Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Для нас ли создавал Гоголь поэму о мёртвых душах? Н. в

Для нас ли создавал Гоголь поэму о мёртвых душах? Н. в

Литература и библиотековедение

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» как «малый род эпопеи». Гоголь о замысле поэмы.

„Мертвые души". Гоголь задумал монументальное произведение в трех томах, великую „национальную поэму", стремясь показать не только современную Россию (Русь с „одного боку"), но пытался заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни, указать родине путь к спасению. Труд над „Мертвыми душами" писатель рассматривал как величайшее дело всей своей жизни, как свой человеческий и гражданский подвиг: „...какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!.. Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его. Еще восстанут против меня новые сословия и много русских господ; но что же мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками". По мысли Гоголя, I том „Мертвых душ" должен быть лишь преддверием огромного здания всей книги. Однако именно этому тому было суждено стать величайшим произведением Гоголя и обессмертить имя своего творца.

Первый том „Мертвых душ" вышел в свет в 1842 г. Действие его происходит в одной из русских губерний. Но писатель следует принципам художественного обобщения. В

Две отмеченные выше социально-психологические тенденции объединяются, обнаруживая свою единую природу, и доводятся до полнейшей бессмыслицы, до гротеска в фигуре Плюшкина. Жадное накопление обращается в свою противоположность и приводит к гибели материальных благ, созданных трудом крепостных крестьян, к полному разорению последних — и в конечном итоге к разрушению самого хозяйства. До предела доводится духовное омертвение персонажа. Жадно стерегущий свои гниющие богатства, Плюшкин обращается в „какую-то прореху на человечестве". Линия развития системы образов помещиков весьма показательна: от „сладкого" мечтателя Манилова к „дубинноголовой" крохоборке Коробочке и далее— к безалаберному моту и вралю Ноздреву, к злобному „кулаку" Собакевичу и, наконец, к чудовищной и в то же время мелочной, бессмысленной скупости Плюшкина. Так все более углубляется тема духовной деградации русского дворянства. По мере движения сюжета она звучит все более трагично. Если изображение Манилова, Коробочки, Ноздрева еще вызывает смех, то фигуры Собакевича и особенно Плюшкина становятся страшными.

Картина духовного обнищания и омертвения получает в поэме широту и масштабность благодаря изображению губернского города и его чиновников. В заметках к I тому „Мертвых душ" Гоголь писал: „Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота, Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени". В отличие от обособленных и „неподвижных" помещичьих усадеб, в губернском городе все как будто исполнено общения и движения, но они чисто внешние, „механические", открывающие духовную пустоту. В мире нелепостей и всеобщего идиотизма становятся возможными странные, анекдотические явления, которые, тем не менее, выражают самую суть действительности. Таковы авантюра Чичикова и восприятие ее губернским обществом. Бессмыслица и духовная пустота в полную меру раскрываются в том смятении, которое охватило чиновников при известии о странных действиях Чичикова, в нелепейших толках и абсурдных домыслах. Гоголь создает замечательно яркий, гротескный образ взбудораженного, „взбунтованного" этими толками города. „...Все пришло в брожение, и хоть бы кто-нибудь мог что-либо понять... Пошли толки, толки, и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!". Неразбериха усугубляется известием о назначении нового генерал-губернатора. Продолжая на новом уровне тему „Ревизора" —тему страха перед грядущим возмездием, Гоголь показывает панику, охватившую чиновников. В страхах и догадках о том, кто такой Чичиков: „такой ли человек, которого нужно задержать и схватить, как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных" — выражается вся бестолковость жизни. При этом тема ожидания возмездия приобретает в поэме многозначный смысл. В разгар суматохи почтмейстер делится с другими чиновниками „остроумным" открытием, что Чичиков — капитан Копейкин, и рассказывает историю последнего.

Вставная повесть о капитане Копейкине, запрещенная цензурой и вошедшая в поэму в сильно переработанном и смягченном виде, еще более расширяет ее художественный мир. Перенося действие в Петербург и касаясь „высших сфер", Гоголь раскрывает и беззаконие вышестоящих и бесправие „маленьких людей" как характернейшие черты действительности. В повести звучит тема социального бунта: участник Отечественной войны 1812 г., потерявший в сражениях руку и ногу, капитан Копейкин после тщетных хлопот о пенсии решается сам найти „средство помочь себе" и делается атаманом разбойничьей шайки. Копейкин становится мстителем; как было сказано в ранней редакции, он направляет свои действия против „всего казенного". История Копейкина, вместе с упоминанием о бунте крестьян сельца Вшивая спесь, Боровки и Задирайлово против земской полиции и об убийстве заседателя Дробяжкина, вносит в поэму настроение тревоги и грозного предчувствия.

Рисуя „распадающуюся", „мертвую" жизнь современной ему России, Гоголь идет путем „микроскопического" ее анализа. Он внимательно исследует мелочи и дрязги, заостряет их, показывает крупным планом, гиперболизирует, так как видит в них выражение сущности окружающей действительности. На мелочах вертится жизнь современного человека, они таят в себе источник зла и приобретают в поэме грозный символический смысл. Подробности быта, одежды, антуража становятся для Гоголя средством социального анализа. Реалистический метод Гоголя открывает глубинный философский смысл жизненных мелочей, освещает их светом „общего значения". „Мелочи" играют большую роль в изображении характеров героев. Обнаруживая их духовную пустоту, они вместе с тем придают им удивительную жизненность и „выпуклость". Перед Гоголем-художником стояли сложные задачи—глубоко раскрыть характеры, не имеющие никакой душевной глубины. В основном писатель изображает их „извне", особенно большое значение получают образы вещей, окружающих героев. В психологическом анализе Гоголя остается черта, восходящая к романтизму: в современном мире умирает духовное и воцаряются вещи, действительность становится только материальной. Отсюда подробное описание вещей в доме Манилова, Коробочки, Собакевича.

От точного, „прямого" художественного видения Пушкина мир гоголевских произведений отличается сложными, многоступенчатыми ассоциациями, неторопливым рассмотрением предметов, чрезвычайным их „обилием". Фантасмагоричность жизни захватывает и вещи, которые становятся странными, курьезными, вбирают в себя черты своих хозяев, как бы оживляются. Так, в гостиной Собакевича „все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то сходство с самим хозяином дома; в углу... стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, креслы, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства". Духовное оцепенение, омертвение человека и неестественное оживление вещи — этот парадокс составляет характернейшую черту художественного мира Гоголя.

Иными путями художественного обобщения Гоголь идет в изображении Чичикова. В отличие от статичных портретов помещиков здесь перед нами динамичная характеристика, что вызвано сложностью центрального героя поэмы. В его лице выразились уже не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых буржуазных тенденций: духа приобретательства и аферы. Раскрывая свое намерение сделать героем поэмы не добросовестного" человека, а „припрячь" подлеца. Гоголь детально исследует истоки его личности. Глубочайшая связь между характером и обстоятельствами проведена и здесь. Находчивый и ловкий авантюрист, Чичиков — порождение окружающего мира с его кричащими противоречиями бедности и богатства.

В то же время в этом новом в творчестве Гоголя герое повышается степень личностного, инициативного начала. Родившись в бедной семье, Чичиков не становится „маленьким человеком" вроде Акакия Акакиевича. Чтобы подняться по общественной лестнице, он неуклонно воспитывает в себе приспособленчество и изворотливость. Гоголь тонко показывает, что бережливость, накопительство Чичикова, которыми он отличался с детства, имеют иную природу, чем, например, скупость Коробочки или Плюшкина. Жажда обогащения у Чичикова — черта нового буржуазного общества, деньги для него — средство достижения карьеры, комфорта. При этом Чичиков прекрасно видит, каким путем создаются огромные состояния в окружающем мире. «Когда проносился мимо него богач на пролетных красивых дрожках, на рысаках в богатой упряжи, он как вкопанный останавливался на месте и потом, очнувшись, как после долгого сна, говорил: „А ведь был конторщик, волосы носил в кружок!». Гоголь очень точно определяет одну из характерных черт поднимающейся буржуазии — жизненную энергию своего героя, целенаправленность его действий и в то же время их предельную эгоистичность. Хотя все предприятия Чичикова оканчиваются неудачей, он неутомимо рвется вперед, к манящей заветной цели. Обладая незаурядной силой воли, он до поры до времени набрасывает узду на свои желания и страсти, обрекает себя на скромное существование, на огромное терпение, чтобы затем начать действовать „по большому счету".

Если образы помещиков основаны на одной доминирующей черте, то характер Чичикова более разносторонен. Герой Гоголя обладает поразительной приспособляемостью к обстоятельствам и людям, он выработал в себе безошибочное „чутье" человека и всегда верно впадает в тон того, с кем имеет дело. Авторское разоблачение „приятнейшего" Павла Ивановича основано на ироническом раскрытии несоответствия его внешнего благообразия и „утонченных" привычек духовному цинизму и объективной жестокости его действий. Чичиков стремится нажиться на самом страшном: на человеческой смерти. Таким образом, в Чичикове выражено то же искажение „души", что и в других персонажах поэмы. Дворянско-бюрократическая и буржуазная Россия представлена Гоголем во всеобщем эгоизме, омертвении и обездуховленности. Не случайно Герцен писал, что заглавие поэмы „носит в себе что-то наводящее ужас"".

Л ирические отступлення . Сложность гоголевской поэмы в двуплановости, которая определяет ее идею, композицию, стиль. Русская действительность открывается Гоголю не только в „мертвенном" состоянии, но и в своих огромных возможностях. Выразителем идеального в поэме является народная Россия, ее скрытые, дремлющие силы. Реалистическое художественное видение Гоголя констатирует темноту, невежество закрепощенного народа. В поэме появляются комичные образы глуповатых слуг Чичикова — Селифана и Петрушки, незадачливых дядей Митяя иМиняя. Однако Гоголь умеет проникнуть в прекрасную сущность народа, угадывает его будущее, представляющееся ему на путях утверждения „удалой" русской национальности, победы живой народной души над мертвящими общественными порядками. Залог этой победы Гоголь видит в талантливости и одаренности народа: „в бойком, размашистом" русском слове; в горячем вольнолюбии русского человека, заставляющем его бежать из помещичьих усадеб, в способности к протесту и дерзкому отпору властям.

„Мертвые души" завершают эволюцию творческого метода Гоголя. Реализм поэмы выразился прежде всего в многомерности художественного видения жизни, в способности раскрыть ее в ее движении, в глубоком внимании к социальным проблемам и взаимоотношениям людей. Идеальное в поэме вырастает из самой действительности, из русской народной почвы, которая в самой себе заключает источник своего великого будущего. „Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?". В последней главе поэмы бричка Чичикова, русская тройка, „снаряженная" „ярославским расторопным мужиком", превращаются в символический образ стремительного, „чудесного" движения Руси в неведомую даль.

Образ будущего не был отчетливым. Писатель не знал, куда несется Русь-тройка. И отсюда в эпическое повествование вливается романтическая струя „лирических отступлений" Мелочи и дрязги жизни как бы рассеиваются, изображение начинает „светлеть", синтаксическая конструкция фразы растягивается, становится стремительной и „легкой" в своем движении, и откуда-то из глубины, как подводное течение, пробивается „музыкальная" мелодия, переключающая внимание со скучной обыденности на более поэтические предметы и служащая своего рода увертюрой к могучему разливу лирического начала: „А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов ее или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится человеку явление, не похожее на все то, что случилось ему видеть дотоле..." Контраст между „лирической партией" и изображением реальности в „Мертвых душах" пронзающе резок. Противопоставление мечты и действительности, заставляющей спуститься с облаков на землю, возникает как внезапный толчок, обрыв. Лирические отступления основаны на иных поэтических законах, нежели аналитическая часть поэмы с ее неторопливостью и обстоятельностью описаний. Гоголь как бы сразу, с „высоты птичьего полета", обозревает огромную жизнь: „Русь! Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу; <..-> Открыто, пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города..." Поэтическая мысль становится всеобъемлющей, „озирает" всю громадно „несущуюся жизнь". Лирическое движение переходит от щемящей грусти к почти грозному пророческому пафосу: „И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством".

Наряду с изображением „мертвых" душ в поэме возникает и образ прекрасной человеческой души, образ автора. Богатство и поэзия чувств раскрываются в лирических отступлениях. Это бесконечная тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей юности, ощущение величия природы, состояние энтузиазма, творческого вдохновения. В V главе описание дорожного приключения Чичикова (встреча с хорошенькой блондинкой) переходит в лирическое раздумье о значении мечты, озаряющей жизнь человека. „Положительным" и „основательным" людям Гоголь противопоставляет восторженно-энтузиастическое переживание красоты. Способность ощущать романтический порыв, по Гоголю, прекрасна. Писателю чрезвычайно свойствен апофеоз „пламенной" юности с ее добротой, открытостью и „любопытством" к жизни, свежестью восприятия. В поэме возникает пугающий контраст юности и грядущей старости, духовного очерствения и звучит призыв забирать „с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество... все человеческие движения". В VII главе Гоголь размышляет о судьбах и путях двух писателей в России. Признавая „сладкое обаяние" романтических произведений, Гоголь тем не менее избирает другую судьбу: судьбу писателя, „дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров". Гоголь обозначает путь реалистического творчества. Вместе с тем в реализме „Мертвых душ" продолжает жить романтическая струя, определяя „высокий" настрой поэмы.

„Двойственностью" отличается и юмор Гоголя. Наряду с обличительными и сатирическими нотами в нем звучат грусть и боль за человека; сквозь „видимый миру смех" проступают „незримые, неведомые ему слезы".

Жанр „Мертвых душ". Работая над „Мертвыми душами". Гоголь называл их то романом, то повестью, то поэмой. При этом он, очевидно, хорошо осознавал необычность жанра своего произведения:

„Вещь, над которой сижу и тружусь теперь... не похожа ни на повесть, ни на роман". Печатая „Мертвые души". Гоголь окончательно остановился на жанровом определении. Субъективное начало, высокий лирический настрой, эпическая широта повествования, интенсивность авторской „партии", очевидно, побудили писателя назвать свое творение „поэмой". „Мертвые души", конечно, заключают в себе важнейшие черты жанра социального романа, который в дальнейшем займет такое большое место в русской литературе глубокое раскрытие общественных отношений, разнообразие и социальная типизация характеров. Вместе с тем жанр „Мертвых душ" уникален.

Замысел „Мертвых душ", очевидно, объединил выдвинутые писателем признаки эпопеи и романа. К „Мертвым душам" имеют непосредственное отношение отмеченная Гоголем „всемирность" эпопеи, ее способность обнять „не некоторые черты, но всю эпоху времени", показать „весь народ". Наряду с этим в „Мертвых душах" отразились и такие черты романа, как „строго и умно задуманная завязка", раскрытие судеб разных героев и их „необходимость" в развитии основной идеи („Всяк приход лица, вначале, по-видимому, не значительный, уже возвещает о его участии потом"), а также драматизм. В „Мертвых душах" воплотились признаки и „меньшего рода эпопеи", в которой „героем бывает хотя и частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой". В результате синтезирования различных жанровых признаков и художественных традиций (ренессансной, просветительской, романтической) в гоголевской поэме соединяются судьбы отдельных героев с судьбой национального целого, „картина нравов" с широким философско-этическим и эстетическим аспектом. В „Мертвых душах" органически сочетается объективный, повествовательно-драматический элемент с лирическими высказываниями, высокая поэзия и беспощадная проза, «живой поток» жизни с четкой авторской целью"

II том „Мертвых душ" уцелел лишь в отдельных главах и фрагментах. Продолжение поэмы давалось Гоголю трудно. II том писался медленно и по крайней мере дважды подвергался уничтожению. Здесь сказалось не только тяжелое душевное состояние Гоголя, но и изменение замысла. Первоначально идея „Мертвых душ" вырисовывалась перед Гоголем в своем негативном, критическом плане. В пору идейного кризиса писатель решил выразить в поэме мысль о возможности нравственного совершенствования русского человека и преобразования жизни в существующих социальных рамках. Неприглядные герои I тома в дальнейшем должны были прийти к духовному просветлению и перерождению. Некоторые намеки на это прозвучали уже в конце I тома в обещании автора показать в дальнейшем „несметное богатство русского духа". Эти обещания встревожили Белинского своим славянофильским оттенком и невозможностью их реалистического воплощения. В то же время замысел Гоголя открывал важные стороны его творческой эволюции. Выражая неудовлетворенность своими предшествующими произведениями, „населенными" в основном отрицательными персонажами, писатель мечтал о положительном герое, который „умел бы нам сказать... всемогущее слово: „вперед!", и пытался в его изображении опереться на саму жизнь. Хотя „лучшие люди" во П и III томах „Мертвых душ" должны быть, по замыслу, из дворянского сословия, фактически красота национального характера связывается Гоголем с крестьянством, оказывается обусловлена земледельческим трудом. Устами Костанжогло Гоголь говорит о крестьянстве как самом здоровом сословии. Тема труда занимает во II томе большое место. Вдохновленным гимном ему звучат слова Костанжогло; в земледельческом труде „человек идет рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении... Понимаете ли, что это? грядущий урожай сеют! Блаженство всей земли сеют!" Речь Костанжогло о роскошно плодоносящей земле, о крестьянском труде, лежащем в основе национального богатства, принадлежит к лучшим местам поэмы. В лице Костанжогло Гоголь хотел показать энергичного и экономного хозяина, выводящего Россию из состояния застоя. В описании организации труда в его имениях у Гоголя, возможно, есть некие точки соприкосновения с идеями утопического социализма. Вместе с тем Костанжогло остается помещиком-крепостником, считающим, что мужика нужно держать в руках; исповедуя принцип пользы, он из „всякой дряни" умеет извлечь выгоду и дает Чичикову советы, как разбогатеть. Творческие колебания Гоголя и „сопротивление" жизненного материала приводят к тому, что поэтические краски „отказываются" ложиться на образ предприимчивого помещика. Помимо воли автора в его облике явственно проступают черты рационализма, сухости. Еще более неубедительным получился другой положительный образ — мудрого философа и христиански кроткого человека, откупщика Муразова, нажившего „безукоризненно честным" путем миллионное Состояние, которое он употребляет для добрых дел. Одним из главных идеальных героев II тома, по-видимому, должен был быть генерал-губернатор. Как и Муразов, он в основном играет роль резонера. Весьма примечательна его речь перед чиновниками, которой заканчиваются уцелевшие фрагменты II тома и которая наглядно свидетельствует о сложности гоголевской позиции. В речи нарисована страшная картина России, вакханалия взяточничества, беззаконие, коррупция, разложение бюрократического аппарата и выражено неверие в возможность его усовершенствования правительственными мерами.

Во II томе раскрывается не менее широкая, но более детализированная, чем в I, картина русской жизни. Гоголь показывает рождение чувства глубокой неудовлетворенности у лучших представителей дворянства, появление своего рода „отщепенцев", людей, уже начавших „выламываться" из своей среды. Таков Тентетников. По свидетельству друзей Гоголя, в последней (сожженной) редакции он был сделан лицом „в высшей степени симпатичным". Гоголь якобы развил мотив участия Тентетникова в политическом кружке и ссылки в Сибирь. Но можно с уверенностью отметить новые тенденции в гоголевском реализме. В лице таких героев, как Тентетников, Платонов, Хлобуев, писатель обращается к изображению сложных, противоречивых характеров и душевных движений.

Творчество Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу, раздвинуло рамки художественного изображения. Социальный пафос, демократизм и гуманизм, обращение к массовым, повседневным явлениям, создание ярких национальных и социальных типов, соединение лирико-патетического и гротескно-сатирического изображения жизни — эти черты гоголевского творчества были активно подхвачены молодыми писателями 40-х годов, образовавшими натуральную (или гоголевскую) школу. Но Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, „отозвавшись" в творчестве самых разных ее деятелей: от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова. Произведения Гоголя имеют не только историческое, но непреходящее значение. Писатель не ошибался, говоря о своем „пророческом" даре, о способности поэтически предвидеть грядущие великие перемены национальной жизни. Гоголь близок и дорог нам как великий, оригинальный художник слова, по-прежнему важен гражданским, этическим пафосом своих произведений, страстной непримиримостью ко злу и пошлости, жаждой лучшего, верой в русского человека, в его творческие возможности, в его способность преодолеть несовершенство окружающего мира.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53179. В гостях у первой учительницы 30.5 KB
Дорогие друзья Накануне прекрасного весеннего праздника Международного женского дня мы решили провести устный журнал в вашем классе где ваша учительница Наталья Борисовна была и у многих из нас первой. Итак страница первая Цветы любимой учительнице В весенний день когда все ожидают Прекрасный женский праздник в нетерпенье В семье и в классах обсуждают Какой сюрприз преподнести на удивленье Наталья Борисовна Кроме живых цветов мы дарим Вам особый букет: из сказаний и легенд о цветах художественное чтение на музыкальном...
53180. 70 KB
К таким умениям и навыкам можно отнести следующие: умение фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова; умение анализировать свою речь с позиций правильности неправильности и оценки дикции; умение давать аргументированную оценку речи других; умение читать и говорить правильно подражая звучащему образцу; внятно и отчетливо произносить звуки и слова; читать написанное с орфоэпической подготовкой и без таковой; правильно и рационально пользоваться орфоэпическими словарями в которых есть произносительные...
53181. Велика Британія в 19 столітті – народження традицій 929 KB
Queen Victoria came to the throne as a young woman in 1837 and reigned until her death in 1901. Because of the growth of parliamentary government she was less powerful than previous sovereigns but as queen and empress she ruled over more lands and peoples than any previous monarch. Furthermore, she enjoyed the respect and affection of her British subjects.
53182. Економічний бій 59 KB
Товар який стихійно виділився з світу товарів щоб відігравати роль загального еквіваленту гроші. Яку функцію виконують гроші якщо їх віддають у банк під процент Чи діє закон попиту на монополістичному ринку Що станеться на товарному ринку з ціною на молоко якщо збільшиться кількість корів і зменшаться доходи споживачів Продовжіть прислівя: Хочеш втратити друга.дай йому в борг гроші. Командам пропонується згадати прислівя або приказки про гроші або про працю.
53184. Закріплення теми «Креслення в системі прямокутних проекцій» 43 KB
Получение изображения предмета на чертеже воображаемыми лучами называют проецированием Изображение предмета на плоскости методом проецирования называют проекцией Плоскость на которой получают проекцию называютплоскость проекции Назовите методы проецирования центральное и параллельное. Какой метод проецирования более простой и удобный для получения проекций в черчении Где используется метод центрального проецирования в изобразительном искусстве. Назовите три плоскости проецирования фронтальная горизонтальная...
53185. Застосування різних способів розкладання многочленів на множники 75.5 KB
Мета: узагальнити й систематизувати знання, вміння і навички учнів; розвивати пізнавальну активність, логічне мислення, увагу; виховувати культуру математичного мовлення, упевненість у своїх силах.
53186. Піраміди гіпотез – домовини фактів 92 KB
Тема: Піраміди гіпотез домовини фактівâ Мета: систематизувати знання за темою Пірамідаâ; розширити й поглибити пізнавальну активність з допомогою створення проблемних творчих завдань; створити змістовну базу для вивчення інших шкільних дисциплін астрономії фізики біології; сприяти виробленню в учнів бажання і потреби ділового співробітництва взаєморозуміння; розвивати монологічне мовлення учнів загальні трудові уміння. Обладнання: газета Піраміди гіпотез домовини фактівâ; альбом кросвордів за темою...
53187. Решение уравнений. Урок – игра математики в 6 классе 49.5 KB
Многие задачи из жизни решаются на математическом языке с помощью уравнений. Поэтому очень важно, чтобы ваши знания и умения решать уравнения были прочны. Во время урока вам пригодятся находчивость, смекалка и сообразительность, потому что мы проведём наш урок в виде игры- соревнований.

Знаки препинания в сложном предложении

1.

Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С самого раннего возраста (1) впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В «Мертвых душах» (1) Гоголь следовал принципам того критического направления (2) характеристику (3) которого он дал в одной из глав поэмы.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Леви­тана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный инте­рес зрителей (4) представляли различные направления в еди­ных рамках русского реалистического пейзажа.

1)1,3 2)1,3,4 3)2,3,4 4)1,4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) ло­гическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в ре­альной жизни.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Школа (1) на первом этаже (2) которой (3) разместилась выставка конкурсных работ (4) находилась на окраине города.

1)1,4 2)2,4 3)3,4 4)1,3

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы давно забыли (1) что слова «секунда» и «минута» (2) западноевропейского происхождения (3) и считаем их русскими.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Следовало установить (1) сколько типов у того или иного сорта пшеницы (2) и выяснить (3) меняется ли их количест­во (4) если изменяются климатические условия

1)1,3 2)2,3 3)1,2,3,4 4)2,3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый ту­ман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

1)1,3,4 2)1,4 3)2,3 4)1,2,3

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отре­дактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополни­тельная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

3 3)1,3,4 4)1,2,3,4

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Чтобы избежать неприятностей в дороге (1) проверьте электрооборудование автомобиля (2) и (3) если обнаружится неисправность (4) немедленно устраните её.

1)1,4 2)2,4 3)3,4 4)1,3,4

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Там (1) где воздух сухой (2) и нет ветра (3) морозы пере­носятся легче.

1)1,3 2)1,2,3 ,3

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,3 4)2,3

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе и казалось домашнее пространство как будто сузив­шимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1)1,2,3,4 2)1,3 3)1,3,4 4)2,3,4

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с по­пом (1) но (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) и в природе ещё везде парил зелёный цвет.

1)1,2,3 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)1,4

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

1)1,4 2)1,2,3 3)1,2,3,4 4)2,3,4

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Серое небо низко повисло над головой (1) и (2) оттого что облака почти касались верхушек берёз (3) на земле было тихо и темно.

Изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Вступительное занятие

В качестве вводного занятия, подготавливающего учащихся к дальнейшей самостоятельной работе под руководством учителя, следует провести чтение и комментирование отрывков первой главы поэмы и анализ их в классе.

Начиная работу по изучению поэмы, учитель в кратком вступительном слове сообщает о том, как была создана Гоголем поэма и каков был идейный замысел Гоголя, воплощённый в поэме.

Так как прочитать полностью первую главу поэмы в классе нет возможности, то необходимо дать учащимся задание прочитать первую главу поэмы дома, составить краткий план её, подготовиться к рассказу содержания. При этом учащиеся должны записать, какие непонятные слова и выражения встретились им в первой главе поэмы.

Примерный план вводного занятия:

Цель: подготовить учащихся к изучению поэмы, ввести в понимание идейного замысла писателя, возбудить интерес к поэме Гоголя,

a. Ход урока

Краткое вступительное слово учителя о том, как была создана Гоголем поэма «Мёртвые души», и об идейном замысле автора.

Вступительное слово учителя

Примерный текст его таков. «Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя «Мёртвые души» -- самого крупного и наиболее значительного из произведений Гоголя, вершины его творчества. Гоголь работал над первым томом «Мёртвых душ» свыше шести лет--с осени 1835 г. по осень 1841 г. До конца своей жизни, т. е. в продолжение свыше десяти лет, он работал над вторым томом поэмы. Недовольный результатом своей работы, Гоголь в 1845 г.

  • -сжигает всё написанное им для второго тома. За несколько дней до смерти Гоголь сжёг уже совершенно готовый к печати второй том поэмы. Таким образом, до нас не дошёл второй
  • -том поэмы, сохранились лишь отдельные черновые наброски и главы его. В дальнейшем у нас речь будет идти всё время о первом томе поэмы Гоголя.

Задумана была поэма «Мёртвые души» под прямым влиянием Пушкина. Когда Гоголь летом 1835 г. читал Пушкину свои путевые заметки -- сценки и наброски с натуры, -- Пушкин был поражён наблюдательностью Гоголя и меткостью зарисовок людей и характеров. «Как, -- воскликнул он, -- с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большее сочинение!» Пушкин дал Гоголю сюжет «Мёртвых душ»; одобрение Пушкина получили и первые главы поэмы, которые читал ему Гоголь перед своим отъездом за границу.

Гоголь начал писать свою поэму ещё раньше, чем написал «Ревизора», и после окончания «Ревизора» всецело погрузился в работу над «Мёртвыми душами», отдал ей все свои силы.

По идейному замыслу первый том поэмы «Мёртвые души» близок к «Ревизору».

Гоголь в «Ревизоре» рассказал суровую правду о чиновническом произволе, о взяточничестве, царившем во всех уголках России.

В «Мёртвых душах» Гоголь решил разоблачить и показать подлинное лицо не только чиновников, но и помещиков -- тогдашних «хозяев жизни». Гоголь предвидел новое озлобление и клевету со стороны так верно показанных им «мёртвых душ»., «Ещё восстанут против меня новые сословия и много разных господ, -- писал он Жуковскому, работая над поэмой, -- но что ж мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками».

Подсказанный Пушкиным сюжет -- поездка Чичикова с целью покупки у помещиков мёртвых душ -- был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми встречается Чичиков, приезжая в губернский город и оформляя свои сделки по покупке мёртвых душ.

Сам Чичиков, скупающий мёртвые души, тоже был весьма типичным представителем нового, только ещё нарождавшегося тогда в обществе человека-дельца, предпринимателя. ^Гоголь был очень доволен данным ему Пушкиным сюжетом. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! -- восклицает он в письме к Жуковскому в ноябре 1836 г., работая над поэмой. -- Вся Русь явится в нём».

Таким образом, не внешняя история--приключения Чичикова -- составляет содержание поэмы Гоголя, а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как мёртвые души. Однако Гоголь не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных типов «Мёртвых душ» -- помещиков и чиновников. В поэме показаны и образы крестьян. Гоголь с особой любовью говорит в своей поэме о народной силе, о русском народе, о просторах своей родины, о народной песне. Мёртвым душам помещиков и чиновников противопоставлена в поэме живая душа народа. В ряде лирических отступлений Гоголь высказывает свою любовь к родине и веру в её великое будущее.

Наряду с сатирическим изобличением всего феодально-крепостнического общества в поэме Гоголем показана народная сила Руси, дан образ великой родины, с глубокой патриотической силой противопоставлена всему мёртвому царству помещиков и чиновников и плутов-приобретателей народна» Русь. Величественным образом Руси -- необгонимой тройки» несущейся вперёд, -- заканчивается поэма.

Беседа в целях проверки домашнего задания, объяснение непонятных слов.

Учащимся было задано прочесть первую главу, написать краткий план её, записать слова, смысл которых им неясен. Экономя время, следует спросить у одного из учащихся, какой он составил план первой-главы. Затем путём опроса других учащихся следует уточнить этот план и предложить двум-трём учащимся кратко рассказать содержание выделенных частей.. Всё это делается быстро, лишь с тем, чтобы было выяснено, что учащиеся действительно знают содержание первой главы. Кратко должны быть объяснены устаревшие, вышедшие из употребления слова, а также вообще непонятные слова и обороты речи, встречающиеся в первой главе, такие, например, как «канифасовые панталоны» (брюки из канифаса--полосатой бумажной ткани). «трактир» (ресторан; впоследствии -- ресторан низшего разряда), «демикотонный сюртук» (сюртук из плотной бумажной ткани), «сбитенщик» (продавец сбитня--горячего напитка из мёда с добавлением пряностей), «коллежский советник» (гражданский чиновник; в царской России было 14 чинов; коллежский советник -- средний чин в табели рангов) и т. д.

Количество слов, подлежащих объяснению, определяется общим уровнем развития класса. Преподаватель сам должен составить себе список всех устаревших или иностранных слов первой главы (кроме уже названных выше: «кабак», «штучные выкладки карельской берёзы», «нимфа», «мезонин», «антраша», «бутошник», «бостончик», «бакенбарды», «ломбард», «спускать на курьерских», «пассаж» и др.) и сам спросить тех или иных учащихся, не дожидаясь того, чтобы его спросили сами ученики.

Анализ двух-трёх отрывков поэмы (первой главы).

  • а) Начало поэмы -- въезд Чичикова в город.
  • б) Чичиков на вечеринке у губернатора

Поэма не имеет предисловия. Как увидим далее, предисловием к ней можно считать лирическое отступление о путнике, возвращающемся домой, и о двух типах писателей, помещённое в начале седьмой главы. В начале поэмы **нет и биографии Чичикова, которая перенесена в конец «Гоголь в воспоминаниях», стр. поэмы, дана в одиннадцатой главе. Сам Чичиков описан в начале поэмы весьма неопределённо. Сначала показывается довольно красивая, небольшая рессорная бричка, в которой ездят холостяки, помещики среднего достатка--«господа средней руки». Таким образом, Чичиков характеризуется через описание его брички: в такой бричке ездят холостяки, помещики среднего достатка. И далее мы не видим даже описания внешности Чичикова. Ничего об этом не говорит Гоголь, а ведь он был величайшим мастером портрета! Гоголь пишет: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Вот и всё. Гоголь сознательно не даёт в начале поэмы портрета Чичикова. Отказом дать ему характеристику Гоголь указал на одну из самых отличительных особенностей Чичикова: Чичиков -- человек, прячущий истинное лицо своё, лицо хищника, неутомимого и беспринципного приобретателя; он всё время прячется под ту или иную маску. Въезжая в город N. Чичиков надел на себя личину благовоспитанного, культурного, светского человека. Конец первой главы показывает, что Чичиков достиг своей цели: Гоголь в комических, иронических выражениях передаёт, как о Чичикове благоприятно отзываются все чиновники и даже Собакевич, сроду никого не похваливший на своём веку.

Тут же показаны и крестьяне (два мужика, рассуждающие о колесе брички Чичикова), и франт с тульской булавкой-- представитель того светского общества, которое будет так зло высмеяно Гоголем в поэме.

Уже на первой странице Гоголь начинает рисовать типичную картину русской жизни, показывает обычную обстановку губернского города: грязную гостиницу, комнату с тараканами, питейные дома, кабак, казённые учреждения, окрашенные вечно-жёлтой краской.

Особенно характерна такая подробность: в «покойной» комнате, отведённой Чичикову, за дверью устраивается сосед, «молчаливый и спокойный» наблюдатель--представитель полиции-

Посмотрим, как Гоголь в дальнейшем описывает губернский город, чиновников и главного героя -- Чичикова.

Вот Чичиков отправляется в общую залу для проезжающих. Эта общая зала также показывается Гоголем как весьма заурядное явление: поезжайте в любой город и в каждой гостинице вы найдёте именно такую общую залу. Гоголь пишет:

«Какие бывают эти общие залы -- всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены... та же копчёная люстра... те же картины... словом, всё то же, что и везде...»

Гоголь сознательно не даёт определённого имени изображаемому им городу, а называет его губернским городом цель автора - показать, что он изображает не какой-то конкретный город, но типичный губернский город.

Чичиков отправляется смотреть город. «Чичиков... нашёл, что город ничем не уступал другим губернским городам». Все города были тогда примерно такими же. Вот магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Фёдоров» .

Вот другая типичная деталь города: «Чаще же всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже заменены лаконической надписью: «Питейный дом» .

Вот примерное содержание урока по анализу отрывков первой главы «Мёртвых душ».

Необходимо сделать некоторые выводы, обобщения в результате проделанной работы. Выводы должны быть краткими и простыми.

Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель -- не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая, животная натура.

Приведённые образцы анализа отрывков поэмы являются, конечно, только материалом, который может быть использован учителем в том или ином объёме, в зависимости прежде всего от наличия времени, от состава учащихся и т. д. Во всяком случае, анализ учителем текста поэмы совершенно необходим: он раскрывает глаза учащимся на творчество Гоголя, обеспечивает возможность дальнейшей их самостоятельной работы над текстом.

Приступая со следующего урока к анализу образов, следует дать учащимся задание по подбору материала к образу Манилова.

Подготовиться к устным ответам (возможно ближе к тексту) на следующие вопросы:

  • а) Как описан Манилов в первой главе поэмы?
  • б) Как характеризуется Манилов от имени автора во второй главе поэмы?
  • в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?
  • г) Какова бытовая обстановка Манилова?
  • д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым в седьмой главе?

Предварительный просмотр:

Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души".

Тест.

1. Где родился Н. В. Гоголь?

а) Нижний Новгород

б) Великие Сорочинцы Полтавской губернии

в) Таганрог

2. Кто подсказал Гоголю сюжет "Мёртвых душ"?

а) В. А. Жуковский

б) П. А. Вяземский

в) А. С. Пушкин

3. В каком жанре написано произведение?

а) роман

б) повесть

в) новелла

г) поэма

4. Замысел произведения "Мёртвые души" должен был по композиции стать аналогом

а) "Божественной комедии" Данте Алигьери

б) "Гамлета" Уильяма Шекспира

в) "Старик и море" Хемингуэйя

г) "Илиады" Гомера

5. Назвав произведение "Мёртвые души", писатель воспользовался

а) антитезой

б) парадоксом

в) метафорой

г) гиперболой

г) гротеском

6. С кем из помещиков познакомился Чичиков на вечеринке у губернатора?

а) Маниловым и Ноздревым

б) Маниловым и Собакевичем

в) Собакевичем и Ноздревым

г) Плюшкиным и Собакевичем

7) Чьи это портреты?

а)" Помещик, имевший глаза сладкие, как сахар... Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: "Какой приятный и добрый человек." В следующую затем минуту ничего не скажешь, а третью скажешь: "Чёрт знает что такое!" - и отойдёшь дальше. А если же не отойдёшь, почувствуешь скуку смертельную."

б) Образец распоясавшейся, безобразно широкой русской натуры. У него Бог - он сам. Энергичен и беспокоен, лжив. Для его желаний не существует границ. Кутежи и попойки карты и шулерство - вот его стихия. "...В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на всё, что хотите..." "Молодец с полными, румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. ...Здоровье, казалось, так и прыскало с его лица."

в) " Над отделкой таких людей природа долго не мудрила, не применяла тонких инструментов, а "просто рубила со всего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: "Живёт!" Неуёмное насыщение - смысл его существования. Противник "высоких" материй и просвещения. Не совсем глуп: проницателен.

г) Было время, когда он был "бережливым хозяином" и хорошим семьянином, а соседи ездили к нему "слушать и учиться хозяйству и мудрой скупости". Год от года он попадал в рабство к бесполезным и уже никому не нужным "хозяйственным мелочам"...

8. Кто из помещиков единственный задумался о законности сделки?

а) Собакевич

б) Манилов

в) Коробочка

г) Плюшкин

д) Ноздрев

9. Чьё это имение?

а) "...Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые брёвна, определённые на вековое стояние. Всё было упористо, без пошатки, в каком - то крепком и неуклюжем порядке".

б) " Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены; пол был весь обрызган белилами. Кабинет, в котором, впрочем, не было следов книг или бумаг.Висели только сабли и два ружья...."

в)" Дом господский стоял одиночкой на юру, открытом всем ветрам... Две - три клумбы с кустами сиреней и жёлтой акации; пять - шесть берёз. Беседка с колоннами и надписью "Храм уединённого размышления". В гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щёгольской шёлковой материей."

г) "Бричка остановилась перед небольшим домиком. Узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух; свинья с семейством тут же... Этот небольшой дворик, или курятник, переграждал дощатый забор, за которым тянулись огороды с капустой, луком, картофелем, свёклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое - где яблони и другие фруктовые деревья. ...За огородами следовали крестьянские избы, которые были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы."

д) " Каким - то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок... Местами он был в один этаж, местами - в два... Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решётку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, вихрей и осенних перемен. Сад, выходивший за село, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту деревню и был вполне живописен в своём картинном опустении."

10. Соотнесите детали - "лейтмотивы" с характерами помещиков.

а) Мешочки, коробочки, картины с птицами, портрет Кутузова.

б) Книжка с закладкой на 14 -ой странице, табак в картузах, табачнице и кучею на столе.

в) Картины с греческими полководцами, портрет Багратиона, тяжёлые стол, кресла, стулья.

г) Глиняный черепок, чёрствый кулич, старая подошва, бабья тряпка.

д) Шарманка, турецкий кинжал с надписью "Мастер Савелий Сибиряков".

11. В " Мёртвых душах" Гоголь использует "зоологизацию" персонажей. Соотнесите животное и помещика.

Коробочка медведь

Собакевич птица

Манилов мышь

Плюшкин собака

Ноздрев кот

12. Кого из персонажей собирается взять с собой Н. В. Гоголь во второй том?

13. Каков смысл образа дороги в произведении?

а) Символ будущего России.

в) Единственный способ передвижения по России.

г) Символ жизненного пути человека.

14. Почему Н. В. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой последовательности?

а) Герои располагаются по степени деградации, омертвления.

б) Герои располагаются по принципу оживления.

в) Каждый последующий противопоставлен предыдущему.

г) Без замысла.

15. Композиция "Мёртвых душ" построена по принципу

а) зеркальности

б) "концентрических кругов".

16 . Кто рассказал в городе о скупке Чичиковым мёртвых душ?

а) Манилов

б) Ноздрев

в) Коробочка

г) Плюшкин

д) Собакевич

е) губернатор

17. Какая тема проходит через всё произведение "Мёртвые души"?

18. Как заканчивается произведение, каким композиционным элементом?

Ответы к тесту.

1. б)

2. в)

3. г)

4. а)

5. а) б)

6. б)

7. Манилов, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

8. б)

9. Собакевич, Ноздрев, Манилов, Коробочка, Плюшкин

10. Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев

11. Собакевич - медведь

Манилов - кот

Ноздрев - собака

Плюшкин - мышь

Коробочка - птица

12. Плюшкина

13. а)

14. а)

15. б)

16. б)

17.Тема будущего России. Тема " Судьба Родины и народа".

18. Поэма заканчивается лирическим отступлением " И какой же русский не любит быстрой езды!" В нём автор размышляет над судьбой Родины и её людей.

(Ответ развёрнутый, свободный.)


Все в поэме было новым и необычным. Читателя поражали многогранность образного материала, богатство юмористических и сатирических обличений: пространные описания трактира или помещичьего дома, портреты, пейзажи, жанровые картинки и мастерство детали; плавный эпический рассказ и сверкающий блеск остроумия; динамическое повествование о похождениях и портреты-шутки и портреты-маски. Читателя поражало самое название произведения и его жанровое определение (поэма); суровая правда картин и образов, напряженность выражения патриотического чувства автора и характер юмора.

Ряд мест в поэме, особенно начало седьмой главы, представляет собой изложение литературных взглядов автора, его общественной позиции. В лирическом вступлении к седьмой главе Гоголь говорит о двух типах писателей, о разных принципах понимания и воспроизведения ими жизни, о различном отношении публики к этим писателям и их художественным созданиям.

Не без иронии пишет он о писателях-романтиках, никогда не изменяющих «возвышенного строя своей лиры, не спускающихся с вершин на землю к бедным, ничтожным своим собратьям», целиком находящихся во власти «возвышенных образов, отторгнутых от земли». Скрывая от людей печальное и безрадостное, они идеализируют жизнь и человека. Однако автор «Мертвых душ» выступает не против романтики вообще (работая над поэмой, он создавал и окончательную редакцию повести «Тарас Бульба», в которой с огромной силой прозвучало романтическое, героическое начало), а против неоправданных романтических преувеличений, против поверхностного изображения жизни, против писателей, которые вместо убеждающих своей истинностью характеров рисуют уже изживший себя и надоевший всем портрет с такими штампованными атрибутами, как «черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый как огонь плащ» (Белинский В . Г . Полн. собр. соч. в 13-ти т. М., 1956, т. VI, с. 23).

Им Гоголь противопоставил писателя, озирающего «всю громадно-несущуюся жизнь сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы» и дерзнувшего показать все, что «ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную потрясающую типу мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца выставить их выпукло и ярко на всенародные очи!» (Белинский В . Г . Полн. собр. соч. в 13-ти т. М., 1956, т. VI, с. 134).

Гоголь отстаивает право писателя не гнушаться никаким характером, создавать характеры, основанные на наблюдениях таких людей, «которых много на свете, с вида очень похожих между собою», по решительно па первый взгляд ничем не примечательных, а потому и «страшно трудных для портретов». Для того чтобы из многочисленных наблюдений выявить характерные, «тонкие, почти невидимые черты» этих людей, необходимо «сильно напрягать внимание, углублять уже и без того изощренный в науке выпытывания взгляд».

Он убежден, что у истинного таланта все может быть прекрасным, если предмет изображения берется «не безучастно, не бесчувственно», а пропускается сквозь душу писателя, сквозь его мысль, его горячие убеждения, «глубокие верования», если отчетливо проявлено его личное, заинтересованное отношение к жизни. «Для творца нет низкого предмета в природе, — писал Гоголь. — В ничтожном он так же велик, как и в великом, в презренном у него уже нет презренного». Иными словами, писатель должен быть одушевлен идеей, ради которой берется им конкретный жизненный материал. Идея одухотворяет произведение, возводит пошлость и мерзость жизни «в перл художественного создания». Такой идеей была для Гоголя идея отрицания зла во имя утверждения добра.

Искусство, по мнению писателя, должно не усыплять, не утешать иллюзией благополучия, а ставить большие, острые вопросы, тревожить ум и сердце, вносить в сознание людей беспокойство, тревогу, разрушать самоуспокоенность, самодовольство, клеймить пошлость и зло, казнить их смехом. Но борясь со злом, художник обязан щадить человека, обесчеловеченного этим злом.

Гоголь звал писателей, говоря словами Некрасова, «проповедовать любовь враждебным словом отрицанья». Проповедь такого рода и составляет пафос его поэмы, что нашло непосредственное отражение и в своеобразии ее стиля. Так, комическое одушевление, с каким Гоголь повествует о господине средней руки, въезжающем в город, о двух мужиках, рассуждающих о колесе, о франте в узких и коротких канифасовых панталонах, о вертлявом трактирном слуге, вызывает невольное чувство смеха. Манилов, Ноздрев, Коробочка, губернатор, дамы города N также полны огромного внутреннего комизма. Много комического в их поведении, в разговорах, в отношениях с Чичиковым. А сколько комизма в слащаво чувствительных беседах Манилова с женой, в покупках Ноздрева! Неудивительно, что при первом чтении «Мертвых душ» прежде всего воспринимается именно эта внешняя юмористическая сторона. Но юмор Гоголя — проявление не только внешнего комизма, он направлен на воспроизведение глубинных явлений, отчего образы поэмы не столько смешны, сколько мрачны и даже трагичны (Плюшкин). По мере дальнейшего и внимательного знакомства с произведением читатель все больше и больше раздумывает о жизни, широко развертывающейся перед его умственным взором. На передний план начинает выходить глубокое подспудное ее содержание, а оно говорит о трагическом в жизни крепостнической России, о жестоком, несправедливом и бессмысленном помещичьем господстве, о засилии лицемерия, невежества, дикости и стяжательства. Со всей силой проступает в поэме горечь сатирического. Книга оставляет не смешное, а во многом страшное впечатление.

Смешное и грустное, комическое и трагическое, низкое и высокое органически сливаются в «Мертвых душах», и смешное, выражающееся печальным и, наконец, трагическим, служит выражением глубокой скорби писателя об основном, о главном для него: о духовной гибели человека. Это нашло прямое выражение в взволнованном лирическом обращении, завершающем главу о Плюшкине. В принципе оно обращено ко всем людям, непосредственно к каждому русскому человеку.

Выявление противоречий, контрастов действительности в крупном и в мелочах, их переплетений, взаимопроникновений, борьбы является пафосом не только «Мертвых душ», но всего творчества Гоголя, поэтического склада его мышления. Когда в последней главе первого тома Гоголь пишет о дороге, по которой стремительно мчится все дальше и дальше тройка, перед взором читателя развертываются картины, полные контраста, пронизанные скорбью автора и одновременно верой его в будущее Родины. «Русь! что пророчит сей необъятный простор? -восклицает Гоголь. — Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?». И вдруг здесь же:

«—Держи, держи, дурак! — кричал Чичиков».

Огромная, впечатляющая сила, с какой действует этот контраст, заключена в глубоком, трагическом столкновении Руси народной в ее настоящем неведомой, но угадываемой, прозреваемой Гоголем Руси будущего, воплощения высокого и прекрасного, и другой — самодержавной, деспотической, «казенной» Руси его времени, с окриком фельдъегеря, утверждающего власть кнута и палаша, Руси — крепостнической, с грубыми и жестокими помещиками, «небокоптителями», «тюрюками», байбаками разного масштаба, залежавшимися в халатах по несколько лет, с губернаторами и столичными чиновниками, обывателями и т. д., где господствует низкое и смешное и в которой так тесно и душно живому человеку.

В книге Гоголя постоянно противостоят мечта и действительность, и нередко действительность казенной, полицейской России выглядит страшным призраком, которому неизбежно предстоит исчезнуть. Мечты об иной, более совершенной действительности и одухотворяют сатиру Гоголя. В ней нерасторжимо слиты пафос отрицания и созерцание идеального. Но сатира Гоголя имеет и непреходящее значение. Перед читателем встают не просто образы русских помещиков—«существователей», приобретателей, российского чиновного бюрократического мира. Все они являют собою и воплощение обыденщины, обывательщины, своекорыстия, хамства, духовного оскуднения и застоя, нравственной глухоты, грозящих человеку независимо от времени и общественного положения. Поэма Гоголя побуждает читателя со всей строгостью проверить, не отстранился ли и он в своей жизни от лучшего, заключенного в себе, и объявить борьбу всему, что унижает и оскорбляет человека.