи).

Этикет в храмах в Японии

Безусловно, правила поведения в священных местах в Японии будут отличаться. И в синтоистских, и в буддийских храмах от посетителей ожидается проявление уважения к святыням. Различия в основном заключаются в том, как входить на территорию того или иного храма. Так, перед входом в синтоистский храм посетители омывают руки и лицо и полоскают рот.

Обычаи и традиции Японии отличаются от тех, к которым мы привыкли. Перед вашей первой поездкой в Японию постарайтесь узнать о них как можно больше. Однако, безусловно, больше всего в иностранных туристах ценится их уважительное отношение к культуре другой страны. Будьте вежливы и скромны, и пускай ваша первая поездка в Японию оставит самые яркие и приятные впечатления!