Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Древнеиндийская модель сознания - современная интерпретация. Социальная группа скотоводов и земледельцев

Древнеиндийская модель сознания - современная интерпретация. Социальная группа скотоводов и земледельцев

Среда, 19 Сен. 2012

В статье представлено современное прочтение древнеиндийской модели сознания. Это представление является частью лекционного курса по дисциплине «Организация мышления».

Древнеиндийская модель сознания представлена в старинной книге «Бхагавад-Гита». Если верить утверждениям, что она написана примерно в VIII в. до н.э., то представленная в ней модель сознания - самая старая из известных моделей. Тем не менее она, на мой взгляд, остается и одной из наиболее полных моделей сознания - по крайней мере, в предлагаемой здесь интерпретации.

В древнеиндийской модели сознание состоит из четырех компонентов: души, разума, ума и чувств. Отметим, что уже в древности было выдвинуто предположение о неоднородности сознания, сложности его структуры, в которой каждая составная часть осуществляет свои особые функции и все части дополняют друг друга.

Образ сознания дан в книге «Бхагавад-Гита как она есть»: «Душа подобна ездоку, несомому колесницей материального тела, где разум - возница, ум - вожжи, а чувства - лошади. Так душа наслаждается или страдает, будучи связана с умом и чувствами».

Схематически древнеиндийское представление о сознании показано на рис. 1:

Чувства (для данной модели включающие в себя и органы действия) получают информацию из внешнего мира (6) и воздействуют на этот мир (1).

Ум управляет действиями чувств (2), получая от них информацию о результатах и состоянии внешнего мира (7). При этом ум (вожжи) в правильно работающем сознании не играет самостоятельной роли - он лишь реализует задаваемые разумом (возницей) действия.

Разум управляет всей системой (3), получая информацию о состоянии внешнего мира и результатах действия, предварительно обработанную умом (8).

Наконец, душа - то есть собственно человек - ощущает результаты функционирования всей системы - «наслаждается или страдает» (9).

Видимо, подразумевается, что душа управляет всей «колесницей» (4), отдавая приказы «вознице»-разуму, стремясь к наслаждению.

Кроме описанных информационных и управляющих процессов, «Бхагавад-Гита» предполагает двустороннюю связь души с Высшим Существом (5, 10) как для получения «руководящих указаний», так и для трансляции ему ощущений души. Высшее Существо воздействует на мир для получения удовольствия, управляя человеком.

В приведенной на рис. 1 схеме при правильной работе процессы управления (прямая связь) направлены слева направо, а процессы восприятия информации (обратная связь) справа налево. Такое направление процессов обеспечивает достижение задаваемых человеком (душой) или Высшим Существом через человека целей: душа отдает приказы вознице-разуму, разум посредством ума управляет чувствами. При правильной работе душа попадает на своей колеснице в заданное место.

Но этот процесс достижения целей нарушается - цель не достигается - если управление направляется справа налево.

Здесь возможны три неправильных состояния системы.

1) Если в паре «Чувства-Ум» доминирующей становится связь 7, то получается, что Чувства управляют Умом. В образе колесницы это значит, что кони перестали подчиняться вожжам и несут всю колесницу вместе с седоком в случайном и небезопасном направлении . Фактически вся пара «Ум-Чувства» перестает подчиняться как Разуму, так и Душе. Это означает разрыв связей 3 и 4, причем Душа через оставшиеся связи 8 и 9 получает все заведомо неприятные ощущения из внешнего мира (они в принципе не могут быть приятными, поскольку противоречат желаниям самой Души).

Но и Ум в этом состоянии не управляет Чувствами, то есть вся «колесница» оказывается занятой исключительно реагированием на случайные обстоятельства никем осознанно не выбираемой дороги. Человек с находящимся в этом состоянии сознанием не способен на какие-либо осмысленные действия даже в повседневной жизни, полностью подчинен случайным обстоятельствам, никогда не достигает целей, да и не имеет их. Это состояние именуется в «Бхагават-Гите» «невежеством» и соответствует низшей из четырех каст.

2) В паре «Чувства-Ум» доминирует правильная связь 2, но в паре «Ум-Разум» управляет связь 8. Это означает, что «кони» слушаются «вожжей», но сами «вожжи» выпали из рук «возницы». Если предположить способность «вожжей» выполнять некоторые ранее заданные алгоритмы (подобного представления у древних индусов не было), то «колесница сознания» несется в случайном направлении, выполняя ранее заданную программу движения, но движется по не связанному с этой программой маршруту. Ситуация для души немногим лучше (или ничем не лучше) предыдущей.

Но, в отличие от находящегося в первом состоянии человека, во втором состоянии возможны некоторые осмысленные действия в повседневных и знакомых ситуациях, для которых имеется готовый алгоритм поведения. Если жизнь человека не предполагает нестандартных ситуаций (это возможно при создании искусственного окружения), то человек может быть вполне успешным. Можно представить, что «колесница» сознания двигается в некоторой замкнутой области по заранее заданным благоустроенным маршрутам, а при отклонении от этих маршрутов полностью теряет управление до случайного возвращения на один из стандартных путей.

Второе состояние характеризуется как совокупность «невежества» и «страсти» и соответствует второй снизу касте - торговцев.

3) Управление в системе «Чувства-Ум-Разум» работает правильно, но нарушена связь «Душа-Разум». Это означает, что «возница» (Разум) осмысленно управляет «колесницей», но в случае желания души изменить направление движения не сделает этого. Зато при известном направлении движения он может двигаться по любому маршруту, что качественно повышает возможности всей системы - например, появляется возможность сделать движение более комфортабельным и/или быстрым. При заданной конечной точке движения (стратегии) возможен выбор способа ее достижения (тактика). Проблемы появляются только при достаточно редкой ситуации смены стратегии.

Возможным вариантом является эпизодическая и достаточно редкая связь «Душа-Разум», в этом случае появляется также возможность (отличная от нуля вероятность) того, что Душа все же попадет в нужное ей место.

Третье состояние характеризуется в индуизме как совокупность «страсти» и «добродетели», оно соответствует второй из высших каст - воинов или, правильнее, администраторов (кшатриев).

Полностью правильная работа сознания гарантирует достижение любого конечного пункта, т.е. выбора как стратегии, так и тактики достижения цели. Это состояние характеризуется как «добродетель» и соответствует высшей касте.

Недостатком описанной модели сознания является предположение о невозможности деградации системы , т.е. перехода из высшей касты в низшую.

Вторым недостатком является наследственная передача состояния сознания в индуистской традиции - в какой касте родился, к той и будешь пожизненно принадлежать.

Если представители высших каст занимают высокое положение в обществе, то они тратят меньше (в сравнении с низшими кастами) времени и усилий на действия по физическому выживанию и имеют возможность дать своим детям лучшее образование. Это весьма существенно повышает вероятность правильной настройки сознания ребенка, родившегося в семье, принадлежащей высшей касте.

Но гарантировать правильную настройку сознания человека (саморазвивающейся системы) даже в идеальных условиях невозможно. Кроме того, возможность дать ребенку образование не означает обязательной реализации этой возможности; да и содержание того, что считается хорошим образованием, может не соответствовать задаче правильной настройки сознания.

Это означает, что родившийся в высшей касте человек в случае неудачного результата обучения/воспитания будет занимать в обществе несообразно высокое положение - уровень ответственности принимаемых решений окажется выше способностей сознания к осмыслению и принятию решений.

С другой стороны, вероятность правильной настройки сознания для представителя низшей касты также отлична от нуля - чего кастовая система не учитывает.

Древнеиндийская модель сознания может быть описана более современной лексикой.

Представим, что нам нужно создать человеко-машинный комплекс для выполнения некоторого набора функций (рис. 2). Рассмотрим варианты таких систем в порядке возрастания сложности и возможностей. В любом случае такой комплекс будет иметь некоторую систему датчиков для восприятия окружающего мира и систему органов воздействия на внешний мир.

1) Простейшим вариантом будет автомат, воздействующий на окружающий мир для поддержания постоянной величины некоторого параметра. В нем воздействие на внешний мир полностью определяется заранее заданным системе состоянием этого параметра.

2) Введение в состав системы управляющего устройства существенно расширяет ее возможности, позволяя не только удерживать значение некоторого параметра в заданных пределах, но и изменять его во времени по заданному алгоритму. Возможно изменение и нескольких параметров по заданной программе. Подобные системы существуют в двух вариантах.

Управляющее устройство с жесткой логикой не предполагает изменения функций системы без существенного изменения ее конструкции.

Управляющее устройство с гибкой логикой позволяет изменять функции системы путем изменения ее программного обеспечения без изменения конструкции. Наиболее сложным и универсальным вариантом такого управляющего устройства является неспециализированный компьютер. Все дальнейшие рассуждения будут относиться к системе с управляющим универсальным компьютером.

Совокупность системы датчиков, системы манипуляторов и управляющей системы (далее «Робот») по своим проявлениям полностью идентична паре «Чувства-Ум» в древнеиндийской модели сознания.

Такая система имеет ряд функциональных ограничений.

  • возможности управляющей системы ограничены не только сложностью алгоритмов, но и ее физическим устройством;
  • возможности систем датчиков и манипуляторов также ограничены их физической конструкцией;
  • никакой компьютер не способен сам изменять и создавать свои алгоритмы;
  • существует особый режим работы любой подобной системы - режим потери управления, - в котором система не выполняет своих функций, затрачивая доступный максимум ресурсов. Этот режим существует и для систем первого типа. В одном из вариантов режима потери управления сложная система по своим проявления идентична простому автомату - ее поведение определяется не программой управляющей подсистемы, а изменением внешних условий.

В различных режимах работы такая система по своим проявлениям аналогична людям первой и второй низших каст в древнеиндийских представлениях.

3) Универсальность системы второго типа может быть расширена добавлением пары «Программист-Конструктор». По теореме Тьюринга ни программист, ни конструктор не являются компьютерами (алгоритмическими устройствами). Единственным известным нам объектом, способным выполнять функции программиста и/или конструктора, является человек.

Универсальность системы из трех компонентов (аналог системы «Чувства-Ум-Разум» в древнеиндийской модели) ограничена лишь технологическими решениями, которыми может оперировать конструктор, и математическим аппаратом, которым может оперировать программист. Все задачи в рамках этих ограничений система (предполагается, что программист и конструктор весьма профессиональны) может решить.

Важным параметром, определяющим работоспособность системы, является наличие и качество связи 3 между «Программистом-Конструктором» и «Управляющим компьютером». Если «робот» переходит в состояние потери управления, он перестает реагировать на внешние сигналы, в том числе и на действия «Программиста-Конструктора». В этом случае связь «Робота» с «Программистом-Конструктором» разрывается, т.е. для внешнего мира «Программист-Конструктор» исчезает.

Некачественная связь 3 - воздействие на процесс передачи информации «Роботу» помех, в том числе порождаемых сами «Роботом» - также снижает функциональность и универсальность всей системы, вплоть до полной неработоспособности. Решение проблемы возможно только путем совершенствования «Робота».

4) И «Программист», и «Конструктор» лишь решают задачи, но не ставят их. Система может стать полностью универсальной, если дополнить ее некоторыми персонажами - Постановщиком задач, Математиком (разработчиком новых методов решения задач), Ученым (разработчиком новых принципов работы всей системы), Философом (создателем новых представлений об окружающем мире и оснований для работы Ученого).

Следует отметить, что мы и сейчас не знаем, каким образом мы определяем смыслы и цели своих действий, каким образом создаем новые представления о мире.

Если отнести к понятию «Душа» в древнеиндийской модели сознания все функции сознания, которые не описаны формальным языком (часть из них не описана в текущий момент времени, часть не может быть описана в принципе), то все перечисленные новые персонажи системы и составляют ее «Душу».

Система может самопроизвольно упроститься, если «Программист-Конструктор» разорвет связь 4 (решив, что он «и так все знает» или что «ему не нужны руководящие указания», или просто не понимая смысла новых задач и методов их решения). В этом случае она сведется к предыдущему варианту системы - новые задачи не только не будут решены системой, но и вообще не начнут решаться, новые принципы работы системы не будут использованы в конструкции системы, новые методы решения задач будут проигнорированы. Возможна также и потеря управления «Роботом» и в самом «Роботе», что делает систему еще проще - сводит ее к вариантам 2 или 1.

Описанная универсальная система для взаимодействия с внешним миром по своим качествам полностью идентична древнеиндийской «колеснице».

В ней можно выделить уровни управления:

  • Робот (пара «Чувства-Ум») осуществляет оперативное управление - реализует заданную последовательность действий и нейтрализует внешние воздействия на систему (осуществляет передвижение «колесницы»);
  • Программист-Конструктор (Разум ) осуществляет тактическое управления, задавая Роботу последовательность действий для достижения цели (направляет «колесницу»);
  • Постановщик задач, Ученый, Математик, Философ (все вместе - Душа) задают цель работы системы (определяют, куда едет «колесница») и создают основания для работы Программиста-Конструктора.

При анализе системы следует учитывать, что все персонажи системы существуют одновременно в составе сознания одного человека. Это ставит проблемы распределения управления между отдельными компонентами сознания в зависимости от решаемых задач и внешних условий и поддержания взаимосвязи между компонентами системы, чтобы не допустить потери сложных уровней управления при решении простых задач.

Представленное представление сознания по древнеиндийской модели позволяет определить, при какой же сложности сознания «начинается» человек.

Это - уровень, который не может существовать без участия человека. В представленной модели человеком не является система, состоящая из Чувств и Ума (Робот); человеческие качества требуются лишь на уровне Разума.

Из этого следует, что представители низших каст в индийской модели общества не являются людьми - точнее, являются людьми лишь потенциально.

Второй вывод - человеческие качества не существуют сами по себе, они нуждаются в постоянном поддержании усилиями высших слоев сознания - иначе вышедшие из-под контроля Ум-Чувства (Робот) могут их элиминировать, и, возможно, безвозвратно.

Носов А.В.

>>История: Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия

23. Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия

1. Варны и касты.

Возникновение варн индийцы связывали со своими представлениями о происхождении первого человека Пуруши. Боги создали его тысячеглазым и повелели ему быть "родителем всех родителей". От Пуруши произошли все люди. Из его рта вышли брахманы - жрецы. Они занимали самое высокое положение. Брахманы знали священное учение и служили богам. Существовала поговорка: "Все в мире повинуется богам, а боги повинуются брахманам". Убить брахмана означало совершить самое ужасное преступление.

Из рук Пуруши произошли кшатрии - воины, те, кто обладал властью. К кшатриям относились раджи (цари, князья), знатные воины и члены их семей.

Из бедер Пуруши родились вайшьи - земледельцы , а также те, кто делал другую уважаемую в обществе работу.

Из ступеней Пуруши произошли шудры - слуги. Они обслуживали представителей более высоких варн. Представители первых трех варн назывались "дважды рожденными", ибо, проходя посвящение, они как бы обретали второе рождение.

Когда мальчик из семьи одной из первых трех варн достигал определенного возраста, над ним совершался обряд посвящения. В ходе обряда на мальчика надевали священный шнур - "упавита" ребенок символически родился второй раз как член данной варны. Над шудрами такой обряд не совершался.

Представители каждой варны имели право носить одежду определенного цвета: брахманы - белого, воины - красного, земледельцы - желтого, а шудры - черного.

Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.

Варновое устройство общества казалось древним индийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установления карались смертью.

Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды - касты. Так, например, из варны вайшьев выделились касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были парии.

2. Возникновение буддизма.

Из варны кшатриев происходил один из величайших религиозных учителей человечества Будда. Он родился в 6 веке до н. э. в одном из индийских государств к югу от Гималаев. Царем этого государства был его отец. Принц Гаутама - так Будду назвали при рождении - вел приятную жизнь. Он жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами. Но однажды Гаутама покинул дворец и был поражен тем, как тяжело, в печали и страданиях, живут многие люди. Он встретил дряхлого старика и узнал, что существует старость. Приблизившись к больному, принц постиг, что людей терзают болезни. Увидев похоронную процессию, Гаутама содрогнулся, поняв, что все люди смертны.

Принц покинул дворец и стал скитальцем-отшельником. И открылись ему четыре благородные истины:

все в мире страдают;

причина страдания - привязанности и желания человека, его стремление к приятному;

может быть достигнуто состояние, свободное от страданий - нирвана;

существуют пути достижения нирваны - мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совершенствование души.

Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает "просветленный". Будда не одобрял разделение людей на варны.

У Будды появились последователи. Они создали общину буддистов. Будда проповедовал равенство всех людей, милосердие, сострадание. Он утверждал, что любой человек, следуя по правильному пути, может достичь просветленного состояния.

Учение Будды распространилось по всей Индии, но не вытеснило индуизма. Спустя века ему стали следовать во многих других странах. Сегодня буддизм является одной из трех мировых религий.

3. Государство Маурьев.

В последней трети 4 века до н. э. разрозненные индийские княжества объединились в единое государство Маурьев. Во главе его встал царь Чандрагупта из династии Маурьев.

Чудесная история произошла с внуком Чандрагупты царем Ашокой. Его государство занимало огромную территорию. В молодости царь вел постоянные войны, его считали жестоким воином и суровым правителем. Но вот Ашока узнал об учении Будды. Душа и сердце царя смягчились. Его стали мучить воспоминания о собственной жестокости. В раскаянии он приказал начертать надпись: "И сколько бы людей... ни было бы убито, или умерло, или уведено из дома, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь мысль Угодного богам". "Угодный богам" - так стали называть Ашоку.

На смену жестокости в его действиях пришли прощение и милосердие. Учение Будды смягчило сердце сурового правителя.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Индуизм оказал существенное влияние на общественную жизнь индусов. Основными социальными составляющими единицами индийского общества являются варны и касты. Варно-кастовая система и сам индуизм настолько взаимосвязаны, что индусы не могут представить для себя иную жизнь в обществе и другую религию. Изменения в области религии обязательно вызвали бы социальные потрясения, которые, в свою очередь, привели бы к пересмотру религиозных принципов. Человеку из иной культуры варновая система может показаться дикой и несправедливой, однако сами индусы, начиная от брахманов и заканчивая неприкасаемыми, считают свою варновую систему необходимой и истинной. Социальная структура индийского общества включает в себя такую систему варн: брахманы, или брамины (жрецы), кшатрии (воины, государственные правители и чиновники), вайшьи (крестьяне, ремесленники), шудры. В русском языке невозможно найти аналог слову шудр , так что условно назовём их рабами, хотя это не совсем правильно. Так или иначе, но прямая обязанность шудр состоит в служении людям из более высоких варн. Представители первых трёх варны признаются в качестве полноправных членов общества и их называют дваждырождёнными. Имеется в виду первое рождение от матери в физическом смысле, а второе рождение в 8-17 лет – от гуру в духовно-социальном смысле. Каждый представитель этих трёх Варн был обязан пройти посвящение, иначе он мог оказаться изгоем. Шудр ко «второму рождению» не допускался, ни при каких обстоятельствах.

Согласно традиции считается, что брахманы произошли из уст Вселенского человека Пуруши; кшатрии – из его рук; вайшьи – из бёдер; шудры – из пыли под его ногами. Соответственно своему положению в варновой системе, каждый человек должен служить Полному Целому, олицетворённому в образе Вселенского человека. Таким служением люди обеспечивают себе безопасность. Служение индивида Полному Целому, Пуруше, составляет вечный закон мироздания, или санатана-дхарму.

Индуизм укоренён не только в индивидуальном сознании, но и в социальной системе и общественном сознании индусов. Правовой статус в ведическом обществе зависит от состояния ритуальной чистоты или нечистоты, свидетельсвующей о степени духовного и интеллектуального развития человека. Самой высшей варной является варна брахманов. Здесь нужно учесть, что слово брахман может относиться и к всеобщему мировому Закону, и к варне, и к текстам, входящим в Веды. В данном случае речь идёт о людях определённой социальной группы. Брахманы, в первую очередь, выполняли функции священнослужителей, поэтому они часто ассоциируются с жрецами. Тем не менее такое понимание варны брахманов является неполным, поскольку брахманы занимались и медициной, и астрологией, и преподаванием, лучше сказать, что брахманы – это интеллектуальная аристократия, или элита древнеиндийского общества. Наиболее тяжёлым преступлением считалось убийство брахмана, поэтому даже брахмана-отступника нельзя было убить – только выгнать. В VII веке до н.э. брамины сложили священные тексты – Брахманы, включавшие в себя толкования Вед, разъяснения смыслов разных религиозных обрядов. Брахмана отличало от остальных людей система ценностей, в которой на первом месте были принципы духовной жизни и интеллектуальной деятельности. На брахманов распространялись многие пищевые запреты, например, на крепкие хмельные напитки, пиво, мясо – всё это пища низших демонов, которая не должна вкушаться брахманом, поскольку он ест жертвенную пищу, приносимую богам. Важен также факт допущения браминами жертвоприношений, причём в древности практиковались и человеческие жертвоприношения. Брахманы не всегда считались с интересами людей из других варн, особенно из шудр. В случае убийства шудра брахман совершал такой же очистительный ритуал, какой совершается после убийства животного.



Кшатрии также именуются раджаньями. Раджаньи должны были служить обществу на военном и политическом поприще. Раджа – производное от раджаньи – обязан заботится о своих подчинённых и охранять их. Народная этимология производит слово раджа (царь ) от глагола ракш охранять . Царская власть мыслится неограниченной по отношению к подданным, но столь же неограниченной мыслилась и его ответственность перед божеством и перед своей совестью. Основным орудием царской власти в Индии считалось наказание. Законы Ману, созданные примерно 2 тыс. лет назад и отражающие очень ярко индийскую правовую идеологию, говорят: «Наказание есть по-настоящему царь, наказание истинно муж по силе, руководитель, повелитель… Наказание управляет всеми существами, наказание их охраняет, наказание бодрствует, когда они спят… Весь мир держится в границах наказания, ибо человек безгрешный трудно находим. Ведь из боязни перед наказанием весь мир дает то, что должен давать… Того царя считают истинным применителем наказания, который говорит истину, поступает обдуманно, мудро и который знает закон… Наказание ниспровергает царя со всем его родом, если он отступает от закона». От царя требуется, чтобы он беспристрастно наказывал даже ближайших родственников, и по отношению к самому себе он должен штраф, которым облагает другого человека, увеличить в тысячу раз, если совершит тот же поступок. У того же Ману мы находим указание, что если царь и получает 1/6 доходов и 1/6 добрых дел от своих подданных, то и 1/6 их грехов падает на его совесть. Более того, во все времена в Индии существовало убеждение, что если страну постигнет бедствие, то в этом виноват царь, ибо если царь справедлив и соблюдает закон, то страна процветает.



Вайшьи относятся к категории дваждырождённых, то есть они признаются полноправными членами общества и обладают правом изучать Веды. Вайшьи обычно занимаются экономическими делами. Само понятие вайшьи на санскрите означает преданность, зависимость . Вайшьи не имеют абсолютной обязанности подчиняться кшатриям, однако и не имеют права отказать в услужении брахманам.

Заметим, что даже обряд посвящения, или вхождения в варну, был связан со сложной системой ритуалов. Даже пройдя посвящение, человека ожидали четыре этапа жизни, суть которых обусловлена дхармой:

1. Брахмачарин – ученик. Этот период жизни, как правило, проходит в доме гуру – духовного наставника. Под его руководством ученик изучает древние тексты. Гуру обучает ученика правилам общения с людьми из разных варн и каст. Это весьма сложно, ибо даже вопрос о здоровье задаётся в той форме, которая соответствует определённой касте. В целом же брахманы обучаются выполнению обрядов, жреческих обязанностей. Кшатрии – владению оружием, искусству управлять государством. Вайшьи обучаются, как правило, наследственной профессии. Длительность обучения составляет 16 лет. Однако иногда обучение длится до 48 лет.

2. Грихастха – домохозяин. Человек вступает в брак и становится домохозяином.

3. Ванапрастха – отшельник. Человек, воспитав детей, внуков, может стать отшельником, дабы очистить свою душу от всякой скверны.

4. Санньясин – от слова санньяса , что значит отречение . Перед смертью, отрешившись от всего земного, человек покидает лес и становится бездомным странником. Он нуждается только в самом необходимом: в ветхой одежде, в посохе и в чашке для подаяний. Подаяния для санньясина считаются допустимыми, так как не нарушают его карму.

Более мелкой социальной единицей является каста (от португальского слова, означающего род , племя , а также от санскритского джати род ). Система каст особенно сложна. Португальцы, прибывшие в Индию в начале XVI столетия, были удивлены жёсткой социальной системой индийского общества, отличавшегося независимостью и замкнутостью отдельных социальных групп. Во главе каждой касты стоит панчаят (переводится в значении пятёрка ) – совет из пяти самых уважаемых людей.

Каждая варна включает в себя определённые касты. Так, существуют брахманские касты, в которых есть своя иерархия. Среди варны вайшьев существует также множество каст, как правило, разделяемых по профессиональному признаку. Как пример, возьмём касту центральных провинций – это каста рисовальщиков, или маляров; она носит название cifāri, citri , происходящее от санскритского citrakāra – «делатель картин», «живописец». Относительно происхождения этой касты сведения расходятся. Она состоит, видимо, в связи с кастами, работающими по коже, и с кастою башмачников, но уже теперь между ними настолько велико расхождение, что два основных элемента общения – браки и совместный приём пищи – не допускаются между рисовальщиками и работниками по коже. Они не берут друг у друга воды и иногда даже не допускают прикосновения.

Рисовальщики своим основателем называют Viçvakarman легендарного первого художника и зодчего, принадлежащего к сонму богов; по другому преданию, они ведут свое происхождение от божественной девы Sarasvatī , искусной в живописи и в колдовстве.

Родственны им по занятию, а может быть, по происхождению, но отдельны от них rangajiva – «толкователи изображений», маленькая каста нищенствующих монахов. Представители этой касты странствуют и рассказывают древние легенды, иллюстрируя их изображениями богов или героев. Иногда монахи данной касты сами пишут эти изображения, обыкновенно сюжетно связанные с двумя большими эпическими поэмами – «Maхабхаратой» и «Рамаяной». Упоминания о толкователях картин – нищенствующих монахах – встречаются в ранней литературе. Эти монахи тоже обособляются браками и держатся значительных ограничений в отношениях с другими кастами.

Вместе с тем есть примеры, когда касты меняли своё положение в варновой системе. Например, каста бенгальских писцов-каястхи первоначально относилась к Варне шудр, но в период господства монголов их положение резко улучшилось, и теперь они твёрдо занимают место среди кшатриев.

Самой низшей кастой, не входящей в систему варн, является каста неприкасаемых (на хинди – ачхут ): чандалы , нишада , дасью … Считается, что неприкасаемые произошли не от человека Пуруши, а от помёта священной коровы. Люди из чандалов выполняют самые грязные, трудные работы и становятся уборщиками нечистот, могильщиками, углежогами (сами работы такого рода нужны, но в Индии условия данных видов работ крайне тяжёлые и унизительные), палачами и даже проститутками (последние неприкасаемые, прежде всего, в том смысле, что не могут выйти замуж). Здесь следует отметить, что женщина, допустившая своё бесчестье – внебрачную половую связь, – рассматривается как нечистая и автоматически становится неприкасаемой.

Чандал не имеет права допустить падания своей тени на кого-либо из других варн. Еду же им бросают на землю, чтобы исключить возможность соприкасания. В некоторых южных штатах неприкасаемые под страхом смерти не имеют права выходить днём на улицу. Некоторые индийцы, даже умирая от жажды, не примут воду от чандала, хотя женщин из этой касты могут покупать в качестве проституток. Следует отметить, что неприкасаемым можно стать не только по рождению от неприкасаемой, но и по поведению, особенно связанному с развратом. Действительно, половая связь вне законного брака для людей недопустима и в Индии чревата резким снижением социального статуса, вплоть до уровня неприкасаемых. Причём считается, что блуд является позорным клеймом на развратнике или развратнице не только в данной жизни, но и в последующих перерождениях. Сегодня количество неприкасаемых составляет 16 % от всего населении Индии (примерно 160 миллионов) – это больше, чем всё население России. Ачхутов часто называют далитами попираемые ногами . Несмотря на то, что официально они защищаются государственным законом, их положение крайне унизительно. Особенно удручает то, что нередко даже если человек из неприкасаемых чист (не осквернён развратом), его стараются насильно осквернить, дабы подчеркнуть его кастовую принадлежность.

Индийское общество делилось на особые разряды, которые назывались варнами. Возникновение именно такого распределения людей напрямую связано с религиозными взглядами индийцев.

Они верили, что первого человека боги создали как «родителя всех родителей». Именно от него произошли все люди, а по поверьям, из его рта вышли брахманы, которые занимали в Древней Индии самое высокое положение.

Из рук первого человека Пируши образовались кшатрии, которые были воинами и обладали властью. К ним в Древней Индии относили князей и царей, а также членов их семьи.

Из бедер Пируши произошли вайшьи, они были земледельцами и выполняли различную важную работу для общества индийцев.

А из ступеней первого человека родились шудры, которые представляли собой слуг.

«Дважды рожденные»

В Древней Индии существовало такое понятие как «дважды рожденные», это относилось к представителям первых трех варн. Когда они проходили специальное посвящение, они считались рожденными повторно.

При достижении определенного возраста мальчик принимал участи в обряде, в ходе которого на него надевали «упавиту», священный шнур, которые обозначал, что индиец родился второй раз, только теперь уже, как член определенной варны.

В зависимости от принадлежности к варне древние индийцы носили одежду определенного цвета. Для брахман это был белый цвет, для воинов - красный, для земледельцев - желтый, а для шудр - черный.

Такое устройство общества в Древней Индии считалось вечным, поэтому ни один из представителей одной варны не мог перейти в другую и браки между представителями разных варн строго запрещались. Но постепенно варны тоже стали иметь подразделения на касты.

Новая религия Древней Индии: как появился Буддизм?

В 6 веке до н.э. в Древней Индии родился Принц Гаутама, которого вспоследствии стали называть Буддой. Он относился к кшатриям, жил роскошно и беззаботно и никогда не видел настоящей жизни.

Но однажды принц покинул свой великолепный дворец, и узнал, что существует старость и смерть, несчастья и болезни, печали и страдания. Увидев это, он был вынужден покинуть дворец и стать скитальцем-отшельником.

Тогда ему открылись истины мира, и он стал зваться «Будда», что значит «просветленный». Он был против разделения людей на варны, против насилия и невежества. Со временем у него появились последователи, которые создали общину буддистов.

Его учение распространилось по всей Индии, а спустя века у буддизма появились последователи в других странах. На сегодняшний момент, буддизм - одна из трех мировых религий, а Будда признан одним из величайших мудрецов и учителей человечества.

Возникновение единого государства Маурьев, которое было создано из разрозненных индийских княжество, относится к последней трети 4 века до н.э. Его царем стал Чандрагупта.

История Древней Индии повествует о том, что со внуком этого царя - Ашокой - случилась удивительная история. Когда он узнал об учении Будды, он пожалел об всей той жестокости, которая владела им до этого и позволяла вести суровые войны.

Индуизм оказал существенное влияние на общественную жизнь индусов. Основными социальными составляющими единицами индийского общества являются варны и касты. Варно-кастовая система и сам индуизм настолько взаимосвязаны, что индусы не могут представить для себя иную жизнь в обществе и другую религию. Изменения в области религии обязательно вызвали бы социальные потрясения, которые, в свою очередь, привели бы к пересмотру религиозных принципов. Человеку из иной культуры варновая система может показаться дикой и несправедливой, однако сами индусы, начиная от брахманов и заканчивая неприкасаемыми, считают свою варновую систему необходимой и истинной. Социальная структура индийского общества включает в себя такую систему варн: брахманы, или брамины (жрецы), кшатрии (воины, государственные правители и чиновники), вайшьи (крестьяне, ремесленники), шудры. В русском языке невозможно найти аналог слову шудр , так что условно назовём их рабами, хотя это не совсем правильно. Согласно традиции считается, что брахманы произошли из губ Вселенского человека Пуруши; кшатрии – из его рук; вайшьи – из бёдер; шудры – из пыли под его ногами. Соответственно своему положению в варновой системе, каждый человек должен служить Полному Целому, олицетворённому в образе Вселенского человека. Таким служением люди обеспечивают себе безопасность. Служение индивида Полному Целому, Пуруше, составляет вечный закон мироздания, или санатана-дхарму.

Индуизм укоренён не только в индивидуальном сознании, но и в социальной системе и общественном сознании индусов. Правовой статус в ведическом обществе зависел от состояния ритуальной чистоты или нечистоты, свидетельсвующей о степени духовного и интеллектуального развития человека. Самой высшей варной является варна брахманов. Здесь нужно учесть, что слово брахман может относиться и к всеобщему мировому закону, и к варне, и к текстам, входящим в Веды. Здесь речь идёт о людях определённой социальной группы. Брахманы, в первую очередь, выполняли функции священнослужителей, поэтому они часто ассоциируются с жрецами. Тем не менее такое понимание варны брахманов является неполным, поскольку брахманы занимались и медициной, и астрологией, и преподаванием, лучше сказать, что брахманы – это интеллектуальная аристократия, или элита древнеиндийского общества. Наиболее тяжёлым преступлением считалось убийство брамина, поэтому даже брахмана-отступника нельзя было убить, только выгнать. В VII веке до н.э. брамины сложили священные тексты – Брахманы, включавшие в себя толкования Вед, разъяснения смыслов разных религиозных обрядов. Брахмана отличало от остальных людей система ценностей, в которой на первом месте были принципы духовной жизни и интеллектуальной деятельности. На брахманов распространялись многие пищевые запреты, например, на крепкие хмельные напитки, пиво, мясо – всё это пища низших демонов, которая не должно вкушаться брахманом, поскольку он ест жертвенную пищу, приносимую богам. Важен также факт допущения браминами жертвоприношений, причём в древности практиковались и человеческие жертвоприношения. Брахманы не всегда считались с интересами людей из других варн, особенно из шудр. В случае убийства шудра брахман совершает такой же очистительный ритуал, какой совершается после убийства животного.

Кшатрии также именуются раджаньями. Раджаньи должны были служить обществу на военном и политическом поприще. Раджа – производное от раджаньи – обязан заботится о своих подчинённых и охранять их. Народная этимология производит слово раджа (царь ) от глагола ракш охранять . Царская власть мыслится неограниченною по отношению к подданным, но столь неограниченной мыслилась и его ответственность перед божеством и перед своею совестью. Основным орудием царской власти в Индии считалось наказание. Законы Ману, созданные примерно 2 тыс. лет назад и отражающие очень ярко индийскую правовую идеологию, говорят: «Наказание есть по-настоящему царь, наказание истинно муж по силе, руководитель, повелитель… Наказание управляет всеми существами, наказание их охраняет, наказание бодрствует, когда они спят… Весь мир держится в границах наказания, ибо человек безгрешный трудно находим. Ведь из боязни перед наказанием весь мир дает то, что должен давать… Того царя считают истинным применителем наказания, который говорит истину, поступает обдуманно, мудро и который знает закон… Наказание ниспровергает царя со всем его родом, если он отступает от закона». От царя требуется, чтобы он беспристрастно наказывал даже ближайших родственников, и по отношению к самому себе он должен штраф, которым облагает другого человека, увеличить в тысячу раз, если совершит тот же поступок. У того же Ману мы находим указание, что если царь и получает 1/6 доходов и 1/6 добрых дел своих подданных, то и 1/6 их грехов падает на его совесть. Более того, во все времена в Индии существовало убеждение, что если страну постигнет бедствие, то в этом виноват царь, ибо если царь справедлив и соблюдает закон, то страна процветает.

Заметим, что даже обряд посвящения, или вхождения в варну, был связан со сложной системой ритуалов. Даже пройдя посвящение, человека ожидали четыре этапа жизни, суть которых обусловлена дхармой.

    Брахмачарин – ученик. Этот период жизни, как правило, проходит в доме гуру – духовного наставника. Под его руководством ученик изучает древние тексты. Гуру обучает ученика правилам общения с людьми из разных варн и каст. Это весьма сложно, ибо даже вопрос о здоровье задаётся в той форме, которая соответствует определенной касте. В целом же брахманы обучаются выполнению обрядов, жреческих обязанностей. Кшатрии – владению оружием, искусству управлять государством. Вайшьи обучаются, как правило, наследственной профессии. Длительность обучения составляет 16 лет. Однако иногда обучение длится до 48 лет.

    Грихастха – домохозяин. Человек вступает в брак и становится домохозяином.

    Ванапрастха – отшельник. Человек, воспитав детей, внуков, может стать отшельником, дабы очистить свою душу от всякой скверны.

    Санньясин – от слова санньяса , что значит отречение . Перед смертью, отрешившись от всего земного, человек покидает лес и становится бездомным странником. Он нуждается только в самом необходимом: в ветхой одежде, в посохе и в чашке для подаяний. Подаяния для санньясина считаются допустимыми, так как не нарушают его карму.

Более мелкой социальной единицей является каста (от португальского слова, означающего род , племя , а также от санскритского джати род ). Система каст особенно сложна. Португальцы, прибывшие в Индию в начале XVI столетия, были удивлены жёсткой социальной системой индийского общества, отличавшегося независимостью и замкнутостью отдельных социальных групп. Во главе каждой касты стоит панчаят (переводится в значении пятёрка ) – совет из пяти самых уважаемых людей.

Каждая варна включает в себя определённые касты. Так, существуют брахманские касты, в которых есть своя иерархия. Среди варны вайшьев существует также множество каст, как правило, разделяемых по профессиональному признаку. Как пример, возьму касту центральных провинций – это каста рисовальщиков, или маляров; она носит название cifāri, citri , происходящее от санскритского citrakāra – «делатель картин», «живописец». Относительно происхождения этой касты сведения расходятся. Она состоит, видимо, в связи с кастами, работающими по коже, и с кастою башмачников, но уже теперь между ними настолько велико расхождение, что два основных элемента общения – браки и совместный прием пищи – не допускаются между рисовальщиками и работниками по коже. Они не берут друг у друга воды и иногда даже не допускают прикосновения.

Рисовальщики своим основателем называют Viçvakarman – легендарного первого художника и зодчего, принадлежащего к сонму богов; по другому преданию, они ведут свое происхождение от божественной девы Sarasvatī , искусной в живописи и в колдовстве.

Родственны им по занятию, а может быть, по происхождению, но отдельны от них rangajiva – «толкователи изображений», маленькая каста нищенствующих монахов. Представители этой касты странствуют и рассказывают древние легенды, иллюстрируя их изображениями богов или героев. Иногда эти монахи сами пишут эти изображения, обыкновенно сюжетно связанные с двумя большими эпическими поэмами – «Maхабхаратой» и «Рамаяной». Упоминания о толкователях картин – нищенствующих монахах – встречаются в ранней литературе. Эти монахи тоже обособляются браками и держатся значительных ограничений в отношениях с другими кастами.

Вместе с тем есть примеры, когда касты меняли своё положение в варновой системе. Например, каста бенгальских писцов-каястхи первоначально относилась к Варне шудр, но в период господства монголов их положение резко улучшилось, а теперь они твёрдо занимают место среди кшатриев.

Самой низшей кастой, не входящей в систему варн, является каста неприкасаемых (на хинди – ачхут ): чандалы , нишада , дасью … Считается, что неприкасаемые произошли не от человека Пуруши, а от помёта священной коровы. Люди из чандалов выполняют самые грязные, трудные работы и становятся уборщиками нечистот (сама работа такого рода нужна, но в Индии условия работы уборщиков нечистот крайне тяжёлые и унизительные), палачами, могильщиками и проститутками (последнии неприкасаемые, прежде всего, в том смысле, что не могут выйти замуж). Здесь следует отметить, что женщина, допустившая своё бесчестье – внебрачную половую связь, – рассматривается как нечистая и автоматически становится неприкасаемой.

Чандал не имеет права допустить падания своей тени на кого-либо из других каст. Еду же им бросают на землю, чтобы исключить возможность соприкасания. В некоторых южных штатах неприкасаемые под страхом смерти не имеют права выходить днём на улицу. Некоторые индийцы, даже умирая от жажды, не примут воду от чандала, хотя женщин из этой касты могут покупать в качестве проституток. Слеудет отметить, что неприкасаемым можно стать не только по рождению от неприкасаемой, но и по поведению, особенно связанному с развратом. Действительно, половая связь вне законного брака для людей недопустима, и в Индии чревата резким снижением социального статуса, вплоть до уровня неприкасаемых. Причём, считается, что блуд является позорным клеймом на развратнике или развратнице не только в данной жизни, но и в последующих перерождениях. Сегодня количество неприкасаемых составляет 16 % от всего населении Индии (примерно 160 миллионов) – это больше, чем всё население России. Ачхутов часто называют далитами попираемые ногами . Несмотря на то, что официально они защищаются государственным законом, их положение крайне унизительно. Особенно удручает то, что даже если человек из неприкасаемых чист, его стараются насильно осквернить, дабы подчеркнуть его кастовую принадлежность.