Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Образ и характеристика иешуа в романе мастер и маргарита сочинение.

Образ и характеристика иешуа в романе мастер и маргарита сочинение.

Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» описан как бесконечно милосердный и всепрощающий бродячий философ. Образ Иешуа в романе, как образ Иисуса Христа, только в интерпретации Булгакова.

Перед читателями Иешуа предстаёт как человек в старой и рваной одежде и стоптанных сандалиях. Не смотря на доставшиеся ему злоключения и побои, он улыбается своей светлой улыбкой, и не боится поднять глаза на Понтия Пилата.

В разговоре с прокуратором Иудеи выясняется, что Иешуа одинок, он не знает своих родителей, семьи и детей у него нет. Но он не жалуется на свое одиночество, а спокойно говорит что «один перед всем миром». Иешуа даже на допросе у прокуратура говорит правду - лгать он не умеет. Кроме этого, он не понимает насилия, и говорит об этом как о «царствие справедливости, и добра, где не нужна никакая власть».

Иешуа способен лечить людей, но он не врач. Ему свойственны какие- то особые целительные силы. Он способен предчувствовать события и очень проницателен. Кроме того, Иешуа знает несколько языков и обучен грамоте, что выясняется при разговоре с Пилатом. Иешуа считает всех людей добрыми и никого не винит в том, что его собираются казнить. Он даже Марка Крысобоя считает «милым человеком». Перед своей казнью Иешуа Га-Ноцри заранее прощает всех кто выносит ему приговор.

Понтий Пилат понимает, что Иешуа не за что казнить, он не может понять, какое ему принять решение, и все таки отправляет его на смерть. За свое неправильное решение прокуратор будет расплачиваться потом очень долго.

Иешуа Га-Ноцри предан и оклеветан Иудой, но есть у него и ученик, Левий Матвей. Который предан своему учителю, он ходит за Иешуа и записывает сказанное им. Именно Левий Матвей передаёт просьбу Воланду, чтобы тот подарил Мастеру и Маргарите покой.

Стоит отметить что, противопоставление Иешуа и Воланда в романе показаны как бесконечная история добра и зла, которые не пытаются устранить друг друга. Воланд даже относится к Иешуа с уважением, говорит что: «Каждое ведомство должно заниматься своими делами».

Иешуа открыт миру и добр ко всем людям, но это не делает его слабым, наоборот, в его вере и терпимости его сила. Иешуа в романе это образ света, добра и милосердия, он противоположность Воланда, князя тьмы.

Сочинение про Иешуа

В роман «Мастер и Маргарита» встроен еще один роман о временах древнего города Ершалаима. Роман, написанный мастером о Понтии Пилате. Иешуа Га-ноцри является главной фигурой в этом романе, наравне с Пилатом.

Прообразом Иешуа является Иисус Христос. Но Иешуа, не сын бога, он обычный человек, бродяга-философ. Обычный человек с непривычной добротой к людям, не знающий страха; его образ в романе идеалистичен.

Встретив в Виффагии Левия Матвея, сборщика податей, Иешуа начал с ним беседу. Сначала Левий отнесся к нему неприязненно, даже пытался оскорбить, назвав собакой. Однако для Иешуа это не оскорбление, он не воспринимает обиды, потому что самодостаточен и силен духом, а все эти обиды- это удел слабых. Более того, он так повлиял на Левия, что тот бросил деньги и решил путешествовать вместе с Иешуа.

Иешуа- источник сил Света, поэтому он оказывает на людей такое сильное влияние. Он смог исцелить прокуратора от головной боли одним своим разговором.

Прокуратор, неожиданно для себя, задает Иешуа серьезный философский вопрос: «Что такое истина», на что незамедлительно получает ответ: «истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова».

В Иешуа нет ничего сложного, все его слова коротки и просты, но и глубоки одновременно. Он заявляет, что власть это насилием над людьми, что будет время, когда она не понадобится. Эти слова и привели его к смерти. Но он не боялся это говорить Иуде, не боялся это повторить прокуратору, «правду говорить легко и приятно».

Иешуа убежден в том, что все люди добрые, только не все счастливые. Он считает добрым прокуратора, перед которым стоит на суде, считает добрым Крысобоя, считает добрыми людей, которые свидетельствовали против него.

Иешуа не носит масок, не лжет, не кривит душой, ничего не боится, он считает трусость одним из самых страшных пороков человека.

Главное достоинство Иешуа- это его внутренняя свобода. Он достойный человек и поэтому на равных ведет разговор с прокуратором, хотя и знает сколько власти сосредоточено в его руках. На него не влияют обстоятельства, даже тот факт, что Иуда продал его властям, не вызвал в нем злобы или ненависти.

Светлый, открытый, свободный, умный - это качества, которыми наделил Булгаков Иешуа, создавая идеал нравственно человека, к которому должны стремиться другие люди.

Несколько интересных сочинений

  • Репин И.Е.

    Родился на Украине в семье военного. Рано проявляет наклонности к рисованию. Обучается азам рисунка и живописи. В 1863 году приезжает в Петербург, где заканчивает Академию художеств. Ученик Крамского.

  • Быт и нравы города Калинова сочинение по рассказу Островского Гроза

    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» известна многим. Она состоит во многих школьных списках литературных произведений. Действие пьесы происходит недалеко от реки Волги в городе Калинове

  • У першій половині XX століття у світовій літературі з"являються твори які присвячені внутрішній психології людини. Беручи в руки роман Альберта Камю зі страшною назвою «Чума» я не очікував, що це виявиться настільки глибокий твір.

  • Сочинение Жизненный путь Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого

    Пьер Безухов, один из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», на протяжении всего произведения пытается понять, в чём же заключается смысл его жизни

  • Полицейский – очень сложная профессия. Быть полицейским – это призвание, так как человек должен обладать храбростью, честностью и хорошей логикой. Все полицейские имеют хорошую физическую подготовку, даже когда принимают людей на учебу, их проверяют.

Боги, боги, - говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, - какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, - тут лицо из надменного превращается в умоляющее, - ведь её не было! Молю тебя, скажи, не было? - Ну, конечно, не было, - отвечает хриплым голосом спутник, - это тебе померещилось. - И ты можешь поклясться в этом? – заискивающе просит человек в плаще. - Клянусь, - отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются. - Больше мне ничего не нужно! – сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается всё выше к луне, увлекая своего спутника". Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было. Это возвысило и обессмертило бродячего философа. Иешуа заслужил «свет». Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, "более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу? Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата".

Приложение 5

Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости? Мастер мечтает о покое, которого "сердце просит", покоя, необходимого для ощущения прелести мира и для творчества. И как по волшебному мгновению, приходит любовь, появляется Маргарита, в которой Мастера "поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах". Для Мастера любовь не только наслаждение, но и спасение другого человека. И Маргарита подтверждает это, говоря, что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста. Подлинность этой любви, мгновенно понятая мастером, не мешает ему, однако, сравнивает её с катастрофой: "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу нас обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!". Встретились два одиночества. И жизнь этих людей наполнилась великим смыслом. Вхождение Маргариты в мир Мастера преображает его жизнь, потому что в героине слышны начала, неведомые ему. Сознавая истинность этой любви, Мастер отказывается от неё, не желая губить Маргариту, искажать её тьмой, которая охватила его думу после сожжения романа, отягощать её связь с неизлечимо больным человеком. Мастер благодарен, он не может переступить закон и предпочитает гибнуть сам, но не мучить других. В подвальчике Мастера Маргарита испытала счастье большой любви, отказавшись во имя неё от всех соблазнов света, погрузившись вместе с мастером в мысли о завершении книги, которая вошла в кровь и плоть её жизни, стала её смыслом. Истинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Истинной любви покорны все преграды. Силою любви отбивают у болезни любимого, выносят из горя, спасают от смерти. Маргарита во имя любви готова идти за помощью к Воланду. Маргарита – муза, самоотверженно служащая и любящая Мастера. Она дарована ему для реализации своего духовного предназначения, дарована для любви, через которую оба приобретут покой. Героине приходится пройти сквозь трупный распад ада, чтобы обрести любимого. Отравители по любви и нелюбви, детоубийцы и корыстолюбцы, самоубийцы и тираны проходят перед Маргаритой. Ей пришлось вытерпеть много испытаний, но она наделена спасительной энергией любви. Маргарита борется за свою любовь. В её душе поселилась ненависть к гонителям мастера, желание отомстить им, но не исчезло милосердие. С Мастером, в полной мере выполнившим своё великое и тяжкое предназначение, Маргарита могла оказаться во власти света, с Мастером, сдавшимся и побеждённым, она оказалась сохранившей достоинство и гордость. С Мастером Маргарита могла жить, но вынуждена была лишь умереть вместе с ним.

Приложение 6

Приложение №7

Схема №1.

Михаил Булгаков « Мастер и Маргарита»

2Роман Мастера Начало I века до н.э. Воланд и его свита Одна идея: поиски истины и борьба за нее

Мастер и Маргарита трагическая и прекрасная любовь

0-30 гг. ХХ века

Сатирическая летопись жизни москвичей

I I I I I I

Схема №5

Финал романа

Добро

ВЫВОД

Сатана

Схема №2

Иешуа

«Я Игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины»

Понтий Пилат

« Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего том, что ты говорил?»

СВОБОДА

ПРАВДА

ИСТИНА

СОСТРАДАНИЕ

МИЛОСЕРДИЕ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ВЛАСТЬ

НЕСВОБОДА

ЛОЖЬ

ТРУСОСТЬ

СТРАХ


Схема №3.

ВОЛАНД

и его свита

Коровьев-Фагот

Азазелло

Бегемот

Гелла

С

Справедливое воздаяние за Добро

Праведливое

воздаяние за

Зло

(несоблюдение заповедей Христа)

Схема №4

Схема №4

Мастер

Тоталитарная власть

Любовь

Схема №6.

Мысль о самоубийстве

Приложение №7

ОСК по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» – одно из великолепнейших творений в мировой литературе. Он одновременно и прост, и загадочен. В нем органически и непостижимо слились и блестящая сатира, и философские раздумья, и библейские мотивы, и прекрасная удивительная сказка о любви. Но на первый взгляд, это последнее произведение слишком запутанно и непонятно. На схеме №1 мы видим разделение сюжетных и жанровых частей романа, тесно взаимосвязанных между собой. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей – поиску истины и борьбы за неё. Перенесёмся в 1 век до нашей эры, в далёкий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи. Перед нами предстают два героя - Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ, волею судьбы оказавшийся перед глазами владыки. Кто из них сильнее: прокуратор или Понтий Пилат? Что проповедует Иешуа? Каковы жизненные принципы Понтия Пилата? На эти вопросы мы можем ответить, обратившись к схеме №2. Роман об Иешуа и Понтии Пилате рождается в тёмном подвале, при свете абажура, в присутствии музы-вдохновительницы- Маргариты спустя 2 тысячи лет. Мастера можно назвать учеником Иешуа, потому что он несёт слово истины, его занимают вечные проблемы, им движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Судьба Мастера трагична, как и у Иешуа. Это удел многих художников слова в эпоху, когда тоталитарная власть перечёркивает весь труд писателя и заставляет отказаться от своего детища. Такие, как критик Латунский и его бездарные коллеги из МАССОЛИТа, вынуждают Мастера сжечь роман и отправиться в сумасшедший дом, в палату №118. Здесь мы видим сходство Булгакова с Мастером – и чёрная шапочка, и отчаяние, и желание отречься от жизни. И вот снова появляется Маргарита – но не та, которая создавала уют в доме, а та, что не побоялась отдать дьяволу душу, чтобы спасти возлюбленного. Воланд, поражённый силой этой любви, возвращает роман автору, так как рукописи не горят. Мастеру и Маргарите он дарует покой, потому что в бесчеловечном мире человеку, наделённому творческой свободой нет места. Ведь гармонию и мудрость жизни можно обрести только в «вечном приюте» (Схема №4). Воланд возглавляет в романе потусторонние силы. Это дьявол, сатана, дух зла. Зачем он пришёл в Москву в 30-е годы ХХ века? Почему совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки? Цель визита Воланда в Москву не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несёт справедливость и каждому воздаёт по заслугам. Силы ада выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников (Схема №3). На что способна Маргарита ради своей любви? Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». Огромное разбитое сердце – сердце Маргариты. Первая рана – несчастливое замужество. Пустое существование. Её жизнь не имеет смысла, поэтому она решается на самоубийство. Но этому препятствует любовь, символом которой стал букетик жёлтых цветов. В «тёмном» городе, в нищете расцветает это чувство. Сердце Марго начинает оживать. Но оно вновь ранено после разлуки с Мастером. Опять пустое существование, опять нет смысла жизни. Мастер исчез, рукопись сгорела. Надежду даёт ей Азазелло и его крем, благодаря которому Сердце Марго наполняется новой силой, рана начинает затягиваться. И все её страдания не напрасны. Они питали новое сильное чувство (ярко-красное сердце) – чувство вечного счастья, которое появляется после встречи с Мастером, после того, как возлюбленные отправляются в вечность. (Схема №6)Обратимся к финалу романа (схема №5). Гармония мира заключается в соединении жестокой справедливости Воланда и бесконечном милосердии Иешуа. От каждого из нас зависит, насколько гармоничен будет этот мир.

ИТОГ.

Очевидно, по мысли Булгакова, в мире всегда должно сохраняться равновесие между милосердием и справедливостью. В романе это равновесие сохраняют Иешуа и Воланд. Автор в уста Воланда вкладывает слова: «Всё будет правильно, на этом построен мир». У людей так и не открылись бы глаза на правду, они не смогли бы осознать всё убожество быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви и подлинного добра, если бы не жестокая справедливость Воланда. Но в мире не было бы необходимой гармонии, если бы не сила света всепрощения, идущего от бродячего философа Га-Ноцри. Ведь оказываются же прощёнными и Пилат, и Фрида, за которыми страшные грехи. Наверное, в каждом человеке должен «сидеть» свой Иешуа и свой Воланд. Как часто, к сожалению, мы прощаем тех людей, которых бы не следовало прощать, и осуждаем тех, кто заслуживает прощения. Современный исследователь творчества Булгакова Лакшин говорит: «Милосердие у Булгакова выше отмщения. Первая ступень истины – справедливость, высшая – милосердие». Ради торжества справедливости и милосердия приходится разрушать и строить вновь.

Исследовательский проект

Проблема милосердия и справедливости в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Безбородова Т.Г. учитель русского языка и литера-

Туры МОУ «Косулинская СОШ» Куртамышского

Ад и рай в небесах - утверждают ханжи.

Я в себя заглянул- убедился во лжи:

Ад и рай - не круги в садах мирозданья,

Ад и рай - это две половинки души.

Омар Хайям

Пояснительная записка.

Добро и зло…Понятия вечные и неразделимые. Времена мало меняют суть нравов, суть проблем человеческого мира. Добро и зло всё так же борются, и «поле битвы», по словам Достоевского, - «сердца людей». Не говорить об этом с нашими учениками нельзя, а помогают нам в этом не- простом разговоре великие произведения литературы. Одно из них- замечательный роман М.А.Булгакова «Матер и Маргарита».

Как же организовать работу по роману писателя на уроках литературы, чтобы он стал любимым для юных читателей? Какие приёмы выбрать? Как распределить то небольшое количество часов, которое отводится на изучение программой, чтобы увлечь ребят чтением романа, чтобы они захотели попытаться раскрыть его тайны и найти ответы на поставленные Булгаковым вопросы?

Можно заинтересовать старшеклассников, предложив им участие в исследовательском проекте «Проблема милосердия и справедливости в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Он поможет учителю построить систему уроков таким образом, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем романа и сюжетных линий в одно целое.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у обучающихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате её применения формируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, навыки работы в группе. Для работы над учебным проектом организуется совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению проблемы, значимой для участников проекта.

Для выполнения поставленной задачи возникнет необходимость внимательно перечитать роман, каждый почувствует в общей работе свою значимость. Учащиеся смогут выбрать задание по своему желанию, показать умения или открыть новые способности, а приобретение новых знаний станет для них не нудной обязанностью, а увлекательным занятием, насущной потребностью. Возможность создавать яркие слайды мультимедийной презентации, используя компьютерную графику и анимацию, послужит прекрасным фоном для восприятия романа.

Проект рассчитан на 6 уроков и на внеурочное время.

Цель.

Показать, как в романе решается проблема милосердия и справедливости.

Задачи проекта.

  1. Систематизировать знания учащихся по роману, выявляя главное по проблеме.
  2. Повышать интерес к изучению романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
  3. Мотивировать обучающихся к исследовательской работе.
  4. Вырабатывать умения и навыки групповой работы.
  5. Пробуждать чувства сострадания, любви, милосердия.

Гипотеза.

Если проследить противоборство добра и зла в романе, анализируя смысловые узлы и основные сюжетные линии произведения, то можно понять, как в романе решается проблема милосердия и справедливости.

Ожидаемые результаты.

  1. Систематизация материала с выявлением главной проблемы.
  2. Повышение интереса к роману.
  3. Мотивация обучающихся к исследовательской деятельности.
  4. Выработка умений и навыков групповой работы.
  5. Пробуждение добрых чувств обучающихся.

Характеристика проекта.

  1. По характеру доминирующей деятельности - исследовательский.
  2. По предметно-содержательной деятельности - межпредметный.
  3. По количеству участников - групповой.
  4. По продолжительности - среднесрочный.
  5. По характеру контактов - открытый.

Требования к проекту.

  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, требующих исследовательского поиска для их решения.
  2. Эффективность использованных методов исследования.
  3. Активность каждого участника создания проекта.
  4. Глубина проникновения в проблему.

Этапы проекта.

Подготовительный этап .

Используемые методы: репродуктивный и проблемный. Приём: слово учителя с элементами беседы.


Учитель

Учащиеся
  • Читает «вводную» « установоч -ную» лекцию, где дает общую характеристику роману М.А.Булгакова, рассказывая его историю создания. (Приложение №3)
  • Использует средства наглядно –сти.
  • Группирует и обобщает выска- занные идеи.
  • Создает ситуацию, которая дает толчок к дискуссии, ставит пе –ред обучающимися проблемные вопросы.
  • Подводит учащихся к проблеме, которая стимулирует стремле- ние к самостоятельной иссле-довательской деятельности.
  • Акцентирует внимание учащих- ся на темах, на подтемах, на ходе выполнения работы над проектом.
  • Указывает источники для сбора информации.
  • Определяет сроки выполнения работы над проектом.
  • Конспектируют.
  • Обмениваются впечатлениями о романе.
  • Распределяются по группам.
  • Выбирают подтемы для будущего исследования.
  • Распределяют задания.

1 группа.

Кто сильнее: грозный прокуратор иудеи или бродячий философ Иешуа

Га-Ноцри?

2 группа.

Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но

и добрые поступки?

3 группа.

Почему Мастера можно назвать уче-

ником Иешуа, а Ивана Бездомного учеником Мастера?

4 группа.

Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?

5 группа.

Творческие проекты по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (опорные схемы-конспекты в виде компьютерной графики)

Аналитический этап.

Используемые методы: исследовательский, творческий.

1 группа.

Исследует вопрос : «Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га-Ноцри?»

Цель: через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости.

Задачи:

  1. Сравнить образы данных героев.
  2. Выяснить, кто из них духовно сильнее.
  3. Проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.

Гипотеза: в ходе вечной борьбы добра и зла побеждает справедливость, истина, милосердие.

План исследования:

  1. Как раскрываются характеры Иешуа и Пилата в их портретах (глава 2)?
  2. Как ведет себя Пилат в начале их встречи и почему?
  3. Какую истину открывает Иешуа Пилату?
  4. Как и почему меняется отношение прокуратора к бродячему филосо- фу?
  5. Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?
  6. Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась?
  7. Что заставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе «самым страшным пороком»?
  8. Что переживает Пилат после смерти Иешуа (сон Пилата, глава 26)?
  9. Каково наказание, уготовленное Пилату (глава32)?
  10. Кто прощает Пилата (конец эпилога)? О чём это говорит?

Учитель

Учащиеся

Результат
  • Поиск и сбор информации.
  • Составляют тезисы.
  • Выписывают цитаты.
  • Готовят презентацию
  • Доклад.
  • Содоклады.
  • Выступления оппонентов.

2 группа.

Исследует вопрос: «Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки?»

Цель: рассмотреть образы Воланда и его свиты с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.

Задачи:

  1. Выяснить, какова функция Князя Тьмы в романе.
  2. Понять, за что наказывает Воланд.

Гипотеза: Воланд наказывает или награждает людей в зависимости от их заслуг, по справедливости.

План исследования:

  1. Каковы традиционные функции дьявола в литературе?
  2. Как формулирует Воланд цель своего посещения Москвы (глава 12)
  3. Как выглядят Воланд и его свита (глава 1)?
  4. Кого и за что наказывает Воланд?
  • Стёпа Лиходеев (глава7)
  • Варенуха (глава10,14)
  • Никанор Иванович Босой (глава 9)
  • Поплавский, буфетчик Соков (глава 18)
  • Николай Иванович (глава 21,24,27, эпилог)
  • Алоизий Могарыч (глава 24, эпилог)
  • История с костюмом (глава 17, 27)
  • Барон Майгель, Берлиоз (конец главы 23)
  1. Какова цель «ужасных опытов» в «Варьете» (глава 12)?
  2. К кому проявляет Воланд снисхождение и милосердие?
  3. Какова роль Князя Тьмы в романе? Объясните смысл эпиграфа к роману.

Учитель

Учащиеся

Результат
  • Помогает определить задачу для каждого ученика.
  • Консультирует, помогает составить подробный план, подобрать цитаты, обратить внимание на важные детали, сформулировать выводы.
  • Оказывает помощь в подборе информации, оформлении собран-ного материала.
  • Отрабатывает навыки публичного выступления.
  • Уточняют задачи каждого ученика и способ сбора инфор –мации.
  • Поиск и сбор информации.
  • Работают с текстом романа и с дополнительной литературой, отбирают необ-ходимый материал, группируют его.
  • Составляют тезисы.
  • Выписывают цитаты.
  • Формулируют выводы по своему проблемному вопросу.
  • Готовят презентацию
  • Доклад.
  • Содоклады.
  • Выступления оппонентов.

3 группа.

Исследует вопрос: «Почему Мастера можно назвать учеником Иешуа, а Ивана Бездомного - учеником мастера?»

Цель: анализ образов Мастера и Ивана Бездомного с точки зрения справедливости и истины.

Задачи:

  1. Понять, достоин ли мастер своего героя Иешуа.
  2. Проследить эволюцию образа Ивана Бездомного.

Гипотеза: в романе слово истины несут Иешуа и его последователи:

Левий Матвей, Мастер и Иван Бездомный, поэтому их можно назвать уче-

План исследования:

  1. Какой роман написал Мастер, и как встретила роман критика? Чего она испугалась (глава 13)?
  2. Как сложилась судьба Мастера (глава 13)?
  3. Что объединяет Мастера и Иешуа? В чём их отличие? Как вы понимаете слова «он не заслужил света, он заслужил покой»?
  4. Какова эволюция образа Ивана Бездомного?
  5. Почему он заслужил доверие Мастера?

Учитель

Учащиеся

Результат
  • Помогает определить задачу для каждого ученика.
  • Консультирует, помогает составить подробный план, подобрать цитаты, обратить внимание на важные детали, сформулировать выводы.
  • Оказывает помощь в подборе информации, оформлении собран-ного материала.
  • Отрабатывает навыки публичного выступления.
  • Уточняют задачи каждого ученика и способ сбора инфор –мации.
  • Поиск и сбор информации.
  • Работают с текстом романа и с дополнительной литературой, отбирая необходимый материал, группируя его.
  • Составляют тезисы.
  • Выписывают цитаты.
  • Формулируют выводы по своему проблемному вопросу.
  • Готовят презентацию
  • Доклад.
  • Содоклады.
  • Выступления оппонентов.

4 группа.

Исследует вопрос: «Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?»

Цель: выяснить, что ближе героине: милосердие или справедливость.

Задачи:

  1. Рассмотреть образ главной героини.
  2. Проследить эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты.
  3. Понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.

Гипотеза: для Маргариты торжество возмездия и справедливости выше милосердия, она готова мстить обидчикам Мастера.

План исследования:

  1. Какова история любви Мастера и Маргариты (глава19)?
  2. Почему история их любви связана со сменой времён года?
  3. Что дала любовь каждому из любящих?
  4. Как Маргарита борется за свою любовь, через какие испытания проходит, что преодолевает, на что идёт?
  5. Случайна ли встреча Маргариты с маленьким мальчиком, о чём говорит этот эпизод (глава 21)?
  1. В чём смысл сцены прощения Фриды (глава 23, 27)?
  2. О чём говорит просьба Маргариты, обращённая к Воланду, не трогать
Латунского, которого она ненавидит (глава 24)?

Учитель

Учащиеся

Результат
  • Помогает определить задачу для каждого ученика.
  • Консультирует, помогает составить подробный план, подобрать цитаты, обратить внимание на важные детали, сформулировать выводы.
  • Оказывает помощь в подборе информации, оформлении собран-ного материала.
  • Отрабатывает навыки публичного выступления.
  • Уточняют задачи каждого ученика и способ сбора инфор –мации.
  • Поиск и сбор информации.
  • Работают с текстом романа и с дополнительной литературой, отбирая необходимый материал, группируя его.
  • Составляют тезисы.
  • Выписывают цитаты.
  • Формулируют выводы по своему проблемному вопросу.
  • Готовят презентацию
  • Доклад.
  • Содоклады.
  • Выступления оппонентов.

5 группа.

Создание творческих проектов по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в виде опорных схем-конспектов с использованием компьютерной графики.

Цель: систематизировать изученный материал по теме «Проблема милосердия и справедливости в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Задачи:

  1. Сравнить образы Иешуа и Понтия Пилата; выяснить, кто из них сильнее.
  2. Понять, каковы функции Князя Тьмы в романе.
  3. Выяснить, достоин ли Мастер своего героя Иешуа?
  4. Рассмотреть образ главной героини. На что способна Маргарита ради своей любви?

Гипотеза: Если проследить противоборство добра и зла в романе, то можно понять, как решается проблема милосердия и справедливости.

Обобщение полученной информации.

Методы: анализ, синтез и классификация.


Учитель

Учащиеся

Результат
  • Корректирует, дополняет работу учащихся.
  • Даёт задание к презента-ции:
-создать презентацию и буклет по теме, подготовиться к защите проекта;

Назначить оппонентов для каждой группы.

  • Помогает выбрать форму презентации (доклад, развёрнутый ответ на вопрос с эле-ментами художествен-ного чтения; инсцениро-вание с привлечением иллюстративного материала, мультимедиа.)
  • Рекомендует репродук-ции картин, музыку.

Внутри каждой группы учащиеся систематизи-руют полученные данные, объединяют, выстраивают общую схему выводов.

Составление плана презентации.

Презентация.

Вступительное слово учителя.


Учитель

Учащиеся

Результат
  • Напоминает тему и цель проекта.
  • Предоставляет слово группам.
  • Ведёт презентацию.
  • В заключительной части презентации предостав-ляет слово оппонентам.
  • Помогает сформулиро-вать общие итоги пре-зентации (смотри при-ложение).
  • Оценивает работу групп.
  • Выступают с защитой проекта.
  • Слушают и оценивают выступления других групп.
  • Выступают как оппо-ненты.
  • Формулируют общие итоги проекта.

Выступления исследовательских групп с докладами (Приложения №4 - №7)

Рефлексия

Выступление каждой исследовательской группы отмечается в оценочном листе (Приложение №1).

В конце презентации обучающиеся определят свою роль в общей деятельности, заполнив карту самооценки (Приложение №2).

Список литературы:

  1. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2006. - №17-22.
  2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М.: Художественная литература, 1980.
  3. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Анализ текста. Основное содержание. /Авт. – сост. Г. Н. Леонова, Л.Д. Страхова. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Васильев В.В. Проектно - исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000 год. - № 9.
  5. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. – 2000.- № 4.
  6. Герцик А.В. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в школьном изучении // Русская словесность.- 1999.-№6.-С. 65-71
  7. Калганова Т. Учебные исследования по литературе как вид работы //Литература (приложение к газете «Первое сентября»). - 2006. - №13.
  8. Корнеева Е. «Евангелие от Булгакова» и роман о любви //Литература (приложение к газете «Первое сентября»).- 1997.-№36.
  9. Киселев А.К. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе// Литература в школе.-1991.- №1.-С.102-108.
  10. Криволапова Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся ИПК и ПРО, Курган, 2006.
  11. Крючков В.П. «Он не заслужил света, он заслужил покой…»: Комментарий к «Мастеру и Маргарите» М.Булгакова // Литература в школе.-1998.-№2.- С.54-61.
  12. Лобова В.И. «Это была самая светлая жизнь…»: По роману «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова // литература в школе. - №7.-С.28
  13. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: // Литература в школе.-2002.-№5.-С.40-45; №7.-С.23-27; 2003.-№1.-С.27-32.
  14. Организация проектной деятельности учащихся. Авт.-сост. Уколова А.М.; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2005.
  15. Саранча И.И. Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита» и в жизни М. Булгакова // Открытая школа.-2000.-№1.-С.41-45.
  16. Сборник практических материалов в помощь слушателям курсов повышения квалификации. Составитель И.В. Баитова. ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2006.
  17. Шишмаренкова Г.Я. Активизация познавательно-творческой деятель –
ности учащихся на уроках литературы.-Челябинск,1996.

Приложение 1

Оценочный лист .




Содержание

Группа

Группа

Группа

Группа

Группа

1

Полнота и доказательность выступления

2

Последовательность, логичность.

3

Чёткость и доступность излагаемого материала.

4

Знание содержания романа.

5

Наличие итогов исследования и выводов

6

Самостоятельность исследования

7

Отсутствие речевых и грамматических ошибок.

8

Соответствие общепринятым нормам оформления

9

Эстетическое оформление.

10

Целесообразность эффектов анимации

Оценка «5» - 35 – 41 балл

«4» - 25 – 34 балла

«3» - 15 – 24 балла

«2» - 0 – 14 баллов

Приложение 2

Карта самооценки

Приложение 3

Вводная установочная лекция.

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита. История создания. Жанр. Композиция. Проблематика.

Роман «Матер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделав 8 редакций. Это «закатный» роман. Заплачено за него жизнью автора.

Роман появился в журнале «Москва» (№11 за 19966 год и №1 за 19967 год) в урезанном виде и произвёл ошеломляющее действие на читателей, а критиков поставил в тупик. Им предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе.

Активно изучать Булгакова, издавать начали лишь в 80-е годы ХХ века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. Он удивляет своей неисчерпаемостью, не укладывается в традиционные, привычнее темы.

Попробуйте определить жанр романа. Можно назвать его и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Роман многожанровый и многоплановый.

Необычна и композиция. Как бы вы определили её особенность?

Это роман в романе. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера в судьбе его героя - Иешуа.

Какое время охватывают события романа?

Московские, всего 4 дня. И за это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических и комических. Читатель узнаёт прекрасную и трагическую историю любви Мастера и Маргариты. Судьбу Мастера, который не нашёл места в современном обществе.

Евангельские главы, действия которых происходит в течение одного дня, переносят нас на две тысячи лет назад, в мир, который не ушёл безвозвратно, а существует параллельно с современным.

Роман Булгакова посвящён вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как много веков назад.

Какие это проблемы? Назовем их:

Что такое истина;

Человек и власть;

Внутренняя свобода и несвобода человека;

Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба;

Верность и предательство;

Справедливость и милосердие.

Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти проблемы? (Вспомним Пушкина, Достоевского, Толстого, примеры из современной жизни и литературы).

Помогут нам представить эпоху репродукции картин: Н.Ге «Голгофа», «Что есть истина? Христос и Пилат»; Н Крамской «Христос в пустыне»; А. Иванов «Вход в Иерусалим»; И. Репин «Тайная Вечеря». Иллюстрации современных художников: репродукция картины Чюрлёниса «Истина» (Горящая свеча и летящий на пламя мотылёк: он погибнет, но не лететь на свет не может). Музыка: Ф. Лист «Грёзы любви», Вагнер «Полёт Валькирии», Фальи «Танец огня».

Приложение 4

Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га-Ноцри?

Портрет является одним из способов раскрытия характера героя. В нём автор отражает внутреннее состояние, духовной мир изображаемого лица. Посмотрим, какими предстают пред читателем два героя - Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ, волею судьбы оказавшийся сейчас пред глазами владыки.

«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была покрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью. Приведённый с тревожным любопытством глядел на прокуратора».

Здесь следует ещё раз отметить, что Мастер ведёт речь не о Божьем сыне, его герой – простой человек. Потому что проблемы, решаемые в романе Булгакова – реальные, мирские. Опальный некогда роман посвящён земной жизни, а не случайно история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.

Второй участник этой сцены: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца Нисан в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Одно слово в этом описании сразу обращает на себя внимание: подбой «кровавый», не красный, яркий, багровый. Человек не боится крови: он, обладающий «кавалерийской походкой», - бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое Копьё». Но, вероятно, он не только по отношению к врагам в бою такой. Сам готов повторять о себе то, что говорят о нём другие «свирепое чудовище».

Но сейчас он страдает от головной боли. И о его страдании автор скажет, постоянно обращаясь к одной детали его портрета – глазам. Проследив по тексту, мы видим. Как меняются глаза Понтия Пилата. «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым…» «Теперь уже оба больные глаза тяжело глядели на арестанта». «Он смотрел мутными глазами на арестованного». Именно то, что Иешуа догадался о его страданиях и освободил прокуратора от них, заставит Понтия Пилата отнестись к арестованному не так, как, вероятно, он относился к подобным людям раньше. Но стоящий пред ним человек заинтересовал его ещё и речами.

Боится ли арестант Понтия Пилата?

Он боится опять пережить физическую боль. Но непоколебим останется тогда, когда будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он несёт в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его.

И история Левия Матвея, упомянутая самим Иешуа, подтверждает то, что он умеет убеждать людей. «Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня…, однако, послушав меня, он стал смягчаться, наконец, бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдёт со мною путешествовать…». Он сказал, что «деньги ему отныне стали ненавистны».

На вопрос Пилата, правда ли, что он, Иешуа Га-Ноцри, призывал разрушить храм, тот отвечает: "… говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины".

Слово произнесено. "Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?

Иешуа заявляет, что истина, прежде всего в том, что у Пилата болит голова. Оказывается, он может избавить владыку от этой боли. И тот продолжает с "бродягой" разговор об истине. Как развивает это понятие Иешуа? – Для него истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью: "…согласись, что перерезать волосок", на котором висит жизнь, "уж наверное может лишь тот, кто подвесил". Для Иешуа истина в том, что "злых людей нет на свете". И если бы он поговорил с Крысобоем, тот резко изменился бы. Знаменательно, что Иешуа говорит об этом "мечтательно". Он к истине этой готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни. "Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека… Беда в том, что ты слишком замкнут, и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, Игемон".

И Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Это решение о том, чтобы объявить бродячего философа душевно больным, не найдя в его душе состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагается резиденция прокуратора. Такого человека хочется держать при себе. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

Но столь мирно всё не может разрешиться, потому что жизнь жестока и люди, имеющие власть, боятся её потерять. Настроение Понтия Пилата изменится, когда секретарь подаст ему другой кусок пергамента, и прокуратор прочитает поданное. Прокуратор вынужден отказаться от своего первоначального решения.

Что же прочитал Понтий Пилат в этом пергаменте? Иешуа несколько позже произнесёт это вслух, и окажется, что разговор об истине ещё не закончен. "В числе прочего я говорил…, что всякая власть является насилием над людьми и что наступает время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть".

Принимает ли Понтий такую истину? Нет. "Ты полагаешь несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твоё место? Я твоих мыслей не разделяю!».

Что же случилось с прокуратором. Почему он, несколько минут назад подсказывающий Иешуа спасительный ответ: "Ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил? ... Или … не … говорил? – Пилат протянул слово "не" несколько больше, чем это полагалось на суде, и послал Иешуа в своём взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту, - почему сейчас Пилат утвердит смертный приговор?

Да потому, что, будучи смелым воином на поле боя, он трус тогда, когда дело касается кесарей, власти. Для Пилата занимаемое место – "золотая клетка". Он боится за себя так, что пойдёт против своей совести. Ведь человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он сейчас предаст Иешуа.

Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно: Иуда не страдает нравственно, продав Иешуа. Но Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Именно поэтому, понимая, что вынужден будет вынести приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет его собственная – только нравственная. "Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: "Погиб", потом: "Погибли!"

И после того как Синедрион подтвердил своё решение относительно казни Иешуа и освобождения Варраввана, "всё та же непонятная тоска … пронизала всё его существо. Он тотчас постарался её объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осуждённым, а может быть, чего-то не дослушал. Пилат прогнал эту мысль, и она улетела в одно мгновение, как и прилетела. Она улетела, а тоска осталась необъясненной, ибо не могла же её объяснить, мелькнувшая, как молния, и тут же погасшая какая-то короткая другая мысль: «Бессмертие … Пришло бессмертие … Чьё бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепёке».

Почему же возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? Человек совестливый не может жить с камнем на душе. И уже сейчас Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днем, ни ночью. Он попытается как-то смягчить "приговор" себе; он даже пригрозит Каифу: "Побереги себя, первосвященник … Не будет тебе … отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему …, пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью".

Ещё один поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести. – Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но всё тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату. Их повторит прокуратору Иудеи Афраний, начальник тайной службы.

" – Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?

Нет, Игемон, он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость".

Вот оно – возмездие. Уйти от него невозможно. Ты, Всадник Золотое Копье, трус и вынужден сейчас согласиться с такой своей характеристикой. И судьба наказывает Пилата за его трусость.

Обратимся к главе 32-й "Прощение и вечный покой". Воланд, его свита, Мастер и Маргарита, несущиеся на волшебных конях в ночи, видят при свете луны сидящего человека, а рядом с ним собаку.

Воланд скажет Мастеру: "… Мне хочется показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но, когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боится храбрый пёс, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит?

На вопрос Маргариты, о чём говорит этот человек, Воланд отвечает, что "к своей обычной речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу".

Пилат давно, сразу после гибели Иешуа, осознал, что тот был прав, когда утверждал, что трусость – один из самых страшных пороков. И даже более: "Философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок". И за самый страшный порок человек расплачивается бессмертием.

Итак, Понтий Пилат страдает уже более двух тысячи лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит его отпустить Пилата.

" – Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него попросил уже тот, с кем он так стремится разговаривать, - тут Воланд опять повернулся к Мастеру и сказал: - Ну что ж, теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!"

Но эти слова ещё не заканчивают историю Понтия Пилата и Иешуа.

В "эпилоге" говорится о сне, который видит Иван Николаевич Понырев. "От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идёт какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чём-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чём-то договориться.

Боги, боги, - говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, - какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, - тут лицо из надменного превращается в умоляющее, - ведь её не было! Молю тебя, скажи, не было?

Ну, конечно, не было, - отвечает хриплым голосом спутник, - это тебе померещилось.

И ты можешь поклясться в этом? – заискивающе просит человек в плаще.

Клянусь, - отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.

Больше мне ничего не нужно! – сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается всё выше к луне, увлекая своего спутника".

Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было. Это возвысило и обессмертило бродячего философа. Иешуа заслужил «свет». Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, "более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу? Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата".

Приложение 5

Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?

Мастер мечтает о покое, которого "сердце просит", покоя, необходимого для ощущения прелести мира и для творчества. И как по волшебному мгновению, приходит любовь, появляется Маргарита, в которой Мастера "поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах". Для Мастера любовь не только наслаждение, но и спасение другого человека. И Маргарита подтверждает это, говоря, что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста. Подлинность этой любви, мгновенно понятая мастером, не мешает ему, однако, сравнивает её с катастрофой: "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу нас обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!". Встретились два одиночества. И жизнь этих людей наполнилась великим смыслом.

Вхождение Маргариты в мир Мастера преображает его жизнь, потому что в героине слышны начала, неведомые ему. Сознавая истинность этой любви, Мастер отказывается от неё, не желая губить Маргариту, искажать её тьмой, которая охватила его думу после сожжения романа, отягощать её связь с неизлечимо больным человеком. Мастер благодарен, он не может переступить закон и предпочитает гибнуть сам, но не мучить других.

В подвальчике Мастера Маргарита испытала счастье большой любви, отказавшись во имя неё от всех соблазнов света, погрузившись вместе с мастером в мысли о завершении книги, которая вошла в кровь и плоть её жизни, стала её смыслом.

Истинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Истинной любви покорны все преграды.

Силою любви отбивают у болезни любимого, выносят из горя, спасают от смерти.

Маргарита во имя любви готова идти за помощью к Воланду. Маргарита – муза, самоотверженно служащая и любящая Мастера. Она дарована ему для реализации своего духовного предназначения, дарована для любви, через которую оба приобретут покой.

Героине приходится пройти сквозь трупный распад ада, чтобы обрести любимого. Отравители по любви и нелюбви, детоубийцы и корыстолюбцы, самоубийцы и тираны проходят перед Маргаритой. Ей пришлось вытерпеть много испытаний, но она наделена спасительной энергией любви. Маргарита борется за свою любовь. В её душе поселилась ненависть к гонителям мастера, желание отомстить им, но не исчезло милосердие.

С Мастером, в полной мере выполнившим своё великое и тяжкое предназначение, Маргарита могла оказаться во власти света, с Мастером, сдавшимся и побеждённым, она оказалась сохранившей достоинство и гордость. С Мастером Маргарита могла жить, но вынуждена была лишь умереть вместе с ним.

Приложение 6

Почему мастера можно назвать учеником Иешуа,

а Ивана Бездомного – учеником Мастера?

В романе Булгакова есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это хочется писать с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Так кто же он, почему не называет своего имени?

Поэт Иван Бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза и преследуя сатану и его свиту, проходит через различные злоключения и попадает в психиатрическую больницу, которая в романе названа «домом скорби». Это продолжение страшного реального мира уже потому, что, принимая больных, здесь спрашивают, в первую очередь, являются ли они членами профсоюза.

В этой больнице Иван Бездомный впервые увидит мастера. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек, примерно лет тридцати восьми». Состоится знакомство. На вопрос Ивана, почему, если у пришедшего есть ключи от балконных дверей, он не может «удрать» отсюда, гость ответит, что ему удирать некуда».

Гость назовет себя просто Мастером, отвергнув примененное к нему Иваном слово «писатель» и погрозив ему при этом кулаком, потому что он слишком хорошо узнал, кто такие «писатели», когда отнес роман в редакцию.

Почему же Иван Бездомный заслужит доверие Мастера? – Иван расскажет о том, что случилось с ним за тот короткий срок, который прошел с «часа небывалого жаркого заката» на Патриарших прудах. « Гость не рядил Ивана в сумасшедшие, проявил величайший интерес к рассказываемому и по мере развития этого рассказа, наконец, пришел в восторг… Иван ничего не пропускал, ему самому было так легче рассказывать, и постепенно добрался до того момента, как Понтий Пилат в белой мантии с кровавым подбоем вышел на балкон.

Тогда гость молитвенно сложил руки и прошептал:

О, как я угадал! О, как я все угадал!»

Между ними устанавливается та степень доверия, которая поможет каждому осознать что-то в себе. Мастер найдет в этом подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни. Довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном из московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл сто тысяч рублей. И вот здесь-то оказалось, что у него есть мечта – написать роман о Понтии Пилате, выразить собственное отношение к истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Он весь отдался работе. И именно в это время он встретился с женщиной, которая была так же одинока, как и он. «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Итак, встретились два одиночества. «Любовь выскочила пред нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» И жизнь этих двух людей наполнилась великим смыслом. Именно Маргарита стала подгонять его в работе, называть Мастером, это она сулила ему славу.

Роман был дописан.

«И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась».

Роман не был принят к печати; все, кто его читал: редактор, члены редакционной коллегии, критики, - обрушились на Мастера, отозвались в газетах разгромными статьями.

Что же не устраивало литераторов в романе Мастера? Та внутренняя свобода, которая заставила его обратиться к роману о Пилате и Иешуа. В том мире искусства, куда вынужден был войти автор романа о Понтии Пилате, живут люди, забывшие о высоком назначении писателя, потерявшие стыд и честь. Мастер начинает постепенно прозревать и осознавать, что «авторы статей говорят не то, что они хотят сказать и что их ярость вызывается именно этим». И на Мастера сходит страх. И та внутренняя свобода, которая заставила его обратиться к роману о Пилате и Иешуа, сейчас подавляется страхом, вызываемым совершенно не относящимися к статьям о романе или к роману вещами. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания».

Реальность сломила Мастера. Во время его горьких хождений с романом по редакциям он узнал ту сторону жизни, которая была дотоле ему неизвестна. И как результат – он сжигает роман «Пепел по временам, одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, а роман, упорно сопротивляясь, все же погибал».

Единственным спасением для себя Мастер считает теперь пребывание в клинике Стравинского: «Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». И от Маргариты готов отказаться тоже – не подал ей весточку из «дома скорби». О себе говорит: «Я неизлечим!»

Маргарита делает все, чтобы спасти возлюбленного. Она также бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа. Люди сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргарите нечистая сила.

… И вот Мастер здесь, перед ней и Воландом. Чудесным образом окажется возрожденным сожженный роман: «Рукописи не горят». Одна из коренных идей романа Булгакова – бессмертие искусства. Но Матер сломлен. Он скажет Воланду, что роман, который ещё недавно был смыслом его существования, ему ненавистен. Воланд отзывается на это словами: «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы».

В 29 главе Левий Матвей приходит к Воланду с просьбой:

«- Он прочитал сочинение Мастера, - заговорил Левий Матвей, - и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий.

Передай, что будет сделано, - ответил Воланд.

Почему же Мастер не заслужил света? Мастер сделал свое дело на земле. Он создал роман об Иешуа и Пилате и показал, что жизнь человека может определиться одним его поступком – тем, который возвысит и обессмертит его или заставит потерять покой на всю жизнь и страдать от обретенного бессмертия. Но в какой-то момент Мастер отступил, сломался, не сумел бороться за своё детище до конца. Может быть, поэтому не заслужил света.

Но что такое покой? Обратимся к статье В. Лакшина: «За недоступностью для Мастера райского «света», решение его загробных дел поручено Воланду. Но сатана распоряжается адом. А там, как известно, покоя не жди. Да и заслуживает ли ада тот, кто успел пройти некоторые его круги здесь, на земле? Так возникает понятие «покоя» - прибежища для усталой, безмерно измученной души… У Пушкина есть строки: «На свете счастья нет, а есть покой и воля…»

Достоин ли Мастер своего героя Иешуа? И да, и нет. Да, потому что Иешуа создан болью его сердца. Мастер сам не прошёл мимо всех тех вопросов, которые оказались самыми важными в жизни пророка. Но Иешуа, не отступивший от истины, заслужил «свет», а Мастер – только «покой».

Так что же такое истина. У литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса есть картина, которая называется «Истина». На фоне лица человека – горящая свеча и летящий на пламя мотылёк. Он погибнет, но не может не лететь на свет! Так и Иешуа Га-Ноцри. Знает, чем грозит ему желание говорить только правду, но иначе никогда себя не поведёт. И наоборот, стоит струсить только один раз, как Понтий Пилат, совесть не даст тебе покоя.

В этом и заключается стержневая идея романа. Это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступить так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро – его не понимают, швыряют в него камни. Распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны. И самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. У Иешуа – это Левий Матвей, человек, который, конечно, не все понимал в своем учителе, был фанатиком. Но интуитивно чувствовал, что идти в жизни нужно за такими.

Как и у Иешуа, у Мастера есть последователь. Покидая этот мир, Мастер оставляет в нём человека, который оставил поэзию, стал сотрудником Института истории и философии и не престает обращаться теперь, наяву и во сне к тому странному периоду своей жизни, который совершенно изменил его. Прежде всего, имя. Бездомный – эта фамилия говорила о неприкаянности души. Об отсутствии собственного взгляда на жизнь, о невежественности. Встреча с дьяволом, нахождение в «доме скорби», знакомство с Мастером переродили этого человека. Именно он может теперь, хотя во сне, увидеть сцену последнего объяснения Пилата с Иешуа, кля-
0-30 гг. ХХ века

Сатирическая летопись жизни москвичей

Между судьбой Иешуа и страдальческой жизнью Мастера видна явная параллель. Связь между историческими главами и главами о современности усиливает философские и нравственные идеи романа.
В реальном плане повествования изобразил жизнь советских людей в 20–30-х годах ХХ века, показал Москву, литературную среду, представителей разных сословий. Центральными персонажами здесь являются Мастер и Маргарита, а также московские литераторы на службе у государства. Основная проблема, волнующая автора, – взаимоотношения художника и власти, личности и общества.
Образ Мастера имеет много автобиографических черт, но знак равенства между ним и Булгаковым ставить нельзя. В жизни Мастера в художественной форме отражены трагические моменты судьбы самого писателя. Мастер – бывший безвестный историк, отказавшийся от собственной фамилии, «как и вообще от всего в жизни», «не имел нигде родных и почти не имел знакомых в Москве». Он живет, погруженный в творчество, в осмысление идей своего романа. Его как писателя волнуют вечные, общечеловеческие проблемы, вопросы смысла жизни, роли художника в обществе.
Само слово «мастер» приобретает символическое значение. Судьба его трагична. Он серьезный, глубокий, талантливый человек, существующий в условиях тоталитарного режима. Мастер, как и Фауст И. , одержим жаждой познания и поиском истины. Свободно ориентируясь в древних пластах истории, он ищет в них вечные законы, по которым строится общество людей. Ради познания истины Фауст продает душу дьяволу, а Мастер у Булгакова знакомится с Воландом и уходит с ним из этого несовершенного мира.
У Мастера и Иешуа есть схожие черты и убеждения. Писатель отвел этим персонажам немного места в общей структуре романа, но по своему значению эти образы наиболее важны. Оба мыслителя не имеют крыши над головой, отвергнуты обществом, оба преданы, арестованы и, невинные, уничтожены. Их вина в неподкупности, чувстве собственного достоинства, преданности идеалам, глубоком сочувствии к людям. Эти образы взаимно дополняют, подпитывают друг друга. В то же время между ними есть различия. Мастер устал бороться с системой за свой роман, добровольно устранился, Иешуа же за свои убеждения идет на казнь. Иешуа полон любовью к людям, прощает всех, Мастер, напротив, ненавидит и не прощает своих гонителей.
Мастер исповедует не религиозную истину, а правду факта. Иешуа – трагический герой, созданный Мастером, гибель которого мыслится им как неизбежная. С горькой иронией автор представляет Мастера, который появляется в больничном халате и сам говорит Ивану, что он сумасшедший. Для писателя жить и не творить равнозначно смерти. Отчаявшись, Мастер сжег свой роман, вот почему «он не заслужил света, он заслужил покой». Роднит героев еще одна общая черта: они не чувствуют, кто их предаст. Иешуа не догадывается, что Иуда предал его, но предчувствует, что с этим человеком случится несчастье.
Странно, что замкнутый, недоверчивый по характеру Мастер сходится с Алоизием Могарычом. Более того, уже находясь в сумасшедшем доме, Мастер «до сих пор» «скучает» по Алоизию. Алоизий «покорил» его «своею страстью к литературе». «Он не успокоился до тех пор, пока не упросил» Мастера прочесть ему «роман весь от корки до корки, причем о романе он отозвался очень лестно…». Позже Алоизий, «прочитав статью Латунского о романе», «написал на Мастера жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу». Целью предательства для Иуды были деньги, для Алоизия – квартира Мастера. Не случайно Воланд утверждает, что страсть к наживе определяет поведение людей.
Иешуа и Мастер имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри – Левия Матвея, Мастер – Ивана Николаевича Понырева. Ученики сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев – малоодаренным поэтом. Левий поверил, что Иешуа – воплощение Истины. Понырев постарался все забыть и стал обычным служащим.
Создав своих героев, Булгаков прослеживает изменение психологии людей на протяжении многих веков. Мастер, этот современный праведник, уже не может быть таким искренним и чистым, как Иешуа. Понтий понимает несправедливость своего решения и чувствует вину, а гонители Мастера уверенно торжествуют.

Большинство людей читали невероятный роман Булгакова «Мастер и Маргарита». У критиков сложилось разное мнение о произведении. Да и люди, прочитавшие его, неоднозначно реагируют на книгу, в то же время каждый человек испытывает совершенно противоречивые чувства и эмоции.

Уникальность романа Булгакова

Сегодня читатели имеют возможность посмотреть кинокартину, которая была снята по мотивам романа «Мастер и Маргарита», а также посетить представление в театре. Довольно долгое время критики пытались определить вид произведения, понять, какую идею оно должен донести до читателя, но у них это так и не получилось. Все потому, что книга, написанная Булгаковым, соединила в себе множество жанров и различных элементов. Удивительно, но роман-миф не опубликовали при жизни писателя, так как считали бездарным и безнадежным. Но прошло ровно двадцать шесть лет со дня смерти творца книги, как многие ею заинтересовались, и она увидела свет в 1966 году. Невероятным является то, что всё это долгое время жена Булгакова хранила рукопись и верила, что однажды она станет настоящим бестселлером.

Любимый герой

Многие люди, читая роман «Мастер и Маргарита», имеют своих любимых персонажей. Особенно интересным считается Иешуа Га-Ноцри. Его писатель отождествляет с Иисусом Христом и придает ему особенно священный облик. Тем не менее сюжет закручивается так, что Иешуа совершенно не похож на образ евангельского святого.

Иешуа Га-Ноцри в переводе с еврейского означает Иисус. Смысл необычного прозвища еще непонятен. Уникальное имя было придумано не Булгаковым, он лишь позаимствовал его у одного из персонажей пьесы Чевкина. Писатель хотел, чтобы именно считался и был главным героем романа. В наше же время многие думают, что основное место в книге занимают непосредственно Мастер и Маргарита, а также темные силы.

Становление героя Иешуа

Михаил Булгаков провел много времени, раздумывая над образом героя, которого он так хотел описать. За основу он взял некоторые главы из Евангелия, которые прошли его собственную проверку и тщательную обработку изложенной в них информации. Таким образом писатель хотел убедиться в своей правоте. Вот как возник Иешуа Га-Ноцри, образ которого многие, да и сам Булгаков, сравнивали с личностью Иисуса.

Помимо информации из Евангелия, писатель черпал некоторые сюжеты и детали из художественных произведений. Возможно, именно поэтому «Мастер и Маргарита» имеет неопределенный жанр, так как в основу заложена фантастика, сатира, мистика, притча, мелодрама и многое другое.

Михаил Булгаков, создавая образ Иешуа, прежде всего полагался на свои предпочтения, мысли о полноценном, морально здоровом человеке. Он понимал, что общество наполнено до краев грязью, завистью и другими негативными эмоциями. Поэтому Иешуа - прототип нового человека, который верен своим убеждениям, справедлив и честен по натуре. Таким способом Булгаков решил повлиять на общество и на каждую личность отдельно.

Характеристика персонажа

Булгаков уделяет Иешуа Га-Ноцри большое внимание и специально подчеркивает значительную разницу между любимым героем и Иисусом Христом. Сходство между персонажами отражается в некоторых моментах. Например, Иешуа был так же предан Иудой и его распяли на кресте, но в остальном это совершенно другой человек. Он выглядит как обычный бродяга, который любит пофилософствовать и может испытать природный страх перед физической болью. Иисус же окутан мистикой и изображен божеством, чем-то святым и недосягаемым для обычного смертного.

Михаил Булгаков попытался создать совершенно иного Иешуа Га-Ноцри. Характеристика персонажа довольно проста, но необычайно интересна. Это был мужчина родом из Назарета, который именовал себя странствующим философом. Сами герои, а именно Мастер, который работал над собственным романом, и Воланд, описывали Иешуа как прототип Иисуса Христа. Таким образом, Иешуа Га-Ноцри и Иисус имеют некоторые сходства, похожую судьбу. Но в остальном они слишком отличаются друг от друга.

Место Иешуа Га-Ноцри в романе

Ключевой герой в романе является символом Света и Добра. Он - полная противоположность Воланда, который считается повелителем Тьмы. Иешуа присутствует практически во всех сюжетных линиях. О нем Булгаков пишет вначале, также упоминается он в основном тексте и в конце книги. Суть такова, что Га-Ноцри не выступает в роли Бога. Вообще, на протяжении всего романа ни разу Булгаков не писал о рае или аде. Все это относительно для создателя книги, и о едином Боге вовсе не идет речь.

Идеология, взятая за основу, более схожа с гностической или манихейской. В связи с этим стороны четко разделены на добро и зло. Как говорится, третьего не дано. Вместе с тем видно, что в книге действуют представители и той, и другой сфер. Со стороны добра выступает Иешуа Га-Ноцри, представителем зла является Воланд. Они полностью равноправны и не имеют права вмешиваться в существование и деятельность друг друга.

Непредсказуемый сюжет

Отмечалось выше, что добро и зло не могут вмешиваться в дела друг друга. Но в романе можно встретить момент, когда Иешуа начнет читать книгу Мастера. Ему необычайно по душе приходится произведение, и он решает послать к Воланду Левия Матвея. Просьба Иешуа заключается в том, чтобы освободить Мастера и Маргариту от зла и наградить их покоем. Иешуа Га-Ноцри, образ которого как будто соткан из добра, решается на непредсказуемый поступок, ведь договор о невмешательстве в дела друг друга был заключен много лет назад. Таким образом, Добро рискует и выступает против активного Зла.

Способности Иешуа

Помимо того, что Иешуа Га-Ноцри, цитаты которого запоминали практически все люди, был отличным философом, он обладал большой силой. Это четко отображается на страницах романа, когда философ вылечил Пилата от головной боли. Да, он обладал настоящим даром, но вместе с тем был обычным человеком, на чем делает акцент Михаил Булгаков. В романе «Мастер и Маргарита» все описывалось совершенно иначе, чем в Библии. Об этом свидетельствует сцена, которая произошла по сюжету: Иешуа заглянул в рукописи Матвея и пришел в ужас, потому что практически все, что там указывалось, было неправдой. Некоторые события совпадали с действительностью, но только наполовину. Так Булгаков хотел донести до людей, что Библия - не эталон и, возможно, половина из того, что там написано, - ложь.

Кроме того, писатель указывает, что Иешуа погиб, ни разу не соврав, не предав своих принципов и убеждений. Именно за это весь народ был благодарен ему и восхищался священной личностью. Необычным Иешуа сделался только потому, что был настоящим, справедливым и мужественным. Булгаков старается подчеркнуть все эти качества и донести до людей: вот он - идеал настоящего человека.

Казнь персонажа

После того как было заведено дело против Иешуа, решил разобраться с ним без насилия. В своем отчете он написал, что бродячий философ не представляет никакой опасности и вообще считается душевнобольным. Вследствие этого Иешуа был отправлен в Кесарию Стратонову на Средиземном море. Это произошло из-за того, что своими речами мужчина вызывал волнение в толпе, и его просто решили устранить.

Будучи заключенным, Иешуа написал донесение прокуратору, в котором высказал свое мнение о деянии властей - что именно они делают людей заключенными, и без них человек будет жить в совершенно ином мире, то есть в месте, где царят справедливость и истина. Прочитав донесение, прокуратор решил, что казнь Иешуа Га-Ноцри неизбежна. Аргументировал он это тем, что мужчина оскорбил правителя, и оправдать такое нельзя.

В то же время Понтий Пилат кричал, что самая лучшая, справедливая и честная власть, которая только может быть на земле, - это правление императора Тиверия. На этом моменте дело Иешуа было закрыто. После этого произошла казнь героя, самая страшная и тяжелая - его распяли на деревянном кресте. Со смертью Иешуа все вокруг начинает погружаться во тьму. Вместе с тем жители, которых философ считал своими друзьями и верил им, показывают себя с совершенно другой стороны. Горожане приходят полюбоваться на страшную казнь, картина, которую они видят, приводит некоторых в восторг. Таким образом завершается земной путь Иешуа Га-Ноцри, характеристика которого позволяет оценить всю его тяжесть.

Вместо послесловия

Чтобы сложить свое мнение о герое, необходимо самостоятельно прочитать неповторимый шедевр Булгакова. И лишь после этого можно посмотреть фильм, снятый по его мотивам. Время, отведенное на знакомство с персонажами «Мастера и Маргариты», их судьбой, не будет потрачено впустую, а принесет огромное удовольствие.