Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сочинение по произведению на тему: Человеческие типы в романе И. А

Сочинение по произведению на тему: Человеческие типы в романе И. А

Человеческие типы в романе И. Л. Гончарова «Обломов»

По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился «случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение». Сам Гончаров писал об этом так: «...Если образы типичны, - они непременно отражают на себе - крупнее или мельче - эпоху, в которой живут».

Что нам известно о внешности главного героя? Отмечается, что это был человек «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала...» И какое же впечатление производил Обломов на людей? «Добряк, должно быть, простота!» - такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же «поглубже, посимпатичнее» после долгого вглялывания в лицо Обломова «отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой»..

Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: «...как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела». О чем бы ни шла речь - о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах - во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом - «обломовщина».

Характерные черты «обломовщины» воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Несмотря на различие в социальном положении, они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе «обаяние обломовской атмосферы, образа жизни». «Обломовщина» разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг.

Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой - без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил «усчитать» у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, чем я сам».

Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц. Это представители совершенно иного типа характера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С Обломовым его связывает детская дружба - преданная и нежная, - но при этом конфликт между ними очевиден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолютно разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Писатель изобразил Штольца гармоничным и цельным человеком, человеком долга. Слова у него не расходятся с делом, он необыкновенно трудолюбив.

Штольц - человек деловой, реалист до мозга костей. Другое дело - мечтательный и непрактичный Обломов. Эта мечтательность и непрактичность, может быть, придают ему определенный шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой тонкой и одухотворенной девушки, как Ольга Ильинская.

Образ Ольги - один из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В романе ярко выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к «обломовщине» и она всеми силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это но просьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство долга вскоре перерастет в любовь.

Высокое чувство любви повлияло не только на Обломова, но и на саму Ольгу. Писарев так написал об этом: «Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру...» Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова из «болота» привычной ему жизни, а потом «обломовщина» вновь «засосала» его.

Ольга - более цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц. Когда она стала женой Штольца, он «исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед своей блистательно одаренной супругой».

Таковы основные человеческие типы, показанные И. А. Гончаровым. Их можно встретить в России и сегодня - многие люди могут обнаружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур рационалистична и однобока.

Тип русского человека, который воссоздал И. А. Гончаров в романе «Обломов», был не нов для русской литературы. Мы встречаемся с ним и в комедии «Лентяй» Фонвизина, и в гоголевской «Женитьбе». Но наиболее полным и многогранным его воплощением стал образ Обломова из одноименного романа Гончарова.

Одним из способов создания характера Ильи Ильича Обломова в романе является антитеза, выражающаяся в сопоставлении главного героя с его антиподом. Таким персонажем в романе является Андрей Штольц - друг Обломова. Из ряда таких героев, как Чацкий, Онегин, Печорин, Илья Ильич единственный имел настоящего друга.

Даже по внешности герои представляют собой полную противоположность друг другу: «Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный». Гончаров подчеркивает во внешности Обломова то, что он «обрюзг не по летам» от недостатка движения или воздуха. Шея у Ильи Ильича слишком белая и матовая, руки мягкие, а плечи пухлые. И вообще его тело «казалось слишком изнеженным для мужчины». Весь облик Обломова свидетельствует о том, что этот человек всем занятиям предпочитает лежание на диване. Сам образ жизни Ильи Ильича сформировал его внешность с теми чертами неторопливости и медлительности, которые подчеркивает в своем герое автор.

Портрет Штольца совершенно иной. Этот герой всегда в движении: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». В отличие от полного Ильи Ильича, Андрей Штольц худощав. Цвет лица у него более здоровый, а глаза «неного зеленоватые, но выразительные».

Но не только внешностью противопоставлены друзья друг другу. Характеры их также совершенно различные. В Обломове автор подчеркивает такие черты, как мягкость, чувствительность и отсутствие жизненной энергии. Большое значение в формировании характера главного героя имело его воспитание. Родился Илья Ильич в деревне Обломовке с ее отгороженностью от больших дорог и городов, с ее неторопливым патриархальным течением жизни, в которой ничего не происходит и не меняется. Рос он под постоянной опекой родителей и нянек, как «экзотический цветок в теплице». Обучался лишь тогда, когда были к тому желание и силы. А желания практически и не было. Родители же Илюшу ни в чем не неволили - был бы он сыт да доволен.

А вот у Штольца жизнь складывалась по-другому. С ранних лет он учил географию и арифметику, а когда стал немного старше, то один ездил в город по поручениям отца. Он постоянно был чем-то занят, что-то делал: учился, помогал родителям, сам зарабатывал деньги.

Итак, Обломов и Штольц оба родились в деревне и были ровесниками, но воспитание их было различным, и потому характеры их сформировались по-разному.

Штольц говорит про Обломова, что у него «хрустально-прозрачная душа». И это действительно так, потому что бездеятельность и апатия не мешают ему иметь честное, доброе сердце, критический ум и способность анализировать происходящее. Обломов просто не хочет жить во внешнем мире, отгораживается от него, потому что не понимает его. Зато внутренний мир главного героя богат. Каждый новый день его начинается и заканчивается размышлениями, рассуждениями. Он ведет бесконечные внутренние монологи. Его лень и бездеятельность вызваны тем, что, не поняв мира сего, он построил собственный мир в своей комнате, И здесь ему тихо и спокойно.

Штольц же полная противоположность Обломоу по характеру. Он не любит мечтать и надолго погружаться в не имеющие практического приложения думы: «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе». Для него характерен практицизм и эмпиризм. «То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман, то или другое отражение лучей и красок на сетке органа зрения или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта». Автор отмечает, что Штольц был практичным и разумным человеком, но без души. Нет, это не значит, что он был равнодушным. Так, например, он искренне озабочен судьбой Обломова и переживает за друга, хочет помочь ему. Хотя Штольцу и некогда было особенно задумываться о душе. Ведь смысл жизни он видит в работе. «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей», - говорит он.

Как же могут два столь разных человека быть близкими друзьями? Видимо, здесь вступает в действие известный принцип, заключающийся в том, что противоположности притягиваются друг к другу, стремясь найти то, чего нет у них самих.

Штольц всегда был для Обломова примером силы, решительности, практичности, аналитического ума. Обломов же для Штольца - это близкий человек, которому можно рассказать о радостях и невзгодах. «Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал поидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу, и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или, возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гуял еще ребенком». Таким образом, Обломов является для Штольца близким, родным человеком, кем-то вроде родственника, брата, а дом его он воспринимает как свой родной дом, как возвращение в детство.

Казалось бы, именно Штольц в романе воплощает лучшие человеческие качества: трудолюбие, ум, энергию, честность, благородство. Но критики не без основания отмечали схематичность этого образа, небедительность его идей и деятельности. Несмотря на все свои достоинства, Штольц воспринимался как удачливый, энергичный делец, представитель нового буржуазного уклада, который приходит на смену патриархальным обломовым.

Конечно, такой путь развития страны был неизбежен. Именно штольцы способствуют процветанию, в то время как обломовы лежат на диване. Но в разговоре с другом Илья Ильич дает удивительно точную и меткую оценку миру промышленников, куда настойчиво пытается вовлечь его Штольц. Он называет коммерсантов спящими людьми и даже мертвецами, которые только имитируют активность и бурную деятельность. А сам мир их скучен и нелеп. Это мир без души, без чувств.

Сравнение Обломова и Штольца дало писателю возможность выявить сильные и слабые стороны каждого из героев, Никто из них не идеален. Быть может, для Гончарова истина лежала где-то посередине, а идеал русского человека заключался в соединении лучших черт Обломова и Штольца. Видимо, по мысли писателя, России нужны были практичные и деловые люди, которые всколыхнут застой и болотную тину, но в то же время необходимо было, чтобы они обладали богатым внутренним миром, добрым сердцем и душой, а значит, были действительно русскими.

» очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился «случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение». Однако для того, чтобы образы стали типичными, необходимы определенные условия. Сам писал об этом так: «...Если образы типичны, они непременно отражают на себе крупнее или мельче эпоху, в которой живут». Внешний облик каждого героя удивительно гармонирует с его внутренним миром. Что, например, нам известно о внешности главного героя? «Среднего роста», «приятной наружности», «глаза темно-серые», «цвет лица... безразличный», «пухлые руки», «обрюзг не по летам». Кроме того, отмечается, что это был человек «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру, психологическому складу Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала...» И какое же впечатление производил на людей? «Добряк, должно быть, простота!» - такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же «поглубже, посимпатичнее», говорится в романе, после долгого вглядывания в лицо Обломова «отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: «...как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Таким образом, психология Обломова раскрывается не только благодаря анализу его душевных переживаний, но и через изображение окружающих его предметов и всей обстановки, в которой он живет. О чем бы ни шла речь - о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах - во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом - « ». Характерные черты «обломовщины» воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Интересно, что, несмотря на различие в социальном положении (ведь Обломов - барин, а Захар - его крепостной слуга), они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе «обаяние обломовской атмосферы, образа жизни». Обломовщина разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг. Она заразила ленью и тех и других. Если сопоставить фигуры Обломова и Захара, станет понятно, что их судьбы переплелись в такой тугой узел, что они уже и существовать друг без друга не могли. Гончаров пишет: «Старинная связь была неистребима между ними». Обломов распоряжался Захаром, как любой своей вещью, а Захар хотя и злился порой на барина за его капризы, при этом его «уважал внутренно». Захар так же, как и Обломов, с тоской вспоминал Обломовку, которую любил, «как кошка свой чердак». Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил «усчитать» у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: «Ну брат, ты еще больше Обломов, чем я сам». Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Сочинение тип делового человека в романе обломов уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Проза Обломов История создания романа "Обломов" Анализ текста Жанр романа Сон Обломова Критика о романе И. А. Гончарова Н. А. Добролюбов А. В. Дружинин Д. И. Писарев Темы сочинений по творчеству И. А. Гончарова Гончаров "Обломов" - сочинение "Какое впечатление на меня произвело описание героя" Гончаров "Обломов" - сочинение "Сюжет и композиция романа «Обломов»" ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ПИСАРЕВ (1840-1868) ОБЛОМОВ Роман (бессмертное произведение) И. А. Гончарова История создания романа "Обломов" Примерный текст
    1. У кого из героев романа И. А. Гончарова "Обломов" "хрустальная, прозрачная душа"? А. Штольц Б. Ольга Ильинская В. Обломов Г. Захар 2. Какие черты концентрирует в себе образ Обломова? А. Лень Б. Неудовлетворенность социальными условиями В. Тяга к знаниям Г. Инертность Д. Апатия 3. Что служит причиной бездеятельности Обломова? А. Лень Б. Болезнь В. Безволие Г. Неудовлетворенность действительностью 4. Кем является Обломов по своим общественным взглядам? А. Либерал Б. Крепостник В. Демократ 5. Что такое "обломовщина"? А. Практицизм в отношении к жизни Б. Бессмысленное прожектерство В. Стяжательство и накопительство Г. Апатия и инертность Правильные
    1. Какие вещи стали символом "обломовщины"? Символами "обломовщины" стали халат, домашние тапочки, диван. 2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку? Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательностью превратили Обломова из человека в придаток халата и дивана. 3. Какова функция сна Обломова в романе И. А. Гончарова "Обломов"? Глава "Сон Обломова" рисует идиллию патриархальной крепостной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обломов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а
    Отражение в романе "Обломов" убеждений автора. (В своем лучшем произведении, над которым он работал десять лет, Гончаров отобразил те проблемы современной ему жизни, которые глубоко волновали его, вскрыл причины этих проблем. В образах Ильи Обломова и Андрея Штольца отражены типичные черты дворян-крепостников и нарождающегося класса предпринимателей. Автор романа осуждает бездеятельность, барскую лень, бессилие ума и воли первых и приветствует деловитость, целеустремленность, трудолюбие вторых.) Штольц - антипод Обломова. Общие черты. (Штольц
    Роман (бессмертное произведение) "Обломов" был напечатан в 1859 году. Докажите общественную значимость, актуальность его в это время. Феодально-крепостнический строй изжил себя. Поражение России в Крымской войне, смерть Николая I, общественный подъем, приведший к обострению борьбы за отмену крепостного права, - все это способствовало популярности и актуальности романа. И. А. Гончаров убедительно показал, что крепостное право - это не только оковы для крестьян, но и самоубийство для дворян-крепостников, которых крепостничество разлагает, лишает
    Образ Обломова и значение понятия "обломовщина" глубоко и полно объяснил Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" Главные черты Обломова - апатия, лень, бездеятельность. Герою только 32 года, а он лишен всякого интереса к жизни. Целыми днями он лежит на диване, созерцая стены и потолок. Но ведь не родился же таким Илья Ильич! В детстве у него был живой, любознательный ум. Обломов получил образование, которое открывало ему дорогу в жизнь. Когда-то
    Сюжетную основу романа И. А. Гончарова «Обломов» составляет история любви главного героя к Ольге Ильинской. С ее появлением на время меняется жизнь Ильи Ильича. Любовь как бы врывается в его тихую жизнь, и в связи с этим его привычки уходят в прошлое. Ольга постоянно находится в движении, она не моясет спокойно относиться ко всему, что происходит вокруг нее, она полна жизни. Ольга оказалась способной повлиять даже на такого человека, как

Иван Александрович со скепсисом относится к новому человеку Я считаю, что истоки трагедий обоих героев - в воспитании. Это два совершенно разных пути. Обломовцы - хранители традиций древности. Такое времяпровождение, какое было у Обломова, было и у его отца, деда, прадеда; и из поколения в поколение передавалась эта обломовская утопия, утопия о человеке, гармонично сосуществующем с природой. Но автор показывает отсталость патриархальности, почти сказочную невозможность Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том, что мечта Обломова невозможна под напором цивилизации. Виной неестественности Штольца является также воспитание, на этот раз «правильное», рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только когда герой умирает, а когда он живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В его жизни нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Его жизнь как точный график времени отправления поездов на станции, а сам он - поезд, правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный. Его идеал, которому ничего не мешало осуществиться, - это достижение материального достатка, комфорта, личной благоустроенности. Я согласен с А.П. Чеховым, который писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему не верю. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». Трагична дальнейшая судьба Захара: ж сделался нищим. «Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос был, сверх того подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные. На нем была ветхая шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал меховую, совсем обтертую шапку». После смерти хозяина Захару некуда было идти. Все его дальнейшие помыслы были связаны с Ильей Ильичем. Его смерть была сильнейшим ударом по Захару, который искренне любил Обломова Но в то же время в романе есть очень много сцен, над которыми читатель смеется от всей души, несмотря на то, что роман был написан много лет назад. Многие из них касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича. Вот, например, сцена из конца первой части. В начале пятого часа Захар осторожно пошел будить хозяина: «Илья Ильич! А, Илья Ильич!». Но храпение продолжалось. Когда он наконец дозвался хозяина, тот приказал Захару уйти и заснул. В раздражении Захар восклицает: «Знаешь ты дрыхнуть! - говорил Захар, уверенный, что хозяин не слышит. - Вишь, дрыхнет, словно чурбан осиновый!». Но Обломов услышал: «Нет, ты как сказал-то - а? как ты смеешь так - а?». Захар оправдывается. Ему удается поднять с постели Илью Ильича, недовольного тем, что его разбудили. В этот момент в комнату заходит Штольц. Или комическая сцена в начале второй части, на обеде у Ольги. Обломов, волнуясь, набрал столько печенья себе, что все гости начали поглядывать на него и ждать, как он будет их есть. До сих пор читатели восхищаются замечательным романом Ивана Александровича Гончарова, в котором неотделимые от жизни комические и трагические сцены переплетаются, поражая всех. Список литературы

В приложении даны отрывки из анализируемых произведений. 865. Алексеева Ю.А. История провинциального учителя // Ульяновск. правда. - Ульяновск, 1999. - N 7 (21.832), 19 янв. - С. 4. - Из содерж.: Брату писателя Николаю Александровичу Гончарову - 190 лет. Его работа в Симбирской мужской гимназии. Он - прототип Козлова в "Обрыве". 866. Багаутдинова Г.Г. Роман И.А. Гончарова "Обрыв": Борис Райский художник. Автореф. дис. ... канд. филол. наук / СпбГУ. - СПб., 1999. - 18 с. 867. Балакшина Ю.В. Комическое в романе И.А. Гончарова "Обыкновенная история": (Юмор как эстетич. доминанта худож. целого): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 1999. - 18 с. 868. Гайнцева Э.Г. Неизданные письма П.А. Валуева к И.А. Гончарову // Рус. лит. - СПб., 1999. - N 1. - С. 177-195. - Из содерж.: Письма П.А. Валуева к Г. от 30 мая , 1 июня 1879, 25 декабря , 8 мая . 869. Новикова Е.Г. Н.С. Лесков и Г.Н. Потанин: Сибирь и софийность // Новикова Е.Г Софийность русской прозы второй половины XIX века. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - С. 209-224. - Из содерж.: "Фрегат "Паллада"". "Из Якутска"

Писатель показал в романе ломку старых отношений и понятий, появление новых характеров, сознание необходимости дела, труда и знаний. Этот роман заставил читателей задуматься над многими вопросами, в том числе и нравственными, поставленными русской действительностью того времени. В. Г. Белинский, подчеркивая жизненную верность содержания “Обыкновенной истории”, назвал роман “одним из замечательных произведений русской литературы”. Список литературы

Ivan Gontcharov ou Le r(alisme impossible. - P.: L"(ge d"homme, 1986. - 205 p. - (Slavica). - Из содерж.: Особенности творческого метода Г. - Рец.: Nivat G. Quand la Russie dormait // Le Monde. - 1986. 15 Ao(t. 1131. Gontcharov I.A. Oblomov / Trad. du russe par L. Jurgenson. Paris: L"Age d"Homme, 1986. - 288 p. - (Folio; 1392). - На франц. яз. 1132. Gontcharov I.A. Oblomov / Trad. du russe par L. Jurgenson. Lausanne: Editions L"Age d"homme, 1986. - 501 p. - На франц. яз. 1133. Goncharov I.A. Oblomov. - Geneve: L"Age d"homme, 1986. - 401 p. - (Classiques slaves). - На франц. яз. 1134. Fried I. L"air "Casta diva" dans "Oblomov" de Gontcharov // Rev. de litt. compar(e. - P., 1987. - A. 61. - P. 285-293. - Из содерж.: Упоминание об арии из первого акта оперы В. Беллини "Норма" как лейтмотиве в романе "Обломов". 1135. Gontcharov I.A. Oblomov: Roman / Trad. du russe par L. Jurgenson; pr(f. par J. Catteau. - Lausanne: L"Age d"homme, 1988. - 475 p. - (Biblioth(que L"Age d"homme. Classiques slaves). - На франц. яз. 1136. Moroques. "Le probl(me f(minin" et les portraits de femmes dans l"oeuvre de Nikolaj Leskov. - Bern; Berlin; Fr. am Main; N.-Y.; Paris: Peter Lang, 1991. - 668 p. - См. указ. имен. 1137. Gontcharov I.A

Печорин как тип лишнего человека в романе М. Лермонтова "Герой нашего времени" Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе "Герой нашего времени" он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи. Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств становится "лишним человеком". Писатель раскрывает причины сделавшие Печорина "земной ненужностью" на этом свете. Трагедия его состоит в том, что несмотря на свои способности, герой не может найти себе место в жизни у него нет цели. И его силы находятся на приключения. Критики, сравнивая Печорина с Онегиным, говорили: "Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает. " Это объясняется тем, что "герой нашего времени" живет во время жестоких гонений всего передового, которые наступили после разгрома декабристов. Онегин может отдать свои силы на борьбу за народное дело, но он не делает этого. Печорин такой возможности не имеет. Свои богатые духовные силы он растрачивает по мелочам: разрушает жизнь честных контрабандистов, приносит горе Вере и княжне Мери, по его вине убивают Бэлу, Грушницкий погибает от его руки.

Работа над романом шла медленно, с большими перерывами. В феврале 1849 года был опубликован отрывок под названием "Сон Обломова", который сам писатель определил как "увертюру всего романа". Первая часть "Обломова" была вчерне закончена к 1850 году. Возвратившись в Петербург из путешествия, Гончаров снова обратился к роману. "В 1857 г., - рассказывает писатель, - я поехал за границу в Мариенбад и там написал в течение 7-ми недель почти все три последние тома "Обломова". Впечатления детских лет, годы службы в столице дали писателю обильный материал для его романа. Вспоминая свое детство, Гончаров писал: "Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья и зародилось неясное представление об "обломовщине". Впоследствии это представление обогатилось новыми впечатлениями, отразившимися в романе. "Обломов" был напечатан в первых четырех книгах журнала "Отечественные записки" за 1859 год. Роман имел большой и шумный успех

Зная мой интерес к литературе, она посоветовала мне прочесть "Обыкновенную историю" - книгу, по ее словам, необыкновенно полезную для юноши. И вот теперь, когда Гончаров включен в экзаменационные билеты по литературе, я очень благодарен ей за совет. Жизнь главного героя романа Александра Адуева проходит передо мной. "Ему было двадцать лет. Жизнь от пелен ему улыбалась: мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное чадо; нянька все пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя: профессоры твердили, что он пойдет далеко. О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху." Жил он до поездки в Петербург в провинции, где жизнь была спокойна и патриархальна, воспитывался на романтической литературе. С одной стороны, такое воспитание сделало из него горячего романтика с высокими чувствами, который верит только в самые пылкие страсти и сильные порывы. С другой - не дало правильного представления о трудностях жизни, о том, что человеческие поступки чаще бывают низки, чем высоки. По словам Белинского, такие люди "долго бывают помешены на трех заветных идеях: это слава, дружба и любовь".

Аполаон и Валериан были уже центром салона Майковых. В это время их дом посещали Григорович, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Я. П. Полонский. Гончаров пришел в кружок Майковых в конце 30-х гг. со своими, самостоятельно сформировавшимися литературными интере-сами. Переживший полосу увлечения романтизмом в начале 30-х гг., в бытность студентом Московского университета, Гончаров во второй половине этого десятилетия относился уже весьма критически к романтическому мировоззрению и литературному стилю. Он стремился к строгому и последовательному усвоению и осмыслению лучших образцов русской и западной литетературы прошлого, переводил прозу Гете, Шиллера, увлекался Кельманом - исследователем и интерпретатором античного искусства. Однако высшим образцом, предметом самого тщательного изучения для него было творчество Пушкина. Эти вкусы Гончарова оказали воздействие на сыновей Майкова, а через них и на направление кружка в целом. В рассказах Гончарова, помещенных в рукописных альманахах майковского кружка, - “Лихая болесть” (альманах “Подснежник” - 1838) и “Счастливая ошибка” (“Лунные ночи” - 1839) - ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина.

Принцип должен соблюдаться при подборе плотности ткани к комплекции фигуры. Полным женщинам следует избегать воздушных прозрачных вуалей, тканей. Хрупким не рекомендуется носить очень тяжелые, толстые и грубые полотна. Контрастность стиля и вещей различного функционального назначения приводит к появлению негативных суждений о вкусе и вообще, об уровне культуры человека. Подобные суждения же могут возникать при контрастности манер поведения, жестов, речи человека и одежды. При этом одежда не только не маскирует несоответствие, а напротив, подчеркивает, выдаёт (например, жаргонные выражения из уст роскошно одетой дамы лишь усиливают диссонанс между её материальной и духовной жизнью). Если характеристики цветотипа вступают в противоречие с характеристиками стиля одежды, начинает действовать принцип контраста. Цвет одежды играет в формировании нашего имиджа более важную роль, чем цветотип внешности. Т.е. правильно подобранный цвет одежды исправляет впечатление от неудачного цвета волос. Известно, что каждый цветотип внешности вносит вклад в формирование образа. Тип «Зима» - яркая, эффектная, холодно-недоступная, при определенных сочетаниях – роковая женщина, знающая себе цену.

Наиболее известными из них являются книги древнегреческого философа Аристотеля (IV в. До н. э.): «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика». В определенном смысле Аристотель явился основоположником этики как науки о морали, и с тех пор этика существует как самостоятельная общественная дисциплина – часть философии. Различать понятия «этика» и «мораль» надо, чтобы не смешивать теорию с практикой. На протяжении веков философы, занимающиеся этикой, пытаются научить людей добру, люди же часто глухи к этим учениям и продолжают жить не по совести, порой не ведая, что творят. Вместе с тем нарушение норма морали рано или поздно приводит их к социальным и личным бедам, несчастьям, трагедии: мораль мстит за себя, ибо ее главное предназначение – сохранить человечество в его единстве, помочь людям уберечь свое сообщество, способствовать успеху их совместной деятельности. Именно поэтому талантливые предприниматели, руководители крупных и успешно функционирующих фирм и компаний большое значение придают моральному фактору в организации работы своих коллективов.

И в Москве, куда он прибыл творить зло, он видит, что творить уже нечего - зло и так заполонило город, проникло во все его уголки. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью, над их неверием и пренебрежительным отношением к истории (Иван Бездомный советует отправить Канта на Соловки), и задача Воланда заключалась в том, чтобы убрать из Москвы Маргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате. А что же Иешуа? Он говорил, что все люди добрые и что когда-нибудь на Земле настанет царство истины. Безусловно, в романе он и есть воплощение того идеала, к которому нужно стремиться. Иешуа совершил жертвенный подвиг во имя истины и добра, а Пилат страдал и мучился "двенадцать тысяч лун", пока Мастер не дал ему прощения и возможности договорить с Га-Ноцри. Я думаю, писатель сделал Иешуа героем шедевра Мастера, чтобы сказать, что искусство божественно и может склонить человека к поиску истины и стремлению к добру, чего так не хватало большинству жителей Москвы 30-х годов. Мастер оказался чуть ли не единственным служителем настоящего искусства, достойным если не света (так как разочаровался в себе, на какое-то время сдался перед напором глупцов и лицемеров, при помощи Маргариты вступил в сделку с дьяволом), то покоя.

Борясь с носителями порока и виновниками человеческих несчастий, они готовы преступить даже заповедь «Не убий». «За нее. за жену. за беззащитную - клянется смиренник Певунов, - во храме господнем убью» («Павлин»). Чудаковатость, странность типов праведников, их образ мыслей отражали запутанность русской жизни, в которой не приходилось «удивляться возникновению самых невероятных причудливых сочетаний идей». Вполне понятно, почему, предъявляя счет окружающему миру, герои облекали свое протестующее чувство в формы религиозного противостояния. Таково было обличье народного - крестьянского утопизма, по-своему влиявшего на философию и литературные жанры Л. Толстого, Ф. Достоевского, народников. Зачастую временем действия праведников Лескова была николаевская эпоха. Это не меняло объективного звучания произведений. Реакция 80-х годов XIX века, закрывавшая рот российским литераторам «кляпом цензуры», мало чем отличалась от последекабристской «Глухой поры». «Периоды торжества деспотизма незабываемы, - утверждал Лесков. - Наиболее жестокие вечно напоминают о себе, повторяясь в веренице рецидивов, если политические и моральные основания режима остаются непоколебимы».

Гончаров И. А.

Сочинение по произведению на тему: Человеческие типы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

В романе “Обломов” очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение”. Однако для того, чтобы образы стали типичными, необходимы определенные условия. Сам Гончаров писал об этом так: “.Если образы типичны, они непременно отражают на себе - крупнее или мельче - эпоху, в которой живут”.

Внешний облик каждого героя удивительно гармонирует с его внутренним миром. Что, например, нам известно о внешности главного героя? “Среднего роста”, “приятной наружности”, “глаза темно-серые”, “цвет лица. безразличный”, “пухлые руки”, “обрюзг не по летам”. Кроме того, отмечается, что это был человек “с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Последнее определение уже напрямую относится к внутреннему миру, психологическому складу Обломова. Иногда он бывает по-своему одухотворен: “Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала.” И какое же впечатление производил Обломов на людей? “Добряк, должно быть, простота!” - такое мнение могло сложиться у человека поверхностного. Человек же “поглубже, посимпатичнее”, говорится в романе, после долгого вглядывания в лицо Обломова “отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой”.

Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: “.как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Таким образом, психология Обломова раскрывается не только благодаря анализу его душевных переживаний, но и через изображение окружающих его предметов и всей обстановки, в которой он живет. О чем бы ни шла речь - о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах - во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он определил ее одним словом - “обломовщина”.

Характерные черты “обломовщины” воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Интересно, что, несмотря на различие в социальном положении (ведь Обломов - барин, а Захар - его крепостной слуга), они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе “обаяние обломовской атмосферы, образа жизни”. Обломовщина разрушающим образом подействовала не только на господ, но и на их слуг. Она заразила ленью и тех и других.

Если сопоставить фигуры Обломова и Захара, станет понятно, что их судьбы переплелись в такой тугой узел, что они уже и существовать друг без друга не могли. Гончаров пишет: “Старинная связь была неистребима между ними”. Обломов распоряжался Захаром, как любой своей вещью, а Захар хотя и злился порой на барина за его капризы, при этом его “уважал внутренне”. Захар так же, как и Обломов, с тоской вспоминал Обломовку, которую любил, “как кошка свой чердак”.

Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой - без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил “усчитать” у барина гривенник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: “Ну брат, ты еще больше Обломов, чем я сам”.

Обломову и Захару в романе противопоставляются Ольга и Штольц. Это представители совершенно иного типа характера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С Обломовым его связывает детская дружба - преданная и нежная, - но при этом конфликт между ними очевиден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолютно разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц “весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”. Писатель изобразил Штольца гармоничным и цельным человеком, человеком долга. Слова у него не расходятся с делом, он необыкновенно трудолюбив.

Штольц - человек деловой, реалист до мозга костей. Другое дело - мечтательный и непрактичный Обломов. Эта мечтательность и непрактичность, может быть, придают ему определенный шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой тонкой и одухотворенной девушки, как Ольга Ильинская.

Образ Ольги - один из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В романе ярко выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к “обломовщине”, и она всеми силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это по просьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство долга вскоре перерастет в любовь.

Высокое чувство любви повлияло не только на Обломова, но и на саму Ольгу. Писарев так написал об этом: “Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру.” Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова из “болота” привычной ему жизни, а потом “обломовщина” вновь “засосала” его.

Ольга - более цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц. Когда она стала женой Штольца, он “исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед своей блистательно одаренной супругой”.

Таковы основные человеческие типы, показанные И. А. Гончаровым на примере главных героев знаменитого романа “Обломов”. Их можно встретить в России и сегодня - ни обломовы, ни штольцы не исчезли из нашей жизни (особенно - первые). Наверняка очень многие люди могут обнаружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И - кто знает! - может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур рационалистична и однобока.

http://vsekratko.ru/goncharov/oblomov43