Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Понятие и виды культуры: художественная, физическая, массовая. Введение

Понятие и виды культуры: художественная, физическая, массовая. Введение

Понятие «культура» развивалось исторически (от латинского слова cultura – возделывание земли, обработка, развитие, почитание). Уже в трудах римского общественного деятеля, оратора Цицерона (106 – 43 годы до н.э.) встречается толкование этого понятия как «обработка, совершенствование души». Со временем термин начинает употребляться в значениях «воспитание», «образование», «самосовершенствование».

К настоящему времени существует более 500 определений культуры. Ученые разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Во вторую – определения, связывающие культуру с традициями или социальным наследием общества. В третьей группе подчеркивалось значение и роль человека для культуры и правил культуры, организующих человеческое поведение.

В повседневной жизни понятие «культура» также употребляется в нескольких значениях.

Культура – это совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфичных для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства.

Понятие культуры характеризует мир человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с ним. Человек – это субъект культуры: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.

Культуру подразделяют на материальную и духовную.

В качестве духовной культуры выступают явления, связанные с сознанием, с интеллектуальной, эмоционально-психологической деятельностью человека, – язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п.

Материальная культура – это воплощение материализованных человеческих и общественных потребностей. Материальная культура включает в себя все материальные предметы и технологии, созданные человеческими сообществами, совокупность материальных благ, созданных людьми.

Культура выполняет в жизни общества важные функции. Это гуманистическая, познавательная, регулятивная, семиотическая, ценностная функции, а также функция трансляции социального опыта.

Культура «вбирает» в себя сведения, предметы, нравы, обычаи всех времен и народов, поэтому она позволяет оставаться непрерывной связи между поколениями. Благодаря книгам, картинам, музыкальным произведениям, мы знаем о жизни наших предков, можем – на основе имеющихся сведений – реконструировать другие эпохи, даже те, которые были за сотни тысяч лет до нашего появления! Культура – это и знания человека. Через культуру мы познаем мир: учимся узнавать явления и события, определять характеристики, исследовать сходства и различия. Культура помогает нам стать образованной, интеллектуальной личностью, которая не прерывает свое самосовершенствование.

Регулятивная функция науки – это функция развития и укоренения в обществе морали и права. Мораль и право являются важнейшими понятиями цивилизованной жизни человека. Мораль и право делают жизнь в человеческом обществе стабильной, не позволяют мелким конфликтам «перерасти» в войны, регулируют отношения между людьми. Мораль – это нравственные законы, духовная опора каждого человека. Мораль не позволяет убивать людей, обижать их, угнетать, совершать антигуманные действия и др. Право – законное закрепления морали: за преступления люди наказываются – в зависимости от степени тяжести содеянного ими. Право – это не только запрет, но и свобода одновременно: право не только запрещает, но и защищает. Мораль и право тесно связаны с культурой, поскольку они прошли долгий этап становления, прежде чем обрели современную форму.

Семиотическая (знаковая) функция культуры проявляется в создании специализированной системы знаков, которая позволяет человеку познавать мир музыки, живописи, театра. Для того чтобы понимать искусство, мало видеть картину или сюжет произведения – нужно знать символику текста или полотна, уметь читать между строк, «видеть» сквозь краски. Ведь искусство мыслит образами! Их нужно уметь «читать».

Ценностная функция культуры состоит в том, что культура отражает качественное состояние общества, его нравственное и интеллектуальное содержание, выступает критерием нравственной оценки.

Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности. Благодаря художественной культуре человек способен образно отражать и моделировать мир.

Понятие «художественная культура» по объему шире, чем понятие «искусство».

Искусство – эта сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; это один из способов эстетического освоения мира.

Художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика – подразделяются на виды искусства. Выделяют более 400 видов искусства. Традиционная классификация искусства выделяет 3 большие группы:

***пространственные искусства (пластические) – это такие виды художественного творчества, в которых нет движения (архитектура, скульптура, живопись, графика);

***временные (литература, музыка);

***синтетические.

Искусство охватывает все сферы художественного творчества.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.


1. Художественная культура как особая область культуры

Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры

Внутреннее строение художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры

Список использованных источников


Введение


С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Художественная культура личности выступает, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.

Данная закономерность с известной поправкой на омассовление производства, углубление разделения труда и специализацию действует и сегодня.

Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты.

Все сказанное выше о художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.


Художественная культура, как особая область культуры


Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает:

·функционирование специализированного художественного творчества - искусства;

·народно-художественную культуру;

·массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения;

·элитарную художественную культуру;

·художественные субкультуры регионов,

·профессиональных объединений, молодежи и т.п.;

·художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.

В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является, только и чисто материальной, другая - только и чисто духовной, третья - не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы - иначе они просто не могли бы существовать, равно как и то, что в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Что касается художественного творчества, то в нём духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье , ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются . Эту духовно-материальную целостность и называют "художественностью". Следовательно, художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной активности человека материальное воплощение результатом работы его мышления, но как мышление в материале , т.е. с помощью представления цвета, пластики, звука. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком, другого вида искусства.

Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живёт в пространстве и во времени. В социальном пространстве , т.е. в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества, художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность и процессов творчества, создания художественных ценностей, и процессов их восприятия публикой, в соответствии с их разнообразными духовными потребностями. Если же мы будем рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т.е. её существование во времени , то увидим, что её главные функции - обеспечить охранение художественных ценностей, передачу их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни не ведёт к уничтожению художественного наследия, но требует его актулизации, его включения в духовную жизнь каждой новой эпохи. Вместе с тем, художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других областях культуры, логикой собственного развития искусства.

Таким образом, художественная культура призвана передавать традиции, творческий опыт, накапливаемые веками способы художественного освоения мира и обеспечивать постоянное движение искусства, его обновление, совершенствование.


Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры


Культура охватывает формы организации художественной жизни как систему социальных институтов. В истории культуры эта система складывалась постепенно.

Первоначально художественная культура не выделялась сколько-нибудь определённо из общего контекста культуры, поскольку художественная деятельность была растворена во всех процессах практической деятельности первобытных людей.Дальнейшее развитие культуры связано с процессами внутренней дифференциации её подсистем, в частности, с обособлением и самоопределением художественной культуры. Это влекло за собой всё более отчётливое выделение и институционализацию различных её блоков, поскольку лишь внутренняя организованность могла обеспечить художественной культуре возможность самоуправления, необходимого ей несмотря на воздействие извне со стороны экономики, государства, церкви, идеологических концепций.

Функциональная организация художественной культуры выражается во взаимодействии следующих её институтов:

) художественного производства, создающего произведения искусства как носителей художественных ценностей;

) художественного потребления, организующего восприятия произведении искусства;

) художественной критики, обеспечивающей самоуправления художественной культуры как процесс художественного общения людей в соответствии с требованиями, предъявляемыми кискусству каждым типом общества и культуры.

Художественное производство, так или иначе организованное обеспечивает реальное осуществление потребности художника творить, ибо для этого нужны материальные условия - например, наличие издательств, типографий, выставок кинофабрик и т.д. Особой отраслью художественного производства является организация воспроизводства самих творцов художественных ценностей - система обучения и воспитания новых поколений художников, способы их приобщения к существующей культуре.

Художественное потребление - это конкретно-историческая форма организации восприятия публикой художественных творений, то есть самого процесса общения людей с произведениями искусства в театрах и кинотеатрах, концертных залах и музеях. Наличие в художественном производстве первичного и вторичного (исполнительского) творчества порождает два типа потребления художественных ценностей - индивидуальный и коллективный. Первый характерен для восприятия произведений литературы, станковых форм искусства, второй - для восприятия произведений, требующих исполнения (сценических, музыкальных, кинематографических), а также произведений архитектуры и связанного с ней монументально-декоративного изобразительного искусства.

Критика является важным элементом художественной культуры, призванным решать две задачи:

) связывать творцов искусства с публикой, помогая ей понимать содержание произведений и ощущать их истинную ценность;

) связывать художественную культуру с другими сторонами духовной жизни общества - политической, нравственной, религиозной, т.е. либо применяя к искусству предъявляемые ему обществом идеологические требования, либо, напротив, стремясь отгородить от них искусство, замкнуть его в рамки «искусства для искусства».


Внутреннее строение художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры


До сих существует множество подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования - человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая таким образом природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия. художественный искусство культура

Каким же образом возможно органическое соединение в человеке природного и социального их взаимное отождествление? Возможность эта объясняется тем, что человек есть такое животное, бытие которого не спонтанно - активное, а деятельностное . Необходимо, чтобы накапливаемый человечеством опыт отделялся от самих людей, приобретал самостоятельное предметное существование, т.е. опредмечивался, что позволяло сохранять в объективированном, отторгнутом от самого человека - и поэтому не исчезающем с его смертью виде добываемые им знания, ценности и умения. Так рождается новая - четвертая - форма бытия - культура, человек же оказывается соответственно трехсторонним - био - социокультурным существом.

Таким образом, культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности

качество сверхприродного, т.е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека , не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в поколения благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных , - в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека , ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования- формы орудий труда,научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вторичные способы деятельности , служащие уже не "опредмечиванию", а "распредмечиванию" тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытие культуры, т. е. их усвоению и присвоению людьми; в культурных предметах процесс их создания "угасает" для того, чтобы "зажечься" в новой деятельности извлекающей из них заключённое в них человеческое содержание;

д) вновь человек вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;

е) силой, связывающей человека с человеком в культуре является общение людей, а затем и их общение с природными явлениями, вещами, произведениями искусства;

Культура имеет, следовательно, три модальности:

  • человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечество, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;
  • процессуально-деятельностную , в которой культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;
  • предметную , в которой культура охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих вторую природу - создаваемые человеком миру искусственных объектов: мир вещей, мир идей и мир образов.

В этой трехмерности культуры реально живет, функционирует и развивается как целостная система

Задачи современной культурологии, основанной на системно-диалектическом подходе к бытию, истории, культуре, состоит в том, чтобы преодолеть все эти односторонние модели мировой культуры и выработать такую ее историко- теоретическую модель, которая в согласии с богатством фактов и учитывая сущностные различия локальных цивилизаций (западных и восточных, христианской и мусульманской и т.д.), выявило бы логику историко-культурного процесса, единого для человечества, при всем разнообразии конкретных форм, в которых он протекает .

Для достижения этой цели нужно исходить из того, что динамика культуры определяется взаимодействием внешних для нее и внутренних сил. Внешними являются изменения природы и общества. Первые имеют эпизодический, но катастрофический характер на протяжении истории культуры - скажем, мировое оледенение, изменение климата в Африке, потоп, погубивший Атлантиду или гибель помпейской культуры в результате извержения вулкана и т.п. В целом же изменение в природе происходят столь медленно, что на динамике культуры они не сказываются. Другое дело - изменение общественных отношений, социальной структуры, хотя их темп намного отличается скорости преобразования культурных форм, последние испытывают прямые воздействия трансформации общественных структур, экономической и политической жизни.

Вместе с тем, непосредственной движущей силой истории культуры являются ее собственные внутренние силы . Поскольку культура - не простой конгломерат рядоположенных форм деятельности, не их механическая сумма, но целостная, системное образование, целостность ее обеспечивается связью всех составляющих культуры подсистем и элементов, т.е. структурной данной системы . Это значит, что изменение культуры как целого обуславливаются тем, как меняется и содержание разных ее подсистем, компонентов, и их соотношение, т.е. удельный, вес каждого в целостной жизни культуры.

Структурные изменения в истории культуры выражаются, прежде всего, в том, что меняется соотношение основных ее слоев - материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции каждого из них). Для историка культуры особенно важными являются функции художественной деятельности, поскольку искусство является самосознанием культуры , т.е. воссоздает содержание и строение каждого ее исторического типа и каждого регионального, национального, и социального и т.д. состояния. Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как главный источник изучения истории культуры, макромир которой отражается в микромире образов искусства. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство.

Художественная деятельность - эта такой вид человеческой деятельности, который отличается органическим слиянием того, что во всех других видах деятельности- познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и общении- расчлено и специализировано. Она не знает разделения на материальную и духовную, ибо творчество художника духовно и материально одновременно; она не знает разделения на практическую и теоретическую, ибо является практически- духовной, образно воссоздающей жизненную реальность, т.е. "практикой в духе" и плоды её обращены потому к такому же целостно- духовному восприятию- созерцанию, переживанию, осмыслению, истолкованию, какое свойственно человеческому восприятию реальности, но при этом ясно создаётся то, что отличает «художественную реальность» как мир вымысла от подлинной жизни людей. С этой точки становится понятным, почему и в фологенезии, и в онтогенезе (т.е. в истории человечества и в биографии отдельного человека) способность к полноценной художественной деятельности формируются раньше, чем развитые формы дифференцированной деятельности: детству человека, как и детству человечества свойственна синкретичная (не расчлененная еще) целостность сознания и поведения.

Искусство как плод художественной деятельности тем самым запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, которой принадлежит и которую представляет - скажем, первобытную культуру, античную, средневековую, ренессансную и т.д., в особенности каждой из них, следовательно, представляет культуру не односторонне, а целостно. Иначе говоря, оно изоморфно культуре, т.е. имеет аналогичную структуру, ибо образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, с обществом и с человеком.


Список литературы:


1.Брюсов В. О искусстве. - М., 1975.

.Викторов В.В. Культурология. - М.: Экзамен, 2002.

.Культура и культурология: Словарь / Под редакцией Кравченко А.И. - М., 2003.

.Коростелёв Ю.А. Культурология. - Хабаровск: Приамагробизнес, 2003.

.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Академический проспект, 2003.

.Петров М.К. История европейской культуры традиции и её проблемы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Культурология

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА

| Г. Е. Гун

Аннотация. В статье дается аналитический обзор представлений отечественных и зарубежных ученых о художественной культуре как системе. Отталкиваясь от этих представлений, автор приходит к выводу о необходимости опираться на исследования в области многофакторных прогностических моделей культуры.

Ключевые слова: художественная культура, системный подход.

Summary. The article gives an analytical overview of representations of artistic culture as a system in the works of Russian and foreign scholars. Based on these ideas, the author concludes that one has to to build on the research in the field of multi-factor prediction models of culture.

Keywords: art culture, systemic approach.

Целью данной статьи является обзор трудов отечественных и зарубежных ученых, в ракурсе рассмотрения ими художественной культуры городов в контексте системного подхода. Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является только материальной, другая - только духовной, третья - нематериальной и недуховной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы, иначе они просто не могли бы существовать, равно как и то, что в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Суть дела, однако, в том, что в данных слоях культуры соотношение материального и духовного начал диаметрально противоположно: материальная культура материальна по своему

Принципиальное отличие художественной культуры от культуры эстетической заключается в том, что эстетическая культура выражает универсальность, повсеместность, проявления эстетической активности людей; художественная же деятельность есть специфический вид его продуктивной деятельности, поэтому художественная культура оказывается относительно самостоятельным слоем культуры, следовательно, ее можно определить как совокупный способ и продукт художественной деятельности. Понятие «совокупный» означает, что художе-

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

ственная культура охватывает все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную и т.п.), включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства (создание, хранение, восприятие и т.д.), и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование (воспитание художников, публики, критиков и т.д.).

Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живет в пространстве и во времени. В социальном пространстве (то есть в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества) художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность и процессов творчества, создания художественных ценностей, и процессов их восприятия публикой в соответствии с их разнообразными духовными потребностями.

Если же мы будем рассматривать историческую жизнь художественной культуры, то есть ее существование во времени, то увидим, что ее главные 352 функции заключаются в том, чтобы обеспечить охрану художественных ценностей, передачу их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни не ведет к уничтожению художественного наследия, но требует его актуализации, его включения в духовную жизнь каждой новой эпохи. Вместе с тем художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других областях культуры, логикой собственного развития искусства. Таким образом, художественная культура призвана передавать тради-

ции, творческии опыт, накапливаемые веками способы художественного освоения мира и обеспечивать постоянное движение искусства, его обновление, совершенствование.

ТакоИ ансамбль функций определяет структуру художественнои культуры: первое измерение - духовно-содержательное: речь идет о специфическом для каждого исторического, этнического и социального типа художественного сознания (о картине мира и места образного представления о бытии в нем человека); второе измерение - зональное или морфологическое - мы обнаруживаем тогда, когда от общей характеристики ее духовного содержания переходим к характеристике ее особенностей в разных видах искусства, ибо целостность художественной культуры общества охватывает многообразие тех форм, в которых творчество выступает в словесных искусствах, изобразительных, в музыке, театре, танце, кино, архитектуре и т.д. Нужно иметь в виду, что все эти виды искусства не просто сосуществуют одно рядом с другим, но образуют некую исторически самоорганизовавшуюся систему.

Представление о культуре как об устойчивом образовании, порожденном и поддерживаемом реализацией совокупности функций, необходимых для совместной жизнедеятельности людей, привело к формированию концепций социальной и культурной систем. При этом сторонники концепции культурной системы (Л. Уайт, К. Клакхон, А. Кребер и другие) рассматривали общество как структурный компонент совместной жизни людей, а культуру - «как содержательное наполнение этой структуры» . Еще А. Радклифф-Браун под-

1. Л. фон Берталанфи набор взаимодействующих элементов, структура, у которой элементы каким-то образом действуют друг на друга (взаимодействуют)

2. П. Эткинс обособленная часть, фрагмент мира, Вселенной, обладающий особым качеством (эмерджентностью), относительной самодостаточностью (термодинамической изолированностью)

3. В. А. Анохин комплекс избирательно вовлеченных элементов, взаимосодействующих достижению заданного полезного результата, который принимается основным системно образующим фактором

4. М. А. Гайдес такая группа элементов, у которой результат их общего взаимодействия отличается от результатов действия каждого из этих элементов в отдельности

5. А. Холл множество предметов вместе со связями между предметами и между их признаками

черкивал преимущества подхода Б. Малиновского, который предлагал «считать каждую культуру функционально взаимосвязанной системой» и пытался обнаружить «общие законы функционирования человеческого общества как целого». Чтобы составить представление о художественной культуре как системе, рассмотрим само понятие системы в разных исследованиях (см. табл.) .

Позднее в определениях системы появляется понятие цели. Так, в «Философском словаре» система определяется как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой определенным образом и образующих некоторое целостное единство». В последнее время в определение понятия системы наряду с элементами, связями и их свойствами и целями начинают включать наблюдателя, хотя впервые на необходимость учета взаимодействия между исследователем и изучаемой системой указал один из основоположников кибернетики У. Р. Эшби. М. Масарович и Я. Такахара в книге «Общая теория систем» считают, что система - «фор-

мальная взаимосвязь между наблюдаемыми признаками и свойствами».

Это объясняет существование устойчивых социокультурных образований по сравнению с предыдущими функционалистскими построениями, где «культурные и социальные феномены рассматривались как самодовлеющая реальность, а группа людей определялась не через дифференциацию функций или ролей, но через интегрирующие ее нормы или институты».

В данном случае сравнивается не только количество элементов культурной системы, но и порядок их связи, структура и правила взаимодействия. Такая система, подвергаясь разрушительному воздействию, способна возвращать себе равновесие. Однако причины культурных сходств и различий до сих пор составляют предмет научных дискуссий. Поскольку город рассматривается как система, то «поведение» этой системы, обладающей способностью накапливать и передавать информацию, формировать процессы управления, функционировать в качестве самоорганизующегося феномена, является предметом серьезных научных изысканий.

Именно это свойство (восстановление равновесия, самоорганизация) является для Т. Парсонса наиболее важной чертой социальной системы, поскольку «тенденция процесса взаимодействия к самосохранению есть первый закон социальных процессов». Здесь важно главное: как город (и современный город в частности), являясь культурной системой, в процессе функционирования выживает в сложных обстоятельствах нежелательных вмешательств, кризисных эпох, как формируются силы, устраняющие негативные результаты подобного вмешательства, и до какого предела социальная система сохраняет свою способность к самовосстановлению .

В свое время М. Б. Глотов, определяя художественную культуру общества как систему социальных институтов, в качестве основных структурных блоков-компонентов ее строения выделил: художественное производство, художественную коммуникацию, художественное познание, художественную критику и художественное потребление. Если следовать представлению некоторых социологов искусства о том, что художественная жизнь общества «есть не что иное, как исторически определенный способ воспроизводства и функционирования художественной культуры общества», то структура художественной жизни общества должна быть изоморфна структуре его художественной культуры. Главное различие между строениями художественной культуры и художественной жизни общества состоит в том, что в качестве элементов первой выступают социальные институты, а второй - социальные процессы .

С. Н. Плотников в своих исследованиях пришел к идее противопоставить

социологии искусства социологию художественной культуры. Согласно его концепции, существуют как бы две относительно самостоятельные социологии искусства. Объектом исследования одной из них являются произведения искусства, которые изучают эстетика и искусствоведение. В качестве объекта исследования другой выступает художественная культура, понимаемая как один из видов духовной культуры общества и представляющая собой «совокупность явлений, процессов и отношений, связанных с художественно-творческой деятельностью людей, в основе которых лежат идеалы красоты, а также с деятельностью по хранению, распространению и потреблению (восприятию) художественной продукции». С. Н. Плотников изучал художественную культуру на трех уровнях: общесоциологическом, когда она рассматривается как элемент системы общества; специально социологическом, где исследуются социальные закономерности развития и функционирования художественной культуры, ее внешние и внутренние связи, взаимодействия художественного производства и художественного потребления; эмпирико-социоло-гическом, предполагающем анализ данных о функционировании отдельных видов, форм, типов и процессов художественной культуры.

Однако в дальнейшем в своей работе «Проблемы социологии художественной культуры» (1980) С. Н. Плотников вносит некоторые изменения и дополнения в свою концепцию:

Во-первых, художественная культура понимается им уже как система трех взаимодействующих подсистем: художественного производства, художественных потребностей, социального института художественной культуры;

Во-вторых, уточняется предмет социологии художественной культуры, из которого исключается анализ ее исторического развития, а акцент делается на исследовании современных процессов воздействия общества на художественную культуру и обратного влияния ее на общество.

Интересен подход В. М. Петрова к системе и подсистемам художественной культуры. Основное препятствие на пути развертывания любой художественной структуры он видит в осознании общего, во множестве различных реализаций одной и той же художественной структуры или идентификации этой структуры реципиентом, которая перестает оказывать должное воздействие на эмоциональную сторону его сознания. Если такой процесс должен коснуться (рано или поздно) любой художественной системы, то его следует считать долговременным, постоянно (в масштабах эволюции) действующим; важность же его, думается, не вызывает сомнений. Иными словами, в ткань произведения искусства должно включаться рациональное описание процессов создания или восприятия искусства, имеющих преимущественно эмоциональный характер.

Итак, требования к рефлексивным процессам, предъявляемые сферой (б), практически совпадают с требованиями, предъявляемыми сферой (а). Именно совпадение этих двух классов требований обуславливает необходимое постоянное присутствие рефлексивных процессов в системе художественной культуры. Эти рефлексивные процессы могут реализоваться посредством тех двух (А и Б) путей, которые были намечены ранее. Применительно к системе художественной культуры эти два пути воплощаются следующим образом:

А. В системе художественной культуры функционирует специальная подсистема, служащая для отражения протекающих в этой системе процессов создания или восприятия произведений искусства. Эта подсистема воплощается, прежде всего, в таких социальных институтах, как художественная критика (отражающая непосредственно творческие процессы - создание произведений искусства), теория искусства и эстетика (которые занимаются преимущественно анализом структуры этих произведений), социология и психология искусства (концентрирующие свое основное внимание на толковании процессов восприятия художественных структур).

Б. В искусстве периодически появляются произведения, отражающие процессы художественного творчества или восприятия; примеры подобных феноменов приводились выше.

Последний (Б) путь реализации рефлексивных процессов отличается от первого (А) пути непосредственностью отражения, что очень существенно с точки зрения социальной эффективности указанных процессов, ведь наибольшей силой воздействия и на творцов искусства, и на его аудиторию (а через нее - снова на тех же творцов) обладает отражение, непосредственно вплетенное в саму ткань художественного произведения, составляющее его неотъемлемую часть. Вот почему для этой формы самосознания художественного творчества всегда находилось место в продуктах такого творчества - произведениях художников (писателей, композиторов и т д.) всех эпох. И хотя конкретный импульс, подводивший художника к такому отражению, был, конечно, в каждом случае индивидуальным и непо-

вторимым, социальная потребность в постоянном возникновении подобных феноменов была в какой-то мере питающим их источником, стимулировавшим их успех как у аудитории, так и у творцов искусства.

Следовательно, мировоззренческим основанием и исходной концептуальной позицией исследования стало новое понимание роли культуры в современном городе и преодоление институциональных барьеров в сознании субъектов культуры и городского социума, органов власти и бизнеса в реализации созидательного потенциала горожанина и достижения компромисса между культурными запросами разных групп населения и общими целями социально-экономического развития города. Сложность поиска подобного компромисса возрастает соответственно росту числа и разнообразия социальных и национальных субкультур в городе.

Художественная культура XX в. -понятие, условно обозначающее всю совокупность искусств и художественной и около-и-пост-художественной 356 деятельности XX в. Специфика художественной культуры XX в., в отличие от художественной культуры предшествующих периодов истории, заключается в ее принципиальном переходном характере, выражающем суть глобального переходного процесса в культуре XX в. в целом, одной из главных частей которой и является художественная культура.

Процесс глобальной модернизации культуры начался несколько столетий тому назад, но в XX в. приобрел лавинообразный, стремительно прогрессирующий характер. Главная суть его заключается в повсеместном утверждении («триумфе») материали-

стическо-сциентистско-технологиче-ского мировоззрения и, соответственно, принципиально нового типа сознания, менталитета, мышления. Наиболее заметными характеристиками художественной культуры ХХ в. являются множественность, хаотичность и ризомность, что позволяет исследователям делать вывод о ее переходном, неустойчивом состоянии.

Е. Б. Витель интерпретировал кризис художественной культуры ХХ в. как системную закономерность . С позиции синергетики, изучающей системы именно в состоянии неустойчивости, неравновесности и хаотичности (предметная область синергетики - вопросы самоорганизации неустойчивых динамических систем, теория катастроф и хаоса), переходный период есть необходимое состояние системы, связанное с изменением вектора направленности ее развития. Переходность означает разупорядо-ченное временное состояние, когда старые параметры организации отрицаются как неактуальные, а новые еще не сложились. В художественной культуре ХХ в. эти признаки переходности налицо: отрицание художественной традиции, с одной стороны, и отсутствие чего-либо установившегося и понятного нового - с другой. Неуравновешенное состояние системы в силу необходимости сопровождается хаосом. Однако именно этот неустойчивый период характеризуется повышенной креативностью, что объясняет интерес к прогнозированию будущего развития художественной культуры.

Причиной перехода системы к образованию нового порядка является исчерпанность смысла (как цели ее существования и складывания определенного порядка) предыдущей художе-

ственной системы и того, в чем ее порядок выражается. Для того чтобы возник хаос, то есть система перешла в свое неустойчивое состояние, необходимо, чтобы неприятие выразилось не просто в отказе от старой идеи, но и в невозможности ее реализации, открытом протесте (теоретического и практического характера) и специальной разрушительной деятельности. Одна из сторон процесса хаотизации системы - снятие бинарных оппозиций.

В системе художественной культуры бинарности выполняют конструктивно-смысловую функцию. То, что они существуют в различных художественных эпохах, придает им характер константных надэпохальных свойств и доказывает существование метасистемы уровня более высокого, чем те, в которых они непосредственно проявляются. С помощью разветвленной сети бинарностей та или иная художественная система принимала определенный структурированный вид. Достижение системой состояния ставшего бытия (пикового кульминационного периода), или «жесткой онтологии» (В. Г. Буданов), являлось основанием не только для ее детального описания, но и для сравнения с другой системой в ее ставшем, то есть сложившемся и вершинном, виде.

К началу ХХ в. бинарные оппозиции представляли собой развитую подсистему художественной культуры, своего рода сеть кровеносных сосудов антропоцентризма. Поэтому именно разрушение этой системы модернизмом было отмечено как взрыв, скачок, умирание искусства и пр. На языке синергетики эффект скачка связан с перестройкой системы, с изменением направленности ее развития и естественным переходом системы от старого порядка к

новому. Процесс смены режимов функционирования соединяется периодом вхождения системы в состояние хаоса, продолжительность которого обуславливается длительностью предшествующего периода. Это дает основание рассматривать художественную культуру ХХ и XXI вв. как единый продолжающийся период хаоса .

Итак, переход художественной системы от состояния покоя и порядка к неравновесному, неустойчивому и хао-тизированному, в котором пребывает художественная культура ХХ в., есть процесс ликвидации (самоликвидации) смысла старой культуры, зафиксированного в бинарных оппозициях.

Таким образом, сегодня художественная культура - это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

1. Одна сторона связана с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей: система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставо-чную деятельность, и др.; научно-исследовательские организации самого широкого профиля, начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, ко-

торые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию, средства массовой коммуникации, которые в современной нам культурной ситуации приобретают особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей.

2. Вторая сторона связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности. Это, прежде всего, сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношения между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором, произведением и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Итак, рассмотрев различные представления о культуре как системе, мы будем строить свое исследование на основе классических и новейших работ ведущих отечественных и зарубежных ученых, а именно - на исследованиях в области многофакторных прогностических моделей культуры: А. Мигалантьев, В. Лапин, А. Ахиезер, Л. Коган, Н. Яницкий и др. ; исследованиях, направленных на изучение феноменологии культуры: К. Линч, Л. Коган, Н. Григорьев, А. Иконников, К. Исупов, О. Трущенко, В. Глазычев и др. ; на исследованиях в области теории культурных и социальных си-

стем, а также на концепциях социоди-намики культуры: П. Анри, Т. Ван Дейк, Т. Парсонс, М. Пеше, П. Серио, М. Фуко, Ю. Хабермас, А. Пелипенко, И. Яковенко, Г. Щедровицкий, В. Левада, Э. Юдин и др.

Рассмотрение вопросов структурного построения, статики и динамики показателей процессов, протекающих как «вне», так и «внутри» культурных трансформаций на современном этапе урбанистических «дрейфов», а также определения векторов тенденций развития в прогностических подходах - все это может стать одним из возможных решений выявленного противоречия и проблемы социокультурной жизнедеятельности современного общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология. - М., 2004.

2. Гайдес М. А. Общая теория систем (системы и системный анализ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// health.polbu.ru/gaides_systems/ch07_vii. html

3. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-Пресс, 1997.

4. Глотов М. Б. Художественная культура как система социальных институтов: Ав-тореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Л., 1974.

5. Витель Е. Б. Интерпретация кризиса художественной культуры ХХ в. как системной закономерности // Культурология. -2008.

6. Ахиезер А. С. Социокультурные проблемы развития России. - М., 1998. - 310 с.

7. Иконников А. Художественное искусство в городском ландшафте. - М.: Аванта+,

Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование .

Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства . Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности . История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.

Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.

Культура - общий объем творчества человечества.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.

Рис. 1. Условное деление культуры по видам.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.

Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, аристократизмом и самодостаточностью.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

Отсюда основные функции культуры:

-

Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.

Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство – вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Мировая художественная культура - не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.

Вопросы для повторения:
  1. Подумайте, каким образом культура влияет на человека?
  2. Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?
  3. Какие виды искусства вы знаете?
  4. Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

Лекция 1 . Художественная культура и искусство. Функции искусства

1.Специфика художественной культуры, ее особенности. Искусство как феномен культуры.

2.Природа и сущность искусства.

3.Функции искусства. Роль искусства в жизни человека, развитии человеческого общества и преобразование окружающей действительности.

Литература:

Борзова, Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Изд-во «Лань», М.: ООО Изд-во «Омега – Л», 2005. – С. 28 – 55.

Губарева, М.В. 100 великих шедевров изобразительного искусства / М.В. Губарева, А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2006. – 480 с.

Дмитриева, Н.А. Краткая история искусства / Н.А. Дмитриева. – М., 1986. – С. 5 – 118.

Елинек, Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. – Прага: Артия, 1983. – 559 с.

Культурология: история мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2003. – С. 33 – 79.

Мировая художественная культура: в 2 т./ Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Высш. шк., 2005. – Т. 1. – С. 85 – 153.

Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. – М.: Политиздат, 1989. – 572 с.

Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. По уровню ее разви­тия, по характеру созданных произведений судят об эпохе. Антич­ность, Средневековье, Возрождение и другие исторические перио­ды узнают главным образом по художественной культуре, создан­ной в это время. Часто именами творцов обозначают время, в ко­торое они жили: «эпоха Шекспира», «век Пушкина», хотя каждый из них прожил исторически короткий срок – одну человеческую жизнь.

Происходит это потому, что в художественной культуре прояв­ляются самые существенные черты духовной жизни общества, по­тому что она активно воздействует на все другие формы общест­венной и духовной жизни – на мораль, религию, науку, политику и т. д., испытывая, в свою очередь, их влияние, взаимодействуя с ними. В различные исторические эпохи ведущими, определяющи­ми лицо эпохи, оказывались то одни, то другие формы обществен­ного сознания. Так, доминантой средневековой культуры Европы было христианство, что в значительной степени определило свое­образие искусства этого времени. Особенности культуры XX века формировались под влиянием нового видения мира, открытого наукой. Очень важной для развития всей культуры, и художествен­ной в том числе, оказалась философия.

Теснейшим образом художественная культура связана с мора­лью, вбирая в себя определенные нравственные ценности и утвер­ждая их с только ей присущей активностью. Художественная культура непосредственно воздействует на человека, постоянно находится в контакте с ним, независимо от того, осознает он это или нет, приобщается к ней сознательно или, как ему кажется, без­различен к ней.

Художественная культура активно участвует в формировании духовного мира личности. Именно поэтому так важно понять свое­образие художественной культуры, особенности ее проявления, ее роль в развитии общества и место в современной жизни.

Особенности художественной культуры

Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Оно облада­ет огромной культурогенной способностью, создавая целый ряд связанных с ним форм деятельности – художественное творчест­во, художественное восприятие, художественная критика и т.д., образуя вокруг себя «культурное поле».

В научной литературе нет единого мнения в определении со­ставляющих художественную культуру элементов. Но при всем различии воззрений все авторы включают в художественную куль­туру три основных элемента, обеспечивающих ее функционирова­ние: производство, распределение и потребление (восприятие, ос­воение) художественных ценностей - произведений искусства.

От соот­ношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой лично­сти, востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного про­изводства, распределения, потребления художественных ценно­стей назначению искусства.

Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятель­ности и, оставаясь открытой системой, вбирает в себя новые фор­мы и виды творчества.

Художественно-творческая деятельность, в результате которой создаются произведения искусства, появилась в глубокой древно­сти. Все остальные элементы художественной культуры возникали постепенно, на разных этапах развития человечества. Появление их было обусловлено многими причинами: развитием общества и его потребностями, развитием самого искусства, возникновением в нем новых видов и форм, необходимостью создания условий для творческой деятельности, собиранием и хранением произведе­ний искусства, расширением возможностей для потребления художественных ценностей, необходимостью осмысления и изучения искусства и т. д.

Таким образом, художественная культура стала представлять собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произве­дений искусства или материальных предметов, обладающих эсте­тической ценностью.

Каждый из составляющих ее элементов связан с искусством.

Так, для создания произведений искусства – художественных ценностей недостаточно только таланта художника, нужны еще условия, при которых его талант и потребность в творчестве могут реализоваться. Это профессиональная подготовка мастера, предполагающая определенную организацию специального художест­венного образования; создание условий, при которых обладаю­щий способностью к художественному творчеству человек мог бы обеспечить своим творчеством свое существование, то есть систе­ма приобретения художественных произведений, оплаты труда ху­дожника и др.

Искусство создается для людей – читателей, слушателей, зри­телей.

Значит, необходимо издавать, репродуцировать, исполнять, экспонировать художественные произведения. А это, в свою оче­редь, приводит к развитию разных форм культурной деятельности: книгопечатанию, издательской деятельности, организации выставок и салонов, постановке спектаклей и концертов и т. д. Вначале эта деятельность была достаточно хаотичной, но со временем она обрела определенные формы. Появляются специальные выста­вочные помещения и музеи, концертные залы и театры, библиоте­ки и другие культурно-просветительные учреждения. Совокуп­ность таких учреждений образует фундамент художественной культуры.

Художественные музеи – это просветительные, науч­но-исследовательские учреждения, где хранятся, изучаются, экс­понируются и пропагандируются произведения искусства. Библи­отеки - собирают, хранят, изучают, распространяют, пропаган­дируют книги. Письменная культура с момента появления книго­печатания стала средоточием накопленной человечеством инфор­мации.

Художественная культура во многом определяется культурной политикой государства.

Важным элементом художественной культуры является по­требление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произве­дения искусства как художественной ценности, сопровождаю­щийся эстетическим переживанием. Отношение к искусству не возникает стихийно. Оно складывается в зависимости от среды, в которой формируется человек, от образования, эстетического вку­са, жизненного опыта, ценностных ориентации. Особенно важны первые сведения, которые человек получает об искусстве. В зависимости оттого, какое отношение к искусству он встретит в начале своего жизненного пути – уважение и лю­бовь или пренебрежение, как к чему-то пустячному и необязатель­ному для жизни, – во многом зависит будущее отношение к искус­ству: появится устойчивая потребность в нем или сложится инте­рес только к его развлекательной функции. Первая информация всегда создает определенную установку, на которую, как на фон, накладываются все последующие представления. Данное обстоя­тельство обусловливает огромное значение организации системы художественного и эстетического воспитания, что должно стать одним из направлений культурной политики государства.

Приобщение к искусству формирует уважительное отношение к нему, понимание его непреходящей ценности, осознание его особенностей, своеобразия каждого его вида.

В процессе развития искусства возникает потребность в глубо­ком осмыслении этого уникального феномена, что и приводит к появлению науки об искусстве – искусствознания.

Искусствознание - совокупность наук, исследующих искусст­во. Оно изучает происхождение искусства, его социальную и эсте­тическую сущность, закономерности его развития, природу худо­жественного творчества, функции искусства, его место и роль в ду­ховной и общественной жизни.

Искусствознание представляет собой общую теорию искусства как особой формы художественно-творческой деятельности. Но наряду с ним существуют теории, изучающие конкретные виды искусства: литературоведение, искусствоведение, музыковедение, театроведение, киноведение и др. Каждая из этих частных наук имеет свой объект исследования, обладает самостоятельностью, но входит в общую систему наук об искусстве.

Очевидно, что при всем различии конкретных видов искусства они обладают общей природой и каждое конкретное искусство может представлять всю сферу художественного творчества, так как каждый вид искусства не только специфичен, но и несет в себе универсальные характеристики всего искусства в целом.

Художественно-творческая деятельность протекает в общест­ве. Творческий процесс реализуется в двух формах – индивидуаль­ной и коллективной. На творческий процесс влияют, а во многом и определяют его те взгляды, воззрения, представления, которые сложились в обществе. Жить в обществе и быть свободным от об­щества – нельзя. Но общество, а тем более государство, пытается руководить творчеством, влиять на творческий процесс. Во мно­гих государствах эту задачу выполняют министерства или комитеты культуры, существующие при правительстве. Они определяют культурную политику, делают государственные заказы и тем са­мым направляют творчество художников в нужное для данного го­сударства русло. Они же организуют системы специальных учеб­ных заведений, готовящих художников, музыкантов, артистов.

Часто сами деятели искусств образуют объединения с целью творческого общения и решения некоторых важных для данного искусства задач: популяризации творчества, организации выста­вок, заказов, издания произведений и т. д. Как правило, объедине­ние происходит на основе общности творческих принципов.

Так, в XIX в. в России композиторы входили в творческое со­дружество «Могучая кучка», художники образовали «Товарищество передвижных выставок», которое продолжало свою деятельность и в XX веке. Артисты создали «Русское театральное общество» с це­лью содействовать развитию театрального дела.

После революции 1917 г. у нас в стране существовало много разнообразных творческих объединений писателей, художни­ков и др.

В 30-е годы все они были ликвидированы и созданы творче­ские союзы, объединившие деятелей искусства по видам искусст­ва: союзы писателей, композиторов, художников и т. д. Их целью было организационное и идеологическое руководство культурой.

С распадом СССР творческие союзы не только утратили свое идеологическое содержание, но и лишились государственной под­держки. Сейчас они осуществляют задачу организационно-твор­ческого единения деятелей искусства, что особенно важно для ху­дожников, писателей, композиторов и др., творчество которых но­сит индивидуальный характер.

Как мы видим, структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они суще­ствуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют оп­ределенную целостность.

Итак, художественная культура включает в себя производство художественных ценностей, сами художественные ценности – произведения искусства, их распространение, воспроизведение, репродуцирование, потребление, искусствознание и науки о кон­кретных видах искусства, художественную критику, художествен­ное образование, институты и организации, обеспечивающие су­ществование и хранение художественных ценностей,- музеи, вы­ставочные залы, картинные галереи, театры, кино, библиотеки и др., творческие объединения и организации.

Природа и сущность искусства

Искусство – одно из самых удивительных созданий человече­ства. Изображая на полотне одного человека, создавая пейзаж, на­тюрморт, описывая в романе какой-то период жизни, судьбы лю­дей, а в рассказе – только случай или эпизод, сочиняя музыкаль­ное произведение, возводя здание, творец говорит о своем време­ни, об эпохе и о себе – художнике, создавшем все это.

Такой способностью к обобщению обладает только филосо­фия. Но если философия выражает открывшуюся ей сущность яв­лений в обобщенно-абстрактной форме, лишенной жизненных красок, то искусство, давая обобщенное отражение действитель­ности, сохраняет ощущение всей полноты жизни. Искусство отра­жает действительность как некую жизненную целостность. Также целостно оно воздействует на человека, захватывая од­новременно и его ум, и его сердце. Такой способностью целостно­го отражения мира и целостного воздействия на человека не обла­дает никакое другое его творение.

Глубина постижения действительности в художественном про­изведении зависит от художника – его таланта, профессиональ­ного мастерства, от его взглядов, одним словом, от своеобразия личности творца.

Искусство отражает действительность. А так как действитель­ность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражаю­щее ее, сложно. Сложность объекта отражения определяет слож­ность искусства. Она проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музы­ка, изобразительные искусства и синтетические: театр, кино. Каж­дый из видов искусства включает в себя несколько жанров. Оста­ваясь одним и тем же, оно меняется во времени.

Так, например, древнегреческий театр скорее напоминал ны­нешний стадион, где собирались сотни зрителей. Представление начиналось на рассвете и продолжалось до позднего вечера. Звук трубы возвещал о начале каждой новой пьесы. Если она не нрави­лась, бурная реакция зрителей могла прервать ее действие и выну­дить актеров перейти к другой. Играли актеры в масках, без кото­рых они были бы плохо видны далеко сидящим. Маски закрывали не только лицо, но и голову. Большие размеры (больше головы) маски позволяли создавать укрупненные, обобщенные образы – трагические, выражающие страдание, или комические, карика­турные. Мимика актеру не была нужна. Но к голосу, дикции предъявлялись особые требования. Ведь играли одни и те же акте­ры с утра и до вечера множество самых разных ролей, в том числе мужчины-актеры играли и женские роли. Артисты должны бы­ли не только произносить текст, но и петь и танцевать и достигали во всех этих видах театрального искусства большого совершенства. Таким был античный театр.

Театр эпохи классицизма совершенно иной. Отказ от воспро­изведения реальной жизни, стремление к идеализации действи­тельности и облагораживанию ее породило и своеобразие формы. Герои Корнеля и Расина – крупнейших драматургов этого перио­да – переживали особые возвышенные чувства, совершали зна­чительные поступки, изъяснялись изысканно и торжественно. И это тоже театр. И в это же время во Франции возникает еще один, совсем особый театр. Это театр высокой комедии , театр Мольера. Здесь жизнь показана в ее естественном течении, драматургия ни на пядь не отступает от действительности. На подмостках театра Мольера вереницей пройдут люди, оказавшиеся в разнообразных узнаваемых жизненных ситуациях. Здесь будут обманутые мужья и верные жены, истинное благородство и эгоизм; здесь прозвучат злые насмешки над семейным деспотизмом и ханжеством, над пу­стотой аристократов и их показным благородством, над искусст­венной речью и вычурными манерами.

Речь мольеровских героев будет естественна, характеры их жизненны, а ситуации, в которых они оказываются, достоверны. И это тоже театр.

В каждой стране театральное искусство имеет какие-то свои особенности. И в одно и то же время театр французский, англий­ский, русский и т. д. будут обладать всеми признаками этого вида искусства, будут своеобразными, непохожими друг на друга.

Представим себе традиционный японский театр Кабуки или театр Но (китайский театр). Они настолько не похожи на привычные для европейцев теат­ральные формы, что без некоторой подготовки просто непонятно, что происходит на сцене, даже если известно, о чем пьеса.

В театре Кабуки сложная своеобразная драматургия. Пьеса включает драматическую основу, музыку, танцы, пантомиму (игру без слов), балет. В каждой пьесе обязательно есть два типа персо­нажей: один представляет мощь, силу, величие, независимо отто­го проявляется оно в добре или зле. Такой персонаж называется «арагото». Другой тип – «вагото» – мягкость, покладистость. Действие происходит на трех сценических площадках: сцена, авансцена и цветочная тропа: невысокий помост, проходящий че­рез зрительный зал (ханамити).

Свои особенности имеет и игра актеров. Речь, действие, дви­жение на сцене иные, чем в жизни. Главное в игре актера – пре­дельная выразительность. Для этого одну и ту же реплику могут произносить несколько актеров, она может быть расчленена на со­ставные части, и каждую часть ее произносят разные исполнители, а заканчивают все вместе и т.д. Игра актера находится на грани то­го, что «совсем как в жизни» и «в жизни так не бывает».

Но в одной и той же стране, в одно и то же время существует много разных театров. У каждого из них свои особенности, свой почерк, своя манера исполнения, и хотя они иногда ставят одни и те же пьесы, но создают совершенно разные спектакли.

То же самое можно заметить в каждом виде искусства. Живо­пись – это и наскальные росписи 20-25-вековой давности, и иконопись. Живопись эпохи Возрождения, голландская живопись XVII в., живопись передвижников и художников-авангарди­стов – все это живопись, один из видов изобразительного искус­ства, но как различаются произведения живописи разных эпох!

И в наше время существует много разных живописцев, и каж­дый из них по-своему интересен.

«Каждый из них – это цельный мир, цельное восприятие ми­ра, – говорил о художниках М.С. Сарьян, – это цвет, свет, тень, перспектива, музыка, через которые видит художник мир. Но на что был бы похож мир, если бы на земном шаре возник лишь один тип цивилизации и один тип живописи. Искусство любит много­образие как с исторической, так и с национальной точки зрения»

Искусство очень сложно. Оно сложно по своей структуре, по своему многообразию, оно меняется от вида к виду, от жанра к жанру, от одного художника к другому. И хотя люди, создающие художественные произведения, делают все, чтобы их замысел до­шел до зрителей, читателей, слушателей, понять его, раскрыть для себя - чрезвычайно непросто. Этому надо учиться. И нау­читься этому можно, лишь обращаясь к искусству.

Когда мы говорим о сложности искусства, важно учитывать и еще одну особенность: восприятие художественного произведе­ния зависит не только от него самого, но и от нас. От того, научи­лись ли мы воспринимать искусство, понимать его язык, его осо­бенность, природу, присущую ему условность, зависит многое: поймем ли мы, откроем ли для себя его содержание, получим ли все то неповторимое богатство, которое в нем заключено, или нет. Неприятие какого-то художественного произведения обусловлено многими причинами: неподготовленностью к встрече с искусст­вом, желанием увидеть нечто определенное, не совпадающее с тем, что представлено в произведении, привычкой воспринимать новое, по аналогии с тем, что было увидено и услышано раньше, и т. д.

Картины великого голландского живописца XIX в. Винсента Ван Гога часто вызывают недоумение. Пейзаж и люди на его по­лотнах изображены непривычно. Цвет не совпадает с цветом изо­бражаемого предмета, своеобразен рисунок. Все изображенное ка­жется ярче. Вот как объясняет художник те изменения, которые он производит в своих картинах:

«Допустим, мне хочется написать портрет моего друга – ху­дожника, у которого большие замыслы и который работает так же естественно, как поет соловей, такая уж у него натура. Этот чело­век светловолос. И я хотел бы вложить в картину все свое восхище­ние, всю свою любовь к нему. Следовательно, сначала я пишу его со всей точностью, на ка­кую способен. Но полотно после этого еще не закончено. Чтобы закончить его, я становлюсь необузданным колористом. Я преувеличиваю светлые тона его белокурых волос, доходя до оранжевого, хрома, бледно-лимонного. Позади его головы я пишу не банальную стену убогой комна­тушки, а бесконечность – создаю простой, но максимально интенсивный и богатый синий фон, на какой я способен, и эта нехит­рая комбинация светящихся белокурых волос и богатого синего фона дает тот же эффект таинственности, что звезда на темной ла­зури неба. Точно тем же путем я шел в портрете крестьянина»

Функции искусства

Искусство выполняет множество функций, его роль и значе­ние в жизни человека и общества не исчерпываются утилитарны­ми задачами. Оно самоценно.

В научной литературе нет единого мнения в определении ко­личества функций искусства и их иерархии.

Назовем наиболее значимые из них:

1. познавательная,

2. ценностно-ориентационная (ак­сиологическая),

3. коммуникативная,

4. воспитательная,

5. знаковая (се­миотическая),

6. творческая (эвристическая),

7. эстетическая,

8. идеоло­гическая.

Искусство также обладает способностью предвидения (прогностическая, или футуристическая, функция ), его восприя­тие доставляет людям радость, удовольствие (гедонистическая функция ). Есть и другие, вплоть до психотерапевтической.

Трудно выделить ту функцию, которая может быть определена как наиболее значимая. Как правило, в художественном произве­дении наличествуют почти все. Превалирование какой-либо од­ной за счет других влияет на качество произведения, делая его то дидактически-поучающим, то поверхностно-развлекательным, и не больше.

Очень важна познавательная функция искусства. Историче­ские события стираются в памяти людей. О них вспоминают, изу­чая историю или тогда, когда современность напоминает о них.

История знает множество сражений не только на суше, но и на море. Во многих из них гибли корабли, гибли люди. Иногда проиг­равшим сражение морякам предлагали сдаться, гарантируя при этом условии жизнь. И нередко команда корабля отказывалась от этой милости, предпочитая смерть плену. Только военные истори­ки помнят имена погибших кораблей. Но о гибели крейсера «Ва­ряг» благодаря песне знает вся Россия. Забыто имя автора, а песня живет, воскрешая в памяти людей трагический и прекрасный факт истории русского флота.

Нередко, особенно на уровне обыденного сознания, познава­тельные возможности искусства отрицают, поскольку полагают, что эту функцию полностью выполняет наука.

Наука и искусства – разные грани творческой человеческой деятельности, они по-разному отражают действительность и дают знания о ней. Наука дает знания об определенных сторонах и свойствах действительности. Искусство – знание жизни. Наука открывает новые факты и законы. Искусство отражает закономер­ные явления. В знакомом и известном оно открывает незнакомое и неизве­стное: не раскрываемую наукой и эмпирическим знанием красоту природы, внутренний мир человека, неповторимую сложность че­ловеческих отношений. Искусство обладает способностью откры­вать красоту в самом обычном. Кажущиеся малопривлекательны­ми человеческие лица, серенькие пейзажи, увиденные глазами по­этов и художников, оказались прекрасными, и, благодаря их твор­честву, изменились, расширились наши представления о красоте. Вспомните стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», «Красота человеческих лиц», пейзажи средней полосы России, на­писанные И. Левитаном и И. Шишкиным, «Грачи прилетели» А. Саврасова и др.

«Произведением искусства... может быть признано только та­кое, в котором заключается раскрытие чего-либо нового, доселе неизвестного людям», – считал Л.Н. Толстой. О способно­сти искусства открывать людям незамеченное ими ранее, но очень важное, составляющее сущность человека, говорит он и в своих произведениях.

В искусстве все личностно. Личность художника проявляется в процессе художественного творчества и в его результате. Одни и те же явления действительности разные художники видят, воспри­нимают и воспроизводят различно. Так же как и читатели, зрите­ли, слушатели, которые видят в художественном произведении ка­ждый свое.

Более того, восприятие художественного произведения и его оценка у одного и того же человека могут меняться. Подлинно ху­дожественное произведение так многогранно, что не увиденное раньше может открыться позднее.

«Через каждые пять лет перечитывай «Фауста» Гете. Если ты каждый раз не будешь поражен, сколько тебе открывается нового, не будешь недоумевать, как же раньше ты этого не замечал, – ты остановился в своем развитии»,- считает В.В. Вересаев. То же можно сказать о «Войне и мире», «Братьях Карамазовых» и других великих произведениях.

Но в этой способности открыть для себя новое в уже известном произведении обнаруживается не только многозначность самого художественного творения, но и еще одна особенность искусства: его восприятие носит творческий характер. Воспринимая произведения, мы сами становимся твор­цами. Созданное художником для каждого человека таково, каким он его для себя откроет. Открытое нами в искусстве начинает жить новой жизнью уже в нашем сознании, войдя в наш духовный мир. Так проявляет себя творческая – эвристическая – функция ис­кусства .

Значение ее не только в том, что восприятие искусства требует сотворчества, но и в том, что постоянное общение с искусством развивает эту способность и делает ее неотъемлемой частью любой деятельности. Узнанное и открытое благодаря искусству помогает человеку лучше понять самого себя, других людей и тем самым помогает в установлении контактов между людьми, облегчает взаимопонима­ние и общение между ними.

Коммуникативная функция искусства проявляет себя тем, что показано в художественном произведении, и по тому, как это показано, люди не просто узнают что-то новое, но обрета­ют определенный взгляд на мир, тот, который открыл им худож­ник. Воспроизводя определенные явления действительности, ав­тор неизбежно дает им какую-то оценку: утверждает или отрицает, говорит изображенному или описанному «да» или «нет». И такова сила воздействия искусства, что вслед за автором эту оценку восп­ринимаем и мы.

Действенная сила искусства такова, что нередко именно под воздействием ис­кусства люди начинают по-другому смотреть на жизнь, иначе оце­нивать происходящее и даже менять свои убеждения. Это не всегда переосмысление к лучшему, более глубокому и тонкому мировос­приятию. Все зависит от того, какое это искусство. Вот почему так важно идейное содержание искусства, чтобы оно заставляло вос­хищаться тем, что достойно этого, и вызывало гнев и ненависть ко всему гнусному, подлому, человеконенавистническому.

Действенная сила искусства безгранична, и оно должно слу­жить гуманистическим целям.

Искусство обладает способностью не только давать людям си­лы для жизни и выживания, что само по себе – неоценимо. Оно умеет заглядывать в будущее (футуристическая функция ): ему открывается то, чего не видят другие.

О чем бы ни говорило художественное произведение, к какому бы виду или жанру оно ни принадлежало, оно всегда доставляет нам удовольствие, наслаждение. Читать книгу, смотреть картину, спектакль или кинофильм, слушать музыку – всегда радость. И в этом еще одно назначение искусства, его гедонистическая функция. С ней связана возможность переключиться, отвлечься, отой­ти от повседневных дел и забот, насладиться красотой.

Есть у искусства еще много разнообразных функций. Но все названные и неназванные собираются в единое целое, аккумули­руются способностью искусства не просто развлечь, отвлечь, по­радовать, но и дать особое переживание, вызвать особое чувст­во – эстетическое, непосредственное эмоциональное пережива­ние, возникающее при восприятии совершенных явлений. Это чувство могут вызывать не только прекрасные произведения ис­кусства, но и явления самой действительности: благородный по­ступок, самоотверженность, красота природы, человека или ре­зультат труда.

Искусство по самой своей природе вызывает эсте­тическое чувство – удивления и восхищения его, искусства, спо­собностью глубинного постижения жизни, дающей возможность понять и увидеть окружающее по-новому, а также тем, как это сде­лано в художественном произведении, то есть совершенством ху­дожественной формы, возможностью прожить и пережить то, что показано, и тем самым испытать нравственное очищение. Искус­ство дает возможность испытать разные по характеру и направлен­ности душевные состояния. Эстетическое наслаждение – это сложный духовный процесс, проявляющийся в различного рода эстетических состояниях: радости от общения с прекрасным, вос­хищении совершенством созданного художником, потрясении от­крывшимся невиданным ранее миром и т. д.

Искусство всегда отражает действительность и отношение ху­дожника к ней . Но способностью дать понимание действитель­ности, заставить увидеть то, мимо чего люди проходили, предста­вить новый взгляд на мир, открыть его красоту, развить эстетиче­ское чувство и сформировать эстетический идеал искусство фор­мирует и самого человека – творца и созидателя культуры. Таким образом, искусство не только отражает действительность, но и создает ее.

Эстетическая функция искусства очень важна. Именно она формирует эстетические воззрения человека, его представления о красоте и прекрасном, уродливом и безобразном и др. Эти пред­ставления определяют не только то, какие внешние проявления красоты привлекают людей, их избирательность в одежде, предме­тах быта и т. д. И даже не только то, какие у них предпочтения в ис­кусстве, хотя это одно из проявлений художественного вкуса, ба­зирующегося на эстетических воззрениях. То, что человек считает прекрасным или безобразным, красивым или уродливым, в значи­тельной степени определяет его представления о красоте жизни, его образ жизни, его эстетический идеал.

Постоянное общение с искусством развивает в человеке эсте­тическое начало – эстетическое чувство, эстетический вкус, фор­мирует эстетический идеал. Именно поэтому искусство является важнейшим средством эстетического воспитания – целенаправ­ленной деятельности по формированию у человека способности воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и в искусстве, жить, творить и взаимодействовать с миром по законам красоты.