Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Балетмейстеры, кто такие и чем занимаются? Балетмейстер - это кто? Известные балетмейстеры мира.

Балетмейстеры, кто такие и чем занимаются? Балетмейстер - это кто? Известные балетмейстеры мира.

Профессия балетмейстера

Подразумевает под собой создание и постановку хореографических номеров, театральных и балетных выступлений. То есть, балетмейстер воплощает в жизнь свои идеи и видение сценических образов посредством хореографических инструментов.

Профессия балетмейстера очень многогранна, недостаточно просто знать хореографию, нужно обязательно разбираться в смежных дисциплинах, таких как: музыка, драматургия, литература, скульптура. Чтобы создать действительно стоящее произведение, нужно совмещать свой талант, знания и умение мастерски работать с коллективом.

В можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:

  • Балетмейстер-сочинитель, который занимается непосредственно созданием новых спектаклей и танцев. Главная его задача это создание танцевально-пантомимной партитуры балета.
  • Балетмейстер-постановщик, который ставит уже сочиненные произведения. На репетициях балетмейстерсам показывает исполнителю, как тот должен танцевать и чем выразительнее и точнее он это делает, тем проще танцору повторить движения, вжиться в образ. Часто сочинитель и постановщик это один и тот же человек.
  • Балетмейстер-репетитор, который составляет план репетиций, планирует занятия и разучивает хореографические партии с артистами. Является ближайшим помощником балетмейстера-постановщика. Чтобы добиться высоких результатов, балетмейстер должен хорошо знать каждого участника коллектива и его возможности. Главная цель это довести до совершенства образ героя и исполнительское мастерство.
  • Танцмейстер, который ставит отдельные номера в жанре малых форм.

Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.

Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.

Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.


Балетмейстер – это постановщик танцевальных номеров в концертах, балетных спектаклей, хореографических сцен в музыкальных и драматических спектаклях, руководитель ансамбля танца или труппы танцовщиков. Это тот человек, который придумывает и воплощает в жизнь образы персонажей, их движения, пластику, выбирает музыкальный материал, а также определяет, какими должны быть свет, грим, костюмы, декорации. Искусству танца необходимо учиться ещё с раннего возраста. Как правило, обучение начинается со школы, затем продолжается в профессиональном училище и высшем учебном заведении.

Профессия балетмейстера

Подразумевает под собой создание и постановку хореографических номеров, театральных и балетных выступлений. То есть, балетмейстер воплощает в жизнь свои идеи и видение сценических образов посредством хореографических инструментов.

Профессия балетмейстера очень многогранна, недостаточно просто знать хореографию, нужно обязательно разбираться в смежных дисциплинах, таких как: музыка, драматургия, литература, скульптура. Чтобы создать действительно стоящее произведение, нужно совмещать свой талант, знания и умение мастерски работать с коллективом.

Можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:

  • Балетмейстер-сочинитель , который занимается непосредственно созданием новых спектаклей и танцев. Главная его задача это создание танцевально-пантомимной партитуры балета.
  • Балетмейстер-постановщик , который ставит уже сочиненные произведения. На репетициях балетмейстер сам показывает исполнителю, как тот должен танцевать и чем выразительнее и точнее он это делает, тем проще танцору повторить движения, вжиться в образ. Часто сочинитель и постановщик это один и тот же человек.
  • Балетмейстер-репетитор , который составляет план репетиций, планирует занятия и разучивает хореографические партии с артистами. Является ближайшим помощником балетмейстера-постановщика. Чтобы добиться высоких результатов, балетмейстер должен хорошо знать каждого участника коллектива и его возможности. Главная цель это довести до совершенства образ героя и исполнительское мастерство.
  • Танцмейстер , который ставит отдельные номера в жанре малых форм.

Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.

Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.

Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.

Балетмейстер

То, насколько сильное эмоциональное воздействие окажет танцевальный номер, хореографическая сцена в музыкальном и драматическом театре или всё балетное представление полностью, зависит от того, насколько красиво и точно организованы перемещения и взаимодействия танцовщиц и танцовщиков, от выразительности и оригинальности их движений, от того, как сочетаются их танцы с музыкальным материалом, с освещением сцены, с костюмами и гримом – всё это вместе создаёт единый образ всего действа. А балетмейстер - это как раз тот человек, который и является его создателем. Он должен знать все правила и тонкости искусства балета, его историю, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам. Постановщик должен владеть знаниями, иметь опыт и способности организатора, обладать богатым воображением, фантазией, быть оригинальным в своих идеях, иметь талант, быть музыкальным, понимать музыку, иметь чувство ритма, уметь выражать эмоции при помощи пластики – именно из этих составляющих и складывается искусство балетмейстера. Если всё это есть в арсенале руководителя, то его постановка будет иметь успех у публики и критиков.

Слово «балетмейстер» в переводе на русский язык означает «мастер танца». Эта профессия сложна, и в неё требуется вкладывать очень много труда и сил, как физических, так и моральных. Постановщик должен показывать всем исполнителям их партии, объяснять, какие эмоции они должны выразить в пластике и мимике. Сложность такой работы ещё и в том, что сценарий танца нельзя записать на бумагу, балетмейстер должен держать его в голове и показать артистам, чтобы они выучили свою партию. Знакомство танцовщиков с ролью происходит непосредственно на репетициях, тогда как актёры драмы и музыкального театра имеют возможность заранее получить текстовый и нотный материал. Балетмейстер должен раскрыть исполнителю содержание его роли, показывая ему, что необходимо танцевать и как. И чем выразительнее постановщик продемонстрирует свою мысль артисту, тем быстрее и легче его замысел будет понят и усвоен.

Задача балетмейстера заключается ещё и в том, чтобы выстроить танец или весь спектакль таким образом, чтобы поддерживать и повышать зрительский интерес. Сами по себе танцевальные движения – это всего лишь механические упражнения, набор поз, которые ничего не скажут зрителю, они лишь продемонстрируют гибкость тела исполнителя, а говорить они будут только в том случае, если постановщик наполнит их мыслью и чувством и поможет артисту вложить в них ещё и его душу. Во многом от этого будет зависеть успех спектакля и продолжительность его «жизни» на сцене. Самым первым исполнителем всех танцев является сам балетмейстер, ведь ему нужно сначала продемонстрировать исполнителям их партии.

Балетмейстеры прошлого и настоящего

Знаменитые балетмейстеры России и мира 19 и 20 столетий :

  • Мариус Петипа , который внёс огромный и неоценимый вклад в русский балет;
  • Хосе Мендес – был постановщиком во многих знаменитых театрах мира, в том числе и в Большом театре в Москве;
  • Филиппо Тальони ;
  • Жюль Жозеф Перро – один из ярчайших представителей «романтического балета»;
  • Гаэтано Джойя – представитель итальянской хореодрамы;
  • Джордж Баланчин – положил начало американскому балету, а также современной балетной неоклассике, считал, что сюжет должен выражаться исключительно при помощи тел танцовщиков, а декорации и пышные костюмы – это лишнее;
  • Михаил Барышников – внёс большой вклад в мировое балетное искусство;
  • Морис Бежар – один из самых ярких балетмейстеров 20 века;
  • Марис Лиепа ;
  • Пьер Лакотт – занимался реставрацией старинной хореографии;
  • Игорь Моисеев – создатель первого в России профессионального ансамбля в народном жанре;
  • Вацлав Нижинский – был новатором в хореографическом искусстве;
  • Рудольф Нуриев ;
  • Алексей Ратманский .

Современные балетмейстеры мира :

  • Жером Бель – представитель школы современного балета;
  • Начо Дуато ;
  • Иржи Килиан ;
  • Анжелен Прельжокаж яркий представитель нового французского танца.

Балетмейстеры России 21 века :

  • Борис Эйфман – создатель собственного театра;
  • Алла Сигалова ;
  • Людмила Семеняка ;
  • Майя Плисецкая ;
  • Гедеминас Таранда ;
  • Евгений Панфилов – создатель своей балетной труппы, энтузиаст в жанре свободного танца.

Все эти русские балетмейстеры очень известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Мариус Петипа

Французский и российский балетмейстер, который оставил огромное наследие. С 1847 года поступил на службу балетмейстером в Мариинский театр Санкт-Петербурга и в Большой театр Москвы, по приглашению российского императора. В 1894 году он стал подданным Российской Империи. Был постановщиком огромного количества балетов, таких как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Баядерка», «Сон в летнюю ночь», «Дочь снегов», «Роберт-Дьявол» и мн. др.

Ролан Пети

Есть известные балетмейстеры, которые считаются классиками балета 20 века. Среди них одна из ярких фигур – это Ролан Пети. В 1945 году он создал собственную балетную труппу в Париже, которая была названа «Балет Елисейских полей». Через год он поставил знаменитый спектакль «Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха, который вошёл в классику мирового искусства. В 1948 году Ролан Пети основал новую балетную труппу под названием «Балет Парижа». В 50-е годы был постановщиком танцев для нескольких фильмов. В 1965 году поставил в Париже легендарный балет «Собор Парижской Богоматери», в котором сам же исполнил роль горбуна Квазимодо, в 2003 году он осуществил эту постановку в России – в Большом театре, где партию уродливого звонаря станцевал Николай Цискаридзе.

Гедеминас Таранда

Ещё один знаменитый во всём мире балетмейстер - это Гедеминас Таранда. После окончания хореографического училища в Воронеже был солистом в Большом театре Москвы. В 1994 году основал свой «Имперский русский балет», который и подарил ему мировую славу. С 2012 года является лидером и соучредителем фонда «Содействия творческому образованию», президентом фестиваля балета «Гранд Па». Гедеминас Таранда имеет звание Заслуженного деятеля искусств России.

Борис Эйфман

Яркий, современный, самобытный, балетмейстер – это Б. Эйфман. Он основатель собственного театра балета. Имеет различные звания и награды в области искусства. Первыми его постановками в 1960 году стали: «Жизни навстречу» на музыку композитора Д.Б. Кабалевского, а также «Икар» на музыку В. Арзуманова и А. Чернова. Известность Борису Эйфману как балетмейстеру принёс балет «Жар-птица» на музыку композитора И.Ф. Стравинского. Своим собственным театром руководит с 1977 года. Постановки Бориса Эйфмана всегда оригинальны, они являются новаторскими, в них комбинируются вместе академическая, беспуантовая, а также современная в стиле рок хореография. Ежегодно труппа выезжает на гастроли в Америку. В репертуаре театра классические балеты, детские, а также рок-балеты.

02 Октябрь 2011

Само слово «балетмейстер» обозначает – «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, в музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического и народного танцев и т.д. Одни создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу. Следует подразделение балетмейстера на 4 типа: сочинитель, постановщик, репетитор и танцмейстер.
Первого из них можно сравнить с композитором, однако композитор будет в воображении слушателей, создавая музыкальные образы, а балетмейстер для достижения той же цели создает образы пластические зримые. Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от режиссера драмы или оперы, но он так же имеет дело с драматургией, которую ему предстоит воплотить в своей хореографии, в развитии пластической линии, поэтому он должен быть мыслителем, философом, психологом, педагогом. Балетмейстер-сочинитель сам является автором балета, сочинителем всего хореографического текста. Некоторые люди приравнивают творчество балетмейстера к труду режиссера. Еще Новерр писал: «Широко распространено ошибочное мнение, будто балетмейстер может сочинять балеты сидя и письменно, или устно указывать на фигуры, действия, выражения и жесты». Нет более утомительной в физическом и умственном отношении профессии, нежели профессия балетмейстера: он должен и ставить, и сочинять, и показывать. Если артисты не воспринимают сразу, то он обязан начинать сначала.
Балетмейстер-постановщик – это тот, кто ставит уже сочиненное произведение и чаще всего эти два типа: балетмейстер-сочинитель и балетмейстер-постановщик объединяются в одном лице, но кто-то должен еще и репетировать. Этим занимается балетмейстер-репетитор, он чаще занимается возобновлением старых спектаклей, вводом в них новых исполнителей, а так же работает со вторым и третьим составами. На его обязанности лежит вся работа по показу и отделке танцев и мизансцен как сольных, так и массовых. В числе балетмейстеров репетиторов, мы видим таких знаменитых артистов и артисток как М. Семенова, Г. Устинова, Н. Дудинская, А. Мессерер и многие другие.
Четвертый тип балетмейстера можно назвать танцмейстером и вот почему. Если слово «балетмейстер» принято употреблять в значении «создатель балетного спектакля», т.е. большой формой театрального представления. То слово «танцмейстер» буквально означает «мастер танца», т.е. отдельного номера. В жанре малых форм работали многие хореографы прошлого, ему уделяют немало внимания и современные балетмейстеры. Быть балетмейстером – это призвание, это дар!

Одна из самых завораживающих и жестоких искусств – это, несомненно, балет. Жестокое – потому, что от тех, кто его творит, балет требует всего – не только многочасовых занятий, но и жесточайших ограничений в пище, причем все это начинается в детстве – лет с 5-6, а оборваться может внезапно и бесповоротно в подростковом возрасте, когда тело претерпевает кардинальные изменения и фигура иной раз меняется до неузнаваемости… Завораживающее – потому, что ни одно искусство не возносит на такую недосягаемую высоту красоту человеческого тела.

Балетный спектакль – это некая «живая ткань», в которой сплетается музыка и выразительность движения, это можно было бы назвать «партитурой танца». Одно из чудес балета заключается в том, что эти «партитуры» нигде не записаны: в отличие от музыки, в балете нет системы записи, все балетные партии передаются от учителя к ученику… Кто же создает это чудо, выстраивает эту «живую ткань»? Это делают балетмейстеры.

У профессии балетмейстера много аспектов. Это и руководитель балетной труппы, и постановщик. Ставит балетмейстер не только балетные спектакли, но и отдельные хореографические номера, которые исполняются в концертах. Входят танцевальные номера в оперы и, конечно, в оперетты, а иной раз и в драматические спектакли, и в художественные фильмы – это тоже работа балетмейстеров.

Профессия балетмейстера родилась вместе с балетом. Первым произведением в этом жанре считается «Цирцея», поставленная в 1581 году при французском дворе. Поставил это действо итальянский скрипач Бальтазарини де Бельджозо – пожалуй, этого человека можно считать первым балетмейстером. Искусство балета – а значит, и балетмейстеров – еще долго оставалось искусством придворным, да и где еще могло развиваться столь утонченное, рафинированное искусство! Но уже в XVIII веке появляются балетные театры, а позже – в эпоху романтизма – рождается классический балет. Это был поистине «золотой век» балета.

Долгое время балетмейстеры в эпоху классического балета были полновластными хозяевами – именно они диктовали условия не только танцорам, но и композиторам. В таких условиях о каком-то творческом поиске со стороны композитора не могло быть и речи, именно поэтому великие композиторы сторонились балета – ни у М.И.Глинки, ни у М.П.Мусоргского, ни у Н.А.Римского-Корсакова мы балетов не встретим. Но нельзя сказать, что они совсем уж сторонились искусства балетмейстеров, только обращались они к балету там, где балетмейстеры «знали свое место» – в опере: «Пляска персидок» в «Хованщине», хороводы в «Снегурочке» и, конечно же, польский акт в «Иване Сусанине» – это все шедевры не только русских композиторов, но и русских балетмейстеров! Противоречие это разрешилось в творчестве П.И.Чайковского и балетмейстера, которого с полным правом можно назвать «соавтором» великого композитора – Мариуса Петипа. Этот француз, приехавший в Россию в шубе среди лета, стал истинной гордостью русского искусства. Именно он поставил наши любимые балеты – «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящую красавицу». Современные балетмейстеры иной раз пытаются предложить собственные варианты, но ничего хорошего из этого не получается: мы говорим «балеты П.И.Чайковского» – подразумеваем «Мариус Петипа».

Если имя М.Петипа неразрывно связано с классическим балетом, то основателем балета современного считается наш соотечественник Михаил Фокин, работавший с такими знаменитыми артистами, как А.Павлова и В.Нижинский. Творчество М.Фокина – это множество смелых экспериментов, ведь трудно назвать иначе танцевальные постановки на основе музыкальных произведений, которые авторы вовсе не предотвращали для танца: «Шопениана» по пьесам Ф.Шопена, «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова, «Послеполуденный отдых Фавна» К.Дебюсси, «Эрос», на музыку Серенады для струнного оркестра П.И.Чайковского…

Сегодня получить профессию хореографа можно в хореографическом училище, в училище или институте культуры, Московской государственной академии хореографии, в ГИТИСе. Требования эта профессия предъявляет такие же, как балет вообще: особое телосложение – легкое и поджарое, гибкость, выносливость, музыкальность, высокая работоспособность, и учиться надо начинать с детства. Но от балетмейстера требуются и другие качества – организаторские способности, умение воздействовать на людей, и конечно – способность увидеть картину танца во всех подробностях в своем творческом воображении.

- (франц. нем., от фр. ballet балет, и нем. Meister начальник). 1) начальник балетной труппы. 2) сочинитель балетов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАЛЕТМЕЙСТЕР составитель балета или руководитель… … Словарь иностранных слов русского языка

Сочинитель, составитель балетов; содержатель общества балетных плясунов; начальник над ними (Даль, балет) См … Словарь синонимов

балетмейстер - БАЛЕТМЕЙСТЕР, танцмейстер, хореограф … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

- «БАЛЕТМЕЙСТЕР», Россия, 1992, цв., 52 мин. Фильм балет. Семь видео новелл о театре «Русский балет» под управлением Вячеслава Гордеева и номерах его концертной программы: Паганини» (Гендель), «Театр Карабаса» (Штраус), «Карнавал в Венеции» (Пуни) … Энциклопедия кино

Эдгар Дега. «Балемейстер Жюль Пьеро» 1875 Балетмейстер (нем. Ballet … Википедия

А; м. [нем. Ballettmeister]. Автор и постановщик балетов, хореографических номеров и т.п. ◁ Балетмейстерский, ая, ое. Б ое дарование. Б ая школа. * * * балетмейстер (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр,… … Энциклопедический словарь

балетмейстер - БАЛЕТМЕЙСТЕР, а, м Автор и постановщик хореографических номеров, театральных представлений, состоящих из танца и пантомимы, сопровождаемых музыкой; Син.: хореограф. В театр музкомедии пришел новый балетмейстер … Толковый словарь русских существительных

- (нем. Ballettmeister) автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте. Б. ставит хореографические сцены, танцы, создаёт такую систему движений, которая наиболее выразительно раскрывает… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления , . Дорогие читатели! Юрия Николаевича Григоровича представлять вам нет необходимости: вот уже почти в течение полувека созданные им балетные спектакли будоражат воображение зрителей, заставляют…
  • Хореографическое искусство и балетмейстер. Учебное пособие , В. Н. Карпенко, И. А.Карпенко, Ж. Багана. Предлагаемое издание представляет собой тщательно собранный, разработанный и систематизированный материал по теории и методологии деятельности балетмейстера, способствующий формированию у…