Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Комментарий к рассказу матренин двор. Солженицын «Матренин двор» – полный текст

Комментарий к рассказу матренин двор. Солженицын «Матренин двор» – полный текст

Тема урока : Александр Исаевич Солженицын.

Анализ рассказа «Матренин двор».

Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

История создания.

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964. «Матренин двор» - произведение автобиографическое и достоверное. Исходное название – «Не стоит село без праведника». Напечатан в «Новом мире», 1963, №1.

Это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему хотелось «затеряться в России», найти «тихий уголок России». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году С. некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

2. Беседа по рассказу.

1) Имя героини.

- У кого из русских писателей 19 – го века главная героиня носила такое же имя? С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа?

(Ответ: имя героини Солженицына вызывает в памяти образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, а так же образы других некрасовских женщин – тружениц: так же как и они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка, приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить». Нет в её внешности ничего от величавой славянки, не назовёшь её красавицей. Она скромна и не приметна.)

2) Портрет .

- Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

(Ответ: Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое.)

3) Речь героини.

Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В чём особенности её речи?

(Ответ: Глубоко народный характер Матрены проявляется, прежде всего в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность предаёт её языку обилие просторечный, диалектной лексики и архаизмом (2 – дни приспею, к ужоткому, любота, летось обапол, пособить, неуладкой ). Так выговаривали все в деревне. Так же глубоко народно и манеры речи Матрёны, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким – то низким, тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

4) Быт Матрёны.

- Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связано с духовным миром героини?

(Ответ: Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») Всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно у фикуса говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки. Они разрослись привольно…» - а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней).

5) Судьба Матрёны.

Восстановите историю жизни Матрёны? Как воспринимает Матрена свою судьбу? Какую роль в её жизни играет работа?

(Ответ: События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.

И сегодня бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.

6) Образ Матрены среди родственников.

Какими красками нарисованное в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрёны? Как ведёт себя Фаддей, разбирая горницу? В чём состоит конфликт рассказа?

(Ответ: Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа, Фаддей. Рисуя его портрет, Солженицын семь раз повторяет эпитет «чёрный». Человек, чья жизнь по своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне. Почти слепой старик, оживляется, когда наседает на Матрену по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты. Корысть, жажда захватить участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он когда-то сам строил. Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришёл. Но самое главное, что Фаддей был в деревне, что Фаддей был в деревне такой не один. На поминках о самой Матрене никто не говорит.

Событийный конфликт в рассказе почти отсутствует, ибо сам характер Матрены исключает конфликтные отношения с людьми. Для неё добро – неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.

7) Трагедия Матрены.

Какие приметы предвещают гибель героини?

(Ответ: С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. Для родни и соседи гибель Матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля)

8) Образ рассказчика.

Что общего в судьбе рассказчика и Матрены?

(Ответ: Рассказчик – человек трудной семьи, за плечами которого война и лагерь. Поэтому он теряется в тихом углу России. И только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему рассказывает она о своем горьком прошлом, только ей откроет он, что много провёл тюрьме. Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

9)- Какова тема рассказа?

(Ответ: Главная тема рассказа - «чем люди живы».

Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес?

(Ответ: Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!

10) –Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

(Ответ: Многие символы С. связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, к-й на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам». Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Вывод:

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

Народная мудрость, вынесенная писателем в первоначальное название рассказа, точно передаёт эту авторскую мысль. Матрёнин двор – некий остров посреди океана лжи, которая хранит сокровище народного духа. Гибель Матрены, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. Однако, не смотря на весь трагизм произведения, рассказ проникнут авторской верой в жизнестойкость России. Источник этой жизнестойкости Солженицын видит не в политической системе, не в государственной власти, не в силе оружия, а в простых сердцах никем не замечаемых, унижаемых, чаще всего одиноких праведников, противостоящих миру лжи.)


«Магренип двор»


Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие города. Позже читатель поймет причины, по которым герой стремится в глубинку: он сидел в тюрьме и хочет спокойной жизни.

Герой едет учительствовать в небольшое местечко «Торф-продукт», из которого, как иронично замечает автор, было трудно уехать. Ни однообразные бараки, ни ветхие пятиэтажки не привлекают главного героя. Наконец, он находит себе жилье в деревне «Тальново». Так читатель знакомится с главной героиней произведения -- одинокой больной женщиной Матреной. Живет она в темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нельзя было ничего разглядеть, и двумя яркими плакатами о книжной торговле и урожае. Контраст этих деталей интерьера очевиден. В нем предугадывается одна из ключевых проблем, поднятых в произведении, - конфликт между показной бравадой официальной хроники событий и реальной жизнью обычных русских людей. В рассказе звучит глубокое понимание этого трагического несоответствия.

Другим, не менее ярким противоречием в рассказе выступает контраст между предельной нищетой крестьянского быта, среди которого проходит жизнь Матрены, и богатства ее глубокого внутреннего мира. Женщина всю жизнь проработала в колхозе, а теперь не получает даже пенсии ни за свой труд, ни по утере кормильца. И добиться этой пенсии из-за бюрократизма практически невозможно. Несмотря на это, она не утратила жалости, человечности, любви к природе: выращивает фикусы, подобрала колченогую кошку. Автор подчеркивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует.

Солженицын постоянно подчеркивает, что жизнь Матрены могла сложиться по-другому, ведь дом ее был построен для большой семьи: на табуретках вместо фикусов могли бы сидеть деги и внуки. Через описание жизни Матрены мы узнаем

о нелегком быте крестьянства. Из продуктов в деревне одна картошка да ячневая крупа. В магазине продают только маргарин да комбинированный жир. Лишь раз в году для пастуха покупает Матрена в сельпо местные «деликатесы», которые сама не ест: рыбные консервы, сахар да масло. А уж когда справила она пальто из ношеной железнодорожной шинели да пенсию начала получать, соседи ей стали даже завидовать. Эта деталь не только свидетельствует о нищенском положении всех жителей поселка, но и приоткрывает свет на неприглядные отношения между людьми.

Парадоксально, но в поселке с названием «Торфопродукт» у людей не хватает на зиму даже торфа. Торф, которого вокруг уйма, продавался только начальству да по одной машине - учителям, врачам, рабочим завода. Когда герой рассказывает об этом, у него щемит сердце: страшно подумать, до какой степени забитости и униженности можно довести в России простого человека. По такой же бестолковости хозяйственной жизни не может Матрена завести корову. Травы кругом - море, а косить ее без разрешения нельзя. Вот и приходится старой больной женщине выискивать траву для козы по островкам среди болота. А уж для коровы сена взять негде.

А.И. Солженицын последовательно показывает, с какими трудностями сопряжена жизнь обыкновенной работящей жен-щины-крестьянки. Если и попытается она поправить свое бедственное положение, всюду оказываются препоны и запреты.

В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины. Рассказчик часто любуется ее доброй улыбкой, замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с легкостью включалась: то копала картошку, то отправлялась по ягоды в дальний лес. 11е сразу, только во второй части рассказа, узнаем мы о прошлой жизни Матрены: было у нее шестеро детей. Одиннадцать лет ждала она с войны пропавшего без вести мужа, который и верен ей, как выяснилось, не был.

В рассказе А.И. Солженицына то и дело звучит резкая критика местных властей: на носу зима, а председатель колхоза говорит о чем угодно, кроме топлива. Секретаря сельсовета вообще на месте не сыщешь, а уж если и получишь какую-нибудь бумажку, то ее потом придется переделывать, так как работают все эти люди, призванные обеспечивать в стране законность и порядок, спустя рукава, а управы на них не найдешь. С возмущением пишет А.И. Солженицын о том, что новый председатель «первым делом обрезал всем инвалидам огороды», хоть обрезанные сотки все равно пустовали за забором.

Даже травы на колхозной земле не имела права накосить Матрена, а зато когда случалась в колхозе проблема, приходила к ней жена председателя и, не здороваясь, требовала выйти на работу, да еще и со своими вилами. Помогала Матрена не только колхозу, но и соседям.

Рядом художественных деталей А.И. Солженицын подчеркивает в рассказе, как далеки достижения цивилизации от реальной жизни крестьянина в российской глубинке. Об изобретении новых машин и искусственных спутников Земли слушают по радио как о чудесах света, от которых ни толку ни проку не прибавится. Все также вилами будут грузить крестьяне торф да есть пустую картошку или кашу.

Также попутно рассказывает А.И. Солженицын и о ситуации в школьном образовании: круглый двоечник Антошка Григорьев даже и не пытался что-либо учить: знал, что все равно переведут в следующий класс, так как главное для школы - не качество знаний учащихся, а борьба за «высокий процент успеваемости».

Трагический конец рассказа подготовлен в ходе развития сюжета примечательной деталью: у Матрены кто-то украл котелок со святой водой на водосвятии: «Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».

Помимо жестокости государственной власти и ее представителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближнему. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу. После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка- последняя отрада старой женщины.

Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матрены делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.

Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился - не помню, как умру - не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти. Пошли разговоры о том, что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как бесплатно людям огороды вскапывала, а своего имущества так и не нажила. Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

Слово учителя

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили «Матренин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». «Рассказ правдив», «рассказ талантлив», отмечалось в критике. «Он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса».

Вопрос

Где происходит действие рассказа?

Ответ

На «сто восемьдесят четвертом километре от Москвы». Точное указание места имеет важный смысл. С одной стороны, оно тяготеет к центру европейской России, к самой Москве, с другой – подчеркнута удаленность, глушь описанных в рассказе краев. Это то место, что наиболее характерно для тогдашней России.

Вопрос

Как называется станция, где разворачиваются события рассказа? В чем нелепость этого названия?

Ответ

Производственно-прозаическое наименование станции «Торфопродукт» режет слух: «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!»

В совершенно иной тональности написаны строки, идущие за этой ироничной фразой: «Ветром успокоения потянуло на меня от названий других деревень: Высокое Поле, Тальново, Часлицы, Шевертни, Овинцы, Спудни, Шестимирово».

В этой противоречивости топонимики – ключ к последующему пониманию контрастов быта и бытия.

Вопрос

От чьего лица ведется повествование? Какова роль рассказчика?

Ответ

Рассказчик, ведущий повествование, будучи учителем-интеллигентом, постоянно пишущий за тускло освещенным столом «что-то свое», поставлен в положение стороннего наблюдателя-летописца, силящегося понять Матрену и все, «что с нами происходит».

Комментарий учителя

«Матренин двор» – произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына и о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956 года «из пыльной горячей пустыни». Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».

Игнатич (под таким именем предстает перед нами автор) чувствует щекотливость своего положения: бывший лагерник (Солженицын был реабилитирован в 1957 году) мог наняться только на тяжелые работы – таскать носилки. У него же были другие желания: «А меня тянуло – учительствовать». И в строении этой фразы с ее выразительным тире, и в выборе слов передается настроение героя, выражается самое заветное.

Вопрос

Какова тема рассказа?

Ответ

Главная тема рассказа «Матренин двор» – «чем люди живы». Это и хочет понять и об этом хочет рассказать Александр Исаевич Солженицын. Все движение сюжета его рассказа направлено на постижение тайны характера главной героини.

Задание

Расскажите о героине рассказа.

Ответ

Героиня рассказа – простая деревенская женщина Матрена. На ее долю выпали многочисленные беды – пленение жениха, гибель мужа, смерть шестерых детей, тяжелая болезнь и обиды – обманы при расчете за адский труд, нищета, исключение из колхоза, лишение пенсии, бездушие бюрократов.

Бедность Матрены смотрит из всех углов. Да откуда придет достаток в крестьянской дом?

«Я только потом узнал, – рассказывает Игнатич, – что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика».

Эти слова будут дополнены рассказом самой Матрены о том, сколько обид она перенесла, хлопоча о пенсии, о том, как добывала торф для печки, сено для козы.

Комментарий учителя

Героиня рассказа – не выдуманный писателем персонаж. Автор пишет о реальном человеке – Матрене Васильевне Захаровой, у которой он жил в 50-е годы. В книге Натальи Решетовской «Александр Солженицын и читающая Россия» помещены сделанные Солженицыным фотографии Матрены Васильевны, ее дома, комнаты, которую снимал писатель. Его рассказ-воспоминание перекликается со словами А.Т. Твардовского, который вспоминает о своей соседке тетке Дарье,

С ее терпеньем безнадежным,
С ее избою без сеней,
И с трудоднем пустопорожним,
И с трудоночыо – не полней…
Со всей бедой –
Войной вчерашней
И тяжкой нынешней бедой.

Примечательно, что эти строки и рассказ Солженицына писались примерно в одно и то же время. И в том и в другом произведении рассказ о судьбе крестьянки перерастает в раздумья о жестоком разорении русской деревни в военную и послевоенную пору. «Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила…» Эта строка из стихотворения М. Исаковского созвучна и прозе Ф. Абрамова, который рассказывает о судьбе Анны и Лизы Пряслиных, Марфе Репиной… Вот в какой литературный контекст попадает рассказ «Матренин двор»!

Но рассказ Солженицына написан не ради того только, чтобы еще раз сказать о страданиях и бедах, которые перенесла русская женщина. Обратимся к словам А. Т. Твардовского, взятым из его выступления на сессии Руководящего Совета Европейской ассоциации писателей: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».

Прочтя эту речь в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».

Вопрос

Как мы можем охарактеризовать Матрену? Как отразились беды на ее характере?

Ответ

Несмотря на перенесенные несчастья, Матрена сумела сохранить в себе исключительную доброту, милосердие, человечность, бескорыстие, готовность всегда прийти на помощь другим, огромное трудолюбие, незлобивость, терпеливость, независимость, деликатность.

Потому она и замуж за Ефима пошла, что в его оме рук не хватало. Оттого она Киру на воспитание взяла, что нужно было участь Фаддея облегчить и как-то связать себя с его семьей. Любой соседке помогала, в соху во время пахоты шестой впрягалась, на общие работы, не будучи колхозницей, всегда выходила. Чтобы помочь Кире участком земли обзавестись, горницу свою отдала. Даже кошку хромую из сострадания подобрала.

В силу деликатности своей не желала помешать другому, не могла обременять кого-то. В силу доброты своей бросилась помогать мужикам, увозящим часть ее избы.

Эта благостная душа жила радостями других, и оттого лучезарная, добрая улыбка часто освещала ее простое круглое лицо.

Пережить то, что пережила Матрена Васильевна Захарова, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку»… Какие же душевные силы нужны для этого?!

Вопрос

Как раскрывается характер героини в рассказе?

Ответ

Матрена раскрывается не столько в своем обыденном настоящем, сколько в своем прошлом. Она и сама, вспоминая о молодости своей, призналась Игнатичу: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов ти́желью не считала. Свекор кричал: “Матрена! Спину сломаешь!” Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить».

Молодая, сильная, красивая, Матрена была из той породы русских крестьянок, что «коня на скаку остановит». И такое было: «Раз конь с испугу сани понес в озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила…» – рассказывает Матрена. И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.

Полнее всего раскроется Матрена в исполненных драматизма эпизодах второй части рассказа. Связаны они с приходом «высокого черного старика», Фаддея, родного брата Матрениного мужа, не вернувшегося с войны. Пришел Фаддей не к Матрене, а к учителю просить за своего сына-восьмиклассника. Оставшись наедине с Матреной, Игнатич и думать забыл о старике, да и о ней самой. И вдруг из ее темного угла послышалось:

«– Я, Игнатич, когда-то за него чуть замуж не вышла.
Она поднялась с убогой тряпичной кровати и медленно выходила ко мне, как бы идя за своими словами. Я откинулся – и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену…
– Он за меня первый сватался… раньше Ефима… Он был брат старший… Мне было девятнадцать, Фаддею – двадцать три… Вот в этом самом доме они тогда жили. Ихний был дом. Ихним отцом строенный.
Я невольно оглянулся. Этот старый серый изгнивающий дом вдруг сквозь блекло-зеленую шкуру обоев, под которыми бегали мыши, проступил мне молодыми, еще не потемневшими тогда, стругаными бревнами и веселым смолистым запахом.
– И вы его?.. И что же?..
– В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть, – прошептала она. – Тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну.
Она уронила это – и вспыхнул передо мной голубой, белый и желтый июль четырнадцатого года: еще мирное небо, плывущие облака и народ, кипящий со спелым жнивом. Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; ее, румяную, обнявшую сноп. И – песню, песню под небом…
– Пошел он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки…
Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором».

Ответ

Бывший возлюбленный и жених является как некий «черный человек», предвещая несчастье, а потом становится непосредственным виновником гибели героини.

Солженицын щедро, семь раз использует эпитет «черный» в пределах одного абзаца в начале второй главы. Топор в руках Фаддея (его отчетливо представляет себе Игнатий в руках этого человека) рождает ассоциации с топором Раскольникова, убивающего невинную жертву, и одновремено с топором Лопахина.

Рассказ вызывает и другие литературные ассоциации. «Черный человек» напоминает и пушкинского мрачного пришельца в «Моцарте и Сальери».

Вопрос

Есть ли в рассказе «Матренин двор» другие символы?

Ответ

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы-символы крестного пути, праведника, мученика.

Вопрос

Каков символический смысл рассказа?

Ответ

Двор, дом Матрены – то «пристанище», которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после должгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Солженицын не случайно назвал свое произведение «Матренин двор». Это один из ключевых образов рассказа. Описание двора, подробное, с массой деталей, лишено ярких красок: Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом – погибнет и его хозяйка.

«И шли года, как плыла вода…» Словно из народной песни пришло в рассказ это удивительное присловье. Оно вместит в себя всю жизнь Матрены, все сорок лет, что прошли здесь. В этом доме она переживет две войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Здесь она постареет, останется одинокой, будет терпеть нужду. Все ее богатство – колченогая кошка, коза и толпа фикусов.

Символическое уподобление дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира.

Слово учителя

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развити души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с христианской традицией.

Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорил в своей Нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».

Литература

Н.В. Егорова, И.В. Золотарева. Литература «оттепели». Творчество А.И. Солженицына. // Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие. М., 2004

В. Лакшин. Иван Денисович, его друзья и недруги // Новый мир. – 1964. – № 1

П. Паламарчук. Александр Солженицын: Путеводитель. – М., 1991

Жорж Нива. Солженицын. – М., 1993

В. Чалмаев. Александр Солженицын: жизнь и творчество. – М., 1994

Е.С. Роговер. Александр Исаевич Солженицын // Русская литература XX века. СПб., 2002

Тема праведничества звучит в творчестве художни-ков слова разных времен. Не остались к ней равно-душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол-женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав-тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже-ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня солженицынского рассказа скромна и не-приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по-стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу-чезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчер-кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман-ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че-тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто-рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику-сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели. Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота-ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге-роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «.. в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече-ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто-роной и коллективизация: в колхозе героиня прора-ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па-лочки». Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по-лучить справки для оформления пенсии, у нее боль-шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об-резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку-пить невозможно. Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя-тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю-дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст-вовать и сострадать. Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на-ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра. Копа-ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни-будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При-чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде-ния. Работа для нее — удовольствие. «В охотку копа-ла, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен-ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— го-ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо-вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась. О ее «сердечности и простоте» гово-рят « с презрительным сожалением». Сами же сельча-не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре-ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав-шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.

Матрена противопоставлена другим героям расска-за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по-стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума-ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.

Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут-ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол-женицын видит в сердцах таких одиноких праведни-ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко-торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

А. Солженицын — продолжатель толстовской тра-диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве-личия «простота, добро и правда».

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 1

1. Рассказ «Матрёнин двор»:

Б) основан на художественном вымысле;

В) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

2. Повествование в рассказе ведётся:

А) от первого лица;

Б) от третьего лица;

В) двумя рассказчиками.

3. Функция экспозиции в рассказе:

А) познакомить читателя с главными героями;

Б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;

В) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим

событиям.

4. Повествователь поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:

А) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;

Б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;

В) и остался жить там навсегда.

5. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрёны:

А) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;

Б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,

кто нуждался в её сострадании;

В) показал подробности деревенского житья.

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 2

1. В отличие от подробного описания Фаддея, портрет Матрёны скуп на детали:

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны…» Это позволяет:

Б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;

В) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.

2. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (), называется:

3. О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло».

5. Чем судьба рассказчика повести «Матренин двор» напоминает судьбу автора А. Солженицына?

5. Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»?

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 3

1. Матрёна рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:

А) так как ей не с кем было поговорить;

Б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;

В) потому что хотела, чтобы её пожалели.

2. Недолгое знакомство с Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:

А) добрая, деликатная, отзывчивая;

Б) замкнутая, неразговорчивая;

В) хитрая, меркантильная.

3. Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни ?

4. Кем хотел работать рассказчик в деревне?

5. Укажите, от чьего лица ведётся повествование в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

В) объективное повествование

Г) посторонний наблюдатель

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 4

А) ходила за святой водой на Крещение;

Б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;

В) согласилась отдать горницу на слом.

2. Основная тема рассказа:

А) месть Фаддея Матрёне;

Б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;

В) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.

3. Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна ?

4. Золовка, после смерти Матрёны, сказала про неё: «…глупая, помогала чужим бесплатно». А были ли люди для Матрены чужими? Как называется это чувство, на котором и держится до сих пор Русь, по мнению Солженицына?

5. Укажите второе название рассказа Солженицына «Матрёнин двор»

А) « Случай на станции Кречетовка»

Б) «Пожар»

В) «Не стоит село без праведников»

Г) «привычное дело»

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 5

А) выделить у героя основательность, достойность, крепость.

Б) показать стойкость когда-то «смоляного богатыря», который не растратил душевную доброту щедрость;

В) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.

2. Повествователь это:

А) художественно-обобщённый персонаж, показывающий полную картину событий;

Б) действующее лицо рассказа, со своей историей жизни, самохарактеристикой и речью;

В) нейтральный рассказчик.

3. Чем кормила Матрёна своего жильца ?

4. Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то….»

а) «Село Торфопродукт»

б) «Не стоит село без праведника»

в) «Беспритульная Матрена»

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 6

1. Изображая плач родственниц по погибшей Матрёне,

А) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

Б) показывает трагичность событий;

В) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.

2. Трагическим предзнаменованием событий можно считать:

А) пропажу колченогой кошки;

Б) потерю дома и всего, что с ним связано;

В) разлад в отношениях с сёстрами.

3. Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку ?

4. Кто такая Кира?

5. В чем заключается трагедия финала? Что хочет нам сказать автор? Что его беспокоит ?

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 7

1. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришёл:

А) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;

Б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;

В) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.

2. Какими словами начинается рассказ «Матрёнин двор»?

3. Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и?

4. Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»?

5. Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны?

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 8

1. Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…?

3. Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа?

4. Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение?

5. Назовите полное имя Матрёны.

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 9

1. Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире ?

2. О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе?

а) после революции

б) после Отечественной войны

3. Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне ?

4. Какую погоду называла Матрёна дуЕль?

5. «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….» Продолжите.

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 10

1. О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил?

2. Какова основная идея рассказа?

а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень

б) трагическая судьба деревенской женщины

в) утрата обществом духовных и нравственных основ

г) отображение типа чудака в русском обществе

3. Продолжи : «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….»

4.

5. Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини?

а) колченогая кошка

б) картофельный суп

в) большая русская печка

г) безмолвная, но живая толпа фикусов

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 11

1. В чём заключается смысл названия рассказа?

а) рассказ назван по месту действия

б) Матренин двор - символ особого устройства жиз­ни, особого мира

в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне

2. Какова основная мысль этой повести? Что вкладывает Солженицын в образ старухи Матрены ?

3. Какова особенность системы образов рассказа?

а) построена по принципу парности персонажей

б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини

в) подчеркивает одиночество главной героини

г) призвана выделить характер главной героини

4. Напишите, какой была судьба Матрены.

5. Как жила Матрена? Счастлива ли она была в жизни ?

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 12

1. Почему у Матрены не было детей?

2. О чем беспокоился Фаддей после смерти сына и бывшей любимой женщины?

3. Что завещала Матрена ?

4. Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини?

а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха

в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности

а) в художественных деталях

б) в портрете

в) характер описания события, положенного в основу рассказа

д) внутренние монологи героини

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 13

1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?

1) Деревенская 2) военная проза 3) интеллектуальная проза 4) городская проза

2. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

1) лишний человек, 2) маленький человек, 3) преждевременный человек 4) праведный человек

3. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:

4. Эпизод разрушения дома является:

1) завязкой 2) экспозицией 3) кульминацией 4) развязкой

5. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?

1) притчи 2) былины 3) эпоса 4) жития

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 14

1. Каково первоначальное название рассказа?

1) «Жизнь не по лжи» 2) «Не стоит село без праведника» 3) «Быть добру!» 4) «Смерть Матрёны»

2. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:

3. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой» , «к ужоткому», «горница» называются:

1) профессиональными 2) диалектными 3) словами с переносным значением

4. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:

1) антитеза 2) зеркальная композиция 3) сопоставление

5. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село - город - вся земля наша ), называется:

1) гипербола 2) градация 3) антитеза 4) сопоставление

Ответы:

Вариант 1

1 – а

3 – в

4 – а

5 – б

Вариант 2

2- градация

3 - О русской печке.

Вариант 3

3. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

4. учителем

Вариант 4

3. Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

4. Праведниками

Вариант 5

1. в

2. 2.

3. «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

4. Поезда.

5. б

Вариант 6

3. Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».

4. Воспитанница

5. Гибнет Матрёна – гибнет Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали ещё и. Никто не задумывается даже, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное. Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу ». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию – «Не стоит село без праведника » и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом. Село – символ нравственной жизни, национальных корней человека, село – вся Россия.

Вариант 7

1. В

2. «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».

3. Именно он дал ему такое название.

4. Не стоит село без праведника».

5. Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

Вариант 8

1. Козе.

2. Об электричестве.

3. Работа.

4. Пропал котелок со святой водой.

5. Григорьева Матрёна Васильевна.

Вариант 9

1. Горницу.

2. г) 1956 год

2. Романсы Глинки.

3. Метель.

4. «В ладах с совестью своей».

Вариант 10

1. «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

2. в)

3. «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

4. В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?

5. д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка

Вариант 11

1. в

2. нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу »

Вариант 12

1. Умирали

2. спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

3. Истинный смысл жизни, скромной

4. В