Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему на памятнике карамзину стоит женщина. Ко дню открытия монумента Николаю Карамзину

Почему на памятнике карамзину стоит женщина. Ко дню открытия монумента Николаю Карамзину

рабочая сила рынок труд экономика

Понятие рабочей силы, ее роль в современном обществе

Частью населения и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, выступающие одним из видов ресурсов экономики. Человеческие ресурсы отождествляются с ресурсом труда, являющимся в свою очередь важнейшим фактором производства. (15)

Трудовые ресурсы - это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы».

Под трудовыми ресурсами понимается часть населения, обладающая необходимыми физическими и умственными способностями, профессиональной подготовкой и квалификацией для работы в общественном производстве. В РФ к трудовым ресурсам относятся женщины в возрасте 16-55 лет, мужчины в возрасте 16-60 лет, за исключением инвалидов определенных категории и лиц, получающих пенсии на льготных условиях, а также занятое население, находящееся за пределами трудоспособного возраста. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которой в данный момент располагает общество. (12)

В связи с наличием занятости в экономике страны лиц нетрудоспособного возраста широкое распространение получило понятие «трудовой потенциал». Это более емкая, самостоятельная экономическая категория, характеризующая реальные ресурсы живого труда. Трудовой потенциал - это интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп работников и трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности. Определение показателя трудового потенциала имеет практическое значение, т.к. без него невозможно сбалансировать ресурсы живого труда и число рабочих мест. На особенности развития трудового потенциала оказывает влияние специфика демографических процессов в мире и в стране, т.к. «трудовой потенциал» является отражением проблем демографического и экономического характера современного периода. (16)

Существуют два пути использования трудового потенциала:

Интенсивный, когда возрастание объемов производства происходит с той же или меньшей численностью работников;

Экстенсивный, когда увеличение массы труда осуществляется в той же пропорции, что и объем производства. Этот путь экономически нецелесообразен, но бывают практические ситуации, когда объективно вынуждены увеличивать численность работников в силу ее дешевизны, необходимости решать проблему занятости или отсутствия определенных технических средств и др.

В совокупности трудовые ресурсы предопределяют трудовой потенциал общества, который, в свою очередь, имеет количественный и качественный аспект. Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект - интенсивную составляющую. (31)

В странах с развитой рыночной экономикой давно утвердилось понятие «экономически активное население» (ЭАН).

Экономически активное население - это совокупность работающих трудоспособного возраста и безработных (активно ищущих работу). Это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. (5)

Экономически неактивное население - это то население, которое не входит в состав рабочей силы: учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты очных форм обучения; лица, получающие различные виды пенсии; занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными; лица, отчаявшиеся найти работу, прекратившие ее поиск; лица, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода. (17)

Совокупность наемных работников образуют рабочую силу.

Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в процессе целенаправленной деятельности. Способностью к труду потенциально располагает каждый человек, но реальной производительной силой она становится только в процессе труда. (12) «Рабочая сила» часто понимается, как общее число работающих в экономике, на предприятиях и организациях. Т.е. это только та часть трудовых ресурсов, которая продает свою рабочую силу на рынке труда. Поэтому понятие рабочей силы нельзя отождествлять с экономически активным населением. Количественно она меньше ЭАН, в странах с развитой рыночной экономикой она составляет от него 80-85%. Остальная часть - это предприниматели, банкиры, фермеры, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. То есть в рыночной экономике понятие «экономически активное население» шире понятия «рабочая сила», но уже понятия «трудовые ресурсы». (16)

Спрос и предложение рабочей силы определяется демографическими, миграционными и социально-психологическими факторами. Различают следующие виды спроса на рабочую силу:

Удовлетворительный спрос - количество работников, принятых предприятиями в течение определенного времени;

Неудовлетворительный спрос - количество вакантных рабочих мест;

Прогнозируемый спрос - спрос на рабочих и специалистов с учетом перспектив развития предприятия.

Спрос на рабочих и специалистов формируется по профессиям, специальностям, уровням квалификации и территориальным рынкам труда.

Совокупный спрос на рабочую силу включает государственный и частный сектора. Государственный сектор формирует спрос для сфер материального и нематериального производства. К последней относятся отрасли социальной сферы (культура, здравоохранение, наука, образование и т.д.) и органы государственного управления всех уровней.

Рыночная экономика и развитие научно-технического прогресса повышают требования к качеству рабочей силы.

Качество рабочей силы - совокупность профессиональных, образовательных, психофизиологических характеристик, делающих человека способным выполнять трудовые функции той или иной сложности.

Критериями качества рабочей силы являются: уровень образования работника, уровень профессиональной подготовки, уровень мотивации работника к повышению профессионализма и качества собственного труда, способность организационной структуры учреждения раскрывать все качества работника. (12)

Важной частью общественного воспроизводства является воспроизводство рабочей силы - непрерывное восстановление и поддержание физических и умственных способностей человека, постоянное обновление и повышение трудовой квалификации людей, обеспечение роста их общеобразовательного и профессионального уровня. В процессе воспроизводства рабочей силы возникает ряд важных проблем: естественное движение населения, как основы воспроизводства рабочей силы, привлечение рабочих в производство, достаточно высокая занятость населения, распределение и перераспределение трудовых ресурсов между отраслями, предприятиями, регионами. (31)

Рабочая сила является специфическим товаром (отличным от большинства других товаров). Стоимость рабочей силы определяется рабочим временем. Однако производство рабочей силы предполагает поддержание жизни человека, который для этого нуждается в определенной сумме жизненных средств.

Стоимость рабочей силы - цена материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, т.е. полного удовлетворения потребностей работника и членов его семьи. (4) Низшую (минимальную) границу стоимости рабочей силы образует стоимость набора средств или услуг, без потребления которых человек, как носитель рабочей силы не смог бы поддержать свою жизнь. В этих условиях качество рабочей силы ухудшается, что в практике проявляется в жесткой зависимости между профессионально-квалифицированными характеристиками работника и стоимостью рабочей силы. На формирование стоимости рабочей силы влияет, ряд факторов, которые могут способствовать как снижению стоимости товара «рабочая сила», так и росту ее стоимости. Это рыночные факторы (спрос и предложение, конкуренция или монополия).

В сторону возрастания стоимости рабочей силы действуют такие основные факторы:

Рост интенсивности труда (физического и умственного);

Рост материальных, духовных и социальных потребностей;

Возрастание сложности рабочей силы (ее общеобразовательного и квалификационного уровня, потребность в овладении двумя и более специальностей);

Ухудшение окружающей среды, особенно загрязненность больших городов, что требует дополнительных затрат на воспроизводство рабочей силы нормального качества;

Постепенное удорожание услуг в сфере образования, здоровья, коммунальных услуг и др.;

Улучшением качества труда.

В сторону снижения стоимости товара «рабочая сила» способствуют такие факторы:

Возрастание общественной продуктивности труда (прежде всего, в отраслях, производящих предметы личного потребления, поскольку при этом снижается стоимость жизненных средств, необходимых для воспроизводства жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы наемного работника и членов его семьи);

Снижение качества труда (что показывает связь меновой стоимости рабочей силы с ее потребительской стоимостью);

Повышение налогов на оплату труда;

Широкое использование детского и женского труда, труда мигрантов (более дешевого)

Купля-продажа рабочей силы выступает в форме купли-продажи труда, поэтому стоимость, а значит и цена рабочей силы преобразовывается в заработную плату. Поэтому стоимость рабочей силы, выраженная в денежной форме, приобретает форму цены рабочей силы.

Таким образом, рабочая сила представляет собой часть трудовых ресурсов, которая продает свой труд на рынке труда, включающая в себя наемных работников. Переход на рыночные отношения, а также протекающий научно-технический прогресс предъявляют требования к качеству рабочей силы, а следовательно к образованности каждого отдельного работника. В связи с наличием занятости в экономике страны лиц нетрудоспособного возраста широкое распространение получило понятие «трудовой потенциал». Наемные работники и активно ищущее работу безработное население вместе образуют экономически активное население. Совокупность занятых и безработных в экономике страны в целом составляют трудовые ресурсы, которые охватывают, как работников в составе рабочей силы, так и часть населения, относящееся к экономически активному населению. (17)

Важнейшей составной частью социально-экономической статистики является статистика труда. Ее показатели характеризуют численность, состав, региональное размещение и использование трудовых ресурсов; использование рабочего времени; уровень и динамику производительности труда; затраты на рабочую силу, оплату труда, условия, охрану и обеспечение безопасности труда и другие явления и процессы. В полном объеме вопросы статистики труда рассматриваются в отраслевом курсе статистики. В данной теме рассмотрены показатели численности трудовых ресурсов и рабочего времени.

Основными задачами статистики рынка труда являются:

  • сбор информации о численности занятых и безработных как двух составных частях рабочей силы;
  • изучение состояния и тенденций на российском рынке труда с помощью показателей уровня занятости и безработицы;
  • изучение состава занятых и безработных по разным признакам (полу, возрасту, отраслям и секторам экономики, по регионам страны и другим признакам) с целью регулирования рынка труда, разработки программ по повышению уровня занятости, трудоустройству безработных, их профессиональной переподготовке и т. д.

Занятые и безработные

Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население.

— это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход;
  • временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

  • не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
  • искали работу;
  • готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

— это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

— обеспечивают предложение рабочей силы на рынке труда для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. То есть хотят работать, но при этом могут как работать, так и искать работу. В соответствии с этим экономически активное население делится на две категории: численность занятых в отраслях экономики и численность безработных.

Экономически активное население является частью трудовых ресурсов. Численность экономически активного населения изменяется в физических лицах по отношению к определенному периоду времени.

Численность занятых в отраслях экономики — это показатель, характеризующий спрос на рабочую силу на рынке труда. Чем выше спрос на рабочую силу, тем выше показатель занятости в экономике. Каждая экономика стремится к показателям населения.

Численность безработных — это превышение предложения над спросом на рабочую силу на рынке труда. Обычно предложение превышает спрос на рабочую силу, что объективно обусловливает наличие . Это не исключает противоположной ситуации на отдельных участках рынка труда (региональных, по видам деятельности).

Экономически неактивное население

Экономически неактивное население — это лица, способные к труду (в состав трудовых ресурсов они включаются), но в они не могут быть отнесены ни к , ни к .

Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы . Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. Рынок труда обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами. Представленная ниже схема иллюстрирует динамическую модель рынка труда.

В рыночной экономике допускается возможность незанятости трудоспособного населения . Причинами экономической пассивности данной части населения является социальный статус, материальная обеспеченность, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей или бесперспективность трудоустройства. В россии данная категория населения насчитывается несколько миллионов человек. Первоочередной задачей статистики является изучение занятости, то есть степени удовлетворения предложения рабочей силы. Также исследованию подвергается численность, состав, территориальное размещение и причины экономической пассивности.

Показатели занятости населения и уровня относятся к основным характеристикам социально-экономического положения страны и состояния рынка труда.

В 90-е гг. на российском рынке труда происходило уменьшение предложения рабочей силы, наибольший спад был в 1998 г. Численность экономически активного населения, несмотря на некоторое увеличение в 1999 и 2000 гг., не достигла уровня 1992 г., была меньше на 3,3 млн. чел. В больших размерах происходило уменьшение спроса на рабочую силу. Численность занятых в экономике за этот период уменьшилась на 6,4 млн. чел., или на 9%. Происходило высвобождение рабочей силы из государственных предприятий и организаций в связи со спадом производства, перераспределением рабочей силы между отраслями экономики, переходом из государственного в частный сектор, но в целом при уменьшении числа занятых систематически увеличивалось число безработных. Уровень безработицы (удельный вес безработных в численности экономически активного населения) в 1998 г. достиг 13,2% и до 2000 г. оставался на высоком уровне.

Коэффициент экономической активности

Представляет собой соотношение численности экономически активного населения к общей численности населения.

Задача

Численность экономически активного населения в России в ноябре 2009 года составила 72,8 млн. чел

  • численность занятых 65,0 млн. чел
  • общая численность населения — 144,9 млн. чел.

Найти численность безработных, коэффициенты экономической активности, занятости и безработицы.

Решение

Экономически активное население включает в себя как занятых, так и безработных поэтому,

  • Численность безработных = 72,8 — 65 = 7,8 млн.чел.
  • Коэффициент экономической активности = (72,8 / 144,9) * 100% = 50%
  • Коэффициент занятости = 65 / 72,8 = 0,9
  • = 7,8 / 72,8 = 0,1
Задача
  • Среднегодовая численность населения: 148300 тыс.чел
  • Всего занято в экономике: 67100 тыс.чел.
  • Численность безработных: 6410 тыс.чел.

Найти: численность экономически активного населения (ЭАН), коэффициент экономической активности населения, коэффицент занятости и коээффициент безработницы населения.

Решение
  • ЭАН = 67100 + 6410 = 73510 тыс.чел.
  • Коэфф ЭАН = 73510 / 148300 = 0,5
  • Коэффициент занятости = 67100 / 73510 = 0,91
  • Коэффициент безработицы = 6410 / 73510 = 0,09
Задача

Численность занятых и безработных на даты составила:

Найти: среднюю численность занятых, безработных, экономически активного населения за год, коээфициенты занятости и безработицы за этот период.

Решение

1. Среднюю численность занятых и безработных вычислим по формуле простой средней хронологической.

2. Экономически активное население это сумма занятых и безработных.

  • ЭАН = 718+73,25 = 791,25

3. К занятости = 718 / 791,25 = 0,91
4. К безработицы = 73,25 / 791,25 = 0,09

Численность экономически активного населения

По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости:1992, 1995 гг. — на конец октября; 2000-2007 г. — на конец ноября. С 2006 г. — включая данные по Чеченской Республике.

Тысяч человек

всего 75060 70740 72332 72421 72835 72909 73811 74156 75046
в том числе:
занятые в экономике 71171 64055 65273 66266 67152 67134 68603 69157 70813
безработные 3889 6684 7059 6155 5683 5775 5208 4999 4232
Мужчины 39197 37338 37499 36997 37206 37079 37511 37627 37967
в том числе:
занятые в экономике 37161 33726 33754 33709 34199 34177 34710 34996 35702
безработные 2036 3613 3745 3288 3007 2902 2801 2631 2264
Женщины 35863 33401 34833 35423 35629 35831 36300 36529 37079
в том числе:
занятые в экономике 34010 30330 31519 32557 32953 32958 33893 34161 35111
безработные 1853 3072 3314 2866 2676 2873 2407 2368 1968

В процентах к итогу

Экономически
активное население —
всего
100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,5 90,2 91,5 92,2 92,1 92,9 93,3 94,4
безработные 5,2 9,5 9,8 8,5 7,8 7,9 7,1 6,7 5,6
Мужчины 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,3 89,8 91,1 91,9 92,2 92,5 93,0 94,0
безработные 5,2 9,7 10,2 8,9 8,1 7,8 7,5 7,0 6,0
Женщины 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
занятые в экономике 94,8 90,8 90,5 91,9 92,5 92,0 93,4 93,5 94,7
безработные 5,2 9,2 9,5 8,1 7,5 8,0 6,6 6,5 5,3

Для того чтобы выполнять определенную работу, че­ловек должен обладать физическими и духовными способностями. Рабочая сила представляет собой со­вокупность физических и духовных способностей чело­века, которые используются им в процессе производ­ства материальных благ.

Богатство любого общества создается трудом лю­дей, благодаря функционированию рабочей силы. Но лишь в условиях капитализма способность к труду становится товаром, предметом купли-продажи. В силу каких обстоятельств? Обратимся к истории.

Раб не мог распоряжаться самим собой, так как был собственностью рабовладельца. Таково же по су­ществу положение крепостного крестьянина. Он был зависим от владельца земли - феодала и не имел пра­ва полностью распоряжаться своей рабочей силой. Может ли человек продавать то, что не принадлежит ему? Ясно, что нет. Тот, кто хочет продать свою рабо­чую силу, должен быть юридически свободным чело­веком. Но достаточно ли этого условия, чтобы рабочая сила стала товаром?

Нет. И вот почему. Мелкий крестьянин или ремес­ленник работают сами на себя - производят зерно, мясо, одежду, обувь и т. д. Продают они не рабочую силу, а продукты своего труда.

В каком случае крестьянин или кустарь стал бы продавать не продукты своего труда, а свою рабочую силу? Только в том случае, если он не имеет возмож­ности работать у себя дома, с помощью своих средств производства. Крестьянин или кустарь превращается в рабочего, пролетария тогда, когда лишается собст­венных средств производства. Рабочая сила в этих условиях может быть применена лишь в том случае, когда она продана владельцу средств производства - капиталисту.

Рабочий продает свою рабочую силу по своей соб­ственной воле, так как он полноправный владелец ее. В капиталистическом мире нет законов, обязывающих рабочих наниматься к фабриканту. Но в то же время пролетарий не может не продавать свою рабочую силу, так как у него нет других средств существо­вания.

Значит, для того чтобы рабочая сила стала то­варом, необходимы два условия: во-первых, личная свобода пролетария; во-вторых, отсутствие средств производства у мелкого товаропроизводителя, превра­щение его в пролетария. Тем самым создается не­обходимость продажи рабочей силы. Превращение ра­бочей силы в товар знаменует собой начало возник­новения новой исторической эпохи - эпохи капита­лизма.

Но если рабочая сила - товар, то она, как и вся­кий товар, должна иметь и стоимость и потребитель­ную стоимость. Как определяется стоимость рабочей силы? Известно, что стоимость любого товара опреде­ляется количеством общественно необходимого рабо­чего времени на производство и воспроизводство его. Но рабочая сила не обычный товар. Она, как мы уже говорили, есть совокупность физических и духовных способностей человека. Если обычные товары (обувь, ткань и т. п.) создаются на заводах и фабриках, та производство рабочей силы неразрывно связано с вос­производством человека - живого носителя рабочей силы. И физические и духовные способности, без кото­рых невозможен труд, неотделимы от человека. Чело­век в процессе труда расходует свою рабочую силу, и для того, чтобы иметь возможность ежедневно рабо­тать, он должен изо дня в день восстанавливать свои физические и духовные способности.

Потребляя различные необходимые для жизни ма­териальные блага, удовлетворяя свой духовные по­требности, рабочий восстанавливает свою рабочую силу, затраченную в процессе труда, и, таким образом, получает возможность снова работать. Вот почему можно сказать, что стоимость товара рабочая сила есть по существу стоимость тех средств существова­ния, которые нужны для жизнедеятельности носителя рабочей силы - человека, в данном случае рабочего, который продает капиталисту свою способность к труду.

Какие же средства существования необходимы для поддержания, восстановления и постоянного воспро­изводства рабочей силы? Другими словами, что вклю­чается в стоимость рабочей силы? Во-первых, стои­мость средств, необходимых для удовлетворения физических потребностей рабочего. Речь идет о пище, одежде, жилище и т. п. Во-вторых, стоимость средств, нужных для того, чтобы удовлетворять духовные по­требности рабочего. Как говорится, не единым хлебом жив человек. Рабочие читают газеты, книги, посещают кино, спортивные состязания и т. д. В-третьих, стои­мость средств обучения рабочего. Для того чтобы управлять машинами и механизмами, требуется ка­кой-то минимум технических знаний. Вот почему стои­мость производственного обучения включается в стои­мость рабочей силы. В-четвертых, стоимость средств, необходимых для содержания семьи. Капиталистиче­ское производство не может осуществляться беспере­бойно, если ряды рабочего класса не будут постоянно пополняться. Поэтому в стоимость рабочей силы неиз­бежно включаются затраты на содержание семьи, вос­питание и обучение детей.

На объем и состав потребностей рабочего большое влияние оказывают исторические и национальные осо­бенности развития той или иной страны. Велико разли­чие между стоимостью рабочей силы в Англии, кото­рая длительное время занимала монопольное положе­ние в капиталистическом мире, и стоимостью рабочей силы в экономически отсталых странах, где крайне ни­зок жизненный уровень народа. Различия в стоимости рабочей силы могут быть обусловлены также климати­ческими условиями. Например, на севере, в условиях сурового, холодного климата человеку требуется более теплая одежда, более калорийное питание, лучше ота­пливаемое жилище и т. д.

Следует помнить, что потребности человека зави­сят и от многих других условий. К ним относятся на­циональные обычаи, традиции, существующие в той или иной стране, у тех или иных народов.

С развитием человеческого общества потребности человека расширяются, изменяются. Например, по­требности французского, английского и немецкого ра­бочего в наше время далеко не те, что были, предпо­ложим, в XVIII в. Круг потребностей человека значи­тельно расширился. Взять хотя бы такие предметы домашнего обихода, как транзисторы, радиоприемни­ки, телевизоры, холодильники и т. п, о которых чело­век не имел представления не только в XVIII, но и в XIX в.

Но как бы разнообразны ни были условия, опреде­ляющие необходимые средства существования чело­века, и как бы быстро они ни изменялись, тем не ме­нее для определенной страны и для конкретного пе­риода стоимость рабочей силы - величина более или менее постоянная.

Ошибочно было бы предполагать, что рабочий класс всегда получает в виде заработной платы всю сумму стоимости рабочей силы. В жизни дело обстоит значительно сложнее. Рабочая сила в условиях капи­тализма- товар, и цена его всегда подвержена коле­баниям. Как правило, капиталисты покупают рабочую силу по цене значительно меньшей, чем стоимость. Нельзя забывать, что рабочая сила - особый товар. Этот товар нельзя положить на хранение и дожидать­ся, пока цены поднимутся. Рабочий, не имеющий ни­каких других средств для существования, кроме про­дажи рабочей силы, часто вынужден соглашаться и на такую цену, которая не покрывает расходы, необхо­димые для нормального удовлетворения его потреб­ностей.

Существует, однако, низшая граница стоимости рабочей силы, это стоимость физически необходимых жизненных средств, без потребления которых человек не может существовать и трудиться.

Рабочая сила, как и любой другой товар, обладает кроме стоимости и потребительной стоимостью. В чем же она выражается?

Потребительная стоимость многих товаров обна­руживается сразу. Например, ботинки нужны для того, чтобы удовлетворить потребности в обуви. Потре­бительная стоимость обуви реализуется в процессе ее носки. В чем же выражается потребление рабочей силы? В труде. Труд и есть процесс расходования рабочей силы. Но тут обнаруживается особенность товара рабочая сила. Хлеб, ткань, обувь и прочие то­вары в процессе потребления исчезают, уничтожают­ся, а рабочая сила в процессе труда не только сохра­няется, но и создает новые товары.

В этом заключается особенность товара рабочая сила. Важнейшее качество этого товара состоит в том, что в процессе потребления он создает стоимость большую, чем сам того стоит.

Стоимость рабочей силы, как мы выяснили, равна стоимости средств существования рабочего - стоимо­сти пищи, одежды, жилища и т. д. Предположим, что стоимость средств дневного существования рабочего можно создать за 4 часа труда. Капиталист купил ра­бочую силу. Тем самым он получил право распоря­жаться ее потребительной стоимостью. Поэтому капи­талист может заставить рабочего работать не 4 часа, а больше, например 6, 7, 8, 10 часов. Но рабочий за первые 4 часа работы уже создал стоимость, равную стоимости его рабочей силы. А за каждый следующий час работы тоже создается стоимость. Вот эта прибав­ка, этот излишек стоимости, создаваемый трудом ра­бочего сверх стоимости его рабочей силы, и есть при­бавочная стоимость. Способность создавать прибавоч­ную стоимость является потребительной стоимостью товара рабочая сила. Она-то и интересует капитали­ста. Если бы рабочая сила не имела этой способности, капиталист не стал бы ее покупать.

Открыв различие между стоимостью рабочей силы и той стоимостью, которая создается трудом рабочего, Маркс разгадал тайну возникновения прибавочной стоимости, научно, неопровержимо доказал, за счет чего живет и обогащается класс капиталистов. Источ­ником прибавочной стоимости является труд рабочих, результаты которого безвозмездно присваиваются ка­питалистами.

Теперь становится ясным, как в условиях капита­листического способа производства разрешаются про­тиворечия всеобщей формулы капитала. Прибавочная стоимость не может возникнуть без обращения, так как не где-нибудь, а на рынке происходит покупка ка­питалистом рабочей силы, совершается акт купли-про­дажи- Д - Т.

Но, с другой стороны, прибавочная стоимость со­здается не в процессе обращения, а в сфере производ­ства, так как пролетарий своим трудом создает сверх стоимости своей рабочей силы еще и прибавочную стоимость. Капиталист, продав товары, произведенные рабочими на его фабрике, реализует эту прибавочную стоимость и тем самым получает большую сумму де­нег- Д + д или Д г

Теперь мы подошли к вопросу о том, как создает­ся прибавочная стоимость.

Понятие «труд» имеет два существенно различных значения: труд как процесс и как экономический ресурс.

Труд как процесс -- вид деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Труд в данном случае показан как непрерывный, постоянно обновляющийся процесс.

Содержание труда - это такая обобщающая характеристика процесса труда, которая учитывает многообразие функций труда, виды совершаемых трудовых операций, распределение производственной деятельности по отраслям, физическое и интеллектуальное напряжение работника в регулировании последовательности трудовых операций, возможность и степень новизны в решениях, принимаемых в ходе производственного процесса.

Содержание труда определяется его непосредственной технической вооруженностью и зависит от распределения трудовых функций в технологическом процессе. Оно играет определяющую роль в осуществлении всех основных социальных процессов в производстве. Те качественные сдвиги в социальной сфере, которые намечено осуществить в процессе перестройки, невозможны без глубоких преобразований в содержании труда. Основную роль здесь призвана сыграть техническая реконструкция народного хозяйства - механизация, автоматизация, компьютеризация, роботизация, которые должны иметь четкую социальную направленность.

Характер труда указывает на отношение работника к различным видам трудовой деятельности. По своему характеру труд может быть аграрным или индустриальным, простым или сложным, творческим или рутинным, организаторским или исполнительским, физическим и умственным.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой. Поскольку они выражают различные стороны одной и той же рудовой деятельности, постольку они соприкасаются и частично накладываются друг на друга. Значение вопросов усиления творческого содержания и коллективистского характера труда, повышения его культуры, ощутимого поощрения высококвалифицированной и высокопродуктивной работы в условиях перестройки существенно возрастет. Все это должно способствовать тому, чтобы труд на производстве был не только необходимостью, но и жизненной потребностью человека. Изучение характера труда в конкретных социологических исследованиях начинается с исследования содержания труда.

Труд - это целенаправленная деятельность человека, который приспосабливает природное вещество его потребителей. Экономическая сторона труда раскрывается в использовании рабочей силы как ограниченного ресурса в сочетании с другими ресурсами или факторами производства с целью получения выгоды. С точки зрения социологии, труд выступает как процесс социализации. Вхождение человека в коллектив сопровождается привлечением к установленному порядку. В трудовом коллективе человек становится объектом наблюдения, контроля и дисциплинарного влияния. Какой-либо индивид в коллективе осваивает не только профессиональные роли. Он тоже познает, что значит быть «подчиненным» или «начальником», «лидером» или «аутсайдером», «признанным» или «изгнанным», «товарищем» или «коллегой», «передовиком» или «отстающим».

В процессе труда индивид учится реагировать на давление извне, дозировать собственные усилия, получать и передавать информацию, решать конфликтные ситуации, устанавливать необходимые связи. Труд - это школа социализации, в которой проходит весомая часть нашей жизни. Тут рядом с производством продукции и услуг, полученный в процессе труда, сам труд выступает как производство и отображение самого человека.

Определяя труд, социологи выделяют основные общественные функции, которые выражают его деятельную сущность:

  • 1. Способ удовлетворения человеческих потребностей.
  • 2. Источник общественного богатства.
  • 3. Развитие личности.
  • 4. Движущая сила общественного прогресса.
  • 5. Творец человека на протяжении всей истории человечества.
  • 6. Статусная дифференциация.
  • 7. «Сила, которая прокладывает человеку путь к воле, дает людям возможность учитывать все более выделенные природные и общественные последствия своих действий. Именно в труде и с помощью труда общество познает законы своего развития природы».

Рабочая сила в экономической теории -- способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.

Иногда под рабочей силой понимают также работников какого-либо предприятия, зачастую, за исключением административного персонала.

Карл Маркс в своей работе «Капитал» утверждал следующее:

  • - В условиях капиталистического способа производства рабочая сила является специфическим товаром. Носитель рабочей силы является её собственником и юридически свободен распоряжаться ей. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования и для получения средств к существованию он вынужден продавать свою рабочую силу.
  • - Стоимость рабочей силы определяется затратами на поддержание жизни рабочего и должного уровня работоспособности, его достаточное обучение, образование и воспроизводство. Эти затраты значительно зависят от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, интенсивности и сложности труда, занятости женщин и детей. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы, на которую дополнительно оказывают влияние ситуация в экономике и на рынке труда. В период экономического подъёма и повышенной занятости зарплата может существенно превышать стоимость рабочей силы, что позволяет рабочим существенно улучшить своё материальное положение. В период спада зарплата может спускаться ниже стоимости рабочей силы, что приводит к расходованию ранее накопленных запасов и к резкому ухудшению положения рабочих.
  • - Ценностью (полезностью) рабочей силы как товара является способность в процессе труда (использования капиталистом купленной рабочей силы) создания новой стоимости, которая обычно больше уплаченной рабочему стоимости. Такое превышение Маркс назвал прибавочной стоимостью. Именно прибавочная стоимость служит основой формирования прибыли.
  • - Рабочая сила не всегда является товаром. Она может не принадлежать человеку и забираться без эквивалентного обмена (например, у раба или крепостного). Человек может не обладать юридической свободой (заключённый, ребёнок). Человек может самостоятельно работать и продавать потом результаты труда, а не собственный труд (ремесленник, художник, фермер, частный предприниматель, если они не используют наёмных рабочих).

Часть экономических теорий не признают рабочую силу самостоятельным товаром. Они обычно утверждают, что продаётся непосредственно труд. Формирование прибыли они объясняют особыми свойствами капитала или платой за редкостность предпринимательского таланта.

Рабочая сила выступает товаром на рынке труда, реально существует в личности работника. Рабочая сила как товар обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость рабочей силы -- это цена материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, то есть для полного удовлетворения потребностей работника и членов его семьи

Стоимость рабочей силы определяется:

  • - стоимостью денежных средств, необходимых для воспроизводства жизни работника и его иждивенцев;
  • - уровнем механизации производительности труда в отраслях, производящих предметы производства и потребления, а также услуги;
  • - уровнем экономического развития страны;
  • - природно-климатическими, культурными и социальными условиями жизни населения;
  • - соотношением спроса и предложения трудовых ресурсов на рынке труда.

Мера стоимости рабочей силы, определяемая характером ее соединения со средствами производства, определяется не только потребительной стоимостью рабочей силы, то есть способностью создавать добавленную стоимость, но и мерой доступа к сфере распределения этой стоимости, определяемой позицией работника в системе общественных экономических отношений.

Основными тенденциями, определяющими стоимость рабочей силы, являются:

  • - рост производительности труда, снижающий стоимость товаров и услуг, а следовательно, и стоимость рабочей силы;
  • - научно-технический прогресс, повышающий требования к профессионально-личностной подготовке работника;
  • - уровнем инвестиций в человеческий капитал, вызывающим рост стоимости рабочей силы на рынке труда;
  • - увеличением доли роста национального богатства за счет более квалифицированной рабочей силы.

Отметим взаимоисключающий, противоречивый характер воздействия отмеченных тенденций на динамику величины стоимости рабочей силы, а также то, что иногда в стоимость рабочей силы включают оценку предполагаемого объема услуг, ожидаемых от работника в организации, соотнесенную с оценкой вероятности того, что работник остается работать в этой организации.

Потребительная стоимость товара «рабочая сила» состоит в том, что работник в процессе труда создает стоимость большую, чем стоимость рабочей силы. И в этом качестве товар «рабочая сила» привлекателен для нанимателя, так как позволяет реализовать его цель - получение прибыли.

В результате эволюционного развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни в научной и учебной литературе

возник ряд понятий: «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «человеческий фактор», «трудовой потенциал», «человеческий капитал». Зачастую близкие по своему содержанию, эти понятия несут собственную смысловую нагрузку и отражают постепенное осознание обществом возрастающей роли человека в экономической и общественной жизни (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

Понятие «рабочая сила» в социально-экономической литературе и в практической жизни используется в двух значениях. Во-первых, как совокупность физических, духовных и интеллектуальных способностей человека, которые он может использовать для производства материальных и духовных благ, услуг, т.е. для осуществления трудовой деятельности. Во-вторых, как совокупность носителей способностей к труду - тех людей, которые обладают указанными способностями. Можно сказать, что, рабочая сила как способность к труду идентифицируется с носителями этой способности - людьми.

Следует отметить, что во втором своем значении понятие «рабочая сила» применяется довольно широко и границы его недостаточно определенны. Официальная статистика называет рабочей силой экономически активное население, т.е. тех людей, которые уже фактически работают или предлагают себя на рынке труда в качестве потенциальных работников.

Если производство материальных благ и услуг рассматривать с позиций ресурсного подхода, то очевидным будет вывод о том, что наряду с материальными, энергетическими, финансовыми ресурсами важнейшим фактором экономического развития являются человеческие ресурсы, т.е. люди с их профессиональными знаниями и навыками . Своеобразие человеческих ресурсов заключается в том, что это одновременно и ресурсы экономики, и люди - потребители материальных благ и услуг.

В качестве одной из форм выражения человеческих ресурсов выступают трудовые ресурсы, в состав которых включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и фактически работающие подростки и пенсионеры. Понятие «трудовые ресурсы» родилось и утвердилось еще в Советской России и других странах бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), практиковавших централизованное планирование в качестве основного метода государственного воздействия на экономику. В этих условиях человек выступал как пассивный объект внешнего управления, как планово-учетная единица трудовых ресурсов. Вместе с тем, как показала практика, понятие «трудовые ресурсы» вполне вписывается в систему современных рыночных категорий и в силу его широкой информативности может использоваться как эффективный инструмент государственного регулирования рынка труда.

Понятие «трудовые ресурсы» дает количественную характеристику той части населения, которая обладает способностями к труду. Но оно не учитывает различия трудовых способностей и возможностей людей. Поэтому в научный оборот с начала 1980-х гг. было введено понятие «трудовой потенциал», которое в самом общем виде можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении, т.е. с учетом пола, возраста, образования, состояния здоровья, сознательности и активности, определяющих «отдачу» трудовых ресурсов как ресурса экономики. Понятие трудового потенциала основано на представлении о человеке не как о пассивном объекте внешнего управления, а как о субъекте со своими возможностями, потребностями и интересами в сфере труда.

С конца XX в. теории и практике управления широкое распространение получил взгляд на человека как на главный, решающий фактор производства и общественного развития. Приоритетным стало понимание того, что в конечном итоге не технический уровень производства определяет экономический потенциал предприятий, организаций, общества в целом, а человеческий фактор, воплощающий способность творить, изобретать, продуцировать новые знания. Он рассматривается как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Человеческий фактор производства характеризуется не только показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур работников, но и показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

Человеческий фактор - экономико-политический термин, предмет интереса современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к нему непосредственно связано с необходимостью социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления. Активизация человеческого фактора представляет собой многогранную проблему, к которой относятся сложные процессы формирования нравственных ценностей, проблемы семьи, школьного и домашнего воспитания, физического здоровья общества, сохранения культурных традиций, кадровой и социальной политики, образования и др.

Еще одно понятие, получившее распространение в последнее время, - это «человеческий капитал». Оно основано на представлении о человеке как объекте эффективных вложений и субъекте, преобразующем эти вложения в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации. Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Он включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную профессиональную квалификацию. При этом под инвестициями в человеческий капитал понимают затраты, необходимые для увеличения в будущем производительности труда, а также приводящие к повышению квалификации и способностей человека и влияющие в дальнейшем на увеличение доходов индивида. Предполагается, что человек, совершая такие инвестиции, жертвует чем-то меньшим в настоящий момент, чтобы получить что-то большее в будущем.

Наиболее ярким примером инвестиций в человеческий капитал выступают затраты на образование.

Затраты отдельного человека, связанные с вложениями капитала в образование и профессиональную подготовку, могут включать в себя три составляющие:

  • прямые затраты (плата за обучение, расходы на приобретение учебников, смену места жительства и проезд и др.);
  • упущенные возможности (упущенный заработок) за время учебы и в связи с вероятной сменой профессии, места работы;
  • моральный ущерб, вызванный нервным напряжением в связи с получением образования, поиском работы, вероятной сменой среды проживания.

Ожидаемая отдача от инвестиций в человеческий капитал может выступать как в денежной форме (рост доходов индивидуума, рост прибыли предприятия, экономический рост региона), так и в неденежной (получение удовлетворения от избранной работы в течение жизни, расширение круга общения при учебе, положительная информация об организации, более высокая оценка нерыночных видов деятельности и интересов).

Для эффективного инвестирования в человеческий капитал необходимо измерять и оценивать инвестиции в человека, что является самой проблематичной и неоднозначной темой в области управления человеческими ресурсами. Измерения человеческого капитала и оценка осуществления инвестиций в него обычно неточны, но сам по себе процесс измерения необычайно важен.

Как правило при оценке эффективности инвестиций в образование сопоставляются затраты в настоящем (С) с ценностью будущих выгод (Я). Последние могут быть рассчитаны по формуле

где В г - ожидаемое превышение заработка лиц, получивших образование, над заработком лиц, не имеющих образования, в году t; п - число лет использования полученных знаний; г - рыночная норма дохода на капитал (процентная ставка или ставка дисконтирования).

Инвестиции в образование окупятся (их можно считать эффективными) при условии, что текущая стоимость будущих выгод больше или по крайней мере равняется издержкам: R>C.

  • В качестве синонима для обозначения этого вида ресурсов некоторые авторыиспользуют понятия «ресурсы для трудовой деятельности», «ресурсы труда», «ресурсыдля труда». См.: РофеА. И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики и социологиитруда. М. : МИК, 1999. С. 116; РофеА. И. Экономика труда. 3-е изд., доп. и перераб. М. :КноРус, 2015.
  • См.: Экономика труда. Социально-трудовые отношения / под ред. Н. А. Волгина,Ю. Г. Одегова. С. 44-47.