Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Славянская письменность. Связи с общественностью в древней руси

Славянская письменность. Связи с общественностью в древней руси

Урок9.Тема: "Древнерусское письмо: устав, полуустав,скоропись, вязь"

Цель: закрепить в памяти детей названия и написание этих шрифтов.

Оборудование урока: для учащихся- тетради или альбомы, ручки; для учителя- обязательно ксерокопии (каждый вид письма).

Методические рекомендации : если есть возможность, показать напечатанную книгу с этими шрифтами. Можно использовать сказки с иллюстрациями И. Я. Билибина (вязь). У детей на столах альбомы или тетради, в которых они могут попробовать писать разными шрифтами. Раздать детям ксерокопии "устав", "полуустав", "скоропись", "вязь". Дети записывают названия урока и приклеивают ксерокопии в тетради.

Информация для учителя . В русских рукописных книгах и в некнижной письменности было три вида письма: устав, полуустав, скоропись, вязь.

Устав - древнейшая форма кириллицы, характерная для рукописей XI-XIII вв. Буквы отличались прямолинейностью и тщательностью написания. Одна буква писалась отдельно от другой, без разделения текста на отдельные слова. Форма букв приближалась к квадрату. Не было сокращений и надстрочных знаков. Перо, которым писали, было ширококонечным. Это ранняя форма кириллицы. Изменение формы зависело от инструмента, которым писали. Трость или перо (гусиное, лебединое, павлинье). Устав, как особый почерк, господствовал несколько столетий, постепенно он перешел с пергамена на бумагу.

Полуустав - это новая форма кириллицы, сложившаяся в XV веке. В это время возрастает потребность в книгах и профессиональные писцы, дорожа временем, писали быстрее и убористей. Почерк более мелкий и округлый. Нет той тщательности, выполнения букв, которая была присуща уставу: нарушается правильность расстояния между буквами, так как полууставом писали быстрее и несколько размашистее. Появились слитные буквы (лигатуры) и надстрочные знаки – титлы, которые обозначали сокращенные слова. По греческому образцу применялись знаки ударения – "силы ".

Скоропись. Этот тип письма получил распространение с середины XIV века, постепенно вытесняя полуустав. Скоропись отличалась многообразными начертаниями одних и тех же букв. Концы букв вытянуты за пределы строки. Ускорение письма, достигалось также сокращением слов и выноской букв над строкой. Скоропись встречается в основном в документах и письмах.

Вязь - особое декоративное письмо, распространенное в XV веке. Вязью писали названия рукописей. Отличительные черты вязи - различные сочетания букв, сокращения и орнаментальные украшения, декоративное письмо, в котором строка связана в равномерный непрерывный орнамент. Буквы вязи различны по высоте, часто соединены, слова сокращены и слитны. Вязью писалось название книги (сказки). Главная задача - красиво разместить определенное количество слов в пространстве одной строки. Вязь была излюбленным декоративным видом кириллицы на Руси, она очень широко применялась в декоративно-прикладном искусстве. Вязь встречается и на предметах быта, в шитье, в иконописи, на стенах храмов.

Урок 10. Тема: "Монастырские скриптории"

Цель: рассказать детям о возникновении монастырей на Руси и их роли в культурном просвещении.

Оборудование урока : для учащихся - альбомы и ручки; для учителя - ксерокопии (изображение монахов в скриптории), альбомы с видами монастырей.

Какие монастыри они знают? Что делают монахи в монастырях? Зачем строили монастыри? Раздать детям ксерокопии, чтобы они вклеили их в тетрадь или альбомы, а уже потом начать рассказывать историю русских монастырей.

Информация для учителя . При Ярославе Мудром возникает на Руси монашество, появляются первые монастыри. Монахи были очень образованы по тем временам. Они обучали детей грамоте и разным предметам. Монастыри играли роль университетов. Чтобы обучать детей, нужны были книги. В монастырях писали книги, переводили с разных языков, переписывали книги, чтобы их было больше. Составляли летописи, изборники, философские трактаты и др. В Киеве находится первый большой храм Софии, на территории которого установлен памятник Ярославу Мудрому, который стоит с книгой в руке.

Текст из летописи "Повесть временных лет": "В лето 1037 заложил Ярослав град великий, у этого же града Золотые ворота. Заложил и церковь святой Софии... И к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди... Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам".

В монастырях было специальное помещение, где монахи трудились над созданием книг. Латинское слово "скриптор" - писец, писарь, переписчик. В книгах была большая потребность. Монахам помогали и миряне. Над книгой работали писцы, переводчики, переплетчики, редакторы, художники, мастера по выделке пергамена, ювелиры.

Монахи нашли возможность привозить из других стран книги и переводить их на русский язык. Церковные и светские книги: хроники, исторические повести, сборники изречений, философские и юридические трактаты.

Работа в скрипториях считалась богоугодным и почетным делом. "Добро есть, братие, почитание книжное... Красота воину - оружие, кораблю - ветрила, так и праведнику почитание книжное". Искусство рукописной книги в средние века достигло высокого совершенства. Многие рукописи имеют большое значение как произведения искусства, письма и иллюстрирования. Вплоть до XII века рукописи писали на пергамене. После появления бумаги стали употреблять этот новый материал, более дешевый, что способствовало удешевлению книг и. увеличению их производства. Но бумага не совсем вытеснила пергамен. Многие книги, особенно церковно-служебные оформлялись с особой роскошью, их продолжали писать на пергамене. На бумаге писали книги, предназначенные для широкого распространения и для длительного хранения. В большинстве рукописных книг текст располагался в два столбца. Столбцы обрамлялись тонкими линейками, проведенными бледной краской (розовой или голубой). Линейки строк прочерчивались острым инструментом, или проводились той же бледной краской. Ширина полей подчинялась строгим требованиям композиции всего разворота. В выборе рисунка шрифта переписчики были свободны. Проявлялся их личный вкус и талант. Шрифты рукописных книг поражают разнообразием и выдержанностью рисунков в определенном стиле.

Какие шрифты дети знают? Хранились книги в дьяконнике церкви (у северных ворот) или в ризнице, где хранилась богослужебная утварь. В книгохранительнице (библиотеке) не было специального оборудования. Применялся архаический "ковчег ". Употреблялись "коробьи", изготовлением которых славился Новгород. Употребляли для хранения книг сундуки и настенные полки.

Термин "библиотека " утвердился только с XVIII века. До этого было русское слово "книгохранительница". Основоположниками библиотек древнерусских монастырей были их основатели.

Современник преподобного Сергия Радонежского рассказывал, как преподобный Сергий вместе с первыми монахами писал книги на бересте. Из-за бедности не имели пергамена. Монастырский устав утверждал должность библиотекаря, который хранил книги, следил за книговыдачей и за пополнением книгохранительницы. По Уставу книгохранитель должен был по удару в било собирать монахов в дни, свободные от работы и раздавать им книги для чтения. Вечером также по сигналу монахи должны были возвращать книги, взятые по записи. Выдача официально предписывалась монастырскими правилами. Организация книжной выдачи подсказывала и соответствующие методы и рекомендации. Мысль о душеполезном чтении, пропитывавшая бытовую и литературную практику старой Руси, носила черты общепризнанной нормы. Форма читательского заказа; книга спрашивалась и выдавалась из хранилища при помощи обычных переговоров с библиотекарем. И в те давние времена стоял вопрос о неаккуратности читателей. В Уставе: "Кто умедлит возвратить книгу, да подвергнется епитимий" . Читательская недобросовестность: взятые книги не возвращались. Книжный фонд делился на книги, подлежащие выдаче и не подлежащие. При утере книги естественным является возмещение её дублетом. Однако этот способ встречается крайне редко. Чаще наблюдается возмещение утери другой книгой. Типичны и методы наказаний. Лишение пищи, сухоядение, позорное публичное стояние на общем обеде.

Какой-либо классификации книжного фонда не существовало. Был единый порядок записывать книги в опись. При расстановке применялась "крепостная" (неподвижная) расстановка книг. Этот метод "прикрепляет " книгу навсегда к одному постоянному месту в хранилище. Библиотечная классификация, комбинированная по нескольким признакам, зародилась в Русском государстве вряд ли ранее конца XVI - начала XVII веков. Содержание библиотек:

Богослужебные книги,
назидательные творения отцов и учителей церкви и книги для келейного чтения,
светские книги,
житийная литература представлена в минеях, прологах, патериках, сборниках и отдельных списках,
сборники назидательных сказов из жизни христианских подвижников,
историческая литература,
естественнонаучная,
прикладная литература,
юридические сборники (тексты "Русской правды ").

Урок 11. Тема: "Летописи"

Цель: объяснить детям, для чего писали летописи, и кто их писал.

Оборудование урока: для учащихся - тетрадь и ручки; для учителя - ксерокопии ("писец"). Книга "Повесть временных лет". "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина.

Методические рекомендации: записать тему в тетради и следующие слова: "лето" - по - древнерусски "год";"записи по годам ", т.е. "записи по летам ", в русском языке сохранились оба слова "год" и "лет ".

Спросите учеников, как они скажут свой возраст? Что значит запись "В лето 1037" т. е. "В год 1037". Почитайте с детьми "Повесть о вещем Олеге" и сравните с произведением А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге".

Информация для учителя . Каждая запись в летописи начиналась с таких слов: "В лето…". Летописями называются особые литературные произведения Древней Руси, которые рассказывают о событиях русской истории год за годом. На Руси летописи велись с XI - XIII вв. До XIV века, времени царя Ивана Грозного, летописи были основным видом исторического повествования. Летописи составлялись в монастырях, при дворах князей, царей, в канцеляриях митрополитов. Летописцы выполняли поручения или заказы духовных или светских властителей, отражали интересы определенных групп людей. Именно поэтому летописи противоречили друг другу. По своей структуре они представляли погодные статьи. Писали о каждом происшедшем событии. Иногда была краткая информация или литературная форма изложения. Даже в погодные записи летописцы включали обращения князей, их диалоги. Летописи не только основные источники по политическим событиям, но и памятники древнерусской светской литературы. Летописи бывают разные. Некоторые содержат всего несколько строчек текста. Есть летописные Своды, состоящие из нескольких фолиантов, охватывающие пять, шесть или семь веков русской истории. Например, Лицевой Свод, который помимо текстов насчитывает свыше 16000 красочных миниатюр. Составлен этот летописный Свод при Иване Грозном в XVI веке. Записи по годам - хроники велись в средние века и в других странах.

Но русские летописи - явление уникальное в мировой культуре. Летописи начали составлять в первые годы после Крещения Руси. Первая из известнейших летописей называется "Повесть временных лет", составленная в Киево-Печерском монастыре. Начал писать эту летопись монах Нестор. Составляя Свод, Нестор, прежде всего, заботился о том, чтобы получить в свои руки труды своих предшественников: исторические документы, договоры, послания, завещания князей, исторические повести, жития русских святых... Изучив и переработав труды своих предшественников-летописцев, собрав весь доступный материал, Нестор соединил все в последовательном изложении по годам. Документ помещал под годом, к которому он относился, житие святого - под годом его смерти, историческую повесть, если она охватывала несколько лет, разбивал по годам, и каждую часть помещал под своим годом Построение летописного изложения по годам было удобно. В работе над летописью приходилось иногда устранять противоречия, иногда производить сложные хронологические изыскания, чтобы поместить каждое событие под своим годом. Исходя из своих политических представлений, летописец иногда пропускал то или иное событие, изредка сопровождал их собственными краткими политическими комментариями, но при этом не сочинял новых известий.

Закончив свою работу "сводчика ", летописец дополнял этот материал собственными записями о событиях последних лет. Летопись эта носит энциклопедический характер. В нее включены географические и этнографические сведения, отрывки из не дошедших до нас песен, былин, сказаний и легенд. Летописи Нестора, его современников и последователей не дошли до нас. Их уничтожили при монголо-татарском нашествии в XIII веке. В четвертом классе дети уже, наверное, знают об этом нашествии и могут что-то сами рассказать. В то время были сожжены многие русские города, монастыри, церкви, княжеские дворы. Но летописание не остановилось. Книжники последующих веков продолжили труд киевских летописцев. С благоговением относясь к слову, написанному предшественниками, они включали в составляемые ими произведения и текст "Повести временных лет". Они не считали себя авторами текста. У летописи не могло быть автора, ибо она, летопись, составлялась веками. "Чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла" , - как записал в своем духовном завещании Московский князь Симеон Гордый. Большинство русских летописцев были иноками, монахами. Писание летописи было для них монашеским послушанием, а если иначе назвать - их духовным подвигом.

После рассказа о летописях можно почитать в "Повести временных лет" "Повесть о вещем Олеге " (как её написал Нестор). А потом прочитать "Песнь о вещем Олеге " А. С. Пушкина и спросить детей, что им больше понравилось.

Загадка-путаница . Древняя Русь. XII век. В келье монаха Гавриила сидят несколько человек, и переписывают книги. Монах Гавриил обмакнул гусиное перо в изящную фарфоровую чернильницу и на папирусном листе вывел красивую буквицу синими чернилами. Как только книга будет закончена, монах. Гавриил будет украшать ее иллюстрациями. Потом листы свернут в свиток, и отнесут в библиотеку.

Книги для детей:

1. Петрова Н.Г. Введение в историю.– М.: Русское слово, 1998.– 192 с.
2. Рассказы Начальной русской летописи.– М.: Дет. лит., 1982.– 149 с.Малов В. Книга.– М.: Слово, 2002.– 48 с.
3. Ремнева М.Л. Аз, Буки, Веди.– М.: Московский рабочий, 1985.– 133 с.
4. Щепкин В.Н. Русская палеография.– М.: АСПЕКТ Пресс, 1999.– 270 с.

Книги для педагога:

1. Глухов А.Г. Мировая художественная культура. У очага русской письменности от Ярослава Мудрого до Андрея Боголюбского. Вып. 1.– М.: Международный союз книголюбов, 2001.– 158 с.
2. Глухов А.Г. Русь книжная.– М.: Сов. Россия, 1979.– 222 с.
3. Глухов А.Г. Мудрые книжники Древней Руси. От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова.– М.: Экслибрис-Пресс, 1997.– 256 с.
4. Столярова Л.В. Из истории книжной культуры русского средневекового города (XI-XVII вв.).– М.: Рос. гуманит. ун-т, 1999.– 174 с.
5. Ухватова Е.В. У истоков русской письменности.– М.: Изд. Дом "Муравей", 1998.– 235 с.
6. Воронецкий Б., Кузнецов Э. Шрифт.– Л.: Художник РСФСР, 1975.– 103 с.
7. Птахова И. Простая красота буквы.– С.-П.: Русская графика, 1997.– 288 с.


© Все права защищены

Берестяные грамоты

Берестяная грамота XI века, найденная в Великом Новгороде

Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее как правило специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. Бересту очищали и кипятили в воде со щелочами. Текст наносили на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную, с помощью костяного стилоса. Береста при естественном скручивании сворачивается внутренней стороной наружу. Свитки бересты очень хорошо хранятся во влажной среде. Берестяными письмами пользовались люди различных слоев общества. В древнем Новгороде, где особенно много было найдено берестяных грамот, писали не только на бересте, но и на деревянных восковых дощечках - церах. Берестяные грамоты-письма и записи на коре берёзы - памятники письменности Древней Руси XI-XV веков. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков.

Как прочитали берестяные грамоты

Азбука, датируемая 1025-1050 гг. Фото и прорись новгородской берестяной грамоты № 591

Писали на бересте древнеславянским языком, до письма Кирилла и Мефодия. Русское письмо возникло до Кирилла, использовалось в международных договорах и существовало вне связи с христианизацией Руси. Население Новгорода к XI веку было практически стопроцентно грамотным. Носителем письма в русский народ являлось не духовенство. Кирилл создал на основе русского письма церковно-славянское письмо для кочевых славянских племён болгарского региона.

В берестяных грамотах используется бытовая графическая система , где, в частности, пары букв могут взаимозаменяться (например, слово конь может записываться как къне). Берестяные грамоты являются важным источником при изучении происхождения и развития русского кириллического алфавита. Так, азбука представлена уже на одной из древнейших среди найденных берестяных грамот - берестяной грамоте № 591 (XI век), обнаруженной в 1981 году. Буквы этой азбуки очень похожи на современные кириллические знаки, поэтому ученые легко смогли прочесть тексты берестяных грамот.

От устава до скорописи

Встреча язычников с Кириллом и Мефодием

Традиционно считается, что письменность на Руси возникла с принятием христианства, то есть в X веке.

Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу . Название глаголицы происходит от слова глаголати - говорить . Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия - славянских просветителей, живших в IX веке, составителей первого алфавита.

В русских рукописных книгах было четыре вида письма. Под влиянием греческого языка и на основе кириллицы сформировался славянский кириллический Устав , которым написаны славянские рукописи XI-XIV веков. Устав - древнейшая форма кириллицы, сложившаяся в XV веке. Буквы отличались прямолинейностью, писались раздельно, не было сокращений и надстрочных знаков.

От греческого свободного наклонного письма "минускула" произошел славянский Полуустав - письмо, которое называют "кириллицей" в честь первоучителя славян Кирилла . Полуустав - новая форма "кириллицы", когда писали быстрее и убористей мелким и округлым почерком, разрешалось нарушать правильность расстояния между буквами, появились слитные буквы и надстрочные знаки - "титлы", которые означали сокращенные слова. По греческому образцу применялись ударения. Параллельно с полууставом широко распространилась в XV-XVII веках скоропись , которая благодаря слитному написанию, развитой системе сокращений и упрощенным буквенным знакам ускорила письмо, что было важно для делопроизводства. Вязь - тип письма, в котором буквы связываются в непрерывный орнамент, получается декоративное письмо, которым писали в основном названия. Письмо "вязью" допускало сокращения и слияние слов.

Если выписать характерные начертания всех букв из датированных рукописей, написанных уставом, начиная с таких древнейших книг, как Остромирово Евангелие 1057 г., Изборник Святослава 1073 г., "Архангельское Евангелие" 1092 г., то можно проследить как от века к веку менялись начертания отдельных букв.

Письмо "вязью".

Алфавит и цифры

До XVIII века буквы в России обозначали не только звуки, но и цифры и числа. Чтобы отличить букву-звук от буквы-числа был придуманы особые знаки. Если по бокам от буквы ставились точки, а сверху черточка - "титло", то такая буква превращалась в цифру. Числа записывались буквами в порядке чтения. Конечно, такая запись была неудобна для расчетов, и с XVII века в России перешли на привычные нам цифры, пришедшие с книгами Аль Хорезми с Востока.

"Ариф­ме­ти­ка" Леон­тия Маг­ниц­ко­го. В этот учеб­ник бы­ли вклю­че­ны све­де­ния по ал­ге­бре, гео­мет­рии, три­го­но­мет­рии, а так­же та­бли­цы ло­га­риф­мов. В нём впер­вые вме­сто сла­вян­ской ци­фи­ри (обо­зна­че­ния чи­сел бук­ва­ми) бы­ли при­ме­не­ны ев­ро­пей­ские (так на­зы­ва­е­мые араб­ские) циф­ры. Основ­ной текст был на­бран по­лу­уста­вом, но для ма­те­ма­ти­че­ских тер­ми­нов при­ме­ня­лась ла­тин­ская ан­ти­ква, а так­же гре­че­ский. Все эти шриф­ты бы­ли не со­гла­со­ва­ны друг с дру­гом как по цве­ту, так и по ха­рак­те­ру ри­сун­ка. При срав­не­нии это­го учеб­ни­ка с за­пад­ны­ми об­раз­ца­ми Пет­ру I, воз­мож­но, и при­шла идея о ре­фор­ми­ро­ва­нии ки­рил­ли­цы и при­бли­же­нии её к ла­ти­ни­це, об от­ка­зе от по­лу­уста­ва и со­зда­нии бо­лее «чи­сто­го», то есть бо­лее свет­ло­го шриф­та, ко­то­рый позд­нее по­лу­чил на­зва­ние гра­ждан­ско­го шрифта.

В последнее десятилетие в исторической науке наметилась интересная область исследования - расшифровка тайных надписей на предметах старины, древних камнях, иконах и пр.

Ярким исследователем в данной области является доктор философских наук, академик РАЕН В. А. Чудинов. Валерий Алексеевич расшифровал несколько тысяч древних надписей.

В блогосфере частенько встречаю заносчивые высказывания о расшифровках Чудинова. «Некоторые романтики в очертаниях облаков и солнечных пятнах пытаются увидеть нужное им изображение…».

Весьма уверенным в себе людям и невдомёк, что подобными работами занимаются многие исследователи во всем мире, что этим знанием пользовался наш Александр Сергеевич Пушкин, венецианский купец Марко Поло, художник Альбрехт Дюрер. Обнаружена тайнопись в диалогах Платона об Атлантиде.

В глубокой древности тайнопись считалась одним из 64-х искусств, которым следует владеть как мужчинам, так и женщинам. Сведения о способах шифрованного письма можно обнаружить уже в документах древних цивилизаций Индии, Египта, Месопотамии. Среди самых простых — иероглифическое письмо, написание знаков не по порядку, а вразброс по некоторому правилу. Классический шифр Цезаря описан во всех учебниках по криптографии. Не доверяя гонцам, Юлий Цезарь шифровал свои депеши, используя способ, впоследствии получивший название шифра прямой замены. В своих письмах он заменял каждую A на D, каждую B на E, и т. д. И его послание мог дешифровать только тот, кто знал правило «смещения на 3».

Способов сокрытия информации человечеством было создано множество. На возражения оппонентов Чудинов исследователь не обижается. Слишком неожиданной оказалась ситуация и для него. Не вдруг и не сразу он опубликовал результаты своих изысканий.

Поскольку серьезные работы сопровождаются в первую очередь здравым смыслом и обеспечивают научную достоверность, то вот первый ответ скептикам. Одно-два совпадения, когда черточка или складка похожа на букву, допускаются теорией вероятности. Но три-четыре совпадения, или когда «тени» или «точки» складываются в осмысленное слово, говорят уже о закономерности.

Невозможно найти слово там, где его нет. А их уже найдены многие тысячи.

Вот сегодня на трамваях размещают рекламу магазина «СпецОдежда», где вместо буквы «О» - пуговица, которую мы в этом контексте интерпретируем как букву. Так и древние люди использовали изображение любого предмета для обозначения буквы или слога.

Известный французский шифровальщик Россиньоль создал доктрину о том, что «стойкость шифра должна обеспечить секретность в течение срока выполнения приказа. Дипломатический шифр должен сопротивляться несанкционированному прочтению несколько десятков лет». Стойкость религиозных шифров на Руси составила многие века, и это уже заслуга не Россиньоля.

Тайнописью пользовалась вся Русь от Государя до иконного богомаза.

Русские летописцы прятали слова в затейливых буквенных орнаментах, в которых литеры как бы приклеивали друг к другу. В древних летописях встречаются тексты, вплетенные в художественные миниатюры.

Кроме работ В. Чудинова по прочтению орнаментов и древних шифрованных записей известны и другие источники и исследователи.

Московский скульптор Владимир Буйначев непредвзято присмотрелся к "Слову о полку Игореве" и обнаружил в нём тайнопись, причём не простую и стереотипную, а многосложную, разноплановую и в высшей степени оригинальную.

Царская тайнопись в Звенигороде.

В 1667 году в честь приезда в Москву Вселенских Патриархов государев пушечных и колокольных дел мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый колокол Саввино-Сторожевского монастыря, что под Звенигородом — Большой Благовестный — весом в 2125 пудов (около 34 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, кто слышал, говорил - равного ему в России не было. По внешней стороне колокола шли надписи в девять рядов: верхние шесть на старославянском языке, а нижние три — тайнописи, состоящие из 425 знаков. Текст предположительно составлен лично царем Алексеем Михайловичем. Расшифровками тайнописей были заняты русские и советские историки в период с XVIII по XX век. Оказалось, что кодовые таблицы данного шифра оригинальны и нигде более не встречаются .

В 1941 году все колокола Саввино-Сторожевского монастыря были сняты на переплавку. Не избежал этой участи и Большой Благовест. Более того, при снятии с колокольни, он упал и разбился. От него остался лишь осколок «языка» весом 700 кг, который сейчас выставлен на обозрение. Большой Благовест изображен на гербе Звенигорода.

Ну, как? Не пора ли заменить снисходительные ухмылки на заинтересованность.

Стремление к тайнописи.

В прошлом веке мальчишки и девчонки увлекались чтением, включая конечно. катаевский «Кортик» и детективы про Шерлока Холмса, а там этой тайнописи с Мудрой литореей и пляшущими человечками на все классные школьные уроки хватало.

Тем, кто сегодня не читает книги такое понять трудно. Цифровые коммуникации им заменили все.

Нужда в шифровании появилась с момента появления самой письменности.

Все кто, так или иначе, связан или наслышан о шифровании письма знаком с термином Стеганография - это наука о скрытой передаче информации путем сохранения в тайне самого факта передачи. Прошу обратить внимание на отличие от криптографии, которая шифрует только сообщение. Стеганография идет еще дальше - она скрывает сам факт существования сообщения .

Соответствующими приемами пользовались революционеры в Российской Империи, когда писали молоком между строк, оставил сообщения о технологиях с воском по письму (а не наоборот) древнегреческий историк Геродот, в древнем Китае сообщения писали, естественно, на полосках шелка. Затем их скатывали в шарики и покрывали воском. Далее гонец глотал эти шарики и направлялся прямиком к адресату. Обратный путь также вполне понятен. Рабам наносили надписи на бритые головы, и ждали, пока восстановится прическа. И снова обривали голову курьера на месте доставки сообщения. При раскопках шумерских глиняных табличек были обнаружены многослойные, в которых одна запись покрывалась слоем глины, а на этом уже верхнем слое вновь писали.

На поприще сокрытия информации впечатляющих успехов добились в Спарте. Там не только развивалась теория. Оттуда до нас дошли и первые шифровальные устройства. За шесть веков до рождества Христова хитроумные греки изобрели «сциталлу» - первое устройство реализующие шифр перестановки. На цилиндр определенного диаметра по спирали наматывался ремень, на который наносили буквы вдоль оси цилиндра. В развернутом виде на ремне был на первый взгляд хаотичный набор букв. Для дешифровки необходимо было знать первоначальный диаметр цилиндра.

Великий Архимед решил задачу дешифровки сообщений. Очередная эврика Архимеда была наматывание на конус перехваченных у противника ремней-телеграмм. Сдвигая вверх и вниз наматываемый на конус ремень, находили нужный диаметр и считывали сообщение. Причем здесь стеганография? А притом, что уже тогда понимали - нужно не только скрывать сообщение, но и, на всякий случай, шифровать его.

На Руси широко применялась иная разновидность сокрытия информации - тахиграфия. Изменяли начертания букв. Буквы могли не дописать или наоборот дополнить новыми элементами, повернуть, изменить размер.

Переходя к современности, хотелось бы отметить такой стеганографический метод, как запись внутри вареного яйца. Адресат, получив вареные яйца, очищал скорлупу и читал сообщение. Интересно, а как это записывалось? Ответ когда-то читал то ли в «Занимательной химии» то ли «Занимательной физике».

В период Великой Отечественной войны на оккупированных немцами территориях СССР используя сохранившиеся колокольни, разведчики сообщали сведения колокольным звоном. Это вполне заменяло радиосвязь, поскольку на зорях звоны распространяются на десятки километров.

В советские времена в детском фильме «Судьба барабанщика» всем показали, как пользоваться симпатическими чернилами. Тут уже потребовались средства проявки сделанных записей, поскольку текст после написания сразу исчезал.

Говорить о современных цифровых технологиях сокрытия информации, думаю, уже нет нужды, ибо даже в интернете сегодня предлагаются программы, для так сказать домашнего употребления.

Открытия В. Чудинова.

На сотнях священных предметов как христианской, так и дохристианской эпох выявлена тайнопись, исполненная сакральными рунами. Дешифровка обнаруженных священных текстов прямо-таки взрывает господствующие ныне представления об истории христианства и русского ведизма.

Так, расшифровка тайнописи на папской крипте катакомб св. Каллиста заставила Чудинова сделать вывод: «Ранние христиане почитали не только Деву Марию, как родившую Спаса, но и богиню Макошь, в чьем храме на самом деле жила Мария, служа там жрицей. Отголоски события мы находим в Новом Завете. Там говорится о намерении юной Марии стать монахиней.

Прочитанные древние тексты сообщают, что христианство должно было появиться только как развитие славянского ведизма, а не какой-либо иной веры!

Исследования священных камней волхвов и христианских икон датируемых до XIV в. позволили установить факт, что насаждением русского православного христианства занимались сами волхвы, рассматривавшие его как развитие и исполнение пророчеств русского ведизма - Правь славили, отсюда и Православие !

Выходит вовсе не случайно, волхвы приходили приветствовать рождение младенца Христа. Об этом опять нам поведал Новый Завет, крошечку завуалировав славянских кудесников под неких восточных владык.

Такое открытие настолько революционно, что сегодня просто не знают, что с ним делать. Вернее не знают, что на этом фоне делать с сегодняшними знаниями и на всякий случай прочтения Чудинова на памятниках истории либо замалчивают, либо объявляют глупостями.

Сами по себе открытия - результат научных изысканий историка, а вовсе не религиозные утверждения.

Не исследование солнечных пятен, а дешифровка скрытых записей предков вот чем занят профессор Чудинов.

Здесь мы соприкоснулись с религиозно-философским вопросом, требующим отдельного широкого рассмотрения. А у нас напомню, речь идет только о дешифровке древних текстов и скрытых надписей.

Надписи на стенах храма.

Коптские монахини выцарапали 1500 лет назад на стенах древнеегипетского храма множество надписей. Сегодня этот вандализм служит ценнейшим источником по религиозной истории Египта.

Историк Вестерфелд представила доклад с первыми результатами исследования на ежегодном собрании Американского исследовательского центра в Египте .

По словам Вестерфелд, подобная находка беспрецедентна. «Эта коллекция эпиграфических данных, оставленных женским монашеским орденом, фактически не имеет в Египте аналогов .

Вот любопытно, за рубежом подобным исследованиям зеленая улица, там они «беспрецедентны» и «не имеют аналогов», а нашим открытиям как всегда - полный тормоз, и издевки про «солнечные пятна».

Зачем уничтожали колокола и храмы.

Всем гражданам России известен факт из истории страны, когда массово разрушались храмы, сбрасывались и уничтожались колокола, сжигались иконы. И сегодняв державе множество церковных руин. Даже во времена т.н. Монголо-татарского ига беспрепятственно строились храмы по всей Руси, достаточно взглянуть на даты их основания.

Конечно, новая власть после 1917 года решала задачу замены государственной идеологии на свою. Но к этому вандализму имеет отношение и царь Пётр, уничтожавший колокола. Тогда это объявлялось необходимостью переплавлять колокола на пушки. Но у нас есть все основания этим объяснениям поверить не полностью.

Любой студент металлургического вуза скажет: «Сплав колокольной бронзы абсолютно не подходит для бронзы пушечной, а значит переливать из одного в другое, лишено практического смысла. Колокольная бронза должна звенеть, а ствол пушки должен иметь механическую прочность. Эти качества в одном сплаве не реализуемы. Колокольная бронза содержит около 20% олова, а традиционная пушечная - в два раза меньше».

Выходит, что при царе Петре и при Советской власти уничтожали древности для чего-то иного. Объявленные Петром I и коммунистическими вождями причины были лишь прикрытием для истинной не афишируемой причины. Один говорил про пушки, другие заявляли о борьбе с религией, а вместе делали общее черное дело.

Неудачи с пушками, отлитыми по советам западных спецов из колокольной бронзы, Пётр относил к нерадивости своих бояр. Советская власть переливала колокола на украшения. Малиновые звоны московских сорока сóроков пошли на скульптуры метро и барельефы административных зданий.

Вместе со старинными иконами, фресками разрушаемых храмов и колоколами Россия теряла свою историю, записанную тайнописью предков. Вот главная причина.

Разрушители, войдя в раж, уже не могли остановиться, пока не довели своё мракобесие чуть ли не до конца. Современный новодел храмов и колоколов, теперь не содержит древней тайнописи. Наверно для кого-то она была весьма опасной.

Слава Богу, уцелело записанное методом стеганографии. Вот эти записи теперь и читают ученые. На сохранившихся старинных иконах и предметах утвари В. Чудинов обнаружил надписи, сообщающие о мастерских, где эти предметы были изготовлены. А мастерские назывались простенько, но со вкусом - мастерская храма Велеса, храма Рода, храма Макоши, храма Дыя и т.д. Как вам православные иконы made in Язычество.

Вот и ответ на вопрос, почему уничтожали церкви. Уничтожали не храмы, а в первую очередь древние надписи вместе с фресками, иконами, колоколами. Уничтожалась древняя русская история. Ношение старинных ладанок и нательных крестов, передаваемых в поколениях, объявлялось пережитками и преследовалось. Эти семейные реликвии тоже сотворили древние ремесленники в уже перечисленных как бы языческих храмах. Вот что открыл Чудинов, прочитав тайнописи ремесленников времен ведичества. Этим открывшимся знаниям сегодня отказывают явно не по научным соображениям.

Заключение.

Задача сокрытия информации от посторонних существовала с незапамятных времен. И, как видим, началось все это задолго до рождения Валерия Алексеевича Чудинова. Сегодня его работы можно читать как исторические детективы.

Фактов прочтения зашифрованных надписей настолько много, что их следует изучать, а не отвергать. Исследователи разбираются в тех старославянских и древнерусских книгах, которые прозападными людьми считаются подделками. Работы в этом направлении позволяют выяснить, как эти книги были потеряны или специально уничтожены.

Труды в данной области позволили В. Чудинову не только прочитать скрытые надписи на старинных церковных иконах и древних камнях, но проследить путь перемещения известной книги волхвов «Велесовой Книги» многие века назад. И эта Книга тоже, разумеется, объявлена подделкой.

Ничего удивительного, таков ещё один метод сокрытия информации от нежелательного распространения.

Мы с вами дорогой читатель видим, что тайные надписи на предметах старины существуют объективно. А, коль скоро существуют послания предков, наша задача как потомков, адресованные нам письмена прочесть.

И как теперь относиться к бодрым заявлениям типа «не было у славян письменности», если эту «отсутствующую письменность» даже шифровать умели, а те шифровки находят по всей Европе и даже в латинской Италии? Вот список известных на сегодня Древнерусских тайнописей , а вот только два примера «Чуждых письмён».
Пример первый.

Древнерусская тайнопись на основе греческой азбуки.

В 2013 году отмечается 1150- летие
возникновения славянской письменности и
культуры.
Скульптор: Александр Рожников
Преподаватель: Волощук И.П.

История русского шрифта. Древнерусское письмо- кириллица

Древнерусскими называют все
рукописные и первопечатные шрифты
со времени их возникновения и вплоть
до образования новой графики
гражданского письма и гражданского
шрифта (конец XVII- начало XVIII
века).

В 863 году святые братья Кирилл и
Мефодий уроженцы г. Солуни (Солоники) в
Македонии разработали для западных
славян азбуку и перевели на славянский язык
ряд богослужебных книг.
Заслуга Кирилла состоит в том, что он
впервые создал азбуку с четкой и ясной
графикой знаков, положив в основу греческое
унциальное письмо и дополнив его буквами,
обозначавшими специфический звуки
славянского языка (шипящие, свистящие и
йотированные).

Он расставил буквы в определенной
последовательности, предав им и цифровое
значение. Буквами кириллицы в течение
многих веков обозначались простые и
многозначные цифры.
С помощью изобретенной им азбуки он
сделал первый перевод Библии на
славянский язык.

Книги на Русь пришли с официальным
принятием христианства в 988 году. Наряду с
кириллицей существовала другая азбукаглаголическая. Глаголические буквы в полном
их составе не имели сходства ни с одной из
известных азбук. Она включала в себя черты,
петли, овалы и полуовалы.
На Руси глаголица продержалась не долго и
в конце концов была полностью вытеснена
кирилловским письмом.

Факт создания Кириллом общеславянского
алфавита на основе знания славянской
фонетики и существовавшего уже тогда
русского письма был явлением
прогрессивным, способствующим развитию
славянской культуры и взаимному общению
между братскими народами. Новая азбука,
передававшая все особенности живой речи,
очень скоро получила широчайшее
распространение не только в
церковнославянских книгах, но и в светском,
деловом и обычном письме.

Кириллица

Глаголица
Кириллица

В истории древнерусского шрифта выделяют
основные каллиграфические варианты
кириллицы:
с XI века- уставное письмо; Ustav.10th-15 centuries AD
с XIV века- полуустав, послуживший
образцом для первопечатного шрифта в
середине XVI века; Poluustav(half-ustav).14th-18 centuries AD
в начале XV века получают распространение
различные виды скорописи; Skoropis (fast writing).14th-18
th
th
th
centuries AD
с XV века декоративное письмо- вязь; Vyaz.15th-18
centuries AD
th

10. Устав

Ustav.10th-15th centuries AD
Устав - ранняя
каллиграфическая
форма кириллицы.
Буквы устава имели
почти квадратные
пропорции и
отличались
прямолинейностью
и угловатостью
форм.
Фрагмент рукописи

11.

В строке буквы расставлялись свободно,
промежутков между словами не было.
Расстояние между строками равно корпусу
буквы или несколько больше, знаки широкого, жирного (в стойках) начертания, за
исключением нескольких узких закругленных
букв (О, Е, С, Р). Буквы З, У, Р, Х, Ц, Щ имели
сильные выносные элементы, которые
несколько оживляли монотонность всего
письма. Угол наклона пера менялся в
процессе письма и зависел от формы буквы.

12. Примером классического уставного письма является «Остромирово евангелие», написанное в 1056-1057 годах дьяконом Григорием.

13.

Устав

14. Полуустав

Poluustav(half-ustav).14th-18th centuries AD
Текст, выполненный
полууставом, имеет
более светлую общую
картину, буквы округлее
и мельче, слова и
предложения
разделены четкими
промежутками.
Появляется целая
система знаков
препинания.
Текст выполненный полууставом

15.

Начертание более простое, пластичное и
быстрое, чем в уставном письме. Контраст
штрихов меньше, перо затачивается острее.
У некоторых букв несколько видоизменился
дукт. Под влиянием стабилизировавшегося
положения пера улучшилась ритмичность
строк. Письмо приобретает заметный наклон.
Засечки встречаются редко, концевые
элементы у ряда букв оформляются
штрихами, по толщине равными основным.
Полуустав послужил основой для шрифтов
первопечатных книг.

16.

Полуустав

17.

Киевская Псалтирь (РНБ. ОЛДП. F
6)

18.

Разворот рукописного Месяцеслова. Конец XVIII - начало XIX
века.

19. Скоропись

Skoropis (fast writing).14th-18th centuries AD
Грамоты, акты, книги
уже с XIV века стали
писать скорописью.
Скоропись оказалась
одним из самых
подвижных видов
кириллического
письма.
Алфавит выполненный скорописью

20.

В XVII веке скоропись, отличаясь особой
каллиграфичностью и изяществом,
превратилась в самостоятельный тип письма
с присущими ему чертами: округлостью букв,
плавностью их начертания, а главное,
способностью к дальнейшему развитию.
Именно в скорописи, близкой к обычному
письму, могла развиваться минускульная
форма. Уже в конце XVII века образовались
такие формы букв а, б, в, е, з, и, т, о, с,
которые и в дальнейшем почти не
претерпели изменений.

21.

Скоропись XV века

22. Вязь

Vyaz.15th-18th centuries AD
Вязь- особый
декоративный вид
письма,
связывающий
строку в один
непрерывный
орнамент в стиле
арабесок(вид
орнамента).
Виды вязи

23.

Различают два вида вязи: круглую и угловатую(
штамбованную).
В русских рукописях преимущественно
развивалась штамбованная (угловая) вязь. Один из
основных приемов вязи- мачтовая лигатура, в
которой два соседних штриха (штамба) двух
соседних букв превращались в один. Пустоты,
образующиеся при этом, заполнялись либо сильно
овальными или мендалевидными формами букв О,
Е, С, или полумачтами соседних букв, а иногда
декоративными элементами.
Выполненные золотом или киноварью, они несли
особую художественно- декоративную нагрузку в
различных памятниках письменности.

24.

Псковский Златоуст 16 в. ("книга глаголемая учително Злата...")
Максим Грек, 1587 ("сия словеса сотворил есть инок")

25. Гражданский Петровский шрифт

В XVII веке полуустав, перейдя из
церковных книг в делопроизводство,
преобразуется в гражданское письмо, а его
курсивный вариант-скоропись- в гражданскую
скоропись. В это время появляются книги
образцов письма- «Азбука славенского
языка»(1653 год), буквари Кариона Истомина
(1694-1696 годы) с великолепными
образцами букв различных стилей: от
роскошных инициалов до букв простой
скорописи.

26.

Новым гражданским
шрифтом стали печатать
всю светскую литературу,
научные и
государственные
издания.
По форме, пропорциям
и начертанию
гражданский шрифт был
близок к старинной
антикве.
Европейские книгопечатники создали
замечательные шрифты антиква.

27.

Одинаковые пропорции
большинства букв
придали шрифту
спокойный характер.
Удобочитаемость его
намного повысилась.
Формы букв Б, У, Ь, Ъ,
«ять», которые по
высоте были больше
остальных прописных,
являют собой
характерную
особенность
петровского шрифта.
Гражданский шрифт. Страница с правками Петра I

28.

Гражданский шрифт.

29.

В результате реформы кириллица получила
большинство стилистических признаков
латинской антиквы и тем самым внешний вид
книги на русском языке был приближен к
европейской книге. Эскизы новых букв
предположительно были сделаны самим
Петром I, и дальнейший процесс
изготовления и корректировки шрифта
проходил при его непосредственном участии.

30.

В 1708 году впервые в России напечатана книга
гражданским шрифтом («Геометрия»)

31.

По его эскизам в Амстердаме и Москве были
изготовлены пуансоны и матрицы для
отливки трех кеглей нового шрифта, после
чего указом Петра I было запрещено
применять полуустав для издания светской
литературы, отчего новый шрифт получил
позже свое название.
По цвету гражданский шрифт заметно
светлее современной ему латиницы, его
засечки более тонкие и почти не скругляются
в местах примыкания к основным штрихам.

32.

Собственноручная запись Петра I на внутренней
стороне переплета гражданской азбуки с
исправлениями Петра I; 1710 год.

33.

Буквы гражданского шрифта
XVIII века: начала (1-й ряд),
середины (2-й ряд) и конца века
(3-й ряд)
Буквы гражданского шрифта XVIII
века

34. Вопросы по теме презентации:

1. Перечислите четыре кириллических древнерусских
видов письма в исторической последовательности;
2. В каком виде древнерусского письма впервые
появляются паузы между словами и знаки препинания?
3. Дайте определение значению слова «дукт»;
4. При написании какого вида древнерусского письма
стали использовать строчные буквы?
5. Какой вид письма использовали для заголовков в
оформлении страниц древнерусской книги?
6. Дайте определение значению слова «скриптории»;
7. Какие изменения в процессе реформы Петра I в
начале XVIII века произошли в русской азбуке?

Историю Руси обычно принято вести от «призвания варягов». Но что было до прихода Рюрика, говорится редко. Но это не значит, что Русская земля пребывала в состоянии анархии или хаоса.

До «призвания»

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, в частности «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым.

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.

Гардарики

В греческих и латинских источниках называются крупные города, вокруг которых концентрировалось древнерусское население. Кроме Киева и Новгорода, там упоминаются Изборск, Полоцк, Белозерск, Любечь, Вышгород. Например, баварский географ IX века насчитывал у славян до 4000 городов!

Одним из признаков государственности является существование письменности. Сейчас уже ясно, что в дохристианской Руси она была. Об этом, к примеру, говорит писатель X века Ибн-Фодлан, как очевидец утверждавший, что на могильном столбе русы всегда писали имя покойного, а также князя, которому тот подчинялся. Византийцы и скандинавы не только упоминали, что славяне имеют собственные письмена – буквицу, но и называли их образованным народом.

Более того, в византийских источниках при описании жизни русов отразились и явные признаки их государственного устройства: иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

Государство Словена и Руса

По общепринятой версии, первую правящую династию на Руси заложил Рюрик. Однако современные исследователи предполагают, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую здесь династию. Историк Александр Самсонов говорит о тесной преемственности на Руси других развитых культур – скифской и сарматской, откуда и могли прийти первые князья русских земель.

В «Сказании о Словене и Русе» повествуется о двух братьях – сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий. Они достигли берегов реки Волхов, где и основали город Словенск, который позднее стал называться Великим Новгородом.

Дальше, как пишется в летописи, «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком». В источниках также упоминается о тесных связях государства Словена и Руса как с варварскими народами, так и с развитыми странами Запада и Востока.

Доказательством подлинности этой истории могут выступать арабо-персидские источники XII века, которые писали о русах и славянах, ссылаясь на эпонимы Руса и Словена. Византиец Симеон Логофет в X веке также упоминает Руса, как предка русского народа. А греки, называя эти земли «Великой Скифью», по сути, подтверждают, что правили здесь потомки Скифа.

Исходя из летописей, земли Словена и Руса неоднократно подвергались запустению, но правящая династия сохранилась. Потомком первых князей стал Гостомысл, который после смерти четырех сыновей оказался последним в роду. Волхвы, растолковав один из снов Гостомысла, предсказали, что новым правителем в Новгороде будет сын его дочери Умилы и варяжского князя Годослава. Этот сын и есть легендарный Рюрик, которого призвали сменить (или продолжить, учитывая родство) новгородскую династию.

Впрочем, историки неоднозначно относятся к такой версии династической преемственности. В частности, Карамзин и Соловьев ставили под сомнение реальность Гостомысла. Более того, некоторые археологи не уверены в самом существовании Новгорода до IX века. Раскопки «Рюрикова городища» подтвердили только следы позднего скандинавского и западнославянского присутствия в этих землях.

Черняховская культура

Если можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.

Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых территорий. Эти протогосударственные образования историки объединяют под понятием «Черняховская культура». Установлено, что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет.

Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова, основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы.

Кий

Позднее, где-то с V века, именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого согласно «Повести временных лет» стал Кий.
Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Хотя другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334».

Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего».

Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве. В «Велесовой книге» (которая, конечно, не может считаться достоверным источником) Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, считает, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».

Как мы знаем из «Повести временных лет» в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами. Но если опираться на версию польского историка то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей.

Так, удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса и киевской, происходящей от Кия. Но обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».