Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Радость творчества паустовский анализ. Константин Паустовский, классик русской литературы: биография, творчество

Радость творчества паустовский анализ. Константин Паустовский, классик русской литературы: биография, творчество

Тверской педагогический колледж

По учебной дисциплине «Детская литература»

Тема «Жизненный и творческий путь К.Г. Паустовского»

Выполнила: студентка экстерната

по специальности дошкольное образование

Ремизова Наталья Александровна

Преподаватель С.П. Дыдюк

Введение

Глава I. Жизненный и творческий путь К.Г.Паустовского

Заключение

Список литературы

Введение

Константин Георгиевич Паустовский – писатель, в чьем творчестве высокая поэтичность неразрывно и органично сливается с просветительской тенденцией. Он был убежден, что «в любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». Паустовский – общепризнанный мастер слова, считавший писательство призванием, которому следует посвятить себя целиком.

Чтобы иметь право писать, нужно хорошо знать жизнь, - решил еще юношей будущий писатель и отправился в путешествие по стране, жадно вбирая впечатления. Исследователь творчества Паустовского Л. Кременцов отмечал, что вырасти в крупного мастера писателю позволили прежде всего психологический тип его личности – необычайно эмоциональный и в то же время волевой, а кроме того, прекрасная память, живой интерес к людям, к искусству, к природе; с годами – и широкая эрудиция, культура, богатейший жизненный опыт.

Глава 1. Жизненный и творческий путь К.Г.Паустовского

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая в Гранатном переулке. Кроме него, в семье было еще трое детей – два брата и сестра. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. Мать Паустовского была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась «твердых взглядов», сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей. Его отец служил в управлении железной дороги, был неисправимым мечтателем и протестантом. Из-за этих своих качеств он не засиживался подолгу на одном месте и семья часто переезжала: после Москвы они жили в Пскове, Вильно, Киеве. Родители развелись когда Константин учился в шестом классе, и мальчика отправили на Украину в семью деда, бывшего солдата, и бабки-турчанки. С тех пор он сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. Когда пришло время, мальчик поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Любимым предметом была русская литература, и, по признанию самого писателя, на чтение книг уходило больше времени, чем на приготовление уроков.

В 1911 году, в последнем классе гимназии, К.Г. Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». С тех пор решение стать писателем завладело им крепко, и он начал подчинять свою жизнь этой единственной цели.

После окончания гимназии он два года пробыл в Киевском университете, а затем в 1914 году он перевелся в Московский университет и переехал в Москву. Но начавшаяся мировая война не позволила ему завершить образование, он ушел на фронт санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах, и многие вспоминали потом добрым словом умелые руки этого человека. Паустовский сменил множество профессий: был вожатым и кондуктором московского трамвая, учителем русского языка и журналистом, рабочим на металлургических заводах, рыбаком.

С 1923 года он несколько лет проработал редактором в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Редакторская хватка сохранилась у Паустовского на всю оставшуюся жизнь: он был внимательным и чутким читателем молодых авторов. Зато к собственным произведениям писатель относился очень критически; многие вспоминают, как после чтения своего нового произведения, даже если слушатели восприняли его восторженно, он мог ночью уничтожить написанное.

В двадцатые годы его творчество выразилось в сборниках рассказов и очерков «Морские наброски» (1925), «Минетоза» (1927), «Встречные корабли» (1928) и в романе «Блистающие облака» (1929). Их герои – это люди романтического склада, не терпящие повседневной рутины и стремящиеся к приключениям.

О детстве и юности писатель вспоминал в книгах «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Романтики». Первые его произведения были полны ярких экзотических красок. Это объясняется тем, что в детстве вокруг него постоянно «шумел ветер необычайного» и его преследовало «желание необыкновенного». В 30-е годы Паустовский обращается к исторической теме и жанру повести («Судьба Шарля Лонсевиля», «Северная повесть»). К этому же времени относятся произведения, которые считаются образцами художественно-познавательной прозы: «Колхида» (1934), «Черное море» (1936), «Мещерская сторона» (1930). В творчестве Паустовского впервые органически сливаются в одно целое повесть, очерк, краеведческое и научное описание.

После того как Паустовский поселился в Москве, в его жизни практически не случалось никаких крупных событий. Только в тридцатые годы он по примеру других писателей решил обновить жизненные впечатления и отправился на великие стройки времени. Появившиеся после этого повести «Кара-Бугаз» (1932) и «Колхида» (1934) принесли ему известность. В них окончательно определилась главная идея творчества писателя – человек должен бережно и трепетно относиться к земле, на которой живет. Для того чтобы написать повесть «Кара-Бугаз», Паустовский объехал почти все побережье Каспия. Многие герои повести – лица реальные, а факты – подлинные.

С 1934 года произведения Паустовского в основном посвящены описанию природы и изображению людей творческого труда. Он открывает особую страну Мещеру – местность, расположенную к югу от Москвы – край между Владимиром и Рязанью, - куда приехал впервые в 1930 году. Мещерский край Паустовский называл своей второй родиной. Там он прожил (с перерывами) больше двадцати лет и там, по его словам, прикоснулся к народной жизни, к чистейшим истокам русского языка. «самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю, - писал Константин Георгиевич. – Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда». Поэтому и было столь сильным влияние лесного края на писательское сознание Паустовского, настрой его образов, на поэтику произведений.

О чем только не узнавал читатель из описаний малоизученного тогда еще края! О старинной его карте, которую приходится исправлять, настолько изменилось течение его рек и каналов; об озерах с таинственной водой разного цвета; о лесах, «величественных, как кафедральные соборы». Тут и птицы, и рыбы, и волчица с волчатами, и череп ископаемого оленя с размахом рогов в два с половиной метра… Но главное, что остается в душе читателя, - это ощущение прикосновения к тайне. К тайне очарования русской природы, когда «в необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет… Еще все спит… И только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха». Или когда «закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. А внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня».

«Мещерская сторона» начинается с уверения, что в этом крае «нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха». Но чем больше узнаешь эту «тихую и немудрую землю под неярким небом», тем все больше, «почти до боли в сердце», начинаешь ее любить. К этой мысли писатель приходит в финале повести. Он считал, что прикосновение к родной природе, ее познание – залог истинного счастья и удел «посвященных», а не невежд. «Человек, знающий, например, жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника».

Пристальное вглядывание во все проявления жизни людей и природы не приглушало романтического звучания прозы Паустовского. Он говорил, что романтика не противоречит острому интересу к «грубой жизни» и любви к ней; почти во всех областях человеческой деятельности заложены золотые зерна романтики.

Там было все, что привлекало писателя с самого детства, - «глухие леса, озера извилистые лесные реки, болота, заброшенные дороги и даже постоялые дворы. К.Г. Паустовский писал, что Мещере он «обязан многими своими рассказами, «Летние дни», «Мещерская сторона» и «Повесть о лесах».

За годы своей писательской жизни он был на Кольском полуострове, изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, Ладонежское и Онежское озера, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, на чудесном нашем северо-западе – в Пскове, Новгороде, Витебске, в пушкинском Михайловском, в Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии. Впечатления от этих многочисленных поездок, от встреч с самыми разными и – в каждом отдельном случае – по-своему интересными людьми легли в основу многих его рассказов и путевых очерков.

Каждая его книга – это собрание многих людей разных возрастов, национальностей, занятий, характеров и поступков. Кроме отдельных книг о Левитане, Тарасе Шевченко, у него есть главы романов и повестей, рассказы и очерки, посвященные Горькому, Чайковскому, Чехову, Пушкину, Гоголю, Лермонтову и др. Но все же чаще он писал о простых и безвестных – о ремесленниках, пастухах, паромщиках, лесных объездчиках, сторожах и деревенских детях.

Важной частью творчества Паустовского стали художественные биографии «Орест Кипренский» (1937), «Исаак Левитан» (1937) и «Тарас Шевченко» (1939), а также сборник эссе «Золотая роза», основной в котором была тема творчества.

Паустовский, в отличие от многих других писателей, никогда не писал на злобу дня. Даже в тридцатые годы, когда многие откликались, например, на события, связанные с покорением Севера, Паустовский писал прежде всего о судьбах людей, связанных с этим краем, - «Северная повесть» (1938).

Паустовский был великолепным рассказчиком, он умел видеть и по-новому открывать мир, всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Поэтому совершенно не случайно, что он стал писать и для детей.

Особенностью же Паустовского было романтическое восприятие мира. Правда, он умудрялся оставаться реалистически конкретным. Пристальное вглядывание во все проявления жизни людей и природы не приглушало романтического звучания прозы Паустовского. Он говорил, что романтика не противоречит острому интересу к «грубой жизни» и любви к ней; почти во всех областях человеческой деятельности заложены золотые зерна романтики.

Зерна романтики с большой щедростью рассыпаны и в маленьких рассказах Паустовского о детях. В «Барсучьем носе» (1935) мальчик наделен особым слухом и зрением: он слышит, как шепчутся рыбы; он видит, как муравьи устраивают паром через ручей из сосновой коры и паутины. Не удивительно, что именно ему дано было увидеть, как барсук лечит обожженный нос, засунув его в мокрую и холодную труху старого соснового пня. В рассказе «Ленька с Малого озера» (1937) мальчик очень хочет узнать, из чего сделаны звезды, и бесстрашно отправляется по болотам искать «метеор». Рассказ полон восхищения неуемностью мальчика, его острой наблюдательностью: «Ленька первый, из многих сотен людей, которых я встречал в своей жизни, рассказал мне, где и как спит рыба, как годами тлеют под землей сухие болота, как цветет старая сосна и как вместе с птицами совершают осенние перелеты маленькие пауки». У героя обоих рассказов был реальный прототип – маленький приятель писателя Вася Зотов. Паустовский не раз возвращался к его образу, наделяя разными именами. В рассказе «Заячьи лапы» (1937), например, он – Ваня Малявин, нежно заботящийся о зайце с опаленными при лесном пожаре лапами.

Атмосфера доброты, юмора наполняет рассказы и сказки Паустовского о животных. Рыжий вороватый кот («Кот-ворюга», 1936), долго изводивший людей невероятными своими проделками и, наконец. Пойманный «с поличным», вместо наказания получает «замечательный ужин» и оказывается способным даже на «благородные поступки». Щенок изгрыз пробку резиновой лодки, и «густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух». За «хулиганскую выходку» щенка наказали – не взяли на озеро. Но он совершает «щенячий подвиг»: один бежит ночью через лес к озеру. И вот уже «мохнатая, мокрая от слез Мурзикина морда» прижимается к лицу рассказчика («Резиновая лодка», 1937).

Общение людей с животными должно строиться на основе любви и уважения, убежден писатель. Если же этот принцип нарушается – как в сказке «Теплый хлеб» (1945), - то могут произойти самые страшные события. Мальчик Филька обидел раненого коня, и тогда лютый мороз пал на деревню. Лишь искреннее раскаяние Фильки, его горячее желание искупить свою вину привело наконец к тому, что задул «теплый ветер». Романтическая заостренность повествования, свойственная писательской манере Паустовского, проявляется уже в самом начале сказки: «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло».

Характерная черта сказок Паустовского – искусное смешение реального и чудесного. Петя пасет колхозных телят, наблюдает за бобрами и птицами, разглядывает цветы и травы. Но вот в повествование вплетается история нападения старого медведя на стадо. Все звери и птицы оказываются на стороне Пети и яростно воюют с медведем, на человеческом языке угрожая ему расправой («Дремучий медведь», 1948). Обыкновенная жизнь девочки Маши в «Растрепанном воробье» (1948) протекает параллельно со сказочной жизнью птиц – старой вороны и бойкого воробья Пашки. Ворона стащила у Маши букетик стеклянных цветов, а воробей отнял его и принес на сцену театра, где танцует Машина мама.

Сказочные персонажи Паустовского – «артельные мужички», лягушка-квакша или «заботливый цветок» – помогают людям, как и в народных сказках, в ответ на доброе отношение к ним. Так проявляется традиционно- дидактическое направление его произведений, предназначенных детям. Гармония человеческих чувств и прекрасного в природе – вот идеал К.Г.Паустовского.

Слова Константина Паустовского «Люди обычно уходят в природу, как на отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием» могут быть своеобразным лейтмотивом творчества писателя. В русской прозе он остался прежде всего певцом природы среднерусской полосы.

Например, его сказки «Стальное колечко» (1946), «Дремучий медведь» (1948), «Растрепанный воробей» (1948) или «Теплый хлеб» (1954).

По своей манере Паустовский оказался близок к Андерсену: он также умел увидеть в обыкновенном необычное, его произведения всегда событийны, и любое происшествие кажется необычным, выходящим из привычного ряда вещей. Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, при этом основная авторская мысль всегда выражена ненавязчиво и тонко. Сказки Паустовского отличает какое-то особенное изящество, они написаны простым и емким языком: «Музыка громко и весело запела о счастье», «Ночью в лесу выли продрогшие волки», «Вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки».

В круг детского чтения вошли и многие произведения Паустовского, написанные о природе. Последние же годы творчества мастера были посвящены созданию шеститомной эпопеи о пережитых годах, она так и была названа – «Повесть о жизни» в нее вошли несколько произведений Паустовского начиная с 1945 года, когда были написаны «Далекие годы». Следующее произведение из этого цикла – «Беспокойная юность» - вышло в 1955 году, через два года – «Начало неведомого века», еще через два в 1959 году – «Время больших ожиданий». В 1960 году появился «Бросок на юг», а в 1963-м – «Книга скитаний».

В жизни Паустовский был необычайно мужественным человеком. Его зрение постоянно ухудшалось, писателя мучила астма. Но он старался не показывать, как ему приходилось тяжело, хотя характер у него был достаточно сложным. Друзья старались всячески помочь ему.

Заключение

В историю отечественной литературы Константин Георгиевич Паустовский вошел как неподражаемый мастер слова, великолепный знаток русской речи, пытавшийся сохранить ее свежесть и чистоту.

Произведения Паустовского после их появления становились очень популярными среди юных читателей. Известный критик детской литературы А.Роскин заметил, что если бы чеховские герои из рассказа «Мальчики» читали Паустовского, то бежали бы они не в Америку, а на Кара-Бугаз, на Каспийское море, - столь сильно было влияние его произведений на юные души.

Его книги учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину, другим важным человеческим качествам, которые так необходимы в жизни.

В русской прозе он остался прежде всего певцом природы среднерусской полосы.

Список литературы

1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Паустовский К.Г. Поэтическое излучение. Повести. Рассказы. Письма. М.: «Молодая гвардия», 1976.

3. Паустовский К.Г. Повести. Рассказы. Сказки. Изд-во «Детская литература» Москва, 1966.

4. Паустовский К.Г. Заячьи лапы: Рассказы и сказки М.: Дет. лит., 1987.

Константин Паустовский

(1892-1968)

«Я не променяю Среднюю Россию

на самые прославленные и потрясающие

красоты земного шара...»

К.Г. Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский - выдающийся русский писатель, его романы, повести и рассказы по праву считаются классикой отечественной литературы XX века. Для советских читателей Паустовский - это олицетворение человеческого и писательского благородства, совесть эпохи.

Будущий писатель-классик родился в Москве в далёком 1892 году в семье инженера-железнодорожника. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве, где Константин поступил в гимназию. С 16 лет был вынужден зарабатывать на жизнь. Первый небольшой рассказ Паустовского «На воде» (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни». По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском, затем в Московском университете. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде, на металлургическом заводе, затем стал рыбаком в артели на Азовском море. Октябрьскую революцию 1917 года Паустовский встретил в Москве. Писатель очень много ездил по стране, работал журналистом, в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте.

В 1945-1963 гг. писал свое главное произведение - автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг. Тогда же к нему пришло мировое признание. В 1965-м году планировалось присуждение Нобелевской премии Паустовскому, однако премию вручили другому нашему выдающемуся писателю Шолохову. Паустовский умер в 1968 году в Москве. В 1978 году одну из малых планет назвали Паустовский - в честь писателя. Именем писателя назван теплоход «Константин Паустовский».

Константин Паустовский вспоминал, что любовь к природе «завладела им с детских лет». Уже в первых его произведениях чувствуется особое авторское внимание к живому миру. Писатель обладал редкостным талантом - способностью подмечать то, что ускользает от «ленивых человеческих глаз». Почему еловые шишки весят гораздо больше сосновых? Почему человека, идущего по некошеному полю, может неотступно преследовать ласточка и кричать так, будто у неё отняли птенца? Он заражает читателя восхищением природой, раскрывает простые, казалось бы, истины. Но Паустовский писал не только о природе. Дети - вот чьим языком владел он в совершенстве и для кого сочинил - увлекательно и с юмором - немало своих замечательных произведений. Особое место в творчестве автора принадлежит произведениям для детей: «Заячьи лапы», «Растрепанный воробей», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Заботливый цветок», «Кот-ворюга», «Похождения жука-носорога» «Дремучий медведь», «Тё

Методика формирования представления у младших школьников о творчестве К.Г. Паустовского

дипломная работа

1.2 Произведения К.Г. Паустовского, включаемые в круг детского чтения

Паустовский давно связан с детской литературой. Многие его произведения печатались в детских журналах и в детских издательствах. Выходивший до войны журнал «Детская литература» неизменно откликался на каждое новое произведение Паустовского.

Прошлое, настоящее и будущее объединяются в произведениях писателя, призывают верить в мечту, стремиться к ее осуществлению. В своем творчестве он часто обращался к детской аудитории, создавая для нее сказки («Стальное колечко», «Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Артельные мужички», «Квакша», «Заботливый цветок» и другие), рассказы («Резиновая лодка», «Сивый мерин», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Подарок», «Сказочник», «Золотой линь» и другие), повести («Кара-Бугаз», «Собрание чудес», «Колхида» и другие).

В данных произведениях всегда присутствует юмор, добрый и оптимистичный. Рассказы Паустовского художественно совершенны, что тоже дает нам право говорить о том, что это рассказы для детей. Рассказы Паустовского стилистически безукоризненны. Умение проникнуть в тайну русской природы, передать «неуловимую связь» человека и природы («бормотание родников, крик журавлиных стай») оставляет большое впечатление в сердце юного читателя.

Произведение «Заботливый цветок» Паустовский относит к сказке, т.к. все, что происходит в природе это волшебство, чудо. Он хотел показать, что красота вся и кроется в повседневности, это просто нужно уметь видеть.

Ребенок быстро реагирует на все хорошее, и если его учить наблюдать за мгновениями природы на высокохудожественных произведениях К.Г. Паустовского, то тогда, надеемся, не наступит «обнищание душ».

Простые по сюжету, написанные лаконичной, «сжатой» прозой, произведения Паустовского обогащают душу человека, помогают эстетическому и эмоциональному развитию юного читателя. «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»,-- говорит старику собиратель песен в рассказе «Колотый сахар». И Паустовский рассказывает о людях горячей, активной мечты: о Ване Малявине, который несет к ветеринару зайца с обожженными лапами («Заячьи лапы»), о мальчике-«выдумщике», который слышал, как шептались рыбы, видел, как барсук лечил нос («Барсучий нос»), о Леньке с Малого озера, который ищет для школьной коллекции падучую звезду («Ленька с Малого озера»).

Разнообразный познавательный материал, содержащийся почти в каждом произведении писателя, простота и увлекательность изложения, четко выраженное отношение к добру и злу, стилистическое совершенство - все это обеспечивает книгам Паустовского прочный успех и широкую популярность среди юных читателей. Но под внешним пластом познавательного материала у Паустовского скрыт глубинный философский смысл, поэтический подтекст, который скорее будет понят взрослым, чем ребенком. Это относится и к циклу рассказов «Летние дни».

Эти рассказы трудно назвать рассказами зоологическими, хотя почти в каждом из них действуют животные. Паустовский рассказывает о людях и о тех взаимоотношениях, в которые они вступают с животными.

Главный объект его внимания - человек, внешне ничем не выделяющийся, взятый не в переломный момент жизни, а в наиболее постоянном, «стабильном», откристаллизовавшемся его состоянии.

Человек - это не просто существо, наделенное определенной системой политических взглядов. Человек - это целый мир, в котором сосуществуют, скрещиваются и противоборствуют многообразные интересы.

Герои рассказов Паустовского не совершают как будто таких выдающихся подвигов. Они не сгорают на кострах и не закрывают своим телом амбразуры вражеских дотов. Их поступки внешне скромнее и менее приметны. Но эти люди сделаны из того же теста, из которого делаются герои. Как тысячи маленьких озер, едва видимых ручейков и затерявшихся речушек питают полноводное раздолье широких рек, так и повседневное поведение и повседневный быт героев служит естественной средой, в которой рождаются подвиги. Для них, для этих героев Паустовского, «хочу» неотделимо от «надо». «Хочу» потому, что «надо». И «надо» потому, что «хочу». Поэтому они люди необыкновенно цельные. Поэтому они всегда, благоприятствуют им обстоятельства или нет, остаются верны самим себе. Они могут ошибиться и сделать ложный шаг. Но они скорее погибнут, чем совершат поступок подлый и непорядочный. Не потому, что будут бояться косых взглядов, а потому, что они наделены большой и никогда не засыпающей совестью. Они ненавидят душевное крючкотворство, самообман, ложь и лицемерие. И пуще всего - красивые слова, прикрывающие некрасивые поступки. Если ты человек в настоящем смысле этого слова, если ты не единственная цель своего бытия, ты всегда будешь поступать по-человечески, тебе никогда не придется краснеть за себя и никакие силы на свете не сумеют склонить тебя к этому, что ты делать не хочешь и не должен.

Уже на закате лет Константин Георгиевич Паустовский написал очень мудрое и глубокое по своему содержанию произведение, которое назвал «Золотая роза».

Произведения Константина Георгиевича Паустовского вошли в программу классного чтения для начальной школы еще во второй половине ХХ века. Первые встречи с его рассказами завораживают учащихся. Но уже второй и третий уроки по одному и тому же тексту, вместо радости общения с писателем обычно несут скуку и разочарование: содержание произведения уже известно детям, а приемы повторного перечитывания, применяемые формально, не способствуют открытию новых пластов в понимании идейно-художественного смысла.

А между тем писательская палитра К. Г. Паустовского очень богата: подтекст, тонкий изящный юмор, смысловая и эмоциональная насыщенность детали. И все это требует достаточно развитого художественного восприятия, каковым юный читатель пока еще не располагает.

Умение воспринимать художественное произведение не приходит само по себе, оно формируется постепенно, в течение какого-то времени, требует от учителя терпения и педагогического такта, а от детей постоянного общения с талантливыми произведениями.

Рассказы К.Г. Паустовского являются благодатным материалом для формирования читательской культуры младших школьников. Поскольку работа над ними требует двух-трех уроков, появляется возможность уточнить и развить целостное эмоциональное впечатление, возникающее у детей при первичном чтении, и помочь им подняться на новую ступеньку в осмыслении произведения.

В процессе знакомства младших школьников с произведениями К.Г. Паустовского нужно заботиться о формировании не только навыка чтения, но и комплекса читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно художественного смысла произведений писателя. Ниже рассмотрим особенности чтения и анализа рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» и раскроем методику формирования некоторых читательских умений.

В рассказе активно утверждаются добрые начала в человеке, необходимость гуманного отношения к «братьям меньшим». Перед нами предстает яркое, захватывающее повествование о необычных событиях, очерченные несколькими штрихами персонажи со своим особенным характером, одухотворенные пейзажи. Как донести все это до младших школьников? Как избежать превращения рассказа в материал для механического перечитывания? Как помочь детям услышать живой голос автора?

Раскрытию гуманистического пафоса произведении будут способствовать элементы проблемного и композиционного анализа, взятые во взаимосвязи с многократным перечитыванием соответствующих эпизодов.

Приступая к разработке уроков по такому сложному тексту, учителю следует помнить, что все компоненты произведения, начиная с заглавия и кончая пейзажем, нацелены на раскрытие авторской концепции. Остановимся на этом подробнее.

С первых строк мы ощущаем авторское сочувствие к зверьку, которое все более проявляется по мере развития событий. Маленький, теплый, плачущий заяц болен и принесен туда, куда в таких случаях принято приносить животных -- к ветеринару. Но вместо ожидаемой помощи -- грубая издевка: «Зажарь его с луком -- деду будет закуска».

Заяц тихо дрожит под засаленной курткой, а его уже жалеет сердобольная бабка Анисья. Она-то и дает дельный совет: идти за помощью к доктору Карлу Петровичу. Заяц стонет от боли и жажды, и Ваня Малявин бежит босиком по горячей песчаной дороге, чтобы поскорее напоить его. Притихнувшего, измученного зверька несут в город, где дед Ларион, преодолевая робость деревенского жителя, упрямо просит сердитого доктора о помощи: «Что ребенок, что заяц - все одно».

И доктор лечит, а через два дня судьбой необычного пациента интересуется уже весь маленький городок.

Такова цепочка событий, в центре которых - заяц. Так нарастает сочувствие к нему, благополучно разрешается конфликт между зло и добром, в котором проявляет себя каждый персонаж.

Раскрытию идейно-художественного смысла служат не только персонажи и их группировка, но и сюжет, композиция, пейзажи.

Сюжет рассказа -- драма на лесном пожаре и лечение зайца -- в общем-то, что привычно для детской литературы. «Брат меньший» сделал человеку добро, спас его от неминуемой смерти, и человек платит ему тем же.

Но представим себе, что события в рассказе даны в той же временной последовательности, что и в жизни. Вероятно, тогда читатель меньше сочувствовал бы заячьей беде, ибо утратился элемент тайны. В самом деле, почему вдруг дед Ларион решил вылечить зайца? Почему он упрямо сравнивает зайца с ребенком? Что это за заяц? Как он спас деда? Нарушение временной последовательности в изложении событий, перенесение эпизода пожара в самый конец придают повествованию таинственность и драматизм. Иными глазами смотрим мы вместе с дедом Ларионом на привычное дело -- охоту. Сердито смотрим, понимая свою вину.

Утверждению гуманистического пафоса служит не только сюжет и способ его раскрытия, но и все компоненты композиции. Особенно значимы в этом речевые характеристики персонажей и пейзажи. Каждое действующее лицо проявляет свое отношение к заячьей беде не только через поступок, но и через слово. Съеживаешься, боясь удара, от грубых реплик ветеринара. Он и не говорит, а «кричит», «прикрикивает» и «толкает в спину». Одурел, оголец, валяй -- привычные для него выражения, от которых не только Ване, но и читателю хочется плакать. Лаконичная речевая характеристика дает представление о тупом, жестоком (и не человеке вовсе) ветеринаре. И привычное, бытующее понятие о том, что козу еще можно лечить, а зайца только жарить на закуску, поражает своей варварской сущностью.

Хриплым шепотом, тихо, волнуясь, говорит Ваня. «Шамкает» бабка Анисья, но настолько добрым голосом, что это «шамканье» кажется певучим. Упрямо бормочет дед Ларион, робея перед интеллигентным строгим доктором, но не думая отступать и находя слова, убеждающие Карла Петровича взяться за лечение зайца.

Сердито говорит доктор. Но как по-разному сердятся Карл Петрович и ветеринар: первый захлопывает крышку рояля под аккомпанемент грома, второй толкает ребенка в спину. Ветеринар не умеет и не хочет лечить зайца. Доктор никогда не лечил зайцев, но, сраженный аргументом: «Что ребенок, что заяц -- все одно», -- лечит и вылечивает.

Пейзажи в рассказе являются средством характеристики персонажей, позволяют наглядно представить себе место действия, заставляют острее переживать события. Каждый из них имеет свое особое лицо. Вот лес в невыносимую засуху, по стволам сосен стекает, застывая, янтарная смола. Под босой ногой на тропинке -- горячая земля. Пахнет сухой гвоздикой. В небе -- ни облачка. А вот приближается гроза. Она выходит из-за Оки. Гром ленив: кто знает, может быть, дождь пройдет стороной. Потемнело. Ветер. Рябь на реке. И стремительные картины пожара, когда кажется, что это и не дед Ларион, а ты, читатель, убегаешь, ищешь спасения, задыхаешься в дыму.

Итак, понимание идейно-художественного смысла рассказа определяется адекватным восприятием таких его компонентов, как заглавие, сюжет, композиция, персонажи, пейзажи.

Уточнив, какие компоненты текста являются определяющими в восприятии его детьми, учитель может умело организовать процесс анализа и перечитывания рассказа с учетом их значимости.

Правильное и глубокое восприятие учащимися рассказа будет во многом зависеть от выбора учителем приемов чтения и анализа. Отбирая их, надо помнить о необходимости формирования у детей навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения, образного мышления, синтаксически правильной и выразительной речи. Выбор приемов должен быть обусловлен художественным своеобразием рассматриваемого рассказа.

Как мы уже отмечали, результатом всей аналитической работы над рассказом должно быть раскрытие его идейно-художественного смысла. Начать это раскрытие целесообразно с постановки проблемы. Проблематично уже заглавие рассказа: о зайце или о людях? Следовательно, проблемная установка может быть связана с расшифровкой заглавия, почему рассказ так называется, в чем смысл его заглавия, о ком рассказ, о зайце или о людях? Решению проблемы посвящаются три урока. Рассмотрим один из возможных вариантов их проведения.

На первом уроке целесообразно организовать знакомство с текстом произведения, анализ сюжета, тренировку навыка чтения, пропедевтическую работу над пейзажем.

Учитель объявляет тему урока и дает установку к первичному восприятию текста: «Мы познакомимся с рассказом К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». Как вы думаете, можно ли по названию определить, о ком или о чем будет этот рассказ? (Дети обычно говорят, что рассказ про зайца.) Прочитаем произведение и посмотрим, правильным ли был ваш ответ».

Рассказ читается комбинированно детьми и учителем. Наиболее сложные для восприятия компоненты текста читает учитель (начало рассказа, пейзажи в 1-й, 2-й и 3-й частях, встречу деда с доктором). По ходу чтения возможен ненавязчивый акцент на основных событиях с помощью вопросов, задаваемых учителем после чтения наиболее значительных эпизодов: «Нашел ли Ваня помощь у ветеринара? Помог ли доктор зайцу? Кто же спас деда во время пожара?»

Предлагаемый вариант комбинированного чтения позволит акцентировать внимание детей на пейзажах, что поможет формированию умения распознавать их в тексте.

В процессе вторичного чтения и беседы по прочитанному состоится более глубокое знакомство с сюжетом. Задача вторичного чтения выяснить, о чем рассказ, о каких событиях в нем повествуется, и эта задача должна быть четко поставлена перед детьми.

Дети перечитывают следующие эпизоды:

1. Приход Вани к ветеринару. 2. Совет бабки Анисьи. 3. Дорога к доктору и встреча с ним. 4. Лесной пожар и спасение деда Лариона.

Не стоит стремиться к немедленной оценке этих событий. На данном этапе важно научить детей видеть их в ткани рассказа, запомнить их последовательность, понять предметную сторону каждого эпизода (например, Ваня принес зайца с обожженными лапами к ветеринару, а тот не захотел его вылечить и вытолкал мальчика. Бабка Анисья пожалела зайца и дала Ване дельный совет. Дорога к доктору была длинной и трудной. Сам доктор был удивлен и даже рассержен просьбой деда, но зайца лечить взялся. И так далее).

Дома учащиеся перечитывают повествовательные отрывки, учатся их пересказывать.

На втором уроке необходимо поставить такие цели, как: формирование у детей эстетической оценки событий и персонажей; обучение элементам характеристики персонажа; дальнейшее раскрытие учащимся идейно-художественного смысла произведения.

Проверив домашнее задание, учитель предлагает детям продолжить работу над текстом, поучиться выразительно читать его и поближе познакомиться с героями. Для раскрытия характера персонажа здесь целесообразно использовать прием выборочного чтения в сочетании со словесным рисованием портрета героя, анализом его речевой характеристики и выявлением его отношения к зайцу. Эта работа формирует у детей их собственную оценку персонажа и его поступков.

Так, например, перед учащимися ставится задача выяснить, что собой представляет дед Ларион. Читая эпизоды о нем или с его участием, дети узнают, что дед Ларион - старый охотник, живущий на далеком Урженском озере. Он посылает внука к ветеринару, но, потерпев там неудачу, сам, по жаре пешком несет зайца в город, где, преодолевая робость, просит детского доктора вылечить зверька. Эпизод пожара поясняет причину заботливого отношения деда Лариона к зайцу и добавляет новый штрих к его характеристике: это человек, хорошо понимающий природу и животных и умеющий отвечать добром на добро. Детям предлагается представить, как выглядит дед Ларион, как он говорит. Подробных деталей, характеризующих этот персонаж, в рассказе мало: растрепанная борода -- и, пожалуй, все. Но поступки, указание на род занятий, возраст позволяют детям воссоздать внешний облик героя: старый человек, возможно, невысокого роста, сгорбленный, с седой бородой и седыми волосами, коричневые от загара лицо и руки, подвижный, худощавый, говорит, как говорят деревенские люди.

Зачитывание эпизодов и беседа о деде Ларионе заканчиваются выводом-оценкой: дед Ларион очень хороший, добрый, отзывчивый человек, сочувствует и помогает животным, попавшим в беду.

Осмыслить характер персонажа поможет совместное составление плана, который может быть таким:

1. Какие поступки совершил персонаж? Прочитай эпизоды с его участием и расскажи о событиях, в которых как-то проявляются черты его характера.

2. Как выглядит персонаж? Найди описание его внешности и дополни его своими деталями. Почему ты представляешь себе этого героя именно таким?

3. Как говорит персонаж? Найди и прочитай его реплики и авторское описание речи.

5. Как ты относишься к герою?

Работа над персонажем предполагает и тренировку в выразительном чтении, так как именно оно выявит степень понимания детьми того или иного характера и его оценку.

Как мы уже отмечали, выразительное чтение должно быть педагогически организованным. Четко ставится задача чтения. Например, выбрав для чтения эпизод встречи деда Лариона с доктором Карлом Петровичем, учитель предлагает классу передать в чтении интеллигентность доктора, его любовь к музыке, недоумение и даже небольшое раздражение в ответ на необычную просьбу деда, а затем понимание, что зайца необходимо вылечить. Таким образом, задача чтения будет вытекать из задачи раскрытия характера персонажа. Выразить голосом надо то, что уже понято в персонаже: характер персонажа, авторское и свое к нему отношение.

Мы уже отмечали одну композиционную особенность рассказа: все действующие лица выявляют свою человеческую сущность через отношение к больному зайцу. Одни проходят проверку на человечность, другие - нет. Эта мысль может прозвучать в конце второго урока: добрых, отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих, жестоких; благодаря им зайца спасают.

Дома учащиеся готовят рассказ об одном из персонажей (на выбор) и выразительное чтение понравившегося эпизода с его участием.

На третьем уроке можно выполнить следующую очень важную работу, а именно: сопоставление композиции с сюжетом, чтение и анализ описаний природы, постижение идейно-художественного смысла произведения.

Перед проверкой домашнего задания учитель напоминает классу главную задачу чтения и разбора рассказа «Заячьи лапы»- выяснить, что хотел К.Г. Паустовский сказать своим читателям? Почему он дал именно такое заглавие своему произведению? Затем дети рассказывают о беде зайца, о том, как он себя чувствовал и об отношении к нему каждого персонажа (по плану, составленному на предыдущем уроке).

Затем учитель подводит итог: произошло знакомство с событиями, с персонажами, в них участвующими, но это не значит, что рассказ раскрылся читателю до конца. В нем есть загадки. Одна из загадок -- последовательность событий в жизни и в повествовании. Детям предлагается сопоставить эти цепочки событий. В ходе просмотрового чтения уточняется, в какой последовательности события происходили на самом деле (сюжет) и в какой о них рассказывал писатель. На доске появляется запись:

События в рассказе Событии в жизни

1.Ваня у ветеринара. 1.Лесной пожар.

2.Совет бабки Анисьи. 2.Ваня у ветеринара.

3.Дорога в город. 3.Совет бабки Анисьи.

4.Встреча с доктором 4.Дорога в город.

5 Лесной пожар. 5.Встреча с доктором.

6. Заяц у деда 6.Заяц у деда.

При сопоставлении событий в рассказе и в жизни, естественно, возникают вопросы «Почему автор нарушил реальную последовательность событий?», «Почему рассказ о лесном пожаре перенесен в самый конец повествования?» Для ответа на них следует еще раз обратиться к третьей части, перечитать ее, выяснить, что дед Ларион старается спасти обгоревшего зайца потому, что чувствует себя виноватым перед зверьком. Заяц спас деда от верной смерти, вывел его из огня, а дед перед этим стрелял в зайца, хотел убить его.

Самым ярким, важным и драматичным эпизодом в тексте является пожар. Это страшное бедствие для леса, его обитателей, для людей. Тень пожара ощущается в рассказе с первой и до последней строчки. Пожар показал, что отношения между человеком и животным (между охотником и зверем, между тем, кто убивает, и тем, кто должен бояться человека) могут быть дружескими. Слабый, раненый, обгоревший зверек выводит своего извечного врага -- охотника -- из беды, спасает от верной гибели.

Последовательность событий в рассказе нарушена, чтобы подчеркнуть наиболее драматичный эпизод в нем и тем самым помочь читателю понять главную мысль: животные -- наши друзья, к ним надо относиться бережно.

Раскрытию идейно-художественного смысла произведения способствует и работа над пейзажем. Детям предлагается найти пейзажи в тексте, верно определить их границы. Здесь-то и проявят себя результаты первичного комбинированного чтения, при котором описания природы читает сам учитель. Затем идет обучение воссозданию пейзажа с опорой на авторские микрокартины, непосредственный опыт детей, лексический анализ и контроль за своими представлениями. Дети прислушиваются к настроению, вызванному у них описаниями природы, и вместе с учителем стараются ответить на вопрос: «Для чего нужен тот или иной пейзаж в рассказе?»

Вот, например, как могут быть организованы чтение и анализ пейзажа в третьей части. Учитель спрашивает детей, какое настроение у них возникло при чтении эпизода пожара (чувство страха, тревоги, опасности, напряжения), предлагает найти это описание в тексте и представить его. Следует проследить за тем, чтобы дети отделяли описание пожара от повествовательного текста. Надо помочь им выбрать опорные детали для воссоздания картин.

Сложность в воссоздании этого пейзажа в том, что у детей будет очень малая опора на непосредственный жизненный опыт. Лесной пожар для большинства -- картина страшная, фантастическая и малопредставляемая.

После воссоздания дети уточняют настроение, вызванное пейзажем и стараются прочитать описание так, чтобы нарисовать голосом картину пожара и передать настроение тревоги, страха, отчаяния.

Затем учитель подводит детей к мысли, что описание пожара в рассказе нужно для того, чтобы подчеркнуть, из какой страшной беды заяц вызволил деда, чтобы стало ясно, почему дед-охотник вдруг лечит зайца, а не «жарит его с луком».

Работа над пейзажем в первой и второй части рассказа организуется, исходя из наличия времени. Так, пейзаж в первой части можно просто найти, зачитать и выяснить, что нужен он для того, чтобы показать, как тяжело переносит засуху природа, как плохо чувствует себя заяц.

Измученность природы показана и в пейзаже во второй части рассказа. Кроме этого, описание жары выявляет характер деда Лариона: его благодарность зайцу так велика, что он в самую жару, пешком, несет зверька в город - на лечение.

Описание грозы во второй части рассказа интересно и по характеру, и по своей композиционной функции. В отличие от всех других описаний природы оно антропоморфично. Гроза, гром, молнии изображены как живые существа. Гроза «выходит» из-за Оки большим гигантским сказочным существом. Гром -- «ленивый», «заспанный силач», «нехотя потряхивал землю». Молнии «исподтишка» бьют в луга. Каждое явление имеет свой характер, свою живую душу.

Этот пейзаж интересен еще и тем, что при его чтении возникает аналогия с судьбой зайца.

В итоговой беседе учитель обобщает весь рассмотренный на уроках материал: заголовок и его понимание; последовательность событий в жизни и в рассказе; персонажи и их отношение к судьбе зайца и авторская оценка; пейзажи и их роль в тексте,-- все это служит раскрытию дорогой для автора мысли о бережном отношении ко всему живому.

Рассмотрим методику работы по изучению сказки Паустовского «Стальное колечко». На первом уроке необходимо рассказать ребятам о сказке (что такое сказка?), об авторе сказки «Стальное колечко», показать им портрет. Затем возможно чтение сказки вслух по абзацам, после чего ученики высказывают свое мнение о том, что им больше понравилось и запомнилось, а также вместе с учителем составляют рассказ.

На втором же уроке можно организовать защиту рисунков самих ребят, а также рассказ о Варе по картинному плану. Ведь иллюстрация активизирует внимание учащихся, интерес к сказке.

Можно сначала обсудить возраст Варюши. Важно, чтобы школьники на основании отдельных фактов и деталей умели приходить к умозаключениям. Так, поскольку автор ласково называет девочку Варюшей, поскольку она внучка, можно заключить, что это девочка 7-10 лет. Ее уже можно послать в соседнее село за махоркой. Боец общается с ней не как с барышней 10 лет, а как со взрослым и серьезным ребенком лет 7-8. Просит продать махорку, дает ласковые прозвища, сочиняет сказку про колечко. Из этого отрывка видно, насколько серьезно и по-взрослому Варюша относится к деду и его болезни: идет в соседнее село за махоркой, не соглашается продать махорку бойцу. Вместе с тем видно, что она очень добрая и наблюдательная девочка: понимает, насколько человек может хотеть закурить, делится дедовой махоркой с бойцом. Варюша - общительная девочка: уверенно и по-взрослому общается с бойцами. Есть и первые намеки на то, что она впечатлительная девочка: верит в сказку.

Пусть школьники отыщут два сравнения: «цветок-лепесток в валенках» и «анютины глазки с косичками». Конечно, в обоих случаях мы имеем дело с метафорами (когда один предмет «девочка» уподобляется другому предмету «цветку» на каком-то основании: красоте, нежности в первом случае, синеве глаз - во втором случае). Но поскольку мы не вводим в начальной школе понятия метафоры, то назовем это сравнением.

Признаки рассказа хорошо видны в тексте: указано, в каком именно селе живут дед с внучкой, и в какое село Варюша идет за махоркой. Все конкретные детали: снегопад, станция, проносящийся мимо поезд - характерны именно для рассказа. А главное, школьники должны отметить, что уже в этом фрагменте текста раскрывается характер девочки. Содержание беседы девочки с бойцом также говорит о том, что это рассказ: ведь то, что перстенек обладает чудесными свойствами, может быть просто доброй шуткой взрослого человека.

Вместе с тем то же самое содержание беседы бойца с девочкой по поводу перстенька очень похоже на сказочное. Во-первых, боец (которого другой боец называет «колдуном», хотя это только потому, что тот уцелел, будучи сапером) не просто так дарит девочке колечко, но за то, что она выдержала испытание: не стала продавать махорку бойцу, но угостила его. Во-вторых, сам характер комментариев бойца по поводу колечка похож на сказку: колечко можно надевать на три разных пальца, и оно начинает обладать разными свойствами, оказавшись на среднем, указательном или безымянном пальце. В этом уже заложено очередное испытание для героини: что она предпочтет в дальнейшем. В-третьих, даже описание поезда похоже на описание чудовища, которое может подхватить и унести маленькую героиню.

Школьникам должно быть понятно, что если они определят текст как рассказ, то та история, которую они придумают, должна будет развиваться так, как в обычной жизни, то есть подчинятся случаю. А если они воспримут текст, как сказку, то развитие событий в нем должно будет подчиняться строгим сказочным законам.

Работая над сказкой, необходимо учить учащихся внимательно следить за содержанием изучаемого произведения: исправлять ошибки при чтении, находить сравнения, то есть показать, что автор использует в тексте прием сравнения и для чего он это делает.

На этих уроках необходимо использовать разные виды работ: выборочное чтение, пересказ, составление рассказа - одним словом, осуществлять большую работу по развитию речи учащихся.

Все это необходимо делать учителю для того, чтобы учащиеся могли воспринять эту сказку целостно.

Чудо, которое случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы, - это одновременно и приход весны, и выздоровление деда. Это чудо касается всей природы, всего живого вокруг. Школьники найдут и зачитают описание наступающей весны. В этом описании автор использует прием олицетворения: «Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче».

Поправился ли дед потому, что Варюша нашла колечко и надела его на средний палец, или оттого, что пришла весна, - неизвестно. Это зависит от того, как школьники определят жанр текста.

Но важно обратить внимание школьников на то, что особенностью текста Константина Паустовского является его глубоко поэтический характер. А поэтическое восприятие мира - это уже чудо, которое не менее значительно, чем сказочные чудеса. Поэтическое восприятие мира преображает мир, помогает обнаружить в нем волшебную сторону, дает человеку силы и надежду, помогает преодолеть страх и болезнь.

Второе чудо связано с тем ощущением счастья, которое пробуждается в душе, если это развитая и восприимчивая душа, которая может расцвести от погруженности в красоту окружающего мира. Варюша наслаждается тем, что наблюдает приход весны: она умеет смотреть и видеть, не просто слушать, но и слышать, умеет ощущать невидимые прикосновения воздуха, умеет получать от всего этого огромное удовольствие. Именно красота пробуждающейся к жизни природы захватывает Варюшу и окутывает ее чувством счастья. Не случайно девочка просыпается очень рано и одна идет к лесу. Второе чудо - это все тот же приход весны, который делается все более и более ярким и заметным.

Важно, чтобы школьники обнаружили не только зрительные образы («белые подснежники», «зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов; «из ореховых сережек посыпалась желтая пыльца», «такой свет лился с небес, что…» и так далее), но и способность автора создать звуковой образ весны - образ, основанный на многочисленных звуковых впечатлениях. Позванивают белые подснежники (пусть отыщут потрясающее сравнение, которое создает впечатление этого позванивания: «будто в нем сидел маленький жук…»), стучит дятел, запела иволга, закуковала кукушка. Автор отмечает и перекличку петухов, и звон воды, и пересвистывание птиц. Есть и тактильные ощущения прихода весны (чувствуются как бы прикосновения весны): сильный, теплый, ласковый ветер; липкие березовые листочки.

Необходимо обратить внимание детей на то, что приход весны описывается именно как чудо: «Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щелки, но все время посмеивались. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов».

Самое главное впечатление, которое приносит Варюше ощущение большущей радости и счастья, - это впечатление необыкновенной красоты пробуждающейся к жизни природы. Но это не просто какая-то абстрактная природа - это природа конкретного местечка, в котором живут Варюша и ее дед, - деревушки Моховое. Пусть дети зачитают финальный абзац этого рассказа-сказки: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!» Здесь выражена мысль о том, что не надо далеко ходить за счастьем: счастье - оно рядом, надо просто уметь его разглядеть; надо воспитывать глаз и развивать душу, чтобы уметь наслаждаться красотой мира, который окружает тебя.

Удивительное сочетание тонкости, породы, благородства и озорства. Таким виделся Константин Паустовский, студент Многие люди знают его как выдающегося писателя, написавшего большое количество произведений не только для взрослых, но и для детей. В каком году родился Константин Паустовский? Как он стал писателем? Какие темы для своих книг выбирал Константин Паустовский? Биография известного русского писателя изложена в статье. Начнем с самого рождения.

Константин Паустовский: биография

Основы личности закладываются ещё в детстве. От того, чему и как учат ребенка, зависит его последующая жизнь. Она у Паустовского была весьма увлекательной. В ней оказалось много странствий, войн, разочарований и любви. Да и могло ли быть иначе, если Константин Паустовский родился в конце 19 века, в 1892 году. Так что испытаний на долю этого человека хватило сполна.

Место рождения Константина Паустовского - Москва. Всего в семье было четверо детей. Отец работал на железной дороге. Его предками были запорожские казаки. Отец был мечтателем, а мать властной и суровой. Несмотря на то что родители были простыми рабочими, в семье очень любили искусство. Пели песни, играли на рояле, любили театральные постановки.

В детстве, как и многие ровесники, мальчик мечтал о далеких странах и синих морях. Любил путешествовать, семье часто приходилось переезжать с места на место. Учился Паустовский в гимназии города Киева. Когда из семьи ушел отец, беззаботное детство закончилось. Костя, как и два его старших брата, вынужден был зарабатывать на жизнь репетиторством. Оно занимало все его свободное время, несмотря на это, он начинает писать.

Дальнейшее образование он получил в Киевском университете, на факультете истории и филологии. Затем учился в Москве, на юридическом. С началом Первой мировой войны учебу пришлось бросить и пойти работать кондуктором на трамвае, затем санитаром. Здесь он познакомился со своей первой женой Екатериной Степановной Загорской.

Любимые женщины

Константин Паустовский был женат трижды. Со своей первой женой он прожил около двадцати лет, родился сын Вадим. Они прошли вместе суровые испытания, но в какой-то момент времени просто устали друг от друга и приняли решение расстаться, сохранив при этом дружеские отношения.

Вторая жена - Валерия, была сестрой известного польского художника. Прожили вместе не один год, но тоже расстались.

Третьей женой стала известная актриса Татьяна Евтеева. Константин Паустовский влюбился в красавицу, она родила ему сына Алексея.

Трудовая деятельность

За свою жизнь Константин Паустовский сменил множество профессий. Кем он только не был и чем только не занимался. В юности репетиторством, позднее: кондуктором трамвая, санитаром, рабочим, металлургом, рыбаком, журналистом. Чем бы он ни занимался, старался всегда приносить пользу людям и обществу. Одна из его первых повестей "Романтики" писалась около двадцати лет. Это своего рода лирический дневник, в котором Паустовский описывает основные этапы своей трудовой деятельности. В годы Второй Мировой войны писатель работал военным корреспондентом.

Любимые увлечения

С раннего возраста Константин Паустовский любил мечтать и фантазировать. Он хотел стать капитаном дальнего плавания. Узнавать о новых странах - было самым увлекательным занятием мальчика, не случайно его любимым предметом в гимназии была география.

Константин Паустовский: творчество

Его первое произведение - небольшой рассказ - было опубликовано в литературном журнале. После этого он долгое время нигде не печатался. Создается впечатление, что он накапливал жизненный опыт, набирался впечатлений и знаний, чтобы создать серьезное произведение. Он писал на самые разные темы: любовь, война, путешествия, биографии знаменитых людей, о природе, о секретах писательского мастерства.

Но любимая тема была - описание жизни человека. У него есть много очерков и рассказов, посвященных великим личностям: Пушкину, Левитану, Блоку, Мопассану и многим другим. Но чаще всего Паустовский писал об обычных людях, тех, которые жили с ним рядом. У многих поклонников творчества писателя очень часто возникает вопрос: писал ли Константин Паустовский стихи? Ответ можно найти в его книге "Золотая роза". В ней он говорит, что писал большое количество стихов в школьном возрасте. Они нежные и романтичные.

Самые известные рассказы

Паустовский известен и любим многими читателями, в первую очередь, за его произведения для детей. Он писал для них сказки и рассказы. Какие самые известные? Константин Паустовский, рассказы и сказки (список):

  • "Стальное колечко". Удивительно нежно и трогательно в этой сказке описываются переживания маленькой девочки. Герои этого небольшого произведения - бедные деревенские люди, которые умеют видеть красоту окружающей природы и человеческих взаимоотношений. Прочитав эту сказку, на душе становится тепло и радостно.
  • "Теплый хлеб". Действие рассказа происходит во время войны. Основная тема - отношения человека и лошади. Писатель легким и доступным языком, без излишнего морализаторства, объясняет, что только от нас зависит, в каком мире мы живем и будем жить. Совершая добрые поступки, мы делаем нашу жизнь ярче и радостнее.
  • "Растрёпанный воробей". Этот рассказ изучают по школьной программе. Почему? Он удивительно добрый и светлый, как и многие произведения, которые написал Константин Паустовский.
  • "Телеграмма". О чем этот рассказ? Одинокая женщина доживает последние дни своей жизни, а её дочка живет в другом городе и не торопится навестить свою старенькую мать. Тогда один из соседей отправляет телеграмму дочери с известием о том, что мать умирает. К сожалению, долгожданная встреча не состоялась. Дочь приехала слишком поздно. Этот небольшой рассказ заставляет нас задуматься о бренности бытия, а также о том, что необходимо беречь и ценить наших близких, пока не стало слишком поздно.

Простые, обычные вещи и события, как какое-то чудо описывает для читателя Константин Паустовский. Рассказы погружают нас в волшебный мир природы и человеческих взаимоотношений.

Повести Константина Паустовского

В своей жизни писатель много путешествовал и общался с разными людьми. Его впечатления от поездок и встреч станут основой многих его книг. В 1931 году он написал повесть "Кара-Бугаз". Она стала одной из любимых книг писателя. О чем она? В чем причина её успеха?

В том, что от неё невозможно оторваться, пока не перелистнешь последнюю страницу. Кара-Бугаз - это залив в Каспийском море. Русские ученые исследуют это место. В ней приводятся интересные научные факты и сведения. А самое главное, что это книга о силе человеческого духа и о терпении.

"Золотая роза" - это произведение стоит прочесть каждому, любящему творчество Паустовского. Здесь он щедро делится секретами писательского мастерства.

"Повесть жизни"

Паустовский прожил большую и нелегкую жизнь, многие факты которой он отразил в автобиографическом романе "Повесть жизни". Вместе со страной он переносил все тяжелые испытания, выпавшие на её долю. Не раз рисковал своей жизнью, терял близких людей. Но самым главным для него было сочинительство. Ради возможности писать он жертвовал многим. Его характер был неоднозначным, Константин Паустовский мог быть и жестким, и нетерпимым. А мог быть нежным, добрым и романтичным.

Книга "Повесть жизни" состоит из шести повестей. В каждой из них описывается определенный период в жизни писателя. Сколько времени он работал над этим произведением? Константин Паустовский "Повесть о жизни" писал в течение двадцати лет. Перед самой смертью он начал работать над седьмой книгой, но, к сожалению, закончить её так и не успел. Для многих почитателей творчества писателя это невосполнимая утрата.

Основные принципы

Он считал, что самый счастливый человек - это тот, кто не видел войны.

С высочайшим уважением относился к русскому языку. Считал его самым богатым во всем мире.

Он всегда служил своей стране и своему народу.

Любил природу и старался своим читателям передать эту любовь.

Он умел видеть красоту и романтику даже в повседневной жизни.

Любопытные факты

Константин Паустовский мог быть лауреатом Нобелевской премии. Он номинировался вместе с Михаилом Шолоховым, который её и получил.

Фильм по книге Паустовского "Кара-Бугаз" был запрещен к показу по политическим мотивам.

Любимым писателем в детские годы у Паустовского был Александр Грин. Благодаря ему, творчество писателя овеяно духом романтики.

В знак признательности и уважения, великая актриса Марлен Дитрих, вставала перед Константином Паустовским на колени.

В городе Одессе Паустовскому установлен памятник, в котором он изображен в виде сфинкса.

У писателя было большое количество орденов и медалей.

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968 гг) родился и умер в Москве, но провел детство и юность в Киеве. Семья писателя интернациональна - украинско-польско-турецкая. Дед по отцу, украинский казак, женился на турчанке. Бабка со стороны матери - из рода польских шляхтичей. В семье кроме Константина было еще трое детей: два старших сына и дочь. Старшие братья писателя погибли в один день на Первой мировой войне, в разных местах фронта.

Очерк жизни и творчества

В детстве Паустовского увлекали мечты о дальних странах. Он подолгу рассматривал географические карты, выискивая на них места, где бы ему хотелось побывать. Дядя по матери был путешественником и немного авантюристом. Участвуя в разных войнах и стычках (например, в Африке воевал на стороне буров против колонистов), он привозил разные байки, которые на мальчика производили большое впечатление. Неудивительно, что повзрослев, Паустовский сам стал неутомимым «странником земли».

Будущий писатель получил среднее образование в знаменитой Первой киевской гимназии, из которой вышли многие ученые, конструкторы, литераторы и философы.

Первым литературным опытом школьника стали стихи, во многом подражательные. Позже Паустовский пропросил Бунина оценить свое поэтическое творчество, на что получил рекомендацию оставить поэзию и заняться прозой. Первым опубликованным в журнале рассказом стал «На воде» (1912), его написал уже студент.

Становлению писателя, как это нередко и бывает, способствовали грандиозные события, которые происходили в стране и в воронку которых он оказывается втянут. Первую мировую войну юноша встретил патриотическим порывом и, несмотря на плохое зрение, пошел служить в полевой госпиталь. Паустовский переезжает в Москву к матери и сестре в 1914 году и возвращается сюда же с фронта. Работает репортером в газетах. После начала гражданской войны вся семья возвращается на Украину. Здесь молодого человека сначала мобилизуют в украинскую белогвардейскую армию, затем в Красную армию.

После окончания гражданской войны много путешествовал по югу России, Кавказу, бывал в Персии. Паустовский жадно впитывал жизненные впечатления, ловил и запоминал картины природы, собирал образы - их читатель встретит в позних произведениях автора. Писал немного, в основном очерки и небольшие рассказы, некоторые были изданы в 1925 году и составили сборник «Морские наброски». Был начат роман «Романтики». Произведения этого времени отличает некоторая расплывчатость образов, идей и мыслей. Писатель слишком восторжен, чтобы увидеть суть происходящего. Однако красивый литературный слог уже показывает будущего мастера слова.

(Константин Паустовский с Владимиром Луговским )

В Москуву возвращается в 1923 году и начинает печататься - собранные впечатления требуют перенесения на бумагу. Первым професиональным литературным трудом считается повесть «Кара-Бугаз» (1933). Это - о преобразователях природы, осушающих малярийные болота, возводящих в пустынях города. Паустовский не кривил душой, восхищаясь великими «романтиками», меняющими мир - он горд, что является свидетелем преобразований великой страны. Повесть была замечена читателями и критиками, высоко оценена М. Горьким и Р. Ролланом.

Паустовский, как талантливый мастер художественного слова, окончательно находит свое признание в описании и трогательном восхищении красотой природы. Во второй половине 30-х годов был написан сборник рассказов «Мещерская сторона». Писатель стал «персональным художником» этого уголка России. Он по многу месяцев жил в Мещере и писал о ней до конца своих дней.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский начал свой самый грандиозный проект - цикл автобиографических произведений, в которых запечатлена история страны первой половины-середины ХХ столетия. Произведения последних двадцати лет жизни писателя так или иначе имеют автобиографическую принадлежность. В том числе одно из самых глубоких по мысли, красивых произвендений «Золотая роза» (1956). Цикл художественной автобиографии составляют «Повесть о жизни» (1945 и 1955 гг), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960) и «Книга скитаний» (1963). Писатель хотел завершить рассказ 50-ми годами века, но не успел. Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968, похоронен в Тарусе.