Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Казанские татары и их предки. Мирфатых Закиев: «Название «татары» препятствует развитию татарского народа

Казанские татары и их предки. Мирфатых Закиев: «Название «татары» препятствует развитию татарского народа

Дело в том, что казанские татары считают себя потомками булгар, а не татар пришельцев из Азии. Выдающимися выразителем этой теории является татарский учёный Гайнундин Ахмаров. Основными доводами его, между прочим, являются следующие утверждения:

1. Казанские татары не любят, когда их называют татарами, названием, которое будто бы навязано им татаро-монгольскими завоевателями булгар

Татары, завоеватели булгарского царства, были азиатскими кочевниками, между тем как у казанских татар нет никаких воспоминаний о кочевом быте.

Сущность этих доводов сводится к тому, что современные казанские татары - не настоящие татары, хотя и говорят они на одном из татарских диалектов. Мы принимаем это утверждение, но с ограничением в том смысле, что действительно весьма значительная часть современной татарской массы произошла не от татар. В самом деле, ведь, определённо известно, что в период Золотой Орды, до образования Казанского царства, на Средней Волге, на территории Древней Булгарии, татар почти не было. Бартольдом В.В. доказано, что монгольские завоевания вообще отнюдь не являлись переселением завоевателей, так как большая часть азиатских кочевников обычно обратно возвращалась на родину, в новозавоеванной же стране оставлялись только немногочисленные военные силы и небольшое количество чиновников для управления.

Таким же образом дело обстояло и в разгромленной Булгарии. Здесь тоже татар почти не было, а было сплошь туземное чувашское население, занимавшееся земледельческим трудом. И только, начиная с 1438 года начался приток в Среднее Поволжье татарского населения, который отмечен в русских летописях. “Началися собиратися (в Казань) мнози варвары от различных стран, от Золотой Орды, и от Асторохани, и от Азуева (Азова), и от Крыма”, в руки которых перешло сначала политическое, а затем и экономическое господство.

Таким образом, началось закрепощение края и населения, а вместе с тем и татаризация, продолжавшаяся и после падения Казанского царства, вплоть до второй половины 19 века. Она шла тем успешнее, что с потерей политического господства, татары не лишались силы экономической. Академик Платонов С.Ф. пишет, что “татары, потеряв политическое господство в своем царстве, не потеряли экономической силы. Под кровом русской власти, они продолжали, в качестве уже государевых помощников, захват и закрепление за собой инородческих земель и их ясачного населения. Успех их был тем вернее, что они ещё сохраняли за собой престиж старых городов края; а затем они лучше русских знали сам край и строй инородческих отношений” .

Как быстро шло отатаривание чуваш, видно из следующего. На основании многих документов 16-19 вв. мы находим следы существования чуваш в таких местах, где их в настоящее время вовсе нет, но есть татары. Так чуваши жили в самой Казани, как её постоянные жители, в количестве 150 дворов, за Булаком; г. Арск и Арская земля сплошь была населена чувашами; Лаишевский уезд по обоим берегам Камы занят был ими; к западу от реки Свияги не было татар вовсе, а были чуваши. По свидетельству Стрежневского В.И. в “Выписи из отделённых книг сотника алатырских казаков 155 (1647) упоминаются обширные поместья чувашских мурз в нынешнем Сергачском уезде; видно из ведомости составленной Васильским исправником Станиславским ещё в 1802 г. в которой прямо сказано “они же сами из чуваш”. Далее чуваши в 16 веке жили в Слободском уезде, по реке Чепце, в Елабужском уезде, в Сарапульском уезде и т.д. Во всех указанных местах в настоящее время чуваш нет: они отатарились. Для дополнения картины, позволим себе привести статистические данные по бывшей Казанской губернии:

А) в 1826 г. в Казанской губернии было:

Чуваш всего…………..371758 ч.

Татар…………………..136470 ч.

Чуваш более на 235288

Б) В 1897 г. по переписи было в Казанской губернии:

Чуваш………………….513044 ч.

Татар…………………...744267 ч.

Татар более на 231223 ч.

Быстрый и чрезмерный численный рост татарского населения бывшего в 1876 г. почти в два раза меньше чуваш, а в 1897 г. превышавшего их чуть не в 2 раза, объясняется именно поглощением чувашского населения. Страрое Никитино и Новое Никитино, Солдакоеево, Обрыскино, Новое Узеево, Среднее Челны, Тугаево, Сунчелеево и Большие Савруши Чистопольского уезда, Белая Воложка и Утеево в Тетюшском уезде, чувашский Брод в Спасском уезде и прочее и прочее.

Думаем, что сказанного достаточно, чтобы убедиться в том, что значительную часть татарского населения Среднего Поволжья в настоящее время составляют отатарившиеся чуваши. Уже западноевропейские путешественники 17 века (Гакстгаузен и Олеарий) высказываются в том смысле, что казанские татары не ордынские татары, потому что в их быте не сохранилось следов родства с последними. Новейшими же исследованиями точно установлено, что в бытовой жизни казанских татар до настоящих дней удержались обычаи. Верования, вполне совпадающие с чувашскими. Наконец, не надо упускать из виду и того обстоятельства, что сами древние булгары резко отличали себя от татар завоевателей. Это ясно из речей их послов к русскому князю Юрию в 1223 году. “Пришёл народ неведомый, и язык коего прежде неслыхивали, вельми сильный”. - говорили они о пришельцах из глубин Азии.

Отсюда понятно, почему татары казанские не любят отождествлять себя с азиатскими пришельцами 13 века. Таким образом, единственный народ, кроме чуваш, претендующий на происхождение от булгар, оказывается в значительной степени отатарившимися чувашами.

Библиография:

1. Бартольд В.В. История Туркестана. Труды Туркестанского государственного университета. Ташкент, 1922, вып. 2;

Бартольд В.В.. культура мусульманства. Петроград. 1918, с. 18;
Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты. СПб, 1910, С. 101-102;
Список списцовых книг по городу Казани с уездом. Казань, 1877;
Карамзин. История государства Российского, т. 8, С. 123-125;
Списки населённых мест Казанского и Лаишевского уездов с кратким описанием. Казань, 1893;
Известия О.А., И, и Э, 1911, т. 27, в. 5;
Действия Нижегородского Архива. Комиссии. Выпуск 10, с. 452;
Татищев III, 459;
Татары, населяющие местность, простирающуюся к северу от Казани и называющуюся по дорогам, по ней проходящим, Нагай-Жулы, Жарей-Жулы, Арча-улы и Алат-жулы, отличаются тем, что в одежде их преобладает белый цвет, являющийся по словам Бессонова А. “национальным цветом финских инородцев восточной полосы России”, к числу которых обычно причисляют и чуваш. (Журнал Мин. Нар. Просвещения, ч. CCXVI, С. 224). Таким образом, здесь мы тоже не можем не видеть явлений татаризации.
О БУЛГАРСКОМ (ЧУВАШСКОМ) ЯЗЫКЕ
Чувашский язык чрезвычайно близок к булгарскому, от которого сохранилось несколько памятников в виде надгробных надписей 14 в.

Чувашский язык является потомком древнего булгарского языка, а сами чуваши — потомки деревенского населения Булгарского царства, имевшего, вероятно, слабую связь с городом, вследствие чего оно не успело приобщиться к мусульманской культуре. См. Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. Изв. Об-ва Арх., Ист. И Этн. При Казанском Университете, т. XVIII

Для примера привожу здесь несколько булгарских и чувашских слов:

булгарск. “Ajyx” - месяц = чув. “Уйах” = тюрк. “Ai”;

булгарск. “Xyr” - девушка = чув. “Хер” дочь = тюрк. “Qyz”;

булгарск. “Заl” - год = чув. “Сул” год = тюрк. “Jаш”;

булгарск. “Toxor” = чув. “Тахар” девять = тюрк. “Toquz” и т.д.

Из этих примеров мы видим, что в булгарском языке тюркским звукам “z” и “sh” соответствовали звуки “r” и “l”, как в чувашском, и поразительное сходство булгарских слов, с чувашскими нас заставляет признать, что чувашский язык является потомком булгарского языка. Это чрезвычайно важно в историческом отношении, ибо на основании всего сказанного мы можем историю волжских булгар до некоторой степени считать историей чувашского народа. См. Поппе Н.Н. О Родственных отношениях чувашского и тюрко-татарских языков. Введение.

Татарский учёный Катанов Н.Ф. пишет, что чуваши Казани в 15 веке стали татарами.

В 14 веке некоторых чувашей насильно обращали в татар. В этот период город Савар и многие поселения были сожжены. Оставшееся в живых население, покинуло прежние земли и обосновалось на недосягаемых татарами других территориях. До сих пор не найдено памятников 15 века с чувашскими словами См. Известия северо-западного АЭИ, т. 2, 1921, С. 129-130.

Доктор исторических наук, академик Димитриев В.Д. пишет: «…Как теперь установлено археологами на территории Пензенской, Самарской, Ульяновской областей, закамской части и правобережных юго-западных районов Татарстана, юго-восточной части Чувашии осталось около 2000 пепелищ (сожженных городов, сёл и деревень)...".

Выясняется, что в результате нашествия войск хана Бату от чувашей (пулкар) сохранилось приблизительно 1,5 часть населения. Сохранившиеся в живых чуваши, во вт. половине 14, в первой четверти 15 в., перебежали в Приказанье и в Заказанье, в центральные и северные районы современной Чувашии. На этих территориях ими основано всего около 300 селений. См. Чаваш ен, № 46, 1992 .

Прикамских болгар сами татары называли суаз (суваз); упуская звук «в». Чувашей именовали булгарами по названию их государства. Также дунайские болгары носят название государства, а не народа.

Чаваш пулкар - боевой клич болгар, призывающий к объединению.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ЭТНОНИМОВ БАШKОРТ (BASHQORT) И БУЛГАР (BALQOR>BULGAR)


Звук ‘sh’ в современном башкирском языке соответствует звуку ‘l’ в булгарском языке. Следовательно этнонимы bashqort и bulgar — эквивалентны. См. Danlop D.M. The History of the jewish khazars. New Gersey, 1954, p. 34

Древние булгары резко отличали себя от татар завоевателей. Это ясно из речей их послов к русскому князю Юрию в 1223 году. “Пришёл народ неведомый, и язык коего прежде не слыхивали, вельми сильный”. - говорили они о пришельцах из глубин Азии. См. Татищев, III, 459.

Как известно, основным языком, в войсках хана Джучи и Бату - был кипчакский.

Башкиры, татары, ногайцы, карачаевцы, кумыки, балкарцы, казахи, киргизы, горные алтайцы - могут общаться друг с другом без переводчика, т.к. все эти народы разговаривают на кипчакском языке.


ИЗ ЧУВАШСКОГО ФОЛЬКЛОРА


40 лет тому назад, среди чистопольских чуваш был в ходу необычный трогательный рассказ о плаче последнего булгарского царя по поводу гибели своей славной столицы под ударами татарской орды.

Известно также сказание о том, как три булгарские царевны спаслись от татарского злого пленения, превратившись в белых лебедей. Перед своим отлётоим в далёкую и чуждую страну за семью морями они горько оплакивают пленение родины, погибель городов и селений. Они предвидят, что опустошённую землю покроют леса и пришельцы будут попирать её, но также знают, что придёт день, когда воскреснет родной край и когда им можно будет вернуться к своим. “А теперь, — сказали они, расправим свои белоснежные серебряные крылышки и улетим отсюда: лучше быть на чужбине или под могильным холмом, чем под татарином”. Так говорят и теперь чистопольские чувашские девицы, если их руки начинает добиваться жених-татарин. См. Полорусов Н.И. Записки чувашина.

Узнав о том, что известный ученый Алимжан Орлов , чьи труды по истории татар-мишарей я читаю с большим интересом, проводит лето в родной деревне Камкино Сергачского района Нижегородской области, я не мог упустить представившийся мне уникальной возможности навестить ученого, что называется, у домашнего очага. Тем более что разделяла нас какая-то пара десятков км – именно на таком расстоянии от Камкино находится деревня Шубино, где в течение июля я гостил у родственников.
Вооружившись диктофоном, я сел в машину, и через четверть часа оказался на живописнейшем берегу реки Пьяны у небольшого деревянного домика, украшенного веселым татарским орнаментом и утопающего в цветах.
Радушные хозяева, не утруждаясь вопросами о целях моего визита, буквально занесли меня в дом и принялись угощать чаем. Сама атмосфера в доме располагала к длинной и занимательной беседе...
Интервью записывал:

Алимжан-эфенди, Вы являетесь известным исследователем, автором ряда трудов по истории татар-мишарей. Что подвигло Вас к изучению этой темы?

Наверно, обычный интерес любого человека к истории своего народа. Этой проблемой я начал заниматься вплотную в 1960-70 гг. С тех пор мне удалось собрать очень много материалов, которые свидетельствуют, что татары-мишари – это потомки древней мещеры, известной на Руси по археологическим памятникам с V-го, а по летописям с IX-го века. На сей счет существует очень много разрозненных данных, однако цельной работы по истории татар-мишарей не было. Моя книга «Мещера, мещеряки, мишаре», вышедшая в 1992 году в Казани, стала первой работой в этом направлении, хотя в ней я не полностью смог раскрыть изучаемую проблематику. В дальнейшем, работая уже над историей нижегородских татар, я уяснил для себя многие вещи. Во-первых, что нашими предками является население Древней Мещеры. Но нас изображали как черемис или марийцев, но не тюрков. Это искажение началось с похода Ивана Грозного на Казань. Иван Грозный назвал нас «черемисскими татарами», а татар, населяющих Мордовию, «мордовскими татарами».
Несмотря на это, этой тематикой впоследствии занимались исследователи Карамзин и Татищев. Последний прямо указал, что мещера, мещерские татары являются предками донских казаков. А Карамзин заметил, что Мещера – это вольница, не имеющая государственности, ее населяют очень удалые наездники, и казаки – это как раз есть мещерские татары, несмотря на их «турецкий лексикон».

- Когда татары-мишари появились на земле их сегодняшнего обитания и в, частности, в Нижегородском крае?

По данным археологических раскопок татары-мишари поселились на этих землях в V-ом веке, придя из бассейна реки Ангары. Я обнаружил интересный момент: название реки Ока принесли с собой именно татары-мишари.
В своей книге «Нижегородские татары» я впервые ввожу в научный оборот результаты исследования нескольких больших групп археологов, которые занялись раскопками курганов в окрестностях Москвы, Тульской губернии и т.д. Они пришли к выводу о том, что первыми поселенцами на этих территориях является мещера, далее идут угро-финны и только затем славяне. Но результаты этого исследования, хотя и были опубликованы крупными издательствами, нигде в последствии не вводились в оборот, их как бы не существовало. В книге «Нижегородские татары» я ссылаюсь на это.

- Бытует мнение, что татары пришли в нижегородский край из-под Астрахани?

Оно не соответствует действительности, будучи основанным на одном единственном факте: 8 татар переселились из низовьев Волги в село Сафаджай. Подавляющее же большинство нижегородских татар - выходцы из Мещеры. Это кадомские, темниковские переходцы, переходцы из подчинения касимовских царевичей. Некоторые авторы пытаются утверждать, что часть местных татар являются выходцами из Золотой Орды. Однако когда создавались современные татарские селения, здесь уже не осталось ни одного татарина. Несколько существовавших селений, таких как Сафаджай, Мангушево, Камкино, были выселены отсюда, так как, по мнению русских властей, они были ненадежны. Например, сафаджайцы были сосланы в Арзамасский уезд, лишь потом, в середине XVII в., переведены обратно в Сафаджай.
Татары-мишари когда-то подчинялись Золотой Орде, так как все места, населенные татарами, были в прямом подчинении ордынской администрации. Но в конце XIV века места расселения татар – Нижний Новгород, Муром, Мещера, Таруса были проданы золотоордынскими ханами Москве. Таким образом, татары-мишари оказались в зоне влияния русских княжеств.

- Каково происхождение этнонима народа мещера?

Мещера как местность происходит от названия народа. Что касается этнонима, то я не могу твердо сказать о его происхождении. Это требует особого изучения.

- Известно, что одним из признаков татар-мишарей является так называемый «цокающий» говор?

Вы правы. Этот говор втречается также в Сибири и приангарье. Следует отметить, что здесь иногда возникает путаница, связанная с тем, что мишарями называют и темниковских, и касымовских татар. Это не совсем корректно. Точнее мишарями являются только нижегородские татары.

- А скажем, пензенские или саратовские татары, разве, не являются мишарами?

- Пензенские и саратовские татары – смешенные. Там есть и цокающие, и чокающие группы. По цокающему говору можно проследить такой процесс как обрусение мещеры. Существует много русских, которые являются этническими мещеряками. Известный географ Николай Семенов, автор географического словаря Российской Империи, приводит очень интересный пример: в ряде уездов Пензенской губернии он обнаружил селение татар-мишарей, говорящих на русском языке. Семенов отмечает, что они внешне схожи с соседними татарами-мишарями, но разговаривают по-русски и с цоканием. По его данным, помимо Пензенской губернии, обрусевшие и принявшие православие мещеряки живут в Воронежской, Тамбовской и, видимо, Саратовской губернии. Сейчас опубликованы описи древних документов, касающихся истории татар-мишарей. В начале XVII в. все они называются мещерянами. Как особый разряд служилых людей их привлекают к участию в походах против западных оккупантов. При этом указываются территории их расселения – Московская, Владимирская губерния и еще ряд губерний, а также Коломенский и Каширский уезды и пр. В 1970-е гг. был проведен ряд филологических экспедиций, которые подтвердили, что мишарский цокающий говор был у славян-кривичей.

- Говорят, что мишари принимали участие в захвате Казани русскими войсками?

Исторические факты свидетельствуют, что они не участвовали в этом походе. В противном случае они были бы наделены поместьями подобно темниковским и касимовским татарам. Но татары-мишари оказались беспоместными. Кроме того, зарубежные путешественники, в частности, Флетчер заметили, что кадомские татары находятся в состоянии возмущения в связи с походом русских на Казань.

- Как строились отношения татар-мишарей с русскими властями?

Где-то уже в конце XVI века их начинают использовать на новых землях в борьбе с кочевыми скотоводческими племенами. Русские власти вели двойную политику: то дружили с кочевниками, поскольку были заинтересованы в связях с ногайскими ордами, которые могли поставлять тысячи голов лошадей, то вели против них военные действия. Со второй половины XVI века Россия перешла к тактике захватов и разорения жителей захваченных территорий. Поэтому степь в конце XVI-начале XVII вв. оставалась еще безлюдной. Согласно завещанию Ивана Грозного, туда сначала поселили детей боярских, которые представляли собой разряд рядовых русских воинов, которые должны были служить с земли. Они поселились в основном по рекам, таким как Пьяна, где были рыбные места. Поля и пашни их не интересовали, поэтому заселенность края была крайне слабой. Параллельно началось вытеснение татар и их насильственное крещение.
Однако Дети боярские, хотя и наделялись лучшими землями, не были готовы к выполнению возложенной на них функции: во-первых, надо было освоить эти земли, а, во-вторых, воевать. Ногайские отряды приходили, творили, что им вздумается, и безнаказанно уходили. Воевать же с ними были способны только татары-мишари, давние конкуренты ногайцев.
В смутное время это оказалось самым стратегически слабым звеном новой России, оказавшейся в условиях смертельной опасности. Русские войска и приглашенные казаки оказались не способны противостоять нападкам ногайцев. И решили эту проблему воеводы Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Они без санкции царских властей своим указом решили переселить татар-мишарей из Кадомского края в татарскую припьянскую степь. Это нашло свое отражение в документах истории ополчения. Трубецкой и Пожарский создали Совет всей земли, куда пригласили патриотически настроенных людей. В ноябре 1612 года Совет принял решение узаконить переселение татар-мишарей и обратился к будущему царю с наказом предоставить им тарханную грамоту, которая давала право на пожизненное поселение и пользование землями. В 1618 году царь Михаил Романов, следуя наказу Совета, своим указом предоставил татарам-мишарям тарханную грамоту. Татары сразу были наделены поместьями, а мурзы Баюш Разгельдеев и Наямаш Мангушев получили звание князей. Таким образом, татары-мишари стали одним из важнейших звеньев в системе обороны России не только на восточном, но и на западном направлении. В 1615 году Дмитрий Пожарский взял их в поход против поляков.

- Как происходило дальнейшее освоение татарами этих мест?

Татары-мишари оказались первыми поселенцами в припьянской степи на территории современного Краснооктябрьского, Пильненского, Сергачского и Спасского районов, где сейчас расположены татарские деревни. Русских поселений здесь не было, так как русские селились в основном вдоль Пьяны и пользовались рыбными местами. Впоследствии их поселения не сохранились; часть из них, такие как Семеновка, была в последствии передана татарам. Потом вокруг татарских селений образовались так называемые владельческие деревни, такие как Яново, Чуфарово, Обоимово, которые были переданы новокрещенным татарам, за которыми закрепили эти деревни вместе с их жителями.
Что касается татар, то у них крепостного права как такового не было – каждый служилый татарин был наделен поместьем, которое закреплялись за ними пожизненно и которое он мог передавать по наследству. По закону, татары не имели право держать русских крестьян, поэтому они сами выполняли и крестьянскую работу, и должны были быть готовы к боевой службе. Поэтому, отмечают исследователи, у них сложились очень сильная привязанность к земле, чувство хозяина, которые свойственны татарам по сегодняшний день.
В конце XVII века в татарских деревнях образовался переизбыток населения, и часть татар стала переселяться на восток, в основном в закамье, где до сих пор проживает много татар-мишарей. Например, там тоже есть деревня с названием Камкино, жители которой знают, что они являются выходцами из нижегородского края.

Когда татары-мишари стали мусульманами. Насколько их затронула политика насильственной христианизации, проводившаяся в России по отношению к национальным меньшинствам?

Татры-мишари приняли ислам относительно рано – в конце XIII века. Некто Бахмет Усейнов приехал из Большой орды в Мещеру, на территории берегов Оки, Рязанского и Московского княжеств, и стал распространять ислам. Но его тут же схватили русские власти и заставили креститься, после чего все его потомки считались крещенными. Тогда же возник конфликт между рядовыми татарами-мишарями и крещенными князьями, которые были ширинами по происхождению. И те вынуждены были бежать в Замоскворечье, где до сих пор сохранилось много фамилий, указывающих на мишарское происхождение. Где-то в XIII-XIV вв. образовалось две Мещеры: русская – в окрестностях Москвы (Замоскворечье, Владимирская губерния) и татарская (междуречье Мохша – Цна – Ока). В дальнейшем их судьба оказалась несколько различной.
Во второй половине XVI века в качестве наместника местным татарам поставили церковного иерарха, специально, чтобы заставить их креститься. А для московских татар-мишарей кампания по крещению достигла пика в середине XVII века.
С середины XVIII века крещением татар-мишарей занималась новокрещенская контора. Многочисленность кампаний по крещению указывает на то, что это была постоянная практика для российского государства. Новокещенные татары постоянно наделялись особыми правами и привилегиями.

- Были ли у татар-мишарей культурные связи с Казанью?

- Из Булгарии к нам приходили такие промыслы как выделка кож, мыловарение и т.д. Развивались и торговые отношения. Однако эти связи были не достаточно интенсивными. Видимо, давала о себе знать территориальная разобщенность.

На происхождение от шумеров претендуют татары и чуваши. При этом народы опираются на сходство их языков с шумерским. Литературовед Олжас Сулейменов нашел 60 слов шумерского языка, которые схожи с тюркскими. Это основные слова, которые слегка варьируются в разных языках: ада – отец, ама – мать, ере – муж, ме – я, зе – ты, кир – земля, уд – огонь, удун – дерево, дингир – небо, тенгир – бог. Он считает, что шумерский и тюрский языки оказывали друг на друга влияние или имели общие корни. Возможно, народы жили рядом и могли смешиваться. Даже русский «богатырь» может иметь шумерские корни, ведь один из героев эпоса о Гильгамеше носит имя Бирхуртур. А имя Боходир и Боходур до сих пор носят многие узбеки и другие жители Азии.
В России проживает 5 310 649 татар, 1 435 872 чувашей, 289 862 узбеков.
В Среднюю Азию шумеры могли уходить от войн. В Туркменистане в советское время был найден ряд артефактов, идентичных шумерским, которые датируются IV веком до н.э.,. воинский шлем, найденный в Кара-Тепе повторяет шумерские шлемы ранней династии. Данные современных раскопов говорят о том, что в 2300-2250 годах до н.э. народы Месопотамии мигрировали в Туркмению и на территорию современного Синьцзяна (Китай), то есть территория Средней Азии подверглась серьезному влиянию шумеров.
А что говорят генетики? В их рядах нет единства. По гипотезе профессора Анатолия Клесова, шумеры - это народ, входящий в состав древних эрбов, обитавших в Прикаспийских степях 6 500 лет назад. Их потомки несут в генах гаплогруппу R1b или R1b1a2. Такие гаплогруппы встречаются у армян (до четверти населения), евреев, славян, арабов, жителей Средиземноморья и Западной Европы. Другие генетики считают, что эти гаплогруппы принадлежат не шумерам, а хурритам. А потомков шумер нужно вычислять по гаплогруппе J2, которая распространена среди арабов, ассирийцев, армян и некоторых народов Западной Европы.
Таким образом, сейчас в России живет 1182388 армян, 156 801 евреев и 111 016 896 русских - и все они потенциальные потомки шумеров.
Но ученые признаются, что исследования носят весьма неполный характер и дополнить их можно, лишь проведя масштабные исследования шумерских захоронений. А пока – шумеров можно искать другими способами. В том числе, сравнивая языки, культуры и артефакты. Исчезнуть они не могли, а значит, они живут среди нас.

Журнальные киоски железнодорожного вокзала Казани начали продавать новую книгу доктора филологических наук, академика Академии наук Республики Татарстан, профессора Мирфатыха Закиева «Правдивая история татарского народа». На титульном листе издания указано, что оно предназначено для гостей Универсиады, а на первых же страницах книги говорится, что само знаковое спортивное мероприятие дает татарскому народу шанс «сбросить с себя как старую шкуру вековые пласты лжи и обмана о себе».

Из книги татарского академика «гости Универсиады» смогут в частности узнать о том, что «язык американских индейцев изобилуют тюркскими заимствованиями», «шумерский язык, сохранившихся в клинописях, написанных 7-6 тысяч лет тому назад, содержит также очень много тюркских элементов», древнегреческие полисы на берегу Черного моря Фанагория и Пантикапей были построены тюрками, «еще в IV тысячелетии до н. э. тюркскими регионами стали Малая Азия, восточная часть Балканского полуострова, Восточная Европа». В качестве доказательств своих сенсационных открытий Мирфатых Закиев использует весьма своеобразные доводы из области лингвистики. Так, например, утверждая, что шумеры - это тюркский народ, он пишет следующее: «Изучив древние ассирийские и урартские письменные источники, ученые установили, что в IV-III тысячелетиях до н. э. в верхнем течении реки Тигр жили тюркоязычные субары. Этноним шумер является фонетическим вариантом этнонима субар>сумер>шумер».

Примерно в таком же духе он доказывает, что древняя религия зороастризм был также придумана изобретательными тюрками, поскольку, по его мнению, слово Авеста (священная книга зороастризма - прим. ИА REGNUM) восходит к тюркскому авуч - «ладонь», слово зороастр происходит от тюркского джараштр - «быть пригодным, примерять, приспосабливаться».

При этом академик критикует золотоордынскую концепцию этногенеза татарского народа, утверждающую, что современные татары являются потомками воинов Чингисхана и Батыя, с благословения властей республики активно насаждаемую в исторической науке постсоветского Татарстана. Мирфатых Закиев пишет о том, что «булгары первыми сумели в Восточной Европе дать реальный отпор и отразить волны монголо-татарского нашествия» (в 1223 году волжские булгары действительно разбили отряд монгольского полководца Субедея на Волге - прим. ИА REGNUM), и только после опустошительного западного похода Батыя «выжившие остатки булгар влачили жалкое существование в близком соседстве с русским народом».

«Появление подобных сочинений стали уже печальной традицией для исторической науки постсоветского Татарстана», - поделился своим мнением с ИА REGNUM руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. - Национальную историю татарского народа, которую сочиняют в Казани, должны скорее изучать не профессиональные историки, а скорее этнографы, занимающиеся сбором легенд, мифов и сказок, потому что подобные исследования больше напоминают художественные произведения в духе фэнтэзи, чем академическую литературу. Историческая наука Татарстана последние двадцать лет одержима желанием видеть в прошлом всех древних цивилизаций исключительно тюркские корни, при этом абсолютно не берется в расчет элементарная логика, факты, научные исследования других российских и зарубежных ученых. И если последние хотя бы отчасти не подтверждают «открытия» татарских академиков, то сразу же обвиняются ими в европоцентризме или татарофобии».

Напомним, что ранее в Татарстане уже издавались следующие книги татарских ученых: «Прототюрки и индейцы Америки» Абрара Каримуллина, в которой он доказывал, что язык майя, ацтеков и инков является тюркским; «Язык богов и фараонов», «Этот загадочный фестский диск» и «Родословная: историко-лингвистические исследования» Нурихана Фаттаха, который объяснял, что древние египтяне и греки родственны тюркам; «Курс лекций по истории татарского народа» Зуфара Мифтахова, в котором автор сообщал, что «ядро будущей булгарской этносистемы сформировалось в Месопотамии и представляло в шумерском обществе господствующее сословие воинов».