Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как передаются произведения устного народного творчества. Фольклорный словарь

Как передаются произведения устного народного творчества. Фольклорный словарь

Введение

Существует огромное количество работ, посвященных формам проявления фольклорного сознания, фольклорным текстам. Исследуются языковые, стилистические, этнографические особенности фольклорных текстов; их композиционная структура, включая образы и мотивы; анализируется нравственный аспект фольклорного творчества и, соответственно, значение фольклора в воспитании подрастающего поколения, а также многое другое. В этом огромном потоке литературы о фольклоре поражает его много- и разнообразие, начиная от народной мудрости и искусства памяти и заканчивая особой формой общественного сознания и средством отражения и познания действительности.

Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Фольклор -- синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства -- словесного, музыкального, хореографического и театрального. Но основу любого фольклорного произведения всегда составляет слово. Фольклор очень интересен для исследования как искусство слова.

Устное народное творчество

Возникновение устного народного творчества

История устного народного творчества имеет общие закономерности, охватывающие развитие всех его видов. Истоки, которого нужно искать в верованиях древних славян. Народное творчество - историческая основа всей мировой культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосозния. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека. Отражало его религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Человек стремился повлиять на свою судьбу, силы природы посредством различных заклинаний, просьб или угроз. То есть, он пытался договориться с "высшими силами" и нейтрализовать враждебные силы. Для этого человеку требовалось строгое соблюдение ряда правил, показавших свою спасительность во времена предков. Однако если не соблюдать эти правила, то в природе начнётся смута, и жизнь станет невозможной. Совокупность обрядов составляет единственную действенную гарантию против всякого рода дурных влияний, внушающих опасения и страх. Обряды являлись воспроизведением мифологических рассказов и включали в себя пляски, пение, ряжение.

В основе русской художественной культуры - древнеславянская мифология. Многие древние народы создали свои мифологические картины устройства Вселенной, в которой отражалась их вера в многочисленных богов - создателей и правителей мира. Объясняя происхождение мира как деяния богов, древний человек учился сотворчеству. Сам он не мог создать горы, реки, леса и землю, небесные светила, значит, в таких мифах отразилась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. А началом всего сущего мог быть только первоэлемент, например, мировое яйцо или воля богов и их магическое слово. Например, славянский миф о сотворении мира повествует:

Что все началось с бога Рода. Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился лишь Род - Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь - Ладу, и силою Любви разрушил темницу. Так началось сотворение мира. Мир наполнился Любовью. В начале сотворения мира Он родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. В небесах Он воздвигнул три свода. Разделил Свет и Тьму. Затем бог Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна - из Его груди, звезды небесные - из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи - из Его дум, буйные ветры - из Его дыхания, дождь, снег и град - от Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род - Отец богов, Он - рожден собой и родится вновь, Он - что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.

Мифологическому сознанию наших предков было присуще связывать различных богов, духов и героев семейно-родовыми отношениями.

Древний культ богов связан с определёнными ритуалами - условно-символическими действиями, главный смысл которых - общение с богами. Древние славяне обряды проводили в капищах и святилищах - специально обустроенных местах для поклонения богам. Находились они обычно на возвышенностях, в священных рощах, у священных источников и т.д.

Древние мифы порождали и отражали различные формы религиозной жизни людей, в которых зарождались различные виды художественной деятельности людей (пение, игра на музыкальных инструментах, танец, основы изобразительного и театрального искусства).

Как было уже замечено ранее, своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности, а если имело, то это было уделом единиц - образованных шаманов, ученых и прочих гениев своего времени. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.

Жизнь и в те далёкие времена была нелегка для большинства живущих людей, таковой она остаётся и так неизбежно будет всегда. Многим приходится тяжко и рутинно работать, зарабатывая себе лишь на малые хлеба, с трудом обеспечивая сносное существование своё и своих близких. И люди издавна догадались, что нужно отвлекать себя, окружающих и коллег по несчастью от каждодневно выполняемых трудов, чем-либо весёлым, отвлекающим внимание от злободневных будней и невыносимых условий тяжкого труда.

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.

К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите , то это будет вам также непременно интересно.

Особенности русского фольклора

На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.

Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как , и .

Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего , пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.

В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и , помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.

Жанры устного народного творчества

Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.

С течением времени многие выражения и видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.

Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.

Произведения устного народного творчества

Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.

Камень на развилке дорог

Устное народное творчество России

Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество , так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.

Песни

В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения . Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.

Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.

Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.

В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.

Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.

Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.


Три богатыря

В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.

Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.

Сказки

Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.

Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.

Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.

Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.

Легенды

В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности . В них красочно отображаются события прошлого.

Существует множество легенд о происхождении народов, государств, и подвигах вымышленных героев.

Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о , Одиссея, Тесея и прочих персонажах.

Загадки

Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.

На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.

На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.

Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.

Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.

Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.

Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.

Колыбельные песни

В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».

С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.

Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.

Прибаутки

Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.

По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».

Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.

Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.

Игровые приговоры и припевы

С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.

В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.

Виды устного народного творчества

Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.

Теперь вы знаете, что такое устное народное творчество и фольклор . Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся интересные факты вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Это устное народное творчество. Жанры его очень разнообразны и специфичны. Эти произведения придумывались представителями народа и передавались друг другу устно. Существовали певцы и сказители, и каждый желающий мог стать сотворцом.

В чем особенности фольклорных произведений?

Особенностью устного является его древнее происхождение, ведь подобные произведения создавались в то время, когда еще не было письменности. Часто в создании одного произведения участвовало много людей, каждый при пересказе добавлял что-то свое. Это еще одна особенность - вариативность, ведь даже один сказитель или певец не мог много раз повторить произведения без изменений.

Каждый человек знает, что такое Жанры его почти все сохранились до наших дней. В каждом из них отражаются думы и чаяния народа, его отношение к происходящим событиям. Большое место в устном народном творчестве занимает обрядовый фольклор. Хотя этот пласт народной культуры почти неизвестен сейчас.

На какие жанры делится фольклор?

Как фольклор используется при воспитании детей?

Какие жанры устного народного творчества издавна применялись родителями в воспитании ребенка? Кроме сказок и былин с рождения малышей сопровождали потешки, прибаутки и песенки. Они использовались не только для успокоения и привлечения внимания ребенка. Эти произведения - лучший способ раннего развития мышления малышей.

До сих пор все мамы поют детям народные колыбельные, большинство из них используют потешки и приговорки при одевании, купании и первых играх малышей. Очень важны для развития мышления ребенка считалки, загадки и скороговорки. В детской среде распространены дразнилки, поговорки и частушки.

В настоящее время многие молодые люди не знают, что такое устное народное творчество. Жанры его, даже самые распространенные, стали забываться. И задача родителей, воспитателей и учителей - прививать детям любовь к фольклору как к неотъемлемой составляющей народной культуры.

Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает - "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств - словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки - история, психология, социология, этнология (этнография) 2 . Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания 3 .

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой . Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор - особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор - это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность - стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos - соединение). Синкретическое состояние - это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны . Их автор - народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней - и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ". 4

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки - целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания" 5 . Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре - исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию - т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю - т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". 6 В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность - важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов . Вариант (лат. variantis - меняющийся) - каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация . Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione - непредвиденно, внезапно) - создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор - это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни". 7

Фольклор, как и литература, - искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма . Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр - тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром - тип художественной формы. История фольклора - это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора - естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность". 8 Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.

  1. Разновидности фольклора
  2. Песни
  3. Исторические песни
  4. Былины
  5. Сказки
  6. Легенды
  7. Загадки
  8. Пословицы и поговорки
  9. Колыбельные песни
  10. Потешки
  11. Прибаутки
  12. Приговоры, заклички
  13. Небылицы
  14. Скороговорки
  15. Считалки

Особенности русского фольклора .

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение. Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни

Посвящены были такие песни различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Сказки волшебные

Про Емелю-дурака, Мальчик с пальчик, Гуси-Лебеди, перышко Финиста-Ясна Сокола, Марья-Царевна Лягушчонка, Сестрица Аленушка.

Сказки о животных

Сказка звери в яме, Теремок, Бобовое зернышко, Лисичка-сестричка и волк, Журавль и цапля, Колобок.

Сказки социально-бытовые

Морозко, Сказка о том как мужик двух баринов прокормил.

Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Сто один брат,
Все в один ряд,
Одним кушаком подпоясаны.
(Изгородь)

Алый сапог
В земле горит.
(Свекла)

* * *

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса наружи.
(Морковь)

* * *

Ни шит, ни кроен,
А весь в рубцах:
Без счету одежек
И все без застежек.
(Кочан капусты)

* * *

Ни окон, ни дверей -
Полна горница людей.
(Огурец)

* * *

Круглая, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.
(Репа)

* * *

Желтая курица
Под тыном дуется.
(Тыква)

* * *

Кину с порошок,
Вырастет с подожок,
На подожке-то городок,
В городке-то шумок.
(Маковка)

* * *

Не огонь,
А жжется.
(Крапива)

* * *

Однолетняя трава
Выше двора.
(Хмель)

* * *

Бабушка Андреевна
Сгорбившись стоит,
Ноженьки в землюшку,
Рученьки расширила,
Все хочет схватить.
(Соха)

* * *

Железный нос
В землю врос;
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
(Плуг)

* * *

Все поле в шнурах.
(Вспаханная полоса)

* * *

В поле едет на спине,
А по полю - на ногах.
(Борона)

* * *

Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет да растет.
(Дождь, земля, хлеб)

* * *

Криво-лукаво
К лесу бежало:
Зелено-кудряво
Спрашивало:
- Криво-лукаво!
Куда побежало?
- Зелено-кудряво,
Тебя стеречи.
(Изгородь в поле)

* * *

Не море, а волнуется.
(Нива)

* * *

Что две недели зеленится
Две недели колосится
Две недели отцветает
Две недели наливает
Две недели подсыхает.
(Рожь)

* * *

Сто братьев в одну избушку
Соткнулись ночевать.
(Зерна в колосе)

* * *

Месяц
Новец
Днем на поле блестел
К ночи на небо слетел
(Серп)

* * *

Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом:
Не поднимешь, так не встанет.
(Сноп)

* * *

Девять братьев - под одной шапкой
(Бабка снопов)

* * *

Зимой и летом
Одним цветом.
(Ель и сосна)

* * *
Красненько, кругленько,
Красненько, кругленько,
Листочки продолговатеньки.
(Рябина)

* * *

Шел я лесом,
Нашел я древо;
Из этого древа
Выходят четыре дела:
Перво дело - слепому посвечение
Второ дело - нагому потешение
Третье дело - скрипучему поможение
Четверто дело - хворому полегчение.
(Береза: лучина, веник, береста, сок)

* * *

Летит тень
На Петров день,
Сел тень на пень,
Стал тень плакать:
- Где моя дубровушка,
Где моя головушка,
Где мое веселое времячко!
(Лист)

* * *

Бел балахон,
А шапка красная.
(Подосиновик)

* * *

На бору, на яру
Стоит мужичок
- Красный колпачок.
(Мухомор)

* * *

Стоит Егорка
В красной ермолке
Кто не пройдет
Всяк поклон отдает.
(Земляника)

* * *

В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
Ножом порезали;
В руках плачет
А кто слушает - скачет
(Дудка)

* * *

За горами,
За лесами
Жеребята ржут,
Домой не бегут.
(Волки)

* * *

Страх тепло волочет.
(Волк и овца)

* * *

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур подсчитать.
(Лиса)

* * *

Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг
По снежочку тык-тык
(Заяц)

* * *

Не портной,
А всю жизнь с иголками ходит,
(Еж)

* * *

Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит
(Грач)

* * *

В болоте плачет,
А из болота не идет,
(Кулик)

* * *

Молод конь за морем бывал,
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце.
(Ласточка)

* * *

Бела как снег,
Черна как жук,
Зелена как луг,
Вертится как бес,
И повертка в лес.
(Сорока)

* * *

Днем спит,
Ночью летает
И прохожих пугает
(Сова)

* * *

Живет в лесу
- Ухает, как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится.
(Филин)

* * *

Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)

* * *

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.
(Лягушка)

* * *

Под кустом, под ярусом
Лежит пояс гарусный.
(Змея)

* * *

Кто на себе дом возит?
(Улитка)

* * *

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копытз
Летит - воет,
Падет - землю роет.
(Жук)

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами. Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество. Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.

О Родине
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Где смелость, там и победа.

О дружбе

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Все за одного, один за всех.

Об умении и трудолюбии

Делу время, а потехе – час.
Учение – путь к умению.
Терпение и труд всё перетрут.
Семь раз отмерь, а один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Землю солнце красит, а человека – труд.

О лени и нерадивости

Поспешишь – людей насмешишь.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Не спеши языком, торопись делом.
Делаешь наспех – сделаешь на смех.

О природе

Лето – припасиха, зима – прибериха.
Декабрь год кончает, а зиму начинает
Много снега – много хлеба,
много воды – много травы.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Весна красна цветами, а осень – снопами.

Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня". Пестушки и потешки Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения. Незаметно пестушки переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: "Сорока", "Ладушки". В них нередко уже есть "урок", наставление. Например, в "Сороке" белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Колыбельная

Баю, баюшки баю, колотушек(ы) надаю,
Колотушек сорок пять, крепче дочка будет спать.
Бай, бай, бай, бай, поскорее засыпай,
Голубеньки глазки сделали салазки,
Сели да поехали, к дедушке заехали,
- Чего, дидя, делаешь? - Спуту да лопату,
Спуту да лопату, корову горбату.
Корова-то с кошку, надоила с ложку.
Пора бабушке вставать, курам зернышки давать,
Куры улетели, на сосенку сели,
Сосна обломилась, друга уродилась.
А шли две татарки - сломили по палке,
Убили ворону, понесли к Мирону,
У Мирона два коня, третья - курочка ряба.
А жу-жу, жу-жу, жу-жу, себе места (д) не найду,
Себе места не найду ни на печке, ни в углу,
Ни на печке, ни в углу, в посиделки я пойду,
В посиделках не сидится, в руках дело не спорится:
Донце гнется, нитка рвется.
Веретенце клокчется - прясть не хочется.
Пойду к дяде Николаю, на печь лягу, захвораю,
А ты, дядя Николай, самородинку дай,
Самородинка в лесу, пойду схожу, принесу.

* * *

Баю-баюшки баю, не ложися на краю,
Придет серенький волчок и ухватит за бочок,
И утащит во лесок под ракитовый кусток,
А там птички поют - Ване спать не дадут.

* * *

Уж ты котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приходи к нам ночевать,
Нашу Вареньку качать.
Уж как я тебе коту
Шубку новую сошью,
Дам кусочек пирога,
Налью кувшинчик молока.

Потешки

Кошка и курочка


Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.

Мыши
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь?
Ване спать не даёшь?

* * *

Ой, ди-ди-ли. (потешка)
Ульяновская обл.

1. Ой, ди-ди-ли, ди-ди-ли,
Где мы волка видели.

2. У бабушки Тани,
В огороде, в яме.

3. Пора, бабушка, вставать,
Курам семечки давать.

4. Куры улетели
На дубочек сели.

5. Дубок обломился -
Другой народился.

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла. В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Попляши-ка, попляши (прибаутка)
Архангельская обл.

1. Попляши-ка, попляши, да
Твои ножки хороши.
Вот и так, вот и так,
Вот и эдак, вот и так!

2. Вот и так, вот и так,
Вот и зайчиком.
Почему не поплясать
На пару пальчиков?

3. Ой, ноженьки
Мои маленьки,
Они прыгают, играют,
Ничего не понимают.

4. Илюшенька
Хорошенький,
Повертись, походи,
На народ погляди!

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни. Игровые приговоры и припевы Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.


Играя на дворе, на улице, дети радостно окликают хором весенний дождь:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка...
Дам и хлеба каравай -
Сколько хочешь понуждай*.
* * *


Уж дождь дождём,
Поливай ковшом!

Когда случается засуха, а дождь идёт мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, чтобы она не уносила дождя:
Радуга-дуга,
Принеси нам дождя!

Коровушка-бурёнушка,
Подай молочка,
Покорми пастушка!

После купания, чтобы избавиться от воды, налившейся в уши, прыгают на одной ноге и, наклоняя голову то в одну, то в другую сторону, прижимая к уху ладонь, приговаривают в такт прыжкам:
Мышка, мышка,
Вылей воду
Под горячую колоду -
Коням на болтушку**,
Свиньям на кормушку!

У крестьянских детей, которые бегают босиком по грязи и роются в земле, в иных случаях заболевает кожа, на руках и на ногах показываются «цыпки» - кожа трескается. Цыпки лечили коровьим маслом с приговоркой:
Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок.

Этой приговоркой вызывают улитку из раковины:
Улитка, улитка,
Высуни рога!
Дам тебе пирога!

Курице подражают в таком приговоре:
Куд-кудах, куд-кудах,
Снесла яйцо в кулак!

Петушиный разговор представлен в приговорках:
- Били-били!
- Кого? Кого?
- Тебя, тебя!

В поисках грибов приговаривают:
Грибы на грибы,
А мой поверху!
Жили-были мужики,
Брали грибы рыжики!

------

* торопить, заставлять; зд. заставлять литься сильнее
** питьё, пойло

Небылицы

Эти потешные рифмованные строчки развеселят и взрослого, и ребенка. Дети с удовольствием слушают небылицы и всякие выдуманные истории. Такое чтение развивает у малышей чувство юмора, фантазию, помогает шире увидеть мир. Если ребенок еще не совсем понимает разницы между небылицами и потешками, то попробуйте ему объяснить, что небылица - это шуточный рассказик, нелепица, шутливая выдумка автора.

* * *


Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.
* * *


Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
* * *


Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.
* * *


Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
* * *


Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

* * *
У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
Пришёл дедушка Фома,
Расседая борода.
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!

Скороговорки

Скороговорка в русском фольклоре– это быстрая речь, специально придумывались фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. Этот детский фольклор служил не только забаве и развлечению деток, но и так же скороговорки, или чистоговорки, учили правильно произносить звуки, развивали мышцы языка, органы речи, память.

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

* * *

От топота копыт пыль по полю летит.
* * *

Проворонила ворона воронёнка.

Сшит колпак не по-колпаковски,
надо его переколпаковать
и перевыколпаковать


Из-под кислого молока,
из-под простокваши!

* * *

В один, Клим,
клин колоти!

* * *

Круг прорублю,
мать проведу,
сестру выведу

* * *

На дворе - трава,
на траве - дрова.

* * *

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.

* * *

Два дровосека,
два дровокола,
два дроворуба
говорили про Ларю,
про Ларьку,
про Ларину жену!

* * *

Стоит поп на копне,
колпак на попе,
копна под попом,
поп под колпаком!

* * *

Хохлатые хохотуши
хохотом хохотали:
ха-ха-ха-ха-ха!

* * *

Бык тупогуб,
у быка губа тупа!

Шли сорок мышей,
несли сорок грошей;
две мыши поплоше
несли по два гроша.

* * *

Рыла свинья тупорыла,
белорыла,
весь двор перерыла,
вырыла полрыла!

* * *

От топота копыт
пыль по полю летит!

* * *

По двору, подворью
в Добром здоровье!

Считалки

Считалки- это небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены прежде всего для случайного выбора одного участника из группы людей. Чаще всего считалкой выбирается ведущий в игре.

Раньше, русские народные считалки были сродни заклинанию, и только намного позже превратились в обычную детскую забаву.

Ай, чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Я горошек молочу,
Я горошек молочу
На Ивановом току.
Ко мне курочка бежит,
Конопаточка спешит.
Ой, бежит она, спешит,
Ничего не говорит.
А из курочки перо
Полетело далеко,
Ой, далёко, далеко,
На Иваново село.

Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.

* * *

Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

* * *

Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдёт,

Тот и вон пойдёт.

* * *

Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Баю-бай, сыночек мой,

Ты моя вода речная,

Спи и вырастешь, сынок,

Крепкий, сильный, как дубок.

Ай, ацици-ацици,

Измарались рученьки!

В корытце вымыла,

Полотенцем вытерла,

Ты мой перстенёчек,

На руке браслетик.

Уж ты, зимушка-зима,

Закурила да замела

Все дорожки, все лужки;

Негде Сонечке пройти.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Тень-тень-потетень,

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки:

Улетайте, воробьи!

Берегитесь кошки!

Гуля, гуля-голубок,

Гуля сизенький,Сизокрыленький,

Всем миленький.

Пошли коровушки

Около дубровушки,

Пошли овечки

Около речки,

Свинушки около нивушки.

Попляши! Попляши!

Твои ножки хороши!

Вот так, Вот сяк,

И вот этак,

И вот так! Вот как ножки хороши!

Пляши, пляши!