Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Алексей кондратьевич саврасов, биография и картины. Алексей кондратьевич саврасов

Алексей кондратьевич саврасов, биография и картины. Алексей кондратьевич саврасов

Под конец жизни художник, получивший в 24 года звание академика, торговал своими рисунками на развалах. Авторские копии «Грачей» шли по трёшке за штуку.

185 лет назад 24 мая в семье небогатого купца родился сын. Он очень хотел стать художником, но отец был против и в воспитательных целях запирал его на чердаке. Но сын добился своего и стал пейзажистом. Потом спился и умер, успев сотворить шедевр - картину «Грачи прилетели». Имя его - Алексей Саврасов.

Все еще интересно? Тогда Voila! ... ">

Неизвестный Саврасов

При имени Саврасов все вспоминают хрестоматийную «Грачи прилетели», наиболее просвещенные - ещё два - три пейзажа: «Лосиный остров в Сокольниках», «Проселок», «Радуга», а также расхожие штампы - художник одной картины, спился, умер в нищете, царская действительность загубила большой талант. Но так ли уж это верно?

Отец будущего художника - Кондратий Соврасов (так писалась фамилия в XIX веке) - был человеком зажиточным, купцом. Торговал шерстяными изделиями неподалеку от Красной площади. Приобрел свой дом, нажил небольшой капитал. Склонности сына к рисованию противился, считал её несерьёзной. Алексей целыми днями перерисовывал гуашью картинки из толстых иллюстрированных журналов. А однажды отнес их на Ильинку, где торговали лубками, старыми книгами и гравюрами, и, к своему удивлению, продал одному из торговцев - по шесть рублей за дюжину рисунков. В 14 лет мальчик поступает в училище живописи, что располагалось на Мясницкой улице. Даже деньги на обучение - около двух рублей в месяц - он мог уже заработать сам.

В училище Саврасов встретил людей, определивших его жизнь - и профессиональную, и личную. Это его учитель, известный живописец Карл Иванович Рабус и товарищ по классу Константин Герц, друг и будущий родственник. Двухэтажный особняк Герцев в Архангельском переулке, наполненный старинной мебелью и картинами, покажется Алексею роскошным дворцом. А образованные и воспитанные сестры Герц - Софья Эрнестина и Аделаида (семья имела шведские корни) - существами из иного, утонченного и возвышенного мира. Старшая, Софья, была особенно любезна и обходительна…

Любимец преподавателей, Саврасов окончил училище в 20 лет, но связи с ним не порывает. Занимается в классах, выставляет свои картины и этюды - виды окрестностей Москвы, работы, привезенные из двух поездок по Малороссии. В журналах появляются положительные рецензии. В 1854 году «Москвитянин» назовет Саврасова «первым среди пейзажистов». В этом же году училище посетила сестра императора, великая княжна Мария Николаевна, любительница искусств. Из семи, купленных ею на выставке картин - две саврасовские. Художнику Саврасову передали приказ прибыть в Санкт-Петербург, на дачу великой княжны с тем, чтобы написать несколько видов.

Благоволение великой княжны - это ли не удача! Удивился и зауважал сына старик Саврасов. Алексей отправился в путь. Больше месяца провел он на даче в Сергиевке на пустынном берегу Финского залива. Бродил с альбомом по окрестностям, рисовал. Мария Николаевна удостоила своим посещением лишь однажды. Посмотрела рисунки, похвалила. Спросила о планах на будущее.

Остаться в Петербурге, просить о покровительстве, об Академии - заветной мечте всех художников? Приближенность ко двору, возможно, стажировка в Италии. Что ж, милостивый государь? Саврасов растерян, медлит с ответом. Наконец говорит, что хочет вернуться в Москву. Холеная княгиня пожала плечами - как угодно.

Написанные в Сергиевке картины были выставлены в Академии Художеств, и за «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов - в 24 года - получает звание академика живописи. Позднее картину приобрёл П.М.Третьяков. Что бы там ни было, карьера складывалась блестяще - молодость, признание, заказы князей и коллекционеров (правда, это не любимые им виды среднерусской природы, а эффектные романтические пейзажи с горами, водопадами и морем в духе популярного тогда швейцарца Калама), материальная обеспеченность.

Вот тут-то и обратила внимание на молодого академика Софья Карловна Герц. Ей уже тридцать, она на четыре года старше Саврасова, учительствует в пансионе при лютеранской церкви. Алексей Кондратьевич застенчив, малообщителен, многим представляется даже суровым. Да и чего Софье ещё ждать? В январе 1857 года умирает Карл Иванович Рабус, и Саврасову предложили место учителя - вести класс ландшафтной и перспективной живописи. Твердое жалованье (500 рублей в год серебром), чин - титулярный советник, с годами выслуга лет, награды, повышение. В сентябре состоялась свадьба. Рождаются две дочери (первая умирает младенцем). Саврасов получает во дворе училища бесплатную казенную квартиру, не нужно платить даже за отопление.

В 1862 году Саврасова и скульптора Сергея Иванова посылают за границу. Средства были собраны продажей билетов на выставку училища и лотереей.

Оставив годовалую малютку Веру на попечение родственников, Саврасов с женой и её сестрой Эрнестиной отправляются в путь. Прежде всего - в Лондон, на всемирную выставку. Саврасов целыми днями пропадает в художественном отделе, совершенно игнорируя последние достижения техники и комфорта. Потом - Франция, Швейцария, Германия. Музеи, выставки, знакомства с художниками. Знаменитый немец Вильгельм Каульбах, увидев швейцарские этюды Саврасова, восхищен: «Это же чудесно, это нечто величественное… с такими сокровищами можно вернуться на родину».

У честолюбивой Софьи были все основания гордиться мужем и ожидать в дальнейшем прочного положения в обществе, своего дома, гувернантки, заграничных вояжей.

И вдруг благополучие начинает рушиться. Рождаются дети - ещё две девочки и долгожданный мальчик. Выживает только одна Евгения, Женни. В августе 1870 года Саврасова лишают казенной квартиры - «мало учеников». Семья оказывается практически на улице. Надо нанимать, да ещё дрова - недешево. Обиженный Саврасов уезжает с семьей на Волгу, в Ярославль. Живут там зиму.

Беременная Софья Карловна простужается и рожает недоношенного, последнего (ей уже 44 года) ребёнка. Девочка очень слаба и не выживает. Хоронят её на высоком берегу Волги. Саврасов делает рисунок - обрыв, даль реки, маленький крест. Через три года он создаст картину, пожалуй, единственную, напрямую связанную с личными переживаниями. А ученик Саврасова Исаак Левитан повторит этот мотив в знаменитой картине «Над вечным покоем».

Там же, на Волге, Саврасов создает полотно, обессмертившее его имя - «Грачи прилетели». Показанная на Первой выставке передвижников (к которым принадлежал и сам художник) сразу стала знаменитой и была куплена П.М.Третьяковым ещё в мастерской за 600 рублей.

Во второй половине 1870-х годов растет непонимание и одиночество Саврасова в семье. Софья Карловна постоянно раздражается из-за недостатка денежных средств - она любит комфорт, да и дочери подрастают, нужны деньги на обучение. Появляются отрицательные рецензии на картины.

Художник начинает выпивать и попадает в замкнутый порочный круг, лишается некоторых выгодных уроков. Делает попытки выбраться: хлопочет о возвращении казенной квартиры (у него 15 учеников) - но получает отказы. Просит разрешить ему преподавание в училище пейзажной живописи акварелью - опять отказ. Болезненные удары по самолюбию академик Саврасов сносит молча. Но что делать женщине, жене в такой ситуации? Софья Карловна уезжает с детьми в Санкт-Петербург, к своей замужней и состоятельной сестре Адели (третья сестра Эрнестина, осталось старой девой) Несомненно, подучивает детей писать отцу письма с просьбой о деньгах «на башмаки и жизнь на даче». Впрочем, была и попытка воссоединения семьи, но - неудачная.

Одиночество этих лет скрашивали Саврасову его ученики, многие из которых стали известными художниками. Константин Коровин, Исаак Левитан, 14-15-летние романтики, были особенно близки ему по духу.

Несмотря на громкий успех некоторых картин Саврасова в 1870-е годы, общество в целом было не готово оценить его талант. Для прогрессивной интеллигенции его пейзажи были слишком безыдейными, он не бичевал, не обличал пороки, что было в духе 60-70-х годов XIX века. И европеизированная знать его не принимала.

В 1882 году за пьянство и постоянные пропуски занятий Саврасова увольняют из училища. Он получает небольшое месячное содержание в 25 рублей и перебивается случайными заработками.

Среди написанного в последние годы встречаются и сильные работы, где видна рука прежнего мастера (например, «Ночка»). Однако и за них он уже получает в десятки раз меньше, чем раньше, а предприимчивые торговцы перепродают его полотна с большой выгодой для себя. Сам же Саврасов постоянно обращается то в общество любителей художеств, то в училище, то к П.М.Третьякову с просьбами о денежной помощи. Ему помогают, но распрямиться душевно, он уже не в состоянии.

Он бросил пить. После пятидесяти лет пытается создать новую семью - с мещанкой Евдокией Моргуновой. Рождаются дети - мальчик и девочка, Алексей и Наташа. Но работать не может, почти ослеп. Последние три года практически не выходит из дома.

Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830-1897) - русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».

Родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» - Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).

В ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния , где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.

Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал <…> момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы - быть ливню».

В 1852 году после поездки по южным губерниям России он написал картины «Степь днем» и «Рассвет в степи».

Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена П. М. Третьяковым в 1858 году.

В 1858 году Саврасов стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. В следующем году был написан «Пейзаж с рекой и рыбаком», один из лучших пейзажей Саврасова.

В 1860 году Саврасов участвовал в первой выставке, организованной Московским обществом любителей художеств.

В 1862 году он путешествовал за границей: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Швейцарию, Германию. Написал несколько пейзажей в Швейцарии.

Вместе с В. В. Пукиревым А. К. Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 - «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 - «Домик в провинции».

В 1871-1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 - в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период появились его картины: самая знаменитая - «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874).

Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках - венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.

С конца 1870-х годов Саврасов страдал алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы. В 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.

Последние годы жизни художник провёл в нужде. «В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», - вспоминает В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 - картина «Весна. Огороды».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Алексей Саврасов , создавший первые истинно национальные пейзажи в русской живописи (и среди них молвитинский шедевр «Грани прилетели»), знал в своей жизни и взлеты, и падения. Он работал в молодости по заказам великих князей, а дни свои кончил в московских ночлежках.

Алексей Саврасов детство и становление художника

Родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье мещанина Кондратия Артемьевича Соврасова — именно через «о» писал свою фамилию отец будущего художника. Он торговал глазетом, шнуром и кистями и, в конце концов, кропотливыми трудами поднял собственный социальный статус до звания купца третьей гильдии. Кондратий Артемьевич предполагал определить сына «по торговой части», а тот любил рисовать и делал это неплохо. Его рисунки, которые он сбывал для продажи торговцам на Никольской улице и у Ильинских ворот, пользовались большой популярностью.

В 1844 году Алексей Саврасов поступил в организованное годом раньше Московское училище живописи и ваяния, но в том же году был вынужден — как предполагается, из-за болезни матери, страдавшей чахоткой, — покинуть его. Вторая — и успешная! — попытка получить художественное образование датируется 1848 годом. Тому предшествовала драматическая история — Кондратий Артемьевич, не веривший в смысл каких бы то ни было «художеств», выселил сына вместе с его картинами на чердак своего дома. Лишь после просвещенного вмешательства московского обер-полицмейстера генерала И.Д. Лужина дело уладили, и Алексей Кондратьевич Саврасо в вновь попал в училище.

Ему повезло с наставником — ныне забытый Карл Рабус, руководитель пейзажного класса, в свое время был весьма видной фигурой на московском художественном небосклоне. Однокашник Брюллова, друг знаменитого немецкого романтика Л. Тика, А. Иванова, Н. Гоголя, А. Венецианова, он буквально открыл глаза дилетанту Алексею Саврасову. Гостеприимный дом Рабуса дал юноше ту художественную среду, без которой невозможно становление мастера. Результаты не заставили себя ждать.

Академик Саврасов

Уже в 1850 году Саврасову присвоили официальное звание художника. Дальше — больше. В 1854 году саврасовские пейзажи привлекли к себе высочайшее внимание великой княгини Марии Николаевны, отправлявшей тогда должность президента Академии художеств, — после этого молодой художник некоторое время работал на ее даче, расположенной между Петергофом и Ораниенбаумом. Тогда же (в 24 года!) он стал академиком.

Конец 1850-х годов — время закрепления успехов, получившего свое выражение в ряде «внешних» событий. Особенно следует выделить 1857 год, когда после смерти Рабуса Алексею Кондратьевичу Саврасову предложили возглавить пейзажный класс в его alma mater.

Четверть века отдал он педагогической деятельности в стенах училища (которое в 1866 году переименовали в Московское училище живописи, ваяния и зодчества) — о ее характере мы знаем из рассказов прославившегося впоследствии ученика Саврасова, К. Коровина. Еще одним его учеником был И. Левитан, продолживший дело своего учителя и сделавший так называемый «пейзаж настроения» признанным жанром русской живописи.

В том же 1857 году изменилось и семейное положение Саврасова. Он женился на Софье Карловне Герц, сестре своего приятеля и однокашника Константина Герца. Другим ее братом был известный археолог и искусствовед Карл Герц, основатель кафедры истории искусств в Московском университете, а после создания в 1860 году Общества любителей художеств — секретарь этого Общества. Именно на деньги Общества Саврасов съездил в 1862 году на .

Вообще, на всем протяжении 1860-х годов Алексей Саврасов ведет себя очень активно, его фамилия то и дело встречается в отчетах и упоминаниях о различных общественных событиях. Так, в 1861 году он был ответственным за перевоз шедевра А. Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву; в 1862 году совершенно на равных (если не «сверху вниз») общался с тогдашним всеевропейским кумиром, швейцарским живописцем А. Каламом; в 1867 году посетил парижскую Всемирную выставку; в 1869 году, совместно с художником В. Пукиревым, издал «Курс рисования»; в конце 1860-х годов принимал деятельное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).


Из художников Саврасов особенно близко сошелся с Василием Перовым, одним из «застрельщиков» новой живописи. Они не только общались, не только вместе учили молодых мастеров, но временами вместе и работали. Доверие было настолько полным, что Саврасов просил Перова внести последние исправления в свой «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Есть сведения, что, со своей стороны, он исполнил пейзажную часть в известных работах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».

Падение Алексея Саврасова

В 1870 году Саврасов открыл для себя Волгу. Следующая поездка на Волгу явилась почти вынужденной. С училищем у Алексея Кондратьевича были отношения довольно деликатные — то, что он занимал казенную квартиру, делало его абсолютно зависимым человеком. Одно неверное движение — и наш герой мог стать бездомным бродягой. Что-то подобное как раз и произошло в 1870 году. Саврасов повел себя при этом резко. Взяв в декабре отпуск на полгода, он вместе с женой уехал в Ярославль. Отправляясь в это путешествие, он подстраховал себя полученным (судя по всему, от П. Третьякова) заказом на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге». Зиму Саврасовы провели в Ярославле — в снятой художником вместительной квартире. Жизнь вели «тихую и сосредоточенную». Софья Карловна носила ребенка, Саврасов лелеял в себе рабочее состояние духа, предчувствуя близкие художнические восторги.

В феврале разразилась трагедия: родившаяся дочь вскоре умерла, а жена Саврасова тяжело заболела. Детские смерти были проклятием художника — из родившихся до того четырех детей выжил только один. Но что-то с ним произошло — омытая трагедией душа вдруг стала пронзительно зрячей. Попав в Молвитино, он увидел своих «Грачей» — старую церковь с просторами бесконечных русских полей за ней, странную красоту неказистых березок, ноздреватый плавящийся снег с блеклыми тенями, промокшие избы, услышал негромкую песнь пробуждения и радости. («Природа вечно дышит, — как-то сказал Саврасов. — Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна».) Показ «Грачей» на I выставке ТПХВ сопровождался оглушительным успехом. Больше таких успехов у Саврасова не было.

Вскоре все покатилось под гору. Жизнь была не слишком сыта, не слишком уютна в психологическом плане. Саврасов так и не обзавелся собственным жильем. Его новые картины встречали разноречивые, иногда очень обидные отзывы. После одного из них мастер больше не выставлял свои работы в Петербурге. В 1881 году он принял решение вообще не участвовать в выставках ТПХВ. Дома тоже не все было ладно:

«Вот Саврасов, — писал Левитан, — это великий художник — и что же? Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим».

Постепенно Саврасов пристрастился к алкоголю. В 1876 году у него заболели глаза, болезнь прогрессировала, и десятилетием позже художник, по собственному признанию, «часами не видел форму предметов». Тогда же, в 1876 году, устав от саврасовского пьянства, его оставила жена, перебравшись с детьми в Петербург. Предаваясь возлияниям, Саврасов откровенно манкировал своими преподавательскими обязанностями. До 1882 года, пока был жив «прикрывавший» его Перов, на это смотрели сквозь пальцы, но в 1882 году терпение начальства кончилось: Саврасова уволили.

Алексей Саврасов достиг дна и умер

Началось его многолетнее «хождение по мукам» — а точнее, по временным пристанищам и ночлежным домам. В этих хождениях у него появилась новая семьягражданская жена художника, Е.М. Моргунова, родила двоих детей. А Саврасов опускался все больше — в ряде мемуарных свидетельств рисуется страшная картина почти его распада. Впрочем, об окончательном распаде все-таки говорить не приходится — и в эти годы он писал. Да, урывками, да, неровно, да, повторяясь, да, порой сбывая новые полотна чуть ли не за «порцию» водки, — но и не роняя высокого звания русского художника. Изданный в 1894 году альбом саврасовских рисунков подтвердил — в русской живописи по-прежнему работает несравненный мастер.

«Крестный путь» окончился в 1897 году. 26 сентября (8 октября) Саврасов скончался в отделении для бедных 2-й городской больницы. Спустя неделю Левитан напечатал в газете «Русские ведомости» прощальную статью, в которой расставил все точки над «и», назвав своего учителя первым «лириком» отечественной живописи.


Саша Митрахович 20.03.2018 09:03


Эстетика передвижничества, как вполне определенного направления со своей идеологией, предполагала создание иерархии жанров, тем, сюжетов и пр. Именно передвижники выдвинули на первые роли в современном искусстве жанр, который с некоторой долей приблизительности можно обозначить как «национальный пейзаж». Предпочтения выявились уже на I Передвижной выставке, состоявшейся в конце 1871 года. Пейзажи М. Клодта, И. Шишкина, Л. Каменева,

Ф.Васильева, пронизанные любовью к родной природе и заставлявшие задуматься о том, что стоит за этой красотой, говорили сами за себя. Но «Грачи прилетели» Алексея Саврасова выделялись даже на столь солидном фоне. И это почувствовали все — как профессионалы, так и люди «с улицы», из любопытства заглянувшие на нашумевшую выставку. И воспринявшие эту вроде бы непритязательную картину как настоящее откровение.

Шедевр Алексея Саврасова „Грачи прилетели“ стал символом целой эпохи в русском изобразительном искусстве. Лидер и вдохновитель передвижничества И. Крамской тогда же написал:

«Пейзаж „Грачи прилетели“ есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах“».

Рассмотрим картину Саврасова „Грачи прилетели“ повнимательнее.

Саврасов искусно выстраивает перспективу, ближе к безбрежному горизонту «высветляя» тона и отказываясь от деталировки. В открывающейся шири беспомощно тонет взгляд — тем самым подчеркивается «обилие» и глубина русских пространств, в которых зреет новая весна.

Любимый прием художника — населять и обживать пространство картины как бы опосредованно: показывая не самого человека, а «теплые» следы его деятельности. В данном случае — это дымок, уютно вьющийся из трубы и указывающий на то, что где-то здесь, рядом, живут люди. Тем самым исключается всякая заброшенность.

В центр картины Саврасов помещает не величественное творение рук человеческих, а сельский храм с шатровой колокольней. Конечно, Воскресенскую церковь трудно назвать заурядной, но автор намеренно «опрощает» и «обедняет» ее, показывая облупившуюся штукатурку, обнажившую старую кирпичную кладку.

Взглянем вверх — на этой картине небо закрыто облаками. Художник при построении «небесного» фрагмента мастерски пользуется не покрытым краской холстом. Но солнца нигде нет — на то, что оно вот-вот «брызнет» с неба, указывают лишь четкие тени, ложащиеся на забор и тающий снег.

Это «вот-вот» необыкновенно важно для понимания саврасовского шедевра. Оно звучит и в гнездах, которые грачи вьют в ветвях берез. Сами березы довольно неказисты — Саврасов в своем творчестве продемонстрировал совершенно новое понимание того, что следует считать «красивым» и «музыкальным». А внутренняя музыка здесь многое значит — по определению Б. Асафьева, художнику в этой работе свойственна «тончайшая глубоко-мелодическая чуткость» «Вот-вот» есть и в готовой «опушиться» вербе, которую автор интерпретирует в христианском духе: как метафору вечного воскресения, бессмертия. Вербное воскресенье предшествует Пасхе, и верба — один из главных символов «Грачей», наряду с Воскресенским храмом.


Саша Митрахович 20.03.2018 09:16

В истории русского искусства трудно найти более трагичную фигуру, чем Алексей Кондратьевич Саврасов. Глубокий и талантливый пейзажист, написавший несколько сотен картин, составляющих славу русской живописи, для широкой публики известен, как мастер, создавший одну картину – . Вся его жизнь – это сплав трагедий в личной жизни и блестящих побед в искусстве.

Детство Саврасова

12 мая 1830 года в доме замоскворецкого торговца Саврасова родился мальчик, которого окрестили в честь Святителя Алексия, московского чудотворца, Алексеем. С раннего детства сын купца Саврасова больше всего любил рисовать. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его рисунки быстро раскупались в торговых местах . Отец поначалу расценил занятия сына, как проявление коммерческого таланта и был весьма доволен. Однако, когда сын объявил о намерении поступить в художественное училище, семья была категорически против. Дело дошло до того, что Алексей был «лишен стола» и «выгнан на чердак». Учебу пришлось прервать под благовидным предлогом «болезни матери». Только личное вмешательство московского полицмейстера, преподавателей Московского училища живописи и ваяния, позволили мальчику продолжить обучение.

Уже в 1848 году Саврасов был отмечен, как автор лучших студенческих эскизов. В 1849 году Саврасова отправляют в , писать пейзажи. Привезенные из этой поездки работы вызвали благоприятный отзыв критиков. В 1850 году комиссия училища, рассмотрев на заседании работы студента Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и , приняла решение о присвоении студенту звания художника и окончании его обучения.

Работа Саврасова в царской семье

Работами молодого художника заинтересовалась царская семья. Великая княгиня Мария приобретает его и предлагаем Саврасову отправиться поработать в ее загородную резиденцию. Результатом этой поездки становятся две необыкновенно удачные работы: и . Именно эти две картины стали экзаменом художника на звание академика Российской академии художеств. Саврасову исполнилось 24 года.

В 1857 году Саврасов обзаводится семьей. На следующее двадцатилетие приходится расцвет творчества художника, одновременно с этим начинается череда семейных трагедий.

Работы Саврасова покупает для своей Третьяков, они входят в экспозицию российских павильонов на всемирных выставках. Пришло признание. Саврасов становится одним из создателей и активных участников «Товарищества передвижных выставок». В это же время художник переживает смерть двух своих дочерей. В семье начинается разлад, который в 1876 году привел к распаду семьи.

Закат жизни художника

С конца 70-х годов Саврасов уходит в свои переживания, скоро он уже не может обойтись без алкоголя. Трагедия художника не могла не отразиться на его творчестве и жизни. После смерти его друга , не раз избавлявшего Саврасова от гнева начальства (художник был преподавателем художественного училища), художник лишается места, казенной квартиры.

Следующие 15 лет жизни Саврасова сравнимы с кошмаром. Скандалы, нищета, редкие творческие удачи.

Умер художник в 1897 году в больнице для бедных и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)

Алексей Николаевич Саврасов - художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи.

Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках - К. И. Рабуса. Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам.

В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда - “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” (оба 1850 год). Более зрелой и мастерски исполненной стала картина “Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду” (1851 год). Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым.

Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под Москвой”, а в 1858 году “Вид в окрестностях Москвы при закате солнца”. И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид. В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом - это склонность к возвышенному восприятию природы. Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как “Старые сосны” (1854), “Сосны (из Гусарева)” (1850-е годы), “Старый дуб у обрыва над рекой” (1857). Исполнены они с исключительным графическим мастерством, хотя и различны по приемам, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач.

В целом раннее творчество Саврасова (“Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду”, 1851; “Вид в окрестностях Ораниенбаума”, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким “кулисным” контрастам переднего и заднего планов. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (“Пейзаж с рекой и рыбаком”, 1859). Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (“Лосиный остров в Сокольниках”, 1869; “Лунная ночь. Болото”, 1870). Изначально свойственная Саврасову “виньеточная” манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.

В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы “Степь днем”, “Рассвет в степи”, “Вид Киева”, датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.

В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

Написанный в это время “Пейзаж с рекой и рыбаком” (1859) наглядно демонстрирует его достижения. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.

В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения. Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым в 1861 году - “Вид на Москву от Мазилова”, “Пейзаж с мельницей” и “Вечерний пейзаж”. Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.

Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России. Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства. “Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, - писал Саврасов в одном из писем.

Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.

Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки. После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.

Природа для живописи там “в высшей степени интересна”, так отзывался о красоте местной природы Саврасов, и он целиком сосредоточивается на открывающихся перед ним пейзажах и на способах их живописного выражения. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну “Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена” (1862). Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. И это в какой-то степени предопределило тот взлет в творчестве художника конца шестидесятых и семидесятых годов. Познакомившись с природой чужих стран, он глубже понял своеобразие и обаяние родной природы. К этому периоду относятся - “Сельский вид” (1867), “Плоты” (1868), “Зимняя ночь” (1869). Найденный Саврасовым тип полужанрового пейзажа явился, по существу, лишь первым этапом его сложных творческих поисков. Главной темой по-прежнему остается природа, близкая и созвучная человеку и воспринимаемая через его чувства.

Уже в семидесятые годы русский реалистический пейзаж становится явлением исключительным среди пейзажной живописи других европейских школ и качественно отличается от художников барбизонской школы, создававших во Франции свободный от академических традиций национальный пейзаж.

В структуре русского пейзажа яснее, чем у барбизонцев, выступят черты, обобщающие и типизирующие натурный материал, и более сложно проявится связь с эстетикой и нравственными идеалами. Более широким и емким у русских пейзажистов окажется круг и разнообразие никем не использованных мотивов. С подобными явлениями чаще всего приходится встречаться в многообразии и новизне саврасовских картин - “Вечер. Перелет птиц” (1874), “Вечер. Поле с воронами” (1880-ые годы).

Нарастание сложных чувств и переживаний, частично связанных и с обстоятельствами личной жизни, заметно уже в картине 1869 года “Лосиный остров в Сокольниках”, и еще более явно в картине “Лунная ночь. Болото” (1870), в которых все располагает к лирической настроенности, к готовности вслушиваться и всматриваться.

В 1870 - 1875 гг. художник совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Среди работ, написанных на Волге, наиболее яркие и емкие: “Волга близ городца” (1870), “На Волге” (1870-ые годы) и первая повествовательно раскрытая картина “Печерский монастырь под Нижним Новгородом” (1871). К этому же времени относится и начало работы над картиной “Волга под Юрьевцем” (1871). Здесь присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве Саврасова.

Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине “Грачи прилетели” (1871). Этюдная работа над “Грачами” шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церковка на фоне стылых дальних лугов, - все это слилось в образе удивительно проникновенном и лирическом. Именно тут “настроение” - как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, - окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: “все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”.

К сожалению, эта картина, выставленная на первой передвижной выставке, не была в полной мере оценена современниками. Только в девяностых годах эстетическая концепция, вносящая в пейзажную живопись лирическое переживание природы, будет в полной мере представлена в работах учеников Саврасова. Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах.

Незримо-зримая “душа”, особое символико-поэтическое настроение оживляет и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (“Дворик”, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (“Сухарева башня”, 1872; “Вид на Московский Кремль. Весна”, 1873). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина “Проселок”, (1873).

Искусство Саврасова семидесятых годов представляет собой самый зрелый и яркий период творчества художника. Это сказывается не только на выборе тем, раскрывающих значительные явления жизни природы и смены ее состояний, но и на его непрестанных поисках их живописного выражения, поражающего внутренней правдой и глубоким знанием жизни.

Этот период творчества стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.

Последующие работы позволяют судить насколько был велик творческий потенциал художника, и как по-разному проявлялись в его творчестве впечатления от весенней природы, по-прежнему продолжающей его вдохновлять. Сюда следует отнести - “Ивы у пруда” (1872), “Весенний день” (1873). Нарастают черты символизма в искусстве Саврасова, придавая натуре свойства ностальгического видения (“Могила на Волге”, 1874; многие из поздних весенних и зимних пейзажей).

Получает свое продолжение волжская тема, прочно вошедшая в творчество Саврасова. Сюда следует отнести такие произведения: “Оттепель. Ярославль”, “Оттепель”, уже упоминавшаяся “Могила на Волге. Окрестности Ярославля” (все 1874 года), “Волга. Дали” (1870-ые годы), “На Волге” (1875).

Отдельно следует упомянуть такие работы: “Радуга”, “Зимний пейзаж. Иней” (1870-ые годы), “Вечер. Перелет птиц” (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж “Закат”. Этим произведением как бы завершается круг саврасовских пейзажей идейно-обобщающего плана, и все, что будет исполнено позже, уже не получит такого размаха и многоплановости в его творчестве. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: “Ночка” (1883), “Лунная ночь над озером” (1885), “Вечер. Поле с воронами”, “Сумерки. Пейзаж” (оба 1880-ые годы), “Сосны на берегу озера” (1880-ые - 1890-ые годы) и “Оттепель” (1887 год), исполненные сложной техникой живописного рисунка. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе “Грачей”.

Картины художника

Аллея

Бабья лямка


Берег реки


Болото вечером


Бурлаки на Волге


В парке


Весенний день


Весна 1


Весна. На большой реке


Весна. Огороды


Весна

Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена


Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду

Вид на Московский Кремль. Весна


Грачи прилетели


Дворик. Зима

Деревья у озера


Домик в провинции


Дубы на берегу

Дубы


Закат над болотом


Зима 1


Зима


Зимний пейзаж


Зимняя ночь


Лосиный остров в Сокольниках