Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История создания бытовой дисковой пилы. Факты и домыслы

История создания бытовой дисковой пилы. Факты и домыслы

Считается, что первая пила появилась еще до начала летописной истории. Первые предметы, которые можно считать прародителями современных пил, были произведены более четырех тысяч лет назад. Это были зазубренные камни, применявшиеся для создания изображений на кости или другом относительно мягком материале (некоторые породы камня, дерево). Древние египтяне, а потом и римляне, создавали пилы из бронзы для распиливания камней, причем зубьями у них служили алмазы и другие драгоценные камни. Зубья египетских пил имели наклон в сторону рукояти, что позволяло совершать рез «на тягу». Такие пилы до сих пор используются на Востоке.

Античные греки и римляне считали, что первыми изготовили пилу из челюстей и позвоночников крупных рыб могущественные боги.

В бронзовом веке пилы стали делать из бронзы, а в железном - из железа, причем их снабдили сравнительно удобной рукояткой типа «лисий хвост». Железные пилы первыми научились делать скандинавские ремесленники, отливая их в каменных формах. Но качество зубьев и их заточка не позволяли таким пилам конкурировать с топорами. Только через столетия в Древней Греции в 50-х годах до н.э. появились кованые пилы. Сделанные кузнецами зубья были значительно острее и правильнее заточены, что и сделало их неоспоримым лидером среди пил того времени.

Однако пилы распространялись медленно, так как пользоваться применяемыми на делянке двуручными пилами приходилось втроем: двое пилили, а третий, помощник, смотрел и подталкивал шестом готовое упасть дерево в нужную сторону. Между тем, свалить такое же дерево за такое же время мог и один лесоруб, вооруженный топором. Правда, пильщики не раз пытались навязать роль помощника самому инструменту, зачастую находя простые и остроумные решения. Например, делали одноручные пилы, изготовленные из согнутого ствола тонкой березки, к концам которого крепилось пильное полотно.

В ХIХ веке широко применялись "американки", представлявшие комбинацию ножовки и двуручной пилы. Таким инструментом спилить небольшие деревья можно в одиночку. Куда сложнее была пила, оснащенная поддерживающими опорами, подпружиненными роликами и винтами, регулирующими прижим полотна к стволу. Видимо, из-за этой самой сложности она и не пользовалась популярностью у лесозаготовителей.

Много лет, и небезуспешно, для валки деревьев применяли лучковые пилы. Их тонкие, из легированной стали полотна имели особенность - толщина спинки была больше, чем режущей части со сложным профилем зубьев. В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ в. шведская фирма "Сандвикен" выпускала подпружиненные пилы "Компис", которые работали следующим образом. Сначала в ствол дерева упирали штангу, к ней крепилась возвратная пружина. Другой ее конец соединялся с одноручной пилой-ножовкой, которую в одну сторону тянул лесоруб, а в другую - пружина.

В середине ХIХ века происходит интенсивное развитие техники, что отражается и на технологии лесозаготовок, где появляются первые лесоповалочные механизмы. Так, в устройстве, придуманном американским инженером Гамильтоном в 1861 году, двое рабочих рукоятками вращали колесо-маховик с зубчатым венцом, тем самым приводя в возвратно-поступательное движение пильное полотно. Примерно в те же годы русский изобретатель Д. И. Журавский первым предложил пилу, в которой роль режущего органа выполнял диск с зубьями. Вращался он от ручного привода, через коническую передачу, а крепился на раме, передвигавшейся по двум пазам в горизонтальном направлении.

Естественно, создатели подобных механизмов старались применять прежде всего стандартные узлы и детали, уже опробованные в технике. Тогда самой распространенной была паровая машина. Ее-то и включил в свой передвижной агрегат английский инженер Рансоме (1860 г.). От её силовой установки пар поступал по длинным шлангам к цилиндрам нескольких рабочих машин, к штокам которых крепились собственно пилы. Такие агрегаты можно было кое-где встретить в начале ХХ столетия.

Но вот на смену пару пришло электричество. И уже в первые годы ХХ века в Германии изобрели способ валки деревьев с его помощью. Ствол обтягивали внизу стальной проволокой. Затем включали электромотор, проволока начинала быстро, словно лента транспортера, вращаться. Нагреваемая током, а также от трения она обугливала древесину и легко перепиливала ствол. При этом опасность лесного пожара исключалась, поскольку проволока нагревалась не докрасна.

Появление электродвигателей открыло возможность создавать разнообразные варианты электропил. Самый простой из них - механизм, разработанный в 1936 году архангельским механиком Н. Ф. Харламовым. На раме крепился электромотор, на его удлиненном валу устанавливался конический фрикционный каток, соприкасавшийся с пильным диском и приводивший последний во вращение. Пилой Харламова, недостаток которой заключался в том, что она была тяжела, обычно управляли моторист с помощником. Позже этот агрегат пробовали облегчить, вырезав среднюю часть пильного диска - образовавшееся рабочее кольцо удерживалось изнутри распорными роликами, соединенными с фрикционной передачей и двигателем.

Стремление объединить достоинства лучковой пилы с возможностями электрифицированного привода способствовало возникновению довольно любопытных конструкций. Еще перед войной в Архангельске испытывалось необычное устройство. Из небольшого переносного контейнера, в котором располагались мотор, редуктор и цепная передача, выходили два длинных троса. Они соединялись с концами лучкового полотна. Происходило попеременное натяжение каждого троса и перемещение пильного полотна вперед-назад.

Новым этапом развития стало появление ленточных пил. Это круглая стальная лента с множеством зубьев, расположенных вдоль одного края. Она натянута на двух вертикальных шкивах, а зубья направлены в сторону распиливаемой древесины. Первый патент на данный вид пил был выдан в Англии в 1808 году. В 1834 году некий Этьено получил патент на это же вид пилы во Франции. Первым американцем, запатентовавшим ленточную пилу, оказался Б. Бейкер, сделавший это только в 1836 году. Однако долгие годы не удавалось добиться точного соединения концов ленточной пилы, из-за чего их широкое распространение начинается только после 70-х годов XIX века. В те времена одни из лучших ленточных пил изготовляли во Франции.

И все-таки ни диск, ни ленточное полотно, даже кольцеобразное, не стали основой современных переносных механических пил. Ею стала режущая цепь, впервые предложенная ещё в 1858 году американцем Брауном. Его современники не оценили изобретения. Первые серийные образцы подобных пил появились лишь спустя несколько десятилетий. Они были громоздкими, орудовать ими в одиночку было невозможно. Пример тому - мотопила "Сектор", разработанная в 20-30-х годах ХХ века шведским инженером Вестфельтом. На ней режущая цепь, натянутая по треугольному контуру через звездочки (одна ведущая), приводилась во вращение от бензинового двигателя через коническую передачу и длинный вал.

Немалый вклад в пилостроение сделали два человека, творения которых сейчас известны многим строителям, которые ценят качественный инструмент. Это Андреас Штиль и Джозеф Бафорд Кокс. Андреас Штиль, немецкий механик, запатентовал в 1926 году первую электрическую цепную пилу, а в 1929 году первую бензопилу под маркой Shtihl. Сейчас этот немецкий производитель имеет несколько десятков разных патентов в области машиностроения, немалую долю рынка среди подобных товаров, а так же признание покупателей, которые ценят марку за точность и надежность.

В эти же годы предельно тяжелые условия лесозаготовительного труда и низкая его производительность подталкивали вперед и инженерную мысль в СССР. В конце 1927 года приказом ВСНХ СССР была учреждена Северная опытная станция по механизации и рационализации лесозаготовок. С целью изучения зарубежной техники в 1927 году в СССР завезли для испытания появившиеся за границей моторные пилы «Сектор», «Рапид» и другие. С этого, собственно, и начиналась история моторных пил в СССР. Время показало, что электропилы хороши на раскряжевке, но малопригодны для валки. В 1931 году Бюро приспособлений Машинотреста проектирует и изготавливает первые опытные образцы бензомоторной пилы «Пионер», а Главное военно-инженерное Управление РККА организует изготовление бензомоторных пил МП-300 и серии электропил «Большевик». Вслед за этим ученый совет ЦНИИМЭ утвердил для реализации проект облегченных бензомоторных пил под марками ЦНИИМЭ-1 с поворотным пильным аппаратом и ЦНИИМЭ-2 цельноповоротной конструкции, а также дальнейшие модификации - ЦНИИМЭ-3 и ЦНИИМЭ-4.

Период 30-40-х годов характерен исключительной интенсивностью опытных работ по созданию переносных механических цепных пил, и результатом этой работы явилось создание вскоре после Великой отечественной войны новой модели электропилы ЦНИИМЭ - ВАКОПП. Будучи почти вдвое легче своих предшественниц, пила ВАКОПП с 1946 года находит широкое применение в лесной промышленности. Одновременно в лес поступают передвижные электростанции ПЭС-12-50 нормальной частоты тока (50 Гц), мощностью 12 кВт.

Однако наряду со значительным снижением общего веса электропила ВАКОПП имела недостаточную рабочую длину шины (500 мм) и малую мощность двигателя - 1,3 кВт.

Подлинную техническую революцию в механизации валки леса произвела пила ЦНИИМЭ-К5. В ней был применен электродвигатель повышенной частоты тока (200 Гц). Вместо 3000 оборотов в минуту вал электродвигателя развивал 12000 оборотов, что и позволило снизить вес двигателя более чем вдвое, не уменьшив при этом его мощности (1,3 кВт).

В дальнейшем научные организации и отдельные изобретатели, используя электродвигатели повышенной частоты тока, создали ряд конструкций облегченных электропил. В это же время началось серийное производство электропилы модели ПЭП-3.

В послевоенный период в 1947 году лесоруб Джозеф Бафорд Кокс усовершенствовал цепь для цепной пилы, оптимизировав ее работу и повысив эффективность инструмента. Наблюдая во время перерыва в работе за личинкой жука-короеда, он обратил внимание на легкость, с которой она прогрызает себе путь в древесине крепкого пня, двигаясь при этом в любую сторону независимо от направления волокон. Повторив из стали С-образные челюсти личинки лесоруб сделал новую цепь. Затем он со своей женой создал компанию Oregon по производству цепей и шин, которые используются сейчас в большинстве цепных пил. Считается, что детали именно этой фирмы говорят об эффективности и относительной простоте инструмента.

В 1949 году, в нашей стране, началось серийное производство бензомоторных пил, которые оказались значительно эффективнее на лесосеках, удобнее в управлении, чем электропилы. Десятилетиями царствовала на делянках бензопила «Дружба", названная так создателями в честь 300-летней годовщины воссоединения Украины с Россией.

В ее конструкцию вводились новый глушитель, одноручейный съемный стартер, улучшалась система зажигания, были упрочнены многие узлы и детали пилы. В модификации «Дружба-60» мощность на двигателе пильной цепи достигала 3,5 л.с. На смену «Дружбе» впоследствии пришли более совершенные пилы «Урал», «Тайга».

Выход фильма «Пила: Игра на выживание» (оригинальное название - Saw)

«Пила́: Игра́ на выжива́ние» (англ. Saw ) - американо-австралийский кинофильм 2004 года в жанре фильм ужасов/триллер . Премьера фильма состоялась 19 января 2004 года. В США не рекомендуется для просмотра лицам до 17 лет (Рейтинг от MPAA), в России - до 18 лет. Изначально планировалось выпустить фильм только для продажи на видео , но премьера на кинофестивале «Санденс » изменила это решение. Триллер очень понравился зрителям и 29 октября вышел в широкий прокат. За первые выходные фильм собрал 18 млн $ (при этом бюджет составил 1,2 млн), а общие кассовые сборы составили $103 096 345, из них в США фильм собрал $55 185 045, в остальном мире $47 911 300. По окончании дебютного уикэнда было сразу же принято решение о запуске сиквела , за которым последовала целая серия фильмов .

Слоганы

  • «Каждая часть была загадкой…»
  • «Сколько крови ты прольёшь для неё?»
  • «Сколько крови ты прольёшь, чтобы остаться в живых?»
  • «Будет много крови»

Сюжет

Двое мужчин просыпаются в старой грязной ванной комнате. Один из них - молодой фотограф по имени Адам , другой - хирург Лоуренс Гордон . Они прикованы цепями к трубам, а в центре комнаты лежит труп с простреленной головой .

В своих карманах они находят аудиокассеты с объяснением причин, по которым они здесь оказались: Адам следит за другими людьми, а Гордон, по роду своей профессии, сообщает людям, что они скоро умрут. В сообщении также сказано, что человек, лежащий в центре застрелился потому, что в его крови было большое количество яда и что Гордон до 6:00 должен убить Адама, иначе он потеряет жену Элисон и дочь Даяну . Фотограф находит в бачке унитаза пару ножовок , однако перепилить ими цепи не удаётся. «Он хочет, чтобы мы пилили не цепи. Он хочет, чтобы мы пилили ноги », - догадывается Гордон.

Хирург понимает, кто затащил их сюда: это «конструктор смерти », серийный убийца, который заставляет играть своих жертв в смертельные игры, чтобы дать им возможность понять ценность человеческой жизни. Он не убивает их, а даёт возможность выжить. Гордон узнал о «конструкторе смерти» после того, как последний оставил на месте преступления фонарик, принадлежавший доктору. Детективы Дэвид Тэпп и Стив Синг подозревают, что хирург причастен ко всем этим убийствам. Однако у Гордона есть алиби , которое подтвердилось. Тем не менее, детективы считают, что врач может помочь следствию. Они рассказывают историю маньяка. Первой его жертвой стал человек, пытавшийся совершить самоубийство . Он оказался в лабиринте из колючей проволоки . Другой прикидывался больным. Его конструктор смерти намазал легковоспламеняющимся веществом и заставил со свечкой искать комбинацию из цифр, написанных на стене. Оба не смогли «выиграть» в смертельной игре. Однако один человек выжил - это наркоманка Аманда . Убийца надел на неё устройство, которое через минуту после активации разорвёт её челюсть . Устройство можно было открыть только ключом , находящимся в желудке у сокамерника, которому была введена большая доза опиума .

Позже Адам и Гордон обнаруживают, что за ними наблюдают через видеокамеру. Ещё через некоторое время Адам находит в бумажнике у Гордона фотографию связанной жены и дочери, позади которой написано, что на стене находится место, отмеченное крестом и, если выключить свет, то его можно будет обнаружить. Адам не показывает хирургу фотографию. Тем временем, детектив Тэпп считает, что «конструктор смерти» - это Гордон. Тэппа уволили из полиции потому, что он был одержим идеей поймать маньяка, который убил его напарника Синга несколькими неделями ранее.

Адам предлагает Гордону выключить свет. После этого на стене появляется крест. Разбив кусок стены, хирург обнаруживает там коробку, в которой лежат две сигареты и мобильный телефон , который может только принимать звонки. «Конструктор смерти» предлагает Гордону убить Адама, обмакнув сигареты в отравленную кровь, однако хирург предлагает план лучше: фотограф сымитирует смерть. Но эта затея провалилась: конструктор смерти направляет на Адама ток, чтобы проверить, действительно ли тот мёртв.

Звонит мобильный телефон, и Элисон говорит Гордону, чтобы тот не верил Адаму. Фотограф признаётся, что детектив Тэпп нанял его, чтобы шпионить за Гордоном. Тем временем, дома Элисон и Даяна находятся в заложниках у Зэппа, санитара больницы, в которой работает Гордон.

Уже 6:00, кончилось время, отведённое доктору. Элисон освобождается от верёвки и вступает в борьбу с Зэппом. Раздаются выстрелы, на них прибегает детектив Тэпп, наблюдавший за этим домом. Тем временем, считая, что жена и дочь всё ещё в опасности, Гордон отпиливает себе ногу, берёт револьвер и стреляет в Адама.

Тэпп уже догнал Зэппа в том здании, где находятся Адам и Гордон, в борьбе санитар стреляет в детектива. После этого, Зэпп входит в комнату и видит, что хирург убил фотографа и говорит: «Время вышло. Таковы правила», - и направляет пистолет на Гордона. Адам, чудом оставшийся в живых, скидывает Зэппа с ног, берёт крышку от бачка унитаза и избивает санитара до смерти. Доктор говорит, что ему нужна помощь, иначе он умрёт от потери крови, и удаляется.

Адам, тем не менее, всё ещё прикован к трубе. Он обыскивает Зэппа, но вместо ключа находит аудиоплеер с кассетой. Фотограф узнаёт, что санитар всё это время тоже был в смертельной игре Конструктора смерти. Он должен был взять в заложники жену и дочь Гордона и, если доктор не выполнит условия «игры» - убить их, иначе сам умрёт от яда, находящегося в его крови. Настоящим же "Конструктором» оказался «труп», лежащий в центре комнаты. Это Джон, пациент, который неизлечимо болен и находился на лечении у доктора Гордона. Он говорит, что ключ от цепей был в ванной, но он был спущен в канализацию после первого пробуждения Адама. Конструктор смерти говорит: «Игра окончена». После этого он закрывает дверь. Фильм заканчивается криком Адама, который продолжается до титров.

В ролях

  • Ли Уоннелл - Адам Фолкнер
  • Кэри Элвис - доктор Лоуренс Гордон
  • Дэнни Гловер - детектив Дэвид Тэпп
  • Кен Леунг - детектив Стив Синг
  • Дина Мейер - детектив Эллисон Керри
  • Майкл Эмерсон - Зэпп Хиндл
  • Шоуни Смит - Аманда Янг
  • Майк Баттерс - Пол Столлберг
  • Пол Гутрехт - Марк Родригез
  • Моника Поттер - Элисон Гордон
  • Макензи Вега - Даяна Гордон
  • Александра Бокин Чан - Карла
  • Бенито Мартинес - Бретт
  • Нед Беллами - Джефф
  • Орен Коулес - Безымянный человек
  • Тобин Белл - Конструктор смерти

Съёмочная группа

  • Монтаж - Кевин Греутерт

История создания

До начала съёмок

Кастинг

Съёмки

Съёмки длились восемнадцать дней, из них шесть дней снимали сцены в туалете. Поскольку бюджет фильма был ограничен (всего 1,2 млн $), съёмки велись в одном павильоне. Роль Адама исполнил сценарист фильма Ли Уоннелл. В фильме он исполнил не только эту роль: в некоторых сценах ему пришлось замещать отсутствующих актёров. Съёмки велись таким образом, чтобы в кадре не мелькали лица. Уоннелл сыграл детектива Синга, входящего в здание с дробовиком , а также персонажа Шоуни Смит, режущую свою жертву ножом . Чтобы тень на стене была похожа на женскую, Уоннеллу пришлось надевать парик . Нога, которую «отпиливает» Лоуренс - его собственная. Однако актёр так сильно двигал по ней затупленной пилой, что действительно порезался. Тобину Беллу , исполнителю роли «Конструктора смерти», пришлось неподвижно лежать на полу в течение шести дней. Его не стали подменять манекеном, поскольку создатели ленты не могли позволить себе этого по финансовым соображениям ввиду очень высокой стоимости качественного манекена. Мертвого сокамерника Аманды сыграл Орен Коулес, один из продюсеров фильма. Сцена автомобильной погони была снята в гараже склада при выключенном свете с добавлением искусственного дыма; при этом несколько человек раскачивали машины для создания эффекта движения. Основная часть съёмок прошла на заброшенном складе. Нужные комнаты отремонтировали для съёмок тех или иных сцен. Только для туалета сделали отдельные декорации.

Для того чтобы актёр Тобин Белл лежал неподвижно ему вкалывали успокаивающее, причём каждый день в течении шести дней пока снимали сцены с его участием.

Выход фильма

Премьера состоялась на кинофестивале «Санденс », где фильм получил самые лестные отзывы. До премьеры Ли Уоннелл и Джеймс Ван (последний был ещё и режиссёром фильма) рискнули, отказавшись от обычного гонорара в пользу процентов от прибыли. Риск оказался оправданным, поскольку фильм собрал 102 млн $ в мировом прокате, заработав в 85 раз больше своего бюджета. На кинофестивале в Торонто фильм закрывал конкурсную программу.

Киноляпы

Когда Лоуренс в конце фильма отпиливает себе ногу пилой, ни ступня, ни пальцы на ней при этом совершенно не двигаются. Заметны лишь небольшие общие колебания ноги. Вероятно, создатели фильма хотели показать, что Лоренс достиг небывалого психологического состояния и смог зафиксировать свою ногу как деревянную колоду, которая совершенно не реагирует на болевые ощущения .

Особенности фильма

Конструктор смерти

Прозвище «Конструктора смерти», англ. Jigsaw произошло от того, что он иногда на теле своих жертв вырезал кусочек кожи, похожий на элемент мозаики в игре «Пазл » (англ. Jigsaw puzzle ). По сюжету, «Конструктор смерти» всегда как-то связан со своими жертвами. Он встретил наркоманку Аманду, доктора, который известил его о неизлечимой болезни и служащего на фабрике по производству манекенов .

О том, что «труп» в центре комнаты на самом деле есть живой человек (именно он, как выяснится впоследствии, является конструктором смерти), Лоуренс и Адам могли догадаться по нескольким фактам. Во-первых, когда Лоуренс взял из рук «трупа» револьвер, чтобы вставить в него патрон и убить Адама, в барабане не было использованных гильз. Значит лежащий на полу человек не мог сам себя убить. Во-вторых, в аудиоплеере у лежащего человека не было кассеты.

Название фильма

Оригинальное название фильма - «Saw», в кинопрокате на русский язык название перевели: «Пила: игра на выживание». На английском языке слово «saw», помимо существительного («пила»), также является омонимом второй формы глагола «to see», что значит «видеть». То есть, если принять во внимание философию «Конструктора смерти» (в фильме упоминалось, что он подглядывал за своими жертвами), название фильма можно перевести как «Видел». Очевидна также игра слов на английском языке: «Saw» (название фильма), «Jigsaw» (прозвище «Конструктора смерти»): во всех словах есть сочетание «saw».

Иные особенности

Изначально фильм содержал множество длиннот, и по результатам чернового монтажа создатели решили заполнить их фотографиями. Полная режиссёрская версия «Пилы» была выпущена практически в то же время, что и «Пила 2 ». Пробная сцена, представленная на суд Голливудских продюсеров, была отснята с применением медвежьего капкана . Единственным отличием от фильма было то, что на месте Шоуни Смит был представлен Ли Уоннелл. Самое интересное, что это устройство возможно настроить таким образом, что оно будет способно на самом деле сломать челюсть человеку.

Связи

С другими фильмами

В фильме содержится множество ссылок на картины Дарио Ардженто . Кэри Элвис и Моника Поттер играли вместе «злодеев» в фильмах Алекса Кросса «И пришёл паук» и «Целуя девушек». Ли Уоннелл сообщил, что сцена, в которой его персонаж окунает руку в унитаз, была придумана под впечатлением от похожей сцены в картине «На игле ».

С другими частями серии

Даты премьерных показов

  • Премьера фильма состоялась 19 января 2004 года на кинофестивале Санденс .
  • В США фильм вышел в широкий прокат 29 октября 2004 года. Вторую часть выпустили 28 октября , а премьерный показ третьей состоялся 27 октября 2006 года . Что касается четвёртой части фильма , то её премьера состоялась 26 октября 2007 года . А фильм Пила 5 был выпущен 24 октября 2008 года . Шестой фильм появится на экранах 23 октября 2009 года .
  • В России в широкий прокат фильм вышел 20 января 2005 года
  • В России фильм издался на 24 февраля 2005 года (издатель - Централ Партнершип).

Ограничения и запреты на просмотр

Ограничения

  • в США - до 17 года
  • в Канаде - до 18 лет
  • во Франции - до 16 лет
  • в Японии - до 15 лет
  • в Сингапуре - до 18 лет на оригинальную версию и до 16 лет на урезанную версию
  • в России - до 18 лет

Запреты

Фильм включён в список запрещённых к распространению в Республике Беларусь .

Награды и номинации

Год Результат Награда или фестиваль Номинация Примечания
Победа Фестиваль фантастических фильмов и фильмов ужасов в Сан-Себастьяне Лучший фильм
Победа Международный фестиваль фантастических фильмов в Брюсселе Лучший триллер
Победа Gérardmer Film Festival Специальный приз жюри Разделил награду вместе с фильмом Calvaire
Победа Gérardmer Film Festival Гран-при фестиваля
Номинация Teen Choice Awards Лучший крик в фильме Крик Адама перед финальными титрами
Номинация Teen Choice Awards Лучший фильм
Номинация Satellite Awards Лучшие дополнения на DVD
Номинация MTV Movie Awards Лучшая роль в фильме ужасов/триллере Кэри Элвис в роли доктора Гордона
Номинация Golden Trailer Awards Лучший фильм ужасов
Номинация Fantasporto Лучший фильм
Номинация Сатурн Лучший фильм ужасов
Номинация Сатурн (приз Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США) Лучшее коллекционное издание DVD

«Пила: Игра на выживание » (англ. Saw ) - американский фильм ужасов 2004 года . Премьера фильма состоялась 19 января 2004 года. Изначально планировалось выпустить фильм только для продажи на видео , но премьера на кинофестивале «Санденс » изменила это решение. Триллер очень понравился зрителям и 29 октября вышел в широкий прокат. За первые выходные фильм собрал 18 млн $ (при этом бюджет составил 1,2 млн), а общие кассовые сборы составили $103 096 345, из них в США фильм собрал $55 185 045, в остальных странах $47 911 300. По окончании дебютного уик-энда было сразу же принято решение о запуске сиквела , за которым последовала целая серия фильмов .

Слоганы

  • «Каждая часть была загадкой…»
  • «Сколько крови ты прольёшь, чтобы остаться в живых?»
  • «Будет много крови».
  • «Я хочу сыграть с тобой в игру».
  • «Живи или умри. Выбор за тобой»
  • «Большинство в нашем мире абсолютно не ценят жизнь, но только не вы, и не теперь»
  • «Больше всего на свете я ненавижу убийства»
  • «Те, кто не ценят жизнь, не достойны своей жизни»

Сюжет

Лицо Адама, лежащего в ванне, целиком наполненной водой, освещает какой-то предмет, который позже уплывает к его ногам. Неожиданно Адам открывает глаза. Поняв, что он лежит под водой, он дёргается и, зацепив ногой цепочку, выдёргивает из ванны затычку. Вода, ещё недавно целиком наполнявшая ванну, стремительно сливается в канализацию. Вместе с ней туда отправляется и предмет, освещавший Адама.

От пережитого шока Адам вываливается из ванной на пол. Комната, в которой он очнулся, погружена во мрак. Вставая, Адам чувствует, что на его ногу надета цепь. Держа её в руке, Адам доходит до трубы, к которой он прикован. В растерянности и ужасе он начинает звать на помощь.

После нескольких попыток докричаться до кого-нибудь, Адам приходит к выводу, что он умер. На это с другого конца комнаты откликается спокойный мужской голос, который говорит ему, что это не так. Спустя какое-то время, мужчине - доктору Лоуренсу Гордону - удаётся включить свет.

Привыкнув к яркому свету и увидев друг друга, узники понимают, что они оба поставлены в равные условия - за ноги они прикованы цепями к трубам. Однако сначала их внимание привлекает труп человека, лежащего в центре комнаты в луже крови. В одной его руке зажат плеер, в другой - револьвер. Пока Адама рвёт от отвращения, Лоуренс подходит к трупу, насколько ему это позволяет сделать цепь, пытаясь получше разглядеть его. Придя в себя, Адам оглядывается по сторонам, после чего обращает внимание на цепь. Пока Гордон пытается разглядеть труп получше, Адам впадает в истерику, дёргая цепь и истошно вопя. Лоуренс интересуется, не узнаёт ли он их мёртвого сокамерника, на что Адам отвечает отрицательно. Пообщавшись с Адамом и получив ответы на свои вопросы, Лоуренс замечает, что на стене висят совсем новые часы, что его удивляет.

Пока хирург пытается безуспешно открыть дверь, Адам обыскивает себя и находит конверт в одном из карманов. Вскрыв его, он обнаруживает кассету для плеера, на которой написано «Послушай». Лоуренс обыскивает себя и обнаруживает такой же конверт, однако в нём, помимо такой же кассеты, лежат ещё патрон и маленький ключ. Оба узника по очереди пытаются открыть этим ключом замки на своих цепях, но у них ничего не выходит.

Адам обращает внимание на плеер, который держит в руке их мёртвый сокамерник. После нескольких попыток ему удаётся дотянуться до плеера и взять его. Прослушав свои кассеты, узники узнают, что фотограф Адам оказался здесь, потому что следит за другими людьми. Чтобы спастись, Адам должен что-нибудь предпринять, а Лоуренс должен убить Адама до шести часов, иначе его семья - жена Эллисон и дочь Дайана - будет убита. Также похититель говорит, что человек, лежащий в центре комнаты, застрелился из-за большого количества яда в его крови. В конце он добавляет, что в комнате много подсказок и что крестом отмечено сокровище, после чего просит врача следовать зову сердца .

Лоуренс начинает оглядывать комнату, чтобы найти сердце и вдруг он находит его на бачке унитаза. Адам находит в нём пару ножовок, однако перепилить ими цепи не удаётся. Хирург понимает, что пилы оставлены им не для цепей, а для ног. Наконец, Лоуренс догадывается, кто сделал это. Адам тут же вскакивает на ноги, требуя от Лоуренса ответа, но врач успокаивает его, говоря, что лишь знает о нём, но не знаком с ним лично. Последнее, что он слышал об их похитителе - полиция его все ещё не поймала. Гордон говорит, что знает о нём, потому что сам был подозреваемым и начинает рассказывать Адаму историю, случившуюся с ним пять месяцев назад, с самого начала.

Хирург рассказывает Адаму о серийном убийце, которому журналисты дали прозвище «Пила ». Однако, как замечает Лоуренс, он никого не убивает - он лишь создаёт ситуации, в которых жертвы сами себя убивают.

Гордон узнал о Пиле после того, как последний оставил на месте преступления фонарик, принадлежавший доктору. Во время осмотра вместе со студентами смертельно больного пациента по имени Джон (что сообщил всем санитар Зепп, добавив, что Джон очень интересный человек, намекая, что санитар знает о пациентах намного больше, чем их лечащий врач), Гордона вызывают на допрос. Детективы Дэвид Тэпп и Стивен Синг подозревают, что хирург причастен ко всем этим убийствам, так как на фонарике были обнаружены его отпечатки. Однако у Гордона есть алиби, которое подтвердилось. Тем не менее детективы считают, что врач может помочь следствию. Они рассказывают историю маньяка. Одной его жертвой стал человек Пол, 46-летний мужчина, пытавшийся совершить самоубийство. Он оказался в лабиринте из колючей проволоки. Другой - Марк - прикидывался больным. Ему создатель смертельных ловушек ввёл дозу медленнодействующего яда, облил огнеопасным веществом и заставил со свечкой искать комбинацию от сейфа, где находилось противоядие, из цифр, написанных на стене. Оба не смогли «выиграть» в смертельной игре.

Однако одному человеку всё же удалось выжить - это наркоманка Аманда Янг. Конструктор надел на неё устройство, которое через минуту после активации разорвёт её челюсти. Устройство можно было открыть только ключом, находящимся в желудке её сокамерника, которому была введена большая доза опия.

После рассказа, Адам начинает подозревать врача в том, что он и есть тот маньяк, последний отвечает, что он в такой же ситуации что и он, однако фотограф не верит ему. Затем Адам поднимает осколок зеркала, намериваясь кинуть его в Лоуренса и замечает это стекло, а не зеркало. После чего фотограф разбивает его. Адам и Лоуренс видят, что за стеклом установлена видеокамера, через которую за ними наблюдают. Адам, поражаясь спокойствию доктора, напоминает ему о семье, которая, судя по всему, в данный момент находится у Пилы. Гордон огрызается, говоря, что не перестаёт об этом думать, а затем дает Адаму свой бумажник, чтобы он увидел его семью, советуя посмотреть его любимую фотографию, где они запечатлены втроём. Но вместо неё Адам обнаруживает совсем другую фотографию, на которой запечатлены связанные Элисон и Дайана. На обороте фотографии дана подсказка, благодаря которой Адам понимает, что крест, о котором упомянул Пила, можно увидеть, если выключить свет. Тем временем Тэпп следит за домом Гордона, считая, что он и есть Пила. Теперь Тэпп больше не детектив - его уволили из полиции, потому что его желание поймать убийцу привело к смерти его напарника Синга, что окончательно сломило Тэппа. Теперь он одержим желанием найти убийцу во что бы то ни стало.

Адам предлагает Гордону выключить свет. В темноте они обнаруживают на одной из стен упомянутый убийцей крест. Разбив кусок стены, хирург обнаруживает там коробку, в которой лежат несколько сигарет, зажигалка и мобильный телефон, который может только принимать звонки. Мобильный телефон пробуждает память Лоуренса, и он вспоминает, как его похитили. Лоуренс сначала говорит, что это случилось после работы, но позже вынужден признать, что его похитили, когда он уходил от своей любовницы Карлы.

Также в коробке, найденной доктором, лежит записка, в которой Пила предлагает Гордону убить Адама, обмакнув сигареты в отравленную кровь, однако хирург, не желая убивать фотографа, придумывает иной план: фотограф, затянувшись сигаретой, должен сымитировать смерть. Но убийца нарушает планы своих жертв - когда Адам падает на пол, Пила направляет на него через цепь ток, чтобы проверить, действительно ли доктор сделал то, что он от него требует. Удар током заставляет фотографа выдать себя, и тем самым срывает попытку узников обмануть Конструктора, но при этом действует на Адама, как мобильный телефон на Лоуренса - тот вспоминает, как оказался здесь.

Около шести часов звонит мобильный телефон, и Эллисон, которая находятся вместе с дочерью в заложниках у Зеппа в их доме, говорит Гордону, чтобы тот не верил Адаму. Фотограф признаётся, что детектив Тэпп нанял его, чтобы шпионить за Гордоном. Когда Адам в своей квартире проявлял последние снимки с доктором, на него напали и похитили.

Ровно в шесть часов Зепп в доме Гордона отключает камеру слежения. В это же время Эллисон освобождается от веревки. Зепп входит в комнату и вынуждает Эллисон вновь позвонить своему мужу, и в этот момент она вступает в борьбу с Зеппом. Раздаются выстрелы, на которые прибегает Тэпп, следивший за домом доктора. Отбившись от Тэппа, Зепп покидает дом с намерением убить доктора. Тэпп, придя в себя, бросается за Зеппом в погоню.

Лоуренс слышит лишь крики и выстрелы. В этот момент Пила направляет на него ток, и доктор в припадке отбрасывает телефон в сторону. Когда он приходит в себя, телефон вновь начинает звонить - спасшаяся благодаря вмешательству Тэппа, Эллисон пытается предупредить об этом мужа. Но доктор не может дотянуться до телефона. Считая, что жена и дочь все ещё в опасности, Гордон теряет рассудок и отпиливает себе ногу, после чего берёт револьвер из руки мёртвого тела, заряжает найденным в конверте патроном и стреляет в Адама.

Тэпп нагоняет Зеппа в здании, где находятся Адам и Гордон, однако в борьбе санитар выстреливает бывшему детективу в грудь. После этого Зепп входит в ванную комнату и видит, что хирург застрелил фотографа. Проверив Адама, Зепп наводит пистолет на Лоуренса, говоря, что хирург опоздал. На вопрос Гордона «почему» Зепп отвечает: «Таковы правила». В этот момент Адам, оставшийся в живых, потому что Гордон специально стрелял в плечо, набрасывается на Зеппа, сбивает его с ног и забивает санитара до смерти крышкой от бачка унитаза. Лоуренс говорит, что нужно позвать на помощь, обещает привести людей и уползает из комнаты.

Адам остается в комнате один, все ещё прикованный к трубе. Он обыскивает тело Зеппа в надежде найти ключ от своей цепи. Но, к его ужасу, вместо ключа находит плеер. Фотограф понимает, что санитар всё это время был такой же, как и они сами, жертвой в смертельной игре Пилы. Согласно правилам, он должен был взять в заложники жену и дочь Гордона и, если доктор не выполнит условия «игры», убить их, иначе он умрёт от яда, находящегося в его крови.

В шоке, Адам выключает плеер. И в этот момент мёртвое тело, лежавшее всё это время посреди комнаты, начинает медленно вставать на ноги. Адам в ужасе наблюдает, как Пила медленно сдирает маску с головы и адаптируется к яркому свету. Пила замечает, что предмет, который ушёл в канализацию вместе с водой после пробуждения Адама, и был ключом от цепи. Серия флэшбэков объясняет, что Пилой всё это время был Джон, смертельно больной пациент доктора Гордона. Адам пытается убить Джона оружием Зеппа, но тот вновь пропускает через Адама ток , заставляя его уронить пистолет. Джон медленно идёт к двери, не обращая внимания на дико кричащего ему вслед Адама, выключает свет и со словами: «Игра окончена », закрывает дверь и оставляет фотографа в тёмной комнате навсегда.

История создания

До начала съёмок

В сиквеле фильма выяснится, что Адам умер после событий первой части, а в триквеле показано, как именно он погиб. Вплоть до выхода седьмой части судьба доктора Гордона оставалось неизвестной, хотя в каждой части чувствовалось его присутствие. Например: хромающий на правую ногу человек, который «прячет» ключ за глазом Майкла («Пила 2 »). Сам Конструктор - инженер, механик, но не хирург. Зашитые рот Арта и глаза Тревора, ловушка Морган и её мужа («Пила 4 ») с прутьями, проткнутыми через артерии, а также ключ в теле Уильяма («Пила 6 ») мог оставить лишь хирург.

После выхода фильма «Пила 3D » выяснилось, что Гордон выжил, и Конструктор сделал его своим помощником (тем самым подтвердились теории, указанные выше) после того, как спас от смерти. После смерти самого Крамера Гордону было поручено следить за Марком Хоффманом (первым помощником Конструктора), и он выполнил свою миссию.

О докторе Гордоне упоминается и в Saw: The Video Game . В своем послании Конструктор говорит, что попросил знакомого хирурга «заменить пулю на ключ в вашем теле ».

Сразу хочу предупредить, что не буду описывать хитроумные пытки и орудия убийств, так как это займёт очень много времени, да и такое нужно видеть собственными глазами.

Знакомьтесь! Это Джон Крамер - семьянин, дизайнер, архитектор, инженер и просто душка.

Джон живёт в счастливом браке со своей красавицей женой Джил Так, которая работает в наркологической клинике.

Они ждут ребёнка, маленького Гидеона, но на 7 месяце беременности происходит ужасный инцидент, в результате которого происходит выкидыш: в конце рабочего дня, когда Джил уже собирается уходить с работы и запирает дверь в клинику, врывается наркоман Сесил, её пациент, в поисках наркотических веществ. Закрывающаяся дверь ударяет Джил в живот. У входа в клинику, Сесила ждёт Аманда Янг, ещё одна пациентка Джил, у которой практически нет шансов выжить, потому что она законченная джанки, не поддающаяся лечению.

Узнав о том, что его нерождённый сын мёртв, Джон начинает сходить с ума и впадает в абсолютную апатию, забив на Джил и работу. Семья рушится и Крамер остаётся один. Тяжёлая депрессия усугубляется тем, что у Крамера находят рак мозга. Отчаявшись, он пытается совершить попытку самоубийства, которая проваливается (он разбивается в машине, но, чтобы выбраться, ему приходится достать из собственного тела стальной прут). Он понимает, как человек, взглянувший в глаза смерти, желает жить и начинает ценить свою жизнь. Именно эта идея явилась основой метода "перевоспитания", которая и превратила Крамера в Пилу. Он решает принудительно давать людям шанс вырываться из когтей смерти, чтобы они начинали ценить то, что у них есть и видеть ошибки, совершённые в жизни.
Крамер пытается лечится и желает получить деньги по страховому полису. Ему отказывают в выдаче средств, т.к. терапия, дающая шанс на спасение, экспериментальна и может не возыметь действия. Крамер обращается к владельцу страховой фирмы, с которым знаком лично, ещё по тем временам, когда его брак был цел (он устраивал благотворительный банкет в наркологической клинике, где работала Джил), желая через него получить деньги. Он объясняет, что не стеснён в средствах, но получить страховку для него - дело принципа. Директор отказывает в выдаче средств. Во время разговора становится понятно, что Пиле очень не нравятся принципы работы страховой компании и даётся намёк на то, что он ещё понесёт ответственность за то, что решает, кому жить, а кому умереть.

Первой его жертвой становится наркоман Сесил, который убил его ребёнка (Когда Пила похищал Сесила, он использовал маску свиньи, так как события происходили на китайском параде в честь нового года, талисманом которого как раз был хряк. Он прихватил карнавальную маску для себя и жертвы, чтобы не выделятся. Маска свиньи фигурирует в каждом фильме серии). Сесил проходит испытание, но в попытке убить Крамера падает в колючую проволоку и умирает.
Следующей жертвой становится Аманда. Стоит отметить: Пила не знает о том, что Аманда имеет косвенную причастность к гибели его сына, т.к. уговорила Сесила ворваться в клинику. Он выбирает её, чтобы доказать, что его метод работает даже на абсолютно конченых людях. Она успешно проходит испытание (на ней был одет шлем, который должен был размозжить ей череп, в случае провала) и возвращается домой, где её встречает Пила, который рассказывает о том, что она переродилась и о том, что желает взять её к себе в помощники. Аманда соглашается и начинает воспринимать Пилу, как учителя.

…А тем временем…

Детектив Хоффман. Исполнительный работник, гордость ФБР. Но внутри он пуст: его гложет ненависть и жажда мести. Каждый день, после работы он упивается в стельку, чтобы забыться. Дело в том, что его любимую сестру убили. Убийцу находят и сажают в тюрьму, но вместо того, чтобы выйти через 25 лет, он выходит через 5, из–за пересмотра дела. Находясь на пике отчаяния, Хоффман решает убить виновника смерти своей сестры, сымитировав убийство Пилы, чтобы отвести подозрения от себя. Но в отличие от жертв пилы, жертва Хоффмана не имела шанса на победу, она была приговорена к смерти заранее.
Имитация проходит успешно, и убийство сваливают на Пилу. Марк спокойно вздыхает, но не тут–то было! Его деяние не остаётся незамеченным, и Пила похищает его. По достоинству оценив его жажду справедливости и готовность прибегать к экстремальным методам, он вербует его к себе в ученики, даже не проводя кровавого испытания. У Хоффмана нет выбора - если он арестует или убьёт Пилу, то все узнают о том, что он совершил убийство (пила пригрозил тем, что в случае его смерти данные будут обнародованы) и его карьера будет разрушена. Нельзя сказать, конечно, что он сильно против.

Следующей крупной игрой становится испытание доктора онкологии Лоуренса Гордона (кстати говоря, он чем–то очень напоминает Уилсона, даже работают они в одной области!). Пила одно время был его пациентом. В качестве жертвы Гордон был выбран за то, что забил болт на свою семью (работа+любовница) и за то, что он работает врачом не для того, чтобы спасать жизни, а лишь из–за денег.
Хоффман рассказывает Пиле о том, что детектив, который ведёт его дело, очень толковый и подбирается всё ближе и ближе. Пила просит Хоффмана навести его на ложный след и тот подкидывает на одно из мест преступления (комната, где проходила испытание Аманда) медицинский фонарик доктора Гордона.

Дело Пилы вели два детектива. Особо рассказывать про них нет смысла - они проходные персонажи, я даже имён не помню. Я даже имён не помню, так что буду звать их просто Негр и Азиат. Однажды им, по видеозаписи с куклой, удалось вычислить логово Пилы. Не став ждать подкрепления они поехали сразу туда, в результате чего Азиат погиб, а Негр поимел шрам на всю шею и ебанулся на отличненько, из–за чего был отчислен из полиции. Но он решил довести дело до конца и поймать Пилу сам, чтобы отомстить за Азиата. Из–за фонарика он начал следить за доктором Гордоном, установив слежку за его квартирой.

Но вернёмся же к первой серьёзной игре. Пила и Аманда похитили Гордона и Адама (фотограф, которого Негр нанял гонятся за Гордоном и делать фотоотчёты). В закрытой комнате они спрятали много разных штук, из которых нас интересуют только две пилы, патрон к револьверу и телефон, настроенный только на приём звонков. Пила вкалывает себе какой то шняги, замедляющей его сердце и ложится посередине комнаты, чтобы следить за процессом, предварительно загримировавшись под трупа, вынесшего себе мозги и вложив себе в руки диктофон и разряженный револьвер. В роли оператора игры впервые был привлечена жертва (чувак, который вынужден следить за игрой, чтобы не умереть самому) - это Зэп, санитар больницы, где работал доктор Гордон. Почему выбран именно он в фильме не объясняется.
Правила игры таковы, что Гордон должен убить Адама до 6 часов вечера, иначе его жена и дочь погибнут (Зэп взял их в заложники в их собственном доме). Стоит отметить, тот факт, что обе жертвы прикованы цепями за ноги, в разных углах комнаты.
Адам получает первый звонок: с ним говорит дочь и жена, которым Зэп дал трубку, которые просят его помочь. Наступает 6, а Адам ещё жив. Зэп уже собирается застрелить семью доктора Гордона, но его жене удаётся развязать руки и выхватить пистолет. Она берёт ситуацию под контроль и звонит мужу, сказать, что всё нормально и он не должен никого убивать. В этот момент Зэп прыгает на неё и начинается драка за пистолет, телефон падает на пол и Гордон слышит только стрельбу в трубке. Стрельбу слышит так же и Негр, который ведёт слежку за квартирой и бросается на помощь семье доктора (он знает, что они в заложниках - видел, как Зэп выглядывает в окно).
Гордон впадает в безумие, так как думает, что его семью уже начали убивать и отпиливает себе ногу, чтобы добраться до револьвера. Он стреляет в плечо Адама и тот падает в обморок.
Когда в квартиру врывается Негр, Зэп понимает, что уже не сможет убить семью Гордона и единственный шанс на жизнь - срочно поехать в дом и убить Лоуренса, который не уложился в победу по времени. Негр гонится за ним, в итоге чего его все–таки убивают, а израненный Зэп становится жертвой кооперированных действий Лоуренса Гордона и Адама, который в самый неожиданный момент набросился на Зэпа и повалил его. Безногий, истёкший кровью Гордон уползает за помощью, пообещав Адаму вернуться. В этот момент Пила встаёт и уходит за ползущим Гордоном, прислав Аманду, чтобы та добила Адама. Судьба Гордона не известна, возможно, он ещё появится в будущих частях.

Жертвой второй крупной игры становится новый детектив дела Пилы - Эрик Мэтьюс. Боевой парень, крепкий орешек, который в одиночку воспитывает сына и наказывает преступников.

Пила и помощники похищают сына Мэтьюса и ещё 6 человек (все 7 человек являются бывшими заключёнными, которых поймал и посадил Мэтьюс). Помимо похищенных в игре так же участвует Аманда, которая следит, чтобы всё шло, как задумано. Все жертвы заперты в доме и должны выполнять задания, чтобы выжить. В результате в живых остаются только Аманда и сын детектива. Сына запирают в большой сейф, прямо в мастерской Пилы, а запись проведённой игры запускают на мониторы.
Скоро в мастерскую приезжает спецназ под предводительством агента Мэтьюса. Пила показывает ему мониторы и говорит, что сына он встретит, только если будет играть по предложенным правилам. Над мониторами тикает таймер. Мэтьюс, конечно, решает, что его сын в опасности и заставляет Пилу провести его в дом, предварительно зверски избив. Пила смеётся и говорит - ок, поехали. Они бегут из здания и едут в дом, где проводилась игра. Мэтьюс спускается в подвал и оказывается в комнате, где проходила игра с доктором Гордоном. Там его поджидает Аманда, которая делает сонный укол и приковывает цепи, как первых жертв команты, после чего уходит. Когда Эрик приходит в себя он ломает ногу, чтобы вытащить её из браслета и догоняет Аманду. Завязывается драка, в результате которой Аманда выходит победительницей и считает, что Мэтьюс мёртв. После её ухода приходит Пила и оттаскивает детектива в камеру, где тот пол года ждёт заготовленной ему участи. Когда время истекает сейф в мастерской пилы, где сидит сын, открывается (и тут у всех происходит шок, потому что зритель понимает, что если бы Эрик играл по правилам и слушал Пилу, то встретил бы своего сына сразу, как оттикает таймер).

Аманда предаёт принципы Пилы - жертвы её игр не имеют шанса на спасение. Пила не в восторге, а Хоффман её очень не любит и считает отбросом, который не сможет быть Пилой.
Пила лежит при смерти - опухоль в голове даёт о себе знать, и Аманда похищает медсестру всё из того же злополучного госпиталя, где работал Зеп и Гордон. Она должна следить за его здоровьем. Чтобы прибавить ей энтузиазма в этом деле на её шею одевается ошейник с патронами, которые снесут ей голову, если у Пилы распрямится кардиограмма. Пила обещает отпустить её, как только закончится игра.
После похищения Мэтьюса дело пилы ведут сразу 4 человека - Ригг (проходной персонаж), уже знакомый нам Хоффман, работающий на Пилу, агент Перез (проходной персонаж) и агент Страм, её напарник (фото прилагается).

Испытание проходят одновременно два человека - муж похищенной медсестры, который одержим мыслью о мести пьяному водителю, из–за которого погиб его сын, и Ригг, которого Пила попытается завербовать. Ещё Пила глотает кассету с очередной звукозаписью.
Сначала разберёмся с первым. Он проходит ряд испытаний на милосердие, где ему предлагается спасти или обречь на смерть людей, причастных к смерти сына. В итоге он приходит в логово Пилы, одержимый желанием отомстить уже ему. В этот самый момент Пила просит отпустить медсестру, но Аманда стреляет в неё, не желая давать ей свободу (позже мы узнаем, что её вынудил Хоффман - он обещал, что расскажет Пиле о том, что она была в клинике в ночь гибели его сына и имеет к этому причастность). Раненная медсестра падает прямо на руки своему мужу, который убивает Аманду, а затем и Пилу, после чего срабатывает ошейник с патронами (Пила то мёртв) и бабе сносит голову. В этот же момент в комнату заходит Страм и убивает Джеффа (мужика, который проходил испытание и только что убил Аманду и Пилу).
В это же самое время проходит вербовка Ригга - ему показали Мэтьюса и Хоффмана, находящихся в смертельной ловушке. Чтобы их спасти он должен слушать правила игры и выполнять их. Он проваливает испытание и Мэтьюс погибает, а вместе с ним и он сам + бывший партнёр Пилы по бизнесу, который стал очередным оператором–игры–жертвой (он следил за игрой Ригга, т.к. Пила следил за игрой Джеффа).
В итоге мы имеем - мертвы все, кроме Хоффмана (он притворялся, что находится в ловушке: на самом деле его жизни ничего не угрожало, просто он следил за игрой, на подобие Пилы, лежащего на полу сартира) и Страма (который вообще то не должен был выжить, т.к. ему была уготовлена ловушка без решения, сразу после того, как он убил Джеффа в комнате умирающего пилы) + жена Пилы, которая всё таки решила перенять его принципы и получила в завещании коробку с 6 конвертами, в которых находились данные по следующим жертвам.
Далее Хоффман продолжает дело Пилы и подставляет Страма, сделав его приемником Пилы в глазах ФБР, предварительно убив.
Во время вскрытия трупа Пилы патологоанатомы находят кассету с записью, предназначенную Хоффману, где говорится, что он ещё подвергнется своему испытанию, так что пусть не думает, что это обошло его стороной.

Следующей, и последней на сегодняшний день, игрой становится игра для директора страховой компании, который отказал в выплате Пиле. Её ведут жена Пилы и Хоффман, а ФБР в это время пытается найти Страма. Сюжетная линия испытаний в этой части не влияет на сюжет (ну, или пока мы об этом не знаем), но могу сказать, что Директор погиб, хотя прошёл все испытания (в конце выяснилось, что это вовсе не его игра, а игра на милосердие для семьи, которую он оставил без страховки). В этой же серии Хоффман избавляется от назойливой журналистки (которая по ироничному стечению обстоятельств оказалась женой Директора страховой компании), показавшей жене Пилы письмо Аманде, которое написал Хоффман (в котором содержится угроза шантажа, из–за которой она и застрелила медсестру). Хоффман забирает у Джил все конверты с жертвами (под предлогом того, что хочет завершить игру сам), которые ей оставил Пила, но она не отдаёт ему один конверт, в котором находятся его собственные фотографии.
В конце Джил подкрадывается к Хоффман и отключив его одевает ему на голову ошейник (точно такой же, каким испытывалась Аманда, с той лишь разницей, что у него нет замка) и привязывает его к стулу. Хоффман ломает руку, освобождается из пут и подручными средствами снимает ошейник вовремя, изуродовав себе лицо.

До начала съёмок

Сценаристы фильма Джеймс Ван и Ли Уонелл познакомились в киношколе в Мельбурне, Австралия. В качестве зачётной работы они написали сценарий к фильму «Пила» и сняли короткометражный фильм на его основе (он был очень похож на эпизод с Амандой, только вместо Шоуни Смит там играл Ли Уоннелл). Их руководитель был настолько впечатлён увиденным, что отправил эпизод в Голливуд. Отправил и забыл. Через несколько месяцев пришло письмо, в котором говорилось, что Вана и Уоннелла приглашают снимать фильм по их сценарию. Продюсерами фильма выступили Грегг Хоффман, Питер Блок, Ларк Бернини, прежде работавшие только с мультипликационными и детскими фильмами. Они не стали делать из интересного сценария обычный дешёвый триллер для показа по телевидению, а позволили дебютантам снять то, что они хотели. Подготовка к съёмкам длилась пять дней. Никаких репетиций не планировалось, актёрам пришлось играть с чистого листа. Согласно комментарию на DVD , ночные кошмары Джеймса Вана и Ли Уонелла легли в основу большинства жутких и страшных сцен фильма. Прочитав сценарий, агент Джеймса Вана и Ли Уонелла посоветовал им снять одну из сцен в качестве короткометражки и рассылать её по голливудским студиям вместе со сценарием.

Кастинг

Агент по кастингу Эми Липпенс поинтересовалась у Джеймса Ванна, кого бы он хотел видеть в роли Аманды. Ван, не задумываясь, ответил: Шоуни Смит, в которую он был влюблён в юности. Спустя пару дней, к большому удивлению Джеймса, Эми сообщила, что Шоуни согласилась сыграть в фильме. Кэри Элвис, в свою очередь, согласился на роль после того, как посмотрел видеокассету, которую Джеймс Ван и Ли Уонелл специально создали для продюсеров.

Съемки

Съёмки длились восемнадцать дней, из них шесть дней снимали сцены в туалете. Поскольку бюджет фильма был ограничен (всего 1,2 млн $), съёмки велись в одном павильоне. Роль Адама исполнил сценарист фильма Ли Уонелл. В фильме он исполнил не только эту роль: в некоторых сценах ему пришлось замещать отсутствующих актёров. Съёмки велись таким образом, чтобы в кадре не мелькали лица. Уонелл сыграл детектива Синга, входящего в здание с дробовиком, а также персонажа Шоуни Смит, режущую свою жертву ножом. Чтобы тень на стене была похожа на женскую, Уонеллу пришлось надевать парик. Нога, которую «отпиливает» Лоуренс - его собственная. Однако актёр так сильно двигал по ней затупленной пилой, что действительно порезался. Тобину Беллу, исполнителю роли «Конструктора», пришлось неподвижно лежать на полу в течение шести дней. Его не стали подменять манекеном, поскольку создатели ленты не могли позволить себе этого по финансовым соображениям ввиду очень высокой стоимости качественного манекена. Мёртвого сокамерника Аманды сыграл Орен Коулес, один из продюсеров фильма. Сцена автомобильной погони была снята в гараже склада при выключенном свете с добавлением искусственного дыма; при этом несколько человек раскачивали машины для создания эффекта движения. Основная часть съёмок прошла на заброшенном складе. Нужные комнаты отремонтировали для съёмок тех или иных сцен. Только для туалета сделали отдельные декорации.

Для того чтобы актёр Тобин Белл лежал неподвижно, ему вкалывали успокаивающее, причём каждый день в течение шести дней, пока снимали сцены с его участием.

Выход фильма

Поскольку за исключением Дэнни Гловера весь актёрский состав состоял из малоизвестных канадских сериальных актёров, фильм не обещал быть коммерчески успешным и планировался к выходу сразу на видео, так как по всем критериям фильм являлся типичным представителем т. н. «независимого малобюджетного кино», заведомо не пользующегося популярностью у широких масс. Но на премьерном показе на кинофестивале «Санденс» фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы и получил самые лестные отзывы. До премьеры Ли Уонелл и Джеймс Ван (последний был ещё и режиссёром фильма) рискнули, отказавшись от обычного гонорара в пользу процентов от прибыли. Риск оказался оправданным, и с микроскопическим по голливудским меркам бюджетом $1,2 млн фильм собрал в мировом прокате неслыханные $103 млн, немедленно взлетев на седьмое место в рейтинге самых прибыльных фильмов всех времен. На кинофестивале в Торонто фильм закрывал конкурсную программу.

Филососфия
Философия

  • Цени то, что у тебя есть, и береги свою жизнь
  • Доверься мне, правила просты, но их нарушение чревато смертью
  • Будь внимателен, ключ к спасению в твоих руках
  • Не помогай им, они сами должны себе помочь
  • Не убивай их, а реабилитируй… ставь под испытание… если они пройдут испытание, то станут другими людьми
  • Всё взаимосвязано, все отдельные части ведут к главному
  • Всё должно быть продумано до мельчайших деталей… если ты знаешь ход мыслей человека, случайностей не будет
  • Пока человек не посмотрел в глаза смерти, невозможно угадать, что он сделает ради жизни
  • Всё сводится к одному правилу: чтобы научиться ценить свою жизнь, нужно лично познать смерть