Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Д гранин иду на грозу краткое содержание. Все темы в одном произведении

Д гранин иду на грозу краткое содержание. Все темы в одном произведении

В грозу на самолёте.

Почему нам стало так страшно? За окном творилось что-то ужасное.

Вспышки молнии били прямо в стекло. На мгновение внутренность самолёта осветилась с пронзительной яркостью.

Приборы блестели. Лица были бледны. Радиосвязь нарушилась. Радиокомпас отказал. Снова обрушилась тьма. Дорога потеряна! Они заблудились среди этой взбешённой мути в небе.

Но вскоре всё наладилось. Пассажиры постепенно успокоились.

(По Д. Гранину)

Д. з.: 1) пересказ текста на с. 179; 2) на выбор: упр. или 485; 3) индив. зад. -- упр. 484.

Дополнительный материал

Задание. Запишите стихотворение Вадима Левина, расставляя недостающие точки.

Урок 82. Знаки препинания внутри простого предложения.

Цели урока: 1) обобщить сведения о знаках препинания внутри простого предложения; 2) отрабатывать умение правильно оформлять на письме простые осложнённые предложения.

I . Знаки препинания внутри простого предложения (упр. 486 – устное высказывание).

Пунктуация" href="/text/category/punktuatciya/" rel="bookmark">пунктуационных правил. Ученики выполняют эту работу в тетради, затем сверяют построенные схемы с таблицей упр. 486.

В слабом классе рассматриваем таблицу в упр. 486 совместно с учениками и проводим распределительный диктант.

Задание. Распределительный диктант. Заполните данными примерами таблицу упр. 486.

1. Пожелай нам, ветер, доброго пути (Г. Сапгир и Г. Циферов). 2. Пляшут искорки рассвета на деревьях и кустах (М. Пляцковский). 3. Чтение - вот лучшее учение. 4. Мерцают, как живые, росинки при луне (М. Пляцковский) 5. Мы, конечно, верим в чудеса.

II . Предложения с обобщающим словом при однородных членах (упр. 490).

Учебная игра. В сильном классе предложим учащимся выбрать два слова (словосочетания), самостоятельно составить предложения и схемы, а затем поучаствовать в конкурсе на самое интересное в художественном отношении и в отношении содержания высказывание.

В слабом классе попросим ребят составить предложения устно и покажем, как их можно сделать более интересными в отношении структуры, семантики и художественной выразительности. Затем учащиеся записывают два-три предложения и составляют схемы.

III . Предложения с обращениями и вводными словами (упр. 492, 494).

Конкурс художественного чтения . После работы с заданиями упр. 492 предложим ребятам определить, какие чувства необходимо передать при прочтении поэтических строк (дружеское участие, злую насмешку, глубокую нежность, суровую печаль), и нацелим пятиклассников на их выразительное прочтение. Предоставим ученикам возможность самим определить, кому удалось наиболее точно передать при прочтении эмоциональное содержание стихотворных отрывков.

В слабом классе поможем учащимся в определении значения вводных слов.

Д. з.: на выбор: упр. 429, или 489, или 491.

Резерв – упр. 487.

Цели работы с упр. закрепить умение правильно оформлять на письме предложения с тире между главными членами, а также повторить лингвистические термины.

Это упражнение целесообразно предложить учащимся выполнить самостоятельно, воспользовавшись в случае затруднения материалами учебника.

При проверке обращаем внимание на точность формулировки определений. Можно также предложить отдельным учащимся после выполнения письменного задания воспроизвести определения терминов, закрыв тетради. Об устной форме проверки сообщаем заранее, нацеливая их, таким образом, на внимательное отношение к содержанию составленных предложений.

Минутки шутки

Задание. Послушайте стихотворение Валентина Берестова «Лучший нос». Запишите под диктовку последнее предложение и объясните постановку знаков препинания.

Лучший нос

Слон больше всех.

А хобот – лучший нос…

Он все носы на свете перерос.

Прекрасный нос!

Ведь с помощью его

Слон может дотянуться до всего,

Поднять пушинку иль бревно

Д. з.: 1) повторить теоретические сведения на с. 179 и 180; 2) упр. или 502; 3) по желанию – упр.

Урок 85. Контрольная работа № 3 (диктант с языковым анализом по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация»).

Цель работы -- проверить умения учащихся в области синтаксиса и пунктуации в пределах изученного в первом полугодии.

Диктант

Высокий уровень подготовки

В воскресенье мы пришли в парк на выставку собак.

Выдача призов ещё не началась, и собаки с хозяевами прогуливались по аллеям. Когда хозяева отдыхали на скамейках, собаки сидели рядом.

III . Логическая последовательность предложений текста (упр. 515).

Попросим учащихся определить, чем они будут руководствоваться при выполнении задания упр. 515, и постараемся добиться осмысления того, что в процессе восстановления логической последовательности предложений в тексте необходимо следить не только за развитием темы, но и за использованием языковых средств связи.

В слабом классе можем предложить ребятам руководствоваться в работе представленной на доске схемой, показывающей средства связи уже восстановленного текста: мухи – у них – они, ползают, по стенам – мухи, заползают, стен .

Д. з .:1) повторить содержание текста на с. 187-188; 2) на выбор: упр. 512, или 516, или 518.

Минутки шутки

Задание. Послушайте стихотворение Эдуарда Успенского «Кошка». Подумайте, по каким приметам можно понять, что стихотворный рассказ ведётся от лица малыша? Уточните, какие нормы построения текста нарушены.

Кошка

Резервный урок. Основные признаки текста. Обобщение.

Примечание. Урок проводится по усмотрению учителя при условии наличия резервного времени.

Цели урока : 1) закреплять представление об основных признаках текста и отрабатывать умение определять эти признаки на конкретном речевом материале; 2) проверить сформированность умения анализировать текст с точки зрения соответствия его основным признакам.

I. Закрепление сведений об основных признаках текста (проверка домашнего задания, упр. 517).

Предоставим возможность отдельным учащимся прочитать сочинения-миниатюры (задание по выбору) и прокомментируем их ответы.

0 " style="border-collapse:collapse">

I вариант

У него была перебита лапа. Вскоре собака выздоровела. Коля и Ваня подобрали Жука на улице. Большую чёрную собаку звали Жук. Мальчики вместе перевязывали собаке больную лапу, ухаживали за ней.

(По В. Осеевой)

II вариант

Перепуганные утята убегали от неё и прятались в траве. Каждое утро хозяйка выносила утятам тарелку рубленых яиц. Она страшно стрекотала. Как только утята подбегали к тарелке, прилетала большая стрекоза.

(По Б. Житкову)

Д. з.: упр. 488 (на повторение).

§ 34. Типы речи.

Урок 88. Повествование ().

Цели урока : 1) повторить и углубить сведения о типах речи; 2) формировать умение опознавать и создавать текст-повествование.

I . Типы речи (вдумчивое чтение текста на с. 193-194, {ф} частичный типологический анализ текста).

Постараемся, чтобы в ходе внимательного чтения текста § 34 учащиеся усвоили способ определения типа речи текста -- постановка вопроса. Можно предложить пятиклассникам задание передать основное содержание текста в виде схемы:

Типы речи

Чтобы закрепить представление о том, что в текстах чаще всего совмещаются разные типы речи, предложим пятиклассникам следующее задание.

Задание. Определите, какие типы речи используются в записанном на доске тексте. Объясните, почему автор их использовал.

У меня дома живёт попугайчик Кеша. Перья у Кеши пёстрые и блестящие, хвост длинный, клювик загнутый. Мой попугайчик очень общительный.

Однажды к нам в гости пришла соседка с котёнком Мурзиком. Кеша долго присматривался к Мурзику. Потом попугай подлетел к столу, взял в клювик дольку мандарина и принёс её котёнку.

Характер домашних животных и птиц зависит от воспитания. Я забочусь о моём попугайчике и всегда ласково с ним разговариваю, поэтому он добрый и весёлый. Любите своих домашних питомцев!

После проведённой работы попросим ребят ответить, каким типом речи они пользовались, когда давали объяснения.

II . Повествование (упр. 520, 521 (устное высказывание), 523).

Приступая к работе с упр. 520, пятиклассники вспомнят, что для определения темы текста нужно задать вопрос, о ком или о чём говорит автор. Ответы учащихся будут примерно следующими: «В первом тексте рассказывается, как Аркаша ухаживал за чувствующими цветами. Заголовок – «Аркаша и цветы». Во втором тексте повествуется о том, как волчица определяла путь к посёлку. Заголовок – «Волчица идёт в посёлок». Третий текст о том, как кукушка снесла яйцо и подложила его в гнездо мухоловки. Озаглавим его «Кукушка и яйцо»».

Выполнив работу, ребята сделают вывод о том, что последовательность действий передаётся с помощью глаголов-сказуемых.

Ô С целью тренировки орфографических умений предложим ребятам обозначить в выписанных глагольных формах изученные орфограммы.

Прежде чем учащиеся приступят к составлению устного высказывания по картинкам упр. 521, можно организовать совместную работу по выбору глаголов, которые наиболее точно и выразительно обозначат действия в их последовательности.

Постараемся, чтобы пятиклассники в ходе чтения задания к упр. 523 усвоили, что для создания текста-повествования нам часто нужны наречия со значением времени, местоимения с предлогами, выражающими такое же значение. Объясним ученикам, что эти языковые средства необходимы для того, чтобы передавать последовательность каких-либо событий, действий.

Д. з .: 1) пересказ текста на с. 193-194; 2) на выбор: упр. 519, или 524, или 525, или 570.

Резерв – упр. 522.

Урок 89. Типы речи. Описание (§ 34).

Цели урока : 1) восстановить в памяти учащихся сведения о типе речи описание; 2) формировать умение дифференцировать тексты-описания (описание природы, интерьера, характера человека, его внешности и т. д.).

I . Типы речи (повторение) (проверка домашнего задания, частичный типологический анализ текста).

После того как ученики расскажут об особенностях разных типов речи, предоставим возможность желающим прочитать свои сочинения-миниатюры.

После этого потренируем пятиклассников в различении типов речи, предложив им следующее задание.

Примечание . Прежде чем прозвучат тексты, попросим ребят определить, каким типом речи они воспользуются, чтобы дать по теме задания.

Задание . Определите тип речи, использованный в данных текстах.

Ребята работали. А Петя сел на ступеньку. И так сидел. Очень нужно работать!

Но сидеть надоело. Он кошку увидел. Поймал её.

Показал кошке шиш, посвистел кошке в ухо, подул на неё, скорчил ей несколько рож, спел три песни, язык показал.

Она цап его по языку!

Петя сразу петь перестал. Заорал, кошку выпустил и помчался к ребятам.

Лучше поздно, чем никогда!

(По В. Голявкину)

Малыш – это красивая болонка. Шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка. Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти.

Мордочка у болонки смешная: приплюснутый носик и выразительные тёмные глаза. Чтобы длинная шерсть между ушек малыша не мешала ему видеть, её закалывают брошкой.

Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, она забавно ими семенит.

(По П. Ивченкову)

II . Тип речи описание (упр. 526 (1, 2)).

После того как учащиеся перечислят детали, которые авторы используют для описания предмета или внешности человека (упр. , подведём их к выводу, что предметом описания может быть природа, отдельный предмет, внешность человека и т. д.

Обратим внимание ребят на то, что для обозначения деталей описываемого предмета, явления часто используются существительные определённых тематических групп (например, черты лица, одежда), для выражения признаков этих предметов и явлений -- прилагательные, наречия, яркая глагольная лексика.

III . Описание внешности (упр. 527, 509).

Ориентируем учащихся в работе с упр. 527 на использование тех синонимов, которые действительно выражают идею картины: милое, приятное, привлекательное (лицо); задорная, кокетливая, игривая, шаловливая (улыбка); весёлые (глаза); бодрое, светлое, оптимистическое, мажорное (настроение); отрадно (смотреть); лёгкий, невесомый (материал); утончённый, тонкий (вкус); (ощущение) праздника.

В сильном классе предложим понаблюдать, слова каких частей речи используются для описания характера, отражённого в деталях внешности человека, а также для описания его состояния.

Объясним ученикам, что при описании внешности изображённых на картинках мальчиков (упр. 528) необходимо обратить внимание не только на форму и размер различных деталей внешности, но и на общее выражение лица, на то, как отражается на нём настроение, характер человека. Немаловажно также отметить, какое впечатление может производить этот человек на окружающих.

Д. з.: 1) упр. 327, 333 (на повторение); 2) индив. зад. – упр. 529; 3) по желанию – упр.

Дополнительный материал

У каждого учителя уже накопился большой дидактический материал по созданию текстов-описаний, и домашнее задание предлагается в соответствии с подготовкой отдельных учащихся или класса. Вот один из вариантов домашнего задания.

Задание. Создайте в своём воображении существо, которое никто никогда не видел, назовите его и напишите сочинение-описание «Удивительное существо», чтобы одноклассники смогли представить его внешность и характер. Работу можно оформить на сложенном пополам альбомном листе, сопроводив её изображением удивительного существа.

Прочитаем пятиклассникам примеры таких работ.

Шуршавчик

Однажды зимним утром я гуляла по лесу, любуясь пейзажем. Холодный блеск солнца лился с лазурного неба, и снег искрился на ветвях могучих елей. На сугробах под деревьями лежали нежно-голубые тени. В лесу было очень тихо.

Вдруг из дупла на развесистой ели раздался глухой скрежет и лёгкое шуршание. Затем шуршание усилилось, и появился пушистый зверёк размером с котёнка. «Ах, это ты такой Шуршавчик!» -- вырвалось у меня.

У Шуршавчика была полосатая шёрстка, на которой чередовались рыжие и коричневые полоски, и пышная грива, как у настоящего льва. Кисточка его коротенького хвостика и круглые ушки сначала всё время вздрагивали, а острые коготки на коротких пушистых лапках всё сильнее вцеплялись в ветку дерева. Острые верхние зубки закусывали тонкую губку, чёрный носик-кнопочка постоянно двигался, а голубые глазки, часто моргая, недоверчиво смотрели на меня. Удивительный зверёк как будто спрашивал взглядом, зачем я пришла, но убегать не торопился.

Я решила успокоить Шуршавчика. Я широко улыбнулась и подала ему на ладони упавший из его лапок орешек. Зверёк немного помедлил, потом встал на задние лапки, а передними взял орешек. Голубые глазки уже приветливо и дружелюбно посмотрели на меня, Шуршавчик махнул хвостиком, повернулся и исчез в дупле.

(Наташа Белкина)

Уфо появился у меня в Новогоднюю ночь, а нашёл я его под ёлкой.

Это маленький зелёный человечек, туловище которого напоминает подушку. По бокам туловища -- две хваталки с тремя пружинящими щупальцами, передвигается Уфо на двух ходилках.

На большой овальной голове Уфо расположены два плоских буртинга, а на макушке торчат гимундии и один золотистый бумбастер. Две круглые, чуть прикрытые крычагами зыркалки переливаются всеми цветами радуги. На красном хрюнделе – две фырки, чуть ниже – небольшая улыбающаяся рычалка.

Я очень люблю Уфо за доброту и весёлый нрав. Это удивительное существо сумело стать для меня настоящим другом.

(Максим Мищенко)

Урок 90. Подготовка к сочинению по картине «Московский дворик» (§34).

Цель урока: формировать умение описывать произведение живописи, имеющее предметом изображения местность.

I . Описание картины «Московский дворик».

1. История создания картины. Основные законы создания описания местности (слово учителя).

Готовя пятиклассников к описанию изображённого на картине Поленова уголка старой Москвы, подчёркиваем, что важно передать общее настроение картины, уловить и отметить в сочинении то, что в этом художественном полотне производит такое сильное впечатление на самых разных людей уже в течение многих десятилетий. Поэтому, как и при описании любой другой местности, мы обращаем внимание только на те детали, которые это особое настроение создают.

Расскажем ребятам, что натурой для создания пейзажа -- типичного уголка старой Москвы в ясный, солнечный день -- послужил дворик в Трубниковском переулке у Арбата, который открывался из окон московской квартиры художника. «Это тургеневский уголок», -- говорил Поленов, имея в виду, что действие одного из романов Тургенева – «Дым» -- начиналось именно здесь, недалеко от Арбата и Девичьего поля. Художник подарил Тургеневу один из этюдов картины, и этот пейзаж стал для писателя, жившего во Франции, дорогим воспоминанием о родине, об устремлённых в небо золотых куполах церквей, о простоте русского быта.

Роман «Иду на грозу», краткое содержание которого является предметом настоящей работы, был написан известным советским писателем Д. Граниным. Это произведение интересно тем, что в нем показана внутренняя жизнь НИИ, его работников. Книга представляет собой немалую историческую ценность как произведение, достоверно показывающее жизнь советского научного сообщества в середине прошлого столетия. По мотивам романа был снят одноименный фильм в 1966 году (с и В. Лановым в главных ролях), а в 1987 году вышел ремейк.

Вступительная часть

Произведение «Иду на грозу», краткое содержание которого следует начать с небольшой характеристики образа главного героя, повествует о судьбе двух приятелей-физиков, которые, будучи друзьями, тем не менее сильно различались по характеру. Книга начинается со знакомства с главным действующим лицом - талантливым ученым Сергеем Крыловым, который работает в научной лаборатории. Сюда приезжает член-корреспондент Голицын, который предлагает ему высокую должность - начальника этой лаборатории.

Остальные работники были очень удивлены таким решением, поскольку все считали, что этот пост предназначался другому - исследователю Агатову, который не был столь талантлив, однако зарекомендовал себя как хороший организатор. Крылов же, напротив, сильно отличался от остальных. Он был всецело увлечен наукой и не заботился о карьере.

История друзей

Одним из самых известных произведений Гранина является книга «Иду на грозу». Краткое содержание романа обязательно должно включать небольшую сравнительную характеристику двоих приятелей - Крылова и его товарища Олега Тулина.

Последний был его полной противоположностью: он был общительным, веселым, приятным молодым человеком. Ему все время везло по службе, в то время как у Сергея она не складывалась. Он был настолько увлечен своим делом, что не боялся отстаивать свою позицию перед вышестоящими лицами. Однажды он поспорил с доцентом, за что его выгнали из университета. Но ему помог Тулин, сестра которого пристроила его работать научным помощником. Здесь Сергей мог в полной мере проявить свой незаурядный талант физика. Тулин же, хотя и продвигался быстро по карьерной лестнице, не обладал таким талантом, как его друг.

Дальнейшая судьба героя

Произведение «Иду на грозу», краткое содержание которого должно акцентировать внимание на личности главного героя, строится по принципу противопоставления характеров двоих приятелей, что должно отражаться в пересказе текста. Способности Крылова не остались незамеченными, и его пригласили в научно-исследовательский центр к ученому Данкевичу.

Здесь он смог в полной мере реализоваться. Сергей зарекомендовал себя как талантливый ученый. Он хотел заниматься электричеством, что считалось довольно рискованной затеей. Однако Данкевич дал ему разрешение, и Крылов стал заниматься атмосферным электричеством. После смерти руководителя Крылов стал восприниматься в научных кругах как его последователь и ученик. Очень достоверно и подробно описал жизнь научного советского сообщества писатель Д. Гранин. «Иду на грозу» (краткое содержание романа показывает характерную особенность произведения - неторопливое повествование) - это книга, которая не только показывает отношения в научной среде, но и раскрывает психологию главных действующих лиц.

Завязка

Некоторое время главный герой работал вместе с Голицыным, однако в результате происков Агатова был вынужден уйти из лаборатории, снова оказаться без работы. Однако ему снова помог его друг Тулин, который пригласил его в научное учреждение, которое занималось изучением грозы. Крылов, будучи более талантливым ученым, видел, что очень многое в проекте его приятеля оставалось незавершенным. Тем не менее он принял предложение и вместе со своим приятелем отправился на юг заниматься экспериментами.

И снова показал разницу в характерах своих героев «Иду на грозу» (краткое содержание книги строится по принципу противопоставления этих персонажей) - это роман не только исторический, но и психологический. Разница в их личностях проявилась в критическое время - во время проведения опасного эксперимента.

Развитие действия

На месте Крылов вместе со своей группой исследовал грозовое облако. Однако проведению экспериментов всячески препятствовал Агатов, который подходил к решению вопроса исключительно с формальной, деловой точки зрения.

По сути он был прав, но Крылов для успешного испытания решил рисковать. Смелому подвигу ученого посвящен роман «Иду на грозу». Книга, краткое содержание которой показывает талант автора в изображении характеров персонажей, по праву считается классикой советской литературы. В ходе проведения эксперимента неожиданно началась гроза, что потребовало срочной эвакуации экипажа.

Кульминация

Краткое содержание романа Гранина «Иду на грозу» должно включать и небольшую характеристику главного антагониста произведения - Агатова. Этот человек был карьеристом. Он заботился не столько об успехе науки, сколько о собственном продвижении по службе. Вместе с тем именно он допустил ошибку, которая привела к трагедии. Когда экипаж очутился в зоне действия грозы, необходимый прибор, указатель, оказался в бездействии, так как Агатов отключил его, полагаясь на хорошую погоду. Дело в том, что, согласно показаниям сводок, ничто не предвещало грозу или ненастье. Однако непогода разыгралась внезапно. Один из участников группы, аспирант по имени Ричард, заметил, что указатель отключен. Тогда Агатов ударил его, и несчастный молодой человек выпал из самолета и погиб.

Развязка

Одним из наиболее известных советских писателей является Д. А. Гранин. «Иду на грозу» - это, пожалуй, одно из его наиболее популярных произведений. В нем интересный и динамичный сюжет сочетается с тщательной психологической проработкой персонажей. После гибели Ричарда началось расследование. Комиссия признала, что причиной трагедии стала техническая неисправность. Однако Крылов доказывал, что указатель должен был работать, и был прав, поскольку Агатов, нарушив инструкции, вывел из строя этот столь важный для успешного проведения эксперимента прибор. Тулин отказался от дальнейших исследований в данном направлении, в то время как Крылов настаивал на том, чтобы продолжить работу. Однако общественное мнение оказалось против него. Нашлись даже такие люди, которые за глаза поговаривали, будто трагедии можно было избежать, если бы экспедицией руководил не Крылов, а Тулин.

Заключение

Главного героя чуть было не отдали под суд. Однако он не переставал настаивать на продолжении эксперимента. В то время как Тулин, пойдя на компромисс, нашел новую работу - в космической отрасли. Этот персонаж сдался, в то время как главный герой продолжал упорно работать над своей темой. В конце концов его постоянство увенчалось успехом: ему разрешили продолжать работу над опасным экспериментом. Отправляясь в новую экспедицию, он узнал, что вместе с ними поедет девушка, которую он любил. Ему помог хороший знакомый Голицын, который искренне интересовался его успехами. В финале между ними состоялся весьма знаменательный разговор. Голицын спросил своего молодого коллегу о составе экспедиции. И Крылов ответил, что он - единственный постоянный член команды. А мысленно добавил, что вместе с ним остается и Ричард. Таким образом автор показал, что этот молодой и подающий надежды аспирант погиб не зря, память о нем сохранилась. Произведение по праву получило положительные отзывы от читателей, которые указывают на динамичный сюжет, интересных персонажей. Кроме того, они ставят автору в заслугу то, что он посвятил свое произведение раскрытию вечной истины о том, что главное - долг, а не карьера.

Экранизации

В советское время были созданы две кинокартины по мотивам произведения «Иду на грозу». Фильм, краткое содержание которого в целом повторяет сюжет книги, пользовался популярностью и в настоящее время считается классикой советского кинематографа. В роли Крылова снялся А. Белявский, а роль Тулина исполнил популярный актер В. Лановой.

Кино 1966 года в целом следует сюжету и концепции автора. В центре картины - противопоставление и сравнение этих двух людей, столь не похожих друг на друга. Эту ленту до сих пор время от времени показывают по телевидению, что говорит о том, что данная экранизация стала эталонной. В этой картине сюжет посвящен противопоставлению двух ученых - романтина и прагматика. Эта тема была популярна в советской (фильм "Девять дней одного года").

Фильм 1987 г. уступает тем, что концентрирует внимание на главном герое, отводя Тулину второстепенную роль. Из-за этого картина много потеряла, так как психологическое противопоставление отошло на задний план. Некоторые актеры, сыгравшие в первой экранизации, снялись и во втором фильме.

Они шли по лаборатории, и Тулин высмеивал их порядки, и продукцию, и глубокомысленный вид всех этих ихтиозавров. Когда Крылов попробовал возражать, Тулин вздохнул:

Вот мы уже и становимся противниками!

Агатов работал у своего аппарата.

Все капаете, - приветствовал его Тулин. - Помнишь, Сережа, мы еще студентами капали на этом же приборе. Господи, сколько уже диссертаций тут накапано! - Не переставая говорить, он легонько отстранил Агатова, наклонился к объективу, повертел регулировочный винт. - Пластины-то выгоднее поставить круглые. Легче скомпенсировать. А еще лучше эллиптические, тогда наверняка можно присобачить регистратор.

Он и понятия не имел, что мимоходом выдал Агатову идею, над которой тот бился больше месяца.

Агатов любезно улыбался.

Не благодарите, не стоит, - сказал Тулин. - Авось еще на десятитысячную уточните! - И бесцеремонно расхохотался и уже оказался в другом месте, он даже не шел, он словно вертел перед собою лабораторию, как крутят детский диафильм. В дверях Крылов обернулся и увидел нацеленные им в спину глаза Агатова. Хорошо, что Тулин не видал их.

На лестнице рабочие перетаскивали ящики с приборами. Один из ящиков стоял в проходе. Тулин перепрыгнул без разбега, легко, Крылов подумал, что если бы Тулин был начальником лаборатории, то все равно бы он прыгал через ящики, носил стиляжный пиджак, бегал бы с Зиночкой и ребятами загорать на вышку, и всем бы это казалось нормальным, и лаборатория бы работала весело, по-новому.

Потоптавшись, он сдвинул ящик, догнал Тулина.

Как же мне быть, Олежка? - спросил он.

Тулин помахал папкой.

Не управлюсь, переночую у тебя. - Тулин смотрел на Крылова. - Ах ты, бедолага… Значит, хотят тебя сделать свежей струей. Молодые силы. К руководству приходит ученый, еще сам способный работать. Невиданно… Не злись. Для меня это… Ты - и вдруг начальник!

И Крылов тоже невесело ухмыльнулся.

А впрочем, - сказал Тулин, - чем ты хуже других? Кому-то надо руководить, лучше ты, чем какой-нибудь бурбон. Попробуй рвануть по лестнице славы, может, понравится. - Подмигнул, и все стало озорно и просто. Подумаешь, страсти!

Тулин погрозил пальцем.

Учти - человек, который не хочет быть начальством, против начальства.

Откуда-то вынырнул Ричард.

Так вы, оказывается, Тулин! Вот здорово. Я читал вас и полностью согласен. Вы уже уходите? А с Агатовым у вас здорово получилось. Капает, капает… - Он засмеялся от удовольствия. - Слезы, а не работа!

Крылов нахмурился.

Что ты знаешь… Так нельзя.

Ничего подобного. Так ему и надо. Принципиально! - закипятился Ричард. - Без пощады! Железно!

Ага, у меня тут не только противники, - сказал Тулин. - Ричард, двигайте к нам. Будете бороться с настоящей грозой, а не с Агатовым.

Стоя в вестибюле, они смотрели сквозь распахнутые двери, как Тулин пересекал сквер, полный солнца и яростного гомона воробьев.

Да-а!.. - протянул Ричард, и в этом возгласе Крылов почувствовал восторг и грусть, обращенную к тому, что осталось здесь, в институте, поблекшем и скучном после ухода Тулина.

Хорошо, если б ему удалось добиться… - сказал Крылов.

Ричард пожал плечами, хмыкнул, показывая, как глупо сомневаться в том, что Тулину может что-либо не удаться.

Фамилия генерала была Южин, знал о нем Тулин мало, поэтому плана разговора не составлял, целиком положившись на свою фортуну.

В большой приемной быстро сменялись летчики, инженеры, и Тулин, присматриваясь к ним, решил, что держать себя надо как-то по-особому, непохоже на обычных просителей, которые одолевали Южина с утра до вечера.

Кабинет оказался огромный, казенно-безликий. Пустой стол, коммутатор, микрофоны, по стенам завешенные черными шторами карты.

Генерал достал из ящика докладную Тулина и начал перечитывать, шевеля губами.

Тулин вглядывался в его лицо, убеждаясь в полной беспомощности физиономистики. Мясистый нос, грубые, навсегда обветренные щеки могли принадлежать и добряку, и черствому служаке. Что означали ежик седых волос, татуировка на руке? Приветливые манеры, может, они от интеллигентности, от уважения к Тулину, а может быть, это привычка, выработанная для всех посетителей.

Вспыхнул глазок коммутатора. Генерал взял трубку.

Я занят… Минут через десять.

Он положил бумагу и придавил сверху куском оплавленного металла.

Тулин заговорил первым, опередив генерала на какую-нибудь секунду. Он вовремя почувствовал, что необходимо перехватить инициативу, всегда легче убеждать, чем разубеждать. Стоит человеку произнести «нет», все его самолюбие будет направлено к тому, чтобы держаться за это «нет».

Вы летали и знаете, что такое гроза.

Южин кивнул.

Там, наверху, не станешь сочинять «Люблю грозу в начале мая».

Он улыбнулся, и Южин тоже улыбнулся и сказал «да»: пусть привыкает говорить «да».

Всякую аппаратуру и научную суть проблемы Тулин не стал описывать. По своему опыту он знал, какое тягостное впечатление на неспециалиста производят цифры, схемы, в которых невозможно разобраться на ходу. Автор шпарит, уверенный, что все ясно, радуясь, что ему кивают, кивают, хотя слушатель тем временем редактирует уже приготовленную формулу отказа. Тулину тоже приходилось принимать разных изобретателей, они, как глухари на току, увлекаясь, ничего не слышали, кроме себя, им казалось, что достаточно поводить пальцем в воздухе и схема станет понятной.

Южин был человек новый в управлении, и Тулину пришлось затронуть историю вопроса. Исследования над грозой велись уже несколько лет, бывший шеф Тулина профессор Чистяков пользовался поддержкой бывшего начальника управления. Группе давали исследовательские самолеты в составе какой-нибудь экспедиции. Пристраивались, подлаживались под общую программу. Но сейчас работа подошла к такому этапу, когда группе нужны свои самолеты, специальные режимы, полная самостоятельность. Теперь изучается наиболее важное - условия управления грозой, условия разрушения грозы. Тулин произнес это без всякого нажима, словно бы между прочим, и тут же рассказал, как пришлось красть ночью баллоны со склада промартели, и еще несколько забавных эпизодов. Пока генерал смеялся, Тулин снова вернулся к проблеме: необходимо научиться находить центры грозы, с тем чтобы воздействовать на них. Рано или поздно от мышей или собак переходят к человеку.

Он заговорил медленней, давая время Южину привыкнуть к мысли о неизбежности полетов в грозе.

С честностью победителя он упомянул и горькие неудачи некоторых опытов, конфуз с первым указателем грозы. Он сам удивился, как много сделано за эти полтора года: приборы готовы, методика разработана, программа составлена, обоснована.

Ни разу он не сбился на тон просителя. Развалясь в кожаном кресле, он с милой беззаботностью перекладывал на Южина тяжесть предстоящего решения. Вот вам, товарищ начальник, наши результаты, наши приборы, вот будущий успех, перспектива, остальное зависит от вас, наше дело теперь сторона.

Молодцы, молодцы, но… - Южин озадаченно погладил ежик, - вы же знаете, в грозу летать нельзя. Чертовски опасная штука. Вы когда-нибудь залезали в желудок этой самой грозе? А я так вляпался. Бр-р-р! - Его передернуло от воспоминания, какого страху он натерпелся. Не знал, где небо, где земля, швыряло, как щепку, еле-еле дотянул до посадки.

Получалось, что он пытается отговорить Тулина, напугать его всевозможными страхами. В сущности, Южин оборонялся. Это был первый выигрыш. Инициатива была в руках Тулина, и важно было ее умело использовать.

Честное слово, зенитки приятней, - говорил Южин. - Хоть рассчитать можно что к чему.

Тулин сочувственно улыбнулся.

Но зенитки вас не останавливали. Вы выполняли свои задания, несмотря ни на что.

Вы мне базу не подводите. Война - это несчастье.

Гроза тоже, - сказал Тулин. - Для авиации гроза - несчастье. Верно?

Южин спокойно согласился, вспомнив несколько аварий, и сделал неожиданный вывод: видите, перед грозой пасуют даже опытные летчики; как же можно разрешить идти на такое, да еще в самый центр грозы, да еще с группой научных работников, на транспортном самолете?

Он оказывался не так прост, этот генерал: одну за другой он раскритиковал схемы полета, предложенные в записке. Теперь он наступал, и Тулин понимал: стоит начать защищаться, как все пойдет прахом.

Как же, по-вашему, бороться с грозой, если убегать от нее? - И подождал ровно столько, чтобы показать, что ответ на такой вопрос получить невозможно. - Есть только один способ узнать вкус арбуза. - Тулин сделал паузу. - Съесть его.

Южин хохотнул.

А у нас в Сибири говорят, что, если надо узнать, не протух ли окорок, не обязательно есть его целиком. Это так, поговорка. Окорока у нас мировые, год-два висят, не портятся. - Он обрадовался передышке, со вкусом принялся описывать, как коптят окорок.

«Тянет время, - сообразил Тулин, - через несколько минут посмотрит на часы, разведет руками…»

Что ж вы предлагаете? - резко спросил Тулин. - Заняться хранением окороков?

Южин размашисто очертил на схемах зоны возможных полетов. Голос его звучал сухо. Другие экспедиции довольствуются меньшим, работают в мощных кучевых облаках при их формировании.

На это Тулин, сдерживая раздражение, заметил, что никто не ставит себе задач по управлению грозой.

Так уж и никто? - И Южин с удовольствием сослался на опыты Денисова с зенитками и на работы других институтов, не связанные ни с каким риском, спокойные наземные работы.

«Начинается, - подумал Тулин, - лишь бы спихнуть с себя, гони зайца дальше. Зенитные снаряды - это отлично, это устраивает, неважно, что результаты сомнительные, что принципы, методы иные, зато все спокойно и никаких осложнений». С каким удовольствием он выложил бы все это Южину, но он тоже не хотел рисковать. Самое лучшее - разъяснить преимущества своего направления. Прежние методы пока что не дают никаких гарантий.

Во всех этих методах действуют вслепую: неясно, то ли мы разрушаем грозу, то ли ускоряем ее, спускаем с цепи. Неустойчивый процесс может развиться в любую сторону…

Здесь преимущества были на стороне Тулина, и он мог обрушить на Южина все сложности непрестанно меняющегося механизма грозы.

Однако Южин уклонился от спора. Он простодушно посмеивался.

Видите, все вам известно, неужто с такой головой нельзя придумать что-нибудь такое, чтобы не переться в самое пекло? - И он неопределенно покрутил пальцами, расплываясь ничего не значащей улыбкой, но сквозь прищуренные веки глаза его смотрели внимательно.

Чего он добивался? Почему не сворачивал разговор к категорическому отказу? Может, ему хотелось, чтобы Тулин сам пошел на уступки, изменил характер работ, сам отказался… Значит, что-то мешает ему просто запретить…

Вот, полюбуйтесь, - Южин подкинул на ладони оплавленный кусок металла, - что осталось от самолета, попавшего в грозу. - Он вытащил пачку фотографий, разложил их перед Тулиным.

Искореженные останки самолетов. Сломанные, поваленные деревья. Обезображенные трупы. Из глянцевитой глубины снимков тянуло гарью еще дымящихся обломков.

Тулин почувствовал на своем лице взгляд Южина.

Вас это останавливает, а меня воодушевляет, - сказал Тулин, принимая вызов. - Я не хочу, чтобы самолеты разбивались. Я не хочу, чтобы летчики боялись грозы. Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба. Ради такого стоит рискнуть, не считаясь с опасностью.

Ага, рискнуть, - воскликнул Южин, - значит, вы не уверены! Вы не гарантируете!

Новое - это всегда риск. Кто отвергает риск, тот отвергает новое.

Слыхали. Сейчас вы мне припишете перестраховку и всякое такое. А почему я должен вам верить? Три года вы возитесь. А где результаты? Точного прогноза грозы не можете составить! Разрушать ее беретесь, а хоть бы предсказывать научились. Сколько экспедиций! Миллионы рублей государство бухает вам. Понавертели дырок в самолетах…

Прогнозы были его больным местом, и Тулин никак не мог втолковать, что их работа никакого отношения к прогнозам не имеет. Южин не хотел ничего слушать. Ему осточертели какие-то там деятели: взялись за одну работу для авиации, охмуряли его всякими мудреными терминами, получили большие деньги и в результате разродились еще одной монографией.

Он вытащил из ящика и потряс перед Тулиным затрепанной книжкой правил эксплуатации.

Читайте! Я не имею права нарушать. Вы же сами не можете поручиться.

При чем тут прогнозы? - твердил Тулин.

Вы хотите взвалить на меня ответственность.

Ага, боитесь ответственности!..

За ваши жизни? Да, не желаю отвечать. Чем я могу ответить за них? Чем? Выговором?

- …потому что вы не желаете разобраться в существе!

Южин, не глядя на Тулина, вытер платком лоб. Оба разом замолчали. Южин аккуратно сложил платок.

Хорошо покричали, - миролюбиво сказал он. - Редко у нас, чтобы двое кричали. Обычно кричит один, другой слушает. А вдвоем это хорошо. Голос проверяешь. Так вот, не за что меня упрекать. Я не специалист по вашей науке. А принимать на веру - извините.

Тулин промолчал.

Что же остается? - сказал Южин. - Запросить мнение специалистов. Согласны?

Кого? Того, кто вас поддержит?

Ну зачем вы так? - добродушно сказал Южин. - Кого вы считаете авторитетом? Допустим, академик Денисов?

Денисов носится со своими генераторами и зенитками, - сказал Тулин. - Ничего другого он не признает. Он нетерпим, он монополист.

Так. А Жильцов?

Тулин пожал плечами.

Жильцов - скептик. Он противник всего нового. Он специалист по выступлениям «против».

Другие предложения есть? - терпеливо спросил Южин. - Подскажите. Может, Лагунов?

Вы же знаете… Лагунов - ставленник Денисова. Какой он ученый?

Всюду противники. Кто ж сторонники?

«Странно, почему он не предлагает Голицына? - подумал Тулин. - Может, не надеется, что старик поддержит его?»

Поймите меня, товарищ генерал, - сказал он, - каждая новая теория союзников завоевывает. Вначале перед ней только противники. Бороться с ними - значит убеждать их фактами. А факты там, в грозе. Я могу достать их только оттуда.

Сложное ваше положение. Что ж вы от меня требуете? Я должен нарушить инструкции, пойти против специалистов ради дела, в котором не шибко разбираюсь да и не очень-то верю в него. Слишком многого вы от меня хотите. Небось думаете: вот сидит солдафон, и от такого зависит прогресс. Но солдафону легче всего сослаться на параграф и отказать. Я этого не делал, хотя вы меня толкаете на это.

Кто ж остается? - спросил Южин. - Может, рассчитываете на Голицына?

Тулин обрадовался: получалось, что Южин его выручил, сам назвал Голицына, это Тулина ни к чему не обязывало, да и в конце концов выхода нет, он ничем не выдал себя. Тулин иронически улыбнулся. Страховка прежде всего.

Ну что ж, Голицын - специалист, от него это не отнимешь. Стародум, конечно.

Как хотите, - сказал Южин.

А сколько времени надо ждать его заключения? - капризно спросил Тулин. «Крылов, - подумал он, - пожалуй, вывернемся!»

Южин посмотрел на часы.

Минут сорок придется подождать.

Я неделю назад, как получил ваши бумаги, заказал Голицыну отзыв. - Южин заговорщицки улыбнулся, и Тулин понял, что его провели как мальчишку. Этот генерал знает свое дело.

Теперь остается одно - не сорваться. Вспылить - значит окончательно расписаться в своей глупости. Нет, такого удовольствия он не доставит. Совершенно спокойно, как бы любопытствуя, он спросил, почему Южин обратился именно к Голицыну, а не к кому другому.

Я давно знаю Аркадия Борисовича, уважаю его. В какой-то мере наши мнения совпали? - не без лукавства осведомился Южин.

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Тема: «Наука, ответственность учёного»

Роман «Иду на грозу» был написан в 1961 году, напечатан в 1962 году в журнале» Роман-газета» и сразу привлёк внимание читателей: уж очень просто и необычно автор рассказывает о сложном и ответственном труде учёных- физиков, об их исследованиях грозы, стремлении подчинить себе это природное явление, управлять им.

Управлять природой — именно этому были посвящены в советское время научные исследования многих учёных. Человек — хозяин природы, ему подвластно всё- так считалось в то время.

Подчинением грозы, поиску эффективных методов управления ею и заняты учёные, о которых идёт речь в романе.

По-разному можно оценивать исследования учёных. В период СССР такие эксперименты приветствовались, нужно было взять в руки человека явления природы. Но сегодня мы понимаем, что это очень рискованно. Поэтому задача человек — изучить природу, понять суть её явлений и суметь предугадывать их, защищать людей от негативного природного воздействия.

Каждая эпоха по-своему оценивает то или иное произведение. Сегодня мы понимаем, какой опасной проблемой занимались физики, рискуя жизнью. Не подчинять природу, а сотрудничать с нею, жить по её законам, изучать эти законы — вот какова задача современного учёного.

Тема: «Люди науки»

Мир учёных – физиков прекрасен. Это люди, которые мечтают в жизнь воплотить многие идеи, искренне преданны своему делу, не гонятся за славой и карьерой — таковы Дан и главный герой Сергей Крылов .

Но с другой стороны, это и мир учёных – карьеристов, как Агатов, Денисов, Лагунов. Вот их-то как раз и интересует результат и как можно скорее, чтобы обеспечить себе надёжную карьеру.Они не способны к научной работе, творчеству. Это обыкновенные карьеристы, мешающие основательно проводить эксперименты Крылову и Тулину, вечно их торопящие.

Крылов и Тулин - всё время идущие рядом по жизни. Читателя привлекают оба героя: и несколько неловкий, непрактичный, медлительный Крылов, «лунатик», как называю его за глаза; и Тулин — удачливый, активный, Ввегда идущий впереди, и девушки улыбались ему, и мужчины завидовали.

Однако не так слаб характером Крылов, как это кажется. « Раз у меня есть убеждения, я должен отстаивать их, а если я не сумел, то уж лучше тогда уйду, чем в сделку вступать», - вот основа характера Крылова, нечто твердое, как металл, обо что ударяется Тулин, когда возникают между ними споры.

В конце романа именно удачливый Тулин очень легко отказался от проведения научной работы, которой столько занимался. Крылов даже подумал, что не только наука важна для его сослуживца, но и желание славы, известности тоже.

Каким должен быть истинный учёный? Это основной вопрос, на который пытается ответить автор. И здесь важны не только знания, даже талант, но и человеческие качества. Почему таких успехов добился Дан? Потому что «он был прежде всего человек». Вот ответ автора. Научный подвиг всегда имеет нравственную основу.

Любимые его герои — Крылов, Тулин, Дан- все прекрасны душой. Они очень разные, но в них главное то, что они порядочны, не пойдут на сделку с совестью, всегда готовы помочь другому, подставить своё плечо.

Конечно, каждому человеку свойственно ошибаться (так Тулин в сущности предал дело, которому посвятил столько времени и сил, спокойно перевёлся на другую работу). Но в главном они нравственно чисты и благородны.

«Стать человеком, прежде всего человеком» — к этому всегда стремился Крылов, и становился примером для других. Так генерал Южин , который всегда считался храбрецом, понимал, что гражданскому мужеству, способности отстаивать свои идеалы, истину ему нужно поучиться у Крылова.

А остальные герои- да, добились успешной карьеры, но как учёные они не смогли себя реализовать – Агатов, Денисов, Лагунов и др.Слишком эгоистичны эти люди, для них, в сущности, важен не сам эксперимент, не научная деятельность, а быстрый её результат, дающий возможность дальше продвигаться по карьерной лестнице.

Тема: «Нравственные основы личности»

Много нравственных вопросов поставлено в романе. Каким человек должен быть, даже независимо от того, чем он в жизни занимается, какими должны быть цели в жизни, что должно двигать поступками и поведением, какие мотивы? И на первый план автор ставит именно нравственные качества. Оставаться человеком, противостоять злу, защищать свои принципы, быть честным до конца — таким должен быть любой человек.

Учёные в романе сражаются не только с грозой, но и предательством, подлостью, невежеством окружающих и с самими собою.

Так Тулин всё же оказался способен на предательство, а Крылов — остался до конца честен.

Немного о содержании романа, размышления по характеристикам некоторых героев.

Сергей Крылов , учёный. Не всё гладко в его жизни: и из института он ушёл из-за интриг, и с любимой женщиной Наташей не всё складывается, как хотелось бы.

Талантливый учёный, Крылов как-то всегда остаётся в стороне. Вот и в институте на место, которое должно было бы принадлежать ему,- завлабораторией, назначили другого.

Олег Тулин - институтский приятель Крылова. Всё у него как-то гладко получается. Приехал в Москву просить разрешение на исследование с самолёта — и быстро получил его. Ещё в студенческие годы отличник Тулин был приставлен к отстающему Крылову, чтобы помогать тому в учёбе.

Крылов в своё время не закончил институт, был исключён за ссору с преподавателем, несмотря на защиту Тулина, который был комсомольским вожаком. И снова Тулин помог Крылову — его сестра устроила Крылова на своё завод контролёром ОТК.

Именно на заводе проявились способности Крылова, он стал заниматься важными физическими проблемами, даже главный конструктор взял его к себе в бюро.

Кажется, что взлёт карьеры наконец-то для Крылова начался: о нём узнают, его статьи печатают в технических журналах, даже ему дали возможность выступить с докладом в институте физики. Крылов, почувствовав в институте свою среду- среду учёных, перед которыми он преклонялся, уходит с завода и начинает работать в институте.Занятия любимым делом приносили огромную радость Крылову: ему дали тему, возможность самостоятельно ею заниматься- о чём ещё мог мечтать молодой учёный.

Работая под руководством Дана , талантливого учёного, до конца преданного своему делу, Крылов понял, что тот подходит к исследованиям очень основательно, что его не интересует быстрый успех (как хотел Крылов), что он всё тщательно перепроверяет и исследует. После возвращения из экспедиции, куда Крылов был направлен, он узнал, что Дан умер, но все его предположения оказались верны. Крылов продолжает его дело¸ его снова приглашают выступать, и снова забрезжил луч карьеры. Замдиректра института Данкевич везде представлял Крылова в качестве ученика и продолжателя дела Дана.

И вот новое приглашение: в Москву по просьбе Дана (ещё при его жизни) физик Голицын берёт Крылова к себе в лабораторию для продолжения написания диссертации. Но снова неудача: после предложения Голицына Крылову стать начлабом, вмешался Агатов , который ещё в самом начале карьеры вставлял палки в колёса Крылову- и снова тот же результат, Крылов ушёл из института.

Тулин , надёжный приятель Крылова, оять оказался рядом — пригласил Крылова к себе заняться довольно опасными испытаниями- подчинением грозы, управлением ею. Много было сложностей с экспериментом: и неудачное вхождение в грозу, и гибель одного из сотрудников Ричарда. Однако работы, несмотря на сложность, продолжались.

Эксперимент оказался неудачным. Его даже пытались закрыть. Тулин как-то спокойно отнёсся к этому, его перевели на работу со спутниками. Но и Крылову он снова хочет помочь выбраться из этой истории.

Крылов продолжал заниматься начатым делом, проводя закрытый эксперимент. В конце романе читатель узнаёт, что снов дано разрешение на официальное продолжение эксперимента.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна