Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Моисеев игорь александрович директор. Игорь александрович моисеев

Моисеев игорь александрович директор. Игорь александрович моисеев

(8 января по старому стилю) 1906 года в Киеве. Его отец, юрист, принадлежал к обедневшему дворянскому роду. Свою жену Анну Грэн, полуфранцуженку, полурумынку, модистку по профессии, Александр Моисеев встретил в Париже . Во времена царской России из-за своих анархических взглядов и высказываний он попал в тюрьму, и мать отдала мальчика на время в парижский пансион. После освобождения отца Игорь вернулся в Россию.

В 1920 году в Москве Игорь Моисеев брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Веры Мосоловой, затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который окончил в 1924 году по классу Александра Горского и в том же году был зачислен в труппу Большого театра.

В 1924-1939 годах он был солистом балета Государственного академического Большого театра. Исполнял партии Иосифа в "Иосифе Прекрасном" на музыку Сергея Василенко, Рауля в "Теолинде" на музыку Франца Шуберта, Раба в "Корсаре" на музыку французских композиторов.

С 1930 года Моисеев начал работать балетмейстером. В театре им были поставлены балеты "Футболист" на музыку Виктора Оранского (совместно с Леонидом Жуковым и Львом Лащилиным), "Саламбо" на музыку Андрея Арендса, в которых он исполнил партии Футболиста и Мато. Моисеев также осуществил постановки балетов "Тщетная предосторожность" (совместно с Асафом Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ), "Три толстяка" на музыку Оранского, а также "Спартак" на музыку Арама Хачатуряна.

Он поставил танцы в операх "Загмуг", "Турандот", "Демон", "Любовь к трем апельсинам", "Кармен".

Он был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади.

В 1936 году заведовал хореографической частью Театра народного творчества.

В 1937 году, заручившись поддержкой председателя СНК СССР Вячеслава Молотова, Моисеев создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танцаГосударственный ансамбль народного танца СССР. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года.

В 1943 году им была создана первая в стране профессиональная школа народного танца — хореографическая Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца, а в 1966 году — организован хореографический концертный ансамбль "Молодой балет" (ныне Государственный академический театр балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева), которым Моисеев руководил до 1970 года.

Игорь Моисеев первым выработал художественный метод обработки фольклора, соединивший приемы народного и профессионального искусства, чтобы дать фольклору новую, сценическую жизнь.

За программу "Дорога к танцу" Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив — звания академического.

Балетмейстер поставил более 300 танцевальных номеров.

Он является постановщиком программ "Танцы народов СССР" (1937-1938), "Танцы славянских народов" (1945), "Мир и дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983), одноактных спектаклей "Половецкие пляски" на музыку Александра Бородина (1971), "На катке" на музыку Рихарда Штрауса (1980), "Ночь на Лысой Горе" на музыку Модеста Мусоргского (1983), "Вечер в таверне" (1986) и многих других. Среди последних работ — сюита греческих танцев на музыку Микиса Теодоракиса (1991), сюита еврейских танцев "Семейные радости" (1994).

Одновременно с работой в ансамбле Моисеев в разные годы был постановщиком торжественных концертов и культурных программ, посвященных юбилейным датам страны.

Многие годы Игорь Моисеев возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля "Радуга", был постоянным членом жюри различных международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество балетмейстера было отмечено многочисленными наградами. Он был лауреатом Государственных премий СССР (1942, 1947, 1952, 1985) и России (1995), Ленинской премии (1967). В 1976 году ему было присвоено звания Героя Социалистического труда. Награжден орденами "Знак Почета", Трудового Красного Знамени, Ленина, Октябрьской революции, а также российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степеней. Среди его иностранных наград — болгарский орден Святого Александра, румынский орден Офицера культуры, польский орден Полония Реститута, югославский орден "Братство и Единство", ливанский орден "Золотой Кедр", чехословацкий орден Белого Льва, почетный орден Аргентины De Mayo Al Mtrito.

В 1969 году он стал обладателем Американской премии журнала Dance Magazine в области танца.

У Игоря Моисеева осталась вдова Ирина Моисеева , бывшая солистка ансамбля, педагог-репетитор. Его первой гражданской супругой была прима-балерина Большого театра Нина Подгорецкая (1902-1977), затем он женился на солистке ансамбля Тамаре Зейферт (1918-2005), от брака с которой в 1943 году родилась дочь Ольга, солистка ансамбля, педагог-репетитор.

Внук Игоря Моисеева — Владимир Моисеев является художественным руководителем Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М. Годенко.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Советский и российский хореограф, балетмейстер, артист балета, художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца.
Родился 8 (21) января 1906 года в Киеве.
Отец - Моисеев Александр Михайлович, адвокат, дворянин. Мать - Грэн Анна Александровна, модистка. В детстве несколько лет жил во Франции.
Учился в Москве в частной балетной студии (1920), в Хореографическом техникуме, который окончил в 1924 году (педагоги И. В. Смольцов и А. А. Горский). После окончания техникума был принят в труппу Большого театра, где работал до 1939 года. В 1931 году стал солистом. Уже в 1930 году начал работать балетмейстером. Был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади. В 1933 году окончил Университет искусств.
В 1936 году заведовал хореографической частью Театра народного творчества.
В 1937 году, заручившись поддержкой председателя СНК СССР В. М. Молотова, создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца (Государственный ансамбль народного танца СССР). Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года.
В 1943 году создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца), а в 1966 году - организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне Государственный театр балета под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Васильева), которым руководил до 1970 года.
Ставил торжественные концерты и культурные программы, посвященные выдающимся событиям общественной жизни страны. Возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.
Член колегии Большого театра (с 1985), член призидиума Российской Академии искусств (с 1996), член комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства, член Совета деятелей культуры, науки и образования при МИД России.

Дочь - Ольга Игоревна Моисеева (р. 1943) - заслуженная артистка РСФСР, солистка ансамбля, педагог-репетитор.
Внук - Владимир Борисович Моисеев (р. 1963) - заслуженный артист Росcии, солист Большого театра, создатель Русского национального балетного театра, художественный руководитель Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М. С. Годенко.

Народный артист Бурятской АССР (1940)
Заслуженный артист РСФСР (1942)
Народный артист РСФСР (1944)
Народный артист Молдавской ССР (1950)
Народный артист СССР (1953)
Народный артист Киргизской ССР (1976)
Почётный член Национального собрания Франции и член Французской Академии музыки и танца (1955)
Доктор наук Международной академии наук Сан-Марино
Почётный профессор Пекинской академии
Профессор Российской академии театрального искусства (1997)

Ушел из жизни 2 ноября 2007 года в Москве от осложнений гипертонической болезни и ИБС. Похоронен 7 ноября 2007 на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

театральные работы

Репертуар в Большом театре:
«Корсар» А. Адана, хореография М. И. Петипа, редакция А. А. Горского - Раб
«Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, хореография Мариуса Петипа, редакция Александра Горского - Раб, мазурка
«Теолинда» Ф. Шуберта, балетмейстер К. Я. Голейзовский - Рауль
«Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, балетмейстер Касьян Голейзовский - Иосиф
«Футболист» В. А. Оранского, собственная постановка - Футболист

Первый исполнитель партий:
1932 - «Саламбо» А. Ф. Арендса, собственная постановка - Мато
1933 - «Дионис» А. А. Шеншина, «Шопениана», «Чарда», балетмейстер Касьян Голейзовский - Солист
1935 - «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича, балетмейстер Фёдор Лопухов - Узбек

Постановки в Большом театре:
Балеты
1930 - «Футболист» В. А. Оранского (совместно с Львом Лащилиным)
1932 - «Саламбо» А. Ф. Арендса (с добавлением музыки А. К. Глазунова, В. В. Небольсина и А. Н. Цфасмана)
1935 - «Три толстяка» В. А. Оранского
1958 - «Спартак» А. И. Хачатуряна

Танцы в операх:
1930 - «Загмук» А. А. Крейна
1930 - «Турандот» Дж. Пуччини
1932 - «Демон» А. Г. Рубинштейна
1933 - «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева
1936 - «Кармен» Ж. Бизе

Танцы народов мира:
Русские танцы:
«Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица (Снегурка)»
Белорусские танцы:
«Лявониха», «Крыжачок», «Полька „Янка“», «Бульба», «Полька „Мама“», «Юрочка (Деревенский Дон Жуан)»
Украинские танцы:
«Веснянки. Сюита» («Выход девушек (Девичья печаль)», «Прощание», «Гадание (Сцена с венками)», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак»
Молдавские танцы:
«Жокул маре (большой жок). Сюита» («Хора (Танец девушек)», «Чокырлия (Жаворонок)», «Жок», «Молдовеняска», «Коаса (Косари)», «Ла спэлат (Прачка)», «Сфределуш (сельскохозяйственный танец)», «Молдаваночка», «Хитрый Мокану. Сюита» («Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба (очень быстрый танец)», «Юла»
Киргизские танцы:
«Юрта», «Кыз кумай (Догони девушку)», «Танец киргизских девушек»
Узбекские танцы:
«Пахта (Хлопок)», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец „Сафаили“ (национальный погремушечный инструмент)»
Таджикские танцы:
«Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой (восточное название бубна)»
Казахский танец «Кок-пар»
Монгольские танцы:
«Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»
Башкирский танец «Семь красавиц»
Бурятские танцы (сюита «Цам» из десяти танцев)
Танец казанских татар
Танец крымских татар «Черноморочка»
Калмыцкие танцы:
«Чичирдык (Парящий орел)», «Ишкымдык (Два всадника)», Торгутский танец
Осетинский танец «Симд»
(массовый танец)
Гуцульские танцы:
«Аркан» (мужской пастушеский танец), «Танец девушки и двух парней»
Грузинские танцы:
«Картули (Лекури)», «Хоруми» (аджарский танец)
Азербайджанские танцы:
«Чабаны», «Десмолы», «Газахи»
Армянская «Майнуки» из четырёх танцев
Цыганский танец
Латвийские танцы (сюита из трех танцев)
Литовские танцы (сюита из пяти танцев)
Эстонские танцы:
«Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трех танцев»
Польские танцы:
«Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»
Венгерские танцы:
«Чардаш», «Понтозоо», «Хлопушки» (танец точками с отбивкой по сапогам), «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове», «Танец со шпорами»
Болгарские танцы (сюита из пяти танцев)
Румынские танцы:
«Бриул», «Мушамауа» (веселый массовый танец), «Оашский танец»
Финский танец «Комическая полька»
Немецкий танец «Немецкий вальс»
Китайские танцы:
«Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу» (На перекрестке), «Большая пантомима»
Корейский танец «Санчонга»
Якутский танец «Добрый охотник»
Нанайские танцы:
«Нанайская народная игра „Фехтование на палках“», «Борьба двух малышей» (сценка)
Чувашский танец
Марийский танец
Вьетнамский танец «Танец с бамбуком»
Чешский танец «Чешская полька»
Словацкий танец
Греческие танцы:
«Сиртаки (Мужской танец)» (музыка М. Теодоракиса), «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четверками», «Общий финальный танец»
Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»
Испанские танцы:
«Испанская баллада», «Арагонская хота» (музыка М. И. Глинки)
Ирландский танец «Молодость»
Югославские танцы:
«Сербиянка» (сербский танец), «Кукунешти» (сербский мужской танец), «Македонский женский танец», «Дзюрдевка» (черногорский воинственный танец), «Селянчица» (сербский танец), «Клятва» (македонский мужской танец)
Танцы Латинской Америки:
Аргентинские танцы:
«Маламбо», «Гаучо» (Танец аргентинских пастухов), «Таверна» (одноактная картина), «В таверне Радригес Пенья».
Мексиканская сюита («Сапатео», «Авалюлько»)
Венесуэльский танец «Хоропо»
Танцы США:
«Сквер-данс», «Назад к обезьяне» (пародия на рок-н-ролл)
Цикл «Картинки прошлого»:
«Подмосковная лирика», «Городская фабричная кадриль», «Трепак» (музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»), «Сюита из старинных русских танцев», «По дворам», «Ухажёры», «Полька-красотка с фигурами и комплиментами», «Скоморошьи игрища», «Еврейская сюита „Семейные радости“»
Цикл «Советские картинки»:
«Колхозная улица», «Русская красноармейская пляска», «Призывники», «Партизаны», «Праздник труда - пятнадцать танцевальных фрагментов», «Флотская сюита „День на корабле“», «Футбол» (хореографическая сценка)
Дорога к танцу (класс-концерт):
«Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька»
На катке (музыка Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса, Андрея Петрова):
«Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал»
Ночь на лысой горе (в двух картинах):
«Ярмарка» (музыка народная), «Ночь на Лысой горе» (музыка М. П. Мусоргского)
Половецкие пляски (музыка А. П. Бородина):
«Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал»
Балет Спартак. Танцы из балета (музыка А. И. Хачатуряна):
«Вакханалия», «Выход гладиаторов», «Андобаты (Бой в слепых шлемах)», «Ретиарий и мермелон (Рыбак и рыбка)», Адажио, «Битва фракийцев и самнитов»
Эстрадный номер «Полька-лабиринт»

призы и награды

Герой Социалистического Труда (1976)
Три ордена Ленина (1958, 1976, 1985)
Орден Октябрьской Революции (1981)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1966)
Орден «Знак Почёта» (1937)
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (21 января 2006) - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (12 июня 1999) - за выдающийся вклад в развитие культуры и в связи с 75-летием творческой деятельности
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 декабря 1995) - за заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
Орден Дружбы народов (11 апреля 1994) - за большой личный вклад в развитие хореографического искусства и мировой культуры

Иностранные награды:
Орден «Святой Александр» с короной (Болгария, 1945)
Офицер ордена культуры (Румыния, 1945)
Орден «Братство и Единство» (Югославия, 1946)
Орден Возрождения Польши (Польша, 1946)
Орден Полярной Звезды (Монголия, 1947)
Офицер ордена культуры I степени (Венгрия, 1954)
Национальный орден Кедра (Ливан, 1956)
Офицер ордена культуры II степени (Венгрия, 1960)
Орден Сухэ-Батора (Монголия, 1976)
Орден Белого льва (Чехословакия, 1980)
Офицер ордена культуры (Венгрия, 1989)
Командор ордена «За гражданские заслуги» (Испания, 1996)
Командор ордена Заслуг перед Республикой Польша (Польша, 1996)
Командор ордена Заслуг (Венгрия, 1997)
Орден «За заслуги» III степени (Украина, 1999)
Медаль «Моцарт», учреждённой ЮНЕСКО (2001)
Орден князя Ярослава Мудрого V степени (Украина, 3 марта 2006) - за выдающийся личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, многолетнюю подвижническую художественную деятельность
Орден «Данакер» (Киргизия, 2007)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Благодарность Президента Российской Федерации (2001) - за выдающийся вклад в развитие мирового хореографического искусства
Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (2005) - за заслуги в развитии хореографического искусства, большой вклад в культурную жизнь Москвы и многолетнюю творческую деятельность
Командор ордена Звезды Румынии (Румыния, 2004)
Командор ордена Мая (Аргентина, 2004)

Звание «Человек-Эпоха» (2005).

Премии:
Сталинская премия первой степени(1942) - за выдающуюся работу в области народного танца
Сталинская премия второй степени (1947) - за постановку программы «Танцы славянских народов» в ГААНТ СССР
Сталинская премия первой степени (1952) - за концертно-исполнительскую деятельность в составе ГААНТ СССР
Ленинская премия (1967) - за концертную программу ГААНТ СССР (1965)
Государственная премия СССР (1985) - за новые программы ГААНТ СССР (1983-1984)
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (27 мая 1996)
Премия Международного фонда «За развитие культурных связей между США и Россией» (1995)
Российская независимая премия «Триумф» (1997)
Американская премия «Оскар» в области танца (1961, 1974)
Американская премия журнала «Данс Магазин» в области танца
Российская национальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда» (2000)
Премия «За беззаветное служение искусству танца» (Фонд Г. Улановой, 2004)
Международная премия «Вера и Верность» (Фонд Андрея Первозванного, 2006)
Национальная премия «Россиянин года» (2006)

ВСЕ ФОТО

Умер легендарный хореограф, руководитель Государственного академического ансамбля народного танца, народный артист СССР Игорь Моисеев, передает "Интерфакс" со ссылкой на Федеральное агентство по культуре и кинематографии . Игорю Моисееву был 101 год.

"Федеральное агентство по культуре и кинематографии с прискорбием и болью извещает, что в ночь с 1 на 2 ноября умер Игорь Александрович Моисеев", - говорится в сообщении пресс-службы.

Легендарный балетмейстер умер в 8:15 по московскому времени в больнице от сердечной недостаточности. По словам директора Государственного академического ансамбля народного танца, который создал и возглавлял Моисеев, Елены Щербаковой в последние годы Моисеев страдал ишемической и гипертонической болезнями. Моисеев два месяца не дожил до своего 102-летия, передает РИА "Новости" .

"Прощание с Игорем Александровичем Моисеевым состоится 7 ноября в концертном зале имени Чайковского на его родной сцене, где он поставил почти все свои великие произведения, а их более 300", - сообщила Щербакова.

В этот же день состоятся и похороны на Новодевичьем кладбище. "В ансамбле Моисеева объявлен траур, и запланированные на 6-7 ноября спектакли переносятся на другое время", - добавила она.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким легендарного хореографа и назвал его смерть невосполнимой потерей для отечественной и мировой культуры, сообщает пресс-служба президента РФ. "Игорь Александрович был не просто великим артистом и балетмейстером, человеком удивительной судьбы и огромной созидательной энергии. Он был настоящим гражданином и патриотом своей страны. Своим искрометным искусством он утверждал идеалы гуманизма, добра и красоты", - говорится в телеграмме российского президента, направленной вдове и дочери Моисеева.

Биография Игоря Моисеева

Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье потомственного юриста из обедневшей дворянской семьи, затем вместе с семьей переехал в Полтаву, а оттуда в Москву. Образование мастер получил в балетной школе московского Большого театра. "Мой отец был далек от искусства, - написал в книге "Я вспоминаю" Игорь Александрович, - но именно он посоветовал мне поступить в студию бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой. Урок стоил 10 рублей и 2 полена. Через 3 месяца Мосолова отвела меня в школы Большого театра".

Там же началась его карьера - танцовщика, хореографа, режиссера-постановщика балетов и опер. Он успешно выступал как хореограф, ставил спектакли "Саламбо", "Три толстяка", "Спартак". Однако мастера все больше привлекал фольклор. Он написал письмо Молотову с предложением организовать ансамбль народного танца. И получил ответ: "Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать".

Первые репетиции в созданном им ансамбле народного танца состоялись в феврале 1937 года. Начав с постановок русских народных танцев, Моисеев впоследствии занимался постановкой украинских и белорусских, молдавских, киргизских, венгерских, французских, чешских, аргентинских танцев, танцевальных сюит и сцен, а также спектаклей на исторические и современные темы.

Мастером поставлено несколько сот оригинальных танцевальных миниатюр, которые с блеском исполняли меняющиеся поколения его танцовщиков, выпускников созданной им при ансамбле школы. Он, оставаясь единственным не только руководителем ансамбля, но и главным его балетмейстером, продолжал творить до последних дней.

Под влиянием и при непосредственном участии Моисеева выросло целое созвездие профессиональных национальных ансамблей народного танца и в СССР, и в других странах.

Сам балетмейстер определял жанр народного танца так: "Мы не коллекционируем народные танцы, не нанизываем их, как бабочек, на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности фольклорного танца, обогащая его режиссерской выдумкой, профессиональной техникой, благодаря которой он еще ярче выражает себя. То есть мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца, рожденного из окружающей среды".

Моисеев - обладатель уникального количества наград, почетных званий и титулов - советских, российских и зарубежных. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и пяти государственных премий, трижды кавалер высшего в СССР ордена Ленина и высшего российского ордена "За заслуги перед Отечеством" II и III степени (1996, 2001), а также - кавалер почетных орденов почти всех европейских стран, лауреат американской премии "Оскар" в области танца, почетный член Народного собрания Франции. 10 февраля 2007 года Ансамблю народного танца СССР исполнилось 70 лет.

Деятели культуры скорбят в связи со смертью Игоря Моисеева

С уходом из жизни известного балетмейстера Игоря Моисеева культура потеряла величайшего профессионала, основателя уникального ансамбля народного танца, заявил выдающийся режиссер, создатель театра на Таганке Юрий Любимов .

"Игорь Александрович Моисеев блистательно представлял в мире российское государство в течение многих десятилетий. Его уникальный ансамбль народного танца был и есть выразитель души народа бескрайней российской земли. Он создал уникальный коллектив, который до конца своих дней держал на высочайшем уровне в превосходнейшей форме", - отметил Любимов.

По его словам, год назад Игорь Александрович еще репетировал сам и на торжественной церемонии по случаю своего 100-летия был бодр и шутил. "Моисеев - это крупнейшая личность. Я имел счастье много беседовать с ним и поражался, насколько этот человек и этот художник волен душой. Я уважал его за его внутреннюю независимость. Моисеев всегда говорил от имени культуры и искусства", - считает Любимов.

После ухода из жизни легендарного хореографа Игоря Моисеева главным является сохранение заложенных им традиций, считает министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов . "Это был великий человек, титан, человек-эпоха, и главное его достижение - создание жанра, в котором он синтезировал классическую хореографию Большого театра, в котором он проработал много лет, и стихию народного танца", - отметил Соколов.

"Этот синтез - явление культуры, которое стало многими повторяться и развиваться, и в этом множестве параллельных поисков Моисеев остается непревзойденным лидером, главным образом потому, что подвел под эту традицию уникальную школу мастерства", - сказал министр.

Соколов назвал Государственный академический ансамбль народного танца, который Моисеев создал и возглавлял, "пирамидой, основанием которой была уникальная образовательная структура". В этой школе Моисеева работали его воспитанники, передавая из поколения в поколение главное, что было положено мастером в основу этой традиции - высочайший профессионализм и подлинную эмоцию, подлинную стихию народной культуры, отметил министр.

В России нет тех, кому можно было бы доверить наследие Моисеева, уверен солист Большого театра Николай Цискаридзе . "Великие балетмейстеры рождаются так же редко, как великие художники. А Игорь Моисеев, действительно был "нашим всем", дай бог хоть кому-то из ныне живущих балетмейстеров сделать хоть десятую часть того, что сделал он", - заявил Цискаридзе.

Солист Большого театра отметил, что у Моисеева был редкий дар: "он столько лет отдал прославлению русской культуры, столько сделал, чтобы изменить за границей отношение к нашей стране. Причем не только своими замечательными постановками и талантом балетмейстера, но и всей своей жизнью. Он был человек огромной культуры и прекрасного воспитания, говорил на многих языках, и умел найти общий язык с людьми со всего мира".

Моисеев Игорь Александрович, российский хореограф, балетмейстер, художественный руководитель академического ансамбля народного танца им. Моисеева, Герой Социалистического Труда, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 1 степени.

Игорь Александрович Моисеев родился в Киеве в конце января 1906 г. В тот год снега на улицах города выпала много и мама маленького Игоря редко ходила на заказы, она была мастером по пошиву женской одежды, все время отдавала ребенку и не прибегала к услугам няни. Отец, Александр Михайлович был дворянского происхождения, образование получил в Германии, окончил философский факультет университета, познакомившись во Франции с будущей супругой Анной Грэн (наполовину румынкой, наполовину француженкой) вернулся вместе с ней на родину, в Киев, где занимался адвокатской практикой. За свои анархические идеи был арестован и посажен в тюрьму, а маленького Игоря отдали на воспитание в один из французских пансионов. После освобождения отца мальчик вернулся домой.

После переезда в Москву, отец привел четырнадцатилетнего подростка в балетную школу Большого театра, он считал, чем «болтаться» на улице, лучше заняться танцами. Через несколько месяцев обучения Моисеева, по настоянию преподавателей, перевели в Хореографический техникум, а оттуда он попал в кордебалет при Большом театре.

В его творчестве были головокружительные взлеты и падения. Было время, он целый год не танцевал в наказание за то, что заступился за балетмейстера Касьяна Голейзовского, протестуя против его увольнения. Всю жизнь он не любил власть, наверное, ему передались от отца анархические идеи, считал, что геронтократия подавляет свободу и самовыражение человека.

Надо сказать, что великий мастер был баловнем судьбы, она часто давала ему шанс реализовать свой блистательный талант. Как-то, прима-балерина осталась без партнера, и выбор пал на Моисеева.

В 1930 Игорю Александровичу захотелось, попробовал себя в качестве хореографа. Его прогрессивные, отличающиеся от классических канонов постановочные танцы к операм не были одобрены комиссией, первая попытка была неудачной. Все время, работая в театре, Моисеев изучает историю и фольклорные особенности танцев народов СССР, путешествуя по разным республикам.

1936 году Игорю Александровичу было предложено создать ансамбль народного танца. В 1938 году он уже выступал со своим коллективом на подмостках Большого театра. В 1967 г. ансамбль народного танца первым был удостоен названия академического.

Творческий коллектив объездил со своими танцевальными постановками 60 стран мира. В 1955 г. состоялось выступление в законодателе мировой моды - Париже. Зрители были в восторге, а модницы стали носить сапоги - казачки и кубанки, позаимствовав и скопировав их с костюмов артистов.

Сам мастер считал, что самой трогательной поездкой ансамбля были гастроли в Сараево. Когда артисты вышли из поезда и шли к театру поклонники стали бросать охапки цветов им под ноги, и, так по всему пути следования.

И.А. Моисеев первым из хореографов готовил физкультурные выступления на Красной площади (1930-1934). Спортсменов зрители встречали с большим восторгом и под бурные аплодисменты.

И.А. Моисеев показал, как опираясь на современную технику хореографии, можно воспроизвести народный танец, обогатив его, сделав более ярким, зрелищным и самобытным. За кулисами коллектив ансамбля находится в постоянной, порой, изнуряющей работе. Мы видим, как слаженно двигаются танцоры, танцевальные движения исполняются синхронно, что создает впечатление легкости, воздушности и простоты.

В 2007 г. Игоря Александровича не стало. На Новодевичьем кладбище стоит памятник великому хореографу. На высоком пьедестале два танцора женщина и мужчина, приклонив колени, как бы, отдают почесть великому балетмейстеру. Постамент сделан в виде карты мира, ведь ансамбль объездил с концертами практически весь земной шар, а его знаменитые артисты исполняли танцы всех народов земли.

За свою жизнь И.А. Моисеев удостоен многими всевозможными наградами.

1976 г. Герой Социалистического Труда

Три ордена Ленина

Два ордена Трудового Красного Знамени

1995 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» III с.— за выдающиеся заслуги и огромный вклад в развитие хореографии.

1999 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» II с. — за выдающийся вклад и 75 летнюю деятельность на поприще хореографического искусства и популяризации народного танца

2006 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» I с.— за неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой хореографии и многолетнюю деятельность.

И.А. Моисеев был трижды женат на солистках своего знаменитого коллектива. Первая жена, Нина Борисовна Подгорецкая — вместе со знаменитым хореографом была у истоков создания коллектива. Вторая жена, Тамара Алексеевна Зейферт — участвовала в постановке и создание репертуара хореографических номеров. В браке родилась дочь, также ставшая солисткой ансамбля, в данный момент занимается репетиторством. Имеется внук, правнук и правнучка - все неразрывно связаны со знаменитым детищем прадеда, знаменитым коллективом.

Третья жена - любимая женщина, муза, друг и партнер по работе осталась после смерти мужа руководить творческим коллективом.

Про Игоря Александровича Моисеева можно сказать, что он был танцором всея Руси, который жил в Российской Империи, СССР, в Российской федерации - был свидетель непростой, подчас, трагической истории нашей страны. Про него говорят: «Был близко знаком с Маяковским, увел невесту у сына легендарного маршала Конева, не вступил в компартию, в которую его приглашали 18 раз».

Король танца, И.А. Моисеев - прожив 100 лет, сохранил интерес к жизни, творчеству, был до конца своих дней идейным вдохновителем ансамбля. Создав коллектив народного танца, он из теоретика стал руководителем, а затем хранителем коллектива.

Этот удивительный человек известен всему миру как выдающаяся личность, один из величайших хореографов столетия. Игорь Александрович Моисеев прожил очень долгую и плодотворную жизнь – более 100 лет, наполненных творчеством, искусством и созиданием. Бесконечно уважаемый человек, чья жизнь достойна искреннего восхищения. И сегодня, в 105-й его день рождения невозможно не вспомнить о его заслугах и творчестве.

Игорь Александрович родился в Киеве в далеком 1906 году в дворянской семье. Через несколько лет семья переезжает в Москву, где Игорь в возрасте 14 лет попадает в хореографическую студию Масоловой. Его талант был замечен Верой Масоловой, и та отправила его в студию Большого театра, в класс известного преподавателя, главного балетмейстера театра, Александра Горского.

В 18 лет Игорь Моисеев был принят в труппу Большого театра. Спустя непродолжительный промежуток времени он становится не только солистом, но и балетмейстером. Уровень подготовки молодого танцора и его талант были настолько высоки, что ему доверяют постановку балетных партий. В частности, это танцевальные сюиты к операм «Демон», «Любовь к трем апельсинам», «Кармен », «Турандот », а также балеты «Три толстяка», «Саламбо», «Спартак».

В 1937 году начинается 70-летняя история работы с Государственным академическим ансамблем народного танца. Игорь Моисеев был его создателем и бессменным художественным руководителем вплоть до самой своей кончины в 2007 году. Ансамбль с огромным успехом многократно выступал более чем в 60 странах.

Игорь Александрович участвовал в подготовке советских физкультурных парадов, спортивных и танцевальных праздников, концертов. Его постановки нравились самому Сталину, чьим уважением он пользовался. Знакомство Сталина с Моисеевым произошло на одном из приемов. Глава страны спросил великого хореографа: «Как дела?» Моисеев немедленно пожаловался на отсутствие у ансамбля собственного помещения для репетиций. Буквально на следующий день Моисееву предоставили выбрать любое здание города, и он остановился на полуразрушенном строении, в котором располагался театр имени Мейерхольда (сейчас там Концертный зал имени Чайковского). Здание было восстановлено за три месяца и труппа переехала туда.

В 1941 году в Ансамбль пришла Ирина Чагодаева , которая в последствии стала женой Игоря Александровича.
«Ирина - мой ангел-хранитель, она помогает мне во всем,» — признается Моисеев.
На вопрос, откуда у Игоря Александровича такая бодрость в почтенном возрасте, его жена отвечает так: «Во-первых, он любит много ходить, вообще спортивный человек. Никогда не пил и артистам не разрешал, это у нас страшный грех - выпивать на работе. Не курил. Но главное, Игорь Александрович живет в душевной гармонии, в согласии с собой, без темных страстей. Работа для Моисеева - смысл жизни и удовольствие, а не просто способ заработать. У Моисеева всегда было много интересов. Он много лет собирал марки, увлекался шахматами, читал книги по антропософии, играл в бильярд. Разговоров с подведением итогов Моисеев никогда не ведет. Просто живет и работает. Сила духа у него необыкновенная. Я думаю, что он всегда жил и на Земле, и как бы над ней».


На фото: Игорь Моисеев с женой Ириной Чагодаевой.

На сегодняшний день репертуар Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева включает несколько сотен танцев народов всего мира. Моисеев, по сути, создал новый жанр: театр народного танца, который остаётся востребованным по сей день. Следует отметить мини-спектакли «Половецкие пляски» на музыку Бородина (1971), «В гостях и дома» (1983), «Мир и дружба» (1953), «Ночь на Лысой горе» на музыку Мусоргского (1983), «На катке» на музыку Штрауса (1980), греческая сюита на музыку Теодоракиса (1991), «Таверна» (1986).

Перечислять награды выдающегося хореографа можно очень долго. Среди прочих, Игорь Моисеев награжден несколькими орденами «За заслуги перед Отечеством» всех трех степеней в разные годы, удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР (1942), Героя Социалистического труда (1976), в 1967 присуждена Ленинская премия. И.А. Моисеев дважды лауреат американской премии «Оскар» в области танца — в 1961 и 1974 годах о многих-многих других премий и почетных званий.
На собственном 100-летии юбиляр руководил постановкой праздничного концерта. Умер Игорь Александрович Моисеев на 102-м году жизни, 2 ноября 2007 года.