Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Главный персонаж шведской писательницы астрид линдгрен. «Эмиль из Лённеберги»: книга о домашнем насилии

Главный персонаж шведской писательницы астрид линдгрен. «Эмиль из Лённеберги»: книга о домашнем насилии

Астрид Анна Эмилия Линдгрен (Astrid Anna Emilia Lindgren, урождённая Эрикссон, 14 ноября 1907, Виммербю, Швеция - 28 января 2002, Стокгольм, Швеция) - шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе «Карлсон, который живёт на крыше» и тетралогии про Пеппи Длинный чулок. На русском языке её книги стали известны и очень популярны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.

После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя заботам о дочери Карин.
По словам Астрид Линдгрен, «Пеппи Длинныйчулок» (1945) появилась на свет прежде всего благодаря дочери Карин. В 1941 году она заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинныйчулок - это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. Поскольку Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учётом детской психологии, вызов условностям показался ей занятным мыслительным экспериментом.
В 1945 году Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен». Она приняла это предложение и проработала на одном месте до 1970 года, когда официально ушла на пенсию. В том же издательстве выходили все её книги. Несмотря на огромную занятость и совмещение редакторской работы с домашними обязанностями и сочинительством, Астрид оказалась плодовитой писательницей: если считать книжки-картинки, из-под её пера вышло в общей сложности около восьмидесяти произведений.

Астрид Линдгрен была необычайно разносторонним автором, готовым экспериментировать в самых разных жанрах.

В 1946 году она опубликовала первую повесть о сыщике Калле Блюмквисте, благодаря которой завоевала первую премию на литературном конкурсе.
В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей - «Мио, мой Мио!» Это история Бу Вильхельма Ульссона, нелюбимого и оставленного без должной заботы сына приёмных родителей.
В очередной трилогии - «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» - снова действует фантазийный герой не злого толка. Этот «в меру упитанный», инфантильный, жадный, хвастливый, надутый, испытывающий жалость к себе, эгоцентричный, хотя и не лишённый обаяния человечек обитает на крыше многоквартирного дома, где живёт Малыш. Будучи полувзрослым другом Малыша из полусказочной реальности, он представляет собой куда менее замечательный образ детскости, чем непредсказуемая и беззаботная Пеппи.

Астрид Анна Эмилия Линдгрен - шведская писательница, автор известных книг «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» и тетралогии про Пеппи Длинныйчулок.

Родилась 14 ноября 1907 года в городке Виммербю на юге Швеции, в семье крестьянских фермеров. Как утверждала сама писательница в автобиографическом сборнике «Мои выдумки» (1971), у нее было счастливое детство, полное игр и приключений. Окончив среднюю школу, Астрид недолго проработала журналисткой в местной газете, а затем уехала в Стокгольм, где училась на стенографистку. Параллельно она работала по специальности. Вскоре она удачно вышла замуж за Стуре Линдгрена. На тот момент у нее уже был маленький сынок Ларс.

Сразу после замужества Астрид оставила работу, чтобы заботиться о сыне и о новорожденной дочке Карин (1934). По словам писательницы, ее первая повесть-тетралогия, «Пеппи Длинныйчулок» (1945) вышла в свет именно благодаря дочери. Когда девочка заболела, ей пришлось каждый вечер рассказывать всякие истории. Так, однажды Карин заказала историю о Пеппи Длинныйчулок, имя которой выдумала на ходу. Книга имела ошеломительный успех. Домохозяйке Астрид сразу же предложили работу в детском издательстве и присудили несколько премий. Сегодня ее произведения переведены на многие языки в 60 и более странах мира. История про Карлсона также появилась благодаря дочери, которая часто рассказывала о загадочном человечке, влетающем в окно.

Помимо детских книг, писательница иногда создавала романтические истории, например, «Братья Львиное Сердце» (1979), а также детские детективы и плутовские повести об Эмиле из Лённеберги. Астрид Линдгрен стала первой детской писательницей в своей стране, получившей премию за достижения в области литературы. Наибольший творческий расцвет писательницы выпал на 1940-1950-е годы. Одной из лучших работ Линдгрен была повесть-сказка об одиноких и заброшенных детях «Мио, мой мио» (1954). В свободное от писательства время, она вела различные ток-шоу и викторины на шведском телевидении и радио.

Мы желаем тебе удачи
В том неизвестном и новом мире,

Чтобы не было тебе одиноко,
Чтобы ангелы не отходили.

Биография

Биография Астрид Линдгрен - история счастливой, доброй, талантливой, трудолюбивой женщины. Она была не только удивительным талантливым писателем, но и своего рода замечательным детским психологом. Ее прогрессивные - в те времена - взгляды на воспитание детей нередко воспринимались в штыки консервативными педагогами и детскими писателями. Они не только считали, что истории Линдгрен недостаточно поучительны, но и были убеждены, что те пропагандируют вседозволенность и непослушание. Тем не менее сказки Линдгрен и по сей день читают миллионы взрослых и детей, а сама Астрид Линдгрен популярна не только в своей стране, но и во всем мире.

Линдгрен родилась в небольшом шведском городке. После школы шестнадцатилетняя Астрид работала в местной газете, но вскоре в ее жизни произошло серьезное событие - она забеременела. Молодая незамужняя девушка, побоявшись осуждения, уехала в Стокгольм, практически без денег и связей. Там она продолжила работу, а когда родился ее сын - была вынуждена отдать ребенка в приемную семью, так как не смогла бы его прокормить. Это было тяжелым решением для Линдгрен, но скорое замужество позволило ей забрать мальчика по имени Ларс в свою семью. В следующие годы она полностью посвятила себя заботам о доме и детях - в браке у нее родилась дочь по имени Карен. Именно Карен вдохновила свою маму, будущую всемирно известную писательницу, на сочинение сказок. Нередко, когда Карен болела, Линдгрен сидела у ее постели и сочиняла разные истории, чтобы развлечь дочку. Это Карен придумала героиню Пеппи Длинныйчулок, а маме лишь осталось рассказать дочери историю, а затем написать по ней прославившую писательницу книгу. Пеппи не была первым литературным опытом Линдгрен - параллельно с заботой о доме Астрид писала заметки, небольшие сказки. Первой выпущенной ей книгой стала повесть «Брити-Мари изливает душу», которая помогла ей получить не только контракт, но и место редактора в издательстве. Дальнейший взлет в писательской биографии Линдгрен уже полностью зависел от нее самой - трудолюбивая женщина за 5-6 лет написала трилогию о Пеппи, несколько книжек для девочек и пьес, сборники сказок и мн. др. Через несколько лет герои Линдгрен помогли бывшей домохозяйке заработать огромное состояние. Книги Линдгрен экранизировали, ставили пьесы в театрах, переводили на различные языки мира, а сама писательница Линдгрен стала весьма популярной персоной в своей стране, которую знали и любили дети и взрослые любого возраста.

Смерть Линдгрен наступила в 94 года. Причина смерти Линдгрен была естественная, в последние годы жизни Линдгрен болела и постепенно угасала. Похороны Линдгрен прошли спустя месяц, что связано с особенностями работы похоронных служб в Швеции. Могила Линдгрен, согласно ее воле, находится на кладбище ее родного города Виммербю.

Линия жизни

14 ноября 1907 г. Дата рождения Астрид Линдгрен (Астрид Анны Эмилии Линдгрен, урожденной Эрикссон).
1926 г. Переезд в Стокгольм.
декабрь 1926 г. Рождение сына Линдгрен, Ларса.
1927 г. Работа в Королевском автоклубе, знакомство со Стуре Линдгреном.
апрель 1931 г. Свадьба со Стуре Линдгреном.
1934 г. Рождение дочери Карин.
1944 г. Премия за повесть «Бритт-Мари изливает душу».
1945 г. Выход книги «Пеппи Длинныйчулок», работа редактором детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен».
1946 г. Публикация повести «Калле Блюмквист играет».
1947 г. Экранизация повестей о Калле Блюмквисте.
1952 г. Смерть мужа Астрид Линдгрен.
1954 г. Написание повести «Мио, мой Мио!».
1955 г. Выход книги «Малыш и Карлсон».
1958 г. Награждение Линдгрен медалью Ханса Кристиана Андерсена.
1962 г. Выход книги «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел».
1968 г. Выход книги «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять».
1969 г. Получение Шведской государственной премии по литературе.
1969 г. Постановка Королевским драматическим театром «Карлсона, который живет на крыше».
1978 г. Премия мира немецкой книготорговли за повесть «Братья Львиное сердце», присуждение медали Альберта Швейцера.
1984 г. Советская экранизация книги «Пеппи Длинныйчулок».
1987 г. Выход фильма «Мио, мой Мио!», снятого СССР совместно с Норвегией и Швецией.
28 января 2002 г. Дата смерти Астрид Линдгрен.
8 марта 2002 г. Похороны Астрид Линдгрен.

Памятные места

1. Виммербю, Швеция, где родилась Линдгрен.
2. Дом Астрид Линдгрен в Стокгольме.
3. Собор Святого Николая в Стокгольме, где прошло прощание с Астрид Линдгрен.
4. Парк развлечений «Мир Астрид Линдгрен», расположенный в Виммербю.
5. Памятник Астрид Линдгрен в Стокгольме около музея Линдгрен.
6. Музей Астрид Линдгрен «Юнибакен» в Стокгольме.
7. Кладбище города Виммербю, где похоронена Линдгрен.

Эпизоды жизни

Однажды Астрид Линдгрен написала письмо президенту СССР Михаилу Горбачеву со словами: «Я боюсь войны, а ты?» Горбачев ответил всемирно известной детской писательнице: «Я тоже».

Астрид Линдгрен всегда заботилась о детях. Ее книги были нередко поучительными, причем, не столько для детей, сколько для их родителей. Также писательница основала детскую больницу под Стокгольмом. В 1978 году на вручении ей премии мира она выступила с речью под названием «Только не насилие». В ней она рассказала историю про мальчика, которого хотела наказать мама и отправила за розгами. Мальчик не нашел розги, но принес маме камень, подумав, что если мама хочет сделать ему больно, то для этого подойдет и камень. Мама расплакалась и положила камень на полку. Свою речь Линдгрен завершила словами: «Неплохо было бы нам всем положить на кухонную полку небольшой камешек как напоминание детям и самим себе - никакого насилия!»

Линдгрен не была политиком, но имела влияние на политическую жизнь своей страны, так как была очень уважаемым в Швеции человеком. Так, например, ее сказка о корове поспособствовала закону о защите животных, который даже получил название «Закон Линдгрен».

Последние годы жизни Линдгрен болела, она ослепла и почти потеряла зрение, поэтому редко куда-либо выходила и почти не давала интервью. Тем не менее писательница старалась оставаться в курсе происходящего в мире, а также ежегодно лично вручала премию по литературе, названную в ее честь.

Завет

«Работа для меня всю жизнь была самым большим удовольствием. Вечерами я с радостью думала, что завтра наступит утро и я снова смогу писать».

«Бойтесь спокойной жизни!»


Телепередача об Астрид Линдгрен

Соболезнования

«Во всем, что она делала, здравый смысл сочетался с прямотой и теплотой, и в этом она была уникальна».
Сюзанн Эман-Сунден, соредактор книги об Астрид Линдгрен

«Творчество вашей знаменитой соотечественницы — достояние не только шведской литературы. На ее удивительно светлых и остроумных сказках выросло несколько поколений детей многих стран. Их знают и любят в России. Лучшей памятью об Астрид Линдгрен — замечательной писательнице и по-настоящему великой сказочнице — будут ее книги, которые учат нас радоваться и фантазировать, ценить доброту и дружбу».
Владимир Путин, президент РФ

«Астрид Линдгрен и ее творчество много значили для всех нас, детей и взрослых. Ее произведения восхищали читателей не только в Швеции, но и во всем мире, пробуждая в них самые лучшие чувства. Обстановка и герои ее сказок были так не похожи на повседневную жизнь, что часто невозможно было предугадать, о чем она будет рассказывать. Для моей семьи и меня встречи с Астрид Линдгрен, как и с ее сказками, были минутами праздника. Нам всем будет не хватать Астрид Линдгрен, но мы рады, что она продолжает жить дальше в Пеппи Длинныйчулок, Мадикен, Мио, братьях Львиное Сердце и других своих героях. Мы хотим поблагодарить Астрид Линдгрен за ее большую и неоценимую работу в течение всей ее жизни».
Карл XVI Густав, король Швеции

«Надо помнить, каким ты был в детстве»

Сегодня, 14 ноября - 105 лет со дня рождения известной шведской детской писательницы Астрид Линдгрен (1907 – 2002). Волшебство ее сказок оживает в современной действительности.

Родилась Астрид в крестьянской семье в провинции Смоланд на юге Швеции. Звали её тогда Астрид Анна Эмилия Эрикссон. Была обыкновенной девочкой, шалуньей и выдумщицей, очень любила играть. А ещё любила читать. Первой собственной её книгой была «Белоснежка». Она зачитывалась книгами М. Твена, Г.-Х. Андерсена, Топелиуса, писала отличные сочинения по литературе и рассказывала друзьям увлекательные истории. Счастливое детство – очень могучая почва, если она питает человека всю жизнь. Что необходимо для счастья? Любовь и свобода. Детство Астрид было счастливым, и запасов любви, добра, радости и защищённости хватило ей на всю жизнь. Воспоминания о детстве помогали ей выстоять в трудные времена и питали её творчество.

Когда Астрид исполнилось 18, она переехала в Стокгольм, где ей очень трудно жилось. Она изучала машинопись и стенографию, работала в книготорговом центре, а затем – редактором справочной литературы в королевском автомобильном спортобществе. За руководителя этого общества Стуре Линдгрена она и вышла замуж в 1931 году и стала Астрид Линдгрен.

Знаменитой Астрид Линдгрен стала благодаря Пеппи. Шла как-то зимой никому не известная тётенька, поскользнулась, упала, очнулась – гипс. Ногу сломала. Она долго лежала в постели, а чтобы не скучать, взяла блокнот и стала записывать сказку. Придумала она её раньше, когда дочка болела и просила рассказать что-нибудь интересное. На мамин вопрос «Про кого?» дочка ответила; «Про Пеппи Длинныйчулок». Астрид тут же сочинила смешную сказку, чтобы развеселить дочь. Потом книгу напечатали. «Когда я писала, я была недоступна горестям» - говорила Астрид Линдгрен. И это действительно было так. Большинство детей хотят поскорее вырасти, чтобы делать, что хочется, и никого ни о чём не спрашивать. А вот девочка Пеппи Длинныйчулок отлично знает: «Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Да и чем они заняты: скучной работой или модными журналами, а говорят только о мозолях и подоходных налогах». Книжка «Пеппи Длинныйчулок», написанная в 1945 г., была первой книжкой, которая сделала Астрид Линдгрен знаменитой. Героиня книги – десятилетняя девочка Пеппи, озорница, фантазёрка, самая сильная девочка в мире. С ней не могут справиться ни воры, ни полицейские, ни акулы, ни скучные дамы, перемывающие кости своим горничным, ни школьные учителя. В то же время она отличается щедростью и вполне взрослой ответственностью: печёт вкусные блины, дарит друзьям подарки даже в свой день рождения, спасает детей на пожаре и накрывает роскошный стол к ушедшему рождеству. «О, Пеппи!.. Как ты могла со всем этим справиться? Как ты успевала всё это устроить?» - восклицает обычная девочка Анника, и Пеппи отвечает ей: «А я очень прилежная». Пеппи совмещает все прекрасные качества детей и те немногие достоинства, которыми всё-таки обладают взрослые. И она хочет оставаться такой всегда. «Пеппи» вошла в список лучших книг всех времён и народов, составленный в результате опроса ста писателей разных стран мира.


Самой популярной книгой Астрид Линдгрен в России является трилогия о Малыше и Карлсоне. Многие взрослые до сих пор называют её самой любимой книгой и перечитывают вновь и вновь. Она разобрана на цитаты. Все помнят замечательный мультфильм с Карлсоном, говорящим голосом Василия Ливанова, и фрекен Бок, перенявшей многие черты озвучившей её Фаины Раневской. Говорят, что Пеппи очень популярна в Америке, а в России любимый персонаж – Карлсон. Маленький толстый человечек с пропеллером, весёлый проказник, на все возражения, опасения и жалобы взрослых отвечающий: «Пустяки, дело житейское!» и «Спокойствие! Только спокойствие!» Он – яркая индивидуальность, и если уж вы решили с ним водиться – терпите, не пытайтесь его перевоспитать. Это он охотно перевоспитает и фрекен Бок, и дядю Юлиуса, и жуликов Филле и Рулле. Вам нравится «курощать» и «низводить» вместе с ним домомучительницу, мастерить мумию, ставить капкан на воров, гулять по крышам и летать? Тогда отдавайте ему любимые игрушки, плюшки и последнюю тефтельку и лечите его, симулянта, «приторным порошком» и малиновым вареньем. Не сразу замечаешь его грусти и спрятанного от чужих глаз одиночества. Читая «Карлсона», дети учатся дружить, быть терпимыми, снисходительными и даже самоотверженными. Если вы хотите, чтобы дети говорили фразами из «Карлсона», постарайтесь найти и прочитать его в переводе именно Л. Лунгиной, а не Л. Брауде, у которой, например, «домомучительница» названа «домокозлючницей», а три вида укрощения домомучительницы «курощение», «низведение» и «дуракаваляние» превратились в «тертирование». Там вы не найдёте крылатых фраз, знакомых с детства. Переводы «Карлсона» и «Пеппи» Лунгиной блестящи, искромётны и полны юмора.

Герой одной из самых весёлых книг Астрид – известный шалун Эмиль из Лённеберги, самый любимый герой самой Астрид Линдгрен. То голова у него в супнице застрянет, то папа попадётся ногой в мышеловку, подставленную Эмилем, то он проглотит монетку, то опрокинет на папу тесто и тёртую картошку. После каждой проделки Эмиля запирали в сарай, бывало по нескольку раз в день. Во время каждой такой отсидки он вырезает деревянного человечка. Хотите знать, сколько их всего набралось в сарае? Прочтите книгу «Приключения Эмиля из Лённеберги». Он всегда хочет сделать как лучше, а выходит наоборот. Говорят, отец Астрид, когда был маленьким, тоже здорово проказничал, в семье о нём ходили легенды. Он-то и послужил прототипом Эмиля.

Самой известной писательницей Швеции Астрид стала, когда в 1981 году написала о Рони, дочери разбойника, и о том, что любовь побеждает старую вражду взрослых. Рони и Бирк принадлежат к двум враждующим шайкам разбойников. Родители против их дружбы, дети сбегают от них и целое лето живут в уединённой пещере, как брат и сестра. Им не приходится умирать, как Ромео и Джульетте. Любовь отца к дочери побеждает всё: атаман Маттис просит Рони вернуться домой и готов помириться с ненавистным конкурентом атаманом Боркой. Эту книгу читают все - и дети, и взрослые. В ней необычайный, таинственный мир с разными сказочными существами: подснежными тюхами, злобными летающими друдами, которые так и норовят вонзить свои когти в человеческого детёныша, двенадцать разбойников, старинный замок, дремучий лес. Рони кругом подстерегают опасности, и всё же она любит этот мир, этот лес, скалы, деревья и своего отца, несмотря на его ремесло.

Есть у Астрид Линдгрен две очень страшные сказки – «Братья Львиное Сердце» (1973) и «Мио, мой Мио!» (1954) Ведь и в жизни часто бывает страшно, и надо уметь победить страх. Это сказки о вечном, о любви и дружбе, о рождении и о смерти. Однажды в сумерках, проходя через сад, Астрид увидела маленького мальчика, печально сидевшего на скамейке. И она перенесла его в мир фантазии. Это история про мальчика Буссе, томящегося в приёмной семье. Он мечтает, чтобы у него был друг и настоящие любящие родители. Силой волшебства мечта его сбывается. Буссе попадает в Страну Дальнюю, где его отец – король, а он – принц Мио. Появляется у него и настоящий верный друг – сын королевского садовника Юм-Юм, и белая лошадь Мирамис. Но за счастье надо расплачиваться: Мио должен сразиться с Рыцарем Като, воплощением чёрных сил с каменным сердцем, живущим в Стране Чужедальней. Пройдя через много препятствий, сопровождаемый верным Юм-Юмом, Мио добирается до Като и сражает его волшебным мечом. Это очень красивая и поэтичная сказка. Несмотря на счастливый конец – все спасены, погибшие ожили, пленники свободны, – в памяти остаётся грусть. И совсем грустно допустить, что всё это – только выдумка одинокого мальчика, который сидит на скамейке в вечернем парке и не хочет идти домой, где его никто не любит…

Ещё одна очень взрослая и грустная сказка – «Братья Львиное Сердце». Жили-были два брата. Младший – Калле, по прозвищу Сухарик, болел и целые дни лежал дома. О том, что происходит на улице и в школе, рассказывал ему старший брат Юнатан. Однажды Сухарик услышал разговор взрослых и узнал, что скоро умрёт. «Не плачь и не бойся, - сказал ему Юнатан. – Ведь ты попадёшь в Нангиялу!» И рассказал о прекрасной стране по ту сторону звёзд. Там всегда лето, там сейчас пора сказок, приключений. Там Сухарик будет здоров и счастлив. Но вышло так, что Юнатан попал в Нангиялу первым: он погиб, спасая Сухарика из огня. Через некоторое время туда попадает и Сухарик. Там всё оказывается точно таким, как обещал Юнатан. Но не всё так спокойно и радостно, как казалось вначале. Здесь есть злой рыцарь Тенгил. Он захватил соседнюю долину, и старший брат Юнатан, за отвагу прозванный Львиным Сердцем, отправляется на помощь. Сухарик спрашивает Юнатана, зачем он берётся за дело, зная, что оно опасно. Но брат отвечает, что есть вещи, которые нужно делать, даже если они грозят опасностью – чтобы быть человеком, а не комком грязи. И маленький боязливый Сухарик идёт вслед за старшим братом – ночью, через страшные горы, где стерегут волки, через посты жестоких охранников Тенгила. За ними по пятам крадётся предатель, а на горе караулит ужасная драконша Катла. Сухарику очень страшно, он плачет, но не останавливается, потому что знает: пусть ты слабый, маленький, пусть тебе не победить дракона, - отступать всё равно нельзя. Добро побеждает зло – в Нангияле поднялось восстание, и не помогли Тенгилу ни его стражники, ни Катла. Добро победило, но Юнатан и Сухарик погибли. И опять старший брат сказал младшему: «Не бойся, мы не умрём. Мы уйдём в прекрасную Нангилиму. Там сейчас утро, и наши кони уже стоят на поляне и ждут нас…» Зло вечно и его не победить, думают некоторые. Но вечно и добро, говорит нам своими сказками Астрид Линдгрен.

О книгах Астрид Линдгрен можно рассказывать бесконечно. Это и «Расмус-бродяга», и трилогия о суперсыщике Калле Блюмквисте, и «Мы все из Бюллербю», «Мы на острове Сальткрока», «Крошка Нильс Карлсон», «Мадикен», трилогия о Кати («Кати в Америке», «Кати в Италии», «Кати в Париже»), книга о жизни родителей Астрид («Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта»). Астрид говорила, что писала свои книги для «семерых внуков и всех детей мира» и для девяти правнуков. Когда Астрид спрашивали, кто вдохновил её на написание книг, она отвечала: «Один-единственный ребёнок на свете может меня вдохновить: тот, которым была когда-то я сама. Чтобы писать детские книги, вовсе не обязательно иметь детей. Для этого надо помнить, каким ты был в детстве». В её душе всегда жил ребёнок, такой, каким некогда была она сама.

« Я хочу писать для таких читателей, которые способны творить чудеса. А чудеса творят дети, когда читают книги». Астрид Линдгрен пишет о том, что дорого всем детям – о свободе, независимости, о неназойливой родительской любви и уважении к детям. Она никогда не противопоставляла детей и взрослых, не настраивала их друг против друга. Напротив, она показывала, что детям и взрослым может быть хорошо только в том случае, если они любят друг друга: « И детям, и взрослым необходимы рамки и взаимное уважение, - вот чего я желаю всем». На церемонии вручения Премии Мира Астрид сказала: «Дети имеют полное право бегать по лугу и пускать в ручьях кораблики, шлёпать босиком по воде, есть конфеты и пирожные, сколько им захочется; они могут опоздать к обеду, могут запачкать нарядные туфельки или порвать платье. Мешать им в этом грешно и бесполезно. Идеальные отношения взрослых и детей – это необъятный вопрос, но самое главное – взрослые ни при каких обстоятельствах не должны оскорблять детей словом, а тем более действием». Насилие порождает насилие. «Вырастет ли ребёнок добрым, открытым, доверчивым человеком, зависит от тех, кто вводит ребёнка в этот мир, от тех, кто учит его, что такое любовь… Основы характера всех, даже будущих политиков и государственных деятелей, формируется до пяти лет…» Это зависит и от книг, которые вы читаете ребёнку, и которые он читает сам. Поэтому читайте детям книги Астрид Линдгрен, удивительные, светлые, искромётные, очень добрые, с неподражаемым чувством юмора!

Прочитав их, каждый ребёнок непременно захочет найти на крыше маленький домик Карлсона, повторить хотя бы одну из бесчисленных проделок Пеппи (например, вымыть полы с привязанными к ступням щётками) и накормить пьяными вишнями петуха и поросёнка, как это сделал Эмиль из Лённеберги.

Астрид Линдгрен написала 84 книги, её произведения переведены на 76 языков мира и напечатаны общим тиражом 80 млн. экземпляров. Если сложить все издания её произведений в стопку, получится башня в 175 раз выше Эйфелевой. В 1958 году Астрид Линдгрен наградили медалью Ханса Кристиана Андерсена, которую называют Нобелевской премией в детской литературе. Польские дети присудили ей Орден Улыбки. Помимо наград, присуждаемых сугубо детским писателям, Линдгрен получила и ряд премий для «взрослых» авторов, в частности, учреждённую Датской академией медаль Карен Бликсен, российскую медаль имени Льва Толстого, чилийскую премию Габриэлы Мистраль и шведскую премию Сельмы Лагерлёф. В 1969 году писательница получила Шведскую государственную премию по литературе. Её достижения в области благотворительности были отмечены Премией мира немецкой книготорговли за 1978 год и медалью Альберта Швейцера за 1989 год (присуждается американским Институтом улучшения жизни животных). В 1993 г. она первая была удостоена Международной премии ЮНЕСКО. А в 1994 г. ей вручили альтернативную Нобелевскую премию за её вклад в борьбу за права детей и животных.

В 1996 г. ей воздвигли в Стокгольме два памятника: один в парке Тегнера, неподалёку от её дома, второй – в парке Юргорден. Там же был открыт «Юнибаккен» - «Июньская горка», своеобразный «Линдгренленд», где живут её книги и действуют герои её произведений. А в 1997 г. российские учёные назвали именем Астрид Линдгрен астероид №3204. Узнав об этом, Астрид попросила с этого момента называть её «Астероид Линдгрен».

Астрид Линдгрен (урожденная Астрид Анна Эмилия Эрикссон / Astrid Anna Emilia Ericsson) - шведская детская писательница.

Родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд (лен Кальмар), в фермерской семье. Она стала вторым ребёнком у Самуэля Августа Эрикссона и его жены Ханны. Отец занимался сельским хозяйством на арендованном хуторе в Нэсе, пасторской усадьбе на самой окраине городка. Вместе со старшим братом, Гуннаром, в семье росло трое сестёр - Астрид, Стина и Ингегерд. Сама писательница всегда называла своё детство счастливым (в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества. Родители Астрид не только испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись показывать её, что было по тем временам редкостью. Об особых отношениях в семье писательница с большой симпатией и нежностью рассказала в единственной своей книге, не обращённой к детям, - «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта».

В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Любовь к книгам и чтению, как она призналась впоследствии, возникла на кухне у Кристин, с которой она дружила. Именно Кристин приобщила Астрид с удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки. Впечатлительная Астрид была потрясена этим открытием, а позже и сама овладела магией слова.

Писательский дар и страсть к сочинительству проявились у неё, стоило ей только выучиться грамоте. Её способности стали очевидными уже в начальной школе, где Астрид называли «виммербюнской Сельмой Лагерлёф», чего, по собственному мнению, она не заслуживала.

После школы, в возрасте 16 лет, Астрид Линдгрен начала работать журналистом в местной газете Wimmerby Tidningen. Но спустя два года она забеременела, не будучи замужем, и, оставив должность младшего репортёра, уехала в Стокгольм. Там она окончила курсы секретарей и в 1931 году нашла работу по этой специальности. В декабре 1926 года у неё родился сын Ларс. Так как денег не хватало, то Астрид пришлось отдать горячо любимого сына в Данию, в семью приёмных родителей. В 1928 году она получила работу секретаря в Королевском автоклубе, где познакомилась со Стуре Линдгреном. Они поженились в апреле 1931 года, и после этого Астрид смогла забрать Ларса домой.

После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя заботам о Ларсе, а затем и о родившейся в 1934 году дочери Карин. В 1941 году Линдгрены переехали в квартиру с видом на стокгольмский Васа-парк, где писательница жила вплоть до своей смерти. Изредка берясь за секретарскую работу, она сочиняла описания путешествий и довольно банальные сказки для семейных журналов и рождественских календарей, чем постепенно оттачивала своё литературное мастерство.

По словам Астрид Линдгрен, «Пеппи Длинный чулок» появилась на свет прежде всего благодаря дочери Карин. В 1941 году Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинный чулок - это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. Поскольку Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учётом детской психологии, вызов условностям показался ей занятным мыслительным экспериментом. Если рассматривать образ Пеппи в обобщённом плане, то он основывается на появившихся в 1930-40-х годах новаторских идеях в области детского воспитания и детской психологии. Линдгрен следила за развернувшейся в обществе полемикой и участвовала в ней, выступая за воспитание, которое учитывало бы мысли и чувства детей и таким образом проявляло уважение к ним. Новый подход к детям сказался и на её творческой манере, в результате чего она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка.

После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карин, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке. В десятый день рождения Карин Астрид Линдгрен сделала стенографическую запись нескольких историй, из которых затем составила для дочери книжку собственного изготовления (с иллюстрациями автора). Эта первоначальная рукопись «Пеппи» была менее тщательно отделана стилистически и более радикальна по своим идеям. Один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство «Бонньер». После некоторых раздумий рукопись была отвергнута. Астрид Линдгрен не была обескуражена отказом, она уже поняла, что сочинять для детей - её призвание. В 1944 году она приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном сравнительно новым и малоизвестным издательством «Рабен и Шёгрен». Линдгрен получила вторую премию за повесть «Бритт-Мари изливает душу» и издательский договор на неё.

В 1945 году Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен». Она приняла это предложение и проработала на одном месте до 1970 года, когда официально ушла на пенсию. В том же издательстве выходили все её книги.

В 1946 году она опубликовала первую повесть о сыщике Калле Блюмквисте («Калле Блюмквист играет»), благодаря которой завоевала первую премию на литературном конкурсе (больше Астрид Линдгрен в конкурсах не участвовала). В 1951 году последовало продолжение, «Калле Блюмквист рискует», а в 1953 году - завершающая часть трилогии, «Калле Блюмквист и Расмус». «Калле Блюмквистом» писательница хотела заменить читателям прославлявшие насилие дешёвые триллеры.

В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей - «Мио, мой Мио!». В этой эмоциональной, драматичной книге соединены приёмы героического сказания и волшебной сказки, а рассказывается в ней история Бу Вильхельма Ульссона, нелюбимого и оставленного без должной заботы сына приёмных родителей. Астрид Линдгрен не раз прибегала к сказке и сказочной повести, затрагивая судьбы одиноких и заброшенных детей. Нести детям утешение, помогать им преодолевать трудные ситуации - этой задачей не в последнюю очередь двигалось творчество писательницы.

В очередной трилогии - «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» - снова действует фантазийный герой незлого толка. Этот «в меру упитанный», инфантильный, жадный, хвастливый, надутый, испытывающий жалость к себе, эгоцентричный, хотя и не лишённый обаяния человечек обитает на крыше многоквартирного дома, где живёт Малыш. Будучи воображаемым другом Малыша, он представляет собой куда менее замечательный образ детскости, чем непредсказуемая и беззаботная Пеппи. Малыш - младший из троих детей в самой обыкновенной семье стокгольмских буржуа, и Карлсон попадает в его жизнь весьма конкретным образом - через окно, причём делает это каждый раз, когда Малыш чувствует себя лишним, обойдённым или униженным, иными словами, когда мальчику становится жалко себя. В таких случаях и появляется его компенсаторное альтер-эго - во всех отношениях «лучший в мире» Карлсон, который заставляет Малыша забыть о неприятностях.

В 1969 году прославленный стокгольмский Королевский драматический театр поставил «Карлсона, который живёт на крыше», что было необычно для того времени. С тех пор инсценировки по книгам Астрид Линдгрен постоянно идут как в крупных, так и небольших театрах Швеции, Скандинавии, Европы и Соединённых Штатов Америки. За год до постановки в Стокгольме спектакль про Карслона был показан на сцене Московского театра сатиры, где его играют до сих пор. Если в мировом масштабе творчество Астрид Линдгрен обратило на себя внимание прежде всего благодаря театральным спектаклям, то в Швеции известности писательницы немало способствовали фильмы и телесериалы по мотивам её произведений. Первыми были экранизированы повести о Калле Блюмквисте - премьера кинофильма состоялось на Рождество 1947 года. Ещё через два года появился первый из четырёх фильмов о Пеппи Длинный чулок. В период 50-х по 80-е годы известный шведский режиссёр Улле Хелльбум создал в общей сложности 17 фильмов по книгам Астрид Линдгрен. Визуальные интерпретации Хелльбума с их невыразимой красотой и восприимчивостью к писательскому слову стали классикой шведского кино для детей.

Произведения Астрид Линдгрен экранизировали и в СССР: это детские фильмы «Приключения Калле-сыщика» (1976), «Расмус-бродяга» (1978), «Пеппи Длинныйчулок» (1984), «Проделки сорванца» (по повести «Приключения Эмиля из Лённеберги», 1985), «Мио, мой Мио!» (1987) и два мультфильма про Карлсона: «Малыш и Карлсон» (1968), «Карлсон вернулся» (1970). В России созданы компьютерные игры по мотивам книг о Пеппи, Карлсоне и по повести «Рони, дочь разбойника».

В 1958 году Астрид Линдгрен наградили медалью Ханса Кристиана Андерсена, которую называют Нобелевской премией в детской литературе. Помимо наград, присуждаемых сугубо детским писателям, Линдгрен получила и ряд премий для «взрослых» авторов, в частности, учреждённую Датской академией медаль Карен Бликсен, российскую медаль имени Льва Толстого, чилийскую премию Габриэлы Мистраль и шведскую премию Сельмы Лагерлёф. В 1969 году писательница получила Шведскую государственную премию по литературе. Её достижения в области благотворительности были отмечены Премией мира немецкой книготорговли за 1978 год и медалью Альберта Швейцера за 1989 год (присуждается американским Институтом улучшения жизни животных).

Писательница скончалась 28 января 2002 в Стокгольме. Астрид Линдгрен относится к наиболее известным в мире детским писателям. Её произведения проникнуты фантазией и любовью к детям. Многие из них переведены на 70 с лишним языков и изданы более чем в 100 странах. В Швеции она стала живой легендой, поскольку развлекала, воодушевляла и утешала не одно поколение читателей, участвовала в политической жизни, изменяла законы и, что немаловажно, заметно повлияла на развитие детской литературы.