Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Шарпудин хаутиев. Фигуры на постаменте памятника Карамзину в Ульяновске «расшифрованы»

Шарпудин хаутиев. Фигуры на постаменте памятника Карамзину в Ульяновске «расшифрованы»

История создания монумента


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Памятник Н. К. Рериху в Санкт-Петербурге
  • Памятник Никитину

Смотреть что такое "Памятник Н. М. Карамзину (Ульяновск)" в других словарях:

    Памятник Н.М. Карамзину (Ульяновск) - Памятник Н.М. Карамзину Памятник Н.М. Карамзину монумент, установленный в Симбирске в 1845 году в честь уроженца Симбирской губернии русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина. Автором проекта памятника является скульптор Самуил… … Википедия

    Ульяновск - город, ц. Ульяновской обл. В 1648 г. при строительстве Синбирской засечной черты основан гор. Синбирск как ее начальный пункт. Название черты и города по расположению в местности Синбирские горы, получившей название от Синбирского городища (20 км … Географическая энциклопедия

    УЛЬЯНОВСК - (б. Симбирск, до 1780 Синбирск) обл. центр РСФСР. Родина В. И. Ульянова Ленина, переим. в его честь 9 мая 1924. Расположен на берегах pp. Волги и Свияги. На 1 янв. 1972 382 т. ж. (в 1897 42 т. ж., в 1923 67 т. ж., в 1939 98 т. ж., в 1959 206 т.ж … Советская историческая энциклопедия

    Ульяновск - (до 1780 – Синбирск, до 1924 – Симбирск) город, центр Ульяновской области РСФСР. Расположен на берегах Волги и Свияги. Транспортный узел: ж. д. линии на Москву, Казань, Уфу, Саратов; речной порт (см. Волжского бассейна речные порты),… … Большая советская энциклопедия

    Памятник букве Ё (Ульяновск) - История создания памятника Памятник букве Ё. Автор А.Зинин Памятник в день открытия … Википедия

    Гальберг, Самуил Иванович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гальберг. Гальберг Самуил Иванович Род деятельности: Скульптор Дата рождения: 13 декабря 1787(1787 12 13) … Википедия

Страница 1
Памятник Н. М. Карамзину в Ульяновске.
4 сентября (23 августа) 1845 года в центральной части Симбирска был торжественно открыт памятник писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину.

Место для памятника, сооруженного по инициативе сибирского дворянства на денежные пожертвования, собранные по всероссийской подписке, было выбрано императором Николаем I, который посетил Симбирск в 1836. Проект памятника подготовлен профессором Академии художеств Самуилом Ивановичем Гальбергом; в мастерских этой же Академии под руководством известного мастера художеств Петра Ивановича Клодта были отлиты из бронзы важные составляющие памятника: фигура музы истории, бюст Карамзина и два горельефа.

На высоком постаменте из красно-бурого гранита возвышается фигура музы истории Клио. Женщина с печальным лицом, слегка наклонив голову, правой рукой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского», а в левой руке держит трубу, с помощью которой она намерена громко вещать о славных страницах истории древней и новой России.

Скульптурный портрет самого историографа помещен в круглой нише массивного постамента. Талантливому скульптору удалось глубокое и тонкое проникновение в образ историка-художника, страстного просветителя, пламенного патриота. Открытый, смелый, честный взгляд устремлен вдаль, как бы в глубь веков, слегка сдвинутые брови и морщины на высоком лбу свидетельствуют о напряженной работе души и мысли.

На левом горельефе изображено чтение Карамзиным отрывков из своей «Истории» перед императором Александром I во дворце великой княгини Екатерина Павловны в Твери. Император, заинтересовавшийся главами о нашествии татаро-монгольских полчищ и о битве на Куликовом поле, 18 марта 1811 года впервые удостоил Карамзина чести быть рядом с собой.

На горельефе с правой (южной) стороны памятника историограф изображен на смертном одре в окружении своих близких. Стоящая перед ним Фортуна (богиня счастья, удачи и судьбы у древних римлян) сыплет из рога изобилия монеты, блеск которых привлекает лишь ребенка. Здесь в аллегорической форме изображен достоверный факт из последних дней жизни Карамзина, когда в мае 1826 года рескриптом Николая I ему, тяжело больному, был пожалован пенсион в 50 тысяч рублей в год и специально для поездки на лечение был снаряжен один из кораблей военно-морского флота.

Жест левой руки Николая Михайловича, направленный к Фортуне, выражает сложную гамму чувств, включающую в себя и некоторое смущение скромного труженика перед чрезмерным, по его мнению, дарами, и нежелание стать объектом неслыханной щедрости монарха, и сожаление о том, что царская милость запоздала.

В 1826 году по проекту симбирского архитектора Н.А.Любимова была произведена детальная планировка аллей и клумб сквера вокруг памятника. В настоящее время это единственный в городе участок, где еще сохранились насаждения 60-80-х годов XIX столетия.

Карамзинский сквер сегодня – одно из излюбленных мест отдыха горожан. В последние годы здесь стали проводиться выступления местных поэтов и писателей.


Текст составлен И. В. Апальковой, доцентом кафедры русского языка УлГПУ, по книге Ж. Б. Трофимова Симбирский памятник Н. М. Карамзину. Известное и неизвестное. М.: Издательский центр «Россия молодая», 1992.

Выступление на городском семинаре руководителей МО и учителей русского языка и литературы в СОШ № 10 по теме: «Поиск новых форм совершенствования качества преподавания русского языка и литературы». 29.03.12.


Методика обучения приемам сжатия текста.

Тема развития связной речи учащихся актуальна в любое время, меняются лишь формы и методы. У меня была уникальная возможность в свое время работать под руководством Е. И. Никитиной, а спустя годы на конференции памяти Е. И. Никитиной я познакомилась с О. Н. Артемьевой, преподавателем УлГПУ, тема ее научной работы «Обучение приемам понимания текста» заинтересовала меня, позволила по-новому взглянуть на систему уроков развития речи в рамках новых образовательных стандартов.

Важнейшее умение, связанное с пониманием текста, - это умение сокращать первоисточник, выделяя в нем главное и отсекая второстепенное. Это коммуникативное умение в условиях постиндустриального общества необходимо современному человеку, чтобы понимать содержание текста и эффективно использовать полученную информацию. Поэтому так важно при обучении русскому языку в школе уделять внимание сжатому изложению, которое в системе обучения связной речи долгое время занимало периферийное положение. Сегодня с введением новой формы государственной итоговой аттестации (ГИА) по русскому языку в 9 классе обучение сжатию теста становится приоритетным направлением работы учителя, цель которой – сформировать у школьников умение выделять в тексте главное с помощью конкретных способов сокращения прочитанного.

Информационно переработать текст через его сжатие – непростая задача для многих учеников.

Сокращение теста предполагает как компрессию содержания, так и изменения формы первоисточника. Одно без другого невозможно: чтобы передать главную информацию первоисточника, необходимо сжатие текста на языковом уровне, и наоборот, применение языковых способов компрессии возможно только после выделения основного содержание текста.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока обучения сжатому изложению в 9 классе. Для урока выбран краеведческий текст, посвященный памятнику Н. М. Карамзину в Ульяновске, составленный И. В. Апальковой, доцентом кафедры русского языка УлГПУ, по книге Ж. Б. Трофимова «Симбирский памятник Н. М. Карамзину. Известное и неизвестное». М.: Издательский центр «Россия молодая», 1992. Работа над ним не только обучает детей написанию сжатого изложения, но и выполняет важную воспитывающую функцию: вызывает чувство гордости за свой край, вырастивший таких талантливых людей, чувство патриотизма, вносит свой вклад в воспитание достойного гражданина своей страны, который знает и ценит свои корни. Следует сказать, что учащиеся уже знакомы с приемами сжатия текста, указанными в «Методических рекомендациях для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений». (Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). Русский язык. М., 2010. с.13 )

Ученики имеют карточки с содержательными и языковыми приемами сжатия.

1)исключение несущественной и второстепенной информации;

2)свертывание исходной информации за счет обобщения.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1) исключение:

-исключение повторов;

-исключение одного или нескольких из синонимов;

-исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

-исключение фрагмента предложения;

-исключение одного или нескольких предложений;

2) обобщение:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

3) упрощение:

-слияние нескольких предложений в одно;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена сложноподчинённого предложения простым;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

(Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). Русский язык. М., 2010. с.13)

После чтение теста учителем (при восприятии на слух развивается глобальное слушание) определяется тема текста (Памятник писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину в Симбирске-Ульяновске ), выясняется, где располагается памятник (в центре города, в Карамзинском сквере, находящемся на Венце .) Учащиеся рассматривают фотографии. Слайды презентации.

Определяется тип речи исходного текста (описание ), вспоминаем классическую схему описания (ЧТО? ГДЕ? КАКОЕ? ). Отмечаем с детьми, какую часть в описании легче всего сократить. Информация третьей части – КАКОЕ? – исключается легче всего.

Стоит отметить, что текст большой, сложный, содержит много имен и непонятных слов, но пугаться этого не стоит, так как сокращение текста будет проходить коллективно под руководством учителя.

Определяется стиль текста (научно - публицистический – Текст составлен по книге краеведа Ж.А. Трофимова «Симбирский памятник НМ Карамзину. Известное и неизвестное» доцентом кафедры русского языка УлГПУ И.В. Апальковой). Обязательно проводится словарная работа (лексическая и словарно-орфографическая).
Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-либо мысли в конкретном образе.

Бюст – скульптурное изображение верхней части тела человека (по грудь или по пояс).

Горельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

Жертвенник – естественное возвышение или камень, на котором приносили жертвы.

Пенсион (устар.) - денежное содержание, назначаемое кем-нибудь кому-нибудь.

Постамент – основание памятника.

Рескрипт (доревол.) – письмо монарха какому-нибудь высокопоставленному лицу с выражением благодарности.

Скрижали – по библейскому сказанию: каменные доски с написанными на них десятью божественными заповедями.
Необходимо отметить, что в изложении будут использованы не все слова, т.к. наша задача – сократить текст.

Следующий этап урока – беседа по тексту с целью выделения главной информации. На этом этапе необходимо использование наглядности (слайды презентации).

Делим текст на смысловые части: 1) вступление, 2)основная часть, 3) заключение.

1. Вступление . Задание: Прочитайте 1 абзац . Насколько важна информация, содержащаяся в нем? Вся информация в абзаце важна, и ее стоит сохранить.

Прочитайте 2 абзац . Выделите главную информацию. Наводящие вопросы: По чьей инициативе был сооружен памятник? Кто выбрал место для расположения памятника? Кто автор монумента? Место для памятника, сооруженного по инициативе симбирского дворянства, было выбрано Николаем 1. Проект памятника подготовлен С. И. Гальбергом. Важные составляющие памятника: фигура музы истории Клио, бюст Карамзина и два горельефа – были отлиты из бронзы под руководством Клодта П. И.

Определите прием сжатия текста, который мы использовали. Исключение деталей и подробностей.

2. Основная часть . Мы познакомились с историей создания памятника – ответили на вопросы – ЧТО? ГДЕ?, теперь обратимся непосредственно к описанию памятника, ответим на вопрос – КАКОЙ? Дальнейшая работа с текстом строится подобным образом. Учащиеся по ходу работы выделяют главное в тексте и ведут рабочие записи в тетрадях

Прочитайте абзацы 3-7. Как строится описание памятника? Сначала называется элемент памятника, указывается место его расположения, а потом дается описание элемента. Действительно, описание памятника строится по классическому принципу описания: ЧТО? – ГДЕ? – КАКОЕ? Какую часть следует опустить, учитывая цель нашего урока? Третью.

Обратимся к тексту. 3 абзац. Каким элементам памятника он посвящен? Постаменту, фигуре музы истории Клио.

Напоминаем, что в изложении еще необходимо указать, где этот элемент находится. Фигура музы истории Клио возвышается на постаменте из гранита. Какой прием компрессии мы использовали? Исключение подробностей, деталей.

Прочитаем 4 абзац. О чем эта смысловая часть? О скульптурном портрете Карамзина, который расположен в круглой нише постамента.

Работа над 5, 6 и 7 абзацами. О чем мы узнаем из этой части? О горельефах. Что изображено на них? На левом (северном) горельефе изображено чтение Карамзиным отрывков из «Истории государства Российского» перед императором Александром 1. На горельефе с правой (южной) стороны Карамзин изображен на смертном одре в окружении своих близких. Жест левой руки Николая Михайловича направлен к стоящей перед ним Фортуне, богине счастья, удачи и судьбы. Она сыплет из рога изобилия монеты. Стоит отметить, что эпизод на правом горельефе изображен в аллегорической форме. Вспомните, что такое аллегория. Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-либо мысли в конкретном образе. Это нужно будет указать в сжатом изложении. Объясним, почему достоверный факт из последних дней жизни изображен в аллегорической форме? Что это значит? Какой способ сжатия мы использовали? Исключение деталей.

Вспомним, из каких элементов состоит памятник Н. М. Карамзину? Постамент, фигура музы истории Клио, скульптурный портрет (бюст) Карамзина, два горельефа,- это содержание основной части сжатого изложения и первоисточника.

Обратимся к 8 абзацу. Выделите главную информацию. В 1866 году по проекту симбирского архитектора Н. А. Любимова была проведена планировка аллей и клумб сквера вокруг памятника.

3. Прочитайте заключение, подчеркните главную информацию. Каким приемом воспользуемся? Исключим детали. Карамзинский сквер сегодня – одно из излюбленных мест отдыха горожан.

Вернемся к тому, с чего начинали урок. Чем необычен этот памятник? Памятник Карамзину необычный: в центре внимания – фигура музы Клио. Наверное, это потому, что Карамзин не только писатель, но и историк. Авторы памятника подчеркивают значимость главного труда жизни Н. М. Карамзина – «Истории государства Российского».

Проводится работа по предупреждению орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Редактирование черновых рабочих вариантов: исключение необоснованных повторов, обсуждение логических переходов от одной части к другой.

Еще раз обращаем внимание на количество абзацев в тексте и в изложении, и приступаем к повторному прочтению текста.

На втором уроке учащиеся приступают к написанию сжатого изложения по тексту.
Приведу примерное сжатое изложение по данному тексту.
4 сентября 1845 года в Симбирске был открыт памятник писателю и историку Николаю Михайловичу Карамзину.

Место расположения памятника, сооруженного по инициативе симбирского дворянства, было выбрано Николаем 1. Проект памятника разработан С. И. Гальбергом, а под руководством П. И. Клодта отлиты из бронзы основные части монумента: бюст Карамзина, два горельефа и фигура музы истории.

На постаменте из красного гранита возвышается величественная фигура Клио – музы истории, чуть ниже, в круглой нише, размещен скульптурный портрет Карамзина.

По обе стороны постамента мы видим два горельефа. На левом изображено, как Карамзин читает императору Александру 1 отрывки из «Истории государства Российского». На правом - умирающий историограф в окружении своих родных. Стоящая перед ним Фортуна, богиня счастья, удачи и судьбы, сыплет из рога изобилия монеты. Здесь в аллегорической форме показан реальный факт из жизни Карамзина - запоздалая царская милость.

В 1866 году был разработан детальный план расположения аллей и клумб сквера вокруг памятника.

Карамзинский сквер сегодня – одно из излюбленных мест отдыха горожан и гостей города.(150слов)

Работа выполнена ученицей 9 класса Б МБОУ СОШ №2 Нарынской О.
страница 1

Памятник Карамзину в Ульяновскеустановлен в честь русского писатели и историка. Автором монумента является Гальберг Самуил Иванович, талантливый скульптор. Память о великом писателе в виде монумента была оставлена по просьбе братьев поэта. Карамзин часто с осени до весны жил в Симбирске в частном особняке, расположенном на Старом Венце. Писатель внес неоценимый вклад в русскую литературу.

История создания памятника

История памятника Карамзину в Ульяновске берет свое начало с 1833 года, когда тринадцатого июня губернатор Загряжский подал прошение царю Николаю Первому о создании монумента писателю. Документ был подписан 38-ю симбирскими дворянами.

Император удовлетворил просьбу. Нужны были средства на постройку памятника. Первые взносы сделали братья и дворяне, подписавшие прошение. Вскоре все деньги были собраны, но встал вопрос об облике монумента.

Создание памятника

Конец спорам был положен царем. Николай Первый приехал в Симбирск в августе 1836 года. Император лично указал место и назвал имя того, кто будет заниматься созданием монумента. Так, памятник Карамзину в Ульяновске (в те времена город назывался Симбирск) был поручен профессору Гальбергу.

Монумент должен был быть установлен между городским магистратом и гимназией, рядом с ограждением Спасского монастыря. Для работы Гальбергу отводилось три года. По планам, памятник должен был окружаться золотыми барельефами.

Средства на многие материалы были выделены из казны. Но приступил к работе профессор только черед два года. Он умер в мае 1839 года, так и не успев полностью завершить свой шедевр. Доделывать монумент пришлось ученикам профессора.

Описание

Памятник Карамзину в Ульяновске создан в духе тех времен, выполнен в стиле классицизма. На пьедестале возвышается статуя Клио, музы истории. В правой руке у нее скрижали, жертвенник бессмертия. Это главная книга Карамзина. В левой руке музы находится труба, с помощью которой она вещает о российской жизни.

В монументе выдолблена небольшая ниша, в которой находится бюст писателя. Пьедестал памятника украшен горельефами. На северном изображен сам Н. М. Карамзин, читающий отрывок из своего произведения в присутствии императора и его сестры. На другом горельефе писатель изображен на смертном ложе, которое окружено семейством поэта.

Все фигуры запечатлены в античных одеждах. На пьедестале была отлита медными буквами надпись о том, кому посвящен монумент. Его высота - 8,52 метра, у пьедестала - 4,97 м, у статуи Клио - 3,55 м. Пьедестал памятника сделан из красного гранита, привезенного из Финляндии. Изготавливалась эта часть монумента в Петербурге скульптором Анисимовым.

Бюст Карамзина, горельефы и статуя Клио отлиты из бронзы в Академии искусств. Руководил работами профессор Клодт. Все детали памятника были привезены в Симбирск в 1844 г. с большими сложностями, а следующей весной прошли подготовительные работы.

На открытии монумента двадцать восьмого августа 1945 года в соборе собралось дворянство, купцы, воспитанники духовной семинарии и гимназии. Пришло множество горожан. Все они после панихиды отправились на площадь, где был установлен и открыт памятник. Сам писатель и не предполагал, что за свои произведения он будет увековечен.

Карамзин очень любил романы Вальтера Скотта. Писатель очень хотел поставить ему памятник в саду собственного дома. Оказалось, что и сам Карамзин стал не менее любимым литератором.

Дальнейшее обустройство и описание памятника Карамзину в Ульяновске

Сначала, как только монумент был установлен, он был обнесен деревянной решеткой. В 1855 г. вдова старшего сына Карамзина, Аврора Карповна, занялась обустройством памятника.

По ее просьбе была удалена деревянная решетка и поставлена металлическая, богато украшенная золочеными медными окончаниями. В 1866 г. в Симбирске произошел большой пожар, и площадь вокруг монумента после восстановления стала радовать глаз зеленым сквером. А на каменном фундаменте появилась новая чугунная решетка.

Вторая жизнь памятника

В 1931 г. памятник Карамзину в Ульяновске чуть было не подвергся сносу. Монумент уже утратил свою первозданность. Позолоченные наконечники на ограде были сбиты, отколоты куски гранита чеканка и надпись уничтожены. Медную статую даже пытался продать через газету один предприимчивый горожанин.

Памятник отстояли Гречкин, директор исторического музея, и Вольсов, местный архитектор. В 1944 г. были заново отлиты буквы из меди для надписи. Вторую жизнь памятник Карамзину приобрел после капитальной реставрации, проведенной в 1967 г. Надпись, правда, оказалась несколько искажена. В первоначальном варианте слово год было отлито с «ъ» знаком на конце. В современном варианте этой буквы нет.

Н. М. Карамзин умер в мае 1826 г. Писатель был похоронен на Тихвинском кладбище Петербурга. На могиле Карамзина установлен памятник из белого мрамора. Он выполнен в виде прямоугольного саркофага, украшенного позолоченным бронзовым венком.

4 сентября памятная дата в истории Симбирска – Ульяновска. 4 сентября, 22 августа по старому стилю, 1845 года (по некоторым источникам – 23 августа) был открыт памятник уроженцу Симбирской губернии, историографу, писателю, поэту Николаю Михайловичу Карамзину (1766–1826).

В 1833 году симбирские дворяне направили губернатору А.М.Загряжскому письмо следующего содержания: «Желая ознаменовать и увековечить высокое уважение наше к памяти уроженца Симбирской губернии великого бытоописателя Николая Михайловича Карамзина, творениями своими имевшего столь решительное прочное и благодельное влияние на просвещение любезного Отечества нашего: вознамерились мы ему воздвигнуть в г.Симбирске памятник, почему обращаемся к Вашему превосходительству с покорнейшей просьбой исходатайствовать Высочайшее соизволение на открытие подписки для составления денежной суммы, потребной для выполнения сей священной цели, нами предложенной». Инициаторами сооружения памятника были: генерал-майор П.Н.Ивашев, трое братьев Языковых, князь Ю.С.Хованский и другие. Они же сделали первоначальные взносы на строительство памятника.

В том же году последовало согласие Николая I на создание комитета по сооружению памятника, а также императором была объявлена всероссийская подписка по сбору средств. Комитет под председательством губернатора отвел место для сооружения памятника — между губернской гимназией и городским магистратом (управой). По мнению комитета, памятником историку должен был стать ансамбль из трех зданий, в центральном из которых размещалась библиотека, главную залу которой украшал бюст Карамзина. Однако, выполнение проекта затянулось. Николай I, посетивший в 1836 году Симбирск, указал на этом месте устроить площадь, в центре которой и установить памятник, повелев заключить с профессором С.И.Гальбергом контракт на его сооружение. Из казны на эти цели выделялось 550 пудов меди.
Самуил Иванович Гальберг – один из талантливейших русских скульпторов того времени. После смерти Пушкина в 1837 году Гальберг изваял его скульптурный портрет, поразивший современников «сходством, правдой, простотой и отделкой бюста». Незадолго до этого, в 1835 году, совместно с профессором А.Тоном, Гальберг завершил работу над памятником Державину в Казани (установлен в 1847 году).

В 1836 г. Гальберг представил в Совет Академии художеств рисунки эскизов и описание проекта памятника Карамзину. «Так как всякий памятник Славы определяется, – писал он, – исключительно для увековечения великих и полезных деяний, то эта первоначальная или основная мысль должна указывать потомству те подвиги или труды, коими поэт или герой стяжал себе право на монумент… Прилично и согласно с требованиями изящного, было бы поставить как памятник на богатом пьедестале музу истории Клио, которая, имея в левой руке эмблематический признак свой трубу, правой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали Государства Российского, посвящая их таким образом бессмертию».
Затем Гальберг описывает содержание барельефов, которыми украсятся боковые стены пьедестала. На одном – Карамзин, читающий в 1811 году Александру I «О славных опасностях и подвигах его предка Дмитрия Иоанновича Донского», на другом – Карамзин на смертном одре, окруженный друзьями и родственниками, держит в руках рескрипт, слова которого «Русский народ достоин знать свою историю. История, вами написанная, достойна русского народа», должны быть ясно видны», подчеркивает Гальберг.

Был предложен также второй проект, где предполагалось представить статую самого Карамзина, который «стоит, оперши скрижали своей истории на колонну – эмблему несокрушимости».
Почему этот вариант не был принят? Во-первых, в то время вообще не было принято увековечивать в памятниках скульптурные изображения людей, не являвшихся монархами. Памятник Державину в Казани, созданный Гальбергом, — один из первых подобного рода. Во-вторых, в восприятии современников Карамзин стоял в одном ряду с такими античными историками, как Геродот, Тацит. Композиция памятника прямо указывает на подобное сравнение. А помещение бюста Карамзина в нише и вознесение на пьедестал музы истории Клио, опирающейся на скрижали «Истории государства Российского» и держащей в руке трубу славы, выдвигает на первый план идею бессмертия творца в его трудах.
Далеко не все восприняли идею Гальберга. И речь не только о простом люде, прозвавшем памятник «чугунной бабой». Н.М.Языков писал в 1844 г.: «Не нахожу слов выразить мою досаду, что в честь такого человека воздвигают эту вековечную бессмыслицу!». Ф.М.Достоевский заметил: «В Симбирске на памятнике Карамзину один из барельефов изображает Карамзина, читающего Александру I свою «Историю», оба в древних костюмах, т.е. голые, по крайней мере на 9/10». Таковым было мнение значительной части общества. Скульптор Н.Рамазанов, один из создателей памятника, писал в «Русском вестнике»: «Некоторые из опытных художников осуждали Гальберга, зачем он поставил на пьедестал Клио, а не самого Карамзина», однако такое решение имело вполне определенный смысл. Вознесенная на пьедестал статуя Клио оказывается выше главою не только царя, но и самого историка, помещенных на пьедестале. Муза в композиции памятника предстает, таким образом, как послушная лишь «веленью Божию».

Профессор Гальберг успел только разработать проект памятника, в 1839 году он умер. Его ученики завершили работу по эскизам и рисункам скульптора. Статую музы Клио создали А.А.Иванов и П.А.Ставассер. Северный барельеф, изображающий Карамзина, читающего свою «Историю» Александру I и его бюст, выполнил скульптор Н.А.Рамазанов, а южный, представляющий Карамзина на смертном одре, — К.М.Климченко. Отливка статуи Клио из бронзы была выполнена в литейной мастерской Академии художеств под руководством известного мастера барона П.К.Клодта.
Летом 1844 года статуя с большими трудностями была доставлена на пристань Симбирска, где пролежала около года, дожидаясь прибытия пьедестала и бюста.
Утром 22 августа (4 сентября) 1845 года, в кафедральном соборе собралось дворянство, купечество, воспитанники гимназии и духовной семинарии, толпы обывателей. На открытии присутствовали два сына историка: Андрей и Александр Николаевичи. После литургии все отправились на площадь, где был открыт монумент. Упал занавес и открылся бюст историка и надпись позолоченными буквами:

Н.М. Карамзину
историку Российского государства
повелением императора Николая I-го
1844 год.
Первоначально памятник был обнесен деревянной решеткой. Вдова Андрея Николаевича Карамзина, убитого на Крымской войне, пожертвовала средства для устройства железной решетки.
В советское время памятник уцелел, но сильно пострадал. Были сбиты буквы на постаменте и позолоченные верхушки ограды. В 1944 г. надпись на памятнике восстановлена, а в 1967 г. весь памятник отреставрирован.
И в завершение – строки из «Стихов на объявление памятника историографу Н.М. Карамзину» Н.М.Языкова (1845):
Он памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Достойный праведных похвал,
И краше, чем кумир иль столб каменосечный,
И тверже, чем литой металл!

Тот славный памятник, отчизну украшая,
О нем потомству говорит
И будет говорить, покуда Русь святая
Самой себе не изменит.
Использованы материалы kvv.mv.ru (личная страница В.В.Кропоткина); статья Л.Сапченко (журнал «Мономах).

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на памятник в память Карамзину», 2011 г. Источник изображения: uglach.ru .

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на Троицкий кафедральный собор и памятник писателю и историку Н.М.Карамзину», 2011 г. Источник изображения: uglach.ru .

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на Троицкий кафедральный собор и памятник Н.М.Карамзину», 2014 год. Источник изображения: uglach.ru .

Симбирск. Памятник Н.М.Карамзину. Фото Г.Степанова, 1900-ые г.г.

В 1845 году в Симбирске был воздвигнут памятник Н.М. Карамзину. Воплощенные в бронзе основные идеи памятника, созданного по проекту С.И. Гальберга, обрели также словесную форму под пером поэтов, воспевших карамзинский монумент. В стихотворениях русских поэтов воскресает поэтика горацианской оды.

Известно, что Самуил Иванович Гальберг был одним из талантливейших русских скульпторов. После смерти Пушкина в 1837 году Гальберг, по им же снятой маске с лица только что почившего поэта, изваял его скульптурный портрет, поразивший современников «сходством, правдой, простотой и отделкой бюста». Незадолго до этого, в 1835 году, в содружестве с профессором А. Тоном, Гальберг завершил работу над памятником Державину в Казани (установлен в 1847 году). Поэт изображен, согласно «Спутнику по Казани» Н.П. Загоскина, «сидящим на табурете, с непокрытою головою, облеченный в тогу и обутый в неизбежные при этом сандалии. Поэт приподнял вооруженную стилем правую руку, левою рукою поддерживает лиру. Глаза Державина обращены к небу: он воспевает свою знаменитую оду Богу. Четырехугольный чугунный постамент, на котором водружена статуя поэта, с трех сторон украшен горельефами».

В 1836 году Гальберг представил в Совет Академии художеств рисунки эскизов и описание проекта памятника Карамзину. «Так как всякий памятник Славы определяется, пишет он, исключительно для увековечения великих и полезных деяний, то эта первоначальная или основная мысль должна указывать потомству те подвиги или труды, коими поэт или герой стяжал себе право на монумент… Прилично и согласно с требованиями изящного было бы поставить как памятник на богатом пьедестале музу истории Клио, которая, имея в левой руке эмблематический признак свой трубу, правой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали Государства Российского, посвящая их таким образом бессмертию».

Затем Гальберг описывает содержание барельефов, которыми украсятся боковые стены пьедестала. На одном – Карамзин, читающий в 1811 году Александру I «О славных опасностях и подвигах его предка Дмитрия Иоанновича Донского», на другом – Карамзин на смертном одре, окруженный друзьями и родственниками, держит в руках рескрипт, слова которого «Русский народ достоин знать свою историю. История, вами написанная, достойна русского народа», должны быть ясно видны», подчеркивает Гальберг.

Был предложен также второй проект, где предполагалось представить статую самого Карамзина, который «стоит, оперши скрижали своей истории на колонну эмблему несокрушимости».

Скульптурный образ Н.М. Карамзина в принципе мог быть решен и иначе, в соответствии с пушкинским определением: «Первый историк и последний летописец» предположим, в облике Нестора. Однако в восприятии своих первых читателей он чаще соотносился с именами античных историков: Тацит, Ливий, Геродот. Поэтому не так уж нелеп был проект Гальберга, подвергшийся критике Н.М. Языкова (он, как известно, писал за границу Н.В. Гоголю в 1844 году: «Не нахожу слов выразить тебе мою досаду, что в честь такого человека воздвигают эту вековечную бессмыслицу!» и Ф.М. Достоевского, отметившего в 1875-76 гг.: «...В Симбирске на памятнике Карамзину один из барельефов изображает Карамзина, читающего Александру I свою «Историю», оба в древних костюмах, т.е. голые, по крайней мере на 9/10».

Дело в том, что общая композиция памятника Карамзину, созданного по первому проекту Гальберга, принципиально соотносится с тематической композицией стихотворных текстов, объединенных идеей памятника «К Мельпомене» Горация, «Памятник» Державина). Сама «пространственная композиция» скульптурного творения воплощает тот же самый мотивный комплекс, который образует стихотворные произведения: помещение бюста Карамзина в нише и вознесение на пьедестал музы истории Клио, опирающейся на скрижали «Истории государства Российского» и держащей в руке трубу славы, выдвигает на первый план идею бессмертия творца в его трудах. Все необходимые компоненты мотивного комплекса, восходящего к античности: бессмертие, его обоснование (заслуги), обращение к музе и вывод о заслуженной славе представлены в памятнике.

В стихотворениях Горация и Державина обозначена, кроме того, еще и «территория славы», очерченная руслами рек и морями: Ауфид, Давн у Горация, Волга, Дон, Нева, Урал, Белые и Черные воды у Державина. Образ реки символизирует поток времени. Волга, неподалеку от которой поставлен памятник Карамзину, тоже может восприниматься как элемент пространственной композиции, как «река времени в своем стремленье».

По наблюдению Н. Рамазанова в «Русском вестнике», «некоторые из опытных художников осуждали Гальберга, зачем он поставил на пьедестал Клио, а не самого Карамзина», однако такое решение было в высшей степени знаменательным, поскольку оно, невзирая на свои античные формы,отходило от горацианско-державинской традиции личной славы и приближалось к пушкинско-гоголевской оценке Карамзина, к идее высокого служения и самоотвержения. Вознесенная на пьедестал величественная и прекрасная статуя Клио оказывается выше главою (и в прямом, и в символическом смысле) не только царя, но и самого историка, помещенных на пьедестале. Муза в композиции памятника предстает, таким образом, как послушная лишь «веленью Божию».

На северном горельефе Карамзин читает страницы «Истории государства Российского» императору Александру во время его пребывания в Твери в 1811 году (17 марта). Но хорошо известно, что вечером того же дня Александр познакомился с карамзинским трактатом «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (известен под названием «Записка о древней и новой России»). Это был обзор русской истории, где Карамзин подчеркнул излишне насильственный характер реформ Петра I, осудил Екатерину II за аморализм, возведенный в ранг государственной политики, назвал правление Павла «жалкими заблуждениями» и, дав беспощадный анализ современности, заключил исключительно острой критикой всей внешней и внутренней политики Александра I. Проявив личную смелость и благородство, Карамзин оценил его реформаторские планы более реалистично, чем многие либеральные историки последующих эпох: он видел в них «не ответы на коренные вопросы русской жизни, а кабинетное административно-бюрократическое творчество, которое удовлетворяет лишь честолюбие бюрократов» из биографического словаря «Русские писатели».

На южном горельефе Карамзин, лежащий уже на смертном одре, рукою отклоняет щедрые дары, сыплющиеся из рога изобилия, все оставляя потомству.

Узнав о пожаловании ему и его семейству «царского» пенсиона Николаем I (50 тыс. руб.), он промолвил: «Это уж слишком много». Всегда опасаясь зависимости, он в учтивой форме благодарил императора, но выразил ту же мысль: «Благодеяние чрезмерно: никогда скромные желания мои так далеко не простирались». И охлаждение, и награды Карамзин всегда воспринимал с стоическим спокойствием. Вспоминая свое выступление в Российской Академии наук, Карамзин писал П.А. Вяземскому: «Когда добрый Шишков вручил мне золотую медаль и лучшая российская публика, по собственному внутреннему движению, встала при громе рукоплескания, противного академическому уставу, я был холоден: нужно ли объяснение? Неприятели и друзья! Вы не сделаете меня ни хуже, ни лучше – ни менее ни более. Если это не смирение, то и не гордость, а любовь к независимости, которую люблю любить…».

В русской литературе существует немало стихотворных текстов, посвященных Карамзину. Когда же поэты обращались не непосредственно к Карамзину, а к его монументу, в их произведениях начинали звучать мотивы державинского «Памятника», восходящего к античному источнику (ода Горация «К Мельпомене»), а само стихотворение приобретало стилевые черты торжественной оды соединение повествовательного и лирического начал, гражданственность содержания, трехчастное строение, исторические примеры, мифологические персонажи, образы природы, приемы ораторской речи, восклицания, высокая лексика, ямбические ритмы.

***

Представляет интерес проблема «памятника» в наследии Карамзина. По мнению Карамзина, монументы обладают способностью пробуждать в потомках высокие чувства и склонять их к героическим деяниям. Не случайно Д.П. Ознобишин при открытии памятника Карамзину в Симбирске прочитал свое стихотворение, в котором выразил надежду, что...

...русский юноша, теперь идущий мимо,

Взглянув на этот лик, сияющий в меди,

Любовь к отечеству, сей огнь неугасимый

Восчувствует в груди.

Стихи прозвучали дважды: на площади в момент открытия памятника и по просьбе присутствующих в зале гимназии после выступления М.П. Погодина. В построении произведений просматриваются основные логические части оды: посылка, рассуждение, заключение, повторяющие ключевые моменты горацианской оды «К Мельпомене». В стихотворениях явно присутствуют приметы одического стиля: церковнославянизмы, восклицания, риторические приемы.

Ознобишинское «Памяти Карамзина» прямо не соотносится с жанром оды, однако признаки жанра присутствуют в стихотворении. Закономерно появляется и тема реки как организующего момента художественного пространства и в то же время как конкретно-биографического образа:

А ты, на чьих брегах замолкнул звук булата,

Два царства u1087 падшие омывшая волной,

Ты, мирно льющая обилие и злато,

Ликуй: он пестун твой!

Да, Волга, он твой сын!

Образ русской реки приобретает концептуальное значение в свете последних трех строф, где представлен еще один необходимый компонент рассматриваемого мотивного комплекса: заслуги. Карамзин – это тот,

«Кто время Грозного, бесстрастный и свободный,

Деянья темные потомству передал:

Впервые нам раскрыл язык простонародный;

Русь миру указал!

Кто щедро взысканный, мечтал и дней в закате

О славе родины, когда язык немел!

Над кем монарх скорбел, и в сделанной утрате

С Россией сиротел».

Здесь мотиву заслуг придается сильное патриотическое звучание, но наряду с этим встает тема независимости, свободы писателя (историка) от земных владетелей. Обратимся к стихотворению Н.М. Языкова «Стихи на объявление памятника историографу Н.М. Карамзину» (1845). Н.М. Языков процитировал Державина, в первых же строчках открыто заявляя о своей принадлежности к горацианско-державинской традиции:

Он памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Достойный праведных похвал,

И краше, чем кумир иль столб каменосечный,

И тверже, чем литой металл!

Тот славный памятник, отчизну украшая,

О нем потомству говорит

И будет говорить, покуда Русь святая

Самой себе не изменит.

***

Академик М.П. Алексеев пишет в своей книге «Пушкин и мировая литература», что после 1850-х годов в поэзии исчезает самое представление о «Памятнике» «в его реальном и переносном смысле – как добрая память о деяниях человека; это представление становится теперь уже чуждым поэтике». Однако это не совсем справедливо.

Ознобишинские «Стихи, произнесенные на 100-летнем юбилее российского историографа Николая Михайловича Карамзина в Симбирске, 1 декабря 1866 года» как будто бы не обращены собственно к памятнику, они посвящены 100-летию писателя и историографа, однако и здесь легко обнаружить те же мотивы, которые создают тематическую композицию бронзовых и стихотворных памятников. И по заглавию, и по своим жанрово-стилевым особенностям оно вполне соотносится с одой.

Стихотворение и начинается с упоминания торжественного события открытия памятника Карамзину (одновременно обозначено и традиционное «пространство славы» с характерным ориентиром рекой):

Торжественно приволжская страна

Свой памятник в Симбирске открывала,

России дар в хвалу Карамзина!

Далее звучит тема бессмертия в народной памяти. Устанавливая связь между двумя событиями – открытием памятника историографу и наступившим юбилеем, поэт говорит о непрерывности традиций, о неувядающей любви народа к Карамзину. Воскрешая историка силой художественного воображения, Д.П. Ознобишин пытается взглянуть на недавнее прошлое (отмена крепостного права) и на свою современность (покушение на императора и др.), на случившиеся симбирские события (пожар) взглядом Карамзина.

Говоря о Карамзине как историке-патриоте, Ознобишин воплощает тему заслуг и, в соответствии не только с тематикой, но и с архитектоникой оды («ибо»), заключает итоговой мыслью о достойной деяний бессмертной славе, указывая также на временные ее пределы, точнее, ее беспредельность:

Народной славе он сочувствовал сердечно

И вознесет его прославленный народ,

И будет имя жить его в России вечно,

Доколь в сердцах любовь к Отечеству живет!

В рукописном отделе Пушкинского дома хранится другой вариант рассматриваемого стихотворения, значительно отличающийся от опубликованного. Однако выделенные мотивы зримо прослеживаются и здесь, причем даже более четко, вероятно, вследствие краткости и упорядоченности текста, поделенного на строфы (четыре восьмистишия). Эти четыре строфы подобны граням пьедестала, на котором легко вообразить музу истории.

В первой строфе говорится о недавнем событии торжественном открытии памятника Карамзину. Согласно традиции и в соответствии с одическим стилем упоминается нисхождение одной из «горних муз», очерчивается пространство славы Россия. Вторая посвящена идее бессмертия, нетленной памяти в народах, преодолению смерти. Третья строфа касается современных событий покушения на жизнь императора и скорби Поэта, «когда б рассказ повел о злодеянье». В заключительной четвертой строфе, в полном соответствии с традицией, делается заключение о заслуженном неувядаемом венце из лавров, о вечной жизни «в устах народа» и, подтверждая ожидание, является образ реки как символ пространства и времени. Таким образом, симбирский памятник Карамзину поистине можно назвать стихотворением в бронзе.

Созданный на почве авторитетной и впечатляющей традиции (Гораций, Державин), памятник Карамзину в своем идейно-композиционном решении во многом предваряет пушкинское «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Карамзин, не страшась обиды, не требуя венца, хвалу и клевету приемля равнодушно, предстает как служитель музы, послушной лишь веленью Божию, как собрат поэта.

Любовь Сапченко