Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Пристань. Театр им

МОСКВА, 14 ноября. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова громко отпраздновал в минувшее воскресенье свое 95-летие. К примеру, народный артист РФ Сергей Маковецкий даже свистел от восторга. Так эмоционально реагировал зрительный зал на российско-греческий спектакль по трагедии Софокла "Царь Эдип" в постановке художественного руководителя вахтаговцев Римаса Туминаса, московскую премьеру которого специально приурочили к юбилею знаменитого театра, отмечаемому 13 ноября.

Ребенка прокляли еще в младенчестве, и пророчество сбылось. Отца убил, на матери женился, а та не вынесла позора. Гигантская труба на сцене - по сути единственная декорация - к финалу превращается в колесо судьбы, которое катится на зрительный зал. Еще немного и задавит, но в последний момент останавливается, и зал, выдохнув, начинает аплодировать стоя.

"Потрясающий спектакль, - поделился своим впечатлением с ТАСС Сергей Маковецкий. - Какой же он талантливый, наш Римас Владимирович (Туминас). Придумка фантастическая, и сыграно моими коллегами великолепно. Я кричал браво и даже свистел от восторга".

На спектакле присутствовали многие знаменитые вахтанговцы, в числе которых были Владимир Этуш, Василий Лановой, Ирина Купченко, Юлия Рутберг, Марина Есипенко, Андрей Ильин и другие. Пришел посмотреть "Царя Эдипа" и выдающийся режиссер, народный артист СССР Роберт Стуруа. "Замечательно", - оценил он работу коллег в беседе с ТАСС.

Мироздание на сцене

Не удержался от похвалы и председатель Союза театральных деятелей РФ, народный артист России Александр Калягин. "Блестяще сыграна трагедия, поставленная в современном прочтении, - сказал ТАСС Калягин. - Смотрел, не отрываясь. Это мироздание на сцене".

Своим мнением поделился с ТАСС заместитель министра культуры РФ Александр Журавский. "Приятно и просто говорить от имени учредителя, - признался Журавский. - Очень достойный спектакль, сочетающий классические формы с современным подходом. Считаю, что совместный проект, объединивший Римаса Туминаса, русский театр и греческих актеров, удался".

"Министерство культуры традиционно участвует во всем хорошем", - отметил собеседник агентства, добавив, что как удачный проект "Царь Эдип" включен в программу V Международного культурного форума, который с 1 по 3 декабря пройдет в Санкт-Петербурге.

Международный успех "Царя Эдипа"

"Царь Эдип" - совместный проект Вахтанговского театра и Национального театра Греции. Воплощение этого замысла стало не только одним из важных культурных событий в рамках перекрестного Года России и Греции, коим объявлен 2016 год, но и подарком к 95-летию Театра Вахтангова. Инициатором совместного проекта выступил художественный руководитель Национального театра Греции Стафис Ливафинос. Выбор пьесы и постановку осуществил Римас Туминас.

"Хотелось поставить спектакль о главном - о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет, все они (лидеры), во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается, все возможно, все дозволено. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека", - пояснил Туминас выбор пьесы.

Над постановкой он работал вместе со своими постоянными соавторами: сценографом Адомасом Яцовскисом, композитором Фаустасом Латенасом, балетмейстером Анжеликой Холиной. Художником по костюмам стал Максим Обрезков.

Совместный проект

Изначально было решено, что в спектакле будут заняты вахтанговцы и их греческие коллеги. Причем играть они будут на своих языках: русские - на русском, греки - на греческом. В итоге в двуязычном спектакле задействованы 11 артистов Вахтанговского театра, в числе которых исполнитель заглавной роли молодой актер Виктор Добронравов, а также Людмила Максакова, Евгений Князев, Эльдар Трамов, Евгений Косырев, Артур Иванов, Екатерина Симонова, Максим Севриновский, Валерий Ушаков и другие. В качестве традиционного для древнегреческой драмы хора выступают 11 артистов Национального театра Греции.

Мировая премьера "Царя Эдипа" с огромным успехом прошла 29 и 30 июля в древнейшем действующем амфитеатре Греции - Эпидавре. "Это было невероятное зрелище, - поделился своими впечатлениями с ТАСС директор Вахтанговского театра Кирилл Крок. - Более десяти тысяч зрителей пришли на премьеру "Царя Эдипа", среди почетных гостей - президент Греции Прокопис Павлопулос. Когда спектакль завершился, финальная овация продолжалась более десяти минут".

Подобная картина наблюдалась и в Афинах, где показ "Царя Эдипа" состоялся 22 сентября в амфитеатре Одеон Герода Аттика, расположенном на южном склоне Акрополя. Зрители смотрели спектакль, затаив дыхание. А в финале также устроили почти 10-минутную овацию.

После московской премьеры, приуроченной к 95-летию Театра Вахтангова, "Царь Эдип" отправится в Санкт- Петербург, куда в качестве удачного международного проекта приглашен на V Международный культурный форум и где будет показан 2 декабря.

Также у "Царя Эдипа" есть приглашение на гастроли в Израиль. Не исключено, что летом 2017 года этот спектакль покажут на Международном фестивале искусств в итальянском городе Сполето, где минувшим летом с большим успехом гастролировал вахтанговский "Евгений Онегин". Во всяком случае руководитель этого фестиваля Джорджо Феррара специально приезжал в Афины, чтобы увидеть "Царя Эдипа".

"Мне понравилось все: идея, режиссура и, конечно, артисты. Считаю, что русские актеры - лучшие в мире", - сказал ТАСС глава знаменитого европейского фестиваля, который будущим летом пройдет в 60-й раз, и, стало быть, также станет юбилейным.

13 ноября 2016 года Театру имени Евгения Вахтангова исполнилось 95 лет. Много это или мало? Для российской культуры, развития техники актёрской игры, режиссуры, театрального дела — сделано очень много. Сам Вахтанговскиий Театр молод и силён, стремится к Празднику — как и задумывал 95 лет назад его гениальный основатель.

Вечером на Арбате была сыграна московская премьера трагедии Софокла «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса. Спектакль — международный проект России и Греции, диалог двух великих театральных традиций. «Театр — территория мира и добра», — говорит Римас Туминас. Празднование дня рождения Вахтанговского Театра объединило разные страны и мировоззрения, собрало в стенах Театра Вахтанговцев и их друзей.

Поздравляя Театр, Римас Туминас обратился к коллегам: «Прошу всех вас об одном: дайте мне сделать всё, что я задумал. Разрешите мне. Я верю в людей, которые понимают, помогают, верю в друзей нашего Театра. Очень благодарен артистам Национального театра Греции — я так рад, что вы с нами».

Стафис Ливафинос, художественный руководитель Национального театра Греции, ответил: «Мы совершили творческий эксперимент: на почве великой античной трагедии соединили два театра и две страны — Россию и Грецию. Римас Туминас работал над пьесой в Москве, мы — в Афинах. И сейчас можно сказать, что этот безумный и отважный эксперимент успешен. Для меня быть сегодня здесь — честь вдвойне. Я считаю Россию своей второй родиной, я учился в ГИТИСе. Бесконечно рад, что наша совместная работа завершилась таким результатом. Спасибо, Вахтанговцы!».

Теодорос Абазис, композитор, автор партий хора, приветствовал друзей: «Поздравляю всех нас с премьерой и с сегодняшним днём рождения Вахтанговского Театра! Это уникальный опыт: так чувствовать нить, музыкальный нерв спектакля, чувствовать друг друга в совместном творчестве. На вопросы журналистов я отвечаю так: был заключён прекрасный союз. Муж и жена живут далеко друг от друга — но в любви, согласии и взаимопонимании».

Слово взял Илан Ронен, режиссёр и в течение многих лет художественный руководитель Израильского Национального театра «Габима»: «Наши театры — очень близкие родственники. В 2017 году исполнится 100 лет с тех пор, как Евгений Богратионович Вахтангов принял руководство основанной в Москве студией «Габима». Счастлив быть здесь с вами, сегодняшний вечер станет одним из самых ярких событий для меня. С нетерпением жду приезда Вахтанговского театра к нам в Израиль с гастролями в честь прекрасных юбилеев».

Александр Журавский, заместитель Министра культуры Российской Федерации: «Дорогие коллеги, дорогие Вахтанговцы! Поздравляю вас с 95-летием Театра! Славная история, славный сегодняшний день. С таким театром отрадно смотреть в будущее. С блестящей премьерой вас! Вскоре «Царь Эдип» будет показан на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге. Хочу пожелать вам процветания. Многия лета Вахтанговскому театру!».

Римас Туминас передал слово давнему верному другу театра Каталин Любимовой. «Поздравляю художественного руководителя Римаса Туминаса, директора театра Кирилла Крока, поздравляю всех вас, дорогие друзья, с этим замечательным праздником! И с прекрасным спектаклем», — сказала Каталин Любимова. —«Смотрела «Царя Эдипа» и думала, вспоминала тех, кто выходил на эти подмостки, кто работал в этих стенах… Сегодня хочу сказать: Римас Туминас — режиссёр, давно уже вышедший на мировую сцену. Ваши спектакли гремят в России и по всему миру. Да будет театр без границ!».

Лора Гуэрра, историк искусства, муза великого итальянского кинорежиссера Тонино Гуэрра: «Я просто попрошу всех нас поклониться и сказать спасибо Театру, спасибо маэстро. Хочу официально пригласить Вахтанговцев в Италию. В Италии, увы, сейчас таких театров нет. Поэтому — обещайте посетить нас опять! Спасибо!».

Евгений Герасимов, председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской Думы: «Вахтанговский театр, на мой взгляд, сегодня ведущий и лучший театр мира! Раньше говорили, что театр начинается с вешалки. Сегодня театр начинается с режиссёра, и только с режиссёра. И поэтому 93 процента — это посещаемость Театра Вахтангова. Самая высокая посещаемость не только в нашей стране, но и во всём мире! Традиции великой культуры, великой режиссуры сегодня продолжает Римас Туминас! Театр Вахтангова — виват!».

Кирилл Крок: «13 ноября 1921 года в Москве на Арбате случилось чудо — «Чудо святого Антония». Это чудо продолжается ровно 95 лет. С днём рождения, Театр!».

Владимир Этуш блистательно сыграл в "Цене" Артура Миллера старого еврея, не устающего наслаждаться жизнью
Фото Стаса Владимирова / Коммерсантъ

Роман Должанский. . Театр Вахтангова отметил 90-летие (Коммерсант, 16.11.2011 ).

Алена Карась. . Театр имени Вахтангова отметил свое 90-летие (РГ, 15.11.2011 ).

Григорий Заславский. . В Вахтанговском театре отметили 90-летний юбилей без президента и премьера (НГ, 15.11.2011 ).

Ольга Егошина. . Театр Вахтангова отметил свое 90-летие премьерой (Новые известия, 15.11.2011 ).

Елена Дьякова. . Вахтанговскому театру - 90 лет (Новая газета, 13.11.2011 ).

Дина Годер. . Римас Туминас поставил к юбилею Вахтанговского театра спектакль для звезд (МН, 15.11.2011 ).

Марина Райкина. . Иностранец преподнес урок русским театралам (МК, 15.11.2011 ).

Алексей Бартошевич. (OpenSpace.ru, 18.11.2011 ).

Пристань. Театр им. Вахтангова. Пресса о спектакле

Коммерсант , 16 ноябр я 2011 года

"Пристань" памяти

Театр Вахтангова отпраздновал 90-летие

Московский театр имени Вахтангова отпраздновал свое 90-летие премьерой созданного под руководством Римаса Туминаса спектакля "Пристань", в котором на сцену вышли прославленные ветераны вахтанговской труппы. На приуроченной к юбилею премьере умилялся и грустил РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

О традициях юбилейных торжеств в спектакле "Пристань" напоминает только финал, когда сцену закрывает белый экран-парус, а на него проецируются фотографии знаменитых актеров, когда-то игравших на этих подмостках,- и появление каждого из ликов зал встречает благодарными аплодисментами. Идея худрука театра Римаса Туминаса, однако, состояла в том, чтобы аплодисменты достались не теням прошлого, а в первую очередь вахтанговцам, которые остаются на сцене своего родного театра. Многие из них в силу понятных причин, наверное, не смогли бы сейчас "вытянуть" на себе главную роль в большом спектакле - а неглавные им и предлагать совестно - но фрагмент или несколько сцен сыграть не просто могут, но так могут, что только диву даешься.

Новый спектакль придуман не просто благородно, но и весьма хитро: по сути дела, это спектакль-концерт, состоящий из отрывков. Всего их девять, в день юбилея было сыграно восемь, но легко вообразить представление "Пристани", состоящее из семи или шести частей (тем более что восьмичастная композиция длилась четыре часа). Программка сделана в виде набора открыток, который можно легко тасовать. Так же легко тасовать и фрагменты спектакля - никакой сколько-нибудь важной сквозной мысли в этой композиции, где Пушкин соседствует с Эдуардо Де Филиппо, а Брехт с Буниным, не прочитывается. Водная тематика, заданная в названии, дает о себе знать лишь изредка возникающими звуками волн. Пристань - это, конечно, сам Театр имени Вахтангова, об архитектуре которого напоминает декорация Адомаса Яцовскиса, почти не меняющаяся весь вечер: высокие стены, колонны, деревянные скамьи, театральная люстра и темнота сценической глуби.

Сборный вечер бенефисов - не тот случай, когда уместно обсуждать работу постановщика, тем более что над спектаклем работала целая режиссерская команда и авторство того или иного фрагмента осталось анонимным. К тому же, когда речь идет о немолодых мастерах сцены, вряд ли стоит ожидать поразительных метаморфоз - и неудивительно, что, скажем, Василий Лановой читает Пушкина столь же звонко и радостно, как две или три эпохи тому назад. Понятно, что главное в этом спектакле - сам факт встречи публики с любимыми актерами. И как бы ни менялся набор "Пристани", четыре фрагмента из показанных в день 90-летия кажутся особенно ценными.

Два из них все-таки просятся быть развернутыми в целые спектакли - "Цена" Артура Миллера и "Визит дамы" Фридриха Дюрренматта. Когда Юлия Борисова первый раз появляется в роли миллионерши Клары Цаханассьян, приехавшей в родной город, чтобы в обмен на большие деньги получить жизнь своего давнего возлюбленного, зал буквально замирает от восхищения. Принцесса Турандот предстает действующей и властной королевой - эксцентричной и загадочной, точено-изящной и в то же самое время величественной. Остается только досадовать, что предыдущая премьера в родном театре у Борисовой была еще в прошлом веке. Наверное, поэтому в первом своем эпизоде актриса кажется немного скованной, но, когда в роли наступает драматический перелом, темперамент и тонкость Борисовой, соединяясь, срабатывают столь сильно, что стыдишь самого себя, минуту назад непроизвольно высчитывавшего возраст актрисы.

Владимир Этуш и его герой - продавец мебели Грегори Соломон из "Цены" - ровесники. "Мне почти 90",- эту реплику Этуш адресует непосредственно зрительному залу, буквально взрывающемуся овацией. В зал кидаются и многие другие реплики Соломона - ироничного и мудрого старого еврея, философствующего коммерсанта, вроде бы уставшего от жизни, но не перестающего наслаждаться каждой ее секундой. И если игра Юлии Борисовой напоминает об аристократизме и возвышенном благородстве вахтанговской традиции, то игра Владимира Этуша - о ее лукавстве, о масках и шутовстве.

Наконец, не отрывки из пьес, а два коротких рассказа Бунина. Один - малоизвестный, "Благосклонное участие", сыгранный 95-летней Галиной Коноваловой - актрисой, никогда не входившей в число вахтанговских знаменитостей. Лишь десятый десяток лет принес ей всеобщее почитание и заметные новые роли. Конечно, зрители смотрят на нее как на диковинку: женщина, которая старше своего академического театра, буквально порхает по сцене в туфлях на каблуках, демонстрирует изящные ножки и приглашает оценить свое декольте, жонглирует текстом так, как будто импровизирует, меняет наряды буквально на глазах у зрителей и не забывает с ними кокетничать. В рассказ про всеми забытую старую актрису, трепетно готовящуюся к выступлению на благотворительном вечере, Галина Коновалова примешивает изрядную долю самоиронии - и тем самым избавляет публику от неудобства, которое деликатные зрители должны были бы испытывать на "Благосклонном участии".

Когда, опираясь на трость, на сцене появляется Юрий Яковлев, зал словно превращается в единое целое, сжимающееся от любви к этому чудесному актеру и в тревоге за него. Кажется, из всех физических средств выразительности у него теперь есть один только голос. "Темные аллеи" Бунина Яковлев играет своим голосом, в бархатных складках которого отыскиваются и горечь от невозвратности прошлого, и строгое приятие судьбы, и удивление от невозможности понять высший промысел, и какая-то завидная любезность расставания с земным. Когда рассказ закончен, герой медленно уходит в глубину сцены, и на фоне открывшегося светлого задника его черная фигурка, точно готовясь взлететь, вдруг начинает легко пританцовывать - а на прощание он, не обернувшись, взмахивает тростью. "Все проходит, да не все забывается",- сказано у Бунина. Вот и этот танец-уход Юрия Яковлева не забудется никогда.

РГ , 15 но ября 2011 года

Алена Карась

Счастливое число "13"

Театр имени Вахтангова отметил свое 90-летие

Число "13" стало для Театра им. Евгения Вахтангова поистине счастливым. В 1913 году студенты молодого актера, уже прославившегося как лучший педагог по "системе" Станиславского, образовали "Студию Вахтангова". 13 сентября 1920 года они влились в большую мхатовскую семью под именем Третьей студии МХТ. 13 ноября 1921 года - день премьеры "Чуда святого Антония" Метерлинка - стал днем рождения нового театра.

Смерть учителя (Вахтангов умер в 1922 году) не остановила расцвет нового театрального движения. Трагическое соединилось с праздничным, а "Принцесса Турандот", которую в голодной Москве ставил умирающий художник, стала символом тех парадоксов, которые закрепились в культурном сознании под нестрогим, но всеми ощутимым понятием "вахтанговское". Прикоснуться к энергии этих парадоксальных совмещений попытался нынешний художественный руководитель театра Римас Туминас вместе с режиссерами Анатолием Дзиваевым, Владимиром Ереминым, Владимиром Ивановым и Алексеем Кузнецовым.

Они сочинили "Пристань" как подарок для великолепных актеров вахтанговской сцены. Туминас придумал жанр и форму - поминальная месса. Нынешние мастера играют роли, сыгранные когда-то их великими предшественниками или так и не сыгранные до сих пор на этой сцене, роли, о которых они мечтали или специально придумали для юбилейного представления. Знаменитый хорал "Miserere" ("Помилуй меня, Господи!") Фаустаса Латенаса заполняет собой сцену. Благодаря этим звукам и строгим "аккордам" храмовых стен и лавок (художник Адомас Яцовскис) сцена становится пространством храма, в котором голоса живущих сливаются с душами ушедших.

Первые торжественные "раскаты" "Жизни Галилея" Брехта в исполнении Вячеслава Шалевича, казалось, грозили дать всему вечеру непоправимо серьезный оборот. Но вот - легкий поворот винта, и на смену ему - бравурно и саркастически - вступает рассказ Ивана Бунина "Благосклонное участие", где стареющая певица готовится к благотворительному вечеру гимназистов и едва не умирает от волнения. Юмор, изящество, виртуозность и самоирония - эти свойства знаменитой вахтанговской школы Галина Коновалова продемонстрировала с неподражаемой легкостью. А ведь особый голос этой актрисы, которая старше самого театра, впервые расслышал и заставил зазвучать Римас Туминас.

"Гимназисты" уносят ее на руках. И так же - на руках - потом будут нести великую Юлию Борисову (грандиозно - на грани гротеска и высокой мелодрамы - сыгравшую "Визит дамы" Дюрренматта), Василия Ланового, читающего Пушкина, Людмилу Максакову, сыгравшую еще одну Графиню в своей жизни - на этот раз из "Игрока" Достоевского.

Шквал оваций провожал их всех, но, кажется, лишь однажды зал (а это - буквально вся театрально-кинематографическая Москва от Валентина Гафта до Никиты Михалкова) не выдержал и разразился аплодисментами прямо на выходе актера. Юрий Яковлев элегантно и тихо вышел в рассказе Ивана Бунина "Темные аллеи", и первые его слова зазвучали так невыразимо просто и совершенно, что сжалось сердце. Красота внезапной встречи с женщиной, которую он любил, чувство безвозвратности, холодная ясность старости, хрупкость счастья - все было сыграно с такой тихой, пронзительной простотой, что никакие котурны, никакие знаки театральной славы здесь бы не прошли.

Но праздник театральности - щемящий и дерзкий - продолжился. Владимир Этуш сыграл оценщика Соломона в пьесе Артура Миллера "Цена". Точная, рассчитанная как музыкальный пассаж, мелодия еврейской речи, феноменальный юмор Экклезиаста, соединяющий любовь к жизни и щемящее чувство ухода, - все это было сыграно Этушем за несколько минут сценической жизни.

Звучит взволнованное "Miserere", молитва обо всех живых и мертвых, и на огромном шелковом полотнище, бьющемся как парус на ветру, всплывают лица: лики рыцарей и мучеников театра. Мансурова, Орочко, Гриценко, Симонов, Ульянов. И первый - Вахтангов. Плач по театру, которого уже никогда не будет, шелест времени, уносящего лица и голоса, праздник театра, пребывающий в актерах, радость и надежды на новые роли сошлись на "Пристани", чтобы собрать силы для нового плаванья.

НГ , 15 но ября 2011 года

Григорий Заславский

У пристани в плену

В Вахтанговском театре отметили 90-летний юбилей без президента и премьера

В воскресенье в Академическом театре имени Евгения Вахтангова без официальных речей и торжественных поздравительных адресов отметили 90-летие театра. В зале не было ни президента, ни премьера. Владимир Путин, которого в театре ждали, из двух «гуманитарных» юбилеев, которые пришлись на выходные, выбрал 50-летие КВН.

Вахтанговский театр – не первый, кто круглую дату отмечает не юбилейным концертом, а спектаклем-ревю, однако нет сомнений, что «Пристань», приготовленная вахтанговцами к своему 90-летию, станет одним из хитов нынешнего театрального сезона. И точно так же скорее всего многие театральные премии и фестивали обойдут «Пристань» своим вниманием: слишком неровно идет спектакль, в котором очевидные шедевры вахтанговского стиля соседствуют с номерами вполне заурядными.

Судя по всему, худрук Вахтанговского театра Римас Туминас первоначально планировал вывести на юбилейную «Пристань» стариков. Театр имени Вахтангова – наверное, последний на всем пространстве бывшего СССР, где на сцену в одном спектакле могут выйти сразу четыре народных артиста Советского Союза. Как в «Пристани», где четыре «номера», друг за другом, ведут Юлия Борисова, Василий Лановой, Юрий Яковлев и Владимир Этуш. Но потом к «старослужащим» добавились зрелые, но по возрасту не успевшие стать народными СССР – Ирина Купченко, Евгений Князев, Сергей Маковецкий... Каждый выбрал, что ему по душе, то есть роль своей мечты. К юбилею не успел срепетировать «Ричарда III» Сергей Маковецкий, однако остается надежда, что и этот фрагмент со временем попадет в спектакль, где заменяемость номеров, хочется надеяться, будет объясняться не естественной физической убылью. Как можно дольше, хочется надеяться!

В воскресенье вечером в зале Вахтанговского театра собралась «вся Москва» – в ее театральном обличье. Олег Табаков с супругой Мариной Зудиной, Галина Волчек, Валерий Фокин, Валентин Гафт, Наталья Селезнева, Марк Захаров, Александр Ширвиндт, Игорь Кваша, из официальных и полуофициальных лиц – министр культуры Александр Авдеев и вице-мэр Людмила Швецова.

«Волны», подзвучивавшие происходящее и «отбивавшие» один номер от другого, как бы смывали одну картину и уступали место следующему бенефицианту. Вячеслав Шалевич выбрал сцену из «Галилея» Брехта, Ирина Купченко и Евгений Князев исполнили дуэты из «Филумены Мартурано», пьесы, которая когда-то с огромным успехом шла на вахтанговской сцене. Василий Лановой выходил и читал стихи Пушкина, любимого своего поэта, которому остался верен даже перед соблазном сыграть доселе несыгранную роль... Юлия Борисова выбрала «Визит дамы» Дюрренматта, а Владимир Этуш – роль старого Соломона, покупателя старья из «Цены» Артура Миллера. В воскресенье наибольший успех выпал как раз Этушу, хотя, как заметил однажды великий шведский актер Эрланд Йозефсон, игравший у Бергмана и Тарковского, – чтобы сыграть старого еврея, совсем не обязательно быть старым евреем. Долго не давала начать и провожала овацией публика Юрия Яковлева, который с Лидией Вележевой прочитал рассказ Бунина «Темные аллеи». Финальный фрагмент из «Игрока» Достоевского, где солировала Людмила Максакова, тоже прошел на ура. Но больше всего аплодисментов все же выпало на долю заслуженной артистки России Галины Коноваловой, летом отметившей серьезный юбилей (в труппе Вахтанговского она играет с 1938 года!). Она тоже выбрала Бунина, его рассказ о ежегодном выступлении немолодой актрисы, и сыграла его в окружении немого актерского сопровождения с какою-то невероятной естественностью, простотой, которая стала каким-то наивысшим проявлением актерского ремесла и вахтанговской легкости и изящества.

Новые известия, 15 ноябр я 2011 года

Ольга Егошина

Парад планет

Театр Вахтангова отметил свое 90-летие премьерой

Торжественное празднование 90-летнего юбилея Театра Вахтангова собрало в зале на Старом Арбате тех, про кого говорят – «вся Москва». Руководители театров, директора, режиссеры, актеры, деятели культуры, журналисты, импозантный батюшка, возвышающийся над рядами. У входа спрашивают лишний билетик, в зале забиты все ярусы. А в программе – не просто «юбилейный спектакль», а восемь мини-бенефисов для корифеев вахтанговской сцены, объединенных в своего рода гала-концерт со скромным названием «Пристань».

Лейтмотивом постановки стало торжественное трижды повторяющееся Miserere композитора Фаустаса Латенаса, которое звучало финальной кодой великого спектакля «Макбет» Эймунтаса Някрошюса. Эсхатологические ноты прощания с прошлым с несколько макабрическим оттенком – непременная черта любого юбилея (юбилей всегда прощание с каким-то отрезком своей жизни), здесь звучали с чисто вахтанговским бесстрашием.

Набор названий для юбилейных сцен мог бы ошарашить своей пестротой. Тут и прозаические рассказы и отрывки из пьес, и чтение стихов. Достоевский и Эдуардо де Филиппо, Бунин и Брехт, Миллер и Пушкин, Шекспир и Дюренматт. Римас Туминас не стал даже пытаться выстроить и связать эту лоскутную ткань, объединить ее общей мыслью и настроением. «Пристань» построена по законам не спектакля, а концерта, где можно менять порядок номеров, можно отказаться от того или иного фрагмента. Концерта, где номера отнюдь не равноценны, и жемчужины вполне спокойно соседствуют с галькой. Сама программка спектакля оформлена как набор открыток, который легко тасовать в любом произвольном порядке. И это также подчеркивает тональность юбилейного спектакля, задуманного отнюдь не как режиссерское высказывание, а как парад старейшин вахтанговской сцены, где каждый номер – подарок и объяснение в любви.

Туминас тщательно строит появление и уходы первых сюжетов, когда сливаются аплодисменты участников сцены и зрительного зала. На паланкине выплывает из глубины сцены ослепительная Юлия Борисова. Золотой наряд, длинное перо на шляпе, знакомый голос с легкой хрипотцой и оттяжечкой на гласных: «Я всегда останавливаю поезд» … Мультимиллионерша Клара Цаханассьян, «старая дама» появляется победительной принцессой Турандот… Из метельной вьюги выходит легкий подтянутый Василий Лановой и своим дивным голосом, летящим до третьего яруса, почти выпевает пушкинское: «Когда, любовию и негой упоенный,/ Безмолвно пред тобой коленопреклоненный, /Я на тебя глядел и думал: ты моя,/ – Ты знаешь, милая, желал ли славы я»…

И ты снова ловишь себя на мысли, что где-то за кулисами вахтанговского театра, наверное, хранится эликсир молодости… И потому так полны энергии и жизни старейшины вахтанговской сцены…

Юрий Яковлев появляется героем «Темных аллей» Бунина. Усталый подтянутый старик с тихими берущими за душу интонациями беседует с женщиной, которую любил и безжалостно бросил тридцать лет назад: «Все проходит, мой друг, – забормотал он. – Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Николай Алексеевич смотрит на красавицу Надежду (точная и тонкая работа Лидии Вележевой) словно с другого берега, как будто их уже разделили воды Стикса. Так смотришь на дорогую тень и огорчаешься ее волнением. Так прощаешься и прощаешь только перед разлукой, которая не предполагает свидания. Юрий Яковлев – Николай Алексеевич уходит легкой танцующей походкой в раскрывшуюся ослепительно сияющую белизну сцены-неба...

Как выясняется, бенефис – удивительно коварный жанр, сродни фотографии крупным планом. И достоинства и недостатки оказываются увиденными, как в увеличительное стекло. К чести вахтанговских старейшин, большинство этот крупный план выдерживают с блеском. Давно не было такой обаятельной роли у Владимира Этуша, как старый торговец мебелью Грегори Соломон из «Цены» Артура Миллера. На вопрос о возрасте он чуть пожимает плечами: «Да, мой мальчик, мне девяносто». Делает паузу и оборачивается к зрительному залу: «Почти»… Он легко подмигивает небесам, чуть извиняясь перед Всевышним: «Ну, я тогда еще немножко тут задержусь? Ты не против?»…

Старейшая актриса театра Галина Коновалова выбрала рассказ Бунина «Благосклонное участие» и с состраданием, пониманием и безжалостным сарказмом рассказала-сыграла историю о старой «бывшей актрисе императорских театров», которая едет выступать на благотворительный вечер. Пожимая плечами, она рассказывает о том, как критик из первого ряда вздрогнул от романса «Я б тебя поцеловала» и изобразил гримасу, дескать, делай, что хочешь, только не это! И как критик просчитался, потому что актриса имела оглушительный успех. И Галину Коновалову в роскошном концертном прикиде торжественно уносит со сцены юная массовка, действительно под оглушительные аплодисменты вахтанговского зала…

Римас Туминас поставил своего рода парад «уходящего театра», блистательного, яркого, победительного. Видение театра, которого уже не будет, но о котором так иногда скучаешь. И – кто знает, – театр, пришедший ему на смену, сумеет ли прожить свой век так достойно и встретить старость так красиво…

Новая газета, 13 ноябр я2011 года

Елена Дьякова

Бенефис принцессы Турандот

Вахтанговскому театру - 90 лет

90-летие самого романтического театра Москвы празднуется сегодня. А 11 ноября на сцену вышел юбилейный спектакль Римаса Туминаса «Пристань» - бенефис бенефисов, нарядный и ностальгический. Играют Юлия Борисова, Галина Коновалова, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич: цвет вахтанговцев ХХ века. «Пристань» - коллаж их невоплощенных ролей и спектаклей.

А по формуле Туминаса - месса театру.

Ставила, к слову сказать, режиссерская группа - душ в пять. Рука Туминаса более всего ощутима во фрагменте «Благосклонное участие». Бенефисом Галины Коноваловой стал точный и нежный рассказ Бунина о ежегодном (и единственном в году) выступлении престарелой солистки Императорских театров на вечере в пользу недостаточных воспитанников Пятой московской гимназии, о месяцах репетиций, о концертном наряде, в котором она похожа на «Смерть, собравшуюся на бал». В конечном счете - о театре как наркотике и монашеском ордене. И о невинном, нарядном, безумном, каждодневном празднике приарбатской Москвы 1900-х.

Статистов этого праздника - студентов-распорядителей, курсисток-энтузиасток, «чуткую молодежь» 1900-х с ее ликующими аплодисментами (под самый занавес истории всей той Москвы) играют молодые вахтанговские актеры, превращенные в гротескные и трогательные фигурки, похожие на статистов петербургской уличной пантомимы в «Маскараде» Туминаса. Солистку Императорских театров, как уже сказано, - Галина Львовна Коновалова. В труппе Театра Вахтангова она состоит с 1938 года. Галина Львовна играла уличного мальчишку в «Сирано» с Михаилом Астанговым в 1943-м - и играла дуэнью Роксаны в «Сирано» с Максимом Сухановым полвека спустя. (А еще десятью годами позже стала замечательной Няней в «Дяде Ване» Туминаса.)

Ноту «Благосклонного участия» поддерживает и переводит в слова фрагмент «Цены» Артура Миллера с Владимиром Этушем в роли 90-летнего нью-йоркского антиквара. В прошлом - матрос и акробат, ныне странствующий по лестницам доходных домов философ (впрочем, отнюдь не забывающий о прибыли), антиквар Соломон оценивает не только груду старинной мебели, продаваемую несостоятельным наследником. Он оценивает в блестящем миллеровском монологе весь Нью-Йорк 1960-х. Его диагнозы сидят на нынешней Москве как влитые.

Эта резная мебель сделана навек: и оттого не нужна людям, для которых лучшее утешение - купить что-нибудь новенькое. Этот стол черного дерева пугает: «Садясь за такой стол, человек не просто знал, что он женат, - он знал, что он женат на всю жизнь». Эти готические буфеты и арфы с треснувшим резонатором не влезут в современные квартиры: ширина дверных проемов не рассчитана на них.

Вещи «другого мира», сработанные навек, громоздятся на вахтанговской сцене.

Владимир Этуш играет антиквара-акробата-философа, сверстника своего, - виртуозно и с наслаждением. Что-то от неуместной в своем совершенстве, в своей домовитой, чинной, старозаветной прелести бутафорской мебели, не способной влезть в проем современного сознания, есть и в самом спектакле «Пристань». Это чувствуешь, когда седой и прямой Василий Лановой в цилиндре и белых перчатках проходит к рампе сквозь толпу молодых актеров, читая: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Когда под фанфары выносят на паланкине умопомрачительно нарядную, изящную, как прежде, зловеще-оживленную миллионершу Клару в облике Юлии Борисовой («Визит дамы» Фридриха Дюрренматта). Когда на сцену выходит Юрий Яковлев - отставной генерал из «Темных аллей» Бунина. И особенно, когда Яковлев в финале «Темных аллей» читает залу образца 2011 года алмазное восьмистишие Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Фрагменты «Пристани» разнородны и неравноценны. Явление Людмилы Максаковой в «Игроке» (Людмила Васильевна уж наверняка могла б сыграть и Полину, - но играет Бабушку), ее властный и победительный шаг, жест, которым она извлекает из необъятной черно-бурой муфты еще и лисью горжетку «с мордочкой» (точно факир змею из хурджина) - все обещает виртуозного Достоевского. Но увы: Рулеттенбург тонет в сценической суете. Шуму столько, словно казачий полк идет маршем через мирный немецкий курорт, сея панику и создавая лубочную легенду столетия на два…

В целом же - юбилейная «Пристань» трогает зрителя. И, несомненно, выполняет одну из ключевых задач культуры: упражнять в публике способность к уважению.

Вахтанговский ХХ век, парадом и дивертисментом проходящий перед зрителем в блеске глаз и седин, перьев на шляпах и бутафорских диамантов, в блеске опыта и пластики, Пушкина и Бунина, - не уважать невозможно.

И спасибо им всем за благосклонное участие в нашей маленькой жизни.

МН , 14 ноября 2011 года

Дина Годер

Венок бенефисов

Римас Туминас поставил к юбилею Вахтанговского театра спектакль для звезд

Римасу Туминасу пришла в голову отличная идея - отметить 90-летие Вахтанговского театра не очередной невыносимой реинкарнацией «Принцессы Турандот», а спектаклем, состоящим из бенефисов звезд труппы, всю жизнь проработавших на этой сцене. Премьеру играли подряд 11-го, 12-го и 13-го - в сам день 90-летия (в Театре Вахтангова всегда чертову дюжину считали счастливым числом). Представление под названием «Пристань» состояло из девяти мини-спектаклей, которые можно складывать в букет в разном составе и даже разной последовательности. Недаром программка тут выглядит как набор открыток, где каждая - отдельная программа мини-бенефиса. Это понятно: большая часть эпизодов строится вокруг старейших артистов театра, которые в последние годы очень редко выходят на сцену. Тем более поразительно, как они - и прежде всего актрисы - выглядят.

Юлия Борисова, работающая в Театре Вахтангова почти 65 лет и сыгравшая свою последнюю премьеру - «Милый лжец» - в 1994-м, выходит на сцену не богатой старухой («Визит дамы» Дюрренматта), а сияющей принцессой Турандот в золотом наряде. Знакомый голос с капризными интонациями не дает усомниться, что это она, хотя похоже на чудо: стройная, с ослепительной улыбкой, использующая разговор о протезе для того, чтобы помахать перед носом обрюзгшего партнера (который вообще-то только родился, когда Борисова уже работала в Вахтанговском театре) длинными ногами. Ирина Купченко в «Филумене Мартурано» де Филиппо выглядит на сцене так, будто ей лет тридцать, мне никогда не приходилось видеть на сцене такую молодую, игривую, танцующую Филумену - у героини трое взрослых сыновей и обычно ее играют солидной матроной, пусть и с бешеным нравом.

Режиссер понимает, в чем состоит его задача на этот раз, и максимально «выключает Туминаса», то есть в большинстве сцен уводит на задний план свою насмешливую эксцентричность, а лишь строит эффектную рамку для бенефицианта. Каждый из получасовых мини-спектаклей - это не просто отрывок из знаменитой пьесы, а законченная композиция, и значит, у ее героя есть возможность как выйти под восторженные рукоплескания зала одному или в окружении массовки из глубины сцены, так и эффектно уйти (многих «кордебалет» уносит на руках). Для некоторых Туминас даже придумывает в центре сцены стул, похожий на трон, вокруг которого и закручивает все действие. Думаю, большинство из наших великих стариков о таком чествовании могли только мечтать.

Но лучшими в этом спектакле оказываются не те эпизоды, в которых немолодые актеры показывают, что есть еще порох в пороховницах, а те, где они не боятся своего возраста, смеются над ним, а вместе с тем над собой. Где они принимают себя такими, какими стали сегодня. Как 89-летний Владимир Этуш, который выходит в роли торговца старой мебелью Грегори Соломона из «Цены» Артура Миллера со своим неотразимым обаянием старого еврея и прелестным лукавством. («Золотко, мной все женщины всегда оставались довольны, что тут поделаешь», - говорит он молодой героине под хохот зала.) И когда молодой партнер, посмотрев в бумаги антиквара, изумленно спрашивает: «Вам почти девяносто?» - Этуш легко отвечает: «Да, мой мальчик, - и, повернувшись к залу, снова разводит руками: Да». И зал заходится в аплодисментах, ко всему прочему понимая, что трудная жизнь бывшего акробата, а потом торговца Соломона ничто против реальной жизни Владимира Абрамовича, отец которого, коммерсант из местечка, дважды сидел в советские годы, а сам актер успел окончить иняз, уйти на войну, получить тяжелое ранение, выжить, быть комиссованным по инвалидности и лишь тогда поступил в Щукинское училище.

В «Темных аллеях» Юрий Яковлев выходит не моложавым военным, как у Бунина, а самим собой, высоким интеллигентным стариком с восковым лицом и мгновенно узнаваемым тихим голосом с мягкими интонациями. С маленькой бородкой, в штатском пальто, он если кого и напоминает, то скорее Чехова, которого играл в 1965 году в спектакле «Насмешливое мое счастье». Яковлев выглядит человеком, уже очень далеким от волнения старых воспоминаний о брошенной любви, он живет уже в каком-то другом, своем мире. История с встреченной через 30 лет красавицей Надеждой почти не беспокоит его, а только шумит где-то на периферии сознания, как шелестят волны, перемежая эпизоды спектакля. И то, как Яковлев уходит со сцены - в открывшуюся в глубине белизну неба, не оглядываясь, неожиданно легкой, вальсирующей походочкой, - выглядит пронзительнее, чем любой надрыв.

Ну и самым восхитительным эпизодом оказывается бунинское «Благосклонное участие» - разыгранный 95-летней Галиной Коноваловой рассказ о волнении старой, давно неиграющей актрисы, приглашенной участвовать в гимназическом благотворительном утреннике. Надо сказать, Коновалова в отличие от других звезд этого спектакля никогда не была вахтанговской премьершей, она почти не играла больших ролей, но именно сейчас, на десятом десятке, вдруг оказалась нужна своему театру как мало кто: ведь ее бесстрашная любовь к эксцентрике идеально совпала с манерой нового худрука театра. В «Пристани» Коновалова в окружении молчаливо суетящейся молодежи играет-читает рассказ Бунина со своими упоительно несовременными интонациями, легко, иронично, с едким пониманием психологии маленькой актрисы - какой бы она ни выглядела смешной и в то же время горькой. Разодетая, как «Смерть, собравшаяся на бал», она улетает со сцены на поднятых руках восторженных студентов, и это актерское счастье - лучшее, что можно было придумать для звезд Вахтанговского.

МК , 15 но ября 2011 года

Марина Райкина

Эта пристань со слезами на глазах

Иностранец преподнес урок русским театралам

90-летний юбилей Театра им. Евгения Вахтангова войдет в историю как самый рискованный проект, заставляющий посмотреть на «датские» мероприятия вовсе не как на праздник. С подробностями из академического театра - обозреватель «МК».

В зале собрался весь цвет отечественного театра с редкими представителями чиновничества и бизнеса. В Большом театре было наоборот. В Вахтанговском же - худруки, режиссеры, артисты, директорский корпус и даже производители декораций - все приглашены на юбилей. Поцеловки, объятия (ведь все свои), ожидание праздника. И вот он начался.

Тревожная, полная напряжения музыка вместо фанфар и фальшиво-приподнятой увертюры. Отголосок чего-то трагического несет сцена, и это поначалу многих удивляет, если не сказать больше. Гости озираются, профессионально перемигиваясь: мол, не ту ноту взяли. Медленно покачивается хрустальная люстра меж двух колонн - они установлены на сцене впереди серых стен, но не плоских, а с деталями. Это постоянная декорация талантливого художника Адомаса Яцковиса к почти четырехчасовому действию с антрактом.

Римас Туминас, третий сезон возглавляющий Вахтанговский, отчаянно решил поплыть поперек течения. Он предложил российской столице и ее театральному (и не только) бомонду зрелище с главной идеей - человеческий фактор. Тот самый, на который в России, в ее государственном менталитете, давно забили. Здесь же личность актера и память стали идеей-фикс «Пристани» - спектакля, специально подготовленного к юбилею. Девять актеров, девять блестящих имен, составляющих золотой фонд Вахтанговского, оказались на сцене с отрывками из пьес, о которых мечтали, но не сыграли за всю свою жизнь - так сложилась судьба. И никогда бы прекрасная Юлия Борисова не стала Кларой Цаханассьян («Визит дамы»), Людмила Максакова - графиней Антонидой Васильевной («Игрок»), Юрий Яковлев - Николаем Алексеевичем из бунинских «Темных аллей». И кто знает, стали бы когда-нибудь Ирина Купченко с Евгением Князевым партнерствовать в «Филумене Мартурано», а Владимир Этуш - Грегори Соломоном в «Цене» Миллера? Сколько шансов у Галины Коноваловой сыграть бывшую артистку императорских театров? В ее шикарные годы - артистке 95 - они были равны нулю. По окончанию «Пристани» к Коноваловой буквально бросались: «Галина Львовна, вы потрясающая... В ваши годы!»

Какие годы?! Перестаньте! - звонким голосом отвечает на комплименты старая актриса. - Я беру благодарности щенками, деньгами и мебелью.

Юмора этой даме не занимать. А на сцене, которую режиссер Туминас выстроил в стилистике немого кино, она блистала.

Отрывки полновесные, не обрезанные, и их местами затянутость, может быть, впервые во благо - можно увидеть мастерство и многое понять про то, что в русском театре есть, а что безвозвратно, увы, уходит. Благодаря «Пристани» понимаешь, что со сцены (и в данном случае - не только Вахтанговского театра) абсолютно ушла интонация. Когда можно закрыть глаза и по одной фразе определить: это говорит Василий Лановой, а это - только Юрий Яковлев. Да, он уже старенький, и видно, что нездоров, но голос, вкрадчиво-мягкая манера... ее не забыть никогда! И если он даже просто стоит на сцене, не произнося ни слова, или сидит на дощатой скамье, то невозможно не удивиться органике существования.

А Юлия Борисова! Во-первых, неповторимый голос - как будто немножко взвинченный. А во-вторых, каким-то необъяснимым образом происходит слом и голоса, и психологического состояния ее героини, приехавшей получить сатисфакцию в город своего детства.

Незабываемая улыбка Вячеслава Шалевича в образе Галилея, кураж Людмилы Максаковой, представшей гоголевской графиней. Владимир Этуш срывает аплодисменты буквально после каждой реплики своего старого оценщика, и понятно, что артист он роскошный, и лучше, чем директор Дома актера.

В финале музыка Фаустаса Латенаса будто напряжется вся, точно перед броском, загудит органом, и на сцене распустится огромный парус, на котором будут под ветром дрожать и колыхаться портреты ушедших уже вахтанговцев и самого основателя театра - кареглазого, с пижонски зализанными волосами Евгения Вахтангова. Конечно, такая философская метафора не может не вызвать эмоцию, разбередить чувства. «Пристань» оказалась достаточно универсальным изобретением Туминаса, как кубик Рубика. Уже сейчас готовятся отрывки с другими замечательными актерами, в частности, Маковецким, Сухановым, Ароновой, которые войдут в уже репертуарную «Пристань».

OpenSpace .ru, 18 но ября 2011 года

Алексей Бартошевич

Реквием Римаса Туминаса

К юбилею вахтанговской сцены худрук театра поставил для его стариков-корифеев спектакль с многозначным названием «Пристань».

Сидя в зале Вахтанговского театра на спектакле «Пристань», поставленном Римасом Туминасом к девяностолетию театра, я припомнил историю, рассказанную Лоренсом Оливье в его автобиографии.

Году в 1925-м юный Оливье случайно подслушал за кулисами разговор двух пожилых актеров. Они вспоминали о ком-то, кого почтительно называли «Старик». Помнишь, что делал Старик в четвертом акте «Купца»? А в финале «Ричарда»? Или его пауза в «Почте»? Оливье понял, что речь шла о Генри Ирвинге, и тут же поклялся, что когда-нибудь он сам станет Стариком и о нем будут говорить с тем же почтением и восторгом.

В театральном лексиконе «старики» – нечто большее, чем артисты почтенного возраста, прослужившие на подмостках лет по пятьдесят или более того. В каждой труппе были старые актеры, но мало где были «старики». Старики-корифеи, водители толпы хоревтов, живая легенда театра, воплощенная память о великих и навсегда ушедших театральных временах. Они – средоточие лучших, прекраснейших черт каждой нации. Я своими глазами видел (мне было лет шесть), как, встретив на улице Горького Василия Ивановича Качалова, идущего в Художественный театр из своего Брюсова переулка, люди останавливались, снимали шляпы и почтительнейше кланялись тому, кто самим своим существованием среди них доказывал, что не все еще иссохло в русской культуре и русской жизни. В том, как они приветствовали актера, не было ни фанатического экстаза неистовых поклонников, ни любопытства обывателей, повстречавшихся со знаменитостью – будет что рассказать соседям. В глазах прохожих светилось то, что можно назвать благоговением.

С годами лиц пенсионного возраста в наших театрах становилось все больше, а «стариков» все меньше. Проблема не столько для геронтологов, сколько для историков культуры.

Где снег минувших лет? Где «старики» теперь? Они давно стали если не вовсе ушедшей, то уходящей натурой, вымирающим племенем великанов. Не только в силу неотменимых законов природы, но более всего – по причине перемен, происходящих в театре и в самом обществе: об этом писалось и говорилось довольно.

«Старики» исчезают или вовсе исчезли оттого, что нынешний театр и нынешнее общество не нуждаются в них. Это не хорошо и не дурно: просто это так и иначе быть не может. Кому нужен Ирвинг в век Марталера?

«Пристань» ничем не напоминает традиционные юбилеи. Вместо привычной на вахтанговских и всех прочих театральных торжествах легкокрылой (и порядком утомившей) мелодии из «Турандот» со сцены слышится сотрясающая вселенную трагическая поступь Miserere Латенаса – всечеловеческой молитвы о спасении, звучавшей в финале «Макбета» Някрошюса. О ком рыдает эта музыка, какие утраты оплакивает, чью память славит? В финале на трепещущем белом полотнище одно за другим нам явлены лица (теперь уже лики) ушедших в мир иной вахтанговцев. Все они здесь, начиная с самого Учителя: Куза, Глазунов, Щукин, Горюнов, Симоновы (Рубен и Евгений), Орочко, Львова, Мансурова, Шихматов, Гриценко, Ульянов. Прекрасные, озаренные талантом лица, счастливые судьбы (даже если горестные, все равно – счастливые).

Один за другим нынешние вахтанговские корифеи поднимаются на сцену, чтобы сыграть желанную несыгранную роль, роль – несбывшуюся мечту. Это не значит, что у героев юбилея нет актерского будущего. Кто-то из них, вероятно, еще сыграет не одну роль. Туминас прощается не с Шалевичем или Этушем, а с изумительным поколением вахтанговских стариков. За немногими исключениями (Максакова), им нечего делать в его театре.

Весь путь этого поколения, от самых первых его шагов, прошел у меня на глазах. Я помню, как в Москве заговорили об Этуше после его уморительно смешного Лаунса в «Двух веронцах», как впервые прогремело имя Юлии Борисовой, сыгравшей в инсценировке «На золотом дне» по Мамину-Сибиряку, как они – Ульянов, Греков, Борисова, Шалевич, Гунченко, Яковлев, Гриценко, молодые, светившиеся талантом, полные свежих сил, – всей гурьбой высыпали на сцену в спектакле, ставшем дебютом поколения – наивном и прекрасном «Городе на заре». Именно как поколение они тогда покорили Москву. И на много лет остались ее любимцами.

Актеров многочисленных своих театров Москва любила всей душой, но очень по-разному. Вахтанговцев – с особенной нежностью. Никто лучше их не умел украсить унылые или жуткие будни, сообщить жизни дух элегантного праздника (кто искуснее вахтанговцев умел носить галстуки-бабочки или умопомрачительно изящные платья?); никто не был способен с таким искусством заставить верить, что мир хорош, прекрасен и полон всякого рода приятностей, которым нужно уметь радоваться. Что все страхи напрасны, все тяготы в конце концов минуют – и вообще все обойдется и само собой устроится наилучшим образом. Во времена всяческих испытаний, в изобилии посланных стране историей, люди нуждались именно в таком послании. Но только до поры до времени. Украшение реальности, как это не раз бывало, обращалось в ее приукрашивание. Спектакли арбатского театра начинали напоминать роскошные изделия кондитерского искусства. Бывали исключения (постановки Петра Фоменко, некоторые работы Владимира Мирзоева), но их было немного.

Актеры ульяновского поколения были и остались мастерами, но их блистательного искусства не мог не коснуться царивший в театре дух эстетической замкнутости. Как бы длинен ни был список сыгранных ими ролей, в итоге они сделали на сцене своего любимого театра гораздо меньше того, что, судя по размаху и глубине их дарований, рождены были сделать.

И вот теперь, обремененные летами и славой, ставшие Стариками в ирвинговском значении этого слова, вахтанговские корифеи вышли на сцену, чтобы сыграть свои заветные (кто знает, может быть, последние) роли в спектакле с многосмысленным названием «Пристань». Василий Лановой читает Пушкина, Вячеслав Шалевич играет Брехта, Людмила Максакова – Достоевского, Юлия Борисова – Дюрренматта, Владимир Этуш (восхитительно!) – Артура Миллера, Галина Коновалова и Юрий Яковлев – Бунина.

Кульминацией всего вечера был, без сомнения, Юрий Яковлев в «Темных аллеях». Вы вдруг понимали, что такое великий актер в подлинном, а не в масскультно заезженном смысле, как неотразимо прост и прекрасен, как чист и свят может быть театр, обращенный к человеческому сердцу. Навсегда запомним последний жест уходящего в неведомое пространство старика. Обернулся на полдороге, бросил взгляд в темноту зала, на секунду приостановился, поднял трость, и снова двинулся туда, в глубину подмостков, в неведомое пространство вечности, решимся сказать – в бессмертие. Тут была не столько боль несбывшегося счастья, сколько спокойная готовность примириться с посланной свыше судьбой, прощальная мудрость шекспировского Просперо. Вас посещала не только тоска о том, что прекрасное поколение близится к неотвратимому исходу (дай всем им Бог здоровья), но более всего благодарность за свет, который они столько лет нам дарили и продолжают дарить.

Ну что же: Римас Туминас коленопреклоненно признался в любви к великим вахтанговским старикам и великой вахтанговской школе. Долг признательности исполнен с достоинством и безукоризненным вкусом. Однако долгие проводы – лишние слезы. Не век же оплакивать уход уходящих. Туминас сделал своим старикам царский подарок, но одновременно подвел решительную черту под историей прошедших десятилетий.

Теперь худрука ждет нелегкая задача – продолжать дело, которое он с успехом начал: вывести театр из тупика, открыть в вахтанговской традиции то, что связывает ее с режиссерским театром современности. Не разрывая нить, тянущуюся от «Принцессы Турандот», помнить, что Вахтангов – это не только беззаботно-ироническая игра со старинными масками, но и трагические гротески «Эрика ХIV». Уже сделанное на новой для него сцене («Троил и Крессида», «Дядя Ваня») доказывает, что, несмотря ни на что, цель эта может быть достигнута. Прежде всего потому, что очень уж хороши вахтанговские актеры разных поколений. Нелепо сомневаться в возможностях труппы, в которой есть Маковецкий, Суханов или, например, Лидия Вележева (для меня, совестно признаться, было некоторой неожиданностью, что Вележева сыграла чуть ли не на равных с Яковлевым: вот что значит быть на сцене рядом со Стариком).

Туминас поставил спектакль-элегию, спектакль-прощание со стариками вахтанговского театра и тем самым – с великим театром прошлых времен, театром-мессией и спасителем человечества. Этот театр был неотразимо прекрасен, но возврата к нему нет. ​

Премьера документального фильма Елены Демидовой "Парад 1941 на Красной площади" - 7 ноября в 10:55 на Первом канале. Самый первый "Оскар" получен СССР за фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой". После его выхода на экраны военные стали говорить: "Мы получили новый вид оружия".

Основой фильма стали съемки военного парада 41-го года. Эти кадры знакомы каждому, кто родился и вырос в Советском Союзе. Из этой хроники видно, как войска с брусчатки Красной площади уходили прямиком на фронт… Как Сталин на Мавзолее говорит солдатам напутствующую речь… Но за кадром осталось много нюансов, о которых многие просто не догадываются. Оказывается, съемочная группа опоздала на парад и не сняла главное - речь Сталина! Ее перезаписали через три недели - и уже не на Красной площади, а внутри Кремля - в декорациях Мавзолея. Почему так произошло? Из-за чего кинематографисты опоздали на съемку парада? И какие неточности в киносъемке заметили сами участники парада - ветераны войны? Ответы - в фильме. Специальный гость картины - военный историк Алексей Исаев. В фильме - интервью с единственным оставшимся в живых фронтовым оператором - Борисом Соколовым. Ему сейчас 96 лет! Актеры Владимир Этуш, Вера Васильева и Олег Анофриев вспомнят те военные годы, панику в Москве в октябре 41-го года и эффект от просмотра фильма. Ведущий - Александр Балуев.

Вуди Аллен: от смешного до великого

Премьера канала "Городские пижоны" - документальный фильм "Вуди Аллен" (Woody Allen: A Documentary) на Первом канале 11 ноября в 00:15. Знаменитый сценарист, режиссер, актер, комик и музыкант Вуди Аллен впервые позволяет зафиксировать на пленке свою жизнь и творческий процесс. В этом фильме продюсер Роберт Уайд, ранее получавший премию "Эмми" и номинированный на "Оскар", более года наблюдает за Алленом, который до сих пор скрывал свою частную жизнь от посторонних, и создает биографическую картину. В фильме "Вуди Аллен " воссоздана хронология событий в карьере Аллена, начиная с молодого писателя и до автора текстов для знаменитого Сида Сизара, от стендап-комика до всемирно известного сценариста и режиссера, который ежегодно выпускает фильмы в течение уже более 40 лет. В ленте запечатлен процесс написания сценариев, кастинг, режиссура и общение с актерами, новые интервью со звездами первой величины, сценаристы-партнеры, друзья и родственники - все подробности о жизни и работе Вуди Аллена, которые до сих пор оставались в тени.

Кинобогини Дитрих и Гарбо

Премьера документального фильма "Марлен Дитрих и Грета Гарбо "Ангел и Божество" (9 ноября в 00:25) на Первом канале. Марлен Дитрих и Грета Гарбо - олицетворение золотого века Голливуда. Гарбо первой стала настоящей звездой. Ее бездонные глаза, низкий "усталый голос", изумительная фигура вызывали восхищение. Ее называли "богиней". Но затем появилась Марлен Дитрих. Роковая женщина, которая могла быть порочной и невинной одновременно - незабываемый "Голубой ангел". Две крупнейшие киностудии Голливуда - "Парамаунт" и "Мэтро-Голдвин-Майер" - устраивали между ними состязание в погоне за кассовыми сборами. Актрисы охотно на это соглашались. Каждая из них была готова на все, чтобы создать миф о себе. Марлен Дитрих и Грета Гарбо, воплотившие на экране самые совершенные женские образы в мировом кинематографе, жили, любили и снимались в Голливуде в одно и то же время. Марлен Дитрих ходила на все голливудские вечеринки, а вот Гарбо там никогда не бывала. У них, конечно же, были общие друзья, но были ли они знакомы?

"Зеркало" для Маргариты Тереховой

Премьера документального фильма "Маргарита Терехова "Одна в Зазеркалье" - 12 ноября в 10:15 на Первом канале. Почему отец оставил маленькую Риту? Как случилось, что у него оказалось сразу три параллельных семьи и в каждой росли дети? Это лишь одна сюжетная линия фильма, и вышли авторы на нее, когда разыскали сводных сестер Маргариты Тереховой. Старшая Света - профессор философии Кемеровского университета. Младшая Юлия - научный сотрудник, живет в Москве. Авторы получили и вовсе неожиданный подарок - неизвестное интервью Маргариты Тереховой. Актриса никому не говорила, что собиралась замуж за Алексея Габриловича - режиссера-документалиста, сына известного драматурга. Как Рита убежала из дома Габриловичей, рассказывает ее самая близкая подруга Наталья Верова.

Сыграв главную роль в фильме "Бегущая по волнам”, Рита познакомится с молодым болгарским актером Саввой Хашимовым.. Они поженятся. У пары родится дочь - Аня, будущая известная актриса. После рождения дочери Сава Хашимов еще год помыкается в Москве без работы, а потом вернется на родину. 1980 год. Терехова - успешна и знаменита. И вдруг - сбегает от столичных поклонников отдыхать в южную республику. После этой поездки она оказалась в интересном положении - забеременела от директора местной трикотажной фабрики Сайфиддина Тураева. Однако, ее восточный мужчина был женат. Она тоже решила выйти замуж. Так в ее жизни появился начинающий режиссер - Георгий Гаврилов. А потом родился сын - Саша. Вместе они проживут всего полтора года и расстанутся. В этой почти детективной истории - кто же его настоящий отец? - спустя 30 с лишним лет будет разбираться сын Маргариты Тереховой - Саша. Вместе со съемочной группой он побывает в Таджикистане и встретится, наконец, со своим предполагаемым отцом - Сайфиддином Тураевым.

Звезды оперы - Галине Вишневской

8 ноября в 20:45 в эфире телеканала "Россия К" - прямая трансляция из Большого театра Гала-концерта звезд мировой оперы, посвященного недавнему юбилею народной артистки СССР, обладательницы многочисленных международных наград и премий Галины Вишневской. Большому театру Галина Павловна отдала более 20 лет творческой жизни, сыграв Аиду, Виолетту, Тоску, Чио-Чио-сан, Марфу, Лизу, Наташу, Татьяну и много других ярких ролей. В честь Галины Вишневской будут звучать шедевры мировой оперной классики, многие из которых входили в репертуар легендарной певицы. Участниками торжественного концерта станут всемирно известные певцы: Соня Йончева, Мария Гулегина, Юлия Герцева, Маквала Касрашвили, Желько Лучич, Бадри Майсурадзе, Рене Папе, Фабио Сартори. Кроме того, в концерте выступят лучшие ученики самой Галины Павловны - солисты Большого театра Агунда Кулаева, Эльчин Азизов, Олег Долгов и солистка театра Новая Опера Ирина Морева. В программе - сцены и арии из опер М. Мусоргского, П. Чайковского, К. Сен-Санса, Дж. Пуччини, Дж. Верди, Ж. Массне. В концерте принимает участие симфонический оркестр Большого театра России, главный дирижер и музыкальный руководитель - Туган Сохиев.

Театру Вахтангова - 95

13 ноября один из самых известных театров нашей страны - театр имени Евгения Вахтангова - отмечает 95-летие. К этой дате телеканал "Россия К" подготовил специальную программу. В документальном фильме "Евгений Вахтангов. У меня нет слез - возьми мою сказку" (13 ноября, 14:45) прозвучат дневники и письма режиссера, отрывки из его литературных произведений, воспоминания соратников. О жизни творчестве великого режиссера расскажут внук Вахтангова Евгений Вахтангов, режиссер Римас Туминас, искусствоведы Владислав Иванов и Маргарита Литвин.

В программе "Острова. Римас Туминас" (13 ноября, 18:35) режиссер, расскажет о своем деревенском детстве, о маме, о сложных отношениях с отцом, о своей первой любви, поделится своими мыслями о предназначении театра.

В честь юбилея театра в эфире - знаменитые спектакли и программы, посвященные легендарным артистам:

  • 7 ноября в 15:10 - Юлия Борисова, Василий Лановой, Николай Гриценко, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев в спектакле "Принцесса Турандот". Постановка Евгения Вахтангова. Режиссер Рубен Симонов. Запись 1972 года. В 17:30 - "Острова. Николай Гриценко".
  • 8 ноября в 15:10 - Юрий Яковлев, Александр Граве, Василий Лановой, Михаил Ульянов, Вячеслав Шалевич в спектакле "Конармия". Режиссер Рубен Симонов. Запись 1975 года. По мотивам автобиографической прозы Исаака Бабеля. В 17:30 - "Острова. Юрий Яковлев".
  • 9 ноября в 15:10 - Людмила Целиковская, Юрий Яковлев, Екатерина Райкина в спектакле "Дамы и гусары". Режиссер Александра Ремизова. Запись 1976 года. В 17:25 - "Больше, чем любовь. Людмила Целиковская".
  • 10 ноября в 15:10 - Юрий Яковлев, Николай Гриценко, Людмила Максакова, Алла Казанская в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты". Режиссер Александра Ремизова. Запись 1971 года. По одноименной комедии Александра Николаевича Островского. В 17:50 - "Эпизоды. Алла Казанская".
  • 11 ноября в 15:10 - Владимир Этуш, Василий Лановой, Нина Русланова, Валентина Малявина, Александр Граве в спектакле "Мещанин во дворянстве". Режиссер Владимир Шлезингер. Запись 1977 года.
  • 12 ноября в 13:45 - Юлия Борисова, Василий Лановой, Михаил Ульянов в спектакле "Антоний и Клеопатра". Режиссер Евгений Симонов. Запись 1980 года. В 16:05 - "Театральная летопись". Михаил Ульянов. Избранное".
  • 13 ноября в 15:25 - Галина Коновалова, Людмила Максакова, Юлия Борисова, Юрий Яковлев, Владимир Этуш, Василий Лановой, Ирина Купченко, Вячеслав Шалевич, Евгений Князев в спектакле театра им. Евг. Вахтангова "Пристань" в постановке Римаса Туминаса. Запись 2012 года. По мотивам произведений Б. Брехта, И. Бунина, Ф. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. Пушкина, Э. де Филиппо.

Театр Виктора Сухорукова

10 ноября юбилей - 65 лет - отмечает народный артист России Виктор Сухоруков, на счету которого более 80 картин, среди которых "Бакенбарды", "Комедия строгого режима", "Операция "С новым годом!", "Теория запоя", "Антикиллер", "Сказ про Федота-стрельца", "Золотой век", "Бедный, бедный Павел", "Жмурки", "Остров". К этой дате на "России К" - премьера документального сериала "Сочинение жизни" (7-10 ноября, 23:00). Фильм - это портрет Сухорукова, "написанный" им самим. Сухоруков рассуждает о том, что вкладывает в понятие "театр", с какими иллюзиями в профессии и в жизни ему пришлось расстаться, и в вере во что он с годами только укрепился, каким он приходит к зрителю, как рождает своих персонажей, анализирует профессиональные и человеческие взаимоотношения с режиссерами. Сегодня актер благополучен, почти счастлив. Он не скрывает своего одиночества, рассматривая его как естественную плату за то, что удалось преодолеть в жизни и в профессии.

На канале ТВ Центр 9 ноября в 10:30 - к дате документальный фильм "Три жизни Виктора Сухорукова", в котором участвуют Павел Лунгин, Станислав Говорухин, Юрий Мамин, Сергей Сельянов и другие.

Анна из Затонска

С 7 ноября на канале ТВ-3 в 19.30 по будням стартует авантюрная драма "Анна-Детективъ". Это история о юной провинциалке Анне Мироновой (Александра Никифорова), обладающей интуицией и незаурядным умом. Она живет в небольшом уездном городке XIX века - Затонске, и сильно отличается от девушек своего времени. Ее странности вызывают у людей осуждение. Но Анну не смущают косые взгляды. Ее душа жаждет приключений! И вот однажды она знакомится со столичным сыщиком Яковом Штольманом (Дмитрий Фрид), приехавшим в Затонск по секретным обстоятельствам. Он - убежденный холостяк и материалист. Анна предлагает ему свою помощь в поиске преступников, но поначалу он ей не доверяет. Однако со временем все больше прислушивается к необычной девушке, привлекая ее к расследованиям самых сложных и запутанных дел. Для съемок сериала "Анна-Детективъ" в подмосковном музее-заповеднике "Горки Ленинские" построили целый киногородок с улицами, торговыми лавками, особняками и полицейским участком. Над тем, чтобы в мельчайших деталях воссоздать атмосферу таинственной эпохи конца XIX века, трудилась большая команда, которую консультировали ведущие эксперты: историки, искусствоведы, культурологи…

Смотрите также

8 ноября канал TV1000 объявил Международный день вампира. Дата 8 ноября стала культовой для исследователей вампиров: согласно некоторым источникам, в этот день в 1431 году родился князь Влад - тот самый Дракула. Столетия спустя, 8 ноября 1847 года, на свет появился автор вампирического триллера о графе Дракуле Брэм Стокер. Тематический день на канале откроет фильм "История одного вампира" (2009). Его покажут в 12.10. Следующая картина, "Академия вампиров" (2014) в 14.10, расскажет, как юные кровопийцы постигают основы магии в отрыве от внешнего мира. Интересен фильм будет и поклонницам Данилы Козловского, который в этом фильме сыграл роль возлюбленного главной героини. Фильм "Впусти меня.Сага" (2008), снятый по одноименному роману шведского писателя Йона Линдквиста, ближе к психологической драме, чем к заявленному "вампирскому" жанру. Он начнется в 16.10. Продолжит "вампирическую" эпопею приквел к двум выпущенным ранее частям эпопеи - фантастический фильм ужасов греческого режиссера Патрика Татопулоса "Другой мир: Восстание ликанов". В нем будет рассказана история Люциана - первого ликана, оборотня, способного принимать человеческую форму. Сюжет демонстрирует происхождение вековой кровной мести между аристократическими вампирами, известными как Торговцы смертью, и их рабами-оборотнями. (Начало в 18.20) Глубокую философскую и противоречивую тему одиночества существ, обреченных на бессмертие, поднимут Брэд Питт и Том Круз в картине "Интервью с вампиром" (1994). Этот фильм можно будет посмотреть в 20.10. Следующий - в 22.25. - "Реальные упыри" - псевдодокументальная пародия, снятая в 2014 году. Завершит мистический день на канале TV1000 в 00.10 - "криптовампирская любовная история", как назвал ее сам режиссер Джим Джармуш, "Выживут только любовники".

13 ноября 1921 года в Москве состоялась премьера спектакля «Чудо святого Антония», поставленного . Так началось и длится уже девять десятилетий «Чудо» Вахтанговского театра, концепцию которого его создатель сформулировал кратко: «Нести людям радость». В этом году для радости повод особый - юбилей. Особым будет и праздник вахтанговцев, который для зрителей начнется уже сегодня - премьерой. Спектакль «Пристань» поставил худрук театра, Римас Туминас. Рассказывают .

«Нет праздника - нет спектакля», - говорил Евгений Вахтангов. Красивая идея Римаса Туминаса исполнить мечты о несыгранных ролях корифеев Вахтанговского захватила всю труппу. Такая вполне в духе этого театра.

«Я рад, что мы праздник себе сотворили, потому что Вахтанговский театр умел праздновать, умел сотворять праздники, - говорит Туминас. - Проще было бы, конечно, разослать всем театрам приглашения, написать там: «пять минут для поздравления». И, наверное, пришли бы - мхатовцы, и «Современник», и все, все. Мы сидели бы на сцене в цветах, все принимали бы поздравления, потом банкет - но разве это интересно, разве это соответствует нашей профессии?»

Дух профессии в Вахтанговском чтят особо. Как и задумывал отец-основатель - «все друг другу друзья, нежный подход - к душе каждого». И вот уже скупает старую мебель по замыслу Артура Миллера, крутит рулетку в «Игроке» Достоевского, балансирует на грани юродства и трагедии Галилея, а ликует и плачет в роли Филумены Мартурано. Ее ветреный возлюбленный - Доменико Сориано - Евгений Князев в одночасье становится отцом троих взрослых детей.

Играя юбилейный для театра, а для себя лично вымечтанный спектакль, невозможно не думать об учителях. Во многом благодаря им удалось пройти трудный путь из точки неизвестности к точке сегодняшней славы.

«Я впервые увидел закулисье Вахтанговского театра, где репетировал со , и что меня поразило - Рубен Николаевич сказал «Боря, Захава!» - а для меня Захава был небожитель!», - вспоминает Владимир Этуш.

Сегодня они и сами - небожители, кумиры. Выходить с ними на одну сцену - счастье для сегодняшней молодежи Вахтанговского. В юбилейной «Пристани» для многих это в первый раз.

«Многие артисты просто приезжают, чтобы в конце мизансцены просто постоять и послушать стихи », - говорит актер Олег Лопухов.

«Очень много молодежи в театре - это хороший признак, - считает Василий Лановой. - Это хорошие надежды, и теперь главное нам старикам все-таки привить им величайшее уважение к прошлому вахтангского театра, то, что привили нам Рубен Симонов, Алексеева, Вахтангов, ».

Новый спектакль не претендует на то, чтобы стать программным, как некогда «Принцесса Турандот». А вот в репертуар войдет обязательно. Ведь он - сегодняшняя память о лучших традициях театра.

«Туминас, который пришел, очень тонко это воспринимает, - говорит Людмила Максакова. - Он сделал такой спектакль, где публика сможет увидеть то, чему нас учил Вахтангов».

В свободной, из отрывков, форме спектакля - бесконечные жизненные возможности. Он как трансформер - можно убирать и добавлять новые фрагменты. Осуществлять мечты следующих поколений вахтанговцев. Праздновать новые юбилеи. Видеть, как туго натянуты паруса театрального корабля, который 90 лет назад запустил в плавание Евгений Вахтангов.

К 90-летию театра имени Евгения Вахтангова наш телеканал покажет несколько передач. Не пропустите в эту субботу в 19.10 документальный фильм , а в 20.05 программу с участием актеров театра. В воскресенье вечером в эфир выйдет телеверсия вечера и спектакль .