Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души

Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души

«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного,
прекрасного далека тебя вижу»
«Мертвые души» - произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира. Но идейным ее стержнем является мысль о трагической судьбе народной. Тема эта необъятна, как и необъятна тема познания всей России.
Начиная работать над вторым томом, Гоголь (живший тогда за границей) обращается к друзьям с неустанными просьбами присылать ему материалы и книги по истории, географии, фольклору, этнографии, статистике России, русские летописи, и в особенности «воспоминания о тех характерах и лицах, с которыми случилось кому встретиться на веку, изображения тех случаев, где пахнет Русью».
Но главный путь с постижению России – познание природы русского человека. Каков же, по Гоголю, путь этого познания? Этот путь невозможен без познания самого себя. Как писал Гоголь графу Александру Петровичу Толстому, «найди только прежде ключ к своей собственной душе, когда же найдешь, тогда этим же ключом отопрешь души всех».
Такой путь прошел Гоголь в ходе осуществления своего замысла: познание России через русский национальный характер, человеческую душу вообще и свою собственную в частности. Сама Россия мыслится Гоголем тоже в развитии, как и национальный характер. Мотив движения, дороги, пути пронизывает всю поэму. Действие развивается по мере путешествия Чичикова. «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, - вспоминал Гоголь, - что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».
Дорога в поэме предстает прежде всего в своем прямом, реальном значении – это проселки, по которым колесит чичиковская бричка, - то ухабы, то пыль, то непролазная грязь. В знаменитом лирическом отступлении 11-й главы эта дорога с несущейся бричкой неприметно превращается в фантастический путь, по которому летит Русь среди других народов и государств. неисповедимые пути русской истории («Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа») пересекаются с путями мирового развитии. Кажется, что это те самые дороги, по которым плутает Чичиков. Символично, что из захолустья Коробочки Чичикова выводит на дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Так и конец пути, и его цель неведомы самой России, движущейся неизвестно куда по какому-то наитию («мчится, вся вдохновенная Богом!»)
Итак, в движении, развитии находится не только Россия, но и сам автор. Судьба его неразрывно связывается с судьбой поэмы и судьбой страны. «Мертвые души» должны были разрешить загадку исторического предназначения России и загадку жизни их автора. Отсюда – патетическое обращение Гоголя к России: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожиданья очи?»
Русь, народ, его судьба… «Души живые» - это надо понимать широко. Речь идет о «людях низкого класса», изображенных в поэме не крупным планом в общей панораме событий. Но значение тех немногих эпизодов, в которых непосредственно изображается народная жизнь, в общей системе произведения чрезвычайно велико.
Типаж, представляющий Россию, весьма разнообразен. От малолетней девочки Пелагеи до безымянных, умерших или беглых, работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России.
Широкий размах души, природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому, - в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа. Сила и острота народного ума сказались, по мысли Гоголя, в бойкости, меткости русского слова (глава пятая); глубина и цельность народного чувства – в задушевности русской песни (глава одиннадцатая); широта и щедрость души в яркости, безудержном веселье народных праздников (глава семь).
Рисуя шумный разгул на хлебной пристани, Гоголь поднимается до поэтического воспевания народной жизни: «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах, хороводы, песни, кипит все площадь».
Живая сила народа подчеркнута и в нежелании крестьян терпеть гнет. Убийство заседателя Дробякина, массовое бегство от помещиков, ироническая издевка над «порядками» - все эти проявления народного протеста бегло, но настойчиво упоминаются в поэме.
Воспевая народ и национальный характер, писатель не опускается до тщеславия, слепоты. И в этой точности, честности его взгляда кроется действенное отношение к русской жизни, энергичный, а не созерцательный патриотизм. Гоголь видит, как искажаются высокие и добрые качества в царстве мертвых душ, как гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. Судьба одного мужика заставляет автора воскликнуть: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Разрушение добрых задатков в человеке подчеркивает, как современная Гоголю жизнь, все еще не отмененное крепостное право губит народ. На фоне величественных, бескрайних просторов России, лирических пейзажей, которыми пронизана поэма, реальные картины жизни кажутся особо горькими. «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» - восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины.
Размышляя над образом России в поэме «Мертвые души», я бы сделал такой вывод: отбросив все «лирические моменты», это произведение представляет собой прекрасное руководство по изучению России начала XIX века с точки зрения гражданской, политической, религиозной, философской и экономической. Не нужны толстые тома исторических энциклопедий. Нужно всего лишь прочитать «Мертвых душ».

Задачи и тесты по теме "Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

В поэме «Мертвые души» Гоголь сумел изобразить Русь во всем ее величии, но в то же время со всеми ее пороками. Создавая произведение, писатель стремился постичь характер русского народа, с которым связывал надежды на лучшее будущее России. В поэме много действующих лиц - разнообразные типы российских помещиков, праздно живущих в своих дворянских усадьбах, губернские чиновники, взяточники и воры, сосредоточившие в своих руках государственную власть. Следуя за Чичиковым в его путешествии от одной помещичьей усадьбы к другой, читателю открываются безотрадные картины жизни крепостного крестьянства.

Помещики относятся к крестьянам, как к своим рабам, распоряжаются ими, как вещами. Дворовый мальчик Плюшкина, тринадцатилетний Прошка, вечно голодный, который только и слышит от барина: «глуп как бревно», «дурак», «вор», «рожа», «вот я тебя березовым веником для вкуса-то». «Пожалуй, я тебе дам девчонку, - говорит Коробочка Чичикову, - она у меня знает дорогу, только ты смотри! Не завези её, у меня уже одну завезли купцы». Владельцы крепостных душ видели в крестьянах только рабочий скот, подавляли его живую душу, лишали возможности развития. На протяжении многих веков крепостной зависимости в русском народе формировались такие черты, как пьянство, ничтожество и темнота. Об этом говорят образы бестолковых дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, образ дворовой девочки Пелагеи, которая не знает, где право, а где лево, разговор двух мужиков, рассуждающих о том, доедет ли колесо до Москвы или до Казани. Об этом же свидетельствует образ кучера Селифана, который спьяну произносит пространные речи, адресованные лошадям. Но автор не обвиняет крестьян, а мягко иронизирует и добродушно смеется над ними.

Гоголь не идеализирует крестьян, а заставляет читателя задуматься о силе народа и его темноте. Такие персонажи вызывают одновременно и смех, и грусть. Это слуги Чичикова, девочка Коробочки, мужики, встречающиеся по дороге, а также купленные Чичиковым «мертвые души», оживающие в его воображении. Смех автора вызывает «благородное побуждение к просвещению» слуги Чичикова Петрушки, которого привлекает не содержание книг, а сам процесс чтения. По словам Гоголя, ему было все равно, что читать: похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию.

Когда Чичиков размышляет над списком купленных им крестьян, перед нами раскрывается картина жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества. Переписывая приобретенные «мертвые души», Чичиков рисует в своем воображении их земную жизнь: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на своем веку?» Эти умершие или придавленные крепостническим гнетом крестьяне трудолюбивы и талантливы. Слава замечательного каретника Михеева жива в памяти людей и после его смерти. Даже Собакевич с невольным уважением говорит о том, что тот славный мастер «должен только на государя и работать». Кирпичник Милушкин «мог поставить печь в каком угодно доме», Максим Телятников шил прекрасные сапоги. Смекалка и оборотистость подчеркивается в образе Еремея Сорокоплехина, который «в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей».

С любовью и восхищением говорит автор о трудолюбивом русском народе, о талантливых мастерах-умельцах, о «расторопном ярославском мужике», собравшем русскую тройку, о «бойком народе», «бойком русском уме», и с болью в сердце рассказывает об их судьбах. Сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись своим домиком да лавчонкой, спивается. Нелепа и бессмысленна смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь. Незабываем образ Абакума Фырова, который полюбил вольную жизнь, пристав к бурлакам. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые обречены всю оставшуюся жизнь проводить в бегах. «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» - рассуждает Чичиков. Но купленные им «мертвые души» предстают перед читателем более живыми, чем помещики и чиновники, которые живут в условиях, омертвляющих человеческую душу, в мире пошлости и несправедливости. На фоне мертводушия помещиков и чиновников особенно ярко выделяется бойкий и живой русский ум, народная удаль, широкий размах души. Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера.

Гоголь видит могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в его способности не пасть духом при любых обстоятельствах, в гуляньях с песнями и хороводами, в которых во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души. Она проявляется и в талантливости Михеева, Степана Пробки, Милушкина, в трудолюбии и энергии русского человека. «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу», - говорят чиновники, обсуждая переселение крестьян Чичикова в Херсонскую губернию.

Изображая картины народной жизни, Гоголь дает читателям почувствовать, что подавляемый и унижаемый русский народ подавлен, но не сломлен. Протест крестьянства против угнетателей выражается и в бунте крестьян сельца Вшивая- спесь и сельца Боровки, которые снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя Дробяжкина, и в метком русском слове. Когда Чичиков расспрашивал встретившегося мужика о Плюшкине, тот наградил этого барина удивительно точным словом «заплатанной». «Выражается сильно российский народ!» - восклицает Гоголь, говоря о том, что нет слова в других языках, «которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Видя тяжелую, полную нищеты и лишений жизнь крестьян, Гоголь не мог не заметить нарастающего возмущения народа и понимал, что его терпение не безгранично. Писатель горячо верил в то, что жизнь народа должна измениться, считал, что трудолюбивый и талантливый народ заслуживает лучшей доли. Он надеялся на то, что будущее России не за помещиками и «рыцарями копейки», а за великим русским народом, хранящим в себе небывалые возможности, и именно поэтому высмеивал современную ему Россию «мертвых душ». Не случайно поэма заканчивается символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа - мертвой.

Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

«Мертвые души» – это крестьяне, умершие в поместьях, посещенных Павлом Ивановичем Чичиковым. Крестьянская Русь в поэме «Мертвые души» представлена не только ушедшими из мира живых. Бедные порабощенные мужики и бабы настолько ярки по характерам, что их хозяевам не дано понять душу, желание жить и работать.

Ирония и грусть автора

Часть персонажей, представляющих крестьянскую Русь, описана Н.В.Гоголем иронично. Самые яркие образы – слуги Чичикова.

  • Петрушка. Бедный парень любит читать, но он не вникает в суть книги или газеты. Петрушка наслаждается самим процессом.
  • Селифан. Слуга беседует с лошадями, размышляет, спрашивает их. Мужчина практически всегда пьян, такие его беседы вызывают у читателя улыбку.

Как и слуги Чичикова, крестьяне Манилова ленивы, они любят выпить, стремятся обмануть помещика: отпрашиваются на заработки, а уходят по кабакам пить. С улыбкой читатель вслушивается в разговор двух мужиков, рассуждающих о колесе на бричке въезжающего в город гостя. Бестолковые помощники дядя Миняй и дядя Митяй не помогают разъехаться каретам, а только мешают кучерам экипажей. Девчонка Пелагея не знает, что такое право и где левая сторона, но может показать нужное направление.

С одной стороны, народ глуп, порочен, бестолков и ленив. Он любит выпить и погулять, крепко ругнуться и подраться. С другой стороны, это все внешние характеристики. На самом деле, крестьяне трудолюбивы, смекалисты и талантливы. Они создают такие шедевры, которые не под силу грамотным помещикам и практичным чиновникам. Богатырская сила русского мужика отличает его от других народов. Иронии автора есть объяснение. Люди порабощены и задавлены. Крепостнический гнет не дает им раскрыться. Неограниченная власть «ограниченных людей» убивает живую душу русских самородков.

«Ядреный орех» и талант

Собакевич, торгуясь с Чичиковым во время продажи «мертвых душ», называет своих крестьян «ядреным орехом». Про каждого он может сказать доброе слово:

  • Михеев делал кареты, слава о которых плыла по соседним губерниям.
  • Максим Телятников шил сапоги, сравнимые с произведениями искусства.
  • Милушкин создавал отличные печи в любом месте.
  • Степан Пробка имел богатырскую силу.

Мужики Собакевича старались работать, отдавать барину оброк и содержать свои семьи. Они кормили и одевали всю Русь, сами оставаясь полураздетыми и голодными. Их судьбы вызвали в голове бездушного Чичикова множество мыслей. Автор надеется, что с такими мужиками Русь не погибнет.

Удивительна русская речь. Безграмотный мужик способен подобрать меткое слово, передающее точно характер или свойства предмета. Великий классик восхищается: «сам самородок, живой и бойкий русский ум». Мужику можно дать в руки топор, и он соорудит такую избу, что ей позавидует любой заморский архитектор. Крестьян не пугает климат, он сам соорудит себе рукавицы и выживет даже на Камчатке. Листок, испещренный именами умерших крестьян, не воспринимается как список мертвых душ. Они настолько живые, насколько мертвы души тех, кто пытается их продать за большую цену, не зная, во что вложит полученные деньги. Монеты будут лежать по мешочкам или растрачены на ерунду.

Свободолюбие мужика

Страницы и главы, в которых крестьяне бунтуют, имеют особое значение в поэме. Таких эпизодов несколько. Самая яркая часть – «Повесть о капитане Копейкине». Имя героя стало нарицательным для бунтовщиков. В судьбе героя прослеживается трагедия многих крестьянских поколений. Капитан отдал Родине воинский долг, в боях потерял руку и ногу. Вернувшись, солдаты оставались без средств к существованию. Все просьбы о помощи остаются без ответа. Мужики обивают приемные чиновников, ждут милости, но никто не торопится им помочь. Многие гибнут или становятся нищими, просящими милостыню у тех, кого защищали. Вместо благодарности за ратные подвиги солдат выгоняют и унижают. Капитан Копейкин, по слухам, становится предводителем шайки разбойников. Он мстит за своих друзей, протестует против бездушия властей, казнокрадства и обмана чиновников.



Абакум Фыров сбежал от своего помещика, и хотя его постигла участь бурлака, он свободен и счастлив.

Радуется читатель тому, что бегут крестьяне из поместья Плюшкина. Возможно, они умрут в кабаках или утонут в канаве, но мужики пробуют изменить свою судьбу. Не прошел автор и мимо крестьян из селений с говорящими названиями – Вшивая спесь и Боровки. Не выдержав самоуправства заседателя Дробяжкина, они снесли с лица земли земскую управу - «раздробили» здание.

Н.В.Гоголь предупреждает: терпение народа имеет предел. Нельзя надеяться, что мужики вытерпят все гонения властей. Они смело встанут на защиту и вернут России ее мощь. Только от народа, по мнению классика, зависит будущее страны. Они не мертвы душой, а талантливы и трудолюбивы. Именно поэтому другие народы и государства сторонятся России и уступают ей дорогу, а она рвется вперед, как птица – тройка. В финале поэмы появляется этот образ. Его собрал «заправский мужик», с особым складом ума и умением творить чудеса своими руками.

Николай Васильевич Гоголь в своей знаменитой поэме « » показывает Русь в двух обличьях: чиновничью и крестьянскую. Обе описаны писателем очень реалистично. Обе неразрывно связаны, ведь от того, как работают чиновники, зависит судьба простого народа. И как раз в этом состоит главная проблема в поэме. Чиновники забыли о своих обязанностях, ведут праздный образ жизни. Они заботятся только о собственной выгоде и о том, как хорошо провести время. Крестьяне же живут в полной нищете.

Образов крестьян в поэме не так много, как помещиков и чиновников. Потому что именно на вторых была направлена сатира писателя. И тем ни менее, тема простого народа – органическая часть поэмы. Автор считает, что судьба крестьян в основном трагична, ведь помещики обдирают их до нитки, а чиновникам нет до них дела. Однако Гоголь не идеализирует крестьян, применяет и к ним сатиру. Он показывает, что простой русский мужик часто примитивен, неразвит, злоупотребляет алкоголем. Но смех над крестьянами не злобный, а скорее печальный. Видно, что автор сочувствует простому народу. Он видит причину их тяжелой судьбы в многовековом рабстве и бесчинстве господствующего сословия.

Рассмотрим некоторые образы крестьянской Руси. Относительно полно представлены портреты людей Чичикова: Селифана и Петрушки. Первый из них работает кучером. Он любит выпить и поговорить. Но свое умение вести беседу он в основном практикует на лошадях. Второй слуга по имени Петрушка служит лакеем. Он страсть, как любит читать. Да вот только делает он это беспорядочно, увлекаясь самим процессом чтения. Петрушке интересно то, как буквы слагаются в слова, а не смысл книги. Как видим, Гоголь мастерски применяет иронию в создании характеристик этих героев.

Среди эпизодических образов стоит отметить мужиков, которые рассуждают, сможет ли колесо от брички докатиться до самой Москвы. Интересны образы Миняя и Митяя. Эти дядечки нелепо помогали главному герою объехать встречный экипаж. Вызывает смех и одновременно сочувствие и Пелагея, девочка с черными от грязи ногами. Она не умеет даже отличить право от лева.

Авторское отношение к простому народу в произведении двойственное. Гоголь часто размышляет в лирических отступлениях о живой душе русского человека. Он уверен в ее жизненной силе, умении исцеляться, а значит, он верит и в светлое будущее.

Автор возлагает надежды на исправление ситуации в государстве на народ. Потому что это сила, с которой стоит считаться. Эту мысль автор доказывает историей о капитане Копейкине. Герой, который защищал Родину, в результате оказался на обочине жизни, потому что в мирное время он стал не нужен. Чиновники отказались помогать ему, как бы он не умолял. Спустя время в их округе стала промышлять разбойничья банда, и говорили, что возглавлял ее капитан Копейкин. При помощи этой истории автор предупреждает чиновников, что терпение народа не безгранично.

Одной из основных тем поэмы «Мертвые души» является тема России, народа. Важно, что она неразрывно связана с названием произведения. Чем больше мёртвых душ скупает Чичиков, тем весомее оказывается его покупка. Эти души оживают, становятся реальностью, начинают жить своей жизнью вопреки воле хозяина. При этом важно понять, что вкладывает Гоголь в понятие души. Для него это, прежде всего, нравственное содержание. Именно поэтому души дворян у Гоголя мертвы.

Хранитель лучших национальных традиций в поэме Гоголя – народ. Но автор не идеализирует его. Писатель показывает сильные и слабые стороны русского народа. Более того, крестьяне представлены у Гоголя чаще всего в ироническом аспекте. Это, конечно же, слуги Чичикова - Селифан и Петрушка. Гоголь с насмешкой описывает их пристрастия. Петрушка любит читать. Но ему больше нравится сам процесс чтения, а не его содержание. Он просто смотрит на буквы.
Селифан любит размышлять и беседовать, но единственные его слушатели – лошади. Он всегда находится в пьяном состоянии и совершает при этом самые неожиданные поступки. Девка Коробочки, Палашка, так невежественна, что не может отличить, где право, а где лево. Бестолковые дядя Меняй и дядя Митяй никак не могут договориться и развести запутавшихся лошадей. Крестьяне Манилова любят выпить. Они очень ленивы, готовы обмануть своего помещика. Гоголь с горечью пишет об этих уродливых сторонах жизни простого народа.

И всё же надежды на будущее России автор связывает именно с народом. Поэтому в финале «Мертвых душ» появляется образ заправского мужика, который собрал птицу-тройку. Это под силу только русскому человеку, которому свойственна деловитость, необыкновенное трудолюбие, умение творить. Русского человека отличает особый склад ума, порыв к свободе. Неслучайно Собакевич говорит о своих крестьянах как о «ядрёных орехах», требует за них более высокую цену, долго хвалится ими перед Чичиковым: «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня крестьяне, что ядрёный орех, все как на подбор».

Чем же эти крестьяне оставили о себе память? Каретник Михеев был искусным мастером. Его рессорные брички – настоящие произведения искусства. Слава о каретнике распространилась по многим губерниям. К сапожнику Максиму Телятникову неприменима поговорка "пьян, как сапожник". Его сапоги – настоящее чудо. Кирпичник Милушкин – необыкновенный мастер. Он мог сложить печь в каком угодно месте. Степан Пробка отличался богатырской силой. Он мог служить в гвардии. Сорокопёхин приносил своему барину очень большие оброки. Поэтому совсем не случайно Чичиков, читая реестр Собакевича, задумывается о судьбе многих крестьян.

Реестры помещиков показывают их отношение к своим крестьянам. Записки скупого Плюшкина очень краткие. Он написал лишь начальные буквы имён и фамилий. Коробочка каждому своему крестьянину дала прозвище. Собакевич же даже представил краткую биографию своих крестьян: «Реестр Собакевича поражал необыкновенной полнотою и обстоятельностию; ни одно из похвальных качеств мужика не было упущено». Особо Чичиков заинтересовался судьбой Абакума Фырова. Этот крестьянин сбежал от своего помещика на Волгу в поисках счастья. Скорее всего, его ждёт лямка бурлака. Возможная судьба этого беглого наводит Чичикова на размышления о судьбе народа. С помощью образа Фырова Гоголь показывает, что русскому человеку свойственно глубокое чувство свободы.

Особый смысл в поэме приобретает повесть о капитане Копейкине. Имя этого героя стало нарицательным в русской литературе. В истории его жизни отразились судьбы многих людей того времени. Гоголь показывает трагическую судьбу «маленького человека». Историю о капитане Копейкине рассказывает почтмейстер. Капитан Копейкин честно отдал долг своей родине, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Там у него отняли руку и ногу, и он остался инвалидом. Но в семье не было средств на его содержание. Чиновники также забыли о защитнике Родины, и капитан остался без средств к существованию. Он был вынужден обратиться за помощью к влиятельному генералу, для этого приехал в Петербург. Капитан много раз обивал пороги приёмной генерала, прося «монаршей милости». Но генерал постоянно откладывал своё решение. Терпению Копейкина пришёл конец и он потребовал у генерала окончательной резолюции. В результате капитана Копейкина выгнали из приёмной.

В скором времени по Петербургу прошли слухи о том, что в рязанских лесах объявилась шайка разбойников. Их атаманом оказался капитан Копейкин. Цензура пыталась заставить Гоголя убрать из поэмы эту вставную повесть. Но автор не сделал этого. Повесть о капитане Копейкине играет важную роль в раскрытии темы народа. В скрытой форме здесь звучит протест против бессердечия чиновников, равнодушия власти, бесправия простого человека. Гоголь предупреждает, что народное терпение небезгранично. Ему рано или поздно наступит предел.

Эту тему автор развивает, изображая крестьян Плюшкина. Не выдержав издевательств, они толпами бегут от своего помещика. Это Еремей Корякин, Попов, Никита Волокита и многие другие. Только судьбы их трагичны: одни терпят нужду, другие умирают в канавах, кабаках. Большинство крестьян не знает цену своим способностям. Но сам Гоголь отвергает путь капитана Копейкина и многих других крестьян – путь грабежа, насилия. Он ратует за проведение реформ.

Мёртвые крестьяне оставили о себе память своими делами. По мысли Гоголя, именно они обладают душами. Им свойственно нравственное начало. Только от народа зависит будущее России, её процветание. Именно старания народа определяют судьбу страны.