Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Фадеев разгром основное идейное содержание. Сюжет и композиция произведения

Фадеев разгром основное идейное содержание. Сюжет и композиция произведения

Гвозди бы делать из этих людей

Крепче бы не было в мире гвоздей

(Н. Тихонов. Баллада о гвоздях)

Вступление

Революция слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. И лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве.

Надо также иметь в виду, что Октябрьская революция важнейший этап в истории человечества породила в литературе и искусстве сложнейшие явления.

Со всей своей страстью писателя-коммуниста и революционера А.А. Фадеев стремился приблизить светлое время коммунизма. Эта гуманистическая вера в прекрасного человека пронизывала самые тяжелые картины и положения, в которые попадали его герои.

Для А.А. Фадеева революционер не возможен без этой устремленности в светлое будущее, без веры в нового, прекрасного, доброго и чистого человека.

Фадеев писал роман "Разгром" в течение трех лет с 1924 по 1927 годы, когда многие писатели писали хвалебные произведения о победе социализма. На этом фоне Фадеев написал, на первый взгляд, невыгодный роман: в ходе гражданской войны партизанский отряд был разгромлен физически, но морально он победил врагов своей верой в правильность выбранного пути. Мне кажется, Фадеев написал этот роман таким образом, чтобы показать, что революцию защищает не оголтелая толпа оборванцев, громящая и сметающая все на своем пути, а мужественные, честные люди, воспитавшие в себе и других нравственного, гуманного человека.

Если брать чисто внешнюю оболочку, развитие событий, то это действительно история разгрома партизанского отряда Левинсона. Но А.А. Фадеев использует для повествования один из самых драматических моментов в истории партизанского движения на Дальнем Востоке, когда объединенными усилиями белогвардейских и японских войск были нанесены тяжелые удары по партизанам Приморья.

Можно обратить внимание на одну особенность в построении Разгрома: каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и содержит полную психологическую развертку, углубленную характеристику одного из действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: Морозка, Мечик, Левинсон, Разведка Метелицы. Но это не значит, что эти лица действуют только в этих главах. Они принимают самое активное участие во всех событиях жизни всего отряда. Фадеев, как последователь Льва Николаевича Толстого, исследует их характеры во всех сложных и порой компрометирующих обстоятельствах. В то же время, создавая все новые психологические портреты, писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души, пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев. С каждым поворотом событий обнаруживаются все новые стороны характера.

Морозка

Морозка! Вглядываясь в облик лихого партизана, мы испытываем то счастливое чувство открытия яркого человеческого типа, которое приносит подлинно художественное произведение. Нам доставляет эстетическое наслаждение следить за перипетиями душевной жизни этого человека. Его нравственная эволюция заставляет задуматься о многом.

До вступления в партизанский отряд Морозка "не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными тропами" и жизнь казалась ему простой, немудрящей. Воевал храбро, но порой тяготился требовательностью Левинсона. Был щедр и самоотвержен, но не видел ничего дурного в том, чтобы набить мешок дынями с крестьянского баштана. Мог и напиться вдрызг, и изругать товарища, и грубо обидеть женщину.

Боевая жизнь приносит Морозке не только воинские навыки, но и сознание своей ответственности перед коллективом, чувство гражданственности. Наблюдая начинавшуюся панику на переправе (кто-то распространил слух, что пускают газы), он из озорства хотел было "для смеху" еще сильнее "разыграть" мужиков, но одумался и взялся наводить порядок. Неожиданно Морозка

"почувствовал себя большим, ответственным человеком...". Это сознание было радостным и многообещающим. Морозка учился держать себя в руках, "он невольно приобщался к той осмысленной здоровой жизни, какой, казалось, всегда живет Гончаренко...".

Многое еще предстояло преодолеть в себе Морозке, но в самом решающем - это подлинный герой, верный товарищ, самоотверженный боец. Не дрогнув, он пожертвовал собственной жизнью, поднял тревогу и предупредил отряд о вражеской засаде.

Метелица

Метелица. Пастух в прошлом, непревзойденный разведчик в партизанском отряде, он тоже навечно выбрал свое место в огне классовых битв.

В ходе работы над "Разгромом" образ Метелицы переосмысливался автором. Судя по черновой рукописи, вначале Фадеев намеревался показать прежде всего физическую силу и энергию своего героя. Метелица был озлоблен старой жизнью, не верил людям и даже презирал их, считал себя - гордого и одинокого - неизмеримо выше окружающих. Работая над романом, писатель освобождает образ Метелицы от таких "демонических" черт, развивает те эпизоды, в которых раскрывается светлый ум, широта мышления его героя. Его стремительная и нервная сила, которая могла бы носить разрушительный характер, под воздействием Левинсона получила верное направление, была поставлена на службу благородному и гуманному делу.

А способен Метелица на многое. Одна из ключевых в романе - та сцена, где показ

«Разгром»

Гражданская война - основная тема романа. Писатель не сомневается в том, что в революции победила историческая справедливость. Для Фадеева революция была в первую очередь началом нового мира. Каким быть этому миру, какие законы будут в нём царить, во многом зависит от того, как будут поняты причины революции, задачи классовой борьбы.

Роман был высоко оценен советской критикой сразу же после публикации. М. Горький полагал, что «Разгром» даёт «широкую, правдивую и талантливейшую картину Гражданской войны». Но полемику вызвали художественные принципы романа. Одним из предметов спора между литературными деятелями того времени был психологизм. Так, О. Брик написал статью, осудившую установку Фадеева на раскрытие внутреннего мира своих персонажей в ущерб исторической достоверности в изображении событий. Он называл Фадеева «интуитивистом», написавшим роман «по самоучителю Толстого и Чехова». А. Во-ронский увидел в романе «не только толстовское построение фразы, но и толстовское мироощущение, толстовский метод изображения психологического состояния человека». Как вы знаете, после революции некоторыми деятелями искусства объявлялся отказ от классического наследия. Психологизм теперь часто признавался не достоинством, а недостатком. «Человек ценен не тем, что он переживает, а тем, что он делает», - говорит герой романа. Фадеев же стремится исследовать психологию своих героев. Это определяется задачей, которую автор сформулировал во время встречи с молодыми читателями: «Какие основные мысли романа “Разгром”? Я могу их определить так, первая и основная мысль: в Гражданской войне происходит отбор человеческого материала, всё враждебное сметается революцией, всё, не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а всё, поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растёт, развивается в этой борьбе. Происходит огромная переделка людей». Это объясняет художественные особенности произведения и особенности его психологизма. Внимание писателя направлено на то, как его герои ведут себя в предлагаемых исторических условиях, принимают ли они требования, предъявляемые временем, революцией. Для членов партизанского отряда нет выбора. Они сражаются во имя будущего, которое для них не очень ясно, они точно знают только, что оно будет лучше прошлого и настоящего.

В этом отношении интересен образ Морозки, одного из героев романа. Собственно, его нахождение в центре произведения и объясняется тем, что он является образцом нового человека, подвергающегося «переделке». Автор говорил о нём в своём выступлении: «Морозка - человек с тяжёлым прошлым... Он мог украсть, мог грубо выругаться, мог врать, пьянствовать. Все эти черты его характера, бесспорно, огромные его недостатки. Но в трудные, решающие моменты борьбы он поступал так, как нужно для революции, преодолевая свои слабости. Процесс участия его в революционной борьбе был процессом формирования его личности...»

Говоря об отборе «человеческого материала», писатель имел в виду не только тех, кто оказался необходим революции. Люди, «непригодные» для строительства нового общества, беспощадно отбрасываются. Таким героем в романе является Мечик. Не случайно этот человек по социальному происхождению принадлежит к интеллигенции и сознательно приходит в партизанский отряд, ведомый представлением о революции как о великом романтическом событии. Принадлежность Мечика к иному классу, несмотря на сознательное желание сражаться за революцию, сразу же отталкивает от него окружающих. «Сказать правду, спасённый не понравился Морозке с первого взгляда. Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчёмные люди, которым нельзя верить». Такова первая аттестация, которую получает Мечик. Сомнения Морозки созвучны словам В. Маяковского: «Интеллигент не любит риска, / Он красен в меру, как редиска».

Мечику посвящены несколько глав, одна из которых носит очень характерное название «Один». Отчуждённость от коллектива, ощущение себя самостоятельной личностью - это в глазах Фадеева худший недостаток. Мечика нельзя переделать. И писатель презрительно замечает, что его герой не мог бы убить даже свинью, но свинину ел вместе со всеми, потому что был голоден. Он не может оскорбить женщину, выругаться, совершить мелкую кражу. Но эти достоинства для окружающих становятся недостатками, тем более что он не может также вычистить винтовку, обиходить лошадь, вообще стать бойцом. Проблема Мечика заключается в том, что он пришёл в отряд по доброй воле, но уйти из него, когда понимает своё несоответствие, уже не может. Покидает он отряд, лишь совершив предательство.

В этической системе романа классовая ненависть - совершенно естественное и ценное чувство. Мирная жизнь для автора «Разгрома» находится в самом низу ценностной шкалы. Высшее самоосуществление человека - это классовая борьба с оружием в руках. События, которые происходили в общественной жизни, были причиной изменений в психологии героев и пристального внимания автора к внутреннему миру человека.

Формулируя основные мысли романа «Разгром» и размышляя о переделке людей, Фадеев писал: «Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитаться». Таким выступает в романе Левинсон. За Левинсоном оставлено право на насилие потому, «что сила его правильная». Он не знает страха и сомнений, а если и знает, и испытывает обычные человеческие чувства, то стремится изо всех сил спрятать их. Он должен быть вожаком, который “ведёт за собой более отсталых”». Это образ идеальный, соответствующий не столько правде жизни, сколько авторской идее.

Характеризуя особенности произведений 1920-х годов, мы говорили об изображении революционной массы, поэтике мятежа. У Фадеева присутствуют не единичные герои, а единый коллектив, именно коллектив, а не толпа, не имеющая общих задач и ясно видимых ориентиров. Главное в нём - наличие объединяющей, высокой революционной цели. Стихийность, воспеваемая многими в те годы, вовсе не привлекает Фадеева. Члены отряда часто позволяют себе хулиганские поступки (кража дынь с баштана, например), которые являются свидетельством их невысокой сознательности, доказательством необходимости «переделки» человека для новой жизни. История с кражей дынь описана в самом начале романа, когда перед нами ещё «прежний» Морозка. Преодолевая стихийность, избавляясь от того, что принесено из прошлого, масса становится коллективом. «Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!» - восклицает Морозка, когда речь заходит об изгнании его из отряда. Товарищи выступают в защиту Морозки: «Я не в защиту, потому на две стороны тут не вильнёшь, - напакостил парень, сам я с ним кажен день маюсь... Только и парень, сказать, боевой, - не отымешь. Мы с ним весь Уссурийский фронт прошли, на передовых. Свой парень - не выдаст, не продаст...» - говорит Гончаренко. Ему вторит Дубов: «А нам он, думаешь, не свой?.. В одной дыре коптили... третий месяц под одной шинелькой спим!» Товарищество, прошедшее испытания, для этих людей является высшей ценностью.

Коллективом члены отряда осознают себя в противопоставлении мужикам (глава «Мужики и угольное племя»). Всё время пребывания отряда в деревне две группы людей существуют раздельно. Народ, ради счастья которого совершалась революция, не самое важное в данный момент. Даже более того - интересы революции и интересы народа часто не совпадают, революционная необходимость стоит выше народа. Партизанский отряд нужнее для революции, и когда, наступают трудные времена, Левинсон всё делает для отряда: «С этого дня Левинсон не считался уже ни с чем, если нужно было раздобыть продовольствие, выкроить лишний день отдыха. Он угонял коров, обирал крестьянские поля и огороды, но даже Морозка видел, что это совсем не похоже на кражу дынь с Рябцева баштана». Кража дынь была предпринята Морозной для себя, Левинсон же действует во имя интересов коллектива, а значит, по большому счёту - интересов революции.

Даже жизнь отдельного человека - партизана Фролова, смертельно раненного и поэтому мешающего продвижению отряда, - может быть принесена в жертву интересам коллектива. Социальная необходимость для Фадеева и его героя важнее «абстрактного гуманизма». Когда-то, рассуждая о жизни старухи процентщицы и благе человечества, Раскольников говорил: «Да тут же арифметика!» Действительно, арифметические расчёты убеждают в правоте Раскольникова и Левинсона. Но Ф.М. Достоевский отрицал такой подход к жизни, полагая, что нельзя покупать счастье всего человечества даже ценой одной «слезы ребёнка». Это этический императив1 всей русской классической литературы. Всегда она доказывала, что цель не оправдывает средства. У Фадеева же этическая система иная. Для него есть высшая цель - революционное благо, - оправдывающая любые средства.

Революционная этика построена на жёстко рациональном подходе к миру и человеку. Сам автор романа говорил: «Мечик, другой “герой” романа, весьма “морален” с точки зрения десяти заповедей... но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его внутренний эгоизм, отсутствие преданности делу рабочего класса, его сугубо мелкий индивидуализм». Здесь прямо противопоставлены мораль десяти заповедей и преданность делу рабочего класса. Автор, проповедующий торжество революционной идеи, не замечает, что соединение этой идеи с жизнью оборачивается насилием над жизнью, жестокостью. Для него исповедуемая идея не утопична, и поэтому любая жестокость оправданна.

"Разгром" Фадеева, анализ которого мы проведем в этой статье, был написан в 1927 году. Александр Александрович впервые в русской литературе сосредоточил основное внимание на изображении внутреннего мира участников гражданской войны и революции - рядовых героев. В романе все подчинено решению указанной задачи - от особенностей композиции, выбора ситуации до использованных в тексте приемов психологического анализа. Такова особенность произведения его, а также краткое содержание этого романа мы предлагаем вашему вниманию.

Выбор автором времени и места действия

Фадеев, рассказывая о развернувшемся на Дальнем Востоке в период гражданской войны, выбирает для своей повести трагическую ситуацию, которая обозначена в названии: речь идет о разгроме одного отряда партизан. Наиболее ярко в этих испытаниях раскрываются характеры различных героев, как показывает проведенный нами анализ. "Разгром" (Фадеев) - произведение, в котором большую роль играет идея трансформации личности. По словам самого автора, происходит "переделка людей".

Изображение психологии героев

Развернутое введение составляют первые 8 глав произведения "Разгром" Фадеева. Анализируя их, можно заметить, что целый ряд назван по именам главных героев романа: "Левинсон", "Мечик", "Морозка". Также можно отметить, что автор сознательно замедляет темп развития действия, с тем чтобы представить читателям истории главных персонажей, описать их взаимоотношения, подготовить к пониманию поведения их во время сражений.

Изображая психологию героев, писатель использует традицию классической русской литературы. Проводя анализ романа "Разгром" Фадеева, следует отметить, что больше всего Александр Александрович опирается на творчество Л. Н. Толстого. Автор следует его принципам, несмотря на то, что время, в которое создавалось произведение, было отмечено яростным отрицанием прошлого, в том числе литературного, а внимание к анализу внутреннего мира считалось "психоложеством". В традициях Толстого в тексте выдержаны приемы психологического анализа: пейзажные и портретные детали, а также внутренние монологи, обнаруживающие тайные причины действий героев, их чувства и мысли (главы "Девятнадцать", "Груз", "Левинсон").

Использование приема антитезы, ее анализ

"Разгром" (Фадеев А. А.) - это произведение, в котором используется прием антитезы, которая раскрывает напряженность психологических, нравственных, исторических конфликтов. В противопоставлении Морозки и Левинсона, а также последнего и Мечика показывается значение сознательности, убежденности в становлении человеческой личности.

Так, в произведении сталкиваются Мечик и Морозка. Анализ романа "Разгром" Фадеева выявляет, в чем состоит их противоборство. С самого начала при этом обнаруживается превосходство "классового чутья", присущего пролетариям, над сомнениями этого "чистенького" интеллигента, интересующегося не революцией как таковой, а собой в ней. Прочитав произведение, мы можем убедиться в том, что в романе явно главенствует классовый принцип, когда оценивается человек. Сказывается в этом прежде всего историческая ограниченность, присущая взглядам автора.

Изображение внутреннего становления человека

Основное внимание в романе "Разгром" Фадеев это доказывает) уделяет такому моменту, как формирование личности человека, борящегося за новую жизнь, нравственному и психологическому его становлению. Процесс возмужания его с наибольшей полнотой раскрывается на примере Ивана Морозова, шахтера по прозвищу Морозка. С ним связаны так или иначе 12 глав из 17. В произведении изображаются последовательно перемены в мыслях и чувствах этого человека. В этом процессе особую роль играет Левинсон, командир отряда. Подвиг стал итогом короткой жизни Ивана Морозова. Он ценой собственной жизни спас своих товарищей.

Герой, не выдержавший испытаний

Как мы уже отмечали, на антитезе строит свой роман "Разгром" Фадеев. Анализ произведения показывает, что антипод Ивана Морозова - Павел Мечик, не выдержавший испытаний суровой действительностью. Каждый его поступок автор трактует как выражение эгоизма, слабости, отсутствие нравственного стержня. Все эти черты в конце концов толкают Мечика к предательству. В развенчивании этого героя автор последователен. Этот человек для него изначально труслив, мелок, а страдания его ничтожны, поверхностны. В описании данного интеллигента мы не находим стремления к изображению противоречивой, сложной личности, характерной для современников автора.

Мы выделили лишь основные моменты, которые присутствуют в произведении "Разгром" Фадеева. Анализ наш можно дополнить. Ведь каждый из нас по-своему понимает литературу. Попробуйте самостоятельно найти некоторые другие особенности романа "Разгром" (Фадеев). Анализ по главам поможет вам лучше понять произведение, выявить интересные закономерности.

В произведении рассказывается о том, что Левинсон, командир отряда партизан, приказывает Морозке, своему ординарцу, отвезти в другой отряд пакет. Тому ехать не хочется, он предлагает поэтому отправить кого-либо другого. Командир, услышав об этом, приказывает спокойно своему ординарцу сдать оружие, после чего отправляться, куда ему вздумается. Одумавшись, Морозка решает взять письмо и едет с заданием, заметив, что ему никак нельзя "уйтить из отряда". Это не случайно отмечает Фадеев ("Разгром"). Анализ Морозко, главного персонажа романа, выявляет его сложный характер, внутреннюю борьбу. Чем она закончится, вы узнаете, дочитав до конца краткое содержание произведения.

Предыстория Морозки, герой подбирает Мечика

Опишем дальнейшие события. Затем следует предыстория Ивана Морозова. Он работал шахтером, уже во втором поколении. Морозка делал бездумно все в своей жизни, в том числе женился на Варе, гулящей откатчице, а затем так же ушел защищать Советы в восемнадцатом году.

На пути к отряду под командованием Шалдыбы, куда везет пакет ординарец, он замечает бой между партизанами и японцами. Русские солдаты бегут, бросив при этом раненого парнишку, одетого в городской пиджак. Морозка его подбирает и возвращается к своему командиру Левинсону. Проводя анализ рассказа "Разгром" Фадеева, мы уже упоминали о Павле Мечике. Чуть ниже мы подробнее представим вам этого героя.

Мечиков в лазарете

Павел Мечик, которого подобрал Иван, очнулся только в лесном лазарете, заметил медсестру Варю (которая является женой Морозки) и доктора Сташинского. Раненому делают перевязку. Сообщается в предыстории этого персонажа, что он, когда жил еще в городе, захотел погеройствовать, поэтому решил отправиться к партизанам. Однако разочаровался, когда попал к красным. Он пытается в лазарете разговориться с доктором Сташинским. Но тот, узнав, что этот человек водил дружбу в основном с максималистами-эсерами, неохотно разговаривает с Мечиком.

Проступок Морозки

Раненый герой сразу же не понравился Морозке. Его мнение о нем укрепилось, когда в лазарете Морозка навестил жену. После этого он попытался украсть у Рябца, сельского председателя, дыни. Однако вынужден был ретироваться, застигнутый хозяином. Жалуется Левинсону председатель, и тот отдает приказ забрать оружие у Морозки. Сельский сход был назначен на вечер для того, чтобы обсудить ненадлежащее поведение этого ординарца. Потолкавшись среди мужиков, Левинсон окончательно понимает, что отряду необходимо отступать, так как японцы уже совсем близко. Партизаны собираются к назначенному часу, и командир излагает, в чем дело, предлагая решить всем, как поступить с Морозкой.

Морозка дает обещание, догадывается о взаимоотношениях своей жены и Мечикова

Дубов, партизан, бывший шахтер, говорит, что необходимо выгнать из отряда ординарца. Это так сильно действует на провинившегося героя, что он дает слово никогда ничем больше не опозорить звание бывшего шахтера и партизана. Морозка в одну из своих поездок в лазарет догадывается о том, что у Мечика и его жены возникли особенные отношения. Никогда ранее не ревновавший ни к кому свою супругу, он на сей раз испытывает злобу и к своей жене, и к этому "маменькому сынку" (определение, которым награждает Морозка Мечика).

Мечику достается лошадь

Все в отряде думают, что Левинсон является человеком "правильной", "особой" породы. Партизаны считают, что командир все понимает и знает, хотя тот испытывал порой колебания и сомнения. Левинсон, собрав сведения со всех сторон, приказывает отступать своему отряду. Мечик, уже выздоровевший, возвращается в отряд. Командир распоряжается предоставить ему лошадь. Так Мечику достается "скорбная слезливая" кобыла по кличке Зючиха. Обиженный партизан не знает, как с ней обходиться. Не умея сблизиться с другими членами отряда, он не способен увидеть "главных пружин" его механизма.

Мечиков с Баклановым отправляются в разведку

Мечикова вместе с Баклановым решают отправить в разведку. Они натыкаются в деревне на японский патруль и убивают в перестрелке троих. Обнаружив главные силы японцев, двое партизан возвращаются в свой отряд.

История с Фроловым

Необходимо отступать, требуется эвакуировать госпиталь, однако раненого смертельно Фролова брать с собой нельзя. Сташинский и Левинсон поэтому решают дать ему яду. Их разговор случайно слышит Мечик. Он пытается помешать доктору. Тот на него кричит. Фролов понимает, в чем дело, и соглашается выпить яд.

События в деревне

Отступает отряд, Левинсон отправляется проверять караулы во время ночевки, затевает разговор с Мечиком, который стоит на посту часового. Тот пытается объяснить командиру, что ему плохо в отряде, но у Левинсона после этого разговора складывается впечатление, что этот партизан - "непроходимый путаник". Командир посылает в разведку Метелицу. Тот прокрадывается в деревню, где находятся в то время казаки, забирается за ограду дома, в котором живет временно начальник эскадрона. Казаки его обнаруживают, запирают в сарае, а наутро допрашивают, после чего ведут на площадь. Здесь человек в жилетке выходит вперед, ведя испуганного пастушонка за руку. Этому мальчику Метелица оставил коня накануне, встретившись с ним в лесу. Начальник казаков хочет допросить ребенка "по-своему", однако Метелица, стремясь задушить, бросается на него. Стреляет начальник - и погибает Метелица.

Сражение с казаками

Продолжает свое произведение Фадеев Александр ("Разгром"). Анализируя дальнейшее содержание, можно выделить следующие ключевые моменты. Казачий эскадрон уходит по дороге. Его в это время обнаруживают партизаны, которые устраивают засаду, обратив в бегство казаков. Убивают во время сражения коня Морозки. Партизаны, заняв седло, по приказу командира расстреливают вышеупомянутого человека в жилетке. В село на рассвете прибывает конница врагов. Отряд Левинсона, значительно поредевший, отступает в лес, на болота, но застревает там, поскольку впереди трясина. Тогда Левинсон решает гатить болото. Осуществив это, отряд пробирается к мосту, где устроили засаду казаки. Отправляется в дозор Мечик, но бежит, обнаруженный казаками, побоявшись предупредить отряд Левинсона. Морозка, ехавший вслед за ним, стреляет три раза, как договаривались, и погибает. Отряд Левинсона бросается в атаку, в живых остается лишь 19 человек.

Гвозди бы делать из этих людей –

Крепче бы не было в мире гвоздей…

(Н. Тихонов. «Баллада о гвоздях»)

Вступление

Революция – слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть

отраженным в литературе. И лишь считанные единицы писателей и поэтов,

оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве.

Надо также иметь в виду, что Октябрьская революция – важнейший этап в

истории человечества – породила в литературе и искусстве сложнейшие

Со всей своей страстью писателя-коммуниста и революционера А.А. Фадеев

стремился приблизить светлое время коммунизма. Эта гуманистическая вера в

прекрасного человека пронизывала самые тяжелые картины и положения, в

которые попадали его герои.

Для А.А. Фадеева революционер не возможен без этой устремленности в

светлое будущее, без веры в нового, прекрасного, доброго и чистого

человека.

Фадеев писал роман "Разгром" в течение трех лет с 1924 по 1927 годы,

когда многие писатели писали хвалебные произведения о победе социализма. На

этом фоне Фадеев написал, на первый взгляд, невыгодный роман: в ходе

гражданской войны партизанский отряд был разгромлен физически, но морально

он победил врагов своей верой в правильность выбранного пути. Мне кажется,

Фадеев написал этот роман таким образом, чтобы показать, что революцию

защищает не оголтелая толпа оборванцев, громящая и сметающая все на своем

пути, а мужественные, честные люди, воспитавшие в себе и других

нравственного, гуманного человека.

Если брать чисто внешнюю оболочку, развитие событий, то это

действительно история разгрома партизанского отряда Левинсона. Но А.А.

Фадеев использует для повествования один из самых драматических моментов в

истории партизанского движения на Дальнем Востоке, когда объединенными

усилиями белогвардейских и японских войск были нанесены тяжелые удары по

партизанам Приморья.

Можно обратить внимание на одну особенность в построении «Разгрома»:

каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и содержит полную

психологическую развертку, углубленную характеристику одного из действующих

лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик»,

«Левинсон», «Разведка Метелицы». Но это не значит, что эти лица действуют

только в этих главах. Они принимают самое активное участие во всех событиях

жизни всего отряда. Фадеев, как последователь Льва Николаевича Толстого,

исследует их характеры во всех сложных и порой компрометирующих

обстоятельствах. В то же время, создавая все новые психологические

портреты, писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души,

пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев. С каждым поворотом

событий обнаруживаются все новые стороны характера.

Морозка! Вглядываясь в облик лихого партизана, мы испытываем то

счастливое чувство открытия яркого человеческого типа, которое

приносит подлинно художественное произведение. Нам доставляет

эстетическое наслаждение следить за перипетиями душевной жизни этого

человека. Его нравственная эволюция заставляет задуматься о многом.

До вступления в партизанский отряд Морозка "не искал новых дорог, а

шел старыми, уже выверенными тропами" и жизнь казалась ему простой,

немудрящей. Воевал храбро, но порой тяготился требовательностью

Левинсона. Был щедр и самоотвержен, но не видел ничего дурного в том,

чтобы набить мешок дынями с крестьянского баштана. Мог и напиться вдрызг,

и изругать товарища, и грубо обидеть женщину.

Боевая жизнь приносит Морозке не только воинские навыки, но и

сознание своей ответственности перед коллективом, чувство

гражданственности. Наблюдая начинавшуюся панику на переправе (кто-то

распространил слух, что пускают газы), он из озорства хотел было

"для смеху" еще сильнее "разыграть" мужиков, но одумался и взялся

наводить порядок. Неожиданно Морозка

"почувствовал себя большим, ответственным человеком...". Это сознание

было радостным и многообещающим. Морозка учился держать себя в

руках, "он невольно приобщался к той осмысленной здоровой жизни,

какой, казалось, всегда живет Гончаренко...".

Многое еще предстояло преодолеть в себе Морозке, но в самом решающем

Это подлинный герой, верный товарищ, самоотверженный боец. Не дрогнув,

он пожертвовал собственной жизнью, поднял тревогу и предупредил

отряд о вражеской засаде.

Метелица

Метелица. Пастух в прошлом, непревзойденный разведчик в партизанском

отряде, он тоже навечно выбрал свое место в огне классовых битв.

В ходе работы над "Разгромом" образ Метелицы переосмысливался

прежде всего физическую силу и энергию своего героя. Метелица был озлоблен

старой жизнью, не верил людям и даже презирал их, считал себя -

гордого и одинокого - неизмеримо выше окружающих. Работая над романом,

писатель освобождает образ Метелицы от таких "демонических" черт,

развивает те эпизоды, в которых раскрывается светлый ум, широта

мышления его героя. Его стремительная и нервная сила, которая могла

бы носить разрушительный характер, под воздействием Левинсона получила

верное направление, была поставлена на службу благородному и гуманному

А способен Метелица на многое. Одна из ключевых в романе - та

сцена, где показан военный совет, на котором обсуждалась очередная боевая

операция. Метелица предложил дерзкий и оригинальный план,

свидетельствующий о его недюжинном уме.

Бакланов

Бакланов. Он не просто учится у Левинсона, а подражает ему во всем,

даже в манере поведения. Его восторженное отношение к командиру

может вызвать улыбку. Однако при этом нельзя не заметить, что дает эта

учеба: помощник командира отряда заслужил всеобщее уважение своей

спокойной энергией, четкостью, организованностью, помноженными на

храбрость и

самоотверженность, он один из людей, ведающих всеми отрядными делами.

В финале "Разгрома" говорится о том, что в Бакланове Левинсон видит

своего преемника. В рукописи романа эта мысль развивалась еще

подробнее. Сила, двигавшая Левинсоном и внушавшая ему уверенность в

том, что уцелевшие девятнадцать бойцов продолжат общее дело, была

"не силой отдельного человека", умирающей вместе с ним, "а была силой

тысяч и тысяч людей (какой горел, например, Бакланов), то есть силой

неумирающей и вечной".

Левинсон

Фигура Левинсона открывает галерею "людей партии" - нарисованных

советскими писателями. Художественная привлекательность этого образа в

том, что он раскрыт "изнутри", озарен светом великих идей, вдохновляющих

таких людей.

Как живой встает со страниц книги невысокий рыжебородый

человек, берущий не физической силой, не зычным голосом, но

крепким духом, несгибаемой волей. Изображая энергичного, волевого

командира, Фадеев подчеркивал необходимость для него выбрать

правильную тактику, которая обеспечивает целеустремленное воздействие на

людей. Когда Левинсон властным

окриком останавливает панику, когда он организует переправу через трясину,

в памяти всплывают коммунисты - герои первых повестей Фадеева. Но этот

образ произвел огромное впечатление на читателей несходством со

своими предшественниками. В "Разгроме" художественные акценты были

перенесены на мир чувств, мыслей, переживаний революционного бойца,

большевистского

деятеля. Внешняя неказистость, болезненность Левинсона призваны

оттенить главную его силу - силу политического, нравственного влияния на

окружающих. Он находит "ключик" и к Метелице, чью энергию надо направить в

нужное русло, и к Бакланову, ждущему лишь сигнала к самостоятельным

действиям, и к Морозке, который нуждается в строгой заботе, и ко всем

остальным партизанам.

Левинсон казался всем человеком "особой, правильной породы", вообще не

подверженным душевным тревогам. В свою очередь, он привык думать,

что, обремененные повседневной мелочной суетой, люди как бы передоверили

ему и его товарищам самые важные свои заботы. Поэтому ему кажется нужным,

выполняя роль человека сильного, "всегда идущего во главе", тщательно

прятать свои

сомнения, скрывать личные слабости, строго соблюдать дистанцию между собой

Больше того, он считает обязательным рассказать о них читателю, показать

затаенные уголки души Левинсона. Вспомним, например, Левинсона в

момент прорыва белоказачьей засады: изнемогавший в непрерывных

испытаниях, этот железный человек "беспомощно оглянулся, впервые ища

поддержки со стороны...". В 20-х годах писатели нередко, рисуя смелого и

бесстрашного комиссара, командира, не считали возможным изображать его

сложность нравственного состояния командира отряда, и цельность его

характера, - в конечном счете Левинсон обязательно приходит к новым

решениям, его воля не слабеет, а закаляется в трудностях,

он, учась управлять другими, учится управлять самим собой.

Левинсон любит людей, и эта любовь требовательная, деятельная.

Выходец из мелкобуржуазной семьи, Левинсон задавил в себе сладкую тоску о

красивых птичках, которые, как уверяет детей фотограф, вдруг вылетят из

аппарата. Он ищет точек сближения мечты о новом человеке с сегодняшней

действительностью. Левинсон исповедует принцип борцов и преобразователей:

"Видеть все так, как

оно есть, для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то,

что рождается и должно быть..."

Верностью такому принципу определяется вся жизнедеятельность

Левинсона. Он остается самим собой и тогда, когда с чувством "тихого,

немножко жуткого восторга" любуется дневальным, и тогда, когда силой

принуждает партизана достать рыбу из реки, или предлагает сурово наказать

Морозку, или конфискует единственную у корейца свинью, чтобы накормить

изголодавшихся партизан.

Через весь роман проходит противопоставление действенного

гуманизма гуманизму абстрактному, мелкобуржуазному. Здесь лежит

водораздел между Левинсоном и Морозкой, с одной стороны, и Мечиком -

с другой. Широко пользуясь приемом контрастного сопоставления

персонажей, Фадеев охотно сталкивает их между собой, проверяет каждого

отношением к одним и тем же ситуациям. Восторженный позер и чистюля

Мечик не прочь порассуждать о высоких материях, но страшится прозы

жизни. От его витийства только вред: он отравил последние минуты Фролову,

рассказав о конце, который его ждет, устраивал истерику, когда у

корейца отбирали свинью. Плохой товарищ, нерадивый партизан, Мечик

считал себя выше, культурнее, чище таких, как Морозка. Проверка жизнью

показала иное: героизм, самоотверженность ординарца и трусость белокурого

красавчика, предавшего отряд, чтобы спасти собственную шкуру. Мечик

оказался антиподом и Левинсону. Командир отряда быстро понял, какой это

ленивый и безвольный человечишка, "никчемный пустоцвет". Мечик сродни

анархисту и дезертиру Чижу, богобоязненному шарлатану Пике.

Фальшивый гуманизм был ненавистен Фадееву. Он,

безапелляционно отвергавший абстрактно-романтическую эстетику, на деле

не только мастерски анализировал реальные будни противоречивой

действительности, но и смотрел на них с высоты целей и идеалов

"третьей действительности", как именовал будущее Горький. Внешнему,

показному в "Разгроме" противостоит внутренне значительное, истинное, и

в этом смысле сравнение образов Морозки и Мечика представляется

чрезвычайно важным.

Мечик является антиподом Морозки. На все протяжении романа прослеживается

их противопоставление друг другу. Если характер Морозки в ряде эпизодов

выражает психологию массы со всеми ее недостатками, унаследованными от

старых времен, то индивидуальность Мечика, наоборот, предстает как бы

дистиллированной, внутренне чуждой глубоким интересам народа, оторванной от

него. В результате же и поведение Морозки, пока он не обретает черты

самостоятельной личности, оказывается в чем-то антиобщественным, и Мечик

губит не только товарищей, но и себя как личность. Разница между ними в

том, что у Морозки есть перспектива преодоления недостатков, а у Мечика

Мечик, другой «герой» романа, весьма «морален» с точки зрения десяти

заповедей… но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его

внутренний эгоизм, отсутствие преданности делу рабочего класса.

Мечик постоянно отделяет себя от других и противопоставляет себя всем

окружающим, в том числе и наиболее близким из них – Чижу, Пике, Варе. Его

желания почти стерильно очищены от внутренних подчиненности всему тому, что

кажется ему некрасивым, с чем мирятся и что принимают как должное многие

вокруг. И Фадеев поначалу даже сочувственно акцентирует это стремление к

чистоте и независимости, это самоуважение, стремление сохранить свою

личность, мечту о романтическом подвиге и прекрасной любви.

Однако осознание себя человеком, личностью, столь дорогое для Фадеева, в

Мечике оказывается совершенно абсолютизированным, оторванным от

общенародного начала. Он не чувствует своей связи с обществом, а потому при

любом соприкосновении с другими людьми теряется – и перестает чувствовать

себя человеком. Как раз то, что могло бы стать в Мечике наиболее ценным,

начисто исчезает у него в сложностях в реальной жизни. Он не в состоянии

быть личностью, быть верным самому себе. В результате ничего не остается от

его идеалов: ни столь желанного благородного подвига, ни чистой любви к

женщине, ни благодарности за спасение.

На Мечика никто не в состоянии положиться, он всех может предать. Он

влюбляется в Варю, но прямо об этом не может сказать ей. Мечик стыдится

любви Вари, боится кому-либо показать свою нежность к ней и в конце концов

грубо отталкивает ее. Так из-за слабости совершается и еще один шаг по той

дороге к предательству, по которой идет развитие характера Мечика в книге и

которая позорно и страшно заканчивается двойным предательством: не сделав

сигнальных выстрелов и сбежав дозора, Мечик обрекает на гибель и своего

спасителя Морозку, и весь отряд. Так вырождается и вянет, не успев

расцвести, та личность, которую не питают родные соки.

Заключение

В заключении мне бы хотелось определить главную тему романа и выразить

свое отношение к роману.

Осмелюсь вставить слова самого А.А. Фадеева, определившего основную тему

своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого

материала, все враждебное сметается революцией, все не способное к

настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции

отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных

масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит

огромнейшая переделка людей».

Непобедимость революции – в ее жизненной силе, в глубине проникновения в

сознание зачастую самых отсталых в прошлом людей. Подобно Морозке, эти люди

поднимались к осознанному действию ради самых высоких исторических целей. В

этом и была главная оптимистическая идея трагического романа «Разгром».

Мне кажется, что судьба страны в руках самой страны. Но как сказал сам

народ, что из него как из деревянного полена, смотрю кто его обрабатывает…

«Отбор человеческого материала» ведет и сама война. Чаще погибают в боях

лучшие – Метелица, Бакланов, Морозка, сумевший осознать значимость

коллектива и подавить свои эгоистические устремления, а остаются такие, как

Чиж, Пика и предатель Мечик. Бесконечно жалко всех –ведь народ образуется

не в итоге отбора, «выбраковывания», отсева. В этих строках Марины Цветаев

о гражданской войне, про которую говорят, что все, в ней проигравшие,

отражается мое отношение ко всему тогда происходившему в нашей стране:

Все рядком лежат –

Не развесть межой

Поглядеть: солдат

Где свой, где чужой,

Белым был – красным стал

Кровь обагрила,

Красным был – белым стал

Смерть побелила.

1. МОРОЗКА

Левинсон, командир партизанского отряда, передает пакет своему ординарцу

Морозке, приказывая отвезти его к командиру другого отряда Шалдыбе, но

Морозке ехать не хочется, он отнекивается и пререкается с командиром.

Левинсону надоедает постоянное противоборство Морозки. Он забирает письмо,

а Морозке советует “катиться на все четыре стороны. Мне баламутов не надо”.

Морозка моментально передумывает, берет письмо, объясняя скорее себе, чем

Левинсону, что ему нельзя без отряда, и, повеселев, уезжает с пакетом.

Морозка - шахтер во втором поколении. Он родился в шахтерском бараке, а в

двенадцать лет сам стал “катать вагонетки”. Жизнь шла по накатанному пути,

как у всех. Сидел Морозка и в кутузке, служил в кавалерии, был ранен и

контужен, поэтому еще до революции “уволен из армии по чистой”. Вернувшись

из армии, женился. “Он все делал необдуманно: жизнь казалась ему простой,

немудрящей, как кругленький муромский огурец с сучанских баштанов”

(огородов). А позже, в 1918 году, ушел он, забрав жену, защищать Советы.

Власть отстоять не удалось, поэтому подался в партизаны. Заслышав выстрелы,

Морозка ползком забрался на вершину сопки и увидел, что белые атакуют

бойцов Шалдыбы, а те бегут. “Разъяренный Шалдыба хлестал плеткой во все

стороны и не мог удержать людей. Видно было, как некоторые срывали украдкой

красные бантики”.

Морозка возмущен, видя все это. Среди отступающих Морозка увидел хромающего

мог. Он подозвал коня, взлетел на него и погнал к упавшему парнишке. Кругом

свистели пули. Морозка заставил коня лечь, положил поперек крупа раненого и

поскакал в отряд Левинсона.

Но спасенный сразу не понравился Морозке. “Морозка не любил чистеньких

людей. В его практике это были непостоянные, никчемные люди, которым нельзя

было верить”. Левинсон распорядился отвезти парня в лазарет. В кармане

раненого лежали документы на имя Павла Мечика, сам же он был без сознания.

Очнулся лишь тогда, когда его несли в лазарет, потом заснул до утра.

Очнувшись, Мечик увидел врача Сташинского и сестру Варю с золотисто-русыми

пушистыми косами и серыми глазами. При перевязке Мечику было больно, но он

не кричал, чувствуя присутствие Вари. “А кругом стояла сытая таежная

тишина”.

Три недели назад Мечик радостно шагал по тайге, направляясь с путевкой в

сапоге в партизанский отряд. Неожиданно из кустов выскочили люди, они

подозрительно отнеслись к Мечику, не разобравшись, по малограмотности, в

его документах, вначале избили, а затем приняли в отряд. “Окружавшие люди

нисколько не походили на созданных его пылким воображением. Эти были

грязнее, вшивее, жестче и непосредственней...” Они ругались и дрались между

собой из-за любого пустяка, издевались над Мечи-ком. Но это были не

книжные, а “живые люди”. Лежа в госпитале, Мечик вспоминал все пережитое,

ему было жаль хорошего и искреннего чувства, с которым он шел в отряд. С

особой благодарностью он принимал заботы о себе. Раненых было мало. Тяжелых

двое: Фролов и Мечик. С Мечиком часто беседовал старик Пика. Изредка

приходила “миловидная сестра”. Она обшивала и обстирывала весь госпиталь,

но к Мечику относилась особенно “нежно и заботливо”. Про нее Пика сказал:

она “блудливая”. “Морозка, муж ее, в отряде, а она блудит”. Мечик

поинтересовался, почему сестра такая? Пика ответил: “А шут ее знает, с чего

она такая ласковая. Не может никому отказать - и все тут...”

3. ШЕСТОЕ ЧУВСТВО

Морозка почти сердито думал о Мечике, зачем такие идут к партизанам “на все

готовое”. Хотя это была неправда, впереди был тяжелый “крестный путь”.

Проезжая мимо баштана, Морозка слез с коня и стал торопливо набирать в

мешок дыни, пока его не застал хозяин. Хома Егорович Ря-бец погрозился

найти на Морозку управу. Хозяин не верил, что человек, которого он кормил и

одевал как сына, обкрадывает его баштаны.

Левинсон беседовал с вернувшимся разведчиком, докладывающим, что отряд

Шалдыбы сильно потрепали японцы, и сейчас партизаны отсиживаются в

корейском зимовье. Левинсон чувствовал, что творится неладное, но разведчик

ничего путевого сказать не мог.

В это время пришел Бакланов, заместитель Левинсона. Он привел возмущенного

Рябца, пространно рассказывающего о поступке Морозки. Вызванный Морозка

ничего не отрицал. Он только возразил Левинсону, приказавшему сдать оружие.

Морозка посчитал это слишком строгим наказанием за воровство дынь. Левинсон

созвал сельский сход - пусть все знают...

Потом Левинсон попросил Рябца собрать по деревне хлеб и скрытно насушить

пудов десять сухарей, не объясняя для кого. Бакланову он приказал: с

завтрашнего дня лошадям увеличить порцию овса.

Приезд Морозки в госпиталь нарушил душевное состояние Мечика. Он все время

думал, почему Морозка так пренебрежительно смотрел на него. Да, он спас ему

жизнь. Но это не давало право Морозке не уважать Мечика. Павел уже

выздоравливал. А рана Фролова была безнадежна. Мечик припомнил события

последнего месяца и, укрывшись с головой одеялом, разрыдался.

5. МУЖИКИ И “УГОЛЬНОЕ ПЛЕМЯ”

Желая проверить свои опасения, Левинсон пошел на собрание заблаговременно,

рассчитывая услышать разговоры мужиков, слухи. Мужики удивлялись, что сход

собрали в будний день, когда на покосе горячая пора.

Они говорили о своем, не обращая внимания на Левинсона. “Он был такой

маленький, неказистый на вид - весь состоял из шапки, рыжей бороды да

ичигов выше колен”. Слушая мужиков, он улавливал понятные ему одному

тревожные нотки. Понимал, что надо уходить в тайгу, затаиться. А пока

выставить повсюду посты. Между тем пришли и шахтеры. Народу постепенно

набралось достаточно. Левинсон радостно приветствовал Дубо-ва - рослого

забойщика.

Рябец недовольно попросил Левинсона начинать. Теперь вся эта история

казалась ему никчемной и хлопотной. Левинсон же упирал на то, что это дело

касается всех: в отряде много местных. Все недоумевали: зачем надо было

воровать - попроси Морозка, любой бы ему дал этого добра. Мо-розку вывели

вперед. Дубов предложил гнать Морозку в шею. Но Гонча-ренко заступился за

Морозку, назвав его боевым парнем, прошедшим весь Уссурийский фронт. “Свой

парень - не выдаст, не продаст...”

Спросили Морозку, и тот сказал, что сделал это необдуманно, по привычке,

дал шахтерское слово, что никогда подобное не повторится. На том и

порешили. Левинсон предложил в свободное от военных действий время не

слоняться по улицам, а помогать хозяевам. Крестьяне остались довольны таким

предложением. Помощь была не лишней.

6. ЛЕВИНСОН

Отряд Левинсона стоял на отдыхе уже пятую неделю, оброс хозяйством, много

было дезертиров из других отрядов. До Левинсона доходили тревожные вести, и

он боялся сдвинуться с этой махиной. Для своих подчиненных Левинсон был

“железным”. Он скрывал свои сомнения и страхи, всегда уверенно и четко

отдавая распоряжения. Левинсон “правильный” человек, всегда думающий о

деле, знал свои слабости и людские, и еще он четко понимал: “вести за собой

других людей можно, только указывая им на их слабости и подавляя, пряча от

них свои”. Вскоре Левинсон получил “страшную эстафету”. Ее прислал

начальник штаба Суховей-Ковтун. Он писал о нападении японцев, о разгроме

главных партизанских сил. После этого сообщения Левинсон собирал сведения

об окружающей обстановке, а внешне оставался уверенным, знающим, что

делать. Главной задачей на этот момент было “сохранить хотя бы небольшие,

но крепкие и дисциплинированные единицы...”.

Призвав к себе Бакланова и начхоза, Левинсон предупредил их, чтобы были

готовы к выступлению отряда. “В любой момент быть готовым”.

Вместе с деловыми письмами из города Левинсон получил записку и от жены. Он

перечел ее только ночью, когда все дела были закончены. Тут же написал

ответ. Потом поехал проверить посты. В ту же ночь съездил в соседний отряд,

увидел его плачевное состояние и решил сниматься с места.

Левинсон отправил Сташинскому письмо, в котором говорилось, что надо

постепенно разгружать лазарет. С этого времени люди стали расходиться по

деревням, свертывая безрадостные солдатские узелки. Из раненых остались

только Фролов, Мечик и Пика. Собственно, Пика ничем не болел, он просто

прижился у госпиталя. Мечику тоже уже сняли повязку с головы. Варя

говорила, что скоро он уйдет в отряд Левинсона. Мечик мечтал в отряде

Левинсона поставить себя уверенным и дельным бойцом, и, когда вернется в

город, никто его не узнает. Так он изменится.

8. ПЕРВЫЙ ХОД

Появившиеся дезертиры перебаламутили всю округу, посеяли панику, якобы идут

большие силы японцев. Но разведка не нашла японцев за десять верст в

округе. Морозка отпросился у Левинсона во взвод к ребятам, а вместо себя

В тот же вечер Морозка перебрался во взвод и был вполне счастлив. А ночью

встали по тревоге - за рекой слышались выстрелы. Это была ложная тревога:

стреляли свои по приказу Левинсона. Командир хотел проверить боеготовность

отряда. Потом при всем отряде Левинсон объявил о выступлении.

9. МЕЧИК В ОТРЯДЕ

Начхоз появился в госпитале заготовить продукты на случай, если отряду

придется скрываться тут, в тайге.

В этот день Мечик впервые встал на ноги и был очень счастлив. Вскоре он

ушел с Пикой в отряд. Их встретили доброжелательно и определили во взвод к

Кубраку. Вид лошади, вернее клячи, которую ему выдали, почти оскорбил

Мечика. Павел даже пошел в штаб высказать свое недовольство по поводу

кобылы, определенной ему. Но в последний момент заробел и ничего не сказал

Левинсону. Кобылу же он решил уморить, не следя за ней. “Зючиха обросла

паршами, ходила голодная, непоенная, изредка пользуясь чужой жалостью, а

Мечик снискал всеобщую нелюбовь, как “лодырь и задавала”. Сошелся он только

с Чижом, никчемным человеком, да с Пикой по старой памяти. Чиж хаял

Левинсона, называя его недальновидным и хитрым, “на чужом горбу делающим

себе капиталец”. Мечик не верил Чижу, но с удовольствием слушал грамотную

речь. Правда, вскоре Чиж стал Мечику неприятен, избавиться же от него не

было никакой возможности. Чиж научил Мечика отлынивать от дневальства, от

кухни, Павел стал огрызаться, учился отстаивать свою точку зрения, а жизнь

отряда “шла мимо” него.

10. НАЧАЛО РАЗГРОМА

Забравшись в глухое место, Левинсон почти потерял связь с другими отрядами.

Связавшись с железной дорогой, командир узнал, что скоро придет эшелон с

оружием и обмундированием. “Зная, что рано или поздно отряд все равно

откроют, а зимовать в тайге без патронов и теплой одежды невозможно,

Левинсон решил сделать первую вылазку”. Отряд Дубова напал на товарняк,

н"агрузив лошадей, увернулся от разъездов и, не потеряв ни одного бойца,

вернулся на стоянку. В тот же день партизанам раздали шинели, патроны,

шашки, сухари... Вскоре в разведку поехали Мечик и Бакланов, хотевший

проверить “новенького” в деле. Дорогой они разговорились. Мечику Бакланов

нравился все больше и больше. Но задушевного разговора не получилось.

Бакланов просто не понял мудреных рассуждений Мечика. В селе они нарвались

на четырех японских солдат: двух убил Бакланов, одного - Мечик, а последний

убежал. Отъехав от хутора, они увидели, как оттуда выходят главные силы

японцев. Все разузнав, погнали в отряд.

Ночь прошла тревожно, а наутро отряд был атакован неприятелем. У нападавших

было орудие, пулеметы, поэтому партизанам ничего не осталось делать, как

отступать в тайгу. Мечику было жутко, он ждал, когда все кончится, а Пика,

не поднимая головы, палил в дерево. В себя Мечик пришел только в тайге.

“Здесь было темно и тихо, и строгий кедрач прикрывал их покойными,

обомшелыми лапами”.

11. СТРАДА

Отряд Левинсона укрывается в лесу после боя. За голову Левинсона назначена

награда. Отряд вынужден отступать. Из-за нехватки провизии приходится

обворовывать огороды, поля. Что бы накормить отряд Левинсон отдает приказ

убить свинью корейца. Для корейца это еда на всю зиму. Что бы отступать и

не таскать за собой раненого Фролова, Левинсон принимает решение отравить

его. Но Мечик подслушал его замысел и портит последние минуты жизни

Фролова. Фролов все понимает и выпивает предложенный ему яд. Показывается

лжегуманизм Мечика, его мелочность.

12. ПУТИ-ДОРОГИ

Похоронили Фролова. Пика сбежал. Морозка вспоминает свою жизнь и грустит о

Варе. Варя в это время думает о Мечике, она видит в нем свое спасение, она

впервые в жизни полюбила кого-то по-настоящему. Мечик ничего этого не

понимает и наоборот избегает ее и грубо обходится с ней.

Партизаны сидят и рассуждают а народе, о мужицком характере. Левинсон

отправляется на осмотр дозоров и натыкается на Мечика. Мечик рассказывает

ему о своих переживаниях, думах, о своей нелюбви к отряду, о не понимании

всего происходящего вокруг. Левинсон пытается его переубедить, но все

тщетно. Метелицу отправили в разведку.

14. РАЗВЕДКА МЕТЕЛИЦЫ

Метелица поехал в разведку. Почти доехав до нужного места, он встречает

мальчика-пастуха. Знакомится с ним, узнает у него сведения о том, где

расположены белые в селе, оставляет у него коня и отправляется в село.

Подкравшись к дому командира белых, Метелица подслушивает, но его заметил

часовой. Метелицу поймали. В это время в отряде все переживают за него и

ждут его возвращения.

15. ТРИ СМЕРТИ

На следующий день Метелицу повели на допрос, но он ничего не сказал.

Устраивают публичный суд, пастух у которого он оставлял коня не выдает его,

но хозяин мальчика выдает Метелицу. Метелица пытается убить начальника

эскадрона. Метелицу расстреляли. Отряд партизан идет на выручку Метелице,

но уже слишком поздно. Человека сдавшего Метелицу партизаны поймали и

расстреляли. В бою у Морозка убивают коня, с горя он напивается.

16. ТРЯСИНА

Варя, не участвовавшая в бою, возвращается и ищет Морозка. Находит пьяным и

уводит с собой, успокаивает, пытается помириться с ним. На отряд наступают

белые. Левинсон принимает решение отступать в тайгу, в болота. Отряд быстро

устраивает переправу через болота и переправившись подрывает ее. Отряд

оторвался от преследования белых, потеряв при это почти всех людей.

17. ДЕВЯТНАДЦАТЬ

Оторвавшись от белых отряд, решает идти на Тудо-Вакскй тракт, где находится

мост. Что бы избежать засады, посылают вперед дозор состоящий из Мечика и

Морозки. Мечика, ехавшего впереди поймали белогвардейцы, он смог убежать от

них. Следом едущий Морозка погибает как герой, но при это предупредил своих

товарищей о засаде. Завязывается бой, в котором гибнет Бакланов. От отряда

остается всего 19 человек. Мечик остается один в тайге. Левинсон с

остатками отряда выезжает из леса.

Сочинение

А. Фадеев в своем романе «Разгром» более объективно, чем другие советские писатели того времени, осветил гражданскую войну. В основу его произведения положены реальные события — один из эпизодов разгрома партизанского отряда на Дальнем Востоке.

Сам Фадеев писал об основной мысли своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции, …развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».

Очень показательно, что писатель, говоря о героях «Разгрома», называет их «человеческим материалом». Революция и гражданская война требовала именно «материала» для победы и построения нового общества. Человеческая жизнь не имела большой цены, она с легкостью приносилась в жертву во имя победы. В «Разгроме» это отчетливо показано.

Многочисленный отряд Левинсона получает партийную задачу: во что бы то ни стало пробиться в свободную от противника Тудо-Вакскую долину. С большими трудностями (преследование противников, нехватка пропитания и т. д.) отряд пытается ее выполнить… Но на подходе к долине он попадает в окружение казаков. Живыми из боя выходят только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда. Левинсон, командир отряда, прорвавшись из окружения, оглядывается на отряд, «но никакого отряда не было: вся дорога была усеяна конскими и людскими трупами…»

Человеческий материал истреблен, но главное — поставленная задача — была выполнена. Без сомнения, отряд Левинсона пополнится новыми бойцами, готовыми (и не совсем готовыми) «положить свою жизнь на алтарь революции».

Но партизаны погибают не только в сражениях. Вспомним эпизод отравления безнадежно больного Фролова. Боец стал обузой для отряда, и было принято решение дать ему яд. Или эпизод, когда у старика-корейца отнимают последнюю свинью, обрекая все семью этого человека на голодную смерть. Но Левинсон делает выбор: его бойцам еда нужнее, потому что они выполняют важную задачу.

Но несправедливо было бы представлять этого героя, как и всех революционных деятелей, партийцев, циничными и бездушными людьми, не имеющими никаких человеческих эмоций. В том то и заключалась их трагедия, что они постоянно стояли перед выбором: победа революционной идеи или человеческая жизнь, а подчас и сотни жизней.

Фадеев показывает «красного командира» Левинсона фигурой неоднозначной, обладающей слабостями, недостатками, но и большими достоинствами. Писатель отмечает, что командира очень любили бойцы за его душевность, человечность, доброту. С первых страниц мы видим, что Левинсон относится к своим подчиненным как к собственным детям, родным людям. Вот как он журит Морозку за его неповиновение: «То-то и есть, — засмеялся командир, — а сначала кобенился… балда!..» Да и Морозка называет, и считает, Левинсона «братом».

Но, несмотря на мягкость и доброту, в необходимый момент Левинсон мог быть жестким, собранным, крайне целеустремленным: «Он был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк, у которого, может быть, недостает уже зубов, но который властно водит за собой стаи — непобедимой мудростью многих поколений».

На мой взгляд, главным источником силы этого героя являлась его безусловная вера в то дело, за которое он борется, — в социалистическую революцию. И ради ее победы герой готов был пожертвовать всем остальным. Хорошо это или плохо? По законам того страшного времени, я думаю, скорее хорошо. Левинсон был образцом, примером для подражания, героем, потому смог свои нравственные чувства и моральные принципы подчинить требованиям эпохи.

Но с точки зрения стороннего наблюдателя это, наверное, неправильно. Мне кажется, нельзя предавать свою душу, это самое главное богатство. Хотя легко рассуждать, будучи отделенным от той эпохи многими десятками лет. А как понять, что правильно, а что нет, когда находишься в самой «гуще»? Когда от тебя требуется моментальное решение? Когда постоянно над тобой «висит» угроза смерти, если не от «красных», то от «белых»?

Я не знаю, как бы поступил в той ситуации, но считаю, что понятие «гуманизм» не может иметь никаких определений. Гуманизм или существует, или нет. Он не может быть «классовым», то есть избирательным. Для тех, кто борется на стороне «красных», его нужно проявлять, для тех, кто враг или просто не бросается на амбразуру, не нужно. По-моему, это просто смешно или, что страшнее, жестоко, безнравственно.

Таким образом, в своем романе Фадеев смотрит на события революции с позиции «красного». Но примечательно то, что он совсем не приукрашивает революционных будней. Даже герои у него, хотя и довольно четко делятся на положительных и отрицательных, не имеют однобокой ярко выраженной окраски.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ главы «Девятнадцать» в романе А. Фадеева «Разгром» Анализ эпизода "Смерть Фролова" Герои романа Фадеева "Разгром" Героическое и трагическое в романе А. А. Фадеева "Разгром" Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Гражданская война в романе А. Фадеева «Разгром». Летописец революции и войны Любимый герой А. Фадеева в романе «Разгром» Новаторство образа Левинсона (по роману А. Фадеева «Разгром») Нравственные проблемы в романе «Разгром» Образы героев в романе "Разгром" Образы романа А. Фадеева «Разгром» Революция и ее герои в советской литературе Роман А. Фадеева «Разгром» Система образов в романе А. А. Фадеева "Разгром" Сравнительная характеристика Морозки и Мечика (по роману а. Фадеева «Разгром») Сравнительная характеристика Морозки и Мечика (по роману А. Фадеева «Разгром») Судьба интеллигенции в революции на примере романа А. Фадеева «Разгром» Тема гражданской войны в романе А. А. Фадеева «Разгром» Тема революции и гражданской войны в романе А. Фадеева «Разгром» Трагедия человека в гражданской войне (по роману А. А. Фадеева «Разгром») Характеристика Мечика (по роману А. Фадеева «Разгром») Человек в огне революции (по романам А. Фадеева «Разгром» и И. Бабеля «Конармия») Человек в огне революции и гражданской войны Критика о Павле Мечике Автор и его герои (по роману «Разгром») Характеристика главных героев в романе «Разгром» Героико-романтическое изображение гражданской войны в романе "Разгром" Фадеева А.А. Сюжет и композиция романа "Разгром" Фадеева А.А. Образы партизан в "Разгроме" Роман Фадеева «Разгром» о гражданской войне Смысл названия романа "Разгром" Фадеева А.А. Традиции Л. Толстого в романе Фадеева "Разгром" Противоречия романа «Разгром» и неординарность фигуры автора Революция и ее герои в советской литературе (по произведениям И. Бабеля «Конармия» и А. Фадеева «Разгром»)