Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Система логистики на предприятии. К чему могут привести ошибки во внешней логистике

Система логистики на предприятии. К чему могут привести ошибки во внешней логистике

Портнова Дарья Сергеевна

студентка экономического факультета Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматриваются значение логистики в деятельности современного предприятия. В работе описана структура эффективной логистической службы, рассмотрены методы управления запасами, проанализированы принципы логистического процесса.

Ключевые слова: логистика, организация логистики, управление запасами, принципы логистики, логистический процесс, предприятие

The role and importance of logistics in the enterprise

Portnova Daria Sergeevna

student of the economic faculty Kuban state University, Krasnodar, Russian Federation

Abstract: The article discusses the importance of logistics in the modern enterprise. The paper describes the structure of the logistics service, the methods of inventory management, analyzes the principles of the logistics process.

Keywords: logistics, logistics, inventory management, principles of logistics, the logistics process of the company

В настоящее время, для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, недостаточно использовать маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами, таких как логистика. Логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении современными предприятиями. Логистика имеет большое значение для клиентов, поставщиков предприятия, его владельцев и акционеров. Логистика координирует все структуры предприятия (направление, упорядочение и распределение продукции от производителя до конечного потребителя, учитывая рентабельность, результативность, производительность).

Основная задача производственной логистики состоит в создании и обеспечении эффективного функционирования интегрированной системы управления материальными потоками на предприятии. Роль логистики в современной фирме носит оптимизационный и интегральный характер. Оптимизацию всех процессов на предприятии обеспечивает логистика. Решение вопроса оптимизации всех процессов на предприятии невозможно без применения принципов, методов, функций логистики.

Использование логистических концепций и систем позволяет фирмам сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса. Потенциал логистики позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость предприятия на рынке. Обязательной составляющей оргструктуры успешного предприятия является отдел логистики. В логистическую службу предприятия входят следующие функции: оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции; оперативное управление технологическими процессами производства; планирование поставок материальных ресурсов; контроль качества продукции; поддержание стандартов качества продукции и сервиса.

В рамках логистической системы на предприятии реализуется пять уровней управления: административный уровень; уровень управления положением; уровень выполнения отдельных заказов согласно плану-графику; оперативный режим управления информационными материальными потоками; управление в режиме «on line».

Логистика охватывает весь спектр деятельности предприятия: планирование, реализацию, контроль затрат, перемещение и хранение материалов предприятия. На стадиях развития производства логистика сокращает затраты и выпускает продукцию в установленные сроки. К логистическим действиям на предприятии можно отнести: обслуживание клиентов, транспортировку, управление запасами, управление информационным потоком.

Транспорт - важнейший фактор логистики, ни одно предприятие не может функционировать без доставки готовой продукции клиентам. Логистические действия управления запасами обеспечивают высокую гибкость предприятия и время для реорганизации или производственной системы в соответствии с обстоятельствами. Современные специалисты в области логистики отмечают значительную роль запасов в современной организации товародвижения и относят управление запасами к факторам, позволяющим повысить качество логистического обслуживания участников коммерческих взаимоотношений. В силу ряда факторов, оказывающих влияние на эффективность товародвижения, возникает необходимость в выполнении запасами следующим логистических функций: географическая специализация, консолидация ресурсов, уравновешивание спроса и предложения; защита от неопределенности . Завершающей логистической операцией на предприятии является обработка заказов.

Взаимодействие отдельных звеньев логистической цепи осуществляется на техническом, экономическом, финансовом и других уровнях интеграции. Использование логистики ускоряет процесс полу­чения информации и повышает уровень обслуживания производственного процесса. Крупные транспортно-экспедиторские фирмы и компании по экспресс- доставке, такие как Ryder, DHL, Schenker – BTL, Federal Express, UPS, Lesnay, TNT выполняют большое число логистических операций, интегрируя логистические функции в территориальной зоне по признаку продуктовой ориентации. Это позволяет фирмам – производителям готовой продукции и грузоотправителям сократить расходы, связанные с транспортировкой, грузопереработкой, хранением и улучшить качество логистического сервиса . Особенности работы логистических систем характеризуются: широким ассортиментом реализуемых товаров; независимым, динамичным спросом на товары; высокими требованиями к обслуживанию; близостью складской сети к потребителю; наличием посредников.

Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Для многих транспортных узлов характерна несогласованность во взаимодействии смежных видов транспорта, задействованных в процессе мультимодальных перевозок.

Согласно исследованиям Международного валютного фонда, затраты на логистику составляют на уровне предприятий — от 4% до более чем 30% доходов, у европейских предприятий этот показатель колеблется в пределах от 9% до 11% . В процессе глобализации производства и торговли логистика занимает важное место. В связи с этим возрастает значение логистики на каждом предприятии, потому что большую часть его затрат нередко составляют, к примеру, транспортные расходы. Если предприятие ради сокращения производственных затрат ищет более дешёвые ресурсы за рубежом, то в этом случае существенно возрастает доля логистических затрат.

Одной из целей, стоящих перед логистикой на предприяти, является замена запасов материалов информацией о возможности их быстрого приобретения. В связи с этим теория управления запасами предполагает несколько методов: метод АВС, "Канбан", "Джит". Остановимся более подробно на методе АВС. Согласно этому методу, все изделия, находящиеся на складе, делятся на три группы:

a) изделия А. Наиболее ценные (примерно 75-80% общей стоимости изделий, хранящихся на складе), но составляющие лишь 10-20% общего количества находящейся там продукции;

b) изделия В. Средние по стоимости (примерно 10-15% стоимости всех изделий), но в количественным отношении, составляющие 30-40% хранимой продукции,

c) изделия С. Самые дешевые (примерно 5-10% от общей стоимости хранимых изделий) и самые массовые (40-50% общего объема хранения).

В результате анализа сделан вывод о том, что на 20% продукции, находящейся на складе, приходится 80% вложенных в запасы средств. Это говорит о том, что большая часть капитала предприятия омертвляется при хранении на складе незначительного количества товаров, т.е. является напрасной тратой средств .

Использование концепций логистики предприятием является действенным путем сокращения издержек на транспорт и складское хранение и обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия. Принципы логистики широко применяются в деятельности американских и европейских бизнес-структур. Что же касается отечественного рынка, то в связи с конкуренцией, в том числе международной, ускорением и усложнением экономических процессов появляется острая необходимость детального анализа и пересмотра понятий и принципов работы предприятия. Актуальным решением этой задачи может быть применение логистической концепции на предприятии.

Практика деятельности таких фирм и компаний, как Jonson & Jonson, Philip Morris, IBM, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Toyota Motors показывает, что использование концепции логистики обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции и услуг. Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику, достигается за счет: снижения себестоимости товара; повышения надежности и качества поставок.

Правильная организация логистики приносит предприятию следующие выгоды: повышение эффективности производства; сокращение потерь рабочего времени; сокращение затрат труда; повышение рентабельности производства предприятия. К последствиям неправильной организации логистики на предприятии можно отнести: низкое качество обслуживания потребителей, потеря клиентов и доли на рынке; возрастание затрат на эксплуатацию оборудования; неэффективная организация материальных потоков.

В российской практике организации сбыта, логистические решения, касающиеся разумного распределения товарно-материальных потоков, рационализации схем доставки ресурсов, создания распределительных центров, аттестации поставщиков довольно редки. Логистические решения организации сбыта приветствуются компаниями с участием иностранного капитала. Использование принципов и инструментов бережливого производства в логистике, таких как канбан, система 5S, принцип «точно вовремя», принцип автономизации позволяет добиться повышения эффективности деятельности предприятия, производительности труда, улучшения качества выпускаемой продукции, снижения издержек и устранения производственных потерь.

Внедрение принципов бережливого производства в логистическую цепь на предприятии позволяет ускорить процесс оказания логистических услуг: хранение, доставку товаров конечному потребителю. На скорость оказания логистических услуг влияет избыток незавершенного производства – более 90 % работы простаивает, тем самым, порождая огромные затраты. Несмотря на явные преимущества логистики в деятельности предприятия, логистические издержки составляют одну из самых больших статей расходов организации, уступая материальным затратам.

Для логистики справедлив «закон Парето»: в процессе логистических услуг 80 % задержек являются результатом менее 20 % действий . Решением проблем задержек в логистике являются: нахождение 20 % действий; сокращение времени производственного цикла на 80 %; обеспечение своевременности поставок на уровне 99 %.

Внедрение в логистичекий процесс деятельности предприятия принципа «точно вовремя» (Just-In-Time), активно применяемого в бережливом производстве, позволяет добиться:

– исключения потерь перепроизводства, создания лишних запасов, времени ожидания;

– значительного снижения затрат и себестоимости продукции;

– повышения качества логистического сервиса.

Логистическая концепция Lean Production не получила столь широкого применения, как в США и Японии.

Предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики, в настоящее время, могут рационально организовывать производственный цикл своего предприятия; осуществлять закупку сырья и материалов; выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции. На фоне значительного роста интереса к логистике со стороны предприятий и отдельных правительственных институтов существует недостаточное восприятие логистики в обществе. Между тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль. С логистическими системами связано получение 20–30 % валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран. Сокращение на 1 % логистических издержек эквивалентно 10 %-ному увеличению объема продаж фирмы.

В России, на сегодняшний день, действует центр DAMU –Logistics, созданный с использованием лучших европейских логистических технологий и оборудования. В России происходит коренная ломка технологии обеспечения производства крупных компаний расходными материалами и другими ресурсами. Бесконтрольное накопление запасов, слабое управление поставщиками, пренебрежение развитием материальной базы, системы управления логистической инфраструктуры привело к стремительному росту затрат. Накопление нерешенных проблем в логистическом блоке обострило сбои в основном производстве.

Важно отметить, что необходима разработка стратегии развития системы логистики предприятий компании на период не менее чем 10-15 лет и включение ее в стратегию развития компании на данный период в качестве полноценной составляющей. В качестве основных блоков стратегии должны выступать: формирование основных требований, целей и задач для блока логистики на долгосрочную перспективу; целенаправленная работа с поставщиками; долгосрочная программа модернизации и развития товаропроводящих каналов.

Список литературы:

  1. Гелета И.В., Калинская Е.С., Кофанов А.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. М.: Магистр, 2007. 303 с.
  2. Виноградов А.С. Проблемы логистики // Маркетолог. 2013. № 3. С. 5-15.
  3. Дыбская В.В., Аникин Б.А. Логистика. М., 2012. 367 с.
  4. Ковалева Е. Новая функция на «старом» производстве // Логистика и система. № 3.2014. С. 12-15.
  5. Коломейцев Г. Опыт организации производственной логистики // Логистика и система. № 1. 2014. С. 23-27.
  6. Палагин Ю.И. Логистика. Планирование и управление материальными потоками. СПб.: Политехника, 2012. 630 с.
  7. Саркисов С.В. Управление логистикой. М.: Дело, 2011. 286 с.
  8. Стаханов В.Н. Промышленная логистика. М., 2011. 96 с.
  9. Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Направления роста производительности труда// Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал. Краснодар. КРОО «ОАИУР», 2014. № 3. С. 99-104.

Вы узнаете что такое логистика, зачем она нужна и какие виды логистики существуют, а также как выбрать компанию по оказанию услуг логистики начинающему бизнесмену

Добрый день, с вами Эдуард Стембольский. У меня за плечами несколько лет работы в качестве экономиста в крупных отечественных корпорациях. Логистика – сфера, с которой я знаком не понаслышке.

Грамотный подход к логистике позволит вам оптимизировать процесс управления оборотными средствами и запасами, снизить себестоимость конечной продукции, повысить способность реагировать на запросы, выдвигаемые рынком, и, в итоге, сделать ваш бизнес более эффективным.

Также в конце статьи я поделюсь 7-ю практическими советами по выбору логистической компании. Поэтому обязательно дочитайте данную статью до конца!

1. Что такое логистика простыми словами - даем определение

В наиболее универсальном формате логистика представляет собой процесс планирования и организации прохождения потока материальных ценностей, услуг и информации от мест их возникновения к местам их потребления с целью обеспечения работы предприятия.

Подобное всеобъемлющее определение требует некоторых уточнений.

Современная логистика с точки зрения структуры включает в себя два масштабных процесса:

  1. Формирование параметров взаимоотношений вашего бизнеса с поставщиками ресурсов и управление перемещением ресурсов в процессе создания продукции.
  2. Построение механизма поступления создаваемой вашим предприятием продукции к ее потребителям.

Логистический процесс многогранен.

На практике он содержит:

  • договоры с поставщиками;
  • политику управления запасами;
  • организацию перевозки грузов;
  • взаимодействие с таможенными органами;
  • анализ потребностей рынка;
  • особенности заключения договоров с покупателями и многое другое.

Отдельные этапы логистического процесса могут оптимизироваться по-разному в соответствии с принятой общей логистической моделью. Некоторые функции находятся на «пограничье» логистики и маркетинга. Однако их конечная цель одна – повышение эффективности бизнеса.

Именно сложность самого процесса транспортировки грузов обусловила то, что подобная деятельность выделилась в отдельное направление.

Поэтому в современном мире фирмы очень часто прибегают к услугам логистических компаний, а обучение логистике и управлению цепями поставок - особая сфера знания.

Исторически логистика появилась рано. Еще в период аграрного общества она тесно переплеталась с международной торговлей предметами роскоши (логистическая структура караванов Великого шелкового пути или торговых флотилий финикийцев была довольно сложна) и военным ремеслом (первые трактаты о военной логистике возникли еще до нашей эры).

Все изменилось с выходом промышленности на новый уровень современных экономических отношений и роль логистики увеличилась.

Теперь, что такое логистика знают на каждом предприятии.

Факт

Общие логистические затраты – крупная статья в структуре себестоимости промышленной продукции. Здесь логистика опережает расходы на заработную плату и уступает лишь материальным издержкам.

2. Особенности и ключевые проблемы логистики в России

Состояние логистики в России далеко не идеальное. К сожалению, такое положение наблюдалось и в прошлом. Известное изречение про то, что одна из двух главных отечественных бед – плохие дороги родилось не вчера.

Доля транспортных расходов в нашей стране в структуре ВВП достигает 20%, что существенно превышает среднемировые показатели (справедливости ради надо отметить: отчасти это обусловлено тем, что РФ является одним из крупнейших поставщиков нефти, а также существенными размерами нашей страны).

Среди проблем логистики в России стоит выделить:

  • неразвитость логистической инфраструктуры, что, по мнению экспертов, лимитирует рост российской экономики на уровне 3-4% в год (при прочих оптимальных условиях);
  • высокие затраты на услуги складов, хранение, разгрузку и погрузку;
  • нестабильность рынков и низкое качество планов по сбыту;
  • ограниченность численности поставщиков по ряду позиций;
  • непрозрачность большого перечня затрат;
  • низкое качество исполнения контрактов;
  • тяжелые климатические условия во многих регионах;
  • кадровый дефицит и неудачные модели управления логистикой.

Пример из практики

Мелкие нарушения контрактов на поставку в России практически невозможно оспорить в судебном порядке. В условиях отечественной правовой системы размер сумм к взысканию не оправдает затраченных усилий.

В случае проблемных ситуаций с предприятиями-естественными монополиями (РЖД, поставщики электроэнергии) тяжбы абсолютно бесперспективны.

В условиях кризиса большинство логистических систем начинают сжиматься. Это может привести к тому, что ряд отраслей отечественной экономики потеряют приемлемый уровень рентабельности.

Обратная сторона ситуации – открывающиеся возможности для логистических компаний. При грамотной организации подобного бизнеса есть возможность проникновения в рыночные ниши с чрезвычайно низким уровнем конкуренции.

3. Теоретические аспекты логистики: предмет, цели, задачи и логистические модели

Предмет логистики как науки – состояние ресурсов в некоторой системе (как -микро так и макроуровня) и управление их потоками.

Цель логистики – повышение экономической эффективности системы путем оптимизации логистического процесса.

Основные задачи, решаемые логистикой:

  • управление движением товаров,
  • контроль над потоками материальных ценностей, услуг и информации путем создания развитой системы,
  • анализ востребованности материалов и товаров, прогноз данных показателей.

Логистика исследует ряд объектов :

  1. Логистическая операция – действие по трансформации материального потока или потока услуг.
  2. Логистическая система – набор принципов планирования и реализации всей совокупности логистических операций. Современные логистические системы являются адаптивными и используют обратную связь со своим окружением. Выделяют логистические системы, функционирующие на основе прямых связей (потоки напрямую протянуты от производителей к потребителям) и эшелонированные (многоуровневые системы, в которые включен как минимум один посредник).
  3. Логистическая функция – набор действий, преследующих общую цель, соответствующую этапу логистического процесса. Среди логистических функций выделяют: транспортировку, складирование, закупку, формирование запасов.
  4. Материальный поток – физическая продукция, проходящая логистическую процедуру. Материальный поток измеряется количественными показателями (объем, масса), представленными во времени.
  5. Логистические издержки – затраты на обеспечение процесса логистики. При ведении бухгалтерского учета могут частично включаться в себестоимость продукции, а частично являться расходами на сбыт.

На практике построение логистической системы предполагает поиск баланса «интересов производства» и «оптимизации ликвидности».

Система «работы с колес» (одна из крайних точек упомянутой выше дуальной модели) хороша с позиции активизации использования оборотного капитала. В таком случае отсутствуют средства, омертвленные в запасах сырья или готовой продукции, минимизированы складские расходы.

Обратная сторона – высокий риск простоев производства или нарушения условий контрактов, заключенных с контрагентами. Система становится крайне хрупкой.

Факт

Промышленные предприятия Российской Федерации вынуждены формировать запасы, превышающие аналогичный показатель в ЕС и США на 18%.

Сравнение с Японией демонстрирует, что объем запасов в этой стране ниже российского на 64%. Причина такой ситуации – низкое качество отечественной логистической системы.

Ниже я привожу сравнительную таблицу эффективности логистической системы в зависимости от объемов имеющихся запасов:

Показатель Большое объем запасов Малый объем запасов
1 Расходы на логистику Высокие (-) Низкие (+)
2 Эффективность использования оборотного капитала Низкая (-) Высокая (+)
3 Риск нарушения контрактных обязательств Низкий (+) Высокий (-)
4 Возможность адаптироваться к изменениям спроса по объему Высокая (+) Низкая (-)
5 Возможность адаптироваться к изменениям спроса по ассортименту Низкая (-) Высокая (+)
6 Сложность управления логистической системой Низкая (+) Высокая (-)

4. Основные виды логистики - ТОП-7 популярных видов

С целью упрощения механизма управления логистической системой логистический процесс разбивается на ряд составляющих. На базе этого выделяют отдельные виды логистики.

Вид 1. Производственная логистика

Материальный поток, проходя через предприятие, участвует в ряде производственных операций и трансформируется. Управление им на этой фазе осуществляется на базе производственной логистики. Ее цель – оптимизация затрат на этапе технологических процессов.

Производственная логистика решает ряд задач:

  • планирование производства на базе оценки потребностей покупателей;
  • формирование планов-графиков для отдельных производственных подразделений;
  • согласование планов-графиков с отделами снабжения и сбыта;
  • оперативное управление производством, контроль над выполнением заданий и их корректировка.

Вид 2. Закупочная логистика

Управление материальным потоком при организации обеспечения предприятия комплектующими, сырьем и материалами – это задача закупочной логистики (логистики снабжения). Фаза снабжения включает в себя: закупку, доставку, временное хранение ресурсов до их передачи в производство.

Важность закупочной логистики обусловлена двумя факторами :

  1. Некачественная организация данного процесса приводит к простоям производства. Закупки должны координироваться с производством по ассортименту, количеству, качеству, упаковке, графику поставок.
  2. На этапе снабжения формируется около 55% себестоимости , что обусловливает важность этого этапа.

Грамотная организация закупочной логистики – обязательное условие для высокой конкурентоспособности бизнеса. Этот процесс требует исследования рынка закупок. Иногда необходимо решать задачу «купить или произвести самим».

Вид 3. Логистика запасов

В ведении логистики запасов находится управление производственными запасами и товарными запасами. В рамках данного процесса вычисляется норма запасов на базе оценки ритмичности поставок, сезонных колебаний и рисков. Этот параметр должен обеспечить бесперебойное производство и реализацию продукции.

Вид 4. Транспортная логистика

Решает задачу доставки материальных ценностей в заданном объеме и в определенные сроки от точки предыдущей трансформации материального потока к точке последующей трансформации материального потока. При этом определяется оптимальный маршрут.

Вид 5. Информационная логистика

Информационная логистика – управление потоком данных, сопровождающих материальный поток. При этом выделяют внешние и внутренние по отношению к предприятию информационные потоки. Также отдельно организуются горизонтальные и вертикальные потоки.

Информационная логистика должна быть закреплена во внутреннем положении предприятия о документообороте (включая электронный). При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный.

Вид 6. Таможенная логистика

Таможенная логистика – процесс обеспечивающий прохождение материального потока между разными странами.

При этом приходится решать ряд задач:

  • оформление таможенной декларации и оценка груза;
  • проверка соответствия груза и декларации;
  • организация перевозки;
  • сертификация товаров при необходимости;
  • послетаможенное сопровождение материального потока;
  • контроль над соблюдением валютного законодательства.

Таможенная логистика требует учета ряда правовых нюансов, которые могут сильно влиять на возникающие обязательства перед бюджетом.

Вид 7. Складская логистика

Цель данного вида логистики – управление процедурой принятия материальных ценностей на склад их хранения и выдачи.

Также решает задачи организации складского хозяйства, оптимизации размещения складов. Характер ведения складского учета может влиять на бухгалтерскую оценку себестоимости.

5. Как правильно выбрать логистическую компанию - 7 золотых советов

Логистических компаний в России немало. Качество услуг не всегда высокое, но рынок не монополизирован, что почти всегда оставляет пространство для выбора.

Достаточно пользоваться небольшим перечнем приведенных ниже правил, чтоб сделать правильный выбор даже в малознакомом регионе.

7 золотых советов :

  1. Услугами транспортно-логистической компании стоит пользоваться почти всегда , кроме тех случаев, когда характер вашего бизнеса предполагает наличие большого автопарка. И даже в такой ситуации оцените вариант привлечения стороннего перевозчика. Дело в том, что в подобной ситуации играет роль «эффект масштаба». Тот, кто занят перевозками профессионально, делает это дешево. Логистическая компания экономит на оптовых закупках бензина, на ремонте (имеет скидки или своих мастеров).
  2. Если перевозчик не имеет собственного автопарка, то это – не перевозчик. Не имейте дело с такой компанией.
  3. Смотрите на то, какие гарантии готов предоставить потенциальный партнер. Прописаны ли в проекте контракта на доставку точное время поступления груза и транзитное время.
  4. Крайне желательно, чтобы перевозчик страховал свою ответственность за сохранность перевозимых материальных ценностей в сторонней страховой компании.
  5. Сравнивайте стоимость услуг и готовность перевозчика работать с «нестандартной» поставкой. При необходимости заключите дополнительный контракт, который гарантирует вам предоставление транспортного средства в случае возникновение экстренной потребности в перевозках (разумеется, что рассчитывать на «стандартные» тарифы в подобной ситуации не придется).
  6. Ознакомьтесь с отзывами о компании. «Мировая паутина» вам поможет.
  7. Обратите еще боле пристальное внимание на отзывы о компании, если вам предоставляются услуги таможенного брокера. Ошибки при декларировании могут иметь негативный «отложенный эффект».

6. Заключение

Итак, в этой статье я рассказал, что такое логистика и сформировали представление о многогранном логистическом процессе. Хотя само понятие, на первый взгляд относится только к распределению путей транспортировки товара, оно на самом деле более обширно.

Логистика - искусство рассуждать, вычислять.

В экономике логистика - это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя.

Различают два вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с управлением движением материальных ценностей в области снабжения производства и распределения.

В сфере снабжения - это управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции от поставщика до производственного предприятия, склада или торгового хранилища.

На уровне производства логистика - это управление, включающее контроль движения полуфабриката через все стадии производства, а также движения товара на склады и рынки сбыта.

Управление распределением охватывает организацию потоков конечной продукции от производителя к потребителю.

К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ материальных потребностей различных частей производства, анализ области рынков, на которых действует организация, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных потребностей клиентуры.

Сущность перечисленных функций заключается в координации спроса и предложения. Базируясь на соответствующей информации, логистика занимается состыковыванием предъявляемого рыночной ситуацией спроса и разработанного организацией предложения.

Из координационной функции логистики сформировалось еще одно ее направление - оперативное планирование. На основании прогноза спроса разрабатывается график перевозок и порядок управления запасами готовой продукции, в итоге определяется планирование производства, разработка программ снабжения сырьем и комплектующими изделиями. Из основополагающих позиций выделяют следующие функции логистики: системообразующая, интегрирующая, регулирующая, результирующая.

Системообразующая логистика - это система эффективных технологий обеспечения управления ресурсами.

Интегрирующая функция - это обеспечение логистикой синхронности процессов сбыта, хранения и доставки с привязкой к рынку средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Регулирующая функция заключается в реализации управления материальными, информационными и финансовыми потоками для сокращения затрат.

Результирующая функция подразумевает деятельность по доставке товара в нужном количестве в определенное время и место с необходимым качеством при минимально возможных издержках. Критерием для определения эффективности реализации логических функций является достижение конечной цели логистической деятельности.


Задачи, стоящие перед логистикой, можно разделить на общие, глобальные и частные. Достижение максимального эффекта с минимальными затратами - это главная глобальная задача логистики. Моделирование логистических систем и факторов их функционирования также относят к глобальным задачам.

К общим задачам относятся:

1) создание системы регулирования материальных и информационных потоков;

2) прогнозирование возможных объемов производства, перевозок, складирования;

3) определение несостыковки между необходимостью и возможностью реализовать ее на производстве;

4) выявление спроса на продукт, выработанный и продвигаемый в рамках логистической системы;

5) организация предпродажного и послепродажного обслуживания.

На основании решений общих задач создается сеть складских систем для организации обслуживания заказчиков и оптимального прикрепления их к пунктам производства.

Частные задачи имеют более узкое направление и включают:

1) создание минимальных запасов;

2) максимальное сокращение времени хранения готовой продукции;

3) сокращение времени перевозок.

Основные правила логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами. Основным объектом исследования в логистике является материальный поток. Прилагаемые к материальному потоку действия называются логистическими операциями, или логистическими функциями. Материальные ресурсы, находящиеся в состоянии движения, незавершенное производство, выпущенная продукция, к которым применяются логистические операции или функции, определяют материальный поток.

Логистическая операция - это движение, согласованное с возникновением, поглощением и преобразованием материального и сопутствующего ему информационного, финансового и сервисного потока.

Логистическая функция - это автономная составляющая логистических операций, нацеленных на решение выдвинутых перед логистической системой и звеньями задач. От вида логистической системы зависит объединение логистических операций и функций.

Понятие логистической системы является главным в логистике. Сложная организационная система, состоящая из фрагментов звеньев, объединенных в одном процессе управления материальными и сопутствующими процессами, является логистической. Задачи функционирования звеньев системы объединены внутренними задачами структуры бизнеса или внешними целями. Между элементами-звеньями логистической системы установлены определенные функционные связи и отношения. Некоторый экономический и функциально обособленный объект называется логистическим звеном системы. Он выполняет свою узкую роль, определенную логистическими операциями и функциями. Существует несколько типов звеньев логистической системы: генерирующие, преобразующие и поглощающие. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых представлены сразу три основных типа, скомбинированные в различных сочетаниях.

Материальные потоки в звеньях логистической системы могут сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свое содержание, параметры и интенсивность. Предприятия-поставщики материальных ресурсов, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, предприятия информационно-торгового сервиса и связи могут выступать в виде элементов логистической системы.

Еще одним понятием логистики является логистическая цепь . Большое количество звеньев логистической системы представляют логистическую цепь.

Звенья в логистической цепи линейно упорядочены по материальному, информационному, денежному потоку с задачей проведения анализа или проектирования определенного набора логистических функций или издержек.

Следующее понятие в логистике - логистическая сеть . Логистическая сеть - это большое количество звеньев логистической системы, находящихся во взаимосвязи между собой по материальным или сопутствующим им информационным и денежным потокам в границах логистической системы.

Логистическая сеть является более узким понятием в отличие от логистической системы, которая характеризуется наличием высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы.

Концепцию общих издержек обычно связывают еще с одним понятием в логистике - логистическим каналом. Логистическим каналом считается упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя полный объем логистических цепей или их участников, проводящее материальные потоки от поставщика материальных ресурсов, нужных для изготовления конкретного типа товара, до непосредственных потребителей.

Под понятие логистического канала подпадают внешние, внутрипроизводственные и макрологистические группы в пределах определенных рамок каждой логистической операции. Поэтому принципиально важным является понятие об общих логистических издержках.

Внедрение во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий определяет современное состояние логистики. Без использования быстродействующих компьютеров невозможна реализация большинства логистических концепций. Информационное обеспечение логистического процесса настолько важно, что специалисты выделяют информационную логистику, которая имеет самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками.

Информационный поток - это поток сообщений в бумажной и электронной (документной), речевой и другой форме, выдвигаемый исходным материальным потоком в определенной логистической системе, между звеньями системы или логистической системой и окружающей средой и предназначенный для реализации управляющих функций.

Можно выделить по связи с логистическими действиями и функциями элементарные, ключевые, комплексные и базисные информационные потоки.

Информационные потоки в связи с логистической системой делятся на:

1) проходящие внутри логистической системы или ее звена, или потока;

2) проходящие между логистической системой и внешней средой.

Наиболее распространенными по виду носителей информации являются потоки на бумажных и магнитных носителях.

По времени возникновения информации потоки делят на:

1) регулярные (стационарные);

2) периодические;

3) оперативные.

Регулярные соответствуют регламентированной по времени передаче данных, периодические жестко ограничены временем передачи, оперативные обеспечивают связь абонентов в интерактивном режиме. В зависимости от назначения определяют управляющие, вспомогательные информационные потоки, потоки информации для ведения учетной и аналитической деятельности, для выработки решений, потоки нормативно-справочной информации. В современной логистике возрастание роли информационных потоков обусловлено следующими основными причинами.

Необходимым элементом потребительского логистического сервиса является информация о статусе заказа, наличии товара, времени поставки, отпускных документах. Наличие полной и достоверной информации с позиции управления запасами логистической цепи может уменьшить потребность в трудовых резервах за счет минимизации относительности черты спроса. Гибкость логистической системы увеличивает информация при таком подходе, когда можно использовать ресурсы для достижения конкретных преимуществ.

Логистический менеджмент располагает многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков:

1) терминологией передаваемых сообщений, видами данных, документами;

2) объемами данных;

3) скоростью передачи данных;

4) пропускной способностью информационных каналов;

5) помехозащищенностью.

Между информационным и материальным потоком отсутствует однозначное синхронное соответствие возникновения во времени. Информационный поток или опережает, или отстает от материального. Иногда материальный поток является следствием информационного. Типичным является присутствие рядом с материальным потоком нескольких информационных. Сопровождающие отдельные логистические функции информационные потоки могут быть очень сложными и насыщенными в плане документооборота.

Конкретные потребности логистического менеджмента определяют информационные потоки в логистической системе при разработке некоторых деталей планирования регулирования, анализа и учета. В качестве примера рассмотрим схему источников сведений и появляющихся информационных движений при прогнозировании рассредоточения запасов выпущенной продукции в распределительной сети. При планировании предприятием запасов готовой продукции учитываются запросы потребителей, прогнозирование объема продаж, решение о распределении, затраты на управление запасами. Отражающая запросы потребителей информация детализирует классы и группы потребителей в определенной части рынка, пути доставки готовой продукции каждой группе и формирование логистического сервиса.

Информационные потоки несут информацию о продуктовых требованиях, стоимости готовой продукции, процедуре заказа и доставки готовой продукции потребителям.

Для прогнозирования объема продаж информационные источники включают в себя такие сведения, как:

1) информация о предыдущих продажах конкретного ассортимента рынка;

2) количество продаж товаров конкурентов;

3) весь объем продаж данного участка рынка;

4) рыночный спрос на готовую продукцию;

5) достоверность и точность информации о предыдущих продажах;

6) планируемые изменения качественных характеристик готовой продукции;

7) экономические направления в изменении структуры потребительского спроса;

8) краткосрочные прогнозы в системе распределения готовой продукции;

9) прогноз развития новых рынков.

Информационные потоки, характеризующие решения в системе распределения, можно разделить на характеризующие временные причины операций в разделительной сети и отражающие точность и достоверность данных. Информация, уменьшающая неопределенность временных параметров распределения, сочетает данные выполнения заказа. Временные параметры транспортировки связаны с выбором схемы доставки, маршрута и т. п. Цикл получения заказа, его длительность включают информацию о времени доставки груза, о месте назначения, времени погрузочно-разгрузочных работ, оформления документации. Связанные с уменьшением неопределенности других параметров информационные потоки учитывают условия поставки, достоверность и точность информации при управлении запасами. Рассмотренный информационный поток для одной функции логистического менеджмента дает представление о сложности и многообразии информационных потоков в логистической системе.

Для достижения постоянной эффективности в любом виде производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующую систему контроля. Управление потоковым процессом не является исключением. Без эффективной подсистемы контроля не может считаться полностью дееспособной логистическая система. Отсутствие данной подсистемы приводит к значительным потерям. Ломается параллельность и слаженность взаимных процессов всех подсистем и субсистем в логистической системе, резко падает надежность совокупной работы разнообразных составляющих и отдельных субъектов деятельности. Время неучтенных периодов неиспользования техники и оборудования увеличивается.

Качество выпускаемой продукции, выполняемых работ и операций снижается, что пагубно сказывается на уровне обслуживания заказчиков. Повышение рисков и значительные затраты в ходе регулирования материальных, денежных и иных потоков влечет за собой неприменение нужного контроля. Неосуществление контроля бывает очень опасной угрозой, но не только оно является причиной возникновения рисков. Большую роль играет качество вырабатываемых тактических и стратегических решений, потому что природа рисков в производственно-хозяйственной деятельности многообразна.

Принятие правильного тактического решения дает возможность относительно быстро осуществить проверку идущих процессов и соответственно уменьшить либо ликвидировать потенциальные потери. Риски стратегического характера, возникающие на долговременной основе, требуют сложных схем страхования возможностных оценок.

Оптимальная организация перемещения материальных и информационных потоков – это неотъемлемая часть работы любого крупного предприятия. Правильно настроенные логистические процессы позволяют сэкономить ресурсы компании, а также оптимизировать складские запасы. В этой статье мы рассмотрим что такое логистика и её виды, а также кто такой логист и чем он занимается на предприятии.

Некоторые особенности

Многие причисляют логистику к математическим наукам. Нельзя не согласиться с этим утверждением, т.к. это наука, большей частью которой являются расчеты вне зависимости от сферы ее применения. Современные высшие учебные заведения готовят специалистов как широкой, так и узкой направленности, а сама логистика стала настоящим секретом успешного бизнеса, т.к. с ее помощью можно сэкономить на материалах, времени и информации.

Логистика – это рациональное продвижение товара или услуги от поставщика до потребителя, включая планирование, управление и контроль процесса.

Цель — повышение эффективности компании, а также повышение ее конкурентоспособности. Задачами являются:

  • улучшение управления товарами и услугами;
  • создание и повышение эффективности системы управления материальными и информационными ценностями;
  • повышение качества продукции.

Видео — что такое логистика транспорта и почему она важна:

Логистика имеет несколько направлений, основными из которых являются закупочная, производственная, маркетинговая и распределительная логистики. С каждым из этих направлений напрямую взаимодействует транспортная и информационная логистики.

Организация логистики на предприятии

Следует отметить, что работа отдела логистики будет эффективна только тогда, когда руководитель компании мыслит стратегически.

С понятием логистической системы тесно связано понятие «логистическая цепь». Логистическая цепь – это канал поставок, включая поставщика, склад, перевозчика, дилера (и/или дистрибьютора), продавца, покупателя.

В зависимости от товара, величины компании и прочих параметров звенья логистической цепи варьируются. Так, самой короткой цепью бывает цепь «Производитель – покупатель», однако, такое встречается крайне редко. Обычно в цепочку включены перекупщики, склады и перевозки.

Как строится и что включает в себя логистика на предприятии:

  1. Создание службы логистики. Важно понимать, то налаженная логистика значительно экономит бюджет предприятия и повышает качество сервиса. На первом этапе компания определяется с приемлемой технологией логистики.
  2. Мероприятия по достижению поставленных задач. Чтобы достичь задачи компании (сокращение расходов и повышение качества товара или услуги) предприятие после создания логистической службы должно комплексно подойти к вопросу отлаженности ее функционирования. Если это необходимо, ставятся новые задачи, либо прежние разбиваются на подзадачи. Важно провести хотя бы небольшой анализ маркетинговой среды компании (пройтись по конкурентам, окружающей среде и проч.). Также на этом этапе исключаются возможные угрозы.
  3. Мероприятия по совершенствованию и расстановке приоритетов. Создание инфраструктуры логистики в компании еще не означает, что все будет идеально отлажено с самого начала. Необходимо проводить ревизию каналов распространения товара, если требуется увеличить их пропускную способность, расставить приоритеты. Также на этом этапе исправляются крупные ошибки логистической цепочки.
  4. Совершенствование рабочего состава. Никогда не поздно проревизировать работу менеджеров и идентифицировать проблемы. На этом этапе консолидируются полномочия, власть и влияние.

Кто такой логист и чем он занимается

Логист – это человек, который, грубо говоря, организует доставку из одного пункта в другой. Если вам кажется, что в этом нет ничего сложного, вы глубоко ошибаетесь: логист должен учесть множество факторов и выбрать оптимальный вариант перевозки продукции или доставки услуги.

Логисты существовали еще во времена Византийской империи и занимались тем, что разрабатывали план перемещения армии. Разработка оптимального плана действий – вот чем занимается логист.

Должность логиста востребована, в первую очередь, в компаниях, которые занимаются перевозками. Более того, логист нужен любому предприятию (например, агрофирме), т.к. продукцию необходимо каким-то образом доставлять до конечного потребителя.

В обязанности логиста входит:

  • организация и координирование перевозок;
  • составление маршрута;
  • управление складом;
  • работа в 1С;
  • прием и контроль автомобильного транспорта, координация работы водителей;
  • оптимизация затрат;
  • формирование разного типа отчетов.

Видео — поможет на примере понять кто такой логист и чем он занимается:

Виды логистики

Логистику можно рассмотреть с точки зрения ее функционала, масштаба и типа затрагиваемых ресурсов.

Остановимся подробнее на первой классификации. Логистика по своему функционалу делится на следующие виды:

  • Закупочная . В ведении этого вида находится поиск и оценка поставщиков, выбор условий доставки, установление выгодных отношений с партнерами.
  • Производственная . Вид логистики, которая работает внутри предприятия. Отвечает за распределение материальных ресурсов.
  • Сбытовая . Управление уже готовым продуктом или услугой. В этот вид частично водит маркетинг (например, управление внешним видом товара).
  • Складская . Эффективное управление операциями на складе, выбор складов.
  • Транспортная . Выбор метода транспортировки, транспортного средства, маршрута и проч.
  • Таможенная . Перевозка груза через границу, работа с импортом и экспортом, работа с финансовой документацией.
  • Финансовая . Отвечает за оптимизация финансов на предприятии.
  • Туристическая . Организация маршрутов, работа с авиакомпаниями, отелями и проч.
  • Комплексная . Управляет всем выше названным.

Конечно, существует и другие виды логистики. Например, информационная — которая отвечает за эффективное распространение информации. Логистика – это неотъемлемая часть эффективности организации. Если компания выросла до определенного масштаба и ей требуется оптимизация, то без внедрения определенных логистических принципов не обойтись.

Видео — логист что это за профессия:

В этой публикации мы разберем, что такое логистика , для чего она нужна, каковы ее задачи и цели, какие существуют основные виды логистики , а также многие другие важные моменты, связанные с понятием логистика. В последнее время термин “логистика” можно услышать очень часто, и те, кто не связан с более-менее крупным бизнесом, не всегда четко представляют себе, что это такое.

Сейчас практически на каждом среднем или крупном предприятии есть сотрудники, отвечающие за логистику, эти должности могут называться по-разному: менеджер по логистике, логист и т.д. Кроме того, существуют даже специализированные логистические компании, оказывающие услуги логистики тем предприятиям, которые не держат таких специалистов в своем штате. Специальность логистика можно получить и во многих ВУЗах.

Что такое логистика? Понятие и суть.

– это процесс создания оптимальной инфраструктуры движения товаров и услуг от поставщиков к потребителям. Простыми словами, логистика занимается тем, чтобы найти и организовать самый удобный, выгодный, наименее затратный путь, по которому нужный товар или услуга поступят к своему конечному потребителю.

Логистика в определенной форме существовала с давних времен: еще до нашей эры народы выбирали и строили наиболее удобные торговые пути для переправки сельскохозяйственных грузов и вооружения. На сегодняшний день основной причиной развития логистики как отдельной науки стал существенный рост производства, увеличение товаропотоков как в мировом масштабе, так и в рамках каждой отдельно взятой страны.

Логистическая структура на любом предприятии включает в себя 2 ключевых направления:

  1. Логистика сырья, материалов, товаров, услуг от поставщиков на предприятие;
  2. Логистика конечной продукции от предприятия до потребителей, как оптовых, так и конечных, розничных.

Оба эти направления логистики имеют равную ценность и значимость, т.к. влияют на себестоимость продукции и на ее конечную стоимость, что является важным для потребителей и влияет, в свою очередь, на .

Весь логистический процесс включает в себя множество разных моментов:

  • Выбор поставщиков;
  • Заключение договоров с поставщиками на определенных условиях;
  • Организацию доставки продукции и/или сырья на предприятие и с предприятия;
  • Выбор транспортных компаний и заключение с ними договоров;
  • Организацию взаимодействия с органами таможни (при внешнеэкономической деятельности), другими контролирующими органами и госструктурами;
  • Определение и анализ сегмента покупателей;
  • Заключение договоров с покупателями на определенных условиях;
  • И т.д.

Во многих направлениях своей деятельности логистика граничит и даже пересекается с , но в целом обе эти науки преследуют одну и ту же основную цель любого бизнеса: повышения его эффективности и, как следствие, прибыльности.

Что интересно, затраты на логистику в крупных современных промышленных компаниях часто являются самой крупной статьей расходов и превосходят даже затраты на сырье или заработную плату персонала. Это лишний раз подтверждает, насколько сейчас важна и нужна логистика.

Теперь, когда вы знаете суть логистики, давайте рассмотрим основные виды логистики.

Виды логистики.

Весь масштабный логистический процесс с целью его упрощения, более детального понимания и проработки делят на разные виды логистики. Давайте рассмотрим основные.

Логистика производства – управление потоками сырья, денег, товаров непосредственно на производстве, внутри технологического процесса. Главная цель производственной логистики – оптимизация производственных затрат. Вот основные моменты, которыми она занимается:

  • Оценка покупательского спроса с целью планирования объемов производства;
  • Оптимизация рабочих графиков и планов по всем подразделениям производства;
  • Оптимизация взаимодействия производственного отдела с отделами сбыта и снабжения;
  • Контроль над производственным процессом и внесение в него корректив при необходимости.

Логистика закупок (или логистика снабжения) – управление потоками сырья, материалов, комплектующих, услуг и других компонентов, поступающих извне на производство с целью обеспечения беспрерывного рабочего процесса. Логистика закупок включает в себя:

  • Поиск поставщиков и заключение с ними договоров;
  • Организацию доставки сырья на производство;
  • Хранение сырья до непосредственной передачи в производство.

Логистика закупок должна быть оптимизирована таким образом, чтобы в производственном процессе не образовывались застои по причине отсутствия сырья и материалов. Этот вид логистики можно назвать одним из самых значимых, поскольку на него, как правило, приходится большая часть себестоимости изготовляемой продукции.

Логистика запасов – управление запасами товаров и готовой продукции, а также запасами сырья и материалов на предприятии. Логисты по запасам производят расчеты оптимального объема всех видов запасов на производстве и оптимизируют их формирование. При идеальной логистике запасов процессы производства и реализации продукции должны происходить непрерывно, а сырье и готовые товары – не залеживаться на складах.

Транспортная логистика – вид логистики, который чаще всего подразумевают, когда слышат это понятие. Транспортная логистика занимается определением оптимальных маршрутов для доставки сырья и товаров на производство и от производства, что особенно актуально, когда поставщики и потребители рассредоточены по разным частям страны, а тем более – всего земного шара.

Информационная логистика – управление потоками информации, которая сопровождает материальные потоки. Умение грамотно для крупного предприятия не менее важно, чем умение грамотно распоряжаться финансами. Вовремя полученная и правильно использованная информация может оказать очень существенный эффект на финансовый результат предприятия, точно так же, как и пренебрежение информацией.

Информационная логистика разделяет и оптимизирует внутренние и внешние потоки информации, изучает каналы получения и передачи информации, разрабатывает внутренние нормативные документы, касающиеся этого вопроса.

Таможенная логистика – очень серьезный вид логистики, заключающийся в управлении и оптимизации процесса прохождения грузов через таможенную границу страны (или нескольких стран). Таможенная логистика выполняет следующие основные функции:

  • Оформление грузовых таможенных деклараций;
  • Соблюдение и оптимизация процедур прохождения таможни;
  • Проверка полученных таможенных деклараций;
  • Проверка наличия груза нужного количества и качества на соответствие заявленному в документах;
  • Организация перевозки груза через границу;
  • Сертификация продукции (если она необходима);
  • Контроль над соблюдением валютного и таможенного законодательства;
  • Организация и оптимизация уплаты таможенных пошлин и сборов.

Логистика склада – управление процессами приема, хранения и выдачи со склада сырья, материалов, готовой продукции и других компонентов, необходимых или полученных в процессе производства. Складская логистика занимается процессом выбора места под склады, постройки и оборудования складов, организации работы складов, ведением складского учета и т.д.

Теперь вы имеете более четкое представление о том, что такое логистика. Это не только транспортировка товара (как показывает практика, так почему-то считают многие, хотя транспортная логистика – лишь один из видов). Подведем итоги.

Логистика – это сложный и масштабный процесс, сочетающий в себе много разных видов и направлений. Логистика тесно взаимосвязана с маркетингом, инжинирингом, финансами предприятия и, непосредственно, производственным процессом. Главная цель логистики – грамотная оптимизация всех процессов на предприятии с целью повышения эффективности его работы и прибыли. Правильная логистическая структура на предприятии имеет очень важное значение и должна уметь оперативно адаптироваться к любым внешним и внутренним изменениям, касающимся деятельности компании.

На сегодня все. В дальнейших публикациях на я продолжу рассматривать, что такое логистика по ее отдельным направлениям и видам. Оставайтесь с нами и следите за обновлениями!