Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Конспект урока "Устное народное творчество". Сказка «Золотое яичко»

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Конспект урока "Устное народное творчество". Сказка «Золотое яичко»

Урок литературного чтения в 3 А классе по теме

Устное Народное Творчество»

Основные цели:

Создание рефлексивно-познавательной среды на уроке для:

    Осмысления и переосмысления содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;

    Совместного проживания содержания художественного материала;

    Перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному;

    Совместной групповой и коллективной работы;

    Развития воображения и творчества учащихся.

    Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.

    Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся.

    Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов; актуальности и жизненности изречения: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"; личностное восприятие учащимися устного народного творчества; сопричастность сказочным образам и героям.

    Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

анализ, сравнение, обобщение.

Раздаточный материал:

вопросы для групп учащихся, необходимые на уроке.

Задачи урока:

    Активизировать и актуализировать знания учащихся по устному народному творчеству с целью их подготовки к восприятию программного материала.

    Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.

    Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок

    Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.

    Научить учащихся навыкам первичного (образного ассоциативного) рефлексивного мышления.

    Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.

    Научить ребят творчески решать проблемные задания.

Ход урока

Организационный момент . Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.

Учитель.(слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок

На нём подведём мы работы итог.

О жанрах устного народного

Творчества поговорим,

То, что читали, повторим.

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Во саду ли, в огороде

Цветочки поливала.

Один цветочек сорвала

И нам в класс передала.

2. Тема урока.

Учитель. Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

Мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква.

Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное народное творчество”?

-«Устное» - передавалось «из уст в уста», не записывалось.

«Народное» - сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и другими народами.

«Творчество» - это когда что-то придумывают, творят.(слайд 2)

То что люди передавали из уст в уста, рассказывали, передавали из поколения в поколения. У устного народного творчества нет определённого автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.

(Дети рассказывают своими словами).

Учитель. Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Давайте предоставим слово Дарье. Она приготовила нам доклад об УНТ.

Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей» народа. По содержанию песенок, потешек, прибауток можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни», благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, патриотизм. Кроме того, фольклор - это настоящая кладовая языка народа. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня мы убедимся в этом.


Учитель. Замечательно! Сегодня мы поведём разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Работать будем в парах, группами и индивидуально.

Дарья берёт лепесток цветка, на котором написано определение какого-то жанра. Мы должны отгадать вид жанра и выполнить данные задания по этому жанру. Поможем зацвести цветку?

1 лепесток: Краткое изречение с назидательным смыслом, в котором содержится народная мудрость (Пословица)

Учитель: 1задание Что обозначает это выражение? (работа в группах)(3 слайд)

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях, о родине.

1)“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

2) “Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

3) «Родина – мать, умей за неё постоять». Человек должен защищать свою родину.

2 задание «Закончи пословицу» (индивидуальная работа)

Без труда не вытащишь …

Поспешишь …

Волков бояться, …

Как аукнется, так и …

Мороз не велик, а …

Век живи, …

Глаза боятся, а …

По одёжке встречают, …

Семь раз отмерь,..

Под лежачий камень … (и вода не потечет).

Нет друга – ищи, а … (нашел – береги).

Делу время, … (потехе час).

Старый друг … (лучше новых двух).

Корень учения горек, … (да плод его сладок).

Ученье свет, … (а не ученье тьма).

Сам кашу заварил, … (сам ее и расхлебывай).

Игра «Собери пословицу»(работа в парах)

Дрожит, осина, лист.

Дело, боится, мастера.

Чьё, знает, мясо, кошка.

Жить, кошка, собака.

Сани, зима, лето, телега.

Вывод: Пословицы содержат большой познавательный и воспитательный смысл, представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, придания ему выразительности и точности.

Физминутка

Пословицы отражают качества людей, за которые уважали наши прадеды и деды человека или, наоборот, порицали. Я буду называть такие качества. Если человека за это уважают, будете делать поклон до пояса, если нет – качайте головой с укоризной. Честность, доброта, лень, трудолюбие, жадность, взаимопомощь, ловкость, терпение, щедрость. (вывешивается лепесток на доску)

2 лепесток : - Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, требующее разгадки, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.(Это загадка)

Задание: Отгадать загадку.(работа в группах)(по 2 загадки каждой группе) (4 слайд)

1.Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

2.Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. (Петух)

3. Рыжая, хвостом заметает следы. (Лиса)

4. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

5.С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, хвост колечком.(Собака)

6. По горам, по долам.

Ходит шуба, да кафтан (Овца)

О ком все загадки?

На какие группы можно разделить этих животных?

Учитель:Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.

3 лепесток : - Что это- шуточные, весёлые, забавные, короткие истории в стихах.(Потешки, шутки, прибаутки)

(5 слайд) (картинки)

(каждой группе по 1 потешке обыграть)

    Как по речке, по реке

Ехал рыжий на быке.

Только на гору взобрался,

Ему красный повстречался.

Рыжий красного спросил:

Чем ты бороду красил?

Я не краской, не замазкой –

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал.

2) Повёз Небось на ярмарку овёс. Лошадь замаялась по дороге. Видит Небось, что лошадь совсем не идёт. Развязал воз, снял с него один мешок и положил себе на плечи. Потом опять уселся на воз и давай погонять лошадь.

Но! Но! Пошла! Теперь тебе не так уж тяжело. Я сам на себе целый мешок везу.

3) – Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг…

Можно зашить?

Да иглы нет…

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Учитель: Вот и ещё один лепесток раскрылся)

4 лепесток : - О чём идёт речь? Они бывают:колыбельные, шуточные, плясовые, заклички, (о песне)

Следущее задание: Определите тему песни (работа в группе)

1.А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота.

ворота-то: скрип, скрип!

А Коленька спит, спит.

Ответ: Колыбельная.

2. Жаворонушки

На соломушке

Прилетите к нам

Принесите нам

Лето тёплое,

Соху, борону.

Унесите от нас

Зиму холодную,

Нам зима надоела,

Весь хлеб поела.

Ответ: Песня-закличка

3. Берёзонька моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая!

Стоишь ты, берёзонька,

Посередь долинушки

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька

Травка шёлковая.

Близ тебя, берёзонька

Красны девушки

В семик поют.

Ответ: Плясовая-хороводная

Молодцы, ребята. У нас раскрылся ещё один лепесток.

5 лепесток . - Это - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких, для того чтобы водить. (Это считалка)

1 задание. Каждой группе вспомнить по одной считалке.

1) Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «С».

2) Шёл баран –
По крутым горам,
Вырвал травку,
Сел на лавку,
Кто её возьмёт

Тот и вон пойдёт.

3) На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты есть такой?
Говори поскорей, не задерживай
Добрых и честных людей!

Я очень довольна вашей работой. У нас появился ещё лепесток.

6 лепесток - Вымысел, лживое сообщение, шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (Небылицы) (слайд 6)

Прочитайте сначала про себя небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом вместе шёпотом и затем хором.

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму – бух!

Раздавила сорок мух.

Молодцы!

Мы помогли раскрыться ещё одному лепестку.

7 лепесток . - Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения. «Скороговорки»

Задание Мы сейчас проведём артикуляционную физ.минутку. Подготовимся к чтению текста. - Проговорите свою скороговорку 2 раза.

Выберите одного из вас, кто прочитает скороговорку, не запинаясь и скажет, какие звуки часто повторяются?

1. Слышала старушка,

Как куковала кукушка на опушке.

2. Все покупки у прилавка, упакованы в кульки.

3. Нисколько не скользко,

Не скользко нисколько.

Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.

8 лепесток . Эти произведения из большого жанра. Вымышленные истории с чудесами, в которых добро побеждает зло.(Это сказка)

(7 слайд)

Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, о животных)

Что мы еще знаем о волшебных сказках? (В этих сказках могут быть присказка, зачин, троекратное повторение, концовка)(8 слайд)

- Определите зачины и концовки: (работа в группах)

«За тридевять земель, в тридесятом царстве…»

«Стали они жить – поживать и добра наживать…»

Следующее задание. По отрывку определить сказку.(по 3 сказки каждой группе)

Читать сказки по очереди

1) Жила-была на свете лягушка квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком. "Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!" (Лягушка-путешественница)

2) Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.

- Заходи, служивый.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор. (Каша из топора)

3) Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:

- Мне так хочется иметь ребёночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?

- Отчего же! - сказала колдунья. - Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, посади-ка его в цветочный горшок - увидишь, что будет! (Дюймовочка)

Молодцы!

Ребята, вспомните кто из художников создал много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказкок.

(11 слайд)

(12 слайд)

Учитель: Красна песня ладом, а сказка – складом!

Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного народного творчества.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Вот и подошел к концу наш урок

Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

Что понравилось на уроке?

Оцените работу своей группы?

Все ли вам удалось?

Обсуждение результатов проходит по группам(вопросы для анализа деятельности есть у каждой группы), затем выслушиваются ответы.

Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.

Д/з Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажете сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.

К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите , то это будет вам также непременно интересно.

Особенности русского фольклора

На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.

Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как , и .

Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего , пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.

В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и , помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.

Жанры устного народного творчества

Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.

С течением времени многие выражения и видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.

Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.

Произведения устного народного творчества

Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.

Камень на развилке дорог

Устное народное творчество России

Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество , так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.

Песни

В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения . Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.

Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.

Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.

В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.

Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.

Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.


Три богатыря

В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.

Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.

Сказки

Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.

Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.

Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.

Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.

Легенды

В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности . В них красочно отображаются события прошлого.

Существует множество легенд о происхождении народов, государств, и подвигах вымышленных героев.

Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о , Одиссея, Тесея и прочих персонажах.

Загадки

Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.

На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.

На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.

Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.

Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.

Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.

Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.

Колыбельные песни

В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».

С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.

Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.

Прибаутки

Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.

По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».

Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.

Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.

Игровые приговоры и припевы

С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.

В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.

Виды устного народного творчества

Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.

Теперь вы знаете, что такое устное народное творчество и фольклор . Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся интересные факты вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

  • Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
    автор-народ, из уст в уста, мечта о счастье, малые фольклорные произведения, сказки (о животных, бытовые, волшебные), волшебные предметы, сказочные превращения.

Устное народное творчество - это малые фольклорные произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Сказка – один из древнейших видов устного народного творчества. Сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных. Поскольку сказителями были простые люди, они сохраняли и передавали друг другу только те рассказы, которые соответствовали их представлениям о красоте, добре, честности, справедливости и благородстве души, несли мечту о счастье. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным. Поэтому героя часто выручают сказочные предметы и чудесные превращения.

  • Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или Интернете.

Устное народное творчество - произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки - это всё произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок - сам народ. Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать нашу Родину .

  • Какие виды народного творчества ты знаешь?

Сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, сказы, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки .

  • Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Народное творчество".

Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.

  • Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного творчества. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV-XVI веках. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи - процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь... В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины... Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, и многое другое. Устное народное творчество придает яркость и выразительность. К примеру, с помощью пословиц, фразеологизмов можно тактично намекнуть человеку на его ошибки, при этом не обидев его.

Фольклорные произведения анонимны. Они не имеют конкретного автора. Это то, что создано коллективом людей. Устное народное творчество отражает их быт, традиции, нравы, представления о жизни. Каждая народность имеет свой фольклор, имеющий свои особенности и характер.

Устное народное творчество повлияло на деятельность многих поэтов, писателей и других деятелей искусств. Так, некоторые специалисты считают, что некоторые сказки Шарля Перро, выпущенные в сборнике "Сказки моей матушки гусыни", являются фольклором. А писатель их просто обработал и представил читателю в новом свете. Поэтому они и являются литературными сказками. В русской в своем творчестве активно использовали фольклор А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, А.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Конечно, фольклорные произведения дошли до сегодняшнего дня, в определенной степени утратив свою первозданность. Но смысл при этом остался тот же - донести до последующего традиции и обычаи своего народа.

Видео по теме

Полезный совет

Активно используйте устное народное творчество в воспитании и развитии детей. Оно способствует их интеллектуальному, нравственному развитию.

Источники:

  • Фольклор - Россия.
  • Шарль Перро. Доклад о творчестве писателя.

Частушка – это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка – за другой. Поются (проговариваются) они на одном дыхании, в быстром ритме. Считается, что и само слово образовалось от глагола частить или прилагательного частый. Как правило, один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так – по кругу. Под частушку обычно пляшут. Данный жанр относится к области русского народного творчества.

Инструкция

Относительно появления частушки в мнения ученых расходятся. По мнению одних, частушка бытовала в народе еще на рубеже 17-18 вв. Ее носителями были бродячие артисты. Противники этой точки зрения утверждают, что частушка в качестве особой песенной формы появилась в конце 19 века.

Трудно сказать, кто из ученых прав, но в знаменитом толковом словаре Владимира Даля слова «частушка» нет. Большинство все же к тому, что частушка как жанр, как словесно-музыкальная , впервые упоминается в 1889 году Глебом Успенским в очерке «Новые народные песни».

Удивительным образом частушки возникли практически в одно время в разных областях России. В каждой местности народ придал задорным песенкам свой неповторимый колорит. Иногда суть, в звучании или теме слышался в самом названии: саратовские страдания, волжские матанечки, рязанские ихохошки, вятские нескладушки, уральские тараторки и т.д. В разных краях эти песенки называли по-разному – погудка, коротушка, припевка, цыганочка, собирушка, топтушка и т.д., но во всех случаях речь шла именно о частушке.

Частушка исполняется под разные народные музыкальные инструменты, но чаще всего под гармонь и балалайку. Однако музыкальное сопровождение – не главное при исполнении частушки, иные народы поют ее и вовсе без аккомпанемента.

Структура частушки незатейлива, хотя и не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Можно заметить, что в ней органично сочетаются традиция и новаторство.

Традиция заключается в строго определенном объеме (как правило, 4 строки в частушке обычной, 2 – в страданиях), в наличии цельного набора устоявшихся и ставших привычными зачинов и припевов, неизменность оборотов и образов, рифмование четных строк (редко парная зарифмованность).

Новизну в частушку привносят по-разному в разных уголках России. Каждая частушка несет в себе , секрет. Где-то опускают первую строку зачина, предоставляя «слово» гармони или балалайке. Иные исполнители, напротив, наполняют словами даже проигрыш или музыкальную паузу. Вариантов масса, неожиданности могут всплыть в любое время. Все они имеют право на жизнь, ведь это творчество.

Каким бы несерьезным жанром ни считали частушку иные критики, у нее не отнять двух положительных составляющих:

Частушки отражают историю народа, по их содержанию можно судить о событиях с точки зрения простых людей. Частушки – это настроение масс. Они полны живых откликов на происходящие события или отдельные жизненные ситуации. По ним вполне можно проследить историю ;

Частушка несет в себе массу позитива (даже саратовские страдания). Она может быть грустной, но при этом оптимистические нотки в ней непременно присутствуют, частица юмора обязательно есть (часто – подтрунивание над самим собой).
Известны случаи: в состояниях депрессии и стресса стоит людям пропеть несколько частушечных куплетов, как душевная боль уходит, а сердечные раны заживают. Возможно, это происходит от того, что человек просто прокричится, приплясывая, - выпустит пар. А возможно, так проявляется сила коллективного народного искусства. Пусть даже такого немудреного, как частушка.

Частушка – желанный в любой компании в наше время. Она, как прежде, популярна и любима массами. Она не растеряла своего смысла – возможности высказаться, подшутить над собой и над другими, высмеять ситуацию или человека (лентяя, чиновника, пьяницу). Частушка всегда идет в ногу со временем. Она никогда не исчерпает себя.

Видео по теме

Совет 3: О чем сказка Салтыкова Щедрина "Премудрый пескарь"

Писательское творчество сатирика Салтыкова-Щедрина на всех этапах было направлено на то, чтобы открыть современникам глаза на невежество, тупость, бюрократизм и беззаконие процветающие в России того времени.

Сказки для «детей изрядного возраста»

В самые тяжелые годы реакции и строгой цензуры, которые создавали просто невыносимые условия для продолжения его литературной деятельности, Салтыков-Щедрин нашел блестящий выход из сложившейся ситуации. Именно в то время он начал писать свои произведения в форме сказок, которые позволили ему продолжить бичевание пороков российского общества вопреки неистовству цензуры.

Сказки стали для сатирика своеобразной экономной формой, позволявшей продолжить темы своего прошлого . Скрывая истинный смысл написанного от цензуры, писатель использовал эзопов язык, гротеск, гиперболу и антитезу. В сказках для « изрядного возраста» Салтыков-Щедрин, как и прежде, говорил о тяжелой судьбе народа и высмеивал его угнетателей. Бюрократы, градоначальники-помпадуры и другие нелицеприятные персонажи предстают в сказках в образах животных – орла, волка, медведя и др.

«Жил - дрожал, и умирал – дрожал»


Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» писалось через «и» - «пискарь».
Одним из таких произведений является ставшая хрестоматийной сказка «Премудрый пискарь», написанная Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Сюжет сказки, повествующий о жизни самого обычного пескаря, известен любому образованному человеку. Имея трусливый характер, пескарь ведет замкнутый образ жизни, старается не высовываться из своей норы, вздрагивает от каждого шороха и мелькнувшей тени. Так он и живет до самой своей смерти, и только в конце жизни к нему приходит осознание никчемности столь жалкого его существования. Перед смертью в его сознании возникают вопросы, касающиеся всей его жизни: «Кого он пожалел, кому помог, что сделал хорошего и полезного?». Ответы на эти вопросы наталкивают пескаря на довольно печальные выводы: что никто его не знает, никому он не нужен и вряд ли кто-то вообще о нем вспомнит.

В этом сюжете сатирик в карикатурной форме четко отражает нравы современной мещанской России. Образ пескаря вобрал в себя все нелицеприятные качества трусливого, замкнутого в себе обывателя, постоянно трясущегося за свою шкуру. «Жил - дрожал, и умирал – дрожал» – такова мораль этой сатирической сказки.


Выражение «премудрый пескарь» использовалось как нарицательное, в частности, В. И. Лениным в борьбе с либералами, бывшими «левыми октябристами», перешедшими к поддержке право-либеральной модели конституционной демократии.

Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно сложно, некоторые люди так и не могут понять глубокого смысла, вкладываемого писателем в свои произведения. Мысли, которые изложены в сказках этого талантливого сатирика, и сейчас актуальны в России, погрязшей в череде социальных проблем.

Источники:

  • Премудрый пискарь